Теория всего. Теория всего 78 бюджетного кодекса российской федерации

1. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

2. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

3. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

4. Предоставление субсидий на возмещение затрат по уплате таможенных платежей, понесенных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися лицами, участвующими в реализации проекта создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса (инновационного центра "Сколково"), осуществляется в форме авансовых платежей за счет средств федерального бюджета.

Особенности предоставления субсидий, указанных в настоящем пункте, могут устанавливаться Правительством Российской Федерации с учетом положений Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково".

(Пункт 4 введен Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. N 243-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 40, ст. 4969)

(Статья 78 в ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 18, ст. 2117)

(в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 28.12.2013 N 418-ФЗ)

(введена Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. 01.12.2007))

1. В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.

(в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 104-ФЗ, от 02.07.2013 N 181-ФЗ)

Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.

(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 181-ФЗ)

В бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых функции и полномочия учредителей осуществляют федеральные органы исполнительной власти, на финансовое обеспечение выполнения этими учреждениями государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования.

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 344-ФЗ)

Предоставление предусмотренных настоящим пунктом субсидий, за исключением субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями.

Соглашения о предоставлении предусмотренных настоящим пунктом субсидий федеральным бюджетным или автономным учреждениям, за исключением субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, заключаются в соответствии с типовой формой, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 345-ФЗ)

(п. 1 в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

До 01.01.2020 п. 2 ст. 78.1 (в части утверждения бюджетных ассигнований на субсидии) не распространяется на средства бюджета, выделяемые по ч. 1 - 3 ст. 7, ч. 3 ст. 6 ФЗ от 28.11.2018 N 457-ФЗ, и средства, зарезервированные в соответствии с ФЗ от 29.11.2018 N 459-ФЗ.

2. В федеральном законе о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, государственными корпорациями (компаниями) и публично-правовыми компаниями.

(в ред. Федеральных законов от 17.07.2009 N 145-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 18.07.2017 N 178-ФЗ)

В законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления. Указанные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2016 N 466-ФЗ, от 18.07.2017 N 178-ФЗ, от 14.11.2017 N 315-ФЗ)

3. При предоставлении субсидий, указанных в пункте 2 настоящей статьи, обязательными условиями их предоставления, включаемыми в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок их предоставления, и договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), являются согласие соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат получателей субсидий, на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий и запрет приобретения за счет полученных средств, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат получателей субсидий, иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления указанных средств иных операций, определенных нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

(п. 3 введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 15.02.2016 N 23-ФЗ, от 18.07.2017 N 178-ФЗ, от 28.12.2017 N 434-ФЗ, от 27.12.2018 N 504-ФЗ)

4. В законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местной администрации по результатам проводимых ими конкурсов бюджетным и автономным учреждениям, включая учреждения, в отношении которых указанные органы не осуществляют функции и полномочия учредителя.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 418-ФЗ)

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 504-ФЗ)

(п. 4 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 181-ФЗ)

5. В договоры бюджетных и автономных учреждений о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, подлежащие оплате за счет субсидий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, включается условие о возможности изменения по соглашению сторон размера и (или) сроков оплаты и (или) объема товаров, работ, услуг в случае уменьшения в соответствии с настоящим Кодексом получателю бюджетных средств, предоставляющему субсидии, ранее доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии.

В случае признания в соответствии с настоящим Кодексом утратившими силу положений закона (решения) о бюджете на текущий финансовый год и плановый период в части, относящейся к плановому периоду, бюджетное или автономное учреждение вправе не принимать решение о расторжении предусмотренных настоящим пунктом договоров, подлежащих оплате в плановом периоде, при условии заключения дополнительных соглашений к указанным договорам, определяющих условия их исполнения в плановом периоде.

(п. 5 введен Федеральным законом от 15.02.2016 N 23-ФЗ)

6. Договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, предусмотренных пунктами 2 и 4 настоящей статьи, из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета и дополнительные соглашения к указанным договорам (соглашениям), предусматривающие внесение в них изменений или их расторжение, заключаются в соответствии с типовыми формами, утверждаемыми соответственно Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования.

(п. 6 введен Федеральным законом от 27.12.2018 N 504-ФЗ)

Бюджетный кодекс (БК) РФ занимается установлением основных принципов бюджетного законодательства нашего государства. Регламентирует правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов, организацию и функционирование бюджетной системы России. Описывает базисы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в нашей стране. Определяет бюджетные полномочия РФ и её субъектов, муниципальных образований. Рассматривает такие вопросы, как классификация доходов, ранжирование операций сектора государственного управления, принцип единства бюджетной системы РФ, самостоятельность бюджетов и т.п.

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 20.08.2004 N 120-ФЗ, от 27.12.2005 N 197-ФЗ)

Субсидии в большинстве стран предоставляются, как правило, сельскохозяйственным производителям, субъектам малого бизнеса, их кредиторам, страхователям, другим контрагентам, а также другим получателям в рамках специальных целевых программ. Несмотря на ограничения, введенные Всемирной торговой организацией, доля субсидий в доходах сельскохозяйственных производителей достаточно высока.

В настоящее время в Российской Федерации из федерального бюджета предоставляются субсидии организациям автомобилестроения на перевозку автомобилей, произведенных на территории Дальневосточного федерального округа, в другие регионы страны, на возмещение части затрат сельскохозяйственных производителей, связанных с уплатой страховых взносов, и др. С учетом приближенности объекта регулирования значительная часть субсидий (например, субъектам малого и среднего бизнеса) предоставляется не на федеральном, а на региональном и местном уровнях.

Субсидии нередко используются в рамках косвенного финансового регулирования, при котором получатель субсидии предоставляет средства реальному объекту государственной финансовой поддержки.

Правила предоставления в 2009 г. субсидии из федерального бюджета Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии" в виде имущественного взноса для оказания финансовой поддержки ОАО "АвтоВАЗ" путем предоставления беспроцентного займа утверждены приказом Минпромторга России от 04.06.2009 № 493.

Субсидирование социально ориентированных некоммерческих организаций можно рассматривать как один из способов обеспечения достаточного предложения услуг в социальной сфере в условиях оптимизации бюджетного сектора, а также стимулирования частных инициатив.

Преимуществами субсидии как метода финансового регулирования являются направление бюджетных средств на цели, связанные с поддержкой конкретных видов деятельности, возможность возврата средств при нецелевом их использовании или невыполнении условий предоставления субсидии. Но если предоставление субсидии ориентировано не на вид деятельности или группу субъектов хозяйствования (например, субъекты малого деятельности), то возникает риск нарушения рыночных принципов при выделении средств отдельным организациям. Возможность использования субсидии как метода финансового регулирования может ограничиваться международными соглашениями, но также и финансовыми возможностями публично-правового образования, особенно субъектами федерации и муниципальными образованиями, в том числе в кризисный период.

2. Государственные и муниципальные закупки.

Государственные и муниципальные закупки занимают значительный вес в составе государственных и муниципальных расходов. В США государственные и муниципальные закупки товаров и услуг достигают 1/5 общего объема их производства, в среднем по странам ОЭСР доля государственных и муниципальных закупок составляет 12,5% ВВП (от 5% в Мексике до 26% в Нидерландах).

Для исполнителей государственных и муниципальных заказов такой метод финансового регулирования позволяет экономить расходы на изучение конъюнктуры рынка, рекламу, применение системы скидок для покупателей и т.д. Участие исполнителей в выполнении заказов по поставкам для государственных и муниципальных нужд является не только вопросом престижа, но и обеспечивает значительные объемы выручки от реализации товаров, работ или услуг. Переход к среднесрочному бюджетному планированию, позволяющему размещать контракты на сроки, которые превышают один финансовый год, также может служить финансовым стимулом для исполнителей государственных и муниципальных заказов к осуществлению того или иного вида деятельности, повышению качества продукции, работ или услуг.

Отечественная и зарубежная практика показывает, что государственные закупки на нужды национальной обороны не только обеспечивают занятость населения, но и стимулируют инновации, высокотехнологичное производство. Во многих странах в условиях отсутствия академической науки научные исследования университетами и иными организациями проводятся в соответствии с государственным заказом. В целом, государственные и муниципальные закупки могут формировать спрос на инновационную продукцию, технологии.

Государственные и муниципальные закупки продовольствия могут, с одной стороны, поддерживать производителей аграрно-промышленного комплекса, с другой - сдерживать рост потребительских цен в условиях неурожая.

Конкурсные условия размещения государственных и муниципальных заказов стимулируют конкурентные начала предпринимательской деятельности. По мнению Анхеля Гурриа, председателя ОЭСР, правительства разных стран должны максимально использовать потенциал государственных и муниципальных закупок для реализации социально-экономических и экологических целей.

В настоящее время в большинстве стран совершенствуется организация государственных и муниципальных закупок, направленная на достижение эффекта масштаба, использование информационных технологий, прозрачность процедур размещения заказов и их исполнения. Самыми перспективными направлениями такой организации являются централизованные закупки, охватывающие большое количество государственных и муниципальных заказчиков, а также использование системы электронных аукционов.

Ограничения в использовании государственных и муниципальных заказов как метода финансового регулирования, как и в случае с субсидиями, связаны с международными соглашениями, в отдельных случаях - с объемами финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении соответствующих публично-правовых образований.

3. Бюджетные инвестиции.

Бюджетные средства являются основным источником инвестиций для реализации социальных, инфраструктурных проектов, могут выступать дополнительным источником финансирования при реализации инвестиционных проектов частным инвестором. Софинансирование инвестиционных проектов с участием бюджетных средств обеспечивает дополнительные гарантии частным инвесторам, облегчает отдельные процедуры (например, землеотвода и т.д.).

В теории государственных и муниципальных финансов бюджетные инвестиции связывают не только с доходами бюджетов, но и с заимствованиями. "Золотое правило" государственных и муниципальных заимствований гласит: заимствования необходимо привлекать не для текущих, а для капитальных расходов.

Бюджетные инвестиции - бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества. Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ, государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативными правовыми актами соответственно Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации либо в установленном указанными органами порядке решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов.

Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Статьи 6, 79, 80 Бюджетного кодекса РФ.

В 2011 г. объем бюджетных инвестиций в основные средства составлял в Российской Федерации 1,6 трлн руб. (2,9% ВВП) или 18,9% общего объема инвестиций в основные средства . В составе федерального бюджета с 2006 г. создан Инвестиционный фонд РФ, средства которого направляются на финансирование инфраструктурных проектов на началах государственно-частного партнерства, с 2011 г. - Федеральный дорожный фонд, основная сумма бюджетных ассигнований которого также связана с инвестициями. Аналогичные фонды могут создаваться в составе бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Создание указанных фондов не означает их обособления на самостоятельных банковских счетах, расходы фондов осуществляются с единых счетов соответственно федерального, региональных и местных бюджетов, но неиспользованные до конца финансового года бюджетные ассигнования переходят на следующий год.

4. Социальные выплаты. Наибольший удельный вес в составе государственных и муниципальных расходов занимают социальные выплаты, они включают пенсии, пособия, компенсации , субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, субсидии на уплату страховых взносов на социальное страхование и другие выплаты населению. Наряду с прогрессивным налогообложением социальные выплаты призваны снизить разницу в уровнях доходах отдельных социальных групп, а также выровнять уровень потребления до факта утраты трудоспособности и после.

В общей сумме социальных выплат наибольший удельный вес занимают пенсии, в настоящее время появилось большое число публикаций, в которых отмечается необходимость для развитых стран проведения пенсионных реформ для достижения среднесрочной сбалансированности в сфере государственных и муниципальных финансов.

В российском бюджетном законодательстве социальные выплаты в составе расходов бюджетов бюджетной системы определяются как бюджетные ассигнования на социальное обеспечение населения.

Критерием эффективности социальных выплат в системе государственного финансового регулирования является снижение разрыва в доходах отдельных групп населения, а также соотношение выплат к расходам на их администрирование. Новым направлением в мире, ориентированным на сокращение административных расходов при осуществлении социальных выплат, является широкое внедрение информационных технологий и для подачи заявления о назначении социальной выплаты, и для осуществления платежей.

5. Бюджетные ассигнования на оказание государственных и муниципальных услуг в сфере здравоохранения, образования, социального обслуживания.

Регулирование социальных пропорций достигается помимо других методов финансового регулирования доступностью для граждан качественной медицинской помощи, образовательных услуг, услуг в области культуры и социального обслуживания. Если в нашей стране происходил переход в условиях рыночных преобразований от преимущественно бесплатных услуг в сфере образования и здравоохранения к частично платным, то в зарубежных странах, наоборот, расширялся объем бесплатной медицинской помощи, образовательных услуг.

В Российской Федерации еще со времен СССР предоставление бесплатных образовательных услуг, медицинской помощи, услуг по социальному обслуживанию обеспечивалось до 2011 г. на основе сметного финансирования государственных и муниципальных учреждений, оказывающих такие услуги. С 1993 г. источником бесплатной медицинской помощи кроме средств соответствующих бюджетов стало обязательное медицинское страхование. С началом рыночных преобразований учреждения в нашей стране получили возможность оказывать платные услуги, а в 1990-е гг. оказание платных услуг, сдача имущества в аренду обеспечивали большую часть их затрат.

В зарубежных странах публично-правовые образования для предоставления населению социальных услуг закупают эти услуги у их поставщиков, при этом поставщиками могут быть как государственные (муниципальные) учреждения, так и негосударственные организации. В рамках реализации концепции перехода в секторе государственного и муниципального управления от управления затратами к управлению результатами, с принятием Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" бюджетные учреждения образования, здравоохранения, культуры, науки, за которыми сохранилось право оказывать платные услуги и использовать доходы от таких услуг, были переведены на получение бюджетных ассигнований в форме субсидий на выполнение государственных (муниципальных) заданий, а также целевых субсидий и инвестиций. Размер субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания рассчитывается на основе произведения нормативной стоимости услуги и контингента получателей услуг в соответствии с государственным (муниципальным) заданием. Казенные учреждения, оказывающие государственные и муниципальные услуги, финансируются в соответствии с бюджетной сметой.

Финансовое обеспечение публично-правовыми образованиями услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, социальной политики не только отвечает задачам социальной справедливости, но и решает задачу формирования "человеческого капитала", который в постиндустриальной экономике играет наиболее важную роль.

  • Глава 7. ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
  • Глава 8. ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • Глава 9. ДОХОДЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ
  • Раздел III. РАСХОДЫ БЮДЖЕТОВ
    • Глава 10. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РАСХОДАХ БЮДЖЕТОВ
    • Глава 11. РАСХОДНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
  • Раздел IV. СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТОВ
    • Глава 13.1. СТАБИЛИЗАЦИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (СТАТЬИ 96.1 - 96.5) Утратила силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.
    • Глава 13.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕФТЕГАЗОВЫХ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА (введена Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. 01.12.2007))
    • Глава 14. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДОЛГ
    • Глава 15. ВНЕШНИЕ ДОЛГОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
    • Глава 16. МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ)
    • Глава 17. БЮДЖЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
  • ЧАСТЬ третья.
  • ЧАСТЬ четвертая.
    • Глава 28. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (СТАТЬИ 281 - 306) Утратила силу. - Федеральный закон от 23.07.2013 N 252-ФЗ.
    • Глава 29. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О БЮДЖЕТНЫХ НАРУШЕНИЯХ И ПРИМЕНЕНИИ БЮДЖЕТНЫХ МЕР ПРИНУЖДЕНИЯ (введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ)
    • Глава 30. ВИДЫ БЮДЖЕТНЫХ НАРУШЕНИЙ И БЮДЖЕТНЫЕ МЕРЫ ПРИНУЖДЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ (введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ)
  • ЧАСТЬ пятая.
  • Статья 78.1 БК РФ. Предоставление субсидий (кроме субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность) некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями

    //=ShareLine::widget()?>

    (в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ , от 28.12.2013 N 418-ФЗ )

    (введена Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. 01.12.2007))

    1. В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

    (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

    Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

    Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.

    (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 104-ФЗ , от 02.07.2013 N 181-ФЗ )

    Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.

    (абзац введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 181-ФЗ)

    В бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых функции и полномочия учредителей осуществляют федеральные органы исполнительной власти, на финансовое обеспечение выполнения этими учреждениями государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования.

    (абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 344-ФЗ)

    Предоставление предусмотренных настоящим пунктом субсидий, за исключением субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями.

    Соглашения о предоставлении предусмотренных настоящим пунктом субсидий федеральным бюджетным или автономным учреждениям, за исключением субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, заключаются в соответствии с типовой формой, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации.

    (абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 345-ФЗ)

    (п. 1 в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

    КонсультантПлюс: примечание.

    До 01.01.2020 п. 2 ст. 78.1 (в части утверждения бюджетных ассигнований на субсидии) не распространяется на средства бюджета, выделяемые по ч. 1 - 3 ст. 7 , ч. 3 ст. 6 ФЗ от 28.11.2018 N 457-ФЗ, и средства, зарезервированные в соответствии с ФЗ от 29.11.2018 N 459-ФЗ .

    2. В федеральном законе о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, государственными корпорациями (компаниями) и публично-правовыми компаниями.

    (в ред. Федеральных законов от 17.07.2009 N 145-ФЗ , от 08.05.2010 N 83-ФЗ , от 18.07.2017 N 178-ФЗ )

    В законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

    (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

    Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления. Указанные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты должны соответствовать общим требованиям , установленным Правительством Российской Федерации, и содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.

    Статья 78. Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

    • проверено сегодня
    • кодекс от 07.01.2019
    • вступила в силу 01.01.2000

    Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

    Сравнить с редакцией статьи от 01.01.2019 04.06.2018 01.01.2018 19.07.2017 04.07.2016 15.02.2016 29.12.2015 22.10.2014 30.12.2013 03.07.2013 08.05.2013 30.09.2010 01.01.2008 08.08.2000 01.01.2000

    Судебная практика по ст. 78 БК РФ

    Дело № 304-КГ16-4708
    от 20 апреля 2016 г.
    Дело № 310-ЭС16-4139
    от 19 апреля 2016 г.
    Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
    Дело № 304-ЭС16-3009
    от 19 апреля 2016 г.
    Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
    Дело № 304-КГ16-2692
    от 15 апреля 2016 г.
    Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
    Дело № 59-АПГ16-4
    от 7 апреля 2016 г.
    Дело № 59-АПГ16-3
    от 7 апреля 2016 г.
    Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
    Дело № 306-ЭС16-2102
    от 29 марта 2016 г.
    Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
    Дело № 305-ЭС16-1167
    от 22 марта 2016 г.
    Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
    Дело № 44-АПГ16-1
    от 16 марта 2016 г.
    Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
    Дело № 301-ЭС16-244
    от 10 марта 2016 г.
    Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
    Дело № 305-ЭС15-20156
    от 25 февраля 2016 г.
    Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
    Дело № 301-КГ15-18661
    от 28 января 2016 г.
    Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
    Дело № 304-ЭС15-17273
    от 11 января 2016 г.
    Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
    Дело № 565-ПЭК15
    от 14 декабря 2015 г.
    Судебная коллегия по экономическим спорам, надзор
    Дело № 305-ЭС15-16512
    от 14 декабря 2015 г.
    Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
    Дело № 308-ЭС15-15742
    от 10 декабря 2015 г.
    Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация