В каком веке жил адам. Кто дольше жил - адам или ева

Карим Абдрауфович Хакимов - первый полномочный представитель Советской России в арабских странах, внесший значительный вклад в установление добрых отношений между молодой Советской Республикой и арабо-персидским миром.

Принимая непосредственное участие в становлении нового государства Саудитов, он стал личным другом главы-основателя правящей ныне династии Абдель Азиза ибн Сауда и завоевал доверие простых жителей Аравийского полуострова. В ходе установления дипломатических отношений СССР с арабскими странами К.А.Хакимов организовал поставки жизненно необходимых товаров и продуктов из СССР, а также оказание медицинской помощи населению.

Воспитанный в мусульманской семье и будучи в прошлом профессиональным революционером, красным командиром и организатором советской власти, К. А. Хакимов своим личным авторитетом и обаянием способствовал формированию положительного образа России в глазах арабов.

Репрессии в отношении «Красного паши?» произвели глубокое впечатление на представителей правящей и поныне династии Королевства Саудовская Аравия - дипломатические отношения между этой страной и СССР были прерваны в 1938 году, после отзыва К.А.Хакимова, и не возобновлялись до падения коммунистического строя в Советском Союзе.

Биография

Даты

  • 1892 год - родился в крестьянской семье в д. Дюсяново 53.485054, 54.18659 Белебейского уезда Уфимской губернии.
  • 1917 - экстерном окончил гимназию в городе Томске .
  • 1918-1919 - член Оренбургского мусульманского военно-революционного комитета, губернский комиссар народного просвещения, командир 2-го батальона интернационального полка на Актюбинском участке Оренбургского фронта, начальник политотдела 1-й Отдельной Приволжской татарской стрелковой бригады (1-ая Татбригада).
  • 1920 - по рекомендации В.В.Куйбышева приглашен в НКИД на дипломатическую работу.
  • 1920-21 - замначальника политуправления Туркфронта, одновременно секретарь временного ЦК компартии Туркестана, полномочный представитель РСФСР в Бухарской народной республике, секретарь ЦК Бухарской коммунистической партии.
  • октябрь 1921 - июль 1924 - Генеральный консул РСФСР/СССР в городах Мешхеде , Реште (Персия).
  • декабрь 1922 - Нарком Иностранных дел Г. В. Чичерин во время Лозаннской конференции достиг предварительной договорённости с представителем короля Хиджаза Х. Лутфаллой об установлении дипотношений.
  • 9 августа 1924 - К. Хакимов вручил верительные грамоты королю Хиджаза из династии Хашимитов и стал Генеральным консулом и дипломатическим агентом СССР в королевстве.
  • 1925 - К.Хакимов совершил паломничество у?мра - ток называемый «малый хадж» в Мекку , чем завоевал расположение арабской элиты.
  • 16 февраля 1926 - СССР первым признал новое государство Саудитов .
  • 1926-1928 - полномочный представитель СССР в Королевстве Хиджаз, Неджд и присоединенные области (с 1932 - Королевство Саудовская Аравия).
  • 1927 г. - организовал поставку в Джидду морским транспортом первых трёх партий товаров первой необходимости из Одессы - сахара, муки (местное население с тех пор называет муку высокого качества «москоби?» - «московской»), керосина.
  • январь 1929-1931 - полномочный представитель СССР в Йеменском королевстве , одновременно - генеральный представитель «Ближневостокторга».
  • 1932-1935 - обучался в Институте красной профессуры, в Москве .
  • 1932 - на должность полномочного представителя СССР в Королевстве Саудовская Аравия заступает советский дипломат казахского происхождения Тюрякулов, Назир Тюрякулович .
  • в мае 1932 - вместе с Назиром Тюрякуловым принимал участие в организации и обеспечении проведения визита принца Фейсала ибн Абдель Азиз ас-Сауда в Москву.
  • 1936-1937 - полномочный представитель СССР в Королевстве Саудовская Аравия .
  • июль 1937 - арестован друг и коллега «Красного паши» Тюрякулов, Назир Тюрякулович 3 ноября 1937 расстрелян. (Реабилитирован в 1958 году)
  • 6 сентября 1937 - отозван в Москву.
  • 11 ноября 1937 - арестован по ложному доносу.
  • 10 января 1938 - расстрелян.
  • март 1938 - в Саудовской Аравии обнаружены колоссальные нефтяные месторождения, ставшие основой процветания королевства в XX и XXI веке.
  • 13 апреля 1938 - СССР упраздняет миссию в Джидде из-за отказа ибн Сауда принять другого полпреда от Сталина .
  • 11 сентября 1938 - сотрудники миссии СССР покинули Саудовскую Аравию из-за отказа ибн Сауда принять другого полпреда от Сталина.
  • 28 января 1956 г. - К. А. Хакимов полностью реабилитирован решением коллегии Верховного Суда СССР.
  • В 1990-е годы было установлено место его захоронения - расстрельный полигон в Бутово.
  • 17 января 1990 - восстановлены дипломатические отношения между Россией и Саудовской Аравией.

Карим Абдрауфович Хакимов - первый полномочный представитель Советской России в арабских странах, внесший значительный вклад в установление добрых отношений между молодой Советской Республикой и арабо-персидским миром.

Принимая непосредственное участие в становлении нового государства Саудитов, он стал личным другом главы-основателя правящей ныне династии Абдель Азиза ибн Сауда и завоевал доверие простых жителей Аравийского полуострова. В ходе установления дипломатических отношений СССР с арабскими странами К.А.Хакимов организовал поставки жизненно необходимых товаров и продуктов из СССР, а также оказание медицинской помощи населению.

Воспитанный в мусульманской семье и будучи в прошлом профессиональным революционером, красным командиром и организатором советской власти, К. А. Хакимов своим личным авторитетом и обаянием способствовал формированию положительного образа России в глазах арабов.

Репрессии в отношении «Красного паши?» произвели глубокое впечатление на представителей правящей и поныне династии Королевства Саудовская Аравия - дипломатические отношения между этой страной и СССР были прерваны в 1938 году, после отзыва К.А.Хакимова, и не возобновлялись до падения коммунистического строя в Советском Союзе.

Биография

Даты

  • 1892 год - родился в крестьянской семье в д. Дюсяново53.485054, 54.18659 Белебейского уезда Уфимской губернии.
  • 1917 - экстерном окончил гимназию в городе Томске.
  • 1918-1919 - член Оренбургского мусульманского военно-революционного комитета, губернский комиссар народного просвещения, командир 2-го батальона интернационального полка на Актюбинском участке Оренбургского фронта, начальник политотдела 1-й Отдельной Приволжской татарской стрелковой бригады (1-ая Татбригада).
  • 1920 - по рекомендации В.В.Куйбышева приглашен в НКИД на дипломатическую работу.
  • 1920-21 - замначальника политуправления Туркфронта, одновременно секретарь временного ЦК компартии Туркестана, полномочный представитель РСФСР в Бухарской народной республике, секретарь ЦК Бухарской коммунистической партии.
  • октябрь 1921 - июль 1924 - Генеральный консул РСФСР/СССР в городах Мешхеде, Реште (Персия).
  • декабрь 1922 - Нарком Иностранных дел Г. В. Чичерин во время Лозаннской конференции достиг предварительной договорённости с представителем короля Хиджаза Х. Лутфаллой об установлении дипотношений.
  • 9 августа 1924 - К. Хакимов вручил верительные грамоты королю Хиджаза из династии Хашимитов и стал Генеральным консулом и дипломатическим агентом СССР в королевстве.
  • 1925 - К.Хакимов совершил паломничество у?мра - ток называемый «малый хадж» в Мекку, чем завоевал расположение арабской элиты.
  • 16 февраля 1926 - СССР первым признал новое государство Саудитов.
  • 1926-1928 - полномочный представитель СССР в Королевстве Хиджаз, Неджд и присоединенные области (с 1932 - Королевство Саудовская Аравия).
  • 1927 г. - организовал поставку в Джидду морским транспортом первых трёх партий товаров первой необходимости из Одессы - сахара, муки (местное население с тех пор называет муку высокого качества «москоби?» - «московской»), керосина.
  • январь 1929-1931 - полномочный представитель СССР в Йеменском королевстве, одновременно - генеральный представитель «Ближневостокторга».
  • 1932-1935 - обучался в Институте красной профессуры, в Москве.
  • 1932 - на должность полномочного представителя СССР в Королевстве Саудовская Аравия заступает советский дипломат казахского происхождения Тюрякулов, Назир Тюрякулович.
  • в мае 1932 - вместе с Назиром Тюрякуловым принимал участие в организации и обеспечении проведения визита принца Фейсала ибн Абдель Азиз ас-Сауда в Москву.
  • 1936-1937 - полномочный представитель СССР в Королевстве Саудовская Аравия.
  • июль 1937 - арестован друг и коллега «Красного паши» Тюрякулов, Назир Тюрякулович 3 ноября 1937 расстрелян. (Реабилитирован в 1958 году)
  • 6 сентября 1937 - отозван в Москву.
  • 11 ноября 1937 - арестован по ложному доносу.
  • 10 января 1938 - расстрелян.
  • март 1938 - в Саудовской Аравии обнаружены колоссальные нефтяные месторождения, ставшие основой процветания королевства в XX и XXI веке.
  • 13 апреля 1938 - СССР упраздняет миссию в Джидде из-за отказа ибн Сауда принять другого полпреда от Сталина.
  • 11 сентября 1938 - сотрудники миссии СССР покинули Саудовскую Аравию из-за отказа ибн Сауда принять другого полпреда от Сталина.
  • 28 января 1956 г. - К. А. Хакимов полностью реабилитирован решением коллегии Верховного Суда СССР.
  • В 1990-е годы было установлено место его захоронения - расстрельный полигон в Бутово.
  • 17 января 1990 - восстановлены дипломатические отношения между Россией и Саудовской Аравией.

Факты

В ходе своей дипломатической миссии К. А. Хакимов установил дружеские отношения с основателем царствующей династии Саудидов Абдель Азиз ибн Саудом и пользовался его благорасположением. Среди арабской элиты и простого народа был известен как «Красный паша?».

В 1932 году, находясь на обучении в Институте красной профессуры сопровождал во время его поездки в Москву принца Фейсала, будущего короля Саудовской Аравии (1964-1975), с именем которого связано процветание его страны.

Осенью 1937 года, после того, как К. А. Хакимов получил депешу НКИД СССР с требованием о немедленном возвращении, Абдель Азиз ибн Сауд, предполагая, что Красный паша? будет подвергнут сталинским репрессиям, предложил ему политическое убежище. Но К.Хакимов принял решение вернуться на Родину.

Когда в Каире в 1943 г. открылось посольство СССР, король Абдульазиз направил своего советника Абдуллу выяснить судьбу Красного паши и Назира Тюрякулова «Советник Абдулла» более известен как принявший ислам британский «чиновник-востоковед» , отец знаменитого советского разведчика] Гарольда Адриана Рассела «Кима» Филби.

После расстрела Назира Тюрякулова и принудительного отзыва Карима Хакимова из Саудовской Аравии Абдель Азиз ибн Сауд отказался принимать любого другого Полномочного представителя СССР, в 1938 году Саудовская Аравия преркратила дипломатические отношения с СССР, которые были восстановлены только 17 января 1990 года.

После отзыва Карима Хакимова и прекращения дипломатических отношений с СССР, Саудиты обратили свои взоры на Великобританию, а их страна попала под культурное, экономическое и политическое влияние стран Запада.

Семья и происхождение

Происходил из Сарайли-Минской волости.По национальности татарин

Отец - Габдельрауф Габдельхакимович, мать - Хамида Мухаметгалиевна.

По данным ревизских сказок, приведённых башкирским архивистом, к.и.н. А.З.Асфандияровым, список предков и родственников К. А. Хакимова в 1850 году выглядел так:

В 1924 году от дизентерии при отсутствии медицинской помощи умер малолетний сын К. А. Хакимова - Шамиль. Согласно семейным преданиям Хакимовых, правитель Хиджаза, будущий король Саудовской Аравии выделил специального человека для того, чтобы присматривать за его могилой даже после отзыва полпреда К. А. Хакимова в СССР.

Супруга К. А. Хакимова Хадича была репрессирована как член семьи врага народа и отбыла 10 лет заключения в ГУЛАГе. Дочь Флора - закончила Казанскую консерваторию.

Семья Хакимова проживала в п. Юдино Одинцовского района Московской области из-за запрета селиться в больших городах.

Аравийский визирь Кремля, «красный паша ». Этот человек сделал непомерно много для налаживания тесных дипломатических связей между Советским Союзом и арабо-персидским миром. Дипломата настолько ценили в мусульманском мире, что, после его ухода со своего поста, были прекращены любые контакты с СССР. Возобновились они уже лишь после падения империи. Сегодня речь пойдет о Кариме Хакимове.

– советский дипломат, первый полномочный представитель Советской России в арабских странах, внёсший значительный вклад в установление добрых отношений между молодой Советской Республикой и арабо-персидским миром. Будущий дипломат воспитывался в мусульманской семье. Стоит отметить, что в прошлом он был профессиональным революционером, красным командиром и организатором советской власти.

Хакимов принимал непосредственное участие в становлении нового государства Саудитов. Он стал личным другом главы-основателя правящей ныне династии Абдель Азиза ибн Сауда и завоевал доверие простых жителей Аравийского полуострова. В ходе установления дипломатических отношений СССР с арабскими странами Карим Хакимов организовал поставки жизненно необходимых товаров и продуктов из СССР, а также оказание медицинской помощи населению.

В 1918 году он становится членом Оренбургского мусульманского военно-революционного комитета. Отсчет работы в дипломатической сфере начинается с 1920 года, когда по рекомендации Куйбышева его берут в НКИД. Именно с этого года и начинается его активная деятельность, направленная на налаживание тесного сотрудничества между советским правительством и арабским миром. До 1921 года Карим Хакимов занимает должность замначальника политуправления Туркфронта, одновременно являясь секретарем временного ЦК компартии Туркестана, полномочным представителем РСФСР в Бухарской народной республике и секретарем ЦК Бухарской коммунистической партии. Следующие три года он продолжает свою работу в качестве Генерального консула РСФСР/СССР в городах Мешхеде, Реште (Персия).

За годы своей работы советский дипломат организовывал поставки в Джидду морским путем товаров первой необходимости, принимает участие в организации киноэкспедиции, которой руководил основатель и первый ведущий легендарной телепередачи «Клуб путешественников» Шнейдеров. По результатам работы экспедиции позже был выпущен цикл документальных фильмов о Йемене.

В 1925 году Хакимов совершает малый хадж – умру, что повышает его значимость в глазах арабской элиты. Год спустя Советский союз станет первым государством, признавшим новое государство Саудитов. В течение трех лет (1926-28 года) Карим Хакимов становится полномочным представителем СССР в Королевстве Хиджаз, Неджд и присоединенных областей (с 1932 - Королевство Саудовская Аравия).

Следующие три года – полномочный представитель СССР в Йеменском королевстве, одновременно - генеральный представитель «Ближневостокторга» и сотрудник Иностранного отдела ОГПУ. В 1936 году Хакимов становится полномочным представителем СССР в Королевстве Саудовская Аравия. К сожалению, это оказалось последним назначением дипломата: год спустя его отзывают в Москву, где, спустя месяц арестовываю по ложному доносу. 10 января 1938 прервалась жизнь «красного паши».

Репрессии в отношении «Красного паши» и последующая казнь произвели глубокое впечатление на представителей правящей и поныне династии Королевства Саудовская Аравия - дипломатические отношения между этой страной и СССР были прерваны в 1938 году, после отзыва Хакимова, и не возобновлялись до падения коммунистического строя в Советском Союзе.

А вот, что говорили о деятельности Карима Хакимова его коллеги и современники.

«В ходе своей дипломатической миссии К. А. Хакимов установил дружеские отношения с основателем царствующей династии Саудидов Абдель Азиз ибн Саудом и пользовался его благорасположением. Среди арабской элиты и простого народа был известен как «Красный паша », - Абдель Азиз ибн Сауд.

В своём письме Хакимову от 19 июля 1925 г. наркоминдел СССР Г. В. Чичерин так оценил поездку полпреда в Мекку для знакомства с ибн Саудом: «Столь удачно организованная и проведённая Вами поездка в Мекку, - писал Чичерин, - значительно обогатила нашу информацию о действительном положении Ибн Сауда и его намерениях…»

Из письма короля Хиджаза, Неджда и присоединённых областей Абдель Азиза ибн Сауда Председателю Президиума ЦИК СССР М. И. Калинину от 26 дня шестого месяца 1347 года хиджры: «Мы пользуемся этим случаем для того, чтобы выразить нашу радость в связи с теми стараниями, которые прилагались его превосходительством агентом к укреплению добрых отношений и дружбы между двумя странами. Эти старания оставили прекрасное впечатление».

В 1990 г. посол СССР в Йеменской Арабской Республике В. В. Попов, характеризуя работу К. А. Хакимова в Аравии, писал: «То, что сделал этот человек как дипломат, как представитель нашей страны, трудно переоценить. Именно в результате в значительной степени его личного вклада был заложен фундамент отношений молодого советского государства с арабским миром… Благодаря глубокому знанию истории, традиций, обычаев арабов, необычайному такту, умению расположить к себе людей, Хакимов пользовался у йеменцев и саудовцев огромным уважением…

Арабским он владел превосходно, даже арабы поражались его умению столь глубоко, витиевато и чисто „по-арабски“ излагать мысли. Читать написанные его рукой документы - одно наслаждение: так грамотно, так профессионально они написаны и такой сочный, выразительный язык. Он был вхож во дворцы, и его с радостью встречали бедняки в своих лачугах, его дом всегда был полон гостей - приходили и купцы, и приближённые королевской семьи, и простой люд».

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!

Биография Карима Хакимова: методика изучения СССР как «антиимперской империи». Часть 1

После революции 1917 года России требовалось налаживать новые отношения как с колониальными державами, так и с новыми странами. Ведь модель государства, которую выстраивала у себя Москва, была новинкой для всего мира. Особое внимание советское руководство уделяло Востоку. И здесь на дипломатическом небосклоне зажглась звезда «красного паши» Карима Хакимова. Сегодня в честь советского посла в Уфе проходят ежегодные конференции, ему посвящаются книги и спектакли. Его жизнь привлекает внимание историков и политологов со всего мира. Одним из таких исследователей, изучающих биографию Хакимова, является Норихиро Наганава. В сегодняшней авторской колонке, написанной специально для «Реального времени», японский ученый рассказывает, как советская «антиимперская империя» посредством своего «подданного» проводила политику в Средней Азии и на Ближнем Востоке.

Столетие Русской революции заставляет нас думать о том, что человечество еще никак не может прекратить борьбу с возникающей из-за исчезновения государственных властей анархией и хаосом, а также борьбу с насилием, оправдывающим применение неких идеалов «демократии» и «освобождения» к чуждой земле. Наблюдая за войнами Афганистана, арабских стран после «весны», в первую очередь Сирии и Ирака, и так называемой «гражданской войной» Украины, невольно задумываешься, долго ли все это будет продолжаться? Именно такие же критические и смутные годы, когда старый строй рухнул в евразийском пространстве и рождался новый, проходил наш герой Карим Абдрауфович Хакимов.

СССР как «антиимперская империя»

Название данной статьи звучит странно. Что такое «антиимперская империя»? В каком смысле ей является Советский Союз? Напомним, что Советская Россия, родившаяся из огня Первой мировой и Гражданской войн, стремилась противостоять всякому проявлению «колонизаторства» и империализму, в первую очередь британскому, для привлечения угнетенных народов к своей стороне; она поддерживала национально-освободительные движения не только внутреннего, но и зарубежного «Востока» - тогдашний термин, обобщающий пространство, нуждающееся, на взгляд советских властей, в их помощи. И при этом Советский Союз установил новый имперский строй, как внутреннего управления, так и внешней политики, признавая свое относительно скромное место в мировой экономике, но все же создавая собственную союзную иерархию народов Востока, на вершине которой стояла Москва.

Сотрудники НКИД СССР. 1925-30 гг. Фото рastvu.com

Как известно, на территориях распавшихся империй Габсбургской, Османской и Романовской появились многочисленные национальные государства. Именно нация стала самой оптимальной справедливой единицей международных отношений. Неслучайно, что Советский Союз являлся союзом национальных республик. Однако при признании национальных особенностей Москва требовала от национальных республик подчинения единой партийной дисциплине и в то же время тратила огромную энергию, порой принимая ожесточенные меры репрессии, чтобы «выковать» единый советский народ.

Что же касается внешней политики в 1920-30 годах, то не только Коминтерн поддерживал компартии всего мира, но и Народный комиссариат по иностранным делам (НКИД) пытался поддерживать даже «национальные буржуазии», чтобы именно они, «буржуазные демократы», успешно проводили антиколониальные политики и движения в пользу Советского Союза. Так как советский антиимпериализм был нацелен главным образом на борьбу с англичанами, то это соперничество часто получалось как будто возвращение к геополитике XIX века, так называемой «Большой игре» между Российской и Британской империями.

Таким образом, формирование Советского Союза являлось весьма противоречивым процессом: с одной стороны, Советский Союз стремился к национальному освобождению внутри страны и за рубежом. А с другой стороны, снова собирая распавшуюся территорию Романовской империи и соперничая с англичанами, Советский Союз воссоздал некий имперский порядок и поведение. Советский Союз был «антиимперской империей».

Не татарин, не башкир, а большевик-интернационалист

Для углубления нашего понимания этих противоречий в становлении новой империи, изучение биографии Карима Хакимова весьма полезно и актуально. Особо хотелось бы подчеркнуть, что Карим Хакимов был посредником и оперативником создания советской «антиимперской империи», передвигаясь вместе с Красной армией с Поволжья и Приуралья в Туркестан и Бухару и действуя в качестве советского дипломата в Иране, Саудовской Аравии и Йемене.

К глубокому сожалению, сегодня наблюдается некое искажение биографии Карима Хакимова по политическому заказу: в Татарстане говорят, что Карим Хакимов - татарин, а в Башкортостане говорят, что он - башкир; при этом выделена и преувеличена только его работа в Саудовской Аравии, с учетом некой «миссии» двух мусульманских республик служить мостом между Россией и Ближним Востоком. Напомним, что Карим Хакимов в первую очередь революционер-большевик, который представлял себя как «интернационалиста», следовательно, он постоянно высказывался против национальной автономии, будь то идеи Мирсаида Султангалиева по или хотя бы идеи Заки Валидова по Малой Башкирии.

И в Туркестане Хакимов провоцировал местных товарищей больше на классовую борьбу, чем на защиту национальной самостоятельности; к национальным особенностям он прибегал скорее как к способу прививания местному населению советских идеалов. Речь идет о роспуске Краевого Комитета Компартии Туркестана и изгнании Турара Рыскулова (сегодня, конечно, национальный герой Казахстана) и его соратников, претендовавших на создание «Тюркской Советской Республики» и «КП тюркских народов» по постановлению Комиссии ВЦИК и СНК РСФСР по делам Туркестана (Турккомиссии) 19 июля 1920 года. В итоге Хакимов стал членом Временного ЦК КП Туркестана.

О роли Хакимова как передатчика большевистского «антиимпериализма» мусульманскому миру свидетельствует ряд его должностей политработника Красной армии в Оренбуржье и Туркестане, полпреда в Бухаре и генконсула в Мешхеде и Реште, а также полпреда в Джидде и Сане. Фото nuz.uz (Карим Хакимов в центре. Оренбург 1918 г.)

Жизненный путь Хакимова как революционера интересен и важен в том смысле, что он нам дает возможность переосмыслить целую историографию Гражданской войны в новом свете. Гражданская война изучалась и сейчас изучается отдельно по региональным и национальным единицам: Татарии, Башкирии, Казахстану, Узбекистану. Такой разрубленный на части подход не позволяет понять другой динамики Гражданской войны, а именно каким образом большевикам удалось снова собрать обширную, огромную территорию бывшей Российской империи и привести новый имперский порядок. Думается, что на этот вопрос один из убедительных ответов дает биография Карима Хакимова, потому что она заставляет нас изучать Гражданскую войну Поволжья, Приуралья, Туркестана в совокупности.

И не только Хакимова. Дело в том, что таких было много, «притаскивавших» революцию в мусульманское приграничье бывшей империи: участники Приволжской татарской стрелковой бригады, такие как Юсуф Ибрагимов, Нигмат Еникеев, Якуб Чанышев, Хусаин Мавлютов, а также Алимджан Акчурин, Наджиб Хусаинов, Багаутдин Шегабутдинов и т.д. Я уверен, что коллективная биография этих людей обогатит не только историю Волго-Уральского региона, но и историю Средней Азии, раскрывая случайно или умышленно забытые и порой вызывающие смущение страницы связующей эти два региона истории.

Более того, биография Карима Хакимова констатирует последовательный ход стратегии большевистского государства, объединяющий Гражданскую войну Туркестана с внешней политикой с мусульманскими странами. Напомним, что Михаил Васильевич Фрунзе, бывший командующий Туркестанским фронтом, то есть шеф Хакимова, впоследствии возглавлял Чрезвычайное посольство в Анкаре в 1921 году для установления отношений между Украиной и Турцией , вел переговоры с Мустафой Кемалем Ататюрком ; в эту делегацию Фрунзе включил и Юсуфа Ибрагимова, бывшего члена Реввоенсовета Туркфронта. Такая последовательность Гражданской войны и внешней политики тоже мало изучена.

Думается, что восточное направление ранней советской дипломатии возникло из огня Гражданской войны Туркестана, где красноармейцы (многие из них татары и башкиры) стремились насаждать среди местного населения советскую идею демократии и освобождения от империалистического гнета. О роли Хакимова как передатчика большевистского «антиимпериализма» внутреннему и зарубежному мусульманскому миру красноречиво свидетельствует ряд его должностей политработника Красной армии в Оренбуржье и Туркестане, полпреда в Бухаре и генконсула в Мешхеде (Машхад) и Реште (Рашт), а также полпреда в Джидде и Сане (Йемен). Архивные документы, как российские, так и британские, показывают неоднозначные задачи Хакимова как посредника между Москвой и мусульманским миром.

Участники первого съезда политработников Туркестанского фронта. Ташкент, 2-12 июня 1920 г. Второй ряд, третий слева - В. В. Куйбышев, четвертый - М. В. Фрунзе, а седьмой - К. А. Хакимов. Из коллекции Музея Карима Хакимова, с.Дюсяново, Бижбулякский район, Республика Башкортостан

Борьба за власть: «приезжие» татары и местные элиты

Итак, в апреле 1921 года Хакимов, как полпред Советской России в Бухаре, пишет: «Мусульмане [из внутренней России] имеют больше влияния на местные массы, чего русские работники, по незнанию языка и особенностей быта мусульман, достичь не могут. Поэтому [Бухарское правительство], меньше опасаясь влияния русских работников, обратило внимание на работников-мусульман, особенно на татар, являющихся наиболее культурными революционными элементами среди мусульман; с целью устранения нежелательных революционных элементов, главным образом татар, распространяются всевозможные небылицы, вроде слухов о заговоре против [Бухарского правительства]».

Здесь речь идет о жесткой борьбе за власть между «приезжими» татарами и местными элитами, о чем в историографиях, советской, постсоветской и западной, вообще молчат. В течение первого полугода после Бухарской революции начала сентября 1920 года вооруженная сила новой народной советской республики находилась под командой татар: первым военным назиром (народным комиссаром, или министром) был Багаутдин Шегабутдинов, после его гибели от рук басмачей на этом посту с 20 ноября его заменил бывший комбриг Юсуф Ибрагимов, и начальником политического управления военного назирата был Нигмат Еникеев, бывший заведующий политотделом татарской бригады. И Хакимов сам, исполняя обязанности полпреда, с середины декабря работал уполномоченным Реввоенсовета Туркфронта для воздействия на военный назират.

Такое положение, естественно, не нравилось бухарцам, тем более что российское руководство постоянно подчеркивало независимость Бухарской республики. Хуже всего, красноармейцы беспредельно занимались грабежами, мародерством, насиловали женщин, убивали, а также оскорбляли религиозные чувства. В итоге под обвинениями в «русификаторской политике», «неработоспособности», «буржуазной наклонности», «расхищении эмирского имущества» Ибрагимову и Еникееву пришлось уйти в отставку. В начале мая 1921 года Бухару покинул и Хакимов.

Иранский период Хакимова (1921-1923) Из коллекции Музея Карима Хакимова, с.Дюсяново, Бижбулякский район, Республика Башкортостан

Влияние НЭПа на работу в Иране

Когда Хакимов приступил к работе в Мешхеде (Машхад), столице провинции Хорасан в северо-восточном Иране, в декабре 1921 года, военный атташе Британского генконсульства проанализировал значение его назначения: «Судя по политике, он показался учеником Ленина, то есть не прочь привлечь внимание иностранного капитала на поддержку восстановления России». «Вполне возможно, что учреждение генконсульства в Хорасане будет сильно служить для воссоздания влияния России на севере Ирана, главным образом через торговлю». «Это влияние вскоре будет укореняться в земле еще глубже, чем в царские времена… Нельзя не полагать, что, назначив мусульманина на пост генконсула, советское государство стремится к сближению с персидским пролетариатом».

Здесь речь идет о перемене от военного коммунизма к НЭПу и об ее влиянии на внешнюю политику: в Бухаре Хакимов стремительно боролся с местными элитами как с «буржуазными демократами», а теперь ему приходится с городской буржуазией сотрудничать, чтобы противостоять англичанам, обложившим торговлю Ирана с Россией запретительными пошлинами по британско-иранскому соглашению августа 1919 года.

Первым делом, которым он занимался для воссоздания российской экономической сферы влияния, была организация отправки продовольствия страдающему от голода в 1921-22 годах Волго-Уральскому региону. Об этом в своем дневнике пишет британский консул: «17 января российский генконсул пригласил домой немало улема [то есть исламских ученых], знаменитых людей и купцов. На приглашение отозвалось человек шестнадцать. Он им рассказал о взаимных выгодах, которые будут принесены открытием торговли с Россией, их убеждал, что российские заводы сейчас возобновляют свою работу и будут скоро набирать силу, а их спрос удовлетворять. Он также отметил, что, по словам Корана, соседи должны друг другу помогать, но вопреки этому Хорасан отказывается от пропуска экспорта продовольствия к голодающей России. Он надеялся, что присутствующие посодействуют снятию эмбарго».

Продолжение следует

​Норихиро Наганава

Справка

Норихиро Наганава (Norihiro Naganawa) - доцент Центра славянских и евразийских исследований Университета Хоккайдо, г. Саппоро, Япония.

  • Родился в 1977 году.
  • В 2007 году получил научную степень Ph.D. Токийского государственного университета.
  • Автор свыше 60 научных трудов на японском, английском и русском языках, в том числе монографии по взаимоотношениям царского государства и мусульман Поволжья и Приуралья начала XX века.

На вопрос, кто прожил больше, Адам или Ева, ответить крайне сложно, так как мы даже не знаем какая между ними была разница в возрасте. Тем не менее, некоторые источники дают нам такую информацию.

Плодитесь и размножайтесь

Вопрос летоисчисления жизни библейских Патриархов непростой и во многом спорный. Это, в первую очередь, связано с тем, что Ветхозаветные книги не указывают нам каких-либо дат. Согласно Библии, нам известно, в каком году от Сотворения мира мы живем, однако мы не знаем точную дату рождения первого человека, насколько Адам был старше Евы (и старше ли), когда наших прародителей изгнали из Эдемского сада и, наконец, кто раньше умер, Адам или Ева?

Теологи утверждают, что Адам и Ева увидели свет уже взрослыми, сформировавшимися и готовыми к размножению созданиями. Ведь сказано в Пятикнижии: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:27–28).

Библия дает нам некоторые даты хронологии жизни Адама. «Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер» (Быт. 5:3-5). А вот о Еве известно гораздо меньше.

Судьба Евы

Из 2-й главы Книги Бытия мы знаем: «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]» (Быт. 2:20–23).

Но сколько лет было Адаму, когда из его ребра была сотворена Ева, какого возраста была сама Ева, сколько лет на земле было отведено супруге первого человека, Библия умалчивает. Косвенно на длительность жизни Евы может указывать возраст, в котором у Адама рождались дети. Однако сложность возникает уже с первенцами прародителей человечества. Согласно Библии, Каин и Авель появились на свет после грехопадения и изгнания из Рая – именно тогда Адам познал Еву.

Но иудейские толкователи считают, что глагол «познал» следует воспринимать в плюсквамперфекте. Другими словами, по их мнению, зачатие произошло до изгнания Адама и Евы из Эдемского сада. Возможно, сразу после создания нашей праматери из ребра праотца.

Куда проще с третьим сыном Адама и Евы – Сифом. Опираясь на канонический текст, мы знаем, что Сиф появился на свет, когда нашему праотцу было 130 лет. А когда Адаму исполнилось 800 лет, как указывает священное писание, он родил еще «сынов и дочерей». Логично предположить, что матерью всех детей Адама была Ева, а значит к 800-летию мужа она была еще жива.

Предания ислама

А что по поводу жизни первых людей говорит Коран? В исламской традиции сообщается о том, что после изгнания из Рая Адам сошел на землю на острове Цейлон, а Хава (Ева) в аравийской Джидде. На протяжении 200 лет они молили Господа о прощении, пока не встретились в долине Арафата. Затем Адам и Хава отправились на территорию современной Сирии, где родили многочисленное потомство.

Согласно преданию, Хава рожала 20 раз, при этом за исключением последнего сына рождались близнецы. Всего у пары было 39 детей, а перерыв между родами составлял два года. Впрочем, число «два» может и не соответствовать нашему современному летоисчислению. В некоторых исламских источниках можно встретить информацию, что Адам прожил 2000 лет, а Хава его пережила на 40 лет, по другим – всего на год.

Согласно исламским традициям (об этом упоминают сподвижники Мухаммеда), известно место погребения Хавы – Джидда. Памятник над ее захоронением был уничтожен в 1928 году по указанию принца Фейсала, чтобы не допустить распространения суеверий. Сама могила была забетонирована властями Саудовской Аравии в 1975 году, так как паломники молились на ней, нарушая предписания хаджа.

Даже если допустить, что в Джидде находится подлинная Ева, то в обозримом будущем археологи и ученые добраться до захоронения вряд ли смогут.

И умерли почти в один день

Гораздо больше о жизни Адама и Евы нам могут рассказать Ветхозаветные апокрифы из так называемых «Свитков Мертвого моря», дошедших до нас в арабском, сирийском, эфиопском, армянском и славянском вариантах.

Так, в тексте под названием «Книга Адама и Евы» сообщается, когда Адаму было 930 лет, он серьезно заболел. По его просьбе Ева и Сиф отправились в Эдем, чтобы найти лекарство, облегчающее страдания. Однако Бог отказался им помогать. Вернувшись к Адаму, они услышали от него историю о божественном видении, в котором архангел Михаил объявил Адаму о его скорой кончине. Перед тем как отойти в мир иной Адам наставил Сифа на путь праведный, просил соблюдать заветы Господа. Через шесть дней, после того как Ева и Сиф доставили Адама к вратам Рая, он почил.

Согласно тому же апокрифу спустя шесть дней после смерти Адама Ева собрала всех сыновей
и дочерей (тридцать братьев и тридцать сестер Сифа) и сказала: «Слушай меня, мои дети, и я скажу Вам, что архангел Михаил сказал нам, когда я и ваш отец согрешили перед Богом.
Из-за нашего греха, Бог принесет на наш род гнев его осуждения, сначала водным путем, во второй раз огнем; этими двумя стихиями будет Бог судить целый человеческий род».

Дальше в тексте пишется, что как только Ева произнесла речь, она протянула руки к небу в молитве, «и стала на колени, и в то время как она поклонилась Богу и воздала благодарность ему, и испустила дух. После того, все ее дети захоронили ее и громко оплакивали».

Что говорит наука

А что может сказать о возрасте первых людей наука? К сожалению, о том, сколько они жили, ничего. Однако ученые-генетики смогли установить приблизительное время жизни митохондриальных Адама и Евы. Это стало возможным, благодаря тому, что было восстановлено «древо эволюции» мужской Y-хромосомы.

После проведения долгих и кропотливых исследований генетики смогли заявить, что хромосомный Адам жил примерно 120-156 тысяч лет назад, а Ева, – 99-148 тысяч лет назад. И хотя митохондриальные Адам и Ева не имеют никакого отношения к библейским персонажам, в целом наука подтверждает, что генетические прародители людей, ныне живущих на Земле, существовали почти одновременно.

Куда сложнее отношение науки к возрасту библейских Патриархов. Согласно Библии, продолжительность их жизни составляла многие сотни лет. Так, сына Адама Сиф прожил 912 лет, внук Енос – 905, правнук Каинан – 910. Но рекордсменом стал сын Еноха Мафусаил, который дожил до 969 лет. Неслучайно существует выражение «мафусаилов век». До Всемирного потопа, если судить по Ветхозаветным текстам, средний возраст Патриархов превышал 900 лет.

Геронтологи не верят, что подобное долгожительство было когда-либо возможно. Максимальный ресурс обычного человека, по их мнению, 120-130 лет. Некоторые представители научного мира подобный феномен объясняют тем, что «библейский год» равен современному месяцу, в таком случае если возраст Адама (930 лет) разделить на 12 месяцев, то получим 77,5 лет. Вроде бы соответствует средней продолжительности жизни современного человека.

Однако здесь существует серьезная загвоздка. Если согласиться с учеными и перевести на современное исчисление возраст рождения Адамом Сифа, то мы получим 10 лет и 8 месяцев! А ведь Каин и Авель родились еще раньше. Тогда и Авраам, который согласно Библии прожил 175 лет, должен был умереть в возрасте 14,5 лет.

По другой версии, поддерживаемой богословами, до Потопа человек проживал в более благоприятных климатических и биологических условиях, что и позволяло ему достигать таких впечатляющих возрастных отметок. Отягощенное грехами праотцов, поколение, рождающееся после Ноя, стало неуклонно терять способность к долгожительству.

Так, Моисей прожил всего 120 лет, словно исполнил предначертанное Богом: «И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт. 6:3).