Валентность химических элементов определение валентности. Постоянная и переменная валентность

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Однако точное и позже полностью подтверждённое понимание феномена валентности было предложено в 1852 году химиком Эдуардом Франклендом в работе, в которой он собрал и переосмыслил все существовавшие на тот момент теории и предположения на этот счёт . Наблюдая способность к насыщению разных металлов и сравнивая состав органических производных металлов с составом неорганических соединений, Франкленд ввёл понятие о «соединительной силе » (соединительном весе ), положив этим основание учению о валентности. Хотя Франкленд и установил некоторые частные закономерности, его идеи не получили развития.

    Решающую роль в создании теории валентности сыграл Фридрих Август Кекуле . В 1857 г. он показал, что углерод является четырёхосновным (четырёхатомным) элементом, и его простейшим соединением является метан СН 4 . Уверенный в истинности своих представлений о валентности атомов, Кекуле ввёл их в свой учебник органической химии: основность, по мнению автора - фундаментальное свойство атома, свойство такое же постоянное и неизменяемое, как и атомный вес . В 1858 г. взгляды, почти совпадающие с идеями Кекуле, высказал в статье «О новой химической теории » Арчибальд Скотт Купер .

    Уже три года спустя, в сентябре 1861 г. А. М. Бутлеров внёс в теорию валентности важнейшие дополнения. Он провёл чёткое различие между свободным атомом и атомом, вступившим в соединение с другим, когда его сродство «связывается и переходит в новую форму ». Бутлеров ввёл представление о полноте использования сил сродства и о «напряжении сродства », то есть энергетической неэквивалентности связей, которая обусловлена взаимным влиянием атомов в молекуле. В результате этого взаимного влияния атомы в зависимости от их структурного окружения приобретают различное «химическое значение ». Теория Бутлерова позволила дать объяснение многим экспериментальным фактам, касавшимся изомерии органических соединений и их реакционной способности.

    Огромным достоинством теории валентности явилась возможность наглядного изображения молекулы. В 1860-х гг. появились первые молекулярные модели . Уже в 1864 г. А. Браун предложил использовать структурные формулы в виде окружностей с помещёнными в них символами элементов, соединённых линиями, обозначающими химическую связь между атомами; количество линий соответствовало валентности атома. В 1865 г. А. фон Гофман продемонстрировал первые шаростержневые модели, в которых роль атомов играли крокетные шары. В 1866 г. в учебнике Кекуле появились рисунки стереохимических моделей , в которых атом углерода имел тетраэдрическую конфигурацию.

    Первоначально за единицу валентности была принята валентность атома водорода. Валентность другого элемента можно при этом выразить числом атомов водорода, которое присоединяет к себе или замещает один атом этого другого элемента. Определенная таким образом валентность называется валентностью в водородных соединениях или валентностью по водороду: так, в соединениях HCl, H 2 O, NH 3 , CH 4 валентность по водороду хлора равна единице, кислорода – двум, азота – трём, углерода – четырём.

    Валентность кислорода, как правило, равна двум. Поэтому, зная состав или формулу кислородного соединения того или иного элемента, можно определить его валентность как удвоенное число атомов кислорода, которое может присоединять один атом данного элемента. Определенная таким образом валентность называется валентностью элемента в кислородных соединениях или валентностью по кислороду: так, в соединениях K 2 O, CO, N 2 O 3 , SiO 2 , SO 3 валентность по кислороду калия равна единице, углерода – двум, азота – трём, кремния – четырём, серы – шести.

    У большинства элементов значения валентности в водородных и в кислородных соединениях различны: например, валентность серы по водороду равна двум (H 2 S), а по кислороду шести (SO 3). Кроме того, большинство элементов проявляют в разных своих соединениях различную валентность [некоторые элементы могут не иметь ни гидридов, ни оксидов]. Наприм., углерод образует с кислородом два оксида: монооксид углерода CO и диоксид углерода CO 2 . В монооксиде углерода валентность углерода равна двум, а в диоксиде – четырём (некоторые элементы способны образовывать также пероксиды). Из рассмотренных примеров следует, что охарактеризовать валентность элемента каким-нибудь одним числом и/или методом, как правило, нельзя.

    Современные представления о валентности

    С момента возникновения теории химической связи понятие «валентность» претерпело существенную эволюцию. В настоящее время оно не имеет строгого научного толкования, поэтому практически полностью вытеснено из научной лексики и используется, преимущественно, в методических целях.

    В основном, под валентностью химических элементов обычно понимается способность свободных его атомов (в более узком смысле - мера его способности) к образованию определённого числа ковалентных связей . В соединениях с ковалентными связями валентность атомов определяется числом образовавшихся двухэлектронных двухцентровых связей. Именно такой подход принят в теории локализованных валентных связей , предложенной в 1927 году В. Гайтлером и Ф. Лондоном . Очевидно, что если в атоме имеется n неспаренных электронов и m неподелённых электронных пар , то этот атом может образовывать n + m ковалентных связей с другими атомами . При оценке максимальной валентности следует исходить из электронной конфигурации гипотетического, т. н. «возбуждённого» (валентного) состояния. Например, максимальная валентность атома бора, углерода и азота равна 4 (например, в − , CH 4 и +), фосфора - 5 (PCl 5), серы - 6 (H 2 SO 4), хлора - 7 (Cl 2 O 7).
    Число связей, которые может образовывать атом, равно числу его неспаренных электронов , идущих на образование общих электронных пар (молекулярных двухэлектронных облаков). Ковалентная связь может образовываться также по донорно-акцепторному механизму . При этом в обоих случаях не учитывается полярность образовавшихся связей , а потому валентность не имеет знака - она не может быть ни положительной, ни отрицательной, в отличие от степени окисления (N 2 , NO 2 , NH 3 и +).

    Кроме валентности по водороду и по кислороду, способность атомов данного элемента соединяться друг с другом или с атомами других элементов в ряде случаев можно выразить [часто и отождествить] иными способами: как, например, степень окисления элемента (условный заряд атома в предположении, что вещество состоит из ионов), ковалентность (число химических связей, образуемых атомом данного элемента, в том числе и с одноимённым элементом; см. ниже), координационное число атома (число атомов, непосредственно окружающих данный атом) и т. п. Эти характеристики могут быть близки и даже совпадать количественно, но ни коим образом не тождественны друг другу . Например, в изоэлектронных молекулах азота N 2 , монооксида углерода CO и цианид-ионе CN − реализуется тройная связь (то есть валентность каждого атома равна 3), однако степень окисления элементов равна, соответственно, 0, +2, −2, +2 и −3. В молекуле этана (см. рис.) углерод четырёхвалентен, как и в большинстве органических соединений, тогда как степень окисления равна −3.

    Особенно это справедливо для молекул с делокализованными химическими связями, например в азотной кислоте степень окисления азота равна +5, тогда как азот не может иметь валентность выше 4. Известное из многих школьных учебников правило - «Максимальная валентность элемента численно равна номеру группы в Периодической таблице» - относится исключительно к степени окисления. Понятия «постоянной валентности» и «переменной валентности» также преимущественно относятся к степени окисления.

    Ковалентность элемента (мера валентных возможностей элементов; ёмкость насыщения) определяется общим числом неспаренных электронов [валентных электронных пар ] как в нормальном, так и в возбуждённом состоянии атома, или, иначе говоря, число образуемых атомом ковалентных связей (углерод 2s 2 2p 2 II-ковалентен, а в возбуждённом состоянии C* 2s 1 2p 3 - IV-ковалентный; таким образом в CO и CO 2 валентность составляет II или IV, а ковалентность - II и /или IV). Так, ковалентность азота в молекулах N 2 , NH 3 , Al≡N и цианамиде Ca=N-C≡N равна трём, ковалентность кислорода в молекулах H 2 O и CO 2 - двум, ковалентность углерода в молекулах CH 4 , CO 2 и кристалле (алмаза) - четырём.

    В классическом и/или пост-квантовохимическом представлении по электронным спектрам поглощения двухатомных молекул можно определять число оптических (валентных) электронов при данной энергии возбуждения . Согласно этому методу, обратная величина тангенса угла наклона корреляционной прямой/прямых (при релевантных значениях молекулярных электронных термов, которые образованы относительными суммами атомных) соответствует числу пар валентных электронов, то есть валентности в её классическом понимании .

    Между валентностью [стехиометрической] в данном соединении, мольной массой его атомов и его эквивалентной массой существует простое соотношение, непосредственно вытекающее из атомной теории и определения понятия «эквивалентная масса ».CO - валентность , так как большинство неорганических веществ имеет немолекулярное строение, а органических - молекулярное. Нельзя отождествлять эти два понятия, даже если они численно совпадают. Широко применяется также термин «валентные электроны », то есть наиболее слабо связанные с ядром атома, чаще всего внешние электроны.

    По валентности элементов можно составлять истинные формулы соединений, и, наоборот, исходя из истинных формул можно определять валентности элементов в данных соединениях . При этом необходимо придерживаться принципа, согласно которому произведение валентности одного элемента на число его атомов равно произведению валентности второго элемента на число его атомов . Так, чтобы составить формулу оксида азота (III), следует записать сверху над символом валентности элементов N I I I {\displaystyle {\stackrel {III}{\mbox{N}}}} O I I {\displaystyle {\stackrel {II}{\mbox{O}}}} . Определив наименьший общий знаменатель и разделив его на соответствующие валентности, получим атомное соотношение азота к кислороду, а именно 2: 3. Следовательно, формула оксида азота (III) соответствует N + 3 2 O − 2 3 {\displaystyle {\stackrel {+3}{\mbox{N}}}_{2}{\stackrel {-2}{\mbox{O}}}_{3}} . Для определения валентности поступают таким же образом наоборот.

    Валентность – способность элементов присоединять к себе другие элементы.

    Говоря простым языком, это число, показывающее, сколько элементов может присоединить к себе определённый атом.

    Ключевым моментом в химии является правильная запись формул соединений.

    Существуют несколько правил, которые облегчают нам правильное составление формул.

    1. Валентность всех металлов главных подгрупп равна номеру группы:

    На рисунке представлен пример главной и побочной подгруппы I группы.

    2. Валентность кислорода равна двум

    3. Валентность водорода равна одному

    4. Неметаллы проявляют два типа валентности:

    • Низшую (8-№ группы)
    • Высшую (равна № группы)

    А) В соединениях с металлами, неметаллы проявляют низшую валентность!

    Б) В бинарных соединениях сумма валентности одного вида атомов равна сумме валентности другого вида атомов!

    Валентность алюминия равна трём (алюминий -металл III группы). Валентность кислорода равна двум. Сумма валентности для двух атомов алюминия равна 6. Сумма валентности для трёх атомов кислорода равна тоже 6.

    1) Определите валентности элементов в соединениях:

    Валентность алюминия равна III. В формуле 1 атом => суммарная валентность тоже равна 3. Следовательно, для всех атомов хлора валентность тоже будет равна 3 (правило бинарных соединений). 3:3=1. Валентность хлора равна 1.

    Валентность кислорода равна 2. В соединении 3 атома кислорода => суммарная валентность равна 6. Для двух атомов суммарная валентность равна 6 => для одного атома железа — 3 (6:2=3)

    2) Составьте формулы соединения, состоящего из:

    натрия и кислорода

    Валентность кислорода равна II.

    Натрий-металл первой группы главной подгруппы => его валентность равна I.

    До сих пор вы пользовались химическими формулами веществ, приведенными в учебнике, или теми, которые вам называл учитель. Как же правильно составлять химические формулы?

    Химические формулы веществ составляются на основе знания качественного и количественного состава вещества. Веществ существует гигантское количество, естественно запомнить все формулы невозможно. Это и не нужно! Важно знать определенную закономерность, согласно которой атомы способны соединяться друг с другом с образованием новых химических соединений. Такая способность называется валентностью.

    Валентность – свойство атомов элементов присоединять определенное число атомов других элементов

    Рассмотрим модели молекул некоторых веществ, таких, как вода, метан и углекислый газ.

    Видно, что в молекуле воды атом кислорода присоединяет два атома водорода. Следовательно, его валентность равна двум. В молекуле метана атом углерода присоединяет четыре атома водорода, его валентность в данном веществе равна четырем. Валентность водорода в обоих случаях равна одному. Такую же валентность углерод проявляет и в углекислом газе, но в отличие от метана, атом углерода присоединяет два атома кислорода, так как валентность кислорода равна двум.

    Существуют элементы, валентность которых не меняется в соединениях. О таких элементах говорят, что они обладают постоянной валентностью. Если же валентность элемента может быть различной – это элементы с переменной валентностью. Валентность некоторых химических элементов приведена в таблице 2. Валентность принято обозначать римскими числами.

    Таблица 2. Валентность некоторых химических элементов

    Символ элемента Валентность Символ элемента Валентность
    H, Li, Na, K, F, Ag I C, Si, Sn, Pb II, IV
    Be, Mg, Ca, Ba, Zn, O II N I, II, III, IV
    Al, B III P, As, Sb III, V
    S II, IV, VI Cl I, II,III, IV,V, VII
    Br, I I, III, V Ti II, III, IV

    Стоит отметить, что высшая валентность элемента численно совпадает с порядковым номером группы Периодической Системы, в которой он находится. Например, углерод находиться в IV группе, его высшая валентность равна IV.

    Исключение составляют три элемента:

    • азот – находится в V группе, но его высшая валентность IV;
    • кислород – находится в VI группе, но его высшая валентность II;
    • фтор – находится в VII группе, но его высшая валентность – I.

    Исходя из того, что все элементы расположены в восьми группах Периодической Системы, валентность может принимать значения от I до VIII.

    Составление формул веществ при помощи валентности

    Для составления формул веществ при помощи валентности воспользуемся определенным алгоритмом:

    Определение валентности по формуле вещества

    Чтобы определить валентность элементов по формуле вещества, необходим обратный порядок действий. Рассмотрим его также при помощи алгоритма:

    При изучении данного параграфа были рассмотрены сложные вещества, в состав которых входят только два вида атомов химических элементов. Формулы более сложных веществ составляются иначе.

    Бинарные соединения – соединения, в состав которых входит два вида атомов элементов

    Для определения порядка последовательности соединения атомов используют структурные (графические) формулы веществ. В таких формулах валентности элементов обозначают валентными штрихами (черточками). Например, молекулу воды можно изобразить как

    Н─О─Н

    Графическая формула изображает только порядок соединения атомов, но не структуру молекул. В пространстве такие молекулы могут выглядеть иначе. Так, молекула воды имеет угловую структурную формулу:

    • Валентность – способность атомов элементов присоединять определенное число атомов других химических элементов
    • Существуют элементы с постоянной и переменной валентностью
    • Высшая валентность химического элемента совпадает с его номером группы в Периодической Системе химических элементов Д.И. Менделеева. Исключения: азот, кислород, фтор
    • Бинарные соединения – соединения, в состав которых входит два вида атомов химических элементов
    • Графические формулы отражают порядок связей атомов в молекуле при помощи валентных штрихов
    • Структурная формула отражает реальную форму молекулы в пространстве

    При рассмотрении химических элементов можно заметить, что количество атомов у одного и того же элемента в разных веществах разнится. Каким же образом правильно записать формулу и не ошибиться в индексе химического элемента? Это легко сделать, если иметь представление, что такое валентность.

    Для чего нужна валентность?

    Валентность химических элементов – это способность атомов элемента образовывать химические связи, то есть присоединять к себе другие атомы. Количественной мерой валентности является число связей, которые образует данный атом с другими атомами или атомными группами.

    В настоящее время валентность представляет собой число ковалентных связей (в том числе возникших и по донорно-акцепторному механизму), которыми данный атом соединен с другими. При этом не учитывается полярность связей, а значит, валентность не имеет знака и не может быть равной нулю.

    Ковалентная химическая связь – это связь, осуществляемая за счет образования общих (связывающих) электронных пар. Если между двумя атомами имеется одна общая электронная пара, то такая связь называется одинарной, если две – двойной, если три – тройной.

    Как находить валентность?

    Первый вопрос, который волнует учеников 8 класса, начавших изучать химию – как определить валентность химических элементов? Валентность химического элемента можно посмотреть в специальной таблице валентности химических элементов

    Рис. 1. Таблица валентности химических элементов

    Валентность водорода принята за единицу, так как атом водорода может образовывать с другими атомами одну связь. Валентность других элементов выражаем числом, которое показывает, сколько атомов водорода может присоединить к себе атом данного элемента. Например, валентность хлора в молекуле хлористого водорода равна единице. Следовательно формула хлористого водорода будет выглядеть так: HCl. Так как и у хлора и у водорода валентность равна единице, никакой индекс не используется. И хлор и водород являются одновалентными, так как одному атому водорода соответствует один атом хлора.

    Рассмотрим другой пример: валентность углерода в метане равна четырем, валентность водорода – всегда единица. Следовательно, рядом с водородом следует поставить индекс 4. Таким образом формула метана выглядит так: CH 4 .

    Очень многие элементы образуют соединения с кислородом. Кислород всегда является двухвалентным. Поэтому в формуле воды H 2 O, где встречаются всегда одновалентный водород и двухвалентный кислород, рядом с водородом ставится индекс 2. Это значит, что молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода.

    Рис. 2. Графическая формула воды

    Не все химические элементы имеют постоянную валентность, у некоторых она может изменяться в зависимости от соединений, где используется данный элемент. К элементам с постоянной валентностью относятся водород и кислород, к элементам с переменной валентностью относятся, например, железо, сера, углерод.

    Как определить валентность по формуле?

    Если у вас перед глазами нет таблицы валентности, но есть формула химического соединения, то возможно определение валентности по формуле. Возьмем для примера формулу оксид марганца – Mn 2 O 7

    Рис. 3. Оксид марганца

    Как известно, кислород является двухвалентным. Чтобы выяснить, какой валентностью обладает марганец, необходимо валентность кислорода умножить на число атомов газа в этом соединении:

    Получившееся число делим на количество атомов марганца в соединении. Получается:

    Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 991.

    Тема урока: «Валентность. Определение валентности по формулам их соединений»

    Тип урока : изучение и первичное закрепление новых знаний

    Организационные формы: беседа, индивидуальные задания, самостоятельная

    Цели урока:

    Дидактические:

    Опираясь на знания учащихся, повторить понятия “химическая формула”;

    Способствовать формированию у учащихся понятия “валентность” и умению определять валентность атомов элементов по формулам веществ;

    Акцентировать внимание школьников на возможности интеграции курсов химии, математики.

    Развивающие:

    Продолжить формирование умений формулировать определения;

    Разъяснять смысл изученных понятий и объяснять последовательность действий при определении валентности по формуле вещества;

    Способствовать обогащению словарного запаса, развитию эмоций, творческих способностей;

    Развивать умение выделять главное, существенное, сравнивать, обобщать, развивать дикцию, речь.

    Воспитательные:

    Воспитывать чувство товарищества, умение работать коллективно;

    Повысить уровень эстетического воспитания учащихся;

    Ориентировать учащихся на здоровый образ жизни.

    Планируемые результаты обучения:

    Предметные: знать определение понятия «валентность».

    Уметь определять валентность элементов по формулам бинарных соединений. Знать валентность некоторых химических элементов.

    Метапредметные: формировать умение работать по алгоритму для решения учебных и познавательных задач.

    Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности учащихся к самообразованию на основе мотивации к обучению.

    Основные виды деятельности учащихся. Определять валентность элементов в бинарных соединениях.

    Основные понятия: валентность, постоянная и переменная валентность.

    Оборудование для учащихся: учебник Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман «Химия. 8 класс». - М.: Просвещение, 2015; на каждом столе “Алгоритм определения валентности” (приложение 2); раздаточный материал.

    Ход урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1.Организационный момент

    Учитель приветствует учащихся, определяет готовность к уроку, создает благоприятный микроклимат в классе

    Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку

    2.Актуализация знаний

    Фронтальная беседа с учащимися по пройденной теме “Химическая формула”.

    Задание 1: Что здесь написано?

    Учитель демонстрирует формулы, отпечатанные на отдельных листах (приложение 1).

    Задание 2: индивидуальная работа по карточкам (двое учащихся работают у доски). После окончания расчетов проверка.

    Карточка № 1. Рассчитайте относительную молекулярную массу данных веществ: NaCl, K2O.

    Карточка № 2. Рассчитайте относительную молекулярную массу данных веществ: CuO, SO2.

    Учащиеся отвечают на вопросы учителя, читают формулы на «химическом языке»

    Учащиеся получают карточки: первый вариант - № 1, второй вариант - № 2 и выполняют задания. Двое учащихся выходят к доске и производят расчеты на обратной стороне доски. Когда выполнят задания, проверяют все вместе правильность, если есть ошибки, находят пути их устранения.

    3.Изучение нового материа

    1. Объяснение учителя. Постановка проблемы.

    Понятие о валентности.

    До сих пор мы пользовались готовыми формулами, приведёнными в учебнике. Химические формулы можно вывести на основании данных о составе веществ. Но чаще всего при составлении химических формул учитываются закономерности, которым подчиняются элементы, соединяясь между собой.

    Задание: сравните качественный и количественный состав в молекулах: HCl , H2O, NH3, CH4.

    Что общего в составе молекул?

    Чем они отличаются друг от друга?

    Проблема: Почему различные атомы удерживают различное количество атомов водорода?

    Вывод: У атомов разная способность удерживать определённое количество других атомов в соединениях. Это и называется валентностью. Слово “валентность” происходит от лат. valentia - сила.

    Запишите определение в тетрадь:

    Валентность - это свойство атомов удерживать определённое число других атомов в соединении.

    Валентность обозначается римскими цифрами.

    Валентность атома водорода принята за единицу, а у кислорода - два.

    1.Отметить валентность известного элемента: I

    2. найти общее число единиц валентности известного элемента:

    3.общее число единиц валентности делят на количество атомов другого элемента и узнают его валентность:

    Слушают учителя

    Наличие атомов водорода.

    HCl - один атом хлора удерживает один атом водорода

    H2O - один атом кислорода удерживает два атома водорода

    NH3 - один атом азота удерживает три атома водорода

    CH4 - один атом углерода удерживает четыре атома водорода.

    Фиксируют проблему, высказывают предположения, совместно с учителем приходят к выводу.

    Записывают определение, слушают объяснения учителя.

    Используя алгоритм определения валентности, записывают в тетрадь формулу и определяют валентность элементов

    Слушают объяснения учителя

    4.Первичная проверка усвоенных знаний

    Упражнение 1: определить валентность элементов в веществах. Задание в раздаточном материале.

    Упражнение 2: В течение трёх минут необходимо выполнить одно из трёх заданий по выбору. Выбирайте только то задание, с которым вы справитесь. Задание в раздаточном материале.

    Прикладной уровень (“4”).

    Творческий уровень (“5”).

    Учитель выборочно проверяет тетради учащихся, за правильно выполненные задания ставит оценки.

    тренажёр: ученики цепочкой выходят к доске и определяют валентности элементов в предложенных формулах

    Учащиеся выполняют предложенные задания, выбирая тот уровень, на который, по их мнению, они способны. Анализируют ответы вместе с учителем

    5.Подведение итогов урока

    Беседа с учащимися:

    Какую проблему мы поставили в начале урока?

    К какому выводу мы пришли?

    Дать определение “валентности”.

    Чему равна валентность атома водорода? Кислорода?

    Как определить валентность атома в соединении?

    Оценка работы учащихся в целом и отдельных учащихся.

    Отвечают на вопросы учителя. Анализируют свою работу на уроке.

    6.Домашнее задание

    § 16, упр. 1, 2, 5, тестовые задания

    Записывают задание в дневник

    7.Рефлексия

    Организует выбор учащимися адекватной оценки своего отношения к уроку и состояния после проведенного урока (приложение 3, распечатать для каждого)

    Выполняют оценку своих ощущений после проведенного урока

    Литература:

    Гара Н. Н. Химия: уроки в 8 классе: пособие для учителя / Н. Н. Гара. - М.: Просвещение, 2014.

    Контрольно-измерительные материалы. Химия 8 класс/Сост. Н.П. Троегубова. - М.: ВАКО, 2013.

    Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. «Химия. 8 класс». - М.: Просвещение, 2015.

    Троегубова Н.П. Поурочные разработки по химии 8 класс. - М.: ВАКО, 2014.

    Журнал «Биология» - www.1september.ru - технология личностно-ориентированного обучения.

    Приложение 1

    Что означает следующая запись?

    а) 4H; 7Fe; H2; 4H2 б) NaCl; AlBr3; FeS

    Приложение 2

    Алгоритм определения валентности.

    Алгоритм определения валентности

    Пример

    1. Запишите формулу вещества.

    2. Обозначьте известную валентность элемента

    3. Найдите число единиц валентности атомов известного элемента, умножив валентность элемента на количество его атомов

    2
    II
    Cu2O

    4. Поделите число единиц валентности атомов на количество атомов другого элемента. Полученный ответ и является искомой валентностью

    2
    I II
    H2S

    2
    I II
    Cu2O

    5. Сделайте проверку, то есть подсчитайте число единиц валентностей каждого элемента

    I II
    H2S
    (2=2)

    I II
    Cu2O
    (2=2)

    На уроке я работал: активно/пассивно

    Своей работой на уроке я: доволен/не доволен

    Урок для меня показался: коротким/длинным

    За урок я: не устал/устал

    Мое настроение: стало лучше/стало хуже

    Материал урока мне был: понятен/не понятен, интересен/скучен.

    Раздаточный материал.

    Упражнение 1: определить валентность элементов в веществах:

    SiH4, CrO3, H2S, CO2, CO, SO3, SO2, Fe2O3, FeO, HCl, HBr, Cl2O5, Cl2O7, РН3, K2O, Al2O3, P2O5, NO2, N2O5, Cr2O3, SiO2, B2O3, SiH4, Mn2O7, MnO, CuO, N2O3.

    Упражнение 2:

    В течение трёх минут необходимо выполнить одно из трёх заданий по выбору. Выбирайте только то задание, с которым вы справитесь.

    Репродуктивный уровень (“3”). Определите валентность атомов химических элементов по формулам соединений: NH3, Au2O3, SiH4, CuO.

    Прикладной уровень (“4”). Из приведённого ряда выпишите только те формулы, в которых атомы металлов двухвалентны: MnO, Fe2O3 , CrO3, CuO, K2O, СаH2.

    Творческий уровень (“5”). Найдите закономерность в последовательности формул: N2O, NO, N2O3 и проставьте валентности над каждым элементом.