Старец Ефрем Филофейский (Аризонский). Как я попала в аризонскую пустыню к старцу ефрему

24 июня - день рождения старца Ефрема Филофейского (Аризонского; Мораитиса), духовного чада великого старца Иосифа Исихаста, написавшего о своем духовном отце удивительную книгу «Моя жизнь со старцем Иосифом». Филофейским старца Ефрема стали называть с 1973 года, когда он был избран игуменом монастыря Филофей на Афоне и в короткий срок возродил в этой обители подвижническую монашескую жизнь. После этого Кинот Святой Горы благословил старца Ефрема расширить и наполнить ищущими монашеского жития еще три афонских обители: Ксиропотам, Костамонит и Каракал. Эти монастыри и сейчас остаются под духовным руководством архимандрита Ефрема, так же как и ряд мужских и женских обителей в Греции и Северной Америке.

В 1960 году греческий православный священник и богослов протоиерей Иоанн Романидис написал: «Святогорцы должны немедленно направить своих представителей в США и основать там монашеские обители, в противном случае Православие на Американском континенте ожидает неизбежная гибель». Несколько лет спустя воплотить в жизнь эти пророческие слова удалось усилиями всего лишь одного человека. Монастыри старца Ефрема появились во многих регионах США и Канады: Нью-Йорке, Техасе, Флориде, Вашингтоне, Северной Каролине, Пенсильвании, Иллинойсе, Калифорнии, Мичигане, Монреале и Торонто. Главный среди них - это монастырь святого Антония Великого в Аризоне. И теперь старца часто называют еще и Ефремом Аризонским.

К дню рождения старца Ефрема мы подготовили для читателей «Православия.ру» беседу с его духовным чадом, очень интересным человеком, Александрой Лагос. Она окормлялась также у блаженной старицы Макрины, игумении монастыря Панагии Одигитрии близ греческого города Волос, основанного по благословению великого старца Иосифа Исихаста. По свидетельству сестер, старица Макрина очень любила Александру и часто упоминала ее имя в беседах с людьми. Александра знакома со многими подвижниками благочестия современной Греции, ей довелось беседовать с преподобным Паисием Святогорцем. Преподобный сказал ей про ее духовника старца Ефрема: «У тебя такой великий старец!»

Александра - профессор истории и археологии, много лет она трудилась на кафедре истории Медицинского университета города Иоаннины (Северная Греция). По благословению духовного отца в своей работе она всегда старалась опираться на святоотеческое предание и преподавать материал на основе православного мировоззрения. В доме Александры и ее супруга, Георгия Лагос, профессора неврологии в том же Медицинском университете, часто останавливались монашествующие, духовники, игумении из монастырей старца Ефрема и его духовные чада из мирян.

Александре посчастливилось не только близко познакомиться и подружиться со многими духовными чадами старца Ефрема, но и неоднократно и подолгу жить в его монастырях, как в Греции, так и в Америке. Ее семья все время оказывала (и оказывает до сих пор) старцу посильную помощь и поддержку в его трудах. Так что можно сказать, что строительство монастырей старца происходило на ее глазах. В настоящее время Александра живет в Аризоне неподалеку от монастыря святого Антония Великого и с благословения старца проводит катехизаторскую работу, воскресные беседы для паломниц обители, а также уроки древнегреческого и новогреческого языка для желающих.

- Кирия Александра, не могли бы вы рассказать о том, как начали окормляться у старца Ефрема?

Мы с супругом - духовные чада геронды Ефрема уже 30 лет. Узнали старца в 1986 году, и по милости Божией он стал духовником всей нашей семьи. В первый же день знакомства старец с большим энтузиазмом поделился с нами своими планами относительно «своей большой работы», то есть строительства монастырей.

Мы все знаем, что старец Ефрем построил в Северной Америке 18 монастырей. Но параллельно со строительством новых обителей в Северной Америке он восстанавливал древние греческие монастыри, разрушенные и заброшенные со времен турецкого ига. В Греции, так же как и в России, множество прекраснейших монастырей находилось и до сих пор находятся в запустении, так как не хватает средств на их восстановление, а также потенциальных насельников. Так что первая половина «большой работы» старца происходила в Северной Америке, а вторая половина - в Греции.

Кирия Александра, рассказывал ли вам духовный отец о своем старце - Иосифе Исихасте? Было ли открыто великому старцу Иосифу, что его духовный сын будет строить монастыри?

Духовные чада старца Ефрема часто называют старца Иосифа дедушкой, ведь он духовный отец их духовного отца. Когда дедушка Иосиф был еще жив, он сказал отцу Ефрему, что получил извещение от Господа о том, что отца Ефрема ждет в будущем большая работа. Дедушка Иосиф следил за тем, чтобы его духовный сын хорошо питался, и говорил ему: «Кушай, кушай, Малой, у тебя впереди большой подвиг, большую работу будешь делать».

В своей книге старец Ефрем упоминает, что однажды старец Иосиф сказал ему: «Наступит час, и ты будешь говорить посреди церкви». Отец Ефрем тогда подумал: «Наша церковка (скитской храм) еле-еле вмещает трех человек. Подумаешь, какое великое дело, если мне когда-то придется говорить посреди нее!»

Старец Ефрем получил очень строгое духовное воспитание от своего старца. Ни к одному другому своему послушнику старец Иосиф не относился с такой строгостью, как к отцу Ефрему - именно потому, что он знал, какой того ждет труд в будущем.

Перед тем как старец Иосиф отошел ко Господу, он поделил своих учеников, кто с кем должен остаться после его смерти. Отцу Ефрему он оставил в послушники отца Иосифа, который потом в течение многих лет служил в Портарье. Также старец Иосиф поручил отцу Ефрему принять под свое духовное руководство женскую общинку из Волоса. В этом сестричестве жила и мама старца Ефрема, и старица Макрина (в то время Мария). Позднее эта община дала начало известному женскому монастырю в Портарье.

М

атушка Макрина, старец Ефрем и отец Иосиф

Кирия Александра, не могли бы вы рассказать, как благодаря старцу Ефрему этот монастырь стал «материнским монастырем» для многих других женских обителей?

За монастырем в Портарье среди духовных чад старца Ефрема укрепилось негласное имя «митрополии». Слово «митрополия» (греч. Μητρόπολις) переводится как «материнский город», от μητέρα - «мать» и πολις - «город». В греческих городах это наиболее древняя часть города, от которого происходит, образно говоря - «рождается», остальной город. В случае с монастырем в Портарье считается, что он стал как бы «материнским монастырем» для остальных женских монастырей старца. Вот как это произошло.

Под руководством таких великих подвижников, как старец Ефрем и старица Макрина, сестры монастыря в Портарье стали очень быстро преуспевать духовно и исполнились всяческих добродетелей. Когда старец начал открывать один за другим монастыри сначала в Греции, а потом в Америке, ему потребовались духовно опытные монахини, хорошо знакомые с теми традициями, которые он и старица Макрина восприняли еще от дедушки Иосифа. Именно таких монахинь старец Ефрем стремился сделать первыми насельницами своих монастырей, с тем чтобы они затем передавали духовные традиции старца Иосифа Исихаста по наследству следующему поколению монахов и монахинь.

- Какие же монастыри были открыты?

Вначале старцу Ефрему удалось уговорить игумению Макрину отпустить нескольких сестер в первые два монастыря, открытые им в Греции, - монастырь Пророка и Предтечи Иоанна в местечке Серрос и монастырь архангела Михаила на острове Тасос.

В начале 1980-х старец Ефрем переселил свою маму, монахиню Феофано († 1986), и других сестер в заново открытое подворье Филофейского монастыря на острове Тасос. Герондисса Ефремия, которая до настоящего дня является настоятельницей монастыря на острове Тасос, была в то время юной девушкой из города Волос. Она часто посещала монастырь в Портарье, знала старца Ефрема, старицу Макрину, старицу Феофано - можно сказать, выросла у них на руках.

Потом старец Ефрем взял из Портарьи четырех сестер: Февронию, Маркеллу, Феклу и Вриани - и открыл монастырь в Серросе, поставив монахиню Февронию игуменией. После этого игумения Макрина сказала, что больше она не будет отпускать своих сестер из монастыря. Когда старец Ефрем просил ее об этом, старица отвечала: «Пока я жива, не могу дать других». Она была очень чувствительным человеком, любила своих сестер и, видя трудности, которые они испытывали после выхода из монастыря, как добрая мать, очень жалела их и переживала.

- Кирия Александра, в эти же годы старец Ефрем начинает строить монастыри и в Америке...

Да, в эти же годы старец Ефрем начал регулярно посещать Северную Америку - Канаду и США. Сначала он приезжал туда на один-два месяца в году. Старец увидел, что многие семьи греческих переселенцев нуждаются в духовной поддержке - исповеди, богослужении, слове Божием. Однажды один человек, духовное чадо старца, пригласил его на Гавайи, чтобы исповедать местных православных. Там старцу Ефрему было видение. Он увидел дедушку Иосифа, который высыпал ему на колени множество апельсинов со словами: «Будем сажать апельсины, Малой! Увидишь, как много будет плодов!», из чего он понял, что ему необходимо потрудиться и в Америке.

За те десять лет, в течение которых старец Ефрем посещал Америку, он осознал, что одним-двумя месяцами в год тут не обойтись. Необходимо начинать возводить монастыри и в Америке. Также и от Господа он получил откровение о том, что нужно строить монастыри. Старец таким образом рассказывал нам об этом во время бесед. Вначале он не хотел принимать на себя эту «большую работу» по строительству монастырей. Он молился ко Господу и в молитве говорил, что не может принять на себя это дело. В какой-то момент он услышал голос Христа, Который говорил ему: «Нет, ты окажешь Мне послушание и примешь его на себя». Тогда старец ответил: «Хорошо, Господи, но только дай мне столько любви, чтобы хватило на всех людей, которые будут приходить ко мне».

Откуда взялось число 20 (монастырей в Америке)? Кириакос Маркидес в своей работе «Дары пустыни» (2005) упоминает, что задачей старца было построить в Америке столько же монастырей, сколько их существует на Святой Горе Афон. Почему нужно было строить монастыри именно в Америке? Старец говорил в своих беседах, что дело строительства монастырей - для последних времен, когда придет «враг» (антихрист), а в Америке - потому что отсюда все начнется и люди здесь нуждаются в духовном окормлении и помощи.

Какие женские монастыри были открыты старцем Ефремом в Америке? Кто из монахинь стали герондиссами в этих монастырях?

Первым монастырем старца в Америке, открытым в 1989 году, стал монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в Пенсильвании. Первой герондиссой старца в Америке стала блаженной памяти герондисса Таксиархия († 1994).

Герондисса Таксиархия была святая душа, Божия избранница. У нее были такие же великие духовные дары, как и у старицы Макрины. После ее успения старица Макрина так про нее говорила: «Она ни разу меня не огорчила, ни разу мне не возразила. Она была ангелом». Старица Маркина была очень к ней привязана и очень переживала за нее. Герондисса Таксиархия была чрезвычайно красивая, добрая, мягкая, улыбчивая женщина. Она не имела в себе той строгости, которую мы часто видим в монашествующих.

После того как герондисса Таксиархия уехала в США в 1989 году, она писала старице Макрине письма, в которых чувствовалась боль: видно было, насколько тяжело ей жить вдали от родного монастыря, в чужой стране, без языка, не имея ни одного знакомого, вначале даже ни одной сомолитвенницы - первое время она была в монастыре совершенно одна. Старица Макрина один раз прилетала в США, чтобы навестить свою любимицу, и своими глазами видела все эти трудности. Это утвердило ее в решении не отпускать других сестер из монастыря.

Поэтому, хотя старец Ефрем и предпочел бы взять всех сестер для Америки из Портарьи, но, поскольку старица Макрина сказала «Пока я жива, не могу дать других», он стал брать сестер для Америки из монастырей Тасоса и Серроса.

Некий перелом, некое указание свыше пришло в день похорон старицы Таксиархии. Она прожила в Америке меньше пяти лет и отошла го Господу 3 августа 1994 года, скончавшись от рака. На ее похороны в Пенсильванию собралась практически вся духовная семья старца Ефрема: прилетела старица Макрина и некоторые другие сестры из Греции, собрались американские герондиссы, приехал со Святой Горы и сам старец Ефрем.

Случилось чудо: на челе усопшей старицы Таксиархии выступило миро, издающее дивное благоухание

Незадолго до погребения случилось чудо: на челе усопшей старицы Таксиархии выступило миро в виде капель, по виду как бы капельки пота, но издающие дивное благоухание. Все присутствующие видели это чудо. На старицу Макрину оно произвело такое сильное впечатление, что она согласилась отпускать своих сестер в Америку.

В октябре 1994 года старец Ефрем договорился со старицей Макриной о том, каких сестер он может взять, и в мае 1995 года из Портарьи в Америку переехали несколько монахинь. Старица Макрина плакала, отправляя своих духовных чад в Америку. При этом она говорила: «Какая другая мать пережила столько, сколько пережила я? Стольких чад вырастить, воспитать - и чтобы у тебя их забрали прямо из рук!» Не то чтобы она не хотела отдать их Богу - всю свою жизнь она отдала Богу. Но она, как мать, была очень чувствительна и была сильно привязана к своим сестрам, хотела их защитить от опасностей, видя их трудности после того, как они покидали монастырь. Это был ее крест.

Герондисса Евпраксия пришла в монастырь в возрасте 18 лет и уехала из Портарьи в Америку в возрасте около 50 лет. Таким образом, она провела много лет рядом со старицей Макриной. Приехала она в Америку на похороны старицы Таксиархии, и после похорон старец пригласил ее на прогулку и объявил ей, что хочет, чтобы она переехала в США и стала настоятельницей нового монастыря. Это происходило в августе 1994 года.

- С какими трудностями столкнулся старец Ефрем при строительстве монастырей в Америке?

Строить монастыри в Америке было непросто. Там, даже в православной среде, существовала совершенно иная религиозная традиция - традиция обмирщения. Но старцу Ефрему удалось добиться удивительных результатов, принимая мудрые решения - отчасти благодаря Божественному просвещению, отчасти с помощью своего удивительного характера, а он очень умный и сообразительный человек и делает любую работу быстро и красиво.

«Нужно торопиться, чтобы успеть, скоро в мире наступят тяжелые времена»

Старец видел, что нужно все делать быстро. Он постоянно говорил: «Нужно торопиться, чтобы успеть, скоро в мире наступят тяжелые времена». Тем не менее, он встретил очень большое сопротивление со стороны архиепископа Иакова (Кукузиса), который сначала не давал благословения на строительство монастырей. Герондиссе Таксиархии пришлось нелегко, так как она была совершенно одна, но это была святая душа и она имела множество даров.

Старец скоро понял, что благословения на строительство других монастырей в Америке в Греческой Церкви ему не получить. В тот же период он познакомился с некоторыми иерархами РПЦЗ, и они предложили старцу свою помощь. Когда старец рассказал об этом предложении в Греции, это вызвало волну осуждения со стороны множества его знакомых и официальных лиц Церкви, он попал в очень сложную ситуацию. Ему говорили, что РПЦЗ - это Церковь неканоническая, раскольническая. Старца тогда многие называли прельщенным.

Когда все это происходило, старец достиг состояния богооставленности: «Боже, Боже, почему Ты оставил меня!» В то же самое время его духовные чада свидетельствуют, что в этот непростой период старец Ефрем имел столько благодати, что весь источал благоухание. Все, к чему бы ни прикоснулся старец, начинало благоухать. Когда он исповедовал детей, накрывая им голову своей епитрахилью, то волосы детей благоухали потом несколько дней. Касался салфетки - начинала благоухать салфетка. Благоухала его одежда, его скуфейки. Чем сильнее были искушения, тем сильнее ощущалось это благоухание. Не только сам старец Ефрем, но и его духовные чада получали откровения от Господа о том, что то, что делает старец, это от Бога.

В конце концов через несколько месяцев старец получил благословение на строительство монастырей от Вселенского патриарха. Архиепископ Иаков, который был противником строительства, к тому времени отошел ко Господу. Его преемником стал монахолюбивый архиепископ Спиридон (Папагеоргиу; 1996-1999). Тогда старец Ефрем стал открывать монастыри один за другим.

Старец успел как раз вовремя. Архиепископ Спиридон покинул свой пост в 1999 году, и у старца снова начался трудный период. Он говорил про это так: «Чем больше у меня трудностей, тем больше я люблю эту работу». И еще: «Великий приближается великими шагами. Нам нужно спешить, чтобы все успеть». И еще: «Кто может противостоять Божией воле?!» Духовные чада старца рассказывают, что он всегда говорил им о своей «большой работе» с огромным энтузиазмом и любовью. Его дело было выстрадано, сопровождалось многочисленными трудностями и омывалось потоками молитвенных слез. В Греции не существует другого такого примера, другого такого человека, который совершил бы за свою жизнь подобную работу.

- Кирия Александра, сколько сейчас монастырей находятся под духовным руководством старца Ефрема?

На настоящий момент, кроме 18 монастырей в США, старец является духовником четырех монастырей на Святой Горе Афон и восьми женских монастырей в Греции. Кроме того, существует еще несколько братств и сестричеств, не имеющих пока статуса монастырей (так называемых «скитов» старца).

Таким образом, дело старца Ефрема уникально. Господь его подготовил и дал ему множество благодати и большое дерзновение, чтобы совершить эту «большую работу». Ну и, конечно, молитва. Старец упоминал в своих беседах, что никогда не принимал серьезных решений, не получив извещения от Бога, как поступать. Каким образом он получает эти извещения - это тайна для нас, мы не можем этого понять. Но все его решения относительно того, какого монаха или монахиню назначить игуменом или игуменией, он принимал только после сугубой молитвы и некоего извещения от Бога. Одними человеческими силами невозможно было бы совершить такое большое дело. Как может один человек успеть сделать столько всего за свою жизнь? Сколько братств и сестричеств было создано в Америке, Греции, на Святой Горе, сколько мирян, православных семей старец окормляет!

Ефрем (Мораитис) в бытность его игуменом монастыря

Филофей Да, старец Ефрем получил достойное воспитание от дедушки Иосифа. Дедушка Иосиф приучал его к безусловному послушанию, так как знал, что после его смерти отцу Ефрему придется оказывать послушание Самому Христу, а это гораздо сложнее. Только представьте себе, легко ли было старцу Ефрему покинуть святогорский Филофейский монастырь, дивный, благословенный, прекрасно организованный, передать его в руки своему послушнику, чтобы самому скитаться где-то вдали от Родины?!

Потом начать воздвигать монастыри, принимая решение, где строить и как строить. Нужно было не только решить, каких сестер взять из Греции или из Америки в каждый из них, но и привлечь к помощи местные православные семьи для приобретения участков земли, для строительства. Очень многие семьи снимали деньги со своих счетов, чтобы оплатить покупку земли для строительства монастыря.

У каждого монастыря - своя история о том, как старец принимал решения, какой участок покупать и что и как строить. Ожидая приезда первых насельников и насельниц в каждый новый монастырь, старец заботился о том, чтобы хорошенько подготовить их новый дом, сделать его уютным и привлекательным. Он сам лично приносил букеты свежих цветов, расставлял в садиках симпатичные маленькие скульптурки животных, наполнял холодильник свежими продуктами накануне их приезда.

Старец брал на себя множество попечений, чтобы убедиться, что отцы или сестры имеют все необходимое для того, чтобы сразу же начать нормальную монашескую жизнь на новом месте. Однако в конце концов наступал момент, когда ему приходилось уезжать, и переселенцы оставались одни, чтобы в одиночку продолжить то, что начал старец. А он уезжал, унося на своих плечах груз заботы еще об одном новом монастыре.

Также старец Ефрем говорит, что ему всегда помогало молитвенное предстательство его старца - дедушки Иосифа. «Я никогда не делал ничего без благословения своего старца. Выхожу и вхожу в свою келью и каждый раз мысленно беру благословение у своего старца», - говорит старец Ефрем своим духовным чадам. А дедушка Иосиф - великий молитвенник и помощник не только старцу Ефрему в его трудах, но всем нам.

- Благодарим вас, кирия Александра, за чудесную беседу!

Иеродиакон монастыря святого Антония Великого в Аризоне отец Серафим (Молибог) сделал небольшое добавление к нашей беседе, поясняющее некоторые моменты из рассказа Александры Лагос:

Первым монастырем, открытым старцем в 1989 году в США, был женский монастырь Рождества Богородицы около города Питтсбурга, штат Пенсильвания. К сожалению, из-за обмирщения Греческой Церкви в Северной Америке старцу было оказано сопротивление и ему не позволяли открывать другие монастыри. Его даже пытались выдворить из страны. Он тогда, я уверен - по Божественному откровению, перешел в юрисдикцию РПЗЦ (монастырь Рождества Богородицы остался в Греческой Архиепископии). Синод РПЦЗ принял старца Ефрема с большой любовью и сказал ему: «Старче, открывайте монастыри, привозите из Греции монахинь и монахов, чтобы их населить».

Старец Ефрем с большой любовью вспоминал то время и говорил, что в Русской Церкви он встретил святых людей, как епископов, так и священников. Особое впечатление на него произвела встреча с епископом Константином (Ессенским), викарием Восточно-Американской епархии, скончавшимся 31 мая 1996 года, чьи останки обнаружили нетленными при их перезахоронении в декабре 2014 года из Техаса в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле, штат Нью-Йорк.

При встрече они оба пали друг другу в ноги и просили друг у друга благословения. На старца произвел неизгладимое впечатление вид владыки Константина: он носил поношенную скуфью, «как монах с Карули на Афоне». Также старцу очень понравилась благочестивость русских православных эмигрантов.

Когда новость о переходе старца в РПЦЗ дошла до Афона и Вселенского патриарха, поднялась, к сожалению, от некоторых лиц буря непонимания и возмущения. Вселенский патриарх потребовал объяснений от старца. Греческая Архиепископия попросила старца вернуться и пообещала, что они позволят ему открывать монастыри. Старец понял, что лучшим решением в данной крайне сложной ситуации будет вернуться к грекам, что и сделал в течение приблизительно года после ухода. Он потом говорил: «Если бы не протесты, я бы остался в Русской Зарубежной Церкви».

К моменту основания монастыря святого Антония Великого в Аризоне летом 1995 года старец сумел открыть еще шесть монастырей. В 1996 году архиепископом Греческой Церкви в Америке стал преосвященный Спиридон. Он очень поддержал старца, и в период его срока служения (30 июля 1996 - 19 августа 1999) старец открыл еще восемь монастырей. Последние два монастыря старец Ефрем открыл уже после ухода архиепископа Спиридона.

Давайте поздравим старца Ефрема с днем рождения и пожелаем ему: «Многая лета!»

Вот монастыри, основанные старцем Ефремом в Северной Америке:

  1. Женский монастырь Рождества Богородицы около города Питтсбурга, штат Пенсильвания
  2. Греческий православный монастырь святого Космы Этолийского, г. Болтон (Онтарио, Канада);
  3. Греческий православный монастырь Богородицы Паригоритиссы (Утешительницы), г. Браунсбург (Квебек, Канада);
  4. Греческий православный монастырь Покрова Пресвятой Богородицы, г. Везерли (Пенсильвания, США);
  5. Греческий православный монастырь святителя Иоанна Златоуста, г. Кеноша (Висконсин, США);
  6. Греческий православный монастырь иконы Богородицы «Живоносный Источник», г. Данлоп (Калифорния, США);
  7. Греческий православный монастырь честнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, г. Голдендейл (Вашингтон, США);
  8. Греческий православный монастырь святого Антония Великого, г. Флоренс (Аризона, США);
  9. Греческий православный монастырь Святых Архангелов, г. Кендалия (Техас, США);
  10. Греческий православный монастырь Влахернской иконы Божией Матери, г. Виллистон (Флорида, США);
  11. Греческий православный монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, г. Окала (Флорида, США);
  12. Греческий Троицкий православный монастырь, г. Смис Крик (Майами, США);
  13. Греческий православный монастырь Богородицы Прусиоттисы, г. Трой (Северная Каролина, США);
  14. Греческий православный монастырь иконы Богородицы «Преблаженная», г. Лавсонвиль (Северная Каролина, США);
  15. Греческий Преображенский православный монастырь, г. Гарвард (Иллинойс, США);
  16. Греческий православный монастырь святого Нектария Эгинского, г. Роско (Нью-Йорк, США);
  17. Греческий православный монастырь святой Параскевы Пятницы, г. Вагингтон (Техас, США);
  18. Греческий православный монастырь Успения Пресвятой Богородицы, г. Кочис (Аризона, США).

Люди Божии

Мое путешествие началось задолго до того, как я спустилась с трапа самолета старейшей, основанной еще в 1919 году авиакомпании «KLM» - «Королевские нидерландские авиалинии» - на американскую землю.

С ноября 2014 года мы работали, по благословению владыки, тогда еще архимандрита, Тихона (Шевкунова) над небольшими по формату книжечками из серии «Люди Божии» - о современных святых и подвижниках благочестия. Этот проект придумал сам владыка, он же и придумал форму увлекательной подачи материала в виде современного патерика. Владыка Тихон сам редактировал первые две книги из серии «Люди Божии» - о великих старцах и архимандрите Иоанне (Крестьянкине) . Некоторые из подвижников, о которых предполагалось издать книжечки, уже были прославлены в лике святых, канонизация других оставалась только вопросом времени и определения Божия.

Так, когда мы работали над первым патеричком о Паисии Святогорце, старец еще не был прославлен. А когда книга вышла из типографии - преподобный Паисий уже был канонизирован и как бы благословил наши последующие труды над серией «Люди Божии».

Думаю, что многим знаком духовный опыт, когда, читая или слушая рассказ о святых или подвижниках благочестия, ощущаешь их незримое присутствие, их молитвенную помощь. Собирая материал для книг, я чувствовала: святые рядом. Усилились также искушения, внешние и внутренние: какие-то люди без особенных причин озлоблялись на меня; собственные страсти, казалось, уже утихшие, поднимали голову.

Были изданы книжечки о старцах , Зосиме (Сокуре) , и других старцах и преподобных - более 20 книг.

Также мы подготовили для издания в серии «Люди Божии» книжечку о великом старце . Испытывая огромную любовь к этому старцу, в пылу ревности я собрала материал и о некоторых его духовных чадах, которые сами стали старцами: иеросхимонахе , старце и Пещернике и ныне живом и здравствующем архимандрите Ефреме Филофейском (Мораитисе) .

Филофейским старца Ефрема стали называть с 1973 года, когда он был избран игуменом Филофея на Афоне и в короткий срок возродил в этом монастыре подвижническую монашескую жизнь. После этого Кинот Святой Горы благословил старца Ефрема расширить и наполнить ищущими монашеского жития еще три афонских обители: Ксиропотам, Костамонит и Каракалл. Эти монастыри и сейчас остаются под духовным руководством архимандрита Ефрема, так же как и ряд мужских и женских обителей в Греции и Северной Америке.

В 1960 году греческий православный священник и богослов протоиерей Иоанн Романидис написал: «Святогорцы должны немедленно направить своих представителей в США и основать там монашеские обители, в противном случае Православие на Американском континенте ожидает неизбежная гибель».

Несколько лет спустя воплотить в жизнь эти пророческие слова удалось усилиями всего лишь одного человека. Монастыри старца Ефрема появились во многих регионах США и Канады: Нью-Йорке, Техасе, Флориде, Вашингтоне, Южной Каролине, Пенсильвании, Иллинойсе, Калифорнии, Мичигане, Монреале и Торонто. Главный среди них - это монастырь святого Антония Великого в Аризоне. И теперь старца часто называют еще и Ефремом Аризонским.

Святые рядом

Во время работы над книжечками о великих афонских старцах чувство их близости, их присутствия, духовной связи с ними, чувство сердечного умиления стало настолько сильным, таким реальным, что я начала сомневаться: может, это женская экзальтация, своего рода прелесть? Так много людей обращаются к старцам за молитвенной помощью, так много у них духовных чад…

И п осетила следующая мысль: если духовная связь действительно существует - это же можно проверить на практике!

Возможно ли, чтобы они знали еще и обо мне, сидящей вот здесь, у своего старого компьютера, в маленьком домике, на окраине какого-то провинциального городка? Осенний воздух густо пах прелой листвой, быстро подкрадывались ранние сумерки, мокрый ледяной ветер стучал в дверь, а желтый искусственный свет в комнате не мог прогнать густую непроницаемую мглу за окном. Помыслы сомнения, недоверия искушали, теснились, лезли в душу.

И тогда мою маловерную голову посетила следующая мысль: если такая духовная связь действительно существует - это же можно проверить на практике! Я могу обратиться мысленно к архимандриту Ефрему (Мораитису) с какой-либо просьбой. Не беда, что старец не знает русского и английского, а я греческого, - ведь известно, что для духовного общения нет препятствий. Если он мне ответит - значит, эта духовная связь реальна.

Сходу отмела все просьбы, исполнение которых могло быть простым совпадением. Нужно было попросить старца о чем-то, чего я не могла бы сделать сама, без его молитвенной помощи. И я придумала! Сказала старцу:

Дорогой геронда! Мне так хочется увидеть вас и получить ваше благословение! Так хочется посмотреть монастырь святого Антония Великого, где вы сейчас подвизаетесь с духовными чадами! Для меня поехать в Америку - что слетать в космос… Но я верю: если вы помолитесь - я окажусь в вашем монастыре. И значит, духовная связь - реальна.

Наутро - при дневном свете - вчерашние мысли, сомнения, просьбы казались уже бестолковыми, детскими, сказочными.

Через месяц я стояла у ворот монастыря святого Антония Великого в американском штате Аризона

Вы не поверите: через месяц я стояла у ворот монастыря святого Антония Великого в американском штате Аризона и, раскрыв рот от удивления, оглядывала окрестности пустыни Сонора, а прямо напротив меня рос коренной обитатель этих мест - семиметровый толстый кактус. И это было как в сказке. Вид у меня, наверное, был довольно глуповатый.

Перелететь океан

Произошло сие чудесное перемещение через океан следующим образом. Через день после моей горячей просьбы в осеннюю Оптину Пустынь приехал американец Ричард, принявший в Оптиной крещение с именем Амвросий. Мы с ним встречались в монастыре и подружились. Я записала беседу с новокрещенным, ее на сайте , и теперь Ричард-Амвросий, заехав ко мне в гости, за чашкой чая смеялся, рассказывая:

Я теперь в России персона известная! Приезжаю в Москву, захожу в Новодевичий монастырь - а меня называют по имени. Спрашиваю: как вы мое имя узнали?! Отвечают: «Так мы же “Православие.ру” читаем, а там была ваша фотография!»

Амвросий - теперь мой духовный брат, он окормляется у того же Оптинского отца архимандрита, что и я. Стал мой брат делиться со мной своим сожалением, что не выполнил благословения духовного отца - как теперь на исповедь идти? Ну, дескать, попрошу прощения, объясню, что не смог, что в следующий раз выполню…

А благословение трудное?

Так-то нетрудное: благословили меня посетить монастырь святого Антония Великого, тот самый, что в Аризоне находится, в пустыне Сонора. Это не так далеко от моего родного штата Южная Каролина. Но я не смог собраться, дел было много, так и не съездил…

Думаю, вы поймете, почему сердце мое при этих словах забилось часто.

Приехал в этот раз Амвросий не один - с другом Михаилом. Михаил - русский, живет в Америке, кроме юридического факультета университета в России получил юридическое образование в университете имени Джорджа Вашингтона в столице США, лицензию и успешно работает адвокатом. Умный очень молодой человек. Верующий. Алтарничает в православном храме, регулярно исповедуется и причащается. Съездили мы вместе в Шамордино, искупались в святых источниках. Михаил прочитал одну из моих книг, она ему понравилась. И вот он меня спрашивает:

Ольга, а хотите увидеть православную Америку?

Хотеть-то хочу, да что толку? Мне до Америки - как до Луны…

Посмеялись мои американские друзья. И вот, по молитве старца Ефрема, с помощью Миши и Амвросия я узнала, что до Америки путь намного ближе и легче, чем до той самой Луны.

Штат Аризона, пустыня Сонора

В Аризону мы прилетели с Амвросием одновременно, только он из Южной Каролины - штата субтропиков, сабаловых пальм и белозубых улыбок, а я из строгого столичного Вашингтона, одного из немногих заранее распланированных американских городов, где сосредоточено множество исторических достопримечательностей, бесплатные музеи и роскошные парки.

Встречаемся в аэропорту. Амвросий в одной руке саквояж держит, другой рукой к сердцу книжку прижимает, что в самолет с собой брал:

У тебя есть такая книга? Мне она очень-очень понравилась! Я никогда не читал ничего подобного! Никогда! Обязательно прочитай, если не читала!

Я знаю, что мой духовный брат читает очень много, имеет кандидатскую степень и легко цитирует всевозможных писателей, начиная с древнегреческих отцов трагедии и драмы. В Шамордино пожилая ученая инокиня, опознав в Амвросии американца, посоветовала ему для духовного спасения узнать хоть немного о России. Деликатный только улыбался вежливо в ответ и не стал рассказывать инокине, что одна из его курсовых работ раскрывала роль Столыпина Петра Аркадьевича в русской истории. Так вот, Амвросий - умница, интеллектуал. Поэтому его восторженный отзыв о книге для меня - лучшая рекомендация.

А что за книга?

Он взмахивает рукой, и я вижу изображенного на обложке архимандрита Псково-Печерского монастыря Нафанаила (Поспелова). «Everyday Saints» - так по-английски звучит название книги . Улыбаюсь Амвросию.

Мой американский брат берет напрокат машину, и мы едем по пустыне с многорукими великанами-кактусами сагуаро, высота которых достигает 15 метров, а возраст - 150 лет. Вот, скажем, этот, огромный, толстый, наверняка помнит XIX век… Его корни расходятся вокруг своего хозяина на 30 метров. Цветы сагуаро - нежные, красивые, распускаются по ночам и являются эмблемой штата Аризона. Кроме сагуаро в Соноре растут еще около 50 видов кактусов.

Информационный плакат у придорожного кафе расхваливает их полезность. Оказывается, стебли кактусов вполне съедобны, их запекают и жарят, из мякоти готовят пастилу, из сока - вино, из плодов - варенье и компоты, а крепкая древесина используется в качестве топлива и строительного материала.

Сонора - самая жаркая из четырех пустынь США, но сейчас, в декабре, вечером здесь всего плюс 25. Прочитала о животных в Соноре, не знаю, смогу ли увидеть кого-то из них, но названия у них очень странные: антилоповые суслики, антилоповые зайцы, вилороги, тоже почему-то похожие на антилоп. Еще кузнечиковые мыши, оленьи мыши, земляные белки, а также большеухие лисицы, койоты, пустынные барсуки… Опасный хищник пустыни, пума стала очень редкой и исчезает от преследования человеком. Ящерицы Соноры - единственные в мире ядовитые ящерицы, ядозубы. Семь видов гремучих змей. Черные тарантулы, желтые скорпионы, каракурты, самка которых обладает смертельным для человека укусом.

Ольга, не желаешь прогуляться по пустыне, зайти поглубже? Сфотографироваться у кактуса?

Как-нибудь потом… в следующий раз…

Многие обитатели Соноры привыкли вести ночной образ жизни - ночью всегда прохладнее. Днем они прячутся в норах. Но есть и дневные: дорогу нам часто перебегали животные, но кто это - койоты или большеухие лисицы, - я понять не смогла. Главное, это точно не пума. В небе летали незнакомые птицы чужого континента.

Монастырь святого Антония Великого

Мы приехали в монастырь в шесть вечера, успели только осмотреться. Быстро темнело, и разглядеть я толком ничего не успела, познакомилась только с русским иеродиаконом Серафимом, который живет в Америке с 1995 года, а в монастыре с 2002-го и несет послушание в книжной лавке, а также встречает гостей.

Каменные дорожки, обрамленные бордюрами из разноцветных кирпичей, вели к монастырским кельям, храмам и паломническим гостиницам. В женскую гостиницу вход мужчинам воспрещен. В моей келье на шестерых человек были заняты только две койки - на одной американка, на другой пожилая гречанка. Гречанка говорила по-английски не очень хорошо, но мы все трое прекрасно понимали друг друга, быстро перезнакомились и рассказали немножко о себе.

В семь вечера начался «тихий час» - отдых перед ночной службой, во время которого нельзя шуметь, принимать душ, разговаривать. Рядом с кроватями в келье тумбочки, на тумбочках настольные лампы - можно читать в «тихий час», если спать не хочется. Несколько стульев, встроенный в стену шкаф для одежды, санузел и душ. Кельи очень уютные, над кроватями иконы, на окнах всегда опущенные жалюзи. В жару включают кондиционер и вентилятор. На кухне в запасе питьевая вода, можно заварить чай, кофе, в холодильнике яблочный и апельсиновый соки в больших упаковках.

Служба в монастыре

В двенадцать ночи мы с соседками по келье вместе пошли на службу. Отправились пораньше, чтобы благословиться у архимандрита Ефрема и игумена монастыря Паисия - духовного чада старца, который последовал за ним с Афона.

К старцам подходят по очереди. Раньше первым благословлял старец Ефрем, но сейчас он сам встал за игуменом Паисием и благословляет вторым

К старцам подходят по очереди. Раньше первым благословлял , но сейчас он сам встал за игуменом Паисием и благословляет вторым. Старец, которому 87 лет, постепенно переходит к жизни более уединенной, затворнической, он уже не ходит на общую трапезу с братией. Выглядит старец гораздо моложе своих лет: невысокий, аскетического сложения, серебряная борода, очень добрые глаза. В его присутствии тебя охватывают необыкновенные чувства, но распространяться об этом я не стану, храня в памяти слова святых отцов: «Похвалить подвизающегося монаха все равно что подставить ему подножку».

Электричество в храме не включают, но есть две небольшие электрические лампы для певчих. После всенощного бдения, на Литургии, два инока с разных сторон зажигают свечи на хоросе. Затем один из них специальной палкой с крючком на конце, прилагая заметные усилия, раскручивает огромный хорос с горящими метровыми свечами, насколько это позволяют цепи. Эти цепи затем возвращают хорос в обратную сторону, и он начинает совершать маятниковые движения. Затем инок принимается за висящее в центре паникадило и раскручивает его в другую сторону так, чтобы вращение было в противофазе вращению хороса. Описывать сложновато, но когда во тьме храма всё это сияющее великолепие начинает вращаться - впечатление незабываемое. И вращается самостоятельно удивительно долго - до самого конца службы!

В храме женщины стоят строго в левой части, мужчины в правой. Никто не пытается нарушить заведенный порядок. Во время пения «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный…» на Литургии двое монахов-экклесиархов по афонской традиции кадят храм и верующих с помощью ручного кадила, без цепочек и с рукоятью, издающего стройный перезвон. Хоровое пение не принято, только «Херувимскую» и «Достойно есть» обычно поют хором. На клиросе один из певчих поет мелодию того или иного гласа, а два других тянут одну основную ноту. Получается очень красиво. Символ веры не поют, а читает игумен. Причастники не называют своего имени, как принято у нас, а, причастившись, сами промокают уста платом. Чашу не целуют. Нет запивки, просто раздают антидор. Существуют еще некоторые отличия, но они так в глаза не бросаются и заметны уже только священнослужителям и клиросу.

Посещение монастыря святого Антония Великого - уникальная возможность для женщин ощутить дух Афона

Стою на чудесной ночной службе и думаю, что женщинам нельзя приехать на Афон, и поэтому посещение монастыря святого Антония Великого и других основанных старцем Ефремом монастырей - уникальная возможность для женщин ощутить дух Афона. Прикоснуться к молитве святого афонского старца Иосифа Исихаста через молитву его духовных чад, которые сами стали великими старцами. Эту молитву и любовь можно почувствовать в любой точке земного шара, на расстоянии в тысячу километров. Ты молишься на родном языке, и, каким-то чудесным образом, по благодати Святого Духа, даровавшего апостолам дар говорить на чужих языках, старец, стяжавший эту благодать, понимает тебя.

В греческом храме можно подойти к солее, она не имеет возвышенности. Можно приложиться к иконам. Рядом с иконами множество металлических табличек. На одной - рука, на другой - нога, глаз, младенец, снова рука, весь человек. Греческая традиция - помолившись об исцелении или даровании детей и получив просимое, заказывать такие таблички в благодарность.

Трапеза

После службы - трапеза. По будням братия завтракает по кельям, паломники - в трапезной; обедают вместе. В праздник завтрак общий. Около 45 человек братии сидит напротив игуменского столика, поодаль стол для паломников, еще дальше - для паломниц. По звону колокольчика начинается трапеза. Минут через десять снова звонит колокольчик - и можно налить в стакан холодную воду из кувшина. По третьему звону трапеза заканчивается.

Сегодня был праздник, и на столе праздничные блюда: картофельное пюре, жареная рыба, листья салата, оливки из монастырского сада, у каждой тарелки - по яблоку. Также бутылочки с яблочным уксусом и свежевыжатым оливковым маслом. Это праздничная трапеза. Привычного праздничного русского разносолья нет: рыба для аскетов-иноков - уже большое послабление в их повседневном меню. В конце трапезы вкушают Богородичную просфору с праздничной службы в порядке старшинства, отщипывая по кусочку от единой просфоры.

На следующий будний день на завтраке братии уже не было. Паломники сами проходили мимо больших тарелок и кастрюль с едой, накладывая себе каждый, что пожелает: орехи, халву, лукум, оливки, салат, намазывали хлеб арахисовым маслом, наполняли стаканы чаем и кофе без кофеина - после ночной службы нужно поспать.

Окрестности монастыря и храмы

Отдохнув пару часов после ночной службы, я тихо встала - соседки еще спали - и отправилась осматривать монастырь. Всё вокруг наполнено свежестью раннего утра и солнечным светом. Пальмы нескольких видов, лиственницы, сосны, разнообразные кактусы, разноцветные кустарники - более 2 тысяч видов растений - несут тень и прохладу. Шумит вода в фонтанах, их украшают каменные львы и орлы. Цветы на клумбах, в каменных вазонах, в обычных керамических горшках радуют глаз. Чуть подальше, в монастырском саду - апельсиновые, лимонные, грейпфрутовые, масличные, фисташковые деревья, финиковые пальмы. Есть небольшой виноградник и оливковая роща. Трудник, собиравший цитрусовые, подарил мне парочку лимонов.

Поразили прекрасные храмы - разные по величине и по стилю. Главный собор - во имя святого Антония Великого - отца древнего монашества - и святителя Нектария Эгинского - особо почитаемого греческого святого, имеющего благодать исцелять от рака. Для собора была написана и прислана из Греции икона Божией Матери «Аризонская», она почитается как чудотворная. Иконография ее напоминает хорошо известную в России «Всецарицу».

В отдалении от монастыря, на горке, виден белоснежный храм с синим куполом во имя святого Илии-Пророка. Отец Серафим дал мне ключ и благословил сходить в этот отдаленный храм совсем одной. Посоветовал вернуться в гостиницу за бутылочкой с водой. Возвращаться не хотелось, о чем потом пожалела, так как идти пришлось хоть и недалеко, но по жаркой, лишенной тени дороге, а потом по лестнице нужно было подняться на гору к храму.

Легко открыла массивную дверь ключом. В храме стояла прохлада, царила молитвенная тишина

По пустыне шла робко, пугливо оглядываясь по сторонам в поисках гремучих змей и скорпионов. Поднявшись по лестнице на гору, с которой открывался чудесный обзор на окрестности, успокоилась, легко открыла массивную дверь ключом. В храме стояла прохлада, царила молитвенная тишина. Помолилась. Назад возвращалась уже без страха, любуясь непривычными видами бескрайней пустыни. Единственное - допустила оплошность и отправилась на развилке в сторону, противоположную монастырю. Как я могла так заблудиться, можно сказать, в трех кактусах, сама не знаю. Сказались, видимо, несколько ночей практически без сна из-за длительного перелета и ночной службы.

О старцах Ефреме, Паисии, Павле (Груздеве) и апельсинах

После моего короткого путешествия в одиночку по пустыне иеродиакон Серафим познакомил меня с одной из нескольких русских семей, поселившихся недалеко от монастыря. Михаил и Ольга пригласили нас с Амвросием в гости, и мы едем по пустынному шоссе в поисках их дома. Ни одной машины, полная глушь, лишь сагуаро - безмолвные стражи окрестностей. Поворачиваем на проселочную дорогу, койоты проскакивают прямо перед машиной. Наконец на пустой, уходящей в желтую даль дороге появляется щит с надписью: «Dead End». Дословно звучит устрашающе, но переводится всего лишь как «Тупик».

Дома тех, кто прибился к монастырю и променял шумные развлечения и блага городской цивилизации на пустыню, находятся на значительном расстоянии друг от друга - между ними Сонора во всей своей кактусовой красе.

Хозяева встречают радостно.

- Здравствуйте, позвольте поблагодарить вас за приглашение в гости!

Ольга: Вы знаете, мы, русские семьи, живущие здесь, все читаем сайт . Хочу, пользуясь случаем, поблагодарить его создателей, его духовного руководителя владыку Тихона (Шевкунова). Мы знаем, что этот сайт не подведет, что здесь мы не прочитаем ничего, что может смутить, ввести в искушение… Чувствуется трезвенность, духовное рассуждение… Кстати, я и вас знаю заочно - у меня есть ваша книга «Дороги нашей жизни». Вы мне ее сами подписали!

- Я сама?!

Ольга: Может, вспомните? После экскурсии в Оптиной Пустыни вы подписали свою книгу моей подруге, а она попросила вас: «Подпишите еще одну, для моих друзей из Аризоны, Ольги и Михаила». Так вот мы - те самые друзья и есть!

(«Поистине тесен мир!» - думаю я.)

- А как вы приехали в Америку?

Ольга: Я приехала как программист, хотелось просто познакомиться с какими-то прогрессивными технологиями, посмотреть, как это все у них тут на Западе… Не было планов остаться здесь насовсем. Так Господь управил. И то, что сейчас я могу работать программистом на дому, - тоже чудо, и немалое.

Михаил: А я врач. Работал здесь в медицинской корпорации, которая производит медицинское технологическое оборудование. А познакомились мы с Олей в Калифорнии практически сразу, как приехали. И поженились здесь, в Америке. В Сан-Диего, где мы жили, ходили в русскую церковь. И постоянно молились, чтобы Господь нас направил туда, где бы мы спасались.

- Как же вы оказались здесь, в пустыне Соноре?

«Начать нужно с духовника моей бабушки. А ее духовником был отец Павел (Груздев)»

Ольга: Вы, может быть, удивитесь, но думаю, что начать нужно с духовника моей бабушки. А ее духовником был отец Павел (Груздев). Бабушку звали Вера, она как раз из тех мест, где отец Павел служил. Она его духовное чадо. Женщины - те, что ему помогали, - это были все бабушкины подружки. Он их называл: «Бабки мои»… Мама моя исповедовалась у него. Ну, и, наверное, именно его молитвы как-то повлияли на нашу жизнь. Вот, если посмо трите, у нас тут портреты стоят, там все греки, старцы разные, и отец Павел с ними - за компанию. (Улыбается.)

Он должен был окрестить меня в детстве, но не успел. И бабушка тоже рано умерла. На Светлой седмице. Так что росла я некрещеная. Но заботу отца Павла я реально чувствую в своей жизни. Бабушкина молитва и забота тоже присутствуют.

(Я слушаю Ольгу - и замирает сердце: духовная связь со святыми людьми - не эта ли мысль позвала меня за океан?)

Ольга: Бабушка перед смертью лежала в больнице, мама находилась в палате вместе с ней, чтобы ухаживать за больной. И вот незадолго до смерти бабушки отец Павел прислал ей два апельсина в подарок. Бабушка их уже есть не могла, мама не хотела, и они долго лежали на полке. Мама вспоминала о том, как странно было смотреть на эти яркие оранжевые апельсины в белой больничной палате. Фрукт для того времени и для деревенской больницы - необычный, заморский.

Когда мы приехали сюда и стали сажать апельсиновые деревья - я вспомнила о тех самых апельсинах. Хочется верить, что это было какое-то предсказание отца Павла о будущем… Знаете: «Случай - это язык, на котором говорит с нами Господь Бог»…

- Вы сажаете апельсиновые деревья?

Михаил: Да, у нас тут большой сад… Мы их посадили - они растут… В этом году - первый урожай. Тут очень много апельсинов! Вообще Аризона - апельсиновый штат. Знаете, самые вкусные, самые сладкие цитрусовые растут в пустыне.

Ольга: Был еще второй знак, который отец Павел подал нам, что не без его молитвы мы тут находимся. Приехали в монастырь несколько паломников из России. И одна русская паломница заходит в наш дом, смотрит на портреты старцев и спрашивает: «А портрет отца Павла-то у вас откуда здесь, в Аризоне, взялся?» Оказывается, она к нему ездила… И считает его своим духовным отцом, который очень сильно помог ей найти правильный путь в жизни. Я, говорит, у него брала благословение учиться дальше после института. Но он ответил: «Нет. Не нужно. У тебя будет свой дом, а вокруг будут ходить и мычать коровы». И, вы знаете, предсказание полностью сбылось! Она живет в своем доме, а вокруг ходят коровы! Правда, это не ее коровы…

Михаил: Тут нужно добавить маленькие детали: эти коровы ходят по швейцарским лугам, и муж у нее очень богатый человек, и живут они в Швейцарии. А она еще, когда отец Павел ей это сказал, думала: «Что за коровы?!» Такая, знаете, образованная женщина…

Ольга: Мы просили отца Павла, чтобы он направил нас в жизни. И он направляет и еще передает весточки… Мы прожили в Калифорнии двенадцать лет. И в какой-то момент нам очень захотелось вернуться в Россию - в город Рыбинск, где сейчас родители живут. Мы стали дом там искать и уже собрались его покупать. Денег на дом хватало только-только. Одновременно мы начали ездить сюда - в монастырь святого Антония Великого. Нам вроде и в монастыре нравилось, и хотелось на родину. В тот день, когда мы должны были заплатить за дом в Рыбинске, - то ли кризис в России случился, то ли у нас акции обвалились… Я уже не помню…

Михаил: Застройщики там перестали строить и даже уже внесенные деньги не хотели возвращать…

Ольга: Это было какое-то явное вмешательство Промысла Божия. А когда мы собрались здесь, рядом с монастырем, дом покупать - всё прошло очень гладко.

- В таком пустынном месте, где почти никто не живет?

Михаил: Здесь живут люди, просто у них огромные участки земли… Десять акров земли у нас, у соседа вообще сотня акров. Земля здесь продается такими кусками - она недорогая. Здесь же пустыня.

- А зачем так много земли?

Михаил (улыбаясь) : Этот вопрос задают все русские. Если поливать водой из скважины - здесь будет расти всё: цитрусовые, финики, инжир, яблоки.

- И вам нравится здесь жить?

Михаил: Да! Знаете, это как жить рядом с Оптиной. Вот вы же не зря живете рядом с Оптиной? Видимо, что-то притянуло вас туда? Может быть, благодать какую-то особенную почувствовали? Вот и мы так же. Мы окормляемся у игумена монастыря отца Паисия.

- Может быть, вы сможете немного рассказать о своем духовнике, о каких-то его наставлениях?

Отец Паисий всё своим примером показывает. И трудится наравне с послушниками

Ольга: Отец Паисий наставляет своим примером. Есть в житиях святых история про одного старца-игумена. Его как-то спросили: «Отче, почему вы всё время стоите на службе? Никогда даже не присядете в свое игуменское кресло?» И старец ответил: «Если я сяду - мои монахи лягут». И отец Паисий такой: всё своим примером показывает. Он трудится наравне не просто со старшей братией - даже наравне с послушниками, не гнушаясь никакой работой. Говорит мало - но делает много. Очень скромный и старается оставаться в тени старца Ефрема. Также он помогает старцу принимать паломников на исповедь, обычно именно отец Паисий принимает американцев и русских.

Михаил: Он аскет. Не говорит особых наставлений - но молится за своих чад, и мы чувствуем его молитву.

- Не могли бы вы рассказать немного о старце Ефреме?

Михаил: Со старцем Ефремом у нас не получалось много общаться - наш духовник отец Паисий.

Ольга: К нам сейчас приедет учительница греческого, вот она духовное чадо старца Ефрема.

Здесь дух преподобного Иосифа Исихаста, греческих подвижников

Михаил: Знаете, когда приезжаешь в Оптину, там чувствуется дух Оптинских старцев. Несмотря на то, что старцы были там столетие назад… И новомученики Оптинские - чувствуется их покровительство. Вот и монастырь святого Антония Великого, он вроде как молодой, в 1995 году был основан, а тоже старческая преемственность есть. Старец Иосиф Исихаст покровительствует этому монастырю. Здесь дух преподобного Иосифа Исихаста, греческих подвижников. И устав полностью совпадает с уставом афонских монастырей, где духовные чада Иосифа Исихаста стали игуменами. То есть это устав, проверенный на опыте афонских обителей.

Ольга: Не так давно приезжал в монастырь один священник из Греции, отец Стефан Анагностопулос, духовное чадо старца Ефрема в течении многих лет, автор разных книг, в том числе одну из них, «Откровения во время Божественной Литургии», очень рекомендую прочитать. Правда, она только по-гречески и по-английски издана. Духоносный батюшка. Старец его благословил провести беседу с мирянами, и он во время беседы немного рассказал нам про старца: «Однажды, много лет назад, когда старец посетил мой дом в Греции, у нас собралось много народу, чтобы послушать старца Ефрема, взять благословение и задать вопросы. Жена приготовила какую-то трапезу, но так случилось, что у нас был только один батон хлеба, и мы беспокоились, что его на всех гостей не хватит. Тогда старец взял этот хлеб в руки и стал отламывать по кусочку и раздавать гостам. Он отламывал и отламывал, а батом все не кончался, до тех пор, пока он не оделил каждого кусочком хлеба. Это было явное чудо, которому я и моя семья были свидетелями».

Далее отец Стефан сказал следующее: «Есть среди вас такие, кто очень бы хотел увидеть живого Христа, посмотреть хоть одним глазком, как он ходил Своими пречистыми ногами по земле. Так я говорю таким людям: пойдите и посмотрите на старца Ефрема, так как видеть старца - это все равно, что видеть Христа, поскольку старец Ефрем имеет Христа в своем сердце».

По воскресеньям после службы я хожу на беседы для женщин, которые проводит одна женщина, Александра, тоже духовное чадо Старца, по его благословению. Как-то, когда в конце беседы разговор зашел о нынешнем плачевном состоянии мира, она сказала: «Старцы (имеется в виду наш Геронда, а также Святой Паисий Святогорец, к которому она несколько раз ездила) говорят, что в нынешнее время легко спасаются сообразительные. Объяснение следующее. Господь все время посылает в мир Свою благодать. Раньше подвизающихся было много и, чтобы стяжать благодать, приходилось немало потрудиться. Сейчас спасающихся стало совсем мало, а количество благодати, если можно так сказать, осталось прежним. Люди добровольно отказываются от Божьих даров, но благодать не возвращается обратно к Господу, а, как пчелка ищет цветок на лугу, так и эта избыточная благодать ищет душу, которая молится и просит у Господа каких-то духовных даров. Так что, говорят Старцы, нынешние христиане, немножко потрудившись, могут получить столько благодати, такие дары, ради которых древним подвижникам приходилось подвязаться годами».

- Спасибо вам большое за эту беседу!

Ольга: На прощание перескажу вам притчу старца Ефрема, которую рассказала нам после субботней службы гречанка Мария, духовное чадо старца. У отца Ефрема очень образный язык. Вот эта история.

История старца Ефрема

Жил-был один подвижник-монах (старец не сказал, что эта история о нем, но монашествующие часто говорят о себе в третьем лице). И вот как-то этот подвижник, имеющий много духовных чад, постучался к Господу. Господь открыл ему дверь, и монах сказал:

Христе мой, я вот тут подвизаюсь изо всех сил, молюсь, можно мне попросить у Тебя одну вещь?

Проси, - ответил Господь.

У меня есть духовные чада, люди, с которыми я связан. Раньше, чтобы попасть в Царствие Небесное, нужно было набрать десять очков. Десятку из десяти. Нужно было очень сильно подвизаться. А времена сейчас такие трудные - ну никто не может вокруг так подвизаться, чтобы набрать десять из десяти… Не можешь ли Ты сделать так, чтобы те, кто наберут восемь очков, - тоже попали в Царствие Небесное?

Хорошо, ради тебя, ради твоей любви ко Мне пусть так и будет.

Подвижник продолжает молиться и снова стучит к Господу:

Христе мой, можно я тебя еще попрошу об одном одолжении?

Проси, - ответил еще раз Господь.

Знаешь, Христе мой, ведь даже восемь очков набрать очень сложно. А люди стараются. Они стараются слушаться, молятся. А что, если до восьми очков им не хватит совсем немножко? Сделай, пожалуйста, так, чтобы те, кто набрал шесть очков, тоже попали в Царствие Небесное. Ведь обидно будет: человек старался всю жизнь… Ну вот слабые они такие сейчас… Соблазнов сейчас очень много в мире и духовная жизнь на таком низком уровне… Наберут шесть очков - возьми их тоже к Себе!

Хорошо, - ответил Господь, - ради твоих подвигов и любви ко Мне, пусть будет так.

Через некоторое время подвижник постучал в третий раз:

Господи, а если они наберут только четыре? Пожалуйста, Христе мой, я сам буду за них поститься, буду совершать бдения и подвизаться до крови! Пожалуйста, позволь им тоже увидеть Царствие Небесное!

Да будет так, - промолвил Господь.

Монах оглянулся на людей, посмотрел на всех своих духовных чад, подумал и еще раз робко подошел к двери. Но когда он снова собрался постучать в нее - Господь отворил ее Сам и сказал подвижнику:

Знаешь, все-таки они должны и сами постараться и приложить некоторые усилия!

«Готовьтесь, грядут большие трудности…»
Известный старец Ефрем Аризонский и святогорский монах предвещает: «Надо быть готовым, потому что в скором времени начнутся большие трудности» .

Это предсказание было сказано игумену одного из монастырей Святой Горы, который посетил недавно старца и задал ему вопросы о дальнейшем развитии событий в Греции. Геронта говорит совершенно ясно: «Грядут очень тяжелые дни…»…

И монастырь уже включен в «группу кризиса», и игумен несет ответственность за то, чтобы подготовить монастырь к весьма тяжелым дням на неизвестный период времени.

Выше сказанное можно было бы воспринять за злостную шутку. Но это не так…. К сожалению, грядущее является более чем обозримым и для невооруженного взгляда, поскольку все мы можем видеть то, что грядет, то есть несчастье и голод…

«Я не могу понять людей. Все спрашивают: «Коснутся ли меня новые меры?!!!» Я искренне не могу понять насколько же современное общество корродировано, и даже люди, которые живут в этой стране. Никто не проявляет заботы о своём ближнем.

Никто не заботиться и не проявляет беспокойства о тех проблемах, которые стучатся в дверь его согражданина, его соседа. Все думают о том, как эти «меры» отразятся на моих собственных интересах…! Я искренне верю, что Бог подаст возможность для совместного прохождения трудностей.

Греческое Православие показало великих современных людей, которые принесли себя Богу в своих трудах, которые вели брань за спасение человеческих душ. Отец Порфирий, о. Паисий, о. Иосиф…старцы, которые проливали кровь в своём подвиге за людей, в этой борьбе они изгоняют из сердец людей, которые к ним приходили, несчастье и зло…

Какая большая может быть мораль? Зло разбивало семью, образование. Оно разбило каждую клеточку общества, и сегодня мы переживает последствия этой войны. Люди бегут и не проявляют заботы о своих ближних. Общество, которые мы знали, уже более не существует. Сегодня господствует эгоизм… Почему?

Потому что некоторые люди лишь играли в греческий нрав и характер и они разъели все те присущие грекам черты, которые можно было бы спасти. Непонятно! Эгоизм живет и царствует, в то время как обман стал «даром». Выросли поколения, которые научены тому, как грабить. И это во всех отношениях безрассудно…

Конечно, чем больше «награбишь», тем в большей мере увернешься от наказания. Бог это видит. Сегодня необходимо дать некоторым людям большую оплеуху, надеясь на то, что мы будем идти в жизни вместе, как происходит и пьяным человеком…

Это те сокрушительные слова, которые мне сегодня для обсуждения предложил святогорский монах. И голос его сотряс по причине волнения и подвига за то, что сегодня происходит.

«Давай молись», – он мне сказал. «Говори и другим, чтобы они молились. Не забывай в своём уме то, что я тебе говорил. Ну, где же эта удаль тех, которые не понуждали себя к какому-либо ограничению? Где те удалые дети, которые дали свою кровь за всех нас? Эта земля напитана кровью. Большим преступлением является то, что ею правят чужие и недостойные люди… Молитесь!»…

Что сказать? Вспомнил я слова старца Ефрема Аризонского: «Грядут очень тяжелые дни. Внимайте своей душе. Соберитесь и дайте себе подвиг…» Это он говорил несколько месяцев назад. И сегодня становится уже ясно: «в сентябре начнутся трудности…»

Молитвы старца восходят за всех нас. Но мы задаемся вопросом: Что нам делать, чтобы нам помочь самим себе? Мы просто беспокоимся за то, что если эти меры коснуться нас?

«Кто-то должен вам сказать, что не живите во сне, ни в кошмаре. Вы живете в ужасной реальности, которая еще и еще ухудшается…»

И мы задаемся вопросом: Затронут ли меня новые меры?

Константинос, 29.07.2010г.

От Православного Апологета:

Все трудности, невзгоды, бедствия являются вразумительной мерой от Бога для человека, дабы человек, особенно сегодня увлеченный комфортной жизнью и забывший Бога, обратился к Богу и осознал полную зависимость своей жизни от Бога.

Это общее святоотеческое учение. И было бы неблагоразумно это отвергать. Отхождение от Бога выражено, прежде всего, в безнравственном образе жизни, распущенности, пренебрежением даже элементарными заповедями Божими, потеря всякого страха Божия и благоговения.

В христианской среде господствует тенденция приверженности к исполнению чисто внешней формальной стороны христианской жизни, в высшей иерархии видны ярко выраженные стремления к обновленчеству, роскоши, обмирщение и как следствие, печально об этом даже, и говорить – рост филокатолических настроений.

Тем не менее, нет ничего страшнее, чем предавать свою веру. Еще свт. Василий Великий говорил, что тот, кто «хвалит веру инославных – отрекается от Христа». И введение в нашу жизнь антихристова электронного паспорта – это итог нашего совершившегося внутреннего отречения от Христа.

Принятие же его, как писал богодухновенный старец Паисий – это великое падение и отречение от Христа. И все, что происходит в Греции, происходит с незначительными поправками и на Руси.

Принятие паспорта нового поколения, электронного паспорта лишь довершает отречение людей от Христа. Сегодня от всех нас православных христиан требуется ревностное исправление нашей жизни, глубокое и частое покаяние. Ведь если мы сами будем ближе к Богу, тем сплоченнее мы станем и между собой. Надо вместе молиться об избавлении от грядущих бед, о сохранении Богом решимости быть во всем верным Ему.

Афонский монах Ефрем (Мораитис) впервые приехал в Америку в 1972 году по приглашению своих духовных чад. Он беседовал с людьми, наставлял, утешал, проповедовал… Почувствовав потребность американцев в живом слове Евангелия и их искание настоящей духовной жизни, старец Ефрем начал свою миссионерскую деятельность.

Один за другим он открыл девятнадцать православных монастырей, мужских и женских, в разных регионах США и Канады: Нью-Йорке, Техасе, Флориде, Вашингтоне, Южной Каролине, Пенсильвании, Иллинойсе, Калифорнии, Мичигане, Монреале и Торонто.

Первый его монастырь, обитель святого Антония, был основан в 1995 году в безводной и засушливой пустыне в Аризоне. Жилищем старца Ефрема и его учеников были четыре трейлера. Сегодня монастырь - это цветущий оазис, по числу посетителей обитель святого Антония находится на втором месте в штате Аризона, лишь немного уступая Великому Каньону. Старец Ефрем и сейчас живет в этом монастыре и служит духовным наставником для тысяч мирян, которые приезжают в Аризону со всех уголков планеты.

Смотри также:

Старец Ефрем (Мораитис) . Покаяние - радостотворный плач
Проигумен афонского монастыря Филофей, старец Ефрем (в миру - Иоаннис Мораитис) родился 24 июня 1928 года в городе Волос (Греция). 19-ти лет он навсегда переселился на Святую Гору, став послушником святого старца Иосифа Исихаста, безмолвника и пещерника. Основав 19 православных монастырей в Соединённых Штатах Америки и Канаде старец Ефрем с 1995 года удалился в пустыню ради безмолвствия, молясь обо всем мире. Сегодня мы публикуем первую проповедь отца Ефрема из готовящейся к изданию книги «Искусство спасения», ставшей квинтэссенцией его богатейшего духовного опыта за почти шестьдесят лет монашеской жизни.


Старец Ефрем (Мораитис) . Об абортах

Старец Ефрем Филофейский (Мораитис) . Православие - царский путь Евангелия
Афонский старец Ефрем (в миру - Иоаннис Мораитис) родился 24 июня 1928 года в городе Волос (Греция). 19-ти лет он навсегда переселился на Святую Гору, став послушником святого старца Иосифа Исихаста, безмолвника и пещерника. Основав 19 православных монастырей в Соединённых Штатах Америки и Канаде старец Ефрем с 1995 года удалился в пустыню ради безмолвствия, молясь обо всем мире. Сегодня мы публикуем еще одну проповедь отца Ефрема из готовящейся к изданию книги «Искусство спасения», ставшей квинтэссенцией его богатейшего духовного опыта за почти шестьдесят лет монашеской жизни.