Замок Фонтенбло – королевская роскошь под Парижем.

Исторический город Фонтенбло, находящийся к югу от Парижа, известен двумя важными достопримечательностями: замком и лесом Фонтенбло, который окружает замок.

Лес особенно популярен среди парижан, которые хотят отдохнуть от городской суеты на день, а замок является одним из самых больших во Франции.

Трудно переоценить важность замка. Этот памятник посещают из-за его исторического значение для Франции. Замок и дворец официально включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Также обязательно стоит посетить сам город, который имеет приятный хай-стрит с множеством магазинов и других объектов.

История замка

Замок был построен в 12 веке, как охотничий домик для короля Франции и упал в ветхое состояние к концу 15-го века. В 16-м веке король Франциск I его существенно перестроил и реконструировал. Именно в это время в здание был добавлен стиль французского ренессанса, благодаря которому он хорошо знаком всем сегодня. Франциск I принял сознательное решение, чтобы включить в дизайн многие элементы из Рима и нанял многих ведущих художников эпохи возрождения, которые помогли достичь своей цели.

Замок был резиденцией для королей Франции примерно семь веков почти без перерыва. Если первоначально он служил, как охотничий домик, то с 16-го века это был дом для французской королевской семьи и их суда.

Фонтенбло было любимой резиденцией короля Генриха II и Генриха IV. Позднее Наполеоном был проведен ремонт (после периода забвения во времена французской революции) и он также рассматривал замок в качестве своего любимого помещения. Строительство и архитектура Фонтенбло оказала значительное влияние на более поздние замки построенные во Франции, в частности в долине Луары.

Замок Фонтенбло

Замок, который мы видим сегодня, был красиво восстановлен и в нем есть много вещей, которыми можно наслаждаться, как внутри, так и снаружи, а также в окружающем парке. Ниже приведены некоторые из многих достопримечательностей, которые были обнаружены как внутри, так и снаружи замка Фонтенбло, но надеемся этого будет достаточно, чтобы передать весь масштаб и привлекательность замка:

  • Крыло, включающее лестницу 16 века.
  • Троицкая церковь с ее красиво расписанным потолком и стенами.
  • Апартаменты королей с их богато украшенными кабинетами и спальнями.
  • Галерея Франциска I оформленная в роскошном стиле эпохи возрождения.
  • Обширные апартаменты Наполеона I и Жозефины.
  • Королевские апартаменты.
  • Окружающие сады содержат много статуй, цветников и водных объектов.

Идеальный контраст с роскошью замка в лесу, который окружает его. Он очень обширен и содержит многочисленные возможности для отдыха. Ежегодно лес Фонтенбло посещают свыше 10 миллионов посетителей.


В нем есть большое количество маршрутов, а также возвышенности с которых открывается потрясающий вид на лес. Одна необычная особенность леса – это большое количество гранитных валунов. К юго-востоку от леса вы можете насладиться прогулкой вокруг города Луан.

Практическая информация

Адрес: 77300 Фонтенбло, Франция

Часы работы дворца: с 9-30 утра до 5 вечера (октябрь-март). С 9-30 утра до 6 вечера (апрель-сентябрь). Замок не работает по вторникам, 1 января, 1 мая, 25 декабря.

Цена билета: 11 евро (последний сеанс - 5,50 евро). Лицам до 18 лет - бесплатно.

Замки Франции. Фонтенбло (1 часть)

Фонтенбло - удивительное место, несущее отпечаток многих королевских судеб.

Замок Фонтенбло, окруженный просторным, богатым дичью, лесом был излюбленной резиденцией французских правителей на протяжении многих столетий. Однако это не традиционная официальная резиденция подобная Версалю или Лувру, а скорее семейный дом, оживавший в сезон охоты.


Строительство замка продолжалось с XVI по XIX века, что и нашло отражение в разнообразии зданий замка.


Замок располагается вокруг четырех главных дворов.


Главная лестница замка имеет вид подковы. У подножия этой лестницы 20 апреля 1814 года состоялась церемония отъезда Наполеона на остров Эльба.


Средневековая крепость в Фонтенбло датируется XII веком, временем правления Людовика VII. В 1259 году Людовик Святой стоит рядом с крепостью больничный монастырь ордена Тринитариев. В замке Фонтенбло родился и умер Филипп Красивый. А королева Изабелла Баварская украсила его в XV веке.


В 1528 году Франциск I решает отстроить новый замок на фундаменте средневекового строения, оставив лишь донжон, большую квадратную башню в глубине овального двора.


Средневековая часовня, посвященная Святому Сатурнину к этому времени начала разрушаться, поэтому Франциск I посещает церковь Тринитариев. Чтобы сделать путь из своей спальни, находящейся в донжоне, в церковь более комфортным Франциск приказывает построить галерею, соединяющую эти помещения.На первом этаже галереи были размещены коллекции Франциска, в том числе и «Джоконда» Леонардо да Винчи. Уникальный же декор второго этажа в 1533-1539 годах создал флорентинец Джованни Батиста ди Якопо (или Россо) совместно с болонцем Приматиччо. Здесь удачно сочетаются низкие резные панели, фрески и украшения из искусственного мрамора.


Живописная часть оформления галерее остается более загадочной. Однако историки всё же сходятся на мысли, что Франциск хотел символично представить человеческую жизнь и власть короля.


Изгнанное невежество
Одна из фресок «Изгнанное невежество» является аллегорией на Франциска Первого, мецената и гуманиста, входящего в храм света и оставляющего позади себя угнетенных мужчин и женщин с завязанными глазами символизирующими невежество.
В 1540 годах на землях, выкупленных у Тринитариев, Франциск возводит новые здания вокруг большого квадратного нижнего двора.
Также в это время обустраивается парк. На юге Сосновый двор украшается декоративными строениями и гротом, а новый двор Фонтана выходит на пруд на юге галереи Франциска I, еще один сад был разбит на севере.






Генрих II, сын Франциска I, в 1547 году поручает дальнейшее строительство замка архитектору Филиберу Делорму. Он стоит лестницу в форме подковы в центре нижнего двора, а в Овальном дворе переделывает план широкой лоджии (неподходящей к здешнему климату) в Бальный зал, покрытый деревянным кессонным потолком на итальянский манер.


Бальный зал





Бальный зал
Фрески были задуманы Приматиччо, а выполнены Николо дель Аббате и художниками его мастерской в 1550 году. Символика нового короля: инициалы «Н», полумесяц, символизирующий славу, - присутствует в деревянном декоре стен, потолка, на камине и люстрах.

Часовня Святого Сатурнина


Вдова короля Екатерина Медичи вновь возвращает ко двору архитектора Приматиччо, который в 1565-1570 годах достраивает для нее крыло Красивого камина.


Значительный вклад в строительство Фонтенбло внес Генрих II. В 1601-1606 он удлинил строения Овального двора практически вдвое.


Салон Людовика XIII
Рабочий кабинет Генриха II отличается особым декоративным оформлением, выполненным художником Абруазом Дюбуа в 1601 году. Именно здесь 27 сентября 1601 года родился, дофин, наследник королевства, будущий король Людовик XIII (в честь него сейчас и назван этот салон). По этикету королевы Франции рожали публично, и Генрих II приказал устроить свою супругу Екатерину Медичи в своем рабочем кабинете, поскольку он был более доступным, чем спальня королевы.
В 1606 - 1609 годах построил Служебный двор, предназначенный для кухонь и жилья придворных служащих. Новый внутренний интерьер он заказывает художникам Амбруазу Дюбуа и Туссену Дюбрей, а создание второй часовни замка на месте церкви Тринитариев он поручает Мартену Фремине.


Часовня Троицы
Продолжается работа по благоустройству садов. Генрих II окружил частный сад королевы, названный садом Дианы из-за фонтана, изображающего эту богиню, кирпично-каменными павильонами. Королева Екатерина Медичи могла во время плохой погоды любоваться этим садом из галереи Дианы.
С южной стороны король приказал построить навесной сад над Карповым прудом, а также переделал сад Короля в Большой партер, украсив его бассейнами и фонтанами, и продлил его с востока, вырыв канал длиной более километра.


Его сын Людовик XIII поручил архитектору Жану Андруе дю Серсо заново отстроить лестницу в форме подковы:


После его смерти, вдова Анна Австрийская с 1643 года продолжает активное строительство замка и улучшение его интерьеров.


Спальня Королевы


Потолок спальни Королевы
Так в спальне Королевы со времен Анны Австрийской дошла центральная часть потолка, представляющая красивый орнамент из позолоченного дерева, выполненный в 1644 году. Остальной декор комнаты относится к временам Марии Лещинской, супруги Людовика XV, и Марии-Антуанетты.


Людовик XIV вносит в замок незначительные изменения и поручает садовнику Андре Ленотру перепланировку Большого Партера.




Архитектор Луи Лево возводит посредине водоема небольшой восьмиугольный павильон.


Следующие большие изменения происходят при Людовике XV. Он возводит новое крыло замка, а также перестраивает существующие в 1738-1741 и 1773-1774 годах. Для упрощения передвижения по замку были внесены многочисленные улучшения. Так спальня герцогини д’Этамп, украшенная фресками и орнаментами Приматиччо, была преобразована в лестничный проход.


Спальня Мадам д"Этамп (лестница Людовика XV)
Был увеличен и украшен по-новому зал Совета. Панели в голубых или розовых тонах, написанные Карлом Ван Лоо и Жаном-Батистом Пьером, представляют времена года, силы природы, добродетели и знания, необходимые для власти.


Зал Совета
Людовик XVI продолжает поиски нового пространства. В 1785-1786 годах он вдвое расширил галерею Франциска I новым крылом, что позволило увеличить Малые и Официальные апартаменты.
Мария-Антуанетта обновила внутреннее убранство некоторых своих комнат в 1786-1787 годах. Античный декор будуара Королевы был задуман в 1786 году Пьером Руссо. А в 1787 году, для его окончательного завершения, Бернар Молитор постелил паркет из красного дерева различных оттенков. Желтое и белое золото деревянных обшивок стен и кресел сочетаются с перламутром и серебрением столика для рукоделия поражают своим тонким сиянием.


Будуар Королевы
http://neringa-iris.livejournal.com/29149.html#cutid1
http://show.7ya.ru/private.aspx?RubrID=157201
http://www.nice-places.com/articles/europe/france/163.htm

Франция. Замок Фонтенбло (часть 2)



В годы Французской революции замок полностью опустел, однако, само здание уцелело. С 1796 года в нем размещалась Высшая школа искусств, а затем специальная Военная школа.
После прихода к власти Наполеона I замок вернул себе былое назначение и расцвел новыми красками. В ноябре 1804 года для принятия в Фонтенбло Папы Пия VII, приехавшего для коронования Наполеона в соборе Парижской Богоматери, будущий император распорядился заново обставить замок в рекордные сроки, всего за две недели.
В результате апартаменты Папы Римского были обустроены в анфиладе из одиннадцати комнат, следующей за королевскими апартаментами. Эти комнаты располагались в двух зданиях разных эпох и получили названия «Апартаменты Людовика XIII» и «Апартаменты Людовика XV». Апартаменты Людовика III включали в себя приемную и салон Офицеров, зал для приемов с потолком эпохи Генриха II и стенами, украшенными четырьмя гобеленами «История Александра Великого»; спальню с гобеленами «Триумф богов» и туалетную комнату.


Спальня

Салон-приемная
Апартаменты Людовика XV представляли собой туалетную комнату, спальню, в которой собственно и ночевал Папа Пий VII; Угловой салон, салон Офицеров, салон Судебных исполнителей и Тёмную прихожую.


Спальня и портрет Папы Римского
Позже Папа Римский вновь вернулся в те же апартаменты во время своего принудительного пребывания во Франции с июня 1812 года по январь 1814 года. Папа был задержан в стенах замка в качестве узника для того, чтобы принудить его подписать соглашение, которое он отклонял.
Наполеон I регулярно бывал в Фонтенбло. Желая открыть замок со стороны города и сделать там парадный вход, он разрушает крыло Феррар и заменяет его на нынешние решетчатые ворота. По его инициативе архитектор Гюрто восстанавливает практически полностью разрушенную галерею Дианы длиной 80 метров, созданную еще при Генрихе IV. Первоначальный декор галереи, рассказывающий историю богини охоты, выполненный Амбруазом Дюбуа и Жаном де Гоэ, был продолжен Мери-Жозефом Блонделем и Абелем де Пюжолем в эпоху Реставрации. Наполеон III впоследствии превратил галерею в библиотеку, включающую в себя тома библиотеки Наполеона I, заказанные для Тюильри.


Галерея Дианы
В 1808 году Наполеон I переделывает спальню Короля в Тронный зал. Трон и балдахин усыпаны золотыми пчелами, символом Наполеона.


Тронный зал
Помимо этого Наполеон I украсил внутреннее пространство своих личных апартаментов, принадлежащих некогда Людовику XVI. Так император превратил в спальню туалетную комнату Людовика XVI. Кровать, как и остальная мебель, покрыта узорчатым бархатом, осветленным по просьбе Наполеона вышивкой.

Спальня Императора
Особое внимание привлекают два кресла «Помие» перед камином, названные так по имени их изобретателя. Это кресла с двумя неравными подлокотниками: высоким для защиты от сквозняков и низким - чтобы наслаждаться огнём.


Спальня Императора
Особое место в апартаментах Наполеона I занимает кабинет, поскольку император обладал поразительной работоспособностью и мог восстановить силы во время небольшой передышки на железной кровати, установленной в кабинете.


Рабочий кабинет Императора и салон Отречения
Следующая комната Императорских апартаментов связана с важным историческим событием, благодаря которому она и получила название салон Отречения. Именно здесь в Фонтенбло, сидя за столиком в своем частном салоне, 6 апреля 1814 года Наполеон I подписал акт отречения от престола.
А 20 апреля того года у подножия лестницы в форме подковы Наполеон попрощался со своей гвардией перед отбытием в ссылку на остров Эльбу. Названный двором Белой лошади из-за гипсовой статуи, украшавшей его в эпоху Возрождения, двор с этого момента получил второе название: двор Прощания.


Двор Прощания
Следующие изменения в замке Фонтенбло произошли при Луи-Филиппе, который неоднократно останавливался в этой резиденции. По его инициативе здесь было проведено множество работ по реставрации и перестройки, улучшению комфорта и декора. Художники Жан Ало и Абель де Пюжоль восстановили и дополнили многие поврежденные фрески. Существенные изменения произошли в зале Караула.


Зал Караула
От первоначального декора в стиле Ренессанс здесь остался лишь потолок с расписными балками и фриз под ним с изображением военных трофеев.


Потолок в зале Караула
Остальной декор в стиле неовозрождения был сделан при Луи-Филиппе, в том числе и паркет, отражающий балочную структуру потолка.
Луи-Филипп создает галерею Тарелок. На потолке и стенах над деревянными панелями был установлен декор, перенесенный сюда из галереи Дианы.

Галерея Тарелок
А в панели по указу Луи-Филиппа были вставлены 128 тарелок из Севрского фарфора с изображениями событий, происходивших в Фонтенбло, и видами замка и его окрестностей.


Галерея Тарелок
Как и его предшественник, Наполеон III придавал большое значение Фонтенбло и провел множество работ по реставрации замка. Наполеон III украсил салон Франциска I коврами на тему охоты императора Максимилиана, вытканными в XII веке на фабрике Гобеленов по фламандским эскизам XVI века.


Салон Франциска Первого
Также при нем в 1854 году архитектор Гектор Лефюель создает новый зал для спектаклей. В 1861 году император получает от послов короля Сиама дары, дополнившие дальневосточные коллекции императрицы Евгении. На основе этих коллекций императрица в 1863 году создает в Фонтенбло Китайский музей.
После падения Империи замок Фонтенбло временами служил местом проживания некоторых президентов III Республики, а 1927 стал национальным музеем.
Вот такая интересная история у этого красивого замка под Парижем.


Продолжение следует...
http://neringa-iris.livejournal.com/29279.html#cutid1

Ослепительная роскошь ФОНТЕНБЛО
Этот замок напоминает Версаль своим величием и притягательным очарованием. Французские короли жили в городке Фонтенбло с 1137 по 1870 год.

Роскошный дворец, которому когда-то Наполеон дал название «Дом веков», появился лишь в XVI веке. До этого в лес к югу от Парижа французские короли приезжали на охоту.


Король Франциск I и Наполеон Бонапарт - самые известные личности, которые здесь жили. После революции во Франции в 1789 году этот замок был полуразрушен, но при Наполеоне I был восстановлен и превратился в загородный дом императора.

По воле Франциска I, пригласившего для обустройства дворца итальянских художников, превративших обычный загородный особняк в своего рода художественный музей, дворец стал очагом распространения итальянской ренессансной культуры: здесь работали основатели «школы Фонтенбло в живописи».
Интерьер замка: на 2-ом этаже - большие королевские покои, богато украшенные и меблированные, часовня, галерея Франциска I с фресками, чудесная бальная зала (30 м в длину и 10 м в ширину) с уникальными росписями, огромный камин, поддерживаемый двумя атлантами, двойные витые лестницы, каменное "кружево", кессонные потолки, королевские спальни, обитые лионским шелком, зал Совета, Тронный зал и внутренние покои императора.


Начиная с XVII века каждая императрица и королева Франции спали в золотой кровати, отделанной изумрудами, которая находится в так называемой Queen"s Bed Chamber (спальня королевы).


Помимо этого, в замке также находится Музей Наполеона Бонапарта (Le Musee Napoelon), где представлена наиболее полная коллекция личных вещей императора: вплоть до его зубной щетки, домашних тапочек, государственных подарков и т.п.

Французские гиды всегда начинают свой рассказ о Фонтенбло именно с Наполеона, его покоев, его эмблемы - трудолюбивой пчелы. Во Франции до сих пор существует культ Наполеона. Трудился он действительно как пчелка, по двадцать часов в сутки(оставшихся четырех часов ему всегда хватало для сна).

В императорских покоях посетители долго удивляются, глядя на его пышную кровать с шатровым пологом - она так коротка, что нормально лечь на нее невозможно. Дело не только в маленоком росте Наполеона, просто тогда все спали сидя, это считалось полезным для здоровья.


Загородные резиденции королей Франции, безусловно, нравятся всем, кто любит
роскошь и помпезность.

Дворец Фонтенбло занимает одно из первых мест в истории Франции и всей Европы: с XII по XIX века в общей сложности здесь побывало 34 французских правителя - от Людовика VI Толстого
до Наполеона III.
С XII века французские монархи жили в Фонтенбло. Здесь Наполеон подписал свое отречение от власти и отсюда отправился на остров Эльба.
В Фонтенбло гостили и знатные зарубежные гости - Петр I и Папа Римский Пий VII.

Фонтенбло служил французским правителям на протяжении семи веков, и только с крахом Империи в 1870 году навсегда перестал выполнять свои исторические функции и был превращен в музей.
С каждым веком короли расширяли свои покои, пристраивая к существующим зданиям
новые галереи, апартаменты, залы.
Так дворец превратился в огромную, наполненную бесценными сокровищами, шкатулку.


Этот замок напоминает Версаль своим величием и притягательным очарованием. Роскошный дворец появился в Фонтенбло в XVI веке. До этого в лес к югу от Парижа французские короли приезжали на охоту. Король Франциск I и Наполеон Бонапарт - самые известные личности, которые здесь жили.


Франциск I пригласил для обустройства дворца итальянских художников, которые превратили обычный загородный особняк в своего рода художественный музей.


Самая известная комната в замке - это Галерея Франциска I (Galerie de Francois I). Начиная с XVII века каждая императрица и королева Франции спали в золотой кровати, отделанной изумрудами, которая находится в так называемой Queen"s Bed Chamber (спальня королевы).


В галерее Франциска I, в бальном зале и салоне Людовика XIII обязательно посмотрите росписи на стенах и скульптурные укрaшения.






После революции во Франции в 1789 году этот замок был полуразрушен, но при Наполеоне I был восстановлен и превратился в загородный дом императора.


Причем, изумительные залы для танцев были построены именно при Наполеоне, который привлек с этой целью к работе учеников и последователей Микеланджело Боунаротти.


Помимо этого, в замке также находится Музей Наполеона Бонапарта (Le Musee Napoelon), где представлена наиболее полная коллекция личных вещей императора: вплоть до его зубной щетки, домашних тапочек, государственных подарков и т.п.
Дворец окружен большим парком и лесом с дорожками для велосипедных прогулок.

Французские гиды всегда начинают свой рассказ о Фонтенбло именно с Наполеона, его покоев, его эмблемы - трудолюбивой пчелы.


Во Франции до сих пор существует культ Наполнона, хотя его походы и огромное число убитых в них мужчин привели к печальной статистике: после правления императора средний рост французов уменьшился на 10 сантиметров.
Трудился Наполеон действительно как пчелка, по двадцать часов в сутки(оставшихся четырех часов ему всегда хватало для сна).

В императорских покоях посетители долго удивляются, глядя на его пышную кровать с шатровым пологом - она так коротка, что нормально лечь на нее невозможно. Дело не только в маленоком росте Наполеона, просто тогда все спали сидя, это считалось полезным для здоровья.


Достопримечательностью замка являются населяющие его призраки, которых тут накопилось немало. Самый знаменитый – это Красный человек, которого частенько видят в парке между полу ночью и двумя часами ночи. По преданию, это он предсказал Екатерине Медичи смерть ее четырех сыновей, а короля Генриху IV – насильственную смерть от кинжала убийцы. Короли покинули Фонтенбло, потому гордый призрак больше ни с кем не общается.


Французские монархи всегда славились своей любовью к роскоши, уюту, величию. В разные времена они отдавали распоряжения на строительство все новых резиденций в живописных уголках Франции, каждая из которых со временем становилась предметом восхищения, шедевром общемирового масштаба. Но можно ли выделить один королевский двор, который стал образцом монархического стиля жизни? В данной статье вы сможете познакомиться с гениальным творением эпохи Ренессанса – Дворцом Фонтенбло!

Дворец и парк Фонтенбло – история с королевскими корнями

Дворец Фонтенбло

И считается одним из древнейших французских департаментов. Основанный после Великой французской революции, он привлекает своими чарующими природными и историческими реликвиями. Город Фонтенбло, входящий в состав департамента, можно охарактеризовать как туристическую Мекку региона. В разные времена здесь жили правители, от решений которых порой зависела судьба целого континента.
Главное внимание здесь всегда приковано к дворцу, носящему одноименное с городом название. Главная резиденция королей поражает своей величественностью. Здесь каждый предмет – это настоящее произведение искусства, эксклюзив, существующий в единственном экземпляре.

Первым правителем, который стал использовать резиденцию, как основное место своего пребывания, является Людовик VII . Король, руководивший крестовыми походами, чрезвычайно трепетно относился к собственным условиям жизни, поэтому над зданием работали лучшие архитекторы и искусствоведы того времени.

Людовик VII

Дворец стал местом рождения трех великих монархов: Филиппа IV Красивого, Генриха III Валуа и Людовика XIII . Туристы до сих пор могут увидеть комнату, которая отводилась младенцу – наследнику трона. Здесь сохранились детские кроватки, некоторые игрушки и несравненное оформление.

Филипп IV Красивый

Первоначально большую часть площади города занимал лес, который использовался как охотничьи угодья знатных семейств. По притче, которая весьма популярна в здешних краях, решение о начале строительства замка принял Франциск I , ошеломленный красотой этих мест. Для строительства были приглашены известные мастера из Италии, которые применили особое смешение разных стилей. Впоследствии оно получило название школы Фонтенбло.

Генрих III Валуа

Интересный факт: Франциск I, принимая решение о строительстве, отбросил идею о необходимости установления защитных укреплений и каких-либо оборонительных средств. Данный случай в мировой истории построения королевских резиденций стал первым. Чем было обусловлено решение монарха, достоверно неизвестно, но по одной из версий считается, что защитные укрепления могли бы испортить эстетическую составляющую здания и парка.

Король Людовик XIII

Во времена Людовика XIV о дворце позабыли. Основным местом пребывания монарха стал не менее знаменитый Версаль. В связи с этим долгие годы замок не имел должного ухода. Однако с приходом к власти Наполеона о Фонтенбло вновь стали ходить легенды, ведь знаменитый император был настолько обескуражен красотой строения, что решил вернуть ему статус государственной резиденции.

Дворец неоднократно использовался и в современную эпоху. Здесь собирались международные встречи на самом высоком уровне. В 1974 году именно в Фонтенбло были подписаны ключевые соглашения, которые дали толчок к созданию .В 1981 году международная организация ЮНЕСКО признала дворец и располагающийся рядом с ним парк объектами мирового наследия.

Франция и ее культурное достояние

В настоящее время памятник архитектуры открыт для общественности. Здесь проходят многочисленные экскурсии, а количество туристов, которые желают посетить это место, переваливает показатель в сотни тысяч человек.

Во дворце открыто сразу несколько экспозиций. В связи с проведением постоянных реконструкций отдельные части здания могут быть закрыты для массового посещения.

По общему правилу каждый посетитель может насладиться следующими объектами:

белый и овальный двор – главная площадь здания. Именно здесь проходил прием всех высокопоставленных гостей. Есть сведения, что это было любимое место прогулок монархов. Выполнен фасад в итальянском стиле. Несколько раз подвергался реконструкции и изменениям, однако первоначальный стиль оставался нетронутым. В настоящее время, попадая во дворец, туристы первым делом проходят именно эту достопримечательность. Овальный двор – прекрасное место для того, чтобы наблюдать весь парковый комплекс;

Овальный двор Дворца Фонтенбло

парк дворца ;

Парк Дворца Фонтенбло

двор Генриха . Считается наиболее старым участком комплекса. Название получил в честь великого правителя Франции. По историческим сведениям, именно здесь монарх предпочитал проводить время со своей семьей. Эта часть здания разрабатывалась им лично. К созданию привлекались лучшие мастера как из самой Франции, так и из Италии. Во дворе регулярно проводятся различные художественные выставки;

Двор Генриха

фонтанный двор . Достопримечательность представляет собой соединение нескольких фонтанов. Все они работают в период с весны по осень. Фонтаны выполнены во французском стиле. Дворик считается одной из наиболее любимых частей дворца среди туристов. Несколько английских клумб разбавляют общий колорит строгого стиля. Особенно прекрасны фонтаны в летний период, когда помимо эстетического эффекта они еще и способны охлаждать воздух до комфортной температуры;

le Fontaine Belle Eau

художественная галерея Франциска I;

Художественная галерея Франциска I

Картины галереи

Деревянная резьба галереи настоящее произведение искусства

покои Наполеона ;

Спальня Наполеона I

капелла Святой Троицы .

Капелла Святой Троицы

Своды часовни Святой Троицы

Расписные потолки капеллы

Каждый экспонат здесь – бесценное достояние многовековой культуры.

Например, в галерее Франциска вы встретите не только картины европейских художников эпохи Ренессанса, но и полномасштабные фрески, написанные знаменитыми итальянскими мастерами.

В покоях Наполеона вы сможете погрузиться во времена великого императора, который славился своим желанием войти в историю. Также интерес представляет и огромнейшая библиотека, в которой собраны оригиналы книг, начиная с XIII века.

Отдельно стоит сказать об архитектуре. Здесь вы не встретите какого-то единственного стиля. Вся сущность строения состоит в разнообразии. В разное время, по приглашению правителей, над дворцом работали французские и итальянские мастера, которые видели процесс облагораживания по-своему.

Парк как произведение искусства

Вокруг дворца Фонтенбло располагается чудеснейший парк, который носит название королевского. По всему периметру вы сможете насладиться удивительным эстетичным ландшафтом, прудами, искусственными озерами и мостами на любой вкус.

Парк вокруг дворца

Весь парк разбит на рекреативные зоны. Здесь есть английский вариант организации ландшафта, сосновая роща, клумбы, выполненные в версальском стиле.

Как утверждают знатоки, парк устроен таким образом, что прогулка по нему может занять весь день, но усталости никто не почувствует.

В парке представлены многие виды животных и растений, которые находятся под охраной. Значимость парка отмечена как на местном, так и на национальном, мировом уровне.

Французы трепетно относятся к здешним местам. С одной стороны, каждый хочет прикоснуться к частичке истории собственной страны, с другой – это просто прекрасный способ провести выходные.

Для туристов дворец Фонтенбло обязательно станет удивительным открытием в мире французской истории и искусства.

Как добраться и заказать экскурсию

Фонтенбло не столь далек от Парижа. Расстояние оценивается приблизительно в 60 километров. Существует несколько основных способов добраться до города:

Арендовать автомобиль;

Воспользоваться услугами междугороднего транспорта;

Отправиться на поезде.

Все услуги можно заказать самостоятельно, по телефону или через интернет. Заказывать билеты заранее не стоит, если только речь не идет о выходных (дело в том, что на уик-энд в Фонтенбло отправляются многие французы из Парижа и пригородов).

Если вы выбираете автобус , то лучше всего заказать экскурсионный билет. Так вы получите комплекс услуг, в который входят:

Прямой проезд до места экскурсии;

Рассказ профессионального гида о дворце и парке, их истории;

Возвращение к отелю.

Обойдется такой мини-круиз к памятнику истории примерно в 40-80 евро в зависимости от вида транспорта и дополнительных расходов.

Аренда автомобиля обойдется значительно дороже. Конечно, так вы получаете большую свободу действий, но помните, что придется дополнительно приобрести и саму экскурсию.

Стоимость аренды авто – от 40 до 200 евро в сутки в зависимости от типа автомобиля, компании-арендодателя и дополнительных услуг.

Добраться можно и на поезде. За билет придется выложить порядка 30-50 евро . Главным плюсом такого способа можно назвать скорость. Каких-то 40 минут, и вы уже можете заказывать экскурсию, наслаждаясь общим видом достопримечательностей.

Информация для туристов:

Адрес: 77300 Fontainebleau.

Время приема посетителей: с 9.30 до 16.15 ежедневно, без выходных.

Телефон: +33 1 60 71 50 70.

Официальный сайт: http://www.musee-chateau-fontainebleau.fr.

Стоимость экскурсии: 20 евро (цену необходимо уточнять заранее, так как возможны изменения).

Фото шедевра

Предлагаем вам насладиться всеми красотами дворца Фонтенбло и прилегающего парка.

Большой панорамный снимок дворца и прилегающего парка демонстрирует невероятные размеры королевских угодий. Можно наблюдать общий ландшафт, архитектуру главного фонтана, искусственные пруды и малую сосновую рощу.

Блистательный западный фасад замка просто создан для того, чтобы встречать королевских гостей. Почувствуйте и вы себя в роли избранных подданных или правителей других государств. Площадь при входе украшена двумя клумбами, выполненными в аристократическом английском стиле.

Знаменитый вход во дворец. Лестница выполнена в форме большой подковы, которая должна привлечь в дом счастье, уют и покой. Она выполнена из натурального серого камня и производит неизгладимое впечатление на туристов, которые с удовольствием здесь делают памятные снимки.

Вход во дворец в виде подковы

Знаменитая библиотека, в которой собраны тысячи книг. Многие из них, являясь оригиналами, несут высокую культурную и историческую ценность, впрочем, как и все в здешних местах. Увы, но насладиться чтением нельзя, так как книги находятся под охраной, а пребывание в руках у туристов может им навредить.

Капелла Святой Троицы. Огромный зал, в котором должен побывать каждый ценитель прекрасного.

Подведем итоги

Фонтенбло – это многовековая резиденция известных французских королей. Здесь расположены один из известнейших дворцов во Франции и во всем мире и совершенно неповторимый парк. Если вы желаете лицезреть всю эту красоту, то отправляйтесь в город на арендованном автомобиле, поездом или экскурсионным автобусом. Общая стоимость посещения обойдется примерно в 80 евро .

Возможно, покои Наполеона или рабочий кабинет Франциска I вдохновят вас на собственные подвиги.

Что же, как говорят французы «Des goûts et des couleurs il ne faut pas discuter » («О вкусах не спорят »), но не восторгаться столь древним дворцом не сможет ни один человек.


Понравилась статья? , чтобы всегда быть в курсе событий.

На юго-западе в 55-и км от Парижа в департаменте Сена и Марна региона Иль-де-Франс пытливый турист найдет городок Фонтенбло в окружении древнего леса, где с незапамятных времен охотились короли и местные жители – беллифонтены.

Более 10 млн. туристов ежегодно приезжают в этот живописный уголок Франции ради посещения местной . Хотя замок Фонтенбло в свой час был колыбелью и загородной резиденцией нескольких правителей, есть туристы, для которых он станет приятным открытием.

Легенда о названии «Фонтенбло»

В летописях XII столетия упоминаются земли, покрытые дремучими лесами, под латинским наименованием «Fontene Bleaudi», что значит – «Источник Блоди». Историки выдвинули идею, что название происходит от фамилии некоего непримиримого семейства Бладобальдов, некоторое время владевшего этими землями, и на них действительно бил ключ.


Однако есть и иное предположение, по которому французское наименование территории звучит «Fontaine-Belle-Eau», а значит – «Удивительный родник». Позже оно сократилось до «Fontaine-Bleau», а Бло – кличка пса, наткнувшегося в процессе охотничьего промысла на освежающий родник. Путники утолили жажду, и назвали чащу, а затем и замок в честь четвероногого следопыта, вот только родник этот постепенно иссякал, и полностью пропал вначале XVIII в. Так, во всяком случае, рассказывает местная легенда.

История рождения замка Фонтенбло

Казалось бы, темные, густые леса – не то место, где захочется остаться надолго. Действительно, вначале Людовик VII просто решил построить в столь уединенном уголке дикой природы небольшой охотничий домик, в котором было бы приятно остановиться, выезжая сюда на охоту. В XIII столетии Людовик IX организовывает на его месте загородную резиденцию с госпиталем. Это был первый шаг к началу превращения скромного домика в усадьбу, а затем в замок.

Первый королевский отпрыск, появившийся в Фонтенбло в 1268 г. – Филипп IV Красивый. Чертог стал для него тем гнездом, где он провел всю жизнь, чтобы в нем же сделать последний вздох в 1314 году.

В свое время в этих стенах родились еще три короля: Франциск II и Генрих III из династии Валуа, а также Людовик XIII Справедливый – тот самый, что питал страсть к уединению и построил собственную охотничью хижину в скромной деревушке, которая позже стала великолепным . Как видите, история повторяется.

Дворец Фонтенбло с размахом начинает строиться при Франциске I, который проиграл битву при Павии, и решил отвлечься от тревожных мыслей, заняв их новыми заботами.

А будучи заядлым охотником, он изрек: «Мы приняли решение создать здесь в будущем нашу резиденцию, чтобы получать удовольствие от названной местности и от охоты на лис, рыжих и черных, которые водятся в лесу Бьера и его окрестностях».

В 1528 г. он нанимает лучших итальянских мэтров: Россо Фиорентино, Франческо Приматиччо и Никколо делл’А-бате. Будучи представителями направления маньеризма, они первые воплотили во Франции этот стиль, который с их легкой руки быстро распространился по странам Европы. Так возникла знаменитая школа Фонтенбло.

Впоследствии дворец много раз перестраивался, присоединяя одни здания и лишаясь других, а поскольку французские короли любили строить с размахом, все новаторства неизменно расширяли его площадь.

После смерти Франциска I на трон садится его второй сын – Генрих II с супругой Екатериной Медичи. Они еще азартнее занялись реконструкцией помещений, пригласив ведущего зодчего эпохи Возрождения – Филибера Делорма, который помимо работы над замком по заказу венценосной четы создал для их сына гробницу в Сен-Дени.

По желанию Генриха была построена крытая галерея, но затем монарх переделывает ее в Бальный зал, посвящая своей фаворитке – Диане де Пуатье, а в декоративных вензелях оформления помещает ее инициалы наряду со своими. Говорят, что Екатерина об этом даже не догадывалась, веря, что комнату создали специально для нее.

Верится в подобную наивность хитрой и коварной царицы с трудом, поскольку ей стоило огромных усилий не показывать ненависть в отношении любовницы мужа слишком явно.

Сама Екатерина Медичи оставила после себя великолепный парк Королевы, который раскинулся к северу от здания между его фасадом и нынешним городом. А спустя столетие, будто насмехаясь над ней, в парке установили фонтан, украшенный скульптурой богини охоты – Дианы, да и сам парк получил название божественной девы, что вызывает прямые ассоциации с Дианы де Пуатье.

Так вышло, что 10 лет, начиная с 1584 года, крепость пустовала, пока Генрих IV, прославившийся постоянными строительными кампаниями, не решил ею заняться. С его легкой руки тут строится огромная терраса, канал 1200 м в длину, наполненный рыбой, и благоустраивается сад Королевы, где установили три восхитительных павильона, и очень жаль, что мы можем любоваться лишь одним уцелевшим, дошедшим до нашего времени. Он имеет два яруса в виде удивительных галерей: нижней Оленей и верхней – Дианы.

Обновился внутренний интерьер церкви Святой Троицы, над которым работал один из лучших мастеров того времени – Мартин Фримен, чей талант современники сравнивают с кистью Микеланджело.

Когда имение перешло во владения Людовика XIV, идей и сил ему хватало, чтобы заниматься двумя проектами одновременно, и замок Фонтенбло напоминает во многом Версальский дворец. Оба сооружения совершенствовались параллельно, даже наблюдалось некое соперничество, хотя по правде, с Версалем сложно тягаться.

Страсть короля-солнце к охоте была настолько велика, что он продолжал ездить на нее даже после падения с лошади, сильно подорвавшего его здоровье, хотя случалось это уже гораздо реже, а дворец стал местом проведения торжеств и приемов. После смерти монарха особняк вновь некоторое место пустует, пока Людовик XV не решил освежить свое наследство, вернув ему былое величие.

Работы по реставрации он поручает Жаку Анжи Габриэлю – некогда ученику собственного отца и создателя особняка Пейрана де Мора (ныне ), который занимался всеми проектами короля Возлюбленного. Он работал над , Версалем и площадью Людовика XV (ныне Согласия). Еще множество прекрасных дворцов, театров, площадей и учреждений получил от него в наследство Париж.

Замок Фонтенбло под руководством столь опытного и талантливого архитектора значительно преобразился. Для начала он придал более праздничный вид двору Белой Лошади, затем пристроил к зданию очередное крыло, идеально вписав его в общий ансамбль. В центральной части расположился элегантный фронтон с монаршим гербом, но чтобы вместить новаторства и не нарушить гармонию линий, пришлось пожертвовать несколькими постройками XVI столетия.

Фонтенбло и Наполеон

Время королей закончилось, но пришедший к власти Наполеон I Бонапарт был не только завоевателем и политиком – он любил красоту и пышность убранства не меньше своих венценосных предшественников. Можно сказать, его вкусы были даже более раскованными, судя по созданному при нем архитекторами Ш. Персье и П. Фонтеном новому направлению – ампир (имперский стиль).

В нем понятие роскошь и богатство обрело особое звучание, выкристаллизовавшись из всех предыдущих жанров. Его характеризует монументальность форм, множество декоративных элементов, колонны, лепнина, симметрия, военная тематика, скульптуры в виде грифонов и сфинксов, а также другие формы, навеянные культурой Рима и Древней Греции, и все это под налетом позолоты.

Когда Наполеон впервые увидел дворец Фонтенбло в 1804 г., его огорчило запустение, в котором он пребывал. Работы придворным архитекторам хватало, но спорилась она проворно, и уже скоро новый суверен обживал первые два этажа, где разместились его личные апартаменты и переоборудованная в Тронный зал бывшая королевская спальня.

Залы, будуары, галереи и другие помещения Фонтенбло

Некогда загородная резиденция монархов, сегодня Музей Фонтенбло, принимает туристов, открывая перед ними роскошные салоны и веранды, построенные в разные времена и оформленные в стольких стилях, что невозможно определить единое направление.


Деля территорию на зоны, получим: основное строение, 4 двора (Белой Лошади, Овальный, Служебный и Фонтанный), и 3 садовые участка (садики Английский и Дианы, а также Большой парк).

Посетители и сейчас могут прогуляться по галерее Франциска I, соединяющей часовенку Святой Троицы и царские апартаменты. Ее украшает деревянная узорчатая обшивка, лепнина, расписные гобелены, орнаменты с изображением символики короля – саламандра в огне, а также прекрасные фрески, рассказывающие о событиях, в которых участвовала монархия.

Переход изобилует множеством изображений. Многие дополняют друг друга и, как правило, это мифологические сюжеты об античных богах, представляющие аллегорию на моменты реальной истории, которые и сейчас не все расшифрованы.

Привлекают внимание и часовни. Та, что посвящена святому Сатурну и прилегает к Овальному двору, тоже была построена при Франциске, а другая – некогда принадлежащая монастырю, и восстановленная в этот же временной период, примыкает к Почетному двору.

Капеллу Сатурна придумал архитектор Филибер Делорм, как и Бальный зал, а прототипом ему служило святилище . Поделенная на два уровня, для осмотра открыта только верхняя часть часовни, оформленная расписными деревянными плитами в духе Ренессанса, а вот нижний ярус выложен мрамором.

Капелла Троицы, где сочетались браком Людовик Возлюбленный с Марией Лещинской, появилась при Генрихе IV, а работавший над ее художественным оформлением Фремин постарался придать фрескам сходство с талантом Микеланджело.

Блестяще выглядит Бальный зал (длина 30 м, ширина 10 м), в основном из-за солнечного освещения, подчеркивающего изысканность его убранства. Окна южной стороны смотрят на парк, северной – на Овальный двор. Как уже упоминалось, Генрих II, занимаясь его обустройством, думал о своей возлюбленной Диане де Пуатье, и даже приказал украсить его вензелями с его и ее инициалами. В этой комнате посетители могут присесть и отдохнуть, представляя себя на королевском балу.

В 1777 г. в Фонтенбло обустраивают будуар Марии-Антуанетты в турецком стиле, как знак того, что это был период увлечения Османской империей – ее музыкой, живописью, прикладным искусством и модой в одежде.

В 1787 году за три месяца для нее изготовили новую кровать, но понежиться на ней королева так и не успела, будучи к этому моменту уже под арестом.

В 1806 г. апартаменты переоформили по вкусу императрицы Жозефины – первой жена Бонапарта. Стены украсила драпировка, воссозданная по частице камчатского шелка, расшитого золотом. Чтобы повторить ее, лионским мастерам пришлось потратить 20 лет на исследования по возрождению технологии.

Замок Фонтенбло внутри (панорама)

В крытых галереях Фонтенбло некогда прогуливались монархи в окружении важных особ и приближенных лиц двора. Сегодня и вы можете пройтись эффектно украшенными коридорами галереи Мебели, Живописи и Тарелок, где стены украшают 128 экземпляров севрского фарфора, специально сделанного для Луи-Филиппа. Также посетите апартаменты папы Пия VII, где он обитал в качестве пленника, и полюбуйтесь экспонатами Китайского музея, собранными Францией в период Опиумных войн середины XIX столетия.

Хотя спуститься по Королевской лестнице вам не разрешат, но удовольствие доставляет сама возможность увидеть ее, украшенную сюжетами об Александре Македонском.


Поскольку дворец Фонтенбло был одним из любимых Наполеоном I, с его именем тут многое связано. Музей Наполеона был открыт в 1986 г., собрав в коллекциях исторические документы, скульптурные композиции, полотна художников, ювелирные украшения, керамику и предметы мебели, которыми некогда пользовалась семья императора. Сохранились и мраморные часы, украшенные камеями, подаренные папой Пием VII Наполеону в 1802 году.

Во дворце Бонапарт провел немало счастливых лет. Тут он строил свои «наполеоновские планы», принимал важные решения, подписывал судьбоносные бумаги, а когда пришло время, спустился по лестнице-подкове на площадь Прощания, поблагодарил свое войско за верную службу, и проронил несколько горьких слез, спрятав лицо в складках французского флага, целуя его напоследок.

Красный салон переименован в зал Отречения, когда в 1814 г. правитель поставил подпись под документом, где говорилось, что «он готов отказаться от престола, уехать из Франции и даже лишить себя жизни во благо родины…». В холле и ныне стоит тот самый небольшой круглый столик красного дерева, послуживший опорой роковой бумаге в момент ее подписания.

Успел пожить в Фонтенбло и потомок великого правителя – Наполеон III, оставив после себя театр, напоминающий оформлением Королевскую Оперу Версаля или театр Марии-Антуанетты в Малом Трианоне. Он построил его для императрицы Евгении, а открытие состоялось весной 1857 г. в присутствии брата императора Александра II – князя Константина.

Дворы замка Фонтенбло

За пределами здания тоже немало достопримечательностей. Например, очень примечательный двор Белой Лошади, переименованный так в XVI столетии (ранее Нижний). Название появилось благодаря задумке Екатерины Медичи установить посреди него монумент в честь погибшего на турнире супруга – Генриха II.


Скульптура разрабатывалась под присмотром Микеланджело, взявшего прототипом итальянскую статую Марка Аврелия, с которой сделали гипсовый слепок. Его перевезли в Фонтебло, но дальше этого дело не пошло, и со временем копия рассыпалась, оставив только наименование площади.

Фонтанный двор окружен сооружениями, возведенными еще при Франциске, и уводит к Пруду карпов.

Наиболее древнее патио носит звание «Овальный», и правда, имея эллиптический вид. Он прекрасно просматривается из окна Бального зала, со стороны парка Дианы и Золотых ворот, служившие в XVI столетии основным входом в замок. Однако попасть на сам участок можно, лишь в составе в Фонтенбло.

Одной из главных реликвий этой части замка считаются часы с грандиозными скульптурами. Они представляют семь планет, для которых античный бог Вулкан ежечасно отбивает молотом время, а установлены они на фасаде одного из корпусов двора.


Сад Дианы (1603 г.) примечателен фонтаном, в центре которого изображена сама древнеримская дева, покровительствующая охотникам. А вот Служебный двор закрыт для посещений, да и ничем интересным не знаменит.

Садово-парковая зона

Ни один старый замок не ограничивается зданием, и его обязательно окружают зеленые лужайки, ухоженные парки с тенистыми аллеями и открытыми пространствами. Вокруг архитектурного комплекса Фонтенбло в разные времена монархи желали видеть облагороженную территорию. Так в 1812 году на юго-западе от него заложен Английский сад с гротом и фонтаном.


Французский сад к югу от дворца или Партер появился в эпоху Генриха IV (XVII столетие). В отличие от Английского, не имеющего определенного плана, тут наподобие , дорожки обрамляются аккуратно подстриженными кустами и очаровательными статуями.

На востоке в 1609 г. был основан большой парк без каких-либо особенностей, где в свое время вырыли канал и посадили деревья, в чьей тени приятно прогуляться жарким летним днем.

В разгар лета, когда каменные достопримечательности и мощенные мостовые столицы раскалены до предела, хочется найти надежное укрытие от палящего солнца, и в этом случае лес Фонтенбло станет тем оазисом или райским уголком, который не хочется покидать.

Он со всех сторон окружает городок, раскинувшись на целых 60 км. Во времена королей именно тут находились популярные охотничьи угодья, ради которых и была построена королевская резиденция.


Чтобы монархам было удобно, чащу немного проредили и благоустроили, проложив среди зарослей достаточно широкие аллеи для всадников и организовав водопои. По материалам историка М. Дрюона именно в этом лесу во время очередной вылазки у Филиппа Красивого случился инсульт.

Ранее богатая дичью, зеленая нива и сегодня не оскудела, несмотря на соседство с цивилизацией. В нем обитает около 6 000 видов животных; 5,6 тыс. насекомых, и это не считая птиц, рептилий и моллюсков. Тут комфортно себя чувствуют косули и олени, кабаны и дикие кошки, лисы, барсуки и другие представители животного мира. Кроме того, лес Фонтенбло и сегодня считается популярным местом охоты.

Сюда также приходят, чтобы прогуляться ухоженными тропинками, увидеть в гротах наскальные рисунки первобытного человека или поупражняться в альпинизме, покоряя огромные валуны. Установленные указатели и информационные щиты не дадут вам заблудиться, а взобравшись на высокое открытое пространство, можно сделать красивые фото города, купающегося в золотом закате.

Таинственные предания дворца

Любой уважающий себя замок просто обязан обзавестись собственной армией призраков. За 7 веков, пока строился и развивался Фонтенбло во Франции, у него было время, чтобы приютить несколько приличных привидений. Наиболее знаменитый – так называемый Красный человек. Обычные для него часы бодрствования – между полночью и двумя часами ночи, а излюбленная территория – местные парки.

По преданиям, он обладает даром пророчества, и предсказал королеве Медичи гибель ее детей, а также поведал Генриху IV о фатальном нападении на него религиозного фанатика.

Встретить Красного человека непросто, поскольку он предпочитает общаться только с людьми, облаченными властью. Зато дух маркиза Джованни Мональдески более открыт публике, разгуливая по территории в окровавленном камзоле.

Убить его приказала бывшая шведская королева Кристина, но причины до сих пор выглядят туманно. По одним данным она изобличила его в интригах и предательстве, по другим – из-за нанесенных ей оскорблений личного плана. В 1657 году начальник ее стражи и еще несколько молодчиков напали на маркиза в Оленьей галерее, и теперь это его излюбленное место для заигрываний с симпатичными посетительницами.

Фонтенбло в литературе

Написанная А. Дюма трилогия о трех мушкетерах основана отчасти на реальных событиях. Всеми любимый персонаж д’Артаньян, это действительно живший во времена Людовика XIV дворянин родом из Гасконии, носивший титул графа и дослужившийся до звания капитан-лейтенанта, и принявший под командование первую роту мушкетеров. Описывая его, писатель включил в книгу некоторые истинные биографические факты гасконца, чтобы сделать повествование более реалистичным. И то, что он умел легко очаровывать и влюблять в себя – тоже не вымысел.


Д’Артаньян с несколькими подчиненными арестовал Николя Фуке, и был доверенным лицом самого короля-солнце, выполняя его секретные поручения, требующие большой свободы. Частые встречи с Людовиком послужили тому, что гасконец постоянно бывал в Фонтенбло, а те тайны, в которые он был посвящен, вдохновили Дюма на захватывающую тему о Железной маске.

Осматривая дворец, проникнитесь витающей тут атмосферой прошлого, сплетенного из реалий и вымысла автора. Посетите апартаменты Анны Австрийской и Тронный зал, чтобы хорошенько рассмотреть портрет Людовика XIII. Загляните в Бальный зал, где кардиналу Ришелье присвоили звание кавалера Ордена Святого Духа. Но самое главное – зал Стражников, где обычно собирались мушкетеры.

Предлагаемый сервис

Для комфорта посетителей на территории замка предусмотрены бесплатные камеры хранения для больших рюкзаков, зонтиков, колясок и шкафчики в гардеробной.

Мамы с малышами могут воспользоваться пеленальной комнатой неподалеку от женского туалета у главного выхода.

Все туалетные комнаты у выходов доступны бесплатно, как и для людей с ограниченными возможностями возле макетов на первом этаже. А те, что стоят в Фонтанном дворе – платные.

Кому сложно пользоваться лестницей, могут подниматься и спускаться оборудованными лифтами.

Передохнуть приглашает кафе l’Orangerie, что напротив Золотых ворот. Открыто оно: 9:00-18:30 ежедневно. Можно выбрать место на улице или в зале, а в меню фуа-гра, вафли с конфитюром Флёри и шоколадом домашнего приготовления, изысканные салаты, блины-крепы, бранч, кондитерские изделия, смузи, свежие соки, сэндвичи и содовая.

Панорама Фонтенбло

Городские достопримечательности

Если после знакомства с прошлым замка Фонтенбло у вас осталось время, прогуляйтесь окрестностями города, и вы удивитесь, открыв для себя еще несколько интересных мест.

В пяти километрах от королевской резиденции напротив леса и на самом берегу Сены уютно примостился домик лодочника, в который летом сбегал от столичного шума поэт Стефан Малларм. Ныне это музей, открытый посетителям. Первый этаж демонстрирует постоянно меняющиеся художественные экспозиции, а второй, это бывшая квартира французского лирика с воссозданной обстановкой – личные вещи, мебель, полотна его друзей художников, — Гогена и Мане. В 1992 г. сад, прилегающий к дому, был приведен в порядок, и теперь доступен для прогулок.

Представляет интерес музей военной истории и тюремный музей, сохранивший письма и записки знаменитых заключенных, среди которых был и скандальный марких де Сад.

Гуляя по городу, вы найдете немало любопытного. На улице Denecourt взор притягивает прелестное здание театра. Идя дальше, невозможно пройти мимо яркой карусели, а на центральной авеню Rue Grande красуется фасад мэрии и просматривается церковь Сен-Луи, строить которую начали при Марии Медичи, а закончили только в 1868 г.

Как добраться в Фонтенбло из Парижа самостоятельно

Девственная природа, окружающая замок, делает его привлекательным историческим памятником, который стоит посетить, дабы расширить свой кругозор. А как доехать в Фонтенбло, выбирать вам.

Можно арендовать автомобиль, и отправиться по автостраде А-6, ориентируясь на знаки «Fontainebleau» (Фонтенбло), а затем «chateau» (замок).

Маршрут на автомобиле

Более удобный и дешевый способ проложить маршрут Париж – Фонтенбло – поезд. Он заберет вас у Лионского вокзала и увезет в направлении Laroche-Migennes, Montargis Sens или Montereau (билет 8,85 евро).

Доехав до станции Fontainebleau-Avon, следует пересесть на автобус №1, и двигаться до станции Chateau (Замок) в сторону Les Lilas.

На официальном сайте дворца, PARISCityVISION предлагает автобусные туры для тех, кто предпочитает довериться в организации поездки профессионалам. начинаются на улице Риволи (2 rue des Pyramides 75001 Paris).

Идеальный способ добраться до замка Фонтенбло на такси:

Дворец Фонтенбло на карте

Как купить билеты в замок Фонтенбло

Посещение Папского жилища, салонов Ренессанса, церквушки Сен-Сатюрнен, Больших монарших покоев, галерею Дианы, Внутренних комнат и музея Бонапарта:

  • Полная цена – 11 евро
  • Цена талона за 1 час до окончания работы дворца – 5,50 евро
  • Льготникам – 9 евро
  • Дополнительная оплата за индивидуальный видеогид на 11 языках (русский в том числе) – 3 евро
  • Групповое посещение от 20 персон – 9 евро с посетителя
  • Дополнительная плата для групп за видеогид на 11 языках (русский в том числе) – 2 евро