Все дуа для намаза. Правильный намаз - как правильно (совершать) делать намаз

«Кто совершит одно благодеяние, тому десять подобных ему.» То есть десять воздаяний, каждое из которых соразмерно одному этому благодеянию, по милости Всевышнего Аллаха. Я’куб читал слово "عشرا" с «танвином», а слово "امثال" в именительном падеже как имя прилагательное. Это именно то, что обещал Всевышний Аллах из воздаяний, а также обещано и семьдесят и семьсот воздаяний равно как и неисчислимые воздаяния. Поэтому объясняется, что под словом «десять» подразумевается множество, но не количество.

«И кто совершит прегрешение, получит только подобное ему.» - приговор по справедливости. «И не будет к ним несправедливости…» Например уменьшение воздаяния или увеличение наказания.

Пророк (صلى الله عليه وسلم)сказал: «Кто благословит Меня в пятницу стократно, тот прибудет в День Суда со Светом, яркости которого хватило бы на всех людей.» И ещё: «Кто благословит Меня один раз, у того не останется ни одного прегрешения.»

В книге «Муслим» от Абу Хурайры приводятся слова Пророка ((صلى الله عليه وسلم: «Кто пропостится Рамадан, а вслед за Ним шесть дней месяца Шавваль, то будто пропостился он тысячелетье.» И в этом хадисе кроется смысл Слова Всевышнего Аллаха: «Кто совершит одно благодеяние, тому десять подобных ему.» Так как в году триста шестьдесят дней, а пост Рамадана – тридцать дней, что согласно аяту равняется трёмстам дням и у нас ещё остаётся шестьдесят дней. Если учесть, что шесть дней поста месяца Шавваль равняется шестидесяти дням, то всё вместе получается целый год. Это и раскрывает смысл слов Пророка (صلى الله عليه وسلم): «Кто пропостится Рамадан, а вслед за Ним шесть дней месяца Шавваль, то будто пропостился он тысячелетье.»

Всё же некоторые учёные считают нежелательным этот пост, остерегаясь уподобления «Обладателям Писания» в их увеличении обязательного поста. Я же говорю, что это уподобление устраняе6тся Праздником Разговления, который разграничивает обязательный пост от добровольного.

Пророк ((صلى الله عليه وسلم сказал: «Воистину, Аллах сотворил Небеса и Землю за шесть дней из Шавваля. Кто пропостится эти шесть дней, тому запишет Всевышний Аллах воздаяний по количеству всех творений Его, сотрёт ему прегрешения и возвысит его в степени.» ; «Воистину, у покойного шестьсот органов и у каждого органа – тысяча ртов, кроме сердца, ибо оно вместилище Познаний. Кто же пропоститься эти шесть дней, тому облегчит муки смертные, подобно прохладной воде, облегчающей муки жаждущего.»

Сажающий дерево в надежде получить плоды, поливает его и признаком того, что дерево взросло корнями – зелень листьев его. Но если молодые зелёные листочки со временем под лучами Солнца пожухнут, то становится понятно, что дерево всё же не прижилось. Таково же состояние раба Аллаха в Рамадан. Он спешит совершить и пост, и молитву, и благие деяния в надежде на то, что они будут приняты благодаря благословенности Рамадана. И главным признаком того, что они приняты – это пребывание его в покорности и поклонении.

Поведал Суфьян Ассаури: «Я пробыл в Мекке три года. И был там один из жителей её, который каждый день приходил к Каабе во время обеденной молитвы, совершая ритуальный обход её и молясь, а после, поприветствовав меня, уходил. Мы подружились и когда он однажды заболел, он позвал меня и сказал: «Когда я умру ты сам омой меня, помолись и похорони. Не оставляй меня в ту ночь одного в могиле моей, а будь рядом и повторяй свидетельство единобожия, когда станут допрашивать меня Накир и Мункар.» И я пообещал ему сделать всё это. Когда же он умер, я выполнил всё, о чём он просил меня и находясь в полусне у могилы его, как вдруг услышал глас: «О, Суфьян! Не нужны ему ни охрана твоя, ни свидетельства единобожия!» Я изумился: «Почему?» И был ответ: «Потому что пропостившись Рамадан, он постился шесть дней из Шавваля.» Я проснулся, но не увидел никого рядом с собой. Совершив омовение, я молился пока не уснул. Услышав же это троекратно, я понял, что это от Аллаха, а не от Сатаны Проклятого и ушёл, повторяя: «О, Аллах! Дай мне возможность поститься в Рамадан и шесть дней из Шавваля!» И всё это дал мне Великий, Могучий Аллах!»

От Ибн Аббаса Передаются слова Пророка ((صلى الله عليه وسلم: «Постящийся после Рамадана как атакующий после бегства.» То есть тот, кто завершив пост, снова начал поститься подобен убежавшему с поля боя и вновь вернувшемуся на него.

Ашша’би сказал: «Пост одного дня после Рамадана любимее для Меня, чем пост целого тысячелетия.»

Абдульвахаб Ашша’рани: «Секрет предписания поста в эти дни в том, что человек в Праздник Разговления может увлечься страстями и им завладеет пренебрежительность и это может стать причиной образования преграды на его пути к Аллаху. Но шесть дней поста уберегут его от подобного и исправят недочёты и упущения, которые могли иметь место в Рамадан подобно суннам, исполняемым после фарзов или саждату сахви.»

Некоторые учёные говорят, что лучше пропоститься эти шесть дней подряд, а не врозь. Али Зада: «Необходимость в посте этих шести дней та же, что и в Рамадане и даже более, ибо эти дни исправляющие ошибки поста Рамадан.» Но если человек станет поститься эти дни порознь или не в первые дни месяца, то он всё же получит обещанное воздаяние.

От Ибн Умара передаётся, что Пророк ((صلى الله عليه وسلم как-то сказал: «Кто пропостится Рамадан и вслед за Ним шесть дней из Шавваля, станет безгрешным как в день его рождения.»

От Ка’Альахбар: «Заболела Фатыма и пришёл Али спросить её: «О, Фатыма! Что желает сердце твоё из сладостей этого Мира?» Она ответила: «О, Али! Я хочу гранаты!» А так как у Али ничего не было с собой, немного подумав, он отправился на рынок. Заняв один дирхам, он купил на него один гранат и отправился назад к Фатыме. Но по пути ему встретился больной старик, лежащий прямо у дороги. Али остановился и спросил: «О, старец! Что желает сердце твоё?» Тот ответил: «О, Али! Уж пять дней как я лежу здесь, но люди проходят мимо и ни один из них даже не обернулся на меня. А сердце моё жаждет граната!» Али сказал про себя: «Я купил один гранат для Фатымы и если отдам его старцу, то она останется обделённой. Но если не отдам, то нарушу веление Всевышнего аллаха: «Просящего не прогоняй криком!» А Пророк ((صلى الله عليه وسلم сказал: «Не отказывайте просящему, даже если он на коне!» Тогда разломил гранат и угостил старца. Он тотчас же исцелился и исцелилась Фатыма. Вернулся Али к Фатыме стыдясь. Когда она увидела его, то встала и обняла: «Почему ты печален? Клянусь Величием Аллаха и Его Почётом, как только угостил ты старца, из сердца моего ушло желание отведать гранат!» Обрадовался Али её словам и в этот момент кто-то постучал к ним в дверь. Али спросил: «Кто это?» За дверью ответили: «Я Салман Альфариси. Открой дверь.» Али поднялся, открыл дверь и увидел в руках Салмана поднос, накрытый платком. Али удивился: «О, Салман! От кого это?» Тот ответил: «От Аллаха – Посланнику, от Посланника – Тебе!» Али убрал платок с подноса и увидел на нём девять гранатов: «О, Салман! Если это мне, то их должно быть десять, ибо сказал Всевышний: «Кто совершит одно благодеяние – тому десять подобных ему.» Засмеялся Салман и достав из своего рукава один гранат, положил его на поднос и сказал: «О, Али! Их было десять, но я хотел проверить тебя!»

Мудрость увеличения воздаяний именно для этой Уммы кроется в следующем:

1. Жизнь предыдущих народов была намного длиннее, а соответственно и благих деяний их было больше. Жизнь этой Уммы – коротка, а значит благих деяний меньше и поэтому превознёс Аллах эту Умму над остальными большим количеством воздаяний, превосходными днями и Ночью Предопределения, дабы их благих дел было больше, чем у других. Доводится, что Муса сказал: «О, Господь! Воистину, Я обнаружил в Талмуде упоминание об Умме, воздаяния которой будут записываться десятикратно, а прегрешения лишь один раз. Сотвори же подобное для моей Уммы!» Но ответил Всевышний Аллах: «Это Умма Мухаммада, которая придёт перед Концом Света.»

Читателю предлагается несколько фетв по вопросам поста в месяце Шавваль.

Вопрос № 7859: Достоинство шестидневного поста в месяце Шавваль.

Каково положение шестидневного поста в месяце Шавваль, является ли он обязательным?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Соблюдение поста шесть дней в месяце Шавваль является желательнойсунной , но никак не обязательным предписанием. Мусульманину рекомендуется в месяце Шавваль шесть дней соблюдать пост. В этом содержится великая польза и огромная награда. Кто исполнит соблюдение этого поста, тому запишется вознаграждение за соблюдение поста в течение целого года, как это достоверно сообщается от Избранного – мир ему и благословение Аллаха! – в хадисе, передаваемом со слов Абу Айуба, да будет доволен им Аллах. В нём говорится: «Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – сказал: “Кто исполнит соблюдение поста в Рамадане, а вслед за ним станет также поститься шесть дней Шавваля, тому [будет засчитано ] как будто он постился продолжительный промежуток времени” » .

Этот хадис приводят Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Наса’и и Ибн Маджах.

Сам же Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – разъяснил продолжительность этого промежутка времени, сказав: «Кто станет соблюдать пост шесть дней после [Дня ] разговения, тому [будет засчитан ] целый год поста, ибо кто совершит благое дело, тот получит воздаяние в десятикратном размере» . В другой версии говорится: «… Аллах увеличит благодеяние в десятикратном размере. Так, один месяц [поста в Рамадане ] будет засчитан за десять месяцев, а еще шесть дней [поста в Шаввале будут засчитаны как два месяца, и тем самым получится, что человек постился ] целый год» .

Приводят ан-Наса’и и Ибн Маджах. Этот хадис также приводится в сборнике«сахих ат-таргыб ва-т-тархиб» (1 / 421). Его также передаёт Ибн Хузейма в такой форме: «Пост в месяце Рамадан будет оценен в десятикратном размере, а шесть дней поста будут засчитаны как два месяца, и таким образом получится целый год» .

Ханбалитские и шафиитские ученые говорят, что соблюдение шестидневного поста в Шаввале после соблюдения поста в Рамадане будет приравнено к соблюдению обязательного поста в течение целого года, так как каждое благое дело оценивается десятикратно, и такое кратное увеличение награды распространяется на все благодеяния, в том числе и на дополнительные желательные посты.

Также одним из важных достоинств шестидневного поста в Шаввале является то, что он восполняет упущения, допущенные при соблюдении обязательного поста в Рамадане. Постящийся не бывает чистым от нерадения и проступков, которые умаляют его пост, а в День Суда из дополнительных постов будет взято то, чем покроются недостатки обязательных постов, так как Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Первое деяние, за которое будут отчитаны люди в День Суда – это молитва. Наш Господь – велик Он и всемогущ! – скажет Своим ангелам, хотя Ему будет известно лучше, чем им: “Взгляните на молитву Моего раба, была ли она полноценной, или же недостаточной!”. Если она окажется полноценной, то и будет записана как полноценная, а если в ней будет какой-либо изъян, то Аллах скажет: “Посмотрите, нет ли у Моего раба дополнительных молитв!”. Если у него будут дополнительные молитвы, то Он скажет: “Восполните Моему рабу недостатки его обязательной молитвы из его дополнительных молитв!”. Затем все дела будут разбираться таким же образом» .

Этот хадис приводит Абу Дауд.

А Аллах же знает лучше!

Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджжид

Вопрос № 7860: Когда мусульманин начинает соблюдать шестидневный пост месяца Шавваль?

Сейчас мы вышли в очередной отпуск. Когда теперь я могу начать соблюдение шестидневного поста месяца Шавваль?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Вы можете приступить к соблюдению шестидневного поста Шавваля со второго числа месяца Шавваль, так как запрещается поститься впраздничный день . Вы можете соблюдать пост в любые шесть дней месяца Шавваль, какие хотите, однако лучшие благодеяния – это те, которые совершаются пораньше.

Постоянному Совету был задан вопрос: «Необходимо ли, чтобы по завершении Рамадана соблюдение шестидневного поста начиналось сразу на следующий день после праздника , или же можно соблюдать его через несколько дней после праздника в месяце Шавваль?».

Совет ответил:

«Нет необходимости в том, чтобы начать соблюдать пост на следующий день после Праздника разговения. Можно приступить к его соблюдению через день или через несколько дней после праздника . Кто хочет, можете соблюдать в Шаввале эти шесть дней поста подряд один за другим, а кто хочет, соблюдает их с перерывами между днями поста, как человеку будет удобнее. В этом деле каждый свободен выбирать, как ему поступать. И этот шестидневный пост не является обязательным, а только желательным.

А Аллах же оказывает содействие! И да благословит Аллах нашего Пророка Мухаммада, его род и его сподвижников, и ниспошлёт им Мир!»

«Фатава аль-Ляджнати-д-Даима» , 10 / 391.

Вопрос № 40389: Можно ли, прежде чем восстановить пропущенные обязательные посты, исполнить вначале соблюдение шестидневного поста Шавваля, если оставшихся дней будет не достаточно?

Можно ли соблюдать шестидневный пост Шавваля, прежде чем будут восстановлены пропущенные в Рамадане посты, если оставшихся дней месяца недостаточно для того, чтобы уместить в них и тот и другой пост?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

По достоверному мнению, соблюдение шестидневного поста в месяце Шавваль обусловлено полноценным завершением поста в месяце Рамадан. На это указываю слова Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – [будет засчитано ] .

Приводит Муслим (1164).

Слова: «а затем…» , - это наречие, используемое для обозначения временной последовательности действий. Оно указывает на то, что в первую очередь должно быть полноценно исполнено соблюдение поста в Рамадане (как своевременного, так и возмещаемого), и только после этого начинается соблюдение шестидневного поста в Шаввале. Только при такой последовательности можно будет обрести ту награду, о которой говорится в хадисе.

К тому же, о том, у кого имеются долги по постам Рамадана, говорят: «Он частично исполнил соблюдение поста в Рамадане», - но не говорят: «Он исполнил соблюдение поста в Рамадане».

Вместе с тем, если у человека была уважительная причина, которая не позволила ему поститься шесть дней в месяце Шавваля, из-за того, что он в этом месяце возмещал пропущенные посты, как например, женщина, у которой в Рамадане были послеродовые кровотечения и в течение всего месяца Шавваль она восстанавливала пропущенные в Рамадане посты, то такой человек может в месяце Зу-ль-ка’да возместить пропущенный шестидневный пост Шавваля, после того как возместит пост Рамадана. Но если он без уважительной причины не станет соблюдать пост в Шаввале и пропустит так весь месяц, то ему уже не удастся получить награду за этот упущенный пост.

Как-то раз шейха Ибн ‘Усеймина – да помилует его Всевышний Аллах! – спросили о том, может ли женщина, имеющая долги по постам Рамадана, прежде исполнить соблюдение шестидневного поста, или же она должна вначале исполнить долговые посты. Он ответил:

«Если у женщины будут долги по постам, которые она должна будет восстановить, то она не может соблюдать шестидневный пост Шавваля, пока не возместит долговые посты. Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Кто исполнит соблюдение поста в Рамадане, а затем вслед за ним станет также поститься шесть дней Шавваля, тому [будет засчитано ] как будто он постился продолжительный промежуток времени» .

Та, на ком лежит обязанность восстановить пропущенные в Рамадане посты, не может быть признана тем, кто исполнил соблюдение поста в Рамадане, и она не сможет обрести предусмотренную за соблюдение шестидневного поста награду, пока не освободится от долговых постов.

Но если допустить, что возмещение пропущенных постов займёт весь месяц Шавваль, как например, если у женщины будут послеродовые кровотечения, из-за чего она ни одного дня в Рамадане не будет соблюдать пост, а затем приступит к возмещению пропущенных постов в Шаввале и завершит их восстановление только после того, как наступит Зу-ль-ка’да, то она может после этого начать соблюдать шестидневный пост и получит награду как тот, кто постился эти шесть дней в Шаввале, поскольку их откладывание было вынужденным, а их своевременное исполнение (то есть, исполнение шести дней поста в Шавваля) было невозможным» (конец цитаты).

«Маджму аль-фатава» , 20 / 19.

См. также вопросы №№ 4082 и 7863.

Помимо всего прочего, восстановление пропущенного по уважительной причине поста – это обязанность. Мало того, она является частью этого столпа Ислама. Поэтому, поспешность в исполнении этого обязательства и в освобождения себя от бремени этого долга, приоритетно над совершением всех остальных дополнительных желательных поступков.

См. также вопрос № 23429.

Вопрос № 106468: Можно ли совместить соблюдение шести дней поста Шавваля с соблюдением поста по понедельникам и четвергам?

Правильно ли будет, если шесть дней поста Шавваля я стану соблюдать по понедельникам и четвергам, чтобы заодно получить отдельную награду, предусмотренную за пост по понедельникам и четвергам?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Да, никаких препятствий для Вас в этом нет. Вам тем самым запишется награда как за соблюдения шестидневного поста в Шаввале, так и за соблюдение поста по понедельникам и четвергам.

Шейх Мухаммад б. ‘Усеймин – да помилует его Аллах! – сказал: «Если эти шесть дней поста будут соблюдаться по понедельникам и четвергам, то будут достигнуты две отдельные награды, если имелось намерение приобрести награду за соблюдение шестидневного поста и отдельно награду за пост по понедельникам и четвергам, в соответствии со словами Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – “Воистину, дела оцениваются по намерениям, и воистину, каждый получит то, что он намеревался обрести” » (конец цитаты).

Уважаемый шейх Мухаммад б. ‘Усеймин

«Фатава исламийа», 2 / 154.

Вопросы № 4015: Намерение на одновременное соблюдение поста в белые дни (айаму-ль-бид ) и поста шести дней Шавваля.

Получит ли награду тот, кто объединит три из шести дней поста Шавваля вместе с белыми днями?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Я спрашивал об этом нашего шейха ‘Абду-ль-‘Азиза б. ‘Абдуллаха б. База. Он сказал, что надеется на то, что такой человек получит это. Поскольку в действительности получится, что он соблюдал и шестидневный пост и пост в белые дни, а Милость Аллаха безгранична!

Также на мой вопрос, уважаемый шейх Мухаммад б. Салих аль-‘Усеймин ответил следующим образом:

«Да… если он будет поститься шесть дней Шавваля, то нет для него надобности в том, чтобы отдельно постится белые дни тоже. Независимо от того, соблюдал ли он пост шести дней в белые дни, или соблюдал их до белых дней, или соблюдал их после белых дней, в любом случае получится, что он постился три дня в месяце. ‘Аиша – да будет доволен ею Аллах! – сказала: “Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – по три дня в месяц соблюдал пост. И ему было без разницы, когда их соблюдать, в начале месяца, в середине, или в конце” .

Это подобно тому, что нет необходимости совершать отдельно молитву приветствия мечети, если вместо неё совершена молитва-ратиба . Если кто войдёт в мечеть и совершит молитву-ратиба , то ему уже нет необходимости совершать молитву приветствия мечети… а Аллах же знает лучше!»

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Кто будет соблюдать пост в месяц Рамадан, а затем прибавит к этому шесть дней поста в месяц Шавваль, то его пост будет подобен посту длиной в целый год ». [Муслим, «Сыям»: 204; Тирмизи, «Савм»: 53.]

Из хадиса следует, что мусульманам желательно соблюдать шестидневный пост в месяце Шавваль, который наступает вслед за месяцем Рамадан (Рамазан). Также в достоверном хадисе говорится: «Тот, кто постился в месяц Рамадан и затем постился шесть дней в Шавваль, очищен от грехов со дня своего рождения ».

30 дней обязательного поста в месяц Рамадан + 6 дней желательного поста в Шавваль = пост длиною в 1 год

В Священном Коране сказано: «Кто явится с добрым деянием, тот получит десятикратное воздаяние . » (Сура «Аль-Анам», 6:160).

Вознаграждение за каждое благодеяние, совершенное человеком, умножается десятикратно. В таком случае, 30 дней поста в Рамадан, помноженные на десять, превращаются в 300 дней, а 6 дней поста в месяц Шавваль становятся 60 днями, если также умножать их на десять. Итого получается 360 дней , а соблюдать пост в остальные пять дней в году крайне нежелательно (речь идет о празднике разговения Ид аль-Фитр (Ураза-Байрам) и четырех днях Ид-аль-Адха (Курбан-байрама).

Именно поэтому тот, кто выдержит шестидневный пост в Шавваль, будет подобен тому, кто постился целый год. Первый день месяца Шавваль совпадает с праздником Ид-аль-Фитр (разговение после поста Рамадан), поэтому поститься в этот день нельзя. Однако, на второй день Шавваля уже можно приступать к соблюдению этого поста. Вы можете сами выбрать, поститься ли шесть дней подряд или поститься в разные дни. Непрерывность не является условием для соблюдения этого поста.

Постились ли вы день за днем или в разные дни, главное – намерение. Важно, чтобы общее число дней поста в этот месяц было равно шести. И если вы в силу уважительных причин пропустили несколько дней поста в Рамадан, вы можете держать шесть дней добровольного поста в Шавваль, а пропущенные дни восполнить до наступления следующего Рамадана.

Шаабан — подготовка к Рамадану, Шавваль — расставание с Рамаданом

По словам почтенной Аиши, да будет доволен ею Аллах, помимо Рамадана, Пророк, мир ему и благословение, больше всего постился в месяц Шаабан (месяц, предшествующий Рамадану). Пост в этот месяц является своего рода подготовкой к священному Рамадану, наши сердца и разум во время этого поста настраиваются на соответствующий лад, и мы можем встретить Рамадан с правильными мыслями и намерениями.

Введение в пост Рамадан происходит постепенно, поэтому также постепенно должно происходить и расставание с длительным постом. В этом еще одна ценность поста в месяц Шавваль : нам не приходится расставаться с благословенным месяцем Рамадан сразу, потому что это расставание происходит размеренно.

Также, большинство мусульманок не имеют возможности соблюдать пост на протяжении всего Рамадана, а те дни, что они пропускают, следует восполнить, как можно скорее. В этом также может помочь пост в месяц Шавваль. Постящиеся в Шавваль мусульмане являются гарантией того, что мусульманки, восполняющие пропущенные дни, не будут поститься в одиночестве.

Считаются ли восполняемые дни поста в то же время днями поста в Шавваль?

Как видно из хадиса, пост в Шавваль — отдельный дополнительный пост. Математический расчет того, как человек может провести целый год, постясь, также показывает, что этот пост является отдельным. Согласно вышесказанному, если у вас есть возможность, то следует соблюдать шесть дней поста в Шавваль отдельно от тех дней, что вы отведете на восполнение пропущенных дней поста в Рамадан, если таковые имеются. К примеру, в понедельник и четверг (дни желательных постов, когда постился Посланник Аллаха, мир ему и благословение) вы можете соблюдать пост месяца Шавваль, а остальные дни недели отдать на восполнение пропущенных дней месяца Рамадан.

Однако, каждый из нас будет вознагражден в соответствии с тем, насколько искренен он был в своих делах, поэтому, мы верим, что те мусульмане, которые не найдут времени для соблюдения дополнительного поста, восполняя пропущенные дни обязательного поста, также получат ту награду, о которой говорится в хадисе, потому что человек должен, как можно скорее, восполнять пропущенные намазы, дни поста и даже хадж, ведь совершенно неизвестно, когда придет смертный час.

Могут ли держать пост в Шавваль те, кто не постился в Рамадан?

Те, кто вообще не держал пост в месяц Рамадан, также могут держать пост в месяц Шавваль, даже если они пропустили обязательный пост без уважительной причины. Но они не получат вознаграждение, как за год поста, так как для этого необходимо было держать обязательный пост в Рамадан, как сказано в хадисе.

Однако не стоит забывать, что ни пост в Шавваль, ни пост в Шаабан, ни один другой дополнительный пост не сравнится с постом в Рамадан. Другими словами, эти виды поста не должны приравниваться к посту в Рамадан.

В чем отличие соблюдения поста в Шавваль от поста в Рамадан?

Пост в месяц Шавваль, как и пост в месяц Рамадан или добровольный пост в любой другой месяц, соблюдается со времени фаджр (утренней молитвы) и до времени магриб (вечерней молитвы). Пост в месяц Шавваль держится так же, как и в Рамадан. Отличием является только дуа-намерение , произносимое в сухур и ифтар.

При употреблении сухура (перед сухуром или после него) совершается (в сердце) следующее намерение:

نَوَيْتُ أَنْ أَصُومَ صَوْمَ فَرْضٍ مِنَ الْفَجْرِ إِلَى الْمَغْرِبِ خَالِصًا ِللهِ تَعَالَى

Навайту ан асума савма нафиля миналь-фаджри иляль-магриби халисан лил-ляхи та‘аля

«Я намереваюсь соблюдать дополнительный пост от утренней зари до захода солнца, делая это искренне ради Всевышнего ».

При разговении и перед употреблением еды :

اَللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ بِكَ آمَنْتُ وَ عَلَيْكَ تَوَكَّلْتُ وَ عَلَى رِزْقِكَ أَفْطَرْتُ. فَاغْفِرْ لِي يَا غَفَّارُ مَا قَدَّمْتُ وَ مَا أَخَّرْتُ

Аллахумма лякя сумту ва бикя ааманту ва алейкя таваккяльту ва ‘аля ризкыкя афтарту. Фагфирли, я гаффар ма каддамту ва ма аххарту

«Господи, ради Твоего довольства мною я постился, уверовал в Тебя, положился на Тебя и совершил разговение, используя дары Твои. Прости мне прошлые и последующие прегрешения, о Всепрощающий! »

Да воздаст нам Всевышний Аллах за наши посты наградой из Своей бесконечной милости!

Вконтакте

Начало ашхур аль-хадж

Шавваль – это первый из трёх месяцев ашхур аль-хадж (т. е. месяцев хаджа). Несмотря на то, что основные обряды хаджа совершаются в первые десять дней месяца Зуль-хиджжа, весь период с первого числа месяца Шавваль до 10-го Зуль-хиджжа считается периодом хаджа, потому что некоторые элементы хаджа можно совершить в любое время данного периода.

Например, таваф аль-кудум, за которым следует саи’, нельзя совершать до начала месяца Шавваль, но его можно совершить в любой день, начиная с 1-го Шавваля.

Умра, совершаемая до начала месяца Шавваль, не может считаться умрой таматту (полноценной). умра, совершённая в месяц Шавваль, может быть отнесена к хаджу, так что хадж будет считаться хаджем таматту (полноценным). Кроме того, не следует входить в состояние ихрам для хаджа до начала месяца Шавваль – это нежелательно (макрух). Вот почему эти три месяца названы месяцами хаджа, а особенность месяца Шавваль в том, что он первый из них.

Шесть дней поста в месяц Шавваль

Шесть дней поста в месяце Шавваль – это благородное дело. Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:

«Если кто-то завершил пост в Рамадан и прибавил к нему шесть дней поста в месяце Шавваль, он получит такую награду (саваб), будто бы постился весь год» («Сахих» Муслима) .

Согласно ханафитскому мазхабу, пост в эти дни – мустахабб или мандуб (то есть желательный)

В этом хадисе сказано о великом вознаграждении за шесть дней поста в этом месяце. Поэтому каждый мусульманин должен использовать возможность получить такую большую награду от Аллаха.

Среди учёных существует разногласие относительно того, какая форма поста в данном случае предпочтительнее. Согласно первому мнению, лучше держать пост 6 дней подряд сразу после окончания Ид аль-фитр. Согласно второму мнению, желательно поститься 6 дней по отдельности в разных частях месяца Шавваль, при этом начать поститься лучше через несколько дней после окончания Рамадана. Дозволено следовать любому из этих двух мнений.

Желательный пост в шесть дней Шавваля относится к тем видам поста, для которых необязательно выражать намерение в ночное время перед днём поста (то есть можно его выразить до времени дахватуль-кубра) и обозначать в намерении, какой именно вид поста человек намеревается совершить.

Вопрос:

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух! Уважаемый шейх!

Если человек пропустил один или несколько дней поста в Рамадана, может ли он, возмещая их в месяц Шавваль, объединить намерение каза-поста (то есть пропущенного поста в месяц Рамадан, который восполняется после) и желательного поста в Шавваль? Получит ли он в этом случае обещанный саваб за пост в Шавваль?

Джазакаллаху хайр! (Россия, Татарстан)

Ответ:

Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух.

Нет. Вы не можете включить каза-пост месяца Рамадан в шесть дней поста месяца Шавваль, поскольку пост в месяц Шавваль - сунна, а каза-пост за месяц Рамадан - фард.

Кроме того, награда за шесть дней поста в месяц Шавваль зависит от поста Рамадана. В хадисах записано, что тот, кто будет поститься весь Рамадан и шесть дней (добровольного) поста в месяце Шавваль, получит награду годичного поста.

Поэтому эта награда только для тех, кто продержал все дни поста в месяц Рамадан. Те же, кто по уважительной причине не смогли поститься во время Рамадана, например, из-за болезни, беременности, кормления грудью, менструации (хайд) или послеродового очищения (нифас), но при этом искренне хотели держать пост весь Рамадан, также будут заслуживать саваба шести дней поста месяца Шавваль при условии, что они восполнят пропущенные дни поста Рамадана в течение года (до наступления следующего Рамадана).

Причина, по которой человек получит награду годичного поста из-за шестидневного поста в Шаввале, заключается в том, что таков принцип Корана, что каждое благое дело приумножается в десять раз.

مَنْ جَاءَ بِالْحَسَنَةِ فَلَهُ عَشْرُ أَمْثَالِهَا

Перевод смысла: «Кто явится с добрым деянием, тот получит десятикратное воздаяние».

(Благородный Коран, 6:160)

Поэтому тридцать дней поста в Рамадан эквивалентны по своей ценности тремстам дням, или пост в течение одного месяца равен посту в течение десяти месяцев. Добавьте еще шесть дней (дни поста в Шаввале) - и получится еще шестьдесят.

Таким образом, человек получит ценность поста в течение трехсот шестидесяти дней, что эквивалентно одному году. И об этом явным образом говорится в хадисах.

صيام شهر رمضان بعشرة أشهر وستة أيام بعدهن بشهرين، فذلك تمام سنة

«Пост в месяц Рамадан равен посту в течение десяти месяцев, а пост в течение шести дней после него равен посту в течение двух месяцев, таким образом получается целый год»

(Дарими, хадис 1796, передал Саубан)

А Аллах знает лучше.

Уассалам.

Муфтий Сухайль Тармахомед

Джамиат-уль Улама, Дар уль-Ифта

Составила Малика Умм Яхья.