Сокращение и объединение намазов в пути. Намазы-сунны в пути

В священной книге мусульман Коране сказано, что у Господа не одно имя, а множество. Имя Господа и сам Господь не отличны, поэтому считается большим оскорблением с пренебрежением произносить Его имена или считать, что все они принадлежат разным Богам.

Известно, что у Аллаха 99 имен. Но это количество нигде не подтверждено. Поскольку это Господь, то у Него может быть бесчисленное множество имен. Но каждый истинно верующий мусульманин должен знать, по крайней мере, 99 имен Аллаха и их значения.

Классификация имен

Имена Аллаха условно подразделяются на несколько групп. К первой можно отнести имена, определяющие сущность Господа. Вторая группа говорит о качествах Всевышнего. Существуют также традиционные имена, и есть те, которые описаны в Коране или косвенно из него выходят. Богословие Ислама дает более развернутую классификацию. Там к отдельным категориям относят имена Аллаха, указывающие на такие Его качества, как доброта и милосердие, строгость, а к другой, например, на красоту и величие.

В Исламе существуют две концепции, описывающие имена - «танзих» и «ташбих». Первая говорит о том, что человек никогда не сможет сравниться с Богом. К этой категории относятся и соответствующие имена. Однако человеку сложно воспринимать нечто божественное, не пропустив это через призму своего человеческого ума. Поэтому к именам «танзиха» относят такие имена Господа, как Божественный, Прославленный, Независимый и пр. «Ташбих» же предлагает описывать Господа качествами, созданными Им же самим. Такие имена, как Всепрощающий, Милостивый, Любящий, Милосердный относят к концепции «ташбиха». Говорится, что постичь Господа можно, зная имена Аллаха. 99 с переводом имен Господа способны в полной мере описать Его величие и впечатлить не только мусульман. Зная имена Бога, можно проникнуться Его качествами и больше узнать о Его всеобъемлющем могуществе.

99 имен Аллаха и их значения - это длинный список. В этой статье будут представлены только первые 15 имен с переводом и подробным описанием. Остальные же будут просто названы.

Имена, указывающие на сущность Господа

Это те, которые присущи только Господу. Человек же никогда не сможет сравниться с Богом, поэтому этими именами можно называть исключительно Бога. 99 имен Аллаха на арабском записаны в Коране. Здесь же будут представлены арабские имена русскими буквами с переводом.

Аллах

Это имя Господа упоминается в Коране 2697 раз и означает - Единый Господь. Трактовка имени заключается в том, что только Аллах обладает божественной природой и достоин того, чтобы Ему все поклонялись. Он единственный, кто заслуживает покорного и смиренного обращения. Только ему должны поклоняться все живые существа в этом материальном мире. Именно с этого имени начинается описание 99 имен Аллаха. Список продолжит следующее имя, указывающее на сущность Бога.

Аль-Малик

Значение этого имени - повелитель, или царь. Абсолютным властелином может быть только самая совершенная личность, то есть сам Господь. Никто, кроме Него, не может так заботливо руководить своими последователями. Господь совершенно не привязан ни к одному из своих творений, но все они поддерживаются Им и зависят только от Него.

Аль-Мухе́ймин

Господь - Хранитель, Спаситель и Проводник. Это имя Аллаха упоминается в Коране всего единожды, но подобные описания Господа встречаются много раз. «Мухеймин» - тот, кто дает мир и защиту. Аллах всегда стоит на стороне тех, кто беспрекословно верит в Него и отдает Господу всего себя. Интересы таких верующих стоят на первом месте у Господа. Это имя имеет еще одно значение, которое говорит о том, что Аллах является свидетелем всего, что говорит и делает человек. Но результат этих действий принадлежит только Ему. Также это имя говорит о том, что Аллах знает и хорошие, и плохие поступки человека, и все это записывается в скрижали.

Аль-Мутакаббир

Никто, кроме Аллаха не может обладать Истинным Величием. И имя как раз указывает на это. То есть Господь превосходит всех и является единственным обладателем всего величия Творения.

Качества Аллаха стоят выше качеств Его же творения, то есть Он не имеет к этим качествам никакого отношения. Все живые существа не идут ни в какое сравнение с Господом, то есть только Он имеет право на гордость, так как обладает всеми достояниями. А гордость Его указывает на то, что Он считает Себя по праву единственным создателем, и никто не может претендовать на Его место и желать той же власти и почестей. Он пренебрегает теми, кто высокомерен и горделив как по отношению к Нему, так и по отношению к другим Его творениям.

Аль-Халик

Господь - истинный Творец. На это указывает данное нарекание. Он творит все, не опираясь ни на какие примеры, то есть Он - изначальный Творец всего сущего. Судьба каждого сотворенного Им существа всецело определена Всевышним. Господь создает и мастера, и само мастерство, и является талантом в человеке. Аллаху известны все качества каждого из существ, так как именно Он наделил ими всех еще до создания. Из этого имени возникло следующее имя Аллаха.

Аль-Бари

Господь - создатель. Только Ему присуще могущество для сотворения всего сущего. По своему усмотрению Он проявил все из непроявленного. И делал Он это, не прилагая особых усилий. Господь творил все словом, просто произнося разрешение на то, чтобы что-то было, и оно сразу же проявлялось. Тот, кто познал это имя Господа, больше не будет поклоняться никому, кроме Аллаха. Только у Него будет искать прибежище и вопрошать о помощи.

Аль-Алим

Господь знает все, так как Он все сотворил и всем владеет. Ему известны не только деяния каждого живого существа, но и его мысли. От Господа невозможно ничего утаить. Ему даже не нужно обращаться к дополнительному источнику информации, так как все и так от Него исходит. Все пребывает в Нем, и Он есть везде, поэтому даже самая малая частица не скрыта от Его глаз. Более того, только Господь знает, что было в прошлом и что будет в будущем.

Ар-Рахи́м

99 имен Аллаха и их значения могут также говорить о качествах Господа. Имя Ар-Рахим указывает на безграничное милосердие Всевышнего. В Коране это имя встречается практически перед каждой сурой. Господь проявляет особую милость к тем, кто верит в Него и покорен Ему. Есть еще одно имя Аллаха - Ар-Рахман, но оно говорит о безграничном сострадании Господа ко всем, в то время, как имя Ар-Рахим говорит только о милости к тем, кто предан Аллаху.

Аль-Мумин

Только Бог может дать полную защиту всем живым существам, только Он убережет от любой беды, если к Нему смиренно вопрошать о защите. Это имя носит два аспекта: Господь - защита и стабильность и непоколебимая вера в сердце. Это свидетельствует о том, что вера есть бесценный дар Господа, и что именно она защищает человека. Верующего на арабском называют «мумином». От слова «вера» и происходит это имя. Настолько многообразны имена Аллаха. 99, с переводом здесь представленные, - самые распространенные. Но на самом деле их гораздо больше.

Аль-Гаффар

Каждый человек в течение жизни совершает множество грехов. Осознано это происходит или нет, но за греховные поступки простить может только Господь. В своих преданных Он видит только положительные качества, а на все негативные закрывает глаза. В этой жизни грехи их становятся незаметными, а в будущей Господь за них не наказывает. Те, кто искренне обращаются к Господу и раскаиваются в содеянном проступке, вознаграждаются особым благословением искупить свою вину добродетельными деяниями.

Указывают на особые качества Господа 99 имен Аллаха. Список продолжит имя Всевышнего, указывающее на Его полную власть.

Аль-Кабид

Господь уменьшает или ограничивает блага по своему усмотрению. Каждая душа находится в Его власти. Только Господа можно благодарить за все блага, так как только Он их дает своим искренним рабам. Но у тех, кто совершает греховные поступки, Он может забрать все. Самое главное - Господь лишает их возможности познать Его, так как высокомерие и непокорность Он не может простить никому. Это имя означает «уменьшающий».

99 имен Аллаха на русском языке могут не полной мере передать весь смысл. Поэтому необходимо искать толкование того или иного имени в Священных писаниях.

Аль-Халим

Это имя особое. Человек, который разберется в значении этого имени Господа, приобретет такие качества, как сдержанность, спокойствие, мягкость и кротость. Именно так переводится это имя. Господь одаряет своей милостью всех. И тех, кто предан Ему, и тех, кто Его ослушался. Он не гневается и не спешит наказывать, несмотря на все свое могущество.

99 имен Аллаха и их значения все описаны в Коране и других священных писаниях мусульман. Человек, изучающий эти книги, со временем осознает каждое качество Господа, и поймет все Его величие. Это, в свою очередь, укрепит его веру.

Намаз в сафаре.

Каждому, кто вышел в дальний путь необходимо знать все, что связано с объединением намазов и их сокращением.

Сокращение намазов.

Допускается, человеку сокращать 4-х ракаатные намазы и совершать их по два ракаата. Например, обеденный, предвечерний и ночной намазы можно сократить на 2 ракаата. Но утренний и вечерний намазы не сокращаются, а делаются как обычно. Для того, чтобы допускалось такое сокращение, необходимо быть в наличие 9 – ти условий:

1) Расстояние должно быть не менее 85 км. Но некоторые алимы говорят, что необходимо 92 км. И не имеет разницы, за какой промежуток времени вы пройдете это расстояние.

2) Человек должен знать о дозволенности сокращения намаза. Если же он сократил или объединил, не зная о его дозволенности, то его намаз не считается.

3) Чтобы сафар его не был грешным. Если же на этот сафар, побудил его какой – либо грех, то уже не дозволяется сокращать намаз. Но если он в середине поездки искренне покается, то в таком случае ему можно сокращать, если до его цели осталось 85 км. В противном случае ему не разрешается сокращать.

4) Путешествие должно быть целевым. Если же человек бродит сам не зная куда, или к примеру, жена следит за мужем и не знает на какое расстояние они ини идут, то в таком случае намаз нельзя сокращать (т.е. этому бродячему и жене).

5) Намерение для сокращения намаза должно быть во время вступительного такбира.

6) Должен остерегаться от того, что портит намерение для сокращения. Например, если появились сомнения, делал ли он намерение для сокращения или нет, то необходимо полностью совершить 4 ракаата.

7) Чтобы не следовал за тем, кто совершает все 4 рааката.

8) Нахождение в пути во время совершения сокращенного намаза.

9) Чтобы он вышел из того населенного пункта, где он проживает. Если село ограждено чем-либо, то начало сафара будет с этих оград. Если же не ограждено, то рассматриваются строения и постройки. Т.е. в таком случае началом сафара будет оставление за собой этих построек.

Если будет отсутствовать хоть одно из выше перечисленных 9-ти условий, то намазнельзя сокращать.

Если прибыл в какое-либо место, где намерены остаться на 4 дня (не учитывая дня прибытия и выезда оттуда) и более, то сокращать намаз в этом месте нельзя. А если вы не знаете, на сколько дней там останетесь и каждый раз думаете, что вот-вот решится проблема, по которой вы приехали, то вам можно сокращать намаз (?) дней.

Объединение намаза.

Можно в сафаре объединить обеденный с предвечерним и вечерний с ночным намазами.

Для того, чтобы объединить, перенося предвечерний на обеденный и ночной на вечерний, необходимо 4 условия:

1) Обеденный намаз необходимо совершить раньше предвечернего, а вечерний раньше ночного.

2) Наличие намерения перенести в первом намазе.

3) Непрерывность меду этими намазами, т.е. после 1-го сразу совершить второй намаз. Если же удлинился промежуток времени между этими намазами (даже если по причине), то 2-й намаз необходимо совершить в свое установленное время.

4) Продолжительность сафара до вступления во 2-й намаз. Если же он прибыл до вступления во 2-й намаз, то его необходимо совершить в свое время.

Условий для переноса обеденного на предвечерний и вечернего на ночной намазы 2:

1) Наличие намерения на перенос до завершения времени первого намаза (и время должно быть таким, которое ему хватит для совершения этого первого намаза).

2) нахождение в пути, пока не завершится 2-й намаз. Если он прибудет к своей цели во время 2-го намаза, то первый будет считаться как возмещенный.

Человек, который покинул населенный пункт, чтобы совершить путь на расстояние более 90 км (то, что можно преодолеть пешком средним шагом не менее чем за 18 часов), считается путником.

Если у путника есть намерение остановиться в каком-либо населенном пункте не более чем на 15 дней, то он считается путником, как во время путешествия, так и во время пребывания в этом населенном пункте. Если же человек собрался остановиться в каком-либо населенном пункте более чем на 15 дней, то путником он считается только в дороге до этого населенного пункта.

Путнику необходимо сокращать 4-х ракяатные обязательные намазы-фарды – полуденный (аз-зухр ), послеполуденный (аль-‘аср ) и ночной (аль-‘иша’ ) до 2-х ракяатов.

Если у путника есть время для намазов-сунны, то он совершает их полностью, не сокращая.

Если путник следует в намазе за «местным» имамом, то совершает намаз полностью, без сокращений, так же, как и имам. Если же человек молится за имамом-путником, то после совершения имамом приветствия (а с-салям ), встает и продолжает совершать оставшиеся ракяаты, как в случае опоздания на коллективную молитву.

Путник имеет право не совершать пятничный намаз (аль-джум‘а ) и праздничные намазы. Но, если путник все же их совершит, они будут приняты, если того пожелает Всевышний Аллах. Если же в пятницу он не совершает пятничный намаз, то, вместо него путник должен совершить полуденный намаз (аз-зухр ).

4-х ракяатный намаз, пропущенный в пути, возмещают сокращенным 2-х ракяатным намазом. Если 4-х ракяатный намаз пропущен дома, то, возмещая его во время пути, необходимо совершать намаз полностью, не сокращая.

Также срок действия протирания кожаных носков (масих ) в пути увеличивается до 3-х суток.

В месяц Рамадан путнику разрешено не поститься. После возвращения он должен возместить каждый пропущенный день. Однако во время путешествия лучше соблюдать пост, если это не вредит здоровью.

Возмещение пропущенных намазов (када )

Оставление намаза намеренно, без уважительной причины является большим грехом. Если это случилось, то нужно покаяться.

Возмещать (када ) необходимо все обязательные намазы-фарды и намаз « аль-витр » . Намазы-сунна не возмещаются, за исключением сунны утреннего намаза (аль-фаджр ), которую можно возместить до наступления времени полуденного намаза (аз-зухр ) того же дня. Для возмещения (када ) пропущенных намазов нет определенного времени, их можно совершать в любое время дня и ночи, кроме времени, когда совершение намаза нежелательно (макрух ).

Если долгов по намазу много и человек не знает, за какой день возмещает (када ) намаз, то он может сделать намерение таким образом: «Намереваюсь совершить возмещение (када) последн его (или перв ого ) пропущенн ого утреннего намаза (аль-фаджр) ради Всевышнего Аллаха ». Также делают намерение на возмещение других намазов.

СОВЕРШЕНИЕ НАМАЗА СИДЯ И ГЛАЗАМИ

В религии Ислам нет трудностей. Создатель лучше всех знает положение Своих творений, поэтому Всевышний Аллах предписал людям различные формы поклонения (ибад а ) в соответствии с их возможностями.

Тот, кто по причине болезни не в состоянии совершать намаз стоя, должен совершать его сидя. То есть сидя совершаются те обязательные действия намаза (рукн ), которые обычно совершаются стоя. Если человек не может совершить обычным образом поясной поклон (руку‘ ), то его совершают сидя, склонив тело вперед. Таким же образом, если нет возможности совершить как обычно земной поклон (суджуд ), его делают сидя, склоняя тело с большей амплитудой нежели во время поясного поклона (руку‘ ).

Если у человека нет возможности наклоняться телом, то поясной (руку‘ ) и земной (суджуд ) поклоны совершают наклоном головы, как бы имитируя их. При этом, так же как при выполнении намаза сидя, амплитуда наклона головы во время совершения земного поклона (суджуд ) должна быть больше, чем во время поясного поклона (руку‘ ). В противном случае намаз считается неправильным.

Если больной не может сидеть, то совершает намаз лежа или полулежа, имитируя поясной (руку‘ ) или земной поклон (суджуд ) движением головы. Если невозможно и это – имитирует движения намаза (руку‘ и суджуд ) глазами. Если не может даже глазами, то совершает намаз сердцем или оставляет его на потом как долг.

Намаз можно сократить, вместо четырех ракаатов совершая два. Сокращаются обеденный, послеобеденный и ночной намазы, а вечерний и утренний - не сокращаются. При вступлении в намаз в намерении совершить намаз добавляют еще и слово «сокращая». Для того, чтобы разрешалось сокращать намаз, путь должен быть не менее 92 км. Если путник совершает намаз за непутником или за тем путником, который не намерен сокращать намаз, то ему сокращать свой намаз нельзя. Если путь превышает 138 км., то сокращать намаз предпочтительнее, чем совершать его полностью.

Перенос намаза.

Можно перенести обеденный намаз на послеобеденный (назад), а также послеобеденный на обеденный (вперед). Также можно перенести вечерний на ночной и наоборот. Нельзя совмещать друг с другом вечерний и послеобеденный намазы. Также не совмещаются ночной и утренний и наоборот, утренний на обеденный и наоборот.

Если обеденный намаз переносится на послеобеденный (то есть назад), то при наступлении обеденного намаза нужно сделать сердцем намерение о переносе этого намаза на послеобеденный намаз. Если без такого намерения настанет срок послеобеденного намаза, то он (обеденный) считается пропущенным.

При совершении обоих намазов в послеобеденное время нужно делать намерение таким образом: Я намереваюсь совершить обеденный фарз-намаз, перенеся на послеобеденный намаз. После салама встают, читают икамат и произносят намерение: Я намереваюсь совершить обязательный послеобеденный фарз-намаз. Вместе с переносом можно намазы и сокращать. Но при вступлении в каждый намаз в намерение добавляют еще и слово «сокращая». Например: Я намереваюсь совершить обеденный намаз с переносом на послеобеденный, сокращая . Затем совершают два ракаата обеденного намаза, после салама соверщают икамат и намерение: Я намереваюсь совершить послеобеденный фарз-намаз, объединив с обеденным намазом, сокращая. Затем совершают два ракаата и выходят из намаза саламом. Такой же порядок сохраняется при переносе вечернего намаза на ночной или с ночного на вечерний.

Если намаз переносится вперед, т.е. послеобеденный на обеденный и ночной на вечерний, то, помимо того, что путь должен быть дозволенным и длинным, необходимы три условия:

1) При намерении первого намаза нужно иметь намерение совершить, совмещая, и второй намаз.

2) Между обоими намазами читается только икамат, и, не отвлекаясь, быстро вступают во второй намаз.

3) Передний намаз совершают первым, а вторым совершают следующий намаз, то есть сначала обеденный, затем послеобеденный (либо вечерний, затем ночной).

Если из этих трех условий отсутствует хоть одно, то перенос намаза вперед не допускается. При переносе намазов назад, т.е. обеденного на послеобеденный или вечернего на ночной, необходимо одно условие. До истечения первого намаза нужно сердцем сделать намерение о переносе намаза. Других условий нет.

При объединении обоих намазов желательно вначале призвать к намазу (азан), затем совершить ратибаты (совершаемые до намаза), а затем для обоих отдельно прочитать икамат. Между обоими намазами не должно быть иных разговоров, кроме икамата.

Многие говорят, что при выходе из дома не сделали намерение для пути и поэтому нельзя сокращать и переносить намазы. Такого нет в Шариате. При выходе из дома не надо делать особого намерения о выходе в путь. Достаточно, если у путника определено место, куда он едет, и расстояние путешествия насчитывает не менее 92 км.

Для того, чтобы можно было переносить и сокращать намазы, нужно покинуть границы своего села (города). После прибытия в село (город) тоже нельзя сокращать намазы. Путь должен быть длиной больше 92 км, причем в одну сторону. К примеру, если уехать в город, расположенный на расстоянии 50 км, и вернуться назад, то это путешествием не засчитывается и нельзя сокращать и переносить намазы.

Если по прибытии в какой-нибудь населенный пункт путнику станет известно, что, не считая дня прибытия и отъезда, он должен остаться здесь четыре дня, то здесь путешествие заканчивается, и с того момента ему нельзя сокращать и переносить намазы. Но если остается три дня, то эти три дня тоже можно сокращать. Затем, если он хочет дальше ехать, нужно выяснить расстояние от этого города до места, куда отправляется (т.е. хватает 92 км).

Если хватает, то с окраины этого города он может сокращать и переносить намазы, а если нет, то нельзя. Также если в этом городе или селе путник в ожидании решения вопроса проведет время, то до истечения 18 суток ему можно переносить и сокращать намазы по мазхабу имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллах).

Совершение намазов-суннат путником

Некоторые люди говорят, что в пути намазы-суннат нельзя совершать. В свое оправдание они приводят то, что для обязательных намазов имеется разрешение сокращать, но какой, мол, смысл, совершать суннаты, создавая себе затруднения.

Каждый намаз-суннат имеет определенное вознаграждение, и при возможности, и если это не затрудняет нас, то зачем упускать вознаграждение, ссылаясь на то, что мы находимся в пути? Более того, по Шариату, чтобы мы совершали намазы-суннат, сделаны большие облегчения.

Намазы-суннат путник может совершать, находясь в транспорте, в движении. При возможности, вступая и заканчивая намаз, следует повернуться к Каабе, а если невозможно, то совершаешь, как можешь. Машина едет, а ты молишься. Нужно опираться на хадис, а не выносить решения по своему усмотрению.

В хадисе, переданном Бухари (да будет доволен им Аллах) сказано: «Пророк r совершал намазы-суннат, сидя на верблюде, куда оборачивался, туда и молился, а когда нужно было совершать фарз-намаз, то сходил (слезал) с верблюда» («Итхаф-уль ссадатиль муттакин», т. 7, с 522).

Имамы всех мазхабов разрешают в пути совершать суннат-намазы, будь то ратибат или другие суннаты («Рахматуль уммат, Хамим Мизану Ша’рани», т. 1 с. 65).

Имам аль-Газали (да будет доволен им Аллах) пишет: «Из-за того, что находишься в пути, нельзя упускать намазы-суннат. Потому что вознаграждение, которое он упустит из-за не совершения суннатов больше, чем то, которое он получил от путешествия» («Ихьяу-улюмиддин», т. 2, 376).

Но нельзя усердствовать в намазах-суннат, если все его ждут. Другое дело, если вся группа совершает все суннаты. Те, кто совершают, должны постараться по возможности совершать намаз-суннат, пока спутники отвлечены чем-то другим или готовятся к намазу. А если и так не удается, то нужно совершать их на машине во время движения.

Порядок совершения перенесенных намазов и их ратибатов.

1) Если обеденный намаз переносится на послеобеденный и обратно, то сначала оглашают азан, затем совершают четыре ракаата суннат-ратибат обеденного намаза (по два ракаата), после читают икамат и совершают обеденный фарз, а затем читают икамат, совершают послеобеденный намаз, затем совершают ратибаты обеденного намаза, четыре ракаата – по два, затем послеобеденного намаза – четыре ракаата – по два.

2) Если вечерний намаз переносится на ночной или обратно, первым оглашается азан, затем читают икамат и совершают вечерний намаз-фарз, затем читают икамат и совершают ночной фарз-намаз, затем совершают ратибат вечернего намаза (два ракаата), затем шесть ракаатов намаза-аввабинов (по два), затем два ракаата ночного намаза, затем три, пять, семь, девять или одиннадцать ракаатов витру (по два ракаата и в конце один нечетный ракаат). Здесь нет разницы переноса намаза вперед или назад («Итхаф» т. 7, с 518-519).

Если послеобеденный намаз переносится на обеденный, дозволено совершить суннаты послеобеденного намаза во время обеденного намаза, а также можно отложить совершение ратибатов послеобеденного намаза до наступления его времени. Также можно поступить и при переносе ночного намаза на вечерний.

Путнику также желательно совершать не только намазы ратибаты, но и другие суннаты, такие, как зуха, таххаджуд, аввабин, витру и другие. Эти намазы также дозволено совершать и сидя на машине.

Этикет.

Этикетами и молитвами (дуа) подготовки к пути, самого пути, сокращениями и переносами намазов можно пользоваться не только по пути на хадж и обратно. Эти правила общие для всех дозволенных путешествий, при определенных условиях. Путникам желательно иметь с собой зеркало, ножницы, расческу и сивак. В наше время нужно иметь с собой еще компас и карту для определения стороны Киблы. Нужно знать и расположение Киблы в проезжаемых странах. Потому что если придется совершать намаз там, где нет мечети и совершили намаз не в сторону Каабы, то этим людям будет большой грех за то, что не изучили методы определения Каабы.

По книге "Намаз опора религии"

Многие из мусульман работают или вахтенным методом или часто ездят в командировки. И вот тут возникают проблемы с намазом. Как совершать намаз в поездке? Многие не зная ответ на этот вопрос, просто перестают делать намаз. А ведь это не правильно. Для тех, кто находится в пути, существуют правила выполнения намаза, по которым путешествующий должен сокращать намазы.

«Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих. Воистину, неверующие являются вашими явными врагами .» (сура Ан-Ниса аят 101)

Какие намазы нужно сокращать путнику

Сокращаются только фард намазы, состоящие из 4-х ракатов. Это Зухр, Аср и Иша намазы. Эти намазы нужно делать в 2 раката, так же как делается Фаджр. Фаджр и Магриб, а так же Витр намазы читаются полностью.

Ибн Аббас передал: «Устами вашего пророка Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) повелел вам дома совершать четыре ракаата, в путешествии — два ракаата, а в состоянии страха — один ракаат» (Муслим).

Передают, что Анас, да будет доволен им Всевышний Аллах, также рассказывал : «Мы отправились в поездку из Медины в Мекку вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он совершал намазы по два рак‘ата до тех пор, пока мы не вернулись в Медину» (Аль-Бухари и Муслим)

Имамл абу Ханифа считал, что сокращение обязательное, а имамы Малик, Шафии и Ахмад говорили о том, что лучше сокращать, но что можно и совершать молитву без сокращения.

Довод абу Ханифы: От Я"ля ибну Умайа передается, что он спросил у Умара ибнуль-Хаттаба о аяте: "не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих" - "Мы ведь в безопасности сейчас?!", на что ответил ему Умар ибнуль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах: "Я так же как и ты удивился этому и спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на что он ответил: "Это садака, которую дал Аллах вам, так примите же эту садаку (подарок)" ". (Муслим, 686)

Расстояние с которого разрешается сокращать намазы

Если путь составляет больше 81 километра, то это расстояние считается сафаром. И человек, преодолевающий это расстояние называется мусафиром. Но если человек выезжает в другую местность и расстояние до конечного пункт будет меньше 81 километра, то этот путь сафаром не считается и намазы сокращать нельзя. Анас, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал:

«Мы отправились в поездку из Медины в Мекку вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он совершал намазы по два рак‘ата до тех пор, пока мы не вернулись в Медину».( аль-Бухари и Муслим).

Кого считать путником (мусафиром)

Человек, который выехал из своего дома по делам или в путешествие или к родственникам и его путь до конечного пункта будет составлять более 81 километра будет считаться путником (мусафиром). Это расстояние только в один конец. Если мусульманин решил съездить в соседний город и до города всего 50 км, то считается только путь туда, а не туда обратно 100 км. Поэтому человек совершающий такую поездку не считается мусафиром.

С какого момента нужно сокращать намазы путнику

Намаз можно сокращать как только покинули границы своего населенного пункта. И многие ученые придерживаются мнения, что эти границы можно определять по дорожным указателям. Хотя, другие ученые считают, что должны закончится все постройки следующие за населенным пунктом.

Можно ли совмещать намазы в дороге мусафиру

Еще один важный вопрос: «Как делать намаз в путешествии? Объединять или нет?» Ученые разных мазхабов расходятся во мнениях по этому вопросу.

Некоторые ученые считают, что возможно объединять Зухр намаз и Аср, а так же Магриб и Эша. При этом в зависимости от возможности передвигать Зухр к Аср намазу и наоборот, но соблюдать последовательность выполнения намаза. Так же можно поступать с Магриб и Эша намазом. Приводят следующий хадис

Со словами Ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими ):«Находясь в пути, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда объединял полуденную молитву с послеполуденной, а закатную — с вечерней» (Аль-Бухари).

Ученые ханафиты, считают, что нельзя объединять намазы, но можно откладывать намз на конец времени, а второй совершать в самом начале его времени. Об этом говорится в хадисах. Один из таких хадисов передает слова Ибн Мас"уда (радиаллаху анху ): «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) объединял два намаза, будучи в пути. Он объединял магриб и иша, задерживая магриб до того момента, когда оставалось совсем немного времени до окончания положенного для него времени, и совершал иша сразу после начала его времени». («Мусаннаф Ибн Аби Шайба», 2:458)

Сколько дней можно сокращать намазы во время путешествия

Ученые всех мазхабов согласны, что если человек собирается вернуться домой, но при этом не знает сколько дней продлится его поездка, то он сокращает намазы.

Ученые ханафиты считают, что если человек останавливается сроком на 15 дней и меньше, то он совершает молитву мусафира, если количество дней больше 15, то выполняются намазы полностью.

Ученые шафииты считают, что оставаясь на 4 дня, не считая дороги, нужно сокращать намазы. Сверх этого срока - намазы сокращать нельзя.

Некоторые ученые считают, что в силу своей профессии летчики, машинисты, проводники, водители и т.д. находятся все время в путешествии и должны сокращать намазы. Но лучше уточнить у имама своей мечети по этому вопросу. Так как другие ученые считают, что таким людям намаз сокращать нельзя.

Как читать намаз в поезде, на корабле или в самолете

«Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) однажды спросили как совершать намаз на корабле и он сказал: «Молитесь на нем стоя в том случае, если не боитесь утонуть»( 87 Аль-Баззар (68), ад-Даракутни, Абдул Гани аль-Макдиси в «ас-Сунан» (82/2). На достоверность хадиса указал аль-Хаким, и с ним согласился аз-Захаби.

Если путешествие происходит на своей машине, то лучше остановить ее и прочитать намаз по всем правилам, выполняя все действия намаза. Если это общественный транспорт, поезд, самолет, корабль, то выполнять намаз в соответствии с возможностями. Есть возможность стоять - делается намаз стоя, нет - то сидя и по возможности повернувшись в сторону Каабы (если возможно определить ее направление).