Статья 18 ч 1. Кодекс рф об административных правонарушениях

(КоАП РФ редакция 2018-2019)

Кодекс об административных правонарушениях

Статья 18.1. Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации

1. Нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, -

влекут наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2004 N 187-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 21.12.2009 N 336-ФЗ)

3. Ведение на Государственной границе Российской Федерации либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности без уведомления пограничных органов либо с уведомлением таких органов, но с нарушением установленного порядка ведения на Государственной границе Российской Федерации либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности -

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ)

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере до одной тысячи рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой.

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2004 N 187-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.

РЕШЕНИЕ Дело № 12-458/2017

Судья Ломоносовского районного суда города Архангельска Пяттоева Л.Э., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Судоходная компания Морвенна» Баранова Н.Н. на постановление старшего специалиста по административному производству группы дознания и административной практики Службы в г. Архангельске Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району майора юстиции Бойко А.А. по делу об административном правонарушении от <Дата> №СА/447-17,

установил:

постановлением старшего специалиста по административному производству группы дознания и административной практики Службы в г. Архангельске Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району майора юстиции Бойко А.А. от <Дата> №СА/447-17 общество с ограниченной ответственностью «Судоходная компания Морвенна» (далее – ООО «СК Морвенна») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей.

Законный представитель ООО «СК Морвенна» — генеральный директор Баранов Н.Н. не согласился с указанным постановлением, обжаловав его в Ломоносовский районный суд города Архангельска.

Жалобу мотивирует тем, что ответственность за данное правонарушение должен нести капитан судна «<№>» Ткачев С.А., поскольку в силу п.10 Правил уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации российскими судами, имеющими право на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <Дата> N 863, обязанность передачи в пограничный орган информации о судне, времени и географических координатах места пересечения судном государственной границы Российской Федерации возложена исключительно на капитана судна. Обществом были приняты все необходимые меры по доведению до капитана информации о его обязанностях, в том числе по соблюдению им требований законодательства, так в рамках договора агентирования <№>, заключенного с ООО «АрктикТрансАгентство», с капитаном до выхода в рейс проведен инструктаж о соблюдении вышеназванных правил. Кроме того указывает, что в силу договора фрахтования судна на время (тайм-чартер) <№> от <Дата> судно «<№>», <№> (флаг – Российская Федерация) находилось во временном владении и пользовании у ООО «РЕЧМОРСЕРВИС». Капитан Ткачев С.А. в соответствии с трудовым договором <№> от <Дата> и приказом о приеме работника на работу <№>/ОД от <Дата> о назначении капитаном на судно «<№>» исполнял трудовые обязанности и являлся капитаном судна, то есть лицом, выполняющим административно-хозяйственные и организационно-распорядительные функции, и действовал от имени и в интересах ООО «РЕЧМОРСЕРВИС». Также в жалобе ссылается на нарушение должностным лицом административного органа сроков составления протокола об административном правонарушении, который в силу требований ст. 28.5 КоАП РФ, который должен составляться немедленно либо в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. Размер назначенного наказания полагает чрезмерно суровым. Просит изменить обжалуемое постановление в части привлеченного к ответственности субъекта, заменив юридическое лицо – ООО «СК Морвенна» на должностное – капитана судна «<№>» Ткачева С.А., наложив на него наказание в виде штрафа в пределах санкции ст.18.1 КоАП РФ.

Проверив дело, рассмотрев доводы жалобы, выслушав защитника ООО «СК Морвенна» Николаева М.М., поддержавшего жалобу, старшего дознавателя отдела дознания и административной практики Службы в г. Архангельске Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району Касьянова А.В., исследовав дополнительно представленные документы, прихожу к следующему.

Частью 1 ст. 18.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса.

Основанием для привлечения ООО «СК Морвенна» к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 КоАП РФ и назначения наказания в виде штрафа в размере 400 000 рублей послужили выявленные должностными лицами Службы в г. Архангельске Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району в ходе проведения проверки нарушения требований части 21 статьи 9 Закона Российской Федерации от <Дата> N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» и положений пункта 10 Правил уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации российскими судами, имеющими право на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> N 863, выразившиеся в пересечении Государственной границы Российской Федерации с нарушением установленных Правил уведомления пограничного органа при пересечении Государственной границы РФ (информации о фактическом пересечении Государственной границы Российской Федерации капитаном российского судна в пограничный орган (подразделение пограничного органа) по месту пересечения государственной границы Российской Федерации, по радиосвязи, факсимильной связи или электронной почте передано не было).

Как следует из представленных в материалы дела документов, <Дата> в 22 часа 47 минут судно «<№>» под управлением капитана Ткачева С.А., принадлежащее ООО «СК Морвенна», пересекло границу Российской Федерации, а именно, осуществило вход в территориальное море Российской Федерации в географических координатах <***>, при этом уведомление о фактическом пересечении Государственной границы РФ в пограничные органы ФСБ России по западному арктическому району не направило. В материалах дела сведений о подаче такого уведомления не имеется и такового суду не представлено.

Между тем, в соответствии с ч. 21 ст. 9 Закон РФ от <Дата> N 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» российские суда, убывающие из российских портов или морских терминалов в целях торгового мореплавания во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации с последующим прибытием в российские порты или морские терминалы либо в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, могут неоднократно пересекать Государственную границу без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля при условии выполнения требований к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и (или) другими техническими средствами контроля местоположения судна и при условии уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу и передачи в пограничные органы данных о местоположении таких судов.

Правила уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу РФ судами установлены Постановлением Правительства РФ от <Дата> <№> «Об утверждении правил уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу Российской федерации российскими судами, имеющими право на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля» (далее — Правила).

В соответствии с п.10 названных Правил при фактическом пересечении государственной границы Российской Федерации капитан российского судна передает в пограничный орган (подразделение пограничного органа) по месту пересечения государственной границы Российской Федерации, по радиосвязи, факсимильной связи или электронной почте информацию о российском судне, времени и географических координатах места пересечения им государственной границы Российской Федерации. Соответствующая запись в судовом журнале производится капитаном или другим лицом командного состава российского судна.

Установив, что <Дата> в 22 часа 47 минут судно «<№>», принадлежащее ООО «СК Морвенна», пересекло линию Государственной границы Российской Федерации, а капитан судна в нарушение требований, установленных Правилами, не информировал пограничный орган о данном пересечении, старший специалист по административному производству группы дознания и административной практики Службы в г. Архангельске Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району Бойко А.А. пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вмененного правонарушения.

Событие административного правонарушения по ч.1 ст.18.1 КоАП РФ и вина ООО «СК Морвенна» подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.

Доказательства получены уполномоченными должностными лицами с соблюдением установленного законом порядка, отнесены статьей 26.2 КоАП РФ к числу доказательств по делу об административном правонарушении и оценены по правилам статьи 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

Действия ООО «СК Морвенна» правильно квалифицированы по ч.1 ст. 18.1 КоАП РФ как нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации.

Порядок и процедура привлечения юридического лица к административной ответственности по указанному составу административного правонарушения соблюдена.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением требований главы 29 КоАП РФ, существенных нарушений норм процессуального права, влекущих отмену постановления, не допущено, нормы материального права применены и истолкованы правильно, вынесенное постановление отвечает установленным законом требованиям.

Довод подателя жалобы о том, что ООО «СК Морвенна» не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, несостоятелен в силу следующего.

Как следует из представленных материалов и не оспаривалось ни подателем жалобы, ни защитником в судебном заседании, по договору тайм-чартера <№> от <Дата> судно «<№>» передано во временное владение и распоряжение ООО «РЕЧМОРСЕРВИС» с экипажем, работодателем которого является ООО «СК Морвенна».

Капитаном судна «<№>» являлся Ткачев С.А. в соответствии с трудовым контрактом от <Дата> <№>, заключенным с ООО «СК Морвенна», и приказом от <Дата> <№>-ОД.

Статьей 198 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации установлено, что по договору фрахтования судна на время (тайм — чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или иных целей торгового мореплавания.

Статьей 204 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации определено, что фрахтователь обязан пользоваться судном и услугами членов его экипажа в соответствии с целями и условиями их предоставления, определенными тайм-чартером.

В силу ст. 206 КТМ РФ капитан судна и другие члены экипажа судна подчиняются распоряжениям судовладельца, относящимся к управлению судном, в том числе к судовождению, внутреннему распорядку на судне и составу экипажа судна (ч. 1). Для капитана судна и других членов экипажа судна обязательны распоряжения фрахтователя, касающиеся коммерческой эксплуатации судна (ч. 2).

В рассматриваемом случае ответственность за действия капитана судна, связанные с судовождением, в том числе за действия по пересечению Государственной границы несет судовладелец – ООО «СК Морвенна».

Следовательно, ООО «СК Морвенна» правомерно признано надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Вынесение по данному факту нарушения постановления в отношении капитана судна Ткачева С.А. не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Из указанной нормы следует, что в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

Заключение ООО «СК Морвенна» договора агентирования с ООО «АрктикТрансАгентство», в рамках которого ООО «АрктикТрансАгентство» поручены организация работ, услуг, поставок и иных действий в отношении судов «<№>» и «<№>», и проведение ООО «АрктикТрансАгентство», при отсутствии такой предусмотренной данным договором обязанности, инструктажа с капитаном судна «<№>» Ткачевым С.А. о соблюдении норм права, установленных Законом Российской Федерации от <Дата> N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» и Правилами уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации российскими судами, имеющими право на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> N 863, не влияет на наличие вины ООО «СК Морвенна» в совершении вмененного правонарушения, поскольку юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм и правил, за нарушение которых ч.1 ст.18.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Установленный статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок составления протокола об административном правонарушении не является пресекательным и нарушение этого срока не влечет признание данного протокола недопустимым доказательством и не является основанием для отмены постановления по делу.

Само по себе нарушение срока составления протокола об административных правонарушениях не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса.

Утверждение подателя жалобы о том, что Службой в г.Архангельске не были предприняты меры, направленные на предотвращение совершения административного правонарушения, не свидетельствует об отсутствии в действиях ООО «СК Морвенна» состава вмененного Обществу административного правонарушения, поскольку на сотрудников Службы в г. Архангельске, осуществляющих контроль движения судов в Баренцевом, Белом и Карском морях, не возлагается обязанность оповещать капитанов судов и судовладельцев о допущенных ими нарушениях законодательства РФ, соблюдение которого является обязанностью каждого субъекта правоотношений.

Решения суда по иным делам, на которые имеется ссылка в жалобе, не имеют преюдициального значения при рассмотрении данного дела.

Основания для признания правонарушения малозначительным, применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности также отсутствуют, поскольку допущенное правонарушение нарушало установленный порядок обеспечения безопасности Государственной границы Российской Федерации, входящий в систему мер, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения национальной безопасности.

Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшегося по делу постановления в части назначенного ООО «СК Морвенна» наказания.

Санкция ч.1 ст.18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает назначение наказания в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

В соответствии с ч.3 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В силу положений ч.3.2 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При этом, согласно ч.3.3 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания в соответствии с ч.3.2 указанной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса.

Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

Из правовых позиций, изложенных в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от <Дата> N 1-П и от <Дата> N 4-П, следует, что неадекватность установленных законодателем санкций за совершение административных правонарушений, может быть преодолена судьей при назначении административного наказания при наличии установленного фактора высокой обременительности для индивидуального предпринимателя суммы административного штрафа, предусмотренного санкцией за совершение вмененного ему административного правонарушения.

Учитывая изложенное, принимая во внимание обстоятельства совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, подтвержденное представленными в судебном заседании защитником документами, полагаю возможным снизить ООО «СК Морвенна» сумму административного штрафа до 200 000 рублей, что будет отвечать принципу справедливости наказания и соразмерности совершенному правонарушению.

Руководствуясь п. п. 3.2, 3.3 ст. 4.1, п. 2 ч. 1 ст. 30.7 и ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Постановление старшего специалиста по административному производству группы дознания и административной практики Службы в г. Архангельске Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району майора юстиции Бойко А.А. по делу об административном правонарушении от <Дата> №СА/447-17, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Судоходная компания Морвенна» по ч.1 ст.18.1 КоАП РФ изменить, снизив размер назначенного штрафа до 200 000 (двести тысяч) рублей, в остальной части постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Л.Э. Пяттоева

Копия верна

Судья Л.Э. Пяттоева

1. В соответствии с Законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

2. Согласно ст. 9 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации" пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства РФ. Этими актами может определяться время пересечения Государственной границы, устанавливается порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства.

Под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

3. В соответствии со ст. 14 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации" иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие статуса лиц, проживающих или пребывающих на территории РФ, пересекшие Государственную границу с территории иностранного государства, при наличии в их действиях признаков преступления или административного правонарушения привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством РФ. В случаях, когда в отношении указанных нарушителей Государственной границы отсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или производства по делам об административных правонарушениях и они не пользуются правом получения политического убежища в соответствии с Конституцией РФ, пограничные органы и пограничные войска в официальном порядке передают их властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу. Если передача нарушителей властям иностранного государства не предусмотрена договором РФ с этим государством, пограничные органы и пограничные войска выдворяют их за пределы Российской Федерации в определяемых пограничными органами и пограничными войсками местах. О выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации из пунктов пропуска через Государственную границу уведомляются власти государства, на (или через) территорию которого они выдворяются, если это предусмотрено договором РФ с соответствующим государством. В таком же порядке выдворяются за пределы РФ нарушители Государственной границы, привлеченные к административной ответственности, в отношении которых приняты решения об их административном выдворении.

4. Общие требования к ведению хозяйственной, промысловой и иной деятельности на Государственной границе определены ст. 13 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации". Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с пересечением Государственной границы и иным образом затрагивающая интересы Российской Федерации или иностранных государств, осуществляемая российскими и иностранными юридическими и физическими лицами, в том числе совместно, непосредственно на Государственной границе либо вблизи нее на территории РФ, не должна:

Наносить вред здоровью населения, экологической и иной безопасности Российской Федерации, сопредельных с ней и других иностранных государств или содержать угрозу нанесения такого ущерба;

Создавать помехи содержанию Государственной границы и выполнению задач пограничными органами и пограничными войсками.

Указанная деятельность осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации или иными договоренностями с иностранными государствами, с соблюдением правил пересечения Государственной границы и с уведомлением пограничных органов и пограничных войск о местах, времени пересечения Государственной границы и производства работ, количестве участников, используемых промысловых и иных судов, транспортных и других средств, механизмов. Нарушение указанных требований квалифицируется по ч. 3 комментируемой статьи.

Административная ответственность за ведение хозяйственной, промысловой или иной деятельности в пограничной зоне предусмотрена ч. 2 ст. 18.2 КоАП.

5. Пересечение Государственной границы РФ без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, квалифицируется как преступление (ч. 1 ст. 322 УК).

6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами пограничных органов и пограничных войск ФСБ, указанными в ч. 2 ст. 23.10 (см. комментарий к данной статье). Указанные должностные лица вправе передавать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, влекущих административное выдворение за пределы РФ, применяемое в качестве дополнительного административного наказания, на рассмотрение судьям районных судов.

Дела об административных правонарушениях, влекущих наложение административного штрафа, указанные должностные лица вправе передавать на рассмотрение мировым судьям.

1. Нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, —

влекут наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

3. Ведение на Государственной границе Российской Федерации либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности без уведомления пограничных органов либо с уведомлением таких органов, но с нарушением установленного порядка ведения на Государственной границе Российской Федерации либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере до одной тысячи рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.

Комментарий к Ст. 18.1 КоАП РФ

1. Родовыми объектами составов административных правонарушений, закрепленных в настоящей главе, являются:

— общественные отношения, возникающие в связи с защитой Государственной границы РФ;

— миграционные общественные отношения.

Государственной границей РФ признается линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации. Миграционные общественные отношения — это отношения, урегулированные нормами административного права, их содержанием является правовая связь между субъектами, при которой мигрант реализует предоставленное ему Конституцией РФ право на свободу передвижения, с одной стороны, и уполномоченными органами государственного или муниципального управления, обязанными обеспечить реализацию указанных прав — с другой, возникающие в связи с потребностью в территориальном перемещении, либо при непосредственном территориальном перемещении, либо являющиеся результатом такого перемещения.

Режим Государственной границы РФ в соответствии со ст. 7 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» включает:

— пересечение Государственной границы РФ лицами и транспортными средствами;

— перемещение через Государственную границу РФ грузов, товаров и животных;

— пропуск через Государственную границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;

— ведение на Государственной границе РФ либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности;

— разрешение с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

Предметом комментируемого состава может выступать транспортное средство, под которым понимается любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство, железнодорожный подвижной состав, единица железнодорожного подвижного состава.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, характеризуется противоправным деянием (действием), выразившимся в:

— нарушении лицами и (или) транспортными средствами правил пересечения Государственной границы РФ;

— нарушении лицами и (или) транспортными средствами порядка следования от Государственной границы РФ до пункта пропуска через Государственную границу РФ и в обратном направлении.

Порядок пересечения Государственной границы РФ устанавливается ст. 9 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 и осуществляется в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, под которыми понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством РФ осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Порядок следования от Государственной границы РФ до пункта пропуска через Государственную границу РФ устанавливается ст. 9 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1.

Субъектом комментируемого состава административного правонарушения являются физические лица, исключительно граждане РФ, достигшие возраста 16-ти лет, должностные лица (см. комментарий к ст. 2.4 КоАП РФ), юридические лица. В соответствии с примечанием к настоящей статье, индивидуальные предприниматели несут ответственность за административные правонарушения, предусмотренные главой 18 КоАП РФ, как юридические лица, если норма соответствующей статьи КоАП РФ не устанавливает специальные правила об административной ответственности указанных лиц.

Субъективная сторона данного состава административного правонарушения характеризуется умышленной (прямой или косвенной) и неосторожной (небрежность) формой вины (см. комментарий к ст. 2.2 КоАП РФ).

2. Объективная сторона ч. 2 идентичная ч. 1 настоящей статьи. Данный состав административного правонарушения отличается лишь субъектным составом. Субъектами данного состава являются иностранные граждане и лица без гражданства, т.е. физические лица, достигшие 16-летнего возраста. Субъективная сторона — см. комментарий к ч. 1 настоящей статьи.

3. Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 настоящей статьи, характеризуется:

— ведением на Государственной границе РФ либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности без уведомления пограничных органов РФ;

— нарушением установленного порядка ведения на Государственной границе РФ либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности, при наличии уведомления пограничных органов РФ.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 ведение хозяйственной, промысловой или иной деятельности должно осуществляться на основании разрешения, выданного пограничными органами РФ:

— не нанося вред здоровью населения, экологической и иной безопасности Российской Федерации, сопредельных с ней и других иностранных государств или содержать угрозу нанесения такого ущерба;

— не создавая помехи содержанию Государственной границы РФ и выполнению задач пограничными органами.

Субъект и субъективная сторона — см. комментарий к ч. 1 настоящей статьи.

Новая редакция Ст. 18.1 КоАП РФ

1. Нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, -

влекут наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

3. Ведение на Государственной границе Российской Федерации либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности без уведомления пограничных органов либо с уведомлением таких органов, но с нарушением установленного порядка ведения на Государственной границе Российской Федерации либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере до одной тысячи рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.

Комментарий к Статье 18.1 КоАП РФ

Государственная граница РФ - это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, которые определяют пределы государственной территории (суши, вод, недр, воздушного пространства) Российской Федерации. Другими словами - это пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации (Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации").

Пересечение Государственной границы должно осуществляться в пункте пропуска через Государственную границу, под которым понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Пересечение Государственной границы РФ без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, квалифицируется как преступление (ч. 1 ст. 322 УК).

Иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие статуса лиц, проживающих или пребывающих на территории РФ, пересекшие Государственную границу с территории иностранного государства, при наличии в их действиях признаков преступления или административного правонарушения привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством РФ (ст. 14 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации"). Если в отношении указанных лиц отсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или производства по делам об административных правонарушениях, то они в официальном порядке либо передаются властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу, либо выдворяются за пределы Российской Федерации с уведомлением властей того государства, на территорию которого выдворяются.

Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с пересечением Государственной границы и иным образом затрагивающая интересы Российской Федерации или иностранных государств, осуществляемая российскими и иностранными юридическими и физическими лицами, в том числе совместно, непосредственно на Государственной границе либо вблизи нее на территории РФ, не должна наносить вред здоровью населения, экологической и иной безопасности Российской Федерации, сопредельных с ней и других иностранных государств или содержать угрозу нанесения такого ущерба, а также создавать помехи содержанию Государственной границы и выполнению задач пограничными органами и пограничными войсками (ст. 13 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации"). Такая деятельность должна осуществляться в соответствии с международными договорами Российской Федерации при соблюдении правил пересечения Государственной границы.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, либо рассматриваются должностными лицами пограничных органов и пограничных войск ФСБ, либо передаются на рассмотрение судьям районных судов по делам, влекущим административное выдворение за пределы РФ, применяемое в качестве дополнительного административного наказания; либо передаются на рассмотрение мировым судьям по делам, влекущим наложение административного штрафа.

Другой комментарий к Ст. 18.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения является режим Государственной границы.

2. Государственная граница РФ - линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета России (ст.1 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации", далее - Закон о госгранице).

3. В соответствии со ст.7 Закона о госгранице режим государственной границы включает правила:

пересечения государственной границы лицами и транспортными средствами;

перемещения через государственную границу грузов, товаров и животных;

пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;

ведения на государственной границе либо вблизи нее на территории РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности;

разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

Режим государственной границы устанавливается Законом о госгранице, другими федеральными законами, а также международными договорами РФ. При этом с учетом взаимных интересов России и сопредельных государств отдельные правила режима государственной границы могут не устанавливаться, а характер устанавливаемых правил может быть упрощенным.

4. Порядок пересечения государственной границы определяется в ст.9 Закона о госгранице.

Пересечение государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами РФ или решениями Правительства РФ. Этими актами может определяться время пересечения государственной границы, устанавливается порядок следования от государственной границы до пунктов пропуска через государственную границу и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства.

5. Российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают государственную границу на море, реках, озерах и иных водоемах в соответствии с Законом о госгранице, международными договорами РФ, федеральными законами.

Иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, российские суда при следовании от государственной границы до пунктов пропуска через государственную границу и обратно, при плавании в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов без захода в порты (на рейды) РФ обязаны выполнять установленные Законом о госгранице требования органов и войск Федеральной пограничной службы (ФПС) России, а также соблюдать запреты, вытекающие из названного Закона.

6. Воздушные суда пересекают государственную границу по специально выделенным воздушным коридорам пролета с соблюдением правил, устанавливаемых Правительством РФ и публикуемых в документах аэронавигационной информации.

Воздушным судам при следовании от государственной границы до пунктов пропуска через государственную границу и обратно необходимо соблюдать запреты, установленные Законом о госгранице.

7. Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с пересечением государственной границы и иным образом затрагивающая интересы России или иностранных государств, осуществляемая российскими и иностранными юридическими и физическими лицами, в том числе совместно, непосредственно на государственной границе либо вблизи нее на территории РФ, не должна наносить вред здоровью населения, экологической и иной безопасности РФ, сопредельных с ней и других иностранных государств или содержать угрозу нанесения такого ущерба, а также создавать помехи содержанию государственной границы и выполнению задач органами и войсками ФПС России.

Указанная деятельность осуществляется в соответствии с международными договорами РФ или иными договоренностями с иностранными государствами, с соблюдением правил пересечения государственной границы и с уведомлением органов и войск ФПС России о местах, времени пересечения государственной границы и производства работ, количестве участников, используемых промысловых и иных судов, транспортных и других средств, механизмов (ст.13 Закона о госгранице).

8. Объективную сторону правонарушения образуют следующие противоправные действия:

нарушение правил пересечения государственной границы лицами и (или) транспортными средствами;

нарушение порядка следования лиц и (или) транспортных средств от государственной границы до пунктов пропуска через государственную границу и в обратном направлении;

ведение на государственной границе либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности без уведомления органов и войск пограничной службы;

ведение на государственной границе либо вблизи нее указанной выше деятельности с уведомлением органов и войск пограничной службы, но с нарушением установленного порядка ведения такого рода деятельности.

9. Не является нарушением правил пересечения государственной границы вынужденное пересечение государственной границы лицами, транспортными средствами на суше, заход иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов.

10. Субъектами правонарушения являются:

российские граждане, а также должностные лица организаций, нарушившие правила пересечения государственной границы и следования до пунктов пропуска (и обратно);

иностранные граждане или лица без гражданства, нарушившие правила пересечения государственной границы и следования до пунктов пропуска (и обратно);

граждане, должностные и юридические лица, нарушившие правила ведения на государственной границе либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности.

11. Субъективная сторона для физических лиц характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Для юридических лиц вина определяется по правилам ч.2 ст.2.1.

12. Часть 1 данной статьи применяется, за исключением случаев, предусмотренных ст.18.5.

  • Глава 18 КоАП РФ. Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации
  • Вверх