Татарский крым. Крымские татары: история, традиции и обычаи

Джалиль хазрат Фазлыев:
Дать возможность работать молодым

Ассаляму-алейкум, Джалиль хазрат. Многие говорят: «Вот мы, для воспитания детей, что только не делаем, тратим столько сил, денег, времени, а результат ничтожен». Джалиль хазрат, отчего же это так происходит?
- Перед началом уроков, я спрашиваю у детей: «Кто из вас хочет стать пьяницей, когда повзрослеет, преступником, или же вором?» Никто не поднимает руку. Затем задаю второй вопрос: «В нашей стране, республике, городах и сёлах есть ли пьяницы, преступники и воры?» Да есть. «Когда они были детьми, хотели ли они стать такими, хотели ли их родители, школа и т.д.?» Нет, никто не хотел. А откуда тогда они есть в нашем обществе. Вот здесь посланник Аллаха (с.г.в.) говорит: «В каждом человек есть такой кусочек, если он чистый и здоровый, то всё тело и дела будут беспорочными. И поистине, этот кусочек - человеческое сердце».
Конечно мы тратим огромные средства на обучение своих детей, однако обучение развивает и обогащает только разум и тело, а не очищает сердца. Человек состоит из 3-х частей: тело, разум и душа. Мы своё тело кормим, одеваем, ухаживаем за ним, физически развиваем, разум тоже обогащаем, учимся, получаем образование и т.д. Но если душа человека будет не чиста, то с развитием научно-технического прогресса, порочность будет увеличиваться и будет наблюдаться в более крупных масштабах. В наши дни, когда в руках человека находятся такие достижения науки и техники, чистота души важна как никогда. Человек всего одним движением может натворить очень много зла. Мыло - для того чтобы очищать своё тело, порошок - для одежды, шампунь - для волос. А как очищать душу? Она ведь тоже загрязняется. И Всевышний Аллах ниспослал нам религию Ислам, чтобы мы очищали свои души. То, что Аллах назвал запретным - они все очерняют, загрязняют душу и ослабляют силу воли в человеке. А если отсутствует сила воли, человек не сможет сопротивляться и перейдет границы, установленные Аллахом. - Каким вы видите отношение между руководством государства и руководством мусульман, и отношение государства ко всем мусульманам нашей страны?
- Я сам человек, который в 68–70 годах, изучив арабскую письменность, начал читать книги, написанные арабскими буквами. В 72-м, после смерти деда, в течение 40 дней ходил к его могиле и читал Коран. В то время, когда приближались религиозные праздники, в газетах и журналах печатались различные атеистические публикации, а о строительстве мечетей и речи быть не могло. Помнится, пожилые люди хотели добиться строительства мечети в Альметьевске, и в связи с этим на страницах газеты «Молодёжь Татарстана» вышли громкие статьи о том, что не позволяет позорить комсомольский город наличием мечети. Если сравнить те времена с сегодняшним положением, когда открываются мечети, читаются проповеди, есть свобода вероисповедания, есть возможность печатать религиозную литературу, выпускать газеты и журналы - то я считаю это большим шагом вперед. Аллах Всевышний говорит ведь в Коране, что если вас не будут изгонять из ваших жилищ, не будут насильно кормить запретной едой и не будут ругать вас за вашу религию, то живите мирно и дружелюбно в этом обществе. Мы и так должны жить, осознавая все блага и возможности, данные нам Аллахом и благодарить Его за это. По мнению имама Абу Ханифы, мы должны почитать те законы в определённой местности, которые не призывают нас к запретному.
- А вы сами в такое трудное время, во времена атеизма, как увидели истину и пришли к Исламу.
- Я не сказал бы, что мои родители были религиозными людьми, но в доме у дедушки на счёт религии было очень строго: сев за стол надо было сказать «С именем Аллаха», после трапезы, после азана - взывать к Аллаху, когда читают намаз, то не шуметь и т.д. Несомненно, мне Аллах Всевышний оказал великую милость, открыв мое сердце для веры, и несмотря ни на что, сохранил меня в Исламе. Аллах Сам обещал сохранить эту благословенную религию до Судного Дня, и во все времена будут те люди, которые идут по прямому пути. В Судный День некоторые люди, когда спросят, почему они не уверовали, скажут: «Люди в мое время были неверными и я был среди них». Затем Господь спросит: «Разве все люди были в заблуждении? Ведь в твоё время жил такой-то, и молитву выстаивал, держал пост, остерегался от запретного. Так нет же для тебя оправдания». Кому Аллах хочет оказать Свою милость, то дарует ему свет веры. И Он, Аллах, сохранит Свою веру через избранных им людей.
- Трудно ли выполнять должность казыя (мусульманского судьи)?
- Должность, какая бы она ни была, всегда не легка. На какойбы должности мы не были: имама, казыя и даже родителя - мы будем отвечать перед Аллахом за каждый свой поступок. Конечно, у казыя работы очень много и на его плечи ложится огромная ответственность. И хотелось бы сказать огромное спасибо другим региональным казыям Татарстана. В первую очередь, это казыю города Казани Рустему хазрату Зиннурову, а так же Махмуду хазрату Шарафутдинову и Шаукату хазрата Абубакерову. Советуясь с ними и проявляя усердие, мы и ведем дела. Раз в месяц мы собираемся вместе, обсуждаем проделанную работу, а в спорных вопросах, советуясь друг с другом, приходим к общему мнению.
- Каким вы видите будущее Ислама?
- Что будет в будущем от нас, конечно, не зависит, раз Аллах приказал нам призывать к Исламу, мы должны призывать, а результат от Него Самого. Каждый мусульманин обязан призывать, это возложено ему Его Господом, а при невыполнении своих обязательств, он будет отвечать перед Аллахом в Судный День.
- Расскажите, пожалуйста, о своих планах.
- Говоря о планах, можно сказать, что после 50-и лет человек начинает оглядываться назад. А мне уж сейчас 52. Мы уж будем потихоньку идти вперёд, всё чаще и чаще оглядываясь назад. Пожилых людей принято считать консервативными, но я думаю, что мы должны дать возможность энергичному, смелому молодому поколению, которые поднимут и укрепят эту религию.
- Спасибо, Джалиль хазрат. Ассаляму-алейкум ва рахматуллахи ва баракатух.

Беседовал Рузaль Ахмадиев.

Сегодня в Казани в здании театра им. Г. Камала прошел V Внеочередной съезд мусульман Татарстана, в котором приняло участие 556 делегатов - это представители каждого второго прихода Республики. В мероприятии также участвовали многочисленные гости из различных регионов России.

Съезд посетил Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов . Также среди гостей были Директор Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования Дмитрий Бондаренко , главный советник Администрации Президента РФ Алексей Гришин , Председатель Центрального духовного управления мусульман России, Шейх-уль-Ислам Талгат Таджутдин , Председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, Муфтии центральных регионов РФ, депутаты Государственного Совета РТ, представители Аппарата Президента РТ, Кабинета министров РТ, администрации Казани, руководители общественных и коммерческих организаций.

В приветственной речи Президент Татарстана отметил, что с первого объединительного съезда мусульман Республики, прошедшего в 1998 году, было много сделано в развитии мусульманского сообщества. Минниханов отметил, что успех развития ДУМ РТ заключается в следовании традиционному для татар учению Абу Ханифы.

«Данный Съезд фактически является всероссийским, поскольку на нем присутствуют почти все представители централизованных муфтиятов России, - отметил главный советник Администрации президента РФ Алексей Гришин . - Ваш регион - ключевой в России, и поэтому вам нужно избрать работоспособную команду с программой на будущее развитие».

По словам Гришина , новому руководству ДУМ РТ предстоит создать систему жесткого идеологического противодействия распространению экстремизма - как в мусульманской, так и в немусульманской среде. Также необходимо активизировать работу с молодежью.

Отдельно Представитель Администрации Президента отметил, что необходимо активизировать работу мусульманских СМИ, особенно в Интернете. «Та вакханалия, которая творится сейчас в Интернете, не может нас не беспокоить», - отметил Гришин .

На Съезде состоялось избрание Председателя (Муфтия) Духовного управления мусульман Республики Татарстан, первого заместителя Муфтия, главного казыя Республики и нового состава контрольно-ревизионной комиссии Духовного управления мусульман Татарстана.

В итоге большинством голосов делегатов Муфтием Татарстана избран имам-хатыйб казанской мечети «Булгар» Илдус Файзов , исполнявший до съезда функцию исполняющего обязанности Председателя ДУМ РТ. Первым заместителем избран декан факультета исламских наук Российского исламского университета, имам-хатыйб мечети «Энилэр» Абдулла (Рамиль) Адыгамов . Главой казыята Татарстана переизбран Джалиль хазрат Фазлыев , который занимает эту должность с 2000 года.

После процедуры избрания с поздравительной речью к избранному муфтию обратился глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин . «Татарстан является самым передовым регионом в экономике, в политике, в общественном и в религиозном (рухи) развитии не только в России, но и в мире. Огромное спасибо президенту Татарстана Рустаму Минниханову и Минтимеру Шаймиеву за сохранение наследия мусульман региона и всей России. Вы - пример для других регионов.», - сказал глава СМР.

После Равиля Гайнутдина выступил глава ЦДУМ России Талгат Таджутдин . «На ошибках необходимо учиться и, не повторяя их, закладывать новую дорогу. Программы кандидатов близки друг к другу. Я думаю, вы вместе будете работать под руководством Илдуса Файзова . Будьте вместе не только на этом Съезде, но и после него», - сказал он.

Илдус хазрат Файзов поблагодарил выступивших и пообещал работать на благо уммы Республики.

СПРАВКА

Файзов Илдус Ахметович.

Женат, трое детей.

родился 29.01.1963 в селе Бол.Тарханы Тетюшского района ТАССР.

В 1982–1984 гг. прошел службу в рядах советской армии.

В 1989-1998 гг. после окончания театрального училища проработал актером в Казанском драматическом театре им. К.Тинчурина.

С 1998 года является имам-хатыйбом мечети "Булгар" г. Казани.

В 2000 г. окончил Казанское высшее мусульманское медресе им. 1000-летия принятия Ислама,

1999–2010 являлся заведующим отделом пропаганды ДУМ РТ.

В 2010 году избран Первым заместителем Председателя Духовного управления мусульман РТ.

С января 2011 года – исполняющий обязанности Председателя Духовного управления мусульман РТ.

Адыгамов Рамиль (Абдулла) Камилович.

кандидат исторических наук, декан факультета исламских наук Российского исламского университета, член Совета улемов Республики Татарстан.

мечеть "Гаилэ"

Народная мудрость гласит: за каждым великим мужчиной стояла великая женщина. Но каким образом? Должна ли женщина наравне с мужчиной работать и зарабатывать деньги? Брать на себя роль главы семьи или же должна быть ЗА мужем, являться для него опорой и хранительницей домашнего очага и уюта? И какими должны быть взаимоотношения между мужчиной и женщиной? Ответы на эти вопросы можно было получить в казанской мечети «Гаилэ» и Кул Шарифе. Накануне сразу в двух мечетях прошли круглые столы. Так, в мечети «Гаилэ» круглый стол носил название «Женщина в семье. Счастье и гармония». Как отметила куратор данного мероприятия Лилия Зиганшина, в современном мире женщина взяла на себя мужские обязанности и отходит от своего истинного предназначения.

В мечети "Гаилэ"

Сегодняшние реалии толкают женскую половину населения быть ничуть не хуже мужчин: они водят машины, строят карьеру, ведут бизнес. Это порой превращает хрупких и мягких по своей природе женщин в "железных леди". В мире становится меньше любви и доброты. В погоне за деньгами и статусом исчезают мягкость и нежность. Но задачи женщины, как отметили участники круглого стола, в том, что она является опорой для мужчины и центром своей семьи. Как отмечает преподаватель Корана в мечети «Гаиля» Альфия Яфарова, помочь установить благоприятную погоду в доме может даже улыбка! Она также отметила, что секреты семейного счастья довольно просты, и все они прописаны в Коране. Это умение прощать, быть всегда активной в домашней работе, не спорить с мужем, выглядеть красивой и опрятной, не разрешать посторонним вмешиваться в вашу личную жизнь. Эти истины не стоит забывать.

Нужно рассказывать об истинах, прописанных в Коране, напоминать законы шариата, – считает главный казый Татарстана Джалиль хазрат Фазлыев. Это необходимо для того, чтобы изменить ситуацию в обществе, когда мужчина имеет низкий статус и забывает свои обязанности. Об этом Джалиль хазрат говорил в Музее исламской культуры, где прошел круглый стол на тему «Мусульманский этикет взаимоотношений мужчины и женщины».

«В современном мире мужчина не несет никакой материальной ответственности. Хотя вся сложная сторона жизни должна лечь на него. По шариату, именно мужчина должен заботиться о материальной стороне жизни. Так уж заведено в обществе, что женщина как белка в колесе крутится на работе, вечером приходит домой, убирается, готовит ужин, ведет хозяйство, ухаживает и присматривает за ребенком. Привычная для всех нас картина, но она неправильна.

Общество возложило слишком много обязанностей на хрупкие плечи женщины. Такая ситуация порождает мужчин, живущих за счет женщин, это воспитывает ленивых мальчиков и парней. Раз за разом вырастает поколение мужчин, неспособных трудиться, биться и добиваться достойных условий жизни. А ведь если бы мужчина искал и находил средства и работу для пропитания семьи, у женщин не возникали бы вопросы на что жить, на какие деньги обувать и кормить ребенка, где искать работу, чтобы обеспечить семью? Тогда бы женщина могла полностью посвятить себя материнству, воспитанию детей», – считает Джалиль хазрат.

По его словам, такая ситуация сложилась из-за того, что недостаточно знаний и воспитания у молодых людей. Изменить сознание людей можно, но это потребует времени. Непросто поменять устои общества, которые существует не одно десятилетие. И подобные круглые столы и встречи, где не только рассказывают, но и объясняют истинные семейные ценности, как раз и должны помочь в решении этой проблемы.

Айгуль Шарипова, Казань

Полезная статья? Пожалуйста, сделайте репост! Расскажите о событиях в 2 мечетях Казани!

(Жалиль Василович Фазлыев, родился 28 сентября 1956 г.) Известный религиозный и общественный деятель Жалиль хазрат пришел на ниву духовного служения ещё в советское время, он является официальным имам-хатыйбом д. Бурбаш Балтасинского района РТ с 1998 года, его старанием и попечением в этом селе была воздвигнута мечеть, к которой впоследствии было пристроено здание медресе. Жалиль хазрат одним из первых в нашей стране начал обучение детей религии, причем продолжает это обучение до сих пор, несмотря на свою загруженность. Будучи духовным наставником в родном селе, он снискал большое уважение не только среди односельчан, неудивительно поэтому что его избирают на высокие духовные должности имам-мухтасиба района, регионального казыя, председателя центральной ревизионной комиссии ДУМ РТ, члена президиума ДУМ РТ, главного имам-мухтасиба Татарстана и, наконец, в феврале 2006 г. волеизъявлением всереспубликанского съезда мусульман Жалиль хазрат единогласно избирается Главным казыем РТ. Жалиль хазрат Фазлыев имеет высшее светское образование, он - выпускник Казанского сельскохозяйственного института, он также прошел службу в Вооруженных силах, имеет офицерское звание старшего лейтенанта. В течение многих лет Жалиль хазрат трудился на ответственных должностях главного экономиста совхоза и главного экономиста района, за безупречную работу ему присвоено звание «Заслуженного экономиста Татарстана». Жалиль хазрат является талантливым религиозным писателем, из-под его пера вышло более десяти глубоких по содержанию и любимых народом книг. По его произведениям, учебникам, сборникам проповедей постигают тонкости Ислама десятки тысяч читателей по всей России. Жалиль хазрат принадлежит к числу немногих способных проповедников Ислама, его проповеди востребованы, он - частый гость телевизионных и радиопрограмм, его часто приглашают во многие города не только Татарстана, но и других регионов России. В своих выступлениях Жалиль хазрат талантливо умеет высветить миролюбивую добрую сущность Ислама. Благодаря усилиям в том числе таких авторитетных священнослужителей как Ж. Фазлыев, в нашей республике удалось создать атмосферу межрелигиозного сотрудничества и дружбы. Жалиль хазрат приложил много усилий по пропаганде традиционного для татар варианта Ислама, противодействовал проникновению в республику экстремистских, сектантских проявлений. Ему постоянно приходится ездить с инспекторскими поездками по республике, участвовать в конференциях и заседаниях казыятов, посещать деревни с проповедями и наставлениями.

Гушр-садака – вид приношения в исламе, составляющий одну десятую часть собранного урожая.

(Казань, 2 октября, «Татар-информ», Гульнар Гарифуллина). Главный казый РТ Джалиль хазрат Фазлыев призвал популяризировать в Татарстане гушр-садаку. Он сказал об этом на . Напомним, что гушр-садака - особый вид подаяния в исламе, когда мусульманин отдает неимущим одну десятую часть полученного за сезон урожая.

«Гушр - это наша благодарность Всевышнему за богатый урожай, - подчеркнул Джалиль хазрат. - Все мы знаем пять столпов ислама - веру, намаз, пост, закят и хадж. Гушр-садака является составляющей одного из этих столпов - закята. Этот вид приношения рассчитывают из общего объема урожая - как пшеницы, так и других культур. То, что выросло без искусственного орошения, следует разделить на десять частей и десятую часть отдать неимущим. А если приходилось поливать - тогда в качестве садаки следует отдать одну двадцатую часть».

В мухтасибатах Татарстана уже собраны 156,2 тонны овощей - картофеля, лука, моркови и капусты, а также яблок и меда. Все эти продукты будут отправлены в благотворительные организации - реабилитационный центр «Ярдэм», благотворительный фонд «Закят» и другие. Помощь также будет оказана мусульманским учебным заведениям, социальным учреждениям, коррекционным школам, социальным столовым, детским домам и семьям малоимущих.

«Раньше вся земля была в распоряжении частных хозяйств, поэтому этот вид приношения имел большое значение при содержании имамов и медресе. Сейчас индивидуальные хозяйства на это не обращают большого внимания, поэтому не удается гушр-садаку собирать в полном объеме. Но все же, если бы хозяйства выделяли часть урожая картофеля, моркови, свеклы, лука, то это было бы большой помощью различным организациям», - констатировал главный казый РТ и выразил благодарность за организацию пресс-конференции на данную тему.

По словам хазрата, некоторые уклоняются от выплаты этого закята, оправдывая себя тем, что полученный урожай - лишь их собственная заслуга. «Но одна десятая часть того, что выросло на земле, - это доля Всевышнего, мы должны помнить об этом, - сказал спикер. - Мы уже потихоньку приучаем наших мусульман более добросовестно соблюдать предписания религии: совершать пятикратный намаз, держать уразу, выполнять хадж. Теперь надо приучить людей отдавать гушр-садаку, это наш долг».

Джалиль хазрат напомнил также, что традиция сбора гушр-садаки по всему Татарстану была заложена покойным Валиуллой хазратом Якуповым. Тогда же, в 1990-х годах, он предложил проводить праздник, посвященный сбору садаки, в одной из деревень республики.

«Мы посоветовались с Готуф-абыем (отцом министра сельского хозяйства и продовольствия РТ Марата Ахметова - прим. Т-и), который был авторитетным имамом в селе Хасаншаех Арского района республики, и впервые провели такое мероприятие. Хотели, чтобы к акции присоединились и коллективные хозяйства районов. Были прочитаны проповеди в мечети, было много лошадей в частных хозяйствах, запрягли лошадей, украсили повозки, с молитвами стали обходить дома. Собрали больше одного "КАМАЗа" картофеля и отправили в Медресе имени 1000-летия принятия ислама. Следующий праздник прошел в селе Ядыгер Кукморского района, затем другой - в селе Алан Балтасинского района. В те годы сбор гушр-садаки проходил на высоком уровне, потому что как в частных хозяйствах, так и в колхозах картошки сажали много. А сейчас внимание к этой акции как-то угасло. Но это наш долг, мы должны выплачивать гушр-садаку», - резюмировал Джалиль хазрат Фазлыев.