Жизненный путь пророка ибрахима согласно корану. Шейх Саади: История о пророке Ибрахиме (Аврааме) ﷺ

Познание Всевышнего Аллаха через присущие Аллаху атрибуты (сыфаты) является самым важным в познаниях человека. Оно осуществляется посредством науки о Единобожии – самой ценной и обязательной для каждого.

Мы должны быть глубоко убеждены в том, что Всевышний Аллах существует и нет ничего достойного поклонения, кроме Него. Аллах один, и нет для Него сотоварищей. Ни в сущности (зат) Аллаха , ни в качествах (сыфатах), ни в деяниях нет ничего и никого подобного Ему. Аллах един, и для Него нет пары; Аллах вечен, и нет для Него ни начала, ни конца, Аллах существовал всегда и будет существовать вечно, Он всегда управлял и будет управлять всем созданным Им в идеальном порядке. Аллах живой и не умирает. Аллах слышит и видит всё сущее. Аллах разговаривает, и Его увидят правоверные на том свете. По воле Аллаха происходит все хорошее и плохое, однако Он не доволен, когда рабы Его совершают зло. Аллах всезнающий и всемогущий.

Всевышний Аллах не является каким-либо материальным телом, имеющим форму, величину, и занимающим место в пространстве – Он пречист от всего этого. Он не состоит из каких-либо частей или частиц. То есть Творец не похож ни на одно из Своих творений. К Аллаху не применимы пространственные и временные ограничения. В власти Аллаха находится и пространство, и время, и вся Вселенная, Он является Создателем всего сущего, в том числе времени и пространства.

По отношению к Аллаху нельзя пользоваться такими пространственными ориентирами, как верх, низ, правая и левая стороны, перед, назад и т. д. Бессмыслен вопрос «где Аллах?» , ибо само слово «где» указывает на какое-то определенное место в пространстве, что противоречит Сущности Всевышнего . Утверждение, что Аллах находится на небесах или на ‘Арше или что Он везде, делает Его похожим на Его творения.

Он находится в Своем величии. Всевышнему Аллаху не присущи ни динамика, ни статика, Аллах чист от этих и других несовершенных качеств, уподобляющих Всевышнего Его созданиям и не достойных Его. Кто бы и в каком бы образе ни пытался представить Аллаха , Он абсолютно не похож на этот образ. Он един в сущности, в качествах и в делах.

Мусульманские ученые-теологи говорят, что самое высшее знание об Аллахе - это верить в Него без образа и без места. Его видение, слышание, знание, могущество и все другие качества были всегда и не являются созданными, они ни в чем не похожи на одноименные качества людей. К Нему невозможно физически приблизиться или отдалиться.

Аллах не подвергается временным изменениям, то есть Он не становится молодым, старым, для Него нет ни ночи, ни дня, ни зимы, ни лета, ни осени, ни весны. Аллах обладает всеми прекрасными качествами и чист от всяких недостатков. Истинно верующие, праведные люди увидят Его в Раю, что является для них самым большим даром от Всевышнего Аллаха . Но каким образом Аллаха можно будет созерцать, мы не сможем понять на этом свете, ибо наш разум, как и все другие качества, создан и ограничен. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) видел Создателя в ночь Вознесения после того, как Аллах одарил его такой способностью.

У Всевышнего Аллаха есть 99 имен-эпитетов - прекраснейшие имена («аль-Асмаъ аль-хусна» ). Все они являются Его атрибутами (сыфатами), и в этом необходимо быть убежденным. Каждый совершеннолетний и умственно полноценный мусульманин обязан знать следующие тринадцать обязательных сыфатов Господа нашего и понимать их смысл.

Существование Аллаха - اَلْوُجُودُ

Каждый человек должен быть убежден в том, что Всевышний Аллах существует. Доказательством существования Аллаха является существование Его творений: Вселенной со всеми галактиками, звездами и планетами, Земли с ее растительным и животным миром, в том числе наиболее дорогого творения Всевышнего Аллаха – человека. Как мы знаем, каждая вещь нуждается в создателе. К примеру, автомобиль или самолет свидетельствуют о существовании их конструктора и т.п.

Небеса, Земля, планеты, Солнце, Луна, звезды, горы, реки, моря, люди, животные, растения и другие творения от мельчайших частиц до громадных тел, таких как галактика, свидетельствуют об их Создателе - Всевышнем Аллахе , устроившем такой гармоничный порядок, управляющем ими и охраняющем их. Их появление без Создателя немыслимо.

Окружающая нас природа существует по многочисленным строгим законам Творца , каждый из которых гармонирует со всеми остальными, образуя единую систему. Во Вселенной всё сущее, включая мельчайшие частицы и громадные галактики, подчинено воле Аллаха , всё рождается, живёт и погибает согласно Его законам. Следовательно, вся Вселенная покорна Создателю .

Каждая вещь выполняет то, для чего она создана. Например, Луна движется вокруг Земного шара с определённой скоростью и в определённом направлении, отражает солнечный свет, а также выполняет другие функции, которые предписаны ей Аллахом . Дерево растёт, выделяет кислород, поглащает углекислый газ, приносит плоды и т.д. строго по указаниям Всевышнего Аллаха . Человек также должен исполнять все предписания Творца. Другим творениям Аллаха , кроме человека и джиннов, не дано права выбора между добром и злом, поэтому они не ослушиваются Всевышнего Аллаха . Человеку предписано жить по нормам Ислама.

Вкратце говоря, всё сущее свидетельствует о существовании Единого Творца и Управителя – Всевышнего Аллаха , куда бы ни обратил свой взор мыслящий человек, он везде найдёт подтверждение существования и единственности Аллаха . Человек, который, видя все это, не верит в существование Аллаха , вступает в противоречие с самим собой и, соответственно, не получает никакой пользы от своего разума.

Всемирно известные учёные, поэты, писатели, политические деятели были верующими. Например, великий немецкий ученый Альберт Эйнштейн говорил: «Не думаю, что настоящий ученый может не быть в то же время глубоко верующим человеком. Нельзя верить науке, лишенной веры. Религия без науки слепа, наука без религии – хрома ».

Если кто-то считает, что Аллаха нет, то он впадает в неверие (куфр) и не обретет истинного счастья в обоих мирах.

Да убережет нас Всевышний от неверия!

Из упомянутых 99 имен Аллаха исходят Его атрибуты «субути» и «сальби».

Атрибуты Аллаха - «Субути»

У Аллаха есть семь атрибутов «субути» . Причиной того, что эти семь атрибутов называются «субути», является то, что и мы причастны к ним. Каким образом? Согласно тому, насколько Всевышний Аллах наделил Свое творение, каждый человек обладает силой, волей, знаниями, речью, слухом и зрением. Однако истинными они являются только во Всевышнем Аллахе, а в Его творениях они относительны и преходящи, то есть не вечны.

Сила, зрение и слух в старости не бывают такими же, как в молодости, с возрастом они постепенно угасают, к человеку приходит смерть. По отношению же ко Всевышнему эти атрибуты являются «субути» – не исчезающими, не убавляющимися и не прибавляющимися, а вечными. Именно поэтому они и называются «субути». Перечислим их:

1. Всемогущество - اَلْقُدْرَةُ

2. Воля - اَلْإِرَادَةُ

3. Жизнесущность - اَلْحَيَاةُ

4. Всезнание - اَلْعِلْمُ

5. Речь - اَلْكَلاَمُ

6. Всеслышание - اَلسَّمْعُ

7. Всевидение - اَلْبَصَرُ

Раскроем суть каждого из них.

Всемогущество - اَلْقُدْرَةُ

Также мы должны верить в то, что Аллах всемогущий. Аллаха не настигают ни слабости, ни трудности, Аллаху не свойственна немощь в совершении чего-либо. Он един и неповторим в создании. Аллах создал всё, создал людей и их деяния и мысли, предначертал их судьбы.

Однажды сатана спросил пророка Идриса (мир ему): «Может ли Аллах вместить в ореховую скорлупу весь мир?» Идрис (мир ему) в ответ ткнул ему в глаз иглой, которую держал в руке, и сказал: «Если будет на то воля Божья, Он и в это игольное ушко может поместить весь мир ». В данном случае у нас даже и на мгновение не должен возникать вопрос, каким образом целый мир может уместиться в ушке иглы. Подобное будет означать сомнение во всемогуществе Аллаха. Если Всевышнему Аллаху будет угодно, то Он увеличит игольное ушко настолько, что в него поместится весь мир, или же уменьшит мир так, что он вместится в ушко иглы. Иными словами, мы обязаны знать, что никто в этом мире не имеет силы и могущества, кроме как благодаря всемогуществу Аллаха.

Воля - اَلْإِرَادَةُ

Мы должны верить в то, что во Вселенной всё сущее, включая малое и большое, плохое и хорошее, полезное и вредное, успех и нищету, увеличение и уменьшение, послушание и ослушание, - все происходит только по воле и предопределению Всевышнего Аллаха, по Его мудрости и желанию. То, что Он захочет, происходит, а то, чего Он не пожелает, не случается. Все, что делают люди, они делают по воле Аллаха. Но Аллах дал им право выбора. Всевышний дает нам право совершать добро или зло и предписал нам, руководствуясь разумом, выбирать добро, чем наш Господь и будет доволен.

Например, когда пророк Ибрахим (мир ему), разгневавшись на нож, который не слушался и не резал плоть его сына Исмаила (мир ему), бросил его на землю, то нож заговорил: «Почему ты гневаешься на меня?». Ибрахим (мир ему) ответил: «Несколько раз я проводил тобой по горлу моего сына, почему же ты не резал его?». Тут нож напомнил Ибрахиму (мир ему): «Когда царь Намруд (Нимруд) бросил тебя в огонь, почему же он не спалил тебя?». «Потому, что Всевышний приказал огню не жечь меня», - ответил Ибрахим (мир ему). «Так вот, - сказал нож, - если Всевышний Аллах один раз приказал огню не жечь тебя, то мне семь раз Он приказал не резать плоть Исмаила (мир ему) ».

Другой случай произошел с пророком Мусой. Однажды, когда у него заболел зуб и он не знал, как вылечить его, ему было ниспослано откровение, что на некой горе растет трава. Если подержать ее во рту, она станет лекарством от зубной боли. Он отправился к этой горе, нашел траву, сорвал ее и подержал во рту. Боль прошла. Муса (мир ему) был доволен, что наконец-то нашел лекарство от зубной боли. Через некоторое время у него вновь заболел тот же зуб. Муса (мир ему) вернулся на гору и подержал во рту эту траву, однако на этот раз она ничуть не помогла. Он был очень удивлен. Тогда Всевышний Аллах обратился к нему: «Муса, только по Моей воле и разрешению Моему та трава может стать лечебной. Если нет на то воли Моей, она не принесет пользы».

Какой же смысл в итоге нам следует извлечь из этого?

Тот, Кто сделал нож режущим и дал ему силу резать, - Аллах. Если кто-то, исключив могущество (кудра) и волю (ирада) Аллаха, думает, что нож сам по себе обладает режущей силой, то это - неверие (куфр). Например, если тебя спросят: «Чем ты порезал руку?» - как ты ответишь? Если скажешь, что порезал Всевышний, это будет верно, но к чему же тогда отнести нож? Если сказать, что порезался ножом, это тоже будет правильно, но как же быть тогда со всемогуществом и волей Аллаха? Правильнее будет сказать: «Я порезался ножом в соответствии с волей и всемогуществом Всевышнего Аллаха».

Еще один пример. Больной идет к доктору, хотя есть Всемогущий Аллах, в ведении которого все, что связано с этим миром и миром вечным. Правильно ли это? Да, ибо Всевышний Аллах, который посредством Своего всемогущества и воли может творить все, что пожелает, сделал доктора средством, причиной исцеления болезней. Во что же должен уверовать своим сердцем больной, если он попал на прием к врачу? Мусульманин должен быть уверен в том, что в действительности исцеляет только Всемогущий Аллах, а доктора и лекарства - это лишь средства, которые Аллах дал для исцеления больных. Если кто-то, исключив всемогущество и волю Аллаха, посчитает, что врачи и медикаменты излечивают сами по себе, то это неверие. Разве может быть мусульманин столь невежественным?

Почему весь мир так устроен? Почему Аллах делает именно так? Нельзя задавать эти и подобные вопросы, касающиеся предопределения, потому что наш разум ограничен и не в состоянии всецело понять ответы на них. Углубляться в изучение подобных вопросов опасно для человека, ибо в результате непонимания этого можно впасть в неверие. Так нас предупреждал Пророк и его сподвижники. Со временем, если человек будет любить и почитать Аллаха и в совершенстве выполнять все предписания Шариата, эти и другие вопросы прояснятся для него.

Человек обязан искренне стараться совершать благие деяния, тогда Аллах поможет ему совершить их. Ведь Всевышний сказал (смысл): «Я помогу тем людям, которые стараются в служении Мне и Моей религии». Если человек согрешит против своей воли, то он должен признать свою вину, искренне сожалеть об этом и просить Всевышнего Аллаха о прощении. Если он по воле Аллаха совершит благие деяния, то должен принять их с благодарностью Всевышнему. Если он попадет в трудную ситуацию, то и это должен принимать с терпением и кротостью, чтобы заслужить довольство Аллаха на том свете.

Даже если мы будем знать, что нам предписано совершить нечто плохое, мы не должны принимать это спокойно, необходимо делать все возможное, чтобы избежать греха, стараться изо всех сил. Однако, если зло все же свершилось, необходимо искренне раскаяться. Подобное поведение человека приводит к тому, что от совершенного греха остается лишь одна видимость, в действительности же это грехом являться не будет. Такое умозаключение следует из хадиса Пророка: «Искренне раскаявшийся в своих грехах подобен вовсе не совершавшему их».

Жизнесущность - اَلْحَيَاةُ

Мы должны быть уверены в том, что Всевышний Аллах вечно живой, что у Него нет ни начала, ни конца, Ему не свойственны ни молодость, ни старость. Время не меняет Аллаха, и для Него время не меняется. Все атрибуты Аллаха, как и Он Сам, не имеют ни начала, ни конца.

Всезнание - اَلْعِلْمُ

Мы должны верить в то, что Аллах ведает обо всем, от Него невозможно ничего скрыть: ни мысли людей, ни тайны их душ. Знания Аллаха не прибавляются и не убавляются, они были и остаются всегда.

Для знаний Аллаха нет никаких ограничений и преград. Его знания, в отличие от наших знаний, абсолютны и вечны. Ему изначально известно все о каждом творении еще до его создания и то, что с ним будет после его сотворения. Нет ничего, о чем бы ни ведал Всевышний Аллах.

Речь - اَلْكَلاَمُ

Аллах имеет речь, которая предвечна и не имеет начала, она не похожа на речь Его творений. Речь Аллаха не передается посредством звуков, произносимых с помощью языка и голосовых связок. Все священные Писания – Евангелие (Инджиль), Тора (Таврат), Псалтырь (Забур), Коран и другие – являются речью Самого Аллаха. Они предвечны. Иными словами, речь Всевышнего является несотворенной и безначальной.

Господь разговаривал с пророком Мусой (мир ему) на горе Тур Сайна (Синайские горы) и с нашим Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение) в ночь Вознесения на небеса (Ми‘радж). Аллах одарил их способностью слышать и понимать Свою речь. Коран, который мы читаем, передает тот смысл, который заключен в речи Всевышнего Аллаха. Однако звуки не были произнесены Всевышним, ибо в таком случае Творец был бы в этом подобен человеку.

Всеслышание - اَلسَّمْعُ

Аллах всеслышащий, Он слышит все, даже самое малое. Для Аллаха ничего не остается тайной и никакие преграды не могут мешать Ему. Аллах слышит без органов слуха, так же как знает без сердца и мозга и создает без инструментов. У Аллаха нет никакого качества, свойственного Его созданиям, нет ничего похожего на Него.

Всевидение - اَلْبَصَرُ

Всевышний Аллах всевидящий, Он видит всё. В отличие от Его творений, никакая тьма или что-либо другое не мешает Ему видеть, Аллах видит без органов зрения. Его видение тоже вечно и не меняется.

Атрибуты Аллаха - «Сальби»

Далее среди 99 имен Аллаха есть атрибуты, относящиеся к Сущности Всевышнего, которые также необходимо знать. Их называют «сальби», потому что они очищают Сущность Аллаха от не свойственных Ему качеств, очищают от придания Ему недостатков и бессилия. К ним относятся:

1. Вечность без начала - اَلْقِدَمُ

2. Вечность без конца - اَلْبَقَاءُ

3. Бесподобие - مُخَالَفَةُ الْحَوَادِثِ

4. Самодостаточность - قِيَامُهُ بِنَفْسِهِ

5. Единственность - اَلْوَحْدَانِيَّةُ

Вечность без начала - اَلْقِدَمُ

Данный атрибут означает безначальное существование Всевышнего. Аллах - это Тот, Кто не имеет начала. Однако это не относится к Его творениям. Все творения имеют определенное начало. У Всевышнего же такого начала нет. Он предвечен.

Вечность без конца - اَلْبَقَاءُ

Смысл этого атрибута заключается в том, что для Всевышнего Аллаха не существует смерти, исчезновения, Он остающийся вечно, для Него нет конца.

Всевышний Аллах сотворил этот удивительно устроенный мир, не имея ничего для сравнения. Из всего, что сотворено Аллахом, нет ничего, что было бы неподвластно смерти или уничтожению, кроме тех вещей, которые Творец создал для вечного существования. К ним относятся: ‘Арш , Курс , Рог (Сур) ангела Исрафиля (мир ему), Рай, Ад и все, что находится в них обоих, Хранимая Скрижаль (аль-Лявх аль-махфуз) , Перо (Калам) и копчик человека. Также не умирают и души людей. Все это Всевышний Аллах создал для постоянного существования.

Человек состоит из трех частей: физического тела, животной души, которая держится на употреблении пищи, и особого духа, обладающего разумом. Тело человека умирает, также умирает и животная (биологическая) душа, благодаря которой мы можем двигаться, работать и т. д. Подобной душой обладают и все животные. Однако тот особый дух, обладающий разумом и свойственный только человеку, никогда не умирает.

Бесподобие - مُخَالَفَةُ الْحَوَادِثِ

Всевышний Аллах не похож ни на одно из Своих творений, и ничто из сотворенного Им не похоже на Него. Уподоблять Бога чему-либо есть неверие. Кто бы из людей ни попытался представить себе образ Всевышнего Аллаха , представленное им будет далеко от истины.

Осознание того, что мы не сможем познать Аллаха целиком и полностью, и является познанием Его. Нельзя вести дискуссии о самой личности Всевышнего. Аллах обязал людей к очищению своих убеждений от придания Всевышнему не присущих Ему качеств. А такие качества людей, как жизнь, речь, видение, знание вовсе не соответствуют одноименным качествам Всевышнего Аллаха.

Всевышний Аллах в 11-м аяте суры «Аш-Шура» сказал: «Нет ничего подобного Аллаху ». Он не похож на создания Свои, ни на кого и ни на что. Если бы Всевышний был подобен чему-либо или кому-либо, то Ему были бы присущи такие же качества, как у них (изменение, развитие), и он нуждался бы в том, кто изменил Его. Кто нуждается в другом, тот слаб, а слабость не присуща Аллаху, она противоречит Его сущности. Он чист от всех недостатков.

Некоторые заблуждаются из-за того, что они дословно понимают аяты непрямого смысла (муташабихат), приписывая тем самым Аллаху свойства Его созданий, такие как сидение, изменение, местопребывание и подобные качества, что в корне противоречит Корану, Сунне Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и здравому смыслу. Все пророки и посланники учили тому, что достойно Господа и чего нельзя приписывать Ему. Абсурдность мнения также содержится и в том, что Аллах якобы воссел, утвердился на ‘Арше (Троне).

В Коране, точнее, в 7-м аяте суры «Алю ‘Имран» сказано, что Аллах ниспослал Пророку (мир ему и благословение) Священное Писание (Коран), которое содержит аяты мухкамат, имеющие одно значение, ясное по смыслу, и аяты муташабихат, т.е. иносказательные аяты, не имеющие однозначного смысла, и что аяты мухкамат являются основой для толкования аятов муташабихат. А что касается аятов муташабихат, то некоторые из них могут толковать только особые ученые-теологи, имеющие всеобъемлющие религиозные знания (расихун), основываясь на аяты мухкамат. Также надо знать, что среди аятов муташабихат существуют аяты, толкование которых не знает никто кроме Аллаха и тех, кому Он дарует такие знания.

Также, к примеру, 5-й аят суры «Таха» относится к аятам непрямого смысла - муташабихат, которые нужно толковать, опираясь на аяты, ясные по смыслу (мухкамат). В этом аяте есть слово «истава», которое, по словам аль-Хафиза Абу Бакра ибн аль-Араби, в арабском языке имеет 15 значений. Некоторые значения этого слова достойны Аллаха, а другие - абсурдны применительно к Нему. Необходимо знать, что в этом аяте нельзя толковать слово «истава» как «утвердиться», «воссесть» или «вознестись», так как это противоречит значению аята мухкамат: «Нет ничего подобного Аллаху » (Сура «Аш-Шура», аят 11). Также следует знать, что приписывание Аллаху таких свойств, как сидение или утверждение, противоречит здравому смыслу, так как если бы Аллах Всевышний сидел на ‘Арше, то Он был бы больше или меньше, или равен по объему ‘Аршу. Если бы Господь Бог был больше ‘Арша, то часть была бы внутри, а часть снаружи, а это абсурд. Если был бы по размеру равен ‘Аршу, то имел бы его форму, а если бы был меньше ‘Арша, то находился бы на какой-либо ограниченной площади. Отступает от веры тот, кто имеет такие убеждения.

Нельзя толковать указанный 5-й аят суры «Таха» буквально. Его необходимо толковать в соответствии с правильным вероубеждением. Его смысл заключается в следующем: ‘Арш – это самое грандиозное создание Аллаха, и Всевышний властвует над ним. Создатель пречист от всех недостатков, Он Властелин всего, самостоятельный и независимый. Это означает, что Всевышний никогда не нуждался и не будет нуждаться ни в ком и ни в чем, в то время как все созданное Им нуждается в Нем и не может существовать без поддержки Всевышнего Аллаха ни единого мига.

Самодостаточность - قِيَامُهُ بِنَفْسِه

Всевышний Аллах – самостоятельный, независимый. Это означает, что все нуждается в Нем, тогда как Он не нуждается ни в ком и ни в чем.

Единственность - اَلْوَحْدَانِيَّةُ

Бог един во всем и у Него нет сотоварищей. Не может быть двух или более богов, иначе во всей Вселенной был бы хаос, неизбежно ведущий ее со временем к гибели. Идеальный порядок во всем существующем - это признак единственности Бога.

Эти качества очищают Всевышнего Аллаха от всего, что не свойственно Ему, очищают от придания Аллаху недостатков и бессилия. Например, противоположным атрибуту «безначальность» является качество, означающее наличие начала чего-либо, а обратным атрибуту «вечность» является качество, под которым понимается исчезновение, конец или смерть. Таким образом, эти пять атрибутов отрицают все качества, не присущие Всевышнему Аллаху.

Все приведенные выше качества Аллаха являются безусловными, обязательно присущими Ему. Кроме приведенных атрибутов, у Всевышнего есть еще одно качество, не являющееся обязательным для Него. Это - сотворение чего-либо. Если Он захочет что-то, то Он создает его, если не захочет - не создает. Аллах сотворил мир не потому, что это было обязательным для Него (Он мог и не делать этого), Он создал мир исключительно по Своей воле.

Вера в существование Аллаха требует убежденности в том, что Ему безусловно присущи эти тринадцать качеств. Кроме них у Него есть неисчислимое множество совершенных качеств и прекрасных имен, сущность которых знает только Он Сам.

Качества, противоположные тринадцати перечисленным выше, не присущи Всевышнему Аллаху, они недопустимы для Него. Аллах чист от этих и других несовершенных качеств, не достойных Его. Кто бы и в каком бы образе ни пытался представить Аллаха, Он абсолютно не похож на этот образ. Он един в сущности, в качествах и в делах. Его качества были всегда и не являются созданными, они ни в чем не похожи на качества людей или других творений.

Истинное величие, сущность Всевышнего Аллаха, Его совершенство, истину о Нем никто не в состоянии полностью осознать, кроме Него Самого. Необходимые и достаточные знания об Аллахе человечество получает через Его пророков и благодаря Его книгам.



Тавхид - единобожие, монотеизм

Самое большое творение Всевышнего Аллаха, созданное Им из нура и включающее в себя все сотворенное Им.

Также одно из самых больших творений Аллаха, созданное из нура

Огромное творение, созданное из нура. Его диаметр больше, чем земля и небеса вместе взятые.

Ал-Лявх аль-махфуз (Хранимая Скрижаль) - небесный прототип всех Священных Писаний, в котором записано все, что было на Земле и что произойдет в будущем.

(4 голоса : 4,0 из 5 )

Всевы́шний () - имя , равно принадлежащее , и , и , символизирующее бесконечную возвышенность Бога над творением.

Если Бог возвышен над Творением, то не означает ли это, что Он не присутствует в преисподних местах, в адовых безднах?

Возвышенность Бога над творением (), в том числе над адом, следует понимать не пространственно, а духовно.

Пространственно Бог присутствует везде (), хотя и не зависит от условий пространства. Если бы Бог отсутствовал в аду, этим бы ознаменовалось, что зло может создавать тайные лакуны, ограничивающие присутствие и владычество Отца и Сына и Святого Духа. Из этого бы следовало, что Бог - не бесконечен, что Он - не абсолютный, не всесовершенный Дух.

Возвышенность Бога означает Его безмерное превосходство над миром, как видимым, так и невидимым. В отношении же сил это превосходство проявляется ещё более остро и выразительно.

Если Бог именуется Всевышним, то не следует ли их этого, что Он, будучи выше любых наших представлений о Нём, не подлежит положительным описаниям и, следовательно, познанию?

Будучи бесконечным, Бог, конечно же, не может быть всецело охвачен никакой ограниченной мыслью. В этом отношении Он и действительно выше любых человеческих представлений о Нём. Однако это не значит, что Он - абсолютно . У святых отцов существует немало аналогий, опровергающих миф об абсолютной непознаваемости Бога.

Например: если человек не способен выпить целое озеро, из этого не следует, что он не может утолить жажды, выпив, глоток; если человек, войдя в прекрасный сад, не в силах съесть всех его плодов, из этого не следует, что он не в состоянии утолить голод, съев несколько из них.

Точно также следует относиться и к богопознанию. Мы не в силах познать Бога во всей полноте, однако можем познавать Его отчасти, насколько Он сам открывается нам и насколько мы способны принять Его ).

Богопознание подразумевает два направления: отрицательное (апофатическое) и положительное (катафатическое) (см.:
).

В рамках первого направления человек постигает истины о том, Кем (или Каким) Бог не является. Например; Он не является обусловленным временем, поэтому мы называем Его Вечным; Он не зависит от условий пространства, и мы называем Его Неизмеримым.

В рамках второго направления мы познаём Бога посредством подобий и аналогий, прибегая к известным понятиям: Бог есть Любовь, Он - милосерден, праведен и т. д. Учитывая же, что Бог есть Всевышний, что Он - беспределен, мы понимаем, что Он есть не просто Любовь, но Сверх-любовь, не просто милосердный, но Сверх-милосердный и т. д.

Если и мы, и мусульмане именуют Бога одним и тем же именем «Всевышний», то не означает ли это, что они представляют себе Бога также, как и мы.

Именуя Бога Всевышним, мусульмане, конечно же, как и христиане, признают Его превосходство над миром. Однако во многом другом они с нами расходятся. Прежде всего, они отрицают троичность Бога по Лицам, и, стало быть, отрицают все те важнейшие истины, которые связаны с Искуплением и спасением человека (Боговоплощение; Крестные Страдания, смерть и Воскресение Сына Божия; образование Церкви Христовой как единственного Собрания верных, обладающего полнотой средств ко спасению).

Всевышний Аллах, Знание и Могущество которого объемлет все сущее, в Священном Коране говорит:
«Неужели человек полагает, что он будет предоставлен самому себе [безо всяких обязанностей]?» (Аль-Кыямат, 75/36).Ислам,Вера,Поклонение
«Воистину, Господь твой – [поистине] в засаде» (Аль-Фаджр, 89/14).
«Где бы вы ни были, Он всюду с вами, и видит Аллах все, что вы вершите» (Аль-Хадид, 57/4).
«Мы, воистину, создали человека и ведаем о том, что нашептывает ему его душа, и Мы более близки к нему, чем яремная вена. [Помни], что два ангела сидят [у человека] справа и слева и записывают [его деяния]. [Человек] не проронит ни единого слова, чтобы его не записал недремлющий страж» (Каф, 50/16-18).
Уважаемые братья мусульмане,как мы видим, Всевышний Аллах наблюдает за рабами Своими постоянно и внимательно. Это должны понимать те, кто понял, что сутью их прихода на этот свет является испытание, и что каждый понесет за него либо соответствующее наказание, либо соответствующую награду.
Это должны понять те, кто, купаясь в нескончаемых благах Аллаха, забывают поклоняться Ему, те, кто отступил от благословенного пути Господина посланников (саллаллаху алейхи ва саллям), те, кто повернулся спиной к указанным в Священном Коране истинам.
Это должны понять те, с чьих лбов стерся след от земных поклонов, те, чьих душ и сердец не коснулась печать Ислама, те, кто, сами спеша в мечети, пребывают в беспечности о том, что их дети встали на путь потребления спиртного, разврата и азартных игр.
Это должны помнить те, кто не соблюдает и не уважает прав других, те, кто не отличает дозволенного от запретного, те, кто не видит ничего зазорного в том, что растит своих детей на нечистые и запретные деньги.
Это должны понимать те, кто вместо братских чувств стараются распространить среди мусульман ложь, разногласие, сплетни, вражду и ненависть.
Это должны понять те, кто, принимая Великий Ислам как веру, поклонение и нравственный закон, не довольны теми законами, которые он устанавливает в обществе.
Да, каждый здравомыслящий и совестливый человек должен признаться себе в том, что Аллах, Который ближе к нам, чем наша шейная артерия, Который посылал к нам пророков и разъясняющие, – где ложь и где истина, писания, Который знает все, что мы совершаем и что замышляем, непременно призовет нас к ответу. Разве возможно избежать встречи с Ним и Его расчетом? Разве спасут нас от расчета наши друзья и родные, наши деньги и положение? Или мы думаем, что наши прегрешения и зло обернуться для нас благом? Разве не наступит день правосудия?
«Разве Аллах – не наисправедливейший из всех Судий?» (Ат-Тин, 95/8).
Таким образом, братья мусульмане,если мы держим путь к вечности, то должны отыскать ответы на все эти вопросы заблаговременно. Пусть каждый еще раз уверует в то, что является рабом Аллаха, и что каждому предстоит предстать перед Ним и держать ответ. Украсьте жизнь свою благими деяниями. Наилучшим образом соблюдайте права Аллаха и права Его рабов, подобных вам. Оберегайте руки и души свои от злого и запретного. Обучайте детей своих исламскому благонравию и старайтесь быть для них в этом живым примером. Не ищите чести и достоинства выше, чем быть мусульманином. Не будьте игрушками нафса и шайтана. Знайте и помните, что Аллах видит каждого из нас, и, что Он спросит всех нас о том, что мы делали, ведь к Нему Одному – Господу миров все мы будем возвращены.
Свою хутбу я хочу закончить хадисом Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям):
«Наилучшим образом соблюдай и чти то, что установлено Аллахом, тогда и Он окажет почет тебе. Помни об Аллахе, и ты найдешь Его рядом с собой. Если хочешь чего-то, проси это у Аллаха. Если ищешь помощи, проси ее лишь у Него Одного» (Тирмизи Рияд ас-Салихин пер. том 1: 95).

Когда пророк Ибрахим (а.с.) прибыл в Шам, пришло откровение от Аллаха: «О, Ибрахим! Ты для Меня самый почитаемый из людей, однако Мухаммад (с.г.в.) еще более почитаем. Поднимись на Ливанскую гору, там находится один из моих рабов, повстречайся с ним».

Ибрахим (а.с.) пошел туда и встретил там одного человека очень высокого роста. Его рост составлял двести пятьдесят метров. Пророк (а.с.) приветствовал этого незнакомца. Тот ответил на приветствие. Ибрахим (а.с.) спросил, как его зовут. Человек ответил: «Я - Худ ибн Сам, а ты кто?» «Я один из рабов Аллаха, пришел тебя навестить, покушай со мною ифтар этим вечером. За сколько дней один раз ты кушаешь ифтар?» - спросил Ибрахим (а.с.).

«Один раз через каждые девяносто дней», - ответил Худ. Ибрахим (а.с.) еще больше удивился. Худ поднял взор к небу и помолился: «О, божественный! Ко мне пришел гость, ниспошли мне трапезу». С неба тотчас был ниспослан изумрудный стол, накрытый красивой скатертью. Посередине стола лежал жареный ягненок на медном блюде. На столе также были райские плоды в серебряных блюдах, чаши с медом, сосуды с горчицей и уксусом. Они поели и попили.

После этого Ибрахим (а.с.) поблагодарил за еду и сказал, что она была очень вкусная. «А где твой дом?» - спросил он у Худа. «Посреди воды». «Будь добр, покажи мне его». Худ сказал: «Дорога туда длинная и вода очень глубока. Когда Нух (алейхи салям) строил ковчег, уронил туда свой топорик. Только через тысячу лет топорик добрался до дна». Ибрахим (а.с.) же сказал: «Если я пойду вместе с тобой, Аллах нам поможет, и я смогу перейти через море-океан».

«В этой пустыне есть гора, на этой горе есть пещера, в этой пещере есть одна львица. Длина этой львицы от морды до хвоста двести пятьдесят метров, от ее живота до земли - десять метров. Ее пасть сравнима с пещерой. Если ты не испугаешься, увидев ту львицу и услышав ее рев, то сможешь перейти со мною то море». Они подошли к пещере. Львица так сильно рычала, что шатались горы. Пророк Ибрахим (а.с.) крикнул на нее: «Будь потише, иначе я ударю тебя этим посохом и прокляну твое потомство». Львица промолвила: «О, друг Аллаха! Ты настолько велик, и тебе от меня не будет никакого вреда». Худ наблюдал за этим явлением, после чего он сказал: «Я понял, что ты сможешь перейти через море со мною».

Они отправились в путь и добрались до того дома. В доме Худа были всего лишь одна чаша, старая циновка и посох. Ибрахим (а.с.) спросил про них, и Худ ответил: «Этой чашей я пью воду и принимаю омовение. Когда я втыкаю этот посох в землю, он начинает давать плоды, и я ими питаюс»ь. Удивленный Ибрахим захотел увидеть, как это происходит. Худ ударил посохом об камень, и посох вошел в него, словно в тесто. Образовались четыре ветви, на одной из которых появилась хурма, на другой вырос инжир, на третьей - виноград, а на четвертой ветви вырос гранат. Они вместе покушали досыта. После чего посох вернулся в прежнее состояние. Ибрахим попросил: «О, любимый раб Аллаха! Помолись за меня!» Худ ответил: «Не будь так уверен, что моя молитва будет принята. Вот уже сорок лет я прошу Аллаха об одном, и сорок лет Он не исполняет мою просьбу». «Чего же ты хочешь, о Худ?» «Я хочу увидеть лик Ибрахима (а.с.), друга Аллаха». «Откуда ты знаешь про Ибрахима (а.с.)?»

«Некогда на морском берегу я встретил юношу с прекрасным лицом. Волосы на его голове были разделены пробором. Юноша все время повторял: «Аллах мой! Дай мне увидеть лик Твоего друга Ибрахима». Я спросил у него, кто же он. «Я - сын Халиля Ибрахима», - ответил мне юноша. С того времени я тоже влюблен в незнакомый мне лик Ибрахима (алейхи салям). Самая большая моя просьба к Аллаху - показать мне его прекрасный облик». И тогда Ибрахим (а.с.) признался: «Я и есть тот человек, которого ты хотел увидеть, твоя молитва исполнилась». Худ очень сильно обрадовался, и они обнялись, вместе долго плакали. Ибрахим потом попросил: «Я тоже очень скучаю по Исмаилу. Помолись, пусть нам будет суждено встретиться». Худ помолился. И в тот же миг Исмаил появился и бросился на шею отца. От чрезмерной радости они вместе заплакали.

Передают, что однажды в доме у Ибрахима (а.с.) было так много гостей, что ничего не осталось поесть. У него в Египте был один друг, и он отправил к нему людей с верблюдами и попросил немного продуктов. Но тот отказал, и верблюды вернулись пустыми. Люди, сопровождавшие караван, подумали, что в городе все наверное с нетерпением ждут, когда они вернутся в провизией. Чтобы не возвращаться с пустыми мешками, они решили насыпать в них песок. Так они и прибыли в город и объяснили Ибрахиму положение дел. Тот очень сильно огорчился, а потом заснул. Одна из наложниц развязала мешок, обнаружила в этом мешке муку и испекла из нее хлеб. Когда Ибрахим (а.с.) носом почуял запах свежеиспеченного хлеба, он поднял свою благословенную голову и спросил, откуда они взяли муку. Ему ответили, что хлеб испекли из муки, которую отправил его друг из Египта. И тогда Ибрахим произнес: «Эта мука доставлена действительно от Друга, но не от того, который в Египте, а от Друга, который независим от места и времени».

Из книги "История пророков"

Святая Кааба в Мекке, паломничество (хадж) и обряд жертвоприношения напрямую связаны с именем Ибрахима (мир ему!) − пророка и посланника Аллаха. В исламе пророк и посланник Аллаха Ибрахим считается первым проповедником религии ханифа (единобожия), а также общим предком арабов и евреев.

В исламе его называют халил Аллах (друг Аллаха), имам (глава общины), ханиф (исповедующий единобожие). А употребляемый в Священном Коране термин «миллат Ибрахим» (религия Ибрахима) подразумевает начальное единобожие всех пророков и посланников Аллаха, с которым пришел последний пророк и посланник Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха!). Ибрахим (мир ему!) является патриархом (отцом) всех пророков и посланников из его потомков среди евреев (сынов Израиля − Иакова, Иосифа, Захарии, Моисея, Исуса) и арабов (сынов Исмаиля), последний посланник − Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха!).

Согласно Священному Корану, старший сын Ибрахима Исмаил стал родоначальником арабов и прямым предком пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха!). Согласно Библии, от Исмаиля родился Кедарь, и от него произошло 12 арабских племен. В Ветхом Завете указывается, что Аллах сказал Моисею: будете жить перед лицом братьев своих (потомков старшего сына Авраама − Исмаиля). А младший сын Авраама − Исхак − стал родоначальником евреев. От сына Исхака родился пророк Иаков (Исраиль), у него было 12 детей (среди них Иосиф), и они стали родоначальниками 12 племен сынов Израиля (евреев).

Эпизоды из истории жизни Ибрахима (мир ему!) подробно изложены в Коране. Ибрахим родился к востоку от Вавилона в г. Ур. Согласно 74-му аяту суры «аль-Анам», отца Ибрахима звали Азар.

Ибрахим (мир ему!) с молодых лет доказывал окружающим единство Творца путем созерцательного размышления и разума. Поэтому в Коране он называется ханифом (исповедующим единобожие, верным). Ханифы приходили к вере в Бога путем размышлений о сути мироздания и не принадлежали к узкому пониманию религиозной группы. Например, евреи считают, что пророк Ибрахим (мир ему!) был иудеем. Христиане же полагают, что Ибрахим (мир ему!) был христианином. Но в книге Бытия (Библии) вообще нет информации, указывающей на религиозную принадлежность Ибрахима (Аврама) (мир ему!). Ибрахим (мир ему!) не был иудеем, т. к. все атрибуты иудаизма как религии (Тора, Талмуд) появились гораздо позже. По этой же причине он тем более не мог быть христианином.

В Коране Аллах дает ответ:

«О люди Писания! Почему вы препираетесь относительно Ибрахима, ведь Таурат (Тора) и Инджил (Евангелие) были ниспосланы только после него. Неужели вы не разумеете? Вы были людьми, которые препирались относительно того, что им известно. Почему же теперь вы препираетесь относительно того, что вам неизвестно? Аллах знает, а вы не знаете. Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином. Он был единобожником, мусульманином и не был из числа многобожников. Воистину, самыми близкими к Ибрахиму людьми являются те, которые последовали за ним, а также этот пророк (Мухаммад) и верующие. Аллах же является Покровителем верующих» (сура «аль-Имран» («Семейство Имрана»), 65−68).

Кроме этого, Ибрахим (мир ему!) в Коране несколько раз назван мусульманином (арабск. муслим). Но это не значит, что он исповедовал ислам со всеми его атрибутами в нынешнем виде (Коран, шариат и т. д.). Слово «муслим» переводится с арабского как «покорный Единому Богу». Ислам (покорность Богу) − это религия, которая не названа в честь ее основателя или исповедующего ее, племени, как иудаизм или христианство в честь народа или пророка. Поэтому ислам есть продолжение того послания, с чем приходили все пороки (Ибрахим, Муса, Иса (мир им!). Вероучение, которое они все исповедовали и несли людям, было одним и тем же, в его основе лежит строгое единобожие, однако отдельные обряды и нормы могли отличаться.

Призыв Ибрахима (мир ему!)

Пророк Ибрахим (мир ему!) с раннего возраста призывал свой народ отречься от язычества и уверовать в Единого Бога. Его отец изготавливал идолов для храма, и, несмотря на это, являясь пророком Аллаха, Ибрахим (мир ему!) очень мягко призывал его к вере в Единого Создателя. По этому случаю есть даже аят Корана, где Аллах обращается к Ибрахиму (мир ему!), чтобы он призывал своего отца мягким словом и мудростью.

Он разъяснял жителям Месопотамии, что небесные тела (Солнце, Луна, звезды) или идолы, которым они поклоняются, не должны восприниматься как объекты поклонения, поскольку они – всего лишь творения, появившиеся на небе по воле Аллаха, и лишь Аллах мощен над ними.

«Вот он (Ибрахим) сказал своему отцу и народу: “Что это за изваяния, которым вы предаетесь?” Они сказали: “Мы видели, что наши отцы поклонялись им”. Он сказал: “Воистину, вы и ваши отцы пребываете в очевидном заблуждении”» (сура «аль-Анбийа» («Пророки»), 52−56).

Пророк Аллаха Ибрахим (мир ему!) наглядно показал своему народу беспомощность и бесполезность идолов, которым они поклонялись. Для этого он уничтожил идолов, оставив в сохранности только одного их них, главного, почитаемого его народом. Когда люди вернулись с праздника, они увидели, что все почитаемые ими идолы разбиты и повержены. Тогда они стали обвинять Ибрахима (мир ему!), но он указал на того единственного идола, которого он оставил в сохранности, ответив: «Это содеял их старший, вот этот. Спросите их самих, если они способны разговаривать». Горожане стали в недоумении отвечать Ибрахиму (мир ему!), как же спросить идолов, если они не умеют говорить и не способны сами что-либо сделать. Тогда Ибрахим стал объяснять людям, как же можно поклоняться тому, кто не в состоянии даже говорить, даже защитить самого себя, кто не способен ни помочь, ни навредить.

Когда Ибрахим (мир ему!) призвал царя Вавилона Нимрода поклоняться одному лишь Аллаху, то Нимрод заявил, что он сам является богом. Во время спора Ибрахима (мир ему!) с царем Нимродом пророк Аллаха привел неопровержимые доводы в доказательство существования Единого Творца.

Разгневанный царь Нимрод приказал схватить Ибрахима (мир ему!) и сжечь его живьем. Жители собрали дрова в огромную яму и подожгли их, а пророка Ибрахима поместили в катапульту, привязав к ней, и бросили в огонь (настолько был большой костер). Но Всевышний Аллах явил чудо (муъжиза): огонь потерял свой жар и стал прохладой для Ибрахима (мир ему!). «Они сказали: “Сожгите его и помогите вашим богам, если вы будете действовать!” Мы сказали: “О огонь! Стань для Ибрахима прохладой и спасением!”» (сура «аль-Анбийа» («Пророки»), 68−69).

Ибрахим (мир ему!) и завет с Аллахом

Согласно Священному Корану, Ибрахима (мир ему!) посетили ангелы, направлявшиеся наказать народ Лута (Содом и Гомору), и предрекли ему, что его старая жена Сарра родит сына (Исхака). В это время у Ибрахима (мир ему!) был старший сын Исмаил от жены египтянки Хажар (библ. Агарь). В Ветхом Завете упоминается только начало истории Исмаила и его матери и то, что Сарра из-за ревности просила удалить их, но доисламская арабская традиция говорит гораздо больше на эту тему. Согласно этой традиции, Хаджар и Исмаил были оставлены Ибрахимом (мир ему!) в том месте, где сегодня стоит Мекка. Именно в эту долину Ибрахим (мир ему!) привез Хаджар и своего новорожденного сына – к этой ложбине между двумя холмами, голыми и выжженными аравийским солнцем по приказу Аллаха, чтобы от Исмаила произвести арабский народ, от которого произойдет последний пророк и посланник Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха!).

В Книге Бытия (Библии) говорится, что Всевышний так успокоил его:

«Не печалься по поводу своего сына и служанки... Ибо ее сына Я сделаю родоначальником народа, ведь он из семени твоего».

Хаджар и новорожденный Исмаил, оставленные Ибрахимом (мир ему!) в пустыне, не погибли. Когда ребенок плакал все громче и громче, требуя воды, Хаджар воззвала к Господу. Терзаемая страданиями своего умирающего ребенка, она металась в поисках воды между двумя холмами Сафа и Марва. Аллах послал ангела, от удара крыла которого в ногах у Исмаила начал бить источник Замзам. Чтобы вода не текла в песок и не иссякла, Хаджар соорудила небольшое ограждение из песка вокруг источника: вскоре вода перестала прибывать, и источник стал колодцем, который с того времени известен под названием Замзам.

Спустя годы Ибрахиму (мир ему!) было приказано Аллахом восстановить разрушенный после всемирного потопа Дом Аллаха (первую мечеть, построенную Адамом). Ибрахим (мир ему!) с помощью своего сына Исмаиля восстановил в Мекке Каабу. Именно в это время и на том месте ему приснилось, что Аллах требует в качестве испытания принести в жертву сына Исмаила. Сатана пытался сбить Ибрахма (мир ему!) с пути, подталкивая его на ослушание. Но Ибрахим (мир ему!) прогнал его каменьями в месте Джамарат (во время хаджа паломники также кидают камешки как символ побития сатаны). И с этого времени к сатане прикрепилось название «роджиим» («побитый каменьями»).

Отец и сын были готовы совершить жертвоприношение, но Аллах прекратил испытание. И в самый ответственный момент, когда к горлу сына был приложен нож, лезвие его отказалось слушаться руки Ибрагима. В тот же момент раздался голос Аллаха: «О, Ибрагим! Ты исполнил мою волю!» Из райских садов дарованный агнец (барашек) в этот день стал настоящей жертвой перед лицом Бога.

В Коране об этом повествуется так: «Он сказал: “Сынок мой, вижу я во сне, что закалываю тебя в жертву, и посмотри, что ты думаешь”. Он сказал: “Отец мой, делай, что тебе приказано; ты найдешь меня, если пожелает Аллах, терпеливым”. И когда они оба предались Аллаху и тот поверг его на лоб, и воззвали Мы к нему: “О Ибрагим! Ты оправдал видение”. Так Мы вознаграждаем добродеющих! Поистине, это − явное испытание. И искупили Мы его великою жертвой”» (Коран, сура 37).

С этого времени по завершении хаджа все мусульмане в Курбан-айт совершают жертвоприношение из числа домашнего скота во имя Аллаха. Коран и Сунна четко указывают на то, что жертвоприношение (курбан) является одним из величайших видов поклонения и подчинения Аллаху Всевышнему. Весь ритуал хаджа (манасик) как бы воспроизводит различные эпизоды жизни Ибрахима (мир ему!) и его семьи: метание Хаджар между холмами Сафа и Марва в поисках воды, борьба с шайтаном и принесение в жертву ягненка вместо сына и т. д. Таким образом, пророк Ибрахим (мир ему!) является символом восстановления истинного единобожия и возращения к завету. Согласно преданию, могила пророка Ибрахима (мир ему!) находится в Палестине, в городе Хевроне. Она относится к наиболее почитаемым мусульманским и иудейским святыням.