Спасутся ли неправославные. Спасутся ли все

Вопрос: Разрешите спросить? Поскольку, насколько я понял у Церкви нет однозначного ответа - всех вывел Христос из ада или не всех, можно ли в связи с этим провести параллель с вопросом о всеобщем спасении? Если у Церкви четкий ответ-"да спасутся не все",или такого четкого ответа нет? Спасибо. Антон.И еще нас учат, что на том свете нет времени. Можно ли в связи с этим сделать вывод, что Христос, спустившись в ад, проповедовал там людям не тольку попавшим туда до распятия Христа, но и предположим, после этого распятия, наших современникам, и будущим людям. Понимаю,звучит несколько фантастично, но ведь отсутствие времени - это отсутствие и прошлого и будущего? Есть ли какая-нибудь информация по этому поводу? Ответ: вы задали интересующий многих вопрос: «Поскольку, насколько я понял у Церкви нет однозначного ответа - всех вывел Христос из ада или не всех, можно ли в связи с этим провести параллель с вопросом о всеобщем спасении? Если у Церкви четкий ответ-"да спасутся не все",или такого четкого ответа нет?». Как вы знаете, Истинная Церковь не изобрела учение о спасении, а почерпнула его из Священного Писания и Священного Предания. Следовательно, для того, чтобы ответить на ваш вопрос, уместно и обратиться к названным источникам. Предлагаю именно так и поступить.Скажем, Евангелие от Матфея, предрекая будущие события Страшного Суда, свидетельствует: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира... Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25, 34, 41). Что в этой цитате неясного?Некоторым людям кажется, что поскольку Бог милосерден, постольку Он всех и помилует. Помилует даже нераскаявшихся насильников, разбойников, убийц. Такие богословы опасаются назвать Бога немилосердным, однако же не опасаются назвать Его лживым. Но здесь можно задать им встречный вопрос: а милосердно ли, чтобы нераскаявшиеся насильники, грабители, убийцы находились в будущем Царствии совместно с изнасилованными, ограбленными, убиенными ими жертвами? Если милосердно, то для кого? Для измученных несчастных, для самих злодеев, у которых, как считается, откроется совесть? Кому из них будет приятно такое взаимообщение? Первым или вторым? Согласно же учению Церкви, праведники будут находиться в общении с праведниками (в Царствии Небесном), а грешники будут мучиться с грешниками (в аду).Одним из главных аргументов мыслителей, стремящихся отстаивать учение о спасении всех, без исключения, людей, считается следующий вопрос: справедливо ли за злодеяния, имевшие конец, мучить бесконечно? На подобные аргументы отцы отвечали, что Богу не неизвестно, что нечестие беззаконников потому имеет конец, что они живут не вечно. Если бы они жили вечно, то и восхотели бы злодействовать вечно. Те же, кто спрашивает так, нередко выказывают этим собственное желание жить во грехах.Теперь предлагаю перейти ко второй части вашего вопроса. Вы пишете: «И еще нас учат, что на том свете нет времени. Можно ли в связи с этим сделать вывод, что Христос, спустившись в ад, проповедовал там людям не тольку попавшим туда до распятия Христа, но и предположим, после этого распятия, наших современникам, и будущим людям». Сошествие Христа во ад, Антон, совершилось в конкретное историческое время, а не в вечности. Церковь не учит и никогда не учила тому, что вы предположили в своей гипотезе. Наше вероучение основано не на домыслах, а на догматах, которые, в свою очередь, основаны на Божественном Откровении. Богооткровенное учение содержится в Священном Писании и Священном Предании, как уже и было отмечено ранее. Впрочем, вы, кажется, и сами понимаете неосновательность вашей версии: «Понимаю, - пишете вы, - звучит несколько фантастично». Советую вам взять на вооружение нижеследующую цитату из Послания к Галатам... Вот она: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1, .В заключение хочется отметить, что, конечно же, Бог милосерд, но как и в какой степени это милосердие прольется на каждого из нас, знает Он Сам. Перетолковывать же Евангельское учение не стоит ни на этом, ни на каком-либо ином основании. А иначе можно подпасть и под вышеприведенную анафему апостола Павла. Рекомендую вам совершать меньше грехов, больше каяться и совершать больше добрых делВ принципе все понятно. Нам не известно - вывел Христос из ада всех или не всех, но нам известно, что спасутся не все, - я правильно понял?...Антон, Евангелие однозначно и ясно свидетельствует: овцы будут отделены от козлищ, пшеница - от плевел. И я этот вопрос подробно разъяснил. У меня нет оснований утверждать, что и ветхозаветные овцы не были отделены от ветхозаветных козлищ, а ветхозаветная пшеница - от ветхозаветных плевел.Многострадальный Иов (а он жил во времена Ветхого Завета, то есть до Пришествия Христа и до сошествия Его во ад) недвусмысленно свидетельствовал: «Редеет облако и уходит; так нисшедший в преисподнюю не выйдет» (Иов. 7, 9). У меня нет оснований не доверять этому угоднику Божию, тем более, что книга, в которой об этом повествуется, признана Церковью богодухновенной. Советую и вам смиренно прислушаться к голосу Церкви и не задирать Правосудие Господне! Храни вас Бог!

Действительно, спасутся ли хорошие люди вне Церкви? Я не берусь отвечать на этот вопрос быстро и односложно, потому что в нем есть одна проблема. Дело в том, что на самом деле, спрашивающий имеет в виду себя — и если Вы скажете «да», он тут же вздохнёт с облегчением. «Уж я-то точно хороший человек, и, наверное, со мной будет все в порядке. Так что каяться, веровать, приводить свою жизнь в порядок, жить церковной жизнью — это лишнее. Ну, я пошёл». Беда в том, что что надежда на то, что я спасусь, потому что я хороший человек, является полностью ложной. Ее нельзя никому подавать. Но изложим по порядку.

Что мы вообще имеем в виду, говоря о спасении? В голове у многих возникает картинка, согласно которой по итогам страшного суда одних пустят в особо благоустроенный санаторий, других отправят в лагерь особо строгого режима — и навсегда. Спастись — значит как-то отвертеться от лагеря и попасть в санаторий. Но реальная картина другая — Христос приходит спасти «людей Своих от грехов их (Матф.1:21)» Грех — это не что-то, что угрожает Вам снаружи — это то, что убивает Вас изнутри. Один известный рок-музыкант, наркоман со стажем, на краю гибели обратившийся к Богу, написал книгу о своем опыте с говорящим названием «Спаси меня от меня самого». Враги, которые нас губят во времени и в вечности — это мы сами. Бесы, конечно, стараются помочь нам в этом — но им было бы решительно не за что ухватиться, если бы мы не давали такой возможности. Это бросается в глаза, когда речь идёт о наркомане, и может не так бросаться в других случаях — но люди всегда являются своими худшими губителями, и Христос приходит спасти людей от того, во что они себя превратили.

Потому что запускать людей в санаторий бессмысленно — они его превратят в ад. Как люди во время, например, межнациональных конфликтов, превращают в ад землю — даже самую прекрасную и цветущую землю, с самыми вкусными фруктами и самым ласковым морем.

Что Бог делает с такими людьми по ту сторону смерти? А что можно с ними сделать? Он полагает предел, границу, которую они уже не могут пересечь, водворяет «Великую Пропасть», между спасёнными и погибшими, чтобы ад никогда не смог вторгнуться в рай. Его гнев — это Его любовь, когда она полагает предел неисцелимому злу.


Обычно это понятно, когда мы говорим о каких-то чрезвычайно злых и упорных во зле людях, которые отвергли все попытки их спасти — но мы-то, вроде, не таковы. Пустите нас в рай, мы там устроим, максимум, обычную советскую коммуналку. Но мелкий эгоизм и склочность, по которым мы устраиваем коммуналки, могут иметь только два вектора развития — или они совершенно искоренятся, как и любой грех, или сожрут нас целиком. Как раковая опухоль — или лечение убьёт ее, или она убьёт человека.

Собственно, вопрос «спасутся ли хорошие люди» не имеет смысла. Это все равно, что спрашивать, «выздоровеют ли здоровые люди». Нет, и им незачем. Спасение от греха, осуждения и порчи нужно грешникам, виновным и испорченным. Хорошим людям оно не нужно. С ними и так все в порядке. Христос не приходил к хорошим людям, Он приходил только к плохим. Совершенно незачем умирать за грехи безгрешных, даровать прощение невиновным и подавать благодатную помощь в борьбе с пороками непорочным. Если Вы — один из них, закройте эту страницу. Евангелие не имеет к Вам отношения и не может иметь, оно — про грешников. (Кстати, как Вы вообще оказались на этой ужасной планете? Авария звездолета?)

Беда в том, что люди ужасающе злые и испорченные, как бы уже водворившиеся в аду при жизни, как раз видят себя хорошими. Даже один из самых страшных массовых убийц в истории, Пол Пот, истребивший, по меньшей мере, четверть населения своей страны, сказал в одном интервью: "Моя совесть чиста... Да, мы совершали определённые ошибки, но они носили вынужденный характер. У нас не было иного выбора. Мы должны были защищать себя от вьетнамцев, которые хотели раздавить Кампучию". Брейвик, из недавних, тоже вот не считает себя плохим человеком. Обычные люди, не злодеи, могут тяготиться своими явно дурными делами и иметь более-менее осторожное мнение о своей хорошести. Святые ужасаются бездне своей греховности и изумляются величию милости Божией, которая им (даже им!)

Я не берусь судить о том, спасёт ли Христос вообще кого-нибудь вне Церкви — я не знаю, того, чего я не знаю. Я могу с определённостью сказать другое — если Вы полагаете себя тем хорошим человеком, который спасётся вне Церкви, Вы ошибаетесь самым ужасным образом. Мы с Вами — и я не менее Вас — нуждаемся в том, чтобы признать свой грех и свою отчаянную нужду, покориться Иисусу Христу, возложить на Него надежду, войти в Его Церковь. Тогда мы, бедные грешники, несомненно обретём вечное спасение.

Что понимается под спасением? Как правило, люди не проговаривают этого вслух, и, насколько можно понять, речь идет о том, что «все мы будем счастливы, потом, когда-нибудь». Всё как-нибудь само собой устроится. Смутное беспокойство о том, что может оказаться и не хорошо, подавляется смутным же предположением, что нет, как-нибудь проскочим.

Сергей Худиев

Где-то я читал, что люди склонны к либеральному богословию в благополучные времена, а в смутные – возвращаются к ортодоксии. В самом деле, пока всё благополучно, нас окружают милые люди, кругом мир и порядок, легко поверить в то, что все старые доктрины про , дьявола, ад, а равно про наше от ада – пережиток мрачных времен, когда жизнь была короткой, суровой и жестокой, и люди повсюду – в том числе в небесах – видели гнев и угрозы. Однако когда наступают времена смутные и кровавые, человеческое безумие прорывает тонкий лед цивилизации, зло и грех становится чем-то резко бросающимся в глаза из каждого окна, люди вспоминают, что зло совершенно реально, люди грешны и нуждаются в спасении.

В наше время это разделение отчасти снято нашим мгновенным доступом к информации из практически любой точки мира – и возможностью для всех выказываться по любому поводу. В XIX, даже (в некоторых местах) в ХХ веке можно было прожить всю жизнь и ни разу не увидеть изуродованного трупа – да, где-то лились моря крови, совершались ужасные беззакония, но во многих местах люди этого не видели, а жили вполне мирно и размеренно.

Сейчас даже если мы сами наслаждаемся миром и достатком, немыслимым для многих поколений наших предков, мы уже успели увидеть на экранах своих мониторов много изуродованных трупов – мужчин, женщин и детей, и услышать самые подробные рассказы о зверствах, мерзостях и беззакониях из первых уст. Даже если мы стараемся закрываться от такого контента и отписываться от тех, кто имеет привычку размещать такие материалы, спрятаться невозможно – где-то в мире, совсем недалеко от нас, кого-то бомбят, убивают, жгут и пытают, творятся невыносимые, тошнотворные жестокости. Это может в любой момент выпрыгнуть на нас с монитора.

Также сложно спрятаться от идолопоклонства, ярости и ненависти, которые кипят в и служат основанием для зверств в реальном мире – не имея возможности терзать и убивать лично, люди радуются, одобряют и изливают ненависть в доступных им формах.

Увы, игнорировать реальность зла в человеческих душах невозможно – а если верить (как верят христиане и не только) в вечность человеческой , то остается признать, что вечность для таких душ будет очень жутким местом. Даже не в силу наказания, наложенного на них извне – а в силу их собственного состояния. Ад совершенно реален и доступен непосредственному наблюдению – и если верить в вечность, то он вечен.

В самом деле, грешная душа будет приносить ад с собой повсюду, куда она придет – и поэтому пускать ее в рай бессмысленно. Грешники устраивают ад везде, где появятся.

Можно эмоционально требовать, чтобы Бог пустил всех в – и провозглашать, что Он, конечно, так и сделает, ибо милость Его безмерна и человеколюбие неизреченно. Но подумайте, чего вы требуете. Вы требуете, чтобы ад имел невозбранный допуск в рай – и тут же превратил его в ад. Это, на самом деле, не введет грешников в рай – это не оставит ничего, кроме ада.

Писание – и Христос лично – говорит о том, что нераскаянные грешники будут осуждены, изгнаны во тьму внешнюю, выставлены за дверь, и это совершенно неизбежно, иначе не останется ничего, кроме внешней тьмы.

Грешников можно спасти, простить, очистить, глубоко преобразить, ввести в рай – но они должны на это согласиться. Человек обладает свободной волей – это значит, что никто, даже Бог, не делает выбора за него. Человек сам является автором своих решений.

Поэтому Евангелие очень далеко от того, чтобы говорить «успокойтесь, всё как-нибудь само устроится». Напротив, оно призывает обеспокоиться – осознать серьезность положения, покаяться, признать свои грехи – грехами, искать Божьего прощения и помощи, решительно переменить путь.

Реальный, евангельский Иисус говорит очень жесткие, ранящие вещи – что, собственно, и следует ожидать от Спасителя, который пришел спасти род людской от абсолютной беды.

«А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море. И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает» (Мк. 9:42-48).

Это понятно, что геенна – это Иерусалимская городская свалка во времена Иисуса (хотя «быть выброшенным на свалку» звучит ничуть не мягче, чем «быть вверженным в геенну»), и вообще всё сие надо понимать духовно и иносказательно. Но, при всём уровне иносказательности и символичности языка, Иисус явно говорит о некой чрезвычайно ужасной опасности, о ввержении куда-то, подходящим образом для чего будет место отвержения и нечистоты. И о том, что для того, чтобы избегнуть такой участи, уместны самые драматические меры – которые можно сравнить с отсечением себе руки, ноги или глаза.

Это напоминает мне рассказ одной женщины, у которой была дочь-наркоманка. Мама поставила ей жесткое условие – или ты прекращаешь употребление и идешь лечиться (и тогда я всё это оплачиваю), либо (если являешься домой упоротая) я тебя на порог не пускаю. Мне это сразу показалось очень жестким – родная мать не пускает дочь домой! А она там скулит под дверью! А потом выяснилось, что это единственная возможность помочь – и она сработала, дочь согласилась лечиться и теперь жива. Но могла бы не остаться, а просто уйти во тьму. Свободная воля. Но факт тот, что если бы не жесткая любовь матери, она бы точно погибла.

Отцы пишут, что под отсечением надо понимать разрыв с людьми, которые вовлекают нас в грех; но, так или иначе, Иисус говорит о гибели как о несомненной реальности, которой надо избегать любой ценой.

Там, где есть реальная (и невыразимо ужасная) опасность – дело любви состоит в том, чтобы предостерегать от нее и указывать путь спасения.

Путь же этот состоит в том, чтобы покориться Иисусу Христу как Господу и довериться Ему как Спасителю. Пребывать в Нем через веру, которая проявляется в , Евхаристии и хранении заповедей. В этом случае мы, бедные испорченные грешники, удивительным, непостижимым, сверхъестественным образом будем спасены.


Спасутся ли неправославные.

Насколько я понял из православного учения – православная церковь – единственно правильная религия, и только православные, при условии соблюдения всех канонов, могут обрести Царство Небесное. Но как же быть с остальными людьми: католиками, мусульманами, буддистами, язычниками из племени Мумба-Юмба, которые даже слыхать не слыхивали про Православие? Неужели их всех ждет ад?

Аркадий, 33 года, инженер


Споры представителей различных религий о том, что спасутся, т. е. достигнут Царства Божия, только представители их религий, походят на споры детворы в песочнике. Найдет кто-нибудь из ребят жука, например, и показывает его всем остальным. А остальным завидно и они тоже пытаются найти себе жуков. Кто-то нашел и кричит радостно: «и у меня тоже жук», а другой не может найти, спрячет у себя тогда в ладошке обыкновенный камень и говорит всем, что и у меня тоже есть жук, только он сейчас спит, и я вам, поэтому, его не покажу.

Говорить о том, что спасутся представители только одной религии, а все остальные погибнуть, это детский лепет. При этом здесь нет никакого экуменизма, утверждающими, что все религии истинные, что все религии почитают истинного бога, но только разными способами. Есть истинная религия, религия которая учит о Боге и о спасении человека так, как Сам Господь открыл это людям. Есть религии, в которых люди сами себе выдумали бога, плод человеческой фантазии и не больше. А есть и такие религии, в которых Истину Божию смешали с человеческими фантазиями.

Православие, по высказыванию отца Павла Флоренского, «есть столп и утверждение Истины». В других же религиях тоже может присутствовать Истина Божия, в одних больше, в других меньше, но она уже смешана с человеческими измышлениями, отводящими от Истины.

Говорить о том, что спасутся представители только одной религии нельзя потому, что Бог – это не жучок, которого можно спрятать в своей ладошке и показывать только тому, кому захотел. Не человек, все-таки, создал Бога, а Бог – человека. Бог есть такой, какой Он есть, и мы люди не можем вмешаться в Его жизнь и изменить Его, не можем сделать таким, как нам бы хотелось, чтобы Он был. Бог есть Истина.

Религия же есть не хранительница Бога, а, как бы, путь к Нему. Православие – это прямой и ровный путь к Богу, став на который не собьешься с пути. Пути религий из человеческих фантазий могут быть очень заманчивы, но никогда не приведут к Богу. Другие же пути, религии, где Истина Божия смешана с человеческими фантазиями, извилисты и ухабисты. Идти по ним очень сложно и легко сбиться.

Но одно дело только встать на путь Истины, надо же еще пройти по нему. Человек может стоять на истинном пути, но если он не пойдет по нему к Богу, толку никакого не будет. Сама по себе принадлежность человека к истинной религии, не спасает автоматически его душу. Достаточно вспомнить Евангелие: книжники и фарисеи обладали истинным богопочитанием, как Сам Господь научил людей почитать Его, однако это оказалось им не в спасение души, а в погибель, т. к. они возгордились собой и вместо того, чтобы жить по закону Божию, только хвалились приверженностью к нему, и в итоге вместо того, чтобы встретить Сына Божия, распяли Его и убили. Сама по себе принадлежность к истинной религии, поэтому, еще не спасает человека от вечной смерти.

Кроме истинной дороги к Богу, которую не все могут найти, у человека имеется внутренний компас, по которому он сможет найти своего Отца Небесного. Этот компас называется совесть или естественный нравственный закон. Этот закон совести есть у каждого человека. И те люди, которые не познали Православия, будут судиться Богом по этому закону. В своих посланиях к римлянам апостол Павел как раз обличает тех, кто хвалится тем, что имеет закон от Бога, но не исполняет его. Он сравнивает их с теми, кто не имея закона от Бога, живет по закону совести и бывает более оправдан у Бога: «потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:13-15).

Итак, Царство Божие наследует тот, кто живет по Истине, по заповедям Божиим, по заповедям любви, а не просто является приверженцем той или иной религии. При этом православным, конечно же, легче, чем остальным достичь вечного спасения, потому что в этой религии Истина сохраняется в чистоте и в неизменности. Представители других религий спасутся не по своему учению, а жизнью своей по совести, по делам любви и добра, делам божиим.

Священник Петр Машковцев,

настоятель Феодоровского храма.

На вопросы отвечает иеромонах Макарий (Маркиш)

– В Завещании прп. Феодосия Киево-Печерского есть такая цитата: «Если кто и спасет душу свою, то только живя в Православной вере, ибо нет иной веры, лучшей, чем наша чистая и святая вера Православная». Опираясь на эти слова, некоторые верующие настаивают на том, что спасутся только православные. Я не спорю, но думаю, что это касается только славян с православной историей. При чем здесь, например, католики, индусы и др., которые о Боге плохо знают или ничего не знают, и предки их не знали, но живут по совести? Или атеисты, погибшие на войне «за други своя»? Может, мы вообще об этом не должны думать? Не нам рассуждать о судьбах Промысла Божиего?

– Думать мы, разумеется, должны – и должны тем самым находить границы своей способности к познанию. Вот, к примеру, что говорит в ответ на такой вопрос Святейший Патриарх Кирилл (см. звукозаписи его бесед на http://predanie.ru):

– Никаких однозначных указаний об этом у нас нет: можно только гадать. А когда мы гадаем, мы вносим в мыслительный процесс свою собственную логику, свой собственный опыт…

Вот и получаетс��, что добрый, благожелательный, любящий христианин будет направлять свою мысль к добру, к Божиему милосердию и заботе обо всех людях, наших браться по Адаму. Человек же злобный и злорадный ищет выхода и подкрепления своей злобе.

Разговорились как-то две прихожанки:

– Послушай, кругом столько мерзавцев и подлецов, всяких там иноверных и неверующих… А уж гордецов-то, просто ужас! Наверное, только мы с тобой вдвоем и спасемся!

– Да, да, правда… Но только знаешь, наверное, всё же я одна спасусь.

+ + +

– В одном храме на вечерней священник читал Евангелие в алтаре, повернувшись лицом к народу. Объясните, что это за чин? Раньше я такого не видел.

– На вечерне Евангелие читается лишь раз в году, а именно в день Святой Пасхи. Как правило, при этом выходят на солею и читают Евангелие лицом к народу, причем на разных языках (либо на Литургии, либо на вечерне).

+ + +

– Моя знакомая так поучает своего взрослого сына: «Ты Бога бойся, а людей стесняйся». И добавляет (мне): «Будет людей стесняться, будет и Бога бояться». Я с ней не совсем согласна. Но говорить ничего не стала. Мне и самой хочется знать, как понимать слова: «Любите Бога» и «Имейте страх Божий».

– Есть разница между богобоязненностью и запуганностью, между осторожностью и трусостью – так же, как и между скромностью и стеснительностью. Первое – добродетель, второе – порок. Первое помогает человеку жить, совершать подвиг любви к Богу и к ближнему; второе – мешает. Как отличить одно от другого?

«По плодам их» учит Спаситель отличать волков в овечьей шкуре, проповедников порока под маской добродетели, зла и лжи под маской добра и истины. Теоретически, умозрительно это не делается. Православие – не только и не столько учение, сколько образ жизни. Жизненный опыт говорит, что мать, требующая стеснительности от своего сына, либо готовит ему жизненную катастрофу, либо рвет свою родительскую связь с ним. А, скорее всего, и то, и другое.

+ + +

– Что Вы можете сказать о книге «Посмертные вещания прп. Нила Мироточивого»?

– Я могу сказать ровно то же, что написал о ней митрополит Иларион (Алфеев): «Надо отметить, что «Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого» относятся скорее к апокрифам, чем к святоотеческой литературе. Кроме того, русскому читателю они известны в очень тенденциозном и неаккуратном переводе». («Таинство веры, гл. XI). В этой связи чтение указанного сочинения считаю неуместным.

+ + +

– У нас на работе сотрудник уверовал. Все теперь: «Слава Богу», «Спаси Господи», «Ангела Хранителя»… Если кто-то умрет, вместо «Земля пухом» – «Царствие ему Небесное». Это все его личное дело, но недавно, в мой день рождения, он меня поздравил, улыбаясь: «Царствия тебе Небесного!» Настроение – в ноль. Такое чувство, что меня отпели. Это вообще нормальное пожелание?

– С каких это пор мое настроение стало ориентиром в духовной жизни? И надо ли обращать столь пристальное внимание на сотрудника с его неуклюжими или неуместными (хоть и добрыми по существу) пожеланиями, вместо самой себя: почему это мое настроение с такой феноменальной легкостью прыгает в ноль? И не ставит ли меня под серьезную угрозу такая подвижность моего настроения? Далее читайте Мф. 7:3-5.

+ + +

– Когда случается беда – тяжелая болезнь, пожар – от верующих можно услышать фразу: «Господь посетил». Смущает меня эта фраза. Получается, что Господь наказывает, а потом мы призываем Его, чтобы помог исцелиться, пережить несчастье. Еще, когда воцерковляется человек, его предупреждают: «Жди искушений». И они действительно бывают. Это тоже Господь посещает? Но Он ведь Сам зовет нас к Себе? Встречала людей, которые, прослеживая чужой опыт, в церковь ходить боятся.

– Думаю, ясность восстановится, если вспомнить первоначальный смысл слова «наказывает»: учит, вразумляет, наставляет. Именно так и употребляется оно во многих местах церковнославянского Священного Писания: «Наказан бысть Моисей всей премудрости египетской» (Деян. 7:22); «Елика бо преднаписана быша, в наше наказание преднаписано» (Рим. 15:4); «Не аки врага имейте его, но наказуйте якоже брата» (2 Сол. 3:15) и мн. др.

Без трудностей, скорбей и страданий ни одна человеческая жизнь не проходит. А вот научиться чему-то в страданиях, принять их опыт, увидеть за тучами синее небо – это зависит от наших собственных усилий, от нашей ответной любви к Творцу. Если же у нас ее нет или мы теряем ее пр�� первом же испытании, то результат будет соответствующим…

+ + +

– Можно ли иметь отношения с мужчиной, если мы крестили одного ребенка, и может ли он вступить в брак, если был дважды венчан?

– «Иметь отношения» – интимную связь – мужчина и женщина могут в единственном случа��: если они муж и жена. Этот факт надлежит осознать каждому здравомыслящему человеку, православным христианам – тем более.

Что касается прочего, то об этом у нас речь уже шла. У младенца при крещении есть лишь один восприемник (у мальчика крестный отец, у девочки крестная мать), а второе лицо, по обычаю приглашаемое на крещение, в таинстве не участвует и никакими особыми условиями ни с кем не связывается.

Третий брак допускается Церковью в порядке исключения; четвертый не допускается.

+ + +

– Я уже год нахожусь в официальном разводе с бывшей женой. И хотел бы развенчаться. Обратился в епархиальное управлание, но мне ответили, что такого понятия как «развенчивание» нет. Но как же нет, если я не раз слышал и видел по телевизору выступления священнослужителей, которые рассказывали, что стоит обратится к епископу города, в котором венчались, предъявить свидетельство и написать заявление?

– По существу, правы обе стороны. Такого понятия как «развенчивание» в Церкви в самом деле нет и быть не может: Церковь не разрушает брака, разрушают его супруги (или один из них), и гражданский развод свидетельствует об этом прискорбном факте.

Но заявление епископу действительно подается о разрешении на повторный брак. Однако в разных епархиях это происходит несколько по-разному: такая просьба может подаваться либо перед заключением гражданского брака, либо уже после него, перед браком церковным. Порядок этот определяется правящим архиереем.

+ + +

– Наша соседка, пожилая женщина с букетом болезней, наотрез отказывается обращаться к врачам. Говорит, что ее лечение – это службы, Причастие, помазание. Ее вера достойна уважения, но общее состояние оставляет желать лучшего. Как быть? Продолжать уговаривать идти в больницу или оставить в покое?

– Уважения достоин несчастный человек, вопреки своим неразумным поступкам и неправой вере. А вздорные предрассудки достойны порицания и искоренения – особенно когда они выступают под маской Православия.

Другое дело, что уговоры помогают далеко не всегда. Но, по крайней мере, сделайте всё, от вас зависящее, чтобы просветить окружающих и растолковать им, что подобный вздор к Православию отношения не имеет. Почитайте «Основы социальной концепции РПЦ», раздел XI, «Здоровье личности и народа».

+ + +

– К какому святому обращаться в молитве, когда нужна помощь в налаживании отношений с любимым человеком?

– Коль скоро при таком стечении обстоятельств речь заходит о молитве, то в первую очередь это должна быть молитва в Таинстве исповеди: необходимо сознательно и тщательно исповедать перед Господом и в присутствии священника-духовника все ваши грехи, в особенности те, которые относятся к вашим «отношениям с любимым человеком». Когда это произойдет, состояние вашей души изменится к лучшему, и вы сможете с чистой совестью обращаться в молитве к тем святым, которых вы лучше всего знаете, которые вам ближе и роднее всех других. А иначе – не надо себя обманывать.