Типы памяти в психологии кратко. Определение памяти

Познавательная функция психики заключается в построении образа мира, который в разной степени полноты и адекватности отображает реальность. Эта функция совершается с помощью познавательной деятельности, которая может быть чувственной и рациональной.

Чувственную деятельность обеспечивают ощущение и восприятие, а рациональную – мышление и воображение. Результаты такого познавания действительности стают опытом человека благодаря памяти. Сложно переоценить ее значение, ведь без нее любая деятельность была бы просто невозможна. Академик И. Сеченов говорил, что без памяти ощущения и восприятия человека исчезали бы бесследно сразу после своего возникновения, навсегда оставляя человека в состоянии новорожденного.

Без памяти прошлого опыта человек не может жить полноценной жизнью, ее потерю можно смело сравнить с потерей свободы. Человек, владеющий информацией об особенностях функционирования разных видов памяти, о ее закономерностях, знающий теории памяти в психологии имеет возможность осознать важность этого познавательного процесса и по-новому взглянуть на возможности собственной памяти.

Определение памяти в современной психологии остается неизменным. Это процесс запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания человеком собственного опыта. Таким образом, человеческая память является звеном связи между прошлым, настоящим и будущим . В процессе индивидуального развития каждого человека она является основой становления личности. Понятие памяти в разных направлениях психологии исходит из принципов конкретной теории, которые объясняют ее суть и закономерности. Ознакомьтесь с основными теориями памяти в психологии кратко.

  • Ассоциативная теория . Ключевым понятием этой теории является ассоциация как связь между психическими явлениями. В памяти такие связи устанавливаются между отдельными частями материала, который запоминается или воспроизводится. Действительно, вспоминая что-нибудь, человек ищет связи между имеющимся материалом и тем, который нужно воспроизвести. Были установлены такие закономерности образования ассоциаций, как схожесть (материал запоминается и воспроизводится с помощью связи с похожим материалом), смежность (материал запоминается и воспроизводится путем объединения с предыдущим материалом), контраст (материалом памяти стает то, что отличается от материала, который сохраняется). Эта теория не объясняет такой важной характеристики, как выборочность, ведь ассоциативный материал не всегда хорошо запоминается. Также здесь не учитывается зависимость процессов памяти от особенностей организации материала.
  • Бихевиористическая теория . Представители теории считают, что ключевую роль в процессе запоминания играют специальные упражнения на закрепление материала. Такая тренировка похожа на процесс формирования двигательных навыков. На успешность закрепления материала влияет интервал между упражнениями, мера его схожести и объем, возраст и индивидуальные различия между людьми.
  • Когнитивная теория . Здесь память воспринимается как совокупность различных блоков и процессов переработки информации. Одни блоки обеспечивают распознавание характерных черт информации, другие отвечают за построение когнитивной карты, которая помогает ориентироваться в особенностях информации, третьи удерживают информацию в течение некоторого времени, четвертые представляют информацию в конкретной форме.
  • Деятельностная теория . Здесь память воспринимается как звено активной связи человека с миром. С помощью анализа, синтеза, повторения, перегруппирования и выделения отдельных признаков человек строит мнемический образ (представление), который является идеальной формой материала, который включает индивидуальное отношение человека. Процесс запоминания совершается с помощью дополнительных внешних знаков-стимулов, которые со временем стают внутренними стимулами и человек получают возможность руководить своей памятью.

Типология памяти


В зависимости от характера материала, времени его сохранения и степени опосредованности механизмов выделяют отдельные типы памяти человека в современной психологии, с которыми вы можете кратко ознакомиться.

По смыслу: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логичная.

  • Двигательная является основой формирования навыков хождения, письма, танца, компонентов профессиональной деятельности. Она является основой других видов памяти.
  • Эмоциональная отвечает за сохранение эмоций и чувств. Этот вид памяти придает опыту глубоко-личный характер, делая индивидуальную память уникальным явлением.
  • Образная отображает опыт в виде мнемических образов, созданных на основе работы органов чувств.
  • Словесно-логичная помогает запоминать мысли, высказывания, закономерности и особенности строения сложного материала. От этого вида памяти зависит успешность теоретического освоения человеком окружающей действительности.

По времени хранения: сенсорная, кратковременная, долговременная.

  • Сенсорная характеризуется очень коротким временем хранения материала. Это мгновенное отображение информации анализаторами, которая может сохраниться только при условии установки на ее появление.
  • Кратковременная помогает сохранить информации на протяжении короткого промежутка времени, около 20 секунд. Запоминание происходит после однократного или недолгого восприятия материала.
  • Долговременная способна сохранять информацию неограниченное время. Эта память начинает действовать спустя некоторое время после процесса запоминания информации.

По степени опосредованности : произвольная, непроизвольная, метапамять.

  • Произвольная является генетической памятью, не требует никаких внешних усилий для запоминания материала.
  • Произвольная предполагает использование специальных мнемических действий в процессе запоминания информации. Это могут быть разные способы организации материала для лучшего запоминания.
  • Метапамять является наивысшим уровнем развития памяти, который наблюдается у людей интеллектуального труда. Это «память о памяти», когда человек знает особенности функционирования своей памяти и успешно пользуется этими знаниями.

Физиологическая основа процессов памяти

Физиологические механизмы памяти изучают в физиологии, психологии, биохимии. Говоря про механизмы памяти, речь идет о неких процессах, необходимых для запоминания информации и дальнейшего ее воспроизведения. Информация, которую человек пытается запомнить, проходит определенный процесс, в который включены механизмы головного мозга: в коре больших полушарий нашего мозга остаются следы после процесса возбуждения. Именно они дают возможность возникнуть ассоциативным связям, даже при отсутствии раздражителя.

Таким образом, человек способен запоминать, сохранять и воспроизводить информацию об отсутствующем предмете. Механизмы памяти можно объяснить также с помощью электрофизиологии. Нейроны нашего мозга создают замкнутые цепи, по которым движутся нервные импульсы. Именно там сохраняется информация, переработанная мозгом. Когда поток импульсов повторяется, процесс длится быстрее и легче.

Эти механизмы являются основой главных процессов памяти в психологии, к числу которых относятся:

  • запоминание,
  • сохранение,
  • воспроизведение
  • забывание информации.

Запоминание – процесс памяти, который обеспечивает закрепление нового материала. Оно может быть произвольным и непроизвольным, механическим и смысловым, непосредственным и опосредованным.

Сохранение – процесс, который обеспечивает удерживание результатов запоминания в течение длительного времени. Совершается с помощью мыслительных операций анализа, синтеза, классификации, обобщения. Чем большее значение имеет для человека запоминаемый материал, тем лучше происходит процесс его сохранения.

Воспроизведение – процесс, который совершается в три этапа. На первом этапе совершается узнавание объекта, когда происходит сравнение прошлого сохраненного опыта с актуальным образом. На втором этапе совершается припоминание – активный поиск и добывание из долговременной памяти необходимого материала. Третий этап включает репродукцию человеком эмоционально-наполненного образа, когда осуществляется полное определение образа объекта по всем параметрам.

Забывание – процесс памяти, который приводит к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в долговременной памяти материала. При этом иногда его больше невозможно воспроизвести. Забывание имеет позитивную функцию – снимает груз информации, предупреждая перегрузку памяти.
Виды памяти человека:

По каким законам живет память

Существуют определенные законы и . Зная, по каким правилам функционирует память в человеческой психологии, вы можете улучшить процесс запоминания нужного вам материала и сделать его более быстрым.

  • Законы интереса и осмысления. Именно поэтому намного легче , который вызывает неподдельное любопытство, а если глубоко вникнуть в суть информации, то она запомнится еще лучше.
  • Законы установки и действия. Если дать себе мысленную установку на запоминание материала, то он запомнится легче и быстрее. Информация, включенная в процесс какого-либо действия (в процессе игры) запоминается лучше.
  • Законы контекста и торможения. Если с помощью ассоциаций связать уже усвоенный материал с новым, то он запомнится гораздо быстрей. Если же вы запоминаете похожие между собой материалы, то срабатывает эффект «перекрытия» старой информации более новой.
  • Законы края и оптимальной длины ряда. Намного лучше запоминается информация, поданная вначале либо в конце. Для лучшего запоминания, длина ряда, который нужно запомнить, не должна быть больше объема кратковременной памяти.
  • Законы рационального и эмоционального усиления. Яркость впечатления влияет на качество запоминания. Ее можно усилить с помощью рисунка или записи, а можно постараться вызвать связанные с событием эмоции.
  • Законы повторения и незавершенности. О первом законе знает большинство людей, часто совершая многократное повторение материала для его лучшего запоминания. Каким бы странным это понятие не казалось, но лучше запоминаются именно незавершенные действия и задачи, недосказанные слова и фразы.
  • То же самое можно сказать и о редких, необычных или странных впечатлениях, которые запоминаются намного лучше, чем обыденные и привычные.

В деятельности человека, управляющего людьми или техникой, в той или иной мере проявляются все основные виды памяти.

Виды памяти можно разделить по 3-м основным критериям:

  1. По характеру психической активности в деятельности память делят на:
    — двигательную

    — эмоциональную
    — образную
    — словесно-логическую
  2. По продолжительности закрепления и сохранения материала выделяется:
    — мгновенная (сенсорная)

    — кратковременная
    — долговременная
    — оперативная
  3. По характеру целей деятельности делят на:
    — произвольную

    — непроизвольную

Двигательная память — лежит в основе запоминания и воспроизведения движений (езда на велосипеде, плавание, игра в баскетбол, игра в теннис и др.). Этот вид памяти составляет основу трудовых навыков и любых двигательных актов.

Двигательная память появляется у ребенка уже в первые месяцы жизни.

Эмоциональная память – это память на чувства и эмоции, которые когда-то пережил человек (память страха, обиды, стыда…). Начинает проявляться у ребенка после 6 месяцев жизни.

Образная память – память на образы, представления, звуки, запахи, вкусы. Многие исследователи разделяют образную память на:
— зрительную (образ родного человека, родной дом),
— слуховую (любимая песня, голос матери),
— осязательную (мягкость шерсти любимого животного, поцелуй любимого),
— обонятельную (запах любимых духов, аромат любимых цветов),
— вкусовую (вкус любимого напитка, вкус любимых конфет, кислота лимона).

Образная память начинает проявляться у детей в 1,5-2 года (в то же время, что и представления).

Словесно-логическая память – это память на мысли, суждения и умозаключения. Еще ее называют смысловой памятью, т.к. она содержит информацию в виде словесных понятий и чисел.

Словесно-логическая память проявляется в 2-х случаях:
1) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется;
2) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей).

Оба этих вида памяти могут не совпадать друг с другом. Например, есть люди, которые хорошо запоминают смысл прочитанного, но не всегда могут точно и прочно заучить материал наизусть. Наряду с этим есть люди, которые легко заучивают наизусть, но не могут воспроизвести текст своими словами.

Развитие обоих видов словесно-логической памяти также происходит не параллельно друг другу. Заучивание наизусть у детей протекает иногда с большей легкостью, чем у взрослых.

Мгновенная (сенсорная) память – это память, удерживающая информацию, воспринятую органами чувств, в течение нескольких секунд без ее переработки. Управлять этой памятью практически невозможно.

Кратковременная память – вид памяти, характеризующийся относительно коротким временем хранения информации (до 30 секунд). Для запоминания какой-то информации человек предпринимает волевые усилия.

Объем кратковременной памяти определяется по простому упражнению: человека просят запомнить за минуту определенное количество слов (или цифр, или картинок). Затем человек сразу воспроизводит то, что запомнил. Люди отличаются по количеству запоминаемых слов, т.е. обладают различным объемом кратковременной памяти. Объем кратковременной памяти характеризует природную память человека и сохраняется в течение всей жизни.

Кратковременная память играет очень большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузка долговременной памяти.

Большая часть информации из кратковременной памяти стирается, но какой-то объем переходит в оперативную память. Этому процессу способствуют определенные условия: важность информации для субъекта, постоянное повторение информации, наличие эмоций при запоминании и др.

Оперативная память – это запоминание определенной информации на время, необходимое для выполнения того или иного действия; длительность хранения определяется временем выполнения данного действия.

В оперативной памяти информация хранится от нескольких минут до нескольких часов (суток), чаще всего один день – от пробуждения до сна, после чего одна часть ее переходит в долговременную память, а другая – стирается. Срок хранения информации в оперативной памяти связан с задачей, стоящей перед человеком. При этом логическая обработка информации, поступившей за день, происходит во время «медленного» сна, а перевод ее в долговременную память – во время «быстрого» сна.

Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. Перевод из кратковременной памяти в долговременную осуществляется благодаря волевому усилию. Причем в долговременную память можно перевести информации гораздо больше, чем позволяет индивидуальный объем кратковременной памяти. Это достигается путем повторения материала, который надо запомнить. В результате происходит наращивание общего объема запоминаемого материала.

Долговременная память — это память на образы, «рассчитанная» на длительное сохранение их следов в сознании и последующее многократное использование в будущей жизнедеятельности. Она составляет основу прочных знаний. В долговременной памяти содержится все, что мы знаем о мире.

Долговременная память обладает почти безграничным объемом. Наиболее важная информация сохраняется в долговременной памяти человека на всю жизнь.

Произвольная память — намеренное (волевое) запоминание образа, связанное с какой-то целью и осуществляемое с помощью специальных приемов. Например, запоминание студентом определенной информации для сдачи экзамена.

Непроизвольная память – это запоминание информации без намерения запомнить. Человек чаще всего запоминает то, что делает (а не то, о чем думает), также хорошо запоминается то, связано с кругом знаний и интересов человека.

Память как система процессов организации информации в целях запоминания, сохранения и воспроизведения может рассматриваться и как подструктура интеллекта — системного взаимодействия познавательных способностей и имеющихся у личности знаний. Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

Ирина Базан

___________________________________
Читайте еще статьи по этой теме:

Способность запоминать, сохранять и воспроизводить информацию — одно из ключевых человека, степень развитости которых во многом определяет то, чего он сможет добиться в жизни.

Существует обширное количество видов памяти в психологии, основными из которых являются моторная память, зрительная, слуховая, образная, словесно-логическая. Классификацию и назначение различных видов памяти дадим в статье.

Что такое память?

Если говорить кратко, то память — это способность запоминать, сохранять и воспроизводить информацию, относится к когнитивным функциям.

Благодаря памяти человек имеет возможность накапливать опыт , совершенствовать умения, познавать окружающий мир.

Память в разных ее проявлениях есть , но наиболее совершенна она у человека.

У каждого человека память развита по-разному. Степень развитости памяти зависит от таких условий, как:


Поэтому каждый человек в той или иной степени может влиять на свое умение запоминать информацию, сохранять и воспроизводить ее.

  • запоминание;
  • сохранение;
  • воспроизведение;
  • забывание.

Лучше всего человек запоминает то, что считает значимым для себя и чем будет пользоваться регулярно. Если он постоянно использует определенные навыки и умения, информация, связанная с ними, будет вспоминаться очень легко.

Какие виды существуют?

Какая бывает память у человека?

Основания для классификации видов человеческой памяти — таблица:

Структура памяти состоит из следующих 3 уровней:


В качестве дополнительного уровня выделяют третичную память.

Она является частью долговременной памяти и предназначена для постоянного сохранения информации. В нее записаны, к примеру, слова из языка, которым ежедневно пользуется человек.

Также существует оперативная или, иначе говоря, рабочая память. Она сходна с кратковременной, но различия между ними все же существуют.

Подобно оперативной памяти компьютера, эта память предназначена для запоминания и взаимодействия с короткими информационными отрывками, необходимыми для выполнения жизненных заданий в режиме «здесь и сейчас».

Выделяют несколько дополнительных разновидностей сенсорной памяти :

Виды памяти по способу запоминания :

Название Описание
Механическая Информация усваивается в том виде, в каком ее предоставили, в нее не вносятся коррективы, а человек ее практически не анализирует и применяет в исходном состоянии. Например, студент, который спешно готовится к сессии и трудолюбиво зазубривает конспект, не вдумываясь в содержание и думая лишь о том, как бы сдать экзамен быстро и безболезненно, использует преимущественно механическую память. В большинстве случаев обширный объем сведений, который не был должным образом проанализирован и переработан, быстро забывается. При этом механическая память — важный инструмент в тех случаях, когда нужно запомнить слова в правильном их виде, поэтому активно задействуется при изучении новых языков.
Логическая Полная противоположность словесной: запоминание во многом основано на анализе Человек анализирует информацию, создает прочные ассоциативные цепочки, связывает ее со своим прошлым опытом, в итоге сведения запоминаются лучше и надежнее. Если, к примеру, взять другого студента, который старательно учился на протяжении семестра, анализировал каждый клочок сведений, выданных преподавателем, и использовал их в практической работе, то очевидно, что он использовал логическую память. Если ему потребуется выдать информацию, она будет выглядеть переработанной, но основные сведения сохранятся и даже могут быть преумножены.

Память, при которой задействуются органы чувств, подразделяется на:


В зависимости от наличия либо отсутствия цели запоминания, различают:

По уровню развития память делится на:

  1. Моторную (двигательную). Как было упомянуто ранее, моторная память — способность запоминать и воспроизводить определенные движения. Этот тип памяти развивается у человека самым первым , поэтому родителям важно уделять достаточно внимания развитию моторных навыков маленького ребенка.
  2. Эмоциональную. Информация, тесно связанная с какими-либо яркими эмоциями (как положительными, так и отрицательными), сохраняется надолго у человека именно благодаря эмоциональной памяти.

    Согласно исследованиям, адреналин и норадреналин участвуют в процессах формирования воспоминаний.

  3. Образную. Это способность запоминать, сохранять и воспроизводить образы, тесно связанные с органами чувств. К примеру, умение запомнить и воспроизвести в голове любимую песню связано с образной памятью.
  4. Словесно-логическую. Высший вид памяти , тесно связанный со словесно-логическим мышлением. Это способность запоминать слова и мысли. Также называется семантической.

Генетическая память — это особый вид памяти, который прямого отношения к процессам запоминания, сохранения и воспроизведения информации не имеет.

Это определение используется для обозначения генетически обусловленных склонностей человека, форматов его поведения.

Данные особенности поведения не являются осознанными и воспроизводятся бессознательно.

В зависимости от средств, память делится на:

  1. Опосредованную. Если человек проанализировал и соединил новые сведения с ранее приобретенными посредством логических, ассоциативных связей, это называется опосредованной памятью.
  2. Непосредственную. Это способность запечатлеть и удержать небольшое количество информации на короткий промежуток времени. Особенности непосредственной памяти учитываются при определении оптимальной длины фраз в материале, в тестовых заданиях.

Также существует социальная память — умение запоминать информацию, связанную с окружающими людьми. Человек запоминает их лица, голоса, сведения из жизни, и это дает ему возможность комфортно взаимодействовать с ними.

Пространственная память позволяет человеку с легкостью находить дорогу к знакомым объектам, ориентироваться в знакомом пространстве.

Разновидности забывания :

  1. Полное. , и их невозможно восстановить без повторного изучения.
  2. Неполное. Человек помнит некоторые сведения, но они либо недостаточно объемные, либо недостаточно точные.

Разновидности воспроизведения :

  1. Произвольное. Человек прилагает усилия для того, чтобы вспомнить информацию, ищет логические связи.
  2. Непроизвольное. Информация появляется в голове сама собой, обычно благодаря появлению какого-либо стимула (слово, запах, звук). К примеру, увидев знакомого, человек может автоматически вспомнить событие, которое с ним связано. Или, услышав кусочек песни, он может непроизвольно вспомнить обстоятельства, при которых он слышал ее ранее.

К формам памяти не относится интуитивная память .

Как определить тип?

У каждого человека есть разновидности памяти, которые развиты сильнее других. Обычно высокая развитость тех или иных видов памяти связана с деятельностью, которой он занимается (музыкант, танцор, художник), или с его особенностями (отсутствие зрения, слуха).

В психологии существует множество тестов, которые позволяют человеку понять, какой тип памяти у него развит наиболее сильно.

Также психологические тесты дают возможность вовремя выявить нарушения тех или иных видов памяти , которые могут указывать на наличие соматических либо психических патологий.

Наиболее эффективными являются тесты, в которых человек не просто отвечает на вопросы в стиле «Насколько Вам легко запоминать цифры?», а тестирует непосредственно собственную память: вспоминает прочитанные или услышанные слова, рисует картинку по памяти и так далее.

Тесты, созданные Александром Лурией , основателем нейропсихологии, подходят для определения состояния разных типов памяти наиболее хорошо.

Один из самых популярных известен под названием «10 слов» и может использоваться для проверки памяти даже у детей.

Чтобы память долгое время не ухудшалась, важно давать мозгу как можно больше материалов для запоминания. Это позволит не только сохранить память, но и предупредить развитие синдрома Альцгеймера .

О видах памяти в этом видео:

Как отмечалось выше, информация непрерывным потоком поступает в мозг, который представляет собой сложнейшую, самообучающуюся вычислительную и одновременно аналоговую машину, работающую по прижизненно приобретённым программам, которые непрерывно совершенствуются под влиянием поступающей информации. Перерабатывая эту информацию, мозг человека принимает решения, даёт команды и контролирует их выполнение. Каждое наше переживание, впечатление или движение может сохраняться длительное время. Запечатление (запись), сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта - всё это составляет память.

Человеку необходима память, чтобы накапливать, сохранять, а затем использовать личный жизненный опыт. Перед психологией стоит ряд сложных проблем, связанных с памятью: как происходит запечатлевание следов, какие условия содействуют этому запечатлеванию, каковы его границы, какие приёмы могут расширить объём запечатлённого материала.

Существуют три совершенно различных типа человеческой памяти: как "непосредственный отпечаток" сенсорной информации; кратковременная память и долговременная.

Непосредственный отпечаток сенсорной информации - как система удерживает воспринимаемую картину в течение 0,1-0,5 с.

Пример 1. Закройте глаза, затем откройте их на мгновение и снова закройте. Что вы заметили? Да, увиденная вами чёткая, ясная картина сохраняется некоторое время, а затем медленно исчезает.

Пример 2. Поводите карандаш, ручку или просто палец взад и вперёд перед глазами, глядя прямо перед собой. Что вы видите? Обратите внимание на расплывчатый образ, следующий за движущимся предметом.

Кратковременная память представляет собой не полное отображение событий, а непосредственную интерпретацию этих событий. (Пример. При вас произнесли какую-то фразу, вы запомните не звуки, её составляющие, а 5-6 последних слов, и их можно удержать в кратковременной памяти на неопределённо долгое время, повторяя вновь и вновь материал).

Долговременная память - наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Если ёмкость первой очень ограничена (несколько десятых секунд), второй - несколько (5-6) единиц хранения, то ёмкость долговременной безгранична. Всё, что удерживается на протяжении более чем нескольких минут, должно находиться в системе долговременной памяти. Главная трудность в долговременной памяти - это проблема поиска информации. И хотя мозг человека состоит из 10 млрд. нейронов и каждый способен удерживать существенное количество информации, можно считать, что практически память человеческого мозга неограниченна.

Рассмотрим различные виды памяти:

    и словесно-логическую ;

    - на непроизвольную и произвольную;

    (в связи с его ролью и местом в деятельности) - на

Двигательная память (ловкость человека, сноровка в труде, "золотые руки") - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Этот вид памяти имеет огромное значение для формирования различных практических и трудовых навыков, навыков ходьбы, письма и т.д.

Эмоциональная память - память на чувства. Способность сочувствовать другому человеку, сопереживать герою книги основана на эмоциональной памяти. Пережитые и сохранённые в памяти чувства выступают в виде сигналов либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

Образная память - память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи и вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Зрительная и слуховая память развита почти у всех людей, а осязательная, обонятельная и вкусовая - это профессиональные виды памяти (например, у дегустаторов, слепых, глухих).

Словесно-логическая память - память на мысли. Но мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется словесно-логической, а не просто логической. Словесно-логическая память - основная в усвоении знаний учащимися в процессе обучения.

В зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью; в случаях, когда это целенаправленный процесс, говорят о произвольной памяти . В последнем случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные мнемические действия. В нашей жизни огромное место занимает непроизвольная память, на основе которой формируется часть нашего жизненного опыта. Но в деятельности человека нередко возникает задача руководить своей памятью, т.е. преднамеренно заучить или применить что-то (произвольная память).

Особый интерес вызывают процессы, происходящие в начальной стадии запоминания, когда запоминаемый материал должен быть соответствующим образом переработан, на что требуется время (этот материал на какое-то мгновение мы как бы продолжаем видеть, слышать и т.д.). Эти процессы неустойчивы и обратимы, специфичны, и их роль в функционировании механизмов накопления опыта столь значительна, что их рассматривают в качестве особого вида запоминания, сохранения и воспроизведения информации, который получил название кратковременной памяти . В отличие от долговременной памяти (длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения) кратковременная память имеет очень краткое сохранение.

Когда любой из нас выполняет какие-либо арифметические действия, то выполняем их по частям (сначала в скобках, затем умножение, деление, затем сложение и вычитание), при этом некоторые промежуточные результаты удерживаем "в уме" на время. а, получив окончательный результат вычислений, промежуточный результат можем и забыть, т.е. исключаем его из так называемойоперативной памяти.

    Процессы памяти

Рассмотрев виды памяти, которые выступают не порознь, а в органическом единстве, остановимся на характеристиках процессов памяти - запоминание, мнемическая деятельность, механическое и осмысленное запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение, забывание .

Первоначальная форма запоминания - это непреднамеренное или непроизвольное запоминание, т.е. запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приёмов. Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни, но лучше всего запоминается то, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. Произвольное (преднамеренное) запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчинённую задаче запомнить и включающую в себя разнообразные действия для лучшего запоминания (в процессе обучения преднамеренное запоминание принимает форму заучивания, т.е. многократного повторения учебного материала до полного и безошибочного его запоминания (стихи, законы, формулы, даты и т.д.)). Исследования П.И.Зинченко и А.А.Смирнова подтвердили, что непроизвольное запоминание может быть продуктивнее, чем намеренное, т.е. запоминание, включённое в какую-нибудь деятельность, оказывается наиболее эффективным, вскрывает характер зависимости запоминания от деятельности, в ходе которой оно совершается.

И всё же необходимо учитывать, что подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой - запомнить соответствующий материал с тем, чтобы сохранить его в памяти. Такая деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называется мнемической деятельностью , которая всегда носит избирательный характер.

После выполнения задачи запоминания материала необходимо его сохранить. Мозг человека хранит то, что запомнил и хранит более или менее длительное время. Сохранение может быть динамическим (в оперативной памяти) истатическим (в долговременной памяти). При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он подвергается переработке с приходом вновь поступающей информации.

О том, что информация сохранена в памяти, судят по двум процессам памяти – узнавание и воспроизведение . Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия. Увидев движущуюся точку в небе, человек считает, что "это птица или самолёт", т.е. относит восприятие к одной из категорий (птица - летающие машины).

Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него, вне его. Воспроизведение может проходить в виде последовательного припоминания, это - активный волевой процесс. Припоминанию помогают вопросы.

Запомнив и сохранив в памяти материал, тем не менее он забывается со временем. Забывание выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении.

Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идёт медленно. Так, опыты Г.Эббингауза показали, что через час после заучивания 13 бессмысленных слогов забывание достигает 56%, в дальнейшем оно идёт медленнее.

Интересная закономерность подтверждена данными М.Н.Шардакова. Без повторения в первый день сохранилось в памяти 74%; через 3-4 дня - 66%; через 1 месяц - 58%; через 6 месяцев - 38%. При повторении в первый день удержалось в памяти 88%; через 3-4 дня - 84%; через 1 месяц - 70%; через 6 месяцев - 60%. Таким образом, при своевременной организации повторения материал удерживается в памяти значительно лучше.

Забывание протекает быстрее, если материал недостаточно понят человеком, если материал неинтересен человеку, не связан непосредственно с его практическими потребностями (взрослые лучше помнят то, что относится к их профессии, что связано с их жизненными интересами; школьники хорошо помнят материал, который их увлекает, и быстро забывают то, что их не интересует, поэтому важно у детей воспитывать познавательные интересы).

Cкорость забывания прямо зависит от объема материала и степени трудности его усвоения. Забывание выражено заметнее, если деятельность следует без перерыва, если последующая деятельность сходна с предыдущей и если последующая деятельность труднее деятельности заучивания. То есть, трудная деятельность затормозила более легкую. Это необходимо учитывать при организации учебной работы: соблюдать перерывы в занятиях, чередовать учебные предметы так, чтобы между ними были значительные отличия (предметы трудные для усвоения ставить раньше, чем легкие).

Одна из основных задач психологии - измерить доступный человеку объём памяти, быстроту, с которой он может запомнить материал, ивремя, в течение которого он может удерживать этот материал.

Немецким психологом Г.Эббингаузом была разрешена задача измерения объёма памяти. Испытуемому предлагалось запомнить 10-12 бессмысленных слогов и отмечалось количество удержанных в памяти. Г.

Эббингауз принял это число за объём "чистой" памяти. Оказалось, что после первого чтения человек в среднем запоминает 5-7 отдельных элементов (люди с плохой памятью удерживают 4-5 элементов, с хорошей - 7-8).

Рассмотрим,какие же условия необходимы для прочного запоминания.

Успех запоминания зависит от того, в какой степени материал осмысливается человеком. При механическом запоминании слова, предметы, события, движения запоминаются точно в таком порядке, в каком они воспринимались, без каких-либо преобразований. Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между частями материала. Доказано, что оно во много раз продуктивнее механического, которое неэкономно, требует многих повторений, механически заученный материал трудно припомнить к месту и ко времени.

Как же добиться осмысленного запоминания, при каких условиях?

Прежде всего - это выделение главных мыслей в изучаемом материале, затем их группирование в виде плана (обобщённый заголовок определённой части текста). Переход от одной части к следующим частям - это логическая последовательность основных мыслей текста. При воспроизведении текста материал концентрируется вокруг заголовков плана, стягивается к ним, что облегчает его припоминание. Необходимость составить план приучает человека к вдумчивому чтению, сопоставлению отдельных частей текста, уточнению порядка и внутренней взаимосвязи вопросов.

    Полезным приёмом осмысления материала является сравнение (нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и др.).

    Осмыслению материала помогает его конкретизация, пояснение общих положений, правил примерами, решение задач в соответствии с правилами, проведение наблюдений, лабораторных работ и т.п.

    Прочность запоминания во многом зависит от повторения. Повторение - важнейшее условие овладения знаниями, умениями и навыками. Требования к повторению: должно быть активным и разнообразным (придумать примеры, ответить на вопросы, начертить схему, составить таблицу, изготовить наглядное пособие и т.д.). В психологии известны два способа повторения: концентрированное и распределённое. При первом способе материал заучивается в один приём, при втором - повторения отделены друг от друга промежутками времени. Второй способ экономит время и энергию, способствует более прочному усвоению знаний.

Распределённое повторение обеспечивает и большую прочность знаний. Поэтому опытные учителя повторяют учебный материал в течение целого года. Повторения особенно полезны в первые часы и дни после ознакомления с учебным материалом.

Рассмотрим, какие способы заучивания применяются в зависимости от характера материала. Психологии известны три способа заучивания: целостный (материал читается от начала до конца несколько раз, до полного усвоения), частичный (материал делится на части и каждая часть заучивается отдельно),комбинированный (сочетание целостного и частичного: материал прочитывается целиком, выделяются трудные места и заучиваются отдельно, после чего снова весь текст читается целиком). Наиболее целесообразным является комбинированный. Он обеспечивает равномерное запоминание всех частей материала, требует глубокого осмысления, умения выделить главное.

Итак, при заучивании связного текста лучше пользоваться комбинированным способом, частичный лучше применять при заучивании иностранных слов, географических названий. Небольшой по объёму и лёгкий текст можно заучивать целиком.

Успех запоминания обеспечивается также самоконтролем . При заучивании важно воспроизводить материал на всех этапах усвоения. Это помогает установить, что мы запомнили, какие ошибки допустили при воспроизведении и на что следует обратить внимание в последующем чтении.

Успех запоминания зависит и от характера материала. Наглядно-образный материал запоминается лучше словесного: логически связанный текст воспроизводится полнее, чем разрозненные предложения.

Существенную роль в развитии и совершенствовании памяти играет речь. Отсюда следующие выводы:

1. То, что выражается словами, запоминается легче и лучше; а еще лучше, если слово - не название, а понятие. Чем больше думать над материалом, чем активнее представить его зрительно и выразить словами, тем легче и прочнее он запомнится.

2. Если предмет запоминания - текст, то наличие заранее продуманных и четко сформулированных к нему вопросов способствует лучшему запоминанию. Текст в памяти в этом случае хранится дольше и точнее воспроизводится, чем тогда, когда вопросы к нему ставятся уже после его прочтения.

3. Сохранение и припоминание имеют свои особенности. Плохая память может быть больше связана с трудностями припоминания (сравните: найти книгу в библиотеке, или слова или цитаты в книге).

4. Чем богаче и разнообразнее стимулы - средства, которыми мы располагаем для запоминания, чем более просты и доступны они для нас в нужный момент времени, тем лучше произвольное припоминание.

5. Чем больше умственных усилий прилагается для придания информации целостной осмысленной структуры, тем легче она потом припоминается (структура типа “дерево”).

6. Поскольку от внимания к материалу непосредственно зависит его запоминание, любые приемы, улучшающие внимание, улучшают и память.

7. Положительные эмоции способствуют припоминанию, а отрицательные - препятствуют.

8. Улучшению восприятия материала способствует освоение техники “ускоренного” чтения (научиться быстро обнаруживать в тексте наиболее важное и воспринимать главным образом это, сознательно пропуская все другое).

9. Способность что-либо зрительно представить положительно влияет на запоминание.

10. Привычка к осмысленному восприятию материала также связана с улучшением памяти (мнемотехнические средства).

Лучше всего человеку опираться при совершенствовании памяти на то, что у него больше всего развито: зрение, слух, осязание, движение и т.п.

Активное использование при запоминании и воспроизведении материала образного мышления:

а) мысленно связать запоминаемое с хорошо известным предметом, этот предмет далее связать с другим;

б) оба предмета в воображении соединить друг с другом в единый фантастический предмет;

в) мысленно представить себе, как будет выглядеть этот предмет (позвонить - бросить письмо - взять книги в библиотеке).

Память у людей проявляется по-разному, отличается содержанием и объемом запечатленной и хранимой информации, имеет различную силу памяти, cкорость запоминания и воспроизведения, способность быстро и к месту припомнить нужную информацию.

Индивидуальные различия памяти проявляются и в виде предъявления материала при запоминании: в зрительном (видеть), слуховом (слышать содержание текста) или двигательном предъявлении материала (заучивать или проговаривать заучиваемый материал). Чаще встречается смешанный тип памяти: слухо-моторный, зрительно-двигательный, зрительно-слуховой. Полезно запоминать учебный материал разными способами: прослушивая, читая, рассматривая иллюстрации, делая зарисовки, наблюдая и др.

Воспитанию положительных свойств памяти содействуют рационализация умственной и практической работы человека: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, использование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практической, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы и брать на вооружение более эффективные.

Резюме по теме

1. В принятии решения, регулировании поведения, построении профессионального жизненного пути, управлении действиями можно выделить два вида знаний :

    непосредственное, возникающее в ходе взаимодействия объектов с нашими органами чувств;

    опосредованное рассуждениями, речью (рассудочное, мысленное). (Пример - часовая стрелка часов: мы не воспринимаем ее движения, хотя говорим, что движение есть).

Чувственное познание связано с непосредственным видом знаний

2. Различают два основных вида непосредственного знания: сенсорные образы - отображение в голове человека разрозненных признаков объектов, доступных нашим органам чувств и перцептивные образы (образы восприятия ) - отражение в сознании целостных предметов, явлений, доступных органам чувств. Границы между сенсорными и перцептивными образами зависят не только от объекта, но и от человека (субъекта познания). Сенсорные образы, знания часто называют ощущениями, а перцептивные - восприятиями.

3. Внимание - один из познавательных процессов человека, в ходе которого сознательно или бессознательно (полусознательно) происходит отбор одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.

Внимание человека обладает пятью свойствами : устойчивостью, переключаемостью, сосредоточенностью, распределеним внимания, объемом внимания.

4. Устойчивость внимания - способность длительное время сохранять состояние внимания на каком-либо объекте. С осредоточенность внимания проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Переключаемость внимания - это его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Распределение внимания - это способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Объем внимания - это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, способной одновременно сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей - 5-7 единиц информации.

5. Развитию внимательности в процессе обучения способствуют:

    установка на внимательность;

    периодический контроль обсуждаемых на занятии вопросов;

    использование активных методов обучения, которые побуждают студентов к мыслительной активности, внимательности;

    перегрузка большим количеством впечатлений ведет к рассеянности;

    разбросанность интересов (участие в нескольких кружках, чтение нескольких книг, увлечение разными видами спорта, коллекционирование, а в результате и ничем серьезно не занимается);

    определенный режим в занятиях, развлечениях и отдыхе;

    случайность преподавания - не будит мысль, не затрагивает чувств.

6. Ощущение и восприятие тесно связаны между собой, являясь чувственным отображением объективной реальности. Новосприятие - это осознание чувственного данного предмета или явления в целом, аощущение - это отражение отдельного чувственного качества предмета или явления. Ощущения и восприятия едины и различны.

7. Ощущения - начальный источник всех наших знаний о мире . Предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями , а воздействие раздражителей на органы чувств - раздражением, которое вызывает в нервной ткани возбуждение. Различают пять основных видов ощущений : обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами : качество, интенсивность, длительность (продолжительность) и пространственная локализация .

8. Восприятие - это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей. Свойствами восприятия являются предметность, константность, целостность (структурность), осмысленность, апперцепция.

9. Запечатление (запись), сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта - всё это составляет память. Человеку необходима память, чтобы накапливать, сохранять, а затем использовать личный жизненный опыт. Перед психологией стоит ряд сложных проблем, связанных с памятью: как происходит запечатлевание следов, какие условия содействуют этому запечатлеванию, каковы его границы, какие приёмы могут расширить объём запечатлённого материала. Характеристики процессов памяти - запоминание, мнемическая деятельность, механическое и осмысленное запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение, забывание.

10. Существуют совершенно различных три типа человеческой памяти: "непосредственный отпечаток" сенсорной информации; кратковременная память и долговременная .

Непосредственный отпечаток сенсорной информации - как система удерживает воспринимаемую картину в течение 0,1-0,5 с. Кратковременная память представляет собой не полное отображение событий, а непосредственную интерпретацию этих событий. Долговременная память - наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Если ёмкость первой очень ограничена (несколько десятых секунд), второй - несколько (5-6) единиц хранения, то ёмкость долговременной безгранична.

11. Виды памяти:

    по характеру психической активности , преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую ;

    по характеру целей деятельности - на непроизвольную и произвольную;

    по продолжительности закрепления и сохранения материалов (в связи с его ролью и местом в деятельности) - накратковременную, долговременную и оперативную.

12. Способы заучивания применяются в зависимости от характера материала. Психологии известны три способа заучивания: целостный (материал читается от начала до конца несколько раз, до полного усвоения), частичный (материал делится на части и каждая часть заучивается отдельно),комбинированный (сочетание целостного и частичного: материал прочитывается целиком, выделяются трудные места и заучиваются отдельно, после чего снова весь текст читается целиком). Наиболее целесообразным является комбинированный. Он обеспечивает равномерное запоминание всех частей материала, требует глубокого осмысления, умения выделить главное.

Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение составляют известный след, который может сохраняться достаточно длительное время, и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление (запись), сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.

Таким образом, память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Все закрепление знаний и навыков относится к работе памяти. Соответственно этому перед психологической наукой стоит ряд сложных проблем. Она ставит перед собой задачу изучения того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала.

Изучение памяти было одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод : были сделаны попытки измерить изучаемые процессы и описать законы, которым они подчиняются. Еще в 80-х годах прошлого столетия немецкий психолог Г. Эббингауз предложил прием, с помощью которого, как он считал, было возможно изучить законы чистой памяти, независимые от деятельности мышления — это заучивание бессмысленных слогов, в результате он вывел основные кривые заучивания (запоминания) материала. Классические исследования Г. Эббингауза сопровождались работами немецкого психиатра Э. Крепелина, применившего эти приемы к анализу того, как протекает запоминание у больных с психическими изменениями, и немецкого психолога Г. Э. Мюллера, чье фундаментальное исследование посвящено основным законам закрепления и воспроизведения следов памяти у человека.

С развитием объективного исследования поведения животного область изучения памяти была существенно расширена. В конце XIX и в начале XX вв. появились исследования известного американского психолога Торндайка, который впервые сделал предметом изучения формирование навыков у животного, применяя для этой цели анализ того, как животное обучалось находить свой путь в лабиринте и как оно постепенно закрепляло полученные навыки. В первом десятилетии XX в. исследования этих процессов приобрели новую научную форму. И. П. Павловым был предложен метод изучения условных рефлексов . Были описаны условия, при которых возникают и удерживаются новые условные связи и которые влияют на это удержание. Учение о высшей нервной деятельности и ее основных законах стало в дальнейшем основным источником наших знаний о физиологических механизмах памяти, а выработка и сохранение навыков и процесса “учения” у животных составили основное содержание американской науки о поведении. Все эти исследования ограничивались изучением наиболее элементарных процессов памяти.

Заслуга первого систематического изучения высших форм памяти у детей принадлежит выдающемуся отечественному психологу Л. С. Выготскому, который в конце 20-х гг. впервые приступил к исследованию вопроса о развитии высших форм памяти и вместе со своими учениками показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению, проследив основные этапы развития наиболее сложного опосредованного запоминания. Исследования А. А. Смирнова и П. И. Зинченко, раскрывших новые и существенные законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминания от поставленной задачи и выделили основные приемы запоминания сложного материала.

И лишь за последние 40 лет положение дел существенно изменилось. Появились исследования, которые показывали, что запечатление, сохранение и воспроизведение следов связаны с глубокими биохимическими изменениями, в частности с модификацией РНК, и что следы памяти можно переносить гуморальным, биохимическим путем .

Наконец, появились исследования, пытающиеся выделить области мозга, необходимые для сохранения следов, и неврологические механизмы, лежащие в основе запоминания и забывания. Все это сделало раздел о психологии и психофизиологии памяти одним из наиболее богатых в психологической науке. Многие из перечисленных теорий и в настоящее время существуют на уровне гипотез, однако ясно одно, что память — это сложнейший психический процесс, состоящий из разных уровней, разных систем и включающий работу множества механизмов.

В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению.

При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:
  • по характеру психической активности , преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;
  • по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную;
  • по продолжительности закрепления и сохранения материалов (в связи с его ролью и местом в деятельности) — на кратковременную, долговременную и оперативную.

Непосредственный отпечаток сенсорной информации . Эта система удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины очень невелика — 0,1-0,5 с.

  1. Похлопайте 4 пальцами по своей руке. Проследите за непосредственными ощущениями, за тем, как они исчезают, так что сначала у вас еще сохраняется реальное ощущение похлопывания, а затем — лишь воспоминание о том, что оно было.
  2. Поводите карандаш или просто палец взад и вперед перед глазами, глядя прямо перед собой. Обратите внимание на расплывчатый образ, следующий за движущимся предметом.
  3. Закройте глаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Последите за тем, как увиденная вами четкая, ясная картина сохраняется некоторое время, а затем медленно исчезает.

Кратковременная память

Кратковременная память удерживает материал иного типа, нежели непосредственный отпечаток сенсорной информации. В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Например, если при вас произнесли какую-то фразу, вы запомните не столько составляющие ее звуки, сколько слова. Обычно запоминается 5-6 последних единиц из предъявленного материала. Сделав сознательное усилие, вновь и вновь повторяя материал, можно удерживать его в кратковременной памяти на неопределенно долгое время.

Долговременная память.

Существует явное и убедительное различие между памятью о только что случившемся событии и событиях далекого прошлого. Долговременная память — наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Емкость первых названных систем памяти очень ограничена: первая состоит несколько десятых секунд, вторая — несколько единиц хранения. Однако какие-то границы объема долговременной памяти все же существуют, так как мозг является конечным устройством. Он состоит из 10 млрд нейронов и каждый способен удерживать существенное количество информации. Причем оно настолько велико, что практически можно считать, что емкость памяти человеческого мозга не ограничена. Все, что удерживается на протяжении более чем нескольких минут, должно находиться в системе долговременной памяти.

Главный источник трудностей, связанных с долговременной памятью, — это проблема поиска информации. Количество информации, содержащейся в памяти, очень велико, и поэтому сопряжено с серьезными трудностями. Тем не менее, отыскать необходимое удается быстро.

Оперативная память

Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие актуальные действия, операции. Такая память рассчитана на сохранение информации, с последующим забыванием соответствующей информации. Срок хранения такого вида памяти зависит от задачи и может варьироваться от нескольких минут до нескольких дней. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям, кускам. При этом мы удерживаем “в уме” некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный “отработанный” материал может забываться.

Двигательная память

Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами. Один психолог признавался, что он совершенно не в состоянии воспроизвести в памяти музыкальную пьесу, а недавно услышанную оперу может воспроизвести лишь как пантомиму. Другие же люди, наоборот, вообще не замечают у себя двигательной памяти. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде, “золотые руки”.

Эмоциональная память

Эмоциональная память — память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности. Эмоциональная память имеет весьма важное значение для жизнедеятельности человека. Чувства, пережитые и сохраненные в памяти, проявляются в виде сигналов, которые либо побуждают к действию, либо удерживают от действия, вызвавшего в прошлом отрицательное переживание. Эмпатия — способность сочувствовать, сопереживать другому человеку, герою книги основана на эмоциональной памяти.

Образная память

Образная память — память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память, как правило, хорошо развиты, и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами. Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т.д.

Словесно-логическая память

Содержанием словесно-логической память являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их можно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления. Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.

Произвольная и непроизвольная память

Существует, однако, и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой актуально выполняемой деятельности. Так в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную . Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью, в случаях, когда это целенаправленный процесс, говорят о произвольной памяти. В последнем случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные мнемические действия.

Непроизвольная и произвольная память вместе с тем представляют собой 2 последовательные ступени развития памяти. Каждый из опыта знает, какое огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных мнемических намерений и усилий формируется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта. Однако в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.