Совесть в романе преступление и наказание. «Совесть» в русской литературе: «Преступление и наказание

Родион жаждет мести за поруганных и обездоленных людей, за унижения и страдания Сони Мармеладовой, за всех тех, кто доведен до предела нищеты и нравственных мучений. Раскольников чувствовал и видел мир, его историю, его победы и поражения. Этому человеку казалось, что он понял людей и добрался до сути жизни. Раскольников решил все взять в свои руки, направить ход событий по пути, предначертанному им самим. Протест и возмущение Родиона против общественного строя сочетается с его теорией «сильной личности». Презрение к обществу и его нравственным законам приводит героя к убеждению о неизбежности сильной, властной личности, которой «все дозволено». Герой решил пойти на сделку с собственной совестью. Преступление должно доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, которому все разрешается».

Проблема совести в романе ф.м. достоевского «преступление и наказание»

Еще один пример Ученик может использовать в сочинении «Проблема совести» аргументы из литературы, которая не входит в школьную программу. Эти книги он мог прочесть самостоятельно. К примеру, роман М.
Булгакова «Мастер и Маргарита» также освещает данную проблему. У писателя вопрос совести достигает огромных, всечеловеческих масштабов.

Понтий Пилат, один из главных действующих лиц произведения, не стал жертвовать своей карьерой, чтобы спасти невиновного Иешуа. За это прокурора должна мучить совесть в течение двух тысячелетий.

Важно

Однако впоследствии Пилата прощают, поскольку он осознает свою вину, раскаивается. Все становится на свои места, «гармония мира» восстанавливается.


По теме «Проблема совести» аргументы на ЕГЭ могут быть убедительными лишь в том случае, если школьник проработал тему самостоятельно.

Проблема совести: аргументы

Проверяющие педагоги выставляют баллы по нескольким критериям:

  • К1 – Формулировка проблемы (максимально 1 балл).
  • К2 – Сформулированный комментарий по проблеме (3 балла).
  • К3 – Отображение позиции автора (1 балл).
  • К4 – Приведенные аргументы (3 балла).
  • К5 – Смысл, связность, последовательность (2 балла).
  • К6 – Выразительность письменной речи, точность (2 балла).
  • К7 – Орфография (3 балла).
  • К8 – Пунктуация (3 балла).
  • К9 – Языковые нормы (2 балла).
  • К10 – Речевые нормы (2 балла).
  • К11 – Этические нормы (1 балл)
  • К12 – Соблюдение фактологической точности (1 балл).
  • Итого – 24 балла за часть С.

План сочинения по русскому языку (ЕГЭ) За логику и смысл в сочинении проверяющие педагоги выставляют определенное количество баллов.

Проблема совести: аргументы. примеры из художественной литературы

Инфо

Все это время Соня находится рядом, она не может оставить страдающего человека даже на каторге. Она настаивает на том, чтобы Родион принял у нее кипарисовый крестик.


Это означает то, что эта девушка, которую Раскольников, несомненно. считал святой, пойдет рядом с ним до конца. Родион Раскольников страдает, а страдания, по мнению Достоевского, и есть путь к счастью.

Внимание

Признав себя убийцей, герой еще не раскаялся нравственно, перед лицом Великого Господа Бога, перед людьми и перед своей совестью. «Он стыдится именно того, что он, Раскольников, погиб так слепо, безнадежно и глухо и глупо, по какому-то приговору слепой судьбы». Он и на каторге не раскаивается в своем преступлении, спрашивая себя: «Что значит злодеяние? Совесть моя спокойна».


В финале романа Родион Раскольников берет в руки Евангелие. Произошло ли его Воскресение? Но то.

Проблема совести. сочинение егэ

Раскольников раскается нравственно. Сам Достоевский тоже надеется на это. Семен Мармеладов понимает, что нельзя изменить свою жизнь.

честно заработать деньги, чтобы достойно содержать свою семью, поэтому заглушает боль и муки вином, забирает последние гроши у семьи и Сони, своей дочери, которую любит и жалеет. на стакан вина; но ничего не может поделать с собой. Хозяин жизни Петр Петрович Лужин, мечтающий стать мужем Дунечки, сестры Раскольникова, — бесчестный человек. Он уверен, что бедность Дунечки позволит ему властвовать над ней и она всю свою жизнь будет считать его спасителем. Умная, образованная, красивая жена помогла бы Лужину в продвижении по служебной лестнице. Но он не рассчитал, что Родион никогда не примет в жертву сестру. Достоевский, по моему, надеялся, что Бог покарает этого человека, т.
е.

Вы точно человек?

Соня Мармеладова с ее идеалом Христа пытается убедить Раскольникова в не­обходимости предстать перед судом, покаяться. Но, даже идя на каторгу, Родион не разуверился в собственной идее.
Долгое время он переживал лишь из-за того, что он - не сверхчеловек, потому что его мучает совесть. Улик, по сути, не было, и Родион мог бы избежать наказания.

Но окончательным толчком к признанию стало самоубийство Свидригайлова. Свидригайлов - преступник по сути, на его счету несколько загубленных жиз­ней.

Он считает, что ему все дозволено, что он выше других, и в этом его позиция совпадает с теорией Раскольникова. Свидригайлов способен пойти на ложь, шан­таж, даже на убийство не ради великой цели, а просто от скуки, от пустоты жизни.

Осознание тупика и безнадежности такой жизни приводит Свидригайлова к само­убийству. Это - не только расплата за многие грехи, но и моральный крах.

Преступление и наказание проблема совести аргумент

Но Раскольников начал осуществлять ее практически! Он решил, что старуха-процентщица – «гнойник, который необходимо удалить», ведь она не приносит никому пользы. Поэтому Алена Ивановна должна умереть, она – та самая «тварь дрожащая».

Но почему, в таком случае, гибнет невинная Лизавета? Так теория Раскольникова начинает постепенно рушиться. Нельзя делить людей только на «плохих» и «хороших», да и не дело человека – судить других.

Кто прав, а кто виноват, может решать только Господь Бог. Нельзя убивать человека, даже ради великих и благих целей. Жизнь – это самое ценное, что у нас есть, и никто не вправе выносить ей приговор просто так, по собственной прихоти. Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и, в конечном счете, отвергает все мотивы преступления — сцена признания Раскольникова Соне. Все доводы рассудка, казавшиеся ему столь верными, отпадают один за другим.

Узнав о смерти Свидригайлова, Раскольников признается в собственном преступлении. Он постепенно понимает, что всякая идея сверхчеловека оборачивается духовной пустотой, бездной.

И это - самая страшная плата за его идею. Материал с сайта //iEssay.ru Попав на каторгу, Раскольников столкнулся с отчуждением других преступни­ков, которые видели в нем всего лишь неумелого убийцу, барина. И это было еще одним разоблачением его теории - бесчеловечной, жестокой, не нацеленной на добро.

Истинной платой за свое преступление стала для Раскольникова не тюрьма, не каторга, не расставание с привычной жизнью, а муки совести и духовный кри­зис, связанный с крушением идеи о сверхчеловеке. Только переболев и перестра­дав, Раскольников раскаялся полностью, по-настоящему, и обрел новые, христи­анские идеалы.

Подходят к концу школьные годы. Ученики 11-х классов в мае и июне сдают выпускные экзамены. Но для того чтобы им вручили аттестат, нужно успешно сдать обязательные экзамены, в том числе и по русскому языку.

Наша статья адресована тем, кому требуются аргументы по проблеме совести. Особенности сочинения на ЕГЭ по русскому языку Для того чтобы за часть С получить максимально возможное количество баллов, нужно писать сочинение грамотно.

В данном разделе экзамена по русскому языку тем для сочинений много. Чаще всего выпускники пишут о дружбе, долге, чести, любви, науке, материнстве и так далее.

Сложнее всего писать сочинение-рассуждение по проблеме совести. Аргументы мы для вас приведем далее в нашей статье. Но это не вся полезная информация для читателя. Мы предлагаем вашему вниманию композиционный план для выпускного сочинения по русскому языку.
Успокоение пришло к нему лишь тогда, когда сам Иешуа его простил и сказал, что казни и не было. М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» Проблема совести рассматривалась автором и в этом бессмертном произведении.

Главный герой эпопеи Григорий Мелехов руководил казачьей армией, когда шла Гражданская война. Лишился этой должности, потому что запрещал казакам заниматься грабежом и насилием.

Если он и брал чужое, то только чтоб поесть и накормить лошадей. Заключение Проблема совести рассматривалась многими авторами на протяжении всего существования русской литературы.

Если для вас данные аргументы показались неубедительными, то вы можете самостоятельно разобрать художественные произведения, где писатели затрагивали проблему совести:

  • М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Пропала совесть».
  • В.В.

    Быков. Повесть «Сотников».

  • А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка».
20 октября, 2017
  • В романе Достоевского раскрыто обычное для человека неприятие преступления, убийства живого существа. Писатель специально выводит в роли жертвы существо мелкое и ничтожное, но словно для облегчения морального прозрения героя добавляет в сюжет случайную жертву — сестру Алены Ивановны. Кто знает, мучился бы Родион так же если бы второй жертвы не было? Но не только убийство раскрывает проблемы взаимоотношений человека со своей совестью. Вся жизнь Родиона — это сплошные муки совести, за преступление которое он совершил, за преступления которые совершают другие, за свое бессилие перед жестокостью и пороками мира. Вспомните мечты Раскольникова об идеальном обществе, Египетском оазисе доброты. Это тоже совесть, ее проявления.

Как раскрывается проблема совести в романе «преступление и наказание»?

  • Проблема совести: аргументы
  • Проблема совести: аргументы.


    примеры из художественной литературы

  • Внимание

    Проблема совести. сочинение егэ

  • Вы точно человек?
  • Преступление и наказание проблема совести аргумент
  • Преступление и наказание проблема совести аргументы
  • Проблема совести в романе ф.м.


    достоевского «преступление и наказание»

    Еще один пример Ученик может использовать в сочинении «Проблема совести» аргументы из литературы, которая не входит в школьную программу.

    Эти книги он мог прочесть самостоятельно. К примеру, роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» также освещает данную проблему.
    У писателя вопрос совести достигает огромных, всечеловеческих масштабов.

    Важно

    Понтий Пилат, один из главных действующих лиц произведения, не стал жертвовать своей карьерой, чтобы спасти невиновного Иешуа.

    Проблема совести в романе ф.м. достоевского «преступление и наказание»

    Постепенно к нему приходит понимание, что невозможно сделать мир справедливее, используя злые методы.

    Инфо

    Ведь жестокость порождает только новую жестокость. Соня Мармеладова помогает ему прийти к мысли о том, что человек должен меняться к лучшему изнутри.


    Только так можно повлиять и на мир вокруг, и на других людей.


    Этот роман является доказательством того, что совесть нельзя заставить замолчать.
    Она всегда знает, что правильно, а что нет. Все доводы разума бессильны против совести. И каждый человек в глубине души понимает, что совершать зло – это ложный путь.

    Но муки совести Родиона доказывают, что он был не настолько плохим человеком, каким хотел себя показать.

    И в будущем он наверняка смог измениться к лучшему.
    Под конец главный герой пришл к мысли, что убил не только старуху, но и самого себя, так как пошл против самого себя, против своей совести, и приходит наконец к духовному возрождению.

    • Изначально главный герой вообще не думает о совести — он создает план.

      Спустя некоторое время, просыпается совесть героя в виде его хвори.

      Позже и в виде снов. Убийство он совершал по плану, но чувствуя смятение, заболел еще сильнее и даже бредил.Когда он немного обдумал вс, то стало лучше. Но он во всм видел подозрение окружающих в свою сторону — этим Раскольников довел себя до опустошительной депрессии. От этого всего и в Бога поверил. Но потом парень осознал, что мук этих не избежать до того момента, пока не признаешь их — он признался. Тяжело Родиону было в тюрьме, но там он уже смог открыть сердце для любви и даже планировал, как в 32 года начнт иную жизнь.

    Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Проблема совести в романе Ф.М.

    Достоевского «Преступление и наказание» Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»:

    • Краткое содержание
    • Полное содержание
    • Характеристика героев
    • Критические статьи

    Заказать сочинение Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа.

    Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
    Мы предлагаем вашему вниманию композиционный план для выпускного сочинения по русскому языку.Успокоение пришло к нему лишь тогда, когда сам Иешуа его простил и сказал, что казни и не было. М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» Проблема совести рассматривалась автором и в этом бессмертном произведении. Главный герой эпопеи Григорий Мелехов руководил казачьей армией, когда шла Гражданская война. Лишился этой должности, потому что запрещал казакам заниматься грабежом и насилием. Если он и брал чужое, то только чтоб поесть и накормить лошадей. Заключение Проблема совести рассматривалась многими авторами на протяжении всего существования русской литературы. Если для вас данные аргументы показались неубедительными, то вы можете самостоятельно разобрать художественные произведения, где писатели затрагивали проблему совести:

    • М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Пропала совесть».

    Blog

    Вначале Родиона нисколько не трогает совершенное им преступление.

    Он слишком уверен в правильности своих идей, уверен в своей самобытности и исключительности. Что тут такого, если он убил? Он убил только одну «вошь, из всех вшей самую наибесполезнейшую».

    Когда Родион слышит слово «преступление», он кричит в ответ: «Преступление! Какое преступление?..

    то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку-процентщицу, никому не нужную, которую убить – сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это же преступление? Не думаю я о нем, и смывать его не думаю!» Постепенно Раскольников начинает анализировать причины и давать различные объяснения своему поступку: «хотел Наполеоном сделаться», жаждал помочь матери, был безумен и озлоблен, бунтовал против всех и вся, стремился утвердить свою личность.

    Героя начинает мучить совесть. По-моему, это естественно.

    Вы точно человек?

    Но, даже идя на каторгу, Родион не разуверился в собственной идее.Долгое время он переживал лишь из-за того, что он - не сверхчеловек, потому что его мучает совесть.

    Улик, по сути, не было, и Родион мог бы избежать наказания. Но окончательным толчком к признанию стало самоубийство Свидригайлова. Свидригайлов - преступник по сути, на его счету несколько загубленных жиз­ней.

    Он считает, что ему все дозволено, что он выше других, и в этом его позиция совпадает с теорией Раскольникова.

    Свидригайлов способен пойти на ложь, шан­таж, даже на убийство не ради великой цели, а просто от скуки, от пустоты жизни.

    Осознание тупика и безнадежности такой жизни приводит Свидригайлова к само­убийству.

    Это - не только расплата за многие грехи, но и моральный крах.

    One more step

    Не думаю я о нем, и смывать его не думаю!» Постепенно Раскольников начинает анализировать причины и давать различные объяснения своему поступку: «хотел Наполеоном сделаться», жаждал помочь матери, был безумен и озлоблен, бунтовал против всех и вся, стремился утвердить свою личность.

    Героя начинает мучить совесть. По-моему, это естественно. Раскольников нарушил нравственный закон, который существует в душе человека с момента его рождения. Этот закон непреложен. Нарушившего его ждут сильнейшие нравственные муки, разрушение духовное и физическое. На мой взгляд, в теории Раскольникова есть мысли, которые могут возникнуть только у ненормального человека.

    Возможно, если бы теория героя осталась на бумаге, она показалась бы только плодом фантазии больного человека.

    Преступление и наказание проблема совести

    Именно совесть пробуждает разум Раскольникова, который был усыплен теорией «низших и высших людей».

    Одиозные мысли главного персонажа не позволяли ему трезво оценивать ситуацию, поэтому осознание произошедшего вдвойне ударило по душевному состоянию Родиона.

    Он не мог держать всей правды в себе, но при этом боялся сознаться в содеянном.

    Терзающая сердце совесть сводила с ума героя, ему казалось, что все кругом знают о преступлении, и скрывать это не имеет смысла.

    Лишь Соня Мармеладова, которая, несмотря на порочную профессию, обладала совершенной чистой душой, своим советом помогла Раскольникову сознаться и очиститься перед Богом.

    Но и сам Раскольников не всегда проходил мимо чужого горя. История с пьяной девочкой, гуляющей мимо Невы, доказывает, что душа персонажа еще жива и его совесть требует справедливости.

    Проблема совести преступление и наказание свидригайлов

    Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru! / Сочинения / Достоевский Ф.М.

    Преступление и наказание / Проблема совести в романе Ф.М.

    Достоевского «Преступление и наказание» Скачать сочинение Тип: Проблемно-тематический анализ произведения Роман «Преступление и наказание» произвел на меня очень сильное впечатление.

    Ф.М. Достоевский – глубокий философ и тончайший психолог.

    Он вошел в историю русской литературы как мастер описания «больной души». Одним из интереснейших героев Достоевского является Родион Романович Раскольников, убийца, философ, мыслитель. Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление — на убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий.

    Как раскрывается проблема совести преступление и наказание

    Кто прав, а кто виноват, может решать только Господь Бог.

    Нельзя убивать человека, даже ради великих и благих целей.

    Жизнь - это самое ценное, что у нас есть, и никто не вправе выносить ей приговор просто так, по собственной прихоти.

    Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и, в конечном счете, отвергает все мотивы преступления - сцена признания Раскольникова Соне.

    Все доводы рассудка, казавшиеся ему столь верными, отпадают один за другим.

    Таким образом, роман «Преступление и наказание» помог мне понять: нельзя прийти к благу через убийство, даже если добро во много раз превышает зло.

    И никогда ни за что не убежишь от своей совести. Это самый страшный и самый справедливый судья на свете. На мой взгляд, антигуманные мысли и дела не могут служить на благо человечества, никакое зло нельзя оправдать счастьем миллионов других.

    «В чем я виноват перед ними?.. Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают» - этими словами можно начать урок о «двойниках» Раскольникова. Теория Раскольникова, доказывающая, «тварь ли он дрожащая» или имеет право, предполагала...

    Ф. М. Достоевский - «великий художник идеи» (М. М. Бахтин). Идея определяет личность его героев, которым «не надобно миллионов, а надобно мысль разрешить». Роман «Преступление и наказание» - это развенчание теории Родиона Раскольникова, осуждение принципа...

    Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский стремился показать пути нравственного обновления человеческого общества. Человек - это тот центр жизни, к которому прикован взгляд писателя. “Преступление и наказание” - это роман Достоевского,...

    «Преступление и наказание» представляет читателю галерею персонажей, которые не только толкают Родиона Раскольникова на преступление, но и прямым или косвенным образом способствуют признанию главного героя в содеянном, осознанию Раскольниковым несостоятельности...

  1. Новое!

    1. Вступление. Сны героев в системе художественных средств писателя. 2. Основная часть. Сны и грезы Раскольникова в романе «Преступление и наказание». - Первый сон героя и его значение, символика. Полярность образов. - Образ лошади и его значение в сюжете...

  2. «Треснули основы общества под революцией реформ. Замутилось море. Исчезли, стерлись определения и гра­ницы добра и зла... Разложение - главная видимая мысль романа»,- писал Достоевский в черновых на­бросках к одному из своих последних романов «Подро­сток»....

Роман «Преступление и наказание» произвел на меня очень сильное впечатление. Ф.М. Достоевский – глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания «больной души». Одним из интереснейших героев Достоевского является Родион Романович Раскольников, убийца, философ, мыслитель.
Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление — на убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий. Родион жаждет мести за поруганных и обездоленных людей, за унижения и страдания Сони Мармеладовой, за всех тех, кто доведен до предела нищеты и нравственных мучений.
Раскольников чувствовал и видел мир, его историю, его победы и поражения. Этому человеку казалось, что он понял людей и добрался до сути жизни. Раскольников решил все взять в свои руки, направить ход событий по пути, предначертанному им самим.
Протест и возмущение Родиона против общественного строя сочетается с его теорией «сильной личности». Презрение к обществу и его нравственным законам приводит героя к убеждению о неизбежности сильной, властной личности, которой «все дозволено». Герой решил пойти на сделку с собственной совестью. Преступление должно доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, которому все разрешается».
Мне кажется, ошибка главного героя заключается в том, что причину зла он видит в самой природе человека, а закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им. Раскольникову кажется, что он отвечает за свои поступки лишь перед собой, и суд других ему безразличен.
Вначале Родиона нисколько не трогает совершенное им преступление. Он слишком уверен в правильности своих идей, уверен в своей самобытности и исключительности. Что тут такого, если он убил? Он убил только одну «вошь, из всех вшей самую наибесполезнейшую». Когда Родион слышит слово «преступление», он кричит в ответ: «Преступление! Какое преступление. то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку-процентщицу, никому не нужную, которую убить – сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это же преступление? Не думаю я о нем, и смывать его не думаю!»
Постепенно Раскольников начинает анализировать причины и давать различные объяснения своему поступку: «хотел Наполеоном сделаться», жаждал помочь матери, был безумен и озлоблен, бунтовал против всех и вся, стремился утвердить свою личность. Героя начинает мучить совесть. По-моему, это естественно. Раскольников нарушил нравственный закон, который существует в душе человека с момента его рождения. Этот закон непреложен. Нарушившего его ждут сильнейшие нравственные муки, разрушение духовное и физическое.
На мой взгляд, в теории Раскольникова есть мысли, которые могут возникнуть только у ненормального человека. Возможно, если бы теория героя осталась на бумаге, она показалась бы только плодом фантазии больного человека. Но Раскольников начал осуществлять ее практически! Он решил, что старуха-процентщица – «гнойник, который необходимо удалить», ведь она не приносит никому пользы. Поэтому Алена Ивановна должна умереть, она – та самая «тварь дрожащая». Но почему, в таком случае, гибнет невинная Лизавета?
Так теория Раскольникова начинает постепенно рушиться. Нельзя делить людей только на «плохих» и «хороших», да и не дело человека – судить других. Кто прав, а кто виноват, может решать только Господь Бог. Нельзя убивать человека, даже ради великих и благих целей. Жизнь – это самое ценное, что у нас есть, и никто не вправе выносить ей приговор просто так, по собственной прихоти.
Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и, в конечном счете, отвергает все мотивы преступления — сцена признания Раскольникова Соне. Все доводы рассудка, казавшиеся ему столь верными, отпадают один за другим. Таким образом, роман «Преступление и наказание» помог мне понять: нельзя прийти к благу через убийство, даже если добро во много раз превышает зло. И никогда ни за что не убежишь от своей совести. Это самый страшный и самый справедливый судья на свете.
На мой взгляд, антигуманные мысли и дела не могут служить на благо человечества, никакое зло нельзя оправдать счастьем миллионов других. Счастье нельзя построить на крови, жестокости и насилии.
Раскольников в романе приходит к переосмыслению нравственных ценностей: «Разве я старушонку убил? Я себя убил». Да, действительно, герой убил себя, потому что попытался пойти против своей совести. Примечательно и то, что именно через страшные муки совести Раскольников все-таки приходит к духовному возрождению.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Проблема совести в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Cочинение «Осознание собственной вины Раскольниковым»

Мысль бывает светла, только когда
озаряется добрым чувством.
В. Ключевский

Мысль могут освещать самые разные чувства. Я считаю, что самым ярким светочем и самым добрым чувством может быть только совесть. Мы произносим это слово очень часто. Что оно значит для человека? Почему именно оно является важнейшим качеством человеческой души? Издавна эти вопросы волновали людей. Что такое совесть? Совесть — внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за своё поведение. Так объясняет значение этого слова толковый словарь. Совесть – это внутренний стержень, который не позволяет личности отклоняться в темную сторону и гнуться под воздействием обстоятельств, так я полагаю.

Понятие совести не может быть применимо к человеку, поступившемуся своими принципами ради какой-либо цели. К тому, кто переступает через людей, не считая себя подобным им. Недаром герой романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников, решивший убить человека, пусть гадкого и ничтожного, но человека, не смог «выдержать своей подлой роли», был раздавлен своим преступлением.

Родион Раскольников — бывший студент. «Давным-давно как зародилась в нём вся эта теперешняя тоска, нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя разрешения» — во что бы то ни стало, любой ценой. «Ужасный, дикий и фантастический вопрос» гонит и ведёт героя Достоевского по жизни.

Месяц назад, почти умирая с голоду, он вынужден был заложить у старухи — «процентщицы» колечко-подарок сестры. Огромную ненависть почувствовал он к вредной и ничтожной старушонке, сосущей кровь из бедняков, наживающейся на чужом горе, на нищете, на пороке.

Старуха живет «сама не знает для чего», а молодые силы пропадают рядом без всякой поддержки — «и это тысячами и это всюду!». Убей старуху, возьми деньги, «обречённые в монастырь», — возьми не себе — для погибающих, умирающих от голода и порока, и будет восстановлена справедливость! Именно эта мысль зарождалась в сознании Раскольникова. Но, «благими пожеланиями вымощена дорога в ад». Заблуждение его катастрофично. Родион полагает, что девиз Ордена Иезуитов – «Цель оправдывает средства» — универсален и претендует на право быть истиной. Ошибка в логике рассуждений приведет Раскольникова к страшному греху – убийству человека. Совесть его с того момента взбунтуется и огненным железом потечет по жилам, отравляя существование, делая его невозможным.

А ещё раньше он пишет статью, в которой говорится, что все люди делятся на два разряда: на «материал» и на «необыкновенных» людей. Последних очень мало, но они имеют власть над всеми, могут переступить закон. Они не перед чем не остановятся, чтобы совершить задуманное. Таковы Наполеон, Ликург, Магомет. Л. Н. Толстой называл Наполеона «человеком с помрачённой совестью». Мне кажется, что, возомнив, будто во имя великой идеи, во имя справедливости, во имя прогресса кровь по совести может быть оправдана, даже необходима, Раскольников не думал о том, что «человек с помрачённой совестью» не сможет посвятить свою жизнь хорошим делам. Я думаю, что добро и справедливость – высшие ценности. Путь к ним не может идти по крови и слезам. В другом своем произведении, «Братья Карамазовы», Достоевский писал, что даже «слеза ребенка» перевешивает добро, такой ценой достижимое.

Борьба в душе Раскольникова начинается даже ещё до его преступления. Совершенно уверенный в своей идее, он вовсе не уверен в том, что сможет осуществить её. И от этого он глубоко несчастен. Уже в это время начинаются его лихорадочные метания, муки совести.

Естественно, он хочет помочь нищим и падшим людям. Но я думаю, что главная причина убийства всё-таки не в этом.

Убийство старухи — единственный, решающий, первый и последний эксперимент сразу всё разъясняющий: «Той же дорогою идя, я уже никогда более не повторил убийства». Раскольникову его эксперимент нужен для проверки своей способности не на преступление, а на поступок, и вовсе не для проверки идеи, которая, как он до поры до времени глубоко убеждён, непреложна, неопровержима.

Благодаря множеству как бы нарочно сошедшихся случайностей Раскольникову удаётся техническая сторона преступления. Материальных улик против него нет. Но тем ярче проступает сторона нравственная, тем сильнее муки совести. Без конца анализирует Раскольников результат своего жестокого эксперимента, лихорадочно оценивает свою способность преступить мораль, законы Божьи и человеческие. Со всем ужасом открывает он страшную для себя истину — преступление его было бессмысленным, погубил он себя напрасно, цели не достиг: «Не переступил, на этой стороне остался», оказался человеком обыкновенным, «тварью дрожащею».

Целая жизнь прожита за эти дни; и всё время сопутствует Раскольникову, страдает с ним и за него, живет им, проходит тот же крестный путь — Соня Мармеладова. Именно Сонечка находит выход и спасает себя и Раскольникова. Но ведь он сам шёл навстречу этому спасению, он наказан и спасён своей собственной совестью, непотерянной человечностью, своим состраданием, своей любовью. Именно совесть заставляет его пойти и признаться в преступлении.

Признание Раскольникова, так он думает, отправляясь донести на себя, — есть признание собственной несостоятельности, собственного ничтожества-»тварью дрожащею» оказался. Но идея, верит Раскольников, стоит нерушимо и незыблемо.
Терпит крах бесчеловечная теория, в которой мы легко угадываем предвестье фашисткой убежденности в том, что мир создан из рабов и господ. Побеждает человек Раскольников, потрясенный страданиями людскими, понимающий, что невозможно жить и радоваться жизни не имея чистой совести, глубоко сострадающий и в глубине своей души уверенный, что не вошь человек, с самого начала «предчувствовавший в себе и в убеждениях своих глубокую ложь». Терпит крах бесчеловечная теория. Побеждает совесть и душа. Не случайно ведь можно представить композицию произведения «Преступление и наказание» в виде схемы: 10 процентов повествования занимает само совершение преступления, а львиные девяносто – муки совестные, мытарства и метания души.

Но человек восторжествовал, стержень души Родиона – доброта – выдержал давление и удержал душу от падения в пропасть, имя которой – грех и проклятье.

Проблема совести в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Главный герой романа «Преступление и наказание» все время находится в конфликте со своей совестью. Раскольников нарушил моральный закон, убил человека. На протяжении всего произведения он пытается разобраться в себе, найти оправдание своему поступку, но ему это не удается. Именно совесть мешает ему спокойно жить дальше, идти по проложенному пути и следовать своей теории.

Поначалу Раскольников совершенно уверен в своей правоте. Его философия жизни заключается в том, что сделать мир лучше без насилия невозможно. Он ненавидит жадную старуху, из-за которой страдают бедные люди. Ему безумно жаль своих родных и многих других людей, мучающихся из-за нищеты. И он принимает решение убить чиновницу, чтобы помочь остальным. Он стремится показать себя сильным, способным на решительность человеком.

Но Раскольников ошибается и, после совершения убийства, вовсе не чувствует облегчения. Постепенно к нему приходит понимание, что невозможно сделать мир справедливее, используя злые методы. Ведь жестокость порождает только новую жестокость. Соня Мармеладова помогает ему прийти к мысли о том, что человек должен меняться к лучшему изнутри. Только так можно повлиять и на мир вокруг, и на других людей.

Этот роман является доказательством того, что совесть нельзя заставить замолчать. Она всегда знает, что правильно, а что нет. Все доводы разума бессильны против совести. И каждый человек в глубине души понимает, что совершать зло – это ложный путь. Но муки совести Родиона доказывают, что он был не настолько плохим человеком, каким хотел себя показать. И в будущем он наверняка смог измениться к лучшему.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Сочинение » Преступление и наказание — Достоевский » Проблема совести в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

sochinenienatemu.com

Как раскрывается проблема совести в романе «Преступление и наказание»?

Как раскрывается проблема совести в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?

Главный герой этого произведения, Родион Раскольников решил убить вредную и алчную старуху-процентщицу, от которой всем окружающим было только горе. Убивает её Раскольников не из алчности, а руководимый такой мыслью, что миру станет лучше без неё. То есть решил сам творить судьбу людей, и в результате пришёл к мысли, что сильной и властной личности всё позволено ради благородной идеи.

Потом Раскольников понял, что сам нарушил этим убийством нравственный закон, который есть в каждом человеке с самого момента его рождения. В результате чего стал испытывать сильные нравственные муки.

Под конец главный герой пришёл к мысли, что убил не только старуху, но и самого себя, так как пошёл против самого себя, против своей совести, и приходит наконец к духовному возрождению.

Достоевский представил нам величайший роман времени «Перступление и наказание» . Это роман, в котором переплетаются пороки человека, его терзания и нравственные законы.

Раскольников, главный герой романа, совершает тяжелое преступление, убивает старуху-процентщицу. Но он, как считает, делает это из высоких побуждений. Так он хотел убить зло, развращающее людей. Но он ошибся. Убив человека, нельзя убить все злое на земле. Он пошел неверным путем.

Позже Раскольников осознает это, он чувствует укоры совести. В итоге он встает на верный путь раскаяния в конце романа.

Такой я вижу проблему совести в романе «Преступление и наказание» .

Совесть ярко проявляет себя во второй половине этой книги, когда в душе главного героя наступает диссонанс. Родион не может понять, прав он или нет, хорошо или плохо он сделал, убив жадную старуху для помощи семье Мармеладовых. Тем более что он пошел на убийство не только и не столько из-за Сони и ее отца, но и также в подтверждение собственной философии.

Родион пытается осознать, правильно ли было убить старуху-ростовщика, и как теперь быть дальше.

Постепенно его начинает мучать совесть, и это доходит до той ступени, что Родион сам приходит в полицию и признается.

В каком-то смысле можно сказать, что его совесть — это Соня, добрая и спокойная девушка, всем сердцем любящая его.

Изначально у главного героя романа Федора Достоевского Раскольникова не возникало мыслей о совести о том, что он идет против Бога, себя, других. Он разделил людей на плохих и хороших. Вот старуха процентщица для него была ужасно плохой и алчной женщиной, которая обирала всех до нитки, поэтому и решился он ее убить. Однако потом, после совершенного преступления Родиона просто замучили угрызения совести о том, что он совершил. Он ужасно мучается, все переосмыляет, сознается в содеянном и становится на другой путь, многое меняется в его сознании. Автор — гуманист объясняет читателям, что не все люди потеряны, даже убийцы.

Начиная писать сочинение по тематике проблема совести в Преступлении и наказании стоит обратить внимание. Во-первых, на аргументы, почему именно Раскольников убил процентщицу. Во-вторых, какие выводы он сделал после содеянного. И если говорить кратко, то Раскольников делил людей на два типа — хорошие, плохие. У него не было среднего контингента. Именно по этой причине, топором он прибил старуху. Но понял, что был не прав — это не решение проблем. Также это неправильно — кого-то лишать жизни. Но было уже поздно. И единственное, что парень мог сделать — это сдаться и каяться в содеянном. Именно так он и поступил.

В романе Достоевского «Преступление и наказание», проблема совести раскрывается после того, как Раскольников дал оценку своему поступку, это один из кульминационных моментов романа, где главный герой признается об убийстве Соне, после чего абсолютно меняется его мировоззрение, он понимает, что нельзя делить людей «на плохих и хороши» и уж тем более, никоим образом, нельзя вершить самосуд, какой бы плохой человек не был.

Главный герой, Родион Раскольников, является бедным студентом с тяжёлым характером, но в тоже время он довольно умён. Его постоянно преследует мысль о том, что: почему же некоторые люди считают себя лучше остальных, почему им позволено больше чем остальным, почему они сильнее, почему они могут совершать какие-то поступки и не спрашивать ни у кого мнения. Раскольников в итоге приходит к выводу о том, что просто у этих «некоторых» людей просто больше смелости, вот они и пользуются всеми возможностями этого мира. И он решил, что такие «сверхлюди» могут убить других бесполезных людей (слабых, никчёмных, трусливых). И эта идея его долго глодала. В итоге Раскольников решился на преступление — на убийство старушки-процентщицы. В итоге он зарубил её топором и под руку попалась ещё и Алёна — сестра старухи.

Совершив убийство, он скрылся. Но после в нём взыграла совесть. Он не мог нормально спать, он даже днём не мог отдохнуть из-за навязчивых мыслей. Его идея о «сверхчеловевке», стала для него мучением. Раскольникова начали терзать ужасные сомнения в правильности его поступка: он начал понимать, что не должен был всего этого совершать. Позже он встречает Соню — милую, добрую и милосердную девушку, которая также мучается угрызениями от того, что подрабатывает проституткой. Раскольников рассказал всё ей о своём страшном поступке и она подтолкнула его к тому, что надо признаться и тогда станет легче. В итоге Раскольников сдался полиции, его сослали на каторгу, но в душе ему действительно стало легче. Раскольников всё осознал, он понял, что «сверхчеловек» — это придуманная им история, что люди не должны убивать. Человек должен оставаться человеком всегда. Он покаялся и хотя бы ссылкой решил искупить свою вину.

www.bolshoyvopros.ru

«Совесть» в русской литературе: «Преступление и наказание»

Иерей Стефан Домусчи, кандидат философских наук

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

Роман Достоевского «Преступление и наказание» значительно более известен, поэтому, наверное, не стоит пересказывать его содержание.

Чем интересен этот роман в связи с рассуждениями о совести? Достоевский, еще находясь в ссылке и встречаясь с разного рода преступниками – этот опыт описан им в «Записках из Мертвого дома» – увидел, что преступники бывают очень разными: бывают те, кто совестью мучаются, а бывают те, кто вообще не задумываются о мучениях совести, те, кто позволили себе преступление «по совести» и совершенно спокойны. Эту идею он пытается развить и проанализировать в романе «Преступление и наказание».

Вся соль идеи Раскольникова в том, что человек может представить своей совести такие разумные, рациональные основания, что она позволит ему любой поступок. Большинство людей живет эмоционально, не осмысляя свои поступки очень глубоко. За какие-то поступки, которые они совершают, совесть их мучает, и они стараются их больше не совершать, за другие совесть их как-то ободряет, и они считают их положительными. Но Раскольников говорит: что если взять некоторую идею и положить ее в основание собственного поступка, то есть создать некую собственную нравственность. Так он и говорит: у людей, которые право имеют, есть своя нравственность, на то они и право имеющие, и, естественно, исходя из этой правды, совесть будет ориентироваться на другие критерии и тогда будет молчать, будет спокойна.

Мы видим, что люди, окружающие Раскольникова, удивляются, во-первых, тому, что он пытается позволить себе убийство по совести, а во-вторых, тому, что он действительно внутренне не ощущает этих совестных мучений. Например, Раскольников говорит: «О, тут мы при случае и нравственное чувство наше придавим; свободу, спокойствие, даже совесть, все, все на толкучий рынок снесем […] свою собственную казуистику выдумаем […]и себя самих успокоим, убедим себя, что так надо, действительно надо для доброй цели». По большому счету здесь он вскрывает сам механизм действия совести. Действительно, в определенной ситуации человек может так составить события, выдумать такую логику, внутри которой будут оправданы почти любые поступки. Мы видим, например, что убийство мы можем оправдать убийством на войне, жестокость можем оправдать некоторыми воспитательными мерами. По крайней мере, человек на это способен.

И вот мы видим, что Раскольников буквально отвергает совестные мучения и говорит, что это некоторая ошибка: «Ну чем мой поступок кажется им так безобразен? […] Тем, что он –злодеяние? Что значит слово “злодеяние”? Совесть моя спокойна». То есть первоначально состояние, в которое приходит Раскольников, – это состояние немой совести, когда он настолько убедил ее в своей правоте, что она молчит и не спорит, никак не пытается его укорить.

Глубина романа состоит не только во вскрытии некоторых совестных процессов, но и в том, что Евангелие может оказать на совесть героя исцеляющее влияние. Раскольников, даже находясь уже на каторге, считал, что он просто смалодушничал, что есть все-таки великие люди, которые могут себе позволить те или иные поступки сверх обычных людских поступков. Мы видим, как Соня, которая читаем ему Евангелие о воскресении Лазаря, этим рассказом как бы пробуждает его совесть. Более того, Раскольников, по всей вероятности, переживает некоторые изменения, но интересно, что они остаются за рамками самого романа. Мы видим, что его совесть пробуждается и он встает на путь покаяния, но этот путь покаяния, путь благодатный, который начинается с прочтения Евангелия, остается за границами романа и называется Достоевским другой историей: « А вот теперь начинается другая история». Мы уже не являемся ее свидетелями, и, может быть, это какой-то особый авторский умысел: показать, что дальнейшее возрождение совести с помощью Божьей – это некоторая тайна встречи человека с Богом.

Срок давности при ликвидации фирм Не выплатили компенсацию за отпуск.Прошло 2 года.Компании уже не существует. Что можно сделать? Спасибо. К сожелению, -уже ничего. Срок исковой давности по финансовым делам - 2 года. В бухучете […]

  • Сохраняются ли льготы учителям-пенсионерам при переезде в другой регион в сельскую местность Я проработала воспитателем д\сада в поселке городского типа Тикси (Республика Саха) 20лет. После выхода на пенсию переехала в Архангельскую […]
  • Если мне присудили административный штраф или условный срок - считается ли это судимостью? Здравствуйте, меня интересует судимость при устройстве на работу. Если меня осуждают на административный штраф и я его выплачиваю, судимость […]
  • Принятие наследства фактически Большинство потенциальных и действительных наследников не настолько разбираются в законодательстве, чтобы быть осведомленным о нескольких способах принятия имущества от наследодателя. Не всегда […]
  • Рады приветствовать Вас на Ивановском сайте компании ЦЕНТР НЕЗАВИСИМЫХ ЭКСПЕРТИЗ Журнал о нас Свидетельства об аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы Проектной документации номер РОСС RU.0001.610166 от […]
  • Роман «Преступление и наказание» произвел на меня очень сильное впечатление. Ф.М. Достоевский – глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания «больной души». Одним из интереснейших героев Достоевского является Родион Романович Раскольников, убийца, философ, мыслитель.

    Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление - на убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий. Родион жаждет мести за поруганных и обездоленных людей, за унижения и страдания Сони Мармеладовой, за всех тех, кто доведен до предела нищеты и нравственных мучений.

    Раскольников чувствовал и видел мир, его историю, его победы и поражения. Этому человеку казалось, что он понял людей и добрался до сути жизни. Раскольников решил все взять в свои руки, направить ход событий по пути, предначертанному им самим.

    Протест и возмущение Родиона против общественного строя сочетается с его теорией «сильной личности». Презрение к обществу и его нравственным законам приводит героя к убеждению о неизбежности сильной, властной личности, которой «все дозволено». Герой решил пойти на сделку с собственной совестью. Преступление должно доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, которому все разрешается».

    Мне кажется, ошибка главного героя заключается в том, что причину зла он видит в самой природе человека, а закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им. Раскольникову кажется, что он отвечает за свои поступки лишь перед собой, и суд других ему безразличен.

    Вначале Родиона нисколько не трогает совершенное им преступление. Он слишком уверен в правильности своих идей, уверен в своей самобытности и исключительности. Что тут такого, если он убил? Он убил только одну «вошь, из всех вшей самую наибесполезнейшую». Когда Родион слышит слово «преступление», он кричит в ответ: «Преступление! Какое преступление?.. то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку-процентщицу, никому не нужную, которую убить – сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это же преступление? Не думаю я о нем, и смывать его не думаю!»

    Постепенно Раскольников начинает анализировать причины и давать различные объяснения своему поступку: «хотел Наполеоном сделаться», жаждал помочь матери, был безумен и озлоблен, бунтовал против всех и вся, стремился утвердить свою личность. Героя начинает мучить совесть. По-моему, это естественно. Раскольников нарушил нравственный закон, который существует в душе человека с момента его рождения. Этот закон непреложен. Нарушившего его ждут сильнейшие нравственные муки, разрушение духовное и физическое.

    На мой взгляд, в теории Раскольникова есть мысли, которые могут возникнуть только у ненормального человека. Возможно, если бы теория героя осталась на бумаге, она показалась бы только плодом фантазии больного человека. Но Раскольников начал осуществлять ее практически! Он решил, что старуха-процентщица – «гнойник, который необходимо удалить», ведь она не приносит никому пользы. Поэтому Алена Ивановна должна умереть, она – та самая «тварь дрожащая». Но почему, в таком случае, гибнет невинная Лизавета?

    Так теория Раскольникова начинает постепенно рушиться. Нельзя делить людей только на «плохих» и «хороших», да и не дело человека – судить других. Кто прав, а кто виноват, может решать только Господь Бог. Нельзя убивать человека, даже ради великих и благих целей. Жизнь – это самое ценное, что у нас есть, и никто не вправе выносить ей приговор просто так, по собственной прихоти.

    Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и, в конечном счете, отвергает все мотивы преступления - сцена признания Раскольникова Соне. Все доводы рассудка, казавшиеся ему столь верными, отпадают один за другим. Таким образом, роман «Преступление и наказание» помог мне понять: нельзя прийти к благу через убийство, даже если добро во много раз превышает зло. И никогда ни за что не убежишь от своей совести. Это самый страшный и самый справедливый судья на свете.

    На мой взгляд, антигуманные мысли и дела не могут служить на благо человечества, никакое зло нельзя оправдать счастьем миллионов других. Счастье нельзя построить на крови, жестокости и насилии.

    Раскольников в романе приходит к переосмыслению нравственных ценностей: «Разве я старушонку убил? Я себя убил». Да, действительно, герой убил себя, потому что попытался пойти против своей совести. Примечательно и то, что именно через страшные муки совести Раскольников все-таки приходит к духовному возрождению.