Южная Америка: рельеф и полезные ископаемые. Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые южной америки

Западно- Казахстанская область

Теректинский район

Аксуатская ОСОШ

Учитель географии

Иржанова Г.К.

Тема урока: Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки.

    класс.

Цель урока: изучить рельеф материка, их особенности;определить закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.

Оборудование: Физическая карта Южной Америки;

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: традиционная.

Ход урока:

1. Организационный момент: приветствие, проверка посещаемости.

2. Проверка домашнего задания.

1. Работа с таблицами.

Определите, к какому материку относится каждое высказывание, поставьте в нужной клетке знак «+».

Название материка

Номера вопросов

Южная Америка

1) Большая часть материка лежит в южном полушарии.

2) На западе омывается водами Атлантического океана.

3) Относительно нулевого меридиана материк расположен в западном полушарии.

4) Самый жаркий материк Земли, т.к. его большая часть расположена между тропиками.

5) Площадь материка около 30 тысяч км. кв.

6) Крайняя северная точка – м. Гальинас.

7) Омывается Тихим океаном на западе.

8) На севере граничит с Евразией.

9) Название материка произошло от названия берберского племени, которое когда-то проживало на севере материка.

10) На юге материка самый широкий из всех проливов Земли.

2. Проверка номенклатуры.

Учащиеся по очереди выходят к доске и показывают его на физической карте Южной Америки.

Перечень объектов номенклатуры:

1.Панамский перешеек.

2.Мыс Гальинас.

3.Перуанское течение.

4.Амазонская низменность.

5.Архипелаг Огненная Земля.

6.Мыс Париньяс.

7.Река Амазонка.

8.Мыс Горн.

9.Карибское море.

10.Магелланов пролив.

11.Острова Галапагосс

12.Мыс Каабу-Бранку

13.Панамский канал.

14.Горы Анды.

15.Бразильское течение.

3. Изучение нового материала.

Задание 1.

Откройте карту атласа «Строение земной коры», стр.4-5.

Вопросы: Что такое рельеф? Назовите крупные формы рельефа.

Задание2 .

1. Определите: какая литосферная плита лежит в основании материка? (Южно-Американская);

2. В какой части материка расположена горная система? (на западе);

3. Как возникли горы Анды? (в результате столкновения литосферных плит);

4. Какой возраст у этих гор? (горы молодые – область новой складчатости);

5. Почему восточная часть материка – равнинная? Что лежит в ее основании? (платформа)

Задание 3.

Составьте описание рельефа Южной Америки.

    Опорная схема:

Рельеф Южной Америки

Горный запад Равнинный восток

2. Описание рельефа.

Восток материка равнинный. Здесь нет действующих вулканов, землетрясения бывают редко. Крупные равнины Южной Америки – Амазонская, Ла-Платская и Оринокская занимают большие площади. Они лежат в прогибах платформы. Т.к. Равнины низменные, на них образовались крупные речные системы.

Большие площади на материке занимают плоскогорья – Гвианское и Бразильское. Часто они состоят из нескольких плато – участков с ровной поверхностью, но ограниченных от соседних территорий отчетливыми крутыми склонами.

Запад Южной Америки – гористый. Анды – самые длинные горы Земли. Высшая точка – г. Аконкагуа, 6960 м. Анды – молодые горы. Они начали подниматься после раскола Гондваны, растут до сих пор. Вдоль глубоких разломов образовались многочисленные вулканы – действующие и потухшие. Вулканы Анд являются частью Тихоокеанского огненного кольца. Часто происходят землетрясения, они сопровождаются камнепадами, обвалами, снежными лавинами.

Самое сильное землетрясение 20 века произошло именно в Южной Америке, в стране Чили. Это случилось 29 мая 1960 г. на Тихоокеанском побережье. В результате этой ужасной сейсмической катастрофы были полностью разрушены города Консепсьон, который существовал более 400 лет, превратились в развалины города Вальдивия, Пуэрто-Монт и другие. Погибло около 10 000 человек, более 2 млн. пострадали и остались без крова. Одной из отличительных особенностей этого катастрофического землетрясения было стремительное погружение основной части побережья под уровень океана.

«…Казалось непостижимым, - писал ученый Г.Тагиев, - что огромная полоса земли шириной 20-30 км и протяженностью 500 км могла внезапно опуститься и что площадь в 1,5 млн. га упала почти на 2 метра за какие-то 10 секунд…». Мощные подземные толчки вызвали рождение колоссального цунами.

3. Полезные ископаемые Южной Америки.

По одной из версий, в переводе с языка инков «Анды» означают медь, медные горы. Месторождения меди встречаются на всем протяжении Анд.

В какой части материка сосредоточены магматические полезные ископаемые, а в какой – осадочные?

Определите по карте на карту, какими полезными ископаемыми еще богаты Анды? (молибденовые руды, оловянные, серебряные алюминиевые и т.д.)

Какие полезные ископаемые есть на равнинном востоке материка? (нефть, газ, уголь – в прогибах земной коры, железные, марганцевые, никелевые руды – на плоскогорьях).

4. Закрепление изученного материала.

1. Подпишите на контурной карте следующие объекты: Бразильское плоскогорье, Гвианское плоскогорье, Амазонская низменность, Ла-Платская низменность, Оринокская низменность, горы Анды, г. Аконкагуа.

2. По плану составьте описание одной из форм рельефа Южной Америки.

1)В какой части материка расположена форма рельефа?

2) В каком направлении тянется?

3) Каковы приблизительные размеры?

4) Каковы наибольшая высота, преобладающие высоты?

5.Домашнее задание: параграф 41.

6.Итог урока: выставление оценок за работу на уроке.

МБОУ «Войковская средняя общеобразовательная школа Сорочинского района Оренбургской области »

Аннотация к уроку: урок является третьим по счету по теме «Южная Америка » в 7 классе . В структуре урока продумано применение технологии развивающего обучения (индивидуальная и групповая работа), технология личностно-ориентированного подхода (анализ карты «Строение земной коры»), здоровьесберегающая (физминутка).

Конспект открытого урока по географии

Учитель:

Цели и задачи урока:

Образовательные:

Сформировать представление о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых. Выявление взаимосвязей между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми Южной Америки

Развивающие

Развитие познавательного интереса у учащихся, их творческих способностей,

совершенствование работы с картами. Отрабатывать умение анализировать исходные данные и делать выводы. Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, географического мышления, логики, внимания.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культур, аккуратность работы с источниками географических знаний

Оборудование: физическая карта Южной Америки, настенная к/к мира, мультимедийная установка, учебник, атлас, контурные карты, презентация «Рельеф Южной Америки».

Ход урока.

I. Организационный момент.

Каждый урок географии эта очередная ступенька вашей лестницы познания. Это очередной шаг восхождения к вершине знаний. И чем больше таких шагов вы совершите за свою жизнь, тем выше ваш интеллектуальный уровень.

Поэтому начать урок я хочу с легенды вождя одного из племени, который посылал юношей на вершину Аконкагуа. Самую высокую точку Южной Америки.

«Идите, пока хватит сил. Кто устанет, пускай вернется домой. Но пусть каждый принесет мне ветку с того места, где он свернул с дороги», говорил вождь . Вскоре первый вернулся с дороги и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: « Ты не был даже у подножия горы». Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: «Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение». Третий с веткой тополя, заслужил похвалу: «Ты добрался до родника». Подобное поощрение было и к четвертому. Последний юноша пришел с пустыми руками. Но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: «Тебе не нужна ветка-самвол. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоем голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всем ее величии».

Каждый из вас может сегодня уйти с урока с такими же сияющими глазами. С чувством победы познания нового. Но для вашей победы нужно ваше внимание и кропотливая работа.

На уроках географии почти каждый урок познания начинается с карты и сейчас мы начинаем работать именно с ней.

II. Опрос домашнего задания:

1 уч-ся на к/к наносит объекты ГП Южной Америки

2 уч-ся наносит на к/к объекты ГП Африки

3 уч-ся наносит объекты ГП Австралии

Вопросы для фронтального опросы параграфов:

1. Площадь Южной Америки? (18 млн. км2).

2. Площадь Африки? (30,3 млн. км2).

3. Площадь Австралии и Океании? (около 9 млн. км2)

4. Какие климатические пояса пересекают Африку? (экваториальный, субэкваториальные, тропические, субтропические).

5. Какие климатические пояса пересекают Австралию? (суэкваториальный, тропический. Субтропический, умеренный).

6. Какие климатические пояса пересекают Южную Америку?

(экваториальный, субэкваториальные, тропический, субтропический, умеренный).

III. Мотивация

Мы с вами вспомнили материал предыдущих уроков. Сегодня мы продолжим изучать Южную Америку, но для того чтобы определить тему урока послушайте следующие строки:

(Слайд 1)

Посмотреть на карту надо,
Горы там зовутся Анды,

В переводе эта твердь.

Означает слово медь.
Тут в былые времена,

Прогибалась земля,
А другая поневоле,
Превратилась в плоскогорье.
Где комфортно, без проблем?
Лима, Кито иль Белен?
На востоке жить остаться,
Иль на запад перебраться?

Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим?

Ученики: О рельефе Южной Америки и его особенностях.

Учитель: Совершенно верно, тема урока: «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки». (Слайд 2)

Учитель: Что вы знаете о рельефе материка? Запишите это в свои таблицы. (Учащиеся заполняют первый столбик таблицы). (Слайд 3 )

Знал

(примерные варианты)

Узнал

Хочу узнать

(примерные варианты)

«Теперь я вас попрошу заполнить 3 столбик нашей таблицы и написать, что бы вы хотели узнать о рельефе Южной Америки?»

Учащиеся заполняют 3 столбик. После заполнения кратко обсуждаются записи.

IV. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с рельефом Южной Америки, выясним закономерности размещения форм рельефа и полезных ископаемых на территории материка, построим цепочку причинно-следственных связей между рельефом, полезными ископаемыми и внутренним строением материка. (Слайд 4 )

Учитель: Давайте вспомним материал прошлых уроков.

§ Что такое рельеф; (совокупность неровностей суши, дна океанов и морей, разнообразных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту и истории развития).

§ Какие основные формы рельефа вы знаете? (Равнины и горы)

§ На какие виды по высоте делятся равнины; (низменности-200 м, возвышенности – до 500 м, плоскогорья – выше 500 м).

§ Как горы делятся по высоте? (низкие, средние, высокие)

§ Что такое платформа; (обширные малоподвижные участки земной коры наиболее устойчивые глыбы, создающие твердый ее каркас)

§ Каким участком земной коры является пограничная область между литосферными плитами; (сейсмическим поясом).

§ Что происходят на сейсмическом поясе? (землетрясения и извержения вулканов)

§ На какие группы делятся полезные ископаемые по происхождению; (осадочные, магматические)

Для того чтобы более подробно изучить строение земной коры и рельеф Южной Америки нам необходимо поработать с картами. (Слайд 5)

Групповая работа :

1. Выявите закономерность размещения рельефа на материке (горы на западе, равнины на востоке).

2. Какими причинами можно объяснить расположение гор на западе, а равнин на востоке. Разное тектоническое строение (на западе складчатая область - кайонозойская, а востоке платформа – Южно-Американская)

3.На какой литосферной плите располагается Южная Америка? (Южно-Американская)

4. С какими литосферными плитами она граничит? (Антарктическая, Африканская, Северо - Американская, Тихоокеанская).

5 . Что происходит на границе литосферных плит на западе материка? (сталкиваются материковая и океаническая)

6. Какие формы рельефа выделяются на материке? (горы, низменности, плоскогорья)

7. В какой части материка располагаются равнины? Назовите и покажите их на карте. (Восток материка. Амазонская низменность, Ла-Платская низменность, Бразильское и Гвианское плоскогорье)

7. Где на материке располагаются горы? Назовите и покажите их на карте. (Запад материка, Анды)

На основе выявленных знаний заполните схему и сделайте вывод. (Слайд 6)

Вывод: (проверка схемы) размещение основных форм рельефа зависит от внутреннего строения земной коры. (Слайд 7)

V. ФИЗМИНУТКА для глаз

Учитель: следите за семи передвижениями на экране

Учащиеся наносят на контурную карту формы рельефа (Слайд 8)

· Анды (Аконкагуа, 6960м.)

· Гвианское плоскогорье

· Бразильское плоскогорье

· Оринокская низменность

· Амазонская низменность

· Лаплатская низменность

Учитель: Мы с вами выяснили, что рельеф Южной Америки неоднородный. Запад – горный, восток равнинный.

Давайте немного остановимся на Андах.

Сообщение учащегося (Слайд 9-10).

Анды - самая длинная в мире горная цепь, 9000 км.

(Слайд 11)

Полезные ископаемые . (Слайд 12)

Назовите, какими полезными ископаемыми богаты разные части материка. К какой группе по происхождению они относятся?

Подумайте, от чего зависит такое размещение полезных ископаемых на материке (от геологического строения).

Задание:

Учитель: С помощью карт атласа выпишите полезные ископаемые, характерные для разных частей Южной Америки. (Слайд 13)

Учащиеся проверяют схему. (Слайд14)

VI. Закрепление

VII. «Мы с вами много узнали о рельефе Южной Америки.

Давайте обобщим накопленную информацию: (Слайд 15)

1. Ю. А. имеет разнообразный рельеф потому, что… (имеет сложное тектоническое строение на западе - кайнозойская складчатость – горы, а востоке Южно-Американская платформа)

2. Анды – молодые горы потому, что… (кайонозойская складчатость самая молодая)

3. На материке присутствуют различные виды полезных ископаемых потому, что… (разное тектоническое строение, платформам соответствуют полезные ископаемы - осадочное происхождения, а складчатым областям – магматического происхождения)

Тест: (Слайд16)

1. Высшая точка Анд:

а)г. Чимборасо;

б)г. Аконкагуа;

в) г. Ильямпу;

2. Восток материка расположен на:

а) древней платформе;

б) молодой платформе;

в) границе литосферных плит;

3. Горы Анды протянулись на:

4. О продолжении горообразования Анд свидетельствует:

а) их протяженность;

б) частые землетрясения;

в) оледенение;

5. Анды образовались на:

а) платформе;

б) границе литосферных плит;

в) материковой области;

6. В Южной Америке находится величайшая равнина мира:

а) Оринокская;

б) Бразильская;

в) Амазонская.

Учащиеся проверяют тест (слайд № 17)

Теперь давайте вернёмся к нашей таблице и заполним средний столбец.

(слайд № 18)

Знал

(примерные варианты)

Узнал

Хочу узнать

(примерные варианты)

Анды на западе, высшая точка гора Аконкагуа, равнинный восток и др.

Особенности рельефа материка, разнообразие рельефа. Полезные ископаемые, характерные для Южной Америки и др.

Как сформировался рельеф материка, каково геологическое строение материка и какие полезные ископаемые приурочены к той или иной форме рельефа и т. д.

VIII. Домашнее задание (Слайд 19)

§ Параграф 41, к/к – все учащиеся класса;

§ составить кроссворд по теме «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки» - 1 группа уч-ся

IX. Подведение итогов урока

Рефлексия

На заключительном этапе урока предлагаю вам дать оценку
своей работы на уроке:

1. Было ли тебе интересно на уроке?

2. Сумел ли ты приобрести новые знания и умения на уроке?

3. Сумел ли ты применить свои знания?

4. Какой отметкой ты бы оценил свою работу на уроке?

Сообщение

Название «АНДЫ» от анта, на языке инков - медь, медные горы.

Анды - самая длинная в мире горная цепь, 9000км.

Аконкагуа самый высокий в мире потухший вулкан - высшая точка Южной Америки, западного и южного полушарий.

Происхождение названия горы точно неизвестно, существующие выводят его из арауканского («с другой стороны реки Аконкагуа») или от Ackon Cahuak, что на языке кечуа означает «Каменный страж».

Гора возникла при столкновении тектонических плит.

Мощная горная система Анд, образует часть тихоокеанского «Огненного кольца": здесь много вулканов, часты землетрясения.

Карточка № 1

Нанести на к/к «АФРИКИ»:

1.м. Бен-Секка

2. м. Игольный

3. м. Альмади

4. м. Рас-Хафун

5.Средиземное море

6. Гвинейский з-в

7. Красное море

8. Баб-эль-Мандебский пролив

Карточка № 2

Нанести на к/к «Австралии»:

2. м. Саут-Ист-Пойнт

3. м. Саут-Ист-Кейп

4. м. Стип Пойт

5. м. Байрон

6. залив Карпентария

7. Бассов пролив

8. О. Тасмания

Карточка № 3

Нанести на к/к «Южной Америки»:

1. М. Галиньяс

2. М. Фроуард

4. М. Париньяс

5. М. Кабу-Бранку

6. Карибское море

7. Залив Ла-Плата

8. Панамский канал

Знал

Узнал

Хочу узнать

Знал

Узнал

Хочу узнать

Знал

Узнал

Хочу узнать

Знал

Узнал

Хочу узнать

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Савельевская средняя общеобразовательная школа

имени Мусы ДанилбековичаГазимагамадова»

Наурского муниципального района

Чеченской Республики

Тема: Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки

7 « А» класс

Учитель: Гумакаева А.Р.

Тема: «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки»

Цели и задачи урока:

Сформировать представление о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых. Выявление взаимосвязей между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми Южной Америки.

Развивающие

Развитие познавательного интереса у учащихся, их творческих способностей, совершенствование работы с картами. Отрабатывать умение анализировать исходные данные и делать выводы. Активизация познавательной деятельности учащихся, развитее интереса к предмету, географического мышления, логики, внимания.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культур, аккуратно работы с источниками географических знаний.

Оборудование: Физическая карта Южной Америки, настенная к /к мира, мультимедийная установка, учебник, атлас, контурные карты, презентация «Рельеф Южной Америки».

Ход урока.

    Организационный момент.

Каждый урок географии это очередная ступенька вашей лестницы познания. Это очередной шаг восхождения к вершине знаний. И чем больше таких шагов вы совершите за свою жизнь, тем выше ваш интеллектуальный уровень.

Поэтому начать урок я хочу с легенды вождя одного из племени, который посылал юношей на вершину Аконкагуа. Самую высокую точку Южной Америки.

«Идите, пока хватит сил. Кто устанет, пускай вернется домой. Но пусть каждый принесет мне ветку с того места, где он свернул с дороги», говорил вождь. Вскоре первый вернулся с дороги и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: «Ты не был даже у подножия горы». Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: «Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение». Третий с веткой тополя, заслужил похвалу: «Ты добрался до родника». Подобное поощрение было и к четвертому. Последний юноша пришел с пустыми руками. Но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: «Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоём голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всем её величии».

Каждый из вас может сегодня уйти с урока с такими же сияющими глазами. С чувством победы познания нового. Но для вашей обеды нужно ваше внимание и кропотливая работа...

    Опрос домашнего задания.

    Тест-Блеф 3 минут- взаимопроверка.

Вопросы для фронтального опросы параграфов:

    Назовите особенности географического положения Южной Америки о плану:

Как расположен материк относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков, полярных кругов?

Назовите крайние точки материка.

В каких климатических поясах лежит Южная Америка?

Какими морями и океанами омывается материк?

Как расположен материк относительно других материков?

Кто является первооткрывателем материка?

Второй открыватель Южной Америки.

Кто открыл Южную Америку?

Почему назвали её Америкой?

    Мотивация.

Мы с вами вспомнили материал предыдущих уроков. Сегодня мы продолжим изучать Южную Америку, но для того чтобы определить тему урока послушайте следующие строки:

Посмотреть на карту надо,

Горы там зовутся Анды,

В переводе эта твердь.

Означает слово медь.

Тут в былые времена,

Прогибалась земля,

А другая поневоле,

Превратилась в плоскогорье.

Где комфортно, без проблем?

Лима, Кито иль Белен?

На востоке жить остаться,

Как вы думаете, о чем сегодня поговорим?

Ученики: О рельефе Южной Америки и его особенностях.

Учитель: Совершенно верно, тема урока: «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки».Затерянный мир.

Учитель: Что вы знаете о рельефе материка? Запишите это в свои таблицы. (Учащиеся заполняют первый столбик таблицы).(Слайд 3)

Анды на западе, высшая точка гора Аконкагуа, равнинный восток и др. Как сформировался рельеф материка, каково геологическое строение материка и какие полезные ископаемые приурочены к той или иной форме рельефа и т.д.

«Теперь я вас попрошу заполнить 3 столбик нашей таблицы и написать, чтобы вы хотели узнать о рельефе Южной Америки?»

Учащиеся заполняют 3 столбик. После заполнения кратко обсуждаются записи.

    Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с рельефом Южной Америки, выясним закономерности размещения форм рельефа и полезных ископаемых на территорий материка, построим цепочку причинно-следственных связей между рельефом, полезными ископаемыми и внутренним строением материка.(Слайд 4)

Учитель: Давайте вспомним материал прошлых уроков

§ Что такое рельеф;(совокупность неровностей суши, дна океанов и морей, разнообразных по очертаний, размерам, происхождению, возрасту и истории развития).

§ Какие основные формы рельефа вы знаете?(Равнины и горы)

§ На какие виды по высоте делятся равнины;(низменности – 200 м,

Возвышенности – до 500м, плоскогорья – выше 500 м,)

§ Что такое платформа;(обширные малоподвижные участки земной коры наиболее устойчивые глыбы, создающие твердый ее каркас)

§ Каким участком земной коры является пограничная область между литосферными плитами;(сейсмическим поясом).

§ Что происходит на сейсмическом поясе?(землетрясение и извержение вулканов)

§ На какие группы делятся полезные ископаемые по происхождению; (осадочные, магматические)

Для того чтобы более подробно изучить строение земной коры и рельеф Южной Америки нам необходимо поработать с картами.

Групповая работа:

1.Выявите закономерность размещения рельефа на материке (горы на западе, равнины на востоке)

2. Какими причинами можно объяснить расположение гор на западе, а равнин на востоке. Разное тектоническое строение(на западе складчатая область- кайнозойская, а востоке платформа- Южно- Американская)

3. На какой литосферной плите располагается Южная Америка?(Южно- Американская)

4.С какими литосферными плитами она граничит?(Антарктическая, Африканская, Северо - Американская, Тихоокеанская)

5.Что происходит на границе литосферных плит на западе материка?(сталкиваются материковая и океанская)

6. Какие формы рельефа выделяются на материке?(горы, низменности,плоскогорья)

7. В какой части материка располагаются равнины? Назовите и покажите их на карте. (Восток материка. Амазонская низменность, Ла- Платская низменность, Бразильское и Гвианское плоскогорье)

8. Где на материке располагаются горы? Назовите и покажите их на карте.(Запад на материка. Анды.)

На основе выявленных знаний заполните схему и сделайте вывод (Слайд 6)

Вывод: размещение основных форм рельефа зависит от внутреннего строения земной коры.(слайд 7)

Учащиеся наносят на контурную карту формы рельефа (Слайд 8)

Анды (Аконкагуа,6960м.)

Гвианское плоскогорье

Бразильское плоскогорье

Оринокская низменность

Амазонская низменность

Ла- Платская низменность

Учитель: Мы с вами выяснили,что рельеф Южной Америки неоднородный.Запад –горный,восток равнинный.

Давайте немного остановимся на Андах.(ролик Анды 2 минуты.)

Сообщение учащегося (Слайд 9-10).Название Анды от анта на мязыке инков –медь,медные горы.Анды –самая длинная в мире горная цепь,9000км.Аконкагуа самый высокий потухший вулкан –Высшая точка Южной Америки,западного и южного полушарий.

Происхождения название горы точно не известно, существующие выводят его из арауканского (с другой стороны реки Аконкагуа) или от Акон Гахук что на языке кечуа означает «Каменный страж».

Гора возникла при столкновении тектонических плит.Мощная горная система Анд,образует часть тихоокеанского «Огненного кольца»:здесь много вулканов,часты землетрясения.(Слайд 11)

Полезные ископаемые.(Слайд 12)

Назовите, какими полезными ископаемыми богаты разные части материка.К какой группе по происхождению они относятся?

Подумайте,от чего зависит такое размещение полезных ископаемых на материке(от геологического строения).

Задание: С помощью карт атласа выпишите полезные ископаемые,характерные для разных частей Южной Америки.(Слайд 13)

Учащиеся проверяют схему.Слад 14)

6. Закрепление

Мы с вами много узнали о рельефе Южной Америки.

Давайте обобщим накопленную информацию(Слайд 15)

    Южная Америка имеет разнообразный рельеф потому, что …(имеет сложное тектоническое строение на западе –кайнозойская складчатость –горы, а востоке Южно –Американская платформа)

    Анды –молодые горы потому, что …..(кайнозойская складчатость самая молодая)

    На материке присутствуют различные виды полезных ископаемых потому. что ….(разное тектоническое строение. платформам соответствуют полезные ископаемые –осадочное происхождения, а складчатым областям – магматического происхождения)

Тест (Слайд 16)

1.Высшая точка Анд:

А) г. Чимборасо;

Б)г.Аконкагуа;

В)г.Ильямпу

2. Восток материка расположен на:

А)древней платформе

Б)молодой платформе

В)границе литосферных плит

3.Горы Анды протянулись на:

4.О продолжения газообразования Анд свидетельствуют:

А) их протяженности

Б)частые землетрясения

В)оледенения

5.Анды образовались на:

А)платформе

Б)границе литосферных плит

В)материковой области.

6.В Южной Америке находятся величайшая равнина мира:

А)Оринокская

Б)Бразильская

В)Амазонская

Учащиеся проверяют тест (Слайд 17)

Теперь давайте вернемся к нашей таблице и заполним средний столбец.(Слайд 18)

Хочу узнать

Релаксация:

Учитель: Давайте минуту посидим молча. и мысленно вспомним весь наш урок.Закройте глаза пройдем самую большую равнину мира и медленно поднимемся вверх на самую большую равнину мира и медленно поднимаемся вверх на самую высокую вершину Южной Америки –гору Аконкагуа.

Найти свое место на лесенке успеха по итогам урока.Прикрепить смайлики.

8. Домашнее задание (Слайд 19)

Параграф 41 . к/к –все учащиеся класса.

1Простые вопросы.

2) Более сложные вопросы.

Составить кроссворд по теме «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки.»

Цели и задачи:

  • Сформировать у учащихся общее представление о рельефе Южной Америки, познакомить с расположением и основными чертами крупных формам рельефа материка.
  • Установить взаимосвязь между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых.
  • Продолжить формирование у учащихся умения устанавливать причинно-следственные связи, работая с различными географическими картами.
  • Воспитывать у школьников любознательность, бережное отношение к природе, самостоятельность; развивать интерес к географии.

Учебно-наглядный комплекс: физическая карта мира, тектоническая карта мира, физическая карта Южной Америки, видеофильм, презентация «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки».

Методы и формы: наглядный, объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, репродуктивный, самостоятельная работа.

Тип урока: комбинированный.

Номенклатура: Анды, г.Аконкагуа, вулкан Льюльяльяко, Амазонская низменность, Оринокская низменность, Ла-Платская низменность, Бразильское плоскогорье, Гвианское плоскогорье.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация знаний

– Любите ли вы путешествовать? Сегодня мы отправимся в путешествие по Южной Америке.
– Что вы знаете о природе этого материка?

Демонстрация фильма о природе Южной Америки.

– Что вас поразило в фильме? Каковы ваши впечатления?
– Скажите, пожалуйста, что мы будем изучать на уроке? (Презентация , слайд 1)
– А кроме рельефа рассмотрим ещё и полезные ископаемые. Но сначала давайте немного вспомним.

  • Кем и когда была открыта Южная Америка? (Х.Колумб, 1492 год)
  • А почему же она получила такое название, в честь кого? (Америго Веспуччи первым высказал мысль об открытии новых земель)
  • Покажите на карте крайние точки материка. Какими океанами и морями он омывается?

III. Изучение нового материала

– А каковы особенности рельефа Южной Америки? (Cлайд 2)
Откройте физическую карту Южной Америки в атласе. Каков общий характер поверхности материка?
На какие части можно разделить материк по высоте?
Как же образовался современный рельеф материка? Почему выделяются горный Запад и равнинный Восток? (§41, карта «Строение земной коры» стр. 4-5)
Равнинный Восток расположен на древней Южноамериканской платформе, а горный Запад – результат столкновения двух литосферных плит Тихоокеанской и Южноамериканской. В основании этой части материка лежит молодая кайнозойская складчатость.
Столкновения океанической и континентальной литосферных плит приводят к частым землетрясениям и извержениям вулканов. Наиболее мощные землетрясения происходят каждые 10-15 лет. Последние разрушительные землетрясения случились в 1960, 1970 и 1985 годах.

– Какие формы рельефа расположены на материке? Покажите их на карте.

– А сейчас я предлагаю вам заполнить схему «Особенности рельефа Южной Америки». Схемы лежат у вас на столах. Работа будет осуществляться в парах. (Cлайд 3)

Вывод: размещение основных форм рельефа зависит от внутреннего строения земной коры.
Проверка выборочная, один ученик называет одну особенность.

– Вот что у вас должно получиться. (Cлайд 4)

Посмотреть на карту надо,
Горы там зовутся Анды.
В переводе эта твердь
Означает слово «медь».
Тут в былые времена
Прогибалась вся земля,
А другая поневоле
Превратилась в плоскогорье.

– Что нового вы узнали об Андах из стихотворения?
– Давайте сейчас совершим небольшое путешествие по разным районам Южной Америки. И сначала побываем в Андах. (Cлайд 6)
Анды – самая длинная в мире горная цепь, протяжённость 7 600 км. Название «АНДЫ» от анта, на языке инков - медь, медные горы.
Здесь расположена гора Аконкагуа – самый высокий в мире потухший вулкан – высшая точка Южной Америки, западного и южного полушарий. (Cлайд 7)
Происхождение названия горы точно неизвестно, существующие мнения выводят его из арауканского («с другой стороны реки Аконкагуа») или на языке кечуа означает «Каменный страж».
Гора возникла при столкновении тектонических плит Наска и Южно-Американской.
Льюльяльяко – самый высокий из действующих вулканов планеты, пятый по высоте вулкан в мире и седьмая по высоте вершина западного полушария. Располагается в одном из самых сухих мест в мире (пустыня Атакама), снеговая линия на западном склоне превышает 6,5 тысяч метров (наивысшее положение снеговой линии на земле).
Последнее взрывное извержение датируется 1877 годом. (Cлайд 8)
Мощная горная система Анд, образует часть тихоокеанского «Огненного кольца": здесь много вулканов, часты землетрясения. (Cлайд 9)
А на востоке раскинулась самая большая на Земле низменность – Амазонская. Её площадь более 5 млн км?. По территории низменности протекает самая полноводная река мира – Амазонка. (Cлайд 10)
На древних породах, перекрытых лавовыми покровами находится Бразильское плоскогорье. (Cлайд 11)
В северной части Южной Америки раскинулось Гвианское плоскогорье . (Cлайд 12)

– А если заглянуть вглубь земной коры? (Cлайд 13)
Южная Америка богата месторождениями полезных ископаемых. Здесь найдены нефть, газ и уголь. Есть месторождения железных, марганцевых, серебренных, медных руд, залежи бокситов, содержащих алюминий. На территории Чили разведаны месторождения природной селитры.
Размещение полезных ископаемых связано с особенностями рельефа и тектонического строения материка. Южную Америку можно разделить на три части: выступы плоскогорий на платформе, прогибы низменностей на платформе и области новой складчатости Анд.
(Cлайд 14)
На столах у вас лежит ещё одна схема, которую нужно закончить. Поработайте в парах. Поработайте четвёрками, помогите друг другу.

Вот что у вас должно получиться. (Cлайд 15)

IV. Обобщение

Сравните рельеф Южной Америки с рельефами ранее изученных материков, определите черты сходства и различия и объясните причины. (Cлайд 16)

V. Домашнее задание (Cлайд 17)

§ 41
на контурной карте обозначить крупные формы рельефа материка.

Рельеф Южной Америки разнообразен и контрастен. По характеру строения поверхности на материке выделяют две части. На большей восточной части преобладают низменные, возвышенные равнины и плоскогорья, на западе – самые длинные горные цепи Анд.

Низменные равнины (Амазонская, Оринокская, Ла-Платская) имеют плоский рельеф и сложены морскими и озерно-речными отложениями. Рельеф западной части материка – результат взаимодействия нескольких литосферных плит, на граница которых происходят горообразовательные движения.

Формирование Анд началось еще в палеозое и не закончилось до сих пор. Анды продолжают подниматься, извергаются вулканы, происходят сильные землетрясения.

Южная Америка богата месторождениями полезных ископаемых. К древним щитам платформы приурочены богатейшие месторождения железных, марганцевых, никелевых руд, урана, залежи бокситов, содержащих алюминий. Во впадинах и прогибах платформы обнаружены нефть, природный газ, уголь. В Андах найдены месторождение цветных и редких металлов. Например, известный "оловяный пояс" Боливии тянется с севера на юг на 940 км. В Андах расположены крупнейшие в мире месторождения медных руд, а также руд молибдена, серебра, вольфрама, свинца и цынка. Из нерудных ископаемых на побережье Тихого океана и в предгорьях Анд добывают серу, бор, йод, селитру. В межгорных котловинах есть нефть.

Южную Америку составляют два основных геологических элемента: Анды – складчатый горный пояс на востоке и Южноамериканская горная платформа. За все время своего существования платформа опускалась и поднималась несколько раз. На опустившихся участках накапливались осадочные породы, на поднявшихся – кристаллические породы. Из-за различной скорости поднятия происходило растрескивание земной коры, и выплескивание лавы на поверхность.

Материк, благодаря особенностям внутреннего строения, можно условно разделить на две части:

1. Обширные низменности.

Формы рельефа Южной америки

Ла-Платы, Оринокська и Амазонская низменности, находящиеся в прогибах Южноамериканской платформы, занимают почти половину площади материка.

2. Плоскогорья. На востоке Гвианское и Бразильское плоскогорья образованы выступлениями фундамента. Кое-где их высота достигает 3000 м. Плоскогорья на материке испещрены многочисленными речными долинами, что можно увидеть, если просмотреть видео на английском .

Центральная часть Гвианского плоскогорья примечательна огромными плосковершинными массивами, стены которых почти вертикальные. Она изрезана пропастями и глубокими каньонами, но с большой высоты кажется, что поверхность абсолютно ровная.

Вдоль тихоокеанского побережья протянулась горная система Анд, средние высоты которой составляют от 3000 до 5000 м. самая высокая точка – гора Аконкагуа (6960 м). Это молодые горы, сильные землетрясения и вулканизмы происходят здесь и сейчас, в результате чего образовались вулканы Сан-Педро и Котопахи .

На Гвианском и Бразильском плоскогорьях добывают золото, уран, алюминий, марганец, железную руду. В Андах находятся месторождения драгоценных камней, цинковых, свинцовых и медных руд.

Благодаря засушливому климату на западе южноамериканского континента в сухих водоемах образовались залежи чилийской серы, являющейся сырьем для азотного удобрения и йода.

Вулканические явления в Андах способствовали образованию залежей строительных материалов и серы. В предгорьях и прогибах платформы в осадочных отложениях имеются залежи газа, нефти, каменного угля. На побережье Каспийского моря и в предгорьях Анд сосредоточены крупнейшие месторождения нефти.

Южная Америка. ФИЗИКО- ГЕГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ.

Площадь материка составляет 17,8 млн.кв.км без островов и 18,3 млн.кв.км с островами. Протяженность с севера на юг по -70 гр. з.д. превышает 7500 км, с запада на восток (в самой широкой части) более 45оо км. Южная Америка в северной части пересекается экватором. Крайняя северная точка мыс Гальиньяс, 13 гр. с.ш.; крайняя южная материковая точка мыс Фроуэрд, 54 гр. ю.ш., островная мыс Горн, 56 гр. ю.ш. Материк полностью лежит в западном полушарии. Крайняя западная точка мыс Париньяс, 81 гр. з.д.; крайняя восточная точка мыс Кабу-Бранку, 34 гр. з.д.

Южная Америка лежит в экваториальном, двух субэкваториальных, двух тропических климатических поясах; южная часть расположена в субтропиках и в умеренном поясе.

Материк связан с Северной Америкой Панамским перешейком и отделен от нее Панамским каналом, от Антарктиды отделяется проливом Дрейка.

Геологическое строение и основные формы рельефа Южной Америки

Омывается на западе Тихим океаном, на юге поливом Дрейка, на востоке Атлантическим океаном, на севере Карибским морем бассейна Атлантического океана. На севере проходит теплое Северное Пассатное течение, на северо-востоке — теплое Гвианское течение, на востоке — теплое Бразильское течение, на юго-востоке — холодное Фолклендское течение, на юге — холодное течение Западных Ветров, на западе — холодное Перуанское течение, на северо-западе — теплое течение Эль-Ниньо. Береговая линия слабо изрезана. Небольшие заливы находятся в устьях рек (Ла-Плата, Маракайбо). Прилегающие острова: на севере — Малые Антильские, на юго-востоке — Фолклендские (Мальвинские), на юге — Огненная Земля, на юго-западе — Чилийский архипелаг. Географическое положение материка в основном в низких широтах определяет преобладание тропических типов ландшафтов — «царство тропической природы».

ТЕКТОНИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ, РЕЛЬЕФ, ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ.

Рельеф Южной Америки асимметричен. Большая часть материка занята обширными равнинами разных высот. На западе располагается одна из высочайших горных систем мира — Южноамериканские Кордильеры (Анды). Средняя высота материка 580 м, самая высокая точка — гора Аконкагуа 6960 м, самая низкая — полуостров Вальдес -40 м. Особенности рельефа определяются тектоническим строением. В основании Южной Америки лежит древняя Южно-Американская платформа с фундаментом докембрийского возраста. В пределах платформы находятся крупные щиты на севере и востоке, которым соответствуют Гвианское и Бразильское плоскогорья. В пределах Гвианского плоскогорья происходили мощные блоковые процессы, поэтому плоскогорье имеет сильно расчлененный рельеф. Самая высокая точка — гора Рорайма 2771 м, средние высоты от 500 до 1000 м.

Бразильское плоскогорье соответствует трем щитам: Южно-Амазонскому, Восточно-Бразильскому, Западно-Бразильскому. Это плоскогорье полого повышается с севера и северо-запада на юго-восток. Самая высокая точка -гора Бандейра 2890 м. В пределах этой территории шел активный магматизм, здесь встречаются траппы, вулканические плато. Эта территория закончила

свое формирование. Здесь образуются пенеплены (поверхности выравнивания, денудационные равнины).

Между щитами расположены синеклизы (прогибы) фундамента платформы, которые заполнены мощными толщами осадочных пород. Им соответствуют обширные низменные равнины Южной Америки: Амазонская, Ла-Платская, Оринокская.

На западе к платформе примыкает область складчатости альпийского возраста, которая сформировалась в кайнозое в результате субдукции плиты Наска и Южно-Американской литосферной плиты. Этой области складчатости соответствуют Анды, относящиеся к высоким и высочайшим горам. Самая высокая точка — гора Аконкагуа 6960 м. Процессы горообразования здесь еще не завершились и сопровождаются землетрясениями и вулканизмом (вулканы Котопахи, Чимборасо). Тектонические процессы сильны в Карибских, Северных и Южных Андах, спокойны в Центральных и Патагонских Андах. Анды состоят из параллельных хребтов. Сближаясь, они образуют горные узлы, а там, где хребты расходятся, лежат Центральноандийские нагорья и плоскогорья высотой 3500-4000м.

Южная Америка обладает огромной ресурсной базой полезных ископаемых. Рудные приурочены к выходам кристаллического фундамента на поверхность и к Андийскому складчатому поясу. Нерудные — к чехлу осадочных пород платформы. В древних магматических и метаморфических породах и корах выветривания образовались значительные месторождения железа (Минас-Жейрас — Бразилия), марганца, бокситов, титановых и урановых руд. Здесь сосредоточены запасы бериллия, ниобия, циркония, тантала. Существенную роль играют жильные месторождения золота и алмазов в Бразилии. На Гвианском плоскогорье находятся крупные месторождения железной руды, бокситов и золота, на территории Перу и Чили в Андийском поясе сосредоточены крупные запасы меди, в Боливии — оловянный пояс. В Колумбии добывают изумруды. В осадочном чехле Оринокской, Амазонской и Ла-Платской низменностей — месторождения нефти, особенно на территории Венесуэлы. В Атакаме сосредоточено 99% мировых запасов селитры.

Южная Америка — самый влажный материк на Земле, но не такой жаркий, как Африка, так как южная часть лежит в умеренном поясе. В пределах материка формируются экваториальный, два субэкваториальных, два тропических климатических пояса; южная часть лежит в субтропиках и в умеренном поясе.

В целом климат Южной Америки более разнообразен, чем климат Африки и Австралии. Среднегодовые температуры на большей части материка от +20 до +28 и только на юге эти показатели ниже (от +8 зимой до + 16 летом). Максимальная зарегистрированная температура +46 (г. Кордова), минимальная -33 (г. Сарьенто). Огромное влияние на климат Южной Америки оказывает Антарктида, со стороны которой в умеренный и даже субтропический пояс врывается холодный ветер памперо. В Патагонии температура может понизиться летом до 0, зимой до -30; в субтропиках на юге Бразильского плоскогорья летом до +15, зимой до +8.

Распределение осадков крайне неравномерно, но величина слоя осадков огромна — в среднем 1700 мм. Слой стока в гидрографическую сеть 700 мм. Эти величины вдвое превышают среднеземные показатели. Максимальное

количество осадков выпадает в западной части Амазонской низменности (3000-4000 мм), на западных склонах экваториальных Анд (до 7000 мм) и на западных склонах Патагонских Анд (до 4000-5000 мм). Минимальное количество осадков — внутриконтинентальные районы тропического пояса, юг Ла-Платской низменности, зона барьерной дождевой тени- в Патагонии. В целом климат Южной Америки, для которого характерно обилие тепла и света на большей части территории, создает благоприятные условия для круглогодичной вегетации растений.

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ.

Так как Южная Америка самый влажный материк на Земле, здесь сформировалась одна из крупнейших гидрографических сетей мира. Южная Америка занимает 12% площади суши, но на нее приходится 36% мирового стока в океан, из них 15% принадлежит Амазонке. Рисунок гидрографической сети крайне асимметричен, что определяется особенностями рельефа. Главный водораздел проходит по вершинам Анд вблизи Тихого океана, поэтому все крупные реки принадлежат бассейну Атлантического океана (Амазонка, Парана, Ориноко, Сан-Франсиску). Большая часть рек имеет дождевое питание, и только реки Патагонии и Патагонских Анд — снеговое и ледниковое. Режим рек определяется их положением в климатических поясах. Например, реки бассейна Амазонки, имеющие дождевое питание полноводны в течение всего года с двумя максимумами весной и осенью в период зенитальных дождей. Реки субэкваториального типа также имеют дождевое питание. Это крупные притоки Амазонки, Реки Ориноко и Парагвай. Они имеют максимальный расход в конце лета, начале осени и зимнюю межень. Реки тропической зоны во внутриконтинентальных районах маловодны, а на юго-востоке Бразильского плоскогорья полноводны в течение всего года. Большая часть рек в верховьях имеет горный характер, так как начинаются в Андах и на плоскогорьях. Здесь обилие порогов и водопадов. Н Гвианском плоскогорье находится самый высокий в мире водопад Анхель (1054 м). На реке Игуасу (Бразильское плоскогорье) — самый длинный в мире водопад Игуасу (длина около 3000 м, включает более 270 каскадов).

Крупных озер мало. В южной части Анд — ледниковые озера, на севере — озеро-лагуна Маракайбо тектонического происхождения, в Центральных Андах на высоте 3800 м лежит самое большое высокогорное озеро Титикака с глубинами до 300 м.

Современное оледенение распространено сравнительно слабо из-за высокого положения снеговой линии. Максимальное оледенение в Патагонских Андах и на Огненной Земле.

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ.

В связи с большой протяженностью с севера на юг, на материке ярко представлена природная зональность от экваториальных лесов в центре до полупустынь и пустынь умеренного пояса на юге. Из-за преобладания на материке жаркого влажного климата, здесь широко распространены леса и сравнительно мало пустынь и полупустынь.

1)Зона влажных экваториальных лесов (сельва) расположена по обе стороны от экватора в бассейне Амазонки, на склонах Анд и на севере Тихоокеанского побережья. Зона формируется в пределах экваториального и субэкваториального климатических поясов. Благодаря процессам химического выветривания, в сельве формируются плодородные красно-желтые ферралитные почвы. Здесь произрастают различные виды пальм,какао, гевея, много орхидей, лиан, дынное дерево, сейба. Многие животные приспособлены к жизни на деревьях: цепкохвостые обезьяны, ленивцы,древесные дикобразы; также здесь обитают тапиры, муравьеды, ягуары;

много видов попугаев, колибри; очень богат мир насекомых; часто встречаются змеи, в том числе анаконды. Леса имеют до 12 ярусов.

2)Зона переменно-влажных экваториальных лесов располагается к северу и к югу от сельвы, на западе Атлантического побережья. Формируется в пределах субэкваториальных климатических поясов. Здесь формируются красноземы и желтоземы. Растительность и животный мир такие же, как в

3)Зона саванн занимает Оринокскую низменность и большую часть Гвианского и Бразильского плоскогорий. Располагается в субэкваториальном климатическом поясе. Здесь формируются красные ферралитные и красно-бурые почвы. Саванны северного и южного полушарий в пределах Южной

Америки различаются. В северных саваннах (льянос) среди трав растут пальмы и акации, мимозы, молочаи, бутылочное дерево. В южных саваннах (кампос) растительность беднее из-за меньшего количества осадков:встречаются низкорослые редколесья из кебрачо с очень твердой

древесиной. Среди животных в саваннах обитают мелкие олени, дикие свиньи-пекари, броненосцы, муравьеды, ягуары, пумы, страусы-нанду.

4)Зона тропических пустынь занимает небольшую прибрежную полосу на западном побережье. Здесь недалеко от океана лежит одна из самых безводных пустынь мира — Атакама. На каменистых бесплодных почвах кое-где растут кактусы и колючие подушкообразные кустарники. На береговых

скалах находятся птичьи базары.

5)Зона степей (пампа) расположена к югу от саванн. В условиях жаркого тропического климата здесь сформировались плодородные красные ферралитные почвы. Основная растительность — травы, среди которых преобладают ковыль, дикое просо и другие злаки. На юго-западе, где меньше

осадков, встречаются заросли колючих трав и кустарников. Для пампы типичны быстробегающие животные: пампасный олень, пампасная кошка,несколько видов лам. Много грызунов (нутрия, вискача), а также броненосцев и птиц.

6)Зона полупустынь и пустынь умеренного пояса сформировалась в Патагонии в условиях умеренного климата с малым количеством осадков. Почвы бедные бурые и серо-бурые. Растительность представлена сухими злаками и подушкообразными кустарниками. Животный мир сходен с пампой, обитают грызуны и роющие животные. Среди них — нутрии, мелкие броненосцы.

7)Высотная поясность.

В экваториальном поясе:до 1000 м — влажные экваториальные леса.

До 3000 м — горные и высокогорные леса, где встречаются бамбук и древовидные папоротники, хинное дерево.

До 4000 м — появляются низкие деревья и кустарники, редколесья. Встречаются вересковые и миртовые заросли, низкорослые бамбуки.

Свыше 4000 м — высокогорные луга (парамос). Растительность состоит из редких зерновых злаков, подушкообразных кустарников. На плоских участках располагаются моховые болота, а для крупных склонов характерны каменистые бесплодные пустыни.

Свыше 4500 м — голые скалы, пояс вечного льда.

В субтропиках у подножья располагаются пустыни, переходящие в пояс жестколистных лесов, простирающийся до высоты 2000 м на западных склонах и до 1800 м на восточных. Здесь можно встретить платаны, сапы, а в подлеске -заросли цветущей герани. Жестколистные леса сменяются листопадными буковыми, а выше 2500 м находятся горные луга.

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Тектоническая карта

В основании материка лежит Южно — Американская платформа, поэтому большая часть рельефа — равнины. На западе расположена область новой складчатости, там рельеф горный. Центральную и восточную часть занимают равнины(низменности, возвышенности и плоскогорья) , а на западе горы Анды.

Анды - самая длинная (9000 км) и одна из самых высоких (гора Аконкагуа, 6962 м) горных систем Земли, окаймляющая с севера и запада всю Южную Америку; южная часть Кордильер. Местами Анды достигают ширины свыше 500 км (наибольшая ширина - до 750 км - в Центральных Андах, между 18° и 20° ю.ш.). Средняя высота - около 4000 м.

Рельеф восточной части складывался на древней Южно-Американской платформе. Поднятие ее фундамента в рельефе соответствуют плоскогорьям, а в прогибах образовались низменные равнины. На щитах происходили наиболее сильные тектонические движения, они разбиты трещинами, есть сбросы. Эрозионные процессы, выветривание, тектонические процессы создали большое разнообразие форм рельефа на Гвианском и Бразильском плоскогорьях.

Низменные равнины (Амазонская, Оринокская, Ла-Платская) имеют плоский рельеф и сложены морскими и озерно-речными отложениями.

Особенности форм рельефа Южной Америки

Рельеф западной части материка – результат взаимодействия нескольких литосферных плит, на граница которых происходят горообразовательные движения. Формирование Анд началось еще в палеозое и не закончилось до сих пор. Анды продолжают подниматься, извергаются вулканы, происходят сильные землетрясения.

Физико-географическая характеристика Внутренних равнин Южной Америки.

Внутренние равнины располо-жены между Бразильским плоскогорь-ем и Андами в центральной части материка и приурочены к трем поясам - субэкваториальному, тропическому и субтропическому. В состав Внутренних равнин входят пять природных обла-стей: Маморе, Пантанал, Гран-Чако, междуречье Параны и Уругвая, Пампа.

Равнины Маморе плоские аллювиальные равнины. Летом экваториальные воздушные массы приносят сюда обильные осад-ки, до 2000 мм в год. Зимой дождей меньше, но сухой сезон выражен слабо, поэтому древесная растительность по своему составу ближе к гилеям Амазонии.

Низменность Пантанал , сухая зимой и затопляемая летом дождевыми водами. Сложена мощной толщей осадоч-ных пород. На равнинах Пантанал господствуют высокие травы, кое-где деревья и кустарники. Вдоль рек растут влаголюбивые леса.

Равнины Гран-Чако . Это самое жаркое место Южной Америки, сред-няя температура января составляет + 28, +29° С, абсолютный максимум + 47° С. В области хорошо выражена смена зимнего сухо-го и летнего дождливого сезонов. Осадки носят преимущественно ливневый характер. На западной, более возвы-шенной части области, леса из колю-чих акаций, кактусов, агав; к востоку появляются участки степей и лесов. В более влажных местах растет воско-вая пальма. На севере области находятся об-ширные заболоченные пространства.

Междуречье Параны и Уругвая представляет собой равнину высотой до 100 м. Климат здесь субтропический, влажный, с равномерным распределе-нием осадков по сезонам, в течение года их выпадает свыше 1000 мм. Се-верная часть заболочена; центр и юг междуречья - хорошо дренированная, слегка всхолмленная равнина, сложен-ная песчаниками, прикрытыми мерге-лями. Хорошо развиты черно-цветные почвы субтропических саванн, здесь растут леса из мимоз, акаций. Встречаются участки субтропических степей.

Южную часть Внутренних равнин занимает Пампа - поросшие травой равнинные пространства. Климат Пампы субтропический. Средняя температура января + 22 - + 24° С, июля + 7 - +9°С; осадков вы-падает 1000-1200 мм в год, они рас-пределяются равномерно по сезонам.

Во флоре Пампы насчитывается до тысячи видов различных злаков. Встречаются участки, лишен-ные травы. На глинистых почвах Пам-пы представлена трава серебристый гинерий. Животный мир Пампы небогат и од-нообразен. Часто встречается вискачи - крупный грызун. Редки хищники (пума). Из птиц характерны ибис, ипикаха, тинаму, раз-мерами и внешностью напоминающая куропатку.

44.Прекордильеры и Пампинские Сьерры (физико-географическая характеристика).

Предкордильеры — хар-ны большие контрасты рельефа, климата, почвенно-растительного покрова. На фоне возвышенных равнин здесь нередко поднимаются крутые горные массивы высотой 2500-4000 м. Они сложены породами докембрия и палео-зоя, подвергались длительному разру-шению и выравниванию. Между горными массивами образова-лись широкие долины - больсоны и впадины (Салинас-Гранде).

Для Предкордильер характерен континентальный засушливый климат. Осадки выпадают неравномерно. Количество осадков умень-шается с востока на запад, причем вос-точные склоны горных массивов полу-чают больше осадков, чем западные. Речная сеть развита слабо. Большую пло-щадь занимают солончаки.

Растительность имеет ксерофитный облик, широко распространена кустар-никовая формация типа монте. На вы-соте 500-1000 м сохранились остатки лесов субтропического типа с жестко-листными вечнозелеными деревьями и кустарниками. Выше 2500 м начинается горная злаковая степь.

К югу леса становятся реже. На юго-западе большие территории за-нимают полупустыни с сероземами и солончаками.

Юго-восточную часть Предкордиль-ер занимает Патагония. Поверхность этой природной области представляет собой ступенчатые плато, сложенные мезо-кайнозойскими отложениями. Низменности имеются лишь на северо-востоке и юго-востоке. Положение Патагонии в умеренных широтах в зоне западного переноса, между двумя океанами, должно было обусловить мягкий климат и хорошее развитие гидросети. Главная причина засушливости Патагонии заключается в том, что гос-подствующие в этих широтах западные ветры несут влажный морской воздух Тихого океана и наталкиваются на гор-ный барьер Анд. Годовая сумма осад-ков в Патагонии составляет 120 - 200 мм. В растительном покрове преобладают подушкообразные и стелющиеся фор-мы кустарников с ярко выраженной ксероморфностью; деревьев мало. Сре-ди злаков обильны колючие невзрач-ные кустики харильи, плотные подуш-ки болакса и азореллы; встречаются южные виды кактусов.

Среди эндемичных представителей фауны Патагонии надо отметить скун-са сорильо, лисицеподобную Магелла-нову собаку, страуса Дарвина (южный вид нанду). Характерны также грызу-ны (мара, туко-туко и др.), встречают-ся пампасская кошка, броненосцы.

46. Северные Анды (физико-географическая характеристика).

Горные хребты Северных Анд, рас-члененные речными долинами, прости-раются от берегов Карибского моря до 5° ю. ш. К Северным Андам относятся Карибские Анды, расположенные вдоль берега Карибского моря, Северо-За-падные Анды (Анды Колумбии и Вене-суэлы) и Анды Эквадора.

Карибские Анды в отличие от дру-гих частей горной системы имеют ши-ротное простирание. Это самые север-ные и самые молодые хребты, они бо-лее засушливы, чем близлежащие рав-нины. Горы почти лишены лесного по-крова. Основные складчатые образова-ния в Карибских Андах произошли в плиоцене, когда возникли две главные антиклинальные складки — Береговой и Внутренней Кордильеры. Они раз-делены продольной депрессией, занятой сейчас озерными аллювиальными от-ложениями. В Карибских Андах четко выражен зимний сухой сезон. Нижний пояс гор представлен летнезеленым редколесьем или колючими кустарни-ками (чапарро), развивающимися на красно-коричневых почвах. Выше с уменьшением температур осадков ста-новится больше, поэтому леса гуще, а на высоте 1500-1600 м появляются вечнозеленые растения.

К северу от Карибских Анд распо-лагаются Прикарибские низменности, сложенные аллювием. Озеро Маракайбо когда-то занимало всю низменность, сейчас его площадь сокращается за счет заполнения аллювиальными нано-сами. Вместе с тем прибрежные райо-ны испытывают постепенное опускание.

Второй тектонический прогиб зани-мают низменности рек Магдалены и Кауки, сложенные аллювием и грубо-обломочным материалом, снесенным с горных хребтов Анд Северо-Западные Анды - наиболее разветвленная и сложно построенная часть Андийской горной системы. Рас-полагаются они преимущественно на территории Колумбии. Здесь хорошо выражены три главных хребта - За-падная, Центральная и Восточная Кор-дильера высотой более 5000 м. Среди горных вершин много потухших и дей-ствующих вулканов. Наибольшей сред-ней высоты достигает Центральная Кордильера (вулкан Уила, 5750 м, вер-шина Руис, 5400 м). Западная и Вос-точная Кордильера ниже; последняя разделяется на севере на два хребта (Сьерра-де-Мерида и Сьерра-де-Периха), охватывающих низменность Ма-ракайбо. Между Восточной и Цент-ральной Кордильерой располагается долина реки Магдалены -грабен, заполненный мощной толщей меловых и кайнозойских отложений. На с-з вдоль берега Тихого океана протянулась невысокая Сьерра-де-Баудо, сложенная меловыми и третичными туфогенными толщами.

Северо-Западные Анды расположе-ны в субэкваториальном и экваториаль-ном климате. По направлению с се-вера на юг постепенно уменьшается продолжительность сухого периода, ко-торый южнее Боготы практически от-сутствует. Горные хребты в целом обильно увлажняются, а на побережье Тихого океана в силу местных цирку-ляционных и орографических условий количество осадков достигает 8000 м (наибольшее количество в Южной Аме-рике). Внутренние районы увлажняют-ся меньше, однако засушливость не вы-ражена. Климатические особенности находят отражение и в зональности почвенно-растительного покрова. На западе, на побережье Тихого океана и склонах хребта Сьерра-де-Баудо, фор-мируется густая горная гилея. К востоку количество осадков уменьшается, поэтому нижние части склонов покры-ты летнезелеными редколесьями и ку-старниками, выше — смешанными, листопадно-вечнозелеными лесами, и лишь на высоте 1000 м начинается влажная горная гилея. Здесь встреча-ются пальма токилья, бальзовое дере-во с очень легкой древесиной, ряд дре-весных пород, типичных для Амазония. Богато представлена орнитофауна - до 1500 видов. Характерны попугаи, колибри, а также нектарница.

Выше, по мере снижения темпера-туры, появляются пояса редколесий и криволесий, на высоте 2500-3500 м простираются горные луга парамос.

Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые Южной Америки

Еще выше располагаются своеобраз-ные ассоциации нагорий травянистой растительности с отдельными кустар-никами и кактусами. Внутренние склоны северо-западной части Анд суше. Здесь растут жестко-листные или летнезеленые леса.

Анды Эквадора (от 2° с. ш. до 5° ю. ш.) - самая узкая часть Анд, высо-когорная и тектонически активная. В них хорошо выражены две параллель-ные цепи - Восточная Кордильера и Западная Кордильера, отделенные ря-дом межгорных котловин. Общая ширина горной системы здесь около 90 км. Хребты состоят из отдельных горных массивов, разделенных слабо выражен-ными в рельефе седловинами. Главные вершины - это, как правило, действующие и потухшие вулканы, в том чис-ле самый высокий из них вулкан Чимборасо (6267 м). Известны действую-щие вулканы Котопахи, Антисана, Сангай. Межгорные котловины расположе-ны на высоте 2500-2800 м, они запол-нены толщей вулканического пепла, туфов и аллювия. Эпицентры землетря-сений находятся чаще всего в районе межгорной долины, отделяющей эти цепи Кордильер.

К западу от горной цепи Анд про-ходит полоса береговой равнины Коста, с жарким и влажным климатом. Здесь происходит быстрое уменьшение количества осадков от 1200-1500 мм в северной части (при высокой относи-тельной влажности) до 400 мм на юге. Эти изменения находят отражение и в растительном покрове. Саванны с уча-стками влажных экваториальных ле-сов, занимающие северную часть Косты, постепенно сменяются к югу сухо-степной растительностью. В горной части хорошо выражена вертикальная поясность. До 800- 1000 м изменение климата и раститель-ного покрова чувствуется еще слабо, затем заметно увеличивается количест-во осадков, уменьшается амплитуда температур при общем их снижении. В этом поясе появляются хинное дере-во, бальзовое дерево, сейба. С высоты 1500-1800 м исчезают пальмы, больше становится древовидных папоротников. Выше 3000 м господствует расти-тельность типа парамос на горнолуго-вых и горно-степных почвах. Вечные снега начинаются с высоты 4200- 4500 м. Горный климат более благо-приятен для жизни человека, чем кли-мат Косты и гилей.