Языческие символы и их значение. Тема урока: «природные символы россии» «природные символы россии» - презентация

В те далекие времена, когда во всех странах царило язычество, или многобожие, люди одухотворяли окружающие их вещи и явление. Как правило, богов было множество и у египтян, и у древних кельтов и викингов, у греков, славян, китайцев и индусов. Никто не исповедовал монотеизм.

Вера в появилась гораздо позже, по мере развития цивилизации. Для становления государства нужна была крепкая цементирующая сила, которую вряд ли олицетворяло многобожие.

Многозначность термина

Однако вера наших далеких предков, которая исповедовалась не одно столетие, и все, что с ней связано - сами боги, языческие символы, наделенные сакральным смыслом и заключающие в себе определенные пожелания потомкам, заложенные в оберегах, - все это интересно, так как многое из далекого прошлого пришло и в наши дни. Но термин «язычество» подразумевает не только политеизм, или веру во многих богов. Его в наши дни применяют для обозначения всех вероисповеданий, кроме иудаизма, христианства и ислама. Такие мировые религии, как индуизм и брахманизм, буддизм и конфуцианство и все остальные, тоже обозначаются термином «язычество». Под этим словом понимается дохристианская вера наших предков. Праздники первобытных народов, обряды и верования тоже называют язычеством.

Новая старая вера

В последнее время интерес ко всему языческому вырос. Появляется все больше сторонников родовой этнической веры. Возник даже новый термин, обозначающий эти движения, - неоязычество, хотя сами приверженцы народной традиции относятся к нему крайне отрицательно. Конечно, у современных последователей язычества на пути познания родовой веры много препятствий - нетеистические религии (вера в многобожие) столетиями жестко преследовались, все, что имело отношение к вере далеких предков, безжалостно уничтожалось. Безусловно, неоязычество будет отличаться от родовой веры, потому что многое неизвестное додумывается, и не всегда профессионалами.

Главные объекты поклонения

В любом случае интерес к древней истории растет, особого внимания удостаиваются языческие символы. У каждого народа есть боги, олицетворяющие собой землю, небо, воду, воздух - все четыре стихии.

И всегда присутствует бог, и он - один из важнейших в любой религии, олицетворяющий собой подземное царство (люди смертны, и чаще всего их тела предавали земле). Но самые главные знаки - это символы солнца. Они есть если не во всех, то во многих языческих религиях.

Гонимая вера

Языческий символ солнца был и у наших древних предков. Древнеславянская мифология не менее интересна, чем древнегреческая, но если боги и герои последней воспевалась поэтами, начиная с VII века нашей эры, то на Руси с принятием официальной веры язычество категорически воспрещалось. Но оно было, и в процессе своего длительного существования, как любая религия или культура, обросло только ему присущими эзотерическимим (тайными, сокровенными) символами и знаками, заключающими в себе знания и понятия об окружающем мире.

Не только вера

Выраженные в простейших геометрических элементах, символы ушли в народные узоры и орнаменты, которыми украшалась одежда, оружие, жилища и утварь. Они передавались из поколения в поколение, и уничтожить память о них не представлялось возможным. Языческие символы - неотъемлемая часть всей жизни дохристианской Руси. Славянское язычество - это не только стадия в духовном развитии праславян (древних), основанная на мифологии и магии, но и особая культурная модель общества, которая существовала довольно долгое время и после крещения Руси.

Олицетворение зла

То, что древние хорошо ориентировались в системе мироздания, ни для кого не секрет. Все свои знания они заключали в символы, которых до наших дней сохранилось множество. Знакомиться с ними необычайно интересно.

Единственная, но большая неприятность состоит в том, что самый светлый и радостный солярный знак Солнца - свастика - стал на долгие годы олицетворением невиданного зла. Языческие знаки и символы очень многочисленны - одних только свастик различных модификаций насчитывают до полутора сотен. Но нет другого такого в который в головах миллиардов людей не был бы так связан со злом и который был бы так красноречив. И сколь бы ни бились ученые, доказывая истинное значение этого солярного знака, никто и никогда, увидев нарисованную на стене свастику, не подумает, что изобразил ее человек, поклоняющийся солнцу и воспевающий его. Абсолютно каждый человек на этой планете твердо знает, что нарисовал ее убежденный фашист. Реки крови, пролитые носителями этого знака в XX веке, изменили его смысл навсегда.

Изначально - символ солнца

Однако нынешние поклонники язычества, да и ученые тоже, могут спокойно говорить о том, что сварга, или свастика - символ солнца, точнее его движения по небосводу. Это нужно просто изучая языческие символы и их значения. У много знаков, о которых можно узнать много интересного. Справедливости ради надо отметить, что свастика как символ солнца, то есть главный или культа, встречается у многих народов, разбросанных по всем континентам.

Тетраксель (четыре луча) изображен на древних буддийских храмах и даже на груди статуи Будды, находят его и на древних алтарях Франции, его можно обнаружить на обложке Евангелия в Англии и на старинных домотканых коврах Центральной Америки, и даже на китайских монетах. Встречалась сварга в Древнем Египте, Армении, Иране, Индии и на одеяниях православных священнослужителей. У разных народов она символизировала, кроме солнца, движение жизни, свет, благополучие и плодородие. На Руси свастика называлась коловратом, и лучи ее были направлены в левую сторону, посолонь.

Многогранные и многочисленные

Символизировала она, как отмечалось выше, круговорот солнца. Находили ее даже на древних иконах. Это говорит о том, что свастика изначально олицетворяла добро. И даже приняв православие, славяне долго помнили о язычестве. Данные о количестве свастик, используемых на Руси, очень разнятся - от 77 в одних статьях до 144 - в других. Всех их отличает и количество лучей, и их направленность, и цвет и форма. Среди солярных символов наиболее известны такие как «громовой знак», «восьмилучевой коловрат», «триксель» (три луча). Языческие символы славян прославляют движение, солнце, живительную влагу, в общем, полноту жизни.

Один из главных солярных символов

Крест тоже относится к знакам. Сам по себе он довольно важен, а заключенный в круг - тем более. Крест - это символ жизни, неба и вечности. Эти знаки также бывают разными: прямые и косые, с четырьмя, восемью и двенадцатью лучами и т. д. Например, прямой крест может служить примитивной моделью Согласно другой версии, четыре луча подобного солярного знака обозначают четыре стороны света. Заключенный в круг крест - тоже символ солнца. Как уже упоминалось, количество лучей бывает разным, но на основной смысл знака это не влияет, меняется лишь трактовка. Восьмиконечный крест, заключенный в круг или «колесо», использовали на Масленицу - облитое дегтем, подожженное, несущееся под горку, оно символизировало смену времен года. И, вместе с тем, восьмилучевой коловрат является символом бога Сварога. И именно под этим знаком мудрости и справедливости происходит возрождение нынешнего язычества.

И Род, и Перун в одном символе

Шестиконечный крест в круге - знак бога Перуна. Его, как правило, изображали на доспехах. Перун - бог-громовержец, в пантеоне князя Владимира он возглавляет список богов. Но этот же шестилучевой крест, заключенный в круге, является и символом Рода - Деда богов, Законодателя Прави и Великого Вседержителя. Наверное, есть какие-то тонкости, которые известны новым идолопоклонникам, да и ученым тоже. Потому что поверхностные знания заводят в тупик: символом какого древнего бога является шестилучевой крест, заключенный в круг?

Позаимствованный символ

Существуют мнения, что первые христианские идеологи позаимствовали у древних славян священный Они его не только украли, но и полностью изменили его смысл, превратив символ торжествующей жизни в распятие, олицетворяющее не только страдание и муки, горе и смерть, но и покорность и кроткое смирение, что идет вразрез с верой свободолюбивых почитателей огня небесного и земного. Украли или нет христиане наш символ, но древнерусский крест старше христианского на тысячелетие и действительно несет другую смысловую нагрузку. Хотя это, безусловно, субъективный взгляд.

Языческие славянские боги

Символы языческих богов очень разнообрзны и многочисленны. У каждого из них - Сварога и Лады, Черновита и Мары, Стрибога и Святовита, Яровита (Ярило) и Додолы - есть свои личные знаки. К сонму основных древнеславянских богов, почитаемых на Руси, также относятся Роян и Белобог, Даждьбог и Жива, Велес и Макошь, Радегаст и Руевит, Сврожич и Пров, Морок и Чур, а также Вий, Хорс и Коляда, Купало и Таусень, Немиза и Рарог. Это те боги, которые имеют свои символы. Конечно, названные в конце списка, они рангом пониже, чем те же Макошь и Даждьбог. А еще как-то так получилось, что до нас дошли - очевидно, благодаря русским народным сказкам - представители нижних ступеней иерархической лестницы, не имеющие каких бы то ни было символов. Речь идет о леших, водяных, домовых, банниках и прочей "нечисти". Все они - частые герои мультипликационных фильмов.

Символика природы

Рассматривая дальше языческие символы и их значения, встречаем символику Природы, Земли и плодородия. Эти знаки многогранны и многочисленны. Пожалуй, самым известным из них является ромб или квадрат, разделенный на еще четыре подобных фигуры. Это символ поля. Если внутри каждого ромбика есть точка, то это засеянный участок земли, нет точки - пустой. Полый ромб вообще олицетворяет то, что не может родить никогда. Часто встречается символ птицы и леса.

Информация из прошлого

Еще языческие символы славян делятся на знаки, олицетворяющие воду (хляби небесные - небеса, наполненные живительной влагой, необходимой для жизни растений), воздух и пространство, огонь (небесный и земной), два начала - мужское и женское. Есть даже символика идеала и небесных светил. Сакральных знаков очень много, что, впрочем неудивительно, ведь не расскажешь о богатстве окружающего мира посредством десятка изображений. Древние языческие символы - это не просто рисунки и узоры, в них заложен глубокий смысл, они несут в себе знания, которыми обладали наши далекие предки. Хотя многое утеряно, все равно до наших дней дошло очень большое количество обозначений и изображений, расшифровать которые нам еще только предстоит.

Защитят от всего

Сейчас очень модно носить языческие символы-обереги. Считается, что они хранят в себе сакральную силу наших далеких предков и обладают мощными защитными свойствами. Жители нашей страны, даже глубоко верующие православные, в большинстве своем верят в приметы, сглаз и наговоры. И если раньше только обходили стороной черных кошек и плевали через плечо, то теперь многие искренне верят в защитную силу древних амулетов. И даже часто носят их, не снимая нательного креста - так надежней. И потом, предлагаемые в большом количестве амулеты очень красивы. Языческие символы славян и их значение - это целый пласт древней культуры, веры и традиций наших предков. К сожалению, мало кто из нынешнего поколения хотя бы поверхностно знаком с этой темой. А расторопные продавцы, пользуясь этим, предлагают амулеты на все случаи жизни.

Персональная защита

Существуют отдельные амулеты для женщин и мужчин. А сейчас еще и для славянских красавиц - некрасивые или пожилые женщины, надо полагать, от какого-то рода неприятностей и бед и так защищены. Но и для них существуют отдельные символы, такой, например, как «Макошь». Эта богиня земли и плодородия берет семью под свою защиту. Молоденьким девушкам лучше обратить свой взор на такое украшение-оберег, как «Лада-Богородица». Это богиня юности, любви, красоты и здоровья. Очень красивый внешне и мощный сакральный знак - «Лунница». Особо он рекомендован беременным, равно как и «Рожаница» Очень популярен сейчас «Свадебник» - знак молодоженов. Такой оберег вручался невесте. К женским оберегам также относятся «Олень-трава», «Молитвенец», «Ярило» (этот символ подходит также и мужчинам). Самым мощным считается «Алатырь». Этот восьмилистник наши пращуры наделяли властью над временем и течением жизни. А есть символ, предназначенный только для младенцев - «Радинец». Небесный оберег изображался на колыбельках и люльках. Он нес новорожденному чаду умиротворение, покои и защиту.

Различные обереги

Славянские языческие символы представителей сильного пола не так многочисленны, но тоже эффектны и действенны. Так, «Секира Перуна» является знаком мужчины-воина. «Духобор», «Всеславец» и «Печать Велеса» служат гарантированной защитой от всех напастей. Рекомендовано для безошибочного выбора необходимого амулета внимательно посмотреть на предлагаемый ассортимент. «Ваш» талисман обязательно даст о себе знать.

Надо сказать, что обереги, пришедшие из далеких языческих времен, выполнены не только в виде подвесок с каким-то знаком. Есть немало куколок, которым наши предки придавали большое значение. Перед их изготовлением в доме чисто прибирались, куклы изготавливались только из ткани и ниток без применения ножниц и иголок. Лиц у них не было, потому что, как считали дохристиане, через глаза в изделие могла проникнуть «Кормилица», «Здравица» и «Покосница» - самые распространенные из них. У каждой было свое предназначение и свой круг оберегаемых объектов.

Истоки знать необходимо

Древнерусские языческие символы столь многочисленны, что даже перечислить их в одной статье невозможно. О них очень много пишут сейчас, потому что тема эта действительно очень интересная - поднимается такой огромный пласт культуры, о котором долгое время и говорить не разрешалось. Но этот давний период жизни нашей страны необходимо рассматривать в тесной связи с последующими этапами развития Руси и России, при этом ни в коем случае не противопоставляя его православию или атеизму. Это история нашей Родины - от язычества до нынешних времен, включая все виды империй и все вероисповедания. Возник интерес к старине, к ее символам, к укладу жизни, нравится узнавать, откуда произошли те или иные понятия - пожалуйста, вникайте, почему бы и нет? Лишь бы это все не несло в себе разрушительного начала. Изучать традиционные узоры патриархальной старины - это не только интересно, такие знания помогают многое понять в современности.

Один из фундаментальных символов. Он входит в древнейший ромбо-меандровый орнамент, обозначавший представления человека об окружающей реальности, наполненной непонятными ему силами. Позже, в неолите ромб обозначал женское начало: с женщиной стали связывать плодородие. Дальше ромб, поделенный на 4 части, был символом плодородия и засеянного поля.

Перенесенный из монографий акад. Б.А. Рыбакова термин национального гербоведения, преимущественно обозначающий сквозной косоперекрещенный ромб, сопровождаемый во внутренних межкрестиях кружками-зернами, и относящийся к категории изначальных геометрических символов.

В русском народном искусстве широко распространены всевозможные интерпретации данного символа, впервые появившегося на территории нашей страны в эпоху энеолита (памятники Трипольской культуры).

Рис. 7.3.1.1.1. Этимология славянского символа «Засеянное поле»:
1 - образец символа «Засеянное поле»; 2 - символ «Засеянное поле» в славянской подвеске; 3 - засеянное поле со всходами; 4 - шахматное поле; 5, 6 - символы «Засеянное поле» на животах трипольских статуэток, изображающих славянскую богиню Макошь (4 тыс. до н.э.).

С неолитических времён по настоящее время идеографическое значение этого символа не изменилось - «здесь мы видим тот самый комплекс, который выражался в древней Руси понятием «роженицы» - покровительницы как рождаемости, так и урожайности» . Отсюда и ритуальное значение этого символа - «Роженица», и традиционное название этого славянского свастического символа - «Засеянное поле» (подробнее см. п. 5.2.2. гл. VI).

Обыкновенный ромб, обозначал Мать-Землю, также бога Рода, (не трудно догадаться что это синонимы Род - роды- Мать..))
На черепе новорожденного различают 6 родничков, самый крупный имеет форму ромба.

Символ Макоши(Макуши), выполненный в виде квадрата, поставленного на один из своих углов и рассечённого двумя прямыми на четыре равных меньших квадрата, напоминает рассмотренный нами в п. 5.2.2. гл. VI символ «Засеянное поле». Только без засеяния этого поля. То есть само поле, изначальное, имеющееся как основа для урожая - богатого или бедного - как Макошь решит, рассудит.

Символика Природы, Земли и плодородия.

Рис. 11. Макоши из Анатолии (цветом). 3 тыс. до н.э. Глина. Чёрно-белые - Макоши из Триполья, Бешеново, браслет из Костёнок. Во врезке - даны славянские свастические символы - «опознаватели» - Макоши.

энеолит: алтарик для первых плодов,женская статуетка

Символы земли, сочетающиеся с символами засеянного поля.
Знаки засеянного и незасеянного поля

Символ «Макошь»: незасеянное поле


Рис. 7.3.1.1.2. В центре - иероглиф «рожать», выполненный шумерской клинописью;
слева и справа - русская вышивка с изображением Макоши в ипостаси роженицы (обычно композиция так и называется - «роженица»).

Археологически символ «Засеянное поле» относят к трипольской культуре протославян (5 - 3 тыс. до н.э.) (см. рис. 6.5.3.3.1.3.3.). Отсюда символ «Засеянное поле» распространился и в южные области: в античное время такой знак помещен у полового органа оленя Артемиды на делосской вазе 7 века . А в эллинистическое время - на специальных глиняных алтариках для жертвоприношений первых плодов , на которых «крупный ромб, разделенный на четыре части и снабженный точками, занимает всю горизонтальную плоскость алтарика-кануна; по сторонам ромба изображены два колоса»

Корни славянских свастических идеограмм трипольского времени лежат в ещё более древних археологических культурах региона Русской равнины. «Символ свастики выкристаллизовывается из ромбо-меандрового орнамента, впервые появившегося в верхнем палеолите, а затем унаследованного практически всеми народами мира. Изучавший костёнковскую и мезинскую культуры, В.А. Городцов благодаря ромбомеандровой сетке выделил в Восточной Европе мадленского времени (25 - 20 тыс. лет до н.э.) отдельную область» . Сюда же относится и свастическая сетка (ромбо-меандровый орнамент) на браслете из кости мамонта, найденном в Мёзине (Черниговская обл., Украина, 23 тыс. до н.э.) .

«Засеянное поле» - Славянский символ с 4-го тысячелетия до нашей эры

«На земледельческом энеолите завершается наш ретроспективный поиск истоков ромбо-точечной композиции, дожившей до наших дней на очень широкой территории у разных народов. Далее 4-го тысячелетия в глубь веков ромбо-точечный узор не идет; в орнаменте охотничьих племен его вообще нет, и нет его в более позднее время. Это еще раз позволяет прочно связывать его с земледельческой символикой и считать идеограммой вспаханного поля (четыре сомкнутых ромба) или засеянной семенами нивы (ромбы с точками в их середине). Первая этнографическая загадка увела нас на 5000 лет назад от той этнографической среды, где мы эту загадку обнаружили. Ретроспективный анализ установил, что глубина народной памяти достигает того важного периода в истории человечества, когда были освоены формы производящего хозяйства, и в первую очередь земледелия. Другими словами, орнамент привел нас к началу эпохи «рожениц»»

Квантовый смысл знака

Знак представляет собой ограниченный в пространстве и времени квант информации, который посылает нам окружающая нас Реальность. Это её моментальный снимок, запечатлённый нашими органами чувств. Это лишь часть, фрагмент знаний об окружающем нас мире, поэтому мы не можем определить точное значение знака. К тому же знак меняется со временем, а также зависит от качества нашего восприятия, ограничен его рамками.

Этот квант информации (знак) является лишь фазой существования некоего волнового объекта в поле нашего восприятия. Но знаки, выстраиваясь в цепочку, образуют определённую информационную волну, приносящую нам смысл (семантику) изменений в окружающей нас действительности. Именно такие «стоячие волны» в пространстве и лежат в основе образования стереотипов нашего восприятия.

Как и в квантовой физике, где невозможно точно определить одновременно местоположение частицы и её скорость, так и в лингвистике невозможно точно определить смысл отдельного знака вне слова и предложения. Однако физикам это не мешает изучать свойства (смысл) элементарных частиц отдельно от волновых процессов – не помешает и нам. Но необходимо помнить, что только одновременное изучение квантовой природы знака с позиции статистических (корпускулярных) свойств и с позиции волновых свойств знака, определяющих его поведение в потоке знаков – даст нам полное представление о природе, о сущности знака и языка в целом.

Символ представляет собой традиционное толкование (интерпретацию) того или иного знака или их совокупности . Например, символ власти – это скипетр, корона, трон, богатство и ряд иных признаков, которыми традиция наделила соответствующий образ. По этим своего рода эталонным для восприятия признакам (знакам) мы можем определить, имеем мы дело с властью или же нет.

Символ в виде буквы или цифры несёт в себе структурную семантику (смысл), указывающую на правила его использования в языке. Однако тысячелетия развития языка привели к тому, что люди утратили знание конкретного смысла языковых символов. Это произошло естественным путём в силу постоянно действующего процесса упрощения символа , отдаляющего его от реального прообраза. Но это не повод думать, что сейчас не осталось никакой связи между абстрактным языковым символом и конкретным признаком реального объекта, который в своё время привёл к появлению данного символа в языке.

Научные исследования показывают, что различные символы и звуки им соответствующие по-разному влияют на физиологию человека . Эта тема достойна, чтобы рассмотреть её чуть подробнее.



Существующая вокруг человека аура из всевозможных физических полей, которую экстрасенсы обычно называют «биополем», имеет и акустическую составляющую. Правда экстрасенсы считают, что в «биополе» входят неизвестные науки поля. Вероятность этого конечно же существует, хотя, на мой взгляд, реально именно интегральный эффект взаимодействия всех полей и является этим «неизвестным» полем .

То, что поля взаимодействуют между собой и это называется в физике резонансом, мы знаем из школьного курса физики. То, что ультразвук и инфразвук вызывают физические изменения в живых организмах, также известно достаточно давно. Остается сделать один небольшой шаг и понять, какие иные звуковые солитоны вызывают какие последствия для человека, и, в конечном итоге, какие ассоциации порождаются этим воздействием в нервных структурах и в особенности в головном мозге. Доктор медицинских наук Мосолов Александр Николаевич (г.Новосибирск) занимался исследованием воздействия акустических волн на живой организм еще в начале 80-х ХХ-го столетия. Представляют интерес его опыты с эмбрионами. Было показано, что ооцит (оплодотворённая яйцеклетка) продуцирует вокруг себя акустическое поле (я думаю, остальные физические поля также присутствуют) и клетки, появляющиеся при делении ооцита, жёстко «вгоняются» в резонансные узлы этого поля. Получается, что суть работы генов при создании копии организма не только в том, что они содержат цепочки ДНК и РНК, управляющие химическими реакциями в организме, но и в том, что они продуцируют полевую матрицу, по «образу и подобию» которой воссоздаётся целостный организм. ДНК работает просто ретранслятором, приёмо-передатчиком определённого спектра излучения. Мне жаль, что эти работы не получили должного развития в современной науке. Роль резонансно-волновой составляющей в процессе эволюции сложно переоценить. Вспомним, например, всемирно известную теорию С.Грофа о «перинатальных матрицах»: жизнь человека (в том числе особенности его психики) детерминируется контекстом его внутриутробного развития и особенностями самого процесса рождения. Резонансно-волновое взаимодействие плода с организмом матери, наряду с химическими и прочими составляющими этого процесса, определяет и формирует физическую и энергетическую структуру растущего плода. Мы начинаем воспитывать и «формировать» человека только после его появления на свет, когда физические и энергетические основы его организма, как это ни парадоксально, уже сформированы. Приходится переучивать и лечить маленького человечка и не всегда это заканчивается удачно. Кстати, идею Грофа гармонично дополняет теория «архетипов» в изложении А.Подводного. Архетип можно представить в форме «постнатальной матрицы», т.е. в виде комплекса инструкций, управляющих подсознательной деятельностью человека через множество модальных фильтров. Архетип, инициируясь в сознании и подсознании человека, жёстко детерминирует поведение человека. Единственное слабое место в определении «архетипа» – это неизвестная точно природа его возникновения. Пока это скорее описательная, статистическая модель.

В Институте компьютерных психотехнологий РАЕН был поставлен ряд опытов, аналогичных по воздействию «25 кадру», но в сфере акустики. Испытуемым предъявлялась звуковая информация (например, цифры) в зашумленном виде, когда сознание не способно выделить эту зашифрованную информацию из сигнала. Однако, как и ожидалось, подсознание достаточно стабильно справляется с распознаванием звукового образа, так же как оно успевает воспринять и запомнить «25 кадр». Этой же группой учёных был поставлен ряд других интересных экспериментов, суть которых – создание определённой поведенческой установки для группы людей так, чтобы они этого не заметили (не осознали). Эти эксперименты, как ни печально, также увенчались успехом.

Ещё несколько интересных фактов из области акустики. Эффект Кирлиана легко моделируется: при прохождении ультразвука через жидкость, она приобретает ультрафиолетовое сияние. Данное свечение (излучение) естественно несёт информацию о структуре воды, об её особенностях. Помножим это на количество воды и жидкости в живом организме и получим при желании «фотографию ауры» человека или животного. Ещё один опыт, если в цилиндр с водой поместить резиновый и свинцовый шары, и поместить цилиндр на вибростенд – свинцовый шар всплывёт, а резиновый потонет. Чем не явление «антигравитации»? Или другой опыт из той же серии: на металлический стержень надевается шайба (чуть больше по диаметру, чем стержень) и помещается всё это на вибростенд – шайба поднимается и парит на некоторой высоте от основания. По-видимому, гравитация тоже имеет резонансно-волновую природу.

Известно также, что все функциональные системы в организме человека, начиная от ядра клетки и до функциональных органов в его теле, излучают в определённом диапазоне акустические и иные волны. Например, колебание клеток при митозе (делении) 10 9 герц. Ядрышко в клетке пульсирует, колеблется, задавая ритм всей клетке. Если таких клеток в организме примерно 10 13 – представляете, какой мощный осциллятор из нас получится, если мы заставим все клетки колебаться в одном ритме?! Когерентное излучение – основа работы любого лазера... и основа успеха любого гипнолога .

Идея психотронных техник лежит в плоскости резонансно-волнового воздействия на организм человека с целью получить наперёд заданную реакцию. Это не обязательно акустический канал, подойдет любое излучение, если мы можем предсказать результаты его использования. В декабре 1997 в Японии разразился громкий скандал, связанный с одной из компьютерных игр: примерно у 10 000 детей «поехала крыша» (эписиндром) только потому, что на экране были красные вспышки определённой формы и с определённой частотой пульсации. А сколько подобных сцен в других играх и мультиках, где совершенно случайно резонанс не достиг порогового значения? Вы уверены, что воздействия нет, если мы не видим ярко выраженных последствий этого воздействия? Очевидно, что наиболее сильно это воздействие скажется на людях с ослабленной психикой, которые казалось бы после безобидного мультика идут убивать соседскую кошку или делать больно самому соседу...

Теперь несколько слов о музыке.

Известно, что Моцарт не переносил флейту, вплоть до тошноты. Родители переориентировали его на струнные инструменты, и всё пошло успешно. Оверченко писал, что не может физически переносить музыку Вагнера. А.Н. Мосолов утверждает, что четыре дирижера умерли от остановки сердца при исполнении оперы Вагнера.

Музыку (ритм) используют шаманы для достижения состояния изменённого сознания. В Индии ткачи «слагали» свой узор под музыку, руководствуясь ассоциациями, которые она вызывает. В индийской йоге каждому человеческому органу сопоставляется свой звук.

Впрочем, зачем так далеко ходить, достаточно попасть на концерт какого-нибудь рок- (поп-) ансамбля и понаблюдать за поведением детей. То, что большая часть подростков находится во время концерта в состоянии изменённого сознания, видно невооружённым взглядом. Наше поколение также «ловило кайф» под музыку «Битлз» и других похожих ансамблей. Однако технические возможности в то время были беднее, а значит, и воздействие – более слабым. Врач-исследователь Н.К. Игнатьев (Новосибирск, Институт Космической медицины), рассказывая о своей работе, упомянул интересный факт. К нему привели пациента с эписиндромом. Через несколько сеансов работы с пациентом удалось добиться значительного улучшения. Однако примерно через месяц пациент вновь был доставлен с тем же диагнозом. Выяснилось, что перед этим он, по его словам, «ничего такого не делал, только побывал на дискотеке»... Чтобы обезопасить себя от случайного воздействия «разрушающей» музыки, необходимо разработать структурную семантику для языка музыки, это не так и уж сложно, как может показаться. Есть масса стереотипных мелодий и парафраз, которые известны всем профессиональным композиторам. Используя эти самые музыкальные «слова» и «фразы», композитор программирует ожидаемый эффект воздействия на публику. Однако, как и обычному языку, музыкальному языку также необходимо обучаться, изучать его синтаксис и семантику. Когда человек не понимает музыку, принято связывать это с отсутствием музыкального слуха. Хотя причина чаще в другом – в отсутствии элементарной музыкальной грамоты . Никому не приходит в голову требовать от человека, чтобы он понимал иностранный язык, предварительно не изучив его. Однако в музыке это считается необязательным. Не потому ли большая часть «хитов» укладывается в три аккорда? Не потому ли мы с удивлением смотрим на немногочисленную публику, посещающую концерты классической музыки?

Однако есть один интересный момент: звук (и музыка в частности) так или иначе воздействует на наше сознание и подсознание (не зависимо от того, понимаем мы музыкальный язык или нет), вопрос лишь в том, какое воздействие он оказывает и можно ли этим целенаправленно управлять. Наше знание языка музыки помогло бы нам управлять своим восприятием мелодии, образами, которые она порождает. Однако остаётся целый пласт в восприятии мелодии, который основан на общих механизмах физического воздействия звука на организм человека, в той или иной мере независимо от нашего осознания природы этого воздействия. Поясним это на примере медитативной музыки. Обратим ваше внимание на две составляющие этой музыки. Первая – это «космическая музыка», как правило, это «не живая», синтезированная музыка, не имеющая прототипа в реальной жизни. Вторая – «живая» музыка леса, воды, птиц. Оптимально в медитативной музыке их сочетание. Синтезированная музыка не может найти аналог в сознании человека и, следовательно, не может быть понята. По законам восприятия «неосознаваемая» информация сразу же переходит на уровень подсознания . Следовательно, цель этой составляющей музыки открыть канал в область подсознательного, в этот самый мощный источник управления человеком. «Живая» музыка имеет своей целью вызвать приятные ассоциации, связанные с солнечной лесной лужайкой или с журчанием ручейка. Таким образом, мощная энергия Подсознательного направляется в русло положительных эмоций и вызывает тем самым положительные изменения в функционировании организма.

Теперь представим себе другую ситуацию, когда канал в подсознание открыт, но на входе он имеет беснующуюся вокруг публику и слова о насилии, исходящие от незамысловатого текста песен. Какую программу действия в этом случае воспримет подсознание?

Главные каналы психотронного воздействия: Интернет, телевидение, радио и газеты. Однако для подростков дискотека иногда заменяет все четыре «удовольствия». В практике гипноза имеется такое понятие как «постгипнотическое внушение» – это когда человек в нормальном состоянии выполняет действия, внушённые несколько ранее в состоянии гипноза. Не о том ли идёт речь? А не ту ли природу имеют наши самовнушения в рамках аутотренинга или в состоянии медитации? Такого рода программа выполняется Подсознанием автоматически, а что же происходит в это время с нашим «Я»?

Ещё раз вернёмся к механизму возникновения ассоциативного образа для воспринимаемого мозгом звукового сигнала. Оставим пока в стороне воздействие слов и речи, рассмотрим природные акустические источники. Банальные примеры типа: рёв тигра, звук грома в момент удара молнии и т.п. – по обычным правилам возникновения знака, связываются в сознании человека с этими природными объектами, представляя их в нашем сознании и подсознании. По законам ассоциативного мышления звуки, похожие на эти, также вызовут соответствующие образы. Однако в зависимости от интенсивности этих звуков (что подсознание связывает с большей или меньшей удаленностью от их источника), реакция (как часть порождаемого внутреннего образа) на этот звук будет иной. Например, тихое погромыхивание будет вызывать подсознательную тревогу, похожую на ту, что человек испытывает при приближении грозы. К положительным природным звукам (вызывающим положительные эмоции) можно отнести, например, журчание ручейка, пение некоторых птиц, звуки весенней капели. Грустные ассоциации порождают шум дождя или завывание вьюги. Понятно, что моделирование подобного рода природных звуков вызовет в сознании человека похожие эмоции, которые сопровождали восприятие соответствующего природного явления. К природным явлениям добавим массу специальных звуков, порождаемых нашей техногенной цивилизацией. Выработка условных рефлексов и социальное обучение реакциям на эти звуки также создаёт в нашем сознании и подсознании ряд шаблонных образов, соответствующих реакциям на эти звуки. Вставьте в музыкальный отрывок моделируемый сигнал зубной бормашины и у бо льшего числа слушателей надолго испортится настроение (как минимум). Причём необходимые модуляции можно представить неосознаваемым спектром в виде ультра- или инфразвуковых колебаний. Психотронное воздействие очень мощно по своей природе, и, как скальпелем, им можно убить человека, а можно вылечить или сделать счастливым. Уже сейчас на Западе появились сообщения о создании приборов, лечащих акустическими волнами некоторые виды заболеваний, не говоря уже о музыкотерапии, имеющей древнейшие корни.

С большой долей правды и самоиронии мы можем признаться, что у каждого человека в памяти имеется ассоциативная матрица, заполненная по ходу жизни множеством шаблонов объектов и явлений, с которыми мы постоянно сравниваем окружающую нас действительность (т.е. то, что на нас воздействует). И самое печальное, что часто мы подменяем эту действительность её ассоциативным отражением, собранным из кирпичиков этой нашей ассоциативной матрицы. В этой подмене и заключается феномен майи, фокус, который она ежесекундно проделывает с каждым из нас .

Знание о силах природы берут свои истоки из Древнего Египта, где жил и писал свои труды Великий Посвященный . На базе герметизма сформировалась мистическая наука – алхимия, целью которой было показать пути к постижению сути вещей.

Стихия – это состояние пространства, которое является следствием работы определенных принципов Вселенной. Символы стихий - обозначения этих принципов или первоэлементов, из которых образованы все вещества космоса.

4 основных состояния пространства:

  • горячий;
  • холодный;
  • сухой;
  • влажный.

Элемент стихии формируется в результате взаимодействия пары принципов. Изменяя по одному принципу в паре, можно совершать превращения одного элемента стихии в другой.

Алхимические символы четырех стихий

Принципы стихий:

  • Земля: сухая и холодная;
  • Вода: влажная и холодная;
  • Воздух: теплый и влажный;
  • Огонь: теплый и сухой.

Если сложить все символы стихий в единую фигуру получим шестиконечную звезду – символ совершенной формы.


Шестиконечная звезда - символ единства 4-ех стихий природы

Но любая форма, даже самая совершенная - мертва, если она не наполнена жизнью. В древних философских учениях и алхимии одухотворяющим элементом является эфир или святой дух – великая сила творчества. Единение духа и тела Вселенной символически обозначается шестиконечной звездой с точкой в центре. Точка – обозначение пятого элемента мироздания.

Символы земли

Качества: женская, пассивная, твердая, нерушима я.

1. Архетип: Великая Мать, женское начало

Стихия земли – материальная основа и фундамент жизни. Ее образ – природа, плодородная мать.

Архетипические символы земли: Богородица, богини-покровительницы урожая, Великая Космическая мать.


Архетипические соответсвия стихии земля: 1) Третий Аркан Таро «Императрица»; 2) Богиня плодородия Деметра; 3) Пресвятая Богородица.

2. Форма: куб, алмаз

Распространенным символом земли является куб – самая устойчивая фигура трехмерного пространства. Кубическая форма присуща кристаллической решетке алмаза – камня, состоящего из самой плотной концентрации атомов углерода. Символом земли так же может быть любая упорядоченная структура или симметричная форма.

3. Числа: 6 и 4

Число 6 – знак совершенной формы является одним из символов земли. Так же этой стихии соответствуют фигуры: шестиугольник и шестиконечная звезда. Шестерка так же имеет отношение к кубу – геометрической фигуре с 6-тью сторонами.

Квадрат и ему соответствующее, число 4 так же связаны со стихией земли. Квадрат – одна из проекций куба на плоскости. Он символизирует: связь с материей, физический мир, физическое тело, устойчивость, выносливость и постоянство.


Символы земли: 1) Шестиконечная звезда. 2) Кристаллическая решетка алмаза. 3) Вихрь на северном полюсе Сатурна в виде правильного шестиугольника.

4. Сторона света и время: север, зима, ночь

Стихия земли соответствует твердому агрегатному состоянию вещества. Естественно, что сторона света этой стихии – Север, где все покрыто льдом; Время года – зима; Время суток – ночь.

5. Планеты: Сатурн и Венера

В силу твердости и устойчивости стихию земли связывают с Сатурном – планетой ограничений и порядка. Сатурн – это нерушимая скала Высшего Закона, которого никому не избежать.

Качества Сатурна: строгость, порядок, государство, власть, совесть, закон, мудрость, старость, ограничения, карма, основательность, аскетизм.

Великолепие форм – один из аспектов материального мира. Потому стихия земли так же связана с Венерой - древнеримской богиней любви и красоты.


Планеты стихии земля: Сатурн и Венера и их символические обозначения

6. Сфера бытия: материальный мир, природа

В системе Древа Жизни принципы земли отображают две сферы бытия: Бина – Великая Мать и Малкут – Мать Природа.

7. Чакра: муладхара

Земля – символ материальной природы нашего мира. Потому эта стихия соответствует энергетическому центру , ответственному за инстинкты выживания.

Символы воды

Качества: женская, пассивная, мягкая, гибкая .

1. Форма: чаши и сосуды

Символом воды может выступать чаша, кувшин или морская раковина. Чаша – это так же символ женского начала, воспроизводящих сил и изобилия. Вода - принцип вечной жизни и материнства.

2. Сфера бытия: астральный мир

Водная стихия на Древе Жизни представляет собой сферы Есод, что в переводе означает «форма». Здесь речь идет об астральных формах, образующихся во взаимодействии чувств и логики.

Вода – символ глубин подсознания, прозорливости и ясновидения. Эта стихия связывает нас с миром снов и видений, со сферой астральных форм.

Созерцание водной поверхности часто использовалось в практиках предвидения. Всматриваясь в глубину воды, прорицатель видел священные символы и мистические образы, которые всплывали из его подсознательного разума и которые являлись ответами на поставленный вопрос.


Символы воды: рыбы, морская раковина, чаша.

3. Время и место: запад, осень, вечер

С водой связывают самое дождливое время года – осень. Этому сезону соответствует время дня – вечер, сторона света – запад. Осень – так же время сбора урожая и подведения итогов года. А плодородие и урожай – тоже один из символов воды, о чем упоминалось выше.

4. Планеты: Луна и Нептун

Водной стихии соответствует планета Луна. Луна – покровительница женственности, материнства, эмоций, чувств и интуиции.

Водная стихия так же покровительствует планете Нептун. Эта планета связана с психикой, фантазиями и снами. Качества Нептуна: склонность к мистицизму, иллюзиям, обманчивым видениям, таинственность и туманность, но также и духовность, связь с Высшим «Я», медитативный разум.


Планеты водной стихии: Нептун и Луна

5. Чакры: Аджна и Свадхистана

Водные качества присущи двум энергетическим центрам: и Аджне. Первая ответственна за эмоции, получение удовольствий, тягу к продолжению рода. Вторая чакра – Аджна – это вода, как символ ясновидения и проницательности.

Символы воздуха

Качества: мужской, активный, подвижный

1. Форма: меч

Воздух ассоциируется с быстротой мысли и остротой ума. В соответствии с этим, символами воздуха являются мечи, пики и другие колющие и режущие предметы.

Опущенный острием вниз меч обозначает нисхождение созидающей божественной воли на землю. Меч, поднятый острием кверху – знак войны и разрушения.

2. Суть: свобода и дух

Белая птица – символическое изображение духа. В эзотерическом смысле это – осознанный творческий акт или действие, направленное на созидание. В христианской традиции Святой Дух изображается в виде белого голубя. А в Древнем Египте ястреб выступал символом человеческой души. Во многих традициях птица выступает символом воздуха – связующим звеном между небом и землей, между духовным и физическим.

3. Явление: ветер

Воздух обладает качествами легкости, подвижности и быстроты. При этом он может быть переменчив и внезапен, разрушителен и непредсказуем. Символ воздуха хранит в себе явления от легкого бриза до гигантского торнадо. Воздух – это движение во всех его проявлениях.


Символы воздуха: 1) Вихрь; 2) Меч увенчанный короной; 3) Белая птица - знак Святого Духа.

4. Место и время: восток, весна, утро

Воздух – стихия юности и нового рождения. Потому его часто соотносят с востоком – местом, где каждое утро рождается Солнце. В соответствии с этим, время года воздушной стихии – весна, время дня – утро.

5. Планета: Меркурий

Одним из символом стихии воздуха является самая близкая к Солнцу планета - Меркурий. Меркурий в древнеримской мифологии был покровителем торговли и путешествий, посредником между богами и людьми. Его атрибут – Кадуцей: палица с двумя обвивающимися вокруг змеями и увенчанная крыльями.

Качества Меркурия: скорость, хитрость, изворотливость, ловкость, мудрость, интеллект, красноречие, совершенный ум, переменчивость.


Бог воздушной стихии - Меркурий и его атрибуты: кадуцей и летучие сандалии с крылышками.

6. Чакры: анахата и вишудха

Символами воздуха так же выступают органы дыхания и соответствующие им энергоцентры: анахата и вишудха. – сердечная чакра, расположена в центре груди и ответственна за дыхание, проявление безусловной любви и сострадания. Вишудха – горловая чакра, расположена в районе щитовидной железы и несет функцию творческого самовыражения и связанной речи.

Символы огня

Качества: активный, мужской, быстрый, очищающий.

1. Форма: жезлы

В древности жезл, как атрибут власти и магической силы принадлежал духовной касте жрецов. Этот символ – обозначение высшей по иерархии стихии - огня. Жезл так же символизирует мужское активное начало, божественную искру, творческую идею, давшую начало всей Вселенной.

2. Место и время: Юг, день, лето

Символу огня соответствует самая жаркая сторона света – Юг, время года – лето и время дня – день. Эти символы огня указывают на его обжигающую природу и разрушительный аспект стихии. Солнечные лучи способны дать жизнь, но и отнять ее.

3. Явления: молния, взрыв, пламя

Стихия огня может проявлять различные аспекты своего характера. Качества явлений определяют качества соответствующих символов огня.

  • Солнечный луч – знак света Творца, символ его первозданное чистой природы.
  • Молния – это идея, мысль родившаяся в Высшем Сознании, и породившая мир.
  • Извергающийся вулкан – символ гнева, ярости, бешенства, разрушительной силы огня.
  • Пламя свечи - символ веры и духовности, путеводный огонек, надежда, свет истины во тьме.

Различные формы проявления стихии огня: пламя костра, электрический разряд молнии, взрыв вулкана

4. Планеты: Марс, Солнце

Разрушительные качества огня наиболее проявлены в природе Марса. Планета Марс – символ неконтролируемого и бушующего пожара, испепеляющего все вокруг. В Древнем Риме Марс был богом войны и разрушений. И в то же время его чтили, как покровителя и защитника Древнего Рима.

Другим символом огня выступает Солнце. Энергия Солнца дарует жизнь. Эта планета – центр и причина существования жизни на нашей земле. Солнце в древности часто отождествляли с самим Творцом. В древнем Египте светило называли именем Ра – и создателем мира.


Планеты огненной стихии: Солнце и Марс и их астрологические символы.

5. Чакры: манипура, муладхара, аджна, сахасрара

Символ огня может нести в себе самые разные качества. Соответственно, и в энергетической структуре человека эта стихия отображена сразу в нескольких центрах.

Манипура – чакра солнечного сплетения несет в себе солнечные качества: щедрость, лидерство, воля, первенство, благородство, стремление к власти. Муладхара содержит в себе энергию Марса, проявляющуюся в пробивной силе и мощи основных инстинктов. Аджна – это небесный огонь, электрическая природа мысли. Сахасрара – космическая чакра – это соединение с Самим Творцом, который есть – истина, исток и причина.

Принимайте участие!

Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.

Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.

Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!

Одаренные дети — кто они? Что такое способности, что такое одаренность? И чем отличаются способные дети от одаренных? Как распознать одаренного ребенка? У всех ли детей одаренность проявляется одинаково?Какие советы дать родителям даровитого ребенка при его воспитании? Об этом — в нашем вебинаре.

Читайте новые статьи

Современным ученикам не подходят традиционные методы преподавания. Им сложно не отвлекаясь сидеть над учебниками, а долгие объяснения вгоняют в скуку. В результате - отторжение от учёбы. Между тем приоритет визуальности в подаче информации - главная тенденция в современном образовании. Вместо того чтобы критиковать тягу ребят к «картинкам из Интернета», используйте эту особенность в положительном ключе и начните включать в план урока просмотр тематических видео. Зачем это нужно и как самим подготовить ролик - читайте в этой статье.