Святой василиск, житие мученика василиска команского. Путешествие к василиску

Святой мученик Василиск был племянником святого мученика Феодора Тирона (память 17 февраля) и пострадал с его братьями Евтропием и Клеоником во время гонения на христиан императора Максимиана Галерия (305-311).

Святые мученики Клеоник и Евтропий были распяты на крестах (память их 3 марта), а мученик Василиск был отправлен в Команы, где содержался в темнице.

Правитель Агриппа, прибыв в город Амасию, начал преследовать христиан. Святой Василиск в темнице готовился к предстоявшему мученическому подвигу. Во сне ему явился Господь, обещавший мученику Свою помощь, и предсказал ему мученическую кончину в Команах.

Святой Василиск просил темничных стражей отпустить его в родное селение проститься с родными. Его отпустили, так как почитали за святость жизни и совершаемые чудеса. Придя домой, святой Василиск сообщил родным, что видится с ними в последний раз, и убеждал их твердо стоять за веру. Когда Агриппа узнал, что святой Василиск отпущен к родным, то пришел в ярость.

Жестоко наказав темничных стражей, он послал за мучеником отряд воинов во главе с жестоким магистрианом (помощник правителя). Встретив возвращавшегося святого Василиска, магистриан надел на него тяжелые оковы, а ноги обул в медные сапоги с вбитыми в подошвы гвоздями, и отправил в Команы.

Дойдя до одного селения, в знойный полдень путники остановились в доме женщины Трояны. Воины пошли в дом отдохнуть и подкрепиться пищей, а святого мученика Василиска привязали к сухому дереву. Стоя в тяжких оковах под раскаленным солнцем, святой молился Богу. Внезапно послышался Голос свыше: «Не бойся, Я с тобою».

Земля заколебалась, и из скалы забил источник. Магистриан, воины и Трояна, испуганные землетрясением, выбежали из дома. Пораженные происшедшим чудом, они освободили мученика. К святому мученику приходили больные жители селения и получали исцеления по его молитве.

Когда наконец мученик предстал перед Агриппой тот повелел ему принести жертву языческим богам. Мученик ответил: «Я всякий час приношу Богу жертву хвалы и благодарения». Его повели в капище, где на святого Василиска мгновенно с Неба сошел огонь, который сжег капище, а стоявших в нем идолов сокрушил в прах.

Тогда Агриппа в бессильной ярости приказал отсечь святому Василиску голову, а тело его бросить в реку. Кончина мученика последовала в 308 году. Христиане вскоре выкупили святые мощи мученика и ночью тайно погребли на вспаханном поле.

Через некоторое время на этом месте была построена церковь во имя святого мученика Василиска, в которую перенесли мощи. По святым молитвам мученика стали совершаться исцеления.

(память 13 ноября) перед его кончиной, происшедшей в Команах, явился во сне святой мученик Василиск и произнёс: «Завтра будем вместе «. О подвиге святого мученика Василиска поведал миру очевидец его страданий святой Евсигний (память 5 августа).

Мученик Василиск были похоронен в Каманах на холме, где его мощи покоятся и до сих пор. Трижды, в разное время, были сделаны попытки перенести мощи Василиска в другое место, но Господь не дал этого сделать!

С 2002 года в Каманах внутри руин древнего храма Василиска возвышается деревянная часовня, подаренная Абхазии одним состоятельным туляком в благодарность за избавление его дочери от недуга водой святого источника!

МУЧЕНИКУ ВАСИЛИСКУ
Тропарь, глас 4

Мученик Твой, Господи, Василиск, / во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего, / имеяй бо крепость Твою, / мучителей низложи, / сокруши и демонов немощныя дерзости. / Того молитвами / спаси души наша.

Кондак, глас 8

Во страдании крепок и мужествен явился еси и в чудесех предивен, / явленно Христово имя преднося, мучителя посрамил еси. / Тем тя почитаем, Василиске, присно зовуще, всечестне: / радуйся, мучеников светлая доброто.

Вконтакте

Мч. Василиск. Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Косово. Сербия. Около 1350 года

22 мая по ст.ст. / 4 июня по н.ст.

В изложении святителя Димитрия Ростовского

После убиения святых мучеников Евтропия и Клеоника 1 , вместе с которыми принял много страданий и святой Василиск (хотя сей последний и остался жив, но находился в темнице), а также и после гибели правителя Асклипиодота, прибыл в область Понта 2 , присланный мучителями Максимианом и Максимином 3 , другой правитель, именем Агриппа, с приказанием продолжать гонение и убивать верующих во Христа. Еще до прибытиия его в город Амасию 4 , святой Василиск, находившийся там в темнице, молился со слезами Богу в таких словах: "Господи Иисусе Христе, помяни меня и не забудь меня до последней минуты страданий, но помоги мне скорее получить венец мученический, дабы я не был отделен от тех святых мужей, которые вместе со мною были взяты, прежде меня пострадали и приняли венец мученический".

В полночь явился ему Господь в сонном видении и сказал: "Помню о тебе и не забуду тебя, а твое имя написано (в списке мучеников) впереди тех, которые с тобой взяты. Не скорби, что ты пострадаешь после них, ибо ты предупредишь многих; память же о тебе сделаю славной по всей вселенной. Теперь же иди, простись последний раз с твоей матерью, братьями и родственниками, а когда вернешься, тотчас примешь венец мученический и будешь погребен в Команах 5 . Hе бойся мук, которым ты подвергнешься, потому что Я с тобою, и не может погубить души твоей злоба людская".

Пробудившись, святой Василиск преисполнился радости и возблагодарил Бога. Затем он увидел, что двери темницы открыты.

Когда начало рассветать, он сказал стерегущим его воинам и главному стражу темницы:

Дайте мне свободу на четыре дня, дабы я мог проститься с матерью моею и братьями моими, живущими в селении Кумиальском; вернувшись же, я отойду к истинному Отцу моему, Господу Иисусу Христу.

Воины же и темничный страж так ответили ему:

Твой Бог, Которому ты служишь постоянно, пусть будет свидетелем того, что мы совершенно отпустили бы тебя из темницы, если бы не боялись правителя, прибытия которого ожидаем в скором времени.

Святой возразил ему:

Совершенно отпущенным я не желаю быть, но, как и говорил, только пойду прощусь с матерью, братьями и родственниками своими, потому что так повелел сделать мне Господь мой.

Боимся как бы, вскоре по отлучении твоему, - упорствовали воины, - не потребовали тебя у нас, потому что, вот, как мы слышали, сегодня должен прибыть в город правитель, а все заключенные записаны в судебную книгу.

Святой Василиск сказал на это так:

Воля Бога моего такова, чтобы я шел в мое родное селение; поэтому, если вы согласны, пусть несколько человек из вас идут со мною и опять вместе со мною вернутся.

Тогда воины уступили его просьбе, и несколько человек из них собрались и пошли вместе с Василиском в его селение. Встретили же святого его братья (он имел трех братьев) и мать с великою радостью, а воины были приняты в их дом с большою честью.

На следующий день утром святой созвал всех сродников своих и много поучал их относительно того, что служит к душевной пользе, а также наставлял их в истинах христианского учения; он много поучал их и о том, что только путем скорбей возможно войти нам в царство Христово.

Так утешая всех и в последний раз лобызаясь со своими родными, святой изрек:

Братия, отцы и дети по Христу! Пребывайте в вере в Господа нашего Иисуса Христа и ни в каком случае от Него не отступайте, потому что мир и все, что он в себе содержит, есть только тень, быстро исчезающая; Господь же пребывает во веки. Умоляю вас помолиться обо мне Владыке всех нас - Богу, да подаст Он мне силу совершить подвиг, страдания, как совершили его и святой Феодор Тирон 6 , и Евтроний, и Клеоник, которые были схвачены вместе со мною. Опасайтесь, мужи, жены, братья, сестры и дети, я же ухожу от вас, и больше вы не увидите меня в этой временной жизни.

Когда святой окончил эти слова, поднялся сильный плач и рыдание, и все стали просить святого:

Когда окончишь святую жизнь свою, помолись о нас и о всех христианах Господу, да прекратится воздвигнутое мучителями гонение на православную веру и да уничтожится служение идолам; благодать же Христова да воссияет по всей земле.

После того святой Василиск отправился в путь с воинами, дабы возвратиться в темничные узы.

В это время прибыл в город Амасию правитель Агриппа и, созвав всех почетнейших граждан, вошел с ними в храм языческий, называвшийся Петасон 7 , а потом в другой, называвшийся Серапион 8 , и принес жертву своим нечистым богам. А на следующее утро правитель пришел на место судилища и справлялся здесь о заключенных в узы и прежде всего спрашивал о Василиске, потому что слышал о нем и хотел в самом начале привлечь его на свой суд.

Градоначальник отправился в темницу, желая привести к правителю Василиска, но, не нашедши его там, схватил темничного стража и, связав, привел его перед судилище. Правитель же, подвергнув его истязаниям, спросил:

Как ты осмелился выпустить из темницы заключенного в нее врага наших богов и ослушника царских повелений?

Ныне второй день, - отвечал темничный страж, - с того времени, как Василиск с воинами ушел в свое селение.

Я прикажу умертвить тебя, - исполнившись ярости, воскликнул правитель, - если ты не представишь мне того человека, хулившего наших богов!

На четвертый день я представлю его пред тебя, - отвечал темничный страж.

И тотчас правитель послал с тем стражем магистриана 9 , человека злого и свирепого нравом, и с ним воинов и дал ему поручение в таких словах:

Только тогда я поверю, что ты человек, ревнующий о наших богах, когда ты схватишь того богохульника и приведешь его ко мне. Направь же его в Команы, потому что я сам отправляюсь туда.

Магистриан, выйдя от правителя, изготовил медные сапоги со множеством острых продолговатых железных гвоздей внутри и, взяв с собой темничного стража и воинов, отправился в родное селение Василиска, везя на осле тяжелые железные цепи, приготовленные для мученика.

Шел же и я, - говорит описатель дальнейших событий, святой Евсигний 10 , - следуя за ними в надежде видеть страдания и кончину святого Василиска. Достигши до того селения, они схватили мученика, выходившего уже из дома по направлению к городу Амасии, чтобы вернуться в свою темницу, и связали его двойными цепями; также и шею его заковали в железную цепь, а на ноги надели медные сапоги с гвоздями внутри, так что гвозди проникли в ноги святого до самых костей, и кровь обильно текла из его израненных ног; при этом мучители сильно били Христова мученика, когда вели его к городу Коману. С плачем провожали его мать, братья и сродники его. На прощание мать сказала ему:

Сын мой любезный! Христос, Которого возлюбил ты, да будет тебе помощником в этом мученическом подвиге. Недолговременно будет житие твое здесь, зато в будущем веке тебя ожидает вечная жизнь; тяжкие ныне принимаешь муки, зато получишь славный венец от Христа Бога; злые люди мучают тебя на земле, зато ангелы мира примут тебя на небе; как разбойника судят тебя, но тот самый разбойник, что был распят со Христом, примет тебя в рай; цари смертные и подверженные тлению отнимаю ту тебя жизнь, но Бог Вечный возвратит тебе жизнь и сопричислит тебя к силам ангельским. И нас воспомяни, дорогой сын мой, на этом пути ко Господу, по которому ты шествуешь!

Произнесши это, мать возвратилась обратно в дом свой, молясь Господу о своем сыне, да укрепит Он его мужественно перенести мучения.

Святой же, оглянувшись назад и видя следующих за ним трех братьев своих, а также сродников и многих из народа, плакавших о нем, такими словами умолял их возвратиться к себе домой:

Не плачьте обо мне, но лучше молитесь Господу, чтобы Он дал мне силу победить диавола и посрамить его служителей,

Потом он облобызал каждого и, увещевая всех вернуться, сказал им:

Опять увидимся друг с другом в день воскресения и жизни вечной.

Но провожавшие святого не хотели вернуться и с плачем следовали за ним.

И снова увещевал их святой такими словами:

Для чего вы своим плачем и слезами смущаете мое сердце? О, если бы мне позволено было много раз умереть за Господа нашего Иисуса Христа! Умоляю вас, возвратитесь и молитесь за меня Богу!

Но так как они и после этого не хотели возвратиться, то магистриан сказал им:

Клянусь здравием царей моих, что, если вы не вернетесь, то я свяжу вас всех и отведу к правителю.

Но когда они не послушали и его слов, тогда магистриан с воинами начал бить их и едва мог отогнать их от святого. Будучи веден таким образом, святой мужественно переносил тяжесть железных вериг и доблестно терпел боль в ногах, пронзенных во многих местах острыми гвоздями, которыми усеяны были медные сапоги, и путь его обагрялся кровью. Сам же он с радостью воспевал:

- "Если ополчится на меня полк, не убоится сердце мое" (Пс.26:3), потому что Ты, Христос Господь, со мною.

Многое и другое вещал святой, обращаясь к Господу в пении и молитве. Магистриан же и бывшие с ним, видя мученика легко идущим, несмотря на то, что ноги его были обуты в сапоги с гвоздями, весьма удивлялись; но со святым мучеником был Господь, облегчавший его страдания.

Когда они достигли селения, называемого Дакозария, магистриан и воины захотели отдохнуть, потому что было жарко и наступил полдень. Владетельница того селения, вдова, по имени Трояна, увидав пришедшего с воинами магистриана, просила их войти в ее дом вкусить пищи; всего было их человек сорок. Когда они вошли, она все устроила для них. Итак, они ели, пили и веселились, а святого мученика Василиска, со связанными назад руками, привязали к сухому дубу, росшему около ворот ее дома. К святому собралось множество народа, мужчин и женщин, а также детей. Видя его заключенным в тяжкие оковы и привязанным на припеке солнца, а также видя кровь, текшую из его ног, они умилялись и выражали ему соболезнование. Святой же молился Богу, взывая: "Господи, посети меня, как ты посетил Иосифа в темнице (Быт.41), Даниила во рве львином (Дан.6), трех отроков в пещи вавилонской (Дан.3). И как Ты явил милость Сусанне (Дан.13), подвергшейся напасти от лукавых старцев, вывел Петра из темницы (Деян.5:17-20), а Феклу защитил от поругания 11 , так и на мне, смиренном и недостойном рабе Твоем покажи дивную Твою милость и яви чудеса Твои во славу Твоего пресвятого имени!"

Когда святой окончил молитву свою, внезапно произошло землетрясение и был слышен голос свыше, говоривший: "Не бойся, Я с тобою!"

И вдруг медные сапоги, бывшие на ногах мученика, внезапно растаяли, как воск от огня; вериги же спали со святого, а сухой дуб зазеленел, распростирая над святым многочисленные густые ветви свои и покрывая его тенью на большое пространство кругом. А на том месте, где стоял святой и где земля обагрилась его кровью, потек источник воды. После этого святой вознес в таких словах благодарение Богу: "Господь Иисус Христос, Предвечное Слово и Сын непостижимого и несказанного Отца, благоволивший сойти на землю и сделаться человеком, дабы искупить нас от древнего мучителя диавола и избавить от всех лукавых его козней, вознесший нас на небо, а его поправший и осудивший на пребывание в бездне, даровавший нам новую жизнь, - какими устами прославлю Тебя, какими словами перескажу Тебе свои чувства, как воспою Тебя и возвещу Твои великие дела и силу, которые Ты ныне явил на мне, рабе Твоем, как раньше на святых Твоих, Евтропии и Клеонике, когда они были замучены по приказанию правителя Асклипиодота! В самом деле, кто я, недостойный, что столь великую и удивительную милость Ты явил на мне; сама земля, видевшая силу Твою, потряслась". Магистриан же и воины, испугавшись землетрясения, убежали из того дома и, увидев происшедшие чудеса пришли в сильное недоумение. Одни из них говорили, что это только так кажется, другие же считали это волшебством, а народ, стоявший вокруг святого, в ужасе дивился этому и прославлял силу Христа Бога. И многие уверовали во Христа, говоря: "Вот святой человек послан сюда Богом, чтобы освятить наше место".

Принесли к святому расслабленного, лежавшего на постели; когда мученик Христов коснулся его, тотчас расслабленный поднялся, как здоровый, и, взяв свою постель, пошел к себе в дом, прославляя Бога; привели еще и прокаженных, и он исцелил и их, прикоснувшись к ним; всех, страдавших водобоязнью и лихорадочными припадками, а также страдавших всякими другими болезнями или одержимых нечистыми духами - всех исцелял святой словом своим. Все, видевшие чудеса сии, прославили истинного Бога и уверовали в Него; жители же того селения преисполнились великой радости. Уверовала во Христа также и владетельница того селения Трояна, с сыном своим Тройном, и просила крестить ее. "Я, грешный Евсигний, - говорит повествователь, - видя все случившееся, от всего сердца прославлял Господа". В тот же день, вечером, стадо волов, шедшее с пастбища в селение и проходившее по тому пути, где стоял святой Христов мученик, как бы прославляя великие дела Божии, пало перед святым на колени.

Тогда магистриан и воины раскаялись в тех жестокостях, какие они причинили святому, потому что ужас охватил их, когда они увидели дивные чудеса, совершенные Господом по молитвам святого. На следующий день, магистриан кротко сказал мученику:

Если угодно тебе, господин Василиск, то отправимся в путь, чтобы ради тебя мы не подверглись наказанию отправителя.

Хорошо, пойдем в путь, - отвечал святой, - потому что я хочу умереть за моего Господа.

Когда все они вышли из селения того, весь народ, с владетельницею Трояною, провожал святого. Святой же мученик умолял всех их возвратиться к себе обратно: одни вернулись, другие же продолжали следовать за ним. Когда же вступили на большой мост, положенный чрез реку Иреос, затрясся мост от присутствия Христа, Который шел невидимо с рабом Своим, святым Василиском, как после сам святой мученик Василиск поведал мне, недостойному Евсигнию, - говорит повествователь.

Когда мост потрясся, святой остановился и, воссылая хвалу Богу, умолял народ вернуться обратно и едва убедил его исполнить свою просьбу.

Во время шествия своего святой на каждом высоком и красивом месте преклонял колена свои и молился ко Господу такими словами: "Во всех местах владычества Его благослови, душа моя, Господа!" (Пс.102:22). Когда же все достигли селения, называемого Саон, то воины и магистриан приготовились вкусить пищи и убеждали святого вкусить вместе с ними хлеба. Он же отказывался, говоря: "Господь - пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться" (Пс.22:1); меня питает Владыко мой, Иисус Христос".

Они же снова уговаривали его, говоря:

Вкуси, господин, чтобы ты не умер с голода и мы ради тебя не приняли наказания, если не приведем тебя ко правителю; ведь уже третий день, как ты вовсе не принимал пищи.

Святой сказал им на это:

Я преисполнился пищи бессмертной, а потому не хочу вкушать пищи смертной. Вас питает хлеб земной, а меня питает небесное слово Божие; вас веселит вино, а меня - благодать Святого Духа; вас упитывает мясо, а меня пост; вас укрепляет бодрость телесная, а меня крест во имя Христово; вас делает богатыми золото, а меня любовь к Иисусу Христу; вас украшают одежды, а меня добродетели; вы находите веселье в смехе, а я утешаю дух мой молитвой; вы любите царя вашего временного, смертного и подверженного тлению, жаждете видеть его и исполняете его законы, а я люблю Бога и Царя моего небесного, лобызаю законы Его и желаю питаться лицезрением Его; вы ожидаете славы на земле, а я на небе; вы ищете известности между людьми, а я надеюсь получить славу на Страшном суде при воскресении праведных, когда скажет Владыка мой: "придите, благословенные отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира" (Мф.25:34).

Когда святой говорил так, магистриан велел оседлать животных и предложил мученику сесть на одного осла, сказав:

Три дня идешь ты, голодный; сядь хоть на животное, чтобы ты не изнемог окончательно.

Святой же не согласился сесть, сказав:

Меня укрепляет Господь мой, Иисус Христос, а покой и отраду подает мне Святой Дух.

Затем все отправились в путь, а к вечеру пришли в одно селение, где и остановились ночевать. И когда воины сели за вечернюю трапезу, магистриан умолял святого Василиска вкусить с ними чего-нибудь, но он отказался и провел всю ночь в молитве и пении, причем сами святые ангелы пели вместе с угодником Христовым.

Когда настал день, снова все отправились в путь и дошли до города Команы в четвертом часу дня. И когда приближались к городу, то услышали от многих, встречавшихся по дороге, что правитель предает казни всех, не соглашающихся кланяться идолам. Но Господь явился святому Василиску и сказал ему: "Мужайся, не бойся угроз идолопоклонников, потому что Я с тобою".

Когда они вступили в город, воины, сопровождавшие святого, спрашивали жителей города:

Где сейчас находится правитель?

Им было сказано, что правитель находится в храме Аполлона 12 и приносит там жертву богам.

Магистриан, отправившись к правителю, сообщил ему, что он доставил Василиска. Правитель весьма обрадовался этому. Рассказал магистриан также и о чудесах, случившихся во время их пути, но правитель не поверил ему, заметив:

Все это - волшебство христиан.

Затем он приказал привести к себе святого Василиска в храм Аполлона, думая принудить его здесь к принесению жертвы. Тотчас же к Василиску побежали воины правителя и насильственно повлекли святого в храм, сказав:

Иди в храм к правителю и поклонись богам, если хочешь быть жив.

Магистриан же и воины, пришедшие с ним из путешествия, начали рассказывать воинам правителя о чудесах, которые они видели, и прибавляли:

Поистине удивительные знамения и силу Божию видели мы, не в видении или волхвовании, но в действительности происходившие.

Потом, обратившись к святому, они сказали ему:

Прости нам те жестокости, господин Василиск, которые мы по нашему неведению причинили тебе и помолись за нас твоему Богу!

Пока они это говорили, новые воины, пришедшие от правителя, схватили мученика и повели в храм. Святой вошел в храм с светлым лицом, радуясь о Господе, Боге своем.

Увидав его, правитель спросил:

Это ты Василиск?

Да это я, - отвечал святой.

Так скажи, - продолжал правитель, - принесешь ты жертву богам, или нет?

Кто это сказал тебе обо мне, - возразил святой, - что я не приношу жертвы Богу? Я всякую минуту совершаю жертву хвалы в честь моего Бога.

Правитель же, не поняв сказанного, сказал святому:

Хорошо; итак, принеси жертву какому хочешь из всех наших богов.

Святой Василиск, приблизившись к идолу, спросил окружающих:

Как называется этот бог ваш?

Ему сказали:

Аполлон.

Справедливо вы сказали, что он называется Аполлоном, - подтвердил святой; - Аполлон - значит губитель 13 и поистине влечет в погибель верующих в него и поклоняющихся ему, как богу, так как он не есть бог.

А как имя тому богу, которому ты хочешь принести жертву? - спросил правитель.

Бог мой, - отвечал святой, - неизреченный, непостижимый, невидимый и необъяснимый по Своим свойствам.

А не имеет ли имени Бог твой? - допытывался правитель.

В святых книгах заключены имена Бога моего, - ответствовал святой, - и, если хочешь выслушать, я сообщу их тебе.

Назови их, - сказал ему правитель.

Тогда святой мученик сказал:

Бог мой называется Отцом и Вседержителем, Господом Саваофом 14 , Царем всех, Спасителем милостивым, милосердым и долготерпеливым. Ему одному приношу я жертву хвалы!

Какому богу хочешь приносить жертву - это для меня все равно, - только принеси, - настаивал правитель, - ты призван ведь не рассуждать, а только принести жертву.

Так, внимай, - обратился святой к правителю, - какова моя жертва.

И подняв руки к небу, он так помолился Богу:

Боже вечный, Творец неба и земли, внимающий всем, истинно Тебе служащим, услышь ныне и меня, раба Твоего, и сокруши в эту минуту глухого и слепого этого бесчувственного идола, да поймут нечестивые народы, какому они поклоняются богу, и устыдятся и уверуют, что только Ты - единый всесильный Бог.

Только что святой окончил молитву свою, тотчас затряслась земля, идол упал на землю и разбился на куски. Правитель и народ, бывший в храме, от страха выбежали вон, и один только святой Василиск остался в храме и пел:

- "Да восстанет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Егo ненавидящие Его. Как рассевается дым, Ты рассей их... как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия" (Пс.67:2-3).

Спустя некоторое время правитель приказал вывести святого из храма и, скрежеща зубами в злобе против него, сказал:

О враг богов наших! Зачем ты обещал одно, а сделал другое. Обещал принести жертву богу, а своим волшебством устроил так, что бог наш, Аполлон, упал и рассыпался.

Святой же ответил:

Кто сокрушил вашего бога, Тот сожжет и храм его.

Едва только святой окончил эти слова, как упал с неба огонь на храм Аполлона и спалил его до основания. В страхе правитель и весь народ убежали оттуда. Потом, призвав святого Василиска, правитель обратился к нему с такими словами:

О, как велики твои волшебства! Бога сокрушил ты и храм его сжег!

Но святой возразил ему:

Если бог твой поистине есть бог, как ты его называешь, то пусть он отмстит мне за себя.

Боги наши добры, - возразил правитель, - и не причиняют никакого зла своим врагам.

О неразумный человек! - воскликнул святой. - Как бесы могут делать добро, будучи злы по природе своей: они и вас, своих почитателей, вовлекут с собою в ад.

Окаянный волшебник, - убеждал святого правитель, - принеси жертву богам; в противном случае я предам тебя лютой смерти.

На это святой ответил правителю:

Зверь, живущий в лесу, пес, лижущий кровь, Агриппа блудный, образ диавола, мучитель беззаконный! Зачем ты еще меня удерживаешь? Я тороплюсь окончить жизнь свою!

Правитель сильно разгневался на святого и приказал усекнуть его мечом.

Воины, взяв святого, повели его вон из города на усекновение к месту, называемому Диоскория; при этом множество народа провожало святого. Отдано было повеление правителем, чтобы, по усекновении, бросить тело святого в реку.

"Когда усекновен был Христов 15 мученик, увидели мы (повествует святой Евсигний), которым дано видеть, страшное чудо: явилось множество святых ангелов, которые, приняв душу святого, возносили ее на небо. Господь наш Иисус Христос виден был стоящим на небе и говорящим: "Приди добрый и верный раб Мой, Василиск, войди в небесное Царствие в сонм праведных, где пребывают рабы Мои, взятые вместе с тобой на мучения за Меня".

Мы, все это видевшие и слышавшие, - продолжает повествователь, - упали ниц на землю и поклонились Господу, благодаря его за то, что Он сподобил нас такого видения.

Затем палач, по имени Приск, взяв тело мученика, повлек его к реке. Мы, приступив к нему (говорит Евсигний) просили, чтобы он немного подождал, пока не разойдется народ и дали ему тридцать золотых монет в выкуп за тело мученика. Он предоставил нам тело мученика сказав:

Смотрите, чтобы кто не узнал и не рассказал правителю об этом; будет тогда неприятность вам и мне.

"Мы же, взяв честное тело, - продолжает Евсигний, - скрыли его и ночью вынесли его на вспаханное поле, похоронили и на том месте посеяли семена. В ту же ночь семена дали росток, а в следующий день дали цвет и плод. Когда мы копали мученику могилу, то некоторые из нас захотели пить воды; по молитвам святого Василиска, которого мы призвали, тотчас близ могилы показался источник воды; напившись, мы прославили и возблагодарили Бога. Источник же тот существует и до нынешнего времени, и больные, которые с верою пьют воду из него, получают исцеление."

После всего этого напал нечистый дух на правителя Агриппу, и он стал искать тело мученика, помышляя в себе: "Если бы я прикоснулся к телу Василиска, наверно я избавился бы от несчастия".

И никто не смел сказать ему, что тело мученика было погребено в земле. Некоторые сказали ему: "Ты велел бросить тело в реку; для чего же теперь ищешь его?"

Тогда Агриппа отправился на место, где был усечен Христов мученик, нашел там несколько капель его крови и, собрав ее своими руками вместе с земною пылью, завязал ее в пояс свой. Тотчас он освободился от нечистого духа и уверовал в Господа нашего Иисуса Христа.

Спустя некоторое время, гражданин Комана, Марин, муж благочестивый, построил церковь во имя святого мученика Василиска и, вынув из земли святые его мощи, перенес их в эту церковь. От мощей святого совершалось множество чудесных исцелений от всяких болезней, по молитвам его и по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Которому с Отцом и Святым Духом воссылается честь и слава, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Кондак, глас 8:

Во страдании крепок и мужествен явился еси, и в чудесех предивен, явленно Христово имя преднося, мучителя посрамил еси. Тем тя почитаем Василиске, присно зовуще всечестне: радуйся мучеников светлая доброто.

________________________________________________________________________

2 Понт - страна, занимавшая в древности северо-восточную часть Малой Азии. Ныне на месте древнего Понта находятся дна турецких вилайета (области): Трапезунт и Сивас.

3 Максимиан был императором с 284 по 305 г. и управлял западною половиною Римской империи, а Максимин царствовал с 305 по 311 г. и управлял восточною половиною империи.

4 Амасия - в древности главный город понтийского государства, служивший резиденцией (местопребыванием) понтийских царей.

5 Этот город отстоял от Амасии на расстоянии 4-х дней пути.

6 Святой Феодор Тирон - родной дядя святого Василиска, пострадал ок. 306 г. См. житие его под 17 февраля.

7 Очевидно здесь разумеется храм в честь египто-эллинистического божества Пта (Ptah) - бога мертвых.

8 Серапион - храм в честь Сераписа - египто-эллинистического божества, соответствовавшего древнегреческому Зевсу. Как Серапис, так и (упомянутый выше) бог Пта - были богами собственно египетской религии. Но в период увлечения восточными религиями (II в. до Р. Х.) греки оказывали большое уважение этим божествам и строили в честь их многочисленные храмы.

9 Магистриан - помощник правителя области, имевший в своем распоряжении известное количество воинов, с которыми он обыкновенно посылался правителем в провинцию с различными поручениями.

10 Святой мученик Евсигний, описывавший житие и подвиги святого мученика Василиска, в течение 60-ти лет был воином при трех римских императорах: Диоклитиане (284-305 гг.), Максимиане (305-311 гг.) и Константине Великом (311-337 гг.), и пострадал в царствование императора Юлиана Отступника (361- 363 гг.). - См. житие его под 6 августа.

12 Аполлон - по греческой мифологии - бог света, сын Зевса и Латоны.

13 Аполлон - в переводе с греческого значит "губитель". У греков он изображался обыкновенно с луком, стрелами и колчаном, как враг и победитель сил, вредных свету, т.е. нравственному порядку вещей.

14 Господь Саваоф - Господь воинств, Господь сил (1Цар.1:3, 11).

15 Кончина святого мученика последовала в нач. IV в.

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Иоанна, Владимира, Михаила

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня святая Церковь также совершает память святого мученика Василиска.

Святой был племянником мученика Феодора Тирона и его братьями Евтропием и Клеоником во время гонения на христиан императора Максимиана Галерия. Святые мученики Клеоник и Евтропий были распяты на крестах, а мученик Василиск был отправлен в Команы, где содержался в темнице. Правитель Агриппа прибыл в город Амасию и начал преследовать христиан. Святой Василиск в темнице готовился к предстоявшему мученическому подвигу. Во сне ему явился Господь, обещавший мученику Свою помощь, и предсказал ему мученическую кончину в Команах. Команы - это деревня в Абхазии. Святой Василиск просил темничных стражей отпустить его в родное селение проститься с родными. Его отпустили, так как почитали за святость жизни и совершаемые чудеса. Придя домой, святой Василиск сообщил родным, что видится с ними в последний раз, и убеждал их твердо стоять за веру. Когда Агриппа узнал, что Василиск отпущен к родным, то пришел в ярость. Жестоко наказав темничных стражей, он послал за мучеником отряд воинов во главе с жестоким магистрианом (помощником правителя). Встретив возвращавшегося святого Василиска, магистриан надел на него тяжелые оковы, а ноги обул в медные сапоги с вбитыми в подошвы гвоздями и отправил в Команы.

Дойдя до одного селения, в знойный полдень путники остановились в доме женщины Трояны. Воины пошли в дом отдохнуть и подкрепиться пищей, а святого мученика Василиска привязали к сухому дереву. Стоя в тяжких оковах под раскаленным солнцем, святой молился Богу. Внезапно послышался Голос свыше: «Не бойся, Я с тобою». Земля заколебалась, и из скалы забил источник. Магистриан, воины и Трояна, испуганные землетрясением, выбежали из дома. Пораженные происшедшим чудом, они освободили мученика. К святому приходили больные жители селения и получали исцеления по его молитве.

Когда наконец мученик предстал перед Агриппой, тот повелел ему принести жертву языческим богам. Святой ответил: «Я всякий час приношу Богу жертву хвалы и благодарения». Его повели в капище, где на святого Василиска мгновенно с Неба сошел огонь, который сжег капище, а стоявших в нем идолов сокрушил в прах. Тогда Агриппа в бессильной ярости приказал отсечь святому Василиску голову, а тело его бросить в реку. Кончина мученика последовала в 308 году. Христиане вскоре выкупили святые мощи мученика и ночью тайно погребли на вспаханном поле. Через некоторое время на этом месте была построена церковь во имя святого мученика Василиска, в которую перенесли мощи. По святым молитвам мученика стали совершаться исцеления. Святителю Иоанну Златоусту перед его кончиной, происшедшей в Команах, явился во сне святой мученик Василиск и произнес: «Завтра будем вместе». О подвиге святого мученика Василиска поведал миру очевидец его страданий святой Евсигний.

Недавно на встрече с молодежью одна из девушек задала вопрос, очень важный для каждого, потому что без его решения человек очень путанно двигается по жизни. Она спросила: «Как научиться доверять Богу?». Этот вопрос можно разбирать, делая акценты на разных словах. Например: «как научиться»?

Любая наука - это и теория, и практика. Наука или опыт, «сын ошибок трудных». Опыт всегда приходит в результате эксперимента, в результате ошибок и преодоления тех или иных неверных решений. Далеко не каждый человек, к сожалению, способен учиться на чужих ошибках, как правило, они его не трогают. Например, человек видит, как его товарищ в мороз прилип языком к железной ручке двери, но пока не попробует сам и не сдерет свой, не запомнит этого. Поэтому научение означает и работу над ошибками, и приобретение личного опыта, в том числе опыта падений и, что гораздо важнее, вставаний. К одному опытному духовнику пришел инок и сказал: «Отец, я пал». - «Вставай», - ответил духовник. Через какое-то время инок приходит вновь: «Я снова пал». - «Снова вставай». И в третий раз состоялся такой же диалог. «Так сколько можно?» - спросил инок. «До тех пор, - ответил духовник, - пока не придет Господь и не застанет нас в том моменте, в котором мы пребываем: в падении или восстании». Поэтому нельзя задерживаться в состоянии падения - нужно быстрее вставать и идти дальше. Наша жизнь, как правило, строится не от победы к победе, а от поражения к поражению. Но всякое поражение делает человека опытным в смирении, покаянии и надежде на Бога. Поэтому нужно запастись терпением и учиться, не боясь экспериментировать и брать ответственность за принятые решения, никогда не теряя надежды на Бога.

Можно поставить акцент на слова «как доверять». Вопрос доверия - очень важное духовное качество, которое в отношении к Богу формируется задолго до того, как человек встретится с Ним. Как сказал Гилберт Честертон, вера в человеке формируется не когда отец учит ребенка закону Божиему, а когда мама учит благодарить за вкусно испеченный пирог. Вера - удел благодарных душ. Если в сердце сформирована способность благодарить, то человек рано или поздно придет к тому, что этот мир не самобытен, но создан и управляется любящим Отцом Небесным. Прежде чем научиться доверять Богу, человек учится доверять человеку. В первую очередь - родителям, и здесь важнейшим условием является послушание, то есть умение слышать и слушаться, потому что лучшей подготовкой к доверию является способность человека вслушиваться в то, что ему открывается.

Послушание, а не знание воспитывает основу веры. Когда человек говорит «докажите, покажите», то доказать не сложно, потому что вера очень логична и законна. Человека можно «прижать к стене» аргументами, цитатами, доказательствами, и он может согласиться с этим, но тогда будет потеряна награда, потому что награждается только вера - знание не награждается. Научиться доверять Богу можно через доверие родителям, духовнику, жене, мужу.

И наконец - «как доверять Богу»? Когда человек осознает, что Бог есть, его душа приобретает опору на камне, который есть Христос. Когда почувствует присутствие Бога в этом мире, то обретает драгоценную жемчужину, и тогда оставляет все и строит свою жизнь исходя исключительно из того, угодно это Богу или нет. Тогда слово Божие становится для человека очень ценным, оно становится истиной в последней инстанции, и многие вещи и события могут быть сверяемы так: это в русле Евангелия или вопреки ему? Поэтому так важно ежедневно напитывать свою душу словом Божиим, чтобы наш ум плавал в Евангелии и человек интуитивно чувствовал истину: как поступить в той или иной ситуации.

Если человек доверяет Богу, он очень трепетно и внимательно относится к внушениям своей совести, которая становится для него маяком, голосом Божиим, звучащим в его сердце. Он очень чуток к этому голосу и старается не забивать его. Если человек доверяет Богу, он начинает доверять и Церкви, которая установлена Богом и является живым телом Христовым, через которое Дух Святый открывает божественные истины.

Дай Бог, дорогие мои, чтобы мы все были на этом пути, все учились доверять Богу, и тогда жизнь во многом станет проще. Помогай нам всем Господь.

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Юлия Подзолова


Святой мученик Василиск был племянником святого мученика Феодора Тирона (память 17 февраля) и пострадал с его братьями Евтропием и Клеоником во время гонения на христиан императора Максимиана Галерия (305 - 311). Святые мученики Клеоник и Евтропий были распяты на крестах (память их 3 марта), а мученик Василиск был отправлен в Команы, где содержался в темнице. Правитель Агриппа, прибыв в город Амасию, начал преследовать христиан. Святой Василиск в темнице готовился к предстоявшему мученическому подвигу. Во сне ему явился Господь, обещавший мученику Свою помощь, и предсказал ему мученическую кончину в Команах. Святой Василиск просил темничных стражей отпустить его в родное селение проститься с родными. Его отпустили, так как почитали за святость жизни и совершаемые чудеса. Придя домой, святой Василиск сообщил родным, что видится с ними в последний раз, и убеждал их твердо стоять за веру.
Когда Агриппа узнал, что святой Василиск отпущен к родным, то пришел в ярость. Жестоко наказав темничных стражей, он послал за мучеником отряд воинов во главе с жестоким магистрианом (помощник правителя). Встретив возвращавшегося святого Василиска, магистриан надел на него тяжелые оковы, а ноги обул в медные сапоги с вбитыми в подошвы гвоздями, и отправил в Команы.
Дойдя до одного селения, в знойный полдень путники остановились в доме женщины Трояны. Воины пошли в дом отдохнуть и подкрепиться пищей, а святого мученика Василиска привязали к сухому дереву. Стоя в тяжких оковах под раскаленным солнцем, святой молился Богу. Внезапно послышался Голос свыше: "Не бойся, Я с тобою". Земля заколебалась, и из скалы забил источник. Магистриан, воины и Трояна, испуганные землетрясением, выбежали из дома. Пораженные происшедшим чудом, они освободили мученика. К святому мученику приходили больные жители селения и получали исцеления по его молитве.
Когда, наконец, мученик предстал перед Агриппой, тот повелел ему принести жертву языческим богам. Мученик ответил: "Я всякий час приношу Богу жертву хвалы и благодарения". Его повели в капище, где на святого Василиска мгновенно с Неба сошел огонь, который сжег капище, а стоявших в нем идолов сокрушил в прах. Тогда Агриппа в бессильной ярости приказал отсечь святому Василиску голову, а тело его бросить в реку. Кончина мученика последовала в 308 году. Христиане вскоре выкупили святые мощи мученика и ночью тайно погребли на вспаханном поле. Через некоторое время на этом месте была построена церковь во имя святого мученика Василиска, в которую перенесли мощи. По святым молитвам мученика стали совершаться исцеления. Святителю Иоанну Златоусту (память 13 ноября) перед его кончиной, происшедшей в Команах, явился во сне святой мученик Василиск и произнес: "Завтра будем вместе". О подвиге святого мученика Василиска поведал миру очевидец его страданий, святой Евсигний (память 5 августа).
Дни памяти: Март 3, Май 22

МУЧЕНИК ИОАНН-ВЛАДИМИР, КНЯЗЬ СЕРБСКИЙ
Святой и славный князь, мученик за имя Христово, жил на рубеже X–XI веков. Он был сыном Петрислава, который правил сербскими княжествами Захумье и Превала. С детства Владимир отличался мягкостью, скромностью, богобоязненностью и целомудрием. Унаследовав престол, он с еще большим усердием предался благотворительности. Горя желанием объединить всех подданных в лоне святой Церкви, он разослал по своим владениям проповедников, чтобы вернуть к истинной вере богомилов и других еретиков, сеющих раздор. Он основал много монастырей, построил церкви и благотворительные дома.
Однажды в сопровождении трех придворных Владимир верхом отправился на охоту в дремучий лес. Там он вдруг увидел летящего золотого орла с сияющим крестом на шее. Князь бросился за ним и попал в густую чащу. Тут орел остановил свой полет и обратился в светоносного ангела с крестом на груди. Князь Владимир бросился перед ним ниц, а позже на этом месте построил церковь, в которую приходил молиться семь раз в день.
Несмотря на желание жить в мире с соседними правителями, святой Владимир до конца царствования был вынужден противостоять притязаниям византийского императора Василия II и болгарского царя Самуила (976–1014). Когда болгарский царь двинулся походом на его княжество, святой Владимир предпочел отступить, нежели принимать смертельный бой, и удалился со своим войском на высокую гору. Царь Самуил отправил к нему гонца с требованием сдаться. Благоверный князь ответил отказом, но из-за предательства одного из своих приближенных был схвачен и заключен в тюрьму. Там он все время проводил в молитве. Однажды ему явился ангел и предсказал скорое освобождение, а впоследствии мученический венец.
У царя Самуила была дочь по имени Косара, которая часто посещала тюрьмы, чтобы омыть ноги узникам и поддержать их. Так она познакомилась с Владимиром, полюбила его и отправилась к отцу, чтобы заступиться за князя и попросить отца выдать ее за Владимира замуж. Царь Самуил дал согласие, а потом с почестями отправил святого на родину. Вернувшись в свое княжество, святой предложил супруге хранить девство, чтобы на земле подражать ангелам. Так они вместе стали вести благочестивую жизнь.
Через некоторое время умер царь Самуил, и ему наследовал его сын Радомир. Но вскоре он был убит двоюродным братом Иоанном Владиславом, жестоким и властолюбивым, который завладел болгарским троном и стал стремиться покорить княжество Владимира. Замыслив убийство, он пригласил его ко двору, а в залог доброй воли подарил через посланника золотой крест. Святой велел передать ему: «Известно, что Господь наш Иисус Христос, положивший жизнь за нас, был распят не на золотом, не на серебряном, а на деревянном кресте. Если вера твоя истинна, а слова искренни, пошли мне через своих священнослужителей деревянный крест, и я приду во имя нашей веры в Господа Иисуса Христа».
Не останавливаясь перед вероломством, царь отправил к нему двух священников и одного пустынника, которые вручили князю деревянный крест. С доброй верой тронулся Владимир в путь. Милостью Божией он избежал нескольких расставленных на его пути ловушек и прибыл к царскому двору. Царь был потрясен, увидев живого Владимира. Он бросился к нему, желая убить, но не смог причинить вреда. Тогда Владимир сам протянул царю свой меч со словами: «Возьми и убей меня, ибо я готов на смерть, как Авель!» Ослепленный и обезумевший от гнева Иоанн Владислав схватил меч и обезглавил благоверного князя.
По преданию, святой поднял свою главу с земли, сел на коня и отправился в церковь. Прибыв туда, он спустился с коня, сказал: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой» – и испустил дух, обретя немеркнущий мученический венец. Это произошло 22 мая 1015 года. Мученик был похоронен в этой церкви, а его могила, над которой часто появлялся небесный свет, стала местом исцелений молящихся.
Услышав о чудесах и исцелениях, царь-убийца разрешил супруге благоверного князя перенести святые мощи на родину, в монастырь святого Иоанна в Элбасане (в нынешней Албании). Сообщается, что во время нового похода против Сербии Иоанн Владислав увидел перед собой воина в облике Иоанна Владимира. Испуганный царь решил спастись бегством, но ангел пронзил его, и он упал замертво (1018).
Впоследствии святые мощи были обретены нетленными и источали чудесное благоухание. В руке князь держал крест, посланный ему убийцей в залог доброй воли. Мощи почитаются православными Албании как одно из самых ценных сокровищ.
Составитель - иеромонах Макарий Симонопетрский,адаптированный русский перевод - издательство Сретенского монастыря
Дни памяти: Май 22, Август 30 (Серб.)

ПРАВЕДНЫЙ ИАКОВ БОРОВИЧСКИЙ
Праведный Иаков Боровичский, Новгородский чудотворец, в отрочестве принял на себя суровый подвиг юродства. Больше о жизни его ничего не известно. Прославил его Господь после кончины. В 1540 году, на третий день Пасхи, к селению Боровичи (в Новгородской области) по реке Осте против течения приплыла большая льдина, на которой стоял гроб (дубовая колода) без крышки, а в нем лежало тело юноши. Боясь ответственности, крестьяне шестами оттолкнули льдину к средине реки, но она возвратилась к берегу. Так повторялось трижды. Ночью старейшинам села явился во сне юноша, виденный ими на льдине, и сказал: "Я такой же христианин, как и вы. Не гоните меня. Мое имя Иаков, я получил имя в честь святого Иакова, брата Господня". Мощи святого отрока были сначала помещены в часовне, а в 1544 году перенесены в Святодуховский храм. Тогда же было установлено ему празднование. Господь, прославляя Своего угодника, даровал мощам святого Иакова целительную силу. Полиелейное празднование установлено с 1572 года. В Иконописном подлиннике о святом Иакове сказано: "Подобием млад, наг, препоясан платом". В 1657 году патриарх Никон часть мощей святого перевез на Валдай, в Иверскую обитель.
Дни памяти: Май 22, Октябрь 23

ПАМЯТЬ ВТОРОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА
Второй Вселенский Собор состоялся в 381 году и довершил победу Православия, одержанную в 325 году на Первом Вселенском Соборе.
В трудные годы, протекшие после принятия Никейского Символа веры, арианская ересь дала новые побеги. Македоний, под видом борьбы с ересью савеллиан, учивших о слиянии ипостаси Отца и Сына, стал употреблять слово "подобосущен" по отношению Сына к Отцу. Эта формулировка была опасна еще и тем, что Македоний выставлял себя как борца с арианами, употреблявшими термин "подобен Отцу". Кроме этого, македониане - полуариане, склонявшиеся в зависимости от обстановки и выгоды то к Православию, то к арианству, хулили и Святого Духа, утверждая, что Он не имеет единства с Отцом и Сыном. Второй еретик - Аеций ввел понятие "иносущен" и говорил, что Отец имеет совершенно другое существо, чем Сын. Его ученик Евномий учил о иерархической подчиненности Сына Отцу и Святого Духа Сыну. Всех, кто приходил к нему, он перекрещивал в "смерть Христа", отвергая Крещение во Имя Отца и Сына и Святого Духа, заповеданное Самим Спасителем.
Третья ересь родилась из учения Валента и Урсакия на Аримонском Соборе. Они пытались обмануть православных епископов, провозгласив, что Сын Божий от Бога и подобен Богу Отцу, а не есть творение, как учат ариане. Но под тем предлогом, что слово "существо" не находится в Священном Писании, еретики предлагали не употреблять термин "единосущный", по отношению Сына к Отцу. Кроме этих трех основных ересей, было много и других лжеучений. Еретик Аполлинарий говорил: "Плоть Спасителя, взятая с Неба из лона Отца, не имела человеческой души и разума; отсутствие души восполняло Слово Божие; Божество оставалось мертвым в продолжении трех дней".
Для обличения ересиархов, святой царь Феодосий Великий (379 - 395) созвал в Константинополе Вселенский Собор, на котором присутствовало 150 епископов. На рассмотрение святых отцов было предложено утвержденное на Римском соборе исповедание веры, которое святой папа Дамас прислал епископу Антиохийскому Павлину. Прочитав свиток, святые отцы, отвергая лжеучение Македония, единодушно утвердили апостольское учение, что Дух Святой есть не служебное существо, но Господь Животворящий, от Отца исходящий, со Отцом и Сыном спокланяемый и сславимый. Для опровержения прочих ересей: евномиан, ариан и полу-ариан, святые отцы подтвердили Никейский Символ Православной веры.
В Символе, принятом I Вселенским Собором, не говорилось о Божественном достоинстве Святого Духа, ибо духоборческой ереси тогда не было. Поэтому святые отцы II Вселенского Собора прибавили к Никейскому Символу 8, 9, 10, 11,и 12 члены, т. е. окончательно сформулировали и утвердили Никео-Цареградский Символ веры, исповедуемый и ныне всей Православной Церковью.
Второй Вселенский Собор кроме того установил формы церковного суда, определил принимать в общение через Таинство Миропомазания раскаявшихся еретиков, которые крестились во Имя Святой Троицы, а крестившихся единократным погружением принимать как язычников.
Святитель Григорий Богослов (память 25 и 30 января) на Соборе дал в своем слове следующее изложение Православной веры: "Безначальное Начало и Сущее с Началом - Един Бог. Но безначальность или нерожденность не есть естество Безначального. Ибо всякое естество определяется не тем, что оно не есть, но что оно есть: оно есть положение, а не отрицание существующего. И Начало, тем, что оно начало не отделяется от Безначального, ибо для Него быть началом не составляет естества, как и для первого быть безначальным; потому что это только относится к естеству, а не есть самое естество. И Сущее с Безначальным и с Началом есть не иное что, как то же, что и Они. Имя Безначальному - Отец, Началу - Сын, Сущему вместе с Началом - Дух Святый; а естество в Трех единое - Бог. Единение же - Отец, из Которого и к Которому они возводятся, не сливаясь, а сопребывая с Ним, и не разделяемые между Собою ни временем, ни хотением, ни могуществом".
День памяти: Май 22

Литературы по этому вопросу не было. А карт тем более, так как Абхазия ни Грузия, и не Россия. На свой страх и риск сели с другом в поезд и поехали в Адлер. Был сентябрь, на юге в это время бархатный сезон и после прохладного севера, календарь приятно отматывался немного назад. Добрались на маршрутке до границы, прошли ее без проблем, сели в автобус и поехали в сторону Сухуми.

Потрясала резкая разница между территорией России и Абхазии, казалось, что въехали в рай (сразу почувствовали, что это удел Матери Божией). Бурная растительность, прекрасные виды из окна, только как в фильме «Сталкер» заброшенные дома, запущенные сады и очень много ржавого металла, все давно не крашено и трещины на бетоне.

Вышли в Новом Афоне, чтобы помолится и разместится в монастыре и расспросить обо всем. Надо отметить, что в то время, когда мы ездили, еще видны были последствия войны. Народ боялся ехать сюда, поэтому в большой келье разместились вдвоем и получили инструктаж, как передвигаться по местности. Еще много мест было не разминировано, поэтому не рекомендовалось сходить с дороги и особенно обходить углы домов (так как стрельба велась в основном из-за углов, то в таких местах и ставили мины). Так же в монастыре получили ориентировочное направление движения и, помолившись утром, поехали в Сухуми. Подтвердив маршрут движения у таксистов около вокзала, пошли в сторону обезьяньего питомника, после него налево и на подъем никуда не сворачивая.

Прежде чем поехать в это святое место прочитали житие Василиска Команского и по пути молились ему. Всю дорогу думая, что мы идем в удобных ботинках, а мученик шел этой дорогой в металлических сапогах.

«связали Василиска двойными цепями; также и шею его заковали в железную цепь, а на ноги надели медные сапоги с гвоздями внутри, так что гвозди проникли в ноги святого до самых костей, и кровь обильно текла из его израненных ног; при этом мучители сильно били Христова мученика, когда вели его к городу Коману

Множество чудес по молитвам мученика было явлено по пути, но особенно чудесно поклонение животных: «вечером, стадо волов, шедшее с пастбища в селение и проходившее по тому пути, где стоял святой Христов мученик, как бы прославляя великие дела Божии, пало перед святым на колени»*.

Немного с искушениями, но мы добрались до монастыря в Команах, определились с ночлегом и пошли на источник. Но прежде, надо было поклонится могиле мученика, которая находится недалеко от источника.«Когда благочестивые христиане копали мученику могилу, то некоторые из них захотели пить воды; по молитвам святого Василиска, которого они призвали, тотчас близ могилы показался источник воды; напившись, они прославили и возблагодарили Бога. Источник же тот существует и до нынешнего времени, и больные, которые с верою пьют воду из него, получают исцеление.»*

могила мученика Василиска

Обнаружив на ней акафист, написанный неразборчивым почерком от руки на засаленных листах, ну и конечно же его прочитали. Пока мы были там три дня, каждый день по два раза окунались в источнике, причем подолгу и находили много камешков с кровью мученика.

не только мы были на святом источнике

«После казни напал нечистый дух на правителя Агриппу, и он стал искать тело мученика, помышляя в себе: "Если бы я прикоснулся к телу Василиска, наверно я избавился бы от несчастия". И никто не смел сказать ему, что тело мученика было погребено в земле. Некоторые сказали ему: "Ты велел бросить тело в реку; для чего же теперь ищешь его?"

Тогда Агриппа отправился на место, где был усечен Христов мученик, нашел там несколько капель его крови и, собрав ее своими руками вместе с земною пылью, завязал ее в пояс свой. Тотчас он освободился от нечистого духа и уверовал в Господа нашего Иисуса Христа»*.