Тайна в уголовном процессе. Тайна следствия и публикации сми Что не является тайной следствия, а что конфиденциально

ТАЙНА СУДОПРОИЗВОДСТВА

Тайна судопроизводства как информация конфиденциального характера охраняется федеральным законодательством. Она регламентируется, во-первых, гласностью судебного разбирательства, и во-вторых, закрытостью совещания судей при вынесении решения или постановлении приговора.

Конституция РФ гласит: «Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом».

В силу того, что в РФ несколько видов судопроизводства, тайну судопроизводства следует рассматривать с позиций каждого из них-конституционного, гражданского, арбитражного, третейского и уголовного, хотя принцип отнесения информации судебного разбирательства к конфиденциальной один и тот же, - если разглашение этой информации наносит ущерб интересам государства, юридических или физических лиц (личности).

Закон РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (СМ. Сноску 39) указывает на открытость рассмотрения дел в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации. Конституционный Суд РФ назначает закрытое заседание в случаях (ст. 55), когда это необходимо в целях:

Сохранения охраняемой законом тайны;

Обеспечения безопасности граждан;

Защиты общественной нравственности.

На закрытом заседании присутствуют судьи Конституционного Суда Российской Федерации, стороны и их представители. Возможность присутствия других участников процесса и сотрудников Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации, непосредственно обеспечивающих нормальный ход заседания, определяется председательствующим по согласованию с судьями. Дела в закрытых заседаниях рассматриваются с соблюдением общих правил конституционного судопроизводства.

В гражданском судопроизводстве разбирательство дел во всех судах открытое, за исключением случаев, когда это:

1) противоречит интересам охраны государственной тайны (ст. 9 ГПК);

2) допускается по мотивированному определению суда в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц (ст. 9 ГПК);

3) допускается по определению суда для обеспечения тайны усыновления (ст. 263_4 ГПК);

4) противоречит интересам охраны тайны частной жизни: «В целях охраны тайны переписки и телеграфных сообщений личная переписка и личные телеграфные сообщения граждан могут быть оглашены в открытом судебном заседании только с согласия лиц, между которыми эта переписка и телеграфные сообщения происходили. В противном случае такая переписка и телеграфные сообщения оглашаются и исследуются в закрытом судебном заседании» (ст. 176 ГПК, ст. 11 Основ гражданского судопроизводства СССР и союзных республик (СМ. Сноску 40)).

Про коммерческую тайну ни слова. Неужели в рамках гражданского дела не рассматриваются дела, имеющие отношение к конфиденциальной информации предприятий? А например, возмещение работником ущерба, нанесенного неправомерным использованием такой информации?

Все дела об административных правонарушениях рассматриваются открыто (ст. 229 КоАП).

АПК (ст. 9) устанавливает следующие случаи проведения закрытого слушания дела (с вынесением соответствующего определения):

1) когда это предусмотрено федеральным законом о государственной тайне;

2) при удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой тайны;

3) при удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения иной тайны;

4) в других случаях, установленных федеральным законом. Как мы видим, этот перечень не является исчерпывающим. В каждом конкретном случае сам суд будет решать, в каком заседании - открытом или закрытом, слушать дело.

Тайна уголовного судопроизводства состоит из тех же элементов. Разбирательство дел во всех судах открытое, за исключением следующих случаев (ст. 18 УПК):

1) если это противоречит интересам охраны государственной тайны;

2) по делам о преступлениях лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста:

3) по делам о половых преступлениях;

4) по другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц;

5) когда этого требуют интересы обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля или других участвующих в деле лиц, а также членов их семей или близких родственников (ст. 12 Основ уголовного судопроизводства СССР и союзных республик (СМ. Сноску 41)).

Здесь мы также не видим ограничений на распространение конфиденциальной информации предприятия, если таковая фигурирует в деле. Следовательно, представителям предприятия необходимо самостоятельно, путем подачи соответствующих ходатайств, поставить перед судом вопрос о проведения судебного заседания в закрытом режиме.

По Положению о третейском суде для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной Палате РФ и согласно Регламента третейского суда судьи и докладчики обязаны «хранить в тайне информацию о спорах, разрешаемых третейскими судами», то есть, вероятно, обо всем происходящем в суде.

Таким образом, конфиденциальная информация предприятия, если она фигурирует в материалах дела, бесспорно защищается только конституционным, арбитражным и третейским судами.


| |

Лабиринт

Текст: Гаспарян Нвер Саркисович  Опубликовано: 30.01.2013 Источник: pravorub.ru

Что осталось от тайны следствия

Про адвокатскую тайну достаточно много сказано и написано, а вот что касается тайны следственной, то отечественная наука об этом информирует нас достаточно скудно. Вместе с тем, изучение данной темы в условиях появления новых судебных прецедентов становится актуальной для адвокатов.

Следственная тайна не относится к числу понятий, которые используются в УПК РФ и перечислены в ст.5, одновременно тайна следствия не является принципом уголовного судопроизводства, которые изложены в главе 2 УПК РФ.

Вообще в уголовно-процессуальном законе такой термин как следственная тайна не закреплен. Действует единственная процессуальная норма, предусмотренная ч.3 ст.161 УПК РФ, согласно которой данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь с разрешения прокурора, следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства (ч. 3 ст. 161 УПК).

В указе Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» (в ред. Указа Президента РФ от 23.09.2005г. № 1111 имеется перечень сведений конфиденциального характера, где в п.2 указаны сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Важно отметить, что в законе отсутствует перечень сведений, составляющих следственную тайну. Это означает, что следователь или лицо, производящее дознание, могут по своему усмотрению устанавливать, какая информация о предварительном расследовании может быть специально охраняемой, а какая - нет.

Очевидно, что для адвокатов оперативная осведомленность о тех или иных сведениях из уголовного дела имеет принципиальное значение, поскольку позволит эффективнее выполнить свою оборонительную миссию.

Методом исключения, опираясь на нормы УПК РФ и прецеденты КС РФ, мы можем определить, какие сведения или документы к следственной тайне не относятся :

Первое , это постановления следователя (дознавателя), вынесенные в ходе уголовного судопроизводства, с которыми обвиняемый вправе знакомиться в силу требований УПК РФ. (Постановление о возбуждении уголовного дела - ст.146ч.4 УПК РФ, постановление о производстве обыска (выемки)- 182ч.4 УПК РФ, постановление об избрании меры пресечения – ст.101ч.2 УПК РФ, постановление о привлечении в качестве обвиняемого – ст.172ч.8 УПК РФ и т.д.)

Второе , это постановление о продлении срока предварительного следствия.
В соответствии со ст.162ч.8 УПК РФ: «Следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия».

Вместе с тем Конституционный Суд РФ позволил обвиняемым знакомиться с постановлением о продлении срока предварительного расследования. Так, согласно Определения Конституционного Суд РФ от 18 декабря 2003г. № 429-О по жалобе граждан Березовского Б.А., Дубова Ю.А. и Патаркацишвили А.Ш. на нарушение их конституционных прав положениями статей 47, 53, 162 и 195 УПК РФ:

«Положения статей 47, 53, части восьмой статьи 162 и части первой статьи 195 УПК Российской Федерации - по их конституционно-правовому смыслу - не препятствуют обвиняемым, права которых затрагиваются решениями органов предварительного следствия о продлении сроков предварительного расследования и о назначении судебной экспертизы, и их защитникам в ознакомлении с такими решениями, а также не исключают необходимость представления названным участникам судопроизводства данных об обстоятельствах, значимых для обжалования этих решений ».

Третье , протокол задержания, протоколы следственных действий, произведенных с участием подозреваемого, обвиняемого, иными документами, которые предъявлены либо должны были предъявляться подозреваемому, обвиняемому (пункт 6 части первой статьи 53 УПК РФ).

Четвертое , это постановления о назначении судебных экспертиз и заключения экспертиз, с которыми обвиняемый имеет право знакомиться. (ст.195ч.3, ст.198 УПК РФ)
В силу требований ст.47ч.4 п.11 УПК РФ:

«Обвиняемый вправе знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы, ставить вопросы эксперту и знакомиться с заключением эксперта».

Пятое , это судебные решения о проведении в отношении гражданина оперативно-розыскных мероприятий.
Как указал Конституционный Суд РФ в п.6 Определения от 14 июля 1998 г. N 86-О «По делу о проверке конституционности отдельных положений ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой»:
«В процедуре, в которой испрашивается судебное разрешение на проведение оперативно - розыскных мероприятий, проверяемое лицо - не участник процесса и знать о нем не должен. Открытости, гласности и состязательности сторон в этом процессе быть не может, ибо в противном случае негласные по своему характеру оперативно - розыскные мероприятия стали бы просто невозможны, а сама оперативно - розыскная деятельность утратила бы смысл. Именно поэтому судебное решение выдается органу - инициатору проведения оперативно - розыскных мероприятий и не выдается проверяемому лицу».

В связи с изложенным сторона защиты сможет ознакомиться с решениями о проведении оперативно-розыскных мероприятий по истечении определенного времени.

Согласно Определения Конституционного Суда РФ от 16 апреля 2009г. № 565-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Родионова Игоря Николаевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 3 и 12 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»:

«Обвиняемый может реализовать свое право на ознакомление с судебным решением о проведении в отношении него оперативно-разыскных мероприятий в соответствии с пунктом 12 части четвертой статьи 47 УПК Российской Федерации (Определение КС РФ от 21 декабря 2006 года N 590-О), а также путем направления запроса в орган, осуществляющий оперативно-разыскную деятельность, где в соответствии с законом такой документ хранится (Определение КС РФ от 24 июня 2008 года N 356-О-О)».

Часть вторая ст. 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предоставляет лицу, если оно только полагает, что действия органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, право обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно - розыскную деятельность, прокурору или в суд. При отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела оперативно - розыскные мероприятия подлежат прекращению, что позволяет проверяемому лицу в порядке части третьей статьи 5 истребовать сведения о нем, в том числе и вынесенное постановление о проведении ОРМ, а в случае отказа - обжаловать его в суд.

Шестое , все материалы, представляемые в суд следователем и прокурором при рассмотрении вопросов о заключении под стражу и продлении сроков содержания обвиняемого под стражей (отстранении от должности).
Согласно Определения КС РФ от 12 мая 2003г. № 173-О «По жалобе гражданина Коваля С.В. на нарушение его конституционных прав положениями статей 47 и 53 УПК РФ»:

«Положения пункта 12 части четвертой статьи 47 и пункта 7 части первой статьи 53 УПК Российской Федерации - по конституционно-правовому смыслу, выявленному в настоящем Определении на основе правовых позиций, выраженных в сохраняющих свою силу постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, - не препятствуют обвиняемым, права и свободы которых затрагиваются судебными решениями об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или о продлении срока содержания под стражей, и их защитникам в ознакомлении с материалами, на основании которых принимаются эти решения».

В соответствии с п.4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004г. №1 «О применении судами норм уголовно-процессуального кодекса РФ»:
«К ходатайству об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (часть 3 статьи 108 УПК РФ) следует прилагать копии постановлений о возбуждении уголовного дела и привлечении лица в качестве обвиняемого, копии протоколов задержания, допросов подозреваемого, обвиняемого, а также имеющиеся в деле доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости избрания лицу меры пресечения в виде заключения под стражу (сведения о личности подозреваемого, обвиняемого, справки о судимости, данные о возможности лица скрыться от следствия, об угрозах в адрес потерпевших, свидетелей и т.п.)».

На суде, выносящем постановление об избрании в отношении подозреваемого в качестве меры пресечения заключения под стражу, лежит обязанность оценки обоснованности подозрения о совершении данным лицом преступления, в связи с которым оно заключается под стражу.

Как подчеркивал Европейский Суд по правам человека в своих решениях, требование того, чтобы подозрение формировалось на разумных основаниях, при наличии фактов или информации, убеждающих объективного наблюдателя в том, что подозреваемый мог совершить преступление, является неотъемлемой частью гарантий от произвольного ареста или заключения под стражу (Постановления от 30 августа 1990 года по делу «Фокс, Кэмпбелл и Хартли против Соединенного Королевства», от 28 октября 1994 года по делу «Мюррей против Соединенного Королевства», от 19 мая 2004 года по делу «Гусинский против Российской Федерации», решение от 28 февраля 2002 года по вопросу приемлемости жалобы, поданной В.М. Лабзовым против Российской Федерации).
На практике обоснованность подозрений нередко доказывается путем представления следователем в суд протоколов допросов потерпевшего и свидетелей, с которыми сторона защиты может ознакомиться.

Седьмое , материалы, послужившие поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляемые в суд в случае подачи жалобы в порядке ст.125 УПК РФ на незаконное возбуждение уголовного дела.

В соответствии с п.16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009г. №1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 УПК РФ»:

«При рассмотрении доводов жалобы на постановление о возбуждении уголовного дела судье следует проверять, соблюден ли порядок вынесения данного решения, обладало ли должностное лицо, принявшее соответствующее решение, необходимыми полномочиями, имеются ли поводы и основания к возбуждению уголовного дела, нет ли обстоятельств, исключающих производство по делу».

Согласно п.12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009г. №1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 УПК РФ»:
«Лица, участвующие в судебном заседании, вправе знакомиться с материалами производства по жалобе, а также представлять в суд дополнительные материалы, имеющие отношение к жалобе».

При рассмотрении судом жалобы следователь в обоснование законности возбуждения уголовного дела может представить и результаты оперативно-розыскной деятельности, с которыми сторона защиты будет вправе ознакомиться.

Восьмое , сведения о лицах, осуществляющих предварительное расследование по уголовному делу и состав следственной группы. В соответствии со ст.163ч.2 УПК РФ:

«Состав следственной группы объявляется подозреваемому, обвиняемому».

Девятое , сведения об экспертах и о экспертном учреждении, а также данных, подтверждающих квалификацию эксперта.

Так, согласно Определения Конституционного Суд РФ от 18 декабря 2003г. № 429-О по жалобе граждан Березовского Б.А., Дубова Ю.А. и Патаркацишвили А.Ш. на нарушение их конституционных прав положениями статей 47, 53, 162 и 195 УПК РФ:

«Признав необходимым назначение судебной экспертизы, следователь в соответствии с частью первой статьи 195 УПК Российской Федерации выносит постановление, в котором в обязательном порядке указываются фамилия, имя и отчество эксперта или наименование экспертного учреждения, в котором должна быть произведена судебная экспертиза. Указания в постановлении каких-либо иных сведений об эксперте данная статья не требует. Между тем названные законоположения не исключают необходимости, в том числе в случае поручения производства экспертизы лицу, не работающему в государственном экспертном учреждении, специального подтверждения квалификации эксперта (которая может быть предметом оспаривания участниками судопроизводства) и возможности отражения соответствующих данных в постановлении о назначении экспертизы».

Таким образом, с частью сведений из уголовного дела сторона защиты вправе знакомиться на основании прямого указания в УПК РФ, а с частью она сможет ознакомиться искусственным образом через процедуры судебного рассмотрения ходатайств следователя либо собственных жалоб, поданных в порядке ст.125 УПК РФ.

Что же осталось от следственной тайны после ее последовательного секвестирования со стороны Конституционного Суда РФ:

1. Показания потерпевшего и свидетелей (обвинения и защиты)

Казалось бы, тайна следствия распространяется на указанные обвинительные доказательства и без проведения очных ставок с обвиняемым сторона защиты сможет с ними ознакомиться только в порядке ст.217 УПК РФ. Однако, как выясняется, процессуальный закон таит в себе неизведанные процессуальные возможности. Так, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 53 УПК РФ:

«С момента допуска к участию в уголовном деле защитник вправе участвовать в допросе подозреваемого, обвиняемого, а также в иных следственных действиях, производимых с участием подозреваемого, обвиняемого либо по его ходатайству, или ходатайству самого защитника в порядке, установленном настоящим Кодексом».

С учетом грамматического толкования приведенной процессуальной нормы, защитник вправе участвовать во всех следственных действиях, производимых по его ходатайству, в том числе и в допросах свидетелей, в случае удовлетворения следователем такого ходатайства.

На это указывает и системный анализ «смежных» норм:

  • в соответствии с п. 10 ч. 4 ст. 47 УПК РФ:
    «Обвиняемый вправе участвовать с разрешения следователя в следственных действиях, производимых по его ходатайству или ходатайству его защитника либо законного представителя, знакомиться с протоколами следственного действия и подавать на них замечания»;
  • в соответствии с п. 9 ч. 4 ст. 46 УПК РФ: «Подозреваемый вправе участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству его защитника либо законного представителя»;
  • в соответствии с п. 10 ч. 4 ст. 44 УПК РФ: «Гражданский истец вправе участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя»;
  • в соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 42 УПК РФ: «Потерпевший вправе участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя».
Исходя из изложенных процессуальных норм, защитник вправе ходатайствовать о проведении очной ставки с потерпевшим или свидетелем, а также в допросе свидетелей защиты, и в случае удовлетворения данных ходатайств, защитник вправе лично участвовать в проведении указанных следственных действий. Несмотря на то, что п. 5 ч. 1 ст. 53 УПК РФ для защитника не предусмотрено получение разрешения следователя (дознавателя) на участие в следственных действиях, производимых по ходатайству подозреваемого, обвиняемого либо по ходатайству самого защитника, маловероятно, что следователи (дознаватели) допустят адвоката к участию в допросах свидетелей, опасаясь нарушения так называемой тайны следствия.

В ответ на это для адвокатов предоставляется возможность судебного обжалования таких действий следователя в порядке ст. 125 УПК РФ для попытки активизации важной процессуальной нормы. Общеизвестно, что следователем в основу постановления о привлечении в качестве обвиняемого, как правило, ложатся показания потерпевшего и свидетелей обвинения.

Следователь, скрывая под шторами следственной тайны показания потерпевшего и свидетелей, невольно раскрывает их после предъявления обвинения. Иными словами, следственная тайна в отношении главных обвинительных доказательств достаточно условная.

2. Протокол осмотра вещественных доказательств и постановление об их приобщении к делу, а также вещественные доказательства

Следует отметить, что протокол осмотра вряд ли может представлять следственную тайну, поскольку нередко о вещественных доказательствах по делу сторона защиты узнает при назначении судебной экспертизы, а осмотр, как правило, проводится уже после получения заключения эксперта, с которым также можно было ознакомиться. УПК РФ не предусматривает права для обвиняемого и его защитника ознакомиться с данным протоколом сразу после его составления, что представляется неправильным.

3. Результаты проведения оперативно-розыскных мероприятий

Сторона защиты вправе ознакомиться с результатами ОРМ только после предъявления всех материалов уголовного дела для ознакомления в порядке ст.217 УПК РФ.

Здесь мы сталкиваемся с очевидным несовершенством процессуального закона. Так, со многими доказательствами, полученными после возбуждения уголовного дела следственным путем, можно ознакомиться в ходе предварительного расследования. А с оперативными плодами, не отвечающими требованиям, предъявляемым к доказательствам, приходится знакомиться в самом конце расследования.

Результаты оперативно-розыскной деятельности при поддержке судов обрели льготный доказательственный режим: они получаются еще до возбуждения уголовного дела, втайне от будущего подозреваемого, с нарушением его прав на защиту и на своевременное их обжалование и становятся достоянием обвиняемого, когда предварительное расследование уже завершено. Оспорить данные результаты удается только в суде.

4. Ходатайства следователя и постановления суда о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления (ст.185 УПК РФ) и о прослушивании телефонных и иных переговоров (ст.186 УПК РФ)

Классические примеры сохранения следственной тайны. С результатами этих следственных действий защита вправе знакомиться по окончании предварительного расследования. Иной подход сводил бы на нет их процессуальное предназначение.

Следственная тайна, как правило, прекращает свое существование в момент ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела в порядке ст.217 УПК РФ за исключением тех случаев, когда следователь в протоколах следственных действий не приводит данные о личности потерпевшего, свидетеля для необходимости обеспечения их безопасности. (ст.166ч.9УПК РФ).

Главное концептуальное правило, определяющее границы следственной тайны, сформулировал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21 декабря 2000 года по жалобе гражданина Р.П. Панфилова на нарушение его конституционных прав статьей 92 УПК Российской Федерации, указав, что

непременной составляющей права на судебную защиту, является обеспечение заинтересованным лицам возможности представить суду доказательства в обоснование своей позиции, а также высказать мнение относительно позиции, занимаемой противоположной стороной, и приводимых ею доводов.

Участник процесса, не ознакомившийся с вынесенным в отношении него решением и его обоснованием, не в состоянии не только должным образом аргументировать свою жалобу на это решение, но и правильно определить, будет ли обращение в суд отвечать его интересам. Поэтому для обеспечения возможности судебного обжалования постановлений следователя, которыми нарушаются права личности, обвиняемому должен быть предоставлен доступ к соответствующей информации, а форма и порядок ознакомления с материалами избираются следователем, прокурором или судом в пределах, исключающих опасность разглашения следственной тайны.

Оценивая в динамике развитие следственной тайны, можно резюмировать, что с деятельностью Конституционного Суда РФ и принятием нового УПК РФ следственный занавес все больше открывается, сокращая территорию следственной тайны и создавая предпосылки для состязательной борьбы. В этом следует обнаружить закономерный процесс постепенного отмирания этого атавизма советского уголовного процесса.

Что такое следственная тайна. Понятие и состав следственной тайны. Что включает тайна следствия. Тайну следствия составляют сведения. В следственную тайну входит. Что включает понятие следственной тайны. Тайна следствия это. Следственная тайна это.

12 августа 2013 г. 09:17

Конфиденциальность информации – понятие объемное. Оно охватывает разные отрасли экономики и сферы общественной жизни, для каждой из которых есть свои особенности правового регулирования. Предлагаем вашему вниманию обзор российского законодательства, который поможет разобраться в том, какие данные следует отнести к конфиденциальной информации и какие законы определяют сохранность конфиденциальности.

Нормативная база для работы с конфиденциальными документами

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации), в широком понимании информация подразделяется на общедоступную информацию и информацию ограниченного доступа. В зависимости от порядка ее предоставления или распространения она подразделяется на:

● информацию, свободно распространяемую;

● информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

● информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

● информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Говоря о нормативном регулировании работы с информацией ограниченного доступа, важно помнить, что ограничения на доступ к такой информации устанавливаются только федеральными законами (ст. 5, п. 2 Закона об информации). Законодательно установлено, что информация ограниченного доступа может составлять государственную тайну или относиться к конфиденциальной информации.

Законодательство РФ в области государственной тайны и конфиденциальной информации

Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации регулируются Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне». К государственной тайне относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

В Законе об информации дается определение конфиденциальности информации , под которым понимается обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

Виды конфиденциальной информации

Виды конфиденциальной информации установлены Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера». К ней относятся:

1. Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).

4. Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).

5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).

6. Секрет производства (ноу-хау), то есть сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности.

Персональные данные

Нормативно-правовые акты

● Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

● Трудовой кодекс Российской Федерации

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», персональными данными признается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Законом об информации (ст. 11) установлено, что не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.

Порядок обработки персональных данных в рамках трудовых отношений установлен Трудовым кодексом Российской Федерации (глава 14), где, в частности, говорится, что работники и их представители должны быть ознакомлены под расписку с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области.

Положение о неразглашении персональных данных содержится и в Федеральном законе «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ, где говорится о том, что сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, в том числе персональные данные, являются информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, и разглашению не подлежат (ст. 12).

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ст. 137) предусматривает уголовную ответственность за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.

Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства

Нормативно-правовые акты

● Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ

Положения о недопустимости разглашения следственных данных установлены, в частности, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ. Так, в ст. 161-162 определено, что данные предварительного расследования не подлежат разглашению. Они могут быть преданы огласке лишь с разрешения прокурора, следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.

Разглашение данных о частной жизни участников уголовного судопроизводства без их согласия не допускается. Разглашение данных предварительного расследования лицом, предупрежденным в установленном законом порядке о недопустимости их разглашения, если оно совершено без согласия прокурора, следователя или лица, производящего дознание, влечет уголовную ответственность.

Служебная тайна

Нормативно-правовые акты

● Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»

● Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233 «Об утверждении положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти»

Служебные сведения ограниченного доступа (служебная тайна) составляют один из видов конфиденциальной информации. Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 определяет служебную тайну как служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233 «Об утверждении положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти» установлен порядок обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии, а также на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях.

Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденное указанным документом, относит к служебной информации ограниченного распространения несекретную информацию, касающуюся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью. Положение также устанавливает порядок организации документооборота документов ограниченного распространения.

Важно! На документах (в необходимых случаях и на их проектах), содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проставляется пометка «Для служебного пользования».

Сведения, связанные с профессиональной деятельностью

Нормативно-правовые акты

● Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

● Федеральный закон от 21ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

● Уголовный кодекс Российской Федерации

К конфиденциальной информации относятся сведения, связанные с профессиональной деятельностью: врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и др.

Порядок обращения и порядок доступа к информации, составляющей различные виды профессиональной тайны, регламентируется рядом законодательных актов Российской Федерации. Как правило, это законодательные акты, регулирующие отношения в определенных сферах деятельности.

Адвокатская тайна . Например, Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» содержит ст. 8 «Адвокатская тайна», в которой установлено, что адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. В связи с этим адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием.

Нотариальная тайна . Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (ст. 5) установлено, что при исполнении служебных обязанностей нотариусу, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий, или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных в документе. Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия.

Врачебная тайна . В Федеральном законе от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в ст. 13 «Соблюдение врачебной тайны» установлено, что информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных законом.

Тайна переписки . Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» (ст. 15) содержит положения, направленные на защиту тайны связи: тайны переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи. Тайна связи не подлежит разглашению без согласия пользователя услуг почтовой связи. Все операторы почтовой связи обязаны обеспечивать соблюдение тайны связи. Информация об адресных данных пользователей услуг почтовой связи, о почтовых отправлениях, почтовых переводах денежных средств, телеграфных и иных сообщениях, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, а также сами эти почтовые отправления, переводимые денежные средства, телеграфные и иные сообщения являются тайной связи и могут выдаваться только отправителям (адресатам) или их представителям. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (ст. 138) влечет уголовную ответственность.

Сведения, связанные с коммерческой деятельностью

Нормативно-правовые акты

Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничивается, составляет коммерческую тайну. Определение коммерческой тайны дает Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». Под коммерческой тайной понимается конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Закон «О коммерческой тайне» устанавливает виды информации, которая не может составлять коммерческую тайну . Это информация, содержащаяся:

● в учредительных документах юридического лица;

● документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

● в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

● в документах о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

● в документах о загрязнении окружающей среды;

● в документах о состоянии противопожарной безопасности;

● в документах о санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке;

● в документах о безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов;

● в документах о безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

● в документах о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест и др.

Закон устанавливает меры организационного характера, обеспечивающие защиту документов, содержащих коммерческую тайну, от несанкционированного доступа. В том числе законом установлен гриф ограничения доступа к документам, содержащим коммерческую тайну: «Коммерческая тайна».

Секрет производства (ноу-хау)

Нормативно-правовые акты

● Гражданский кодекс Российской Федерации

Последним видом рассматриваемой нами конфиденциальной информации является секрет производства (ноу-хау). Статья 1465 ГК определяет секрет производства (ноу-хау) как сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

В настоящее время проводится реформа гражданского законодательства. Проектом ГК РФ предлагается изменить содержание понятия секрета производства. В связи с поправками к Гражданскому кодексу РФ о секрете производства соответствующие изменения будут вноситься и в Федеральный закон от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». В результате этого применение режима коммерческой тайны станет возможным не только в отношении секретов производства, но и тех сведений, которые не являются оборотоспособными, но обладают коммерческой ценностью вследствие их неизвестности третьим лицам.

Е.И. Сидорова

ПОНЯТИЕ И СОСТАВ СЛЕДСТВЕННОЙ ТАЙНЫ

Следственная тайна - один из важных институтов уголовно-процессуального права и широко используемая в юридической литературе научная категория. В то же время вопрос о понятии и составе следственной тайны остается еще во многом дискуссионным и в целом малоизученным.

Определение понятия «следственная тайна», так же как и понятия «тайна», в законодательстве отсутствует. Термин «тайна» используется в различных отраслях законодательства: уголовном, уголовно-процессуальном, гражданском, гражданско-процессуальном, административном и других в значении охраняемых законом сведений ограниченного доступа (распространения).

Всякая тайна представляет собой разновидность информации. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Информация может быть представлена в двух формах: документированной и недокументированной.

Документированная информация, согласно статье 2 указанного выше закона, - это зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель.

Объектом правоотношений может быть только документированная информация. В связи с этим правовой охране подлежит только информация, зафиксированная на материальном носителе. Недокументированная форма представления информации находится за пределами правового регулирования.

Документированная информация по своей форме может быть письменной (рукопись, машинный текст), электронной (электронный документ), фотографической, физической (образец изделия, устройство, оборудование, агрегат или его составная часть, интегральная микросхема, программа для ЭВМ, в частности исходный текст и объектный код, аудио- и видеозапись), графической (чертежи, схемы, графики).

В соответствии с законодательством, тайна - это охраняемая законом информация, для которой в специальных законах установлен специальный режим ее правовой защиты, например государственная, служебная и коммер-

ческая тайна. Признаками информации, составляющей тайну, являются: неизвестность информации, отсутствие свободного доступа к ней, защищенность информации.

Неизвестность - это такое качество информации, которое отражает отсутствие знаний у третьих лиц, касающееся существования и содержания сведений определенного рода.

Отсутствие свободного доступа как признак тайны означает, что лицо, не обладающее соответствующим набором полномочий, не имеет права знакомиться, уничтожать, искажать, модифицировать, использовать, копировать (переписывать, фотографировать, множить с помощью копировальных аппаратов и т. п.), собирать сведения, составляющие тайну.

Защищенность информации означает, что тайна - это информация с установленным специальным режимом доступа и использования, целью которого является: предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации; предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства; предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима документированной информации; защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных; сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством;

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне», «государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-

розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Статьей 8 данного Закона установлены три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года №188 (в редакции Указа Президента РФ от 23 сентября 2005 г. № 1111) к сведениям конфиденциального характера отнесены:

1. Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).

4. Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).

5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).

6. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Согласно п. 1.2. Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233, к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, огра-

ничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью.

Документированная информация, содержащаяся в материалах уголовных дел, по своему характеру может быть не только конфиденциальной, но в ряде случаев представлять собой государственную тайну определенной степени секретности.

Исходя из изложенного, понятие «следственная тайна» можно определить как содержащиеся в материалах конкретного уголовного дела, документированные конфиденциальные и секретные сведения (данные), неправомерный доступ к которым и преждевременное разглашение которых может причинить вред интересам государства и общества, интересам предварительного расследования, правам и законным интересам участников уголовного судопроизводства и иных физических и юридических лиц.

Состав следственной тайны образуют отраженные в материалах уголовного дела сведения, которые могут быть отнесены к различным видам охраняемых законом тайн. Среди них можно выделить следующие:

1. Сведения, составляющие служебную тайну (сведения, касающиеся планов расследования по уголовному делу в целом либо планов производства отдельных следственных действий, информация о наличии либо отсутствии доказательств и об их содержании, о факте и результатах проведенных следственных и иных процессуальных действий, о факте применения мер процессуального принуждения, о принятых мерах защиты участников уголовного судопроизводства).

2. Сведения, составляющие личную и семейную тайны участников уголовного судопроизводства (персональные данные, сведения о связях, отношениях, убеждениях, предпочтениях, интересах, роде занятий, имущественном и семейном положении, состоянии здоровья, о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина).

3. Сведения, составляющие профессиональную тайну участников процесса и иных лиц, полученные при производстве по уголовному делу (врачебная, нотариальная, аудиторская, банковская, связи, страхования).

4. Сведения, составляющие коммерческую тайну физических или юридических лиц.

5. Сведения, составляющие государственную тайну.

Различные виды тайн, получив отражение в материалах уголовного дела, приобретают правовой статус и охраняются в правовом режиме следственной тайны. Обязанность обеспечения защиты этой тайны от неправомерного доступа и разглашения лежит на органах предвари-

тельного расследования и их должностных лицах, которым вверена тайна.

ЛИТЕРАТУРА

1. О государственной тайне: Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 // СЗ РФ.- 1997.- № 41.- Ст.4673.

2. О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ // СЗ РФ.- 2005.- № 41.- Ст. 4673.

3. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // СЗ РФ.- 2006.- № 31 (ч. 1).- Ст.3478.