Совет федерации формирует правительство рф. Принципы и практика формирования совета федерации

Парламент Российской Федерации Советом Федерации и состоит из – верхней и нижней. Нижняя палата – Государственная Дума – выборный орган, а верхняя палата – Совет Федерации - состоит из представителей от каждого субъекта России. К субъектам относятся область, край, автономная или автономная область в составе РФ. От каждого из этих субъектов избираются и назначаются члены Совета Федерации – по одному человеку от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти данных регионов, всего по 2 человека.

Порядок, по которому формируется Совет Федерации, регламентируется отдельным государственным законом, который так и называется: «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Согласно этому закону, законодательного органа от каждого региона проходят процедуру избрания на того органа, от которого их кандидатура была выдвинута. А вот представители от исполнительных органов в Совет Федерации назначаются руководителем того субъекта, который они будут представлять. Срок их полномочий в этом случае ограничен сроком полномочий главы данного региона.

Совет Федерации – калька с такого западного органа власти, как Сенат, определенных задач перед ним не стоит, основным видом деятельности является утверждение законов, принятых в Государственной Думе, перед тем, как они будут направлены на подпись Президенту. К тем законам, которые требуют обязательного утверждения в Совете Федерации, в основном, относятся нормативные акты, регламентирующие бюджет, налоги, государственные финансы, а также вопросы военных действий и мирного урегулирования.

Без одобрения Совета Федерации не могут быть изменены границы между регионами. Его одобрение является обязательным и в том случае, когда Президент хочет ввести в стране чрезвычайное положение, и в том, когда решается вопрос об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами территории страны. Совет Федерации также назначает сроки выборов Президента и может инициировать его отрешение в том случае, когда объявляется импичмент после того, как Президенту были выдвинуты обвинения. В полномочия этого органа по представлению Президента входит назначение на должности судей Конституционного и Высшего Арбитражного Суда, а также назначение и освобождение от должности Генерального Прокурора, Председателя Счетной палаты и часть состава аудиторов, работающих в ней.

В соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции РФ в Совет Федерации Федерального Собрания входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти. В настоящее время в верхней палате парламента - 166 членов Совета федерации.

За время деятельности верхней палаты принципы его формирования неоднократно менялись. Первоначально СФ формировался на выборной основе. В переходных положениях Конституции РФ 1993 года было указано, что его первый состав избирается на два года гражданами по мажоритарной системе - по два представителя от каждого субъекта. Первый созыв, избранный 12 декабря 1993 года, состоял из 175 депутатов.

5 декабря 1995 года был принят закон, в соответствии с которым членами Совета федерации становились губернаторы и председатели законодательных собраний субъектов РФ.

8 августа 2000 года вступил в силу Федеральный закон от 5 августа 2000 года о порядке формирования Совета федерации. В состав палаты стали входить по два представителя от каждого субъекта, избранные законодательными органами госвласти субъектов РФ, или назначенные высшими должностными лицами субъектов. Срок полномочий таких представителей определялся сроком полномочий органов, их избравших или назначивших, однако по представлению председателя Совета федерации полномочия сенатора могли быть прекращены досрочно избравшим его органом.

С 1 января 2011 года с учетом изменений порядка формирования Совета Федерации, внесенными Федеральным законом от 14 февраля 2009 года, кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в СФ мог быть гражданин РФ, являющийся депутатом законодательного органа госвласти субъекта России или депутатом представительного органа муниципального образования.

С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 3 декабря 2012 "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". Согласно документу, наделение полномочиями члена СФ осуществляется соответственно законодательным органом госвласти субъекта нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта на срок полномочий указанного органа.

Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета федерации может быть гражданин России, достигший возраста 30 лет и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта РФ в течение 5 лет, предшествующих выдвижению кандидатом. Так называемый "ценз оседлости" не распространяется на федеральных парламентариев, лиц, замещающих государственные должности или должности государственной гражданской службы соответствующего субъекта РФ. Кроме того, в законе введено такое требование к кандидату на должность сенатора как "безупречная репутация". В этой связи, в частности, установлен ряд условий, препятствующих наделению кандидата полномочиями члена СФ - наличие неснятой или непогашенной судимости за тяжкие, особо тяжкие преступления и экстремизм, а также привлечение лица к административной ответственности за пропаганду и публичную демонстрацию нацистской символики и распространение экстремистских материалов.

Представителем в СФ от законодательного органа государственной власти субъекта РФ может стать только депутат регионального заксобрания. Решение о наделении полномочиями члена СФ принимается большинством голосов от общего числа депутатов местного парламента.

Что касается представителя в Совете федерации от исполнительного органа госвласти субъекта РФ, то кандидат в губернаторы во время своей избирательной кампании одновременно представляет трех претендентов на пост сенатора. В случае своей победы, одного из них он сможет делегировать впоследствии в верхнюю палату. /ТАСС-ДОСЬЕ/

Порядок формирования Совета Федерации Российской Федерации. Специфика данного органа

Если Государственная Дума Федерального Собрания представляет все население РФ, то Совет Федерации, часто именуемый нижней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты РФ. Совет Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем Совет Федерации - государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам РФ, а государству в целом, то есть всей России. Совет Федерации - постоянно действующий орган.

Согласно части 2 статьи 95 Конституции РФ, в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ, по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. В части 2 статьи 96 Конституции порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом.

Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 05.08.2000 № 113-ФЗ (ред. От 25.07.2006) установил, что членом Совета Федерации может быть избран (назначен):

гражданин РФ;

достигший 30-летнего возраста;

обладающий правом избирать и быть избранным в федеральные органы госвласти РФ.

От каждого субъекта РФ в Совет Федерации входят по два представителя:

один - назначается высшим должностным лицом субъекта РФ;

другой - избирается представительным (законодательным) органом субъекта РФ на срок полномочий этого органа. При формировании законодательного органа субъекта РФ путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

Новый порядок формирования Совета Федерации опять же означает, что палата не имеет установленного срока регистратуры. Такой вывод вытекает из того факта, что избрание в субъектах РФ глав представительных и исполнительных органов государственной власти осуществляется не синхронно, вследствие чего в течение каждого года в Совете Федерации будет неоднократно проходить смена каких-то его членов.

Назначение представителя в Совет Федерации от законодательной и от исполнительной власти субъекта РФ

Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ вносятся на рассмотрение этого органа его председателем. Группа депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов законодательного органа госвласти субъекта РФ может внести на рассмотрение этого органа альтернативные кандидатуры для избрания представителя в Совет Федерации на срок полномочий данного представительного (законодательного) органа. Если законодательный орган субъекта РФ имеет двухпалатную структуру, представитель избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий данной палаты.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа госвласти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ) на срок его полномочий. Данное решение направляется в представительный (законодательный) орган для утверждения в 3-дневный срок. Решение вступает в силу, если 2/3 от общего числа депутатов представительного (законодательного) органа не проголосуют против решения высшего должностного лица субъекта РФ о назначении данного кандидата.

Решение законодательного органа госвласти субъекта РФ об избрании представителя в Совете Федерации от законодательного органа госвласти субъекта РФ принимается тайным голосованием и оформляется постановлением этого органа, а двухпалатного законодательного (избирательного) органа госвласти субъекта РФ - совместным постановлением обеих палат.

Решение высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа госвласти субъекта РФ оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ.

Представитель в Совете Федерации, избранный или назначенный от субъекта РФ, наделяется полномочиями члена Совета Федерации с момента вступления в силу соответствующего решения об избрании (назначении).

Представитель субъекта РФ в Совете Федерации может быть отозван досрочно органом, которым он был назначен (избран).

Представительный орган означает, что формой государства является представительная парламентская демократия, опосредованная выборами народа, посредством которой реализуется принцип народовластия. Законодательный орган означает, что народ передал парламенту законодательную власть .

Поэтому ни один закон в РФ не может быть принят без парламента. Федеральное Собрание состоит из двух палат — СФ и Государственной Думы .

Порядок формирования : Согласно ч. 2 ст. 95 Конституции РФ в СФ входит по два представителя от каждого субъекта федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти = 166 (так 83 субъекта). Порядок формирования Совета Федераций устанавливается Федеральным законом «О порядке формирования СФ Федерального Собрания РФ». Наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (Президентом, губернатором) на срок полномочий указанного органа) и если депутаты парламента не проголосуют против данной кандидатуры более чем двумя третями голосов, данная кандидатура утверждается.

Членом СФ может быть избран (назначен) гражданин РФ, достигший возраста 30 лет и обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти, избирается его депутатами на срок полномочий этого органа, В законе установлен перечень случаев, когда гражданин Российской Федерации не может быть кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации. В частности, не может быть кандидатом гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации - вносятся председателем, фракцией или группой депутатов численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Председатель, фракция, группа депутатов вправе внести на рассмотрение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не более одной кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации.

Важную роль СФ играет в законодательном процессе. Законы, принятые Государственной Думой, в течение 14 дней должны быть одобрены СФ. Деятельность СФ основывается на принципах коллективного свободного обсуждения вопросов. Основной формой работы являются пленарные заседания палаты, проводимые открыто, но при необходимости могут проходить и закрытые заседания. СФ избирает тайным голосованием из своего состава Председателя СФ и его заместителей. Председатель и его заместители не могут быть представителями одного субъекта федерации. Председатель СФ осуществляет общее руководство деятельностью палаты: председательствует на заседаниях палаты; представляет на рассмотрение членов палаты повестку дня заседания. Заместители выполняют поручения Председателя и замещают его, когда он отсутствует.


Полномочия:

а) утверждение изменения границ между субъектами РФ;

б) утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения;

в) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

г) назначение выборов Президента РФ;

д) отрешение Президента РФ от должности;

е) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ , Верховного Суда РФ , Высшего Арбитражного Суда РФ ;

ж) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

з) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Структура: Руководство (председатель и его заместители), Совет палаты (входят председатель СФ и его заместители а также председатели комиссий и комитетов - осуществляют организацию СФ ФСРФ), члены СФ, комитеты (по обороне и безопасности, по эконом политике), временные комиссии (по развитию информационного общества), аппарат СФ.

В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации.

Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания устанавливается в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 96) федеральным законом. Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 декабря 1995 года определил, что в эту палату Российского парламента входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти по должности. В случае, если законодательный (представительный) орган какого-либо субъекта Российской Федерации состоит из двух палат, то его представитель в Совете Федерации определяется совместным решением обеих палат.

Выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации проводятся в соответствии с республиканскими законами о формировании высших органов власти республик, а также нормативно-правовыми актами, принимаемыми представительными органами власти края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа.

Что касается процесса подготовки и проведения выборов в представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, то он также складывается из семи основных стадий. Каждая из них соответствует в целом аналогичным стадиям организации выборов в Федеральное Собрание России.

Закрепляя полномочия палат Российского парламента, Конституция (ст. ст. 102, 103) исходит из того, что Совет Федерации призван представлять интересы всех регионов страны, а Государственная Дума - политических партий, иных избирательных объединений, а также различных групп населения.

В связи с этим к полномочиям Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами РФ. Следует иметь в виду, что такие изменения могут осуществляться только с взаимного согласия субъектов Федерации (ст. 67 п. 3 Конституции);

б) утверждение указа Президента России о введении военного положения, принятого им в соответствии со ст. 87 Конституции;

в) утверждение указа Президента России о введении им чрезвычайного положения в случаях, указанных в ст. 88 Конституции;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами России;

д) назначение выборов Президента России как в связи с истечением срока полномочий, так и в случаях их досрочного прекращения;

е) отрешение Президента России от должности в порядке предусмотренном Конституцией (ст. 93);

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Это полномочие верхняя палата парламента Российской Федерации осуществляет по представлению Президента России (ст. 83 п. “е” Конституции);

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора России (также по представлению Президента России).

По всем перечисленным вопросам Совет Федерации большинством голосов от общего числа членов палаты принимает постановления. При этом постановления Совета Федерации по целому ряду вопросов (утверждению изменения границ между субъектами Российской Федерации, принятии решения о введении военного или чрезвычайного положения и др.) носят нормативный характер.

Решения Совета Федерации принимаются простым большинством голосов (кроме случаев, предусмотренных Конституцией) открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может проводиться с использованием электронной системы подсчета голосов либо без нее: бюллетенями или путем опроса. Для тайного голосования могут также использоваться бюллетени или электронная система.

Важно отметить, что Совет Федерации не может быть распущен ни по какому поводу никаким государственным органом, поэтому нет оснований говорить о возможности роспуска парламента Российской Федерации в целом. Это еще раз подтверждает постоянно действующий характер деятельности Федерального Собрания.

Палаты парламента образуют комитеты.

Комитеты Совета Федерации и Государственной Думы образуются на срок полномочий каждой палаты. Сущность и порядок деятельности каждого комитета определяется содержанием полномочий соответствующей палаты. Численный и персональный состав комитетов утверждается большинством голосов депутатов палаты. При этом соблюдается следующее правило: комитет Совета Федерации не может состоять менее чем из 10 депутатов; численность комитета Государственной Думы может устанавливаться в пределах от 12 до 35 депутатов этой палаты.

Кроме того, каждая из палат Федерального Собрания вправе создавать комиссии, деятельность которых может быть ограничена определенным сроком или какой-либо конкретной задачей.

На заседаниях комитетов, комиссий палат Российского парламента рассматривают две группы вопросов:

а) связанные с выполнением поручений, даваемых палатой комитету, комиссии;

б) влиянием комитета, комиссии на организацию и характер принимаемых палатой решений.

Каждая из палат парламента вправе проводить парламентские слушания. Такие слушания проводятся по инициативе руководящих органов палат, их комитетов; в Совете Федерации, кроме того, группы членов этой палаты (не менее 10 человек), а в Государственной Думе - депутатских объединений. Организуются слушания комитетами (комиссиями) палаты по вопросам своего ведения.