Совершенствование методики обучения с штурмовой лестницей. Особенности формирования профессионального мастерства пожарных и спасателей в рамках совершенствования методики обучения подъему по штурмовой лестнице

Шипилов Р.М. 1 , Шарабанова И.Ю. 2 , Маринич Е.Е. 3 , Зейнетдинова О.Г. 4 , Казанцев С.Г. 5 , Сорокин Д.В. 6 , Захаров Д.Ю. 7

1 ORCID: 0000-0002-0228-2473, кандидат педагогических наук, доцент, 2 ORCID: 0000-0003-0048-1097, кандидат медицинских наук, доцент, 3 ORCID:0000-0002-2786-3020, кандидат педагогических наук, 4 ORCID:0000-0003-3257-1222, кандидат биологических наук, доцент, 5 ORCID: 0000-0003-0559-6141, старший преподаватель, 6 ORCID:0000-0002-7613-3315, адъюнкт, 7 ORCID: 0000-0002-8168-3397, преподаватель, Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПОЖАРНЫХ И СПАСАТЕЛЕЙ В РАМКАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПОДЪЕМУ ПО ШТУРМОВОЙ ЛЕСТНИЦЕ

Аннотация

Современное развитие организации учебного процесса зависит от эффективности использования новых средств и методов в процессе обучения. Исходя из этого, в статье предложена методика обучения упражнению «Подъём по штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни». Проведены исследования с целью выявления эффективности использования представленных методов. Определено, что наиболее эффективным в процессе обучения технике упражнения «Подъём по штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни» стал метод с использованием тренировочной штурмовой лестницы.

Ключевые слова: штурмовая лестница, учебная башня, МЧС России, методика обучения.

Shipilov R . M . 1 , Sharabanova I . Yu . 2 , Marynich E . E . 3 , Zeynetdinova O . G . 4 , Kazantsev S . G . 5 , Sorokin D . V . 6 , Zakharov D . Yu . 7

1 ORCID: 0000-0002-0228-2473, PhD in Pedagogy, Associate professor, 2 ORCID: 0000-0003-0048-1097, MD, Associate professor, 3 ORCID:0000-0002-2786-3020, PhD in Pedagogy, 4 ORCID:0000-0003-3257-1222, PhD in Biology, Associate professor, 5 ORCID: 0000-0003-0559-6141, Senior Lecturer, 6 ORCID:0000-0002-7613-3315, Postgraduate student, 7 ORCID: 0000-0002-8168-3397, Lecturer, Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Measures of Russian Federation

PECULIARITIES OF FORMING THE PROFESSIONAL MASTERY OF FIREFIGHTERS AND RESCUERS IN THE FRAMEWORK OF IMPROVEMENT THE TECHNIQUE OF TRAINING ON THE ASSAULT LADDER LEARNING

Abstract

The modern development of the organization of the learning process depends on the effectiveness of the use of new tools and methods in the learning process. Based on this, the technique of training the exercise “Ascent on the assault ladder to the 4 th floor of the training tower” is suggested in the article. Studies were conducted to determine the effectiveness of the presented methods use. It was determined that the most effective in the process of teaching the exercise technique “Ascent on the assault ladder to the 4 th floor of the training tower” was the method using a training assault ladder.

Keywords : assault ladder, training tower, EMERCOM of Russia, training methodology.

Актуальность

Пожарно-строевая подготовка в аспекте высшего образования является основным видом профессионально-прикладной подготовки личного состава подразделений ФПС ГПС. В её основу входит не только подготовка к успешному выполнению служебных задач, но и выполнению приёмов и способов работы с пожарной техникой и пожарно-техническим оборудованием . Формирование у личного состава профессиональных компетенций в области пожаротушения, обеспечения пожарной безопасности, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказалось в центре внимания компетентностного подхода.

Основной задачей пожарно-строевой подготовки является формирование у личного состава профессионального мастерства, высокой технической подготовленности, формирование высокого уровня развития физических, волевых и профессиональных качеств, обеспечивающих успешное выполнение профессиональных задач . Как показывает анализ исследований Самсонова Д.А. (2005), Динаева Б.М. (2009), недостаточно изученными остаются вопросы, связанные с разработкой методик проведения учебно-тренировочных занятий, обеспечивающих совершенствование техники выполнения упражнений с пожарно-техническим оборудованием . Одним из таких упражнений является «Подъём по штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни» (рис. 1).

Рис. 1 – Подъём по штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни

Данное упражнение является одним из показателей профессиональной (в условиях ограниченного времени выполнять поставленные задачи в боевой одежде пожарного), физической (сила, быстрота, координация) подготовленности сотрудников ФПС ГПС. В профессии пожарного и спасателя важную роль играет его психоэмоциональное состояние, поэтому использование данного упражнения в учебном процессе позволит формировать психологическую устойчивость (морально-волевые качества, стрессоустойчивость, преодоление боязни высоты) .

Данное упражнение является сложно-координированным и требует проявления не только физических качеств, но и достаточно высокого уровня владения техникой его выполнения. Результатом освоения упражнения «Подъём по штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни» является выполнение норматива № 5.7. . Этот норматив утверждён и является обязательным для выполнения при проведении инспектирования, итоговых проверок деятельности территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, а также обязателен на контрольных занятиях в образовательных организациях высшего образования МЧС России. Как показывает практика «Подъём по штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни» является одним из самых сложных в программе дисциплины «Пожарно-строевой подготовки», это обусловлено рядом следующих факторов:

  • «вертикальный подъём» по лестнице, то есть выполнение таких элементов как, подъём по лестнице и посадка на этаж; выброс, подхват, перехваты и завеска лестницы в окна этажей учебной башни; переход с подоконника на этаж;
  • низкие эргономические показатели боевой одежды пожарного, приводящие к затруднению движений при выполнении упражнения и др.

На сегодняшний день упражнение «Подъём по штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни» включают в себя 2 показателя (рис. 2) .

Рис. 2 – Утвержденные нормативные показатели упражнения «Подъём по штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни»

Освоение техники подъёма по штурмовой лестнице достигается за счет многократного повторения элементов упражнения, что способствует выработке автоматизированных действий и тем самым способствует формированию и сохранению мышечной памяти в центральной нервной системе в виде шаблонов. Приобретенные автоматизированные действия (навык) позволяют не обдумывать их заранее, не выделять из них отдельных частных операций, а приступать к выполнению четко поставленных действий. Благодаря приобретенным автоматизированным действиям, движения по подъёму по штурмовой лестнице выполняется быстро и точно.

На формирование навыка влияют:

  • мотивация, обучаемость, прогресс в усвоении упражнения, формирование модели действия в целом или по частям;
  • уровень личного развития, наличие знаний, умений, способ объяснения содержания операции, обратная связь;
  • полнота усвоения содержания материала, постепенность перехода от простого уровня овладения к сложному по определенным показателям .

На основе анализа педагогического наблюдения в 2015 году в ходе учебной деятельности по дисциплине «Пожарно-строевая подготовка» при выполнении упражнения «Подъём по штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни» было сделано заключение о том, что наиболее сложным для обучающихся при подъёме по штурмовой лестнице является координация движений рук и ног, понимание выполнения техники подъёма. Обучающемуся при выполнении подъёма, визуально тяжело ориентироваться, этому способствует вертикальное положение на лестнице, отсутствие понимания, на какие ступени нужно осуществлять постановку ног или выполнять захват руками. Также для обучающегося достаточно сложно выполнить выброс, подхват, перехваты и завеска лестницы за подоконник. Причинами этому является рассинхронизация работы рук и ног, связанная с невозможностью выделить правильность и последовательность техники выполнения упражнения, вследствие чего, выше перечисленные причины приводят к нарушению освоения техники подъёма по штурмовой лестнице.

В качестве основных, часто встречающихся ошибок, совершаемых при подъёме по штурмовой лестнице следует выделить:

  • постановка ног (рук) на не соответствующие ступени;
  • сед на подоконник осуществляется не с 9 ступени;
  • не слаженная работа рук и ног при подъёме по штурмовой лестнице;
  • неправильная поставка рук при выбросе штурмовой лестницы;
  • «сбивание» ног при подъёме по штурмовой лестнице.

С целью облегчения понимания техники подъёма по штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни, а также наиболее эффективного освоения данного упражнения в учебный процесс была включена тренировочная штурмовая лестница (рис. 3). Штурмовая лестница имеют специальную цветовую окраску, что позволяет обучающемуся выработать правильную последовательность постановки ног (рук) на ступени лестницы при подъёме. Также окраска лестницы показывает последовательность перехвата рук за тетивы при «выбросе» лестницы.

Рис. 3 – Окраска тренировочной штурмовой лестницы

Обозначение цветом ступеней и тетивы позволит обучающемуся выполнять изучаемые движения по тренировочной штурмовой лестнице более качественно и тем самым ускорить процесс освоения техники подъёма. Из-за анатомических особенностей организма (рост) обучающихся, на этапе обучения используются два вида подъёма по тренировочной штурмовой лестнице:

  • способ подъёма в каждую ступень (рис. 4 а) (постановка ног на каждую ступень лестницы, хват рук через одну ступень);
  • способ подъёма через одну ступень (рис. 4 б) (постановка ног через одну ступень лестницы, хват рук, также через одну ступень).

Рис. 4 – Способы подъёма по тренировочной штурмовой лестнице

Ступени тренировочной штурмовой лестницы окрашиваются в два цвета: синий и красный (рис. 5). Ступени, окрашенные в красный цвет – указывает на постановку ног, синий цвет – указывает на постановку рук. В процессе обучения подъёму по тренировочной штурмовой лестнице в каждую ступень (Рис. 5 а), выполняется следующая последовательность постановки ног (правая: 1, 3, 5, 7, 9 ступени; левая: 2, 4, 6, 8 ступени), работа рук осуществляется (правая: 7, 12 ступени; левая: 5, 9 ступени). При обучении подъёму по тренировочной штурмовой лестнице через одну ступень (Рис. 5 б), постановка ног выполняется следующим образом (правая: 1, 5, 9 ступени; левая: 3, 7 ступени), работа рук при этом осуществляется тем же способом, что и в предыдущем упражнении.

Рис. 5 – Способы разметки на учебном оборудовании

Цель исследования: определение целесообразности использования в учебном процессе тренировочных штурмовых лестниц.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования :

  • анализ научной литературы по изучаемой теме исследования;
  • определить уровень анатомических показателей, физической подготовленности и работоспособности;
  • экспериментально обосновать использование тренировочных штурмовых лестниц при сдаче контрольных нормативов.

Методика проведения исследования.

Для апробации утверждений об эффективности использования в учебном процессе тренировочных штурмовых лестниц на этапе обучения упражнению «Подъём по штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни», в 2016 году на базе Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России было проведено исследование. В исследовании приняли участие четыре группы испытуемых, две контрольные (1 КГ и 2 КГ) и две экспериментальные (1 ЭГ и 2 ЭГ), по 20 человек в каждой группе. Начальный этап исследования заключался в формировании контрольных и экспериментальных групп. Выявлялись анатомические показатели, физическая подготовленность и физическая работоспособность.

В качестве анатомических показателей контрольных и экспериментальных групп определялись рост и вес испытуемых. Анализ полученных результатов показал, что рост и вес респондентов был приблизительно одинаковый (табл. 1).

Таблица 1 – Анатомические показатели респондентов

Анатомические показатели респондентов
№ п/п Значения 1 КГ 1ЭГ 2 КГ 2 ЭГ
1 Рост (см) 174+ 3,7 174,6+ 5,2 174,6+ 5,1 174,4+ 4,8
2 Вес (кг) 70,2+ 9,2 70,2+ 9,8 71,6+ 9,1 71,5+ 7,9

Уровень мониторинга физической подготовленности обучающихся определялся следующими контрольными нормативами: подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз), силовое комплексное упражнение (кол-во повторов), бег 100 м (сек.) и челночный бег 10х10 м (сек.) , . Сравнительный анализ полученных данных позволяет констатировать, что по уровню физической подготовленности испытуемые не имеют достоверных различий (р>0,05) (табл. 2). При этом незначительная разница имеется в количественных показателях полученных оценок «хорошо» и «отлично» между испытуемыми контрольных и экспериментальных групп. У 67,5% респондентов контрольных групп, а также у 60% экспериментальных групп показатели физической подготовленности при выполнении упражнения подтягивание из виса на высокой перекладине соответствуют оценке «хорошо» и «отлично», то же процентное соотношение между испытуемыми характерно при выполнении норматива бег 100 м. Челночный бег 10х10 м на оценку «хорошо» и «отлично» в контрольных группах выполнили 62,5%, а в экспериментальных группах 50%. Норматив «Силовое комплексное упражнение» все испытуемые выполнили на оценку «хорошо» и «отлично».

Таблица 2 – Уровень физической подготовленности контрольных и экспериментальных групп

Уровень физической подготовленности респондентов
№ п/п Значения 1 КГ 1 ЭГ 2 КГ 2 ЭГ
1 Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз) 13,25+ 2,53 12,60+ 2,52 13,0+ 2,70 12,90+ 3,11
2 Силовое комплексное упражнение (кол-во повторов) 4,80+ 0,41 4,60+ 0,50 4,65+ 0,49 4,60+ 0,50
3 Бег 100 м (сек.) 13,61+ 0,52 13,73+ 0,48 13,69+ 0,56 13,72+ 0,58
4 Челночный бег 10х10 м (сек.) 26,15+ 0,98 26,45+ 0,88 26,27+ 0,80 26,30+ 0,91

С целью выявления физической работоспособности применялся метод функциональной пробы с дозированной физической нагрузкой с определением ЧСС . Данный метод определял мощность физической нагрузки, при которой ЧСС достигает величины 170 уд./мин. Проведённое исследование констатировало, что в показателях физической работоспособности у испытуемых контрольных и экспериментальных групп достоверных различий не наблюдается (табл. 3). Величина PWC170 соответствует «среднему» значению.

Таблица 3 – Физическая работоспособность у респондентов КГ и ЭГ

Физическая работоспособность, кГм/мин на единицу массы тела
Показатели 1 КГ 1 ЭГ 2 КГ 2 ЭГ
Р1 (уд/мин) 84,3+ 9,10 77,7+ 8,77 79,9+ 4,48 79,9+ 6,91
Р2 (уд/мин) 111,7+ 6,99 109,5+ 7,62 108,9+ 8,55 109,2+ 7,74
N1 252,7+ 33,21 252,2+ 35,46 257,9+ 32,92 257,4+ 28,38
N2 575,6+ 75,65 574,4+ 80,76 587,53+ 74,98 586,3+ 64,65
PWC170 18,6+ 3,32 17,4+ 2,83 18,5+ 3,36 18,1+ 2,48

Сравнительный анализ результатов уровня анатомических показателей, физической подготовленности и физической работоспособности испытуемых экспериментальных и контрольных группы до основного исследования показывает об отсутствии достоверно значимых различий по всем средним значениям.

Респонденты первой (1К) и второй (2К) контрольных групп на всём протяжении исследовательского маршрута обучались упражнению «Подъём по штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни», первая группа технике в каждую ступень, вторая группа технике через одну ступень не окрашенной лестницы. Испытуемые первой (1Э) и второй (2Э) экспериментальных групп обучались упражнению «Подъём по штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни», одна группа технике в каждую ступень, вторая группа технике через одну ступень окрашенной лестницы. Исследование проходило в период с сентября по декабрь 2016 года в рамках изучения дисциплины «Пожарно-строевая подготовка». Обучение проходило согласно изучаемой темы «Обучение работе с ручными пожарными лестницами, автолестницами и коленчатыми подъёмниками» (табл. 4).

Таблица 4 – Обучение работе с ручными пожарными лестницами, автолестницами и коленчатыми подъёмниками

Форма занятий Номера учебных занятий
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Распределение часов
Практические занятия 2 2 2 2 2 2 2 2 2 / Контр. норматив 2 2 / Контр. норматив
Итого: 22 часа

Согласно тематического плана на обучение упражнению «Подъём по штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни» выделяется 11 занятий. У всех испытуемых было одинаковое количество занятий по дисциплине «Пожарно-строевая подготовка» (таблица 2). Все группы обучались по одной программе подъёму по штурмовой лестнице в этажи учебной башни. Исследование проводилось в два этапа. Первый этап исследования проходил с сентября по ноябрь 2016 года. В конце исследования на девятом занятии проводится контрольный норматив: «Подъем по подвешенной штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни» (п. 5.6 Нормативы по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке для личного состава федеральной противопожарной службы) . Второй этап исследования проходил с ноября по декабрь 2016 года. В конце исследования на одиннадцатом занятии проводится контрольный норматив: «Подъем по штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни» (п. 5.7 Нормативы по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке для личного состава федеральной противопожарной службы) .

В конце первого этапа исследования был проведён контрольный норматив №1 (промежуточный) (рис. 2) с целью выявления временных показателей выполнения упражнения «Подъём по подвешенной штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни».

Рис. 6 – Сравнение результатов выполнения контрольного норматива испытуемыми в каждую ступень ЛШ (1К не окрашенной лестницы, 1Э окрашенной лестницы)

Рис. 7 – Сравнение результатов выполнения контрольного норматива испытуемыми через одну ступень ЛШ (2К не окрашенной лестницы, 2Э окрашенной лестницы)

Результаты исследования показали достаточно высокие различия между контрольными и экспериментальными группами (рис. 6, 7). Это выражено в более высоких значениях экспериментальных групп над контрольными. Полученные результаты были переведены в среднестатистические значения с целью определения разницы временных показателей между исследуемыми группами (табл. 5).

Таблица 5 – Определение разницы временных показателей между исследуемыми группами в упражнении «Подъём по подвешенной штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни»

Показатели подъёма по подвешенной штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни
№ п/п Значения 1 КГ

(в каждую ступень)

1 ЭГ

(в каждую ступень)

2 КГ

(через одну ступень)

2 ЭГ

(через одну ступень)

1 ср знач X 22,28 21,54 23,13 22,47
2 ст откл b 1,17 1,20 1,19 1,06
3 ст ош m 0,24 0,25 0,25 0,22
4 t-критерий 2,11 1,98
5 X+ b 22,28+ 1,17 21,54+ 1,2 23,13+ 1,19 22,47+ 1,06

Благодаря статистической обработке полученных результатов с помощью t-критерия Стьюдента достоверно доказано, что временные показатели экспериментальных групп оказались выше, чем аналогичные показатели респондентов контрольных групп при р<0,05. Среднестатистическое значение показателей в этих группах составляет: у 1 контрольной группы 22,28+ 1,17 у 1 экспериментальной группы значение 21,54+ 1,2, что говорит о значительном временном отставании контрольной группы от экспериментальной с разницей между ними 0,74 сек. Это является довольно значимым временным интервалом между исследуемыми группами. Этаже ситуация характерна для 2-й контрольной и 2-й экспериментальной группы при 23,13+ 1,19 к 22,47+ 1,06 соответственно, с разницей в 0,66 сек.

В конце второго этапа исследования со всеми группами проводился контрольный норматив №2 (итоговый) (рис. 2) с целью выявления временных показателей выполнения упражнения «Подъём по штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни».

Рис. 8 – Сравнение результатов выполнения контрольного норматива испытуемыми в каждую ступень ЛШ (1К не окрашенной лестницы, 1Э окрашенной лестницы)

Рис. 9 – Сравнение результатов выполнения контрольного норматива испытуемыми через одну ступень ЛШ (2К не окрашенной лестницы, 2Э окрашенной лестницы)

Результаты исследования показали также, как и при контрольном нормативе №1 высокие различия между контрольными и экспериментальными группами (рис. 8, 9). Нормативное время было переведено в среднестатистические значения для определения разницы временных показателей между исследуемыми группами (табл. 6).

Таблица 6 – Определение разницы временных показателей между исследуемыми группами в упражнении «Подъём по подвешенной штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни»

Показатели подъёма по штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни
№ п/п Значения 1 КГ

(в каждую ступень)

1 ЭГ

(в каждую ступень)

2 КГ

(через одну ступень)

2 ЭГ

(через одну ступень)

1 ср знач X 31,85 30,41 33,23 32,45
2 ст откл b 2,19 2,30 2,63 1,77
3 ст ош m 0,46 0,48 0,55 0,37
4 t-критерий 2,18 1,17
5 X+ b 31,85+ 2,19 30,41+ 2,30 33,23+ 2,63 32,45+ 1,77

Статистическая обработка временных показателей «Подъём по штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни» достоверно доказывает, что существуют различия между контрольными и экспериментальными группами. Результаты в экспериментальных группах значительно выше по сравнению с контрольными группами при р<0,05. Среднестатистические показатели в 1 контрольной группе составляют 31,85+ 2,19 в 1 экспериментальной группе 30,41+ 2,30. Разница между этими группами составила 1,44 сек, что говорит о значительном временном отставании контрольной группы от экспериментальной. Этаже ситуация характерна для 2-й контрольной и 2-й экспериментальной группы при 33,23+ 2,63 к 32,45+ 1,77 соответственно, с разницей в 0,78 сек.

Особые различия при выполнении контрольных нормативов №1 и №2 наблюдаются в группах, выполнявших подъём по штурмовой лестнице в каждую ступень по сравнению с группами выполнявших подъём по штурмовой лестнице через ступень в окна учебной башни. Оценка результатов показала наиболее высокие показатели у групп выполнявших контрольных норматив в каждую ступень. Об этом может свидетельствовать тот факт, что в качестве объективных показателей подъём по штурмовой лестнице через одну ступень более сложнокоординированн и более энергозатратен по сравнению с подъёмом в каждую ступень.

Выводы.

Таким образом, достоверно доказано, что в конце исследования показатели экспериментальных групп оказались выше аналогичных показателей контрольных групп. Исходя из результатов исследования можно с достаточной долей уверенности говорить о том, что наиболее эффективным в процессе обучения технике упражнения «Подъём по штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни» стал метод с использованием тренировочной штурмовой лестницы. Однако, показатели подъёма по штурмовой лестнице в каждую ступень значительно выше показателей подъёма через одну ступень. Это может свидетельствовать о том, что при достаточно небольшом лимите времени на обучение подъёму по штурмовой лестнице наиболее рационально использовать именно этот метод.

Исходя из этого можно сделать вывод, что тренировочная штурмовая лестница позволит курсанту, при освоении техники упражнения «Подъём по штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни» с использованием метода в каждую ступень, лучше скоординировать свои движения, визуально ориентироваться и следить за правильностью выполнения упражнения, исключая возможность совершения ошибок при выполнении подъёма.

Список литературы / References

  1. Приказ МЧС РФ от 26.07.2016 г. № 402 «О внесении изменений в приказ МЧС РФ от 30.03.2011 г. № 153».
  2. Приказ МЧС РФ от 30.03.2011 г. № 153 «Об утверждении Наставления по физической подготовке личного состава федеральной противопожарной службы».
  3. Ашкинази С.М. К вопросу о совершенствовании процесса физической подготовки сотрудников образовательных учреждений Государственной противопожарной службы МЧС России / С.А. Ашкинази, Р.М. Шипилов, Б.В. Кузнецов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгофта – 2016. – № 1 (131). С. 18-22.
  4. Головин С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. – Глубинная психология: учения и методика. [Электронный ресурс] URL: http://studepedia.org/index.php?vol=2&post=4871 (дата обращения 03.05.2017).
  5. Методические рекомендации по организации и проведению занятий с личным составом газодымозащитной службы федеральной противопожарной службы МЧС России. Москва, 2008 г. – 80 с.
  6. Нормативы по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке для личного состава федеральной противопожарной службы. – М.: МЧС России, 2011 г.
  7. Теребнёв В.В. Подготовка спасателей-пожарных. Пожарно-строевая подготовка: (Учебно-методическое пособие) / В.В. Теребнёв, В.А. Грачёв, Д.А. Шехов. – Екатеринбург: Калан, 2013 г. – 300 с.
  8. Теребнёв В.В. Специальная профессионально-прикладная подготовка пожарных / В.В. Теребнёв, В.А. Грачёв, М.А. Шурыгин. – Екатеринбург: ООО «Калан», 2013 г. – 216 с.
  9. Шарабанова И.Ю. Применение новых методов подготовки и обучения спасателей, работающих в чрезвычайных ситуациях / И.Ю. Шарабанова, Р.М. Шипилов, А.В. Харламов // Электронный научный журнал. Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 90.
  10. Шипилов Р.М. Особенности адаптации курсантов образовательных организаций высшего образования к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций / Р.М. Шипилов, И.Ю. Шарабанова, О.Г. Зейнетдинова, А.К. Кокурин // В мире научных открытий. Т. 9. № 1. С. 78-89.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Prikaz MChS RF ot 26.07.2016 g. № 402 «O vnesenii izmenenij v prikaz MChS RF ot 30.03.2011 g. № 153» . .
  2. Prikaz MChS RF ot 30.03.2011 g. № 153 « Ob utverzhdenii Nastavlenija po fizicheskoi podgotovke lichnogo sostava federal’noj protivopozharnoj sluzhby» . .
  3. Ashkinazi S.M. K voprosu o sovershenstvovanii processa fizicheskoj podgotovki sotrudnikov obrazovatel’nyh uchrezhdenij Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby MChS Rossii / S.А. Ashkinazi, R.M. Shipilov, B.V. Kuznetsov // Scientific notes of the University named after P.F. Lesgotha.– 2016. – № 1 (131). P. 18-22. .
  4. Golovin S.Yu. Slovar’ prakticheskogo psihologa / S.Yu. Golovin. – Deep psychology: teachings and methodology. URL: http://studepedia.org/ index.php?vol=2&post=4871 (accessed 03.05.2017). .
  5. Metodicheskie rekomedacii po organizacii i provedeniju zanjatij s lichnym sostavom gazodymozashhitnoj sluzhby federal’noj protivopozharnoj sluzhby MChS Rossii. . Moscow, 2008 – 80 p. .
  6. Normativy po pozharno-stroevoj i taktiko-special’noj podgotovke dlja lichnogo sostava federal’noj protivopozharnoj sluzhby. . – M.: EMERCOM of Russia, 2011. .
  7. Terebnev V. V. Podgotovka spasatelej-pozhrnyh. Pozharno-stroevaja odgotovka:(Uchebno-metodicheskoe posobie) / V. V. Terebnev, V. A. Grachev, D. A. Chekhov. – Ekaterinburg: Kalan, 2013. – 300 p. .
  8. Terebnev V. Special’naja professional’no-prikladnaja podgotovka pozharnyh / V. V. Terebnev, V. A. Grachev, A. M. Shurigin. – Ekaterinburg: LLC «Kalan», 2013. – 216 p. .
  9. Sharabanova I.Yu. Primenenie novyh metodov podgotovki i obuchenija spasatelej, rabotajushhih v chrezvychajnyh situacijah / Sharabanova I.Yu., R. M. Shipilov, A. V. Kharlamov // Electronic scientific journal. Modern problems of science and education. 2014. No. 4. P. 90. .
  10. Shipilov R.M. Osobennosti adaptacii kursantov obrazovatel’nyh organizacij vysshego obrazovanija k dejstvijam v uslovijah chrezvychajnyh situacij / R.M. Shipilov, I.Yu. Sharabanova, O.G. Zeynetdinova, A.K. Kokurin // In the world of scientific discoveries. 2017. T. 9. № 1. P. 78-89. .

Обучение приемам работы со штурмовой лестницей в окно 4-го этажа учебной башни разбивается на 3 этапа:

1) снятие с автомобиля, переноска, подвеска и подъем по ней с посадкой на подоконнике 2-го этажа, спуск вниз и уборка лестницы;

2) взятие лестницы с земли, переноска, подвеска и подъем по ней с посадкой в окно 3-го этажа;

3) подъем по штурмовой лестнице на 4-й этаж и спуск вниз.

Подаваемые команды:

"Штурмовую лестницу с автомобиля - снять!"; "Штурмовую лестница на автомобиль - уложить!"; " По штурмовой лестнице в окно /указывается этаж/ - марш!"; "По штурмовой лестнице вниз - марш!".

По команде "Штурмовую лестницу с автомобиля - снять!", пожарный поднимается на первую ступеньку автомобиля и, удерживаясь правой рукой за поручень, открепляет левой рукой лестницу поворотом рукоятки защелки вниз. Взявшись этой же рукой за крюк лестницы, тянет её назад, опускается на землю, подхватывает правой рукой за левую тетиву у восьмой ступеньки, разворачивает её башмаками вперед, переносит в указанное место и кладет на землю.

Укладка лестницы на автомобиль производится по команде "Штуpмовую лестницу на автомобиль - уложить!". Пожарный берет лестницу левой рукой за верхнюю тетиву около восьмой ступеньки, поднимает её, разворачивает башмаками вперед и переносит к автомобилю. Укладывает башмаки на ролики и продвигает правой рукой лестницу по роликам вперед. Если лестница крепится сверху на пеналах, то пожарный поднимается на ступеньки автомобиля, закрепляет лестницу, опускается на землю и становится на исходное положение.

Переноска, подвеска штурмовой лестницы и подъем по ней в окно 4-го этажа производится по команде "По штурмовой лестнице в окно 4-го этажа марш!".

По этой команде пожарный (курсант), удерживая лестницу за верхнюю тетиву правой рукой около восьмой ступени, начинает движение бегом или шагом. За 9-12 м до учебной башни рывком правой руки вверх - вперед поднимает лестницу над головой крюком вверх, берется левой рукой за левую тетиву на уровне восьмой ступеньки, а правой рукой перехватывается за правую тетиву на том же уровне, башмаки лестницы опущены вниз. Приближаясь к учебной башне (зданию), держит лестницу так, чтобы ее башмаки находились в 25-3О см от земли. Опускает башмаки лестницы к основанию башни (25-40 см от башни), делает перехват по тетивам до уровня пятой ступени, поднимает лестницу вверх так, чтобы крюк находился на 10-15 см выше подоконника 2-го этажа и подвесить лестницу на крюк в правую половину окна.

Одновременно с подвеской лестницы в окно 2-го этажа ставим правую ногу на первую ступеньку. После подвески лестницы курсант переводит правую руку с правой тетивы на седьмую ступеньку, а левой рукой захватывает девятую ступень. Ноги ставит через одну ступеньку, т.е. левая нога - 3-я ступенька, правая - 5-я ступенька и т.д. С постановкой правой ноги на 9-ю ступеньку курсант правой рукой захватывает снизу за одиннадцатую ступеньку, ближе к левой тетиве, а левой рукой тринадцатую сверху. Отталкиваясь правой ногой от девятой ступеньки и подтягиваясь руками, он осуществляет посадку на подоконник, поднимая левую ногу над подоконником, после чего она прижимается к подоконнику с внутренней стороны, а правая нога, несколько согнутая в колене, плотно прижимается к наружной поверхности стены. Правая рука остается на одиннадцатой ступеньке, а левая - упирается о подоконник, сильным рывком правой рукой выбрасывает лестницу вверх и разворачивает крюк лестницы над головой, и перебирая поочередно руками за тетивы. Затем нужно поднять лестницу до положения крюка выше подоконника на 5-10 см, повернуть ее крюком в окно и подвешивает в правую часть подоконника следующего этажа. Далее ставит правую ногу на первую ступеньку, подтягивается на руках и, опираясь левой ногой на подоконник, захватывает правой рукой седьмую ступеньку, отталкивается правой ногой от ступеньки, а левой от подоконника, выпрыгивает правой ногой на пятую ступеньку, а левой рукой берется за 9-ю ступеньку. Дальнейший подъём по штурмовой лестнице аналогичен ранее описанному подъёму во второй этаж.

В момент окончания подъёма на заданный этаж (перед финишем) положение рук и ног такое, как перед посадкой на подоконник. При постановке правой ноги на девятую ступеньку необходимо левую ногу поднять на уровень подоконника и опереться внутренним краем стопы о подоконник, развернуть корпус на 180 градусов, провести правую ногу вовнутрь окна и поставить обе ноги на пол этажа.

Спуск по штурмовой лестнице производится по команде "По штурмовой лестнице вниз - марш". По этой команде пожарный берется за тринадцатую ступеньку, садится на подоконник лицом к штурмовой лестнице, ставит правую ногу на девятую ступеньку, переносит левую ногу на восьмую ступеньку и спускается по лестнице до постановки правой ноги на первую ступеньку.

Удерживаясь руками за ступеньки или тетивы лестницы, поворачивает корпус на 90 градусов к лестнице, заносит левую ногу за подоконник и садится на него. Удерживает лестницу за тетивы, приподнимает её и выводит из вышележащего оконного проема, поворачивает крюк на себя и, перебирая руками, опускает лестницу вниз до тех пор, пока крюк не достигнет верней части окна. Затем разворачивает лестницу на 90 градусов крюком влево, вводит крюк в окно и продолжает опускать лестницу до опоры крюка о подоконник. Дальнейший спуск по штурмовой лестнице производится описанным выше способом.

Спустившись на землю, пожарный берет лестницу за тетивы на уровне четвертой ступеньки, поднимает её вверх на 10-15 см выше подоконника, делает левой ногой шаг назад, выводит крюк из окна и опускает лестницу к основанию здания. Затем отходит назад, перебирая руками тетивы, и опускает лестницу на себя до тех пор, пока руки не достигнут восьмой ступеньки. С поворотом кругом через правое плечо пожарный опускает левой рукой лестницу вниз и удерживает её за правую тетиву.

Вид норматива

Оценка по времени, сек.

Условия выполнения

отл.
17 Переноска и подвеска штурмовой лестницы 7 8 1. Лестница лежит седьмой ступенькой на линии старта (32м 25см то основания учебной башни). Пожарный стоит в удобной для него позиции у линии старта, не касаясь руками или ногами стартовой линии и не отрывая лестницы от земли. 2. Окончание: лестница подвешена в окно 2-го этажа учебной башни на всю длину крюка о верхнюю поверхность подоконника.
18 Подъем по подвешенной штурмовой лестнице на 4-й этаж учебной башни 20 22 1. Лестница подвешена на подоконник 2-го этажа учебной башни. Пожарный левой (правой) ногой встал на первую ступеньку, руками держится за тетивы. 2. Окончание: пожарный двумя ногами коснулся пола 4-го этажа учебной башни. Результат фиксируется по касанию пола второй ногой.
19 Подъем по штурмовой лестнице на 4-й этаж учебной башни 28 30 1. Лестница лежит седьмой ступенькой на линии старта (32 м 25см то основания учебной башни). Пожарный стоит в удобной для него позиции у линии старта, не касаясь руками или ногами стартовой линии и не отрывая лестницы от земли. 2. Окончание пожарный двумя ногами коснулся пола 4-го этажа учебной башни. Результат фиксируется по касанию пола второй ногой

Пpавила безопасности при работе со штурмовыми лестницами:

1. Перед началом занятий осмотреть лестницы.

2. Использование неисправных лестниц строго запрещено.

3. Взpыхлить верхний слой предохранительной подушки.

4. Подвешивать лестницу на полный крюк.

5. Работать только в касках и в снаряжении.

6. При выполнении упражнения браться за ступени руками в обхват, при финише в этаж не переносить правую ногу через лестницу.

7. Провести перед занятиями практическую проверку прочности спасательных веревок и страхующих устройств.

8. Подъем по штурмовой лестнице производить не более одногочеловека.

6. Снятие выдвижной лестницы с автомобиля, переноска, установка и подъем по ней на 3-й этаж учебной башни.

Отработку упражнения разбивают на 4 этапа:

1-й - снятие с автомобиля, переноска, укладка на землю, подъем с земли с укладкой на автомобиль;

2-й - снятие с автоцистерны (поднятие с земли) переноска, установка в окно 3-го этажа учебной башни и укладка выдвижной лестницы выдвижной лестницы на автомобиль;

3-й - подъем по лестнице и спуск по ней;

4-й - упражнение в целом.

"Выдвижную лестницу снять (указать место укладки) на землю положить!; "По выдвижной лестнице в окно 3-го этажа - марш!"; "По выдвижной лестнице в низ - марш!"; "Выдвижную лестницу - убрать!".

Для выполнения упражнения с выдвижной лестницей назначается расчет из двух пожарных, который для выполнения упражнения стоит у оси правого (левого) заднего колеса автомобиля, пожарный № 1 стоит ближе к автомобилю, а пожарный № 2 в затылок пожарному № 1 или с левой стороны от него. Пожарный автомобиль устанавливается задней частью кузова к стене здания (учебной башни).

Пожарный № 1 после поданной команды "По выдвижной лестнице в окно 3-го этажа - марш!", берется правой рукой за поручень автомобиля и резким движением, поворачивает в правую сторону, стремится левой рукой взяться за рукоятку крепления выдвижной лестницы, а правой рукой открывает фиксатор рывком вверх.

После этого двумя руками тянет за рукоятку крепления лестницы вниз на себя и поворачивается спиной к автомобилю, подняв руки вверх для приема лестницы.

Пожарный № 2 после поданной команды, становится правой ногой на первую ступеньку автомобиля, удерживаясь правой рукой за поручень, а левой ногой - упирается в дверцу автомобиля.

После этого второй номер, левой рукой берется за первую ступеньку верхнего колена (можно за тетиву верхнего колена), тянет лестницу влево от себя и одновременно отталкивается левой и правой ногами от кузова автомобиля, спрыгивает на землю, подхватывает лестницу левой рукой за правую тетиву и на ходу продевает правую руку во второе (третье) окно между второй (третьей) или третьей (четвертой) ступеньками.

Пожарный № 1 принимает лестницу на полусогнутые руки и, наклоняя туловище вперед, начинает бег, разворачивает лестницу, кладет левой тетивой на правое плечо на уровне девятой (десятой) ступенек и берется правой рукой за верхнюю тетиву. В таком положении они бегут к учебной башне.

На расстоянии 6-8 м от башни пожарный № 2, берется за вторую ступеньку выдвижной лестницы и, поддерживая ее на прежнем уровне вынимает из окна лестницы правую руку, берется ею, как можно дальше от себя, за веревку. Одновpеменно с этим пожарный № 1 берется левой рукой за нижнюю тетиву и оба поворачивают выдвижную лестницу направо вокруг ее продольной оси, второй номер опускает ее вниз башмаками, а первый номер поднимает лестницу за тетивы над головой на полусогнутые руки.

После этого второй номер опускает башмаки лестницы в предохранительную подушку (1.5 - 2 метра от основания башни), с полуоборотом направо посылает левую ногу в обхват правой тетивы и тянет веревку вниз, перехватывая левой рукой веревку выше правой руки.

Первый номер, как только башмаки лестницы коснулись предохранительной подушки, толкает одновременно обеими руками лестницу вперед - вверх и стремится подхватить ее в вертикальном положении.

Второй номер не снижая скорости выдвижения колен лестницы, делает еще несколько перехватов руками за веревку, пока третье колено не окажется на две ступеньки выше уровня подоконника 3-го этажа или нижняя ступень среднего колена перейдет седьмую ступень 1-го колена и крепит лестницу путем резкого отпускания веревки.

Убедившись в надежном закреплении, переводит руки на тетивы, отклоняясь назад, тянет лестницу на себя то того момента, как она прикоснется к башне и удерживает ее в таком положении во время подъема по ней 1-го номера.

Убедившись, что лестница закреплена и прислонена к башне, первый номер переносит руки тетив лестницы на ступеньки хватом сверху и начинает подъем с постановкой правой ноги на вторую ступень первого колена.

Достигнув третьего этажа, пожарный правой (левой) ногой становится на подоконник (крышу), правой (левой) рукой берется за коробку оконного проема и переходит в этаж (на крышу).

По команде "Вниз - марш!" пожарный переносит левую ногу на середину ступеньки на уровне подоконника (карниза крыши) с наружной стороны лестницы, берется левой рукой за ступеньку, правую ногу ставит на ступеньку к левой ноге, правой рукой берется за ту же ступеньку с внешней стороны и спускается вниз по правилам, изложенным при подъеме по выдвижной лестнице.

Условия и нормы выполнения нормативов с пожарной техникой и пожарно-техническим вооружением

Условия выполнения

Начальное положение: лестница лежит седьмой ступенькой на линии старта (32 м 25 см от основания учебной башни). Исполнитель стоит на линии старта, не отрывая лестницы от земли.

Конечное положение: лестница подвешена в окно четвертого этажа учебной башни . Исполнитель обеими ногами коснулся пола 4-го этажа учебной башни Техника выполнения обязательных нормативов по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке Текст: учебное пособие / авт.-сост. А. А. Юсупов, М. В. Стахеев. – Екатеринбург: Уральский институт ГПС МЧС России, 2015. – 72 с. .


Начальное положение при подъеме по штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни

Нормативное время выполнения

Техника выполнения норматива

По команде "На старт!" пожарный подходит к линии. Встает на правое колено и, прежде чем занять стартовое положение, проверяет центровку лестницы, которая должна быть немного смещена в сторону башмаков для наиболее удобного бега до башни, выноса лестницы над головой и подвески. При стартовом положении тела пожарный может опираться на тетиву руками.

При команде "По штурмовой лестнице на 4-й этаж учебной башни" пожарный слегка выпрямляет ноги и поднимает таз параллельно голове и телу, отделяет колено сзади стоящей ноги от земли. По команде "Марш!" пожарный резко отталкивается от земли (колодок), одновременно вынося правую руку с лестницей вперед, и начинает движение к учебной башне. Перенос лестницы при беге до башни осуществляется за верхнюю тетиву крюком от себя. В 10-15 м от учебной башни начинается подготовка лестницы к подвеске в окно 2-го этажа.


Вынос штурмовой лестницы над головой

Подвеска лестницы

Пожарный, удерживая штурмовую лестницу за верхнюю тетиву правой рукой около 8-й ступеньки, башмаками вперед, крюком от себя, за 9-12 м до учебной башни рывком правой руки вперед вверх, переводит штурмовую лестницу над головой крюком вверх. При этом левой рукой берется за левую тетиву на уроне 8-й ступеньки, а правой рукой перехватывается за правую тетиву на том же уровне. Приближаясь к учебной башне, пожарный держит штурмовую лестницу так, чтобы ее башмаки находились в 25-30 см от уровня земли. При касании башмаками лестницы предохранительной подушки лестница продолжает движение крюком к башне, пожарный опускает руки на уровень 5-й ступеньки, поднимает лестницу, посылая ее вперед, а затем вверх, энергичным толчком производя подвеску штурмовой лестницы в правую половину окна 2-го этажа. При этом одновременно производит постановку правой ноги на первую ступеньку, а руками держится за тетивы на уровне 5-й ступени.


Подвеска штурмовой лестницы в окно 2-го этажа учебной башни

Марш по лестнице

Марш по лестнице может осуществляться различными способами (как по каждой ступеньке, так и через одну). Марш по лестнице - это циклическое движение, технически правильное выполнение которого – залог хорошего результата. Колени не должны выходить за пределы тетив. Запрещается прижиматься к лестнице, сокращая дистанцию исполнитель – башня. При марше по лестнице нога должна вставать на ступеньку, на переднюю часть стопы.

Подъем по каждой ступени

После подвески штурмовой лестницы пожарный ставит правую ногу на первую ступеньку, при этом руки держатся за тетивы в районе 5-й ступеньки. Далее ноги ставятся на каждую ступеньку, а руки - так же по каждой ступеньке или через одну ступеньку, пока правая нога не дойдет до 9-й ступеньки.


Марш по штурмовой лестнице по каждой ступени

Подъем через одну ступень

После подвески штурмовой лестницы пожарный ставит правую ногу на первую ступеньку, при этом обе руки держатся за тетивы на уровне 5-й ступеньки. Далее левая нога ставится на 3-ю ступеньку, при этом правой рукой держится за 7-ю ступеньку. Далее ноги ставятся через ступеньку, и руки - так же через одну ступеньку, пока правая нога не дойдет до 9-й ступеньки.

В этот момент правой рукой пожарный захватывает снизу 11 -ю ступеньку между крюком и левой тетивой. Затем правую ногу с 7-й ступеньки ставит на 9-ю, а левой рукой захватывает 13-ю ступеньку сверху. Отталкиваясь правой ногой от 9-й ступеньки и подтягиваясь руками, перенося левую ногу через подоконник, пожарный осуществляет посадку на него.


Марш по штурмовой лестнице через одну ступень

Посадка на подоконник

Посадка на подоконник осуществляется маховым движением левой ноги, переносом ее в окно и поворотом корпуса вправо. После того, как маховая левая нога поднимается над подоконником, пожарный спускает ее вниз за подоконник с одновременным разворотом стопы носком внутрь. Руки пожарного подтягивают корпус к башне и помогают развернуть его в сторону толчковой ноги. Резким отталкиванием от 9-й ступеньки правой ногой и коротким резким рывком левой рукой за 13-ю ступеньку происходит посадка на подоконник. Положение пожарного после посадки: левая нога согнута в колене, удерживается за подоконник; правая нога слегка согнута в колене, прижата к башне и вытянута вниз, параллельно штурмовой лестнице: стопа ноги развернута внутренней частью к башне и упирается в башню, создавая дополнительную точку опоры при завесе лестницы в вышележащие этажи. Корпус на 2/3 выступает за уровень учебной башни.


Посадка на подоконник

Завес лестницы в вышележащие этажи

Левая рука опускается с 13-й ступеньки на подоконник, правая рука рывком за 11 -ю ступеньку осуществляет подъем штурмовой лестницы вверх с одновременным разворотом крюка над головой; левая рука на уровне 8-й ступеньки подхватывает лестницу и, выпрямляясь до конца вверх, придает лестнице дополнительное ускорение и непрерывность движения. Правая рука подхватывает лестницу на уровне 5-й ступеньки и ведет её вверх до того момента, пока левая рука не схватит тетиву лестницы на уровне 5-й ступеньки. Далее пожарный поворачивает крюк лестницы в окно следующего этажа в правую половину подоконника с одновременной постановкой правой ноги на первую ступеньку.


Завес штурмовой лестницы в вышележащие этажи учебной башни

Выход пожарного на лестницу с подоконника

Пожарный ставит правую ногу на первую ступеньку, подтягивается на руках и, опираясь левой ногой на подоконник, захватывает правой рукой 7-ю ступеньку, отталкивается правой ногой от ступеньки, а левой – от подоконника, выпрыгивает правой ногой на 5-ю ступеньку и левой рукой берется за 9-ю. Дальнейший подъем по штурмовой лестнице аналогичен ранее описанному подъему во 2-й этаж.

При подъеме по каждой ступеньке выход пожарного на лестницу с подоконника возможен левой ногой на 4-ю ступень или правой ногой на 3-ю ступень. Такие варианты выхода на лестницу возможны при дальнейшей обязательной постановке правой ноги на 9-ю ступеньку, правой рукой снизу за 11 -ю ступеньку между крюком и левой тетивой, и левой рукой захват 13-й ступеньки сверху.

Оценка: 2.3333333333333

Оценили: 3 человек

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
проведения занятий с группой 3-го дежурного караула пожарной части по ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ.
Тема: «Подвеска пожарной штурмовой лестнице в окно 2-го этажа».

Вид занятия: практический.
Отводимое время:45 минут.
Цель занятия: развитие силы, совершенствование умений личного состава по теме «Подвеска пожарной штурмовой лестнице в окно 2-го этажа».
1.Литература, используемая при проведении занятия:
Учебник: «Наставление по физической подготовке».

Основная часть

Работа со штурмовой лестницей.

По команде "Штурмовую лестницу с автомобиля-снять" пожарный поднимается на первую ступеньку автомобиля и, удерживаясь правой рукой за поручень, открепляет левой рукой лестницу поворотом рукоятки защелки вниз.

Взявшись этой же рукой за крюк лестницы, тянет ее назад, опускается на землю, подхватывает правой рукой за левую тетиву у восьмой ступеньки, разворачивает ее башмаками вперед, переносит в указанное место и кладет на землю.

Переноска, подвеска штурмовой лестницы и подъем по ней в этажи производится по команде "По штурмовой лестнице (указывается этаж) - марш".

Пожарный, удерживая лестницу за верхнюю тетиву правой рукой около восьмой ступеньки, начинает движение бегом или шагом.

За 9-12 м до здания рывком правой руки вверх-вперед поднимает лестницу над головой, берется левой рукой за левую тетиву на уровне восьмой ступеньки, а правой рукой перехватывается за правую тетиву на том же уровне.

Приближась к зданию, держит лестницу так, чтобы ее башмаки находились в 25-30 см от земли.

Опускает башмаки лестницы к основанию здания, делает руками перехват по тетивам до четвертой-пятой ступеньки, поднимает лестницу и с одновременной постановкой левой ноги на первую ступеньку производит подвеску лестницы в окно второго этажа.

Подъем по штурмовой лестнице на второй этаж производится следующим образом.

После подвески лестницы пожарный переводит правую руку с правой тетивы на седьмую ступеньку, а левой рукой захватывает девятую ступеньку.

Ноги ставит на каждую ступеньку до тех пор, пока левая нога не дойдет до седьмой ступеньки.

В этот момент одновременно с постановки правой ноги на девятую ступеньку правой рукой захватывает снизу за одиннадцатую ступеньку, ближе к левой тетиве, а левой - тринадцатую сверху.

Отталкиваясь правой ногой от девятой ступеньки и подтягиваясь руками, он осуществляет посадку на подоконник. После посадки левая нога прижимается к подоконнику с внутренней стороны, а правая нога, несколько согнутая в колене, плотно прижимается к наружной поверхности стены. Правая рука остается на одиннадцатой ступеньке, а левая - упирается о подоконник.

В момент окончания подъема на заданный этаж (перед финишем) положение рук и ног такое, как перед посадкой на подоконник.

При постановке правой ноги на девятую ступеньку необходимо левую ногу поднять на уровень подоконника и опереться внутренним краем стопы о подоконник, развернуть корпус на 180°, пронести правую ногу вовнутрь окна и поставить обе ноги на пол этажа.

Спуск по штурмовой лестнице производится по команде "По штурмовой лестнице вниз - марш".

По этой команде пожарный берется за тринадцатую ступеньку, садится на подоконник лицом к штурмовой лестнице, ставит правую ногу на девятую ступеньку, переносит левую ногу на восьмую ступеньку и спускается по лестнице до постановки правой ноги на первую ступеньку.

Удерживаясь руками за ступеньки или тетивы лестницы, поворачивает корпус на 90° к лестнице, заносит левую ногу за подоконник и садится на него. Удерживая лестницу за тетивы, приподнимает ее и выводит из вышележащего оконного проема поворачивает крюк на себя и, перебирая руками, опускает лестницу вниз до тех пор, пока крюк не достигнет верхней части окна.

Затем разворачивает лестницу на 90° крюком влево, вводит крюк в окно и продолжает опускать лестницу до опоры крюка о подоконник.

Дальнейший спуск по штурмовой лестнице производится описанным выше способом.

Спустившись на землю, пожарный берет лестницу за тетивы на уровне четвертой ступеньки, поднимает ее вверх на 10-15 см выше подоконника, делает левой ногой шаг назад, выводит крюк из окна и опускает лестницу к основанию здания.

Затем отходит назад, перебирая руками тетивы, и опускает лестницу на себя до тех пор, пока руки не достигнут восьмой ступеньки.

С поворотом кругом через правое плечо пожарный опускает левой рукой лестницу вниз и удерживает ее за правую тетиву.

Укладка лестницы на автомобиль производится по команде "Штурмовую лестницу на автомобиль - уложить".

Пожарный берет лестницу левой рукой за верхнюю тетиву около восьмой ступеньки, поднимает ее, разворачивает башмаками вперед и переносит к автомобилю.

Укладывает башмаки на ролики и продвигает правой рукой лестницу по роликам вперед. Если лестница крепится сверху на пеналах, то пожарный поднимается на ступеньки автомобиля, закрепляет лестницу, опускается на землю и становится на исходное положение.

Подъём по штурмовой лестнице в окно 4-го этажа учебной башни

Работа со штурмовой лестницей. По команде «Штурмовую лестницу с автомобиля - снять» пожарный поднимается на первую ступеньку автомобиля и, удерживая правой рукой за поручень, открепляет левой лестницу поворотом рукоятки защелки вниз. Взявшись этой же рукой за крюк лестницы, тянет ее назад, опускается на землю, подхватывает правой рукой за левую тетиву у восьмой ступеньки, разворачивает ее башмаками вперед, переносит в указанное место и кладет на землю.
переноска, подвеска штурмовой лестницы и подъем по ней в этажи производится по команде «По штурмовой лестнице /указывается этаж/ - марш». Пожарный, удерживая лестницу за верхнюю тетиву правой рукой около восьмой ступеньки, начинает движение бегом или шагом. За 9 - 12 м здания рывком правой руки вверх - вперед поднимает лестницу над головой, берется левой рукой за левую тетиву на уровне восьмой ступеньки, а правой рукой перехватывается за правую тетиву на том же уровне. Приближаясь к зданию, держит лестницу так, чтобы ее башмаки находились в 25-30 см от земли. опускает башмаки лестницы к основанию здания, делает руками перехват по тетивам по четвертой - пятой ступеньки, поднимает лестницу и с одновременной постановкой левой ноги на первую ступеньку производит подвеску лестницы в окно второго этажа.

Норматив. Переноска и подвеска штурмовой лестницы.
1. Лестница лежит седьмой ступенькой на линии старта /32 м. 25 см от основания учебной башни/. Пожарный стоит на линии старта, не отрывая лестницы от земли.
2. Лестница подвешена в окно 2-го этажа учебной башни.
Время 7.8.9.
Подъем по штурмовой лестнице на второй этаж производится следующим образом. После подвески лестницы пожарный переводит правую руку с правой тетивы на седьмую ступеньку, а левой рукой захватывает девятую ступеньку. Ноги ставит на каждую ступеньку до тех пор, пока левая нога не дойдет до седьмой ступеньки. В этот момент одновременно с поставкой правой ноги на девятую ступеньку правой рукой захватывает снизу за одиннадцатую ступеньку, ближе к левой тетиве, а левой - тринадцатую с верху. Отталкиваясь правой ногой от девятой ступеньки и подтягиваясь руками, он осуществляет посадку на подоконник. После посадки левая нога прижимается к подоконнику с внутренней стороны, а правая нога, несколько согнутая в колене, плотно прижимается к наружной поверхности стены. Правая рука остается на одиннадцатой ступеньке, а левая - упирается о подоконник.
При подъеме в следующие этажи пожарный, удерживая лестницу правой рукой за одиннадцатую ступеньку, выбрасывает ее вверх и разворачивает крюк лестницы над головой. Левой рукой берется за тетиву лестницы на уровне подоконника и поднимает ее на вытянутую руку вверх, перехватывает лестницу правой рукой, поднимает вверх, разворачивает ее крюком в окно и подвешивает в правую часть подоконника. Далее пожарный ставит правую ногу на первую ступеньку, подтягивается на руках и, опираясь левой ногой на подоконник, захватывает правой рукой седьмую ступеньку, отталкивается правой ногой от ступеньки, а левой - от подоконника, выпрыгивает правой ногой на четвертую ступеньку, а левой рукой берется за девятую ступеньку. Дальнейший подъем по штурмовой лестнице аналогичен ранее описанному подъему во второй этаж.
В момент окончания подъема на заданный этаж /перед финишем/ положение рук и ног такое, как перед посадкой на подоконник. При постановке правой ноги на девятую ступеньку необходимо левую ногу поднять на уровень подоконника и опереться внутренним краем стопы о подоконник, развернуть корпус на 180 градусов, пронести правую ногу во внутрь окна и поставить обе ноги на пол этажа.

Норматив. Подъем по подвешенной штурмовой лестнице на 4-йэтаж учебной башни.

1. Лестница подвешена на подоконник 2-го этажа учебной башни. Пожарный левой ногой встал на первую ступеньку, руками держится за тетивы.
2. Пожарный обеими ногами коснулся пола 4-го этажа учебной башни.
Спуск по штурмовой лестнице производится по команде « По штурмовой лестнице вниз - марш». По этой команде пожарный берется за тринадцатую ступеньку, садится на подоконник лицом к штурмовой лестнице, ставит правую ногу на девятую ступеньку, переносит левую ногу на восьмую ступеньку и спускается по лестнице до постановки правой ноги на первую ступеньку. Удерживаясь руками за ступеньки или тетивы лестницы поворачивает корпус на 90% к лестнице, заносит левую ногу за подоконник и садится на него. Удерживает лестницу за тетивы, приподнимает ее и выводит из вышележащего оконного проема, поворачивает крюк на себя и, перебирая руками, опускает лестницу вниз до тех пор, пока крюк не достигнет верхней части окна. Затем разворачивает лестницу на 90% крюком влево, вводит крюк в окно и продолжает опускать лестницу до опоры крюка о подоконник. Дальнейший спуск по штурмовой лестнице производится описанным выше способом.
Спустившись на землю, пожарный берет лестницу за тетивы на уровне четвертой ступеньки, поднимает ее вверх на 10-15 см выше подоконника, делает левой ногой шаг назад, выводит крюк из окна и спускает лестницу к основанию здания. Затем отходит назад, перебирая руками тетивы, и опускает лестницу на себя до тех пор, пока руки не достигнут восьмой ступеньки. С поворотом кругом через правое плечо пожарный опускает левой рукой вниз и удерживает ее за правую тетиву.
Укладка лестницы на автомобиль производится по команде «Штурмовую лестницу на автомобиль - уложить ». Пожарный берет лестницу левой рукой за верхнюю тетиву около восьмой ступеньки, поднимает ее, разворачивает башмаками вперед и переносит к автомобилю. Укладывает башмаки на ролики и продвигает правой рукой лестницу по роликам вперед. Если лестница крепится сверху на пеналах, то пожарный поднимается на ступеньки автомобиля, закрепляет лестницу, опускает на землю и становится на исходное положение.

Подъём по установленной трехколенной лестнице в окно 3-го этажа учебной башни.

Упражнение с выдвижной лестницей выполняется расчетом в составе 2-х человек, по команде “Трехколенную лестницу в окно третьего этажа учебной башни марш!” Первый и второй номер становятся у заднего колеса. Первый номер, взявшись руками за рычаг и сделав рывок вниз, придает лестнице начальное движение и становится спиной к автомобилю с поднятыми руками. Второй номер подхватывает лестницу рукой, первый номер подхватывает ее на полусогнутые руки и начинают бег, разворачивая лестницу. Не добегая 6 (8) метров до здания, пожарные разворачивают и опускают лестницу линией башмаков параллельно основания здания. В это время 1 номер толкает ее вперед вверх, до принятия ею вертикального положения. При выдвижении лестницы вверх

2 номер следит за валиком останова и, как только он перешел 7-ую ступеньку, рывком закрепляет лестницу, затем берется за тетивы

и плавно наклоняет ее в оконный проем, убедившись, что лестница надежно закреплена

и выдвинута на 2-3 ступени выше подоконника.

Первый номер с постановкой левой ноги на вторую ступеньку, начинает по ней подъем, достигнув третьего этажа, пожарный правой ногой становится на подоконник,

правой рукой берется за коробку проема и переходит в этаж.

Лестницу необходимо ставить 1,5-2 м от

стены, выдвигать колена лестницы равномерно, без рывков, не допуская накручивания

веревки на руки. Упражнение выполнять в касках и со страховщиками. Предохранительная подушка должна быть взрыхлена.

При подъеме по лестнице колени ног держать вместе.

Норматив №19

Подъем по штурмовой лестнице на 4-й этаж учебной башни

1. Лестница лежит седьмой ступенькой на линии старта (32 м 25 см от основания учебной башни). Пожарный стоит в удобной для него позиции у линии старта, не касаясь руками или ногами стартовой линии и не отрывая лестницы от земли.

2. Окончание: пожарный двумя ногами коснулся пола 4-го¦ этажа учебной башни. Результат фиксируется по касанию пола второй ногой.

Отл. Хор. Удл.

Норматив№22

Установка и¦ ¦¦подъем по выд-¦ вижной лестнице¦ ¦в окно 3-го¦ ¦этажа учебной ¦ ¦башни

1. Выдвижная лестница уложена и закреплена на крыше автомобиля, находящегося в 30 м от основания учебной башни (ось задних колес совпадает с отметкой 30 м). Рукавная катушка снята.

2. Двое пожарных находятся у заднего колеса автомобиля за линией старта.

3. Окончание: первый номер коснулся двумя ногами пола 3-го этажа учебной башни. Результат фиксируется по касанию пола второй ногой.