Условия позволяющие заниматься частной медицинской практикой. Какие документы должен получить врач чтобы иметь право заниматься частной медицинской практикой

  • 3.Основными принципами охраны здоровья граждан являются:
  • 9. Финансирование охраны здор-я граждан России
  • 2. За счет каких средств осуществляется финансирование деятельности предприятий, учреждений и организаций муниципальной системы здравоохранения?
  • 10. Права пациента (озоз рф)
  • 11. Права семьи, баременных и матерей в области охраны злоровья граждан
  • 12.Права несовершеннолетних в области охраны здоровья.
  • 13. Права граждан пожилого возраста в области охраны здоровья
  • 14. Права инвалидов в области охраны здоровья
  • 15.Право граждан на инф. О состоянии здоровья
  • 17. Право на занятие частной медицинской деятельностью.
  • 18. Лечащий и семейный врач.
  • 19. Социальная и правовая защита мед. Работников.
  • 26. Цели и виды медицинского страхования.
  • 27. Гражданин как субъект мед. Страх-я
  • 28. Деятельность страховых мед. Организаций
  • 29. Различия между обязательным и добровольным мед. Страх.
  • 30. Структура и штаты страх. Мед. Организации.
  • 31. Права и обязанности стах. Мед. Организации
  • 32.Страхователи работающего населения, их права и обязанности.
  • 33. Мед. Учреждения как субъект мед. Страхования.
  • 34. Страхователи неработающего населения, их права и обязанности.
  • 35. Фонд омс, его основные задачи.
  • 36. Договорные отношения м/ду субъектами страхования.
  • 37. Тарифы на услуги в системе мед. Страхования.
  • 38. Программы государственных гарантий оказания гражданам рф бесплатной медицинской помощи (базовая и территориальная)
  • 39. Мед-соц. Помощь: содержание понятия, права граждан при ее получении
  • 40. Гарантии гражданам при осуществлении мед. Помощи
  • 41. Первичная мед-санитарная. Помощь
  • 42. Роль общей и врачебной практики в системе первичной мед-санитарной помощи
  • 43. Обязанности врача общей практики
  • 45. Лицензирование и аккредитация мед. Учреждений и лиц, занимающихся мед. Деятельностью
  • 46. Профессиональные медицинские ассоциации
  • 17. Право на занятие частной медицинской деятельностью.

    Что включает в себя понятие «частная медицинская практика» ?

    Частная медицинская практика - это оказание медицинских услуг медицинскими работниками вне учреждения государственной и муниципальной системы здравоохранения за счет личных средств граждан, или за счет средств предприятий, учреждений и организаций, в т. ч. страховых медицинских организаций, в соответствии с заключенными договорами.

    Кто имеет право на занятие частной медицинской практикой ?

    Право на занятие частной медицинской практикой имеют лица, получившие диплом о высшем или среднем медицинском образовании, сертификат специалиста и лицензию на избранный вид деятельности.

    Кто выдает разрешение на занятие частной медицинской практикой ?

    Разрешение на занятие частной медицинской практикой выдается лицензионной комиссией по согласованию с профессиональными медицинскими ассоциациями и действует на подведомственной ей территории.

    Запрещение занятия частной медицинской практикой производится по решению органа, выдавшего разрешение на занятие частной медицинской практикой, или суда.

    Кто осуществляет контроль за качеством оказания медицинской помощи лицами, занимающимися частной медицинской практикой ?

    Контроль за качеством оказания медицинской помощи осуществляют: органы управления здравоохранением, страховая медицинская организация, лицензионная комиссия, профессиональные медицинские ассоциации. Иное вмешательство местной администрации в деятельность лиц, занимающихся частной медицинской практикой, не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство прямо предусмотрено законом.

    18. Лечащий и семейный врач.

    Что включает в себя понятие «лечащий врач» ?

    Лечащий врач - это врач, оказывающий медицинскую помощь пациенту в период его наблюдения и лечения в амбулаторно-поликлиническом или больничном учреждении.

    Лечащим врачом не может быть врач, обучающийся в высшем учебном заведении или образовательном учреждении послевузовского профессионального образования.

    Лечащий врач назначается по выбору пациента или руководителя лечебно-профилактического учреждения (его подразделения).

    В случае требования пациента о замене лечащего врача последний должен содействовать выбору другого врача.

    Каковы права и обязанности лечащего врача ?

    Лечащий врач:

    Организует своевременное и квалифицированное обследование и лечение пациента;

    Предоставляет информацию о состоянии его здоровья;

    По требованию больного или его законных представителей приглашает консультантов и организует консилиум (рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением экстренных случаев, угрожающих жизни больного);

    Единолично выдает листок нетрудоспособности сроком до 30 дней;

    Может отказаться по согласованию с соответствующим должностным лицом от наблюдения и лечения пациента, если это не угрожает его жизни и здоровью окружающих, в случаях несоблюдения пациентом предписаний или правил внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения;

    Несет ответственность за недобросовестное выполнение своих профессиональных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации.

    Что включает в себя понятие «семейный врач» ?

    Семейный врач - это врач, прошедший специальную многопрофильную подготовку по оказанию первичной медико-санитарной помощи членам семьи независимо от их пола и возраста.

    Статья 55. Порядок и условия выдачи лицам лицензий на определенные виды медицинской и фармацевтической деятельности

    Выдачу лицам лицензий на определенные виды медицинской и фармацевти­ческой деятельности осуществляют лицензионные комиссии, создаваемые органом государственного управления субъекта Российской Федерации или местной адми­нистрацией по поручению соответствующего органа государственного управления субъекта Российской Федерации.

    В состав лицензионных комиссий входят представители органов управления здравоохранением, профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциа­ций, высших медицинских учебных заведений и учреждений государственной и му­ниципальной систем здравоохранения. Лицензионные комиссии несут ответствен­ность за обоснованность принимаемых решений.

    Лицензия выдается на определенный вид деятельности на основании серти­фиката специалиста. Выдача лицензии на иной вид деятельности осуществляется отдельной процедурой.

    Лишение лиц, занимающихся определенными видами медицинской и фар­мацевтической деятельности, лицензии или приостановление ее действия осущест­вляется лицензионными комиссиями или по решению суда в случае несоответствия осуществляемой ими деятельности установленным стандартам качества медицин­ской помощи или положениям, закрепленным настоящими Основами. Действие лицензии возобновляется после повторного лицензирования при исчезновении ос­нований, по которым было осуществлено лишение лицензии или приостановление ее действия. Решения лицензионных комиссий могут быть обжалованы в соответ­ствующие органы государственной власти и (или) в суд.

    Порядок и условия выдачи лицам лицензий на определенные виды медицин­ской и фармацевтической деятельности устанавливаются Правительством Россий­ской Федерации.

    Перечень видов медицинской и фармацевтической деятельности, подлежа­щих лицензированию, устанавливается Министерством здравоохранения Россий­ской Федерации.

    Частная медицинская практика - это оказание медицинских услуг медицин­скими работниками вне учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения за счет личных средств граждан или за счет средств предприятий, учреждений и организаций, в том числе страховых медицинских организаций, в соответствии с заключенными договорами.

    Частная медицинская практика осуществляется в соответствии с настоящи­ми Основами и другими актами законодательства Российской Федерации, респуб­лик в составе Российской Федерации.

    Право на занятие частной медицинской практикой имеют лица, получившие диплом о высшем или среднем медицинском образовании, сертификат специалиста и лицензию на избранный вид деятельности.


    Контроль за качеством оказания медицинской помощи осуществляется фе­деральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осу­ществление государственного контроля и надзора в сфере здравоохранения, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Статья 57. Право на занятие народной медициной (целительством)

    Народная медицина - это методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в на­родных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законода­тельством Российской Федерации.

    Правом на занятие народной медициной обладают граждане Российской Фе­дерации, получившие диплом целителя, выдаваемый министерствами здравоохра­нения республик в составе Российской Федерации, органами управления здраво­охранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

    Решение о выдаче диплома целителя принимается на основании заявления гражданина и представления профессиональной медицинской ассоциации либо за­явления гражданина и совместного представления профессиональной медицинской ассоциации и учреждения, имеющего лицензию на соответствующий вид деятель­ности. Диплом целителя дает право на занятие народной медициной на территории, подведомственной органу управления здравоохранением, выдавшему диплом.

    Лица, получившие диплом целителя, занимаются народной медициной в по­рядке, устанавливаемом местной администрацией в соответствии со статьей 56 на­стоящих Основ.

    Допускается использование методов народной медицины в лечебно - профи­лактических учреждениях государственной или муниципальной системы здраво­охранения по решению руководителей этих учреждений в соответствии со статьей 43 настоящих Основ.

    Проведение сеансов массового целительства, в том числе с использованием средств массовой информации, запрещается.

    Лишение диплома целителя производится по решению органа управления здравоохранением, выдавшего диплом целителя, и может быть обжаловано в суд.

    Незаконное занятие народной медициной (целительством) влечет за собой административную ответственность, а в случаях, предусмотренных законодатель­ством Российской Федерации, - уголовную ответственность.

    В соответствии со статьей 29 Закона об основах охраны здоровья граждан частную систему здравоохранения составляют создаваемые юридическими и физическими лицами медицинские организации, фармацевтические организации и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья. Следовательно, субъектом частной медицинской практики могут быть как коммерческие юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.

    На основе действующего законодательства РФ можно выделить следующие основные признаки, характерные для частной медицинской практики:

    1. Частная медицинская практика носит самостоятельный характер. Самостоятельность субъектов частной медицинской практики включает в себя как автономию воли таких субъектов, заключающуюся в определении вида осуществляемой медицинской деятельности, выбора оборудования, посредством которого будут оказываться медицинские услуги, выбора места расположения медицинской клиники и определения уровня сервиса и других условий, так и имущественную самостоятельность, выражающуюся в возможности самого субъекта частной медицинской практики по своему усмотрению использовать и распоряжаться, принадлежащим ему имуществом.

    Однако, учитывая специфику медицинской деятельности, при осуществлении указанного принципа свободы субъектов имеется ряд отступлений и государство устанавливает ряд ограничений в этой сфере.

    Одним из аспектов вмешательства государства в деятельность, субъектов частной медицинской практики является отнесение договора возмездного оказания медицинских услуг к виду публичного договора. Таким образом, в случае наличия у субъекта частной медицинской практики государственной регистрации, лицензии на осуществление медицинской деятельности, диплома о высшем или среднем медицинском образовании, сертификата специалиста (для индивидуальных предпринимателей), он должен оказать медицинскую услугу потребителю. Данная презумпция гарантирует гражданам одинаковый доступ к получению медицинской помощи, в том числе у субъектов частной медицинской практики.

    2. Частной медицинской практике присущ рисковый характер деятельности. При оказании медицинских услуг риски можно условно подразделить на «предпринимательские риски», которые присущи всем видам предпринимательской деятельности, и «медицинские риски», связанные с оперативным вмешательством, терапевтическом лечении, при проведении различных биомедицинских экспериментов. Колоколов Г.Р., Махонько Н.И. Медицинское право: учебное пособие. М.: Дашков и К, 2009. 452 с.

    К числу профессиональных медицинских рисков относятся диагностические, лечебные, медикаментозные, инфекционные, психогенные и др. Наиболее распространены диагностические и лечебные. Каждый третий диагноз, который ставят российские врачи, впоследствии признается ошибочным. Врачебные ошибки в 80 - 85% случаев являются причинами осложнений или смерти пациента. Животовский Г.Г. Страховая защита жизни и здоровья населения в Российской Федерации // Организация продаж страховых продуктов", 2008, N 6.

    Некоторые авторы предлагают условия правомерности медицинского риска. Так, В.А.Глушков формулирует такие условия правомерности медицинского риска: 1) научное обоснование методик диагностики, лечения, профилактики, применения лекарственных средств; 2) цель, ради которой применялось рискованное лечение или диагностика, должна оправдывать опасность, грозившую жизни или здоровью больного; 3) возможность наступления вредных последствий должна быть вероятной, а не заведомой; 4) наличие согласия больного или его законных представителей на применение рискованного метода лечения и возможность наступления неблагоприятного результата. Глушков, В.А. Ответственность за преступления в области здравоохранения / В.А. Глушков. - Киев, -1987 г. С.86.

    П.С. Дагель дополняет этот перечень ещё одним условием - цель в данных условиях не могла быть достигнута обычными, нерискованными средствами. Признавая необходимость получения согласия больного, он отмечает, что пациент или его родственники должны дать согласие на применение рискованного лечения, будучи ознакомлены с возможностью опасности, в тех случаях, когда это возможно Дагель, П.С. Об уголовной ответственности врачей / П.С. Дагель // Советская юстиция. - 1984. - № 19. С.14..

    Одним из способов компенсации убытков, возникающих в случае наступления «медицинского риска» в результате ненадлежащего оказания медицинской услуги, является законодательно предусмотренный институт страхования профессиональной ответственности.

    3. Отношения в сфере частной медицинской практики обладают специальным целевым назначением и носят социальный характер. Смысл платной медицинской помощи предполагает не замену государственных услуг здравоохранения, а их дополнение и расширение, направленное на усиление конкуренции и, как следствие, повышение качества медицинской помощи.Акопов В.И., Карасова Ю.В. Правовое регулирование профессиональной деятельности медицинского персонала. Ростов-на-Дону, 2008. С. 131-132,237..

    4. Предметом частной медицинской практики является оказание медицинских услуг. Закон об основах охраны здоровья граждан, в отличии от ранее действовавшего закона, содержит легальное определения понятия «медицинская услуга» и «медицинская помощь». Согласно статье 2 Закона «медицинская услуга» - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение, «медицинская помощь» - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Введение законом понятия «медицинская помощь» является важным этапом в регулировании отношений в системе здравоохранения. Поскольку Конституция РФ в п.1 статьи 41 провозглашает право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, отсутствие в ранее действующем законе такого понятия фактически исключало реализацию в полном объеме конституционных норм.

    5. Необходимым условием осуществления данного вида деятельности является государственная регистрация субъекта частной медицинской практики. Специфической особенностью частной медицинской практики является ее лицензирование, которое предусмотрено в целях для защиты здоровья граждан в Российской Федерации. В Законе о лицензировании Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // "Российская газета", № 97, 06.05.2011. предусмотрено, что медицинская деятельность входит в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Таким образом, осуществление медицинской деятельности возможно только после получения лицензии. Следовательно, к осуществлению того или иного вида медицинской деятельности субъекты частной медицинской практики могут быть допущены только после проверки их соответствия лицензионным требованиям. Государственные органы в ходе осуществления лицензионного контроля в случае обнаружения нарушений при осуществлении медицинской деятельности субъектом частной медицинской практики могут приостановить действие лицензии или аннулировать ее. Механизм лицензирования является залогом полноценной защиты здоровья граждан при предоставлении им медицинских услуг, в том числе субъектами частной медицинской практики. Российское предпринимательское право: Учебник под ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова // Проспект, 2011.

    6. Медицинская помощь, оказываемая субъектами частной медицинской практики, является разновидностью профессиональной деятельности. К субъектам частной медицинской практики предъявляются повышенные требования. В статье 100 Закона об основах охраны здоровья граждан указывается, что:

    1) право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста;

    3) лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствии с полученной специальностью после прохождения обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам (профессиональной переподготовки) и при наличии сертификата специалиста;

    4) лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, допускаются к медицинской деятельности или фармацевтической деятельности после установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об образовании, сдачи экзамена по специальности в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получения сертификата специалиста, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

    Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

    Отнесение медицинской деятельности к виду профессиональной деятельности подтверждается существованием специальных норм; правил медицинской этики и деонтологии, таких как «клятва врача», основная заповедь врача «не навреди» и иных. Медицинская деятельность требует от врача порядочности, честности, бескорыстия в самом широком понимании слова. Профессия медицинского работника, в отличие от всех других, тесно связана с человеком, его здоровьем, жизнью, а часто с его судьбой. Поэтому в предпринимательстве, и особенно в медицинском, взаимоотношения участников должны основываться, наряду с правом, на профессиональной этике, честности, правдивости и доверии сторон. Коробко К.И. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Правовое регулирование частной медицинской практики. С-Петербург 2010 г. С.39.

    7. Неотъемлемым условием осуществления деятельности в рамках частной медицинской практики является заключение договора на оказание медицинских услуг. Отношения по возмездному оказанию медицинских услуг регулируются нормами Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ//Российская газета, № 238-239, 08.12.1994., часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ" 29.01.1996, № 5, ст. 410 В п. 3 ст. 779 ГК РФ указывается, что правила главы 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг» применяются к договорам оказания медицинских услуг. Однако глава 39 ГК РФ содержит всего лишь несколько статей, непосредственно регулирующих общие правила возмездного оказания услуг. По остальным вопросам, не урегулированным главой 39 ГК РФ, применяются отсылочные нормы к общим положениям о подряде, бытовом подряде. Более подробно вопрос об условиях заключения договора на оказание медицинских услуг с субъектами частной медицинской практики будет раскрыт в отдельной главе дипломной работы.

    Таким образом, частная медицинская практика является видом предпринимательской деятельности, осуществляемым юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на свой риск на основе заключенного договора на оказание медицинских услуг.

    Закон об основах охраны здоровья граждан не содержит норм, запрещающих субъектам частной медицинской практики осуществлять отдельные виды медицинской деятельности. Например, в п. 1 ст. 11 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» указывается, что профилактические прививки проводятся гражданам в государственных, муниципальных или частных организациях здравоохранения либо гражданами, занимающимися частной медицинской практикой, при наличии лицензий на медицинскую деятельностьФедеральный закон от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 138. Ст. 4736. .

    В ст. 18 Федерального закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» указывается, что психиатрическую помощь оказывают государственные, негосударственные психиатрические и психоневрологические учреждения и частнопрактикующие врачи-психиатры, имеющие лицензии в соответствии с законодательством Российской ФедерацииЗакон РФ от 02 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1913. .

    Однако, в нормативных правовых актах по отдельным видам медицинской деятельности, закреплены ограничения для субъектов частной медицинской практики по оказанию медицинских услуг определенного вида. Такие ограничения допускаются, например, по видам оказываемых медицинских услуг. Так, в п. 1 ст. 8 Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» указывается, что больные туберкулезом, нуждающиеся в оказании противотуберкулезной помощи, получают такую помощь в медицинских противотуберкулезных организациях, имеющих соответствующие лицензииФедеральный закон от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 25. Ст. 2581..

    При этом под медицинскиой противотуберкулезной организацией понимаются медицинские организации, оказывающие противотуберкулезную помощь и осуществляющие профилактику туберкулеза.

    Таким образом, в отличии от понятия медицинская организация, данного в новом законе, к оказанию противотуберкулезной помощи допускаются только медицинские организации -- юридические лица.

    В ст. 7 Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболеваний, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», также закреплено, что медицинское освидетельствование проводится в учреждениях государственной, муниципальной или частной системы здравоохранения, однако, выдача официального документа о наличии или об отсутствии ВИЧ-инфекции у освидетельствуемого лица осуществляется только учреждениями государственной или муниципальной системы здравоохраненияФедеральный закон от 30 марта 1995 г. № 38-Ф3 «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболеваний, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 14. Ст. 1212..

    Также, в соответствии со ст. 13 Федерального закона «О донорстве крови и ее компонентов» заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов осуществляют государственные организации здравоохраненияЗакон от 09 июня 1993 г. № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 28. Ст. 1064. . Как следует из норм приведенного закона, все субъекты частной системы здравоохранения не допускаются к осуществлению заготовки, переработки, хранения и обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов.

    Видом деятельности, к осуществлению которого допускаются только государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, является забор и заготовка органов и (или) тканей человека, а также их трансплантация, что устанавливается в ст. 4 Федерального закона «О трансплантации органов и (или) тканей человека» Закон РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180-1 « О трансплантации органов и (или) тканей человека» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 2. Ст. 62. .

    Таким образом, действующее законодательство создает определенные ограничения для субъектов частной медицинской практики при осуществления ими отдельных видов медицинской деятельности. Этот вывод полностью соответствует п. 3 ст. 55 Конституции РФ, которая закрепляет, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом.

    Частная медицинская практика - это оказание медицинских услуг медицинскими работниками вне учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения за счет личных средств граждан или за счет средств предприятий, учреждений и организаций, в том числе страховых медицинских организаций, в соответствии с заключенными договорами.

    Частная медицинская практика осуществляется в соответствии с настоящими Основами и другими актами законодательства Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации.

    Право на занятие частной медицинской практикой имеют лица, получившие диплом о высшем или среднем медицинском образовании, сертификат специалиста и лицензию на медицинскую деятельность (часть в редакции, введенной в действие с 15 января 2003 года Федеральным законом от 10 января 2003 года N 15-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

    Разрешение на занятие частной медицинской практикой выдается местной администрацией по согласованию с профессиональными медицинскими ассоциациями и действует на подведомственной ей территории.

    Контроль за качеством оказания медицинской помощи осуществляют профессиональные медицинские ассоциации и местная администрация. Иное вмешательство местной администрации в деятельность лиц, занимающихся частной медицинской практикой, не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство прямо предусмотрено законом.

    Запрещение занятия частной медицинской практикой производится по решению органа, выдавшего разрешение на занятие частной медицинской практикой, или суда.

    В этой статье Основ, восстановившей в здравоохранении России классический (его же можно охарактеризовать как основной или базовый ) тип правовых отношений врач - пациент, есть три правовые неточности, обратить внимание на которые стоит и для того, чтобы лучше уяснить юридические основы частной медицинской практики (применительно к Санкт-Петербургу), и для того, чтобы проиллюстрировать менталитет юристов ушедших советских времен.

    Первая неточность в словах «Частная медицинская практика - это оказание услуг медицинскими работниками вне учреждений… ». В 1993 году это было действительно так, поскольку в здравоохранении иного статуса профессионала кроме лица наемного труда (медицинского работника) реально не существовало. Сегодня специалист, получивший диплом и сертификат, может так никогда и не стать лицом наемного труда, то есть не стать (мед)работником. Осуществляя частную медицинскую практику, он не является работником (термин работник – категория трудового права, регулирующего отношения по поводу наемного труда), а является индивидуальным предпринимателем – субъектом уже не трудовых отношений с работодателем, а гражданско-правовых отношений с пациентом и другими лицами (страховые организации, медицинские организации, органы государственного и муниципального управления и т.д.), где для него нет начальников, а есть равноправные партнеры.

    Вторая неточность в словах «…Разрешение на занятие частной медицинской практикой выдается местной администрацией». На самом деле, вначале доктор (то есть лицо, обладающее специальной правоспособностью в связи с наличием у него диплома о высшем образовании и сертификата специалиста), реализуя установленное ст. 23 Гражданского кодекса РФ право гражданина заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, проходит в местной администрации процедуру регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (именно регистрации , а не получения разрешения, как говорится в статье). Сегодня в России, в соответствии с положениями главы 3 Гражданского кодекса и закона РСФСР от 07.12.1991 г. «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации», действует не разрешительный, а регистрационный принцип приобретения данного статуса. Это означает, что гражданин не просит разрешения на осуществление деятельности, а лишь уведомляет местную власть о своем решении таковой заниматься. В ответ на письменное заявление в местную администрацию (в Санкт-Петербурге – в службу регистрации индивидуальных предпринимателей Администрации района), в пятнадцатидневный срок после уплаты гражданином госпошлины (1МРОТ) ему обязаны выдать свидетельство о регистрации. Существует одно законное основание для отказа в регистрации – если указанная в заявлении гражданина деятельность прямо запрещена законодательством . С момента получения свидетельства о регистрации гражданин приобретает правоспособность индивидуального предпринимателя , то есть статус лица, которое может заниматься любыми не запрещенными в Российской Федерации видами предпринимательской деятельности (указанными в соответствии с его заявлением в свидетельстве о регистрации). В экономическом обороте по объему экономических прав и обязанностей статус индивидуального предпринимателя эквивалентен статусу лица юридического (п.3. ст. 23 ГК РФ).

    В соответствии со статьей 4 закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность медицинская входит в перечень из 122 видов (перечислены в ст. 17 закона) …осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан … и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Это означает, что индивидуальный предприниматель может начать осуществлять на практике все виды деятельности, указанные в его свидетельстве о регистрации, сразу после получения последнего, за исключением видов, перечисленных в вышеупомянутом законе. Для того, чтобы заниматься таковыми (в том числе, деятельностью медицинской), необходимо получение государственного разрешения - лицензии .

    Третья правовая неточность - в подчеркнутых словах той же части анализируемой статьи Разрешение на занятие частной медицинской практикой выдается местной администрацией по согласованию с профессиональными медицинскими ассоциациями и действует на подведомственной ей территории . Сегодня в Санкт-Петербурге лицензия на медицинскую деятельность действует не на территории района, где получил свидетельство о регистрации врач индивидуальный предприниматель, а на всей территории Субъекта Федерации (Санкт-Петербурга). Участие профессиональной медицинской ассоциации в этом процессе осуществляется путем ее представительства в деятельности органов лицензирования.

    Таким образом, с момента получения личной лицензии на медицинскую деятельности, врач как представитель профессии, становится на рынке медицинских услуг субъектом права - частнопрактикующим врачом (ЧПВ). Объем гражданских (= экономических, то есть прав совершать сделки в своем интересе) прав ЧПВ по отношению к пациенту и третьим лицам эквивалентен объему таковых любого государственного или негосударственного медицинского учреждения, а объем специальных прав в части видов разрешенной медицинской деятельности, определяется тем их перечнем, который указан в его лицензии. Существенно, что в отличие от государственного медицинского учреждения, обладающего специальной правоспособностью (поскольку учреждаются данные медицинские организации для решения конкретной задачи - реализации Программы государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью), частнопрактикующий врач действует в более свободном правовом режиме, поскольку может без специального разрешения кроме медицинской осуществлять все иные виды деятельности, не запрещенной законодательством. При необходимости ЧПВ может нанимать любое количество работников .

    Частнопрактикующий врач , в зависимости от того, какой сертификат (сертификаты) специалиста у него есть и в зависимости от того, какие виды деятельности указаны в выданной ему лицензии, может взаимодействовать с государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения как партнер, заключая гражданско-правовые договоры. В частности, в соответствии со ст. 2 Закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» частнопрактикующий врач приравнен по гражданско-правовому статусу к медицинскому учреждению (Статья 2. Субъекты медицинского страхования. …. Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно»). Для системы медицинского страхования (как обязательного, так и добровольного) представляют интерес частнопрактикующие врачи, особенно специалисты, имеющие сертификат семейного врача. В соответствии со статьей 59 Основ «… Семейный врач - это врач, прошедший специальную многопрофильную подготовку по оказанию первичной медико-санитарной помощи членам семьи независимо от их пола и возраста. ».

    Порядок профессиональной деятельности семейного врача действительно, детально разработан, начиная с 1992 года путем издания серии соответствующих приказов Минздрава РФ (№ 237 от 26.08.1992, № 463 от 30.12.1999, № 350 от 20.11.2002, № 402 от 12.08.2003, № 112 от 21.03.2003, № 84 от 17.01.2005. Первым и основным документом, регламентирующим деятельность врача общей практики, был приказ Министерства здравоохранения РФ N 237 от 26 августа 1992 года "О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)". С 17января 2005 года действует приказ Минздравсоцразвития «О порядке осуществления деятельности врача общей практики (семейного врача).

    Приказ дал нормативное определение терминов общая практика и врач общей практики - «общая практика является одной из форм организации первичной медико-санитарной помощи» , врач общей практики (семейный врач) - специалист, широкоориентированный в основных врачебных специальностях и способный оказать многопрофильную амбулаторную помощь при наиболее распространенных заболеваниях и неотложных состояниях» .

    Врач общей практики (семейный врач) осуществляет свою деятельность (п.1.5):

    В государственном медицинском учреждении;

    В негосударственном медицинском учреждении;

    В порядке частной практики (ЧПВ – примечание авт .).

    Врач общей практики (группа врачей) могут работать по контракту (договору) с государственными, муниципальными органами, страховыми медицинскими организациями, медицинскими учреждениями (п. 1.6).

    За врачом общей практики (семейным врачом) на договорной основе могут быть закреплены койки в стационаре для ведения больных. При необходимости врач общей практики может организовывать стационары на дому, дневные стационары (п. 1.10).

    Следует отметить, что сегодня услуги в виде консультации и лечения, осуществляемые врачами общей практики, введены в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг и имеют код 8512010. Учитывая, что классификатор выпускается Министерством экономики РФ и Госстандартом РФ и их документы обязательны для всех субъектов экономической деятельности, то общая практика признана на общегосударственном, а не только на ведомственном уровне.

    Приказом установлены организационные мероприятия, проведение которых является необходимым для внедрения новой формы осуществления медико-санитарной помощи (в дальнейшем - медицинская помощь) - общей практики. Такими мероприятиями, в частности являются:

    Разработка программы поэтапного перехода к организации первичной медицинской помощи преимущественно по принципу врача общей практики (семейного врача) (п.1.1);

    Выделение и реконструкция органами управления и учреждений здравоохранения (с учетом ресурсных возможностей) соответствующих помещений, оснащение их медицинской аппаратурой, инструментами и медикаментами (п.2.1);

    Проведение организационной и разъяснительной работы о необходи­мости осуществления структурного преобразования первичной медицинской помощи (п.1.2).

    Приказом утверждены документы, имеющие основополагающее значение для оказания первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача):

    а) Положение о враче общей практике (семейном враче) - в дальнейшем – Положение;

    б) Квалификационная характеристика врача общей практики (семейного врача);

    в) Типовой учебный план и программа подготовки специалиста с высшим образованием по специальности врач общей практики (семейный врач);

    г) Положение о медицинской сестре общей практики;

    д) Квалификационная характеристика и учебный план подготовки медицинской сестры общей практики.

    Врач общей практики осуществляет следующие виды деятельности (п.1.9 Положения): амбулаторный прием и посещение на дому; оказание неотложной помощи; проведение комплекса профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий; содействие в решении медико-социальных проблем в семье. Основной обязанностью врача общей практики согласно разделу II Положения "является оказание первичной медико-социальной помощи населению, в соответствии с требованиями квалификационной характеристики и полученным сертификатом". Из этого следует, что общая практика с самого начала авторами Положения рассматривалась как одна из основных форм медицинской помощи.

    Врач общей практики вправе проводить экспертизу временной нетрудоспособности пациентов (п.2.7). Пунктом 1.3 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан п.1.3 (в ред. Приказа Минздравмедпрома РФ N67, Постановления ФСС РФ N 66 от 25.06.96) право выдавать больничные листки предоставлено врачам, занимающимся частной медицинской практикой вне учреждений здравоохранения (на основе лицензии). Ведение учетной и отчетной документации является обязанностью врача общей практики (п.2.10 Положения), формы его рабочей медицинской документации разработаны и утверждены приказом МЗ РФ № 402 от 12.08.2003.

    В подчинении у врача общей практики может находиться средний медицинский персонал (п.п.1.11, 3.1 Положения). Средний медицинский персонал, работающий в системе общей практики, должен удовлетворять требованиям, содержащимся в соответствующих документах, утвержденных приказом Минздрава РФ N 237.

    Что касается групповой практики , предусмотренной «Положением о враче общей практики», то она, как представляется, может осуществляться в форме простого товарищества (совместной деятельности), предусмотренного Главой 55 ГК РФ. В этом случае не образуется юридическое лицо.

    Для организации групповой врачебной практики может использоваться некоммерческое партнерство (ст.8 Федерального закона от 12.01.96 г. «О некоммерческих организациях»). Эта организационно-правовая форма призвана содействовать врачам общей практики в достижении целей своей деятельности и в организации взаимоотношений с органами власти и управления, государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения.

    Из приведенных сведений можно сделать вывод о том, что действующие федеральные законодательные акты устанавливают в качестве базового элемента первичной медицинской помощи деятельность врача общей практики. Отношения в сфере деятельности врача общей практики в настоящее время полноценно урегулированы подзаконными нормативными актами, принятыми федеральными органами исполнительной власти (приказы МЗ РФ).

    В целом, не усматривается никаких правовых ограничений для осуществления в настоящее время деятельности частнопрактикующих врачей - как врачей общей практики (семейных врачей), так и врачей-специалистов. Однако начавшие такую деятельность врачи неизбежно (как и в любом новом деле) столкнутся с организационными трудностями и психологическими проблемами взаимоотношений, в первую очередь, со структурами, которые в зависимости от квалификации их лидеров могут действовать как конструктивно, так и деструктивно. Речь идет об административном аппарате государственных амбулаторных медицинских учреждений и о территориальных органах управления здравоохранением. Рациональным в таких условиях представляется создание групповых врачебных практик. Преодоление нормальных экономических и организационно-правовых трудностей наименее проходит наименее безболезненно при учете и использовании уже наработанного на территории опыта и при наличии активной поддержки со стороны профессиональной медицинской ассоциации.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    План

    Введение

    1. Частная медицинская практика и фармацевтическая деятельность

    2. Порядок лицензирования частной медицинской практики

    3. Порядок получения разрешения на занятие народной медициной (целительством)

    4. Ответственность за незаконное занятие частной медицинской практикой и фармацевтической деятельностью

    Список литературы

    Введение

    В настоящее время государство придает огромное значение охране здоровья населения страны, что выражается в создании и реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" и обеспечении гарантий защиты конституционного права граждан на охрану здоровья.

    Медицинская деятельность, как один из основных инструментов реализации права граждан на охрану здоровья, должна быть наиболее урегулирована со стороны государства в части недопущения появления на рынке медицинских и фармацевтических услуг неквалифицированных работников, не имеющих специальных познаний для оказания медицинской помощи населению.

    В связи с тем, что некоторые участники рынка медицинских услуг ставят в основу своей деятельности получение максимальной прибыли, то это в первую очередь сказывается на качестве предоставляемых услуг, следовательно, наибольшее количество злоупотреблений в сфере здравоохранения происходит вне системы государственной или муниципальной систем здравоохранения, а именно в системе частной медицинской практики и частной фармацевтической деятельности.

    1. Частная медицинская практика и фармацевтическая

    деятельность

    Давайте разберемся, как действующее законодательство трактует понятие частной медицинской практики.

    Частная медицинская практика (ст. 56 ФЗ от 22 июля 1993 года №5487-1 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан") - оказание услуг медицинскими работниками вне учреждений государственной или муниципальной систем здравоохранения за счет личных средств граждан, средств предприятий, учреждений и организаций, в том числе страховых медицинских организаций в соответствии с заключенными гражданско-правовыми договорами.

    Медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию

    а) доврачебной,

    б) амбулаторно-поликлинической,

    в) стационарной,

    г) высокотехнологичной,

    д) скорой,

    е) санаторно-курортной медицинской помощи.

    В соответствии с законодательством об охране здоровья (ч. 4 ст. 57 Основ), разновидностью частной медицинской практики является народная медицина, то есть деятельность народных целителей, применяющих методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанных на утвердившихся народных традициях, но не зарегистрированных в установленном порядке органами здравоохранения. В связи с тем, что данная сфера деятельности непосредственно затрагивает здоровье населения в целом и конкретного человека в частности, она должна подвергаться наибольшему, особому контролю со стороны государства.

    2 . Порядок лицензирования частной медицинской практики

    частный медицинский фармацевтический лицензирование

    Для реализации особого контроля над соблюдением прав граждан на охрану здоровья в области осуществления медицинской и фармацевтической деятельности используется установленный законодательством разрешительный порядок - лицензирование, предполагающее, прежде всего, предварительный контроль над лицами, желающими быть допущенными на рынок медицинских (фармацевтических) услуг. Поэтому основным условием законности занятия частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью является получение соответствующей лицензии, поскольку данные виды деятельности отнесены законом к числу лицензируемых (п.п. 96 и 47 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").

    Частная медицинская практика и частная фармацевтическая деятельность строится в строгом соответствии с действующим законодательством об охране здоровья граждан, в связи, с чем правом на занятие частной медицинской деятельностью обладают исключительно медицинские работники, которые должны иметь:

    а) высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование, а также специальное звание;

    б) сертификат специалиста;

    в) лицензию на избранный вид деятельности, входящий в перечень, установленный Минздравом РФ (установлен Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 г. №30).

    Федеральным законом от 08.08.2001 г. №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельно­сти" (далее Закон) дано достаточно широкое определение понятия лицензирования: "Лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании" (ст. 2 Закона).

    Как видно, понятие "лицензирование" включает в себя не только непосредственные действия по предоставлению лицензий и иных сопутствующих действий, но и действия по контролю лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также действия, связанные с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

    Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или частному предпринимателю.

    Лицензирование предполагает осуществление государством контрольной функции в отношении видов деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации, регулирование которых не может осуществляться иными методами.

    Безусловно, частная медицинская практика и фармацевтическая деятельность попадают под данное понятие критериев определения лицензируемых видов деятельности, поэтому подлежат лицензированию.

    Таким образом, посредством лицензирования, строгого соблюдения лицензионных требований и условий, то есть установленных требований, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении конкретного вида деятельности, государство повышает гарантии граждан, то есть не­посредственных потребителей медицинских услуг на охрану здоровья и повышает требования к тем, кто желает заняться частной медицинской практикой.

    Порядок лицензирования частной медицинской практики и частной фармацевтической деятельности урегулирован Основами, Федеральным законом от 08.08.2001 года №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 года №30, Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 года №416 и некоторыми нормативными правовыми актами Минздрава РФ.

    Лицензирование частной медицинской деятельности предоставляется на 5 лет и осуществляется по общему правилу органами исполнительной власти субъектов РФ.

    Исключение составляют:

    1) высокотехнологичная медицинская помощь, осуществляемая организациями частной системы здравоохранения;

    2) фармацевтическая деятельность, осуществляемая организациями оптовой торговли лекарственными средствами, лицензирование которых проводится Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;

    3) фармацевтическая деятельность, осуществляемая организациями в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных, лицензирование которой проводится Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному контролю.

    Для получения лицензии на осуществление частной медицинской практики лица, обратившиеся за ее получением, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 года №30 "Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности" должны отвечать определенным требованиям, а именно:

    1) иметь принадлежащие на правах собственности или на ином законном основании здания, помещения, необходимые для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям;

    2) иметь принадлежащие на правах собственности или на ином законном основании оборудование и медицинскую технику, необходимые для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям;

    3) иметь соответствующую профессиональную подготовку (образование, стаж работы по специальности, повышение квалификации специалистов) или иметь в штате работников, обладающих такой подготовкой (если речь идет о юридических лицах);

    4) соблюдать установленные нормативными документами медицинские технологии, санитарные правила, правила предоставления платных медицинских услуг;

    5) контролировать соответствие качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям;

    6) обладать необходимым нормативно-методическим обеспечением, организационно-техническими возможностями и материально-техническим оснащением для выполнения соответствующих видов медицинской деятельности.

    Получение лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06 июля 2006 года №416 "Об утверждении положения о лицензировании фармацевтической деятельности", связано с необходимостью соответствия следующим требованиям:

    1) наличие принадлежащих на правах собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям;

    2) наличие соответствующей профессиональной подготовки (образование, стаж работы по специальности, повышение квалификации специалистов) или иметь в штате работников, обладающих такой подготовкой (если речь идет о юридических лицах);

    3) соблюдение установленных нормативными документами правил изготовления лекарственных средств, правил продажи лекарственных средств (оптовой или розничной), требований о запрещении продажи негодных лекарственных средств, медицинских технологий, санитарных правил, правил предоставления платных медицинских услуг.

    Профессиональная подготовка лиц, занимающихся частной медицинской практикой и фармацевтической деятельностью, должна подтверждаться дипломом о высшем или среднем медицинском, фармацевтическом или ветеринарном (для лекарственных средств, предназначенных для животных) образовании, а также сертификатом специалиста.

    В соответствии со ст. 54 Основ, как для частной медицинской практики, так и для фармацевтической деятельности, установлены общие требования в отношении сертификата специалиста. Сертификат специалиста выдается на основании:

    а) послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура),

    б) дополнительного образования (повышение квалификации, специализация),

    в) проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

    В случаях, связанных с прерыванием медицинским работником стажа по медицинской или фармацевтической специальности, то есть не работающие по специальности более 5 лет, или получением медицинской и фармацевтической подготовки в иностранных государствах, для получения сертификата специалиста требуется также документ, подтверждающий прохождение проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций (для врачей и провизоров) или прохождение переподготовки в соответствующих учебных заведениях, либо подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения (для работников со средним медицинским или фармацевтическим образованием), либо сдачу экзамена в соответствующих учебных заведениях Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации (для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах).

    Кроме того, для осуществления, как частной медицинской практики, так и фармацевтической деятельности, как, собственно, для всех лицензируемых видов деятельности, в соответствии со ст. 9 Закона, требуется также:

    1) регистрация в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

    2) постановка на налоговый учет;

    3) внесение государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии.

    Более того, одним из обязательных требований для частной медицинской практики и фармацевтической деятельности является необходимость получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам осуществляемой деятельности.

    Действующим законодательством предусмотрен лицензионный контроль в целях проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, возможности выполнения ими лицензионных требований и условий, а также проверки сведений о лицензиате и соблюдение им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

    Контроль осуществляет исполнительный орган субъекта Российской Федерации в области здравоохранения.

    3 . Порядок получения разрешения на занятие народной медициной

    (целительством)

    Народная медицина (целительство), как разновидность медицинской деятельности (ст. 57 Основ), предполагает проведение методов оздоровления, профилактики, диагностики и лечения; лечение при помощи таких методов, которые основаны на опыте многих поколений людей, утвердились в народных традициях и не зарегистрированы в порядке, установленном законодательством РФ в области здравоохранения. И хотя народная медицина является разновидностью медицинской деятельности (частной медицинской практики), она подчиняется иным правилам.

    Так, занятие народной медициной не охватывается приведенными выше нормативно-правовыми актами, регулирующими получение лицензий на занятие частной медицинской практикой, а именно Федеральным законом от 08 августа 2001 года №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 года №30, то есть на данный вид деятельности не нужно получение лицензии.

    Каким же образом тогда происходит государственное регулирование занятия народной медициной, тем более, что она является разновидностью медицинской деятельности?

    В соответствии со ст. 57 Основ:

    1) правом на занятие народной медициной обладают граждане РФ;

    2) для осуществления данного вида деятельности необходимо получить диплом целителя в органе исполнительной власти субъектов РФ в области здравоохранения;

    3) заниматься народной медициной можно только на территории, подведомственной органу исполнительной власти субъекта РФ в области здравоохранения, выдавшему диплом;

    4) законодательное запрещение сеансов массового целительства;

    5) гражданин, получивший диплом целителя, имеет право осуществлять те виды целительской деятельности, которые указаны в дипломе.

    Для получения диплома народного целителя необходимо:

    а) заявление гражданина в орган исполнительной власти субъектов РФ в области здравоохранения;

    б) представление профессиональной медицинской ассоциации или совместное представление профессиональной медицинской ассоциации и учреждения, имеющего лицензию на медицинскую деятельность.

    По общему правилу, диплом целителя выдается на 3 года.

    Исполнительный орган субъекта РФ в области здравоохранения издает приказ об осуществлении деятельности народных целителей на территории субъекта РФ и утверждает порядок осуществления деятельности народных целителей на территории субъекта, инструкцию о порядке оформления, выдачи и продления диплома целителя, форму диплома целителя.

    В процессе лицензирования частной медицинской практики и фармацевтической деятельности или выдачи разрешения на занятие народной медициной (целительством) определяются условия, соблюдение которых является обязательным при занятии данным видом деятельности.

    Нарушение данных условий влечет применение мер ответственности со стороны государства.

    4. Ответственность за незаконное занятие частной медицинской

    практикой и фармацевтической деятельностью

    Административная ответственность за незаконное занятие частной медицинской практикой и фармацевтической деятельностью. Одним из наиболее действенных способов защиты населения от недобросовестных участников рынка медицинских услуг является административная и уголовная ответственность за незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью, народной медициной (целительством), то есть за действия без соответствующего разрешения (лицензии).

    Административная ответственность за незаконное занятие частной медицинской практикой или фармацевтической деятельностью, а также народной медициной (целительством) предусмотрена ст. 6.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    Пункт 4.1 статьи 6.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензию на данный вид деятельности.

    Законное право на занятие данными видами деятельности, как уже отмечалось выше, принадлежит лицам, получившим диплом о высшем или среднем медицинском (фармацевтическом) образовании, сертификат специалиста и лицензию на избранный вид деятельности.

    Медицинской практикой, согласно законодательству о здравоохранении, имеют право заниматься как отдельные физические лица, так и лечебно-профилактические учреждения различных форм собственности. Но административная ответственность по данной статье предусмотрена только в системе частного здравоохранения. При этом необходимо знать, что состав административного правонарушения должен содержать следующие элементы, а именно:

    а) объект противоправного посягательства;

    б) субъект административного правонарушения;

    в) объективную сторону;

    г) субъективную сторону.

    Отсутствие какого-либо из этих элементов исключает как наличие состава административного правонарушения в целом, так и применение мер государственного принуждения.

    Применительно к составу административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.2 КоАП РФ, объектом данного правонарушения является здоровье населения.

    Субъектами данного правонарушения являются лица, занимающиеся частной медицинской или фармацевтической практикой, руководители частных медицинских и фармацевтических организаций, в обязанности которых входит получение лицензии, а также юридические лица, осуществляющие свою деятельность без лицензии.

    Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем частной медицинской практики или частной фармацевтической деятельности без соответствующего разрешения (лицензии).

    Субъективная сторона характеризуется умышленной виной, то есть лицо, совершившее административное правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий, или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

    Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области частной медицинской практики и частной фармацевтической деятельности, будет охватываться составом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.2 КоАП РФ в случаях осуществления:

    1) деятельности без лицензии;

    2) деятельности на основании приостановленной или аннулированной лицензии;

    3) деятельности на основании лицензии с истекшим сроком;

    4) деятельности на основании лицензии, выданной на другой территории;

    5) видов деятельности не предусмотренных лицензией.

    Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.2 КоАП РФ, составляют должностные лица органов, уполномоченных в области здравоохранения, а дела об административных правонарушениях, в соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ, рассматривают судьи (мировые судьи).

    Данное административное правонарушение относится к категории длящихся, поэтому срок при­влечения к административной ответственности начинает исчисляться со дня обнаружения уполномоченными органами административного правонарушения.

    Административная ответственность за незаконное занятие народной медициной (целительством). 4.2 статьи 6.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за занятие народной медициной (целительством) с нарушением установленного законом порядка.

    В соответствии со ст. 57 Основ, лица, получившие диплом целителя, занимаются народной медициной в порядке, устанавливаемом органами исполнительной власти субъектов РФ в области здравоохранения в соответствии с требованиями, предъявляемыми к частной медицинской практике.

    Существует несколько отличий привлечения к административной ответственности лиц, занимающихся народной медициной, по сравнению с лицами, занимающимися частной медицинской практикой и фармацевтической деятельностью:

    1) занятие народной медициной (целительством) не предусматривает получение лицензий, а данный вид деятельности, о чем говорилось выше, имеет иной порядок получения разрешения;

    2) привлечение к административной ответственности возможно только физического лица, непосредственно занимающегося народной медициной (целительством);

    3) лица, занимающиеся народной медициной, могут не регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей;

    4) ответственность за незаконное занятие народной медициной может наступить при наличии всех необходимых разрешительных документов (например, при проведении сеансов массового целительства либо при занятии иным видом деятельности, которая указана в дипломе целителя).

    Таким образом, применительно к составу административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.2 КоАП РФ, объектом данного правонарушения является также здоровье населения.

    Субъектами данного правонарушения являются физические лица, занимающиеся народной медициной (целительством).

    Объективная сторона правонарушения выражается в незаконном занятии физическим лицом народной медициной (целительством) без соответствующего разрешения, либо видом деятельности, не предусмотренным дипломом целителя, либо на территории иного, не выдававшего диплом целителя субъекта РФ, либо занятие сеансами массового целительства.

    Субъективная сторона характеризуется умышленной виной, то есть лицо, совершившее административное правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

    Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.2 КоАП РФ, составляют также должностные лица органов, уполномоченных в области здравоохранения, а дела об административных правонарушениях, в соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ, рассматривают судьи (мировые судьи).

    В свете данных положений показателен пример привлечения в декабре 2006 года Мировым судом участка Центрального района г. Челябинска к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.2 КоАП РФ, то есть за незаконное занятие народной медициной (целительством), Анатолия Кашпировского. Основанием привлечения к ответственности послужило заключение экспертов кафедры психиатрии, психотерапии, наркологии и медицинской психологии Челябинской государственной медицинской академии. В заключении специалисты указали, что А. Кашпировский на своих сеансах применяет методы гипноза, оказывающие негативное влияние на психическое и физическое состояние человека, так как не учитываются персональные, характерные черты и противопоказания к проведению гипноза.

    Уголовная ответственность за незаконное занятие частной медицинской практикой и фармацевтической деятельностью. Уголовная ответственность за незаконное занятие частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью предусмотрена ст. 235 Уголовного кодекса РФ.

    Основанием для привлечения к уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ.

    Преступлением признается совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. Само по себе незаконное занятие частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью не образует состава преступления, а является административным правонарушением.

    Список литературы

    1. Уголовный кодекс РФ. - М., 2008.

    2. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 года №128 // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №33 (часть I). - Ст. 3430.

    3. Постановление Правительства РФ от 22 января 2007 года №30 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности» // Собрание законодательства. - 2007. - №5. - Ст. 656.

    4. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 №323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития» // Собрание законодательства РФ. - 2004. - №28. - Ст. 2900.

    5. Агафонов А.В. Ответственность за посягательства на безопасность жизни или здоровья потребителей (историко-правовой анализ) / Под общ. ред. д.ю.н., проф. Н. Сабанина. - СПБ., 2004.

    6. Бердичевский Ф.Ю. Уголовная ответственность медицинского персонала за нарушение профессиональных обязанностей. - М., 1970.

    7. Большая медицинская энциклопедия. - М.: Астрель, 2001.

    8. Глушков В.А. Ответственность за преступления в области здравоохранения. - Киев: Высш. шк., 1987.

    9. Громов А.П. Права, обязанности и ответственность медицинских работников. - М., 1976.

    10. Шевченко Ю.Л. Правовые основы здравоохранения в России. - М., 2000.

    11. Аистова. Л.С. Понятие незаконного предпринимательства как преступления // Законность. - 2005. - №7

    12. Дианов М., Семенов. Незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью // users.omskreg.ru

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Задачи и этапы для врача-стоматолога при открытии частной практики. Расходы в частном кабинете: фиксированные, вариабельные и полувариабельные. Стоматологическое оборудование. Лицензирование, маркетинга кабинета. Частная стоматология в перспективе.

      реферат , добавлен 17.09.2010

      Особенности фармацевтической профессии. Новые уровни фармацевтической практики, классификация ее видов. Ценность профессиональных услуг фармацевта. Рабочие условия выполнения фармацевтической практики. Фармацевт семи звезд, дополнительные функции.

      реферат , добавлен 20.01.2015

      Зарождение аккредитации в здравоохранении. Международное сообщество по качеству в здравоохранении (ISQua), его функции и цели деятельности. Лицензирование медицинской деятельности в части работ и услуг, выполняемых организациями республиканского значения.

      презентация , добавлен 22.12.2014

      Анализ проблем правового обеспечения в области охраны репродуктивного здоровья. Уголовная ответственность работников здравоохранения. Правовые основы медицинской деятельности в области планирования семьи. Характеристика проблем медицинской стерилизации.

      курсовая работа , добавлен 09.09.2013

      Принципы государственной политики в области здравоохранения. Методы регулирования медицинской и фармацевтической деятельности. Система здравоохранения: иерархия управления, ее финансовое обеспечение. Функции и полномочия региональных департаментов.

      презентация , добавлен 25.11.2014

      Совершенствование системы управления здравоохранением, медицинской помощи населению, лекарственной политики, развития фармацевтической и медицинской промышленности. Медицинская наука и образование. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

      презентация , добавлен 13.05.2015

      Особенности распространения фармацевтической информации в медицинской среде. Виды медицинской информации: алфавитно-цифровая, визуальная, звуковая и др. Законодательные акты, регулирующие рекламную деятельность в сфере обращения лекарственных средств.

      курсовая работа , добавлен 10.07.2017

      Биография, общие сведения о советском физиологе, создателе теории функциональных систем П. Анохине. Начало научно-медицинской деятельности, карьера, открытия ученого. Научная и руководящая деятельность Анохина, его вклад в науку, заслуги перед медициной.

      презентация , добавлен 19.07.2016

      Информация об этапах профессионального роста фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи ОСМП п. Белореченский. Характеристика обслуживаемой территории и отделения скорой медицинской помощи. Основные показатели и функции деятельности фельдшера.

      отчет по практике , добавлен 07.11.2013

      Нормативно-правовая база лицензирования фармацевтической деятельности на территории Российской Федерации. Порядок переоформления лицензии. Государственный контроль при обращении лекарственных средств. Итоги контрольно-надзорной деятельности за 2014 год.