Тварь я дрожащая. Социальные, философские и психологические мотивы преступления Раскольникова (по роману Ф

«Я не старуху убил... я себя убил...» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников совершил преступление: убил бабку-процентщицу и ее сестру Лизавету.

Что же стало причиной этого преступления? Тяжелое состояние семьи? Так. Убожество, довела героя до болезни и отчаяния? И это тоже. Но все-таки главная причина - в созданной самим же Раскольниковим теория преступления «по совести». По этой теории люди делятся на «обыкновенных» и «избранных», «больших». «Большие» могут «для общего блага» нарушать моральные законы общества, могут преступать закон.

Раскольников долго рассуждал о том «тварь ли он дрожащая или право имеет». И решил доказать прежде всего себе и другим, что может совершить преступление «по совести», «переступить через кровь», оправдывая его тем, что убийство старой, пустяковой бабки, «которой уже нечего делать на этом свете», будет для многих благом, а ее деньги станут спасением для обездоленных людей.

Но, совершив преступление, Родион, мучается угрызениями совести, понимает, что он не из «разряда тех, кто право имеет». Он презирает себя за угрызения совести, за то, что оказался «тварью дрожащей». Ведь, кроме «никчемной бабки», он убил ее сестру Лизавету, свидетеля преступления. И тут теория Раскольникова не выдерживает испытания жизнью. Пытаясь переделать свою натуру, Раскольников приходит к трагическому раздвоению.

Жизнь его разделилась на то, что было до преступления и после него. Герой обрек себя на страдания. Он признается Соне: «И не деньги, главное, нужны мне были... когда я убил... мне надо было узнать тогда, вошь я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу?» И не смог. Не смог переступить через свою совесть. Убив процентщицу, Родион убивает все то человеческое, что связывало его с человеческим миром, с людьми: «Я не старушку убил... я себя убил». С этого признания и началось раскаяние. Герой понял, что все люди незаметно связаны, жизнь каждого человека - безусловная ценность, и никто не имеет права распоряжаться чужой жизнью. А потом была «явка с повинной», суд, каторга.

Итак, Раскольников наказан. Вроде бы все просто и ясно: нарушил закон - отвечай. Но совсем не «явка с повинной» и каторга были наказанием для Раскольникова. И отвечал он не столько перед законом, сколько перед своей совестью. Герой чувствует вину не перед законом, а перед собственной совестью, перед невинно убитой Лизаветою, перед матерью, сестрой, Соней Мармеладовою. Перед людьми. Перед землей своей. И поэтому, чтобы «искупить вину страданием», он идет на Сенную площадь и, как ему советовала Соня, становится на колени и целует землю, перед которым он согрешил... «Все заодно в нем смягчилось, и полились слезы...»

Трагизм Раскольникова - в ошибочности теории «наполеонізму». Он понял это, совершив преступление, но вернуться к прежней нормальной жизни смог только через страдания. В Сибири, на каторге, происходит мучительное освобождение Раскольникова от идеи «сверхчеловека». И есть надежда на его нравственное возрождение и возвращение к людям.

Ф. М. Достоевский - величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. Его романы отличаются пристальным интересом к интеллектуальной жизни героев, раскрытием сложного и противоречивого сознания человека. Основные произведения Достоевского появились в печати в последней трети XIX века, когда обозначился кризис старых морально-этических принципов, когда стал очевидным разрыв между стремительно изменяющейся жизнью и традиционными нормами жизни. Именно в последней трети XIX века в обществе заговорили о «переоценке всех ценностей», об изменении норм традиционной христианской морали и нравственности. А в начале двадцатого века это стало практически основным вопросом в среде творческой интеллигенции. Достоевский одним из первых увидел опасность грядущей переоценки и сопутствующего ей «расчеловечивания человека». Он первым показал ту «бесовщину», которая изначально крылась в подобных попытках. Именно этому посвящены все его основные произведения и, конечно же, один из центральных романов – «Преступление и наказание».

Этот роман Ф. М. Достоевский опубликовал в 1866 году. Это произведение, посвященное истории того, как долго и трудно шла через страдания и ошибки мечущаяся человеческая душа к постижению истины. Раскольников - духовный и композиционный центр романа. Внешнее действие лишь обнаруживает его внутреннюю борьбу. Он должен пройти через мучительнее раздвоение, чтобы понять себя и нравственный закон, нерасторжимо связанный с человеческой сущностью. Герой разгадывает загадку собственной личности и вместе с тем загадку человеческой природы.

Родион Романович Раскольников – главный герой романа - в недалеком прошлом студент, оставивший университет по идейным соображениям. Несмотря на привлекательную внешность, «он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу». Раскольников живет в крайней нищете, снимая в одном из петербургских домов каморку, похожую на гроб. Однако он мало уделяет внимания обстоятельствам жизни, так как увлечен собственной теорией и поиском доказательств ее справедливости.

Разочаровавшись в общественных способах изменения окружающей жизни, он решает, что воздействие на жизнь возможно при помощи насилия, а для этого человек, вознамерившийся сделать что-то для общего блага, не должен быть связан никакими нормами и запретами. Пытаясь помогать обездоленным, Родион приходит к осознанию собственного бессилия перед лицом мирового зла. В отчаянии он решается «преступить* нравственный закон - убить из любви к человечеству, совершить зло ради добра.

Раскольников ищет могущества не из тщеславия, а чтобы помочь людям, погибающим в нищете и бесправии. Однако рядом с этой идеей существует другая - «наполеоновская», которая постепенно выходит на первый план, оттесняя первую. Раскольников делит человечество на «…два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Второй разряд, меньшинство, рожден властвовать и повелевать, первый - «жить в послушании и быть послушными».

Главным для него становятся свобода и власть, которую он может употреблять, как ему заблагорассудится -на добро или на зло. Он признается Соне, что убил, потому что хотел узнать: «имею ли я право власть иметь?» Он хочет понять: «вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли переступить или не смогу? Тварь ли я дрожащая или право имею?» Это самопроверка сильной личности, пробующей свою силу. Обе идеи владеют душой героя, раскрывают его сознание. Отъединившись от всех и замкнувшись в своем углу, Раскольников вынашивает мысль об убийстве. Окружающий мир и люди перестают быть для него подлинной реальностью. Однако «безобразная мечта», которую он лелеял в течение месяца, вызывает у него отвращение. Раскольников не верит в то, что может совершить убийство, и презирает себя за отвлеченность и неспособность к практическому действию. Он идет к старухе-процентщице для пробы - место осмотреть и примериться. Он думает о насилии, а душа его корчится под бременем мирового страдания, протестуя против жестокости. Несостоятельность теории Раскольникова начинает обнаруживаться уже во время совершения преступления. Жизнь не может уместиться в логическую схему, и хорошо рассчитанный сценарий Раскольникова нарушается: в самый неподходящий момент появляется Лизавета, и ему приходится убить ее (а также, вероятно, ее еще не родившегося ребенка). После убийства старухи и ее сестры Лизаветы Раскольников переживает глубочайшее душевное потрясение. Преступление ставит его «по ту сторону добра и зла», отделяет его от человечества, окружает ледяной пустыней. Мрачное «ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказались в душе его». У Раскольникова горячка, он близок к помешательству и даже хочет покончить с собой. Родион пытается молиться, и сам над собой смеется. Смех сменяется отчаянием. Достоевский акцентирует мотив отчужденности героя от людей: они кажутся ему гадкими и вызывают «…бесконечное, почти физическое отвращение». Даже с самыми близкими он не может говорить, чувствуя непреодолимую границу, «лежащую» между ними.

Путь преступления для Раскольникова (а по Достоевскому, ни для кого из людей) неприемлем (недаром Достоевский сравнивает преступление Раскольникова со смертью, а дальнейшее его воскресение происходит именем Христа). То человеческое, что было в Раскольникове (содержал почти год на свои средства больного товарища-студента, спас из огня двоих детей, помогал, отдавая последние деньги на похороны, вдове Мармеладова), способствует скорейшему воскрешению героя (слова Порфи-рия Петровича о том, что Раскольников «недолго себя морочил»). Воскрешает Родиона к новой жизни Соня Мармеладова. Теории Раскольникова противопоставляется христианская идея искупления своих и чужих грехов страданиями (образы Сони, Дуни, Миколки). Именно когда для Раскольникова открывается мир христианских духовных ценностей (через любовь к Соне), он окончательно воскресает к жизни.

Устав от «теории» и «диалектики», Раскольников начинает осознавать ценность обычной жизни: «Как бы ни жить – только жить! Экая правда! Господи, какая правда! Подлец человек! И подлец тот, кто его за это подлецом называет». Он, желавший жить «необыкновенным человеком», достойным подлинной жизни, готов смириться с простым и примитивным существованием. Его гордость сокрушена: нет, он не Наполеон, с которым постоянно соотносит себя, он всего лишь «эстетическая вошь». У него вместо Тулона и Египта - «тощенькая гаденькая регистраторша», однако ему и того достаточно, чтобы впасть в отчаяние. Раскольников сокрушается, что ведь должен был заранее знать про себя, про свою слабость, прежде чем идти «кровавиться». Он не в силах нести тяжесть преступления и признается в нем Сонечке. Потом идет в участок и признается. Своим преступлением Раскольников вычеркнул самого себя из разряда людей, стал отверженным, изгоем. «Я не старуху убил, я себя убил», – признается он Соне Мармеладовой. Эта оторванность от людей мешает Раскольникову жить. Идея героя о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Жизнь победила теорию. Недаром Гете говорил в Фаусте: «Теория, мой друг, сера. Но вечно зелено дерево жизни».

По Достоевскому, никакая высокая цель не может оправдать негодных средств, ведущих к ее достижению. Индивидуалистический бунт против порядков окружающей жизни обречен на поражение. Только сострадание, христианское сочувствие и единение с другими людьми могут сделать жизнь лучше и счастливее.

Ф. М. Достоевский роман «Преступление и наказание»

Алмаева Жадыра Нуркужаевна

Учитель русского языка и литературы

Казалинского аграрно – технический колледж

Цель урока: научить видеть особенности литературного творчества Достоевского; проследить за состоянием Раскольникова после убийства им старухи-процентщицы и ее сестры; помочь сделать вывод – раскаивается ли герой в совершенном им преступлении.

Тип урока: анализ художественного произведения;

Метод: беседа, диспут;

Форма: групповая

Межпредметная связь: с историей (Война 1912 года), обстановка в России конца XIX века

Ход урока:

    Организационный момент: 1мин

Приветствие

Подготовить учеников к уроку

II . Опрос домашнего задания: 10 мин

Беседа с группой (самостоятельное прочтение некоторых глав романа)

Главные герои произведения

Родион Раскольников Соня Мармеладова Алена Ивановна

(старуха-процентщица)

Вопросы (раскрываем образы героев)

    Кто он(а)?

    На что он(а) существовал(а)?

    Чем он(а) занимался(ась)?

    Что вы думаете о них?(раскрывают положительные и отрицательные стороны героев)

    Новая тема . 20 мин.

«Я не старуху убил, я себя убил»

Слово учителя. Итак, случилось страшное: Раскольников убил старуху-процентщицу, ее сестру Лизавету.

Какое чувство вызывает у вас герои?

Как у Раскольникова возникла идея убить старуху-процентщицу?

Что же произошло с Лизаветой? Хотел ли Родион убить ее? Или это вышло случайно?

Расскажите, как готовился Раскольников совершить свое преступление? Легко ли ему было пойти на это?

Расскажите о его теории?

С кем он себя сравнивает?

Для чего это ему нужно было?

Опишите его внешность, жилье, сам город Петербург.

Петербург Достоевского. Нет, это не сияющие дворцы на набережной Невы. Это жалкие каморки доходных домов, грязные и зловонные, это питейные заведения, откуда целый день доносится ругань, это дома с «каменными мешками», больше похожие на гробы, чем на комнаты, это грязь, вонь, нищета, голод... Это Петербург, в котором есть все, «окромя отца с матерью», все, кроме любви, теплоты, человечности, души…

Слово учителя. (Работа с учебником)

Что же происходит теперь с Раскольниковым?

Как он себя чувствует после совершенного убийства двух человек?

(учащиеся читают этот эпизод с учебника стр.263-271)

Причины, побудившие Раскольникова к убийству:

    Внешние: идеи витавшие в воздухе:

Жестокость окружающего мира;

Тяжелая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются, тесная комната, похожая на шкаф.

2. Внутренние:

- состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нем есть стремление действовать);

Характер героя (сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый).

Что же, Раскольников богат: все деньги, драгоценности старухи он получил.

Находит ли он им применение?

Нужно ли ему это богатство?

Об этом ли он мечтал в своих мыслях?

К кому он идет?

Есть ли в романе человек, у которого он может найти понимание, сострадание?

И вот он совсем один в этом мире и идет к Соне Мармеладовой

Встреча Раскольникова с Соней, разговор с ней, ее любовь, ее христианская позиция помогает ему понять содеянное. «Он смотрел на Соню и чувствовал, как много на нем было ее любви, ему стало вокруг тяжело и больно от того, что его так любят». Именно Соня, сама страдающая, несчастная, своей верой, своей любовью побеждает то зло, которое живет в Раскольникове. Она, узнав о его преступлении, твердо решает: «Вместе страдать будем, вместе и крест понесем». Соня убеждает

Родиона покаяться и принять неизбежное наказание

Она помогает ему понять главный смысл христианского вероучения, утверждающего необходимость смирения, ценность любой жизни и невозможность творить добро при помощи зла.

    Закрепление нового материала 12 мин

Итак, ребята постарались раскрыть образ Родиона Раскольникова, попытались проанализировать его проступок – убийство человека.

После совершения преступления Раскольников не перестает мучиться, не перестает искать и отчаянно понимает, что он не относится с тем, с которым все не по чем, «которым все дозволено», «да и существуют ли такие люди?»... «Я переступить поскорее хотел, - говорит Раскольников – Я не человека убил, я себя убил!»

Страх перед разоблачением, муки совести, странное ощущение загнанности, осознание того, что все его идеи – обман, становятся первым и главным наказанием Родиона Раскольникова.

«Раскольников испытывает невыносимое душевные мучения, сомнения в правильности своих убеждений. Постоянно ожидание разоблачения доводит его до грани отчаяния».

Раскольников убивает процентщицу, притеснительницу сестры, отвратительную личность, чтобы на ее деньги выучиться и принести людям «практическую пользу», чтобы «сделать счастливою свою мать, живущую в узде, избавить сестру от ненужной жертвы, докончить курс, уехать за границу и потом всю жизнь быть честным».

    Но как вы знаете, ребята, совершив убийство он не испытал никакого облегчения.

Дискуссионная карта

Раскольников решился на убийство

    Что вы сделали бы на месте Раскольникова?

    Пошли ли вы на убийство?

    Если среди вас окажется такой человек, что вы сделали бы?

ДА

НЕТ

Он принял верное решение потому что эта старуха была жадной, жестокой. Не жалела бедных, и никогда не оказывала помощь нуждающимся

Если посмотреть с духовной и религиозной стороны. То в Коране есть заповедь «не убей потому даже самый плохой человек, он дитя Бога». И только Бог имеет право лишать жизни

Возможно, потому что общество надо очищать от подобного рода людей. Эти люди и сами не живут по-человечески и другим не дают

Не пошли бы на убийство. Человек, который проливает кровь слабой старухи не достоин уважения. И любое кровопролитие – это грех

Вывод: мы отговорили бы его от такого поступка. Потому что человек должен начинать свой жизненный путь не с убийства и не с тюрьмы. Жизнь коротка и надо начинать жизнь с благих дел. Всякое убийство - это грех. Нельзя убить человека, даже самого гадкого, жестокого и вредного. Нельзя убить человека какие обстоятельства нас не принуждали бы!

И Раскольников приходит к такому выводу: «Я себя убил, а не старуху». Он понимает, что совершил ужасное преступление, злое дело, которое не как нельзя оправдать.

    Оценивание учащихся

    Домашнее задание: Подготовьте небольшое эссе на тему «Актуален ли роман Достоевского в наши дни»

Герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников совершил преступление: убил старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету.

Что же стало причиной этого преступления? Бедственное положение семьи? Да. Нищета, доведшая героя до болезни и отчаяния? И это тоже. Но все-же главная причина — в созданной самим же Раскольниковым теории преступления «по совести». По этой теории люди делятся на «обыкновенных» и «избранных», «великих». «Великие» могут «для общего блага» нарушать нравственные законы общества, могут преступать закон.

Раскольников долго размышлял о том, «тварь ли он дрожащая или право имеет»? И решил доказать прежде всего себе и другим, что может совершить преступление «по совести», «перешагнуть через кровь», оправдывая его тем, что убийство дряхлой, мелочной старушонки, «которой уже нечего делать на этом свете», будет для многих благом, а ее деньги станут спасением для обездоленных людей.

Но, совершив преступление, Родион, терзаемый муками совести, понимает, что он не из «разряда право имеющих». Он презирает себя за муки совести, за то, что оказался «тварью дрожащей». Ведь, кроме «никчемной старухи», он убил ее сестру Лизавету, свидетеля преступления. И тут теория Раскольникова не выдерживает испытания жизнью. Пытаясь переделать свою натуру. Раскольников приходит к трагическому раздвоению.

Жизнь его разделилась на то, что было до преступления и после него. Герой обрек себя на страдания. Он признается Соне: «И не деньги, главное, нужны мне были... когда я убил... мне надо было узнать тогда, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу?» И не смог. Не смог преступить через свою совесть. Убив процентщицу, Родион убивает все то человеческое, что связывало его с человеческим миром, с людьми: «Я не старушонку убил... я себя убил». С этого признания и началось раскаяние. Герой понял, что все люди незримо связаны, жизнь каждого человека — безусловная ценность, и никто не имеет права распоряжаться чужой жизнью. А потом была «явка с повинной», суд, каторга. Материал с сайта

Итак, Раскольников наказан. Вроде бы все просто и ясно: нарушил закон — отвечай. Но совсем не «явка с повинной» и каторга были наказанием для Раскольникова. И отвечал он не столько перед законом, сколько перед своей совестью. Герой ощущает вину не перед законом, а перед собственной совестью, перед невинно убитой Лизаветой, перед матерью, сестрой, Соней Мармеладовой. Перед людьми. Перед землей своей. И поэтому, чтобы «искупить вину страданием», он идет на Сенную площадь и, как ему советовала Соня, становится на колени и целует землю, перед которой он согрешил... «Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы...»

Трагизм Раскольникова — в ложности теории «наполеонизма». Он понял это, совершив преступление, но возвратиться к прежней нормальной жизни смог только через страдания. В Сибири, на каторге, происходит мучительное освобождение Раскольникова от идеи «сверхчеловека». И есть надежда на его нравственное возрождение и возвращение к людям.

Преступление совершено. Но если Раскольников в припадке может убить, то красть он не в состоянии. Он присваивает себе только две ничего не стоящие вещицы и с большими затруднениями спасается оттого, чтобы не быть застигнутым на месте преступления. Теперь наступает период в его жизни, когда он может только размышлять над своим преступлением.

Он уничтожает все его внешние следы, но вечно занят мыслью, как бы скрыть его, чем все больше и больше выдает себя своим преследователям. Но это еще не главное - внешние открытия не сокрушают его; что его окончательно губит, это внутреннее открытие, которое он делает: все более и более возрастающая уверенность, что он не принадлежит к числу тех избранных натур, которым все разрешается. После совершения преступления он никак не может вновь подняться на ту высоту, с какой он раньше смотрел на него: «Наполеон, пирамиды, Ватерлоо, - и тощая гаденькая регистраторша, старушонка, процентщица, с красною укладкою под кроватью...

Полезет ли, дескать, Наполеон под кровать к «старушонке!» Эх, дрянь!». Он не раскаивается в умерщвлении старухи, продолжая считать ее жизнь бесполезной, а смерть безразличным, пожалуй, даже полезным делом. Старуха была и продолжает казаться ему чем-то побочным; убивая ее, он ведь хотел только уничтожить предрассудок, убить не человека, а ложный взгляд и переступить через пропасть, отделяющую обыкновенных людей, погрязших в будничных понятиях, от сонма избранных. Он убил предрассудок, но продолжал оставаться по ту сторону пропасти.

Он безгранично несчастен, несчастнее, чем когда-либо раньше. Он не сделал ничего дурного. Он хотел только не оставить без помощи своей голодной матери, имея рубль в кармане. И как добросовестно он поступил! Он, прежде всего, проверил свои силы самым тщательным испытанием себя, убедившим его в том, что он не переступит за известные границы для удовлетворения своих чувственных потребностей, а будет иметь всегда в виду только свою великую цель; кроме того, среди всей бесполезной «вши» он выбрал самую бесполезную, и, наконец, решил, убивая эту женщину, взять лишь столько, сколько оказывалось необходимым для его ближайших целей.


А между тем, не старуху жалкую убил он, а самого себя, свое собственное «я». Его преступление превзошло его самого, оно сделало Раскольникова совершенно одиноким, отбросило его в глубину его собственного «я». Тайна терзает его до безумия, и мучение при мысли, что он такая же «вошь», как и все остальные, изводит его.
Едва успел он совершить убийство, как почувствовал себя одиноким, чуждым всем, осужденным на вечное молчание. Ему кажется, что он больше никогда не осмелится разговаривать с другими людьми. Но вскоре им овладевает безумная потребность открыть свою тайну, рассказать о ней другим. Награбленное его не интересует, у него нет и в мыслях воспользоваться им; он прячет его под камнем на месте постройки. Раскольников сам не понимает, что с ним происходит, но ему кажется, что он точно ударом топора отсечен от своего прошлого. Наступает минута, когда он готов броситься в воду, чтобы положить конец своим мучениям. На окружающих Раскольников производит впечатление сумасшедшего.

Но вот Раскольников встречает воплощение человеческого горя в его самой худшей форме: горького пьяницу, чахоточную вдову с детьми на руках без куска хлеба, благородную молодую девушку Соню, которая должна была унизить себя до проституции, чтобы добывать пищу своим маленьким братьям и сестрам - и потребность выказать великодушие, прийти на помощь ближним на некоторое время возвращает ему веру в жизнь. Однако за кратковременным подъемом духа следуют новые мучения. Его угнетает мысль, что другие, может быть, знают о его преступлении, а он играет перед ними бесполезную комедию, когда делает вид, что все это не имеет к нему никакого отношения.

И действительно, один человек догадался обо всем и насквозь видит его: это гениальный юрист, следователь Порфирий Петрович. Но Раскольникова не арестовывают, не допрашивают, нет; если он впоследствии раскрывает свои уста и обвиняет себя, то это происходит исключительно в силу внутреннего душевного побуждения. Еще задолго до того, как происходит взрыв, ему кажется, что приближается момент, когда он должен открыть тайну, и он сам сравнивает чувство, испытываемое им при приближении этого момента, с тем чувством, которое проснулось в нем, когда ему показалось, что пробил час убить старуху. Но это чувство постоянно переплетается у него с пылкой ненавистью к окружающему миру; он питает убийственную ненависть к тем, кто, как он думает или боится, знают его тайну.

В конце концов он с ужасом осознает, что даже о матери и сестре, которых прежде так любил, временами он думает теперь с чувством ненависти.
Но эта ненависть и это мучение порождены любовью. Если бы он не любил так сильно, ничего не случилось бы. Если бы он был сухим, черствым человеком, если бы он не был смел и великодушен, он никогда не сделался бы убийцей. Все более и более чувствует он в это время влечение к Соне, которая стала проституткой из любви к своим маленьким братьям и сестрам. Раскольникова с ней сблизило сострадание, восхищение ее благородством и чистотой, потому что ни единая капля порока еще не проникла в ее сердце. Он выражает свое уважение той, которую презирает весь мир. Она также преступила границы, она также наложила руки на человеческую жизнь, на свою собственную, пожертвовала со¬бой и пожертвовала, по мнению Раскольникова, бесполезно; но по величию своей души она стоить высоко над ним. И мало-помалу Соня обращается в его совесть и оказывается в конце концов сильнее его. Раскольников не в состоянии противиться этой женщине, столь сильной в своем унижении и смирении, и роман оканчивается тем, что Раскольников идет в полицейский участок и доносит на себя: «Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором, и ограбил».

В эпилоге, происходящем в Сибири, Достоевский заставляет надменный и разбитый жизнью характер Раскольникова смягчиться и возвращает ему бодрость духа благодаря преданной, выносливой любви Сони.