Ст 170.2 ук рф состав преступления. Состав преступления и квалифицирующие признаки

Со вступлением в силу акта о госрегистрации в РФ объектов недвижимого имущества, а также сделок с ними, появилась норма в УК, предусматривающая ответственность за незаконность проведения данной процедуры (ст. 170). В соответствии с законодательством все действия, связанные с участками и другой недвижимостью, должны быть оформлены в строго определенном порядке. Информация об объектах и владельцах вносится в ЕГРП – государственный спецресурс, единая база данных.

Данная обязанность возлагается на госслужащих Федеральной службы по госрегистрации, которые должны осуществлять проверку всех операций с недвижимостью на предмет легальности и соответствия правовым положениям. Итак, давайте поговорим про внесение заведомо ложных сведений в межевой план и прочие, нарушающие сделку с недвижимостью обстоятельства.

Особенности злодеяния

Противоправное деяние относится к разряду специальных, т.е. лицо, совершающее нелегальные действия, должно состоять на госслужбе соответствующей инстанции. Злодеяние характеризуется несколькими самостоятельными составами, которые имеют схожие признаки.

Отличие кроется в объективном проявлении всех трех действий. О том, что является регистрацией незаконных сделок с землей, читайте далее.

Понятие

Понятие преступного деяния закреплено в ст. 170 и объединяет три альтернативных злодеяния, которые затрагивают один общий объект, которым выступают управленческие земельные правоотношения. Данные отношения касаются вопросов:

  • целесообразного использования и оборота земельных наделов;
  • неукоснительного выполнения норм и правил, связанных с порядком госрегулирования землепользования.

Предметом злодеяния выступает официальная документация:

  1. ЕГРП.
  2. Кадастр недвижимого имущества.
  3. Бумаги по налоговым платежам на землю или аренды.

Нормативные положения

В 2015 году в УК появилась новая смежная норма (ст. 170.2). Она предусматривает ответственность за оформление документации, связанной с образованием земельных наделов, с занесением в нее данных, которые не соответствуют реальному положению вещей. Так, диспозиция нормы предусматривает совершение отдельных актов по отношению к следующим официальным бумагам:

  • план межевания;
  • техплан;
  • акт обследования;
  • проект межевания земельного надела;
  • карта-план местности.

Для наступления ответственности госслужащий должен совершить следующие действия: внести в указанную документацию ложные данные либо совершить подлог этих официальных бумаг. Состав является частным случаем по отношению к другим преступным посягательствам в области хозяйственно-экономической деятельности.

Так же, как и в ст. 170 УК РФ, норма предусматривает специфический субъект, которым является госслужащий, состоящий в должности кадастрового инженера.

Обязательной характерной чертой злодеяния должна быть субъективная сторона – прямое намерение, и наступление общественно-опасного исхода, который выражается в причинении вреда гражданам, юрлицам и государству. Величина ущерба указана как крупная, т.е. свыше 1 млн. рублей. Квалифицирующая норма в ч. 2 предусматривает последствия в особо крупном объеме, т.е. суммы больше 6 млн. рублей.

Итак, теперь вы знаете что это такое, регистрация заведомо незаконных сделок с землей, поговорим и о правовой характеристике злодеяния.

Правовая характеристика

Противоправные деяния, обозначенные в ст. 170, имеют высокий уровень скрытности, поэтому получить реальную криминалистическую картину практически невозможно. Основной причиной этого является скрупулезная работа по подготовке к преступлению, невозможность сразу обнаружить потерпевшую сторону, поскольку она не явно выражена.

Данные злодеяния совершаются субъектом, обладающим специальными познаниями в области госрегистрации недвижимости, которые наделены определенными полномочиями. Поэтому раскрываемость может затрудняться в связи с наличием множества дополнительных законодательных актов, регулирующих деятельность по госрегистрации. Однако по статистике число отмеченных злодеяний ежегодно возрастает, и превышает более 100 уголовных дел в год.

Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом имеете и свой состав преступления по статье (ст.) 170 УК РФ, поговорим о нем далее.

О том, как происходит истребование недвижимости из чужого незаконного владения, расскажет этот видеосюжет:

Состав преступления и квалифицирующие признаки

Под составом злодеяния понимаются все характеризующие его признаки. Внешнее выражение противоправного деяния – это его объективная сторона и объект посягательства.

Объект

Объектом выступают социальные связи по поводу осуществления процедуры госрегистрации объектов недвижимого имущества, операций с ним, а также права правообладателей.

Серьезность и опасность для общества заключается в следующем:

  • нарушение интересов страны (общественных и финансовых);
  • увеличение фактов подкупности госслужащих;
  • нарушение принципа о равенстве участков рынка недвижимого имущества, в том числе оборота земельных наделов;

Нелегальные действия с участками могут привести к следующим негативным моментам:

  • вывод земель из с/х оборота;
  • сосредоточение земли в руках одного лица;
  • обращение наделов в объекты спекулятивных нелегальных операций;
  • нарушение прав законных правообладателей.

Объективная сторона

Объективная сторона — это три самостоятельных действия:

  • госрегистрация заведомо противоправных операций с недвижимостью;
  • фальсификация учетных данных ЕГРП;
  • уменьшение сумм платежей по сделкам с недвижимостью.

Состав злодеяния является формальным, т.е. оно будет являться оконченным с того времени, как лицо совершит указанные действия. Для квалификации преступления не важен момент наступления действительно опасного исхода для общества и государства.

Госрегистрация противоправных операций с недвижимостью представляет собой совершение действий, которые противоречат положениям правовых актов, для придания сделки легальности, т.е. с возникновением правовых последствий. Однако оснований для госрегистрации такой операции нет и об этом известно должностному лицу. ГК предусматривает следующие виды операций с недвижимостью:

  • приобретение вещных прав на землю и другие объекты недвижимости (наследование, право бессрочного пользования земельным наделом);
  • приобретение обязательственных прав, вытекающих их договорных отношений (рента, дарение, купля-продажа и т.д.)

Кроме этого, подлежит госрегистрации прекращение и переход прав на объекты недвижимости. Все эти действия должны быть в установленном порядке удостоверены специально уполномоченным госрегистратором по заявлению правообладателя. Правила и порядок действий закреплены в специальном законе о госрегистрации недвижимости, который возлагает на должностных лиц ряд обязанностей:

  • прием документации и проверка действительности предоставленных сведений;
  • проверка объекта недвижимости на предмет правообладателя, ранее совершенных операций и наличия обременений;
  • проведение правовой экспертизы легальности совершаемой операции;
  • обнаружение причин для отказа в госрегистрации;
  • отправка запросов другим инстанциям для подтверждения и получения достоверных данных и документации для госрегистрации;
  • внесение информации в ЕГРП, выдача документа о госрегистрации и т.д.

Субъект и субъективная сторона

Субъект по ст. 170 является специальным – это должностное лицо, уполномоченное государством на совершение процедуры госрегистрации недвижимости. Госслужащий должен использовать свой статус по службе.

Субъективная сторона характеризуется преднамеренностью, т.е. указанные действия должны совершаться лицом с явно выраженным желанием. Обязательным условием умысла должна быть заинтересованность субъекта: меркантильная или персональная.

  • Меркантильный интерес выражается в стремлении должностного лица получить прибыль от совершения противоправных действий.
  • Иная заинтересованность может выражаться в оказании услуги участникам сделки как «своим» людям, в возможности получения связей с «нужными» людьми.

Данная статья не предусматривает квалифицирующих признаков, т.е. тех, которые отягчают ответственность.

Наказание и ответственность

Норма предусматривает альтернативную санкцию за данные противоправные деяния.

  • Минимальное наказание по статье – (от 200 до 500 тысяч или сумма заработка за 1-3 года).
  • Максимальное наказание – до 360 часов с до 3 лет.

Санкция статьи не только наказывает виновных лиц, но и расширяет возможности охраны земельных правоотношений, обеспечивает легальность деятельности госслужащих в области оборота земельных наделов и других объектов недвижимости.

А теперь рассмотрим некоторые случаи из судебной практики по статье 170 УК РФ.

Судебная практика по ст. 170 УК РФ в отношении регистрации незаконных сделок с землей

По статистике уголовные дела о незаконной госрегистрации операций с недвижимостью возбуждаются в небольшом объеме. Соответственно судебная практика по делам данной категории незначительна. Большинство преступлений данной категории относятся к , только при наличии совершения их с корыстными намерениями. Причина отсутствия практики по таким делам кроется в латентности преступных деяний, поэтому они плохо выявляются, по ним сложно собирается доказательственная база, и обнаруживаются виновные лица.

При столкновении с казусными обстоятельствами, возникающими в ходе рассмотрения подобных дел, судьи руководствуются постановлениями Пленумов ВС, связанных с делами о коррупции, о злоупотреблении служебными полномочиями, о .

При выявлении нелегальных операций с недвижимостью виновные , а внесенные данные в ЕГРП, кадастр или другие документы подлежат аннулированию в установленном порядке. Если в действиях участников сделок усматриваются нарушения закона, то они тоже привлекаются к делу, только по другим статьям УК.

Среди которых нелегальные сделки с недвижимостью, и другие злодеяния — бич нашего времени. они потому так и азываются, что способны подорвать экономическое благосостояние государства.

В следующем видео представлены ответы юристов на популярные вопросы в отношении применения статьи 170 УК РФ:

Внесение кадастровым инженером заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории или подлог документов, на основании которых были подготовлены межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карта-план территории, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству, – наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.

Ч. 2 ст. 170.2 УК РФ

Те же деяния, причинившие особо крупный ущерб, – наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо исправительными работами на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Примечание.

В статьях настоящей главы, за исключением статьи 169, частей третьей – шестой статьи 171.1, статей 171.2, 171.3, 174, 174.1, 178, 180, 185 – 185.4, 185.6, 191.1, 193, 193.1, 194, 198 – 199.1, 199.3, 199.4, 200.1, 200.2 и 200.3, крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей два миллиона двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным – девять миллионов рублей.

Комментарий к ст. 170.2 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Предмет преступления:

а) межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карта-план территории;

б) документы, на основании которых готовятся перечисленные в п. “а” документы.

2. Объективная сторона характеризуется общественно опасным деянием, выраженным двумя альтернативными действиями. Первое из них (относится к предмету преступления, изложенному в п. “а”) – внесение заведомо ложных сведений в документы; второе (относится к предмету преступления, изложенному в п. “б”) – подлог этих документов.

3. Преступление считается оконченным с момента причинения крупного ущерба гражданам, организации или государству на сумму свыше 2,25 млн. рублей.

4. Субъект преступления – кадастровый инженер, т.е. физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров, обладающий специальным правом на осуществление кадастровой деятельности.

С 25 июля 2015 года в России вступили в силу поправки в Уголовный кодекс, которыми предусмотрена уголовная ответственность для кадастровых инженеров за внесение заведомо ложных сведений в подготавливаемые документы. Указанный кодекс дополнен статьей .

В соответствии с нормами упомянутой статьи субъектом преступления может быть только кадастровый инженер. Лицо, которое не имеет аттестат кадастрового инженера, не может быть привлечено к уголовной ответственности по статье 170.2 УК РФ.

Документы, которые могут стать объектами подделки

В нововведенной статье УК РФ приведен перечень документов, которые могут статьи объектом подделки. Такими документами являются:

  • проект межевания земельного участка или земельных участков,
  • карта-план территории.

Прямая ссылка на указанный перечень документов не случайна, поскольку именно на основании данных документов в Государственный кадастр недвижимости а потом и в Единый государственный реестр прав вносятся сведения об объектах недвижимого имущества.

Какие могут быть заведомо ложные сведения и кому они могут быть выгодны?

Ложные сведения могут быть самые разнообразные. Вот наиболее распространенные:

1. Занижение площадей. Выгодно владельцу, чтобы занизить кадастровую стоимость, а вместе с ней и налог на недвижимость. В техническом плане могут быть не указаны какие-то площади вовсе, или они могут быть отнесены не к жилой, а к холодной части помещения.

2. Указание на якобы построенную часть, которая еще реально не возведена. Может быть выгодно застройщику, который задерживает сроки строительства.

3. Составление акта обследования на помещение, которое якобы снесено, хотя оно реально существует. Выгодно владельцу, чтобы не платить налог на недвижимость.

4. Завышение реальных площадей. Выгодно продавцу, который может продать дороже и быстрее недвижимость, которая реально меньше.

Ответственность за нарушения

В случае, если заведомо ложные сведения кадастровый инженер внес по собственному умыслу, то возможна административная ответственность:

  • штраф до 300 тысяч рублей,
  • лишение права заниматься деятельностью на срок до 3 лет,
  • обязательные работы на срок до 360 часов.

Если ущерб подобными действиями будет нанесен в особо крупных размерах, то ответственность увеличивается:

  • штраф до 500 тысяч рублей,
  • исправительные работы до 1 года.

Если же деяния совершаются группой лиц по предварительному сговору:

  • штраф до миллиона рублей,
  • лишение свободы до 3 лет.

Для чего это нужно

Появление данной статьи является вполне логичным. Статья 170 час ть 2 закрывает формальные способы обойти закон, создает препятствтия для различного рода злоупотреблений.

Для тех, кто законы не нарушает и выполняет свою работу ответственно и честно новая статья в УК ничем не страшна.

Прочитано 4987 раз

THE PROSECUTOR"S ANALYSIS OF MATERIALS ABOUT COMMITTING A CRIME AGAINST THE ORDER OF THE CADASTRAL ACTIVITIES. (ARTICLE 1702 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION)

Vadim Dvortsov

judge assistant at the town court of Mineralnye Vody Stavropol region

Russia, Mineralnye Vody

АННОТАЦИЯ

В статье раскрывается сущность и рассматриваются основные направления анализа прокурором материалов проверки сообщения о совершении преступления против порядка осуществления кадастровой деятельности. Актуальность темы исследования определяется специфичностью вопросов в сфере кадастровой деятельности, входящих в состав ст. 170 2 УК РФ, как следствие, слабой компетентностью по данному вопросу органов следствия и дознания, что порождает для них сложность при квалификации, а также порождает проблемы, связанные с отграничением данного состава от смежных составов преступлений и административных правонарушений, что должно быть учтено прокурором при проведении анализа материалов проведенной проверки сообщения о преступлении против порядка осуществления кадастровой деятельности.

ABSTRACT

Article reveals the essence and the basic directions of the analysis of public Prosecutor materials of check posts about committing a crime against the order of the cadastral activities. The relevance of the research topic is determined by the specificity of the issues in the field of cadastral activities included in the article. 1702 of the criminal code, as a consequence, a weak competence on the issue of the bodies of investigation and inquiry that generates for them the complexity in the classification, and also causes problems associated with the delimitation of this structure from adjacent structures of crimes and administrative offences that should be taken into account by the Prosecutor in the analysis of materials of the audit reports of crime against the order of the cadastral activities.

Ключевые слова: преступление; кадастровая деятельность; уголовная ответственность; кадастровый инженер; прокурор; анализ проверки сообщения о преступлении; судебная практика.

Keywords: crime; cadastral activity; criminal responsibility; cadastral engineer; prosecutor; analysis of the message about the crime, judicial practice.

Различным аспектам использования анализа и других методов научного познания посвящено немало научных трудов, значительная часть из которых находится в области уголовного судопроизводства. В этом плане, достаточно много внимания уделяется вопросам анализа прокурором сообщений о преступлениях, при этом рассматриваются такие аспекты, как – основные направления и сущность указанного анализа; критерии комплексной оценки (сочетание уголовно-процессуального и криминалистического аспектов) , использование методов научного познания и иное. Безусловно, такой широкий спектр исследуемых вопросов свидетельствует о несомненной теоретической и практической значимости осуществления прокурором анализа материалов проверки сообщения о совершении преступления, что не осталось без внимания Генерального прокурора Российской Федерации

Не вдаваясь в научную дискуссию о природе данного вопроса, поскольку это не является предметом настоящего исследования, перейдем к непосредственному исследованию основных направлений анализа прокурором материалов проверки сообщений о преступлениях против порядка осуществления кадастровой деятельности, обозначенных в ст. 170 2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), которая предусматривает наступление уголовной ответственности за внесение кадастровым инженером заведомо ложных сведений в межевой или технический планы, акт обследования, проект межевания земельного участка либо карту-план территории или подлог документов, на основании которых были подготовлены указанные документы, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданину, организации или государству.

Анализ прокурором материалов проверки сообщения о любом преступлении предполагает проверку законности повода к возбуждению уголовного дела, наличия основания для возбуждения уголовного дела, соблюдения требований действующего законодательства при проведении проверочных мероприятий, производстве следственных и иных процессуальных действий, соблюдения прав и свобод заявителей и иных лиц, чьи интересы затрагиваются сообщением о преступлении; законности и обоснованности решения, принятого по результатам указанной проверки. Исходя из этого, при проверке законности и обоснованности возбуждения уголовного дела за совершение преступления против порядка осуществления кадастровой деятельности в первую очередь необходимо выяснить, получено ли сообщение о преступлении из источника, указанного в ч. 1 ст. 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ).

Поскольку сведения о зарегистрированных преступлениях против порядка осуществления кадастровой деятельности в официальной статистике не отражаются, т.к. включаются в состав общих преступлений в сфере земельно-экономических отношений, а также в связи с отсутствием отказных материалов и уголовных дел, обратимся к иному источнику получения эмпирической информации – судебной практике по административным правонарушениям в сфере кадастровой деятельности, опросу сотрудников дознания и следствия, специализирующихся на расследовании преступлений экономической направленности, работников прокуратуры и кадастровых инженеров, а также к методу экспертной оценки специалистов.

По результатам проведенного исследования было установлено, что возможными поводами для возбуждения уголовного дела за совершение преступления в сфере кадастровой деятельности могут быть: сообщения из контролирующих органов (руководителей саморегулируемой организации кадастровых инженеров, ФГБУ Федеральная кадастровая палата, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии) о результатах рассмотрения жалоб, заявлений при обнаружении признаков преступлений в сфере кадастровой деятельности; заявления и жалобы граждан на неправомерные действия определенных (либо неопределенных) лиц, совершающих неправомерные посторонние действия на принадлежащих заявителям земельных участках согласно свидетельству о регистрации права собственности; результаты прокурорских проверок по соблюдению земельного законодательства; результаты расследования уголовных дел, возбужденных по признакам другого преступления; сообщения из других источников, оформленные рапортами сотрудников органов внутренних дел об обнаружении признаков преступления.

Частью 2 статьи 140 УПК РФ также предусмотрено, что для возбуждения уголовного дела также необходимо установить наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК РФ).

Результаты обобщения судебной практики и опроса работников прокуратуры, дают основание для вывода о том, что при анализе прокурором проверки сообщения о преступлении в сфере кадастровой деятельности должны быть установлены следующие обстоятельства.

1) Факт производства кадастровых работ.

Перечень обстоятельств, подлежащих установлению по рассматриваемой категории дел, должен включать следующие элементы: порядок осуществления кадастровым инженером своей деятельности (в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве работника юридического лица по трудовому договору); имело ли место заключение гражданско-правового договора с заказчиком кадастровых работ (договор подряда на выполнение кадастровых работ или договор подряда на оказание услуг (в составе комплекса кадастровых работ); данные о заказчике кадастровых работ, его местонахождении, в каких отношениях они состоят между собой (знакомый, родственник и т.д.), какие документы составлялись между ними, как производился расчет между сторонами; установить, способен ли кадастровый инженер самостоятельно совершить преступление в сфере кадастровой деятельности; кем и какие документы были представлены для производства кадастровой деятельности; какие документы были истребованы из органа кадастрового учета; какие обстоятельства способствовали совершению преступления; в какие документы были внесены недостоверные сведения, каким образом; какие неправомерные изменения и каким образом были внесены в ЕГРН; кто, помимо кадастрового инженера, принимал участие в постановке объекта недвижимого имущества на кадастровый учет.

2) Субъект преступления.

Субъект преступления, предусмотренного ст. 170 2 УК РФ, специальный (кадастровый инженер), в связи с чем, прокурору целесообразно акцентировать внимание на проверке факта установления правового статуса лица, возможно совершившего рассматриваемое деяние, вопрос определения которого является весьма дискуссионным.

В силу прямого указания закона, применительно к таким формам совершения деяний, как внесение заведомо ложных сведений в межевой план или планы, акт обследования, проект межевания земельного участка либо карту-план территории, определение субъекта преступления затруднений не вызывает, поскольку им может выступать только кадастровый инженер – физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера и осуществляет свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с таким юридическим лицом, и является членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров

Вместе с тем, анализ ст. 170 2 УК РФ показывает, что данная норма имеет существенный пробел в части определения субъекта преступления когда речь идет о подлоге документов, на основании которых были подготовлены межевой или технический планы, акт обследования, проект межевания земельного участка либо в карта-план территории. Теоретически, такой подлог может иметь место, как со стороны кадастрового инженера, так и иного лица, например, заказчика кадастровых работ или смежного сособственника земельного участка, а также сотрудника юридического лица, в котором работает кадастровый инженер.

3) Конкретное нарушение в сфере кадастровой деятельности.

Анализ отношений, охраняемых ст. 170 2 УК РФ, позволяет прийти к выводу, что непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, регулирующие оборот недвижимого имущества (сфера экономической деятельности), а также отношения в сфере кадастровой деятельности. Кроме того, рассматриваемые уголовно наказуемые деяния также посягают на отношения собственности, возникающие между гражданами, организациями и государством, вытекающие из их прав на объекты недвижимости, связанные с владением, пользованием и распоряжением.

Объективная сторона выражается во внесении заведомо ложных сведений в межевой или технический планы, акт обследования, проект межевания земельного участка либо в карту-план территории, форма, состав сведений и требования по составлению которых закреплены в соответствующих правовых актах; подлоге документов, на основании которых были подготовлены данные документы.

С субъективной стороны преступление против порядка осуществления кадастровой деятельности характеризуется умышленной формой вины. Указание в диспозиции ст. 170 2 УК РФ на такой признак субъективной стороны как заведомость, свидетельствует о том, что преступление может быть совершено только в условиях наличия прямого умысла, при этом, мотивы и цели оставлены законодателем за пределами состава.

В случае, если преступление совершается в личных интересах (в т.ч. знакомых, родственников и т.д.), подготовка к преступлению состоит из следующих действий: 1. Истребование документов, свидетельствующих о наличии прав собственности или владения на объект недвижимого имущества, который по замыслу виновного подлежит незаконному отчуждению; 2. Предварительное (промежуточное) оформление смежных прав на знакомых, родственников, подставных лиц и др.; 3. Установление потерпевших, являющихся собственниками или правомерными владельцами объектов недвижимого имущества; 4. Поиск лиц, желающих приобрести права собственности на определенный объект недвижимого имущества, вопреки действующему законодательству; 5. Выбор места и времени совершения преступления; 6. Установление и укрепление противоправных связей с должностными лицами для совместной противозаконной деятельности; 7. Внесение недостоверных сведений в межевой, технический планы, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков (в том числе подлог документов, на основании которых изготавливаются данные указанные документы).

В случае, если преступление совершается по заказу заинтересованных лиц (заказчика кадастровых работ, должностного лица), то используются следующие действия: 1. Истребование документов, свидетельствующих о наличии прав собственности или владения на объект недвижимого имущества, который представляет интерес для заказчика; 2. Установление потерпевших, являющихся собственниками или правомерными владельцами объектов недвижимого имущества; 3. Выбор места и времени совершения преступления; 4. Внесение недостоверных сведений в межевой, технический планы, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карты-плана территории (в том числе подлог документов, на основании которых изготавливаются данные указанные документы).

4) Факт причинения ущерба.

При проведении проверки сообщений о преступлении против порядка осуществления кадастровой деятельности высока вероятность отказа в возбуждении уголовного дела в связи с невозможностью потерпевшим документально подтвердить точный ущерб, что возможно устранить путем привлечения экспертов судебно-экспертных учреждений или специалистов по судебной экономической оценочной экспертизе. Необходимо ответить, что определение факта и размера причинения ущерба гражданам, организациям или государству является принципиально важным, поскольку в ином случае наступает административная ответственность по ч. 4 ст. 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

5) Причинно-следственная связь между нарушением конкретных правил в сфере кадастровой деятельности и указанным фактом причинения ущерба.

Таким образом, в результате анализа прокурором материалов проверки сообщения о преступлении против порядка осуществления кадастровой деятельности должны быть проверены – законность повода и основания для возбуждения уголовного дела, полнота материалов проверки (наличие необходимого пакета документов, составление которых обязательно на отдельных этапах производства кадастровой деятельности, объяснений лиц, инициировавших проведение проверки, и предполагаемых субъектов внесения заведомо ложных сведений), правильность оформления процессуальных документов (являются ли обоснованными утверждения, содержащиеся как в описательной, так и в резолютивной части постановления; вытекает ли принятое процессуальное решение из обстоятельств, признанных установленными и отраженными в описательной части документа). Несоблюдение этих требований влечет как необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела, так и его возбуждение без достаточных на то оснований.

Список литературы:

  1. Данилова Н.А., Елагина Е.В., Николаева Т.Г. О некоторых аспектах анализа и оценки прокурором материалов проверки сообщения о преступлении // Вестник Орловского государственного университета. 2013. Вып. 3. С. 11-15.
  2. Данилова Н. А., Елагина Е. В., Николаева Т. Г. О некоторых аспектах использования специальных знаний в ходе проверки сообщения о преступлении // Вестник Орловского государственного университета. 2014. № 3 (38). С. 15-18.
  3. Данилова Н.А., Николаева Т.Г. О целесообразности комплексного анализа военным прокурором материалов проверки сообщения о преступлении // Право в Вооруженных Силах. 2015. № 2. С. 89-92.
  4. Исаенко В.Н. Криминалистическая подготовка прокурорских работников, участвующих в уголовном судопроизводстве // Законность. 2011. № 6. С. 3-7.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 22.11.2016 г.) // Консультант Плюс.
  6. Корсаков К. А. Методы научного познания в уголовном судопроизводстве: конспект лекций. СПб., 2004. С. 77-79.
  7. Норец А.М. Анализ прокурором материалов уголовного дела: понятие и содержание деятельности // Вестник Краснодарского университета МВД Росси. 2016. № 1 (31) С. 90-93.
  8. Приказ Генпрокуратуры России от 05.09.2011 г. № 277 (ред. от 05.12.2016 г.) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» // [Электронный ресурс] – Режим доступа: Консультант Плюс. (дата обращения 12.09.2017).
  9. Приказ Генпрокуратуры России от 28.12.2016 г. № 826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» [Электронный ресурс] – Режим доступа: Консультант Плюс. (дата обращения 12.09.2017).
  10. Приказ Генпрокуратуры России от 26.01.2017 г. № 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» [Электронный ресурс] – Режим доступа: Консультант Плюс. (дата обращения 12.09.2017).
  11. Уголовно-процессуальная проверка в стадии возбуждения уголовного дела: учебное пособие / А.А. Ларинков, В.А. Шиплюк. Санкт-Петербург: Санкт- Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2015. С. 252.
  12. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 03.04.2017 г.) [Электронный ресурс] – Режим доступа: Консультант Плюс. (дата обращения 12.09.2017).
  13. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 22.11.2016 г.) [Электронный ресурс] – Режим доступа: Консультант Плюс. (дата обращения 12.09.2017).
  14. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.) «О государственном кадастре недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2016 г.) [Электронный ресурс] – Режим доступа: Консультант Плюс. (дата обращения 12.09.2017).