Возраст христа при крещении. «И сошел Дух Святой в виде голубя»

Крещение Иисуса Христа

В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение.

Река Иордан

Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: "мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?".

Но Иисус сказал ему в ответ: "оставь теперь", то есть не удерживай меня теперь, "потому что так нужно нам исполнить всякую правду" - исполнить все в Законе Божием и показать пример людям.

Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа.

Крещение Господне

По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ".

Тогда Иоанн окончательно убедился, что Иисус есть ожидаемый Мессия, Сын Божий, Спаситель мира.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Евангелие от Матфея, гл. 3, 13-17; от Марка, гл. 1, 9-11; от Луки, гл. 3, 21-22; от Иоанна, гл. 1, 32-34.

Крещение Господа нашего Иисуса Христа празднуется Святою Православною Церковью, как один из великих праздников, 6-го января (19 янв. н. ст.). Праздник Крещения Господня также называется праздником Богоявления , потому что во время крещения Бог явил (показал) Себя людям, что Он есть Пресвятая Троица, именно: Бог Отец говорил с неба, воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святый сошел в виде голубя. А также при крещении впервые люди могли видеть, что в лице Иисуса Христа явился не человек только, но вместе и Бог .

Накануне праздника установлен пост. Этот день называется сочельником . В память того, что Спаситель Своим крещением освятил воду, в этот праздник бывает освящение воды. В сочельник освящается вода в храме, а в самый праздник в реке, или же в другом месте, где берут воду. Шествие для освящения воды называется Крестным ходом на Иордан.

Тропарь праздника

Во Иордане крещающуся Тебе. Господи, Троическое явися поклонение. Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

(Когда Ты, Господи, крестился в Иордане, тогда открылось (на земле с особенной ясностью) явление Святой Троицы: ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, подтверждал истинность этого слова (т. е. подтверждал свидетельство Бога Отца). Явившийся Христос Бог, и просветивший мир, слава Тебе!)

Извествоваше словесе утверждение - подтверждал истинность этого слова; явлейся - явившийся; мир просвещей - мир просветивший.

Из книги Библия, пересказанная детям старшего возраста автора Дестунис София

Из книги Библия, пересказанная детям старшего возраста. Новый завет. [(Иллюстрации - Юлиус Шнорр фон Карольсфельд)] автора Дестунис София

III. Иоанн Предтеча. Крещение Иисуса Христа. Искушение Иисуса Христа злым духом. В раннем еще возрасте Иоанн удалился в пустыню и - пустыня воспитала его. К нему как бы не прикоснулось ничто житейское, мирское… Как возрастал он пред лицом единого Бога, как вел внутреннюю

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Явление Иисуса Христа народу. Крещение Его на Иордане. Ин. 1: 29-34; Мф. 3: 13-17; Мк. 1: 9-11; Лк. 3: 21-22 Наконец наступил долгожданный день. На берегах Иордана, в Вифаваре, появился Иисус Христос в простой одежде галилейского плотника. Ему уже исполнилось тридцать лет, и голос Отца

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Крещение Иисуса Христа Иоанн Креститель жил в пустыне в великой строгости и воздержании. Когда ему минуло 30 лет, Господь повелел ему идти проповедовать израильскому народу покаяние, то есть убеждать народ исправить свою жизнь и покаяться в грехах. Он стал проповедовать в

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Крещение Иисуса Христа В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Река ИорданИоанн же считал себя

Из книги Служебник автора Адаменко Василий Иванович

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Крещение Иисуса Христа. Евангелие от Матфея 3:13-17 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

12. Крещение Иисуса Христа 12. лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым. Речь полна образами. Грядущий берет лопату и готов очистить гумно; но еще не приступил к самому действию, которое относится к

Из книги Иисус Христос и библейские тайны автора Мальцев Николай Никифорович

9. Крещение Иисуса Христа Крещение иудея по христианским обрядам, даже исполненное самим папой римским или патриархом православной церкви, при условии, что крестящийся иудей добровольно и без всякого принуждения переходит из иудаизма в христианство, может временно

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Крещение Иисуса Христа 13 Тогда же из Галилеи пришел к Иоанну на Иордан Иисус, дабы и Его крестил Иоанн. 14 Тот хотел было удержать Иисуса, говоря: «Ты идешь ко мне? Но ведь это мне следует принять от Тебя крещение».15 «Пусть будет так на этот раз, - возразил Иисус. - Нам нужно

Из книги Евангелие в памятниках иконографии автора Покровский Николай Васильевич

Глава 1 КРЕЩЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА. ИСКУШЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА В ПУСТЫНЕ Крещение Христа есть первое в истории общественного служения явление Его миру. Событие в высшей степени важное, ознаменованное уже в глубокой древности установлением особого праздника, должно было

Из книги Библейские сказания автора Автор неизвестен

Крещение Господа Иисуса Христа В то время, когда к Иоанну народ приходил креститься, пришел к нему и Господь Иисус Христос, желая принять от него крещение.Но Иоанн остановил Его словами:– Тебе ли креститься от меня, когда мне следует принять от Тебя крещение?Иисус Христос

Из книги Библейские рассказы автора Шалаева Галина Петровна

Из книги Библия для детей автора Шалаева Галина Петровна

Крещение Иисуса Христа Многие люди спрашивали у Иоанна, кто же он такой, может быть, он и есть Спаситель, которого обещал прислать на землю Господь Бог и о приходе которого, как они знали, написано в Священном Писании.– Нет, я не Спаситель, – отвечал им Иоанн, – я голос,

Из книги Толковая Библия Лопухина.Евангелие от Матфея автора

12. Крещение Иисуса Христа. 12. лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.Речь полна образами. Грядущий берет лопату и готов очистить гумно; но еще не приступил к самому действию, которое относится к

В православии входит в число особо почитаемых двунадесятых праздников. В XXI веке приходится на 19 января григорианского календаря.

Что известно об этом событии? Иисус решил креститься уже в зрелом возрасте. Произошло это в водах реки Иордан. А выполнял обряд Иоанн Креститель . Подробности рассказывает «АиФ-Ростов» .

Во сколько лет крестился Иисус Христос?

Согласно евангельскому повествованию, чтобы принять крещение Иисус Христос пришёл к Иоанну Крестителю в 30-летнем возрасте - значит, в 30 году от Рождества Христова (или нашей эры). Следовательно, это было 1988 лет назад.

Согласно всем трём Евангелиям (от Матфея, Марка и Луки), во время крещения на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя. Одновременно голос с небес провозгласил: «Ты сын мой возлюбленный; в тебе моё благоволение!»

Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. 40 дней он «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни… ».

Что известно о Крестителе?

Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев пришедшего Иисуса, был удивлён и сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?».

На это получил такой ответ: «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна.

Таким образом, при участии Иоанна, всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса Христа, которое рассматривается как первое событие общественного служения Крестителя.

После крещения Иисуса «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили и крестились».

Крещение Христово связывают с появлением первых из 12 апостолов. Считается, что начало этому положила проповедь Иоанна Крестителя на следующий день после крещения Иисуса. «… Увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом».

Где происходило крещение?

Из разных источников известно, что крещения Иисуса Христа произошло на реке Иордан в селении Вифавара. Но где доподлинно находится это самое место, спорят до сих пор. Дело в том, что в Палестине того времени было несколько селений с одноименным названием.

Долгое время считалось, что Вифавара находится на территории Израиля, недалеко от местечка Каср-Эль-Яхуд, что в четырёх километрах от того места, где река Иордан впадает в Мертвое море, рядом с переправой.

Позже, благодаря мозаике с указанием всех христианских Святынь - на полу в храме Святого Георгия, в Иорданском городе Мадаба, удалось выяснить, что место крещения Иисуса Христа находится не на территории Израиля, а на противоположном берегу реки, на территории современной Иордании в местечке Вади эль-Харар.

Примечательно, что в том месте, где почти две тысячи лет назад происходил обряд Крещения, воды уже нет - река сменила русло.

В подтверждение этой версии в Вади эль-Харар на сухом месте в 1996 году археологи обнаружили руины трех византийских церквей и мраморную плиту. Предполагают, что на ней стояла колонна с крестом, установленная во времена раннего христианства на месте Крещения Иисуса Христа.

Именно эта колонна часто упоминается в письменных свидетельствованиях паломников византийской эпохи, посетивших Святые места.

Из священных текстов Нового Завета известно о том, что крещение Иисуса Христа происходило в реке Иордан в Иерусалиме. Святой пророк Иоанн Предтеча совершил крещение над Самим Спасителем.


Иоанново крещение являлось символом покаяния и веры в единого истинного Бога. Каждый человек, входящий в воды Иордана, сначала исповедывал свои грехи, а уже только потом выходил из воды. Христос, достигнув тридцатилетнего возраста, также приступил к Иоанну . Однако самому Спасителю не нужно было исповедывать свою веру в Бога (Самого Себя) и каяться в грехах, ведь отличие Христа от других людей разумеется в смысле отсутствия грехов у Иисуса. Получается, что крещение Христа можно назвать формальным. Оно являлось своеобразным символом того, что Христос не отвергает евреев о Боге. Иисус это, большей частью, для остального .


Иоанн Креститель не хотел Христа, так как понимал, что ему самому нужно принимать крещение от Спасителя. Однако Иисус повелел Иоанну исполнить этот обряд.


Евангелие рассказывет, что Христос тотчас вышел из воды, потому что в нем не было греха (исповедывать было нечего). При этом на Христа сошел Святой Дух в виде голубя. а с небес послышался голос Бога Отца, утверждавший, что Иисус является Его возлюбленным Сыном, в котором всё благоволение Отчее. Только Христос вышел на общественную проповедь.


Событие крещения Иисуса Христа выражается в православия, именуемом также Богоявлением. Торжества в честь этого события происходят во всех православных храмах 19 января (новый стиль). Существует традиция освящать в храмах воду на крещенский , а также и в день самого праздника.

Видео по теме

В православной Церкви существует двенадцать особых дней, относящихся к великим двунадесятым праздникам. Эти торжества являют собой память Церкви об исторических событиях, которые имеют особое духовное значение для человека. 19-го января православная Церковь с особым благолепием празднует Крещение Иисуса Христа.

Историческое событие крещения Иисуса Христа во Иордане от святого пророка Иоанна Предтечи подробно описано в трех Евангелиях: в частности, в благовестии от Марка, Луки и Матфея. Кроме этого, апостол Иоанн Богослов в своем Евангелии также упоминает об этом факте, но косвенным образом - в виде свидетельства самого Иоанна Крестителя о произошедшем событии.


Евангелие от Луки повествует, что Христос принял ветхозаветное крещение в возрасте 30-ти лет в реке Иордан. Этот возраст неслучаен, ведь в древнем Израиле тридцатилетие знаменовало становление мужчины, кроме того, именно достигнув этих лет человек мог начать проповедь.


Крещение Иисуса Христа совершилось, согласно евангельскому повествованию, в Вифаре (приблизительно десяти км. от впадения Иордана в Мертвое море). Святой Иоанн, провидя духом все величие воплотившегося Бога, изначально не хотел крестить Спасителя, прося крещения у последнего. Однако Христос настоял на своем крещениии, ведь именно так было необходимо исполнить "всякую правду" (Мф. 3, 15).


Стоит отметить, что ветхозаветное крещение было свидетельством веры в истинного Бога, а также крещением покаяния, ведь люди, входя в Иордан, исповедывали свои грехи. В этих смыслах Христу не было необходимости принимать крещение, ведь он был безгрешен, да и исповедовать веру в Бога (самого себя как в одно из Лиц святой Троицы) не было необходимости. Однако Христос делает это для народа, для того чтобы евреи не видели в нем отступника от своей веры. Святые отцы усматривают в крещении Христа и сокральный смысл. Так, говорится о том, что Христос омыл в реке Иордан грехи всего человечества, а само ветхозаветное крещение, исполненное Христом, явилось прообразом современного таинства крещения.

Роль воды в различных религиях.

На самом деле очищение водой религиозного плана существует в культурах многих народов. Например, задолго до появления христианства очищение водой практиковалось к древней Индии, где человек мог получить очищение от грехов в священных водах реки Ганг, соединяясь с Космосом. Однако индийские мудрецы считали, что после выхода из реки действие воды прекращается, грехи могут вернуться, поэтому человек должен очистить свой ум от грешных помыслов через обучение у святого человека. И перед тем как пойти обучаться он должен совершить омовение. У римлян младенца омывали на 9-й день после рождения с наречением его именем, которое он будет носить.

Ислам также богат ритуалами, связанными с водой . Пророк Мухаммед завещал своим последователям совершать перед каждой молитвой (намазом) «вузу» - омовение, включающее умывание, ополаскивание рта и носа, омовение рук, ног, протирание ушей, проведение влажными руками по волосам. Умывание и омовение рук перед молитвой практиковалось и древними иудеями, которые собирали для этого дождевую воду или омывали руки в проточной воде, которая считалась «живой». Такой же ритуал рекомендуется современной православной церковью - на молитву нужно становиться умытыми с чистыми руками в опрятной, чистой одежде.

Крещение. Где оно происходило.

Река Иордан находится на Ближнем Востоке. Ее длина (252 км) и насыщенные минералами пресные воды несут жизнь нескольким регионам. В частности из водохранилища Кинерет вода поступает в центральную и южную части Израиля, бедные собственными водными ресурсами. Иордан впадает в Мертвое море, на месте которого, как предполагается когда то был прекрасный оазис, пока Господь не истребил грешные города Содом и Гоммора. Знаменита река и тем, что ее воды расступились во время исхода, а также когда ее переходили пророки Илия и Елисей. В ней получил исцеление от проказы воевода из Сирии Нееман. Но всему миру уже два тысячелетия река известна тем, что в ней принял крещение Иисус Христос. Это чудесное событие привлекает множество паломников, которые совершают омовение в Иордане (обычно в районе Ярденита).

Кто крестил Иисуса.

Святой Иоанн Предтеча, крестивший Иисуса Христа, на реке Иордан был его родственником по материнской линии. Его появление было большой радостью для Закарии, который был священником и Елизаветы (происходившей из царского рода Давида). Ведь радость быть родителями они получили в очень преклонном возрасте, после многолетних молитв. Известие о том, что у них будет сын, они получили от архангела Гавриила, явившегося им в храме. Иоанн родился на шесть месяцев раньше, чем Христос.

Иоанн был избавлен от смерти во время избиения младенцев царем Иродом и провел много лет в пустыне. Такой способ жизни он выбрал себе сам, когда в юности ушел от людей, поселился в пещере и питался диким медом и саранчой. В возрасте тридцати лет он по знаку свыше о том, что грядет пришествие Мессии, вернулся к людям и стал проповедовать. Его речи были настолько сильны, что множество людей пришло к нему, раскаялось и приняло крещение водой в водах Иордани. В течение полугода проповедовал Иоанн, причем он говорил о том, что он крестит водой, но придет тот, кто будет крестить Святым Духом и огнем. И это время настало - в возрасте тридцати лет на Иордан пришел Иисус Христос и потребовал для себя крещения.

Иоанн сначала не желал крестить Иисуса, потому что считал себя недостойным проводить это действо для того, кто абсолютно чист от всех грехов. Но Христос потребовал крещения, чтобы стать наряду с грешниками и пройти вместе с ними путь к очищению. Конечно же, он не нуждался в крещении, но само крещение нуждалось в силе, которой обладал Христос. Скорее всего, свойства современной крещенской воды, которая получаются в результате троекратного погружения креста в воду на водосвятии, а также изменение электромагнитного поля Земли в период 18-19 января, как раз свидетельствует о передаче этой божественной силы.

Иоанн допустил Иисуса к обряду и погрузил его в воды своей рукой, молясь. После крещения на выходе из воды небеса разверзлись, с них спустился Святой Дух в виде голубя и прозвучал голос: «Это есть сын мой, в Котором Мое Благоволение». Иоанну Предтече было ранее откровение, что на ком он увидит Духа, пребывающего на нем во время крещения, Тот и есть крестящий Святым Духом. Поэтому он всему присутствующему народу засвидетельствовал явление Сына Божьего.

Крещение в жизни современного человека.

Современная трактовка крещения предполагает, что после его принятия путем троекратного погружения в воду в сопровождении соответствующих молитв человек присоединяется к членам Церкви. И это является необходимым условиям для получения доступа к остальным таинствам Церкви и возрождения для духовной жизни, ведущей в Царствие Божье.

Для крещения детей до 7 лет не требуется согласие окрещаемого, т.к. всю ответственность за него несут родители, до 14 лет требуется согласие и родителей и ребенка, а после 14 подросток уже сам определяет - крестится ему или нет. Младенцев, обычно, крестят на восьмой день и позже.

В православном вероисповедании малыша в присутствии крестных родителей обращают к западу как символу тьмы, осуществляют помазание елеем для помощи в борьбе с сатаной. После этого ребенок погружается в воду, где на него сходит Святой Дух и происходит очищение от грехов. После чего на грудь ему возлагается крестик, и ребенок одевается в белую одежду как символ чистоты. Далее батюшка ходит вокруг купели, что символизирует вечность, а потом остригает волосы как знак того, что судьба младенца теперь в руках Бога. Таинство крещения, как правило, совершается священником или архиереем, но, в крайнем случае, крестить может даже мирянин, если окрещаемый находится при смерти.

После крещения выполняются обряды миропомазания, воцерковления и причащения. Далее малыш под руководством собственных и крестных родителей должен следовать христианским добродетелям, среди которых есть такие замечательные понятия как: любовь, милосердие, искренность, кротость, скромность, дополняемые молитвами.


5Dbabtism

Услуги:

Описание: Крещение Иисуса: - это должны знать крестные родители!

О датах рождения, крещения и смерти Иисуса Христа

смотри также:
1. О связи летоисчисления от основания Рима и летоисчисления от рождества Христова

В каком году произошло крещение Иисуса Христа от Иоанна Крестителя и выход Иисуса Христа на проповедь?
Как повествуется в «Лук.3:1-3» на Иоанн вышел к людям на проповедь и стал их крестить в следующее время: «1 В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, 2 при первосвященниках Анне и Каиафе» (Лук.3:1-2)
Отправной точкой в наших расчетах должен служить «пятнадцатый год правления Тиверия кесаря»; получив приблизительную датировку этого времени применительно к летоисчислению от р.Х. можно будет увидеть, что эта датировка не противоречит всему остальному здесь указанном – годам правления Понтия Пилата и т.д. – смотри об этом [Лопухин, толкование на Лук.3:1-2]
В [МакАртур, толкование на Лук.3:1-2] о пятнадцатом годе правления кесаря Тиверия говорится: «Тиверий сделался соправителем [кесаря Августа] в 11 г. по р.Х., затем автоматически стал единоличным правителем по смерти Августа 19 августа 14 г. по р.Х. Если хронология Луки ведется от назначения Тиверия соправителем, то 15 й год был бы 25 или 26 г. по р.Х. Если Лука вел исчисление от смерти Августа, эта дата пришлась бы между 19 августа 28 г. и 18 августа 29 г. по р.Х.». То есть, выход Иоанна Крестителя на проповедь и начало им крещения следует отнести либо 25-26гг. по р.Х. либо к 28-29гг. по р.Х. в зависимости от того, как отсчитывать начало правления Тиверия – от начала его соправления с кесарем Августом или от начала его единоличного правления после смерти Августа.
В том же [Лопухин, толкование на Лук.3:1-2] говорится, что Август назначил Тиверия соправителем «около 765г.» от основания Рима (то есть), и умер 19 августа 767г. от основания Рима, оставив Тиверия единоличным правителем.
765 год от основания Рима это 12г. от р.Х. (765-754=x-1; x=12)
767 год от основания Рима это 14г. от р.Х. (767-754=х-1; x=14)
Таким образом, по этим данным получается, что 15 год правления кесаря Тиверия, о котором говорит ап. Лука, год, в который Иоанн Креститель вышел на проповедь и стал крестить, приходится примерно на 27г. от р.Х (12+15) или на 29г. от р.Х. (14+15).
Подводя итог, заключим, что начало проповеди Иоанна Крестителя и начало крещения им иудеев приходится примерно на срок 25-26-27гг. до н.э. или же на срок 28-29гг. до н.э. в зависимости от того, как отсчитывать начало правления Тиверия.
Как можно заключить из повествования Луки, где-то на это же время приходится и крещение Иисуса Христа, совершенное Иоанном Крестителем (Лук.3:21). Впрочем, Лука явно не говорит это; он говорит только лишь, что Христос пришел креститься после начала проповеди Иоанна и после того, как Иоанн начал совешать крещения. Однако, как следует думать, Христос пришел к Иоанну уже тогда, когда он стал достаточно известен среди иудеев; сколько на это могло потребоваться? Год? Два? Так что мы можем принять, что Христос мог прийти к Иоанну по крайней мере на год позже начала его проповеди. Тогда получается, что креститься Христос мог в срок 25-26-27-28гг. от р.Х. или 28-29-30гг. – в зависимости от того, как отсчитывать время начала правления Тиверия.
Как наиболее вероятное заключение из повествований евангелия от Иоанна следует то, что за время проповеди Христа и его смерти и воскресения прошло три Аасхи; то есть, согласно такому мнению выходит, Он проповедовал более двух с половиной лет; другие считают, что в евангелии от Иоанна упоминаются четыре Пасхи и, таким образом, Христос проповедовал более трех лет. [Нюстрем, статья «Иисус Христос»]
Теперь, беря за основание то, что проповедь Христа, Его смерть и воскресение уложились в срок примерно от двух с половиной до трех с половиной лет, попытаемся оценить, исходя из тех сроков, в которые он мог креститься, время Его распятия и смерти. Вместо двух с половиной лет возьмем два года; вместо трех с половиной лет возьмем четыре года; в результате получим:
Если исходить из более раннего срока начала правления Тиверия, то получим следующую оценку: смерь Христа наступила в промежуток между 27г. и 32г. от р.Х.

Как кажется, год смерти Иисуса Христа должен быть точно известен из расчетов иудейской Пасхи. Как известно из евангелий, в год распятия и смерти Христа Пасха пришлась на субботу. Это, как кажется, помогло бы точно датировать год этой Пасхи и, соответственно, год распятия Христа в промежутке межу 27г. и 34г. от р.Х.. В [Лопухин, толкование на Дан.9:27], в частности утверждается, что подобные расчеты Пасхи датируют смерть Христа 30г. от р.Х.. Однако, к сожалению, согласно [Болотов] из всего периода правления Понтия Пилата, продолжавшегося с 26 по 36гг. от р.Х. из возможных годов смерти Христа, основанных на вычислении иудейской Пасхи, подлежат исключению только лишь 26, 27 и 28гг. от р.Х. Таким образом:
Если исходить из более раннего срока начала правления Тиверия, то получим следующую оценку: смерь Христа наступила в промежуток между 29г. и 32г. от р.Х.
Если исходить из более позднего срока начала правления Тиверия, то получим следующую оценку: смерть Христа наступила в промежуток между 30г. и 34г. от р.Х.

Как видим, мнение о том, что Лука отсчитывал начало правления Тиверия от начала его соправления с Августом, более подходит к хронологии крещения, распятия и смерти Христа. Следовательно, как наиболее вероятная, выстраивается следующая картина: около 26г. от р.Х. года начинает свою проповедь Иоанн Креститель и ведет ее довольно долго; около 27г. от р.Х. от него принимает крещение Иисус Христос и начинает собственную проповедь, которая длится около 3 лет; наконец, в 30г. от р.Х., в пятницу перед Пасхой, которая приходилась в этот год на субботу, Иисус Христос претерпевает распятие и смерть.
В пользу того, что Лука отсчитывал начало правления Тиверия от начала его соправления с Августом, говорит также и то, что, по словам Луки, когда Иисус после крещения начал свое служение, Он «был лет тридцати» (Лук.3:23). Как говорится в [МакАртур, толкование на Лук.3:23], Лука, вероятно лишь приблизительно указал возраст Христа и сказал о том, что он тридцати лет потому, что «обычным возрастом для вступления в должность пророка (Иез. 1:1), священника (Чис. 4:3, 35, 39, 43, 47) или царя (Быт. 41:46; 2Цар. 5:4) было 30 лет». Если взять годом крещения Христа 27г. от р.Х., то, если считать, что на то время Ему было тридцать лет – то есть, тридцать полных лет, получается, что Христос родился тридцать лет назад, в 27-30-1=-4г. до р.Х. Эта дата, согласуется со словами евангелиста Матфея о том, что Христос родился во дни царя Ирода: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода» (Матф.2:1). Исторические источники датирую смерть царя Ирода 750 годом от основания Рима – то есть, 4г. до р.Х. (750-753=x-(-1); x=-4) [Лопухин, толкование на Матф.2:1]. (Из того что, пророк, священник или царь при вступлении в должность должны быть минимум 30 лет от роду следует: если Лука, говоря о том, что Иисус, начав свое служение, был «лет тридцати», говорил приближенно, то его слова значили: «тридцати лет или несколько более».)
Итак, вероятнее всего, если отсчитывать начало правления Тиберия от начала его соправления с Августом, Иисус Христос крестился в 27-28гг. от р.Х. и после около трех лет проповеди был распят в 30г. от р.Х. При этом, если считать, что Он родился в 4г. до р.Х., то при крещении ему было 30 или 31 год, что весьма неплохо согласуется со словами Луки о том, что Христос был «лет тридцати», если понимать эти слова как сказанные приближенно с округлением в меньшую сторону – то есть, «тридцати лет или несколько старше». Если же отсчитывать начало правления Тиберия от начала его самостоятельного правления, то, учитывая, что Христос, казненный в 30г. по р.Х., должен был проповедовать минимум два с половиной года, получаем, что Христос принял Крещение около того же 28г. до р.Х.; правда, при этом он должен был креститься почти сразу же после того, как Иоанн Креститель начал свою проповедь и, таким образом, к тому времени Иоанн Креститель вряд ли успел бы стать известным среди иудеев. Этот срок – 28г. от р.Х., напомним, также хорошо приближенно согласуется со словами Луки о том, что Христос, начиная свое служение, был «лет тридцати». Но, как ясно, 28 г. от р.Х. согласуется с этими словами хуже, чем 27г. от р.Х., который мы имели в предыдущем случае.
Однако, как кажется, рождение Христа, вычисленное указанным выше образом – в том числе и через год смерти Ирода, и сама смерть Ирода слишком близки; по-видимому, вполне разумно допустить, что между этими событиями есть промежуток в год или даже два. Тогда, если полагать, что Христос родился не в 4г. до р.Х., а в 5г. до р.Х., получится, что 27г. по р.Х. (мы берем наиболее вероятный год), когда он принимал крещение, ему было не тридцать лет, а тридцать один; если же полагать, что Христос родился не в 4г. до р.Х., а в 6г. до р.Х. и в 27г. по р.Х. Ему, соответственно было не тридцать лет, а тридцать два года; тем не менее, и такой возраст, по-видимому, все еще согласовывается со словами Луки о том, что при выходе на служение Христу было «лет тридцать».
Отодвинуть дату рождения Христа далее 4г. на год или даже на несколько лет заставляет перепись населения, при которой родился Христос, о которой говорит евангелист Лука: «1 В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. 2 Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.» (Лук.2:1,2)
Отметим сперва, что последние слова – «эта перепись была первая в правление Квириния Сириею» могут пониматься двояко: «это была первая по всей земле, затронувшая Иудею, которая (перепись) пришлась на правление Квириния Сириею (и больше на правление Квириния Сириею никаких переписей по всей земле, затрагивавших Иудею, не проводилось)» и «в правление Квириния Сириею было две переписи по всей земле, затронувших Иудею; сейчас речь идет о первой из них». Сделав эту оговорку, приведем цитату из [МакАртур, толкование на Лук.2:2], касающуюся сроков этой переписи:
«Известно, что Публий Сульпиций Квириний правил Сирией в течение с 6 по 9 г. по р.Х. Хорошо известная перепись была проведена в Палестине в 6 г. по р.Х. Однако, это не может быть переписью, которую Лука имеет в виду здесь, потому что она произошла около десяти лет спустя после смерти Ирода <…> В свете исключительной внимательности и скрупулезности Луки как историка, было бы необоснованно приписывать ему такой очевидный промах. Правильность описания Луки в самом деле подтвердили археологи. Фрагмент камня, обнаруженного в Тиволи возле Рима в 1764 г. по р.Х., содержит надпись в честь римского должностного лица, который, как там утверждается, дважды был правителем Сирии и Финикии в течение царствования Августа. На фрагменте нет имени должностного лица, но среди его достижений перечислены детали, которые, как известно, не могут подходить никому иному, как Квиринию. Таким образом, он, должно быть, служил правителем в Сирии дважды. Вероятно, он был военным правителем в то же самое время, когда, как свидетельствует история, Вар был там гражданским правителем. Что касается датирования переписи, некоторые древние документы, найденные в Египте, упоминают мировую перепись, назначенную в 8 г. до р.Х. Та дата также проблематична. Ученые в большинстве своем полагают, что 6 г. до р.Х. является самой ранней возможной датой Рождества Христа. Очевидно, Кесарь Август повелел произвести перепись в 8 г. до Р.Х., но фактически она осуществилась только 2 4 года спустя, возможно, из за политических трудностей между Римом и Иродом. Поэтому точный год Рождества Христа нельзя знать с уверенностью, но он был, вероятно, не раньше 6 г. до р.Х. и, конечно, не позже чем 4 г. до р.Х. <…>»
В [Лопухин2] содержится следующий перевод надписи на камне, найденном в Тиволи возле Рима в 1764г. от р.Х. (в квадратные скобки заключен предполагаемый текст в реконструкции Т.Моммзена):
«[П. Сульпиций Квириний, сын Публия, консул… В качестве проконсула управлял провинцией Крита и Киренаики… Легат пропретор Божественного Августа провинции Сирии и Финикии, он вел войну против народа гомонадов,] который [убил Аминту, своего] царя. По случаю покорения этого народа [власти и могуществу Божественного] Августа и народа римского, сенат [определил бессмертным богам] два моления за успехи, [достигнутые им, а ему постановил] самому почести триумфа. [Он получил как] проконсул провинции Азии [и как легат пропретор] Божественного Августа, во второй раз, провинцию Сирию и Финикию.»
В этом же источнике, в [Лопухин2] сообщается и о других находках, свидетельствующих о том, что при первом правлении Квириния Сириею, по-видимому, производилась перепись населения в рамках всего государства. Во-первых, это две бронзовых таблицы, обнаруженные в 1527г. от р.Х. близ Лиона с надписью, содержащей речь императора Клавдия, произнесенную перед сенатом в 48г. от р.Х., в которой говорится о проведении некоей переписи Друзом, отцом Клавдия, перед тем, как он, Друз, отправился на войну с германцами; и при этом сообщается, что в те времена эта перепись была «дело… новое и такое, к которому непривычны были галлы»; то есть, Друз проводил перепись среди галлов; во-вторых, это найденный в 1647г. от р.Х. в Венеции камень с гробницы римского военачальника Эмилия Секунда с надписью, в которой говорится: «По повелению Квириния он произвел перепись в Апамее, городе с населением 117000 граждан»)
Что касается годов первого правления Квириния Сириею, то [Лопухин, толкование на Лук.2:2], ссылаясь на толкователей Библии Цумпта, Кейля, Вигуру и других приводит следующие годы правления Квириния: с 750 по 753гг. от основания Рима; то есть, с 4 по 1 гг. до р.Х. Правда, обоснование этих сроков, следующее из самой этой надписи, не приводится; поэтому вполне логично заключить, что Квириний правил в первый раз Сирией и несколько, несколькими годами ранее 4г. до р.Х.
Как видим, вполне разумно заключить, что назначенная в 8 г. до р.Х. кесарем Августом мировая перепись, затрагивающая и Иудею, прошла в Иудее на несколько лет позже – в сроках от 6г. до р.Х. до 4г. до р.Х. При этом в 27 г. от р.Х., когда, как наиболее вероятно предполагать, крестился Христос, о Нем все еще можно было сказать, что ему было «лет тридцать или немного более» (если Он родился в 6 г. до р.Х., то в 27г. от р.Х. Ему было бы 32 года.). Как среднюю величину между 6г. до р.Х. и 4г. до р.Х. возьмем в качестве условной даты рождества Христа 5г. до н.э. Повторим, что было цитировано выше: «Ученые в большинстве своем полагают, что 6 г. до р.Х. является самой ранней возможной датой Рождества Христа <…> точный год Рождества Христа нельзя знать с уверенностью, но он был, вероятно, не раньше 6 г. до р.Х. и, конечно, не позже чем 4 г. до р.Х.».
Подробнее о переписи смотри также [Лопухин, толкование на Лук.2:2]
Итак, согласно вышеприведенным расчетом можно представить следующую усредненную датировку событий жизни Иисуса Христа:
родился около 5г. до р.Х.;
крестился и вышел на проповедь около 27г. от р.Х.;
был распят и убит в 30г. от р.Х.
Это, если можно так сказать, первый «сценарий жизни» Иисуса Христа. Но есть еще и «второй сценарии», о котором мы скажем ниже.

В [Захарян] авторприходит к выводу, что сведения о годе воцарения Иорода Великого над Иудеей, сообщаемые Иосифом Флаивием, неверны и оценивает настоящий срок воцарения Ирода: май 37г. до р.Х. Таким образом, если следовать сообщению иосифа Флавия о том, что царь Ирод правил 37 лет, то, согласно [Захарян] его смерь приходится на 1г. от р.Х. (если годы правления вычислять через вычитание конечного года правления из начального года правления и если, кончено, считать, что Иосиф Флавий говорит о реальных 37 годах правления Ирода, а не просто о годах, отсчитанных от указанного Флавием 40г. до р.Х. до смерти Ирода.).
В [Маrtin], основываясь на таблицах из , дата смерти Ирода оспаривается на основании того, что солнечное затмнение, бывшее 10 января 1г. до р.Х., больше подходит в качестве отправной точки для датировки смерти Ирода так как между этим затменинем и Пасхой 1г. до р.Х. прошло гораздо больше времени, чем между затмением 13 марта 4г. до р.Х., и Пасхой 4г. до р.Х. и, поэтому, как следует полагать, именно в этот временной промежуток с легкостью могли уместиться все дела, сделанные Иродом между затмением и собственной смертью, о которых (делах) говорит Флавий, в то время как в промежуток между затмнением 13 марта 4г. до р.Х. и Пасхой 4г. до р.Х. все эти события либо умещаются с трудом либо не умещаются вообще.
В [Захарян] говорится также еще об одном затмнении, которой произошло не в начале, а в конце 1г. до р.Х. и, таким образом, по мысли автора [Захарян], имеется еще один промежуток, в который мог умереть царь Ирод: межд концом 1г. до р.Х. и Пасхой 1г. от р.Х. В этот промежуток также хорошо укладываются свершение всех дел, которые совершил Ирод после затмнения до своей смерти перед Пасхой; (и, повторим, согласно [Захарян] смерть Ирода следует отнести к 1г. от р.Х. и, следовательно, по [Захарян] те, кто считает, что Христос родился в 1г. от р.Х., правы). Однако известно, что уже 1г. до р.Х. в выпускались монеты с именем Ирода Архелая, преемника Ирода Великого; таким образом, мнение [Захарян] о смерти Ирода Великого в 1г. от р.Х., по-видимому, следует отвергунть. Отметим, что смерть Ирода в 1г. до р.Х. при начале его правления, оцениваемого 37г. до р.Х. также может совпадать с 37 годом его правления – все зависит от того, как считать годы правления.(т.е., получается, что Ирод процартсвовал 35 полных лет 2 неполных года – в начале и в конце правления; всего лет, в которые он царствовал, получается 37)
Таким образом, вполен вероятно, что царь Ирод в действительности умер не в 4г. до р.Х., а в 1г. до р.Х.; тогда само рождество Христово можено разнести с датой смерти Ирода на 1 или даже на 2 года; в этом случае получится, что в действительности Иисус Христос Родился во 2г. до р.Х. или даже в 3г. до р.Х.
Следовательно, учитывая слова Луки о том, что при крещении и выходе на общественное служение Иисус Христос был лет тридцати и понимая их в том смысле, что ему было тридцать лет, получается, что Христос крестился и вышел на проповедь в срок начиная от 28г. от р.Х. до 30г. от р.Х.; Если же он был несколько старше – скажем, на два года, то получится, что он крестился и вышел на проповедь в сроки от 30г. от. р.Х. до 32г. р.Х. При этом, как видим, он мог креститься в срок от 28г. от р.Х. до 32г. от р.Х. Как кажется, такие сроки больше подходят к тому, чтобы в качестве начального года правления Тиберия брать начальный год его самостоятельного правления, т.е. 14г. от р.Х. Тогда начало проповеди Иоанна Крестителя, бывшее в 15 год правления Тиверия кесаря, приходится на 29г. от р.Х. (14+15). Предположив это, предположим также, что Христос крестился от Иоанн в том же 29г. или годом-двумя позднее – в 30г. от р.Х. или 31 г. от р.Х.; Тогда, учитывая, что его проповедь Христа заняла от двух до четырех лет, придем к тому, что Христос был кзанен в промежуток между 31г. от р.Х. или 35г. от р.Х. Логичнее, однако, принять, что Христос крестился где-то в 30г. от р.Х., после примерно года проповеди Иоанна Крестителя и проповедовал около 3 лет и, значит был распят и убит в 33г. от р.Х.. В качестве усредненной даты рождества Христова примем 2г. до р.Х. В результате получим следующую альтернативную картину жизни Иисуса Христа:
Рождество: около 2г. до р.Х.
Крещение и выход на проповедь: около 30г. от р.Х.
Распятие и смерть: около 33г. от р.Х.
Это «второй сценарий» жизин Иисуса Хрита.

Следует однако, отметить, что некоторые пытаются определить точную дату рождения Иисуса Христа из астрономических событий и такое определение зачастую имеет астрологическую подкладку. Астроном Кеплер считал звезду волхвов, приведшую их к месту рождения Христа ничем иным, как соединением планет Юпитера и Сатурна, к которому несколько позже присоединяется Марс, и которое периодически повторяется раз в 800 лет (то есть, то, что видели волхвы, было «совокупным свечением» этих планет, которые создавали иллюзию одной движущейся звезды, сияющей гораздо сильнее свечения этих планет по отдельности). Согласно расчетам Кеплера, это такое соединение состоялось в 748г. от основания Рима и этот год он и принял за год рождения Христа (смотри [Лопухин, толкование на Матф.2:2]). Указанная дата – 748 год от основания Рима – это 6г. до р.Х. (748-753=x-(-1); x=-6), что согласуется с приведенными выше расчетами. Но, как было сказано, Христос мог родиться и в 5г. до р.Х. и в 4г. до р.Х. Кроме того, следует сказать, что звезда, которая вела волхвов, вовсе не была ни звездой, ни планетой, ни кометой. Вчитаемся в Матф.2:9-12: «9 Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, [как] наконец пришла и остановилась над [местом], где был Младенец. 10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, 11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.» (Матф.2:9-11) Разве, спросим, звезда, планета или комета, могли точно указать место над конкретным местом в десятки или, пусть, даже сотни квадратных метров площадью, надо конкретным домом, над конкретными яслями?! Для того, чтобы точно указать подобное место необходимо, чтобы эта «звезда» была очень и очень близка к земле. Даже самолет, летящий в нескольких километрах над землей – разве может он служить указателем на конкретный дом? Нет, эта «звезда» находилась и двигалась в самых нижних слоях атмосферы – возможно, в сотнях или даже десятках метров над землей. Эта «звезда» лишь имела вид звезды, но на самом деле она была чем-то, созданным и явленным чудесным образом – наподобие того огненного столпа, за которым шли ночью иудеи во время исхода из Египта (см. Исх.13:21-22). Поэтому-то, кстати, даже если кто-то и считает астрологию истинной наукой, то ему все рано бесполезно делать какие-то астрологические расчеты, основывающиеся на явлении «звезды волхвов», ибо она, повторим, не была ни обычной звездой, ни обычной планетой, ни обычной кометой. (Иоанн Златоуст в [Златоуст, беседа 6] подробно обосновывает, почему эта звезда есть нечто сверхъестественное и чудесное, а не обычное небесное светило.)

Говоря о конкретных и точных датировках древних событий на основании письменных документов следует помнить также о следующем: разные народы имели разные календари (летоисчисления): вспомним хотя бы отличие от иудейского, лунно-солнечного календаря, от солнечного юлианского; при этом разные годы могли содержать разное количество дней; сами эти годы в различных летоисчислениях начинались в разные времена; кроме того, существовали разные традиции того, как отсчитывать первый год правления должностного лица, а значит и разные традиции определения того, какой год правления этого лица сейчас идет; при этом могли еще происходить всякие календарные реформы – вроде изменения даты, с которой начинается новый год. Эти обстоятельства легко могли привести к ошибке датировке события в один год или даже более – тем более, когда неясно, какую систему летоисчисления имел в виду составитель документа. Процитируем Википедию, статью «Юлианский календарь»
(https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D0%BB%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%8C):
«На Руси существовало несколько разных календарных стилей, связанных с тем, что византийский календарь отсчитывал год с 1 сентября, а восточные славяне при принятии христианства сохранили древнее начало года в марте.
Летоисчисление, использующее византийское начало года, называется сентябрьским стилем. Летоисчисление, в котором год начинается в марте следующего года (то есть, на полгода позже византийского начала года), называется мартовским стилем. Летоисчисление же, использующее мартовский год, начинающийся на полгода раньше византийского, называется ультрамартовским. До начала XII века на Руси преобладал мартовский стиль, а в XII-XIII веках стал широко использоваться ультрамартовский стиль. С 1492 года преобладающим стал сентябрьский год, вытеснивший оба мартовских.
Переписчики некоторых летописей могли учитывать переходы на новые стили летоисчисления и вносить поправки в летописи. Этим объясняют то, что хронология в разных летописях может отличаться на один-два года.»

Что касается более точных датировок года смерти Иисуса Христа, то следует сказать, что такие датировки основываются на исчислении даты иудейской пасхи в тот или иной год. Дело осложняется тем, что действительное празднование пасхи могла сдвигаться относительно «точной» астрономической даты на более поздний срок в соответсвии с принятыми у иудеев договоренности. Таким образом, вычислить дату соответсвующего Пасхе новолуния в тот или иной год – это, на самом деле, не дело а полдела. Подробнее на этом мы останавливаться не будем.

Наконец, отметим следующее: выше мы получили крайние оценки года распятия и смерти Иисуса Христа: от 29г. от р.Х. до 34г. от р.Х. согласно первом сценарию и от 30г. от р.Х. до 35г. от р.Х. согласно второму сценарию. Как известно, Понтий Пилат, префект Иудеи, правил ей с 26г. от р.Х. до 36г. от р.Х. Таким образом, полученные нами крайние оценки попадают как раз в середину правления Понтия Пилата, причем с запасом. Напомним, что положение о том, что Христос был распят при Понтии Пилате входит в Символ Веры, где говорится: «распятого же за ны при Понтийстем Пилате».

Лопухин Толковая Библия Лопухина
http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblia
Лопухин2 А.П. Лопухин. Библейская история в свете новейших исследований и открытий. Новый завет.
Интересующие выдержки: http://www.hrampokrov.ru/gospel/traditions/2914/
МакАртур Дж. МакАртур. Учебная Библия МакАртура. Комментарии учебной Библии МакАртура
http://bible.by/macarthur-study-bible/
Нюстрем Эрик Нюстрем. Библейский словарь
http://logosenc.org/nustrem
Болотов В.В. Болотов. О годе рождества Христова. // Журнал заседаний комиссии по вопросу о реформе календаря при Русском Астрономическом обществе. Приложение II. 1899, с. 7-18.
Пересказ интересующего места: http://apologiya.orthodoxy.ru/si/Year.htm
Златоуст Иоанн Златоуст. Толкования на евангелие от Матфея
https://www.ccel.org/contrib/ru/Zlatmat1/Mat1.html
Захарян К Захарян.. Рождественская летопись (42 г. до н.э. - 14 г. н.э.), монография
http://www.bvahan.com/zakharyan/podrobno1.asp
Kudlek M. Kudlek and E. Mickler, Solar and Lunar Eclipses of the Ancient Near East, 1971
Martin E.L.Martin, The Star of Bethlehem: The Star That Astonished the World