Урок здоровья. Тема "Здоровье тела и души"

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 с.Приволжье

муниципального района Приволжский Самарской области

Игра-практикум

«Твоё здоровье – в твоих руках».

Провела учитель начальных классов

Шишина Надежда Александровна

Цель: обобщить знания детей о здоровом образе жизни;

подвести к осознанию, что заботиться о своем организме может и должен каждый человек, даже ребенок;

показать пути поддержания и укрепления здоровья.

Форма работы: игра-практикум.

Оборудование: экологическая карта района, плакат «Дерево решений»,карточки выбора(№1,№2,№3), рисунок с изображением вредных воздействий на человека, рисунок « Здоровые дети»,»кирпичики» для построения «Дома здоровья, тексты о неграмотном поведении детей, «шифровка» и «ключ» к ней, карточки для составления «меню», кроссворды, цветные наклейки для самооценки, карточки-эмблемы команд, бейджики с эмблемами групп, цветные флажки для сигнала готовности групп, музыкальное оборудование.

    Организационный момент .

Игра « Подари улыбку другу».

2. Обозначение проблемы

1.Самооценка

Мы с вами сегодня поговорим о здоровье, о здоровом образе жизни. Каждый из нас понимает эту фразу по-своему и по разному к этому относится. Давайте в начале нашей работы определим своё отношение к своему здоровью, своему образу жизни. А сделаем это при помощи цветных наклеек.

Инструкция.

Жёлтый – я веду здоровый образ жизни

Зелёный – я стараюсь, но не всегда получается

Голубой – я не обращаю внимание на своё здоровье

Выберите наклейку нужного цвета и прикрепите к фигурке, которая есть у ваших помощников.

Выполнение.

Вот так выглядит ваше отношение к своему здоровью. Очень хорошо, что мы смогли оценить его, задумались о том, что очень важно для современного человека.

2. Очерчивание круга проблем.

Современный человек…. Какой он? Что его окружает?

Наше общество уверенно движется по пути прогресса. Но наряду с достижениями науки и техники, культуры человечество получило и отрицательные результаты своего развития. Стрессы, гиподинамия – малоподвижный образ жизни, напряжение глаз, неправильное «быстрое» питание – всё это отрицательно сказывается на состояние современного человека.

С другой стороны, человек – покоритель природы, построив заводы и фабрики, изобретя автомобиль, нарушил равновесие в природе. Создал тяжёлую экологическую ситуацию.

Проблема экологии нас очень волнует. Старшеклассники провели экологическое исследование района, в котором мы живем, и мы слышали о их выводах. Давайте еще раз вспомним о них.

Все факторы, о которых мы с вами упомянули, волнуют не только нас, жителей района, не только администрацию города, но и правительство нашей страны и других стран. Во всем мире тратятся большие средств на поддержание и укрепление здоровья граждан.

Значит, одна из основных проблем 21 века – сохранение здоровья.

3.Выбор пути решения проблемы.

Нас, как членов современного общества, эта проблема тоже касается. Как же быть современному человеку, в частности, всем нам? Перед нами встает вопрос: кто поможет сохранить здоровье?

Существует несколько путей решения этой проблемы:

    Вопросы о здоровье можно решать с медицинским работником.

    Мы сами должны приложить к этому усилия.

О здоровье заботиться не надо, организм сам справится.

Предлагаю вам в группах принять решение, взвесив все положительные и отрицательные последствия выбора.

Группы делают свой выбор.

Мы с вами сегодня попробуем разобраться, что может сделать каждый человек для сохранения своего здоровья.

4. «Строим» дом здоровья».

Все неприятности, которые сваливаются на человека, похожи на снежный ком, проливной дождь, от которых трудно спрятаться. Аде можно спрятаться от дождя и снега?

Давайте мы с вами построим сегодня воображаемый «ДОМ ЗДОРОВЬЯ», то есть наметим пути, которые помогут нам избежать многих неприятностей жизни.

1. Фундамент.

Мы с вами, сделав выбор, каждый должен заботиться о своем здоровье, уже сделали большой шаг к его сохранению. И мы можем начать « строительство». Ведь основой всего, фундаментом, является сознание, наше осознание необходимости здорового образа жизни.

Прикрепляем элемент: СОЗНАНИЕ.

2. Зарядка.

Как вы думаете, с чего должен начинаться день здорового человека? Предлагаю всем встать и сделать небольшую разминку.

Игра «Пароходики».

Пароходики, пароходики

Уплывают, уплывают.

Руки детские, руки детские

Их пускают, их пускают.

Волны катятся, волны катятся

Неустанно, неустанно.

Провожают в путь, провожают в путь

Капитана, капитана.

Над волной парит, над волной парит

Стая чаек, стая чаек.

В небеса летит, в небеса летит

Синий шарик, синий шарик.

Пароходики, пароходики

Уплывают, уплывают.

Руки детские, руки детские

Их пускают, их пускают.

Дети под музыку выполняют элементы утренней гимнастики.

Очень хорошо у нас получилось. Ни для кого не секрет, что очень трудно заставить себя по утрам делать зарядку. А такие упражнения помогут сделать не только физическую разминку, но и зарядиться хорошим настроением.

А какие еще виды деятельности человека, связанные с движением, помогут сохранить здоровье?

Прикрепляем «КИРПИЧИКИ».

ЗАРЯДКА АКТИВНЫЙ ПОДВИЖНЫЕ

СПОРТ ОТДЫХ ИГРЫ

Посмотрите внимательно на первый ряд кирпичиков. Они все связаны с движением.

    НЕГРАМОТНЫЙ ЧЕЛОВЕК.

Ребята, знаете ли фразу «неграмотный человек»? Это не только тот, кто не умеет читать и писать, но и тот, кто не знает правил здорового образа жизни.

Предлагаю вам познакомиться с образом жизни ребят и оценить их поведение.

Читают, обсуждают, объясняют свое решение. При ответе кратко излагают образ жизни детей.

    Сеня считал, что в жизни столько всего интересного и столько надо успеть, что ему просто некогда было искупаться, умыться, почистить и погладить одежду, вымыть обувь. Ел он на ходу, забывая помыть руки, а часто и фрукты.

    Коля очень любил читать. Он читал много и везде: во время еды, по дороге в школу, в транспорте, вечером, после приготовления уроков. А когда мама выключала свет и желала « Спокойной ночи». Он, чтобы не расстраивать маму, читал под одеялом при свете фонарика. А ещё Коля любил громкую музыку и часто не снимал наушники плеера по несколько часов, в перерывах между чтением.

    Аня очень любила конфеты. Но боялась зубных врачей. После еды она забывала не только почистить зубы, но и прополоскать рот. Постепенно на дёснах появился налёт, в зубах появились маленькие дырочки, которые становились больше, а цвет зубов изменился- стал тёмным. Но Аня считала, что зубы покрасили конфеты.

За ответ группы получают « кирпичики».

Соблюдение Гигиена зрения, Следить за зубами,

личной гигиены, слуха, вовремя обращаться

опрятность правильная

Второй ряд « кирпичиков» здорового образа жизни с правилами гигиены.

4.Окно.

В каждом доме должно быть окно. Зачем? Чтобы построить окно в нашем доме,необходимо расшифровать слово, которое обозначает важный элемент здорового образа жизни.

Ключом к выполнению задания является АЛФАВИТ, в котором пронумерованы буквы.

А Б В Г Д Е Ё

Ж З И Й К Л М

8 9 10 11 12 13 14

Н О П Р С Т У

15 16 17 18 19 20 21

Ф Х Ц Ч Ш Щ

22 23 24 25 26 27

Ъ Ы Ь Э Ю Я

28 29 30 31 32 33

5.МЕНЮ.

Основными режимными моментами являются завтрак, обед, и ужин. Попробуем составить меню на один день. У меня в конверте наборы слов с названием блюд. Выберите те блюда, которые считаете нужными. Прикрепите их к карточке «МЕНЮ».

Группы выбирают конвертики «завтрак», «обед», «ужин». Из них отбирают те полоски со словами, которые им подходят для выполнения задания. Прикрепляют их к бланкам «Меню».

За выполнение задания ребята получают «кирпичики».

Фрукты, Молочные Мясо, овощи продукты, рыба

Третий ряд «кирпичиков» составляет сбалансированное питание.

6.Крыша.

Но наш дом ещё не завершён. Ему не хватает крыши. А построить крышу мы сможем, решив кроссворд.

Задания кроссворда.

    Солнце,…….. и вода – наши лучшие друзья.

    Природное явление, наблюдаемое после дождя.

    Утром на небе всходит, а вечером закатывается.

    Чтобы день был в порядке, делай утреннюю зарядку.

    Как купаться мы идем,

Так его с собой берем.

Вафельное, льняное, махровое

Вытрет ваше тельце,

А называют его………… .

    Она бежит из крана,

Она течёт в реке.

С грязью справится она

Это чистая……….

    Она с крыши висит вниз головой

И плакать начинает ранней весной.

    Белый пушистый ковер

Всю землю укрыл

И деревья запорошил.

На пересечении слов получилось слово ЗДОРОВЬЕ. И это не случайно, ведь итогом здорового образа жизни будет крепкое здоровье, которое поможет справиться со многими неприятностями жизни.

Дети получают элементы крыши за правильно решенный кроссворд.

5 ИТОГ.

Итак, мы с вами построили «ДОМ ЗДОРОВЬЯ» , т.е. наметили пути сохранения здоровья.

В начале классного часа вы сделали вывод о том, что заботиться о здоровье должен каждый человек и доказали, что знаете пути его сохранения, многое умеете для этого делать.

Главное – захотеть быть ЗДОРОВЫМ!

САМООЦЕНКА.

Итак, что же вы выбираете? По какому пути пойдете:

    К здоровому образу жизни.

    Или выберите другой образ жизни.

Это решать каждому из вас.

Я очень хочу, чтобы вы ещё раз задумались о своём отношении к своему здоровью.

Давайте выразим в цвете, как вы теперь будете относиться к своему здоровью.

ИНСТРУКЦИЯ.

Ж.- Я буду стараться вести здоровый образ жизни.

З.- Я не уверен в своем выборе.

Г.- Я так же равнодушен к своему здоровью.

Дети делают выбор, помощники вывешивают бланки с самооценкой «ДО» и «ПОСЛЕ»

работы. Учитель делает анализ самооценки.

Мы с вами сегодня очень хорошо поработали. Надеюсь, что здоровый образ жизни войдет у вас в привычку и не будет вызывать сложностей.

А начинать каждый день нужно с УЛЫБКИ, тогда он будет, как праздник.

Начали мы классный час с улыбки, давайте улыбкой и закончим.

Дети и учитель поют песню « Подари улыбку миру!»

Урок здоровья в начальной школе: «О спорт! Ты – здоровье и сила!»

Аннотация:

Тема здоровья и здорового образа жизни актуальна в наше время, поэтому уроки здоровья в начальных классах особенно полезны, так как ребёнок только начинает развиваться и осознавать для чего нужно вести здоровый образ жизни и заниматься спортом.

Тема урока : Урок здоровья в начальной школе. «О спорт! Ты – здоровье и сила!»

Цель урока здоровья: Формирование положительной мотивации к занятиям физкультурой и спортом, своему здоровью.

Задачи урока:

1.Систематизировать знания и представления о здоровом образе жизни путём зрительного, слухового и эмоционального восприятия.

3. Помочь осознать ценность занятий физкультурой и спортом для здоровья.

4. Воспитывать потребность вести здоровый образ жизни. Воспитывать чувство коллективизма (сдружить детей в совместной спортивной борьбе)

Урок здоровья в начальной школе:

«О спорт! Ты – здоровье и сила!»

Цель: Формирование положительной мотивации к занятиям физкультурой и

спортом, своему здоровью.

Задачи: 1.Систематизировать знания и представления о здоровом образе

жизни путём зрительного, слухового и эмоционального восприятия.

2. Расширить представления о видах спорта.

3. Помочь осознать ценность занятий физкультурой и спортом для

здоровья.

4. Воспитывать потребность вести здоровый образ жизни.

Воспитывать чувство коллективизма (сдружить детей в

совместной спортивной борьбе)

Оформление: Плакат «О спорт! Ты – здоровье.», плакаты с пословицами о спорте: «Лучшего средства от хвори нет: делай зарядку до старости лет», «Двигайся больше, проживёшь дольше», «Слабеет тело без дела»; фотографии и рисунки с изображением спортсменов (разные виды спорта); записи песен о спорте.

Ход урока:

Учитель:

Когда над залом нашей школы

Фанфары звонкие трубят,

То пять колец переплетённых

О дружбе в спорте говорят.

Друзья на ринге,

Друзья на корте,

Друзья над сильною волной,

В любом успехе, в любом рекорде –

Победа юности и мира над войной.

Звучит спортивный марш. В спортивный зал входят участники соревнований и гости.

Учитель:

Чтобы громче пелись песни,

Жить чтоб было интересней,

Нужно сильным быть, здоровым!

Эти истины не новы.

Только вы ответьте мне:

Путь к загадочной стране,

Где живёт здоровье ваше,

Все ли знают? Дружно скажем.

Ученики: Да.

Учитель: Кто знает, что нужно делать чтобы быть здоровым?

Ученики: Закаляться!

Звучит песня «Закаляйся»

Закаляйся, если хочешь быть здоров,

Постарайся, позабыть про докторов!

И на уроке физкультуры –

Будь готов, всегда готов!

Всех полезней

Солнце, воздух и вода –

От болезней помогали нам всегда!

И наш учитель физкультуры

Закалял нас без труда!

Ученик: Закаливание – это приучение организма к природным факторам: солнцу, воде, воздуху. Закаливание организма можно осуществлять путём обтирания, обливания холодной водой, приёмом солнечных ванн.

Учитель: Это не всё, что нужно для здоровья. Мало закаляться, надо ещё соблюдать режим дня, утро начинать с зарядки.

Звучит «Песенка о зарядке»

1 ученик: Чтобы быть всегда здоровым,

Что нам делать по утрам?

2 ученик: Это каждый должен знать,

Надо всем подольше спать

1 ученик: Нет!

Чтоб расти нам сильными,

Ловкими, умелыми,

Чтоб расти здоровыми,

Мы зарядку делаем!

На зарядку – становись!

Звучит пластическая композиция под песню В. Высотского «Гимнастика»

Если утром сладко спится,

А пора идти учиться,

Вы не хмурьте брови озадаченно!

Физкультура вам поможет –

Может то и это может,

Будет вам залогом дня удачного!

Руки к верху, настежь окна –

Это ж просто бесподобно

Бегать, прыгать и скакать по комнате!

Да, к тому же физкультура

Стройной делает фигуру.

Вы, всегда друзья об этом помните!

Наш учитель физкультуры –

Он ведёт борьбу с халтурой.

У него лениться не положено!

Он построит вас рядами,

У него поймёте сами,

Что совсем пределов нет возможному!

Мы бодры, тела упруги,

Повторяем друг за другом,

Все приёмы, вам необходимые.

Мы сильны и мы здоровы

И сказать хотим вам снова:

Вы учителя незаменимые!

1 ученик: Крошка сын к отцу пришёл,

И спросила кроха:

«Что такое хорошо

И что такое плохо?»

Если делаешь зарядку,

Если кушаешь салат

И не любишь шоколадку –

То найдёшь здоровья клад.

2 ученик: Если мыть не хочешь уши

И в бассейн не идёшь,

С сигаретою ты дружишь –

Так здоровья не найдёшь

Нужно, нужно заниматься по утрам и вечерам.

Умываться, закаляться, спортом смело заниматься,

Быть здоровым постараться.

Это только нужно нам!

Учитель: И сегодня мы с вами покажем какие вы сильные, смелые, ловкие и как вы умеете дружить со спортом. А помогут нам в этом сказки.

Вы любите сказки?

Сегодня я коротко расскажу несколько сказок, и каждую из них вы обыграете в соревнованиях, эстафетах. Таким образом, вы сами станете участниками сказок.

Прежде всего, я представлю вас нашим зрителям. В соревнованиях принимают участие сборные команды 1-4 классов. Команда «Силачи» и их трене Алексенко Т. В. и

команда «Акробаты» и их тренер Вороная И.Н.

А сейчас я хочу представить жюри: (представление жюри)

Первая сказка – «Курочка ряба». Жили- были дед да баба. И была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко не золотое, а простое. Дед бил, бил – не разбил; баба била, била- не разбила. Плачет баба, плачет дед, а курочка кудахчет: «Не плачь дед, не плачь баба, а лучше посоревнуйтесь, положите яйцо в ложку и обегите вокруг дома, кто быстрее выполнит задание, одолеет «яйцо», тот и победит.

1. Эстафета – «Бег с яйцом»

На ложке до стойки, обогнув её, возвращаются обратно, передают ложку с «яйцом» следующему игроку и т.д. Девочки в платочках, мальчики в шапках- ушанках. На стойке декорация с изображением дома.

Учитель: В сказке «Курочка Ряба вы были бабками и дедками, ну и оставайтесь ими, так как следующая сказка «Репка» и герои этой сказки снова дед и баба. Внимание! Слушайте!

Посадил дед репку. Выросла репка большая- пребольшая. Тянет дед репку, потянет – вытянуть не может. Позвал дед бабку. Дедка за репку, бабка за дедку. Тянут- потянут – вытянули репку. Обрадовались и побежали с репкой до дома.

2. Эстафета.

Перестроение в пары. Мальчик держит баскетбольный мяч, девочка – за талию мальчика. Мальчики в шапках ушанках, девочки в платочках. Бег в парах с мячом до стойки и обратно, передача мяча следующей паре. На стойке декорация дом.

Учитель: Ну что, бабки и дедки, устали? Что же, предлагаю посмотреть показательные выступления гимнасток с лентами.

Танец с лентами.

После таких выступлений уже не хочется быть бабками и дедками. Я расскажу вам сказку про петушка и лису а вы превратитесь в петушков и лисичек.

Прибежала лиса к дому петушка и говорит: «Петушок, петушок золотой гребешок выгляни в окошко, дам тебе горошка». Выглянул петушок в окошко, а лиса его цап- царап и в мешок и побежала вокруг леса.

3. Эстафета.

Бег с мешком на плече до стойки и, обогнув её, обратно, передача мешка следующему и т.д. В мешке два баскетбольных мяча. На стойке декорация лес.

Учитель: А сейчас продолжим тему «Зверьё моё», сказка «Теремок» - Стоит в поле - теремок, он не низок, не высок. Кто в тереме живёт? Кто в высоком живёт? Комар пискун. Скучно комару одному жить. Решил он в гости друзей позвать. Вылетает комар из терема, берёт друга за руку и в теремок к себе приглашает. Так он всех друзей к себе привёл. Стали жить – поживать и добро наживать.

Для игры в эту сказку, вам ребята нужно выбрать самого быстрого и выносливого. Он будет комаром- пискуном.

4. Эстафета.

Перед колонной кладут обруч, в обруче Комар пискун. По команде «Внимание, марш!» он выбегает из обруча, берёт одного игрока из своей команды за руку и вместе с ним бежит в обруч. Игрок остаётся в обруче, а Комар- пискун отправляется за следующим игроком. Итак, все игроки из колонны должны по очереди перебежать в обруч с Комаром- пискуном.

Учитель: Вы показали как вы можете быстро бегать. Давайте посмотрим выступление танцоров.

Танец «В каждом маленьком ребёнке»

Учитель: Красиво выступали танцоры. А теперь давайте вспомним сказку о милой, доброй, красивой девочке – Золушке.

На балу у принца Золушка потеряла туфельку, но принц не только нашёл туфельку и надел её на маленькую ножку Золушки.

5. Задание.

Перед каждой командой ставится стул. На стульях сидят «Золушки» - девочки в бальных платьях (домашнее задание, подготовить «Золушку» из числа болельщиков). Из каждой команды выбирают мальчика (принца) и завязывают ему глаза. Принцы располагаются в нескольких местах от всех «Золушек». По команде ведущего, «Внимание, марш», принцы бегут к «Золушкам» и надевают на их ножки туфельки. «Золушка» сидит на стуле без туфельки, а туфельки рядом с ней так, чтобы «принцы» не видели, с какой стороны они находятся, найти их должен с закрытыми глазами. После выполнения задания «принцы» отводят своих «Золушек» на места болельщиков.

Учитель: Сейчас, ребята, мы отправимся в царство снежной королевы. У неё в плену мальчик Кай. Он строит ледяную фигуру, если сложит её, получит право вернуться домой. Надо помочь ему. Для этого давайте перебросим к нему льдинки, тогда будет у него этих льдинок больше, и он быстрее сложит ледяную фигуру.

6. Эстафета.

Чертятся две линии, расстояние между ними 2,5 – 3 метра. За одной из них становятся игроки одной из команд, у каждого в руке кусок пенопласта. По команде «Внимание, марш» игроки перебрасывают пенопласт за другую линию. Подсчитывается количество упавших за неё кусков пенопласта. Команды выполняют задание поочередно.

Учитель: Ребята вам пора возвращаться из царства Снежной королевы. На пути различные препятствия, но это последнее задание, которое вам предстоит выполнить. Итак, последнее задание.

Полоса препятствий «Домой».

- передвижение по мату лежа на животе, при помощи рук;

Пролезание в обруч;

Два переката на гимнастических матах (вперёд);

Добежать до стойки;

Пролезание в обруч;

Добежать до команды передать эстафеты.

Учитель: Хочу закончить нашу сказочную игру словами:

Вот и сказочкам конец.

Кто их слушал - молодец!

Кто играл в них – удалец!

А кто же победил?

Пока судьи подводят итоги мы посмотрим показательные выступления наших богатырей.

Танец « Богатырская наша сила» -Главный судья объявляет результаты состязаний и награждает победителей.

Учитель: Командам построится.

Опустить флаг состязаний предоставляется капитану команды победителей. Равнение на флаг! Вслед за командой победителей все участники состязаний делают круг почёта.

На этом наши состязания закончены.

1ученик:

Со здоровьем дружен спорт.

Стадион бассейн и корт,

Зал, каток – везде вам рады.

За старание награду

Будут кубки и рекорды.

Станут мышцы ваши твёрды.

2 ученик:

Не бойтесь, дети, дождя и стужи.

Чаще ходите на стадион,

И каждый, кто с детства со спортом дружит,

Тот будет ловок, здоров и силён.

3 ученик:

Занимайся волейболом,

Греблей, плаваньем, футболом

Змеев пёстрых запускай,

На коньках зимой гоняй.

Езди на велосипеде

И всегда стремись к победе.

Сильным будь на радость всем,

Славный маленький спортсмен.

4 ученик:

В мире нет рецепта лучше –

Будь со спортом неразлучен,

Проживёшь ты до ста лет,

Вот и весь секрет!

5 ученик:

Позабудь про телевизор.

Марш на улицу гулять.

Ведь полезней для здоровья

Свежим воздухом дышать.

6 ученик:

«Нет!» - плохому настроению.

Не грусти, не хнычь, не плачь!

Пусть тебе всегда помогут

Лыжи, прыгалки и мяч.

7 ученик:

Хоть не станешь ты спортсменом,

Это, право, не беда.

Здоровый дух в здоровом теле

Пусть присутствует всегда.

8 ученик:

Будешь радостным и бодрым

Летом и среди зимы,

Если сможешь подружиться

С физкультурой, как и мы.

Учитель:

В борьбе закаляется крепкая воля,

И наши сердца горячи.

Кто смотрит на вещи уныло и хмуро,

Пусть примет наш добрый совет –

Получше, надёжней дружить с физкультурой,

В ней юности вечный секрет.

Сегодня мы с вами подвели итог, для чего же нужна физическая культура, посоревновались, показали себя и посмотрели на других. Я думаю, что все взяли с этого урока что-то важное для себя. Кому понравилось сегодня на уроке - похлопайте, а кому не понравилось – потопайте.

спасибо за внимание!

Шумилова Н.К.
МБОУ «Школа № 44», г.Полысаево, Кемеровская обл.
Учитель начальных классов

Уроки здоровья в начальной школе
Здоровье современных школьников - серьёзная национальная проблема. На состояние здоровья ребёнка влияют многие факторы. Это и малоподвижный образ жизни, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни, неблагополучная экологическая ситуация, и организация учебного процесса.
Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что первый скачок в увеличении числа детей, страдающих хроническими заболеваниями, по наблюдениям учёных, происходит в возрасте 7-10 лет. В этом возрасте ученики чаще подвержены болезням органов дыхания, расстройства обмена веществ, нарушению осанки. Поэтому учитель должен строить воспитательно-образовательный процесс с учётом возраста, пола, специфики развития организма, физиологических и психических процессов, использовать информацию по сохранению и укреплению здоровья в своей педагогической деятельности. Большую помощь в этом окажут уроки здоровья для учеников начальной школы.
Уроки здоровья направлены на формирование основ культуры здоровья детей, обеспечивают двигательную активность учащихся, знакомят с рациональным питанием, помогают сплотить классный коллектив, приводят к улучшению психо-эмоционального состояния учащихся, к изменению отношения к себе и собственному здоровью, воспитывают гигиеническую культуру, привычку к занятиям физкультурой и спортом.
В младшем школьном возрасте закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Если ребёнок физически здоров, то он может успешно учиться в школе и справляться со всеми делами дома. Если ребёнок душевно здоров, то он обычно нравится самому себе таким, каков он есть, он удовлетворён своими достижениями и может делать выводы из своих ошибок. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать здоровые отношения с другими людьми, он уважает их права, умеет оказывать помощь людям и способен сам принять её, умеет выразить свои нужды и потребности так, чтобы они стали понятны окружающим. Только здоровый человек способен активно жить, успешно преодолевать трудности в учении.
На протяжении четырёх лет обучения в начальной школе один раз в четверть провожу уроки здоровья. Темы первого класса: Здравствуй, Здоровячок!; Мы в Чистюлькине; В гостях у Витаминов; Мы спортивные ребята. Темы второго класса: В гостях у доктора Забота; Советы профессора Нехворайкина; Ослепительная улыбка; Зов джунглей. Темы третьего класса: Осанка в жизни человека; Как мы слышим; Заседание клуба Здоровячков; Эстафета Здоровячков. Темы четвёртого класса: Зелёная аптека; Что? Где? Когда?; Спортивное путешествие; Будьте здоровы! Занятия проводятся в различных интересных формах. Это устный журнал, путешествия, спортивные игры, интеллектуальные игры, аукционы.
Уроки здоровья соответствуют следующей структуре:
1. Приветствие, разминка (3-5 минут).
2. Основная часть (30 минут).
3. Заключительная часть (3 минуты).
4. Рефлексия (2 минуты).
Литература

  1. Ковалько, В. И. Школа физкультминуток (1-4 классы) [Текст] : практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников / В. И. Ковалько. - М. : ВАКО, 2005. - 208 с.
  2. Милейко, В. Ф. Игры и упражнения для укрепления здоровья детей [Текст] В. Ф. Милейко // ПедСовет. - 2006. - № 4. - С. 3-5.
  3. Обухова, Л. А. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы) [Текст] / Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина, О. Е. Жиренко. - М.: ВАКО, 2007. - 288 с.

Уроки Здоровья

Учитель Александрова Елена Владимировна

Урок здоровья 1

Движение есть ЖИЗНЬ

Цель: Формировать культуру здоровья обучающихся, уважительное отношение к своему телу и своему здоровью. Воспитывать культуру общения обучающихся,

1. Здравствуйте, дорогие ребята, дорогие гости!

Говорить друг другу здравствуйте – это значит, желать здоровья. Это самое ценное, что есть у людей, а значит, его надо беречь.

Здравствуйте! Говорят при встречах, желая здоровья, так и я приветствую вас!

2. Ученица рассказывает стихотворение:

Приветствуем всех, кто время нашёл

и к нам на урок здоровья пришёл!

И пусть зима стучит к нам в окно,

Но в классе у нас тепло и светло!

Мы здесь подрастаем, мужаем мы здесь

И набираем, естественно вес!

Всегда мы здоровы, с зарядкой дружны,

Нам спорт с физкультурой как воздух нужны,

А с ними порядок, уют, чистота,

Эстетика. В общем, сама красота!

Здоровье своё бережём с малых лет

Оно нас избавит от болей и бед!

3 . Каков основной девиз наших уроков вы хорошо знаете. Напомните его еще раз.

Дети: Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!

А девиз этого урока будет таким:

Люди с самого рожденья

Жить не могут без движенья

Тема нашего мероприятия: Движение есть жизнь.

4 . Существует более 300 определений здоровья, но мы с вами остановились на некоторых из них.

Прочитайте это определение в своих дневниках здоровья.

Здоровье – это

5 . А здоровый человек – это……….. человек.

Нужно выбрать подходящие слова.

Крепкий Весёлый

Сильный Ловкий

Красивый Сутулый

Румяный Бледный

Неуклюжий Стройный

Дети крепят нужные слова на магнитную доску.

Какие слова нам не подходят? Почему?

6 . Какие пословицы о здоровье вы приготовили? (дети читают свои пословицы)

На доске пословицы:

Здоровье дороже богатства. Здоровье дороже золота.

В здоровом теле – здоровый дух.

Ум да здоровье всего дороже.

Курить – здоровью вредить.

7 . На занятиях вы многократно убеждались, что здоровье – это важно и что здоровье во многом зависит от вас и вашего поведения. И конечно, от вас зависит, какой стиль поведения, и образ жизни вы выбираете. Вы принесёте себе большую пользу, если не будите рассчитывать на чудесные силы медицины, а сами будете поддерживать своё здоровье. Одна из форм поддержания здоровья – это движение.

Итак, мы выбираем – движение! (хором)

Движение есть путь к здоровью!

8. Наше тело может выполнять различные движения. Также по-разному двигаются животные. Мы можем научиться движениям многих животных.

Встанем все на ножки и выполним некоторые движения животных.

«Жираф» - имеет длинную тонкую шею, может наклонять и вытягивать её, совершать круговые движения, поворачивать голову вправо и влево, вверх и вниз.

Покажите те движения, какие выполняет жираф. (по мере возможности)

«Лошадь» - высоко поднимает ноги, когда бежит. Встаньте и поднимайте колени, как бегущая лошадь.

«Кошка» - гибкое существо с мягкими лапками. Встаньте и потянитесь всем телом, как кошка.

9 . УПРАЖНЕНИЕ «БЛИЗНЕЦЫ»

А сейчас представьте себе, что вы – братья и сёстры, которых называют близнецами. Такие люди не только одеваются одинаково, любят одинаковую музыку и книги, имеют одни и те же увлечения. Они думают и поступают одинаково. Давайте попробуем выполнить движения так, чтобы показать, что их делает один человек.

Стройтесь друг за другом, руки на плечи впереди стоящему и закрываете глаза. По моему сигналу вы выполняете следующие упражнения:

Присесть;

Встать на носочки;

Наклониться влево;

Наклониться вправо;

Прогнуться вперёд;

Постоять на правой ноге, согнув левую ногу в колене;

Постоять на левой ноге, согнув правую ногу в колене;

10. Дети читают стихи:

Чтоб здоровым, сильным быть, со спортом мы должны дружить.

Ученик: Чтоб заступиться за друзей и наказать врагов

Приёмам разным обучаться Я всегда готов. (Показать движение руками)

Ученица (крутит обруч)

Чтоб красивой, стройной быть

Обруч я должна крутить.

Выходит ученица со скакалкой

Учитель

Вышла Лизочка вперёд

Лиза прыгалки берёт.

1)Лиза, 2)Лиза, 3)Вот так Лиза!

1) 2) 3) Посмотрите, это Лиза скачет целых 3 часа.

Доскакала до угла.

Ученица: «Я б не так ещё смогла…»

11. Ребята, хотели бы вы стать настоящими чемпионами? А что для этого нужно? (ответы детей)

Чтобы стать настоящим чемпионом, нужно:

Всегда вовремя ложиться спать;

Ежедневно делать зарядку;

Вовремя питаться;

Планировать свой день;

Следить за своей личной гигиеной, быть чистым и опрятным;

Выполнять режим дня;

Хорошо говорить и думать о своих друзьях;

Радоваться своим успехам и успехам других людей.

Если вы, ребята, будете честно выполнять эти правила, то я уверена, что когда-нибудь, вы непременно будете победителями.

12. ФИЗМИНУТКА

А теперь давайте представим, что мы цветочки. Каким цветком вы себя ощущаете? (ответы детей)

Поднимите руки вверх. Представьте, как наш цветочек засыпает. (Опускают руки вниз, закрывают глаза)

Рано утром все проснулись, хорошенько потянулись.

Спинки дружно все прогнули – вот и мышцы отдохнули.

Нашей матушке-землице в пояс надо поклониться.

Повернулись вправо, влево стало гибким наше тело.

Поднимаемся всё выше – выше дома, крыши выше.

Руки к солнцу протянули, опустили и встряхнули.

Носом воздух мы вдыхаем и на месте пошагаем.

И, как мишка косолапый, широко расставив лапы,

Мы пойдём, ребята, в лес там, в лесу полно чудес.

Грибы будем собирать и в корзину отправлять.

Подберёзовик – берём, опёнок ложный – обойдём.

В красной шапке, красавец, полезай скорей в ларец!

В лесу зайца увидали, вместе с зайцем поскакали.

Прыг-скок, прыг-скок. Пойдём с пятки на носок.

Не шумите, тише, тише. Мелким шагом, будто мыши.

Под кустами пробежали на полянку мы попали.

И, как бабочки, попляшем, плавно ручками помашем.

Мы размялись хорошо, завтра повторим ещё.

Сценка с Незнайкой.

Незнайка: Прыгают тут целый день танцевать мне было б лень.

Пусть девчонки ноги крутят, а мальчишек пусть не мутят.

Спортом танцы не назвать! Я бы стал в хоккей играть....

Сзади подходят дети. Незнайка их не замечает

Прыгал бы в длину с шестом, стоял на месте с золотом!

Я бы... Я бы... Я бы взял штангу без труда поднял...

Ну а танцы - ерунда! Подготовка не нужна!
1 ученик: А-а, Незнайка к нам пришел, снова речь свою завел!

Незнайка: Добрый день! Да, я скажу, просто с ужасом гляжу,просто не могу смотреть. Как начнете плясать, петь!

2 ученик: Не плясать, а танцевать! Разницу пора бы знать!

Незнайка: А зачем? Знать, понимать ноги как передвигать?

Физкультурой я займусь: Сорок раз я подтянусь!

3 ученик: Ты врунишка и зазнайка! Ты все выдумал, Незнайка!

Мы в спортзале ежедневно и признаем откровенно,

Что тебя у турника Не видали мы пока.

Мы зимой в хоккей играли, но тебя не замечали.

Так что нас не проведешь! Ты все врешь! Врешь! Врешь!

Незнайка: Да не вру я, а мечтаю. В облаках я все летаю...

4 ученик: На земле пора бы быть, с физкультурою дружить.

Хилый, слабый ты, неловкий... Приходи на тренировку,

Мы попробуем помочь...

Незнайка: Заниматься мне невмочь! Знаю ваши я зарядки:

Пальцы врозь, а вместе пятки! Танцы - это чепуха!..

До свидания! Ха-ха!.. Незнайка убегает.

Не закрутишь ничем гайки ты такому вот незнайке!

Чтобы сильным быть и ловким помогают тренировки!

В нашей школе мы не только физкультурою живем.

Но еще мы тренировкой репетиции зовем.

Чтобы танец станцевать надо очень сильным стать!

Чтобы в танце был успех, нужно прыгать выше всех!

Чтобы элегантным быть, ловкость надо нам развить

Чтобы руки-ноги гнуть, надо мышцы растянуть!

Танец - это тот же спорт, А не отдых, не курорт!

Сколько раз нужно собраться,

Чтоб в движеньях разобраться!

1 ученик: Мы об этом скажем кратко, хотя тема и важна,

Физкультурная зарядка даже зайчику нужна,

Чтоб добыть себе морковку, провести лису-плутовку,

Для любой другой сноровки надо сильным быть и ловким.

2 ученик: В нашей школе все танцуют, а еще поют, рисуют,
Лепят, строят, изучают: ничего не упускают!
Но здоровье выше всех - нам оно дает успех!
И в учебе, и в труде: с физкультурою везде!

3 ученик: Друзья! Нам прощаться настала пора.

Уносится ветром листва со двора!

Дожди уж закончились, скоро зима.

Своими снегами оденет дома.

Но чтоб не случилось, всегда, человек

Здоровья желает другому на век!
Релаксация:

Сейчас я вам предлагаю оценить своё участие в занятии и своё настроение после занятия. У каждого из вас есть карточки, нужно выбрать своё настроение и прикрепить на доску.

Ребята, я надеюсь, что и этот урок здоровья не прошёл для вас даром. Вы будете помнить обо всем, и шагать по жизни с девизом: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!» и не забывайте, что движение есть путь к здоровью.

Урок здоровья 2

«Чтобы зубы были здоровыми»

Цель: Доказать, что молочные зубы играют важную роль в развитии постоянных

1. Беседа по теме.

Ребята, сегодня у нас один из интересных уроков здоровья. А тему вы узнаете, отгадав загадку: «Полон хлевец белых овец». Что это? (Зубы).

Что помогает переваривать пищу?

Чтобы пища лучше переваривалась в желудке и кишечнике, она смачивается во рту слюной и измельчается зубами. Первые зубы, молочные, появляются у человека на первом году жизни. К 6-7 годам их становится 20. Некоторые из них уже выпали, на их месте прорезались новые, постоянные. К 10-11 годам обычно выпадают все молочные зубы, заменяясь постоянными.

2. Работа со стихотворением С.Михалкова «Как у нашей Любы…»

Хворостова Наташа рассказывает стихотворение наизусть

Как у нашей Любы

Разболелись зубы:

Слабые, непрочные –

Детские, молочные…

Целый день бедняжка стонет,

Прочь своих подружек гонит:

Мне сегодня не до вас!

Мама девочку жалеет,

Полосканье в чашке греет,

Не спускает с дочки глаз.

Папа Любочку жалеет,

Из бумаги куклу клеит,

Чем бы доченьку занять,

Чтобы боль зубную снять…?

Как вы думаете, почему болели зубы у Любы? (Зуб повреждён, в нём дырочка.)

Почему появилось повреждение? (ответы детей)

3. Оздоровительная минутка.

Льётся чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берём,

Крепко щёткой зубы трём.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

4. Продолжение беседы.

Молочные зубы играют важную роль в развитии постоянных.

Как вы думаете почему? (они сохраняют пространство для них, направляет рост постоянных зубов.)

Временные зубы меняются на постоянные. Эта стадия называется смешанным зубным рядом, так как в этом возрасте большинство детей имеют как молочные, так и постоянные зубы. А что происходит, когда временный зуб выпадет? На его месте вырастет постоянный. Этот постоянный зуб будет служить всю жизнь. Смена зубов – естественный процесс, который происходит у всех людей, и не надо этого бояться.

В разных странах существуют разные обычаи, связанных с выпадением зубов. У испанцев надо забросить зуб на крышу дома и рассказать смешной стишок, приглашая мышонка, взять старый зуб и принести новый. Когда японский ребёнок теряет зуб, он бросает его в воздух и кричит: «Превратись в зуб Они.» (Они – это японское чудовище, у которого очень крепкие зубы). У корейцев ребёнок бросает зуб на крышу и говорит «Чёрная птица, чёрная птица, я даю тебе свой старый зуб, пожалуйста, дай мне новый» (Чёрная птица символизирует удачу).

А что вы делаете, когда у вас выпадает зуб?

Зубы покрыты эмалью. Она твёрдая, защищает зубы от повреждения. Но если за зубами неправильно ухаживать или неправильно питаться, появляются дырочки (кариес).

Показываю рисунок – строение зуба.

Зуб – это живой орган. Каждый зуб состоит из трёх основных частей:

Коронка – часть зуба, которая видна в полости рта;

Корень – часть зуба, которая располагается в челюсти;

Шейка – часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной.

Дырка в зубе – всегда больно. А ещё больные зубы вредят другим органам – сердцу, почкам…

5. Рисование.

Нарисуйте зуб – Замок, в котором поселилась Зубная Боль

Где будет вход в замок? (Эта дырочка.)

Что нужно сделать, чтобы Зубная Боль не попала в Замок? (закрасить дырочку, как будто заделали вход). Зуб перестанет болеть.

Что нужно делать, если возникла боль? (идти к врачу).

6. Зачем человеку зубная щётка?

Как надо ухаживать за зубами? (после каждой еды, а также утром и вечером полоскать рот или чистить зубы.)

Кто знает, что необходимо иметь каждому человеку, для ухода за зубами? (зубная щётка, паста)

Щетку надо выбирать с ровной, мягкой щетиной. Регулярно её мыть. Менять раз в 3-4 месяца.

Как правильно чистить зубы?

7. Практикум «Чистка зубов» (все дети выполняют порядок чистки зубов.)

1. Зубная щётка располагается вдоль линий дёсен. Движения зубной щётки – сверху вниз. Тщательно чистить каждый зуб.

2 . Очистить внутреннюю поверхность каждого зуба. Движения зубной щётки – снизу вверх.

3. Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движения щётки – вперёд назад.

4. Кончиком щётки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.

5 . Не забудьте почистить язык.

6. Стихотворение рассказывает Лукин Александр.

Как поел, почисти зубки.

Делай так 2 раза в сутки.

Предпочти конфетам фрукты,

Очень важные продукты.

Чтобы зуб не беспокоил,

Помни правило такое:

К стоматологу идём

В год два раза на приём.

И тогда улыбки свет

Сохранишь на много лет!

8. Оздоровительная минутка «Сотвори солнце в себе»

В природе есть солнце. Оно всем светит, всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе.

Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней свой лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем-всем (Руки в стороны перед собой).

9. Стихотворение «Брат и конфеты» рассказывает ученица

Я скажу вам по секрету:

Любит брат мой есть конфеты.

Он их лопает горстями

И не делится с друзьями.

Килограмм легко съедает,

Сладким чаем запивает.

Как-то утром встал мой брат

И конфетам был не рад.

Рот открыл… Там зуба нет!

Зря он столько ел конфет.

10. Продолжи сказку:

«Жил-был один сказочный король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с нею случилась беда…»

Какая случилась беда с принцессой? (у неё заболели зубы)

Продолжите сказку.

11. Это полезно знать.

1 . Ешьте фрукты и овощи. Не злоупотребляйте сахаром и сладостями.

2. Чистите зубы не менее двух раз в день: после завтрака и перед сном.

3 . Меняйте зубную щётку каждые 3-4 месяца.

4. Дважды в год посещайте стоматолога.

12. Итог.

Как беречь зубы?

Как чистить зубы?

Урок здоровья 3

Осанка – стройная спина!

Цель: Познакомить детей с нарушениями осанки. Формировать культуру здоровья учащихся, уважительное отношение к своему телу и своему здоровью.

Беседа по теме.

Ребята, как вы думаете, приятно смотреть на стройного человека?

Конечно, приятно. Стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте, у стройного человека правильно формируется скелет. При правильной осанке легче работать сердцу и другим важным органам.

Правильная осанка не даётся человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, а после восемнадцати лет исправить её недостатки очень трудно, потому что в детском возрасте хрящевая ткань в позвонках ещё не заменилась костной. Поэтому я вам всё время говорю: «Не горбите спину. Сидите прямо!» Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой. Если в детстве приучиться держаться прямо, тогда и в более старшем возрасте не будут мучить боли в пояснице, спине.

2. Это интересно!

Учёные провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он, кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже.

Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадёт.

Давайте каждый из вас попробует сделать это упражнение! Что у нас получилось?

3. Нарушение осанки.

У некоторых детей возникает нарушение осанки. Это называется сколиозом. (показываю рисунок). Это значит, что деформирован позвоночник. Начинается он, как правило, в 8-10 лет. Лечится долго, иногда даже в больнице.

Позволяет держать осанку позвоночник – основной стержень тела. Он проходит посредине спины. Это гибкий ствол, составленный из 33 костей-позвонков. К позвоночнику присоединены рёбра. Их можно пересчитать. Попробуйте сделать это.

Сколько вы насчитали у себя рёбер? (12 пар)

Как вы думаете, какую работу выполняют рёбра? (Защищают внутренние органы от повреждения.)

4. Осанка – стройная спина.

Ребята, а может ребёнок сам сформировать правильную осанку или, наоборот, деформировать её?

Почему искривляется позвоночник у детей? (ответы детей)

Поэтому лучше всего научиться следить за своей осанкой и предупреждать все отклонения.

Чтобы ощущать себя здоровыми, весёлыми и быть жителями страны Здоровячков, вспомним наши заветные слова:

Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу!

5. ФИЗМИНУТКА

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую к груди!

Да смотри, не упади!

А теперь постой на левой!

«Ласточку» попробуй, сделай!

6. Правила для поддержания правильной осанки.

Что нужно делать, чтобы осанка была хорошей?

* Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.

* Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.

*При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки

* Если вы будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.

* Спать на жёсткой постели с невысокой подушкой.

* Сидеть с максимально выпрямленной спиной. Важно избегать неудобных поз. Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться, а через каждые 30 минут обязательно встать, походить или полежать.

* Стоять и выполнять различную работу следует также с максимально выпрямленной спиной. При этом важно найти для головы, туловища, рук и ног достаточную опору. После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).

* Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка.

7. Упражнение «Гора» (для осанки)

Руки опустите вниз, выровняйте спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело – как гора. Одна половина горы говорит: «Сила во мне!» и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне!» и тоже тянется вверх. «Нет!- решили они. – Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих». Потянулись обе вместе, сильно – сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь. Молодцы!

8. Итог урока: Покажите на рисунке правильную осанку.

Как называется нарушение осанки?

Покажите это на рисунке.

Урок здоровья 4

Питание – необходимое условие для жизни человека

Цель: Показать значение питания для здорового образа жизни.

1. Ребята, сегодня мы будем путешествовать! А путь наш будет лежать в страну Здоровячков, где мы познакомимся с одним доктором – доктором Здоровая Пища.

Как вы думаете, зачем человек употребляет пищевые продукты?

Чем питаются животные?

Итак, наш путь лежит к острову «Травоядный хищник». На этом острове живут животные.

Одни из них едят только растительную пищу, и называют их травоядными. Даже огромный слон питается травой и ветками деревьев. Другие животные питаются мясом. Это хищники. И только некоторые животные едят и мясо и растительную пищу. Как видите, животные едят только то, что им полезно.

Ребята, вы обратили внимание на название этого острова? Как вы это понимаете? (ответы детей). Отправляемся путешествовать дальше.

2. Следующий остров «Человек и питание».

Чем питается человек?

Какие органы помогают человеку, чтобы он мог питаться? (Органы пищеварения. Показываю рисунок.)

Пища попадает в рот, во рту смачивается слюной, мы жуём её зубами. Дальше по пищеводу она попадает в желудок. Здесь начинается её переработка. Из желудка попадает в тонкий кишечник, там окончательно переваривается с помощью желчи и пищеварительных соков. Переваренная пища через стенки кишечника попадает в кровь и поступает ко всем органам.

Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья.

Правильное питание – условие здоровья, неправильное питание приводит к болезням.

(Эта запись находится на доске).

Какие, по вашему мнению, продукты полезны, а какие вредны? Почему?(ответы детей)

Ой, ребята, посмотрите! Нам навстречу идёт доктор Здоровая Пища.

Здравствуйте доктор!

(В роли доктора Здоровая Пища - Трофимович Елизавета)

Здравствуйте! Я хочу дать вам, ребята, несколько полезных советов:

*Воздерживайтесь от жирной пищи.

*Остерегайтесь очень острого и солёного.

*Сладостей тысячи, а здоровье одно.

*Передайте совет мамам, бабушкам: когда готовите пищу, бросьте в неё немножко любви, чуть – чуть добра, капельку радости, кусочек нежности. Эти витамины придадут необыкновенный вкус любой пище и придадут здоровье.

*Овощи и фрукты – полезные продукты.

Детям 6-7-8 лет надо съедать в день 500-600 г овощей и фруктов

Спасибо тебе доктор Здоровая Пища за хорошие советы.

Доктор Здоровая Пища : Я поплыву с вами дальше и покажу вам удивительный остров, который разделён на две части «Умеренность» и «Разнообразие»

А пока мы плывём, давайте поиграем в игру «Угадай-ка».

Правила игры: вы называете молочный продукт, т.е. те продукты, которые приготовлены из молока. (ответы детей).

3. Вот мы и на месте.

Я хочу вам всем сказать, какие два условия нужно выполнять, чтобы правильно питаться: умеренность и разнообразие.

Что значит «Умеренность»?

Ещё древним людям принадлежали мудрые слова: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живём для того, чтобы есть». Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают всё переварить.

Что значит «разнообразие»?

ни один продукт не даёт всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мёд, гречка, геркулес, изюм, масло).

Другие помогают строить организм и сделать его более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи – фрукты и овощи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые и помогают организму, расти и развиваться (ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы).

Ребята, а не пора ли нам отдохнуть?

ФИЗМИНУТКА

1.Мы туристы, мы – в пути,

Веселей шагайте, ноги.

Легче выдох, глубже вдох.

Путь не близок, недалёк.

Впереди течёт ручей,

Перепрыгнем поскорей! / повторить 2 раза

2. Упражнение «Я расту»

Для того чтобы стать сильным и ловким, нужно много заниматься. В этом нам поможет магическое стихотворение.

Упрись в землю ногами,

Потянись к небу руками,

Воздуха чистого вздохни,

И мысленно болезни отгони.

4. Следующая пристань «Вредность»

Чтение стихотворения С.Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала»

Юля плохо кушает, никого не слушает.

Съешь яичко, Юлечка!

Не хочу, мамулечка!

Съешь с колбаской бутерброд.

Прикрывает Юля рот.

Котлетку?

Стынет Юлечкин обед.

Что с тобою Юлечка?

Ничего, мамулечка!

Щигорева Женя:

Сделай, внученька, глоточек, проглоти ещё кусочек!

Пожалей нас, Юлечка!

Не могу, бабулечка!

Мама с бабушкой в слезах –

Тает Юля на глазах!

Появился детский врач-

Глеб Сергеевич Пугач.

Смотрит строго и сердито:

Нет у Юли аппетита?

Только вижу, что она,

Безусловно, не больна.

А тебе скажу, девица.

Все едят; и зверь, и птица.

От зайчат и до котят

Все на свете есть хотят.

С хрустом конь жуёт овёс,

Кость грызёт дворовый Пёс.

Воробьи зерно клюют

Там, где только достают.

Утром завтракает Слон-

Обожает фрукты он.

Бурый Мишка лижет мёд.

В норке завтракает Крот.

Обезьянка ест банан.

Ищет жёлуди Кабан.

Ловит мошку ловкий Стриж.

Сыр и сало любит Мышь.

Попрощался с Юлей врач –

Глеб Сергеевич Пугач,

И сказала громко Юля:

Накорми меня, мамуля

Посмотрите-ка, ребята, какая вредная девочка живёт на этом острове.

Вылечил ли её доктор?

5. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?»

Назовите те продукты, которые едят в стране Здоровячков.

Полезные продукты : рыба, кефир, геркулес, подсолнечное масло, морковь, лук, капуста, яблоки, груши и т.п

Неполезные продукты : чипсы, пепси, фанта, жирное мясо, торты, «Сникерс», сало, шоколадные конфеты и т.п

6. Возвращение домой.

Вспомним золотые правила питания:

*Главное – не переедайте.

*Ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.

*Тщательно пережёвывайте пищу, не спешите глотать.

*Перед приёмом пищи сделайте 5-6 дыхательных упражнений животом, мысленно поблагодарив всех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища.

7. Итог урока.

Какую пищу любят есть в стране Здоровячков?

Рефлексия:

Представьте себе, что уроки уже закончились. Вы идёте домой и думаете о нашем сегодняшнем уроке. Неожиданно встречаете своего друга или подругу. О чём бы вам захотелось рассказать. Что больше всего вам запомнилось и понравилось

Знать, как действовать – половина дела, другая половина – знать, когда свершать действия.

Иван Ефремов.

В последние годы заметно увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов:

неправильного отношения взрослого населения к своему здоровью и здоровью своих детей,
– отрицательного влияния окружающей среды.
– наследственных факторов,
– нарушения правил здорового образа жизни.

Все понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом. Как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на “потом”, обещаем себе, что рано или поздно начнём, но иногда становится трудно начинать.

Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему так происходит? Видимо, всё дело в том, что взрослые ошибочно считают: для ребёнка самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если кружиться голова, если организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом? Очень часто родители в семье говорят ребёнку: “Будешь плохо кушать – заболеешь! Не будешь тепло одеваться – простудишься! Но практически очень мало родители в семьях говорят детям: “Не будешь делать зарядку – не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом – трудно будет достигать успехов в учении! Главными пороками в XXI века становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия. Два часа в неделю занятий физической культуры в школе не смогут сформировать привычку к сохранению собственного здоровья. Значит, школа и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь ребёнку полюбить себя, своё тело, своё здоровье, себя самого и оценить объективно проблемы собственного здоровья, которые нуждаются в немедленном решении.

Необходимо проведение уроков здоровья, на которых следует закладывать гигиенические навыки, негативное отношение к вредным привычкам, обучать навыкам правильной организации режима.

Цель: Создание условий для внутренней мотивации к здоровому образу жизни; воспитание творческой, стремящейся к сохранению физического, психологического и нравственного здоровья личности учащихся.

  • привитие навыков по основам личной гигиены и охраны своего здоровья;
  • расширение представления о взаимосвязи человека с окружающей средой;
  • знакомство со строением тела человека и функций основных органов и систем;
  • привлечение к ежедневным физическим занятиям;
  • овладение элементарными навыками здорового питания.

Воспитательное назначение занятий и мероприятий здорового образа жизни состоит в том, чтобы научить ученика не только выполнять обязательные упражнения, но и сформировать мотив таких занятий физическими упражнениями и необходимость, потребность выполнения нормативов, а также влиять положительно на его духовное и нравственное развитие.

Психологическое назначение хорошо организованных уроков здоровья – помочь ребёнку найти себя.

Принципы по сохранению и укреплению здоровья

– у каждого ребёнка свой потенциал здоровья, его нужно учитывать;
– здоровье – это состояние организма, им нужно научиться управлять;
– здоровье – это результат собственного творчества.

Особенности методики преподавания ЗОЖ

Для реализации программы меняются поведенческие позиции детей, педагога и родителей.

– ориентация на личностное восприятие окружающего мира – не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь, творец;
– личная ответственность за последствия своей деятельности: для себя, для других людей и для природы;
– сопричастность: этого достигли люди, значит, это доступно и мне;
– глобальное восприятие: это нужно всем, значит, нужно и мне.

У педагога:

– не является пассивным исполнителем некоторой программы, а представляет творческую личность, которую отличает эрудиция и любовь к детям,
– придерживаться требований личностно – ориентированного подхода к развитию индивидуальности каждого ребёнка.

У родителей:

– заинтересованность каждого в укреплении здоровья своего ребёнка;
– быть активным участником здоровьесберегающих мероприятий.

Способы действия

– Мониторинг физического состояния учащихся в начале учебного года и в конце.
– Проведение консультаций для родителей по проблеме сбережения здоровья детей.
– Открытые уроки здорового образа жизни.
– Спортивные праздники и дни туризма.
– Чествование учащихся и родителей, активно занимающихся спортом.
– Демонстрация достижений учащихся в спорте, в победе над самим собой и над своими недугами.
– Встречи с ветеранами спорта и ныне побеждающими спортсменами.
– Знакомство учащихся с историей развития спорта в мире, стране, в школе.
– Проведение физкультминуток и гимнастики для глаз на уроках.
– Конкурсы на лучший комплекс утренней гимнастики, лучшее меню дня.
– Беседы и викторины о рациональном питании.
– Проведение подвижных игр на школьных переменах.
– Организация летней оздоровительной площадки при школе.
– Психологическая диагностика и помощь детям с отклонениями в поведении и школьной неуспеваемостью.
– Обобщение результатов по общей характеристике состояния: работоспособность, успеваемость, утомляемость детей.

Ожидаемые результаты

– Сохранение и развитие здоровья учащихся.
– Снижение уровня заболеваемости детей простудными заболеваниями, заболеваниями позвоночника и глаз.
– Стремление школьников к заботе о своём здоровье.
– Овладение умением вести здоровый образ жизни:

  • физическое совершенствование,
  • психическое здоровье,
  • социальная безопасность,
  • правила гигиены.

– Социальная адаптация (средствами образования) детей с проблемами в развитии; детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Темы занятий

Для учащихся:

1. Твоё здоровье – Что это? Можно ли самому “творить здоровье”?
2. Твой новый режим дня.
3. Зарядка в стране Спортландии.
4. Настроение в школе. Как настроить себя на урок?
5. Настроение после школы.
6. Поведение в школе. Я – ученик.
7. Бег в стране Спортландии.
8. Прыжки в стране Спортландии.
9. Сменная обувь – зачем она?
10. Игровая программа. Конкурсы с кубиками.
11. Сон – лучшее лекарство. Как сделать сон полезным?
12. Игровая программа. Эстафеты с мячом.
13. Хорошее питание – отличное настроение.
14. Уход за руками и ногами.
15. Игровая программа. Упражнения с воздушными шарами.

Для родителей:

1. Что такое валеология? Зачем нужно знать об этом в современную эпоху?
2. Ваш ребёнок пошёл в школу. Режим дня школьника.
3. Мотивация учения.
4. Как регулировать настроение ребёнка после школы?
5. Как относиться к ребёнку-школьнику?
6. Одежда школьника, учебные принадлежности и здоровье ребёнка.
7. Нужен ли первокласснику дневной сон?
8. Чем кормить первоклассника?
9. Экологическая проблема сегодняшнего дня – мыть руки как можно чаще.

Темы занятий

Для учащихся:

1. Твоё здоровье и учебная нагрузка. Как сохранить зрение?
2. Одевайся по погоде.
3. Спорт в жизни людей.
4. Значение осанки в жизни человека.
5. Здоровье и питание.
6. Движение – путь к совершенству. (Игры дома, в школе, на улице.)
7. Гигиена в стране Спортландии.
8. Инфекция и её предупреждение.
9. Сколько времени в день можно проводить у телевизора.
10. Игровая программа. Упражнения с газетой.
11. Дружи с водой.
12. “Тихий вечер”. Как организовать вечерний досуг в семье?
13. Игровая программа. Конкурсы с платком.
14. Отдых на природе. Куда девать мусор?
15. Игровая программа.Эстафеты с обручами.
16. “Мама, папа, я – спортивная семья!”

Для родителей:

1.Здоровый ребёнок – ребёнок со здоровой психикой.
2. Одежда – здоровье ребёнка. Занятия на воздухе.
3. Осознанный подход к питанию.
4. Лыжи и семья.
5. Предупреждение инфекционных заболеваний.
6. Телевизор и дети.
7. Вода и здоровье. Закаливание.
8. Вечер в семье. “Строгие и грубые родители” – как это отражается на здоровье детей.
9. Отдых на природе с детьми.

Темы занятий

Для учащихся:

1. Ты третьеклассник. Можешь ли ты сам уже заботиться о своём здоровье?
2. Как воздух влияет на здоровье?
3. Игровая программа. Упражнения с книгой.
4. Пыль и здоровье. Зачем нужно проветривать класс?
5. Чистота в твоём доме. Чистота и здоровье.
6. Бег и преодоление препятствий.
7. Прыжки в повседневной жизни.
8. Домашний сад. Цветы.
9. Домашний зоопарк.
10. Игровая программа. Конкурсы с пластиковой бутылкой.
11. Здоровье и цветущие растения.
12. Сохраним природу – сохраним здоровье.
13. Движение есть жизнь.
14. Игровая программа. Эстафеты с мячами.
15. Почему нельзя пить воду сразу из-под крана?

Для родителей:

1. Гимнастика для глаз.
2. Воздух, которым мы дышим. Экологические проблемы.
3.Здоровье и наша квартира.
4. Чистый дом. Пыль в доме и наше здоровье.
5. Цветы в нашем доме.
6. Животные в доме. Их влияние на настроение ребёнка и его воспитание.
7. Экологические проблемы воды.
8. Аллергия и цветущие растения.
9. Охрана природы – залог здоровья.

Темы занятий

Для учащихся:

1. Следишь ли ты за своей осанкой? Как сидеть и ходить красиво?
2. Улыбка – залог успеха и здоровья.
3. Цвет и настроение.
4. Народные праздники, их традиции и здоровье.
5. Игровая программа. Эстафетыс гимнастической палкой.
6. Бег в нашей жизни.
7. Вредные привычки.
8. Прыжки и воспитание характера.
9. Что готовили наши прабабушки?
10. Аптека на подоконнике.
11. Игровая программа. Упражнения с гантелями.
12. Витамины ядом с нами.
13. Как загорать, чтобы было полезно?
14. Игровая программа. Конкурсы со скакалкой.
15. Как подготовить себя к обучению в 5 классе?
16. Спортивный праздник (с родителями).

Для родителей:

1. Особенности возраста. Учебная нагрузка.
2. Психологический климат в семье.
3. Курение и здоровье.
4. Народные традиции и обычаи.
5. Блюда русской кухни – залог здоровья.
6. Комнатные растения для лечения.
7. Рецепты наших предков.
8. Дождь, загар и наше здоровье.
9. Психологическая подготовка детей и родителей к школе второй ступени.

Список литературы

1. Ю.П. Азаров “ Семейная педагогика” 1993 г.
2. Н.И. Дереклеева “Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья” 2004 г.
3. Л.И. Крупицкая “Будь здоров” 2005 г.
4. Ю.И. Портных “Дидактические основы использования игр в физическом воспитании, образовании и спорте” 1994 г.
5. Журнал “Практика административной работы в школе” 2006 г.