Военный призыв граждан на службу. По зову Родины

Определение срока службы и увольнения военнослужащего

О сроках службы военнослужащих в Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 N 53-ФЗ с изменениями и дополнениями написано следующее:

Раздел VI. ВОЕННАЯ СЛУЖБА

Статья 38. Срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или по контракту

1. Срок военной службы устанавливается:

а) для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу до 1 января 2007 года, за исключением военнослужащих, указанных в подпункте "в" настоящего пункта, - 24 месяца;

б) для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу с 1 января по 31 декабря 2007 года включительно, за исключением военнослужащих, указанных в подпункте "в" настоящего пункта, - 18 месяцев;

в) для военнослужащих, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу до 1 января 2008 года, - 12 месяцев;

г) для военнослужащих, имеющих воинское звание офицера и призванных на военную службу до 1 января 2008 года, - 24 месяца;

д) для военнослужащих, призванных на военную службу после 1 января 2008 года, - 12 месяцев;

е) для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - в соответствии с контрактом о прохождении военной службы.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)

10.

· для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, - день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы;

· для граждан, призванных на военную службу из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, - день убытия к месту прохождения военной службы, указанный в предписании военного комиссариата;

· для граждан, призванных на военную службу непосредственно после окончания государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым присвоено воинское звание офицера, - день убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссариатом по окончании указанных образовательных учреждений;

· для граждан (иностранных граждан), поступивших на военную службу по контракту, - день вступления в силу контракта о прохождении военной службы;

(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

· для граждан, не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее и поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования, - дата зачисления в указанные образовательные учреждения.

11. Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, когда:

· военнослужащий находится на стационарном лечении;

· военнослужащий женского пола находится в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком;

· военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, по его желанию остается в воинской части до дня отправки транспортного средства, осуществляющего индивидуальную или организованную перевозку военнослужащих, увольняемых в запас;

· военнослужащий участвует в походах кораблей;

· военнослужащий находится в плену, в положении заложника или интернированного;

· военнослужащий безвестно отсутствует - до признания его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;

· военнослужащий находится под следствием,

· а также в иных случаях, установленных Положением о порядке прохождения военной службы.

12. В срок военной службы не засчитываются:

· время пребывания в дисциплинарной воинской части и время отбывания дисциплинарного ареста (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 203-ФЗ);

· время самовольного оставления воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы независимо от причин оставления продолжительностью свыше 10 суток. (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 203-ФЗ)

Военнослужащему, освобожденному из дисциплинарной воинской части, при условии его безупречной военной службы время пребывания в дисциплинарной воинской части может быть засчитано в срок его военной службы в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.

Приведем отрывки из комментария к этой статье из «Подробных комментариев к закону "О воинской обязанности и военной службе" (под общ. ред. В.Г. Стрекозова)

Комментарий к п. 1

1. Ст. 38 посвящена различным технико-правовым вопросам, связанным с порядком определения сроков военной службы (начала, продолжительности, окончания), а также срока контракта о прохождении военной службы и времени его истечения.

Понятие "срок" имеет двоякое значение. Так называют либо определенный период времени, либо определенный момент. В военно-служебных отношениях соответствующее понятие используется и в том и в другом смысле. Например, в соответствии с п. 1 комментируемой статьи сроки военной службы военнослужащих, призываемых на военную службу, исчисляются в месяцах - определенный период, а п. 10 комментируемой статьи установлены сроки начала военной службы - определенный момент (день приобретения гражданином статуса военнослужащего).

Со сроком обычно связано возникновение, изменение или прекращение военно-служебного правоотношения. Срок военной службы представляет собой время, в течение которого военно-служебное правоотношение действует.

2. Комментируемая статья устанавливает порядок определения срока военной службы.

Для военнослужащих, призванных на военную службу, продолжительность военной службы императивно определена в п. 1 ст. 38. Срок военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определяется сроком, указанным в контракте о прохождении военной службы (срок контракта).

3. Законом в зависимости от вида контракта (см. п. 5 комментария к ст. 32) предусмотрены три способа установления его срока:

1) самостоятельно военнослужащим:

а) в случаях заключения военнослужащим нового контракта:

б) в случаях заключения нового контракта, сроки которого указаны в п. 5 ст. 38 комментируемого Закона, с гражданином, пребывающим в запасе, ранее проходившим военную службу по контракту (п. 4 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы);

в) случаях заключения нового контракта на срок от шести месяцев до одного года (краткосрочного контракта) с гражданином, ранее проходившим военную службу по контракту, пребывающим в запасе и изъявившим желание поступить на военную службу по контракту в период чрезвычайных обстоятельств для выполнения обязанностей в условиях ликвидации последствий стихийных бедствий, выполнения мероприятий чрезвычайного положения, восстановления конституционного порядка и в иных чрезвычайных ситуациях (п. 7 ст. 38);

г) в случае заключения первого контракта военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (п. 4 ст. 38);

2) императивно срок установлен для военнослужащих, заключивших:

а) первый контракт (п. 3 ст. 38);

б) новый контракт - военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, при зачислении в военно-учебное заведение, адъюнктуру или военную докторантуру (с гражданином, проходившим военную службу по контракту, при зачислении в военно-учебное заведение) на время обучения в указанном учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания (п. 5 ст. 38);

3) должностным лицом, указанным в п. 4 ст. 10 Положения о порядке прохождения военной службы, срок военной службы устанавливается военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе и изъявившим желание продолжать военную службу.

4. В отличие от гражданского, гражданского процессуального и других отраслей права, в которых сроки определяются исчислением периода времени и календарной датой, срок военной службы устанавливается только истечением периода времени, исчисляемого годами, месяцами, днями.

Допускается установление срока с помощью указания на событие, т. е. не зависящее от лица (лиц) обстоятельство. В данном случае к событию предъявляется и еще одно требование: имеется в виду обстоятельство, которое неизбежно должно произойти. Примером может служить достижение военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе.

Комментируемый Закон предусматривает возникновение, изменение и прекращение военно-служебных отношений в зависимости от обстоятельств, наступление которых только предполагается (например, увольнение военнослужащего с военной службы по состоянию здоровья и др.).

5. Закон, установив сроки военной службы, также определил моменты ее начала (п. 10 ст. 38) и окончания (п. 11 ст. 38). Единый порядок исчисления сроков, определенных периодом времени, установлен Положением о порядке прохождения военной службы. Для таких случаев предусматривается начало течения срока и его конец.

Специфика военно-служебных отношений (см. комментарий к п. 1 ст. 2) обусловила особенности исчисления сроков. С момента начала течения срока военной службы гражданин становится военнослужащим с присущим ему особым правовым статусом, т.е. он приобретает права и обязанности и на него возлагается ответственность.

В отличие от гражданского законодательства (ст. 191 ГК РФ), которым установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий после наступления календарной даты или соответствующего события день, течение срока военной службы начинается в 00 часов 00 минут наступления соответствующего дня (например, день вступления в силу контракта, день убытия к месту прохождения военной службы и др.).

Началом течения срока военной службы считается:

а) для граждан, призванных на военную службу, не пребывавших в запасе, - день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы;

б) для офицеров, призванных на военную службу из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (далее именуется образовательное учреждение высшего профессионального образования) и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, - день убытия к месту прохождения военной службы, указанный в предписании военного комиссариата;

в) для граждан, призванных на военную службу непосредственно после окончания образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым присвоено воинское звание офицера, - день убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссариатом по окончании указанных образовательных учреждений;

г) для граждан, поступивших на военную службу по контракту, - день вступления в силу контракта;

д) для граждан, поступивших в военно-учебные заведения и не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее, - день зачисления в указанные учебные заведения.

6. Положением о порядке прохождения военной службы (п. 3 ст. 3) установлены особые правила для определения момента истечения срока военной службы.

Срок военной службы истекает:

а) для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - в соответствующее число последнего месяца срока военной службы по призыву. Так, если срок военной службы начал течь в 00 часов 00 мин. 30 мая 1998 г. (день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы), то двухгодичному сроку военной службы по призыву будет соответствовать 24 часа 00 мин. 29 мая 2000 г.;

б) для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - в соответствующие месяц и число последнего года срока контракта либо в соответствующее число последнего месяца срока контракта, если контракт был заключен на срок до одного года. Таким образом, срок контракта, установленный в 3 года, исчисляемый с 1 февраля 1997 г., будет считаться истекшим 31 января 2000 г.; в шесть месяцев, начавшийся 30 апреля, будет считаться истекшим 29 октября.

В случаях, когда истечение срока военной службы приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, - указанный срок истекает в последний день этого месяца. Так, с учетом того, что в марте 31 день, а в сентябре 30 дней, 6-месячный срок контракта, начатый 31 марта, завершится 30 сентября.

Военное законодательство применительно к военно-служебным отношениям не предусматривает исчисление сроков неделями, днями и часами, а также специальных правил применительно к случаям, когда истечение сроков выпадает на нерабочие дни. В то же время Закон предусматривает случаи, когда отдельные периоды не засчитываются в срок военной службы (см. п. 12 комментария к настоящей статье).

На практике подчас возникает вопрос о том, как подсчитать срок военной службы по призыву курсантов военно-учебных заведений, зачисленных в указанные заведения в период действия Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" от 11 февраля 1993 г. N 4455-1 и отчисленных из них после вступления в силу комментируемого Закона, т.е. после 2 апреля 1998 г., в связи с необходимостью решения вопроса о направлении их для прохождения военной службы по призыву или увольнения с военной службы как выслуживших установленные сроки военной службы (п. 4 ст. 35).

В указанном случае срок военной службы будет исчисляться:

со дня зачисления в военно-учебное заведение из расчета один день военной службы в указанном военно-учебном заведении за один день военной службы по призыву до дня вступления комментируемого Закона в силу, т.е. включительно по 1 апреля 1998 г.;

со дня вступления Закона в силу (2 апреля 1998 г.) в порядке, определенном п.4 ст.35, т.е. из расчета два месяца военной службы в указанном учебном заведении за один месяц военной службы по призыву. В расчет принимаются только полные месяцы, т.е. если фактический срок военной службы в военно-учебном заведении составил 3 месяца 29 дней в срок военной службы по призыву будет засчитан 1 месяц. Поскольку в комментируемом законодательстве нет нормы, определяющей продолжительность месяца, представляется целесообразным при подсчете считать его равным 30 дням.

7. Продолжительность военной службы военнослужащего включает в себя все сроки его военной службы, как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного поступления на военную службу.

Определение продолжительности военной службы производится в календарном исчислении.

В случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продолжительность военной службы определяется в льготном исчислении (см., например, п.2 ст.38).

Федеральным законом "О борьбе с терроризмом" от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ (СЗ РФ. - 1998. - N 31. - Ст. 3808) военнослужащим федеральных органов исполнительной власти, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет для назначения пенсий засчитывается один день службы за полтора дня, а во время участия в проведении контртеррористической операции - один день службы за три дня, если законодательством Российской Федерации не предусматривается более льготное исчисление выслуги лет (ст. 22).

8. В сроки военной службы включается также продолжительность предоставляемых военнослужащим отпусков, которые являются юридическими фактами (событиями), входящими в содержание прохождения военной службы.

Комментарий к п.10

77. Начало военной службы является юридическим фактом, с которым связано распространение на гражданина статуса военнослужащего, т.е. приобретение им прав и возложение на него обязанностей и ответственности. Однако статус военнослужащего распространяется на него не в полном объеме. Должностные обязанности на военнослужащего распространяются на него только с вступлением в должность, т.е. написанием им рапорта и изданием соответствующего приказа. Военнослужащий, отказывающийся от вступления в должность, может быть привлечен к уголовной ответственности в соответствии со ст. 332 УК РФ "Неисполнение приказа" (см. комментарий к п. 3 ст. 37).

В соответствии со ст. 41 комментируемого Закона военнослужащие до приведения к Военной присяге не могут привлекаться к выполнению отдельных специальных обязанностей и на них не могут налагаться дисциплинарные взыскания в виде ареста.

78. Началом военной службы считается:

а) для граждан, призванных на военную службу, не пребывавших в запасе, - день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы. Таким образом, исчисление срока военной службы начинается со дня убытия из республиканского, краевого, областного и иного приравненного к ним по статусу военного комиссариата, а не нижестоящего;

б) для граждан, призванных на военную службу из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (далее именуется образовательное учреждение высшего профессионального образования) и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, - день убытия к месту прохождения военной службы, указанный в предписании военного комиссариата любого уровня;

в) для граждан, призванных на военную службу непосредственно после окончания государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым присвоено воинское звание офицера, - день убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссариатом по окончании указанных образовательных учреждений. День убытия в отпуск указывается в отпускном билете;

г) для граждан, поступивших на военную службу по контракту, - день вступления в силу контракта. Контракт вступает в силу со дня его подписания должностным лицом, определенным Положением о порядке прохождения военной службы, о чем издается соответствующий приказ (см. подробнее комментарий к ст. 34.);

д) для граждан, поступивших в военно-учебные заведения и не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее, - день зачисления в указанные учебные заведения. День зачисления в военно-учебное заведение определяется приказом его начальника.

Призыву на военную службу подлежат все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять и не пребывающие в запасе. Вместе с тем на военную службу не призываются граждане, которые освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу (пп. «а» п. 1 , п. 2 ст. 22 , ст. ст. 23 , Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ).

Оповещение о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу

Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками . Вручение повесток производится, как правило, работниками военного комиссариата либо руководителями или иными должностными лицами по месту работы (учебы) призывника обычно не позднее чем за три дня до срока, указанного в повестке (п. 3 ст. 26 , п. 2 ст. 31 Закона N 53-ФЗ; п. п. 6 , Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663; п. 34 Инструкции, утв. Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 N 400).

Справка. Мероприятия, связанные с призывом на военную службу

Призыв на военную службу включает следующие мероприятия (п. 1 ст. 26 Закона N 53-ФЗ):

— явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;

— явку в указанные в повестке время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.

Уклонение от призыва на военную службу

Уклонением от призыва на военную службу является неявка без уважительных причин по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу (п. 4 ст. 31 Закона N 53-ФЗ).

Кроме того, уклонением от призыва на военную службу могут быть признаны следующие действия призывника, совершенные с целью уклонения от призыва (п. п. 4 — Постановления N 3):

1) самовольное оставление сборного пункта до отправки к месту прохождения военной службы;

2) получение обманным путем освобождения от военной службы в результате симуляции болезни, причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство), подлога документов или иного обмана;

3) отказ от получения повестки военного комиссариата или направления призывной комиссии под расписку;

4) отъезд на новое место жительства (место временного пребывания) или выезд из РФ без снятия с воинского учета во избежание вручения повестки;

5) прибытие на новое место жительства (место временного пребывания) или возвращение в РФ без постановки на воинский учет во избежание вручения повестки.

Ответственность за уклонение от призыва на военную службу

За уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо принудительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет (ч. 1 ст. 328 УК РФ).

Данная ответственность наступает независимо от способа его совершения, а также от того, уклонялся ли призывник только от очередного призыва на военную службу или имел цель совсем избежать несения военной службы по призыву (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3).

Обратите внимание!

Гражданам, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии выдается не военный билет, а справка взамен военного билета. Кроме того, указанное заключение является основанием для увольнения гражданина с государственной или муниципальной службы (п. 1.1 ст. 4 Закона N 53-ФЗ; п. 1 Приложения к форме N 1/у к Приказу Министра обороны РФ от 18.07.2014 N 495).

Подготовлено на основе материала

адвоката Тригнина В.Г.,

Коллегия адвокатов г. Москвы

«Военная коллегия адвокатов»

Военный призыв - это обязательная общепринятая форма, которая позволяет выполнить каждого гражданина государства. Чтобы призыв прошел по всем правилам, существует целый ряд организационных мероприятий, которые проводятся ответственными за это органами власти, активно принимает участие также и местное управление.

В чем заключается суть призыва на службу?

Сперва стоит отметить, что призываться могут все граждане, которые достигли определенного возраста, как правило, в законе прописаны ограничения, поэтому с уверенностью можно говорить, что призывниками являются молодые люди от 18 до 27 лет. Для призыва имеются свои сроки, например, по закону РФ граждане могут призываться с 1 апреля до 15 июля, а также с 1 октября и до 31 декабря, всего два раза за двенадцать месяцев.

Стоит помнить также об ограничениях, например, в определенных местах может немного смещаться, но это все связано с месторасположением, так граждане Крайнего Севера призываются с 1 мая, а граждане, которым необходимо принимать активное участие в сельскохозяйственных работах, призываются после проведения этих работ.

Как организовывается призыв на службу?

Призыв граждан на военную службу, которые не числятся в запасе, происходит в несколько этапов:

1. Изначально призывник должен явиться на обследование.

2. Комиссия выдает молодому человеку заключение, где указывается, что он годен для службы, а в указывается категория.

3. После комиссии и признании призывника годным для службы он в назначенное время должен прийти в комиссариат, чтобы отправиться на место своей службы.

Решение, имеет ли право призывник поступать на службу, дается только комиссией, так как существует множество нюансов, на которые обращается внимание. Вердикт комиссии вполне реально обжаловать, но исключительно в судебном порядке.

Какие призывники должны приниматься на воинскую службу?

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, проходят комиссию, где специалисты распределяют категории. Если у комиссии возникают вопросы по поводу пригодности, то молодого человека перенаправляют на амбулаторное либо стационарное лечение, после чего он проходит комиссию снова. Призывникам могут назначаться такие категории:


Существует большое количество оговорок в законе, в котором четко указано, что есть определенные категории молодых людей, которые не могут отдать долг Родине по причинам, не связанным со здоровьем.

Кто освобождается от призыва на воинскую службу?

Военный призыв распространяется не на всех, в законе прописаны все те категории граждан, которые освобождаются от службы.


Когда дается отсрочка?

Молодой человек, призывающийся в армию, может воспользоваться правом на отсрочку, но она дается в определенных случаях:

  1. Призывник может быть признанным не годным из-за проблем со здоровьем, в таком случае ему дается отсрочка сроком на один год, после чего ему снова необходимо проходить комиссию.
  2. Военный призыв не осуществляется по отношению к молодым людям, которые вынуждены следить за больными родителями или другими близкими родственниками.
  3. В случае когда молодой человек является опекуном не достигшего совершеннолетия родственника.
  4. Призывник, воспитывающий ребенка без матери или у которого есть двое несовершеннолетних детей.
  5. Не призываются в армию мужчины, поступившие на службу в полицию или в пожарную часть.
  6. Право на отсрочку дается призывникам, у которых беременная жена, при этом срок должен быть не менее чем 26 недель.

Можно ли не прийти в комиссариат и какое наказание ждет призывника?

Военный призыв предусматривает то, что каждый призывник обязан явиться , исключением могут послужить отдельные случаи:

  1. Например, если призывник не явился в определенное время в комиссариат из-за увечья, то он обязан предоставить специальную справку о потере своей трудоспособности.
  2. Также уважительной причиной является резкое ухудшение здоровья близких родственников.
  3. Неявка в комиссариат может быть по другим причинам, которые абсолютно не зависят от призывника.

Если призывник не явился в военный комиссариат в указанное время, то гражданина будут считать уклоняющимся от службы, а в таком случае в законе предусматривается административное наказание.

Стоит отметить, что военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, могут освобождаться от службы, если во время службы у них для этого появляются серьезные основания.


3. Если военнослужащий был лишен звания из-за дисциплинарного нарушения.

4. Если ребенок военнослужащего остался по каким-то причинам без матери, и он является единственным опекуном.

Все причины отсрочки и увольнения со службы рассматриваются в индивидуальном порядке, после чего выносится решение, также если призывник наоборот хочет поступить на службу, но по состоянию здоровья комиссия его не допускает, он может обжаловать это решение в суде.

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Военная служба - особый вид государственной службы, заключающийся в исполнении гражданами установленной законами воинской обязанности в составе Вооруженных Сил РФ или других войск. Военная служба является наиболее активной формой реализации долга и обязанности каждого гражданина по защита Отечества.

Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим и имеет правовое положение, определяемое законом.

На военную службу призываются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва.

От воинской обязанности освобождаются граждане мужского пола моложе 16 и старше 60 лет, женского пола - моложе 18 и старше 50 лет, а также не годные к военной службе по состоянию здоровья.

Воинская обязанность граждан РФ предусматривает:

Воинский учет,

Подготовку к военной службе,

Прохождение военной службы,

Пребывание в запасе (резерве),

Военное обучение в мирное время.

Порядок прохождения военной службы устанавливается Законодательством и другими нормативно-правовыми документами. Основными из них являются:

Конституция РФ,

Закон РФ «Об обороне»,

Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе»,

Закон РФ «О статусе военнослужащих»,

Основные положения Военной доктрины РФ,

Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ.

ВОИНСКИЙ УЧЁТ.

Учёт граждан призывного возраста и военнообязанных по месту их жительства осуществляется военными комиссариатами. В населённых пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет ведёт местная администрация. Граждане обязаны состоять на воинском учёте, за исключением освобождённых Законом от воинской обязанности, не имеющих военно-учетной специальности граждан женского пола, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, достигших предельного возраста пребывания в запасе, убывших на постоянное место жительства за границу.

Первоначальная постановка граждан на воинский учёт.

Граждане мужского пола ставятся на воинский учёт в районной или городской (в городе без районного деления)комиссией по постановке граждан на воинский учёт в период с 1.01 по 31.03 в год достижения гражданином 17-летнего возраста.

Первоначальная постановка граждан женского пола на воинский учёт осуществляется районным или городским (без районного деления) военным комиссариатом после приобретения ими военно-учётной специальности.

Комиссия по постановке граждан на воинский учёт утверждается решением главы местной администрации в следующем составе:

Военный комиссар района или города (без районного деления) или его заместитель-председатель комиссии,

Секретарь комиссии,

Врачи, проводящие медицинское освидетельствование граждан в связи с их постановкой на воинский учёт.

Комиссия по постановке граждан на воинский учёт обязана:

Организовать медицинское освидетельствование гражданина и определить его годность к военной службе,

Принять решение о постановке гражданина на воинский учёт или об освобождении его от воинской обязанности в связи с негодностью по состоянию здоровья,

Провести профессионально-психологическое обследование гражданина

для определения возможного его использования на военной службе. Председатель или секретарь комиссии по постановке граждан на воинский учёт обязаны объявить гражданину решение комиссии и разъяснить его обязанности по воинскому учету.

Обязанности гражданина по воинскому учёту:

Гражданин обязан явиться по вызову военного комиссариата района или города(без районного деления), на территории которого он постоянно или временно (сроком более 3 месяцев) проживает, по вопросу воинского учёта.

Гражданин, уволенный в запас Вооруженных Сил РФ или из органов внутренних дел с зачислением в запас Вооруженных Сил, обязан в 2-х недельный срок со дня получения документов о зачислении его в запас явиться в военный комиссариат района или города (без районного деления) по месту его жительства по вопросу постановки его на воинский учёт.

Гражданин, состоящий на воинском учете, обязан в 2-х недельный срок сообщить в соответствующий орган, осуществляющий воинский учёт, об изменении своего семейного положения, места жительства в пределах района или города(без районного деления), образования, места работы и должности.

Гражданин, состоящий на воинском учёте, при переезде в другой район(город) на постоянное место жительства(при убытии за границу на срок свыше 6-месяцев) обязан сняться с воинского учёта и, по прибытии на новое место жительства(возвращении из-за границы), в 2-хнедельный срок встать на воинский учёт.

Воинская обязанность — повинность мужчин и женщин с оружием в руках воевать за государство и нести военную службу в рядах вооружённых сил — ведёт свою историю с древности, с момента появления первых государств.

Элиту армии составляли представители аристократических слоёв, но в случае ведения захватнических войн или для отражения агрессии со стороны других государств вводился набор рекрутов из числа простолюдинов.

В России до времён Петра I воинской обязанности в современном её понимании практически не существовало. Русское население разделялось на сословия тяглые, обязанные государству налогами, и служилые, обязанные службой. Основой войска являлись дворянское ополчение (феодальная конница) и стрелецкая пехота.

Однако к концу XVII века армия, сформированная подобным образом, уже не отвечала требованиям эпохи.

От рекрутского набора до почётной обязанности

Пётр I впервые основал постоянную армию на обязательной службе дворян и сборе даточных людей, так называемых рекрутов. В рекруты набирали, как правило, холостых, но жёнам рекрутов разрешалось следовать за мужем к месту службы. Во время службы солдат мог жениться с разрешения полкового начальства. Срок службы рекрутов обычно составлял 25 лет.

При этом в послепетровскую эпоху высшие сословия российского общества были освобождены от военной службы, и воинская повинность стала распространяться лишь на крестьян и мещан.

Военная реформа 1874 года упразднила рекрутские наборы, которые были заменены личной воинской повинностью, распространявшейся на всё мужское население России. Срок службы был сокращён до нескольких лет.

Конституция СССР провозглашала, что защита Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР, а военная служба в рядах ВС СССР — почётная обязанность советских граждан.

Воинская обязанность, по советскому законодательству, осуществлялась в следующих основных формах:

  • служба в рядах ВС СССР в течение установленных законом сроков;
  • работа и служба в качестве военных строителей;
  • прохождение учебных, поверочных сборов и переподготовки в период состояния в запасе ВС СССР.

Кто не попадает на воинский учёт?

Федеральный закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» определяет, что призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учёте или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учёте и не пребывающие в запасе.

На воинском учёте обязаны состоять все граждане Российской Федерации, кроме:

  • освобождённых от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;
  • проходящих военную службу или альтернативную гражданскую службу;
  • отбывающих наказание в виде лишения свободы;
  • лиц женского пола, не имеющих военно-учётной специальности;
  • постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

Воинская обязанность, согласно закону РФ, предусматривает:

  • воинский учёт;
  • обязательную подготовку к военной службе;
  • призыв на военную службу;
  • прохождение военной службы по призыву;
  • пребывание в запасе;
  • призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Чем «военнообязанный» отличается от «военнослужащего»?

Зачастую возникает путаница между понятиями «военнослужащий» и «военнообязанный». Военнослужащий — это лицо, которое находится на военной службе по призыву или по контракту в настоящее время. Военнообязанный — это лицо, которое находится на воинском учёте и зачислено в запас Вооружённых сил.

Военнообязанные в любой момент могут быть призваны на действительную военную службу. Как правило, массовый призыв военнообязанных лиц происходит в случае возникновения военной опасности или после начала войны.

К категории военнообязанных относятся все военнослужащие, прошедшие срочную службу, а также выпускники военных кафедр вузов, в ходе обучения получившие военно-учётную специальность и воинское звание и зачисленные в запас ВС.

В зависимости от звания, военнообязанные находятся на воинском учёте до 45-60 лет (рядовые — до 45 лет, старшие офицеры — до 60 лет). У каждого военнообязанного в России в паспорте делается соответствующая отметка.

Перечень военно-учётных специальностей в Российской Федерации утверждается постановлениями правительства.

Женщины-военнообязанные: не только врачи

Разнообразие военно-учётных специальностей способно поразить воображение штатских.

Помимо «сапёров» и «понтонёров», «водителей БТР» и «специалистов дальней связи», военно-учётными специальностями являются и такие, на первый взгляд, гражданские, как «пенсионное дело», «бухгалтер финансовой службы» и даже «ограниченно годный к воинской службе — разнорабочий».

С мужчинами ситуация ясна — военнобязанными среди них в России являются практически все, за исключением уголовников, а также тяжелобольных или ловко притворяющихся таковыми.

А что же с женщинами? Здесь всё зависит от специальности, которую имеет дама. О том, что женщины-медики в России являются военнообязанными, известно достаточно хорошо. Но этим список представительниц слабого пола, которые могут быть призваны на службу, если возникнет такая необходимость, не ограничивается. В этом же списке есть и упоминавшиеся уже бухгалтеры, и психологи, а также телефонисты, программисты, картографы, геодезисты, метеорологи, полиграфисты и так далее.

Институт воинской обязанности и наличие миллионов военнообязанных в Российской Федерации не является признаком милитаризированности государства. Воинский учёт в том или ином виде существует во многих странах мира. Система учёта военнообязанных позволяет в случае появления военной угрозы в сжатые сроки обеспечить увеличение личного состава Вооружённых сил для отражения нападения.

Никто не хочет войны, но опыт нашей страны учит — право на мирное небо над головой всегда нужно быть готовым защитить.