Сколько длится допрос несовершеннолетнего. Особенности допроса несовершеннолетних обвиняемых подозреваемы

  • 8. Биологические следы человека – понятие, виды, способы выявления, фиксации и изъятия, криминалистическое значение.
  • 9. Следы транспортных средств – понятие, виды, способы выявления, фиксации и изъятия, криминалистическое значение.
  • 10. Следы орудий взлома и инструментов – понятие, виды, способы выявления, фиксации и изъятия, криминалистическое значение.
  • 11. Микроследы – понятие, виды, способы выявления, фиксации и изъятия, криминалистическое значение.
  • 12. Понятие и научные основы теории идентификации.
  • 13. Виды и объекты криминалистической идентификации.
  • 14. Стадии криминалистической идентификации.
  • 15. Идентификационные признаки – понятие и классификация.
  • 16. Понятие и значение криминалистической диагностики.
  • 17. Предмет, содержание и задачи криминалистической техники.
  • 18. Понятие, виды и значение научно-технических средств, применяемых при расследовании преступлений.
  • 19. Требования, предъявляемы к использованию научно-технических средств.
  • 20. Классификация научно-технических средств.
  • 21. Понятие и значение криминалистической фотографии при расследовании преступлений.
  • 22. Запечатлевающие и исследовательские методы криминалистической фотографии.
  • 23. Процессуальное оформление результатов криминалистической фотографии.
  • 24. Частые приемы фотосъемки места происшествия.
  • 25. Применение видео- и звукозаписи при расследовании преступлений.
  • 26. Особенности применения цифровой фотографии и видеосъемки.
  • 27. Понятие и содержание судебной баллистики.
  • 28. Понятие и классификация огнестрельного оружия.
  • 29. Следы выстрела – понятие, виды и криминалистическое значение.
  • 30. Определение направления и дистанции производство выстрела.
  • 31. Понятие, признаки и виды холодного оружия.
  • 32. Следы применения холодного оружия и их значения.
  • 33. Понятие и виды взрывных устройств.
  • 34. Понятие и виды взрывчатых веществ.
  • 35. Понятие технико-криминалистического исследования документов.
  • 36. Виды и способы подделки документов и методы их распознавания.
  • 37. Понятие, задачи и научные основы криминалистического исследования письма.
  • 38. Идентификационные и не идентификационные признаки письма.
  • 39. Судебно-почерковедческая экспертиза.
  • 40. Судебно-автороведческая экспертиза.
  • 41. Признаки внешности человека – их свойства и классификация.
  • 42. Понятие совестного портрета, требования, предъявляемые к его составлению.
  • 43. Объекты, несущие информацию о признаках внешности человека.
  • 44. Понятие и содержание криминалистической тактики.
  • 45. Формы взаимодействия следователей и оперативных работников при расследовании преступлений.
  • 46. Понятие и виды тактических приемов, комбинаций и операций.
  • 47. Понятие и виды следственного осмотра.
  • 48. Понятие осмотра места происшествия и тактические приемы его проведения.
  • 49. Этапы и стадии осмотра места происшествия.
  • 50. Осмотр трупа на месте происшествия.
  • 51. Осмотр документов и вещественных доказательств.
  • 52. Осмотр места взрыва.
  • 53. Освидетельствование – тактика проведения и криминалистическое значение.
  • 54. Фиксация результатов осмотра места происшествия.
  • 55. Тактика проведения проверки показания на месте.
  • 56. Подготовка и проведение проверки показаний на месте.
  • 57. Понятие, цели и задачи проверки показания на месте.
  • 58. Понятие и виды обыска.
  • 59. Тактика проведения обыска.
  • 60. Тактика проведение выемки.
  • 61. Криминалистическое значение изучения личности обыскиваемого.
  • 62. Тактика проведения предъявления для опознания.
  • 63. Понятие и виды предъявления для опознания.
  • 64. Особенности опознания по функционально-динамическим признакам.
  • 65. Особенности опознания по фотографии и портретному изображению.
  • 66. Понятие, виды и цели проведения следственного эксперимента.
  • 67. Подготовка к проведению следственного эксперимента.
  • 68. Тактика проведения следственного эксперимента.
  • 69. Понятие допроса и подготовка к его производству.
  • 70. Понятие психологического контакта и условия его установления.
  • 71. Особенности допроса несовершеннолетнего.
  • 72. Тактические приемы допроса в бесконфликтной ситуации.
  • 73. Тактические приемы допроса в конфликтной ситуации.
  • 74. Психологическое воздействие при допросе, его формы и методы.
  • 75. Нетрадиционные методы проведения допроса.
  • 76. Понятие и цели проведения очной ставки.
  • 77. Фиксация хода и результатов допросов.
  • 78. Понятие, характеристика и объекты уголовной регистрации.
  • 79. Общая характеристика системы уголовной регистрации.
  • 80. Экспертно-криминалистические учеты и коллекции.
  • 81. Оперативно-справочные и оперативно-розыскные учеты.
  • А. Пофамильные картотеки
  • Б. Дактилоскопические картотеки
  • 82. Автоматизированные информационные поисковые системы.
  • 83. Вспомогательные виды учетов и их значения.
  • 84. Понятие, научные положения и принципы методики расследования преступления.
  • 85. Понятие и содержание криминалистической характеристики преступлений.
  • 86. Понятие планирования – формы и виды.
  • 87. Принципы планирования расследования по уголовному делу.
  • 88. Понятие и виды криминалистической версии, ее отличие от гипотезы.
  • 89. Структура версии, правила ее построения и проверки.
  • 90. Понятие следственной ситуации – содержание и виды.
  • 91. Классификация криминалистических версий.
  • 92. Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
  • 93. Первоначальные и последующие следственные действия, проводимые по делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков.
  • 94. Экспертизы, проводимые по делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков.
  • 95. Криминалистическая характеристика убийств.
  • 96. Первоначальные и последующие следственные действия, проводимые при расследовании убийств.
  • 97. Экспертизы, проводимые по делам, связанным с убийством.
  • 98. Особенности расследования убийств, связанных с исчезновением потерпевшего.
  • 99. Понятие, виды и значение инсценировок.
  • 100. Расследование причинения тяжкого вреда здоровью.
  • 101. Расследование убийств, совершенных в условиях неочевидности.
  • 102. Криминалистическая характеристика краж.
  • 103. Первоначальные и последующие следственные действия, проводимые при расследовании краж.
  • 104. Экспертизы, проводимые по делам, связанным с кражами.
  • 105. Криминалистическая характеристика грабежей и разбойных нападений.
  • 106. Первоначальные и последующие следственные действия, проводимые при расследовании грабежей и разбойных нападений.
  • 107. Экспертизы, проводимые по делам, связанным с грабежами и разбойными нападениями.
  • 108. Криминалистическая характеристика изнасилований.
  • 109. Первоначальные и последующие следственные действия, проводимые при расследовании изнасилований.
  • 110. Экспертизы, проводимые по делам, связанным с изнасилованиями.
  • 111. Структура экспертных учреждений в рф.
  • 112. Понятие и виды судебных экспертиз.
  • 113. Заключение эксперта и его оценка.
  • 114. Участие специалиста в следственных действиях.
  • 71. Особенности допроса несовершеннолетнего.

    При подготовке к допросу несовершеннолетних учитывается процессуальное положение допрашиваемого, а также данные, характеризующие его личность. И то и другое значимо для определения круга участников допроса, места, времени и наиболее целесообразных тактических приемов его проведения, о способе вызова на допрос.

    В соответствии с законом несовершеннолетний свидетель в возрасте до 14 лет допрашивается только в присутствии педагога, выступающего в данном случае в роли специалиста. По усмотрению следователя педагог может присутствовать и при допросе свидетелей в возрасте от 14 до 16 лет. Указанное положение распространяется и на допрос несовершеннолетних потерпевших. При допросе обвиняемого, не достигшего 16-летнего возраста, педагог может присутствовать по усмотрению следователя или прокурора, а также по ходатайству защитника

    Вызов несовершеннолетних на допрос осуществляется, как правило, через их родителей или законных представителей. Если же у следователя имеются достаточные основания полагать, что эти лица причастны к преступным действиям подростка или способны склонить его к отрицательной линии поведения, то реализуются иные варианты. Следователь может вызвать подростка через посыльного, приехать в школу (профтехучилище, на работу) и допросить его в привычной обстановке. Нежелательно вызывать телефонограммой, так как это повлечет ненужную огласку. Крайне нежелательно доставлять подростка приводом, так как это может его травмировать и затруднит установление психологического контакта.

    Многое в тактике допроса определяется процессуальным положением несовершеннолетнего.

    Допрос подозреваемого несовершеннолетнего.

    Необходимо собрать хотя бы минимальную информацию о подростке, допросив его родителей, учителей (бригадира или мастера), соседей. Запросить участкового инспектора по делам несовершеннолетних, нет ли у него нужных сведений.

    При выборе момента и тактики допроса необходимо учитывать психологическое состояние подростка. Обычно это - эмоциональное возбуждение в сочетании с угнетенностью от непривычной обстановки. К этому добавляется страх перед наказанием, перед родителями, перед разоблачением. В такой момент важно побудить подростка к осознанию серьезности его положения и важности допроса, целесообразности сотрудничества со следствием. Для этого необходимо постараться снять (хотя бы частично) его нервное напряжение, успокоить, принять меры к установлению психологического контакта.

    Первый допрос очень важен. Нередко он остается основным и решающим, если в ходе допроса удалось получить объективные и полные показания. Начать следует с. беседы об условиях жизни, учебы (работы) и воспитания подростка, о круге его интересов, увлечений. Подросток может охотно рассказывать о себе и своих друзьях, полагая, что эти вопросы не имеют отношения к совершенному преступлению. После подробной беседы по биографическим данным ему необходимо очень подробно и доходчиво объяснить, в совершении какого преступления он подозревается.

    Очень важно правильно формулировать вопросы. Они должны быть конкретны, не сложны и не содержать фактических данных, способных что-то подсказать подростку. Не следует забывать о такой его черте, как внушаемость.

    Если подозреваемый признается в совершенном преступлении и готов подробно рассказать об этом, необходимо, постоянно анализируя его показания, допросить по каждому из обстоятельств. При этом желательно максимально детализировать излагаемые им факты и по возможности дословно занести их в протокол. Полученные подобным образом сведения позволят в дальнейшем установить, насколько они правдоподобны, действительно ли подросток совершил преступление или почерпнул информацию из других источников. В случае достоверности показаний они помогут установить новые сведения, отыскать похищенное, орудия преступления, выявить сообщников.

    Немаловажным при допросе будет демонстрация следователем своей осведомленности об обстоятельствах совершенного преступления. Однако это должны быть подлинные сведения, полученные из протокола осмотра места происшествия, показаний очевидцев и т. п. Использование элемента внезапности при предъявлении подозреваемому пусть не очень значительного, но убедительного доказательства способно склонить к необходимости говорить правду. Вместе с тем, предъявляя подростку те или иные доказательства, не следует забывать, что он в силу своего возраста и развития не всегда способен оценить их по достоинству. Поэтому целесообразно разъяснять ему истинное значение предъявляемых фактических данных.

    При ссылке на алиби следует учитывать, что подростки обычно заранее его не подготавливают. Поэтому детализирующие вопросы и ответы на них подозреваемого о месте, времени, свидетелях, совместных действиях и т. п. сведения, зафиксированные в протоколе допроса, помогут в дальнейшем выявить несостоятельность его ссылок на алиби.

    При допросе подозреваемого (14-16 лет) может присутствовать педагог, однако решать этот вопрос всегда надлежит с учетом многих факторов: характер преступления, роль подозреваемого в его совершении, личностные качества подростка и многое другое. В отдельных случаях присутствие педагога, которого знает и уважает подросток, поможет снять напряжение, успокоить допрашиваемого. В других случаях, например при расследовании половых преступлений, участие педагога, знакомого подозреваемому, нецелесообразно. Лучше пригласить его из другой школы (училища). Что касается родителей, то на этой стадии их присутствие нежелательно. Как показывает практика, подозреваемый несовершеннолетний, допрашиваемый в присутствии родителей, испытывает повышенное чувство стыда, теряется, замыкается.

    Допрос несовершеннолетнего обвиняемого.

    К моменту предъявления обвинения следователь должен иметь все необходимые сведения о несовершеннолетнем (от родителей, учителей, наставников, лиц из окружения подростка, из запросов и характеристик). Таким образом, готовясь к допросу, следователь располагает его нравственно-психологической и социально-демографической характеристикой. Добавим, что к этому моменту позиция подростка уже известна, поэтому, планируя допрос, следователь учитывает его отношение к обвинению. Перед допросом следователь может ознакомить педагога и защитника с психологической характеристикой подростка, чтобы они могли учитывать ее, участвуя в этом действии. Что касается допуска родителей, то так же, как в ситуации с подозреваемым, их участие на данной стадии нецелесообразно.

    Перед допросом следователь оглашает постановление о привлечении несовершеннолетнего в качестве обвиняемого. После этого подростку в доступной форме необходимо разъяснить сущность предъявленного обвинения, обоснованность квалификации, содержание процессуальных норм, упомянутых в постановлении, его права как обвиняемого, значение смягчающих и отягчающих вину обстоятельств.

    В соответствии с УПК следователь в начале допроса выясняет, признает ли обвиняемый себя виновным в предъявленном обвинении. Отрицательный ответ сразу фиксировать нецелесообразно, так как в ходе допроса подросток может изменить свою позицию под влиянием доказательств.

    Если подросток признает свою вину, допрос все равно должен быть проведен детально, без спешки, обстоятельно. Тактическими приемами такого допроса является максимальная детализация обстоятельств преступления и роли каждого из участников. Для этого должны быть выявлены обстоятельства, предшествовавшие преступлению, действия каждого из участников, их взаимоотношения, когда и как возник преступный умысел, кто был его инициатором.

    Если подросток, признавая свою вину, путается в деталях, то необходимо особо разобраться в том, происходит ли это в силу его психофизиологических свойств (эмоциональное возбуждение, отсталость в развитии и др.) или он сообщает сведения, известные ему из других источников.

    О необходимости выяснить роль взрослых подстрекателей или иных соучастников следует помнить на протяжении всего допроса. Обращать для этого внимание на различные обстоятельства свободного рассказа подростка, задавать вопросы, заранее подготовленные, а также формулируемые по ходу допроса, касающиеся взрослых лиц, их взаимоотношений и взаимодействия с подростком.

    Если несовершеннолетний не признает себя виновным, то помимо тактических приемов, используемых при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, могут быть использованы и другие. В первую очередь необходимо доходчиво раскрыть подростку общественную опасность совершенного преступления, отношение к этому людей, ущерб, который он причинил семье, близким. Показать при этом, к чему может привести отрицание вины и как важно для него дать правильную оценку происшедшему, чистосердечно раскаяться и активно сотрудничать со следствием; объяснить, что это будет иметь значение как смягчающее обстоятельство.

    Второй тактический прием - порядок предъявления доказательств. Особенность этого действия при допросе несовершеннолетнего обвиняемого, отрицающего свое участие в преступлении, будет заключаться в том, что доказательства целесообразнее, предъявлять по нарастающей, в логической последовательности и без большого разрыва во времени. При этом значение каждого доказательства необходимо разъяснять

    Не следует излагать его показания не свойственным подросткам языком.

    Несовершеннолетних, отличающихся развязным, хулиганским поведением, целесообразно допрашивать в официальной обстановке. Лучше, если следователь при этом будет одет в форму. Это дисциплинирует подростка, помогает изменить манеру поведения.

    Свидетелей и потерпевших, не характеризуемых отрицательным поведением, целесообразнее допрашивать в привычной для них обстановке. Это будет меньше травмировать их, способствовать установлению психологического контакта.

    Свидетелю (потерпевшему), не достигшему 16 лет, до начала допроса разъясняется необходимость давать правдивые показания, но они не предупреждаются об ответственности за дачу ложных показаний и за отказ или уклонение от дачи показаний. Свидетели (потерпевшие) старше 16 лет предупреждаются по полной форме.

    Тактика допроса несовершеннолетнего свидетеля.

    При подготовке к допросу целесообразно по возможности выяснить некоторые индивидуальные его качества: отношение к сверстникам (чувство товарищества, нечестность, доброжелательность, злость), черты характера (лживость, упрямство, скрытность и т. п.), интересы, увлечения, взаимоотношения с участниками события.

    Очевидцы преступления или лица, ставшие свидетелями каких-либо связанных с ним событий, обычно дают правдивые показания. Данная категория свидетелей обычно доверяет Следователю и, может быть и бессознательно, готова помочь в установлении истины. Вместе с тем это доверие и такая готовность чреваты возможностями подтвердить все, о чем его спрашивают. Поэтому вопросы, задаваемые несовершеннолетнему свидетелю (очевидцу), формулируются очень продуманно. Они должны быть краткими, четкими и не содержать в себе никакой подсказки, никакого внушения.

    При допросе несовершеннолетних свидетелей, участвовавших в общественно опасных деяниях, дело в отношении которых прекращено, может быть применена та же тактика допроса, что и в отношении несовершеннолетнего обвиняемого, с которым они весьма близки по содеянному.

    При допросе свидетелей из ближайшего окружения несовершеннолетнего обвиняемого следует учитывать факт их дружеских отношений. Нередко они образуют устойчивые группы, сформировавшиеся по признаку совместного проживания, по месту учебы (работы), проведению досуга.

    Свидетели данной категории связаны настоящей круговой порукой. Их необходимо убедить в том, что их "дружба", возникшая на почве нездоровых интересов, праздного времяпрепровождения, ничего общего не имеет с подлинной, когда человеку по-настоящему не безразлична судьба его друга и он готов ему помочь.

    Следует учитывать и то, что проявляемая свидетелем скрытность может быть результатом запугивания его обвиняемым или иными членами группы. Свидетель может "отмалчиваться и потому, что опасается возмездия за совершенные им проступки, которые еще не известны следствию. Все эти скрытые до поры до времени обстоятельства необходимо иметь в виду при допросе, стараясь проверить обоснованность таких предположений. Если в ходе допроса будут выявлены факты противоправного поведения свидетеля, следователь должен разъяснить ему, что хотя в его действиях нет состава преступления, но к нему могут быть применены меры воспитательного воздействия. Полезно при этом показать свидетелю на примере обвиняемого, к чему может привести подобное поведение.

    Дети до"14 лет, несмотря на склонность к фантазированию и повышенную внушаемость, очень наблюдательны. Они часто видят и запоминают такие подробности, которых не замечает взрослый человек. Это качество используют, обращая внимание допрашиваемого на детали и подробно фиксируя их в протоколе для последующей проверки.

    Допрашивать малолетних свидетелей необходимо в привычной для них обстановке в присутствии педагога (воспитателя детского сада) и родителей, если последние не заинтересованы в исходе дела. Допрос ведется в форме беседы самим следователем или по его поручению педагогом (воспитателем).

    Допрос потерпевших.

    Несовершеннолетние потерпевшие обычно объективны в своих показаниях. Однако, готовясь к допросу и осуществляя его, необходимо помнить, что они заинтересованы в исходе дела, так как им причинен моральный, физический или имущественный вред. К тому же на правдивость показаний может влиять то обстоятельство, что в момент преступного посягательства они находились в состоянии стресса, испытывали чувство страха, неадекватно воспринимали происходящее. К тому, же они думали не о том, как запомнить происходящее, а о самообороне и защите от посягательства.

    Если было совершено половое преступление, то потерпевшая(ший) может умалчивать о некоторых обстоятельствах или даже отрицать их.

    Нельзя не учитывать также и то, что на потерпевшего оказывают влияние (угрожают, стараются подкупить) родные, близкие, друзья обвиняемого. Все это определяет формулировки задаваемых ему вопросов и помогает наметить пути последующей проверки его показаний.

    Особенности допроса несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых на предварительном следствии

    Успех установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, во много зависит от умелого проведения следственных действий, среди которых центральное место занимает допрос, являющийся одним из главных средств получения доказательств.

    Результативность допросов во многом определяется неукоснительным соблюдением процессуальных норм и умелым использованием следователœем (дознавателœем) тактических приемов производства этого следственного действия, особенно при допросœе несовершеннолетних.

    При производстве по уголовным делам о преступлениях несо­вершеннолетних в основном применяются общие правила допроса, однако исходя из статьи 424, 425 УПК РФ предусматривается особый порядок вызова на допрос и допроса несовершеннолетнего по­дозреваемого, обвиняемого.

    В соответствии со ст. 424 УПК Российской Федерации вызов несовер­шеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стра­жей, к дознавателю производится через его законных представителœей, а если несовершеннолетний содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних - через администрацию этого учреждения.

    Смысл данной нормы в том, чтобы реально обеспечить, с одной сторо­ны, право несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого на презумп­цию невиновности, избежать причинœения ему вреда из-за ненужной огласки факта привлечения его к уголовной ответственности, а с другой - право на присутствие родителœей (законных представителœей) на всœех этапах уголов­ного судопроизводства в интересах несовершеннолетнего. Одновременно данный порядок вызова обязывает законного представителя или должност­ных лиц, на которых возложены обязанности обеспечить присмотр за над­лежащим поведением и явку не находящегося под стражей обвиняемого (подозреваемого) явиться к должностному лицу, осуществляющему произ­водство по делу, а самого несовершеннолетнего - для участия в выполне­нии следственных и иных процессуальных действий.

    Требования ст. 424 УПК РФ распространяются на несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, не достигших к моменту производства соот­ветствующего процессуального действия восœемнадцатилетнего возраста͵ на лиц, осуществляющих функции законного представителя, а также на адми­нистрацию специализированных учреждений, в которых содержится несо­вершеннолетний подозреваемый (обвиняемый).

    Не находящийся под стражей несовершеннолетний подозреваемый, об­виняемый вызывается к дознавателю повесткой, в которой указывается: к кому, по какому делу, по какому адресу, в какой день и час он должен явиться; обязанность законного представителя обеспечить его явку и по­следствия неявки без уважительных причин самого обвиняемого или по­дозреваемого (применение мер процессуального принуждения, предусмот­ренных гл. 14 УПК РФ, изменение меры пресечения на более строгую), а также законного представителя, в случае если он вызывается этой же повесткой.

    Повестка должна быть вручена непосредственно лицам, перечисленным в ст. 424 УПК РФ, передача ее иным лицам (как, к примеру, при вызове сви­детеля в соответствии с ч. 2 ст. 188 УПК РФ) либо самому несовершенно­летнему подозреваемому, обвиняемому без ведома его законного предста­вителя не допускается.

    Производство следственных и иных процессуальных действий с участи­ем несовершеннолетнего подозреваемого в ночное время (с 22 до 6 часов по местному времени) не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства (когда крайне важно сть в данном связана с неотложностью про­ведения следственных действий по закреплению следов только что совер­шенного преступления).

    Вызов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, содержаще­гося в специализированном учреждении для несовершеннолетних, осуще­ствляется через администрацию этого учреждения повесткой или с помо­щью средств связи (телœефонограммой, телœеграммой, факсимильным сооб­щением, электронной почтой и т.п.).

    Порядок допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемо­го регламентирован ст. 425 УПК РФ и предусматривает ряд ограничений и дополнительных условий в сравнении с правилами допроса взрослого лица, содержащимися в ст. 46, 47, 76, 77, 164, 173-174, 187-190 УПК РФ. Особые процессуальные правила допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого установлены с целью максимально обеспечить охрану прав и законных интересов процессуально недееспособных лиц, в т.ч. огра­дить несовершеннолетнего от неправомерных действий должностных лиц, производящих допрос, а также с целью обеспечить достоверность показа­ний об обстоятельствах, подлежащих доказыванию, сохранить юридиче­скую силу доказательств, полученных при допросœе, и избежать возможно­сти признания их недопустимыми. Важной задачей рассматриваемой нор­мы закона является также создание психологически комфортных условий для допроса.

    Процессуальные особенности допроса несовершеннолетнего подозре­ваемого, обвиняемого, предусмотренные ст. 425-426 УПК РФ, заключаются в следующем:

    1. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день. При этом допрос должен быть прерван в любой момент, ес­ли его продолжение может угрожать жизни или здоровью допрашиваемого. Обстоятельства, послужившие основанием для прекращения допроса, должны быть удостоверены в протоколе допроса по правилам, установлен­ным в ст. 167 УПК РФ. При наличии медицинских показаний дознаватель должен установить продолжительность допроса, руководствуясь заключе­нием врача (ст. 187 УПК РФ)

    2. Участие защитника в допросœе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого является обязательным в соответствии с требованием п. 2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ. Дознаватель обязан обеспечить участие защитника по своей инициативе, независимо от волеизъявления несовершеннолетнего подозре­ваемого, обвиняемого. Его отказ от защитника необязателœен для дознавате­ля, прокурора и суда (ч. 2 ст. 52 УПК РФ). Показания несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, данные при допросœе в стадии досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, относятся к не­ допустимым доказательствам, они не имеют юридической силы и не бывают положены в основу обвинœения, а также использоваться для доказыва­ния любого из обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу (ст. 73 УПК РФ).

    В ходе допроса защитник вправе задавать несовершеннолетнему подоз­реваемому, обвиняемому вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать подлежащие внесению в протокол замечания о пра­вильности и полноте сделанных в нем записей. В соответствии с положе­ниями ст. 166-167 УПК РФ защитник обязан подписать протокол допроса подозреваемого, обвиняемого, а в случае, в случае если последний отказывается подписать его или не может сделать это в силу физических недостатков, а также по состоянию здоровья - удостоверить факт отказа от подписания или невозможности подписания протокола допроса своей подписью.

    3. Важной особенностью допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, непосредственно влияющей на допустимость полученных показаний в качестве доказательств, является участие педагога или психолога.

    Дознаватель обязан обеспечить участие педагога или психолога в до­просœе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста͵ но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии.

    Участвуя в допросœе несовершеннолетнего обвиняемого или подозревае­мого, педагог или психолог не заменяет защитника, а выступает в качестве специалиста. Его роль - использование данных педагогики или психологии при подготовке, проведении допроса и фиксации показаний подозреваемо­го. Педагог или психолог призван способствовать созданию нормальной обстановки допроса, установлению контакта с несовершеннолетним, поста­новке корректных с точки зрения педагогики и психологии вопросов, пра­вильности и полноте записи показаний допрашиваемого в протоколе. В этих целях педагог или психолог наделяются определœенными правами, пре­дусмотренными ч. 5 ст. 425 УПК РФ, которые должны быть разъяснены ему до начала допроса:

    задавать с разрешения прокурора, следователя, дознавателя вопросы не­совершеннолетнему (при этом дознаватель должен обратить внимание данного специалиста на недопустимость постановки наводящих вопросов);

    знакомиться по окончании допроса с протоколом показаний и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

    Вместе с тем, педагог или психолог должны сделать свой вывод о пра­вильности ведения допроса с точки зрения педагогики и психологии.

    О разъяснении этих и других прав, а также обязанностей специалиста͵ предусмотренных ст. 58 УПК РФ, делается соответствующая отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью педагога или психолога.

    Поводом для участия педагога или психолога в допросœе несовершенно­летнего подозреваемого, обвиняемого в указанных в ч. 3 ст. 425 УПК РФ случаях является ходатайство защитника либо инициатива самого дознавателя.

    Закон прямо не указывает, в каких случаях для участия в допросœе несо­вершеннолетних подозреваемых, обвиняемых вызывается педагог, а в ка­ких - психолоᴦ. Решение об этом принимает по своему усмотрению лицо, производящее допрос. При этом важно, чтобы соответствующий педагог или психолог обладал специальными познаниями в области детской или юношеской психологии и имел опыт работы по обучению и воспитанию несовершеннолетних именно такого возраста и с именно такими отклоне­ниями в психическом здоровье или психическом развитии (к примеру, педа­гог общих или специализированных школ, дефектолог, сурдопедагог и т.п.). Выяснение компетентности специалиста в данном случае особенно важно для обеспечения допустимости доказательственной информации, получен­ной при допросœе, так как сведения о педагоге или психологе, участвовав­шем в допросœе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в ходе предварительного расследования, а также результаты его участия бывают использованы сторонами и судом при допросœе и оценке показаний несовершеннолетнего в суде. Соответственно при повторных и дополни­тельных допросах желательно обеспечить участие того же педагога или психолога, который участвовал в первом допросœе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.

    К участвующему в допросœе несовершеннолетнего педагогу или психо­логу относятся требования, установленные ст. 71 УПК РФ. Поскольку к участию в производстве по уголовному делу в качестве специалиста не должны привлекаться лица, заинтересованные в его исходе, не могут участ­вовать в допросœе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, на­пример, педагоги, ответственные за его воспитание (классный руководи­тель, воспитатель, директор школы), тем более, в случае если у них были конфликты с несовершеннолетним или его родителями. С тактических позиций также оправданным бывает приглашение для участия в допросœе специалиста͵ не знакомого несовершеннолетнему, которого он меньше стесняется и в при­сутствии которого должна быть более откровенным.

    В связи с указанными обстоятельствами до начала допроса дознавателю крайне важно ознакомить педагога или психолога с обстоятельствами дела, которые имеют значение для допроса, узнать, нет ли причин, которые препятствуют его участию в допросœе, разъяснить основания и порядок от­вода специалиста.

    4) В соответствии с пп. 2 и 3 ч. 1 ст. 426 УПК РФ в допросœе несовер­шеннолетнего подозреваемого, обвиняемого вправе также участвовать его законный представитель. Хотя данный субъект уголовного процесса не ука­зан в числе обязательных участников допроса, названных в ст. 425, в связи с чем дознаватель не обязан обеспечивать его участие в данном следствен­ном действии во всœех случаях, в то же время никто не может ограничить право законного представителя на участие в допросœе, в случае если он заявит об этом ходатайство. При этом законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого вправе лишь знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания по поводу правильности и полно­ты сделанных в нем записей. Задавать допрашиваемому лицу вопросы и требовать занесения их в протокол законный представитель не вправе. Как и защитник, он обязан подписать протокол допроса подозреваемого, обви­няемого, а в случае, в случае если последний отказывается подписать его или не мо­жет сделать это в силу физических недостатков или по состоянию здоро­вья - удостоверить факт отказа от подписания либо невозможности подпи­сания протокола допроса своей подписью.

    Аналогичные особенности, связанные с участием в следственных дейст­виях защитника, педагога (психолога) и законного представителя, имеет также порядок проведения очной ставки и проверки показаний на месте несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и сви­детеля.

    Вместе с тем, защитник несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняе­мого должен принимать участие во всœех следственных и иных процессу­альных действиях, проводимых с его подзащитным, реализуя в полном объёме полномочия, предоставленные ст. 53 УПК Российской Федерации. При этом задавать вопросы участникам следственного действия защитник может только с разрешения дознавателя; по окончании следственного дей­ствия защитник вправе знакомиться с протоколом, делать подлежащие за­несению в протокол замечания о его дополнении и уточнении.

    В отличие от защитника законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого вправе с разрешения дознавателя участвовать только в следственных действиях, проводимых с участием представляемого лица и его защитника. Права законного представителя в данном случае огра­ничиваются лишь возможностью знакомиться с протоколами соответст­вующих следственных действий и делать письменные замечания о пра­вильности и полноте сделанных в них записей.

    Допрос несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого обусловлен следующей спецификой: меньшим, чем у взрослых, объёмом знаний и жизненного опыта; слабой способностью к сосредоточенному вниманию; повышенной внушаемостью; тенденцией к смешению реально воспринятого и воображаемого; эмоциональностью суждений и действий .

    Эти моменты следователь должен учитывать при подготовке к допросу несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых.

    При подготовке к допросу несовершеннолетнего крайне важно получить информацию о личности обвиняемого. К моменту предъявления обвинœения об этом должны быть допрошены родители, классный руководитель, другие учителя, а если подросток работает, то и коллеги по работе.

    Следует приобщить к материалам дела развернутые письменные характеристики с места учебы, работы, жительства, а также из комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних.

    В УПК РФ существенным образом изменилась законодательная регламентация допроса несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых): определœена его продолжительность. Допрос несовершеннолетнего ограничен четырьмя часами в день, при этом обязателœен перерыв после первых двух часов допроса. Предусмотрены обязательное участие в допросœе защитника, а также урегулированы его права в рамках проведения данного следственного действия. Признано обязательным участие педагога или психолога в допросœе обвиняемого (подозреваемого), не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста͵ но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии. Вместе с тем, в допросœе вправе участвовать и законный представитель .

    Анализ обновленных правил производства допроса, представил нам возможность обосновать предложения по изменению процедуры его проведения:

    а) крайне важно установить перерыв продолжительностью не менее чем на два часа при допросœе несовершеннолетних обвиняемых, подозреваемых;

    б) запретить допрос несовершеннолетних обвиняемых, подозреваемых в ночное время;

    в) целœесообразно уточнить порядок привлечения к допросу несовершеннолетних обвиняемых, подозреваемых защитника, психолога, педагога, законного представителя.

    Подводя итоги данного параграфа, отметим, что в процедуру допроса, на наш взгляд, крайне важно внести следующие изменения:

    1. Необходимо исключить одновременное участие в допросœе защитника, педагога или психолога, законного представителя.

    2. Зафиксировать продолжительность перерыва при допросœе не менее чем два часа, даже при отказе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого от отдыха и еды.

    3. Предоставить право выбора несовершеннолетнему обвиняемому законного представителя для участия в уголовном судопроизводстве.

    4. При допросœе несовершеннолетнего обвиняемого приоритет участия в данном следственном действии крайне важно отдать именно психологу, а не педагогу. При этом под психологом, по мнению Михальчук Ю.П., с которым мы согласны, следует понимать лицо, имеющее высшее психологическое образование, со специализацией в области детской, подростковой, юношеской психологии, а стаж работы по специальности не менее 5 лет .

    Особенности допроса несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых на предварительном следствии - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Особенности допроса несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых на предварительном следствии" 2017, 2018.

    При подготовке к допросу несовершеннолетних учитывается процессуальное положение допрашиваемого, а также данные, характеризующие его личность. И то и другое значимо для определения круга участников допроса, места, времени и наиболее целесообразных тактических приемов его проведения, о способе вызова на допрос.

    В соответствии с законом несовершеннолетний свидетель в возрасте до 14 лет допрашивается только в присутствии педагога, выступающего в данном случае в роли специалиста. По усмотрению следователя педагог может присутствовать и при допросе свидетелей в возрасте от 14 до 16 лет. Указанное положение распространяется и на допрос несовершеннолетних потерпевших. При допросе обвиняемого, не достигшего 16-летнего возраста, педагог может присутствовать по усмотрению следователя или прокурора, а также по ходатайству защитника

    Вызов несовершеннолетних на допрос осуществляется, как правило, через их родителей или законных представителей. Если же у следователя имеются достаточные основания полагать, что эти лица причастны к преступным действиям подростка или способны склонить его к отрицательной линии поведения, то реализуются иные варианты. Следователь может вызвать подростка через посыльного, приехать в школу (профтехучилище, на работу) и допросить его в привычной обстановке. Нежелательно вызывать телефонограммой, так как это повлечет ненужную огласку. Крайне нежелательно доставлять подростка приводом, так как это может его травмировать и затруднит установление психологического контакта.

    Многое в тактике допроса определяется процессуальным положением несовершеннолетнего.

    Допрос подозреваемого несовершеннолетнего.

    Необходимо собрать хотя бы минимальную информацию о подростке, допросив его родителей, учителей (бригадира или мастера), соседей. Запросить участкового инспектора по делам несовершеннолетних, нет ли у него нужных сведений.

    При выборе момента и тактики допроса необходимо учитывать психологическое состояние подростка. Обычно это - эмоциональное возбуждение в сочетании с угнетенностью от непривычной обстановки. К этому добавляется страх перед наказанием, перед родителями, перед разоблачением. В такой момент важно побудить подростка к осознанию серьезности его положения и важности допроса, целесообразности сотрудничества со следствием. Для этого необходимо постараться снять (хотя бы частично) его нервное напряжение, успокоить, принять меры к установлению психологического контакта.

    Первый допрос очень важен. Нередко он остается основным и решающим, если в ходе допроса удалось получить объективные и полные показания. Начать следует с. беседы об условиях жизни, учебы (работы) и воспитания подростка, о круге его интересов, увлечений. Подросток может охотно рассказывать о себе и своих друзьях, полагая, что эти вопросы не имеют отношения к совершенному преступлению. После подробной беседы по биографическим данным ему необходимо очень подробно и доходчиво объяснить, в совершении какого преступления он подозревается.

    Очень важно правильно формулировать вопросы. Они должны быть конкретны, не сложны и не содержать фактических данных, способных что-то подсказать подростку. Не следует забывать о такой его черте, как внушаемость.

    Если подозреваемый признается в совершенном преступлении и готов подробно рассказать об этом, необходимо, постоянно анализируя его показания, допросить по каждому из обстоятельств. При этом желательно максимально детализировать излагаемые им факты и по возможности дословно занести их в протокол. Полученные подобным образом сведения позволят в дальнейшем установить, насколько они правдоподобны, действительно ли подросток совершил преступление или почерпнул информацию из других источников. В случае достоверности показаний они помогут установить новые сведения, отыскать похищенное, орудия преступления, выявить сообщников.

    Немаловажным при допросе будет демонстрация следователем своей осведомленности об обстоятельствах совершенного преступления. Однако это должны быть подлинные сведения, полученные из протокола осмотра места происшествия, показаний очевидцев и т. п. Использование элемента внезапности при предъявлении подозреваемому пусть не очень значительного, но убедительного доказательства способно склонить к необходимости говорить правду. Вместе с тем, предъявляя подростку те или иные доказательства, не следует забывать, что он в силу своего возраста и развития не всегда способен оценить их по достоинству. Поэтому целесообразно разъяснять ему истинное значение предъявляемых фактических данных.

    При ссылке на алиби следует учитывать, что подростки обычно заранее его не подготавливают. Поэтому детализирующие вопросы и ответы на них подозреваемого о месте, времени, свидетелях, совместных действиях и т. п. сведения, зафиксированные в протоколе допроса, помогут в дальнейшем выявить несостоятельность его ссылок на алиби.

    При допросе подозреваемого (14-16 лет) может присутствовать педагог, однако решать этот вопрос всегда надлежит с учетом многих факторов: характер преступления, роль подозреваемого в его совершении, личностные качества подростка и многое другое. В отдельных случаях присутствие педагога, которого знает и уважает подросток, поможет снять напряжение, успокоить допрашиваемого. В других случаях, например при расследовании половых преступлений, участие педагога, знакомого подозреваемому, нецелесообразно. Лучше пригласить его из другой школы (училища). Что касается родителей, то на этой стадии их присутствие нежелательно. Как показывает практика, подозреваемый несовершеннолетний, допрашиваемый в присутствии родителей, испытывает повышенное чувство стыда, теряется, замыкается.

    Допрос несовершеннолетнего обвиняемого.

    К моменту предъявления обвинения следователь должен иметь все необходимые сведения о несовершеннолетнем (от родителей, учителей, наставников, лиц из окружения подростка, из запросов и характеристик). Таким образом, готовясь к допросу, следователь располагает его нравственно-психологической и социально-демографической характеристикой. Добавим, что к этому моменту позиция подростка уже известна, поэтому, планируя допрос, следователь учитывает его отношение к обвинению. Перед допросом следователь может ознакомить педагога и защитника с психологической характеристикой подростка, чтобы они могли учитывать ее, участвуя в этом действии. Что касается допуска родителей, то так же, как в ситуации с подозреваемым, их участие на данной стадии нецелесообразно.

    Перед допросом следователь оглашает постановление о привлечении несовершеннолетнего в качестве обвиняемого. После этого подростку в доступной форме необходимо разъяснить сущность предъявленного обвинения, обоснованность квалификации, содержание процессуальных норм, упомянутых в постановлении, его права как обвиняемого, значение смягчающих и отягчающих вину обстоятельств.

    В соответствии с УПК следователь в начале допроса выясняет, признает ли обвиняемый себя виновным в предъявленном обвинении. Отрицательный ответ сразу фиксировать нецелесообразно, так как в ходе допроса подросток может изменить свою позицию под влиянием доказательств.

    Если подросток признает свою вину, допрос все равно должен быть проведен детально, без спешки, обстоятельно. Тактическими приемами такого допроса является максимальная детализация обстоятельств преступления и роли каждого из участников. Для этого должны быть выявлены обстоятельства, предшествовавшие преступлению, действия каждого из участников, их взаимоотношения, когда и как возник преступный умысел, кто был его инициатором.

    Если подросток, признавая свою вину, путается в деталях, то необходимо особо разобраться в том, происходит ли это в силу его психофизиологических свойств (эмоциональное возбуждение, отсталость в развитии и др.) или он сообщает сведения, известные ему из других источников.

    О необходимости выяснить роль взрослых подстрекателей или иных соучастников следует помнить на протяжении всего допроса. Обращать для этого внимание на различные обстоятельства свободного рассказа подростка, задавать вопросы, заранее подготовленные, а также формулируемые по ходу допроса, касающиеся взрослых лиц, их взаимоотношений и взаимодействия с подростком.

    Если несовершеннолетний не признает себя виновным, то помимо тактических приемов, используемых при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, могут быть использованы и другие. В первую очередь необходимо доходчиво раскрыть подростку общественную опасность совершенного преступления, отношение к этому людей, ущерб, который он причинил семье, близким. Показать при этом, к чему может привести отрицание вины и как важно для него дать правильную оценку происшедшему, чистосердечно раскаяться и активно сотрудничать со следствием; объяснить, что это будет иметь значение как смягчающее обстоятельство.

    Второй тактический прием - порядок предъявления доказательств. Особенность этого действия при допросе несовершеннолетнего обвиняемого, отрицающего свое участие в преступлении, будет заключаться в том, что доказательства целесообразнее, предъявлять по нарастающей, в логической последовательности и без большого разрыва во времени. При этом значение каждого доказательства необходимо разъяснять

    Не следует излагать его показания не свойственным подросткам языком.

    Несовершеннолетних, отличающихся развязным, хулиганским поведением, целесообразно допрашивать в официальной обстановке. Лучше, если следователь при этом будет одет в форму. Это дисциплинирует подростка, помогает изменить манеру поведения.

    Свидетелей и потерпевших, не характеризуемых отрицательным поведением, целесообразнее допрашивать в привычной для них обстановке. Это будет меньше травмировать их, способствовать установлению психологического контакта.

    Свидетелю (потерпевшему), не достигшему 16 лет, до начала допроса разъясняется необходимость давать правдивые показания, но они не предупреждаются об ответственности за дачу ложных показаний и за отказ или уклонение от дачи показаний. Свидетели (потерпевшие) старше 16 лет предупреждаются по полной форме.

    Тактика допроса несовершеннолетнего свидетеля.

    При подготовке к допросу целесообразно по возможности выяснить некоторые индивидуальные его качества: отношение к сверстникам (чувство товарищества, нечестность, доброжелательность, злость), черты характера (лживость, упрямство, скрытность и т. п.), интересы, увлечения, взаимоотношения с участниками события.

    Очевидцы преступления или лица, ставшие свидетелями каких-либо связанных с ним событий, обычно дают правдивые показания. Данная категория свидетелей обычно доверяет Следователю и, может быть и бессознательно, готова помочь в установлении истины. Вместе с тем это доверие и такая готовность чреваты возможностями подтвердить все, о чем его спрашивают. Поэтому вопросы, задаваемые несовершеннолетнему свидетелю (очевидцу), формулируются очень продуманно. Они должны быть краткими, четкими и не содержать в себе никакой подсказки, никакого внушения.

    При допросе несовершеннолетних свидетелей, участвовавших в общественно опасных деяниях, дело в отношении которых прекращено, может быть применена та же тактика допроса, что и в отношении несовершеннолетнего обвиняемого, с которым они весьма близки по содеянному.

    При допросе свидетелей из ближайшего окружения несовершеннолетнего обвиняемого следует учитывать факт их дружеских отношений. Нередко они образуют устойчивые группы, сформировавшиеся по признаку совместного проживания, по месту учебы (работы), проведению досуга.

    Свидетели данной категории связаны настоящей круговой порукой. Их необходимо убедить в том, что их "дружба", возникшая на почве нездоровых интересов, праздного времяпрепровождения, ничего общего не имеет с подлинной, когда человеку по-настоящему не безразлична судьба его друга и он готов ему помочь.

    Следует учитывать и то, что проявляемая свидетелем скрытность может быть результатом запугивания его обвиняемым или иными членами группы. Свидетель может "отмалчиваться и потому, что опасается возмездия за совершенные им проступки, которые еще не известны следствию. Все эти скрытые до поры до времени обстоятельства необходимо иметь в виду при допросе, стараясь проверить обоснованность таких предположений. Если в ходе допроса будут выявлены факты противоправного поведения свидетеля, следователь должен разъяснить ему, что хотя в его действиях нет состава преступления, но к нему могут быть применены меры воспитательного воздействия. Полезно при этом показать свидетелю на примере обвиняемого, к чему может привести подобное поведение.

    Дети до"14 лет, несмотря на склонность к фантазированию и повышенную внушаемость, очень наблюдательны. Они часто видят и запоминают такие подробности, которых не замечает взрослый человек. Это качество используют, обращая внимание допрашиваемого на детали и подробно фиксируя их в протоколе для последующей проверки.

    Допрашивать малолетних свидетелей необходимо в привычной для них обстановке в присутствии педагога (воспитателя детского сада) и родителей, если последние не заинтересованы в исходе дела. Допрос ведется в форме беседы самим следователем или по его поручению педагогом (воспитателем).

    Допрос потерпевших.

    Несовершеннолетние потерпевшие обычно объективны в своих показаниях. Однако, готовясь к допросу и осуществляя его, необходимо помнить, что они заинтересованы в исходе дела, так как им причинен моральный, физический или имущественный вред. К тому же на правдивость показаний может влиять то обстоятельство, что в момент преступного посягательства они находились в состоянии стресса, испытывали чувство страха, неадекватно воспринимали происходящее. К тому, же они думали не о том, как запомнить происходящее, а о самообороне и защите от посягательства.

    Допрос несовершеннолетнего подозреваемого имеет определённый порядок, который основан на особенностях физического и психического развития ребёнка. Поэтому в УПК РФ существует отдельная статья, регулирующая порядок проведения допроса.


    Допрос подозреваемого, возраст которого не достиг 18 лет, проводится согласно статье 425 УПК РФ. Согласно тексту документа, длительность допроса не должна превышать 2 часов подряд, или не дольше 4 часов за день в совокупности.

    Длительность допроса определяется следующими факторами:
    • возрастом подозреваемого;
    • психологическим статусом;
    • общим самочувствием и показателями здоровья.

    Продолжительность проведения следственных мероприятий с участием ребёнка колеблется в зависимости от возраста и регулируется ч. 1 ст. 191 УПК РФ.

    Учитывая психологическое развитие детей, рекомендуется проводить допрос в привычном для него окружении, например, в школьном классе или в группе детского сада. Практика показывает, что желательно, чтобы следователь был того же пола, что и рёбенок, особенно это важно при правонарушениях против неприкосновенности.

    Лица, которым разрешено присутствовать на допросе:

    1. Защитник.
    2. Педагог или психолог.
    3. Законный представитель.

    Во время допрашивания несовершеннолетнего обязательно присутствие защитника, педагога или психолога.

    Адвокату позволено знакомиться с материалами расследования и делать замечания. Возможность присутствия родителей решается следователем исходя из интересов ребёнка, это означает, что не всегда родители присутствуют на допросе.

    Выбор между педагогом или психологом решается на основании возраста подозреваемого, его психического статуса. Пример, при допросе малолетнего ребёнка, которому 3-4 года, лучше пригласить педагога из детского сада, а при допросе младших школьников или подростков — преподавателя, ориентирующегося в особенностях подростковой психики. Психолог или педагог могут задавать уточняющие вопросы подозреваемому, просматривать протокол допроса и кратко указывать замечания в записке.

    Повестка о вызове на допрос направляется лично несовершеннолетнему, но получают её родители либо руководитель учреждения, где находится ребёнок.

    Законные представители несовершеннолетнего обязаны обеспечить явку на допрос. В случае уклонения от явки возможен принудительный привод подозреваемого.

    Особенности допроса

    Процедура допроса имеет много нюансов. Одним из таких факторов является то, что в качестве кого обвинение вызвало ребёнка на допрос.

    Ребёнок может быть допрошен в качестве:
    • обвиняемого;
    • подозреваемого;
    • потерпевшего;
    • свидетеля.

    Допрос ребёнка, обвиняемого в совершении преступления, производится в соответствии со статьей 425 УПК РФ.

    Допрос свидетеля, которому нет 18 лет, УПК РФ подразумевает присутствие адвоката, педагога и родителей в обязательном порядке. Всем участникам процесса объясняются их права. Также ст. 280 УПК РФ регламентирует и порядок допроса потерпевшего, не достигшего совершеннолетия.

    Несмотря на отличия при допрашивании несовершеннолетних, существуют и общие особенности проведения дознания, которые регламентируются статьёй 191 УПК РФ.

    Согласно тексту статьи, существует временное ограничение длительности допроса:
    1. Дети до 7 лет допрашиваются не более 30 минут без перерыва, и не более 1 часа в совокупности за один день.
    2. Если возраст детей от 7 до 14 лет – не более 1 часа непрерывно или не более 2 часов в совокупности.
    3. Время допроса подростков – меньше 2 часов без перерыва или меньше 4 часов за день.

    Не несут административной или иной ответственности дети в возрасте до 16 лет за недостоверные сведения или за отказ от дачи показаний, но при этом им напоминается о том, что нужно говорить правду.

    В ходе следственных мероприятий с присутствием несовершеннолетних обязательно проведение фотосъёмки или видеозаписи.

    Если при проведении допроса ребёнок отмечает, что у него есть алиби на момент совершения правонарушения, то следователю необходимо провести комплекс мероприятий, направленных на подтверждение или опровержение данного заявления.

    Сначала составляется план проверки алиби, затем согласно пану проводятся следственные мероприятия, дополнительно допрашиваются другие лица, на которых указал подозреваемый, изымаются и изучаются различные документы и делается заключение по результатам дополнительного расследования. После проверки следователь определяет достоверность алиби.

    Права несовершеннолетних

    Права, которыми наделены несовершеннолетние, отражены в последней действующей редакции Семейного Кодекса РФ.

    К правам детей, имеющимся у них с рождения, относятся:
    • наличие Ф. И. О.;
    • воспитание в семье;
    • свободное общение с другим родителем и родственниками;
    • возможность защищать свои интересы;
    • получение средств к существованию от родителей или родственников.

    По мере роста ребёнка к его основным правам добавляются дополнительные.

    Как правило, имя ребёнку дают родители, фамилия и отчество даётся либо от матери, либо от отца и зависит от того, зарегистрированы ли их отношения. Разные ситуации семейного положения родителей и возможности выбора фамилии и отчества для ребёнка регулируются статьёй 58 СК РФ.

    Ребёнок должен воспитываться в семье, полной или неполной. Если родителей лишили родительских прав, то право ребёнка на семью должно быть обеспечено органами опеки и попечительства. Если родители разведены, то ребёнок имеет право видеться с другим родителем или родственниками.

    Права и интересы ребёнка представляют:

    1. Законные представители.
    2. Отдел охраны детства.
    3. Прокуратура.
    4. Судебные органы.

    Достигнув 14-летнего возраста, ребёнок может сам обратиться в суд.

    В 10 лет учитывается мнение ребёнка в обстоятельствах, в которых затронуты его интересы. Также ребёнок может принимать участие в заседаниях суда, давать показания. Также ребёнок вправе получить новые Ф. И. О., может подать заявление на возвращение родительских прав своим родителям.

    Начиная с 14 лет, подросток несёт уголовную ответственность по некоторым видам правонарушений, список которых установлен законодательством, с согласия родителей может работать в свободное от учёбы время и при этом заработок может тратить по своему усмотрению, а также может вносить денежные средства в банк и распоряжаться вкладами.

    К сожалению, нередко в качестве подозреваемых и обвиняемых к уголовному делу привлекаются несовершеннолетние. Законодательство отдельно регламентирует вопросы, касающиеся их допроса. Общие правила установлены в ст. 425 УПК РФ . Рассмотрим особенности ее применения.

    В соответствии с 425 статьей УПК, -х часов без перерыва. В общей сложности его продолжительность не должна превышать 4-х часов. Аналогичные ограничения установлены и для допроса несовершеннолетнего обвиняемого.

    При взятии показаний у субъекта может участвовать его защитник. Адвокат вправе задавать допрашиваемому вопросы. По завершении процедуры защитник вправе ознакомиться с протоколом допроса , сделать замечания о полноте и правильности записей в нем. Следователь обязан их зафиксировать письменно.

    Участие педагога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого либо обвиняемого, не достигшего 16 л., обязательно. Вместо педагога может присутствовать психолог. Участие педагога или психолога также обязательно в случае, если проводится допрос несовершеннолетнего подозреваемого/обвиняемого , достигшего 16 л., но страдающего психическими расстройствами или отстающего в развитии. Следователь/дознаватель обязан обеспечить их привлечение по ходатайству защитника или по своей инициативе.

    Подготовка

    При подготовке к процедуре взятия показаний следователь/дознаватель обязан учитывать процессуальный статус гражданина, информацию, характеризующую его личность. Эти сведения имеют значение при определении круга лиц, допускаемых к участию в процессуальном действии, времени, месте допроса, а также наиболее подходящих тактических приемах и способах вызова.

    Уполномоченный служащий должен собрать хотя бы минимальные данные о подростке. Для этого опрашиваются законные представители несовершеннолетнего подозреваемого - родители, усыновители, опекуны. Важные сведения могут предоставить соседи, педагоги. В некоторых случаях опрашивается участковый уполномоченный.

    Вызов

    Как правило, на допрос несовершеннолетний подозреваемый вызывается через законных представителей. Однако при наличии у следователя достаточных оснований полагать, что они могут быть причастны к преступлению или могут склонить подростка к противоправному поведению, используются другие варианты извещения.

    Уполномоченный служащий может приехать на место учебы/работы и допросить несовершеннолетнего непосредственно там. Нежелательно использовать привод, поскольку это может травмировать подростка и осложнить установление контакта.

    Особенности допроса несовершеннолетних

    Подростки достаточно тяжело переживают процедуру взятия показаний. При выборе тактики и момента допроса несовершеннолетнего особенности его эмоционального состояния имеют огромное значение. Подростки, как правило, эмоционально возбуждены, но вместе с тем на них угнетающе действует незнакомая обстановка (если беседа проводится в кабинете следователя/дознавателя). Кроме того, несовершеннолетний испытывает страх перед возможным наказанием, перед родителями, боится разоблачения.

    При допросе несовершеннолетнего подозреваемого важно побудить его к пониманию серьезности и необходимости сотрудничества с правоохранительными органами. Для этого нужно попытаться снять нервное напряжение, успокоить подростка, принять меры для установления психологического контакта.

    Первая беседа

    Она может стать основной и решающей, если служащему удастся получить полные и объективные сведения о происшествии.

    Начинать целесообразно с вопросов об условиях жизни, особенностях учебы или работы, круге интересов, увлечениях. Подросток, думая, что эта информация не относится к делу, может охотно отвечать на них.

    После выяснения биографических данных следователь должен подробно и понятно объяснить несовершеннолетнему, в каком преступлении он подозревается.

    Необходимо правильно формулировать каждый вопрос. В них не должно быть фактических сведений, которые могут что-то подсказать несовершеннолетнему. Вопросы должны быть простыми и конкретными.

    Детализация сведений

    Если в ходе следствия несовершеннолетний признается в деянии и готов рассказать о нем подробно, следователь должен выяснить каждое обстоятельство и проанализировать всю информацию, которую получает от подростка. Необходимо максимально детализировать факты. По возможности их следует дословно зафиксировать в протоколе допроса .

    Сведения, полученные в ходе беседы, должны быть проверены. Следователь/дознаватель должен однозначно определить, действительно ли виновен подросток в преступлении или он придумал сведения. Если показания окажутся достоверными, они позволят установить новые данные, отыскать имущество, похищенное при преступлении, соучастников, орудия и пр.

    Элемент внезапности

    Немалое значение при допросе имеет демонстрация следователем осведомленности об обстоятельствах происшествия. Но сведения, которые он озвучит, должны быть достоверными. Их источниками могут быть протокол осмотра места преступления, показания свидетелей и пр.

    Применение элемента внезапности при предъявлении допрашиваемому даже незначительного, однако убедительного доказательства позволит склонить его к необходимости сказать правду.

    Вместе с тем нужно помнить, что подросток, в силу своего развития и возраста, не всегда способен оценить информацию адекватно. В связи с этим целесообразно разъяснить ему действительное значение фактических сведений.

    Алиби

    При ссылке на него нужно учесть, что подростки заранее не подготавливают объяснения. Следовательно, конкретизирующие вопросы и ответы на них о времени, месте, совместных действиях, свидетелях и прочие данные, отраженные в протоколе, помогут впоследствии установить несостоятельность ссылки на алиби.

    Присутствие педагога или психолога

    При допросе несовершеннолетнего преподаватель или психолог выступает в качестве специалиста. По закону, если гражданину не исполнилось 16 лет или исполнилось, но он имеет некоторые расстройства психики или отставание в развитии, привлечение этих лиц обязательно.

    При решении вопроса об участии педагога/психолога в допросе необходимо учитывать несколько факторов:

    • Роль подростка в совершенном деянии.
    • Характер преступления.
    • Индивидуальные особенности несовершеннолетнего и пр.

    Зачастую педагог, которого подросток знает и уважает, может помочь успокоить его, снять напряжение. В отдельных случаях участие преподавателя нецелесообразно (к примеру, при совершении посягательств на половую неприкосновенность). В таких ситуациях лучше пригласить педагога из другого образовательного учреждения или психолога.

    Присутствие родителей при допросе также нежелательно. Дело в том, что несовершеннолетний начинает теряться, замыкаться, потому что чувствует стыд, страх перед наказанием.

    Подготовка к допросу обвиняемого подростка

    На момент предъявления обвинения у следователя должна быть вся необходимая информация о несовершеннолетнем. Как выше говорилось, сведения можно получить от учителей, соседей, родителей, работодателя. Перед допросом, таким образом, у следователя в распоряжении будет нравственно-психологическая и социально-демографическая характеристика подростка. С ней служащий может ознакомить самого несовершеннолетнего и его защитника.

    Допуск родителей к допросу, как и в предыдущем случае, нецелесообразен.

    Специфика процессуального действия

    Перед допросом следователь должен огласить постановление о привлечении подростка к делу в статусе обвиняемого. Затем в доступной для понимания форме ему разъясняется суть обвинения, содержание норм, указанных в постановлении, обоснованность квалификации деяния, права, значение обстоятельств, отягчающих или смягчающих наказание.

    В начале допроса выясняется, признает ли несовершеннолетний себя виновным. Если ответ отрицательный, то фиксировать его в протоколе сразу нецелесообразно. Дело в том, что в ходе беседы несовершеннолетний может изменить позицию под воздействием предъявленных доказательств.

    Если же допрашиваемый признал вину, то допрос на этом завешать не следует. Необходимо выяснить детали, обстоятельства происшествия.

    Особенности тактики

    Одним из тактических приемов является максимальная конкретизация обстоятельств деяния и соучастников. Для этого следователь выясняет обстоятельства, имевшие место до совершения посягательства, действия участников, особенности их взаимоотношений. Важно установить момент возникновения умысла, определить инициатора.

    Если несовершеннолетний признал вину, однако путается в деталях, нужно разобраться, почему это происходит. Причиной могут быть особенности психофизиологических свойств. Часто подростки путаются в показаниях в силу сильного эмоционального возбуждения, отсталости в развитии и пр. В некоторых случаях несовершеннолетний сообщает информацию, ставшую ему известной из других источников.

    В ходе допроса необходимо определить роль взрослых либо других соучастников. Для этого следователю надлежит акцентировать внимание подростка на разных обстоятельствах, задавать вопросы, подготовленные заблаговременно и формулируемые в течение беседы, связанные с взаимоотношениями со взрослыми.

    Другие приемы

    Если несовершеннолетний вину не признает, кроме тактических методов используются и другие способы выяснения информации. Следователь должен доходчиво разъяснить подростку опасность его действий для общества, охарактеризовать отношение к нему окружающих. Немалое значение имеет описание ущерба, который несовершеннолетний причинил не только потерпевшему, но и своим близким.

    Следователь должен показать, к чему может привести отрицание вины, важность правильной оценки подростком своего поведения, последствий, необходимость сотрудничества со следствием. Следует объяснить несовершеннолетнему, что чистосердечное признание является фактором, смягчающим наказание.

    Права несовершеннолетних

    До начала допроса подростку разъясняется необходимость говорить правду. Несовершеннолетние до 16 лет не предупреждаются об ответственности за ложные показания.

    На стадии возбуждения дела и предварительного следствия предусмотрены следующие права несовершеннолетнего:

    • Знать, в чем он подозревается/обвиняется.
    • Воспользоваться помощью защитника.
    • Знакомиться с протоколами процессуальных действий, осуществленных с его участием.
    • Заявлять ходатайства или отводы, приносить жалобы на решения, действия/бездействия сотрудников правоохранительных структур, прокурора.
    • Давать показания на родном языке, при необходимости пользоваться услугами переводчика.

    При допросе подростков действуют положения Конституции. В частности, согласно 51 статье Основного Закона, никто не обязан свидетельствовать против себя или своих родственников. Следовательно, несовершеннолетний вправе отказаться от дачи показаний.