Сможет ли иран закрыть ормузский пролив. Чем Ирану закрыть Ормузский пролив? Зачем воевать с военными кораблями, когда есть коммерческие


Иранский парламент 150 голосами из 290 поддержал законопроект по блокированию Ормузского пролива для нефтяных танкеров в отместку за европейские экономические санкции, введенные 1 июля с.г. Но окончательное решение по принятию документа лежит на верховном лидере страны аятолле Али Хаменеи, поэтому жест парламента имеет, скорее, символический характер. «С военной точки зрения, мы располагаем 100-процентными возможностями перекрыть Ормузский пролив. Если мы перекроем пролив, ни одна страна не сможет пересекать его», - пояснил депутат Джавад Карими Кудси, автор документа.

Как считают эксперты, Иран способен заблокировать пролив не более чем на неделю, при удачном для себя сценарии - на две. Однако даже заявления о блокировке способствуют росту цен на нефть. Страховые компании отказываются возмещать убытки танкерам, перевозящим иранскую нефть, что снижает вероятность нарушения санкций, принятых США и ЕС против Тегерана.

В то же время представитель Корпуса стражей исламской революции Алиреза Тангсири заявил, что "Враги постоянно заявляют, что Исламская Республика Иран может перекрыть Ормузский пролив, но мы говорим, что, руководствуясь здравым смыслом, Иран не закроет пролив до тех пор, пока будет использовать его для экспорта".

Как отмечают иранские СМИ, ряд политиков и официальных лиц ИРИ сходятся во мнении, что в ответ на введенные санкции Тегеран должен перекрыть пролив, через который проходит до 40% мировых поставок нефти. В случае блокирования пролива, считают аналитики, поставки "черного золота" на международный рынок сократятся примерно на 17 млн. баррелей в сутки, или на 83 млн. т в год, что в значительной мере отразится на стоимости этого сырья. При таком развитии ситуации в наибольшей степени пострадают страны Азии, зависимость которых от нефти из Персидского залива составляет 77%.

Но удивительное дело - некоторые азиатские страны не только не сокращают импорт «черного золота» из Ирана, но даже увеличивают его количество. Например, Китай в июне этого года увеличил объем импорта иранской нефти на 17% по сравнению с маем и даже с аналогичным периодом прошлого года, когда Евросоюз еще не вводил эмбарго. Информация, которую прислал Пекин, показывает, что поставки сырой нефти из Ирана в июне составили около 635 баррелей в день. В аналогичный период в 2011 г. Китай импортировал 557 баррелей иранской нефти в сутки. Кстати, Пекин считается самым крупным покупателем иранской нефти и китайские власти утверждают, что закупки нефти из Ирана - законные действия этой страны.

Вполне естественно, что совершенно противоположной точки зрения придерживаются США и их сателлиты. Любая попытка Ирана воспрепятствовать судоходству в Ормузском проливе будет нарушением международного законодательства, заявила официальный представитель госдепартамента Виктория Нуланд. "Как вы знаете, Ормузский пролив имеет статус международных вод, и он должен оставаться открытым. У Ирана есть соответствующие международные обязательства, и мы ожидаем, что Тегеран будет их выполнять", - сказала В.Нуланд. По ее словам, угрозы закрытия Ормузского пролива США слышат не в первый раз, однако судоходство в нем регулируется международным правом, а не решением какой-либо одной страны. "Ормузский пролив имеет статус международного, и все страны могут им пользоваться. На тех же основаниях, через пролив могут ходить военные и торговые корабли, - особо отметила В.Нуланд. - Любая попытка Ирана закрыть пролив или заставить корабли получать разрешение на проход у иранских властей будет противоречить международному праву и не будет признаваться США". Вместе с тем, она отказалась ответить на вопрос о том, какая именно реакция США последует в случае закрытия Ираном пролива.

Следуя своей весьма агрессивной политике, направленной на дальнейшее закабаление государств региона, Вашингтон направляет в Персидский залив новые боевые корабли. Так, число минных тральщиков, призванных помешать попыткам блокировать Ормузский пролив, увеличилось с 4 до 8. Пентагон утверждает, что речь идет о чисто оборонительной мере. "Мы говорим Тегерану: даже не мечтайте. Сколько бы вы ни минировали пролив, мы не дадим помешать судоходству. А пошлете корабли, чтобы навредить нам или коммерческим судам - они окажутся на дне".

С весны 2012 г. на ближневосточные базы американских ВВС переброшено значительное число оснащенных технологией Stealth самолетов F-22 и более старых F-15. Они призваны усилить ударную мощь группировки морской авиации, базирующейся на нескольких авианосцах. Сложно назвать "оборонительной мерой" и передислокацию в Персидский залив десантных судов, а также плавучего дока Ponce. По официальной версии, он станет базой минных тральщиков. Однако это судно способно нести вертолеты, служить плавучим госпиталем и десантным кораблем.

Свои меры, связанные с возможностью перекрытия Ормузского залива, принимают Саудовская Аравия и ОАЭ, которые открыли трубопровод, позволяющий странам Ближнего Востока экспортировать нефть в обход Ормузского залива. Теперь нефть из Абу-Даби танкеры смогут забирать в Оманском заливе, а не в Персидском, не заходя в Ормузский пролив. Строительство нефтепровода обошлось в $3,5 млрд., его пропускная способность составит 1,5 млн. баррелей в сутки, или 65% экспорта ОАЭ. Постоянно работать нефтепровод начнет в августе.

Саудовская Аравия в свою очередь перепрофилировала газопровод, который связывает месторождения на востоке страны с терминалом Янбу на Красном море, в систему для перекачки нефти. Трубопровод протяженностью 1,2 тыс. км обладает мощностью до 2 млн. баррелей в сутки, что составляет около четверти суточного экспорта страны. Нефтепровод, построенный еще во время ирано-иракской войны, был частью восточно-западной системы нефтепроводов. Затем был перепрофилирован в газопровод , и вот теперь снова будет качать нефть. «Новый нефтепровод дает нам определенную гибкость в поставках нефти», - заявил один из чиновников Саудовской Аравии корреспонденту Wall Street Journal.

Кстати, на территории Саудовской Аравии существуют еще три трубопровода, которые позволяют транспортировать сырье в обход Ормузского пролива: система Petroline мощностью 3 млн. баррелей в сутки, система для транспортировки СПГ на 300 тыс. баррелей в сутки и трубопровод IPSA.

Однако если за основу взять политику мира и политических договоренностей, то тогда не потребуется насыщать изумрудные воды Персидского залива гигантскими монстрами - авианосцами и крейсерами, не нужно будет тратить огромные деньги на создание обходных нефтепроводов. В качестве таких мер по стабилизации обстановки в Ормузском проливе и Персидском заливе Россия предлагает создать в регионе общую систему безопасности. Это, кстати, может оказать благоприятное воздействие на рынок энергоносителей, а в перспективе система «должна стать неотъемлемой составной частью посткризисного устройства всего Ближнего Востока» - считает глава МИД России Сергей Лавров. «Помимо прочего, создание системы безопасности в субрегионе способствовало бы прочной стабилизации мирового рынка энергоносителей», - заявил министр в интервью арабской газете Al -Khayat . Как известно, Москва подготовила и передала на рассмотрение заинтересованных сторон обновленную концепцию обеспечения безопасности в этом регионе. Министр подчеркнул, что партнеры РФ в Заливе «положительно восприняли российскую концепцию безопасности, и на предстоящем этапе мы будем продолжать работу по ее продвижению».

Виктор Михин - обозреватель Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Во вторник, 3 июля, президент Ирана Хасан Роухани косвенно пригрозил закрыть стратегический Ормузский пролив и помешать странам Персидского залива экспортировать через него нефть, если Ирану не разрешат продавать собственную нефть из-за санкций США. Вскоре после этого военные должностные лица Исламской Республики недвусмысленно поддержали эту угрозу, пишет Фарамарз Давар на информационном ресурсе Iran Wire.

Хотя Роухани отказался разъяснить свое заявление, когда его спросили об этом позже, комментарии рассматривались как угроза закрытия Ормузского пролива. Подобные угрозы со стороны Ирана не являются беспрецедентными. Всякий раз, когда напряженность в отношениях с США возрастала, иранские официальные лица угрожали закрыть Ормузский пролив.

Ормузский пролив является международным водным путем, к которому примыкает Иран на севере и Оман на юге. В самом узком месте его ширина составляет всего 50 километров.

Если Иран серьезно настроен закрыть пролив, является ли этот шаг законным согласно международного права? Однозначного ответа на этот вопрос нет, отмечает Фарамарз Давар.

Основываясь на международном морском праве или Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года, Ормузский пролив является "международным проливом", потому что это единственные ворота между Персидским заливом и открытым морем. Во всех таких проливах все суда имеют право транзита, и страны, прилегающие к проливу, не должны отказывать в этом праве транзита и должны информировать всех соответствующих должностных лиц о любой опасности, которая может угрожать судам или самолетам, проходящим через пролив. Согласно международным законам и конвенциям, право транзита не может быть приостановлено.

Иранский парламент не одобрил данную Конвенцию ООН 1982 года, но иранское правительство подписало ее и поэтому обязалось избегать любых действий, которые могли бы нарушить эту Конвенцию. Однако в то время, когда правительство Ирана подписало Конвенцию, оно объявило, что признает "право транзитного прохода" только для стран, которые также присоединились к этой Конвенции.

Из-за войны 1980-1988 годов между Ираном и Ираком, когда в Персидском заливе произошли военные столкновения и возникла угроза свободному судоходству в этом районе, ВМС США развернули свои силы в Персидском заливе для защиты судоходства.

Однако, Соединенные Штаты не являются стороной, подписавшей Конвенцию ООН, и, исходя из того, что заявило правительство Ирана при ее подписании, Иран не признает за США "права транзитного прохода". Однако США по-разному трактуют Конвенцию и говорят, что это право теперь является частью "общего права" международного судоходства, и все страны, включая Иран, должны ее соблюдать.

С точки зрения Ирана, Соединенные Штаты пользуются правами, провозглашенными в Конвенции ООН, не будучи членом и не соблюдая обязательств ее государств-членов. Эти различные толкования являются одной из основных причин повторяющейся напряженности в Персидском заливе между Ираном и Соединенными Штатами и их военно-морскими силами.

США настаивают на том, что их флот находится в Персидском заливе, чтобы гарантировать свободу судоходства. Несмотря на то, что прошло уже 30 лет после окончания ирано-иракской войны, и за эти годы в этих водах не произошло никаких серьезных военных действий, США сохранили свое присутствие в Персидском заливе, чтобы отразить угрозы, в том числе угрозы закрыть Ормузский пролив.

Судоходство в Ормузском проливе регулируется международной морской организацией (IMO), специализированным учреждением ООН. В соответствии с правилами, установленными агентством, при входе в Персидский залив суда должны заходить через север, то есть через иранские воды. При выходе из Персидского залива, они должны пройти через южные воды рядом с Оманом.

Страны, прилегающие к проливу, должны принимать все необходимые меры для облегчения судоходства, включая навигационное обслуживание и сигналы для судов-проводников. В случае Ормузского пролива, Иран и Оман могут устанавливать правила безопасности судоходства, рыболовства и другой подобной деятельности и объявлять их публично, но эти правила и положения не могут нарушать "право транзитного прохода" или дискриминировать суда любой страны.

Таким образом, основываясь на международном праве, Иран не может заблокировать доступ к Персидскому заливу через Ормузский пролив и приостановить или закрыть свободу торговли в этих водах, констатирует Фарамарз Давар.

Однако эти правила касаются мирного времени. Во время войны вступают в силу другие нормативные акты. Если Иран или Оман участвуют в войне, они имеют право контролировать движение через пролив и инспектировать коммерческие суда, но даже в этом случае они не могут блокировать пролив или приостанавливать "право транзитного прохода".

Преднамеренное блокирование Ормузского пролива и недопущение пересечения его судами является серьезной мерой с потенциальными последствиями. Если говорить серьезно, то это может сигнализировать о начале боевых действий в Персидском заливе, отмечает Фарамарз Давар на Iran Wire.

Ормузский пролив
араб. مضيق هرمز , перс. تنگه هرمز

Карта Ормузского пролива
Характеристики
Ширина 54 км
Длина 195 км
Наибольшая глубина 229 м
Расположение
26°34′00″ с. ш. 56°15′00″ в. д. H G Я O L
Страны

Ормузский пролив

Аудио, фото и видео на Викискладе

Вид со спутника

По данным Подразделения морской статистики Lloyd’s, в 2006 году через Ормузский пролив проходило 33 % глобального экспорта нефти по морю. Если учитывать нефтепродукты, то на долю пролива приходится около 40 % глобального экспорта нефти по морю. По данным на 2011-2013 годы, через пролив проходили 17 млн баррелей в сутки, то есть пятая часть мировых поставок нефти . Через пролив проходит более 90 % нефти, добываемой в странах Персидского залива (по состоянию на 2006 год) . Эта нефть составляет до 13 %/23%/73% потребляемой нефти в США, странах Западной Европы и Японии, соответственно .

Этимология названия

Название происходит от острова Ормуз . Существует два варианта происхождения названия острова. Самой популярной на сегодняшний день является версия о происхождении названия от имени персидского бога Ахура-Мазды (Ормузд; перс. هرمز ‎). Учёные, историки и лингвисты, предлагают свою версию, в соответствии с которой слово «Ормуз» произошло от персидского слова هورمغ (Hur-mogh ), что в переводе означает «финиковая пальма».

События

Операция «Богомол»

США предпримут силовые меры, если Иран попытается заблокировать Ормузский пролив. Об этом сообщил 8 января 2012 года в эфире американского телеканала CBS министр обороны США Леон Панетта .

«Наша позиция чрезвычайно ясна - США не будут мириться с перекрытием Ормузского пролива. Эта та красная черта , которую нельзя переходить, и мы ответим на это», - заявил Панетта .

См. также

Примечания

  1. Ормузский пролив // Словарь географических названий зарубежных стран / отв. ред. А. М. Комков . - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Недра , 1986. - С. 268.
  2. Инструкция по передаче на картах географических названий арабских стран. - М.: Наука, 1966. - С. 26.

Ормузский пролив — узкий пролив, соединяющий Оманский залив на юго-востоке с Персидским заливом на юго-западе. Северное побережье пролива принадлежит Ирану, южное — Объединённым Арабским Эмиратам и полуанклаву Омана. Пролив, самое узкое место которого составляет все 54 километра разделен на два транспортных канала шириной около 2,5 километров каждый, которые разделены друг от друга 5-ти километровой буферной зоной. На настоящий момент пролив является единственным морским путём, позволяющим экспортировать арабские газ и нефть в третьи страны, в частности в США.

Ормузский пролив, помимо своего уникального географического положения интересен еще и тем, какую роль играет Иран в совместном управлении этой стратегической водной артерией, осуществляемом на основе норм международного права и своих суверенных национальных прав.

Движение морских судов через Ормузский пролив всегда осуществлялось при участии военно-морских сил Ирана, которые состоят в основном из регулярных ВМС и из флота Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Фактически иранские военно-морские силы осуществляют контроль и поддерживают порядок в Ормузском проливе совместно с Султанатом Оман через оманский полуанклав Мусандам. Но гораздо важнее то, что для того, чтобы пройти через Ормузский пролив, все морские суда, включая военно-морской флот США, должны плыть по иранским территориальным водам. Почти все входы в Персидский залив идут через иранские воды, а большая часть выходов из него - через воды Омана.

В последние несколько лет парламент Ирана пытается пересмотреть практику использования иностранными судами территориальных вод Ирана в Ормузском проливе. Естественно, это очень злит американских политиков. США неоднократно заявляли о недопустимости перекрытия залива Ираном, так как это будет прямым нарушением норм международного права. В этом США правы, но, как показывает практика, нормы международного права - это последнее с чем считаются крупные региональные игроки в серьезном политическом и военном споре. Обращение к силе международного права со стороны США вполне объяснимо, так как военное давление на Иран в случае с Ормузским проливом будет бесперспективным. Да, ВМС США превосходит по своей мощи все остальные флота и морские силы в мире. Но превосходство не означает неуязвимость. Военно-морские силы США в Ормузском проливе все равно будут уязвимы.

Несмотря на мощь ВМС США, география работает буквально против американского флота в Ормузском проливе, равно как и в Персидском заливе. Узость Персидского залива просто запирает боевые корабли и авианосцы США в своих водах лишая их возможности для полноценного маневра, тогда как маленькие сторожевые катера Ирана, обнаружить которые гораздо труднее, чем авианосец, способных нанести серьезный ущерб и даже потопить крупные корабли ВМС США.

Вот почему США активно работают с государствами-членами Совета по сотрудничеству стран Персидского залива (а это Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн, Кувейт, Оман, и ОАЭ) стремясь перенаправить их нефть по трубопроводам в обход Ормузского пролива, выведя ее напрямую к Индийскому океану, Красному и Средиземному морям. Целью, в данном случае, является устранение одного из важнейших элементов того стратегического превосходства, которым Тегеран обладает над Вашингтоном. В случае успеха этого плана значимость Ормузского пролива существенно снизится. Это вполне может стать необходимым условием для подготовки и начала войны США против Тегерана и его союзников.

Однако здесь в дело вновь вступает географический фактор. Дело в том, что большая часть нефтяных месторождений, принадлежащих членам ССАГПЗ, находится в заливе или около его берегов, то есть, в непосредственной близости от Ирана. Тегеран вполне может нанести ракетный или воздушный удар по нефтепроводу, или направить в эти районы сухопутные войска, авиацию или морские десантные силы. Что самое главное, ему при этом совсем необязательно блокировать Ормузский пролив, так как достаточно лишь перекрыть поток энергоресурсов.

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

США стремятся, чтобы остальной мир прекратил покупать иранские углеводороды, а Тегеран угрожает закрыть пролив, через который проходит почти 20% мировой нефти. Подобная ситуация возникает не впервые, но на этот раз всё куда серьезнее, чем раньше..

«Американцы заявили, что хотят полностью остановить иранский экспорт нефти. Они не понимают, что это значит. Иран выстоит в период, когда его нефть не экспортируется, а вот остальной части региона от этого будет худо».

Эти слова президента Ирана Хасана Роухани, произнесенные в начале июля, были куда менее заметными, чем прозвучавшие из Тегерана ближе к концу того же месяца предупреждения, в которых Америке предложено не играть с огнем и «не дергать льва за хвост», потому что «война с Ираном - мать всех войн».

Насколько высказывания иранского лидера задели Дональда Трампа, который тут же в порыве ярости (о чем говорит текст, набранный одними заглавными буквами) отреагировал в своем главном СМИ - «Твиттере»: «НИКОГДА, НИКОГДА НЕ УГРОЖАЙТЕ США, А ТО ПОСТРАДАЕТЕ ТАК, КАК МАЛО КТО В ИСТОРИИ СТРАДАЛ. МЫ БОЛЬШЕ НЕ ТА СТРАНА, КОТОРАЯ БУДЕТ ТЕРПЕТЬ ВАШИ СЛАБОУМНЫЕ РЕЧИ О НАСИЛИИ И СМЕРТИ. ОПАСАЙТЕСЬ!»

Несмотря на отсутствие ответа Роухани на явно провокационную реплику хозяина Овального кабинета, считать, что Тегеран выкинул белый флаг, нет оснований. Их вообще нет никогда, если мы имеем дело с Ираном, государством, не один десяток лет прожившим в условиях американских санкций и попыток Штатов устроить персам полную мировую изоляцию.

Что бы там ни говорили о военном превосходстве американских ВМС, а Ирану куда проще перекрыть судоходство по Ормузскому проливу, чем США обеспечить беспрепятственное прохождение нефтеналивных танкеров в этом месте Персидского залива, очертаниями напоминающем воронку для слива жидкостей.

Опыт - сын ошибок трудных

Во время ирано-иракской войны (1980–1988 годы) Иран уже поучился тому, как противостоять американским войскам. Возможности персидского государства в военном отношении тогда были не самые лучшие, главным атрибутом можно было считать безграничную готовность иранских солдат и офицеров пожертвовать собой ради родины. Но для победы над ВМС США, корабли которых входили в территориальные воды Ирана «для защиты международного судоходства» по мере необходимости и не спрашивая разрешения, этого было мало. Что в Тегеране наверняка заметили.

С тех пор прошло 30 лет, в течение которых иранские ученые, пользуясь китайскими лицензиями и технологиями, создали мощный арсенал ракет (как малых и средних, так и оперативно-тактических). Дальность полета которых - от 30 до 200 км - позволяет бить по любой точке пролива не только с побережья, но и из глубины страны.

Военные эксперты различных государств сходятся во мнении, что «иранские ракеты способны утопить почти любой военный корабль мира». Слово «почти» здесь, хотя и не лишнее, но не определяющее. Тегеранские стратеги и не замышляют проворачивать миссии, которые заведомо невыполнимы. Чтобы заблокировать Ормузское горло, не обязательно топить эсминцы, миноносцы и авианесущие крейсеры - вполне достаточно положить на дно в нужных местах несколько нефтеналивных танкеров.

Ширина пролива в самом узком месте - 54 км. Судоходной его части - всего 10 км. Коммерческих фарватеров (их два), где могут пройти современные супертанкеры (длина - не менее 230 м, высота - до 50 м), - и вовсе 2,5 км. По оценкам специалистов, чтобы в мире наступил топливный коллапс , требуется затопить два, максимум три судна этого класса в местах, которые иранским океанографам и морским разведчикам, конечно же, хорошо известны.

Сомнительно, что Вашингтону удастся с помощью «Твиттера» президента США или заявлений Пентагона напугать Тегеран. Если же попытаться сделать это с помощью оружия, то потребуется операция не меньшего размаха, чем знаменитая «Буря в пустыне», которая сегодня стоить будет на порядок, а то и два выше, чем вышибание Ирака из Кувейта почти 30 лет тому назад.

Стоит вспомнить, что мусульмане всегда готовы жертвовать собой по первому призыву аятоллы. Не забыть об особенностях рельефа, которые играть будут на стороне защищающихся, а не атакующих. И приложить к этим характеристикам высокую подвижность транспортных средств, замаскированных под вполне обычные фуры дальнобойщиков, на которых размещаются иранские ракеты.

Сочетание всего этого способно серьезно подорвать технологическое преимущество американской армии. Иранцам ничего не стоит закатить грузовичок с легкой ракетой на городскую площадь и произвести оттуда пуск. Что в ответ предложат американские стратеги - стрелять на поражение по населенным пунктам, что обернется ударом по собственному престижу и имиджу в мире?

Что такое Ормузская «воронка» для мировой экономики

Через Ормузский пролив проходит до 40% общего объема нефти и нефтепродуктов, транспортируемых на планете по морю. И до 20% всей нефти, добываемой в мире. 90% черного золота, выкачиваемого странами залива, развозится по странам и континентам также через Ормуз. Цифры подсказывают, что возникновение коллапса мирового уровня в случае блокировки пролива - не красивый оборот речи, а самая что ни на есть жесткая реальность.

Несколько дней назад глава Корпуса стражей Исламской революции (КСИР или Пасдаран) генерал Мохаммад Али Джафари высказался недвусмысленно: «Мы заставим врага понять, что либо все могут использовать Ормузский пролив, либо никто».

«Вариант Ормуз» - козырная карта иранских лидеров, наличие которой они демонстрируют, как только видят угрозу военного нападения на свою страну. Было такое, например, в 2008 и 2011 году. Однако большинство экспертов всегда считали план перекрытия пролива блефом, ибо Иран и сам этим путем транспортирует свою собственную нефть.

Однако сегодня всё может выглядеть совсем по-другому. После одностороннего отказа США от многосторонней ядерной сделки по Ирану администрация Трампа увлечена кампанией давления на Тегеран, которая включает введение экономических санкций и ограничение участия исламской республики в коммерческих сделках. Вашингтон заявил, что, начиная с ноября, он будет наказывать центральные банки всех стран, которые приобретают иранскую нефть, а это - два миллиона баррелей в день, которые приносят Тегерану доходы примерно $50 млрд в год.

Некоторые страны, такие как Индия и Турция, уже заявили о своей готовности не подчиняться ограничениям, налагаемым США, однако не стоит думать, что этому примеру последуют многие. И если Иран станет терять свои нефтяные рынки, это может стать последней каплей для его финансов, уже переживающих тяжелый кризис, из-за которого местная валюта, риал, только за последние три месяца потеряла половину своей стоимости. Задача Белого дома - усугубить трудности иранской экономики, что в конечном итоге может повлечь крах теократической системы, действующей с 1979 года.

В расчете на выключение Ирана из топливной схемы мира США уже успели договориться с саудитами об увеличении ими добычи нефти, чтобы предлагаемые объемы на рынке черного золота не изменились. Но весь этот план полетит в тартарары, если Тегеран перекроет Ормуз: практически всё, что добывается Ираком, Кувейтом, Катаром и Бахрейном, а также часть производимого Арабскими Эмиратами и Саудовской Аравией, транспортируется через пролив, а значит, окажется вне доступа покупателей.

И хотя две страны, названные последними, обладают нефтепроводами, которые позволяют перекачивать продукт в порты, на которые «воронка» не влияет (первая - в Красное море, вторая - в Оманский залив), это проблемы не решает. Блокировка Ормузского пролива даже на несколько дней подтолкнет цены на нефть резко вверх, что вызовет энергетический кризис.

Зачем воевать с военными кораблями, когда есть коммерческие?

«Ирану не нужна какая-то особенно крутая военная сила, чтобы реализовать свою угрозу прервать коммерческий трафик в проливе. Он может повредить торговые суда дешевыми противокорабельными ракетами, выпущенными с быстрых патрульных катеров, торпедами с подводных лодок или установив мины, - выразил свое мнение в интервью ВВС Рокфорд Вейц , директор программы морских исследований Fletcher при Университете Тафтса (США). - Фактически, это уже было опробовано во время военной конфронтации между Ираном и Ираком в 1980-х годах. В конфликте, который назывался «войной нефтяников», каждая страна пыталась затопить морские грузовики противника. Чтобы избежать нападения, кувейтские суда начали плавать под американским флагом, и, хотя поток сырой нефти не был полностью прерван, стоимость страховок судов, курсировавших в этом районе, буквально взлетела, что тоже поспособствовало росту цен на углеводородное сырье».

Современные гигантские танкеры довольно сложно вывести из строя. В отличие от судов, ходивших в 1980-х годах, большинство нынешних танкеров имеют двойной корпус, благодаря чему пустить ко дну их гораздо труднее, считает Вейц. Тем не менее даже скромное нарушение коммерческого судоходства может спровоцировать экономический ущерб в виде более высоких ставок на морское страхование, а также скачков на биржах из-за опасений по поводу поставок нефти, уверен эксперт.

Ставки в игре «на пролив» настолько велики, что в ВМС США уже разработали планы быстрого разблокирования этого морского маршрута, если возникнет такая необходимость.

«Если Иран решит закрыть Ормузский пролив военным путем, ответ не заставит долго ждать: совместные усилия США и наших арабских союзников в Персидском заливе позволят возобновить судоходство в «воронке» в течение нескольких дней», - сказал в интервью CNBC отставной американский адмирал Джеймс Ставридис, бывший Верховный главнокомандующий Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе.

По мнению министра обороны США Джеймса Мэттиса, блокада Ормуза «потребует адекватного ответа от международного сообщества, которому крайне важно нормальное функционирование этого канала: мировая экономика зависит от этой энергии».

США готовы загребать жар. Но - чужими руками

По сообщениям CNN, американская администрация в настоящее время занята изучением вопроса, какие военные силы и средства необходимо держать наготове на случай блокирования пролива. Однако в другом новостном сообщении упомянутое СМИ, на основе сведений из источников, близких к Белому дому, утверждает, что военные действия в случае иранской атаки вестись будут не американцами, а их союзниками-саудитами. И, возможно, силами создаваемого по инициативе Эр-Рияда и при одобрении США, Ближневосточного стратегического альянса (MESA), в просторечии именуемого Арабским НАТО. Известно, что представители стран, которые войдут в MESA, планируют провести саммит в Вашингтоне 12 и 13 октября.

Ормуз, кстати, будет не единственной головной болью Арабского НАТО, как, впрочем, и не единственной причиной создания альянса. Недавние события в Баб-эль-Мандебском проливе (между южнойеменским «углом» Аравийского полуострова и африканским побережьем) тоже сильно потрепали нервы миру. 26 июля два танкера саудовской нефтяной компании Saudi Aramco подверглись нападению со стороны повстанцев-хуситов Йемена. Атака вынудила компанию приостановить свои поставки нефти через этот пролив.

Хотя США традиционно обвиняют Иран в поддержке хуситов, на самом деле неизвестно, стоял ли за этой атакой Тегеран. Но степень угрозы ясна: в случае противостояния иранцы могли бы легко парализовать движение кораблей через Баб-эль-Мандеб, пропускающий почти 5% от мировой добычи нефти.

Насколько сильно повлияет закрытие этих проливов на мировую экономику, будет в значительной степени зависеть от продолжительности блокады. 29 стран - членов Международного энергетического агентства должны, согласно требованиям энергетической безопасности, иметь как минимум 90-дневный резерв нефти. США в настоящий момент располагают значительно бо́льшими запасами. А вот у Китая их - только на 34 дня, у Индии - всего на 10.

«Блокировка Ормуза - это угроза, прежде всего, экономикам Китая, Японии, Южной Кореи и Евросоюза, - отмечает в комментариях испанскому изданию El Confidencial Робин Миллс , энергетический аналитик и исполнительный директор Qamar Energy. - США, которые сейчас являются крупным производителем сырой нефти, по-прежнему остаются и нетто-импортером и потому пострадают, но в меньшей степени, чем перечисленные выше государства. А вот Россия выиграет, и в значительной степени».

Кроме того, по его словам, блокировка Ормузского пролива создаст больше проблем для сжиженного природного газа, чем для нефти. Катар экспортирует четверть запасов СПГ через Ормуз, а такие страны, как Южная Корея, Япония и Тайвань, полностью зависят от импорта катарского СПГ. «Россия воспользуется возможностью увеличить свои поставки в Европу, усилив свое геополитическое влияние в этом регионе», - полагает эксперт.