Способы создания произведений в авторском праве. Гражданское право россии

Авторское право - это право интеллектуальной собственности (исключительное право) автора на результаты его творчества, являющиеся произведениями науки, литературы и искусства, а также личные неимущественные права автора.

К авторским правам закон относит интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств, назначения и выражения произведения, а именно: литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения; сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи и скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры и градостроительства, садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие картины, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения, а также программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

В случаях, предусмотренных ГК РФ, автору произведения наряду с указанными правами принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства (ст. 1255 ГК РФ).

Действие исключительного права на произведения науки, литературы и искусства на территории Российской Федерации распространяется: на произведения, обнародованные на территории РФ или не обнародованные, но находящиеся в какой-либо форме на территории РФ, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства; на произведения, обнародованные за пределами территории РФ или не обнародованные, но находящиеся в какой-либо форме за пределами территории РФ, и признается за авторами, являющимися гражданами РФ (их правопреемниками); на произведения, обнародованные за пределами территории РФ или не обнародованные, но находящиеся в какой-либо форме за пределами территории РФ, и признается на территории РФ за авторами (их правопреемниками) - гражданами других государств и лицами без гражданства в соответствии с международными договорами РФ.

Произведение также считается впервые обнародованным путем опубликования в РФ, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами ее территории оно было опубликовано на ее территории.

При предоставлении на территории РФ охраны произведению в соответствии с международными договорами РФ автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для приобретения авторских прав.

Предоставление на территории РФ охраны произведениям в соответствии с международными договорами РФ осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведений по истечении установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти произведения и не перешедших в общественное достояние в РФ ввиду истечения срока действия исключительного права на них.

При предоставлении охраны произведениям в соответствии с международными договорами РФ срок действия исключительного права на эти произведения на территории РФ не может превышать срок действия исключительного права, установленного в стране происхождения произведения.

Автор произведения науки, литературы или искусства - это гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором.

Граждане, которые создали произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. При этом произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. Если такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не имеет права без веских оснований запретить использование такого произведения.

Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, т.е. часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное.

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, которые выражены в письменной форме, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме и т.д.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя.

Не являются объектами авторских прав: официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы: государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т.д.), а также символы и знаки муниципальных образований; произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов; сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач и др.).

Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатам творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным п. 3 ст. 1259 ГК РФ.

Переводчику, а также автору иного произведения (обработки, экранизации, инсценировки и др.) принадлежат авторские права соответственно на осуществленные перевод и иную переработку другого произведения. Составителю сборника и автору иного составного произведения (энциклопедии, базы данных, атласа и др.) принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство).

Переводчик, составитель либо иной автор произведенного или составного произведения осуществляют свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения. Авторские права переводчика, составителя и т.п. охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав.

Автор произведения, помещенного в сборнике или ином составном произведении, имеет право использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено договором с создателем составного произведения.

Авторские права на перевод, сборник, иное произведение не препятствуют другим лицам переводить либо перерабатывать то же оригинальное произведение, а также создавать свои составные произведения путем иного подбора или расположения тех же материалов. Издателю энциклопедий, сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежит право использования таких изданий. Издатель вправе при любом использовании такого издания указывать свое наименование или требовать его указания.

Авторы и иные обладатели исключительных прав на произведения, включенные в такие издания, сохраняют такие права независимо от права издателя или других лиц на использование таких изданий в целом, за исключением случаев, когда эти исключительные права были переданы издателю или другим лицам либо перешли к издателю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

Авторские права на все виды программ для ЭВМ, которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы.

Правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Программы для ЭВМ и базы данных, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, государственной регистрации не подлежат. Лицо, подавшее заявку на государственную регистрацию (заявитель), несет ответственность за разглашение сведений о программах для ЭВМ и базах данных, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну.

Заявка на государственную регистрацию программы для ЭВМ или базы данных (заявка на регистрацию) должна относиться к одной программе для ЭВМ или к одной базе данных.

Заявка на регистрацию должна содержать: заявление о государственной регистрации программы для ЭВМ и базы данных; депонируемые материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ или базу данных, включая реферат; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленном размере (освобождение от нее или уменьшение ее размера).

На основании заявки на регистрацию федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности проверяет наличие необходимых документов и материалов. При положительном результате проверки указанный орган вносит программу для ЭВМ или базу данных соответственно в Реестр программ для ЭВМ и в Реестр баз данных, выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации и публикует сведения о зарегистрированной программе для ЭВМ или базе данных в официальном бюллетене этого органа.

По запросу федерального органа либо по собственной инициативе автор или иной правообладатель вправе до публикации сведений в официальном бюллетене дополнять, уточнять и исправлять документы и материалы, содержащиеся в заявке на регистрацию.

Договоры об отчуждении исключительного права на зарегистрированные программу для ЭВМ или базу данных и переход исключительного права на такую программу или базу данных к другим лицам без договора подлежат государственной регистрации в указанном федеральном органе исполнительной власти.

Сведения об изменении обладателя исключительного права вносятся в Реестр программ для ЭВМ или в Реестр баз данных на основании зарегистрированного договора или иного правоустанавливающего документа и публикуются в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти. Сведения, внесенные в Реестр программ для ЭВМ или в Реестр баз данных, считаются достоверными, поскольку не доказано иное. Ответственность за достоверность предоставленных для государственной регистрации сведений несет заявитель.

Аудиовизуальное произведение - это такое произведение, которое состоит из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного или слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают в себя кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

При публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняет право на вознаграждение за указанные виды использования его музыкального произведения.

Права изготовителя аудиовизуального произведения, т.е. лица, организовавшего создание такого произведения (продюсера), определяются в соответствии со ст. 1240 ГК РФ. Изготовитель имеет право при любом использовании аудиовизуального произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом.

Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее, так и созданного в процессе работы над ним, сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

Право авторства на проект официального документа, в том числе на проект официального перевода такого документа, а также на проект официального символа или знака принадлежит лицу, создавшему соответствующий проект (разработчику). Разработчик проекта официального документа, символа или знака имеет право обнародовать такой проект, если это не запрещено законом или иным актом. При опубликовании проекта разработчик вправе указать свое имя.

После официального принятия к рассмотрению проекта государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией проект может использоваться без указания имени разработчика.

Право авторства -- право признаваться автором произведения и право автора на имя - право использовать или разрешать использование произведения пол своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, т.е. анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен.

При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве (п. 1 ст. 1287 ГК РФ).

В ст. 1266 ГК РФ раскрывается содержание права авторов на неприкосновенность произведения и защиту произведений от искажений. Право, в соответствии с которым не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями, - право на неприкосновенность произведения.

При использовании произведения после смерти автора лицо, которое имеет исключительное право на произведение, может разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения, это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме. Извращение, искажение, изменение произведения и др., порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации в соответствии со ст. 152 ГК РФ.

Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно. Автор имеет право в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после своей смерти.

Закон устанавливает также свободное (т.е. без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения) использование произведения в личных целях, научных, учебных, культурных и иных целях, путем репродуцирования, свободного публичного исполнения музыкального произведения, свободного воспроизведения произведения для целей правоприменения, свободной записи произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования, свободного воспроизведения программ для ЭВМ и баз данных, свободного использования произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения.

Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, т.е. право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом. В связи с этим считается, что опубликованием (выпуском в свет) считается выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения (ст. 1268 ГК РФ).

Помимо указанных авторских прав автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом, т.е. исключительное право на произведение. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение. В содержание использования включается: воспроизведение произведения, т.е. изготовление одного или более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме; распространение произведения путем продажи или иного отчуждения; публичный показ произведения; импорт оригинала или экземпляров произведения; прокат оригинала или экземпляра произведения; публичное исполнение произведения; сообщение в эфир; сообщение по кабелю; перевод или другая переработка произведения; практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта; доведение произведения до всеобщего сведения.

За автором произведения сохраняется право на отзыв (ст. 1269 ГК РФ). Это предполагает право автора отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков. Если произведение уже обнародовано, автор также обязан публично оповестить о его отзыве. Автор может изъять из обращения ранее выпушенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки. Не распространяется это право на программы для ЭВМ, служебные произведения и произведения, вошедшие в сложный объект.

К самостоятельным объектам авторских прав относятся производные произведения, которые представляют собой переработку другого произведения (переводы, обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки), а также составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда (составительство), т.е. антологии, энциклопедии, базы данных, атласа или другого подобного произведения.

Переводчик, автор иного производного произведения имеет авторские права соответственно на осуществленные перевод и иную переработку другого произведения. Составителю сборника и автору иного составного произведения также принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство). Авторские права переводчика, составителя и иного автора производного или составного произведения являются самостоятельными авторскими правами и охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав независимо от охраны прав авторов произведений, на которых основано производное или составное произведение.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрации, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами ст. 1262 ГК РФ. Авторские права на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются так же. как авторские права на произведения литературы.

Согласно закону исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. И это право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.

На произведение, которое обнародовано анонимно или под псевдонимом, срок действия исключительного права истекает через 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, обнародованного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, исключительное право будет действовать в течение срока, установленного п. 1 ст. 1281 ГК РФ.

Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение 70 лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение 70 лет после смерти автора.

По истечении срока действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние, и оно может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. В силу этого охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

Необнародованное произведение, перешедшее в общественное достояние, может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках, и т.д.).

Исключительное право на произведение переходит по наследству.

В случаях, предусмотренных ст. 1151 ГК РФ, входящее в состав наследства исключительное право на произведение переходит в общественное достояние.

На принадлежащее автору исключительное право на произведение обращение взыскания не допускается. Однако на права требования автора к другим лицам по договорам об отчуждении исключительного права на произведение и по лицензионным договорам, а также на доходы, полученные от использования произведения, может быть обращено взыскание.

По договору об отчуждении исключительного права на произведение автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права.

По лицензионному договору одна сторона - автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах.

Лицензионный договор заключается в письменной форме. Договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании может быть заключен также и в устной форме.

Заключение лицензионных договоров о предоставлении права использования программ для ЭВМ или базы данных допускается путем заключения каждым пользователем с соответствующим правообладателем договора присоединения, условия которого изложены на приобретаемом экземпляре таких программы или базы данных либо на упаковке этого экземпляра. Начало использования таких программы или базы данных пользователем, как оно определяется этими условиями, означает его согласие на заключение договора.

В возмездном лицензионном договоре должен быть указан размер вознаграждения за использование произведения или порядок исчисления такого вознаграждения. Может быть предусмотрена выплата лицензиару вознаграждения в форме фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) либо в иной форме. Правительство РФ вправе устанавливать минимальные ставки авторского вознаграждения за отдельные виды использования произведений.

По договору о предоставлении права использования произведения, заключенному автором или иным правообладателем с издателем, т.е. с лицом, на которое в соответствии с договором возлагается обязанность издать произведение (издательский лицензионный договор), лицензиат обязан начать использование произведения не позднее срока, установленного в договоре. При неисполнении этой обязанности лицензиар вправе отказаться от договора без возмещения лицензиату причиненных таким образом убытков.

При отсутствии в договоре конкретного срока начала использования произведения такое использование должно быть начато в срок, обычный для данного вида произведений и способа их использования. Такой договор может быть расторгнут лицензиаром (ст. 450 ГК РФ). В случае расторжения издательского лицензионного договора лицензиар имеет право требовать выплаты ему вознаграждения, предусмотренного данным договором, в полном объеме.

По договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме. При этом материальный носитель произведения передается заказчику в собственность, если соглашением сторон не предусмотрено иное (его передача заказчику во временное пользование).

Договор авторского заказа является возмездным. Им может быть предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, или предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах. В случае, когда данный договор предусматривает отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, к такому договору применяются правила о договоре об отчуждении исключительного права.

Произведение, создание которого предусмотрено договором авторского заказа, должно быть передано заказчику в срок, установленный договором. Договор, который не предусматривает и не позволяет определить срок его исполнения, не считается заключенным.

Если срок исполнения указанного договора наступил, автору при необходимости и при наличии уважительных причин для завершения создания произведения предоставляется дополнительный льготный срок продолжительностью в одну четвертую часть срока, установленного для исполнения договора, если соглашением сторон не предусмотрен более длительный льготный срок. По истечении льготного срока, предоставленного автору, заказчик имеет право в одностороннем порядке отказаться от договора авторского заказа.

Заказчик также вправе отказаться от этого договора непосредственно по окончании срока, установленного договором для его исполнения, если договор к этому времени не исполнен, а из его условий явно вытекает, что при нарушении срока исполнения договора заказчик утрачивает интерес к договору.

Ответственность автора по договору об отчуждении исключительного права на произведение и по лицензионному договору ограничена суммой реального ущерба, причиненного другой стороне, если договором не предусмотрен меньший размер ответственности автора.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения указанного договора, за которое автор несет ответственность, автор обязан возвратить заказчику аванс, а также оплатить ему неустойку, если она предусмотрена договором. При этом общий размер указанных выплат ограничен суммой реального ущерба, причиненного заказчику.

В случае, когда исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель вправе без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал этого произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.

При отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения.

Автор произведения изобразительного искусства имеет право требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения (право доступа). При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автора.

Автор произведения архитектуры имеет право также требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять фото- и видеосъемку произведения, если договором не предусмотрено иное.

В случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой публичной продаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования). Размер процентных отчислений, а также условия и порядок их выплаты определяются Правительством РФ.

Право следования неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение.

Автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства имеет исключительное право использовать свое произведение путем разработки документации для строительства или путем реализации архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта. Использование архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта для реализации допускается только однократно. Проект и выполненная на его основе документация для строительства могут быть использованы повторно только с согласия автора проекта.

Автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства имеет право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта. Порядок осуществления авторского контроля и авторского надзора устанавливается федеральным органом исполнительной власти по архитектуре и градостроительству. Автор произведения вправе в этом случае требовать от заказчика архитектурного, градостроительного и садово-паркового проекта предоставления права на участие в реализации своего проекта.

Авторские права на произведения науки, литературы или искусства, созданные в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежит автору. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение принадлежит автору. Если работодатель начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора - судом.

Если исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, работодатель может использовать такое произведение способами, обусловленными целью служебного задания, и в вытекающих из задания пределах, а также обнародовать такое произведение. В этом случае право автора использовать служебное произведение способами, не обусловленными целью служебного задания, а также хотя бы и способом, обусловленным целью задания, но за пределами, вытекающими из задания работодателя, не ограничивается. Работодатель может при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

В случае, когда программа для ЭВМ или база данных создана по договору, предметом которого было ее создание (по заказу), исключительное право на такую программу или такую базу данных принадлежит заказчику. Если исключительное право на программу для ЭВМ или базу данных принадлежит заказчику, подрядчик (исполнитель) вправе, поскольку договором не предусмотрено иное, использовать такую программу или такую базу данных для собственных нужд на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия исключительного права.

В случае, когда в соответствии с договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком исключительное право на программу для ЭВМ или базу данных принадлежит подрядчику (исполнителю), заказчик вправе использовать такую программу или такую базу данных для собственных нужд на условиях безвозмездной (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия исключительного права.

Исключительное право на произведение науки, литературы и искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежит исполнителю, который является автором либо иным выполняющим государственный или муниципальный контракт лицом, если государственным или муниципальным контрактом не предусмотрено, что это право принадлежит Российской Федерации, ее субъекту или муниципальному собранию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик, либо совместно исполнителю и РФ, исполнителю и субъекту РФ или исполнителю и муниципальному образованию.

Техническими средствами защиты авторских прав признаются любые технологии, технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведению, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором или иным правообладателем в отношении произведения.

В отношении произведений не допускается: осуществление без разрешения автора или иного правообладателя действий, направленных на то, чтобы устранить ограничения использования произведения, установленные путем применения технических средств защиты авторских прав; изготовление, распространение, сдача в прокат, предоставление во временное безвозмездное пользование, импорт, реклама любой технологии, любого технического устройства или их компонентов, использование таких технических средств в целях получения прибыли либо оказание соответствующих услуг, если в результате таких действий становится невозможным использование технических средств защиты авторских прав либо эти технические средства не смогут обеспечить надлежащую защиту указанных прав.

В случае нарушения последнего положения автор или иной правообладатель имеет право требовать по своему выбору от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации в соответствии со ст. 1301 ГК РФ, кроме случаев, когда разрешено использование произведения без согласия автора или иного правообладателя.

В отношении произведений не допускается: удаление или изменение без разрешения автора или иного правообладателя информации об авторском праве; воспроизведение, распространение, импорт в целях распространения, публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения произведений, в отношении которых без разрешения автора или иного правообладателя была удалена или изменена информация об авторском праве.

В случае нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных в ГК РФ (ст. 1250, 1252, 1253), вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

  • в размере от 10 тыс. рублей до 5 млн рублей, определяемом по усмотрению суда;
  • в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

Суд может запретить ответчику или лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем авторских прав, совершать определенные действия (изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу в прокат, импорт либо иное использование, а также транспортировку, хранение или владение) в целях введения в гражданский оборот экземпляров произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными.

Суд вправе также наложить арест на все экземпляры произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для их изготовления или воспроизведения.

При наличии достаточных данных о нарушении авторских прав органы дознания или следствия обязаны принять меры для розыска и наложения ареста на экземпляры произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для изготовления или воспроизведения указанных экземпляров произведения, включая в необходимых случаях меры по их изъятию и передаче на ответственное хранение.

Авторские права на произведение возникают уже в момент создания произведения. Права изначально принадлежат автору. При этом, в отличие от некоторых зарубежных законодательных систем. Например, американской системы, в России автор не обязан заявлять о создании произведения в специальную структуру, ведущую учет. В соответствии со статьей 1259 ГК РФ, для возникновения, осуществления и защиты, авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей: депонирование экземпляров, регистрация, оговорка о сохранении авторского права, нотариальные удостоверения, уплата сборов, изготовление или выпуск, в свет экземпляров произведения на территории данного государства и т. п.

Авторское право распространяется на любые как обнародованные, так и необнародованные произведения, выраженные в объективной форме. Следовательно, авторское право возникает не с момента обнародования или опубликования произведения, а с момента его создания, то есть выражения в объективной форме (презумпция авторства).

Конечно, вследствие этого могут возникнуть проблемы с авторским правом, в случае, если у автора «украдут» произведение, однако такие случаи редки и авторство можно оспорить и доказать в суде.

Однако практика регистрации в целом представляется полезной, способной заранее предотвратить возникновение споров. Автор или иной правообладатель может зарегистрировать свое произведение у нотариуса, в общественных организациях, а в некоторых случаях - и в государственных организациях.

Существует ряд организаций, специализирующихся на регистрации авторских прав. ГК предусматривает возможность создания на территории РФ организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами. Эти организации на платной основе могут осуществлять регистрацию и депонирование авторских прав на объект интеллектуальной собственности.

При этом надо учитывать, что на данный момент никакая регистрирующая организация не проверяет, охраняется ли регистрируемый объект авторским правом. Этого не требует закон и сама суть регистрации (удостоверение факта наличия данного произведения в данное время и его сохранение).

Стоит отметить, что в настоящее время практика на регистрацию в России произведений еще только начала зарождаться, а в большинстве случаев авторы, издательства и иные правообладатели сами разбираются в своих отношениях, возникающих по поводу создания и использования произведений. Поэтому в дипломной работе необходимо рассмотреть те права и обязанности, которые возникают у авторов и книжных издательств, при их взаимодействии. Причем под авторами здесь понимаются не только писатели, но и художники, чьи произведения применяются для оформления изданий. Ведь согласно ГК РФ, авторскими правами являются интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства.

  • 1) имущественные права - исключительное право на произведение;
  • 2) личные неимущественные права:
    • - право авторства;
    • - право автора на имя;
    • - право на неприкосновенность произведения;
    • - право на обнародование произведения;
  • 3) иные права:
    • - право на вознаграждение за использование служебного произведения; - право на отзыв;
    • - право следования;
    • - право доступа к произведениям изобразительного искусства и другие.

Итак, основные виды прав.

Исключительное право на произведение

Согласно ст. 1270 ГК РФ автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право на произведение, т.е. на право использовать произведение в соответствии со ст. 1229 Кодекса в любой форме и любым способом, не противоречащим закону.

Способы использования произведения:

  • - воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи (в случае, если книга содержит CD, DVD приложение);
  • - распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;
  • - публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств. А также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения. Или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;
  • - импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения.
  • - публичное исполнение произведения (литературные чтения, они, как правило, осуществляются самими авторами), то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения,
  • - сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю.
  • - сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции). Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;
  • - перевод или другая переработка произведения.

Под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного).

  • - практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;
  • - доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).

По исключительному праву на использование произведения его автор или правообладатель (издатель) в праве осуществлять или разрешать осуществлять все перечисленные действия.

Следует обратить внимание на особенности осуществления перечисленных авторских правомочий, которые обусловлены, прежде всего, спецификой самих объектов авторского права. Так, не является использованием произведения практическое применение положений, составляющих содержание произведения, в том числе положений, представляющих собой техническое, экономическое, организационное или иное решение, за исключением практической реализации архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта.

Согласно ст. 1271 ГК РФ для оповещения об исключительном праве на произведение правообладатель может использовать знак охраны авторского права, размещаемом на каждом экземпляре произведения и состоящем из особых элементов:

  • - латинской буквы «C» в окружности © («C» от англ. «copyright»- «авторское право»);
  • - имени или наименования правообладателя;
  • - года первого опубликования произведения.

Использование знака охраны авторского права является правом, а не обязанностью автора или иного правообладателя. Отсутствие такого знака на экземпляре произведения как российского, так и иностранного автора не лишает это произведение авторско-правовой охраны.

Правообладатель может не только использовать, но и распоряжаться исключительным правом на произведение любым способом, не противоречащим закону и существу такого исключительного права.

Срок охраны исключительного права.

В Российском законодательстве в соответствии с Бернской конвенцией исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и ещё 70 лет, после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора (п. 1 ст. 1281 ГК РФ).

Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего своих соавторов, и ещё 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.

Если произведение обнародовано анонимно или под псевдонимом, то срок действия исключительного права истекает через 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, обнародованного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, исключительное право будет действовать в течение срока, установленного п. 1 ст. 1281 ГК РФ.

Если произведение обнародовано после смерти автора, то исключительное право на произведение, действует в течение 70 лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора.

Если автор произведения был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным, и 70 лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения.

Особое внимание законодательство уделило авторам, работавшим во время Великой Отечественной войны или участвовавшим в ней. Для них срок действия исключительного права увеличивается на четыре года.

Исключительное право на произведение переходит по наследству (ст. 1283 ГК РФ).

В случаях, предусмотренных ст. 1151 Кодекса (отсутствие или законное отстранение наследников), исключительное право на произведение, входящее в состав наследства, прекращается, и произведение переходит в общественное достояние. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

Исключительность права авторства означает, что никто другой, кроме самого автора, не может быть признаваться автором того же объекта. Автор имеет возможность требовать от всех третьих лиц признания и уважения того, что он является создателем соответствующего произведения.

Эти права не передаются при переходе к другому лицу исключительного права на произведение и при предоставлении ему права использования произведения.

В случае посягательства на имя автора и другие, личные неимущественные и имущественные права, касающиеся также и книгоиздания, издательство, как правило, берет на себя обязанность помогать автору, отстаивать свои права. Таким образом, издательство одновременно защищает и свои права, свою репутацию.

Применение нормы не отчуждаемости не всегда однозначно в жизни. Есть примеры, когда лицо, формально указанное, как автор, им не является. Покупка дипломной работы или диссертации либо другого научного или литературного произведения является грубым нарушением авторского права. Однако обе стороны (продавец и покупатель) осознано идут на это, для них это выгодная сделка.

Ст. 1257 ГК РФ закрепляет презумпцию авторства. Это означает, что лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное. Доказать иное на практике бывает сложно. Поэтому в договорах, заключаемых с автором, издательства иногда специально прописывают, что автор самостоятельно несет ответственность за свое авторство. Т. е. в случае (это бывает крайне редко), если автор принес в издательство чужую рукопись, выдал ее за свою и издатель выпустил ее, а в последствии объявляется лицо, называющее себя законным автором, то автор лично отвечает перед судом, отстаивает свои права. Издатель в таком случае лишь может помогать автору, но не отвечать совместно.

С правом авторства связано право на имя, означающее право лица приобретать и осуществлять права и обязанности под своим именем (фамилией) или псевдонимом (от греч. "носящий ложное имя"). Нередко псевдоним становится вторым именем автора (например, Ахматова - Анна Андреевна Горенко, Максим Горький - Алексей Максимович Пешков). Автор может иметь несколько псевдонимов. Коллектив авторов тоже может иметь совместный псевдоним, например «Кукрыниксы» (художники - М. Куприянова, П. Крылова и Н. Соколова). Произведение может быть использовано и без обозначения имени автора (анонимно).

Право авторства и право на имя автора охраняются бессрочно. После смерти автора защиту его авторства и имени может осуществлять любое заинтересованное лицо, за исключением случаев, когда автор указал лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (ст. 1134 ГК РФ).

Право на неприкосновенность произведения.

Согласно статьей 1266 ГК РФ не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения).

Иллюстрирование и дизайнерское оформление, а также редакторская и корректорская обработка оговариваются в договорах с авторами. После внесения всех правок автор обязан подписать результат труда издательства, если он согласен со всеми изменениями. В отдельных случаях, если составляется договор об отчуждении авторских прав и прописываются такие пункты, издатель вправе вносить изменения и использовать произведение по частям.

Статьей 1266 ГК РФ закреплено, что при использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений. При этом не должен искажаться замысел автора; не должна быть нарушена целостность восприятия произведения; это не должно противоречить воле автора.

Право на имя, право авторства и право на неприкосновенность произведений науки, литературы и искусства охраняются в соответствии с правилами ст. ст. 1228, 1267 ГК РФ независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким произведениям ранее.

Право на обнародование произведения

Право на обнародование - это обеспечение доступа к произведению любых третьих лиц. Автор вправе не давать согласия на его обнародование, например, в издательстве, если издатель торопится с выходом в свет книги, а автор считает её недостаточно проработанной (ст. 1268 ГК РФ).

«Опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме. В количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения». Тираж, как правило, издатель определяет сам и ставит в известность об этом автора, тем более, если автор получает проценты с тиража.

Право на вознаграждение.

Согласно ст. 1255 ГК РФ в случаях, предусмотренных Кодексом, автору произведения принадлежат право на вознаграждение, в том числе за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Право на вознаграждение за использование служебного произведения. В соответствии со ст. 1295 ГК РФ автору принадлежат права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах, установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение).

Право на отзыв.

Право на отзыв сформулировано в ст. 1269 ГК РФ, согласно которой автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения.

В издательской сфере редко происходят подобные отзывы, ведь в договорах оговаривается финансовая ответственность, неустойки, которые в случае отказа может понести автор. Если он только предоставил рукопись на рассмотрение издательству, он может ее отозвать, но если ее уже обрабатывали редакторы, художники, верстальщики, и на это ушли денежные средства, то автор будет обязан оплатить эти затраты. Отзыв же тиража практически невозможен. Да и самому автору это совсем невыгодно.

Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.

В соответствии со ст. 1274 ГК РФ, допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения:

  • - цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
  • - использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью.

Этим правом активно пользуются издательства при создании энциклопедий, справочников и учебной литературы. Обязательным условием правомерности использования произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях является указание имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.

Особые виды произведений и права на них.

В качестве одной из охраняемых частей произведения особый интерес представляет персонаж. Как отельный объект он выделен в российском законодательстве сравнительно недавно, с принятием части четвертой ГК РФ. Персонаж становится отдельным объектом, использовать который другим авторам в своих произведениях без лицензии создателя этого персонажа запрещено, если в силу своего характера такой персонаж может быть признан "самостоятельным результатом творческого труда автора" (ст. 1259 ГК РФ). Примером могут служить герои Э.Успенского: Чебурашка и Крокодил Гена, Кот Матроскин, Дядя Федор и другие.

Стоит выделить дополнительные категории субъектов авторских правоотношений - авторов производных произведений и составители. По ГК РФ (ст. 1260) к числу авторов производных произведений относятся переводчики и так называемые авторы иных производных произведений, отдельно выделяются составители.

Автор производного произведения - лицо, которое своими творческими усилиями создало произведение, основывающееся на уже существующем оригинальном произведении, в отношении которого авторские права имеются у другого лица или группы лиц.

Совместное неделимое произведение - это созданное совместным творчество произведение, которое представляет собой неразрывное и неделимое целое, пример: «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова. Авторы отвечают за создание и использование таких произведений совместно.

Совместное делимое произведение - это созданное совместным творчество произведение, которое представляет собой совокупность нескольких самостоятельных частей. К ним относятся многие литературные и научные произведения, учебники и т. д. Авторское право принадлежит всем соавторам совместно, однако каждый автор в праве использовать созданную им часть по своему усмотрению. Но и такой вид произведения может быть неразрывным (если части согласуются по смыслу очень тесно).

Для любых неразрывных совместных произведений ни один из соавторов не в праве без достаточных оснований запретить использование произведения.

Составное произведение - произведение (сборник или компиляция), включающее другие произведения или их части. К ним, например, относятся антология, хрестоматия, энциклопедия, справочники и др. Автор-составитель обладает исключительным правом лишь на подбор и расположение материала. При этом у автора-составителя (или издателя) должны быть письменные договоренности с авторами (или иными правообладателями), чьи произведения используются в книге. При этом право издателя ограничивается лишь правом на воспроизведение или копирование издания, если с авторами не были составлены договоры на переработку их частей (но это уже может происходить при передаче исключительных прав).

Составное произведение отдельно охраняется авторским правом именно в его особой компоновке.

Другая важная особенность заключается в том, что переводчики и авторы других производных произведений (создатели сценариев, аранжировок и т. д., это редкость для книгоиздания) не препятствует иным лицам осуществлять свои переводы и переработки тех же оригинальных произведений (п. 6 ст. 1260 ГК РФ).

По мнению многих юристов, переводчики и авторы иных производных произведений способствуют оптимизации произведения, «приведению в надлежащее состояние, которое позволяет публике воспринимать его как оконченное, завершенное либо адаптированное для восприятия произведение.

Переводчик - лицо, которое в силу своих языковых познаний и определенной заинтересованности осуществило перевод того или иного произведения.

Авторские права переводчика распространяются только на сделанный им перевод, но не на содержательную часть самого произведения. По мнению многих ученых, в том числе и В.Я. Ионаса, каждое произведение включает в себя два основных элемента - внешнюю (языковая структура произведения) и внутреннюю (сюжет и художественные образы) форму.

При переводе определенной переработке подвергается внешняя, а не внутренняя форма. Переводчик не приобретает личных неимущественных прав на оригинальное произведение, за ним устанавливаются авторские права только на вновь созданный перевод.

Создание перевода одним переводчиком, как уже отмечалось, не лишает друга одно произведение, особенно если оно является мировой классикой или бестселлером, можно встретить несколько разы переводов.

Права переводчиков вызывают особый интерес, так как зачастую сталкивают интересы законодательных систем разных стран, обращаясь к международному праву. Тем более это последнее время количеств переводных книг в России огромно, а также нередок перевод нашей литературы на иностранные языки.

Служебное произведение - охраняемый творческий результат, созданный автором в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или задания работодателя.

Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Специально в законодательстве оговаривается, что, если работодатель в течение трех лет со дня предоставления служебного произведения в распоряжение работодателя, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение переходит автору. Если работодатель в течение трех лет начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение.

В издательской отрасли формально могут присутствовать такие виды отношении, т. к. редакторы часто создают на рабочем месте произведения. И бывают случаи, когда они пролеживают на полке неизданными. Однако на практике мало кто из работников предъявляет права на такие произведения, гораздо проще бывает преобразовать его и использовать, например, напечатав в другом издательстве.

Права на художественное оформление: иллюстрации, фотографии, географические карты, макет и дизайн книги

На иллюстрации к различным произведениям заключаются такие же виды договоров, как на литературные произведения. Художники, фотографы и картографы пользуются своими правами в том же объеме, к ним добавляются ещё несколько прав (право доступа и право следования). Но чаще всего заключаются договоры авторского заказа с передачей всех исключительных прав бессрочно (договор отчуждения). В подобном случае художники, фотографы и картографы воспринимаются более как подрядчики, и издатель старается выкупить все его рисунки, дабы иметь возможность использовать их в других свои произведениях, иногда даже разделяя на различные элементы.

Нередки случаи, когда известный художник приходит в издательство со своими произведениями и под них создается произведение. Тогда заключается, скорее всего, лицензионный договор о передаче исключительных прав или неисключительных, при котором художник получает проценты с тиража, либо использует другой вид оплаты, но всё равно не теряет навсегда всех имущественных прав на произведение. Так могут издаваться, например, художественные альбомы. Однако такие крупные проекты обычно дороги, их могут позволить себе далеко не все издательства.

На разработку макета и дизайна книг, в случае сложного макета создается договор авторского заказа с внештатным дизайнером на разработку макета, а также дополнительно заключается договор подряда на разработку шаблона полосы. Если макет создается силами издательства, то обычно отдельно договоры не заключаются, однако право авторства на макет признается за разработчиком, чье имя указывается в выходных данных, а авторское право принадлежит издательству (служебное произведение). Если макет несложный или типовой, то его, как правило, авторским правом не защищают.

По ст. 1283 ГК РФ исключительное право на произведение переходит по наследству, в результате чего наследник или наследники становятся правообладателями произведения наследодателя. Наследники могут использовать его любым не противоречащим закону образом, в том числе:

  • - публиковать;
  • - давать разрешения другим лицам на использование данного произведения, перешедшего по наследству;
  • - запрещать его использование кем-либо.

Использование произведения без их разрешения считается нарушением исключительного авторского права.

Наследственные правоотношения регламентированы в части третьей ГК РФ. Личные имущественные права на произведение могут перейти к наследникам по завещанию или по закону (если нет завещания). Личные неимущественные права автора (право на имя, право авторства), не подлежат передаче наследникам.

Наследниками могут быть физические и юридические либо те и другие лица одновременно. Если наследодатель составил завещание в отношении произведения, то не имеет значения, состоит ли наследник с ним в родственных отношениях. По наследству переходят как само произведение, так и имевшиеся в связи с ним права и обязанности, существовавшие на момент смерти автора, например, право на получение авторского гонорара.

Срок охраны авторского права наследников- 70 лет. Этот срок начинает исчисляться с 1 января года, следующего за годом смерти автора (п. 1 ст. 1281 ГК РФ). В случае соавторства, наследники начинают отсчет срока только после смерти последнего из соавторов с 1 января года, следующего за годом его смерти.

На произведение, которое было обнародовано наследниками после смерти автора, исключительные права действуют в течение 70 лет после правомерного обнародования произведения. Отсчет начинается с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение 70 лет после смерти автора.

Среди ученых ведутся споры насчет перехода права отзыва к наследникам, которое входит в состав права на обнародование. Так, по мнению О.А. Рузаковой, если автором при жизни реализовано право на обнародование, то наследники не должны иметь права на отзыв.

Согласно части четвертой ГК РФ смежное право, так же как и авторское право, может перейти по наследству. Так, право на исполнение охраняется у наследников по тем же самым правилам, что и у автора произведения (ст. 1318 ГК РФ). А личные неимущественные права автора смежного права охраняются бессрочно (п. 1 ст. 1316 ГК РФ). Исключительное право на фонограмму действует в течение 50 лет.

Оно переходит по наследству, но только как остаток части срока охраны, т. е. пятидесятилетний срок охраны фонограммы, начинается еще при жизни производителя фонограммы и продолжает течение и после его смерти. По истечению срока охраны фонограмма переходит в общественное достояние.

В пределах оставшегося срока в порядке наследственного правопреемства исключительное право публикатора на произведение переходит к наследникам (ст. 1338 ГК РФ).

Литература: Шершеневич, Авторское право на литературные произведения, 1891; Калмыков, О литературной собственности («Ж. мин. нар. прос.», 1851); Муромцев, Авторское право («Юр. В.», 1879, №3); Панкевич, Объект авторского права («Зап. Нов. Ун.», 1878); Табашников, Литературная собственность, 1878, т. I ; Спасович, Права авторские и контрафакция, 1865; Миллер, Музыкальная собственность («Ж. Гр. и Уг. Пр.», 1886, № 2); Федоров, К вопросу об авторском праве на произведения литературные, художественные и музыкальные, 1896; Никонов, Юридическая природа авторского права, («В. Пр.», 1899, №4); Анненков, Система русского гражданского права, т. II , стр. 588-668; Борзенко, Право автора на перевод, 1892; Кобеляцкий, Промышленная, литературная, художественная и музыкальная собственность, 1896; Гальперин-Каминский, Общая польза авторского права, 1894; Ниленко, Международные литературные конвенции, 1894.

I . Авторское право на литературные произведения.

Под этим именем понимается исключительное право автора на воспроизведение и распространение его литературного произведения.

1. Субъектом этого права является автор, как создатель литературного произведения, и его правопреемники, наследники и те, кому автор передал свое право. Личность автора определяется помещением имени на книге, хотя бы в действительности она написана была другим лицом, хотя бы другие лица оказали значительное содействие автору в создании его труда. Сочинение, изданное под псевдонимом или анонимно, за неимением активного субъекта, с точки прения нашего закона, оказывается беззащитным и может быть каждым перепечатываемо, пока истинный автор не раскроет принадлежности ему этой работы. Литературное произведение может быть продуктом работы нескольких лиц, соавторов, авторское право может перейти к нескольким наследникам. В том и

Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права - М.: «СПАРК», 1995. С.256

другом случае между несколькими субъектами создается отношение, подобное общей собственности. Постановления нашего законодательства, установленные для нее, должны иметь применение и к соавторству, ввиду признания авторского права собственности. Так как юридическое лицо не может быт автором, то оно не может приобрести авторского права иначе, как по преемству от настоящего автора. Однако в нашем законодательстве содержится исключение: ученые общества, состоящие при академиях, университетах и других учебных заведениях, пользуются исключительным правом воспроизведения своих трудов, издаваемых от их имени (т. X , ч. 1, к ст. 420, прил. ст. 24). Авторское право присваивается у нас иногда и не авторам; так первые издатели народных песен, пословиц, сказок и повестей, сохранившихся одним изустным преданием, пользуются такими же правами, как и сочинители новых книг (т. X , ч. 1, к ст. 420, прил. ст. 2).

2. Объектом авторского права является литературное произведение, как продукт духовного творчества, облеченный в письменную или словесную форму и предназначенный к обращению в обществе, Отчеты о заседаниях суда, ученых обществ, земств и т.п., не выражающие духовного творчества их составителей, не могут считаться такими объектами. Но степень духовного творчества и объем сочинения не имеют никакого юридического значения. Пока мысль не проявилась во вне, она не может составить объекта авторского права. Автор, поэтому, не вправе требовать, чтобы его взгляды или открытия не были опубликованы, если они случайно стали известны, вследствие его собственной несдержанности или нескромности близких ему лиц. Необходимо, чтобы мысль получила внешнюю форму, которая и подлежит защите. Объектом авторского права являются книги, статьи в журналах, литературные письма (тогда как частные письма, хотя бы наиболее известных писателей, как не предназначенные к обращению в обществе, не составляют такого объекта), профессорские лекции, речи, рефераты, проповеди. Защита словесных произведений со стороны нашего закона распространяется так далеко, что без согласия оратора газеты не вправе воспроизвести целиком ни одной речи (т. X , ч. 1, к ст. 420, прил. ст. 1). С другой стороны, по взгляду нашего законодательства, в содержание авторского права на литературное произведение не входит право на запрещение другим перевода. Таким образом не только сочинения иностранных писателей, ввиду отсутствия каких-либо конвенций по этому вопросу, могут быть свободно переводимы без согласия авторов, но даже сочинения русских авторов подлежат свободному переводу в России с одного языка на другой (т. X , ч. 1, к с. 420, прил. ст. 18; кас. реш. 1891, №13). Когда литературное произведение представляет собой драматическое сочинение, то авторское право является в двух видах: а) права исключительного воспроизведения в печати и распространения, b) право исключительного допущения к постановке на сцене.

Моментом возникновения авторского права должно признавать не издание сочинения, не печатание его или произнесение, а облечение мысли в рукописную форму. Действительно, все законодательства охраняют рукопись наравне с напечатанными произведениями. Но наше законодательство не защищает рукописи, а потому у нас моментом возникновения авторского права надо считать

Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права - М.: «СПАРК», 1995. С.257

воспроизведение сочинения в печати или в иной форме тиснения, или же произнесение его (contra кас. реш. 1892, № 107).

Как имущественное право, авторское право подлежит отчуждению со стороны автора. Переход авторского права происходит по законному наследованию, по завещанию, по договору. После смерти автора наследники его или частные преемники могут осуществлять свое право, по нашему законодательству, в течение 50 лет с этого момента, а если сочинение издано ими после смерти автора, то с момента издания (т. X , ч. 1, ст. 1085). Для перехода авторского права от одного лица к другому законом установлена обязательность нотариальной формы (т. X , ч. 1, к ст. 420, прил. ст. 4). Несоблюдение формы может повлечь непризнание сделки со стороны наследников, не говоря уже о том случае, когда бы автор передавал свое право двум лицам, - одному по домашнему акту, а другому по нотариальному.

Несмотря на свой имущественный характер, авторское право, установленное законом в обеспечение материального существования автора, не подлежит взысканию за долги последнего. Предметом взыскания могут быть только книги, отпечатанные и притом обращенные в продажу, рукописи же вовсе не принадлежат принудительному отчуждению. Приобретение с публичного торга сочинений дает приобретателю только право собственности на книги, как на вещи, но не авторское право на сочинение (Уст. гражд. суд. ст. 1040 и 1041).

Распространение литературного произведения, с этой целью воспроизведенного полностью или в значительной части лицом, которое не имеет авторского права и не получило разрешения на то со стороны автора или его преемника, называется контрафакцией и составляет уголовное преступление. Однако не запрещается помещение в хрестоматиях статей или отрывков из других сочинений, хотя бы и более печатного листа (т. X , ч. 1, к ст. 420 прил. ст. 14).

П. Право на периодические издания.

На авторском праве основано другое исключительное право, приобретшее в последнее время большое практическое значение, - это право на периодические или, как выражается наш закон, на повременные издания. Под этим названием понимаются: 1) газеты и журналы, выходящие в свет отдельными номерами, листами или книжками, 2) сборники или собрания новых, оригинальных или переводных сочинений или статей разных писателей, издаваемое под одним общим заглавием, более двух раз в году (Уст. о ценз, и печати, ст. 114). Каждый, желающий выпускать в свет новое повременное издание в одном из городов Империи, обязан, согласно правилам 24 ноября 1905 года, подать местному губернатору или градоначальнику, по принадлежности, заявление, содержащее в себе означение:

а) города, в котором издание будет выходить;

б) наименование издания, его программы, сроков выхода его в свет и подписной цены;

в) имена, отчества, фамилии и места жительства издателя и ответственного редактора, если издатель не принимает этой обязанности на себя;

г) типографии, в которой издание будет печататься.

Не позднее двух недель со дня подачи заявления, губернатор или градоначальник обязан выдать лицу, желающему выпускать в свет новое повременное издание, свидетельство, в двух экземплярах, с обозначением в нем всех указанных выше сведений. Один экземпляр свидетельства передается издателем для хранения в

Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права - М.: «СПАРК», 1995. С.258

типографию. Без такого свидетельства ни одна типография не вправе приступать к набору и печатанию повременного издания. Повременное издание, при самом возникновении его, получает особое название, которое рассматривается как фирма предприятия.

Возникшее газетное или журнальное предприятие составляет имущественное право издателя, способно быть предметом возмездных и безвозмездных сделок (кас. реш. 1868, №552). Переход права издания от одного лица к другому совершался прежде независимо от министерства, которое только уведомлялось о совершившемся изменении издателя, без права оказать препятствие сделке. Затем в 1897 году (Собр. узак. и расп. прав. 1897, №43, ст. 585). Высочайше утвержденным положением Комитета министров было определено, что передача периодических изданий от одного издателя к другому допустима не иначе, как с разрешения министра внутренних дел. Положением Комитета министров, Высочайше утвержденных 21 января 1905 года, восстановлен был прежний порядок передачи изданий и, согласно Высочайшему повелению 23 мая 1905 года, о переходе права на издания лишь извещается губернатор.

Между тем право издателя на газету или журнал, с точки зрения современной связи с авторским правом, является не первоначальным, а производным правом, обуславливается авторским правом редактора на издание, которому он придал литературную форму. Сам издатель, нередко вовсе не участвующий личным трудом, ограничивающийся доставлением материальных средств, не может в лице своем приобрести исключительного авторского права. В действительности это право всегда принадлежит издателю, а не редактору, но только вследствие договора между этими лицами, хотя бы и безмолвного.

Право издателя, основанное на праве редактора, распространяется на газету или журнал в его целом виде, какой придан им трудом редактора. Поэтому издатель имеет право повторять номер бесконечное число раз, не обязываясь соответственно вознаграждать сотрудников. Право издателя на газету или журнал в его целом составе не исключает авторского права сотрудников на помещенные там статьи, которые они могут издавать отдельно или в собрании своих сочинений (т. X , ч. 1, к ст. 420, прил. ст. 8). Согласно с этим преследование за перепечатку отдельных статей из газет или журналов составляет право автора их, а не издателя. Однако и последний имеет право считать нарушением своего права перепечатку тех отделов издания, которые не связаны с именем автора, а составляют принадлежность издания: передовые статьи, специальные телеграммы, корреспонденции, хроники, отчеты, внутренние и иностранные обозрения. Закон наш считает нарушением прав издателя, когда другое издание, под каким-либо предлогом, перепечатывает постоянно и целиком мелкие статьи, хотя бы они занимали и менее печатного листа (т. X , ч. 1, к ст. 420 прил. ст. 13 п. 4).

Право на повременное издание может иметь не одного, а несколько активных субъектов, вследствие договора или наследования. Так как право на издание основано на авторском праве и так как авторское право закон считает правом собственности, то к данному случаю общего права должны быть применимы правила об общей собственности. Назначение редактора и устранение назначенного возможно только с общего согласия соучастников.

Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права - М.: «СПАРК», 1995. С.259

Всякое издание, уже выходившее в свет, но по каким-либо соображениям не появлявшееся в течение года, считается прекратившимся, и на возобновление его требуется новое разрешение (Уст. о ценз., ст. 121). Хотя и основанное на авторском праве, право на повременные издания не прекращается по истечении 50 лет со времени смерти первого издателя-основателя, потому что в лице издателя-преемника право издания не продолжается, но снова возникает по случаю каждого вновь выходящего номера.

III . Авторское право на художественные произведения.

К числу авторских прав относится также право на художественные произведения. Оно состоит в исключительном праве повторять и размножать оригинальное художественное произведение всеми возможными способами, тому или другому искусству свойственными (т. X , ч. 1, к ст. 420, прил. ст. 28). Сущность права заключается не в праве собственности на произведение, как вещь, но в праве повторять созданную форму.

Субъектом этого права является художник, мысли и искусству которого обязано произведение своим существованием, все равно, будет ли то живописец, скульптор, архитектор или гравер, медальер и другими отраслями изящных искусств занимающийся. Закон наш и в этом случае признает возможность для юридических лиц быть субъектами художественного права (т. X , ч. 1, к ст. 420, ст. 28, прим.). Объектом права является форма произведения, которая может состоять в расположении фигур на картине, в позе статуи, в плане или фасаде дома.

Возникновение права на художественное произведение, по нашему законодательству, обуславливается не только созданием формы, но и соблюдением некоторых мер регистрации. Художник-автор обязан предъявить свое произведение у нотариуса или пригласить его для осмотра на дом, а затем, на основании полученного удостоверения, известить Императорскую Академию художеств, которая публикует о том в ведомостях (т. X , ч. 1, к ст. 420, прил. ст. 29). Соблюдение этого сложного порядка представляется весьма затруднительным, а между тем из смысла постановлений закона можно заключить, что только при соблюдении указанного порядка возникает право.

Возникшее в лице художника, право способно к переходу по договору, завещанию или законному наследованию. Сделки об отчуждении права на художественные произведения совершаются нотариальным порядком (т. X , ч. 1, к ст. 420, прил. ст. 30). Однако в некоторых случаях художник не имеет исключительного права на созданное ими произведение искусства, а именно, когда работа была выполнена по заказу. В силу этого договора художник заранее отказывается от своих прав на форму в пользу заказчика. Это относится не только к портретам или к гипсовым снимкам, но ко всяким вообще произведениям, если мысль была дана заказчиком (т. X , ч. 1, к ст. 420, прил. ст. 31, 32). Это, впрочем, не значит, что последний приобрел право размножения и распространения принадлежащего ему художественного произведения, но только, что право художника стесняется в своем осуществлении. Он все-таки сохраняет право запрещать всем другим повторять его форму, с согласия заказчика, закон дает ему право, при издании совокупности своих творений, например, в гравюрах, планах, по-

Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права - М.: «СПАРК», 1995. С.260

вторить свою работу, но только без права продажи в отдельности (т. X , ч. 1, к ст. 420, прил., ст. 33).

Нарушения права на художественные произведения могут произойти двояким образом: а) всякое повторение, для денежных выгод, художественного произведения в целом его составе, без формального согласия лица, имеющего на него исключительное право, называется контрафакцией или противозаконным копированием (т X , ч. 1, к ст. 420, прил. ст. 36). Контрафакцией будет, например, срисовывание картины, бывшей на выставке, для помещения ее журнале, изображение статуи на медали, построение здания по чужому плану или фасаду. Однако наш закон не считает контрафакцией тот случай, когда произведение живописи изображается посредством скульптуры и наоборот (там же ст. 39); b) повторение отдельных частей из чужого художественного произведения в своем произведении называется плагиатом или противозаконным заимствованием (т. X , ч. 1, к ст. 420, прил. ст. 38). Плагиатом будет, например, выбор из чужой картины групп, фигуры, головы, пейзажа, морского вида и помещение их в своей картине с соблюдением того же рисунка и освещения.

Право на художественные произведения прекращается по истечении 50 лет со времени смерти художника (т. X , ч. 1, ст. 1185).

IV . Авторское право на музыкальные произведения.

Сущность этого права состоит в а) исключительной возможности издания музыкальных произведений в печати и b) в праве разрушать их публичное исполнение.

Субъектом рассматриваемого права является композитор, которому принадлежит музыкальная мысль и который облек ее во внешнюю форму, хотя бы и не переложил на ноты, а только исполнил. Объектом права является известная последовательность и сочетание звуков, составляющие в совокупности цельное музыкальное произведение, которое является продуктом творчества музыкальной мысли композитора (кас. реш. 1890, № 130). Для возникновения этого вида исключительных прав закон не устанавливает каких-либо условий регистрации, поэтому право должно считаться возникшим с момента облечения музыкальной мысли в сочетание звуков.

Нарушение права на музыкальные произведения может представляться в различных видах, а) Полное воспроизведение в печати чужого музыкального произведения, все равно с печатных нот, или с рукописи, или на память, при музыкальном исполнении, составит контрафакцию (т. X , ч. 1, у ст. 420, прил. ст. 42). Сюда же относятся случаи переложения музыкального сочинения на другие инструменты или с полного оркестра на один какой-либо инструмент, извлечений из чужих музыкальных сочинений в собрание разных песен, так называемое попурри. b) Частное заимствование чужих музыкальных выражений мысли в свое сочинение представляет полагать. Заимствование из чужого музыкального произведения признается позволительным только тогда, когда уклонения от идеи или формы оригинала так значительны и многочисленны, что такое произведение можно почитать новым сочинением (т. X , ч. 1, к ст. 420, прил. ст. 44). Никаких заимствований для музыкальной хрестоматии закон не допускает, подобно тому, как он допускает для литературных хрестоматий (contra

Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права - М.: «СПАРК», 1995. С.261

указ угол. кас. деп. 1897, №30). с) Публичное исполнение чужих музыкальных произведений составляет нарушение прав композитора, если пьесы не были еще изданы. В противном случае каждый может исполнять их в концерте, театре или ином месте. Однако оперы и оратории, хотя бы и изданные, не могут быть исполняемы перед публикой без согласия композиторов (т. X , ч. I , к ст. 420 прил. ст. 43). В этом отношении эти виды музыкальных сочинений приравниваются к драматическим произведениям.

Право на музыкальные произведения, как и на литературные и на художественные, прекращается с истечением 50 лет со дня смерти композитора или со времени издания произведения, если оно было издано по смерти его (т. X , ч. I .. ст. И 85).

Литературные и художественные произведения, в частности:

Романы, поэмы, статьи и прочие письменные произведения; лекции, речи, проповеди и прочие устные произведения;

Драматические, музыкально-драматические произведения, пантомимы, хореографические, другие сценические произведения;

Музыкальные произведения (с текстом или без текста);

Аудиовизуальные произведения;

Произведения живописи, архитектуры, скульптуры и графики;

Фотографические произведения;

Произведения прикладного искусства;

Иллюстрации, карты, планы, эскизы и пластические произведения, которые касаются географии, топографии, архитектуры или науки;

Переводы, адаптации, аранжировка и прочие переработки литературных или художественных произведений;

Сборники произведений, если они по подбору или упорядочению их составных частей являются результатом интеллектуальной деятельности;

Компьютерные программы;

Компиляции данных (базы данных), если они по подбору или упорядочению их составных частей являются результатом интеллектуальной деятельности;

Другие произведения.

4. Компьютерные программы охраняются как литературные произведения.

5. Компиляции данных (базы данных) или другого материала охраняются как таковые. Эта охрана не распространяется на данные или материал как таковой и не нарушает авторское право на данные или материал, который является составляющей компиляции.

Статья 434. Произведения, которые не являются объектами авторского права

Акты органов государственной власти и органов местного самоуправления (законы, указы, постановления, решения и т.п.), а также их официальные переводы;

Государственные символы Украины, дензнаки, эмблемы и т.п., утвержденные органами государственной власти;

Сообщения о новостях дня или другие факты, которые имеют характер обычной пресс-информации;

Другие произведения, установленные законом.

1. Первичным субъектом авторского права является автор произведения. Из-за отсутствия доказательств обратного автором произведения считается физическое лицо, указанное обычным способом как автор на оригинале или экземпляре произведения (презумпция авторства).

1. Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, принадлежит соавторам совместно, независимо от того, составляет такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, любая из которых может иметь еще и самостоятельное значение. Часть произведения, созданного в соавторстве, признается имеющей самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от других частей этого произведения.

Статья 438. Личные неимущественные права автора

Требовать указания своего имени в связи с использованием произведения, если это практически возможно;

Запрещать указание своего имени в связи с использованием произведения;

Избирать псевдоним в связи с использованием произведения;

На неприкосновенность произведения.

Статья 439. Обеспечение неприкосновенности произведения

1. Автор имеет право противодействовать любому извращению, искажению или другому изменению произведения или любому другому посягательству на произведение, которое может повредить чести и репутаци автора, а также сопровождению произведения без его согласия иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и т.п..

2. В случае смерти автора неприкосновенность произведения предохраняется лицом, уполномоченной на это автором. Из-за отсутствия такого полномочия неприкосновенность произведения охраняется наследниками автора, а также другими заинтересованными лицами.

Статья 440. Имущественные права интеллектуальной собственности на произведение

1. Имущественными правами интеллектуальной собственности на произведение являются:

Право на использование произведения;

Исключительное право разрешать использование произведения;

Право препятствовать неправомерному использованию произведения, в том числе запрещать такое использование;

Другие имущественные права интеллектуальной собственности, установленные законом.

2. Имущественные права на произведение принадлежат его автору, если другое не установлено договором или законом.

Статья 441. Использование произведения

1. Использованием произведения является его:

Воспроизведение любым способом и в любой форме;

Перевод;

Переработка, адаптация, аранжировка и прочие подобные изменения;

Включение составной частью в сборники, базы данных, антологии, энциклопедии и т.п.;

Публичное исполнение;

Продажа, передача в найм (аренду) и т.п.;

Импорт его экземпляров, экземпляров его переводов, переработок и т.п.

2. Использованием произведения являются также другие действия, установленные законом.

1. Произведение считается опубликованным (выпущенным в свет), если оно любым способом сообщено неопределенному кругу лиц, в том числе издано, публично исполнено, публично показано, передано по радио или телевидению, отображено в общедоступных электронных системах информации.

Статья 443. Использование произведения по согласию автора

1. Использование произведения осуществляется лишь по согласию автора, кроме случаев правомерного использования произведения без такого согласия, установленных Гражданским кодексом Украины и другим законом.

Статья 444. Случаи правомерного использования произведения без согласия автора

1. Произведение может быть свободно, без согласия автора и других лиц, и безвозмездно использовано любым лицом:

Как цитата из правомерно опубликованного произведения или как иллюстрация в изданиях, радио- и телепередачах, фонограммах и видеограммах, предназначенных для обучения, при условии соблюдения обычаев, указания источника заимствования и имени автора, если оно указано в таком источнике, и в объеме, оправданном поставленной целью;

Для воспроизведения в судебном и административном проведении в объеме, оправданном этой целью;

В других случаях, предусмотренных законом.

2. Лицо, которое использует произведение, обязано указать имя автора произведения и источник заимствования.

Статья 446. Срок действия имущественных прав интеллектуальной собственности на произведение

1. Срок действия имущественных прав интеллектуальной собственности на произведение истекает через семьдесят лет, которые отсчитываются с 1 января года, следующего за годом смерти автора или последнего из соавторов, который пережил других соавторов, кроме случаев, предусмотренных законом.

Статья 447. Правовые последствия окончания срока действия имущественных прав интеллектуальной собственности на произведение

1. После окончания срока действия имущественных прав интеллектуальной собственности на произведение оно может свободно и безвозмездно использоваться любым лицом, за исключениями, установленными законом.

1. Автор имеет неотчуждаемое право на получение денежной суммы в размере пяти процентов от суммы каждой продажи оригинала художественного произведения или оригинала рукописи литературного произведения, следующего за отчуждением оригинала, осуществленным автором. Указанная сумма платится продавцом оригинала произведения.

2. Право, установленное частью первой этой статьи, переходит к наследникам автора произведения и наследникам этих наследников и действует до истечения срока действия имущественных прав интеллектуальной собственности на произведение, установленных статьей 446 Гражданского кодекса Украины.