Военные пенсионеры за россию и её вооруженные силы. Фссп готовит реформу: чьи долги перейдут коллекторам Что ждет фссп в ближайшие годы

В Министерстве юстиции еще несколько лет назад заявили, что Федеральная служба судебных приставов (ФССП) должна взять курс на реформирование, поскольку ее работа не отвечает требованиям современных реалий. Поэтому последние годы для приставов прошли под знаком важных изменений и в будущем службу ожидают очередные новации.

Так, в Минюсте анонсировали, что с 2017 года все служащие ФССП должны будут пройти проверку на подтверждение высокого уровня квалификации. При этом главным условием отбора станет наличие у кандидата юридического или экономического образования.

Тех приставов, которые не будут соответствовать требованиям, понизят в должности или вовсе лишат ее. Такое изменение должно повысить уровень профессионализма ФССП и отсеять тех служащих, которые плохо выполняют свои обязанности.

Но это еще не все – новации коснутся также полномочий приставов, количества сотрудников службы и оплаты их труда. Принесет свои плоды реформа ФССП в 2018 году, когда все новации заработают в полную силу.

Суть реформы

Изменения, которые планирует Минюст, затронут практически все аспекты работы ФССП, в результате чего своих должностей могут лишиться почти 5600 человек – именно у такого количества приставов, по предварительным оценкам, нет профильного образования.

Руководство службы опасается, что после такой «оптимизации» нагрузка на оставшихся служащих в разы вырастет, и они не будут справляться со своими обязанностями.

Но в правительстве уверяют, что реформа принесет только положительные результаты и поможет сделать ФССП более современной и привлекательной для специалистов.

Так, главные изменения коснутся:

  • Категорий служащих – Минюст предложил разделить приставов на исполнителей и тех, которые работают в судах. Таким образом, обязанности будут четко распределены, и выполнять работу будет проще, как и нести ответственность за ее итоги. Кроме того, ведомство создаст новую должность – пристав-дознаватель.

  • Зарплат – сотрудники ФССП, которые пройдут все проверки на уровень квалификации, смогут получить специальную категорию, которая предполагает повышенный оклад, а также социальные гарантии и различные поощрения.
  • Числа служащих – персонал в региональных представительствах ощутимо сократят. Чтобы оптимизировать бюджет службы, все небольшие отделения объединят в межрегиональные.
  • Возможностей ФССП – приставов уже наделили полномочиями регулятора коллекторского рынка, а в будущем возможности службы будут увеличиваться. Служба будет вести реестр организаций по взысканию долгов, разрабатывать требования к их работе и наказания за нарушения законодательства.

В Минюсте уверены, что новации сделают службу более привлекательной для молодых специалистов, которые не желают работать в ФССП из-за низкой зарплаты.

В результате реформы, зарплаты обещают поднять сначала на 50 % а затем на 100 %, а также предоставить сотрудникам ФССП оздоровляться в санаториях, получать медицинскую помощь по страховке и даже ездить на курорты за счет службы. Также реформа поможет службе стать более современной и эффективной.

Недостатки реформы

Несмотря на оптимистические заявления правительства, в ФССП относятся к грядущим изменениям с сомнением. Так, особенные опасения вызывает сокращение штата вместе с расширением полномочий приставов.

В службе заявляют, что только для того, чтобы организовать регуляторную деятельность понадобиться около 1,6 млрд рублей, еще близко 147,5 млн рублей потребуется для покупки необходимого оборудования и обустройства офисов, плюс 10 млн рублей ежемесячно для выплаты зарплат.

Также приставы не верят в на обещанные 50-100 % в нынешних условиях. Эксперты считают, что в лучшем случае оклады увеличат на 5-6 %. Большее повышение вряд ли возможно, учитывая, что только начальная реализация реформы потребует около 9,9 млрд рублей.

Сомнения вызывают и повышенные требования к квалификации служащих. Такая мера только усилит «текучку» кадров, которая является острой проблемой ФССП. Уволив «неподходящих» сотрудников, не увеличив зарплаты и не обеспечив социальные гарантии, правительство парализует работу ФССП. По мнению экспертов, реформирование следует начать с повышения престижности службы, а не с сокращения персонала.

Кроме того, компетентные источники заявляют, что премии, возможно, приставы будут получать c фонда, формируемого из взысканных с должников средств. Такое решение побудит приставов действовать более жестко и, возможно, даже превышать свои полномочия.

Учитывая эти нюансы, к реформе относятся настороженно, ведь если новации будут недостаточно продуманными, то они принесут только сложности и проблемы, вместо пользы.

Но в правительстве уверяют, что реформировать ФССП просто необходимо и анонсированные изменения помогут в этом. Любые недоработки будут исправлены при изучении экспертами и в ходе внедрения новаций, поскольку многие проблемы можно узнать только на практике.

Пока сложно сказать, как именно будет работать ФССП в , поскольку об итогах реформирования можно будет говорить только через некоторое время после их внедрения. Но, несмотря на все сомнения, приставы ожидают правильных решений правительства и улучшения условий работы.

Для работников ФССП 2017 год сулит серьезные изменения – Министерство юстиции предлагает ввести для данной категории служащих дополнительные квалификационные требования, уволив или понизив в должности тех, кто не имеет диплома о высшем экономическом или юридическом образовании. Согласно сведениям ФССП, в эту категорию попадает 5600 человек - 25% от текущего количества сотрудников службы. Предварительные подсчеты по регионам показали, что в некоторых федеративных субъектах после реализации нормы останется не более трех сотен приставов. Представители ФССП уже выразили опасение, что оставшиеся сотрудники попросту не справятся с нагрузкой, что закономерно повлечет за собой ухудшение качества выполняемой работы.

Министерство юстиции планирует сократить число работников ФССП на 25%

Суть реформы ФССП в 2017 году

Напомним, что разработка нового законодательства в сфере исполнительного производства была инициирована президентом. Новый законопроект заменит собой закон, регулировавший данную отрасль с 1997 года. Основной инновацией документа стало то, что с начала 2016 года судебные приставы будут относиться к специальной категории государственных служащих.

Они получат соответствующие звания, социальные гарантии, доплаты и другие стимулы. Кроме того, работников ФССП разделят на несколько категорий – приставы, которые занимаются обеспечением деятельности судов, приставы-исполнители и новая категория приставов-дознавателей. Однако всевозможные привилегии будут положены лишь тем, кто имеет высшее образование экономического или юридического направления.

Сотрудники, не отвечающие заявленным требованиям, будут уволены с занимаемой должности, или же им предложат стать помощниками, в обязанности которых входит исключительно техническая работа по подготовке документов. Согласно мнению представителей Минюста, реформа ФССП должна обеспечить приток студентов, которые будут работать помощниками до тех пор, пока не закончат высшее учебное заведение. В дальнейшем они могут рассчитывать на перспективу получения должности пристава-исполнителя.


Цель реформы ФССП – сделать престижной профессию судебного пристава

Минюст пояснил, что данная мера приведет к повышению статуса судебного пристава, что обеспечит сокращение кадровой текучки и сделает должность привлекательной для специалистов высокой квалификации. Также было выражено мнение, что новые требования к приставам позволят трудоустроить юристов, которые будут сокращены из-за реформы правоохранительных органов. Еще одной инновацией станет уменьшение количества региональных представительств ФССП. Мелкие подразделения будут объединены в межрегиональные органы управления. Это обеспечит экономию бюджетных средств.

Мнения специалистов о последствиях реформы ФССП

Первый заместитель председателя Госдумы по вопросам Конституционного законодательства Вячеслав Лысаков заявил, что такая политика приведет к серьезным негативным последствиям. У судебных секретарей самая низкая оплата труда в сравнении с другими силовыми ведомствами. Это приводит к грандиозной кадровой текучке, достигающей 80% работников. Зарплата судебных приставов также не отвечает условиям работы, поэтому политика реорганизации должна быть начата не с увольнений. Сначала следует увеличить престиж должности путем повышения оплаты труда и создания достойных условий работы.


Эксперты считают первоочередной задачей не сокращение кадрового состава, а повышение зарплаты сотрудников ФССП

Данное мнение поддерживает и Дмитрий Горовцов, занимающий должность заместителя председателя Госдумы по вопросам безопасности и антикоррупционного противодействия. Согласно его словам, от президента не поступал прямой указ сократить количество сотрудников или ФССП, а было лишь отдано распоряжение о сокращении неэффективных бюджетных расходов. Ведомства же, в свою очередь, предпочли пойти по самому легкому пути решения данной задачи, просто увольняя людей.

Вполне возможно, что правительство услышало слова Лысакова – с начала 2017 года судебные приставы могут получить право на долю из взысканных ими денег. По крайней мере, об этом идет речь в опубликованном недавно законопроекте. За счет взысканных денежных средств предлагается формировать специальные фонды для поощрения судебных исполнителей, продемонстрировавших высокие показатели и превысивших нормы взысканий. На текущий момент проект вынесен на общественные обсуждения.

Расширение полномочий судебных приставов

Напомним, что недавно приставы получили возможность распоряжаться правами на управление автотранспортом. Теперь приставы могут забирать права у злостных должников. Причем для проведения данной процедуры работникам исполнительной службы не требуется дополнительное решение суда – главное, чтобы водитель был уведомлен в личной беседе. Затем сведения поступают в ГИБДД, которое приостанавливает действие лицензии на управление транспортом до погашения должником своих обязательств.


Приставы смогут распоряжаться правами должников на управление авто

Пока такая инновация коснется лишь тех, кто не выплатил обязательства на сумму от 10 тысяч рублей. Неплательщиков пугают перспективой дальнейшего расширения полномочий работников ФССП – вполне возможно, что в 2017 году они также смогут ограничивать доступ должников к государственным услугам. Прежде всего, это коснется запрета сдавать экзамены на права, а также отказа в регистрации автотранспорта и товарных знаков.


Часть функций судебных приставов в ближайшее время могут передать частным коллекторским агентствам. У ФССП еще нет четкого плана, как и когда это сделать, однако тема уже обсуждается на самом высоком уровне. Глава российской службы приставов Дмитрий Аристов поднял вопрос взаимодействия государственной и частной систем принудительного исполнения на Девятой Международной научно-практической конференции.

По словам главного российского пристава, нагрузка на российских приставов постоянно увеличивается, поэтому было бы логично передать часть работы частным организациям. Об этом говорят уже больше года - в 2017 году идею отдать должников коллекторам называли «признанием неэффективности работы ФССП», а министр юстиции Александр Коновалов называл ситуацию с исполнением судебных решений «катастрофой» из-за того, что исполненные судебные производства сокращались.

Оптимизировать работу ФССП предлагается путем привлечения частных коллекторов. Им точно не разрешат заниматься исполнением всех решений, но кое-какие могут им передать - например те, которые принимаются в третейских судах. При этом «частников» пустят взаимодействовать только с юридическими лицами, граждан точно реформа не коснется.

Надо понимать, что частные агентства работают на прибыль. Готовы ли мы отдать взыскания с наших граждан по судебным решениям коммерческим людям, которые будут работать на извлечение прибыли, - это большой вопрос, поэтому по физическим лицам вопрос не будет рассматриваться в принципе. Что касается юрлиц: какие споры могут быть переданы - это те споры, которые передавались для рассмотрения в третейские суды. Тогда уже стороны заключили соглашение о рассмотрении спора в негосударственной судебной системе, поэтому я думаю, что возможно будет передать их исполнение в частные руки.

Главный пристав РФ Дмитрий Аристов

Пока невозможно говорить о сроках реформы, потому что не готов не только документ, но и его концепция. ФССП пока общается с экспертами и обсуждает идею со службами взыскания из других стран. Каким в итоге будет проект, не берется предсказывать даже глава службы приставов. «Мы изучаем мнение экспертного сообщества, уже есть отзывы от коллекторов на инициативу, они очень разные», - признает он.

Какие еще изменения ждут службу приставов

Во-первых, это внедрение новых электронных технологий, чтобы каждый человек мог в режиме онлайн отслеживать движение по своему исполнительному производству. «Для этого у нас уже существует личный кабинет стороны исполнительного производства», - напомнил Аристов. Проект пока работает в тестовом режиме, для полноценного его функционирования не хватало законодательного регулирования. ФССП ожидает, что скоро оно появится: несколько месяцев назад депутаты Ирина Яровая и Андрей Исаев внесли в Думу законопроект, где расписана процедура работы с личным кабинетом. «Я считаю, что это очень удобно и надо это использовать», - заключил глава ФССП.

Во-вторых, служба приставов постепенно перейдет на электронный документооборот с судами. «С 1 апреля этого года у нас полноформатный обмен всеми решениями с , а в том числе более 400 участков мировых судей в Москве также обмениваются с нами решениями исключительно в электронном виде», - рассказал Аристов. Это оперативный способ, и он исключает возможность фальсификации решений судов и исполнительных документов.

Однако у электронного документооборота есть и проблема, которая заключается в том, что большинство решений в ФССП на исполнение поступают из мировых судов, которые финансируются из бюджетов регионов и поэтому создать какой-то единый механизм на всю страну нельзя. «Я уже обратился ко всем главам субъектов Российской Федерации, именно чтобы они дали поручение мировой юстиции выйти с нами на заключение соглашений по электронным форматам по образу Москвы», - сказал Аристов.

Еще один проект ФССП связан с искусственным интеллектом. Несколько месяцев назад Россия взяла у банка развития БРИКС кредит на совершенствование судебной системы. В кредитном договоре у ФССП есть свой раздел, на его базе служба приставов создаст свою систему с искусственным интеллектом. «Пристав не будет заменен роботом, решения юридически значимые всегда будет принимать человек», - объяснил глава ведомства. Система будет работать с большими данными, ее создадут в течение трех-четырех лет. Она облегчит доступ граждан к информации об исполнительном производстве.

Как идет взаимодействие с коллекторами сейчас

В России есть 210 организаций, которые имеют 500 филиалов, то есть в сумме в стране 710 объектов коллекторской деятельности. ФССП постоянно проверяет их работу и считает свои проверки успешными. Но так обстоят дела только с добросовестными коллекторами из специального реестра. Проблемы есть с рынком так называемых «серых коллекторов».

Борясь с «серой» зоной, ФССП действует на основании обращений граждан, правоохранительных органов и СМИ, но у службы приставов ограниченные полномочия. «У нас были проблемы: мы не могли собирать доказательственную базу «по серым коллекторам». Буквально недавно вступил в силу закон, который позволил нам проводить административное расследование в рамках КоАП. Теперь мы можем запрашивать информацию даже у операторов связи, чтобы понимать, на кого зарегистрирован тот или иной номер, и привлекать этих лиц к ответственности, проводить расследование и выходить в суд за наказанием», - рассказал главный пристав. Он отметил, что работа по борьбе ведется, но проблема все еще стоит остро.

Судебные приставы - должностные лица, в ведении которых находятся принудительное исполнение постановлений и обеспечение установленного порядка проведения заседаний. Их деятельность регулируется федеральным законом № 118, который был принят еще в 1997 г. По мнению многих чиновников, в том числе руководства самого ФССП, он давно нуждается в изменении.

О новых разработанных законопроектах, призванных коренным образом поменять положение судебных приставов и сменить действующий ФЗ № 118, Минюст рапортует ежегодно, начиная с 2007 г. Текст документов, как и результат, не меняется. Так будет или нет проведена реформа ФССП в 2016–2019 гг.?

ФЗ № 118 о судебных приставах

Федеральный закон № 118 от 21.07.1997 содержит положения:

  • о территориальной и кадровой структуре ФССП;
  • о требованиях к кандидатам в приставы и процедуре занятия должности;
  • о полномочиях руководящих должностных лиц ФССП;
  • о правах, обязанностях, задачах приставов разных категорий;
  • о социальном, финансовом и материальном обеспечении работы ФССП.

Помимо закона, деятельность судебных приставов регулирует ФЗ № 229 от 02.10.2007. Он содержит процедуры исполнительского производства, сроки, порядок ареста и реализации имущества и т. д. Общие положения о Федеральной службе, ее задачах, территориальной и кадровой структуре описаны в Указе Президента № 1316 от 13.10.2004 г.

Основной ФЗ № 118 был принят еще в 1997 г. Последняя редакция относится к июню 2019 г. Все планы по поводу замены этого ФЗ более новым, который кардинальным образом изменит статус ведомства с гражданского на правоохранительный, а также введет новую систему мотивации, остались на уровне разговоров. В феврале 2019 г. была принята последняя на сегодняшний момент попытка внести на рассмотрение Госдумы, законопроект «О ФССП». Далее обсуждения на одном заседании Правительства он не прошел. Таким образом, в конце 2019 г. действующей остается редакция ФЗ № 118 от 03.07.2016 г.

Федеральный закон критикуется с 2007 г. Существующая система позволяет добиваться исполнения только 50 % постановлений о взыскании, из них половина - это внесудебные решения. Причина невыполнения планов - плохая мотивация приставов, большая текучка кадров на фоне постоянного увеличения нагрузки. Каким образом государство планирует исправить это положение?

ФССП сегодня

ФССП - подведомственная Минюсту РФ государственная гражданская структура. Возглавляется директором. В каждом субъекте РФ (Архангельская область и Ненецкий АО «объединены» в один) действует территориальный орган (аппарат управления), который контролирует работу подразделений на местах.

ФССП выполняет следующие задачи:

  • обеспечивает деятельность судов (доставляет ответчиков, охраняет залы заседаний, арбитров, свидетелей и присяжных, помогает в розыске и дознании и т. д.);
  • принудительно приводит в исполнение судебные и иные акты (взыскивает долги по налогам, алиментам, штрафам, возмещениям);
  • исполняет в пределах своей компетенции решения судов по уголовным делам.

Сотрудники Федеральной службы имеют право входить в помещения, в том числе жилые (а при необходимости и вскрывать их), проверять документы у подозреваемых, проводить личный досмотр. Приставы-исполнители вправе также запрашивать и получать сведения о должнике от работодателя, задерживать и арестовывать имущество, оценивать, учитывать и реализовывать его. При розыске гражданина информация о нем ищется через другие госведомства (налоговую, миграционную службу) и по иным каналам, в том числе с помощью социальных сетей и родственников.

Все требования ФССП должны беспрекословно выполняться; в противном случае уклонистам грозит административная ответственность. Если действия приставов кажутся гражданину или организации незаконными, они вправе оспорить их у вышестоящих сотрудников службы или в суде.

В приставы берут граждан России от 21 года, обладающих достаточной квалификацией, личными и деловыми качествами, физическим и психологическим здоровьем. Перед приемом на работу кандидаты проходят тестирование на предмет алкогольной и наркотической зависимости. Каждый судебный пристав, вступивший в ряды ФССП, приносит присягу верности.

Сотрудники ФССП - должностные лица на гражданской службе. В соответствии с этим, они получают классные чины (юрист или советник юстиции, если требование к должности - высшее юридической образование, которое скоро станет обязательным для исполнителей).

Приставы, обеспечивающие функционирование судов, после прохождения специальной подготовки вправе носить оружие на службе. Исполнители, если необходима защита при изъятии вещей, привлекают к работе сотрудников МВД.

Необходимость перемен

Изменения, которые планирует провести Министерство юстиции, касаются разных сторон деятельности ФССП:

  • кадрового состава;
  • вознаграждения за работу;
  • расширения полномочий судебных приставов;
  • перевода ФССП с гражданской структуры в правоохранительную.

Все эти реформы описаны в законопроекте, который Минюст уже несколько лет пытается провести через Госдуму. Так, сейчас зарплата и соцпакет рядовых работников Федеральной службы сравнимы с тем, что получает за свою работу охранник в супермаркете (15–20 тыс. руб. оклада в зависимости от региона), при этом нагрузка на приставов возрастает из-за текучки кадров и увеличения количества исполнительных дел. После изменений сотрудникам ведомства будут даны дополнительные отпуска и надбавки к зарплате за выслугу лет (от 10 % к окладу), за допуск к гостайне (до 65 %), за выполнение плана (до 100 %).

Процент от взысканного пойдет также на формирование Фонда развития ФССП. Средства из него будут идти на социальные льготы приставов: расширенную медстраховку, санаторно-курортное лечение, образование.

Законопроект предусматривает обязательное требование к кандидатам в ФССП - диплом юриста или экономиста. Сотрудники, которые не имеют высшего образования, будут уволены или переведены на низшие должности помощников (секретарей). Кроме того, всех соискателей планируют проверять на детекторе лжи. Уклонистам от армии по неуважительным причинам в приставы хода не будет.

Планируется также изменить статус службы с гражданской на правоохранительную с введением новых званий и разрешением использовать оружие и физическое давление гораздо чаще, чем сейчас. Прежде всего это касается приставов, которые обеспечивают функционирование судов.

Согласно законопроекту, планируется ввести новую должность - пристав-дознаватель. В его компетенции будет проведение досудебного расследования по делам, отнесенным УПК РФ к преступлениям малой или средней тяжести.

Законопроект предусматривает изменение механизма исполнения постановлений. Например, предлагается забирать имущество лиц, которые аффилированы с должником (то есть взаимосвязаны: супруг, дети, родители), понижать социальный статус уклониста и привлекать к поиску и взысканию негосударственные организации. Речь идет не о коллекторах, а о частных детективах и адвокатах (аналог «охотников за головами» в США).

Часть из этих планов была принята в 2019 г. (требование высшего образование для судебных приставов-исполнителей), часть - предположительно будет в 2019 и 2019 гг.

Реформирование ФССП: перспективы

О необходимости преобразования ФССП, как и других государственных гражданских служб, говорится и в Указе Президента РФ от 11.08.2016 г. № 403. В качестве основных направлений реформирования в документе установлены:

  • повышение зарплаты и престижа госслужбы;
  • упрощение исполнительской деятельности за счет введения электронного документооборота, что позволит приставам проделывать большую часть работы, не выходя из кабинета;
  • совершенствование процедур набора персонала, повышения его квалификации и профессионального роста.

На проведение мероприятий дается срок до 2019 г.

Крупномасштабные перемены, по самым скромным подсчетам, обойдутся государству в 9,5 млрд руб. Началу реформ мешает недостаточность бюджета. Минфин пока не готов платить за такие реорганизации, поэтому законопроект второй год не переходит из Правительства на обсуждение в Госдуму.

Перевод службы в разряд правоохранительных структур повлечет расширение ее полномочий на оперативно-розыскную деятельность, доставление подсудимых, применение физической силы и оружия (в настоящее время для осуществления таких методов воздействия судебные приставы-исполнители вызывают сотрудников полиции). У Министерства юстиции появится своя силовая структура.

Это неизбежно повлечет за собой необходимость расширения штата. Но в 2019 г., когда вступит в силу закон об обязательном образовании для приставов, каждый четвертый сотрудник ФССП покинет службу как несоответствующий требованиям. Таким образом, в ходе проведения реформ неизбежно случится кадровый кризис, выраженный в уменьшении количества специалистов при увеличении нагрузки на них.

Частично рост зарплаты предполагается обеспечивать процентами от исполнительского сбора. Половина этой суммы будет идти на премии особо отличившихся приставов. Это улучшит условия труда работников ФССП, замедлит текучку кадров. По оценкам, зарплата сотрудников вырастет в 2,6–3 раза. Законопроект, как и остальные, не прошел дальше обсуждения в Правительстве, и на рассмотрение в Госдуму даже не вносился. Некоторые боятся, что зависящая от размера взысканного система мотивации превратит судебных приставов в новых коллекторов, которые «выбивают» долги не всегда правовыми методами.

Планы, которые ранее рассчитывали привести в жизнь к началу 2019 г., продлены до 2020 г. Сейчас реформирование Федеральной службы входит в госпрограмму «Юстиция». Она предполагает, кроме прочего, улучшение социальных и материальных гарантий для приставов хотя бы до уровня МВД, ФСБ и других правоохранительных структур. Поэтапные финансирование и реализация имеют гораздо больший шанс на успех, чем резкое и кардинальное изменение существующего ФЗ № 118.

Нововведения 2019 г.

В 2019 г. была реорганизована территориальная структура ФССП. Так как в некоторых подразделениях службы осталось менее 300 человек, финансирование руководящих отделов в отдельных районах и городах признано нерациональным. Теперь местные отделения в субъекте РФ действуют под началом единого регионального аппарата управления, расположенного в административном центре. Соответственные изменения в ФЗ № 118 были приняты 30 декабря 2015 г.

В феврале 2019 г. начала действовать норма, по которой пристав может ограничить должника в специальном праве, в том числе в праве управлять машиной. Это не означает изъятие водительского удостоверения, лишь приостановление его действия. Такую меру не применяют к тем, для кого авто - единственный источник существования или обеспечения жизнедеятельности его и его семьи, инвалидам и гражданам, чей долг не превышает 10 тыс. руб. О возможном ограничении должник узнает из заказного письма-уведомления. Однако вручать копию постановления положено лично, под подпись или в присутствии двух понятых. Наказание за езду в этот временного отстранения - арест или реальное лишение прав на срок до года.

В работу приставов-исполнителей был внедрен электронный документооборот. Граждане, должники и взыскатели, смогут подавать заявления через личный кабинет, а также следить за исполнением постановлений. Онлайн-сервис на сайте ФССН интегрирован с порталом госуслуг.

Исполнительное производство по делам теперь требует гораздо меньше времени: раньше оно тратилось на коммуникации между ведомствами (пересылку писем) и заполнение бумаг (ходатайств, жалоб, отводов) вручную. Кроме того, уменьшились служебные расходы (в 2015 г. только на почтовые марки было потрачено 1,25 млн руб. В 2019 г. эта цифра, по подсчетам, сократится вдвое). Большую часть работы приставы-исполнители делают, не выходя из кабинета. Соответствующие поправки об электронном документообороте вносились в ФЗ № 118 с 2014 г., но только два года спустя работа над созданием единого информационного пространства между Федеральной службой и судами была завершена.

Планы на 2017–2019 гг.

В 2019 г. будут приняты поправки к ФЗ № 118 об обязанности судебных приставов вести реестр коллекторских агентств и о надзоре за их деятельностью. В ведомстве планируется создать новое структурное подразделение - управление по контролю. Из «выбивателей» долгов на законных основаниях продолжат работу лишь те, кто занимался этим раньше профессионально и «непринудительно». По оценкам, из более чем полумиллиона таких организаций останется лишь 10 тысяч. На практике это означает, что между выкупом долга у банков и МФО до суда над должником будет проходить гораздо меньше времени, чем сейчас, однако, действия коллекторов будут контролироваться и оставаться в рамках закона.

Реформы обойдутся ведомству в 1,6 млрд руб., в том числе на зарплаты новым работникам. Планируется увеличить штат Федеральной службы на 1 тыс. человек. Поправки в закон о судебных приставах, скорее всего, будут приняты в январе 2019 г.

Требование о высшем юридическом или экономическом образовании для кандидатов в приставы-исполнители, которое было введено в ст. 3 ФЗ № 118 еще в 2014 г., приостановлено до 2019 г. Связано это с тем, что такая перемена повлечет за собой кадровые перестановки и увольнения, чего в настоящее время ФССП себе позволить не может. На фоне ограничения бюджета и увеличения трат на надзор за коллекторами неизвестно, будет ли реформирована система вознаграждения сотрудников в ближайшие два года.

Необходимость перемен в Федеральной службе понимают его руководители и на себе ощущают рядовые приставы. Однако, из-за дефицита средств радикальных изменений ни в 2019 г., ни в следующем году не произойдет. По мнению экспертов, реальное улучшение может дать только реализация программы «Юстиция», которая предполагает плавные и поэтапные реформы вплоть до 2020 г.

Последние несколько лет жизнь работников ФСПП проходит под влиянием знаковых изменений. Министерство юстиции России огласило, что с 2017 года им нужно будет подтверждать соответствие самым высоким квалификационным требованиям, а служащие, которые не смогут пройти такую проверку, окажутся понижены или вообще уволены из рядов приставов. Основным критерием отбора названо экономическое или юридическое образование.

При этом только предварительные подсчеты показали, что около 5600 человек, составляющие приблизительно ¼ от всех работников ФСПП, не имеют профильного образования. Естественно, такие сведения взволновали людей, работающих в данной системе. Опасения еще больше подогрелись информацией об оптимизации численности служащих ФСПП – в некоторых регионах прогнозируют, что после всех мероприятий в составе местной службы останется не более трех сотен приставов.

То, что власти называют “оптимизацией”, на деле является всего лишь поводом к сокращению рядов Федеральной службы судебных приставов

Реформаторские инициативы тут же столкнулись с опасениями руководства ведомства. Велик риск, что при сокращенном штате сотрудники попросту не смогут выдержать нагрузку. К тому же, полномочия приставов обещают расширить. Правительство же говорит, что мера будет исключительно полезной, а повышенные зарплаты и прочие социальные бонусы помогут привлечь в систему людей самой высокой квалификации. Давайте разберемся, в чем состоит суть реформы, а также узнаем, какие новшества она принесет уже в 2018 году.

Основные положения реформы

Долгое время исполнительное производство регулировалось законом Федерации под номером 118 (1997 год). В последние несколько лет в правительстве и высших кругах самого ведомства стали подниматься вопросы, касающиеся необходимости внести изменения в закон о приставах, давно не отвечающий современным реалиям. Инициатива была поддержана и, после длительных прений и дебатов, изменения коснулись таких моментов:

  • Уже с 2016 года сотрудникам исполнительной службы была присвоена специальная категория госслужащего, что сопровождается соответствующими званиями, социальными гарантиями, доплатами к окладу и прочими видами поощрений и стимулов. Однако привилегии и стимулы будут доступны лишь тем, кто отвечает основному квалификационному требованию в виде профильного образования юриста или экономиста. Остальные же будут в лучшем случае довольствоваться ролью технических помощников;
  • Внутри самой системы Федеральной службы исполнителей предложено поделить на несколько подкатегорий с разной специализацией, выделив среди них тех, кто обеспечивает работу в судах, и приставов-исполнителей. Также предложено ввести новую должность пристава-дознавателя;
  • Третья инновация касается уменьшения числа представительств ФСПП в регионах. Все мелкие службы должны быть объединены в межтерриториальные подразделения, чтобы не раздувать бюджет этой системы;
  • Были пересмотрены полномочия судебных приставов. Теперь они получили возможность распоряжаться документами на управление авто. Особо злостные должники могут быть лишены прав, причем никаких дополнительных бумаг из суда для такой операции не требуется – приставу достаточно просто уведомить нарушителя, а затем передать в транспортную инспекцию направление о приостановлении действия прав. В 2017-2018 году данная мера может коснуться тех, кто имеет долги от 10000 рублей и выше. В будущем права приставов могут быть расширены – например, они смогут выдавать запреты на сдачу экзаменов в ГИБДД и запрещать регистрацию авто и товарных знаков;
  • Отдельно стоит упомянуть расширение полномочий по контролю за коллекторами, которые будут переданы приставам с 2017 года. Правительство уже поручило разработать соответствующие нормативные акты, которые обеспечат функции контроля, надзора и регистрации таких агентств. В ФСПП по этому поводу уже заявили, что на период с 2017 по 2019 года им понадобятся дополнительные средства в размере 1,6 миллиарда рублей, так как для работы с коллекторами будут нужны дополнительные сотрудники. Расчеты, озвученные представителями ФСПП России, говорят, что только в центральном офисе будут нужны еще 42 человека, а по регионам – 862 новых сотрудника. Еще одной статьей расходов будет закупка компьютерной техники и периферийных устройств, которая обойдется в 147,5 миллионов рублей в 2017 году. На 2018 и 2019 года потребуются финансы в размере 10 миллионов ежегодно.

Сотрудники ФССП получили право распоряжаться водительскими документами

Представители Министерства юстиции заявили, что подобные новшества должны привести к притоку молодых специалистов, которые будут работать в службе, начиная со студенческих лет, тем самым приближая перспективу получения должности пристава-исполнителя. Ведь в последние годы такая работа не пользовалась особой популярностью из-за отсутствия достойного вознаграждения и не слишком высокого престижа.

Повышение оклада и дополнительные льготы для самих приставов и членов их семей сделают эту профессию статусной. Например, если текущий оклад в среднем по России исчисляется суммой около 27000 рублей, то уже в 2018 году работникам службы обещают повышение от 50 до 100%. В числе заявленных льгот фигурируют путевки на курорты, санаторное лечение и страхование.

Подводные камни реформы

Естественно, реализация всех заявленных мер по повышению престижности работы приставов упирается в финансовый вопрос. Большая часть экспертов говорит, что вряд ли можно рассчитывать на мгновенное повышение окладов. Скорее всего, власти ограничатся только скромной индексацией текущих зарплат. В некоторых источниках говорится, что повышение будет произведено в размере 5,5%, ведь, согласно подсчетам, для того чтобы внедрить новую реформу, нужно будет изыскать около 9,5 миллиардов рублей.

Есть опасения и у некоторых законников. Согласно словам Вячеслава Лысакова, занимающего пост первого зампреда Госдумы по вопросам законодательства, реализация меры по повышению требований к квалификации приставов может привести к самым негативным последствиям. В службе приставов наблюдается огромная текучка, так что реформирование нужно начинать не с сокращения их количества, а путем повышения престижности работы и оплаты за нее.


Пока непонятно, готово ли государство к обещанным вливаниям в ФССП

Мнение Лысакова поддерживают и в ведомствах по вопросам безопасности и противодействия коррупции. Там говорят, что прямых указов сократить число служащих ФСПП не поступало. Президент лишь озвучил мысль о необходимости уменьшить статьи неэффективных расходов, а Минюст решил разобраться с проблемой самым простым способом, уволив «лишних» сотрудников.

На сегодняшний день доподлинно неизвестно, как будет решен озвученный вопрос. Поговаривали, что в 2017 году, если будет принят разработанный инициативной группой законопроект, приставы получат возможность получать премирование из спецфондов, сформированных за счет взысканий. Однако такая инициатива является спорной. Ведь далеко не факт, что работники ФСПП, зная, что за большее взыскание получат большую премию, не будут допускать перегибов при исполнении своих обязанностей.