Сура о прощении. Прощение и милосердие к которым призывает коран

Организация путешествия | День 1 | День 2 | День 3 | Музейная карта Стамбула | Топкапы

Топкапы - главная достопримечательность султанского Стамбула. Это как Красная площадь в Москве, Эйфелевая башня в Париже и Колизей в Риме. Дворец Топкапы можно назвать своеобразным городом в городе, который таит огромное количество тайн: там вершились великие османские дела, оттуда Султан управлял почти половиной мира.

В первый день путешествия по Стамбулу, конечно, мы отправились в дворец Топкапы.

Как добраться до дворца Топкапы

Дворец Топкапы находится в центре исторической части Стамбула Султанахмет. Пройти мимо невозможно, но вот, на всякий случай, ссылка на карту .

История возникновения дворца Топкапы

Как известно, дворец Топкапы с 1467 года являлся резиденцией Османской правящей семьи. Территория Топкапы представляет собой огромный комплекс зданий, равный примерно половине Монако. Это своеобразный город внутри Стамбула, который создавали веками: дворы, павильоны, мечети, фонтаны, бани и бассейны. На осмотр Топкапы отводите не менее 4-х часов, потому что все это должен увидеть каждый турист. И не жалейте лишних 15 лир - обязательно зайдите в Гарем.

Дворец Топкапы начали строить при султане Мехмеде II Фатихе. Именно ему в 1453 году удалось завоевать неприступный Стамбул, вернее сказать Константинополь. Конечно, суотан сразу озаботился вопросом, где будет размещен его дворец. Обветшавший дворец византийских императоров пришелся не по вкусу Мехмеду II и он приказал построить резиденцию на третьем городском холме. Однако, султан предпочел жить в Эдирне, откуда было гораздо удобнее руководить походами и завоеваниями Европы.Да и маловат оказался дворец для широкой султанской души.

Новый дворец, или Топкапы, начали строить на мысе Сераглио в 1463 году, видимо из-за стратегически хорошего месторасположения с видом на Золотой рог и Мраморное море. Кстати, в одном из путеводителей прочитала, что на месте строительства был византийский акрополь.

Строительство Топкапы было завершено в 1467 году и султан сразу же перебрался во дворец. Однако, Топкапы вплоть до конца 16 века использовался в качестве места для официальных приемов. Женщины же оставались в старом дворце, в Эдирне.

Топкапы оставался официальной резиденцией османских султанов вплоть до 1839 года, когда султан Абдул Мержид I переехал в новый роскошный дворец Долмабахче, смотрящий на воды Босфора.

Название Топкапы - это современная версия, означающая дословно "пушечные ворота". Однако, Османы называли Топкапы Сарай Джедит-и-Амирэ или, проще говоря, Дворец Султанов.

В годы расцвета Османской империи в дворце проживало около 4 000 человек. Сейчас дворцовый комплекс - музей, состоящий из самого дворца, четырех дворов и здания гарема.

Экскурсию по дворцу Топкапы я разделю на части:

По дороге во дворец
Первый двор
Второй двор
Третий двор
Четвертый двор
Гарем

По дороге в дворец Топкапы

Дворец расположен в самом сердце Стамбула - в районе Султанахмет. Мы обогнули Святую Софию и увидели богатые ворота, через которые Султан из дворца Топкапы проходил в Святую Софию для пятничной молитвы.


Вдоль стен Топкапы расположились милые деревянные домики, которые отреставрировали и открыли в них гостиницы, рестораны и кафе. Если пойти по этой улице, то придете к Цистерне Базилика. Но нас сейчас интересует Топкапы, куда мы и целенаправленно идем.

Перед входом в ворота, обратите внимание на фонтан Ахмеда III в стиле рокко или так называемого османского барокко.


Ну вот, наконец мы оказались у входа через Высочайшие ворота (Bab-i Humayun), от которых начинается территория Топкапы. Надпись над воротами гласит, что они были построены при султане Мехмеде II, и перестраивались при Махмуде II и Абдул Азиза. По обе стороны ранее стояли казармы привратников, а над воротами была башня.

Ворота открывались с первым призывом к молитве и закрывались с последним. И только иностранные послы и визири имели право въезжать через эти ворота верхом на лошади. У нас лошадей не было, да и на визирей слабо тянем, поэтому чапаем пешком... и вот, пару шагов и мечта идиота сбывается - МЫ В ТОПКАПЫ!


Первый двор дворца Топкапы

Первый двор дворца Топкапи раскинулся между высочайшими воротами и Воротами приветствия. Ранее первый двор использовался в качестве места для хранения угля, сена, дров, здесь были пекарня, монетный двор, янычарская больница и служба водоснабжения дворца. В наше время здесь касса музея Топкапы.

Кстати, о стоимости посещения дворца Топкапы.

Мы в кассе Топкапы купили музейную карту (Istanbul museum pass), которая действует 72 часа и стоит 72 лиры (около 35 долларов). Во-первых, она дает право прохода в музеи без очереди, а во-вторых экономит деньги (подробнее о Museum Pass).

Можно купить отдельно билет на посещение Топкапы (25 лир) и на вход в Гарем (15 лир). Повезет или нет с отсутствием очереди сложно сказать, поэтому я рекомендую купить билет онлайн - https://www.muze.gov.tr/buy_e_ticket

Если вес же решите покупать билеты в Топкапы на месте, то не забудьте, что билеты в Гарем продаются непосредственно около входа в него.

Главная достопримечательность первого двора - древнейшая церковь Стамбула Святой Ирины. Более того, ее считают одним их старейших христианских строений во всем мире. Несмотря на то, что церковь расположена внутри стен дворца, она никогда не была переделана в мечеть. Странно это, конечно, потому что турки всегда были большими любителями все замазать, настроить минаретов и превратить христианскую церковь в мечеть.


Со временем янычары устроили в церкви хранилище оружия, может, поэтому сейчас здесь музей оружия. А благодаря прекрасной акустике, время от времени в Святой Ирине проводят концерты и различные выставки.

Итак, мы наконец подошли к кассам, которые расположились перед входом во второй двор, перед воротами Приветствия. Эти ворота вы наверняка видели в рекламных буклетах. Приветственные ворота являются центральными в дворце, поддерживаемые восьмиугольными башнями и стрельчатыми окнами. Эти башни надстроил султан Сулейман I Великолепный. Никто, кроме султана, не имел права проезжать через ворота верхом.


Второй двор дворца Топкапы (Дипломатический)


Примечателен фонтан, расположенный во Втором дворе. Его называют фонтаном палача, потому что они мыли в нем руки после казни. Кстати, головы казненных выставлялись в этом дворе.

От Ворот приветствия ведут 6 дорожек (справа налево):

1. Дорожка, ведущая к султанской конюшне

В конюшне обычно содержалось около 30 породистых лошадей. Мы не дошли до конюшни, поэтому не увидели комнаты главного конюха, где сейчас выставлена драгоценная упряжь царской семьи.

2. К гарему

О гареме можно говорить бесконечно...поэтому, расскажу я о нем в отдельном отчете .

3. К залу заседаний Тайного совета

Совет обычно собирался по вторникам сразу после окончания утренней молитвы. Вельможи были одеты в нарядные одеяния и двор превращался в важную политическую площадку. Здание Дивана было построено при Сулеймане Великолепном и состояло из нескольких сообщающихся между собой комнат: палата Совета, кабинета для составления судебных документов и кабинета великого визиря.

Может Совет и был тайным, но только не для султана. В комнате было специальное решетчатое окно, за которым прятался султан и подслушивал, о чем говорят его подданные. Да и территория отлично просматривалась с башни, которая возвышалась над Диваном.


К Дивану примыкает Оружейная палата (бывшая сокровищница). Из покон веков здесь хранилась государственная казна и личное имущество султана. Сюда же свозили все щедрые подарки, которые султан получал со всех уголков мира.

4. К воротам счастья (к Третьему двору)

Ворота белых евнухов или Ворота счастья ведут к Третьему двору Топкапы.

5 и 6. К дворцовой кухне (сейчас там выставка посуды)

Во дворце Топкапы было три кухни. В главной дворцовой кухне отряд поваров (от 800 до 1 000) ежедневно готовили на 4 000 человек. В соседнем здании располагалась кондитерская (хелвахане), ведь османы были знатными сладкоежками. Ну и отдельное помещение занимала кухня, где готовились блюда для султанской семьи.

В настоящее время в десяти комнатах кухни расположилась самая крупная выставка китайского и японского фарфора после пекинской и дрезденской.

Третий двор Топкапы (Эндерун)

Эндерун в переводе означает "внутренний". Здесь располагались покои султана, где он занимался повседневными делами, вдали от гарема. В домах, окружавших двор, жили пажи, которых с детства специально воспитывали для службы султану. Эти мальчики имели шанс продвинуться по карьерной лестнице до должности хас одалы ага или даже до самого визиря. 40 пажей делились на несколько категорий:

Хас одалы ага - пажи, которым доверяли охранять мощи пророка Мухаммеда

Хазине ага - охраняли казну

Сеферли ага - отвечали за купание султана

Килерли ага - отвечали за питание султана

Третий двор встречает гостей залом аудиенций. Султан, восседая на троне с подушками, принимал здесь великого визиря и важных иностранных послов. А чтобы никто не мог подслушать разговоры, около входа установили журчащий фонтан.

Следующее великолепное здание дворца Топкапы - библиотека султана Ахмеда III.


Прекрасное здание с большим количеством окон располагали султана на чтение. По-моему, отлично так, развалиться на диванах.

Перед входом в библиотеку расположен шикарный фонтан.

В восточной части Третьего двора работает выставка одежды в здании школы пажей. Здесь можно увидеть халаты султанов, которые сшиты из дорогущих тканей и щедро украшены самыми дорогими камнями. Халаты в Стамбуле шились из специальной ткани, которую производили в Бурсе, и они были двух видов. Повседневные халаты выглядели несколько скромнее парадных, которые украшались драгоценностями и мехами.

После смерти султана его одежду аккуратно складывали в сокровищницу и каждую весну проветривали.

Жемчужина Третьего двора - это сокровищница. Представьте, в сокровищнице нет копий, все экспонаты подлинные, хотя в это и сложно поверить. Фотосъемка в сокровищнице запрещена, поэтому верьте на слово - там круто! Вы можете представить себе трон, расшитый 25 000 жемчужин? А знаменитый бриллиант 20 карат? Кстати, он пятый в мире по величине. Кроме всего прочего, в одном из залов можно увидеть картины с изображением султанов. В основном это копии европейских картин, ведь ислам запрещал изображение человеческого лица.


Еще один необычный комплекс комнат представляет собой залы, где хранятся священные реликвии. Основа коллекции была привезена в 16 веке после завоевания османами Египта султаном Селимом I.


Фотографировать в этих залах нельзя, за чем следят бдительные охранники. Но я сделала несколько фото, ведь эти залы считаются одними из лучших в Топкапы.


Что же за священные реликвии, спросите вы? В залах дворца выставлены персональные реликвии пророка Мухаммеда и реликвии других пророков, халифов и масульманских святых. Например, одной мз гордостью коллекции является персональная мантия пророка Мухаммеда, которая попала в руки Селима I. Возраст святой мантии составляет около 1 400 лет и его бережно хранят с 16 века в золотом ковчеге, выставленном на серебряном пьедестале. Ежегодно в 15-й день Рамадана Священную мантию навещал султан, визири и обитательницы гарема.

Принято считать, что у пророка Мухаммеда было 9 мечей, 2 из которых сейчас хранятся в музее Топкапы. Кроме того, в Топкапы вы увидите письмо на кожаном лоскутке, написанное самим пророком, его печать, знамя, отпечаток ноги и даже зуб, бороду и усы.

Из ценных вещей, принадлежащих другим видным деятелям масульман сохранились мечи, рукописные Кораны и различные реликвии из Каабы. Нам повезло, и в момент осмотра реликвий в помещениях раздавался живой звук, кто-то читал Коран. Это одновременно завораживающее и пугающее ощущение.

Четвертый двор дворца Топкапы.

Поднявшись по лестнице, мы увидели Диван-мечеть.


Далее расположен Дворец Меджида, являющийся самой поздней постройкой в Топкапы. Это своеобразный прощальный подарок Абдул Меджида I, который он сделал Топкапы незадолго до переезда в новый султанский дворец Долмабахче. Дворец совсем не типичен для османов, он больше напоминает европейские дворцы. Это не удивительно, ведь европейская культура оказывала значительное влияние на вкусы османских султанов. Смотрите сами, этот дворец кардинально отличается от всего остального в Топкапы.


Важным зданием для султанской семьи являлась палата главного лекаря. Здесь раньше располагалась аптека, где готовили всякие "зелья" для султанского двора. Думаю, что яды, чтобы травить друг друга женщины добывали тоже здесь.


Лестница ведет к единственному деревянному зданию Топкапы - Диван-дворец или Павильону с террасой. Изначально эти помещения служили местом отдыха, а позднее превратились в покои для гостей.


Аудиогид и схема дворца Топкапы

Думаю, что многие со мной согласятся - ходить по музеям гораздо интереснее в компании русскоязычного аудиогида. К счастью, в Топкапы этот самый аудиогид есть.

Покупаете билет, заходите внутрь и видите небольшой киоск, где за залог и 15 лир (около 7 долларов) дают в аренду аудиогид. Залогом может быть 50 евро или паспорт.

Здесь дают русский аудиогид в Топкапы

Вместе с аудиогидом нам вручили схему дворца Топкапы.

Скачать схему-план дворца Топкапы

1. Кассы музея Топкапы и Сокровищницы
2. Первый двор, двор Войска, двор Янычар, Алай Мейданы (Alay Meydan?)
3. Церковь Св.Ирины (Aya Irini Kilisesi)
4. Вход в Монетный двор Дарпхане (Darphane-i Amire) и Археологический музей (Arkeoloji M?zesi)
5. Ворота Приветствия Баб-юс Селям (Bab-?s Selam)
6. Второй двор, двор Дивана, Диван Мейданы (Divan Meydan?)
7. Выставка дворцовых экипажей
8. Выставка китайского фарфора
9. Выставка европейского фарфора
10. Кухонный дворец Сарай Мутфаклары (Saray Mutfaklar?)
11. Выставка турецкого фарфора
12. Ворота Счастья, ворота Блаженства, Баб-юс Саадет (Bab-? Saadet)
13. Выставка оружия (Silah Seksiyonu Sergi Salonu), здание Внешней казны Дыш Хазине (DИ Hazine)
14. Зал Дивана Диван-ы Хумайюн (Divan-? H?ayun)
15. Вход в Гарем, ворота Араба Капы (Araba Kap?)
16. Гарем дворца Топкапы (Harem Torkap?)
17. Двор матери султана Валиде Султан
18. Покои матери султана Валиде Султан
19. Салон Мурада III (III. Murat KИk?)
20. Покои Ахмеда III (III. Ahmet KИk?)
21. Двор фавориток Гёзделер (G?zdeler Meydan?)
22. Тронный зал, зал Аудиенций (Arz Odas?)
23. Библиотека Ахмеда III (III. Ahmet K?t?phanesi)
24. Дворцовая библиотека Топкапы (Topkap? K?t?phanesi)
25. Третий двор Эндерун (Enderun)
26. Сокровищница Хазине Кошугу (Hazine Ko?u?u)
27. Галерея портретов султанов
28. Выставка часов
29. Павильон Священной мантии и святых реликвий (Hirka-? ?erif)
30. Летний дворец Абдул-Меджида, павильон Меджидийе (Mecidiye Saray?), ресторан Konyalt?
31. Домик главного лекаря
32. Павильон Разговлений, беседка Ифтарийе (Iftarye)
33. Ереванский павильон, летний дворец Реван (Revan KИk?)
34. Багдадский павильон, летний дворец Багдат (Ba?dat KИk?)
35. Диванный павильон (Sofa KИk?), фонтан и терраса Султана (Sofa-i H?mayun)
36. Зал обрезания Сюннет Одасы (S?nnet Odas?)


Мир был бы очень скучным местом без непознанных, мистических и сверхъестественных вещей. На протяжении всей истории существовали артефакты, которым приписывали магические свойства, а также которые находились за гранью человеческого понимания. В нашем обзоре 10 сверхъестественных реликвий и их необычные истории.

1. Зуб Будды


По легенде, когда Будду кремировали, то от его тела остался только левый клык. Зуб стал символом Будды, и после этого множество людей боролись за право обладания подобной реликвией. Сегодня официально зуб хранится в "Храме Зуба" на Шри-Ланке, но на протяжении веков с ним случались довольно невероятные истории. Впервые зуб Будды упоминается в качестве украшения в прическе принцессы Дантапуры в 4 веке нашей эры.

Во время эпохи колонизации португальцы, которые захватили контроль над Шри-Ланкой, сожгли зуб, объявив его ересью. При этом пепел был выброшен в океан. К счастью, сожженный зуб был подделкой, а настоящий бережно хранился в течение веков. Некоторые посетители храма утверждают, что реликвия обладает целительными свойствами.

2. Флаг фей в Данвегане

Известный клан Маклаудов в Шотландии владеет реликвией, которая передавалась из поколения в поколение. Согласно одной из легенд, этот флаг изначально принадлежал норвежскому королю Харальду Хардраду, и с ним король отправился на завоевание Великобритании в 1066 году. Когда короля убили, флаг был передан его потомкам. По другой версии, на которой настаивают сами представители Маклаудов, четвертый предводитель клана влюбился в принцессу фей, которой было запрещено выходить замуж за смертных людей. Ее отец в конце концов уступил, и принцессе было позволено провести год и один день с любимым. В течение этого времени она родила мальчика. Чтобы ее ребенок не плакал, она укрывала его волшебным одеялом, под которым ребенок сразу успокаивался. В итоге это одеяло и стало флагом клана.

Флаг якобы обладает магией, которая защитит членов клана в случае необходимости, но всего три раза. В 1490 году под этим флагом Маклауды сражались с Макдональдсами и одержали победу. В 1520 году флаг был вновь использован в бою против Макдональдсов, и вновь была одержана победа.

3. Плащ пророка Мухаммеда


Плащ, который носил пророк Мухаммед, - священная реликвия. Согласно легенде, плащ привез в Афганистан первый король современного афганского государства Ахмад Шах Дуррани. Сегодня останки царя и плащ находятся в хорошо охраняемой святыне в Кандагаре. Плащ хранится под замком, ключом от которого владеет только семья хранителей. В 1996 году плащ сделали своим символом талибы, когда мулла Омар появился с ним перед аудиторией. Тем самым он нарушил неписанный закон Ислама, который запрещал показывать плащ людям.

4. Мощи святого Иоанна Крестителя


Существует множество историй об одном из главных деятелей ранней библейской истории, а также относительно реликвий, связанных с Иоанном Крестителем. В 2010 году в ходе раскопок на острове Святого Иоанна в Болгарии была найдена небольшая урна, содержащая куски черепа, челюсти, руку и зуб. Рядом была небольшая коробка с гравировкой дня рождения святого (24 июня).

Достоверность находки подверглась критике, но эти реликвии имеют больше шансов быть настоящими, нежели все остальные, о которых известно на сегодняшний день. Когда археологи из Оксфордского университета подвергли останки радиоуглеродному анализу, выяснилось, что кости датируются первым веком нашей эры, когда Святого Иоанна обезглавили по приказу царя Ирода.

5. Животворящий Крест


Равно как и в случае с мощами святого Иоанна Крестителя, в церквях по всему миру хранится множество частей Животворящего Креста. Принято считать, что настоящая реликвия находится в Церкви Святого Креста в Иерусалиме. Помимо трех кусков дерева, которые якобы были частью креста, на котором был распят Иисус, в церки также хранятся другие реликвии, такие как две иглы из тернового венца Христа и один из гвоздей, которые использовались при распятии. Мощи были собраны Святой Еленой, ставшей известной благодаря легализации христианства.

6. Камень Судьбы


Камень Судьбы, который также называют Скунский Камень, уже давно является местом коронации правителей Шотландии. Не удивительно, что он также являлся камнем раздора между Шотландией и Англией. Сведения о том, как появился этот артефакт, давно утеряны. Согласно одной из легенд, это был камень, который использовал Иаков в качестве подушки, когда мечтал о вознесении на небеса. Также рассказывали, что к этому камню позднее причалил Ковчег.

Вероятно, что камень попал в Великобританию через Ирландию, где его использовали для подтверждения клятвы своих королей. В 840 году камень был перенесен из Скуне в Пертшир, где он стал местом объединения пиктов и скоттов. В 1292 году на камне был коронован Джон Баллиол, который был последним королем Шотландии, удостоившимся этой чести. В 1296 году Эдуард I захватил Камень Судьбы и перевез его в Вестминстерское аббатство, где он хранился в течение столетий. В 1996 году камень был возвращен в Шотландию, но некоторые убеждены, что это подделка.

7. Кортана, меч милосердия


Коронация британских монархов исторически являлась довольно сложным процессом. В Великобритании есть несколько мечей, которые используются при коронации новых монархов: Большой державный меч, Драгоценный жертвенный меч, Меч духовного правосудия, Меч мирского правосудия, а также Кортана - меч милосердия. Кортана - единственный именной меч, который получил название при коронации Генриха III в начале 13-го века. Плоское лезвие меча было укорочено, а острый конец и вовсе удален. Согласно легенде, меч впервые появился в качестве части королевских регалий при короле Джоне в 1199 году. Он получил меч в то время, когда стал графом Мортена. А первоначальным владельцем меча считается легендарный рыцарь Тристан.

8. Чаша Нантеоса


Существует несколько легенд о Чаше Нантеоса - небольшом деревянном сосуде для питья, который нашли в разрушенном временем валлийском особняке Нантеос. Много верующих считают, что Чаша Нантеоса является Святым Граалем. Первые записи о чаше появились в 1870 году, когда она была выставлена в университете Лампетера. К 1906 году чаша не только стала прочно ассоциироваться с Граалем, но также ей начали приписывать целебные свойства. Несмотря на то, что чаша (как показали исследования) была создана в эпоху средневековья, родилась новая легенда. Больным и пожилым людям давали отпить воды из чаши, и часть из них утверждали об исцелении. В июле 2014 года чаша была украдена.

9. Лиа Фэйл


Подобно Камню Судьбы (иногда эти камни даже путают), Лия Фэйл является камнем, на котором короновали древних королей Ирландии. Лиа Фэйл, который стоит на холме Тара, в течение более чем 5000 лет являлся центральной фигурой во время коронаций ирландских королей, а также торжеств, проводимых в их честь. 1,5-метровый камень несколько раз перевозили, а нынешнее месторасположение он занял в 1824 году. Согласно легенде, Лиа Фэйл был одним из четырех даров, принесенных в мир смертных племенем богини Дану. Другими дарами стали меч, копье, и котел.

10. Краеугольный камень


В перечне необычных историй нельзя не вспомнить Иерусалим. Храмовая гора является местом пересечения трех очень разных религий, в которых она считается священной. Среди особо почитаемых мест в Иерусалиме выделяется Краеугольный камень, который лег в основу Храмовой горы, также известной как Священный двор.

Согласно мусульманским верованиям, Краеугольный камень - место, где воскрес Мухаммед. Также считается, что это место возникновения всей пресной воды в мире. Мусульмане считают, что под Краеугольным камнем находится бездонная яма, где ждут своего суда души умерших. Согласно еврейских верований, это место где началось сотворение мира. Также камень является местом создания Десяти Заповедей.

Существует множество реликвий, связанных с именем основателя ислама, которые почитаются в мусульманском мире. Это волосы из бороды пророка Мухаммеда, его след, оставленный на камне, автографы, а также личные вещи. В том числе - плащ.

В сборнике хадисов, составленном аль-Бухари, содержатся свидетельства разных людей, знавших лично исламского пророка Мухаммеда. Одно из них принадлежит некому Амир ибн аль-Харису. Он рассказывал: «Умирая, Посланник Аллаха не оставил после себя ни динара, ни дирхама, ни раба, ни рабыни. Он не оставил ничего, кроме белой мулицы, на которой ездил верхом, своего оружия и участка земли, который он пожертвовал в пользу путников». Однако есть еще один предмет, который, как считается, принадлежал пророку и сохранился до нашего времени. Это его плащ, вокруг которого существует множество легенд.

Подарок для отшельника

Об этом артефакте мы знаем совсем немного. Только то, что плащ был на пророке, когда он получил откровение свыше. Это случилось в конце 613 года. Мухаммед лежал в беседке, закутавшись в плащ. И тут прозвучал голос: «О завернувшийся! Встань и увещевай! И Господа твоего возвеличивай!..» Именно после того происшествия пророк начал открыто проповедовать новую веру.

Есть в истории жизни Мухаммеда еще одно упоминание о плаще. Его разорвали на пророке во время стычек с противниками веры. Впрочем, неизвестно - был ли это тот же самый или какой-то другой плащ. Знавшие Мухаммеда люди рассказывали, что пророк любил светлые рубашки и плащи. Что носил он их подолгу, а прохудившиеся всегда чинил, а не выкидывал. Однако описания его вещей никто не оставил, и можно только гадать, какой же из плащей впоследствии стал реликвией.

Благодаря персидской легенде XII века мы знаем о судьбе одного из плащей пророка. Мухаммед, умирая, завещал своим последователям Умару и Али передать отшельнику Увайсу аль-Карани сверток. В нем были его колпак и старый заплатанный плащ. Хотя Мухаммед не был знаком с Увайсом аль-Карани и никогда не встречался с ним, однако слышал об этом благочестивом человеке. Этот обычный пастух был необыкновенной личностью. Во многих мусульманских странах он до сих пор почитается как святой. Правда, под разными именами. Казахи называют его Ойсыл-кара, туркмены - Вейис-баба, а узбеки Хорезма - Султан-бобо.

Трудно отделить правду от вымысла в рассказах про Увайса. Например, говорили, что он бродил повсюду босой и почти нагой, громко читая молитвы и выкрикивая: «Ху! Ху!» (Это одно из имен Аллаха.) Он просил Бога отпустить всех грешников, чтобы самому наставить их на путь истинный. При этом пастух бил себя камнем по голове, обещая прекратить, лишь когда Бог услышит его. А еще говорили, что однажды Увайс узнал о том, как Мухаммеду в битве с врагами выбили камнем зуб.

Отшельник тут же решил тоже лишить себя зуба. Правда, он не знал, какой именно зуб потерял пророк, поэтому выбил у себя все тридцать два.

Умар и Али разыскали Увайса и отдали ему плащ пророка. А также передали его просьбу - надеть плащ на себя и помолиться за общину Мухаммеда. Увайс сказал, что ему нужно сначала поговорить с Богом. Он оставил Умара и Али ждать, а сам отошел подальше в сторону, положил рядом с собой плащ пророка и пал на землю. Он воззвал к Богу: «Я не надену этого одеяния, пока ты не даруешь мне всей общины Мухаммеда, которую он поручил мне здесь, на земле!» И тут он услышал голос: «Надень рубище, и я дарую тебе несколько человек!» Увайс продолжал: «Нет, молю тебя, отдай мне всех!» И голос отвечал: «Я дарую тебе еще несколько тысяч, надень же рубище!» Но отшельник опять молил: «Даруй мне всех!»

Ответа он не узнал, потому что в этот момент к нему подошли Умар и Али. Им надоело ждать Увайса, и они пошли его искать. Отшельник расстроился, что ему помешали. Он сказал, что не хотел надевать одежды пророка до тех пор, пока Аллах не отдал бы ему всей общины.

Эти слова Увайса аль-Карани позже трансформировались в легенду о том, что всякий, надевший на себя плащ пророка, становится духовным лидером всех мусульман.

Сожгли или украли?

Неизвестно, носил ли отшельник залатанный плащ Мухаммеда или просто хранил. А после его смерти следы плаща и вовсе надолго потерялись. В следующий раз он упоминается в связи с убийством багдадского халифа Аль-Муктадира в 932 году. Джалалуддин ас-Суюти - один из исламских богословов, живший в XV веке, - писал: «Этот плащ хранился у халифов. Он переходил от одного халифа к другому, и они накидывали его на свои плечи. Этот плащ находился на Муктадире, когда его убили, и был забрызган кровью. Я думаю, что он пропал во время нашествия татар...» Есть и другое свидетельство о том, что какой-то из плащей Мухаммеда в 1258 году (636 год по мусульманскому летоисчислению) был сожжен теми самыми «татарами» (точнее, конечно, монголами) во время нападения на Багдад.

Однако есть иное предание о плаще Мухаммеда. Согласно ему, реликвия была привезена в Самарканд самим Тамерланом, а потом оттуда переправлена в Бухару. Позже один из потомков Тамерлана вывез реликвию в афганский город Джузун. Там для хранения плаща было специально построено здание за городской стеной. Из-за этого Джузун получил второе название - Фейзабад, что означает «устроенный милостью». Именно под этим названием он известен сегодня.

Здесь плащ Мухаммеда и хранился до 1768 года, пока в город не приехал основатель Дурранийской империи (наследником которой является современный Афганистан) Ахмад-шах Абдали. Он увидел плащ пророка и решил во что бы то ни стало привезти его в Кабул. Ахмад-шах попросил хранителей «одолжить» ему священный плащ. Но те вежливо отказали, подозревая, что не получат реликвию обратно. Тогда Абдали показал на лежащий на земле камень и сказал: «Я обещаю, что не унесу плащ далеко от этого камня». Хранителей это успокоило, и они позволили взять плащ пророка. Нельзя сказать, что Ахмад-шах совсем уж не сдержал свое слово - поскольку он велел поднять камень с земли и увез его вместе с реликвией в Кабул. Плащ, как и опасались хранители, он не вернул.

Ахмад-шах планировал перевезти плащ в свою столицу - Кандагар. Он даже велел выстроить там особое здание для реликвии, а рядом установить постамент для того самого камня. Святилище было названо Хирка-Шариф. Ахмад-шах также планировал возвести рядом собственную усыпальницу, но не успел этого сделать. Он умер, и его похоронили в здании, предназначенном для хранения плаща пророка.

Политическое чудо

Простые смертные не могли видеть плащ. Зато правители не только видели, но и надевали его по особым случаям. Например, эмир Дост Мухаммед-хан делал это в 1834 году, когда в Пешаваре объявлял джихад Сикхскому королевству. А в XX веке реликвия внезапно попала в руки сельского муллы Омара, более известного как Мухаммад Умар - один из духовных лидеров и основателей движения «Талибан».

«Мулла Омар не был особо известен, если не считать короткой боевой славы во времена войны с Советами, - рассказывает Омар Шарифи, афганский историк, изучающий историю "Талибана". - Он был самым "темным" персонажем на политической карте Кандагара. Применение старого мифа помогло ему обрести законную власть». В апреле 1996 года 36-летний мулла Омар взял плащ Мухаммеда из святилища и вместе с ним забрался на крышу одного из зданий в центре Кандагара. Он подождал, пока внизу соберется большая толпа, а потом поднял развевающийся на ветру плащ и завернулся в него. Тут самое время вспомнить про Увайса аль-Карани и связанную с ним легенду. В Афганистане ее знали все, и для жителей страны действия муллы Омара означали, что он стал «амиром уль-муминином», то есть главой всех правоверных.

Афганский аналитик и бывший высокопоставленный чиновник в министерстве иностранных дел талибов Вахид Мужда утверждает, что все было иначе: «Омар не надевал плаща. Он с огромным почтением держал плащ перед духовенством, которое собралось, чтобы присягнуть ему на верность».

Как бы там ни было, Омар стал главой Афганистана, хотя до этого не имел серьезной поддержки среди политиков и вождей племен. Можно сказать, что реликвия сотворила чудо, хоть и политическое. Впрочем, надолго остаться у власти Омар не сумел. А плащ Мухаммеда был возвращен на прежнее место хранения - в мавзолей Ахмад-шаха, где и пребывает по сию пору. Марина ВИКТОРОВА

пророки, также как и ангелы указывают на увеличение благодати от Аллаха, помощи и счастья. Если кто-нибудь увидит себя в образе какого-нибудь пророка, то его постигнет такое же испытание и тяжесть, какое постигло этого пророка, но затем после терпеливо перенесенных испытаний он приобретет радость, счастье и добро, и Всевышним Аллахом будут приняты его благие дела. Сны о алимах и праведных людях толкуются так же, как и сны, в которых были увидены пророки,с.а.с.

Абу Саад, р.а, говорил: "Видеть во сне пророков,с.а.с, означает две вещи:это или добрая, благая весть, или предупреждение. Пример благой вести-когда пророк,с.а.с, является кому-либо во сне в своем обычном обличии и состоянии; это является свидетельством благочестия видящего этот сон, его величия, благородства манер и предвещает ему победу над недругами. Пример предупреждения-если кто-либо увидел во сне пророка,с.а.с, в необычном виде с мрачным лицом; это свидетельствует о плохом состоянии этого человека и о тяжести постигших его бед. Но впоследствии Всевышний избавит его от тягот и утешит его". Если кто-то увидит во сне, что убивает пророка,с.а.с, это означает, что человек, увидевший такой сон, предает веру, нарушает завет.

Толкование снов из Исламского сонника

Подпишись на канал Сонник!

Сонник - Мечеть

эту историю нам передал Абдуллах ибн Хамид аль-Факих со слов Абдул-Азиза ибн Абу Дауда, который рассказал, что в пустыне жил человек, устроивший себе место для моления, в центре которого он установил семь камней. Когда он совершал молитву, то произносил: "О камни! Свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха". Однажды он заболел и умер, и дух его вознесся. Я увидел его во сне, и он велел мне идти в огонь. И я увидел один из тех самых камней, который вдруг стал очень большим и закрыл собой ворота преисподней, также и остальные камни закрыли другие врата преисподней".

Этот рассказ от Абу Саида, который сказал: "Если кому-то приснится прочно построенная мечеть, посещаемая прихожанами, то мечеть символизирует ученого человека, у которого собираются люди на доброе благое дело для восхваления Аллаха Всевышнего, по словам Его, Велик Он и Славен: "....в которых поминается имя Аллаха много".

Если кто-то увидит во сне, что он строит мечеть, то он достигнет милости и соберет людей, чтобы сделать доброе дело и построит мечеть, и это также указывает на победу над врагами в соответствии со словами Всевышнего: "Сказали те, которые одержали верх в их деле: "Устроим мы над ним мечеть!".

Если кому-то приснится, что неизвестный человек стал имамом над людьми в мечети, когда имам этой мечети заболел, то он умрет. Сон о том, как мечеть превратилась в баню, указывает на то, что затаившийся человек чинит неправедные дела.

Если же кому-то приснится, что его дом превратился в мечеть, то он добьется чести и станет проповедовать людям Истину против лжи. А если увидит, что вошел в мечеть с толпой людей, и они вырыли ему яму, то он женится. Заброшенные мечети указывают на упущение алимов и прекращение ими повеления добра и запрещения порицаемого. Входить во сне в Масджид-аль-Храм,-к безопасности и исполнению обещания. Соборная мечеть во сне символизирует место, в котором люди стремятся получить прибыль и откуда они уходят с выгодой, соответственно своей степени и деньгам(как рынок и т.п.). Она указывает также на справедливость для того, кто пришел в это место обиженным и притесненным. Вообще видеть во сне мечеть-сулит скорое приобретение новых знаний в Исламе, благочестия и набожности. Видеть, как рушится мечеть-к смерти хорошего алима, или знакомого, или кредитора. Молиться в мечети- к скорому получению радостного известия. Для женщины такой сон сулит скорое рождение ребенка.

Толкование снов из