Сперанский михаил михайлович. Михаил Михайлович Сперанский

Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) - российский политический, общественный деятель, автор многочисленных работ по праву и юриспруденции, автор крупных законопроектов и реформ.

Сперанский жил и работал во времена правления Александра 1-го и Николая 1-го, являлся действующим членом Академии наук, занимался общественной деятельностью и реформированием правовой системы Российской империи. При Николае 1-м был воспитателем наследника престола - Александра Николаевича. Сперанский написал множество теоретических работ по юриспруденции и считается одним из родоначальников современного права. Кроме того, он составил проект конституции.

Краткая биография Сперанского

Родился во Владимирской губернии в семье церковного причетника. С раннего детства обучался грамоте и читал священные книги. В 1780 г. Сперанский поступил во Владимирскую семинарию, где вскоре благодаря своему острому уму и необычайно сильным способностям к аналитическому мышлению стал лучшим учеником. После окончания семинарии Сперанский продолжил свое образование там же, но уже в качестве студента. За свои успехи в учебе он получил возможность перевестись в Александро-Невскую семинарию в Петербурге, после окончания которой остался там преподавать.

Преподавательская деятельность Сперанского в семинарии продлилась относительно недолго. В 1795 г. он получил предложение стать секретарем князя Куракина. Так началась политическая карьера Сперанского.

Сперанский быстро продвигался по служебной лестнице. В 1801 г. он стал действительным статским советником, что позволило ему более активно участвовать в общественно-политической жизни страны. В 1806 г. Сперанский познакомился с императором Александром 1-м и так впечатлил его своими талантами и умом, что получил предложение заняться разработкой проекта реформ, которые могли бы улучшить состояние страны. В 1810 г. Сперанский стал государственным секретарем (второй в стране человек после государя), началась его активная реформаторская деятельность.

Реформы, предложенные Сперанским, задевали интересы слишком многих слоев общества и были настолько обширными, что дворянство их опасалось. В результате в 1812 г. Сперанский попал в опалу и находится в таком жалком положении вплоть до 1816 г.

В 1819 г. он неожиданно получил должность генерал-губернатора Сибири, а уже в 1821 г. вернулся в Петербург.

Император умер, а на престол взошел его брат, . Сперанский познакомился с Николаем и тоже очаровал его своим умом, что позволило ему вернуть себе бывшее политическое влияние и уважение. В это время Сперанский получил должность воспитателя наследника престола. Открылась Высшая школа правоведения, в которой он активно работал.

Сперанский умер в 1839 г. от простуды.

Политические реформы Сперанского

Сперанский получил широкую известность благодаря своим многочисленным реформам, которые носили всеобъемлющий характер. Сперанский не был сторонником монархического строя, он полагал, что государство должно давать всем гражданам одинаковые права, а власть должна быть поделена, однако в то же время он был уверен, что Россия пока не готова к столь радикальным переменам, поэтому предлагал, как ему казалось, более подходящий вариант. По приказу Александра 1-го Сперанский разработал программу реформ, которые должны были помочь России выбраться из кризиса.

Сперанский предлагал следующие идеи:

  • получение гражданами вне зависимости от сословия равных гражданских прав;
  • существенное сокращение всех расходов на деятельность государственных органов и чиновничества, а также установление жесткого контроля над бюджетом;
  • разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, перестройка системы министерств и изменение их функций;
  • создание более современных судебных органов, а также написание нового законодательства, которое учитывало бы потребности новой системы управления;
  • обширные преобразования во внутренней экономике, введение налогов.

Основная идея реформ Сперанского заключалась в том, чтобы создать демократичную модель управления во главе с монархом, которому, однако, власть не будет принадлежать единолично, а общество будет уравнено перед законом. По проекту Россия должна была стать полноценным правовым государством.

Реформы Сперанского не были приняты дворянством, которое боялось потерять свои привилегии. Проект был выполнен не полностью, в жизнь были воплощены лишь некоторые его пункты.

Итоги деятельности Сперанского

Итоги деятельности Сперанского:

  • значительный рост внешней торговли за счет повышения экономической привлекательности России в глазах иностранных инвесторов;
  • модернизация системы управления государством; реформирование армии чиновников и сокращение расходов на их содержание;
  • появление мощной экономической инфраструктуры, которая позволяла экономике саморегулироваться и быстрее развиваться;
  • создание современной правовой системы; Сперанский стал автором-составителем «Полного собрания законов Российской империи»;
  • создание теоретической основы современного законодательства и права.

Вступление на трон молодого императора Александра I совпало с необходимостью кардинальных преобразований во многих сферах российской жизни. Молодой император, получивший прекрасное европейское образование, задался целью реформировать и российскую систему обучения. Разработка базовых перемен в области просвещения была поручена М. М. Сперанскому, который достойно проявил себя в деле преобразования страны. Реформаторская деятельность Сперанского М. М. показала возможность преобразования империи в современное государство. И не его вина, что многие замечательные проекты так и остались на бумаге.

Краткая биография

Михайлович родился в семье бедного сельского священнослужителя. Получив хорошее домашнее образование, Сперанский решил продолжить дело отца и поступил в Санкт-Петербургское духовное училище. После окончания этого учебного заведения Сперанский некоторое время работал учителем. Позднее ему посчастливилось занять должность личного секретаря князя Куракина, который являлся одним из самых близких друзей у Павла I. Вскоре после вступления на трон Александра I Куракин получает должность генерал-прокурора при Сенате. Не забыл князь и про своего секретаря - Сперанский получил там же должность государственного чиновника.

Незаурядный ум и отличные организаторские способности сделали бывшего учителя практически незаменимым человеком в Сенате. Так начиналась реформаторская деятельность Сперанского М. М.

Политическая реформа

Работа в подготовила М. М. Сперанского к работе по внедрению политических и социальных преобразований в стране. В 1803 году Михаил Михайлович изложил свое видение судебной системы в отдельном документе. «Записка об устройстве правительственных и судебных учреждений в России» сводилась к постепенному ограничению самодержавия, превращению России в конституционную монархию, усилению роли среднего класса. Так, чиновник предлагал учитывать опасность повторения «французского безумия» в России - то есть французской революции. Не допустить повторения силовых сценариев в России и смягчить самодержавие в стране - в этом и заключалась реформаторская деятельность М. М. Сперанского.

Кратко о главном

В политических преобразованиях реформаторская деятельность М. М. Сперанского сводилась к нескольким пунктам, которые позволили бы стране стать правовым государством.

В целом одобрил «Записку…». Созданная им комиссия принялась разрабатывать детальный план новых преобразований, которым положила начало реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Замыслы первоначального проекта неоднократно критиковались и обсуждались.

План реформ

Общий план был составлен в 1809 году, и его основные тезисы были следующими:

1. Управлять Российской империей должны три ветви государственной должна находиться в руках новосозданного выборного учреждения; рычаги исполнительной власти принадлежит профильным министерствам, а судебная власть находится в руках Сената.

2. Реформаторская деятельность Сперанского М. М. положила начало существованию еще одного органа власти. Он должен был называться Совещательный совет. Новое учреждение должно было находиться вне веток власти. Чиновники этого учреждения должны рассматривать различные законопроекты, учитывать их разумность и целесообразность. Если Совещательный Совет будет за - окончательное решение будет принято в Думе.

3. Реформаторская деятельность М. М. Сперанского имела целью разделить всех жителей Российской империи на три больших сословия - дворянство, так называемый средний класс и рабочий люд.

4. Управлять страной могли лишь представители высших и средних классов. Имущественным классам предоставлялось право голосования, избрания в различные органы власти. Рабочему люду предоставлялись лишь общие гражданские права. Но, по мере накопления личной собственности для крестьян и рабочих существовала возможность перейти в имущественные классы - сначала в купечество, а затем, возможно, и в дворянство.

5. Законодательную власть в стране представляла Дума. Реформаторская деятельность Сперанского М. М. послужила основой для возникновения нового механизма выборов. Депутатов предлагалось выбирать в четыре ступени: сначала выбирались волостные представители, потом они определяли состав окружных дум. На третьем этапе проводились выборы в законодательный совет губерний. И лишь депутаты губернских дум имели право принимать участие в Руководить работой Государственной Думы должен был назначенный царем канцлер.

Эти краткие тезисы показывают основные итоги кропотливой работы, которую пробудила к жизни реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Краткое содержание его записки выросло в многолетний, разработанный поэтапно план по преобразованию страны в современную державу.

План действий

Опасаясь революционных движений, царь Александр I принял решения выполнять озвученный план поэтапно, чтобы не вызывать к жизни сильных катаклизмов в российском обществе. Работу по усовершенствованию государственной машины предлагалось осуществлять на протяжении нескольких десятилетий. Конечным итогом должно было стать упразднение крепостного права и превращение России в конституционную монархию.

Обнародование Манифеста о создании нового органа власти, Государственного совета, было первым шагом по дороге преобразований, которую проложила реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Краткое содержание Манифеста сводилось к следующему:

  • все проекты, направленные на принятие новых законов, должны быть рассмотрены представителями Государственного совета;
  • совет оценивал содержание и разумность новых законов, оценивал возможность их принятия и реализации;
  • члены Государственного совета должны были принимать участие в работе профильных министерств и вносить предложения по рациональному использованию денежных средств.

Свертывание реформ

В 1811 году реформаторская деятельность Сперанского М. М. привела к появлению проекта Уложения Данный пакет документов должен был стать следующим этапом политических преобразований в стране. Разделение веток власти предполагало, что весь Сенат разделится на Правительствующую и Судебную ветку. Но данному преобразованию не дано было уже свершиться. Стремление предоставить крестьянам одинаковые гражданские права с остальным народом вызвало в стране такую бурю возмущения, что царь был вынужден свернуть проект преобразований и отправить Сперанского в отставку. Он был отправлен на поселение в Пермь и прожил там остаток жизни на скромную пенсию бывшего чиновника.

Итоги

По поручению царя Сперанский М. М. разрабатывал проекты финансовых и экономических преобразований. Они предусматривали ограничение расходов казны и увеличение налогов для дворянства. Такие проекты вызвали резкую критику в обществе, против Сперанского выступали многие известные мыслители того времени. Сперанский был даже заподозрен в антироссийской деятельности, а на фоне усиления Наполеона во Франции такие подозрения могли иметь очень глубокие последствия.

Опасаясь открытого возмущения, Александр отправляет Сперанского в отставку.

Значимость реформ

Нельзя отрицать значимость проектов, которым дала начало реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Результаты работы этого реформатора стали основой для коренных изменений в структуре российского общества в середине XIX века.

Попова Катя. г.Усинск, р.Коми (9класс)

Одним из наиболее известных государственныхдеятелей России 19 века был Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839).Сперанскийродился в семье священника в селе Черкутино Владимирской губернии. С семи летобучался во Владимирской семинарии, а с 1790 г. - во вновь открывшейся главнойсеминарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге. Необыкновенныеспособности выдвинули его из Среды учеников, и по окончании курса он былоставлен учителем математики, физики, красноречия и философии. Изучивсамостоятельно политическую и философскую литературу на немецком, французскоми английском языках, он приобрел весьма широкие знания, познакомился совзглядами Вольтера и французских энциклопедистов. Позднее стал домашнимсекретарем князя А.Б.Куракина, известного дипломата и государственногодеятеля.

В 1797 г. он поступил на службу вканцелярию Куракина, занявшего при вступлении Павла на престол местогенерал-прокурора. При воцарении Александра Сперанский получил звание статс-секретаря и в 1802 году перешел наслужбу в Министерство внутренних дел. Здесь он скоро обратил на себя внимание,и в следующем году министр В.Кочубей поручил ему составить план судебных иправительственных мест в империи.

В 1806 году произошло личное знакомствоСперанского с Александром - во времясвоей болезни Кочубей начал посылать его с докладом к государю, последнийоценил выдающейся способности чиновника и приблизил его к себе; он не был похожкак на екатерининских вельмож, так и на его молодых друзей. Александр проявилинтерес к этому человеку, что само по себе уже было явлением. В 1808 году онвключил его в свиту во время своего свидания с Наполеоном. Став основнымсоветником императора, Сперанский получил задание подготовить общий проектгосударственных преобразований в России.

“ Введение к уложению государственныхзаконов “ Сперанский подготовил к концу 1809 г. В нем автор предостерегалправительство, существующее общественное устройство “ несвойственно уже болеесостоянию общественного духа “. В целях предотвращения революции он предлагалАлександру I дать стране конституцию, которая должна будет только “ облечь правление самодержавное всеми, таксказать, внешними формами закона, оставив в сущности его ту же силу и то жепространство самодержавия “.Этими внешними формами, по мнению Сперанского,должны быть: элементарная законность, выборность части чиновников и ихответственность, новые буржуазные начала организации суда и контроля, разделениезаконодательной, исполнительной и судебной власти при допущении выборныхпредставителей от народа к законосовещательной деятельности, т.е. расширениеполитических прав “ среднего сословия” .

По проекту во главе государства долженстоять монарх, облеченный всей полнотой власти. При нем надлежит иметьГосударственный совет, представляющий собой совещательный орган назначаемыхмонархом сановников.

В совете обсуждаются всекрупные государственные мероприятия; через него к государю поступают все делаот нижестоящих органов, и таким путем осуществляется единство всей деятельностиправительства.

Кроме того, должны быть выборныеГосударственная и местные думы. Волостную думу составляют все имеющие правоголоса и старшины государственных крестьян (по одному от 500 человек). Онарешает все местные вопросы и на три года выбирает депутатов в окружную думу.Последняя занимается делами своего округа и выбирает депутатов в губернскуюдуму. Депутатов в Государственную думу - высший представительный орган - избирает губернская дума из своих членов. Государственная дума обсуждаетпредложенные ей свыше законопроекты, которые потом передаются в Государственныйсовет и на утверждение государю.

Сперанский предлагал принцип выборности ипри создании судебной власти. По егомнению, волостной, окружной и губернский суды должны быть выборными. Однаковысшая судебная инстанция - судебный Сенат (который одновременно оставалсяадминистративным учреждением) должен назначаться государем пожизненно из числапредставителей, избранных в губернских думах.

Выборная система Сперанского имела в своейоснове не сословный (феодальный) принцип, а имущественный ценз (владениедвижимым и недвижимым имуществом), что свидетельствовало о сохранениинеравенства сословий. Все население России делилось на следующие три категории:дворянство, обладавшее всеми гражданскими и политическими правами; люди“среднего состояния” (купцы, мещане, государственные крестьяне), которые имелитолько гражданские права -собственность, свободу занятий и передвижений, право выступать отсвоего имени в суде, и “народ рабочий” - помещичьи крестьяне, слуги, рабочие идомашние, не имеющие никаких прав. Избирательным правом могли пользоватьсятолько представители первых двух категорий. Таким образом, основныеполитические права получали лишь два сословия.

Для третьего сословия - “народа рабочего”- проект реформатора предоставлял некоторые гражданские права при сохранениикрепостного строя. Сперанский считал, что крепостное право будет отмененопостепенно, путем развития промышленности, торговли и просвещения, так как “нетв истории примера, чтобы народ просвещенный и коммерческий мог долго в рабствеоставаться”. Сохраняя существование сословий, проект Сперанского ослаблялсословные перегородки, предусматривая более широкую возможность перехода из“среднего состояния” в дворяне путем выслуги, а из “народа рабочего” - в“среднее состояние” путем приобретения собственности. Объективно планыреформатора были направлены на некоторое ограничение самодержавия путемрасширения прав дворян и буржуазии, на более быструю эволюцию абсолютноймонархии в сторону монархии буржуазной. В то же время план был абстрактным, “нони государь, ни министр никак не могли подогнать его к уровню действительныхпотребностей и наличных средств России” - писал В.О.Ключевский. Сперанскийпереоценивал возможности самодержавия и недооценивал господствующую силудворянства, которое не могло добровольно пойти на ограничение своей власти.Поэтому радикальные социальные реформы не могли быть претворены в жизнь вусловиях крепостнической России.

Самого Александра I вполне устраивали лишьчастичные преобразования крепостнической России, сдобренные либеральнымиобещаниями и отвлеченными рассуждениями о законе и свободе. Хорошо его знавшийА.Чарторыйский писал: “Император любил наружные формы свободы подобно тому,как увлекаются зрелищами. Ему нравился призрак свободного правительства, и онхвастал им; но он домогался одних форм и наружного вида, не допуская обращенияих в действительность; одним словом, он охотно даровал бы свободу всему мирупри том условии, чтобы все добровольно подчинились исключительно его воле”.

Две частные меры, имевшие внутреннюю связьс готовившимися реформами, указывали, какие люди требуются для новых правительственныхучреждений. Указ от 03 апреля 1809 года о придворных званиях определял, чтозвания не являются отличием и не дают права на чин. Придворные лишались звания,если не состояли на государственной службе. Другой указ, от 06 августа,устанавливал правила производства в чины по гражданской службе. Теперь дляполучения соответствующего чина требовалось пройти всю иерархию службы:чиновнику, начиная с VIII класса и выше, требовался университетский диплом, приотсутствии последнего надлежало сдавать экзамен по программе, приложенной куказу. Оба указа вызвали недовольство и переполох в придворном обществе и средичиновников, так как готовились тайно и были изданы совершенно неожиданно.

Существенные части преобразовательногоплана Сперанского относились к центральному управлению и придали ему болеестройный вид.

1 января 1810 года был объявлен манифестАлександра I об упразднении Непременного совета и учреждении Государственногосовета. В последний вошли 35 высших сановников, назначенных государем. Государственныйсовет должен был обсуждать все подробности государственного устройства,насколько они требуют новых законов, и свои соображения представлять наусмотрение императору.

Находясь в большом приближении у государя,Сперанский сосредоточил в своих руках все текущие дела управления: онзанимался и финансами, которые были в большом расстройстве, и дипломатическимиделами, в которые его посвящал сам государь, и устройством Финляндии, тогдазавоеванной русскими войсками. В 1811г. по инициативе Сперанского былиреорганизованы министерства. Упразднялось Министерство коммерции, делакоторого распределялись междуминистерствами финансов и внутренних дел. Для решения дел о внутреннейбезопасности было образовано Министерство полиции. Учрежденные новые особыеведомства - государственного контроля, духовных дел иностранныхвероисповеданий и путей сообщения - стали существовать со значением министерств. Были определены состав и делопроизводство последних, пределы властиминистров, их ответственность.

На этом реформы закончились. СамГосударственный совет стал противником дальнейших преобразований. РеформаСената так и не была осуществлена, хотя обсуждалась довольно долго. Она былаоснована на разделении дел административных и судебных. Сенат предлагалосьразделить на правительствующий, состоящий из министров, и судебный. Составпоследнего предусматривал назначение его членов следующим образом: одна часть- от короны, другая - выбиралась дворянством. В праве выборов дворянством составаСената члены Государственного совета усмотрели ограничение самодержавной власти. К преобразованию губернского управления даже не преступали.

Наиболее важным мероприятием того временибыла финансовая реформа, проведенная Сперанским через Государственный совет,который так и не стал достаточно авторитетным органом, на что надеялсяреформатор.

Финансы России в результате ряда войннаходились в весьма расстроенном состоянии. Дефицит государственного бюджетадостигал огромной цифры. Еще в 1809г. Сперанскому было поручено разработатьплан улучшения финансового положения страны. По его предложению правительствопрекратило выпуск новых ассигнаций, резко сократило государственные расходы,продало в частные руки часть казенных имений и, наконец ввело новые налоги,коснувшиеся всех слоев населе-ния. осуществление этих мероприятий далоположительные результаты. Так, в 1812г. государственные доходы увеличились со125млн до 300млн руб. Но в то же время указанные меры, и прежде всего общее налоги, вызвали недовольство населения. При этом общее раздражение было направленопротив Сперанского. В дворянских кругах его презрительно называли “ зловреднымпопо-вичем“.

Сперанский уже в 1811г началпонимать неосуществимость своих ­далеко идущих планов.

В октябре он даже обратилсяс просьбой к императору освободить его ото всех дел и предоставить возможностьпродолжать работу над сводом законов. Но Александр I отказал ему в этом.Однако падение Сперанского было не только неизбежным, но и близким.

Активными противниками Сперанского,открыто выступавшими против его реформ и выражавшими взгляды наиболеереакционных дворянских кругов, были широко известный писатель и историк Н.М.Карамзин и родная сестра Александра I, великая княгиня Екатерина Павловна.Четвертая дочь Павла I и Марии Федоровны, Екатерина Павловна, проявляла живойинтерес к общественной жизни. В 1809 она вступила в брак с принцем ГеоргомОльденбургским и проживала с ним в Твери. Здесь вокруг нее составился тесныйкружок определенно консервативного направления. Желанным гостем у нее былКарамзин.

Великая княгиня считала конституцию

«совершенным вздором », а самодержавие - полезным не только России, но и западноевропейским государствам. В ееглазах Сперанский был « преступником »,овладевшим волей слабохарактерного монарха. Можно предположить, чтопомимо идейного антагонизма вражда княгини к реформатору объяснялась также иличным нерасположением к человеку, который заслонял ее от императора и не разстановился ей поперек дороги. Сперанский, в частности,имел смелость выступить против кандидатуры Карамзина на пост министра народногопросвещения, выдвинутой Екатериной Павловной после смерти Завадовского. Онотказал, кроме того, в поддержке той шведской политической партии, котораяпрочила на шведский престол мужа великой княгини, принца Ольденбургского.

Н.М.Карамзин пытался игратьактивную роль при дворе Александра I. 15марта 1811года император посетил в Твери свою любимую сестру.Последняя вручила ему записку « О древней и новой России в ее политическом игражданском отношениях ». В ней писатель подвергрезкой критике все мероприятия, проводимые правительством, считая ихнесвоевременными и противоречащими « духу народа » и исторической традиции.Выступая за просвещение, он в то же время защищал самодержавие, доказывая, чтоРоссия «основалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спасласьмудрым самодержа-вием». Он доказывал, что датькрестьянам свободу означает навредить государству: « Мне кажется, что длятвердости бытия государственного безопаснее поработить людей, нежели дать имне вовремя свободу ».

Общей мыслью Карамзина было то, что страненужны не реформы, а « патриархальная власть». По его мнению, « дела пойдут в России как должно,если вы найдете в России 50 людей умных, добросовестных », которые ревностностанут блюсти «вверенное каждому из них благо» россиян. Историк-публицист призывалвопреки Сперанскому быть «осторожнее в новых государственных творениях, стараясьвсего более утвердить существующие и думая более о людях, нежели о формах».

Нападки и многочисленныедоносы на Сперанского, а также недовольство консервативной части дворянпоследними преобразованиями возымели свое действие на слабовольного инерешительного Александра. На кануне войны он решил покончить со всякого родареформами и убрать с правительственной сцены их главного режиссера. Если вначале их совместного пути по переустройству страны Александр уважалСперанского и доверял ему, интересовался замыслами реформатора и даже прониксяими, «в пору этого озарения они и творили свою конституцию», писалВ.О.Ключевский, то в дальнейшем «и досталось же подданному за эту непривычнуюи непосильную работу, заданную им уму и сердцу своего государя! При первой жеошибке, как только представился случай совлечь его с тягостной высоты ипоставить в уровень подданного, с каким самодовольным и мстительнымвеликодушием прочитал он Сперанскому свой царственный урок и, ласковопростившись с ним, велел врагу его, министру полиции Балашову, сослать его какпровинившегося чиновника в Нижний. После этого Александр никого уже не уважал,а только по-прежнему боялся, ненавидел и презирал».

1812г., когда к Москвеподходила армия Наполеона, отправлен в Пермь под более строгий надзор. В январе1813г. Сперанский послал в Москву из Перми Александру оправдательное письмо, накоторое император не захотел, а может быть, не мог ничего ответить. Толькоосенью 1814г. Опальному министру разрешили жить в имении своей дочери вВеликополье, недалеко от Нижнего Новгорода.

Указом Александра I от 30 августа 1816г.Сперанский был полностью оправдан, после чего назначен пензенским губернатором.Позже, с 1819 по 1822г., он был генерал-губернатором Сибири.

Новый сибирский генерал-губернатор решилпровести ревизию Сибири. Ревизия Сперанского вскрыла вопиющие злоупотребления,произвол местного начальства и полное бесправие населения. Чтобы как-топоправить положение, он решил провести в Сибири реформы.

«Первым сотрудником» при проведениисибирских преобразований был будущий декабрист С.Г.Батеньков. Он энергичнозанимался разработкой «Сибирского уложения» - обширного свода реформированияаппарата управления Сибири, определившего правительственную политику вотношении коренных сибирских народов. Была написана большая часть проектов(уставы о ссыльных, этапах и др.). Особенно важным было создание «Устава обуправлении инородцев», который действовал до начала XX в.

В период работы над Сибирским уложением»Батеньков искренне верил, что Сперанский, «вельможа добрый, сильный, и сильныйтолько для добра», действительно преобразит Сибирь. В последствии ему сталоясно, что Сперанскому не было дано «никаких средств к исполнению возложенногопоручения» и результаты его деятельности в Сибири не отвечали возлагавшимсянадеждам. Однако Батеньков считал, что «за неуспех нельзя винить личноСперанского». Он писал о последнем:«Память о нем сохранилась во всей Сибири, несмотря на перемену лиц, уставов идел, ибо многие памятники и очерк учреждения устояли среди всего этого.Личность его нелегко изглаживалась из памяти, и многие семейства помнилидобром».

В 1812г. Сперанский вернулся в Петербург ибыл принят Александром I. История возвышения,государственной деятельности и ссылки этого человека в обстановке активизацииполитической жизни России состояли в ряду событий, будивших мысль, заставлявшихразмышлять над действительными причинами происходящего.

Декабристы хорошо знали негласныеполитические проекты Сперанского: «Введение к уложениюгосударственных законов», «Отрывок о Комиссии уложения», «Об образе правления»и др. Поэтому, когда возник замысел создания временного революционногоправительства, первым кандидатом в него был назван М.М.Сперанский.«Сравнительный анализ проектов Сперанского и программы декабристов покрестьянскому вопросу показывают, что, размышляя о необходимости ликвидациикрепостничества, идеологии декабризма и Сперанский исходили из общих установокпередовой философии своего времени - создания естественного права человека насвободу… Однако в области конкретных предложений, отчетливо проявилось резкоеразмежевание между программными установками дворянских революционеров иСперанского».

Сперанский негласно поддерживалдекабристов, вернее, вел «тонкую игру», и после поражения восстания его судьбависела на волоске. Царь нашел возможность «покарать» Сперанского за связи сдекабристами и назначил его в 1826г. членом Верховного уголовного суда, чтобыло «большой личной трагедией» Сперанского. Дочь часто видела отца «втерзаниях и со слезами на глазах».

Активного участия Сперанского в суде наддекабристами не «искупило» полностью его вины в глазах Николая I. Допоследних лет жизни Сперанского царь, несмотря на внешние знаки внимания(собственноручное награждение Андреевской звездой в 1833 году в связи сзавершением работы над сводом законов, дарование графского титула, назначениепреподавателем к наследнику престола и т.д.), не забыл о направлении егодеятельности до 1812г. и о его невыявленных связях с членами тайных обществ.

Пушкин в 1834г. сказал Сперанскому:»Вы иАракчеев, вы стоите в дверях противоположных этого царствования (при АлександреI), как гении Зла и Блага».

Умер М.М.Сперанский в феврале 1839г. ввозрасте 67 лет.

«Сперанский несомненно является одним изсамых замечательных людей России. Ему принадлежит та большая заслуга, что онхотел дать своей стране конституцию, свободных людей, свободных крестьян,законченную систему выборных учреждений и судов, мировой суд, кодекс законов,упорядоченные финансы, предвосхитив таким образом за полвека с лишним большиереформы Александра II и мечтая для России об успехах, которых она долгоне могла достигнуть».

В такой оценке Сперанского есть большаядоля правды. Действительно, полное осуществление его проектов несомненноускорило бы эволюцию России в направлении в помещичье-буржуазной монархии.Распад феодально-крепостнических отношений и внешнеполитическая обстановкапосле Тильзитского мирного договора принуждали дворянство в известной меремириться со Сперанским.

Он создал Свод законов Российской империи, судил декабристов, спорил с Карамзиным. По легенде, после встрече с ним Наполеон предложил Александру I обменять его «на какое-нибудь королевство».

Говорящая фамилия

Михаил Михайлович Сперанский родился в семье священнослужителя, поэтому он не получил фамилии от своего отца. Сперанским его нарек дядя при зачислении во Владимирскую духовную семинарию. Уже тогда 8-летний Михаил показывал выдающиеся способности, и фамилия, происходящая от латинского spero (т. е. «надеюсь»), говорила о тех надеждах, которые подавал юный семинарист.
В семинарии Сперанский проявил себя одним из лучших учеников. Там он начал изучение языков (в том числе латинского и древнегреческого), философии, богословия, риторики, математики и естественных наук. За свои успехи Сперанский был удостоен чести стать келейником префекта, что открыло ему доступ к его библиотеке.

Невыбранная дорога

В 1790 году Сперанский стал слушателем Александро-Невской Главной семинарии, куда направлялись лучшие ученики семинарий со всей России. Это заведение готовило элиту духовного сословия. Среди изучаемых предметов было немало светских дисциплин: высшая математика, физика, даже новая французская философия. Сперанский в совершенстве освоил французский язык и всерьез увлекся творчеством западных просветителей. Впрочем, будущий реформатор показывал отличные успехи по всем предметам.

В 1792 году Сперанский блестяще окончил Главную семинарию, он был оставлен при ней учителем математики. Позднее он также стал преподавать физику, красноречие и философию, а в 1795 году стал префектом семинарии. В том же году Сперанского рекомендовали в качестве домашнего секретаря князю Куракину. Когда князь получил должность генерал-прокурора, он предложил Сперанскому отказаться от преподавания и перейти на гражданскую службу. В ответ на это митрополит, желая удержать Сперанского на духовном поприще, предложил ему постричься в монахи, что открывало путь к высокому архиерейскому сану. Однако Сперанский предпочел отказаться от этой возможности, и в 1797 году был зачислен в канцелярию генерал-прокурора.

На вершину

Чиновничья карьера Сперанского развивалась стремительно. В 1797 году он – титулярный советник, спустя 3 месяца – коллежский асессор, с 1798 года – надворный советник, а в 1799 году – статский советник. К 1801 году, когда на престол вступил Александр I, Сперанский стал действительным статским советским. Этот гражданский чин соответствовал званию генерал-майора в армии, а его носитель мог занимать даже губернаторскую должность.

После свержения Павла Сперанский стал статс-секретарем тайного советника Д.П. Трощинского – государственного секретаря Александра I. С 1802 года Сперанский осуществлял работу по подготовке проектов государственных реформ в Министерстве внутренних дел.
В эти годы он составил для царя несколько важных политических проектов, главный из которых – «Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». Также Сперанский участвовал в разработке указа о вольных хлебопашцах, который стал первым шагом к отмене крепостного права.

Великий реформатор

Во «Введении к уложению государственных законов» (1809 г.) Сперанский выступил одним из первых идеологов правового государства в России. Он ратовал за конституционную монархию, отстаивал принцип разделения властей и необходимость предоставления политических прав гражданам. Предлагалось создание Государственной Думы, выборность судей и введение судов присяжных, создание Государственного Совета – органа, которые осуществляет связь монарха со всеми органами власти. Эти политические преобразования неизбежно вели и к отмене крепостного права.

По мысли реформатора переход к конституционному строю должен был происходить эволюционным путем, поэтому его проект прямо не ограничивал самодержавия, однако создавал инструменты для такого ограничения в будущем.
Но начинания Сперанского практически не были реализованы, реформаторский пыл царя быстро иссяк, а Россия в очередной раз упустила возможность перемен, скатившись в реакцию.

Карамзин против Сперанского

В 1810 году по инициативе Сперанского был создан Государственный совет, что задумывалось первым шагом к масштабным политическим реформам. В том же 1810 году должен был появиться манифест о выборах в Государственную Думу. Однако преобразования натолкнулись на неприятие аристократических кругов, хотя план Сперанского первоначально был одобрен царем.

Дворянство невзлюбило Сперанского за его покушение на привычный порядок получения гражданских чинов и занятия государственных должностей. Теперь знать не могла записывать своих отпрысков с колыбели на службу, и для получения чина необходимо было окончить университет.

Война с Францией, идеями которой вдохновлялся Сперанский в своих реформах, дала козыри в руки консерваторов и недовольных чиновников. Были распущены клеветнические слухи о предательстве Сперанского, после чего государь отправил его в ссылку.
Идеологическим лидером противников Сперанского был знаменитый писатель Карамзин. Он составил для государя «Записку о древней и новой России», в которой убедительно доказывал незыблемость самодержавия, отрицая необходимость реформ.

Русский государственный деятель, реформатор и законотворец, ближайший сотрудник императора Александра I, граф (1839).

Родился в семье Михаила Васильевича Третьякова (1739-1801), священника Никольской церкви в сельце Черкутино Владимирского уезда и губернии, имении графа (впоследствии князя) Н. И. Салтыкова.

В 1781-1788 годах учился во Владимирской духовной семинарии, при зачислении в которую получил фамилию «Сперанский» (от латинского глагола spero, -are - уповать, надеяться). В 1788 году среди лучших учеников был направлен в Александро-Невскую главную семинарию в . В 1792 году окончил курс и был оставлен учебном заведении в качестве профессора математики, физики и красноречия.

Отказавшись от монашества и духовной карьеры, в 1797 году вступил на государственную службу с чином титулярного советника (IX класс по «Табели о рангах»). Обладавший громадной работоспособностью, умением писать и говорить, М. М. Сперанский быстро проявил себя. В 1801 году, вскоре после вступления на престол , М. М. Сперанский получил чин действительного тайного советника (IV класс по «Табели о рангах»). Он занимался составлением многочисленных указов и манифестов, определивших характер нового царствования.

Назначенный на службу в образованное в 1802 году Министерство внутренних дел, М. М. Сперанский, наряду с гигантским объемом работы и фактическим созданием русской бюрократической машины XIX - начала XX веков, написал работы, выдвинувшие его в ряд первых политических мыслителей: «Размышления о государственном устройстве империи», «Записку обустройстве судебных и правительственных учреждений в », «О духе правительства» и др. 20 февраля 1803 года при непосредственном участии М. М. Сперанского был опубликован знаменитый указ «о вольных хлебопашцах». Согласно этому документу, помещики получили право отпускать крепостных «на волю», наделяя их землей. За годы царствования в соответствии с его положениями было освобождено 37 тысяч человек.

В 1807 году М. М. Сперанский стал статс-секретарем императора. В 1808 году он сопровождал в Эрфурт для встречи с . В январе 1810 года, с учреждением Государственного совета, М. М. Сперанский занял должность государственного секретаря, став самым влиятельным сановником , вторым после императора лицом в государстве.

Активная реформаторская деятельность М. М. Сперанского привела его к конфликту с влиятельными кругами петербургского общества. В марте 1812 года, накануне нашествия на , М. М. Сперанский был обвинен в измене и сослан в под строгий надзор полиции, затем переведен в . После ряда писем в 1816 году опальный реформатор был возвращен на государственную службу и назначен пензенским гражданским губернатором. В 1819 году он стал генерал-губернатором Сибири. Будучи талантливейшим администратором, добился улучшения управления этой частью страны.

В 1821 году М. М. Сперанский был возвращен в , где стал членом Государственного совета и управляющим Комиссией составления законов. После восшествия на престол М. М. Сперанский, доказав свою лояльность участием в суде над декабристами, возглавил грандиозную работу по кодификации российских законов (Полное собрание законов Российской Империи в 45 томах (1830), Свод законов в 15 томах (1832) и др.). В это время он также был членом ряда высших государственных комитетов, читал курс юриспруденции цесаревичу Александру Николаевичу, будущему императору .

1 января 1839 года, в день 67-летия М. М. Сперанского, император пожаловал ему графское достоинство. Менее чем полтора месяца спустя пожилой сановник скончался от простуды.