Способы обеспечения законности в административной деятельности овд. Обеспечение законности в деятельности органов внутренних дел

Законность относится к числу сложных политических и юридиче­ских явлений и в общественной жизни она выступает как важнейший кон­ституционный принцип, как метод государственного руководства обще­ством и как необходимый элемент демократии.

Как многоаспектное и многоплановое явление законность исследу­ется и интерпретируется с разных точек зрения:

Как непосредственно соблюдение и исполнение нормативно­правовых актов всеми субъектами права;

Как принцип или требование, состоящее в соблюдении нормативно-правовых актов теми, к кому они обращены;

Как режим общественной и государственной жизни, основанный на соблюдении нормативно-правовых актов;

Как идея права, выраженная в законах государства;

Как метод государственного руководства обществом, основанный на строгом соблюдении нормативно-правовых актов.

Законность является одним из доминирующих принципов деятель­ности органов полиции. Анализ законности в административной деятель­ности органов внутренних дел следует проводить исходя из характера тех отношений, которые складываются при осуществлении внешней админи­стративной деятельности между полицией и должностными лицами, гражданами, а также в процессе внутриорганизационной деятельности между подразделениями, службами, руководителями и подчиненными.

Сущность законности в деятельности ОВД (полиции) - соблюдение Конституции Российской Федерации, а также единообразное исполнение и применение законов Российской Федерации и подзаконных актов или, иначе говоря, полное соответствие действий сотрудников органов внутренних дел (полиции) административно-правовым, уголовным и уголовно-процессуальным нормам.

Принцип законности касается, прежде всего, актов ведомственного нормотворчества МВД. Чтобы такие акты считались законными, при их под­готовке необходимо соблюдение определенных требований: верховенство Конституции и законов РФ, единство и непротиворечивость системы норма­тивно-правовых актов в МВД; издание актов уполномоченными органами в рамках их компетенции; соблюдение установленного порядка издания и внешней формы актов; обязательная государственная регистрация и офици­альное опубликование нормативно-правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер.

Важной характеристикой, отличающей полицию от других государ­ственных органов, является наличие широких полномочий в вопросах применений мер принуждения, что бывает сопряжено с ограничением от­дельных прав и свобод личности, сужением ее индивидуальной свободы. Лишь строгое следование закону позволяет констатировать правомерность действий сотрудников полиции. Использование сотрудниками полиции тех или иных методов (принуждения или убеждения), применения ору­жия, физической силы и специальных средств неразрывно связано с тре­бованием законности. Так, применение оружия, ставящее под угрозу жизнь и здоровье человека, выводит это требование на высший правовой и нравственный уровень.

Законность должна соблюдаться и при вынесении правовых актов сотрудниками полиции. Речь идет о законности наложения администра­тивных наказаний, задержания граждан, законности вынесения разреши­тельных (на управление транспортом, приобретение оружия), регистраци­онных (регистрация транспорта, оружия) и некоторых других актов.

Ст. 6 ФЗ «О полиции» закрепляет, что «полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого- либо к совершению противоправных действий. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении слу­жебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую це­лесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения выше­стоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства».

Проблема законности в деятельности ОВД актуальна еще и тем, что сотрудники полиции действуют от лица государства. Нарушения закона последними имеют характер чрезвычайных, подрывают авторитет закона и государственной власти. В обеспечении законности важную роль играет служебная дисциплина в органах внутренних дел.

Статья 47 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел» определяет ее как соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой со­трудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинар­ным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполни­тельной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями пря­мых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

В процессе обеспечения законности в деятельности полиции выде­ляют систему гарантий, которые представляют собой сложный механизм, в структуре которого выделяются общие гарантии законности (экономи­ческие, политические и духовные) и специальные юридические гарантии.

Структура общих гарантий законности традиционная. К экономиче­ским гарантиям относится: высокий уровень материально-технического обеспечения деятельности различных подразделений полиции и достаточ­ное для достойной жизни денежное содержание сотрудников полиции. Среди политических важнейшую роль играет’ демократизм государства в сочетании с жесткой политикой в области борьбы с преступностью, осо­бенно такими ее проявлениями как коррупция, протекционизм. Среди ду­ховных гарантий законности выделяются высокий уровень нравственно­сти, правовой культуры и правового сознания сотрудников полиции. Вы­сокая профессиональная правовая культура работников полиции, в свою очередь, характеризуется следующими основными критериями: глубоким знанием действующего законодательства в особенности прав и свобод че­ловека и гражданина; позитивными правовыми чувствами, когда сотруд­ник полиции воспринимает требования закона с внутренней убежденно­стью в его необходимости; умением толковать и применять нормы права на практике.

Способы обеспечения законности в администра­тивной деятельности органов внутренних дел:

1.Осуществление контроля;

2. Надзор прокуратуры за законностью деятельности полиции;

3. Обжалование неправомерных действий сотрудников органов внут­ренних дел (полиции).

Контроль представляет собой деятельность по проверке фактическо­го положения дел на подконтрольном объекте, обнаружении недостатков, их устранению, а также привлечению к ответственности виновных лиц.

Контроль может быть:

1). общим и специальным

2). внешним и внутренним

3). предварительным, текущим и последующим.

В зависимости от органов (должностных лиц), осуществляющих контроль за деятельностью полиции, различают:

а) государственный контроль, который можно в свою очередь под­разделить на контроль, проводимый:

Органами законодательной и исполнительной власти;

Судебными органами;

Внутриведомственный контроль, осуществляемый руководителями органов внутренних дел, их организационно-инспекторскими, штабными и другими аппаратами.

б) общественный контроль.

Организационными формами контроля со стороны представитель­ных и исполнительных органов власти города (района) за работой органов внутренних дел могут быть:

Согласование с вышестоящими начальниками (министрами, начальниками ГУ МВД, У МВД) вопросов по кандидатурам начальников органов при назначении их на должность;

Обсуждение отчетов и предложений руководителей органов внутрен­них дел, участковых уполномоченных полиции, инспекторов по делам несо­вершеннолетних, других служб и подразделений о состоянии общественного порядка на заседаниях законодательных и исполнительных органов;

Личные доклады и отчеты руководителей органов внутренних дел законодательному (представительному) органу, администрации города (района) по вопросам деятельности органа внутренних дел и др.

Значительными контрольными функциями деятельности органов ис­полнительной власти обладают Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах. В частности, полномоч­ный представитель имеет право:

Запрашивать и получать необходимые материалы от органов госу­дарственной власти, находящихся в пределах соответствующего феде­рального органа, и от должностных лиц (органов внутренних дел);

Направлять своих заместителей и сотрудников своего аппарата для участия в работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации (например, для участия в совещании МВД, ГУ МВД, УМВД, УТ МВД по итогам работы за полугодие, год);

Организовывать в пределах своей компетенции проверки исполне­ния указов и распоряжений Президента Российской Федерации, а также хода реализации федеральных программ, использования федерального имущества и средств федерального бюджета в федеральном округе;

Направлять на рассмотрение федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Фе­дерации, руководителей организаций, находящихся в пределах федерально­го округа, и их должностных лиц жалобы и обращения граждан;

Вносить в соответствующие федеральные органы исполнительной власти предложения о поощрении руководителей их территориальных ор­ганов и применении к ним мер дисциплинарного взыскания;

Привлекать сотрудников Контрольного управления Президента Российской Федерации, а в необходимых случаях и сотрудников феде­ральных органов исполнительной власти и их территориальных органов к проведению проверок, анализу состояния дел в организациях, находящих­ся в пределах федерального округа.

Контроль судебных органов за административной деятельностью полиции заключается в рассмотрении судьями материалов (дел) об адми­нистративных правонарушениях: о мелком хулиганстве; злостном непо­виновении законному распоряжению или требованию сотрудника поли­ции; о нарушении правил административного надзора за лицами, в отно­шении которых установлен такой надзор и другие дела.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также связанных с ними жалоб граждан суд вправе:

Оставить постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения;

Изменить постановление должностного лица органа внутренних дел, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

Отменить постановление и прекратить дело при наличии обстоя­тельств, исключающих производство по делу об административном пра­вонарушении, при малозначительности административного правонаруше­ния, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

Отменить постановление и возвратить дело на новое рассмотрение в орган внутренних дел в случае существенного нарушения процессуаль­ных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона

об административном правонарушении, влекущим назначение более стро­гого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жа­лоба на мягкость примененного административного наказания;

Отменить постановление и направить дело на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что по­становление было вынесено неправомочным должностным лицом органа внутренних дел.

Коме того, суд (судья) при выявлении неоднократных нарушений в материалах об административных правонарушениях, поступающих из ор­ганов внутренних дел, правомочен вынести частное определение в адрес руководителя органа внутренних дел (ст. 226 ГПК РФ).

Районные суды рассматривают также жалобы граждан на действия руководителей и сотрудников органов внутренних дел и принимают по ним решения (производство по жалобам и заявлениям граждан).

Таким образом, рассматривая дела или материалы, жалобы и заявле­ния граждан, протесты прокурора, суд (федеральный, районный, мировой судья) проверяет правомерность принимаемых руководителями и другими сотрудниками органов внутренних дел решений, исправляет ошибки и упущения и тем самым активно способствует укреплению законности в деятельности полиции.

Общественный контроль за деятельностью полиции реализуется, прежде всего, на основе ст. 33 Конституции Российской Федерации, за­крепляющей право граждан обращаться лично, а также направлять инди­видуальные и коллективные жалобы в государственные органы, в том числе и в органы внутренних дел.

В ст. 50 ФЗ «О полиции» сказано, что «граждане и общественные объединения осуществляют общественный контроль за деятельностью по­лиции». Кроме того, Общественная палата РФ, общественные наблюда­тельные комиссии и общественные советы так же осуществляют контроль за деятельностью полиции.

Разновидностью общественного контроля следует считать регуляр­ные отчеты участковых уполномоченных полиции перед населением об­служиваемых участков.

Надзор прокуратуры за законностью деятельности полиции осу­ществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры. Осуществляя надзор за законностью административной деятельности органов внутренних дел (полиции) прокурор вправе:

Посещать в любое время суток органы внутренних дел и их учре­ждения;

Знакомиться с документами, на основании которых граждане под­вергнуты административному задержанию или заключению под стражу;

Освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых ад­министративному задержанию на основании решений несудебных органов;

Опротестовывать противоречащие закону акты руководителей ор­ганов внутренних дел,

Обращаться в суд о признании таких актов недействительными;

Вносить представления об устранении нарушений закона и требо­вать от руководителей органов внутренних дел письменных ответов в те­чение одного месяца;

- объявлять должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона;

Выносить мотивированные постановления о возбуждении произ­водства об административных правонарушениях.

Обжалование неправомерных действий сотрудников полиции как неотъемлемое право граждан закреплено в Конституции Российской Феде­рации (ст. 46), в Законе Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об об жаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граж­дан» и других правовых актах. Так, в соответствии со статьей 53 Федераль­ного закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. «О полиции» «дей­ствия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного или муниципального органа, обще­ственного объединения, религиозной или иной организации, могут быть об­жалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры Российской Федерации или в суд».

Однако сотрудник полиции не несет ответственности за причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании и пресече­нии возможности совершения им новых преступлений, если иными сред­ствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер.

Следует отметить, что производство по делам о жалобах на неправо­мерные действия сотрудников полиции ведется в органах внутренних дел в соответствии с Инструкцией об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: утвержденной приказом МВД России от 12 сентября 2013 года № 707.

Органы внутренних дел являются частью органов государственной исполнительной власти и занимают одно из центральных мест в системе правоохранительных органов, поскольку выполняют наибольший объем работы, связанной с предупреждением, выявлением и пресечением правонарушений.

В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел РФ на органы внутренних дел возлагаются следующие задачи:

  • · разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов, независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;
  • · организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений.

Свою деятельность органы внутренних дел строят в соответствии с принципами уважения и соблюдения прав человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности, взаимодействия с органами государственной власти и управления, общественными организациями, гражданами, средствами массовой информации.

Среди принципов Уголовного кодекса Российской Федерации, которые воспроизводят международные стандарты и имеют особое значение для нашей правоприменительной практики, следует выделить принцип гуманизма (статья 7 УК РФ). Гуманизм проявляется в объединении двух начал: обеспечении безопасности человека от преступных посягательств на его жизнь, здоровье, достоинство, права и свободы, собственность (часть 1 статьи 7 УК РФ), а также обеспечении наказания и иных мер уголовно-правового характера, не имеющих своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства (часть 2 статьи 7 УК РФ). Так, в части 2 статьи 7 УК РФ запрещаются жестокие, мучительные и позорящие наказания.

Принцип гуманизма получил конкретизацию в ряде статей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации

Статья 4 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в новой редакции (№117-ФЗ) содержит принципы содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Среди этих принципов названы законность, равенство всех граждан перед законом, гуманизм, уважение человеческого достоинства в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации. В данной статье говорится также о том, что содержание под стражей "не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей".

31 марта 1999 года был принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О милиции"". В частности, в части 2 статьи 5 Закона "О милиции" было закреплено следующее положение: "Милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению".

При рассмотрении вопросов уголовного преследования должностных лиц (в том числе и сотрудников правоохранительных и судебных органов) необходимо учитывать, что статья 286 УК РФ предусматривает ответственность за превышение должностных полномочий. Квалифицирующими признаками этого состава преступления являются применение насилия или угроза его применения либо причинение тяжких последствий. При наличии данных признаков это преступление в соответствии с российским уголовным законодательством квалифицируется как тяжкое и предусматривает наказание в виде лишения свободы от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Контроль за соблюдением законности деятельности сотрудников в системе МВД России осуществляют непосредственно руководители органов внутренних дел, подразделения собственной безопасности и инспекции по личному составу.

Основными направлениями деятельности службы собственной безопасности являются: выявление, предупреждение и пресечение правонарушений, замышляемых, подготавливаемых или совершаемых сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации; разработка мер по обеспечению собственной безопасности, укреплению законности в органах и подразделениях внутренних дел; организация государственной защиты сотрудников органов внутренних дел и членов их семей; проведение служебных проверок по тяжким преступлениям и преступлениям, получившим большой общественный резонанс, совершенным сотрудниками органов внутренних дел, а также должностным проступкам, связанным с нарушением законности.

Одной из форм реагирования на нарушение прав граждан сотрудниками является рассмотрение поступающих жалоб и заявлений.

За 1998-2000гг. в подразделения собственной безопасности поступило 78219 жалоб и заявлений граждан на действия сотрудников органов внутренних дел, по которым проведено 44839 служебных проверок. По их результатам привлечено к различным видам ответственности 17193 сотрудника органов внутренних дел, в том числе 4598 уволено из органов и 1134 понижено в должности. В прокуратуру направлено 10374 материала, по которым возбуждено 5093 уголовных дела.

Параллельно в МВД России осуществляется разработка программы многоуровневого изучения личного состава на пригодность к службе в органах внутренних дел.

Надзор за точным и неуклонным исполнением законов органами внутренних дел возложен на прокуратуру. Она осуществляет надзор за всеми видами правоохранительной деятельности этих органов: административной, оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной. Прокуратура также осуществляет надзор и за исполнением законов внутренними войсками, за законностью содержания задержанных и арестованных в изоляторах временного содержания, помещения в приемник-распределитель. Полномочия прокурора при осуществлении надзора определяются действующим законодательством.

Государственный контроль за деятельностью Министерства внутренних дел РФ осуществляют Президент и Правительство РФ.

В целях защиты интересов общества, государства и отдельных граждан от негативных последствий нарушений законности в нашей стране юридически закреплены и действуют организационно-правовые способы обеспечения законности. Соблюдение законности в административной деятельности полиции обеспечивается осуществлением государственного и внутриведомственного контроля, надзора органов прокуратуры, судебного контроля, а также путем обжалования незаконных действий работников органов внутренних дел (полиции).
Государственный контроль. Согласно ч. 1 ст. 3 Закона РФ «О полиции» деятельность полиции строится в соответствии с принципом законности. «Сотрудник полиции при выполнении возложенных на него обязанностей подчиняется только непосредственному и прямым начальникам. Никто другой не вправе вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то законом. Этому положению соответствует и содержание ч. 4 ст. 8 КоАП, где указано: «Соблюдение требований законности при применении мер воздействия за административные правонарушения обеспечивается систематическим контролем со стороны вышестоящих органов и должностных лиц».
Право высшего контроля за законностью в нашей стране принадлежит Президенту РФ. Он является главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина (чч. 1 и 2 ст. 80 Конституции РФ). «Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом» (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ). При этом «указы и распоряжения президента обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации», но они «не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам» (чч. 2 и 3 ст. 90 Конституции РФ).
Президентский контроль отличает верховенство и исключительность, которые основаны на положении президента как главы государства. Президент издает указы и распоряжения, регулирующие деятельность органов внутренних дел по борьбе за укрепление законности и охране общественного порядка.
Правительство страны как высший орган исполнительной власти осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации, а в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента могут быть отменены Президентом (ч ч. 2 и 3 ст. 115 Конституции РФ).
Обладая широкими полномочиями в области охраны общественного порядка, правительство России осуществляет общее руководство деятельностью органов внутренних дел, оказывает им постоянную помощь в организации работы, систематически контролирует исполнение ими законов и подзаконных актов по вопросам укрепления законности и общественного порядка в нашей стране. Правительство на основе и во исполнение законов издает постановления и распоряжения, направленные на обеспечение общественного порядка, проверяет их исполнение, принимает важные правовые акты, регулирующие деятельность полиции.
Указанные органы исполнительной власти осуществляют контроль за состоянием законности в полиции путем изучения материалов, характеризующих законность в органе внутренних дел (полиции), истребования от органов внутренних дел письменных отчетов, справок о принимаемых мерах по укреплению законности, изучения общественного мнения о работе полиции по материалам печати, по жалобам и заявлениям о нарушениях прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций. Контрольные функции осуществляются также посредством заслушивания руководителей органов внутренних дел о состоянии законности в их работе.
Осуществляя контроль за работой полиции, вышеуказанные органы исполнительной власти не могут вмешиваться в уголовно-процессуальную, оперативно-разыскную деятельность полиции и в производство по делам об административных правонарушениях.
Контроль за соблюдением законности в административной деятельности полиции общественной безопасности (местной полиции) осуществляют в пределах своих полномочий органы местного самоуправления. Их формы контроля аналогичны формам контроля за законностью в деятельности полиции, используемым органами исполнительной власти.
Организационными формами их контроля за деятельностью полиции являются:
– обсуждение отчетов руководителей органов внутренних дел и
участковых инспекторов полиции, итогов проверок, других вопросов
охраны общественного порядка и укрепления законности на заседаниях
местной администрации;
– проверка состояния работы полиции в целом или ее отдельных направлений;
– рассмотрение информации, направляемой органами внутренних дел в местную администрацию;
– осуществление контроля за работой полиции и ее отдельных сотрудников депутатскими группами на административных территориях;
– рассмотрение жалоб и заявлений граждан на действия работников полициям, принятие в связи с этим необходимых мер.
Внутриведомственный контроль. Он представляет собой важнейший элемент руководства, составную часть организационной работы органов внутренних дел, каждого отдельного аппарата и подразделения полиции. Его содержание охватывает как контроль вышестоящих органов внутренних дел за деятельностью нижестоящих, так и контроль начальника органа (аппарата, подразделения) за работой подчиненных сотрудников. Функции внутриведомственного контроля осуществляются руководителями органов внутренних дел, коллегиями, отраслевыми службами, а также инспекторскими аппаратами.
Внутренний (внутриведомственный) контроль за законностью в административной деятельности полиции осуществляют министр внутренних дел Российской Федерации, министры внутренних дел республик в составе России, вышестоящие органы полиции и их руководители. Контроль за законностью осуществляется в трех наиболее распространенных формах: непосредственная проверка соблюдения законности исполнителями на местах; изучение информационных материалов, характеризующих соблюдение законности в административной деятельности полиции; заслушивание руководителей подразделений служб полиции о соблюдении законности.
Непосредственная проверка соблюдения законности исполнителями производится начальником подразделения (соблюдение законности при несении полиционерами патрульно-постовой службы, при применении мер административного предупреждения, при задержании и доставлении граждан и др.).
Изучение информационных материалов, характеризующих соблюдение законности в административной деятельности полиции, включает в себя: систематический анализ оперативной и статистической информации о состоянии законности в административной деятельности подчиненных подразделений, служб и сотрудников; изучение дел об административных правонарушениях, характеризующих работу сотрудников; изучение жалоб и заявлений граждан о нарушении их прав и законных интересов сотрудниками полиции; заслушивание начальников о состоянии законности в руководимых ими службах и подразделениях полиции на заседаниях коллегий, оперативных совещаниях вышестоящих органов внутренних дел (полиции).
Внутриведомственный контроль позволяет всесторонне и глубоко оценить состояние деятельности полиции в целом, ее служб, отдельных сотрудников. В процессе такого контроля выясняется, насколько организованно функционирует тот или иной аппарат полиции, в какой мере формы и методы работы отвечают современным требованиям, насколько они законны.
Контроль осуществляется не только с целью выявления нарушений законности, но и содействия восстановлению нормального режима работы, устранению выявленных недостатков, а также с целью стимулирования деятельности подчиненных органов (должностных лиц). Поэтому по результатам контрольной деятельности применяются либо поощрительные меры, либо меры дисциплинарной и иной ответственности. Контролирующий орган (должностное лицо) может в соответствии со своей компетенцией применять поощрение или налагать дисциплинарное взыскание либо ходатайствовать об этом, а также отменять или ходатайствовать об отмене незаконных актов.
Надзор органов прокуратуры. Надзор за точным и единообразным исполнением законов является основным предназначением прокуратуры. Она является тем единственным государственным органом в стране, который выполняет эти функции.
В соответствии с федеральным законодательством Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
«Надзор за законностью деятельности полиции осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры», – отмечено в ст. 38 Закона РФ «О полиции». Органы прокуратуры ведут надзор за правильным и единообразным применением законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным и ведомственным влияниям.
В соответствии с Федеральным законом от 18 октября 1995 г. «О
прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора
является исполнение законов федеральными министерствами и
ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.
Надзор прокуратуры за административной деятельностью полиции осуществляется в рамках общего надзора. Он состоит в наблюдении за точным соответствием законам, решениям Президента, Правительства страны и субъектов РФ всех актов управления, издаваемых органами внутренних дел (приказов, инструкций, постановлений о применении мер административного воздействия и др.), за точным и единообразным исполнением законов и подзаконных актов всеми работниками полиции.
Из этого следует, что органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов полицией. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения органов внутренних дел (полиции), иметь доступ к документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.
Прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод, привлечении к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещении причиненного ущерба. При наличии факта правонарушения прокурор возбуждает уголовное дело или дело об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности.
Прокурор проверяет законность административного задержания граждан полицией и применения уполномоченными сотрудниками органов внутренних дел мер воздействия за административные правонарушения.
Прокурор производит проверку законности содержания задержанных в органах внутренних дел. Он посещает места содержания задержанных при органах внутренних дел, совершает обход помещений, опрос задержанных и знакомится с документацией о содержании граждан. При обнаружении нарушений требует их устранения, а также имеет право требовать объяснений по поводу обнаруженных нарушений от соответствующих сотрудников полиции. Прокурор освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании несудебных решений; опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд с требованием о признании таких актов недействительными, вносит представления об устранении нарушений закона.
Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением полицией законодательства об ответственности за административные правонарушения. Они проверяют законность привлечения к ответственности и наложения на виновных лиц административных взысканий.
В связи с особенностями правового положения полиции общий надзор прокуратуры за ее деятельностью в определенной мере отличается от его осуществления в отношении иных органов государственного управления. Так, если в процессе общего надзора прокурор не имеет права отменять акты органов государственного управления, вмешиваться в оперативную деятельность поднадзорных органов, подменять их в решении подведомственных им вопросов, то при осуществлении общего надзора за действиями сотрудников полиции по применению мер административного принуждения, когда граждане подвергаются незаконному ограничению или ущемлению своих прав, прокурор обладает определенными властными полномочиями.
Судебный контроль. Важное место в обеспечении законности в деятельности органов государственного управления занимает судебный контроль. Конечно, данный контроль осуществляется судебными органами не специально, не отдельно, а в процессе осуществления правосудия, что и является их основной задачей.
Правовой основой для осуществления данного вида контроля является ч. 2 ст. 120 Конституции РФ, которая гласит: «Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом».
Судебный контроль как способ обеспечения законности в государственном управлении – это оценка судом правомерности действий органов управления, должностных лиц, принимаемых ими решений, а также обнаружение нарушений законности, ущемления прав и законных интересов граждан; установление причин допускаемых нарушений; требование о привлечении должностных лиц, допустивших нарушения, к дисциплинарной либо иной ответственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть
осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» определяет виды судов в РФ, которые и являются субъектами судебного контроля. К ним относятся: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды.
Действующее законодательство предусматривает конкретные правовые формы судебного контроля за соблюдением законности в административной деятельности полиции.
Таким образом, этот вид контроля осуществляют Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает, в частности, дела, связанные с индивидуальными или коллективными жалобами граждан о нарушениях их конституционных прав и свобод вследствие применения или подлежащего применению закона в конкретном деле. В процессе рассмотрения Конституционный Суд Российской Федерации вправе требовать от органов, организаций и лиц предоставления текстов правовых актов, документов, сведений и других материалов; проведения проверок, экспертиз; дачу консультаций и т. п. Эти требования обязательны для тех, кому они адресованы.
Если при рассмотрении жалоб граждан, связанных с нарушением их конституционных прав и свобод, Конституционный Суд признает не соответствующим Конституции Российской Федерации применяемый закон, то это является основанием для обязательного пересмотра данного дела соответствующим компетентным органом и восстановления нарушенного права.
Суды общей юрисдикции осуществляют судопроизводство по гражданским, уголовным, административным делам. При рассмотрении названных и других дел суд, решая дело по существу рассматривает с позиций закона правомерность действий органов исполнительной власти, должностных лиц, осуществляет контроль за их деятельностью. Если при рассмотрении дела суд обнаружит нарушения законности в работе органа, он вправе вынести частное определение в адрес руководителя органа, в том числе и органа внутренних дел, который должен в течение месяца рассмотреть его и сообщить суду о принятых мерах. Частное определение является правовой формой реагирования суда на нарушение законности. В необходимых случаях суд принимает меры к привлечению виновных к ответственности.
Эффективной формой обеспечения законности является рассмотрение судами материалов об административных правонарушениях, направляемых органами внутренних дел (полицией), и дача им обязательных для исполнения указаний об устранении выявленных нарушений законности. В целях предупреждения нарушений законности в деятельности полиции судебные органы постоянно изучают и обобщают практику своей работы и полиции, обсуждают вопросы соблюдения законности на совместных совещаниях с прокуратурой и органами внутренних дел.
Важной формой обеспечения законности является рассмотрение судами жалоб граждан и должностных лиц, которые подаются на постановления органов внутренних дел о наложении административных взысканий.
Судебный контроль в управлении осуществляют арбитражные суды. Они осуществляют судебную власть при разрешении споров, вытекающих из гражданских правоотношений (экономические споры) и из правоотношений в сфере управления. Разрешая споры, арбитражный суд выполняет важные задачи по защите прав и законных интересов граждан-предпринимателей и организаций по укреплению законности. Однако роль арбитражного суда в деле укрепления законности в административной деятельности полиции в силу ее специфики не столь значительна.
Обжалование незаконных действий сотрудников органов внутренних дел (полиции). В укреплении государственной дисциплины, борьбе с нарушениями законности важное значение имеет право граждан обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов. «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления» – провозглашено в ст. 33 Конституции РФ.
Существуют различные виды обращений граждан: предложения, заявления, ходатайства, жалобы.
Жалоба – обращение гражданина по поводу нарушенных решениями и действиями (бездействиями) органов (должностных лиц) его прав, свобод или законных интересов, в том числе предоставлением официальной информации, послужившей основанием для принятия решений и совершения действий (бездействий).
Личные обращения граждан с жалобами на действия органов исполнительной власти и их должностных лиц являются одним из эффективных способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. Каждый гражданин, выступая в личном качестве как частное лицо, вправе оценивать деятельность органа исполнительной власти, любого должностного лица с точки зрения ее законности и результативности.
Право обжалования действий (решений), нарушающих права и свободы граждан, гарантируется, как уже было отмечено, Конституцией РФ, а также законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», закреплено в ряде иных нормативных актов, например.
Решение Конституционного Суда по жалобам граждан на нарушение их конституционных прав и свобод выносится в виде постановления, провозглашается немедленно после его подписания и подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти РФ.
Наряду с этим специальный порядок обжалования присутствует в рамках производства по делам об административных правонарушениях, которое осуществляется в соответствии с процессуальными нормами, закрепленными в соответствующих статьях Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Система профилактики правонарушений несовершеннолетних Беженцев Александр Анатольевич

§ 5. Контроль и надзор за соблюдением законности в деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений несовершеннолетних

Ключевым фактором, наиболее ярко характеризующим всю деятельность полиции по обеспечению безопасности личности, уважению прав и свобод человека и гражданина, в том числе и по отношению к лицам, не достигшим совершеннолетия, является законность. Она относится к числу сложных политических и юридических явлений и в общественной жизни выступает как важнейший конституционный принцип, как метод государственного руководства обществом и необходимый элемент демократии и правового государства.

Обеспечение законности профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел органично связано с задачей обеспечения прав человека в правоохранительном сегменте деятельности государства и общества. В настоящее время существует определенный разрыв между юридическими гарантиями законности деятельности органов внутренних дел и фактической реализацией этих гарантий. Фундаментальное значение имеет нормативное закрепление порядка осуществления правоохранительной деятельности полиции, т.е. формально-юридической основы законности, формируемой кадровой и воспитательной работой.

По аргументированным позициям многих ученых-административистов (С.С. Бородин, Л.А. Николаева и др.), анализ законности как доминирующего принципа деятельности органов полиции в целом и деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних в частности следует проводить, исходя из характера тех отношений, которые складываются при осуществлении внешней административной деятельности по профилактике антиобщественного поведения несовершеннолетних между полицией, подростками и гражданами.

Проблема обеспечения законности и прав граждан в деятельности полиции начинается на стадии определения и нормативного закрепления прав граждан в правоохранительной сфере и требований законности их обеспечения со стороны полиции. Представляется, что в нормативных актах различной юридической силы недостаточно конкретизировано содержание правомочий и обязанностей граждан в сфере соблюдения правил общественного порядка и содержания прав и обязанностей полиции по поддержанию режима законности собственной деятельности. Статья 15 Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти, должностных лиц и граждан соблюдать законы, а ст. 45 гарантирует государственную защиту прав и свобод граждан. Однако нормативного определения понятия законности пока не существует.

С учетом этого обстоятельства под законностью в деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений несовершеннолетних нами понимается соблюдение, а также единообразное исполнение и применение всего комплекса правовых норм Российской Федерации, иначе говоря, полное соответствие действий сотрудников подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних административно-правовым, уголовным, уголовно-процессуальным и иным правовым нормам, в той или иной степени затрагивающим сферу обеспечения прав и законных интересов лиц, не достигших восемнадцатилетия, и деятельность полиции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Законность как принцип касается также актов ведомственного нормотворчества МВД России. Чтобы такие акты считались законными, при их подготовке необходимо соблюдение определенных требований:

– верховенство Конституции и законов Российской Федерации, единство и непротиворечивость системы нормативно-правовых актов в МВД России;

– издание актов уполномоченными органами в рамках их компетенции;

– соблюдение установленного порядка издания и внешней формы актов;

– обязательная государственная регистрация и официальное опубликование нормативно-правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер.

Одной из важнейших характеристик, отличающих как полицию в целом, так и подразделения органов внутренних дел, основные задачи которых связаны с профилактикой административных правонарушений и преступлений несовершеннолетних, от других государственных органов, является наличие обширных полномочий в вопросах применения мер принуждения, что бывает сопряжено с ограничением отдельных прав и свобод несовершеннолетних, сужением индивидуальной свободы личности. Только при строгом следовании закону можно констатировать правомерность действий сотрудников полиции. Использование сотрудниками полиции тех или иных методов убеждения и принуждения, и в частности применения специальных мер пресечения, а именно физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, неразрывно связано с требованием законности.

К общепризнанным многими учеными-административистами способам обеспечения законности в административной деятельности органов внутренних дел относятся: осуществление контроля; надзор прокуратуры за законностью деятельности полиции; обжалование неправомерных действий сотрудников органов внутренних дел.

Контроль представляет собой деятельность уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц или граждан по проверке фактического положения дел на подконтрольном объекте, соблюдения правил, установленных в определенной сфере деятельности, обнаружению недостатков, их устранению, а также привлечению к ответственности виновных лиц. Контроль может быть общим и специальным, внешним и внутренним, предварительным, текущим и последующим.

В зависимости от органов (должностных лиц), осуществляющих контроль за деятельностью полиции, различают:

1. Государственный контроль, который можно, в свою очередь, подразделить на контроль, проводимый:

– органами законодательной и исполнительной власти;

– судебными органами;

– внутриведомственный контроль, осуществляемый руководителями органов внутренних дел, их организационно-инспекторскими, штабными и другими аппаратами.

2. Общественный контроль. Наиважнейшими организационными формами контроля со стороны представительных и исполнительных органов власти города (района) за работой органов внутренних дел в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних могут быть:

– обсуждение и согласование с вышестоящими руководителями вопросов по кандидатурам начальников подразделений по делам несовершеннолетних при назначении их на должность;

– отчеты и конструктивные предложения руководителей отделов (отделений) органов внутренних дел по делам несовершеннолетних о состоянии общественного порядка и результатах профилактической деятельности в сегменте профилактики правонарушений несовершеннолетних на заседаниях законодательных и исполнительных органов;

– обсуждение личных докладов руководителей подразделений полиции по делам несовершеннолетних законодательному (представительному) органу, администрации города (района) по вопросам деятельности по предупреждению административных правонарушений и преступлений, совершаемых лицами до достижения восемнадцатилетнего возраста;

– анализ и оценка ежесуточных сводок о динамике общественно опасных деяний несовершеннолетних, поступающих в администрацию из отделов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;

– изучение и рассмотрение администрацией города (района) жалоб и заявлений граждан на неправомерные действия сотрудников подразделений полиции по делам несовершеннолетних и принятие по ним необходимых мер.

Следует подчеркнуть, что огромную роль в контроле за обеспечением законности в органах внутренних дел по делам несовершеннолетних играют такие органы Законодательного Собрания и правительства регионов Российской Федерации, как комитеты по вопросам законности, правопорядка и безопасности. В данном случае широко используется запрос депутата или группы депутатов, который направляется начальнику органа внутренних дел субъекта федерации с целью проверки законности в сегменте соблюдения законных прав лиц, не достигших совершеннолетия.

В целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина Конституцией Российской Федерации установлен не только институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, но и определены полномочия Государственной Думы по назначению на эту должность и освобождение от должности (п. «д» ст. 103). Результаты проверок Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации деятельности органов внутренних дел свидетельствуют о многочисленных нарушениях законности, в том числе по отношению к детям. Как уже было отмечено, в целях наиболее полного контроля в сфере защиты прав детей в 2009 г. Президентом Российской Федерации учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Непосредственного подчинения Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации у данного должностного лица нет, следовательно, они должны совместно обеспечивать комплексный контроль за соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе контролировать деятельность подразделений полиции по делам несовершеннолетних.

Контрольными функциями в деятельности органов исполнительной власти обладают полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах. Отдельные контрольные функции имеются и у уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченных по правам ребенка в субъектах федерации.

Судебные органы контролируют деятельность полиции по профилактике правонарушений несовершеннолетних судьи рассматривают материалы о направлении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел и специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Коме того, судья при выявлении неоднократных нарушений в материалах, поступающих из отделов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел о направлении лиц, не достигших совершеннолетия в указанные учреждения, правомочен вынести частное определение в адрес руководителя подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел. Районные суды рассматривают также жалобы граждан на действия руководителей и сотрудников полиции по делам несовершеннолетних и принимают по ним обоснованные решения (производство по жалобам и заявлениям граждан).

Итак, рассматривая материалы, жалобы и заявления граждан, протесты прокурора, суд проверяет правомерность принимаемых руководителями отделов по делам несовершеннолетних, инспекторами по делам несовершеннолетних и школьными инспекторами полиции решений, исправляет ошибки и упущения и тем самым активно способствует укреплению законности в деятельности полиции по профилактике безнадзорности, беспризорности, административных и иных правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия.

Контроль общественности за деятельностью полиции в сегменте профилактики правонарушений и преступлений лиц, не достигших восемнадцати лет, реализуется на основе ст. 33 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные жалобы в государственные органы, в том числе и в органы внутренних дел.

Надзор прокуратуры за законностью деятельности полиции осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры. Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории. Осуществляя надзор за законностью в деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений несовершеннолетних, прокурор вправе:

В любое время суток посещать центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел и служебные помещения инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;

Изучать документы, на основании которых несовершеннолетние граждане подвергнуты доставлению в орган внутренних дел, административному задержанию или заключению под стражу;

Опрашивать задержанных и заключенных под стражу несовершеннолетних, принимать и рассматривать их жалобы и заявления;

Своим постановлением освобождать лиц, не достигших возраста совершеннолетия и незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

Вносить представления об устранении нарушений закона в сфере защиты интересов и законных прав несовершеннолетних и требовать от руководителей подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел ответов в письменном виде в течение одного месяца;

Объявлять должностным лицам подразделений полиции по делам несовершеннолетних предостережения о недопустимости нарушения закона.

Вероятно, целесообразно признать прокурорский надзор за исполнением законов органами и учреждениями системы предупреждения административных и иных правонарушений, не достигших совершеннолетия лиц, самостоятельным направлением прокурорской деятельности, которая требует четкой регламентации специальными профильными подзаконными правовыми актами Генерального прокурора Российской Федерации. Управление данным, одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры, должны осуществлять самостоятельное структурное подразделение Генеральной прокуратуры Российской Федерации и соответствующие структурные подразделения в прокуратурах регионов России.

В настоящее время надзорную деятельность осуществляют лишь отдельно взятые прокуроры в прокуратурах городов, районов, районах или иных муниципальных образованиях, их деятельность курирует, как правило, один прокурор в прокуратуре субъекта федерации. Следовательно, из-под прокурорского надзора «выпадает» львиная доля как незначительных недоработок органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, так и деяния их сотрудников и служащих в виде халатности, злоупотребления должностными полномочиями и иными преступными деяниями.

Для нормализации ситуации в данном направлении в первую очередь требуется дополнить ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года пунктом следующего содержания: «В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за соблюдением прав и свобод несовершеннолетних лиц служащими и сотрудниками органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних». Затем необходимо принятие и вступление в законную силу детализирующих данную диспозицию федерального правового документа приказов Генерального прокурора Российской Федерации. Это будет способствовать тому, что по решению Генерального прокурора Российской Федерации в прокуратурах городов и районов и приравненных к ним прокуратурах могут быть образованы отделы по делам несовершеннолетних (к примеру, помимо прокуратуры Кировского района Санкт-Петербурга, в кировском административном районе города появится новая специализированная прокуратура с ориентировочным наименованием «прокуратура по делам несовершеннолетних Кировского района Санкт-Петербурга»).

Проверки и контроль в целом возлагаются на Организационно-аналитический департамент; по линии контроля за правомерностью действий подразделений полиции по делам несовершеннолетних – на Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На сегодня организовано несколько видов контроля со стороны вышестоящих органов внутренних дел над нижестоящими. К ним относятся: инспектирование; контрольные проверки; комплексные выезды для оказания практической помощи; целевые (самостоятельные) выезды по отдельным направлениям оперативно-служебной деятельности, проверке жалоб, заявлений и другим вопросам; оперативно-зональный контроль; линейный контроль; заслушивание отчетов руководителей органов внутренних дел на заседаниях коллегий.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что категория законности лежит в области правосознания и юридической психологии сотрудников органов внутренних дел. Ведущими средствами формирования у сотрудников полиции сознания необходимости законности является кадровая и воспитательная работа с личным составом органов внутренних дел.

Для обеспечения законности в деятельности органов внутренних дел по превенции правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия, используются различные способы. Важнейшим из них является внутриведомственный контроль, который проводится как вышестоящими органами внутренних дел и их линейными службами, так и начальниками горрайорганов внутренних дел и их заместителями. Важной формой связи органов внутренних дел с населением являются также обращения граждан и их личный прием. Виды и способы контроля могут быть самыми разнообразными, но все они должны преследовать единую цель, а именно – недопущение случаев нарушений законности и дисциплины сотрудниками органов внутренних дел в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних. Представляется, что дальнейшее формирование «чувства законности» должно найти отражение в программе комплексного реформирования системы воспитательной работы в органах внутренних дел в целом и в подразделениях по делам несовершеннолетних в частности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Система профилактики правонарушений несовершеннолетних автора Беженцев Александр Анатольевич

§ 2. Ретроспектива становления и развития государственных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в советский период Особое внимание предупреждению правонарушений и преступлений, в частности несовершеннолетних,

Из книги автора

Глава 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВНАИЕ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Из книги автора

§ 2. Законодательные и подзаконные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность государственной системы по профилактике правонарушений несовершеннолетних Итак, Конституция Российской Федерации содержит целый ряд статей, как

Из книги автора

Глава 3. ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ЗАЩИТУ ПРАВ, СВОБОД И ПРОФИЛАКТИКУ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Из книги автора

§ 2. Совершенствование организационного и правового регулирования деятельности органов управления образованием по профилактике правонарушений и оказанию помощи несовершеннолетним К наиболее актуальным и социально значимым задачам, которые поставлены перед нашим

Из книги автора

§ 3. Деятельность органов и учреждений здравоохранения по профилактике потребления несовершеннолетними спиртных напитков и наркотических

Из книги автора

Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРОФИЛАКТИКУ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Из книги автора

§ 1. Основные направления деятельности отделов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Следует признать, что к настоящему моменту основной центр тяжести профилактической работы по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних сместился в

Из книги автора

§ 3. Механизм совершенствования деятельности центров временного содержания органов внутренних дел для несовершеннолетних правонарушителей Со временем жизнь подростков и требования правоохранительных органов к ним существенно изменились. Так, если пятьдесят лет назад

Из книги автора

§ 4. Взаимодействие служб и подразделений полиции по профилактике безнадзорности и административных правонарушений несовершеннолетних с субъектами государственной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав Успешное выполнение задач по

Из книги автора

§ 1. Формы и методы проведения индивидуальной профилактической работы с родителями, состоящими на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Наблюдаемая в последние годы тенденция стабилизации социальной обстановки, в том числе по

Из книги автора

§ 2. Прогрессивный опыт деятельности инспекторов по делам несовершеннолетних по профилактике неблагополучия в семье на примере отдельных органов внутренних

Из книги автора

Глава 6. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Из книги автора

§ 1. Проблемы предупреждения безнадзорности, беспризорности, бродяжничества, попрошайничества несовершеннолетних и пути их решения органами предупреждения правонарушений несовершеннолетних Узловыми причинами и условиями правонарушений несовершеннолетних является





Учитывается или нет данная публикация в РИНЦ. Некоторые категории публикаций (например, статьи в реферативных, научно-популярных, информационных журналах) могут быть размещены на платформе сайт, но не учитываются в РИНЦ. Также не учитываются статьи в журналах и сборниках, исключенных из РИНЦ за нарушение научной и издательской этики."> Входит в РИНЦ ® : да Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в РИНЦ. Сама публикация при этом может и не входить в РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований в РИНЦ ® : 4
Входит или нет данная публикация в ядро РИНЦ. Ядро РИНЦ включает все статьи, опубликованные в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science Core Collection, Scopus или Russian Science Citation Index (RSCI)."> Входит в ядро РИНЦ ® : нет Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в ядро РИНЦ. Сама публикация при этом может не входить в ядро РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0
Цитируемость, нормализованная по журналу, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной статьей, на среднее число цитирований, полученных статьями такого же типа в этом же журнале, опубликованных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной статьи выше или ниже среднего уровня статей журнала, в котором она опубликована. Рассчитывается, если для журнала в РИНЦ есть полный набор выпусков за данный год. Для статей текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по журналу: 1,815 Пятилетний импакт-фактор журнала, в котором была опубликована статья, за 2018 год."> Импакт-фактор журнала в РИНЦ: 0,346
Цитируемость, нормализованная по тематическому направлению, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной публикацией, на среднее число цитирований, полученных публикациями такого же типа этого же тематического направления, изданных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной публикации выше или ниже среднего уровня других публикаций в этой же области науки. Для публикаций текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по направлению: 1,682