Скульптура в скале швейцария умирающий лев. Умирающий лев

Умирающий лев (Швейцария) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Швейцарию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

О памятнике «Умирающий лев» в Люцерне американский писатель Марк Твен высказался так: «Это самый трагический и трогательный камень в мире». Проверить, так ли это на самом деле, можно по адресу Денкмалштрассе, 4 - именно здесь в память о солдатах Швейцарской гвардии, погибших при штурме дворца Тюильри, в природной скале вырезано изваяние умирающего льва, сегодня являющееся одной из главных достопримечательностей Люцерна.

Немного истории

Швейцарские гвардейцы несли службу по охране дворца Тюильри, начиная с 17 века. Именно там во время французской революции в 1792 году они были сметены толпой, направлявшейся на штурм королевских покоев. Более 600 гвардейцев погибли в неравной схватке, и ещё около сотни, в основном, высшие чины, были казнены на гильотине позже. В 1818 году один из офицеров швейцарской гвардии, отсутствовавший во времена кровавых событий в стране, начал сбор средств на возведение монумента, который и был заказан несколькими годами позже датскому скульптору Бертелю Торвальдсену.

Памятник «Умирающий лев»

Что посмотреть

Умирающий лев вырезан в горной скале из песчаника. Он изображён пронзённым копьём, пытаясь закрыть собой герб с изображением лилии - символ французского королевского дома. За фигурой можно увидеть ещё один герб - швейцарский. Надпись под скульптурой гласит: «За преданность и храбрость швейцарцев», а ниже латинскими цифрами указано количество погибших и выживших - 760 против 350 и выбиты имена и фамилии офицеров гвардии.

Впрочем, в этом трагическом антураже нашлось место и сарказму. Когда Торвальдсен уже выполнил львиную часть работы, ему сообщили, что гонорар последует меньшим, нежели обговаривалось предварительно. Чтя память погибших солдат, скульптор завершил монумент, но не упустил случая выразить личное отношение к нечестности чиновников: если приглядеться, в очертаниях ниши, в которой лежит лев, явно угадывается силуэт свиньи.

В живописном уголке Швейцарии, в центре города Люцерн можно увидеть великолепный мемориал, получивший название «самый печальный памятник». «Умирающий лев» - памятник, высеченный в отвесной скале песчаника - появился над озером Люцерн в 1821 году и стал символом отваги и преданности. А события, которые послужили поводом для появления этого памятника, трогают сердце и сегодня, хотя с тех пор прошло более 200 лет.

«Умирающий лев» (1821) - памятник, высеченный в отвесной скале песчаника над озером Люцерн - один из самых всемирно известных творений рук человека.


«В Люцерне есть удивительный памятник, высеченный в дикой скале. Во впадине лежит умирающий лев; он ранен насмерть, кровь струится из раны, в которой торчит обломок стрелы; он положил молодецкую голову на лапу, он стонет, его взор выражает нестерпимую боль; кругом пусто, внизу пруд; всё это задвинуто горами, деревьями, зеленью» ,- так написал об «Умирающем льве» Александр Герцен, посетив Швейцарию.


Это аллегорическое скульптурное изваяние носит масштабный характер: девятиметровая фигура льва лежит в огромной нише шестиметровой высоты и длиной в тринадцать метров. Лев своим телом прикрыл щит с изображением лилии, символизирующей монархию Франции, которую так самоотверженно защищали швейцарские гвардейцы. А перед изголовьем раненного льва лежит щит с гербом Швейцарии - их родины, честь которой они не имели права уронить.


Над нишей в скале выбита надпись на латыни HELVETIORUM FIDEI AC VIRTUTI- «Верности и отваге швейцарцев». Под скульптурной композицией высечены цифры 760 и 350, которые соответствуют числу погибших и уцелевших гвардейцев. У самого подножия мемориала поименно перечислены солдаты и офицеры, с честью отдавшие жизни за французскую монархию.


Трагическая страница истории, послужившая идеей создания памятника "Умирающий лев"


1792 год. Париж. Шел третий год великой буржуазной французской революции. В конце лета двадцать тысяч повстанцев держали в осаде дворец Тюильри, за стенами которого скрывался правящий король Людовик XVI со своим семейством. Восставшим противостояло небольшое французское войско и дворцовая охрана, состоящая из тысячи швейцарских гвардейцев.


Утром 10 августа начался штурм дворца. Королевское войско почти сразу же, предав своего монарха, перешло на сторону восставших. Но престол все еще держался благодаря отважной тысяче гвардейцев. Они, верные своей присяге, готовы были защищать монарха до последнего. Король же, увидев натиск наступающей толпы, в последний момент отдал приказ: «Не стрелять».


Этим милосердным решением Людовик хотел остановить, рвущихся во дворец повстанцев и доказать, что не хочет кровопролития и зла своему народу. Гвардейцы, не посмев ослушаться приказ короля, остались практически безоружными. И уже ничто уже не могло остановить разъяренную толпу, жаждущую крови.


Озверевшие повстанцы беспощадно убивали всех на своем пути, не щадя ни детей, ни женщин. А гвардейцев они просто зверски растерзали. Сам же дворец был варварски разграблен и разрушен. Этот день стал страшной трагедией в истории двух стран - 786 швейцарских воинов сложили свои головы в одночасье за французского короля. Еще около двухсот было взято в плен и казнено немного позже. Королевскую семью также постигла их участь. А казнь Людовика XVI была назначена на январь 1793 года. Он с достоинством выслушал свой приговор и шагнул на эшафот. После его смерти Франция погрязла в войнах.


Участником этих событий был сам Наполеон Бонапарт - совсем юный бригадный капитан. Бродя уже по разрушенному дворцу, залитому кровью, в недоумении воскликнул: «Какое безумие! Как они могли позволить этой черни вломиться во дворец? Почему не расстреляли пушками несколько сотен? Остальные бы живо убрались со сцены» . Он тогда не знал о самоубийственном приказе короля. Наполеон получил серьезный урок из этой истории. Ибо когда уже будучи у власти, он придушил восстание, не задумываясь расстреляв бунтарей.


История создания памятника, увековечившего жертв французской революции

Карл Пфюффер, благодаря которому и высечен в скале этот памятник, был одним из тех гвардейцев дворцовой охраны короля Людовика XVI. И лишь благодаря тому, что в это время был в отпуске, его миновала страшная участь. Узнав о такой нелепой гибели сослуживцев и соотечественников, был настолько потрясен, что решил, во что бы то ни стало, увековечить память о них.

На службе в армии Карл еще пробыл несколько лет. А вернувшись в 1801 году на родину, возглавил Люцернское общество искусств при городском совете. Но замыслу боевого офицера, вынашиваемому уже несколько лет, пока не суждено было исполниться. Швейцария в то время пребывала под властью Франции. И сооружение какого либо памятника жертвам французской революции не было бы одобрено Наполеоном Бонапартом. Лишь в 1813 году Швейцария снова стала независимой. И Карл Пфюффер незамедлительно начал работу над проектом.


И вот уже в 1818 году проект строительства необыкновенного памятника был обнародован. Начался сбор средств на начало строительства. Неоценимым был вклад русской царской семьи и многих знатных родов Европы. Первоначальный проект Карл представил в виде горельефа мертвого льва, заваленного сломанным оружием и щитами. Интересным в композиционном решении было то, что высечен этот памятник должен был быть в отвесной скале, с подступающим к ней озером удивительной красоты, за пределами Люцерна.


Карл долго искал мастера, который бы взялся за создание макета памятника. И лишь датский скульптор с мировым именем - Бертель Торвальдсен верно понял замысел отставного офицера, и создал потрясающий макет. От себя Бертель добавил лишь то, что льва изобразил не мертвым, а умирающим. А швейцарский скульптор Лукас Ахорн по этому макету мастерски высек из цельного куска скалы, возвышающаяся над озером Люцерн, символическую фигуру умирающего льва.

Открытие памятника было приурочено к 29 годовщине тех ужасающих событий. 7 августа 1821 года к монументу собрались почтить память знать со всей Швейцарии, аристократы Европы, и ветераны-гвардейцы которые чудом остались в живых после того кровавого месива.

Самым грустным, но в то же время и самым трогательным каменным изваянием в мире".


Швейцария, никогда ни с кем не воевавшая, уже несколько последних веков держит полный нейтралитет в отношении военных конфликтов. Но армия у нее всегда была и есть поныне. Это надежные, смелые и преданные солдаты, верные традициям и присяге. Доблестная швейцарская гвардия в наши дни охраняет Ватикан и Папу Римского.
И вот уже сколько столетий неизменный девиз швейцарских военных гласит: «Главное - не потерять доверие народа».

Умирающий лев в Люцерне - это памятник, который был спроектирован Бертелем Торвальдсеном и вытесан в скале скульптором Лукасом Ахорном в период с 1820 по 1821 год. Памятник находится в центре города и является одной из главных его достопримечательностей. На сегодняшний день на Умирающего льва приезжают посмотреть множество путешественников с разных стран мира.

Интересно, что знаменитый американский писатель Марк Твен (1835-1910) высоко оценил скульптуру смертельно раненного льва, описав ее как «наиболее печальный и трогательный кусок камня в мире».

Памятник был воздвигнут в честь павших в бою швейцарских гвардейцев, которые погибли в 1792 году во время Французской революции, когда революционеры взяли штурмом дворец Тюильри в Париже, Франция.

Над памятником возвышается латинская надпись «Helvetiorum Fidei ac Virtuti» («Верности и храбрости швейцарцев»). Голова пронзенного копьем льва лежит на щите с гербом французской монархии, а возле него расположен еще один щит, но уже с гербом Швейцарии. Под памятником на скале вырезаны имена офицеров и приблизительное число солдат, которые погибли и выжили во время тех событий.

История создания памятника Умирающий лев

Идея создания этой скульптуры принадлежит лейтенанту Швейцарского гвардейского полка Карлу Пфюферу фон Альтисхофену, которому во время ужасных событий 10 августа 1792 года посчастливилось быть в отпуске в родном городе Люцерне. Он решил отдать должное героям-землякам, павшим в бою. В 1801 году по окончанию своей воинской службы он вернулся в Люцерн, где позже стал работать в городском совете, а также был назначен главой Люцернского общества искусств. Однако на тот момент воплотить свою идею Пфюфер не смог, так как Гельветическая республика была связанна союзным договором с Наполеоновской Францией, поэтому о монументе швейцарским гвардейцам, которые ценной своей жизни защищали Людовика XVI, не могло быть и речи.

Офицер смог приступить к реализации своей задумки лишь в 1814 году, когда во Франции на трон вернулись Бурбоны, а Швейцария вновь получила реальную свободу и независимость. Карл Пфюфер обращался ко многим местным скульпторам, но ни один из них не смог создать эскиз, который бы удовлетворил его замысел. Когда на дворе был 1818 год Пфюфер написал письмо знаменитому Торвальдсену, который в тот момент работал в Риме. Талантливого датского скульптора неимоверно заинтересовало предложение, однако для большей драматичности он решил изобразить не погибшего льва, как того хотел офицер, а умирающего.

Созданием памятника Умирающий лев по готовым эскизам Торвальдсена занялся швейцарский скульптор Лукас Ахорн, который смог завершить работу 7 августа 1821 года. Торжественное открытие монумента состоялось спустя три дня в 29 годовщину штурма Тюильри. На это мероприятие были приглашены ветераны тех трагических событий и местные жители. Автор эскизов смог увидеть скульптуру лишь через два десятка лет - в 1841 году. Он был поражен мастерством своего швейцарского коллеги и высоко оценил его труд. Монумент Умирающий лев в Люцерне стал первым в Европе наскальным изображением животного. Позже копии этого памятника были установлены в США и Греции.

Небольшой город Люцерн в Швейцарии мало чем отличается от своих собратьев - небольших старых городов Европы, но есть в нем один памятник, благодаря которому город прославился на весь мир. «Умирающий лев» - памятник погибшим швейцарским гвардейцам, лишенный ненужной патетики и политизированности, таких свойственных черт для памятников подобной тематики. «Самый грустный памятник», как назвал его Марк Твен, немало попутешествовавший по миру.

1792 год, Великая французская революция идет уже третий год, но королевский престол все еще держится. 10 августа народ осадил дворец Тюильри в Париже и войска перешли на сторону восставших. С королем Людовиком XVI осталась лишь верная ему дворцовая охрана - около тысячи швейцарских гвардейцев, готовых защищать монарха до последнего, но Людовик, увидев приближающихся французов, отдал приказ «не стрелять». Своим поступком он надеялся показать, что не желает зла своему народу, но тем самым обрек на гибель сотни гвардейцев, связанных клятвой верности.

Любопытно, что свидетелем этих событий стал еще никому не известный артиллерийский офицер Наполеон Бонапарт, наблюдая за осадой, он сетовал на бездарность обороны дворца и сопротивления швейцарцев, по его мнению, нужно было палить в толпу из пушек. К слову, через несколько лет, оказавшись в такой же ситуации, как и Людовик, Наполеон так и поступил.

10 августа стало настоящей трагедией - погибло более 600 швейцарцев, еще 200 было захвачено восставшими и казнено в сентябре того же года. Короля Людовика приговорили к смертной казни, которая состоялась в январе 1793 года.

Карл Пфюффер, один из швейцарских гвардейцев, во время событий 10 августа находился в отпуске в Люцерне, благодаря чему ему удалось избежать печальной судьбы. Он был настолько потрясен гибелью своих товарищей, что решил создать памятник гвардейцам, защищавшим дворец Тюильри. Однако не все было так просто и прошло около тридцати лет, прежде чем Пфюффер смог осуществить задуманное.

Прослужив еще несколько лет наемным офицером, Пфюффер в 1801 году вернулся в родной город, где вскоре занял высокий пост в городском совете и возглавил Люцернское общество искусств. Но и после этого воплощение идеи не могло осуществиться - Швейцария находилась под властью Франции и создание памятника жертвам французской революции не получило бы одобрения Наполеона. Но как только Швейцария вернула себе независимость, а династия Бурбонов вернула себе престол, Карл Пфюффер приступил к воплощению своего замысла.

В 1818 году Пфюффер обнародовал проект строительства памятника швейцарским гвардейцам. И хотя немногие откликнулись на его призыв о помощи все-таки средства, необходимые для начала работ, были собраны. Свой вклад внесли знатные иностранные фамилии и в том числе русская царская семья.

Барельеф, изображающий мертвого льва, придавленного к земле разбитым оружием, прикрывающего собой щит с изображением гербов Франции и Швейцарии, решено было высечь в скальном выступе за пределами Люцерна. Пфюффер обращался ко многим швейцарским художникам с предложением создать макет будущего памятника, но, к сожалению, ни один вариант не смог его удовлетворить. Для воплощения своей задумки Пфюффер решил привлечь художника с мировым именем и написал письмо с предложением Бертелю Торвальдсену, в то время очень известному датскому скульптору. Торвальдсен заинтересовался проектом и уже через несколько месяцев предоставил первые эскизы памятника, однако, впечатлившись рассказом о героическом подвиге швейцарских гвардейцев, счел лучшим изобразить не мертвого, а умирающего льва.

По разным причинам Торвальдсен не смог сам взяться за создание памятника и эта работа была поручена швейцарскому скульптору Эггеншвеллеру, который, не успев начать работу, погиб, упав с лесов. На его место пригласили другого швейцарского скульптора Лукаса Ахорна, который и высек в скале льва по макету Торвальдсена.

Работу над памятником закончили 7 августа 1821 года и ровно через двадцать девять лет после трагических событий состоялось торжественное открытие монумента на котором кроме аристократов со всей Европы и швейцарской знати присутствовали оставшиеся в живых ветераны швейцарской гвардии.

Сам Торвальдсен увидел свое творение только через двадцать лет в 1841 году и высоко оценил работу Лукаса Ахорна, заметив, что памятник швейцарским гвардейцам будет известен более других и ни время, ни беспощадная погода не смогут этому помешать. Он не ошибся, Умирающий лев стал знаменит во всем мире, а его копии позже были установлены в Греции и США.

До сих пор Умирающий лев является непревзойденным воплощением печали и скорби, напоминанием о героическом поступке гвардейцев, принесших себя в жертву ради спасения короля чужой страны.

На фотографии ниже запечатлена одна из самых известных достопримечательностей швейцарского Люцерна. В композиции под названием "Лев Люцерна" заключена скульптура смертельно раненого зверя, высеченного в отвесной скале бывшего песчаного карьера под Люцерном. Памятник был посвящен в память воинам швейцарской Гвардии, которые потеряли жизнь защищает дворец Тюильри в Париже во время французской революции 1792 года.

Умирающий Лев символизирует Храбрость солдат, силы готовность умереть, но не предать присягу. В течение прошлых веков сотни миллионов туристов видели этот памятник, который Марк Твен описал, как самую жалобную фигуру из камня в мире. Но немногие понимают смотря на памятник, что в композиции изображено два разных животных. Даже взглянув на скульптуру несколько раз вы вряд ли заметите, что помимо льва в ней присутствует свинья.


У швейцарских наемных солдат была давняя традиция служения иностранным государствам. Они были известны своей доблестью и пользовались особо повышенным спросом во Франции и Испании в течение ранне-современного периода европейской истории. Инцидент во дворце Тюильри произошел 10 августа 1792 года, когда толпа рабочих парижан штурмовала крепость и уничтожила швейцарскую охрану, а королевская семья сбежала через сады. Более 600 швейцарских охранников погибли во время этой борьбы и еще несколько сотен умерли в тюрьме, или были убиты во время последующей сентябрьской резни.



Один из швейцарских охранников, лейтенант Карл Пфайфер фон Алтисхофен был в отпуске в Люцерне, когда произошли эти драматические события. Он оставался на службе до 1801 года, пока полк не был расформирован. Пфайфер сразу же начал строить планы относительно памятника в честь своих погибших в Париже товарищей. Он хранил свои планы в тайне, потому что в то время Швейцария была под французской властью, а памятник был посвящён защитникам монархии. Это было политически невозможно, но после завершения революции в 1815 году швейцарцы вернули свою независимость, а Пфайфер привел планы по созданию популярной ныне достопримечательности Швейцарии в действие.



Самые ранние эскизы льва были созданы скульптором Бертелем Торвальдсеном. До этого момента он не видел льва в живую, поэтому полагался на иллюстрации и рассказы других людей. Пфайфер нанял известного датского скульптора для проектировки памятника, был запущен сбор средств на строительство и многие пожертвовали деньги. Но были и противники, включая неодобрительное отношение либералов. В конечном счёте, Пфайфер не смог собрать нужную сумму. Тем не менее, он решил так или иначе убедить скульптора начать работу.

По данным музейных архивов, Пфайфер скрыл от Торвальдсена недостаток средств, договорившись произвести оплату после доставки модели скульптуры. Отношения между ними обострились во время более поздних стадий работы, когда скульптор не доставил работу вовремя. Пфайфер расстроился из-за задержек и медлительности Торвальдсена, между ними то и дело возникали скандалы.



Когда Торвальдсен узнал об отсутствии оплаты, то решил внести некоторые изменения в композицию. Он смоделировал умирающего льва, пораженного копьём и символизирующего павших швейцарских воинов. Одна из его лап покрывает щит с геральдической лилией французской монархии. Рядом лежал другой щит с гербом Швейцарии. Торвальдсен не изменил саму скульптуру из уважения к павшим солдатам. Вместо этого, он изменил форму алькова где лежал лев, которая по форме напоминает свинью. Посмотрите на памятник снова. Теперь вы видите свинью?



Воплощать план взялся швейцарский скульптор Панкрац Эгеншвиллер, перед которым была поставлена задача вырезания памятника в скале по модели Торвальдсена. Однажды во время работы Эгеншвиллер упал с лесов и погиб. Его сменил масон из Германии по имени Лукас Агорн, который и завершил задачу в 1821 году. По-видимому, никто не заметил свинью пока скульптура не была завершена. По сей день многие не могут с первого раза разглядеть форму свиньи - тонкое, но открытое сообщение Торвальдсена, выражающие его презрение либо к историческим событиям, либо к обману Пфайфера.