Требования к методам психологии кратко. Основные требования к методам психологического исследования

Для уверенности в достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований.Такими требованиями являются1. Валидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”. Валидность теоретическая – определяется по соответствию показателейисследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик.Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточнодлительного использования.2. Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей.Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:--путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми--путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике вразличных условиях.3.Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно итолько того свойства , для оценки которого данная методика применяется.4. Точность – отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента.

4. понятие деятельности. Теория деятельности Леонтева. Ведущие виды деятельности в дошкольном и школьном возрасте.

Деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в результате которого он достигает сознательно постав­ленной цели, возникшей в результате появления у него опре­деленной потребности, мотива.

Теория деятельности в трудах А.Н. Леонтьев. А.Н. Леонтьевым была выдвинута концепция деятельности, являющаяся в настоящее время одним из признанных теоретических направлений современной психологии. Схема деятельности: (деятельность – действие – операция – психофизиологические функции), соотнесенная со структурой мотивационной сферы (мотив–цель–условие). Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и личность.Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких неравновесных уровней. Верхний уровень – это уровень особых видов деятельности, затем следует уровень действий, за ним – уровень операций, и самый низкий – уровень психофизиологических функций. Центральное место в этом иерархическом построении занимает действие, которое является основной единицей анализа деятельности. Структура деятельности: Потребности - источник активности личности, они за­ставляют человека активно действовать. Это осознание человеком нужды в чем-либо, что ему необходимо для поддержания организма и развития его личности.

Виды потребностей: - естественные (природные) и социальные (духовные);- осознанные и неосоз­нанные.

Цель - то, на что непосредственно направлена деятельность.Мотив - это форма проявления потребности, побужде­ние к определенной деятельности, тот предмет, ради ко­торого осуществляется деятельность.

Движение - это моторная функция живого организма, самая простая составная часть деятельности. Виды движений: - непроизвольные и произвольные,- врожденные и приобретенные. Действия представляют собой совокупность движений, которые имеют цель и направлены на определенный объект (предмет). Действия всегда социальны, выполняются, как правило, осознанно. Виды действий: - предметные; - умственные, волевые; - действия, направленные на других людей, - поступок (или проступок).Основные виды деятельности: общение, игра, труд, учение Присутствуют в жизни каждого человека, в них происходит развитие психики и личности. Цели и мотивы. Взаимодействие. Понятие о ведущей деятельности А.Н. Леонтьева.

Освоение деятельности: умения, навыки, привычки . Умение - это успешный способ выполнения деятельно­сти.

Навыки - это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений. Виды навыков : ходьба, бег, письмо, мыслительные, сенсорные, навыки поведения и др.

Привычка - это потребность произвести соответствующее действие. Виды привычек: профессиональные, моральные, гигиенические, эстети-ческие, учебные, куль­турного поведения и др. Полез­ные и вредные привычки.

5. Понятие темперамент. Теория темперамента. Психологическая характеристика детей с разными типами характера.

Темперамент как характеристика индивидуальных свойств человека. Темперамент – свойство личности, придающее своеобразную окраску всей деятельности и поведению людей. Темперамент - индивидуальная особенность человека, которые определяют динамику его психологической деятельности и поведения. Свойства темперамента: активность и эмоциональность.

Теория темперамента: 1. Гуморальная теория. Еще в Древней Греции врач Гиппократ предложил кон­цепцию темперамента. Темперамент зависит от соотношения четырех жидкостей организма и того, ка­кая из них преобладает: кровь (по-латински «сангве»), слизь (по-гречески «флегма»), красно-желтая желчь (по-гречес­ки «холе»), черная желчь (по-гречески «мелайн холе»). Смесь этих жидкостей, утверждал Гиппократ, и лежит в основе основных типов темпераментов: сангвинического, холе­рического, меланхолического и флегматического. Дав, в общем, правильное описание основных темпера­ментов, Гиппократ не мог дать научного их обоснования. 2. Конституционная теория. Возникла в XX веке (Кречмер, Шелдон). Главная идея - установление связи темперамента с телосложением человека. Шелдон утверждал, что тип телосложения зависит от того, как протекало внутриутробное развитие человека. Кречмер соотнёс с типами строения тела определённые типы личности.



3. Физиологическая теория. И.П. Павлов, изучая работу больших полушарий голов­ного мозга, установил, что все черты темперамента зави­сят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он доказал, что у представителей различных темперамен­тов изменяются типологические различия силы, уравно­вешенности и подвижности процессов возбуждения и тор­можения в коре головного мозга. Различные соотношения указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа выс­шей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможе­ния И.П. Павлов выделил четыре типа нервной систе­мы, которые соответствуют четырем темпераментам:1. Сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный.2. Флегматик - сильный, уравновешенный, малопод­вижный. 3. Холерик - сильный, неуравновешенный. 4. Меланхолик - слабые процессы возбуждения и тор­можения.

Психологическая характеристика людей разных типов темперамента. Сангвиник - быстрый, подвижный, отклика­ется эмоционально на все впечатления; чувства ярки, но неус­тойчивы и легко сменяются противоположными чув­ствами. Сангвиник быстро устанавливает социальный контакт. Он почти всегда - инициатор в общении, немедленно от­кликается на желание общаться со стороны другого чело­века, но его отношение к людям может быть изменчивым и непостоянным. Он как рыба в воде чувствует себя в боль­шой компании незнакомых людей, а новая, необычная обстановка его только возбуждает Флегматик - медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не проявляются вовне. В отношениях с другими людьми они спокойны, устойчивы в своих эмоциях. Но в опреде­ленных условиях может развиться безразличие к труду, к окружающей жизни, безволие. Социальные контакты флегматик устанавливает медленно, свои чувства прояв­ляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повод всту­пить с ним в знакомство. Зато он устойчив и постоянен в своем отношении к человеку. Он любит находиться в уз­ком кругу старых знакомых, в привычной обстановке. Холерик - быстрый, порывистый, с сильны­ми, загорающимися чувствами, которые ярко отражают­ся в выразительной мимике, жестах, речи. Он часто склонен к бурным эмоциональным вспышкам. У холериков наблюдаются быстрая смена настроений, неуравновешен­ность. С увлечением, начиная дело, холерик быстро остывает, интерес к работе пропадает, и он без воодушевления про­должает, а иногда и бросает ее. В общении люди холерического темперамента бывают трудны. Меланхолик - эмоционально откликается далеко не на все. У него небольшое разнообразие эмоциональных пере­живаний, но эти переживания отличаются значительной глубиной, силой и длительностью. Он откликается не на все, но уж когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает вовне свои чувства. В привычной, спокойной обста­новке люди этого типа работают очень продуктивно, от­личаются глубиной, содержательностью своего эмоцио­нально-нравственного поведения и отношения к окружа­ющим людям. Меланхолики очень обидчивы, тяжело переносят неудачи, обиды. Они расположены к замкнуто­сти, одиночеству, чувствуют себя неловко в новой, не­привычной обстановке, часто смущаются.В большин­стве случаев встречается сочетание особенностей одного темперамента с чертами другого. Тип темперамента не может быть «хорошим» и «плохим».

Для того чтобы психолого-педагогический эксперимент был до­статочно надежным средством исследования и позволял получать вполне достоверные результаты, которым можно доверять и на основе которых можно делать правильные практические выводы, необходимо, чтобы используемые в нем психодиагностические методы были научно обоснованными. Такими считают методы, от­вечающие следующим требованиям: валидность, надежность и точность. Рассмотрим каждое из этих требований.

Валидность (“полноценность”, “пригодность”, “соответствие”). Характеристика метода как валид­ного свидетельствует о его соответствии и пригодности для оценива­ния именно того психологического качества, для которого он предназначался по замыслу.

Валидность может быть теоретической и практической (эмпири­ческой), внутренней и внешней.

Теоретическая – соответствие показателей исследуемого, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик;

Эмпирическая – проверяется по соответствию диагностических показателей и реальному поведению;

Внутренняя – означает соответствие содержащихся в методике заданий общей цели и замыслу методики в целом. Она считается внутренне не валидной, когда все или часть заданий измеряют не то, что требуется от данной методики.

Внешняя – связь между показателями методики и наиболее важными внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.

Точность отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения. Чем точнее методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого.

Надежность характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей (имеется в виду та степень устойчивости, которая зависит от измерительного инструмента, а не от испытуемого, поведения экспериментатора или изменяемого психологического свойства).

Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами: путем сравнения результатов, получаемых при помощи данной методики разными людьми, и путем сравнения результатов, получаемых при применении одной и той же методи­ки в идентичных условиях.



Вопросы и задания для контроля

1. Является ли мысленный эксперимент надежным и точным методом исследования?

2. Изучите характеристики эмпирических методов исследования. Определите исследовательские возможности каждого метода (подготовьте эссе на эту тему). Проведите анализ методов с точки зрения их валидности, точности и надежности.

3. Провести критический анализ методов наблюдения и эксперимента.

4. Разработайте анкету по исследуемой проблеме с учетом изученных правил и требований к ее составлению.

5. Изучите информацию о проективных и психосемантических методах психолого-педагогического исследования. Найдите в литературе или Internet проективную и психосемантическую методику. Подготовьтесь к их опробованию на лабораторном занятии. Сделайте вывод о преимуществах этих методов.

6. Дайте определение каждому методу, названному в Классификации методов психолого-педагогического исследования.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Этапы подготовки и проведения экспериментального психолого-педагогического исследования.

Основные методологические характеристики психолого-педагогического исследования.

Логика доказательства в психолого-педагогическом эксперименте.

Анализ результатов эксперимента и применение статистических методов и средств формализации в психолого-педагогическом исследовании.

Интерпретация и апробация результатов исследования.

Оформление результатов научного труда.

Этапы подготовки и проведения экспериментального

Психолого-педагогического исследования

Эксперимент – наиболее сложный вид исследования, наиболее трудоемкий, но вместе с тем наиболее точный и полезный в познавательном плане. Экспериментальное исследование – это особый вид исследования, направленный на проверку научных и прикладных гипотез – предложений вероятностного характера, требующих строгой логики доказательства, опирающегося на достоверные факты, установленные в эмпирических исследованиях.

Этапы подготовки и проведения эксперимента:

Выделение темы и предварительное определение проблемы исследования.

Подбор и анализ литературы.

Уточнение определения проблемы, формулирование гипотез и задач исследования.

Подбор, разработка и опробование психодиагностических и исследовательских методик.

Выбор схемы организации и проведения эксперимента.

Проведение эксперимента.

Обработка и анализ результатов эксперимента.

Наблюдение - метод психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии и фиксации проявлений поведения, получения суждений о субъективных психических явлениях наблюдаемого.

Наблюдение имеет следующее основные области применения:

  • 1) анализ поведения при систематических изменениях ситуации; это позволяет проследить характер последовательности действий, способы планирования и контроля деятельности, точность воспроизведения инструкций, частоту использования определенных приборов и т.п.;
  • 2) Наблюдение за работой одного оператора в различных ситуациях, что позволяет оценить влияние различных ситуаций на качество деятельности;
  • 3) Наблюдение за поведением различных операторов в одинаковых условиях; такое наблюдение позволяет выявить индивидуальные особенности операторов, дать сравнительную характеристику качества деятельности.

По характеру организации наблюдение может быть случайным или систематическим. Наблюдение обычно дополняется рядом способов объективной регистрации изучаемых явлений. К ним относятся, в частности, фотографирование или киносъемка рабочей позы и выражения лица оператора, показаний наблюдаемых им приборов и индикаторов, направлений взора и рабочих движений. Наблюдение может быть уточнено и с помощью замеров. Это могут быть замеры геометрических размеров рабочего места, замеры времени и последовательности труда и отдыха, замеры времени выполнения отдельных действий и движений. В процессе наблюдения широко проводятся также замеры физиологических показателей человека: частота пульса и дыхания, кровяного давления, электрической активности сердца, головного мозга, мышц и т.п. Большое значение при наблюдении принадлежит анализу ошибочных действий человека, что позволяет скрыть причины их возникновения и наметить пути их устранения.

При проведении наблюдения необходимо обеспечить такие условия, чтобы не отвлекать наблюдаемого от работы, не сковывать его действия, не делать их мене естественными. Наблюдение всегда характеризуется некоторой субъективностью; оно может создавать установку, благоприятною для фиксации значимого факта, что порождает интерпретацию фактов в духе ожиданий наблюдателя. Повышению объективности наблюдения способствуют отказ от преждевременных обобщений и выводов, многократность наблюдения, сочетание его с другими методами исследования. Определенными недостатками наблюдения как метода изучения поведения человека являются его пассивность, созерцательность. Наблюдение не вносит изменений в изучаемый процесс, поэтому в ходе его не всегда могут появиться именно те ситуации, которые больше всего интересуют исследователя. Для устранения этого недостатка следует прибегать к эксперименту.

Эксперимент как метод психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Однако организовать и провести настоящий, отвечающий всем требованиям психологический эксперимент на практике бывает нелегко, поэтому в научных исследованиях он встречается реже, чем другие методы.

Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить. Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности - соответствия жизни.

Беседа - специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Психологи различных школ и направлений широко используют ее в своих исследованиях. Достаточно назвать Пиаже и представителей его школы, гуманистических психологов, основоположников и последователей "глубинной" психологии и т.д.

Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе - в форме пост экспериментального интервью. Исследователи различают клиническую беседу, составную часть "клинического метода", и целенаправленный опрос "лицом к лицу" - интервью. Содержание бесед можно протоколировать полностью или выборочно в зависимости от конкретных целей исследования. При составлении полных протоколов бесед удобно пользоваться магнитофоном. Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы, включая сбор предварительных сведений об испытуемых, делает этот метод очень эффективным средством психологического исследования. Поэтому желательно, чтобы беседа проводилась с учетом данных, полученных при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. В этом случае в ее цели может входить проверка предварительных выводов, вытекающих из результатов психологического анализа и полученных при использовании данных методов первичной ориентировки в исследуемых психологических особенностях испытуемых. Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма - анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Свободный опрос - разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Интервью - это метод получения необходимой информации путем непосредственной и целенаправленной беседы интервьюера с респондентом. Существует несколько классификаций интервью в зависимости от выбранного основания:

  • 1. по целевому назначению:
    • а) интервью мнений и отношений;
    • б) документальные интервью.
  • 2. по технике или по форме:
    • а) неформализованное (вопросы, их последовательность и количество заранее не определяются);
    • б) формализованное (вопросы и регистрация стандартизированы).
  • 3. по процедуре:
    • а) панельное (повторное) - изучают эволюцию отношений, мнений;
    • б) клиническое (глубокое, интенсивное);
    • в) многократное - изучают одно лицо много раз;
    • г) фокусированное.

Процедура интервью.

  • 1. Начальный этап всякого интервью - установление социально-психологических контактов интервьюера и респондента. Затем интервьюер называет организацию, которую он представляет, объясняет задачу интервью и причины выбора данного респондента.
  • 2. Второй этап - основное интервьюирование - осуществляется в соответствии с разработанным заранее вопросником.
  • 3. Третий этап интервью - анализ результатов опроса.

Все вопросы классифицируют по содержанию, форме и функции.

  • а) о фактах, действиях в прошлом и настоящем, а также о продуктах деятельности;
  • б) о мотивах, оценках и мнениях индивидов.

В группе "а" исследователь может получить объективные сведения об опрашиваемом, о том, что он знает и помнит, а "в группе "б" - информацию о том, что думает опрашиваемый, что он намеревается делать и почему. Вопросы группы "б" более трудные, ответы менее достоверные. Большое значение для выявления мотивов, намерений, установок имеют проективные вопросы, когда респондентам предлагают набор ситуаций, которые могли бы встретиться в жизни, и просят указать предпочтительный вариант поведения: "Представьте себе, что...".

По форме:

а) открытые и закрытые;

Открытые вопросы предполагается ответ в свободной форме, но эта "свобода" ответов затрудняет обработку данных, а закрытые вопросы предполагают перечень альтернативных ответов, при этом могут быть альтернативы с веером ответов или ответы с ранжированной оценкой.

б) прямые и косвенные.

Прямые вопросы задаются "в лоб", а косвенные представляют серию уточняющих вопросов.

По функции:

  • а) фильтрующие;
  • б) контрольные вопросы.

Основная функция фильтрующих вопросов - отсеять респондентов некомпетентных, а контрольных вопросов - проверить достоверность полученных ответов (шкала "лжи").

Сферы применения интервью:

  • - на ранних стадиях исследования с целью уточнения общей проблемы и гипотезы;
  • - для разработки методики больших опросов-обследований;
  • - в качестве основного метода сбора социально-психологической информации;
  • - в качестве дополнительного метода совместно с другими методами исследования;
  • - в контрольных исследованиях для уточнения и проверки данных других методов.

Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет. Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии: это анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых. Например, в анкете, направленной на выявление эмоционального отношения школьников к своему возрасту, использован такой вопрос: "Предпочитаете стать взрослым теперь же, сразу, или хотите остаться ребенком и почему?"; это анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа.

Например, для определения отношения учащегося к различным учебным предметам можно использовать такой вопрос: "Какой из учебных предметов - самый интересный?". А в качестве возможных ответов можно предложить перечень учебных предметов: "алгебра", "химия", "география", "физика" и т.д.; это анкеты шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а прошкалировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов. Так, например, вместо ответов "да" или "нет" испытуемым можно предложить пятибалльную шкалу ответов:

  • 5 - уверено да;
  • 4 - больше да, чем нет;
  • 3 - не уверен, не знаю;
  • 2 - больше нет, чем да;
  • 1 - уверенно нет.

Между этими тремя типами анкет не существует принципиальных различий, все они являются лишь различными модификациями метода анкетирования. Однако если использование анкет, содержащих прямые (а тем более косвенные) вопросы, требует предварительного качественного анализа ответов, что значительно затрудняет использование количественных способов отработки и анализа получаемых данных, то анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования.

Бесспорным достоинством метода анкетирования является быстрое получение массового материала, что позволяет проследить ряд общих изменений в зависимости от характера учебно-воспитательного процесса и т.п. Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой факторов: материалы, при помощи анкет и вопросников (составленных из прямых вопросов к испытуемым), не могут дать исследователю представления о многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся к психологии. Анкетирование - это средство первой ориентировки, средство предварительной разведки. Чтобы компенсировать отмеченные недостатки анкетирования, применение этого метода следует сочетать с использованием более содержательных исследовательских методов, а также проводить повторные анкетирования, маскировать от испытуемых подлинные цели опросов и т.д.

Тестирование - метод психологической деятельности, использующий стандартизированные задачи и вопросы - тесты, имеющие определенную шкалу значений. Применяются для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Позволяют с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т.п. Тестирование предполагает, что обследуемый выполняет определенную деятельность: это может быть решение задачи, рисование, рассказ по картинке и пр. - в зависимости от используемой методики. В процессе тестирования происходит определенное испытание, на основании результатов которого делаются выводы о наличии, особенностях и уровне развития тех или иных свойств. Отдельные тесты - это стандартные наборы заданий и материала, с которым работает испытуемый, стандартна и процедура предъявлений заданий, хотя в некоторых случаях предусматриваются определенные степени свободы для поводящего тестирование - право задавать дополнительный вопрос, построить беседу в связи с материалом и т.п. Процедура оценки результатов также стандартна. Такая стандартизация позволяет сопоставить результаты различных испытуемых.

Основными сферами тестирования являются:

  • 1) образование;
  • 2) проф. подготовка и отбор;
  • 3) психологические консультирования;
  • 4) клиническая практика.

Однако в любой из этих сфер процесс тестирования может быть разделен на три этапа:

  • 1) выбор теста;
  • 2) проведение тестирования;
  • 3) интерпретация результатов тестирования.

На всех этапа необходимо участие квалифицированного психолога или, в крайнем случае, специально подготовленного человека.

Проективные методики - это группа методик, предназначенных для диагностики личности. Для них характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т.д. Так, испытуемым предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т.п. В отличие от интеллектуальных тестов ответы на задания проективных методик не могут быть правильными или неправильными; возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов определяется особенностями личности испытуемого, которые "проецируются" на ответы. Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление.

Эти методики носят в основном индивидуальный характер и в большей своей части бывают предметными или бланковыми.

Принято различать следующие группы проективных методик:

  • - методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла;
  • - методики конструирования: создание из оформленных деталей осмысленного целого;
  • - методики интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации;
  • - методики - дополнения: завершение предложения, рассказа, истории;
  • - методики катарсиса: осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях;
  • - методики изучения экспрессии: рисование на свободную или заданную тему;
  • - методики изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.

Выбор методов исследования определяется прежде всего конкретными задачами научной работы. О том, какое они имеют значение для успеха планируемого исследования, И.П. Павлов говорил: "…метод - самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьёзность исследования. Всё дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных" .

Применять те или иные методы исследования нужно в соответствии с их целесообразностью в каждом конкретном случае. Поэтому можно говорить лишь о некоторых общих требованиях в определении пригодности того или иного метода.

1-е требование. Метод должен обладать определённой стойкостью к действию сопутствующих факторов. Понимать это следует в смысле способности метода отражать только то состояние исследуемых, которое вызвано действием экспериментального фактора, а не факторов, возникших непредвиденно. Например, установив большую эффективность нового способа обучения, экспериментатор должен быть уверен, что применённый им метод отразил изменения, произошедшие под влиянием именно нового способа, а не непредвиденных факторов. В соответствии с этим требованием необходимо оценивать достоверность происшедшего изменения того или иного показателя: действительно ли возникли стойкие изменения в результатах или это случайность. В определении стойкости метода существенную роль играет математическая обработка результатов исследования.

2-е требование. Метод должен обладать определённой избирательностью по отношению к изучаемым явлениям. Другими словами, он должен соответствовать изучаемому явлению, и следовательно, отражать то, что он призван отражать согласно задаче исследования. Например, если применено контрольное упражнение для определения уровня развития быстроты, то экспериментатор должен быть уверен, что избранный тест отражает именно уровень развития быстроты, а не, предположим, скоростной выносливости.

Избирательность метода устанавливается двумя путями: а) путём теоретического анализа результатов той двигательной деятельности, в которой они не могут быть выражены в метрических единицах измерения (гимнастика, игры и т.п.); б) путём вычисления меры связи между показателями метода исследования и результативностью той деятельности, которая является предметом специальной подготовки (например, бег, метания).

Первый путь является единственным для указанных действий. Избирательность метода в этом случае устанавливается на основе знания психофизиологических закономерностей, лежащих в основе изучаемой деятельности человека. Определив ведущие для данной деятельности системы её обеспечения, подбираются такие методы, с помощью которых можно оценить функционирование именно этих систем. Второй путь не исключает необходимости теоретического анализа. но преимущество этого пути состоит в том, что для объективизации его можно использовать математические расчёты.

3-е требование. Метод должен обладать ёмкостью, т.е. давать максимум информации. Достаточная ёмкость метода позволит получить тот объём информации, который даст возможность характеризовать истинное состояние явления. Большая ёмкость метода делает его и более стойким к действию сопутствующих факторов.

4-е требование. Метод должен обладать воспроизводимостью (надёжностью), т.е. способность давать идентичные результаты при условии: а) многократных исследований один и тем же экспериментатором одних и тех же занимающихся; б) проведения исследований одним и тем же экспериментатором, на разных (но аналогичных) группах занимающихся; в) проведения исследований разными экспериментаторами, но на одних и тех же группах занимающихся. Степень воспроизводимости метода определяется в тех случаях, когда он позволяет оценить изучаемое явление в каких - либо количественных показателях. Существуют два способа определения степени воспроизводимости метода.

5-е требование. Если исследование по своей сущности допускает применение педагогического эксперимента, то он должен быть введен в научную работу. И.П. Павлов писал о преимуществах эксперимента перед наблюдением: "Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берёт у природы то, что он хочет" .

6-е требование. В меру целесообразности необходимо применять не один метод исследования, а несколько, причём, если этого требуют задачи исследования, в сочетании с физиологическими методами и методами психологического анализа. комплексное применение методов позволяет более разностороннее и объективно изучать явление.

При сочетании педагогических и физиологических методов исследования, а также методов психологического анализа, безусловно, не должна нарушаться направленность педагогических исследований. Направленность исследования определяется не фактом использования тех или иных методов, а задачами научной работы. при такой постановке вопроса в любом педагогическом исследовании ведущими являются педагогические методы. Именно они наиболее полно могут раскрыть педагогическую сущность разрабатываемой проблемы. Другие же методы исследования в данном случае играют лишь вспомогательную роль. Разумеется, характер изучаемого явления может уменьшать или увеличивать долю значимости, например, физиологических методов в педагогическом исследовании. Так, при изучении опыта работы учителей значение физиологических методов, как правило, сводится к нулю, при сравнительной же характеристике способов развития двигательных качеств роль этих методов в получении объективных данных неизмеримо возрастает.

Всякая наука основана на фактах. Она собирает факты, сопоставляет их и делает выводы устанавливает законы той области деятельности, которую изучает. Способы получения этих фактов называются методами научного исследования. Основные методы научного исследования в психологии - наблюдение и эксперимент. Итак, в психологии используют целый ряд методов. Какой из них рационально применить, решают в каждом отдельном случае в зависимости от задач и объекта исследования. При этом обычно используют не один какой-нибудь метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга.

Разумеется, внесение элементов психологических и физиологических исследований в педагогические исследования не формальный, не механический акт. Оно оправдано только в том случае, если без этого не может быть достигнута объективность педагогических данных.

7-е требование. Экспериментатор обязан в совершенстве овладеть методов исследования до начала сбора основного материала.

8-е требование. Каждый новый метод должен быть предварительно апробирован на предмет выявления его эффективности. Это даст возможность сопоставить показатели, полученные новым методов, с показателями, которые были получены ранее. Подобное сопоставление, в свою очередь, позволит определить, в какой мере можно сравнивать получаемые результаты с теми результатами, которые были получены при исследовании аналогичного явления или аналогичной функции старым методом.

9-2 требование. Любой метод исследования требует тщательной предварительной организации условий, включая разработку документации для фиксирования получаемых данных.

10-е требование. При повторных исследованиях необходимо создавать идентичные условия применения методов.

Соблюдение перечисленных требований при выборе методов исследования создаёт основу для объективизации получаемых данных и повышает достоверность результатов исследования.

Существуют определенные правила, которые обязательно надо выполнить, приступая к исследованию:

1. Применяемые методы исследования должны быть научными , т. е. проверенными неоднократно на получение правдивой, объективной, надежной и доказуемой информации, которую можно использовать во благо обследованного. Только тогда их, возможно, задействовать вновь.

Современное развитие психологии допускает альтернативное изучение причин возникновения психических явлений. Плюрализм может в этом случае провоцировать ненаучное толкование воздействия одного человека на другого или, к примеру, стремление объяснить потребности ребенка влиянием наследственности, а черты характера следующим образом: «Так на роду написано, ничего не сделаешь» и т. п.

2. Используемые методы должны быть валидными и должен давать, достоверную, правдивую информацию. Способы изучения психических явлений, появившихся в процессе и результате деятельности, общения, должны давать ту качественную информацию, на которую они нацелены. Валидность объединяет цель, эталон и реальную картину проводимого исследования Психологу необходимо понимать, что используемый метод исследования должен соответствовать ожидаемым результатам.

Отсутствие валидности проявляется по-разному: когда задание слишком сложное и не отражает уровень возрастного или психического развития; когда оно исследует только одну деталь, а претендует на иллюстрацию общего свойства; когда задание не соответствует уровню национальной культуры.

Существуют правила проверки метода на валидность: сначала апробируют ту или иную методику на небольшой выборке или на самом исследователе, затем привлекают группу экспертов, наиболее компетентных в данном вопросе. Можно также использовать какой-либо фрагмент методики. В любом случае психолог обязан привлекать проверенные методы, полученные в профессиональном сообществе.

3. Метод должен способствовать получению однозначной информации , которая может быть подтверждена и другими средствами исследования.

Психологу в сфере образования необходимо быть уверенным, что полученные при исследовании данные значимы, им можно доверять и использовать в целях коррекции. Очень часто он стремится использовать как можно больше методик, которые, естественно, высвечивают многообразную картину обследованного качества. Это приводит к тому, что главные свойства и их причины растворяются в контексте множества признаков. Иногда случается, что при изменении ситуации метод приводит к иным результатам.

Если проводит исследование учитель (чаще всего это опрос) - дети ведут себя, как обычно. Приходит психолог - картина меняется. Одни дети любопытны, с удовольствием «решают научные задачки», другие могут выполнять исследовательское задание только наедине с психологом, боясь афишировать свои действия. Бывает и так, что личностные опросники дают информацию, не обнаруживаемую при наблюдении.



4. Методы исследования должны быть взаимозависимыми, несмотря на их самостоятельность. Следует указать на логичность и последовательность их использования: что нужно психологу сделать сначала, что в конце, почему применяется выбранный способ исследования, каковы его этапы, какую информацию следует проверить и как. Важно раскрывать психическое явление последовательно, обстоятельно, многогранно. Необходимо и квалифицированно оперировать избранным методом.

В настоящее время появилось множество материалов об исследовании методик «в домашних условиях». Не прошедшие проверку на валидность опросники и другие задания могут принести не пользу, а вред. Психолог-профессионал должен быть всегда очень осторожен в выборе способа исследования, потому что он имеет дело с психикой человека.

5. Метод должен извлекать репрезентативную информацию . Это соответствие характеристик, полученных в результате выборочного наблюдения, тем, которые характеризуют всю совокупную выборку. Репрезентативность - представительность данных, полученных тем или иным способом.

Для того чтобы сделать вывод о развитии словесно-логической памяти учащихся начальных классов, недостаточно изучить ее особенности только у первоклассников. Иногда психолог исследует какой-либо аспект, вовлекая в работу десятерых, а вывод делает о сотне испытуемых. Чем сложнее и весомее задача исследования, тем с привлечением большего числа испытуемых она должна решаться и более точными методами. Способ исследования какого-либо явления должен показывать существенное свойство у одних испытуемых, а затем подтверждаться и у других.

6. Понятность требования, предъявляемого испытуемым . Иногда можно увидеть, как неверно сообщается инструкция, как усложняется или упрощается задание. Например, психолог говорит ребенку: «Сейчас посмотрим, умный ты или только кажешься таким, а то в классе ведешь себя, будто с тобой никто и справиться не может». Получается в таком случае не научное исследование, а его фальсификация, да еще с угрозой и в форме наказания.

Случается, испытуемый не понимает, что от него требуется, поскольку ему непонятен язык, профессиональный сленг. Например: «Ответьте на вопросы, и я скажу, кто вы - интроверт или экстраверт».

7. Проводимые исследования, не должны быть спонтанными, случайными и хаотичными . Необходима исследовательская программа, в которой отражены четкая цель, задачи, гипотезы и предполагаемые методы исследования. В программе указывается и исследовательская выборка, обосновывается, почему требуется изучить определенное количество человек, кто будет проводить исследование - психолог или учителя-экспериментаторы, как будут обсуждаться результаты, нужно ли привлекать к исследованию других специалистов - например, предполагается ли задействовать различные школьные службы (методическую, логопедическую, медицинскую).