Срок жизни человека предопределен ли. Всякая ли смерть от Бога? Как может выглядеть либретто оратории под названием “Жизнь и Смерть“

Первые столетия распространения ислама были расцветом богословской мысли. В этот период интенсивно развивались разнообразные сферы коранических наук, хадисоведения и фикха. Интеллектуальное продвижение часто происходило через очные диспуты величайших мусульманских учёных, среди которых были основатели мазхабов.

Богословом, который совершенствовал своё учение не только посредством скрупулёзного исследования источников, но и через открытые дебаты с коллегами, был Мухаммад аш-Шафии. В честь этого учёного назван один из самых распространённых суннитских мазхабов в фикхе.

Жизненный путь имама аш-Шафии

А бу Абдулла Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии появился на свет в 150 году по Хиджре (767 году по Милади) в городе Газа. Родители были родом из Священной Мекки и оказались в Палестине, поскольку глава семейства занимался военным делом. Отец Мухаммада умер, когда сын был в двухлетнем возрасте. И его мать приняла решение вернуться обратно в Мекку. Сам Мухаммад аш-Шафии был из числа курайшитов, при этом его родословная соприкасается с кланом Бану Хашим, от которого происходит Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.).

В Мекке будущий основатель нового религиозно-правового мазхаба посвящал всё своё время учёбе и науке. Согласно некоторым источникам, уже в восемь лет Мухаммад аш-Шафии знал наизусть Священный Коран. К десяти годам он выучил фундаментальный труд «Аль-Муватта». Переехав из Мекки в Медину, Мухаммад стал ходить на уроки автора этой работы имама , которого поразила широта познаний и способности ученика.

Уже в более зрелом возрасте аш-Шафии посещал занятия одного из основателей ханафитского мазхаба Мухаммада аш-Шайбани . С последним его связывает любопытная история. Находясь в Наджране, имам аш-Шафии был обвинён в распространении призывов к смещению существующей в государстве власти. Кроме того, его поспешили причислить к шиитам, что ещё больше усугубило и без того непростое положение учёного. Имама аш-Шафии перевезли в Сирию, где у него состоялся разговор с главой государства Харуном ар-Рашидом . Взгляды имама вызвали у халифа симпатию, однако освобождение из тюрьмы наступило только после заступничества Мухаммада аш-Шайбани, работавшего в то время главным судьёй (кадыем) в Багдаде. Аш-Шайбани настоял на том, чтобы Мухаммад аш-Шафии перебрался к нему в город.

Вместе с тем посещение уроков багдадского кадыя оставляло у имама неоднозначные впечатления. С одной стороны, аш-Шафии с глубочайшим интересом открывал для себя тонкости ханафитского мазхаба, а с другой - ему решительно не нравилась критика имама Малика ибн Анаса, которая часто звучала из уст Мухаммада аш-Шайбани. При этом имам аш-Шафии не хотел устраивать публичный спор со своим другом. Аш-Шайбани, узнав о возражениях своего ученика, настоял на том, чтобы их интеллектуальный диспут могли наблюдать все желающие. В итоге победа на дебатах о наследии имама Малика ибн Анаса осталась за Мухаммадом аш-Шафии. Примечательно, что исход богословского противостояния никак не сказался на дружбе двух учёных. Мухаммад аш-Шайбани признал своё поражение, но добрые чувства по отношению к аш-Шафии у него только усилились. Этот пример хорош тем, что он показывает то, каким образом должны вестись дискуссии среди мусульман. Имеющиеся разногласия по поводу второстепенных моментов не должны становиться настоящим яблоком раздора между людьми, исповедующими одну веру.

Одновременно с этим основатель шафиитского мазхаба получил покровительство со стороны халифа Харуна ар-Рашида. Это заметно отразилось на его финансовом положении, что, в свою очередь, сказалось на возможности имама путешествовать и обогащать свои представления об окружающем мире. Впоследствии Мухаммад аш-Шафии обосновался в Каире, где и умер в 204 году по Хиджре (820 год по Милади).

Что отличает шафиитский мазхаб

Мазхаб имама аш-Шафии представляет собой своеобразную реакцию на и маликитскую богословско-правовые школы, под влиянием которых он первоначально образовался. В его рамках была проведена попытка снять некоторые противоречия между сформированными ранее мазхабами и упростить их. Так, например, шафииты в выведении богословско-правовых суждений обращаются к словам Пророка Мухаммада (с.г.в.) и практике мединских ансаров, не обращая на это слишком пристального внимания, как маликиты. Кроме того, находит своё отражение в рамках шафиитского мазхаба и маликитское положение о богословских решениях, принятых для общественной пользы (истислах). Не будет ошибочным утверждение, что шафиитский мазхаб занял промежуточное положение между сторонниками использования разума при выведении суждений (асхаб ар-райи) и лагерем буквалистов (асхаб аль-хадис).

Естественно, Священный Коран и Благородная сунна не перестают оставаться главными источниками права в рамках этого мазхаба. Однако к хадисам шафииты обращаются только в том случае, если соответствующие аспекты не отражены в Коране. При этом важно, чтобы хадисы передавались через мединских сподвижников. Единое мнение мусульманских учёных (иджма ) также занимает отдельное место в иерархии методов шафиитского мазхаба. Из созданных ранее богословско-правовых школ перекочевали такие источники, как кыяс (суждение по аналогии) и истихсан (исправление кыяса, если его нормы не работают в новых условиях).

Шафиитский мазхаб в настоящее время является одной из наиболее распространённых богословско-правовых школ. Его последователей можно встретить в самых разных уголках планеты: Малайзии, Индонезии, Египте, Восточной Африке, Ливане, Сирии, Пакистане, Индии, Иордании, Турции, Ираке, Йемене, Палестине. Кроме того, представлен этот мазхаб и в России - чеченцы, аварцы и ингуши традиционно придерживаются именно его положений в религиозной практике.

Изучить фикх менструации – это обязанность

Многие женщины не знакомы с правилами, касающимися менструации. Учёные говорят, что каждая мусульманка обязана знать существующие положения Шариата на этот счёт. От того, находится женщина в состоянии менструации или нет, зависит, что в данный момент для неё обязательно (например, если она не менструирует, она обязана молиться, поститься в Рамадан и соглашаться вступать в интимные отношения со своим мужем) и что для неё запретно (если у женщины менструация, ей запрещено (харам) совершать молитву, поститься, а также вступать в интимные отношения с мужем). Таким образом, если женщина не изучает фикх менструации, возникает риск, что Всевышний Аллах будет недоволен ею, так как она может оставить что-то обязательное и совершить что-то запрещённое.

В этой статье кратко разъясняется фикх менструации. Большую часть из приведённого здесь вы не найдёте ни в «The Reliance of the Traveller»1 , ни в «Аль-Макасид»2 . Женщинам следует внимательно изучить этот материал и задавать вопросы, если что-то окажется неясным.

Проверка с помощью ватного тампона

Обильность кровотечения не ставится условием для того, чтобы оно считалось менструальным. Если женщина поместила во влагалище ватный тампон (или нечто подобное), вынула его и увидела на нём пятно (будь оно чёрное, красное, оранжевое, жёлтое или с желтоватым оттенком), считается, что она находится в состоянии менструации. Если при извлечении ватный тампон был без пятен (белым), считается, что женщина находится в состоянии чистоты.

(«Тухфат аль-мухтадж»; Хашият аш-Шаркави)

Условия менструации

Женщина, у которой обнаружено (в результате описанной выше проверки с помощью ватного тампона) кровотечение, считается пребывающей в состоянии менструации при наличии трёх условий:

1. Кровотечение должно продолжаться минимум 24 часа. Если кровотечение идёт с перерывами, то все периоды кровотечения в сумме должны составлять, как минимум, 24 часа.

2. Период менструации не должен превышать 15 дней независимо от того, постоянно вытекает кровь или с перерывами.

3. Между менструациями должно быть минимум 15 чистых дней.

Если у женщины возникло кровотечение, отвечающее приведённым выше требованиям, она должна считать, что находится в состоянии менструации. Когда кровотечение прекращается, она должна считать, что менструация кончилась. В некоторых случаях она может впоследствии обнаружить, что её предположения оказались ошибочными, и тогда необходимо будет принять соответствующие меры, чтобы скорректировать ситуацию.

Проиллюстрируем это на примере.

Пример

1 января, 10.00 утра: Айша замечает, что у неё выходит кровь из влагалища. С того момента, когда она последний раз видела, что у неё выходит менструальная кровь, прошло больше 15 дней. Следовательно, есть вероятность, что эта кровь является кровью менструации, так как она имеет все соответствующие признаки. Из-за этой вероятности, Айша должна решить, что у неё началась менструация, и немедленно отстраниться от всего, что нельзя делать женщине во время месячных (например, ей не следует совершать намаз, поститься, вступать в интимную близость с мужем, читать Коран и прикасаться к нему и т. д.).

1 января, 6.00 вечера: Айша замечает, что у неё, похоже, прекратилось кровотечение. Чтобы проверить это, она смывает с себя кровь, ждёт какое-то время и вводит во влагалище ватный тампон. При извлечении вата оказывается чистой. И снова Айша должна действовать согласно тому, что она видит – она должна решить, что кровь, которую она видела утром, относилась к болезненному кровотечению (дам фасад), а не к менструации (кровотечение у Айши продолжалось всего 8 часов, следовательно, она не может с уверенностью сказать, что это была менструальная кровь, потому что минимальная продолжительность менструации – 24 часа, что указано в первом условии выше). На ней не лежит обязанность совершить полное омовение (гусль) (потому что кровотечение не отвечало условиям менструации). До наступления времени намаза Иша осталось ещё полчаса, поэтому Айша должна совершить молитву Магриб и, кроме того, восполнить молитвы зухр и аср, которые она пропустила, так как теперь она узнала, что её предположения о том, что у неё началась менструации, оказались не верны. Она должна вести себя так, будто менструация у неё не начиналась вовсе.

3 января, 10 утра: Айша снова видит кровь. Она снова должна решить, что у неё менструация и отстраниться от всего, что запрещено женщине во время месячных. Кроме того, она обнаружила, что приняла неверное решение в 6 часов вечера 1 января: на самом деле, всё это время она находилась в состоянии менструации, следовательно, все молитвы и посты за эти дни, даже когда у неё не было кровотечения, недействительны.

4 января, 10 утра: Айша замечает, что характер кровотечения не такой, как был вчера. Она решает проверить, не прекратилось ли кровотечение снова. Она смывает с себя кровь, ждёт некоторое время, затем вводит во влагалище ватный тампон. При извлечении он оказывается жёлтым, так что она должны считать, что всё ещё находится в состоянии менструации (согласно более правильному (асах) мнению в шафиитском мазхабе, жёлтые выделения считаются менструацией). Ничего не изменилось.

5 января, 10.00 вечера: Айша думает, что у неё могла уже закончиться менструация, и проверяет, права ли она, с помощью ватного тампона. На ватном тампоне осталось пятно непрозрачной жидкости, с бежевым оттенком. Айша должна считать, что находится в состоянии менструации (как и жёлтые выделения, бежевые или непрозрачные (кадир) выделения, согласно более правильному (асах) мнению в шафиитском мазхабе, относятся к менструации). Снова ничего не изменилось.

6 января, 10.00 утра: Айша снова проверяет, кончилось ли у неё кровотечение, с помощью ватного тампона, и на этот раз тампон оказывается чистым. Она должна действовать согласно тому, что видит, поэтому Айша решает, что её менструация закончилась. Так как её кровотечение продолжалось больше 24 часов (8 часов с 10 утра до 6 вечера 1 января, затем ещё 72 часа с 10 часов утра 3 января до 10 утра 6 января, что в целом составило 80 часов), она должна совершить полное омовение и снова начать молиться. Теперь Айша должна вести себя, как женщина вне состояния менструации.

10 января, 10.00 утра: Айша снова видит кровь. Возможно, что это менструальная кровь, потому что она отвечает всем соответствующим условиям. Следовательно, Айша должна действовать согласно тому, что видит, и решить, что находится в состоянии менструации. Она обнаружила, что выводы, которые она сделала в 10 утра 6 января, оказались неправильными, а все молитвы и посты за последние 4 дня, на самом деле, оказались недействительны.

14 января, 10.00 утра: Айша считает, что её кровотечение закончилось. Чтобы удостовериться, она смывает с себя кровь, ждёт некоторое время и вводит себе во влагалище ватный тампон. При извлечении он оказывается чистым, поэтому Айша решает, что её менструация закончилась. Она должна совершить полное омовение и снова начать молиться. Теперь она должна делать всё, что делает женщина в состоянии чистоты.

До первого февраля Айша больше не видит, чтобы у неё выходила кровь. Она находилась в состоянии менструации 13 дней (с 1 по 14 января). Затем последовало 16 дней чистоты (с 14 января по 1 февраля).

Если бы она снова увидела кровь 15 или 16 января до 10 утра, она должна бы была решить, что это менструальная кровь. Но если бы она заметила кровь, начиная с 16 января после 10 утра, эту кровь нельзя было бы отнести к менструации. В этом случае она должна обратиться к правилам относительно постоянного маточного кровотечения (иначе говоря, болезненного кровотечения), чтобы определить, когда у неё период менструации, а когда период чистоты.

(Источники: «Тухфат аль-мухтадж», «Хашият аль-Джамаль аля фатх аль-Ваххаб би шарх манхадж ат-тулляб», «Фатх аль-Аллям би шарх муршид аль-анам»)

Краткое изложение правила

Правила относительно менструации в шафиитском мазхабе очень просты. Главное правило, которое должна запомнить женщина, - действовать согласно тому, что она видит. Обратите внимание на то, что постоянный цикл женщины (адат) не имеет значения. Она всегда должна действовать, судя по тому, что видит. Если кровь, которую она видит, соответствует всем условиям менструальной крови, она должна принять это кровотечение за менструацию, даже если у неё обычно не бывает менструации в этой части месяца. И наоборот, если у неё прекращается кровотечение, она должна считать, что менструация закончилась, даже если в этой части месяца у неё обычно продолжалось кровотечение.

В некоторых случаях может оказаться, что решение, принятое женщиной, впоследствии оказывается неверным. В такой ситуации ей необходимо принять соответствующие меры, чтобы «исправить» ошибку (например, восполнить молитвы, которые она пропустила, потому что посчитала, что у неё началась менструация).

Правила относительно болезненного кровотечения (истихада) не так просты. Они будут разобраны, инша Аллах, в отдельной публикации.

А Аллах знает лучше.

Родился в Газе (Палестине) в семье военачальника из рода Хашима бин Абд-Манафа. Мать привезла его в Мек­ку к знатным родственникам отца, когда ему было два года. Постоянно находясь в обществе авторитетных учёных, он по­лучил хорошее образование и выучил наизусть Коран , когда ему было всего девять лет. В десятилетнем возрасте он знал наизусть свод хадисов «Муватта» имама Малика. Когда юноше исполни­лось пятнадцать лет, ему было позволено самостоятельно от­вечать на религиозные вопросы. В двадцатилетнем возрасте он отправился в Медину , где обучался у имама Малика вплоть до его смерти.

В возрасте около тридцати пяти лет имам аш-Шафии приоб­рёл известность в Багдад е . Там он развил собственное религиозно-правовое учение. Его взгляды были изложены в работе «Китаб аль-худжжа», которая отражает его ранние воззрения по мно­гим правовым вопросам. Находясь в Ираке , имам аш-Шафии ещё один трактат - «Рисаля», который считается пер­вым в истории Ислама трудом по принципам правоведения .

За несколько лет до смерти аш-Шафии пере­селился в Египет . Причиной его отъезда был конфликт с хали­фом аль-Мамуном . В Египте имам аш-Шафии быстро занял до­стойное место среди богословов и сумел значительно расширить собственные познания. Вследствие этого он пересмотрел свои взгляды на некоторые богословско-правовые вопросы и напи­сал свой знаменитый труд «Китаб аль-умм». Эти суждения има­ма принято называть «поздним шафиитским мазхабом ».

Имам аш-Шафии, да смилуется над ним Всевышний Аллах , был очень человеком. Он делил ночь на три части, отводя одну треть для изучения знаний , одну треть – для совершения обрядов поклонения Богу и одну треть – для сна .

Ар-Раби‘ говорил: «Аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах, полностью прочитывал Коран в месяце рамадан шестьдесят раз, и все это – в молитве (салят) ».

Аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах , говорил: «Я не наедался досыта с шестнадцати лет, потому что сытость отягощает тело, делает сердце черствым, сводит на нет проницательность, навлекает сон и делает человека слабым в поклонении Аллаху » . Обратите внимание на его мудрость в упоминании бедствия от сытости, а затем на его усердие в поклонении Аллаху , поскольку он оставил сытость ради него (поклонения Богу), а основа поклонения Богу – ограничение в еде .

У аш-Шафи‘и спросили о сути какого-то вопроса, а он промолчал. Его спросили: «Разве ты не ответишь, да смилуется над тобой Аллах?» А он ответил: «Нет, пока не выясню, в чем польза – в моем молчании или в моем ответе» . Так он следил за своим языком, хотя язык – это самый сильный орган, властвующий над факихами, и самый не подчиняющийся дисциплине и ограничению. И из этого становится ясно, что он говорил и воздерживался от речи только для того, чтобы добиться милости и награды от Всевышнего Аллаха .

Что касается его отрешения от мирского, то аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Кто утверждает, что он соединил в своем сердце любовь к земному миру с любовью к его Творцу , тот лжёт».

Аль-Хамиди аль-Макки рассказал: «Вышел аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах, из Багдада, держа путь в Йемен с несколькими чиновниками, и направился в Мекку с десятью тысячами дирхемов при себе. Для него разбили палатку за пределами Мекки, куда к нему стали приходить люди. И он не покидал это свое место до тех пор, пока не раздал все деньги». Однажды он вышел из бани и дал банщику много денег. Как-то раз из руки его выпал кнут, и когда какой-то человек поднял и отдал его ему, то он дал ему в награду пятьдесят динаров. И щедрость аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах, слишком известна, чтобы можно было рассказать о ней всё.

На необычайную степень его отрешения от мирского и на то, что он испытывал сильный страх перед Всевышним Аллахом и прилагал все свое старание ради будущей жизни, указывает рассказ, где сообщается, что С уфьян ибн ‘Уяйна привел хадис, смягчающее сердце, и аш-Шафи‘и упал в обморок. Суфьяну сказали: «Видно, он умер». А он молвил: «Если он умер, то умер самый лучший из людей этого времени».

Еще рассказывают, что ‘Абдаллах ибн Мухаммад аль-Балави говорил: «Мы сидели, я и ‘Умар ибн Наббата, вспоминая праведных рабов Божьих и отрешенных от мирского, и ‘Умар сказал мне: “Я не видел никого набожнее и красноречивее Мухаммада ибн Идриса аш-Шафи‘и“» .

Что касается аш-Шафи‘и как человека, сведущего в тайнах сердца и знаниях о будущей жизни, то об этом можно узнать из мудростей, передаваемых от него. Рассказывают, что его спросили о показухе , и он тут же, не задумываясь, ответил: «Показуха – это соблазн , что от прихоти души предстает перед очами сердец учёных, и тогда они смотрят на этот соблазн порочным взглядом нафса , и дела их расстраиваются».

Аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Если ты опасаешься в своих деяниях самолюбования, то подумай о довольстве Того, у Которого его просишь, о том, какой награды ты жаждешь, какого наказания страшишься, за какое благополучие благодаришь и какое испытание вспоминаешь. И если ты поразмыслишь над одной из этих вещей, то в твоих глазах столь ничтожным покажется твое деяние».

У аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах, спросили: «Когда человек становится подлинным учёным?» Он ответил: «Если он досконально освоит религиозную науку, обратится к остальным наукам, а потом внимательно рассмотрит всё то, что упущено им, то тогда он станет учёным, ибо и Галену (известный врач) сказали: “Ты от одной болезни назначаешь много лекарств одновременно!” А он ответил: “Ведь цель их назначения – одна, они вместе выполняют задачу, успокаивают остроту болезни, потому что по одиночке они губительны”». Этот и другие подобные примеры, коих не счесть, указывают на высоту его степени познания Всевышнего Аллаха и его знаний о будущей жизни.

Что касается намерения аш-Шафи‘и путём знания фикха и научных дискуссий в нём трудиться только ради Аллаха, то на это указывает рассказ о нём, где сообщается, что он говорил: «Я бы хотел, чтобы люди извлекали пользу из этого знания, ничего не приписывая из него мне лично». Так глубоко он осознавал губительность знания в результате его неправильного употребления и жажды с его помощью сделать себе имя, так он очищал сердце от желания привлечь к себе взгляды, оставив в нем лишь намерение трудиться единственно только ради Аллаха. Аш-Шафи‘и говорил: «Я никогда не дискутировал ни с кем, желая, чтобы оппонент ошибся».

«Я никогда не разговаривал ни с кем, кроме как желая, чтобы это принесло ему успех, направило его на верный путь, дало ему помощь и были ему покровительство Всевышнего Аллаха и защита. И ни с кем не вступал в разговор, обращая внимание на то, чтобы Аллах разъяснил истину моим языком или его языком». «Всегда, если я приводил истину и довод кому-нибудь и тот принимал их, то я исполнялся уважением к нему и верой в его любовь к истине, а кто безосновательно оспаривал у меня правоту и назойливо приводил в защиту доводы, тот падал в моих глазах, и я отвергал его».

Ахмад ибн Ханбал так сказал о нем: «Вот уже сорок лет я не совершал ни одной молитвы, в которой бы не просил Аллаха в мольбах-ду‘а благословить аш-Шафи‘и, да смилуется Он над ним!» Из-за многочисленности молитв (ду‘а) Ахмада ибн Ханбала его сын спросил: «Каким же человеком был аш-Шафи‘и, что ты просишь за него в каждой молитве?» Ахмад ибн Ханбал ответил ему так: «О сынок, аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Всевышний Аллах, был как солнце для этого мира и благополучие для людей ! Взгляни же, есть ли замена ему в этих двух вещах?»

В настоящее время последователи шафиитского мазхаба проживают в Египте и Восточной Африке , в странах Ближнего Востока , отчасти в Индии , Пакистане , Ираке, Йемене, Малай­зии и Индонезии . В России этого толка традиционно придер­живаются многие мусульмане Северного Кавказа.

Тема нашего ухода из жизни - одна из самых загадочных и сакральных. На протяжении многих веков человечество пыталось постичь эту тайну. Существует ли судьба? Насколько мы вольны создавать собственный сценарий жизни? Может ли человек непроизвольно или осознанно притянуть («накаркать») свой уход или, наоборот, усилием воли отодвинуть роковую дату?

Смерть - это просто переход

Две даты

Экстрасенсы и маги говорят о многовариантности будущего и обещают на своих сеансах любое развитие событий. Психологи уверяют нас, что с помощью особых психотехник возможно даже угадать «черный день» и передвинуть его как можно дальше.
Бесспорно, у каждого человека есть выбор направлений, по которым жизненный путь может меняться в одну или другую сторону. Но… как свидетельствуют многочисленные факты и древние трактаты, эти изменения касаются только основы жизни и могут происходить в пределах двух изначально запрограммированных дат - дня прихода в этот мир и дня ухода. Мы можем влиять на качество нашей жизни, но изменить самые важные даты нам не под силу.
Исследователи из Стэнфорда (штат Калифорния, США) недавно закончили эксперимент под названием «Продолжительность жизни», начатый… 90 лет назад, в 1921 году. В эксперименте участвовали более полутора тысяч детей, за которыми наблюдали в течение всей их жизни. Анализ результатов удивил ученых. Оказалось, что люди с хорошим чувством юмора, имевшие за плечами счастливое детство, в среднем жили меньше остальных. Выяснилось также, что любовь к домашним животным, вопреки общепринятому мнению, жизни не продлевает. А брак, как и развод, никак не сказываются на здоровье. Те, кого любят и о ком заботятся, чувствуют себя счастливее в течение жизни, но на ее продолжительность это тоже не влияет.


Слепая ясновидящая Ванга считала, что никто не избежит предписанного судьбой.

Свой путь
Обратимся к великой ясновидящей и прорицательнице Ванге. Племянница и личный биограф болгарской предсказательницы Красимира Стоянова в своей книге «Ванга: исповедь слепой ясновидящей» приводит вот такой диалог:

Если так получается, что ты видишь данным тебе свыше внутренним зрением близкое несчастье или даже кончину пришедшего к тебе человека, можешь ли что-то предпринять, чтобы можно было избежать несчастья?

Нет, ни я и никто другой уже ничего поделать не сможет.

А если неприятности, и даже катастрофические, грозят не одному человеку, а группе людей, целому городу, государству, можно ли что-то заблаговременно подготовить?

Это бесполезно.

Зависит ли судьба человека от его внутренней, моральной силы, физических способностей? Можно ли повлиять на судьбу?

Нельзя. Каждый пройдет свой, и только свой путь».


Сатья Саи Баба ошибся в предсказании даты собственной смерти.

Мрачные предвидения

Некоторые люди подспудно чувствуют приближение своей смерти. У каждого это проявляется по-разному. Кто-то старается привести в порядок все свои дела. Кто-то начинает интересоваться устройством мироздания, задумываться о смысле жизни, Боге, душе. А кто-то впадает в уныние, теряет интерес к жизни, как бы физически и психологически подготавливая себя к переходу в иную форму существования.
Способности предугадывать свою смерть наиболее ярко проявлены в творчестве поэтов и писателей. Более того, зачастую авторы в своих произведениях не только предчувствовали приближение своего конца, но и подробно, в деталях описывали обстоятельства своей гибели.


Николай Рубцов предугадал, что умрет зимой.

Николай Рубцов в одном из своих стихотворений пророчески написал:

«Я умру в крещенские морозы,
Я умру, когда трещат березы».

Хотя тогда ничто не предвещало трагедии, он погиб 19 января, в Крещение.
Федор Сологуб в стихотворении 1913 года, за 14 лет до смерти, предсказал сам себе:

«Тьма меня погубит в декабре.
В декабре я перестану жить».

«В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я».

Произошло так, как и предвидел поэт. Он умер на дуэли после выстрела Мартынова.
И вот здесь остается спорным вопрос: то ли писатели действительно «увидели» что-то из будущего благодаря интуиции, то ли, опять же, благодаря дару воображения и умению создавать свои миры они сформировали собственную модель ухода.
По всей вероятности, поэты каким-то образом получают знания о будущем из своего подсознания, прислушиваясь к внутреннему «я», которое тесно связано с Высшим Разумом - хранилищем, где есть ответы на все существующие вопросы.
Удивителен и такой факт: многие люди, не обладающие даром предвидения и не ведающие, когда закончится их земной путь, легко могут ответить, как это произойдет.


Джон Леннон незадолго до гибели сделался отшельником.

А бывает и так, что человек чего-то боится и своими страхами притягивает трагические события. Не зря древние говорили: «Мы сами зовем гостей на пир наших мыслей».
Писатель Венедикт Ерофеев всю жизнь кутался в шарфы, застегивал наглухо воротник, как будто оберегал себя от будущей неизлечимой болезни, которая впоследствии и настигла его. Писатель умер от рака горла.
Легендарный музыкант Джон Леннон незадолго до своей гибели вдруг сделался отшельником, спрятавшись в своем доме. Словно предчувствуя предстоящее покушение, прекратил общение с миром, перестал выходить на улицу. Более того, по воспоминаниям близких, он начал интересоваться темой убийств, со страхом представляя, что чувствует человек, в тело которого входит пуля.
Замечено, что люди, которым судьбой предначертана короткая жизнь, проживают ее очень ярко и плодотворно, стараются все успеть. Про них говорят: торопились жить. Сколько гениальных поэтов покинули наш мир в молодом возрасте, оставив потомкам величайшее творческое наследие (М.Ю. Лермонтов погиб в возрасте 26 лет, Сергей Есенин умер в 30 лет). В то время как другие таланты-долгожители - только после 40-50 лет начинали реализовывать свои великие замыслы. Есть много художников, которые создали свои произведения в возрасте старше 70 лет. Тициан написал самые лучшие картины почти в 100 лет. Верди, Штраус и многие другие композиторы сочиняли музыку до 80 лет.

«Время пришло»

Есть предположение, что наша душа знает об отведенном нам времени, и когда это время приходит, подталкивает человека к критической ситуации. Можно вспомнить историю гибели замечательного поэта и певца Игоря Талькова. Трагедия произошла за кулисами Дворца спорта «Юбилейный». Певица Азиза попросила Талькова через своего знакомого Игоря Малахова выступить перед ней, так как не успевала подготовиться. Но певец не согласился. Возник конфликт, во время которого выстрелом из пистолета Тальков был убит. В непреднамеренном убийстве был обвинен директор певца Валерий Шляфман, попытавшийся вырвать пистолет из рук другого человека и случайно нажавший на курок. Но случайностей, как известно, не бывает.
По воспоминаниям вдовы Талькова Татьяны, певец никогда не носил с собой оружие, но в тот день зачем-то взял на концерт газовый пистолет. И когда разгорелся в общем-то безобидный спор, первым достал оружие и начал стрелять в воздух, тем самым спровоцировав Малахова схватиться за свой пистолет, заряженный боевыми патронами. И, кто знает, может, если бы Тальков не взял с собой оружие, все бы обошлось. Но, скорее всего, в тот день сработала внутренняя команда души - «время пришло», и в соответствии с этим выстроился весь последующий сценарий.
Древние восточные тексты содержат знания о том, что человек приходит в этот мир именно тогда, когда в этом возникает необходимость для всеобщего эволюционного развития, и покидает его в тот час, когда миссия выполнена. Не раньше и не позже. И очень важно осознать, что смерть не только неизбежна и является частью вселенского мироустройства, но и то, что смерть - это не конец, а переход сознания на более высокий духовный уровень.

В быту, когда мы разговариваем с кем-то из знакомых, и он говорит: «Ты знаешь, вот такой-то умер», обычная реакция на это – вопрос: как умер? Очень важно, как умирает человек. Смерть важна для самоощущения человека. Она имеет не только негативный характер.

Если философски смотреть на жизнь, мы знаем, что нет жизни без смерти, понятие жизни может быть оценено только с позиции смерти.

Мне как-то пришлось общаться с художниками и скульпторами, и я спросил их: «Вы изображаете различные стороны жизни человека, можете изобразить любовь, дружбу, красоту, а как бы вы изобразили смерть?» И никто не дал сразу внятного ответа.

Один скульптор, который увековечил блокаду Ленинграда, обещал подумать. И незадолго до смерти он мне ответил так: «Я бы изобразил смерть в образе Христа». Я спросил: «Христос распятый?» – «Нет, вознесение Христа».

Один немецкий скульптор изобразил летящего ангела, тень от крыльев которого и была смерть. Когда человек попадал в эту тень, он попадал во власть смерти. Другой скульптор изобразил смерть в образе двух мальчиков: один мальчик сидит на камне, положив голову на колени, он весь устремлен вниз.

В руках второго мальчика свирель, голова его запрокинута, он весь устремлен вслед за мотивом. И объяснение этой скульптуры было таким: невозможно изобразить смерть без сопутствующей жизни, и жизни без смерти.

Смерть – естественный процесс. Многие писатели пытались изобразить жизнь бессмертной, но это было ужасное, страшное бессмертие. Что такое бесконечная жизнь – бесконечное повторение земного опыта, остановка развития или бесконечное старение? Трудно даже представить то мучительное состояние человека, который бессмертен.

Смерть – это награда, передышка, она ненормальна только тогда, когда наступает внезапно, когда человек еще на подъеме, полон сил.

А пожилые люди хотят смерти. Некоторые старушки просят: «Вот, зажилась, пора бы и умереть». И образцы смерти, о которых мы читаем в литературе, когда смерть постигала крестьян, носили нормативный характер.

Когда деревенский житель чувствовал, что он уже не может работать, как прежде, что он становится обузой для семьи, он шел в баню, надевал чистую одежду, ложился под образа, прощался с соседями и родными и спокойно умирал. Его смерть наступала без тех выраженных страданий, возникающих, когда человек борется со смертью.

Крестьяне знали, что жизнь – это не цветок-одуванчик, который вырос, распустился и рассеялся под дуновением ветра. Жизнь имеет глубокий смысл.

Этот пример смерти крестьян, умирающих, дав себе разрешение на смерть – не особенность тех людей, подобные примеры мы можем встретить и сегодня. Как-то к нам поступил онкологический больной. Бывший военный, он держался молодцом и шутил: «Я прошел три войны, дергал смерть за усы, а теперь вот наступило ее время подергать меня».

Мы, конечно, его поддерживали, но вдруг однажды он не смог подняться с постели и воспринял это совершенно однозначно: «Все, я умираю, я уже не могу встать». Мы говорили ему: «Не волнуйтесь, это метастаз, люди с метастазами в позвоночнике живут долго, мы будем ухаживать за вами, вы привыкнете». – «Нет, нет, это смерть, я знаю».

И, представьте себе, через несколько дней он умирает, не имея к этому никаких физиологических предпосылок. Он умирает потому, что он решил умереть. Значит, эта добрая воля к смерти или какая-то проекция смерти совершается в реальности.

Нужно предоставить жизни естественную кончину, ведь смерть запрограммирована еще в момент зачатия человека. Своеобразный опыт смерти приобретается человеком в родах, в момент рождения. Когда занимаешься этой проблемой, видно, как разумно построена жизнь. Как человек рождается, так он умирает, легко рождается – легко умирает, тяжело рождается – тяжело умирает.

И день смерти человека также не случаен, как и день рождения. Статисты первые поднимают эту проблему, открыв частое совпадение у людей даты смерти и даты рождения. Или, когда мы вспоминаем какие-то значимые годовщины смерти наших родных, вдруг оказывается, что бабушка умерла – родился внучок. Вот эта передача в поколения и неслучайность дня смерти и дня рождения – бросается в глаза.

Клиническая смерть или другая жизнь?

Ни один мудрец до сих пор не понял, что такое смерть, что происходит во время смерти. Оставлен практически без внимания такой этап, как клиническая смерть. Человек впадает в коматозное состояние, у него останавливается дыхание, сердце, но неожиданно для себя и для других он возвращается к жизни и рассказывает удивительные истории.

Недавно умерла Наталья Петровна Бехтерева. В свое время мы часто спорили, я рассказывал случаи клинической смерти, которые были в моей практике, а она говорила, что это все ерунда, что просто в мозге происходят изменения и так далее. И однажды я привел ей пример, который она потом стала сама использовать и рассказывать.

Я работал 10 лет в Онкологическом институте в качестве психотерапевта, и как-то раз меня позвали к молодой женщине. Во время операции у нее остановилось сердце, его долго не могли завести, а когда она очнулась, меня попросили посмотреть, не изменилась ли ее психика из-за долгого кислородного голодания мозга.

Я пришел в реанимационную палату, она только-только приходила в себя. Я спросил: «Вы можете со мной поговорить?» – «Да, только я хотела бы извиниться перед вами, я причинила вам столько хлопот». – «Какие хлопоты?» – «Ну, как же. У меня же остановилось сердце, я пережила такой стресс, и я видела, что для врачей это было тоже большим стрессом».

Я удивился: «Как вы могли это видеть, если вы были в состоянии глубокого наркотического сна, а потом у вас остановилось сердце?» – «Доктор, я бы вам рассказала гораздо больше, если вы пообещаете не отправлять меня в психиатрическую больницу».

И она рассказала следующее: когда она погрузилась в наркотический сон, то вдруг почувствовала, что как будто мягкий удар в стопы заставил что-то внутри нее повернуться, как выворачивается винт. У нее было такое ощущение, что душа вывернулась наружу и вышла в какое-то туманное пространство.

Приглядевшись, она увидела группу врачей, склонившихся над телом. Она подумала: какое знакомое лицо у этой женщины! И потом вдруг вспомнила, что это она сама. Вдруг раздался голос: «Немедленно прекращайте операцию, сердце остановилось, нужно заводить его».

Она подумала, что умерла, и с ужасом вспомнила, что не попрощалась ни с матерью, ни с пятилетней дочерью. Тревога за них буквально толкнула ее в спину, она вылетела из операционной и в одно мгновение очутилась у себя в квартире.

Она увидела довольно мирную сцену – девочка играла в куклы, бабушка, ее мать, что-то шила. Раздался стук в дверь, и вошла соседка, Лидия Степановна. В руках у нее было маленькое платье в горошек. «Машенька, – сказала соседка, – ты все время пыталась быть похожей на маму, вот я сшила для тебя такое же платье, как у мамы».

Девочка с радостью бросилась к соседке, по дороге задела скатерть, упала старинная чашка, а чайная ложка попала под ковер. Шум, девочка плачет, бабушка восклицает: «Маша, как ты неловка», Лидия Степановна говорит, что посуда бьется к счастью – обычная ситуация.

И мама девочки, забыв о себе, подошла к дочке, погладила ее по головке и сказала: «Машенька, это не самое страшное горе в жизни». Машенька посмотрела на маму, но, не увидев ее, отвернулась. И вдруг эта женщина поняла, что, когда она прикасалась к головке девочки, она не почувствовала этого прикосновения. Тогда она бросилась к зеркалу и в зеркале не увидела себя.

В ужасе она вспомнила, что должна быть в больнице, что у нее остановилось сердце. Она бросилась прочь из дома и очутилась в операционной. И тут же услышала голос: «Сердце завелось, делаем операцию, но скорее, потому что может быть повторная остановка сердца».

Выслушав эту женщину, я сказал: «А вы не хотите, чтобы я приехал к вам домой и сказал родным, что все в порядке, они могут повидаться с вами?» Она с радостью согласилась.

Я поехал по данному мне адресу, дверь открыла бабушка, я передал, как прошла операция, а затем спросил: «Скажите, а в пол-одиннадцатого не приходила ли к вам соседка Лидия Степановна?» – «Приходила, а вы что, с ней знакомы?» – «А не приносила ли она платье в горошек?» – «Вы что, волшебник, доктор?»

Я продолжаю расспрашивать, и все до деталей сошлось, кроме одного – ложку не нашли. Тогда я говорю: «А вы смотрели под ковром?» Они поднимают ковер, и там лежит ложка.

Этот рассказ очень подействовал на Бехтереву. А затем она сама пережила подобный случай. В один день она потеряла и пасынка, и мужа, оба покончили жизнь самоубийством. Для нее это было жутким стрессом. И вот однажды, войдя в комнату, она увидела мужа, и он обратился к ней с какими-то словами.

Она, прекрасный психиатр, решила, что это галлюцинации, вернулась в другую комнату и попросила свою родственницу посмотреть, что в той комнате. Та подошла, заглянула и отшатнулась: «Да там же ваш муж!» Тогда она сделала то, о чем просил ее муж, убедившись, что подобные случаи не выдумка.

Она говорила мне: «Никто лучше меня не знает мозга (Бехтерева была директором Института мозга человека в Петербурге) . И у меня ощущение, что я стою перед какой-то громадной стеной, за которой слышу голоса, и знаю, что там чудесный и огромный мир, но я не могу передать окружающим то, что я вижу и слышу. Потому что для того, чтобы это было научно обоснованно, каждый должен повторить мой опыт».

Как-то я сидел около умирающей больной. Я поставил музыкальную шкатулку, которая играла трогательную мелодию, затем спросил: «Выключить, вам мешает?» – «Нет, пусть играет». Вдруг у нее остановилось дыхание, родственники бросились: «Сделайте что-нибудь, она не дышит».

Я сгоряча сделал ей укол адреналина, и она снова пришла в себя, обернулась ко мне: «Андрей Владимирович, что это было?» – «Вы знаете, это была клиническая смерть». Она улыбнулась и говорит: «Нет, жизнь!»

Что это за состояние, в которое переходит мозг при клинической смерти? Ведь смерть есть смерть. Мы фиксируем смерть тогда, когда мы видим, что остановилось дыхание, остановилось сердце, мозг не работает, он не может воспринимать информацию и, тем более, посылать ее наружу.

Значит, мозг только передатчик, а есть нечто в человеке более глубокое, более сильное? И тут мы сталкиваемся с понятием души. Ведь это понятие почти вытеснено понятием психики. Психика – есть, а души нет.

Как бы вы хотели умереть?

Мы спрашивали и здоровых, и больных: «Как бы вы хотели умереть?» И люди с определенными характерологическими качествами по-своему строили модель смерти.

Люди с шизоидным типом характера, типа Дон Кихот, довольно странно характеризовали свое желание: «Мы бы хотели умереть так, чтобы никто из окружающих не видел моего тела».

Эпилептоиды – считали немыслимым для себя спокойно лежать и ждать, когда придет смерть, они должны были иметь возможность каким-то образом участвовать в этом процессе.

Циклоиды – люди типа Санчо Панса, хотели бы умереть в окружении родных. Психастеники – люди тревожно-мнительные, беспокоились, как они будут выглядеть, когда умрут. Истероиды хотели умереть на восходе или на закате солнца, на берегу моря, в горах.

Я сравнивал эти желания, но мне запомнились слова одного монаха, который сказал так: «Мне безразлично, что будет меня окружать, какая будет обстановка вокруг меня. Мне важно, чтобы я умер во время молитвы, благодаря Бога за то, что Он послал мне жизнь, и я увидел силу и красоту Его творения».

Гераклит Эфесский говорил: «Человек в смертную ночь свет зажигает себе сам; и не мертв он, потушив очи, но жив; но соприкасается он с мертвым – дремля, бодрствуя – соприкасается с дремлющим», – фраза, над которой можно ломать голову чуть ли не всю жизнь.

Находясь в контакте с больным, я мог договориться с ним, чтобы, когда он умрет, он попытался дать мне знать, есть ли что-то за гробом или нет. И я получал такой ответ, не один раз.

Как-то я договорился так с одной женщиной, она умерла, и я скоро забыл о нашем договоре. И вот однажды, когда я был на даче, я вдруг проснулся от того, что в комнате зажегся свет. Я подумал, что забыл выключить свет, но тут увидел, что на койке напротив меня сидит та самая женщина. Я обрадовался, начал с ней разговаривать, и вдруг я вспомнил – она же умерла!

Я подумал, что мне все это снится, отвернулся и попытался заснуть, чтобы проснуться. Прошло какое-то время, я поднял голову. Свет снова горел, я с ужасом оглянулся – она по-прежнему сидит на койке и смотрит на меня. Я хочу что-то сказать, не могу – ужас. Я осознал, что передо мной мертвый человек. И вдруг она, печально улыбнувшись, сказала: «Но ведь это не сон».

Почему я привожу подобные примеры? Потому что неясность того, что нас ожидает, заставляет нас возвращаться к старому принципу: «Не навреди».

То есть «не торопи смерть» – это мощнейший довод против эвтаназии. Насколько мы имеем право вмешиваться в состояние, которое переживает больной?

Как мы можем ускорять его смерть, когда он, возможно, в этот момент переживает ярчайшую жизнь?

Качество жизни и разрешение на смерть

Важно не количество дней, которое мы прожили, а качество. А что дает качество жизни? Качество жизни дает возможность быть без боли, возможность контролировать свое сознание, возможность быть в окружении родственников, семьи.

Почему так важно общение с родственниками? Потому что дети часто повторяют сюжет жизни своих родителей или родственников. Иногда в деталях, это удивительно. И это повторение жизни часто является и повторением смерти.

Очень важно благословение родных, родительское благословение умирающего детям, оно даже потом может спасти их, уберечь от чего-то. Опять-таки, возвращаясь к культурному наследию сказок.

Помните сюжет: умирает старик-отец, у него трое сыновей. Он просит: «После моей смерти три дня ходите на мою могилу». Старшие братья или не хотят идти, или боятся, только младший, дурак, ходит на могилу, и в конце третьего дня отец открывает ему какую-то тайну.

Когда человек уходит из жизни, он иногда думает: «Ну, пусть я умираю, пусть я заболел, но мои родные пусть будут здоровы, пусть болезнь оборвется на мне, я заплачу по счетам за всю семью». И вот, поставив цель, неважно, рационально или аффективно, человек получает осмысленный уход из жизни.

Хоспис – это дом, в котором предлагается качественная жизнь. Не легкая смерть, а качественная жизнь. Это место, где человек может завершить свою жизнь осмысленно и глубоко, в сопровождении родственников.

Когда человек уходит, из него не просто выходит воздух, как из резинового шара, ему нужно сделать скачок, ему нужны силы для того, чтобы шагнуть в неизвестность. Человек должен разрешить себе этот шаг.

И первое разрешение он получает от родственников, затем – от медицинского персонала, от волонтеров, от священника и от самого себя. И это разрешение на смерть от самого себя – самое сложное.

Вы знаете, что Христос перед страданиями и молитвой в Гефсиманском саду просил Своих учеников: «Побудьте со Мной, не спите». Три раза ученики обещали Ему бодрствовать, но засыпали, не оказав поддержку. Так вот, хоспис в духовном смысле является таким местом, где человек может попросить: «Побудьте со мной».

И если такая величайшая личность – Воплощенный Бог – нуждался в помощи человека, если Он говорил: «Я уже не называю вас рабами. Я назвал вас друзьями», обращаясь к людям, то последовать этому примеру и насытить духовным содержанием последние дни больного – очень важно.

Если вам не безразличны вопросы жизни и смерти,