Журнал вокруг света - магия индонезийского батика - культурное наследие - виртуальные путешествия.


Цена батик Tulis гораздо дороже, чем батик Cap.
Перед поездкой мы по крупицам собирали информацию из книг, и увидеть сам процесс, а главное поучаствовать в нем было - абсолютно бесценно.
Резервирующим составом служит воск, приготовленный специальным способом.
Окрашивание производится поэтапно. Воск наносят женщины. Часто на стандартный кусок ткани 1м на 2,5 м рисунок воском наносится в течении месяца.

Мы попробуем совместными усилиями разобраться в истине, на сколько это вообще возможно. Сейчас мы с друзьями пытаемся обработать полученную информацию. Что-то нам обещала перевести Настя Цыганова, которая ездила с нами в качестве переводчика.
Мы занимались изучением батика в мастерской бапака Бамбанга в его центре "BATIK SLEMAN" в Джокьякарте.

Это довольно большое предприятие, в котором работает около 100 человек.
Там есть помещения, где женщины наносят воск.

ОТК принимает качество работы.

Мужчины занимаются окрашиванием и запаркой ткани.

Швеи обшивают.
Офис, магазин, там же находятся жилые помещения.
Материалы:

чантинг «tjanting» - маленький медный сосуд, который наполняется расплавленным воском и может быть разогрет на огне, если воск начинает застывать. Сосуд снабжен тонкой загнутой трубочкой, из которой вытекает тонкая струйка воска, и именно это приспособление позволяет нанести тонкие штрихи, линии и точки, составляющие сложный узор - характерную особенность индонезийского батика.

Керосиновая комфорка «Wajan», на которой стоит плошка с воском.

Воск готовится специальным образом, он очень пластичен и дает тонкую мягкую линию. Для разных видов рисунка готовится разный состав. Воск наносится с двух сторон ткани.

Точная рецептура его приготовления нам неизвестна. В него добавляются парафин и какие-то растительные смолы. В процессе выпаривания темно-коричневый цвет исчезает бесследно.
Окрашивание происходит на столе, покрытой тканью похожей на мешковину. Краски имеет вид серых порошков и надо прекрасно разбираться в технологии, чтобы получить нужный цвет.

После окрашивания ткань полощут в закрепителе - проявителе. Так называемом, HCL. Как мы выяснили позднее, это раствор соляной кислоты.

Красители делятся на три вида.
Химические: SOL и NAPHTOL.

1)sol(сушить на солнце, цвет проявляется тоже на солнце - перед злополучным ХСЛом их надо было подсушить на солнце)порошок красителя смешивали с NaNO2(что это?) растворяли в кипятке

2)NAPHTOL(сушат в тени) порошок смешивают с загадочным T.R.O., добавляют соду(3:1:5), разводят кипятком, затем полощут во 2ом растворе - опять же загадочный Garan(Solt)разведенный в холодной воде.
3)

(Так растет и приготавливается натуральный краситель индиго)
Натуральные красители готовятся особым способом и используются очень редко, т.к. процесс окрашивания очень сложен и трудоемок.
Окрашивание происходит в несколько этапов, интенсивность цвета достигается, в последовательном полоскании в красителе и закрепителе.
При этом в краску они добавляют еще соду, стиральный порошок и возможно что-то еще. После обработки в HCL, тщательно промывают в воде и высушивают.

Запаривание, также как и окрашивание происходит под открытом небом. Занимаются этим также мужчины. Ткань последовательно окунают в чаны с кипящей водой, таким образом освобождая от воска и остатков красителя. Затем тщательно полощут в проточной воде.

«Б атик…Праздник моего сердца, вечно новый друг, провожатый по дорогам фантазии, непредсказуемый посредник между земным миром и миром грёз, изумительный и прекрасный. Игра света в переливах ткани, сияние красок, сказка наяву…»

Это вдохновенное признание Елены Ольковой, мастера древнего и вместе с тем очень любимого сейчас жанра батиковой живописи, вводит нас в мир одного из самых популярных на Шри-Ланке и характерных для Азии ремесел.

Трудно представить себе Цейлон без многочисленных мастерских, или, как их здесь важно именуют, фабрик батика.
На одну из них, «INOKA Batiks» в окрестностях курорта Бентота, мы заехали, чтобы прикоснуться к традиционному ремеслу и через него лучше понять душу жизнелюбивых ланкийцев... точнее, ланкиек, ибо делать батик - занятие женское.

Малайское слово «батик» обозначает и технику живописи, и украшенную ею многоцветную ткань. Для большинства из нас батик представляется в виде платков и шарфов из шифона с прозрачным, будто слегка влажным рисунком.

Однако ланкийский батик, как правило, выполняется из хлопчатобумажной ткани; рисунок выглядит ярким, сочным и вовсе не прозрачным... Впрочем, обо всем по порядку.

В основе техники батика лежит принцип резервирования, т. е., покрывания не пропускающим краску составом тех мест на ткани, которые должны остаться незакрашенными и образовать узор.

Подобные приемы использовались еще в Древнем Шумере, в Южной Америке (Перу) или в африканской культуре, - но наибольшее развитие батик получил в азиатских странах: Индонезии, Малайзии, Филиппинах, Таиланде и Шри-Ланке. А в последнее время эта расписная ткань стала предметом модного увлечения в Европе и Северной Америке.

В каждой из стран батик имеет свои особенности - технику росписи, материалы, художественные образы и мотивы. Из техник наиболее известны две.

Первая - традиционный горячий батик: для создания узора используют расплавленный воск или другие, подобные по свойствам материалы.

Вторая техника, так называемый холодный батик - суррогатное изобретение европейских мастеров. Рисунок по контуру обводят специальным составом, при этом «инструментами творчества» часто становятся резиновый клей и утюг...

Самый известный в мире - индонезийский батик с острова Ява. Для него характерны синие и коричневые цвета в сочетании с белым, индуистская символика: фигуры богов, орел бога Вишну - Гаруда, цветок лотоса, священная змея Наг, древо жизни и т. п. В районах, где преобладает исламское население, развит замысловатый геометрический орнамент.

В Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке влияние китайской культуры изменило как технику, так и общий вид батиков. Здесь чаще используют шелк, нередко ткани пропитывают воском или специальным составом для придания им жесткости.

Цветовая палитра разнообразнее, краски ярче для основных сюжетов и нежнее - для пастельного фона. При этом темы вполне традиционны: драконы, фениксы, змеи, львы и тигры, цветы, порой - целые пейзажи или жанровые сценки.

В Европу батик завезли голландцы в XVII веке, возможно, как раз с Цейлона или с Явы. Получив распространение в Германии, батик преобразился: расширилась цветовая гамма, упростились технологии.

Стали использовать не только ткань, но и кожу, бумагу и даже металл. Но отсутствие традиций привело к тому, что батик в Европе выродился, с одной стороны, в разновидность полиграфии, а с другой - в «чистое» искусство, основанное на стилизации и заимствовании...

Совсем другое дело - народные промыслы, уходящие корнями в тысячелетнюю культуру, в традиционный быт.

На Шри-Ланке для сохранения традиции как раз и создаются мастерские, где девушки учатся основам мастерства шаг за шагом: готовить ткань, нанося на нее углем или карандашом рисунок, лить из ковшика воск, расплавленный здесь же, на специальной печке... Работа кропотлива и требует от мастериц терпения, точного глаза и верной руки.

Цветовая гамма цейлонского батика разнообразнее и богаче, чем в Индонезии; словно в зеркале, она отражает многоцветье окружающего мира.

Сюжеты разнообразны и затейливы: буддистская и индуистская символика, орнаменты с достаточно свободным выбором деталей и линий, сценки из народных сказаний, пейзажи, бытовые сценки, фигурки животных, растения...

Долгие века батик был не только украшением или одеждой, но и своеобразными письменами, средством выражения мысли. Может быть, потому он так самобытен и ярок. А еще - добр и мудр, как все, что делают великодушные люди. Авторы благодарят туристическую компанию «JETWING» за предоставленную возможность посетить Шри-Ланку и инфоцентр «AYUBOWAN» - за содействие в подготовке материалов.

Статья подготовлена при информационной поддержке Российской государственной библиотеки http://www.rsl.ru

Вступление

Созданием рисунков на ткани люди занимались с незапамятных времён. «Батик» - обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, то есть покрывания не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться незакрашенными и образовать узор.

Разнообразные техники росписи материи были известны в древней Японии, Шумере, Шри-Ланке, Перу, в африканских странах и на Индокитае. Однако родиной батика (в современном понимании этой техники) принято считать индонезийский остров Ява.

История возникновения батика

Индонезия. Остров Ява

Мастера острова Ява достигли небывалых высот и изыска в окрашивании тканей, и в очень короткие сроки данное ремесло превратилось в настоящее искусство

Более сложный вид росписи развился в Индонезии. Существует две версии появления батика в этой стране. По одной из них техника была завезена в 6-7 вв. из Индии. По другой - это местная культура. Вероятно, искусство батика зародилось из подражания индийской набойке, бывшей предметом экспорта на Яву и Суматру. Так или иначе, но именно индонезийские мастерицы, довели давно известную технику до совершенства. Примечательно, что батик издревле считался женским делом. Сначала узор наносился при помощи бамбуковой палочки и расплавленного воска. Позже палочку сменил изобретенный на Яве инструмент -- чантинг. Он позволял более тонко прорисовывать линии, точки, завитки. Ткань погружалась в красильный чан до 10 раз, позволяя получить богатые оттенки цвета.

На создание одного уникального полотна могли уходить месяцы, а иногда и целые годы из-за многоступенчатого этапа подготовки материи (вымачивания, кипячения, отбеливания) и продолжительного процесса окрашивания (нанесения воска, окраски, сушки - повторяющиеся для каждого цвета). Поэтому первоначально одежду, покрытую такими узорами, позволяли себе носить исключительно аристократы. Имея много свободного времени, они с увлечением занимались росписью тканей, постепенно привлекая к этой кропотливой и трудоёмкой работе своих слуг.

Явайских узоров известно около десяти тысяч, и все они на редкость разнообразны. Исследователи считают, что батик широко распространился в XVII в., когда был изобретен именно тогда, когда стал применяться чантинг. Чуть позже появляется ткацкий рисунок, который создавали особым переплетением нитей в процессе изготовления тканей.

Яванские мастера, как правило, использовали хлопковые ткани и передавали секреты своего ремесла из поколения в поколение, причём узоры в разных семьях существенно отличались друг от друга. Выполненные рисунки могли носить самую разнообразную тематику, от геометрических узоров и растительных орнаментов до различных мифологических сюжетов с изображением богов и фантастических птиц. Вообще на северном побережье используют более светлые тона красок, нежели в центральной части острова. Достоверно известно, что по рисункам можно было определить кастовую принадлежность человека и категорически запрещалось повторять королевские орнаменты.

Каждая девушка в своём приданном должна была обязательно иметь вещи, изготовленные в технике батик, например настенные панно, занавеси, красочные материи, предметы гардероба. Даже на сегодняшний день у жителей Явы одежда из расписанных вручную тканей пользуется огромной популярностью и в своём большинстве она изготавливается в коммерческих целях.

Хотя мастера острова Ява и считаются основоположниками техники батик, тем не менее, самые первые упоминания о раскрашивании материи можно обнаружить в древних китайских текстах датируемых приблизительно 2500 годом до н.э.

Перед вами горящая свеча.
Расплавленный воск неторопливо стекает вниз.
Какие ассоциации возникают у вас в голове?
Знаете ли вы, что в одной далёкой экзотической стране используют такой простой, незамысловатый материал для создания удивительной красоты традиционной индонезийской ткани — батика.


Кстати, именно так и переводится это слово с яванского языка, «капля воска» .

Батик — это высокое искусство, поражающее воображение богатством декора и тщательностью отделки. А какие чудесные истории готов он нам рассказать! Каждый узор — поэма, каждый цвет — песня. Они рассказывают нам о тропических лесах, невиданных цветах, прекрасных девушках, бессмертных подвигах героев, о далёкой стране Индонезии.

«Прислушайтесь, — писал посетивший Яву Иван гончаров, — и вы услышите, как растёт здесь трава.»

О процессе изготовления

Процесс изготовления батика длителен и трудоёмок. Для начала, ткань нужно подготовить и обработать, чтобы она стала эластичной и гладкой. Для этого достаточно замочить материал в кокосовом молоке, также в обычной воде и даже в смеси растительного масла и каустической соды.

После этого ткань необходимо хорошо накрахмалить, иначе воск будет тяжело сходить, а краска растекаться. Ткань сворачивают в рулон и отбивают деревянным молотком.

Далее начинается самое интересное — процесс нанесение узора! Любопытно, что рисовать нужно с обоих сторон полотна. Для этого используется специальная чаша — чантинг . У чантинга узкий полый носик, который местные сравнивают с клювом хищной птицы , которую преследуют пятеро (пальцы руки) по белому полю (ткани), а птица спасаясь оставляет за собой кровавые следы (краску).

Чантинг небольшого размера, всё-таки воск очень быстро твердеет, есть у него такое свойство. Да и трудновато было бы создавать узоры используя ёмкость размером с ведро.

Следующая стадия — окрашивание! Тут работа не так кропотлива и не требует особого мастерства как на прошлом этапе. Окунаем ткань в чан с водой, да не единожды, а раз двадцать!

Если работа проделана хорошо, то и батик будет служить вам верой и правдой - на солнце не выгорать, от стирки не линять, волшебно пахнуть, а обладательницу неизменно украшать!

Происхождение батика

Наверное у вас возникает вопрос: и кто же такую красоту придумал? Но, как говорится, учёные не пришли к единому мнению по этому вопросу. На звание первооткрывателя претендуют: Персия, Египет, Китай, Индия, и это лишь часть списка. Большинство за Индонезию.

Но в чём сходятся мнения — что вершин мастерства изготовления батика достигли именно в Индонезии.

За несколько столетий было придумано множество орнаментов и более трёх тысяч сюжетных вариантов. Каждый регион Индонезии отличается своим неповторимым стилем.

Людская молва наделяет батик магическими свойствами.

Тёмно-бордовые цвета побуждают человека на решимость отдать себя защите родины, синий и коричневый рождают благородные помыслы, розово-лиловый сохранит молодость и красоту. Хотя боюсь не только поэтому индонезийки не вылезают из розовых нарядов.

Способы изготовления батика

До 1840 года существовал только один способ - ручной, а вот после процесс автоматизировали и стали использовать штампы (медные и оловянные). Такой вид называется «набивной батик». В XX появляется «печатный батик» - ткань в традиционном стиле, имитирующая батик.

Советы по выбору батика

1. Настоящий батик пахнет. Будьте уверены, вы почувствуете.

2. Настоящий батик пахнет с двух сторон.

3. Настоящий батик не будет стоить три копейки.

Джокьякарта, любовь моя

Такое длинное название, а мы привыкли звать этот полюбившийся нам город просто Джоджа.

Эдакий Петербург Индонезии (звучит глупо, я знаю), а проще говоря культурная столица, способен удивить многими чудесами, в числе которых и мастерство батика.

Цвета: коричневый (а куда без него), белый и индиго.

Фирменный стиль: громпол.

Это традиционный орнамент. Местные всегда делают акцент на том, что такой орнамент традишинал, а вот этот современный, и вообще в этом городе (ну, например, в том же Бандунге) никакого батика отродясь не делали, вот сейчас начали, всё для туристов.

Джоджа славится множеством галерей и рынков, где можно приобрести сей предмет гордости нации.

Проснулась в Соло

Суракарта, или просто Соло, как все называют этот древний город, некогда была центром могущественного одноимённого султаната. Но что не поменялось за эти годы - уровень мастеров батика.
Здесь расположился знаменитый рынок тканей Пасар Клевер, но гораздо интереснее отправиться прямиком на фабрику. Не ожидайте от неё многого от этих самых «фабрик», я вас прошу, так здесь называют обычные мастерские...

* Случаются такие лингвистические недоразумения, например в Индии что ни здание - дворец. Что ни сквер с парой кафе - рынок. Misunderstanding.

Если у вас есть время и желание, то можно пройти здесь курсы батика.

Цвета : преобладающий коричневый, бежевый и даже желтоватый.

Фирменный орнамент: соло малам — яркие цветы на чёрном фоне.

Секрет или уже нет, но истинные знатоки батика приезжают именно сюда, а не в Джоджу.

* Если что, это всего час на поезде от Джоджи, я там побывала однажды когда села не на тот поезд и заснула. Проснулась в Соло.


Тема батика раскрыта не полностью. Продолжение следует.

Published by Marina Garkusha. Girl, who is keeping batik at home

Как делают батик в Индонезии. aslan wrote in January 3rd, 2014

Несмотря на то, что это уже пятый пост про Соло, мы провели там всего три ночи. И вроде жизнь текла лениво и неторопливо, и каких-то глобальных мероприятий вселенского масштаба не проводилось, но, как выяснилось, выбраться из этого места абсолютно нереально. То одно, то второе, то третье…

На самом деле, этот пост про батик. Я обожаю эти тряпочки; возможно, эта страсть занимает в моем личном рейтинге привязанностей почетное второе место после соборов. Соло - крупнейший и важнейший индонезийский центр производства и торговли батиком. И хотя приобрести материал и изделия из него можно по всей Яве, конечно, логично и правильно делать это в Соло.

Неудивительно, - или, наоборот, удивительно - что батик до сих пор производится не только и не столько на больших, просторных, современных фабриках (как, например, Batik Keris, чьи красивые аутлеты есть по всей Яве и, конечно, в Соло), а в маленьких кустарных мастерских - иначе назвать то, что мы видели, я, пожалуй, не могу.

Батик - это ручная роспись по ткани, и по сути она остается именно таковой - ручной - и по сей день. Даже то, что называется штамповкой, по сути есть ручная работа. Как так? А вот так!

Небольшая мастерская по производству батика под гордым названием фабрика располагалась всего в нескольких поворотах лабиринта узеньких улочек от нашего геста. Очаровательные улочки.

Выразительная дама, спрятанная за куском материи, наглядно свидетельствовала о наличии фабрики. Случайным образом, глаза на фото не получились. А может, и не случайным: я не знаю, как в царящей в мастерской темноте работницы и работники умудряются окончательно не растерять зрение, снова и снова раскрашивая тряпочки. Хотя кто мне сказал, что они его не теряют?

Перед тем, как обычный отрез материи превратится в батик, он проходит множественную обработку. Его раскрашивают, стирают, сушат, снова стирают и т.д. Вот на держателе вывешено для наглядности несколько отрезов разной стадии обработки: именно так и меняется вид ткани ступень за ступенью.

Сначала на ткань горячим воском наносится рисунок. Отсюда, кстати, и название этого метода: горячий батик. Он используется для хлопчато-бумажных тканей. Для дорогих и полностью ручных вариантов воск наносится, естественно, вручную, а для более дешевых - прессом. Ну, тоже вручную.

Воск, кстати, тоже бывает разный. Вот такой.

Подготовленные для раскрашивания рулоны.

Когда рисунок нанесен, ткань отправляется на раскраску. Вот сидят специально обученные девушки и тетеньки и специальными кисточками (даже, скорее, подобием ручки) наносят необходимый рисунок.

Сначала краской одного цвета, потом другого.

Периодически обмакивая свою ручку в подогреваемую на горелке краску.

На этой фабрике краски используют исключительно натуральные. Из разных растений и деревьев. Подозреваю, что отнюдь не из соображений экологичности, а тупо потому что дешевле.

Печь для разогревания чанов с краской.

Ткань с нанесенным рисунком отправляется дальше - сначала на прокраску фона - это происходит в больших ванных. В них же потом и стирают ткань несколько раз - уже в чистой воде, само собой.

Просушка - на втором уровне мастерской, обязательно под алюминиевой крышей и с естественной вентиляцией. Говоря проще - с дырами по всему периметру.

Процесс нанесения воска, росписи, прокраски, промывки и сушки повторяется несколько раз, пока не будет получен желаемый рисунок.

Проверка качества перед следующим этапом.

Стандартный отрез батика - длиной 2 метра и шириной 1,20-1,30. Если делать его полностью вручную, то стоить это счастье в итоге будет от 60 долларов. А если прессом, то всего от 6-8.

Конечно, стоимость батика зависит не только от техники росписи, но и от качества самой ткани. В любом шоу-руме это очень просто увидеть, потрогав образцы по разной цене. Грубоватые, плотные, с простым рисунком - самые дешевые. Легкие, нежные, с изящными линиями рисунка и зачастую обилием мелких прорисованных деталей - самые дорогие.

Что удивило лично меня, так это то, что батик - это не только просто отрезы и саронги. Батик - это невообразимое, бесконечное количество платьев, туник, юбок, штанов, мужских рубашек. Необыкновенных по дизайну моделей, необыкновенный по дизайну материала. На фото - мои три саронга и мужская рубанка. Саронги по 13 долларов, рубашка - 27. Все производства фабрики сами видите, какой фабрики.

Возвращаясь к нашей маленькой фабрике, хочу добавить, что при ней имеется не только шоу-рум-магазин (где, на удивление, нельзя фотографировать!), но и мастерские росписи по ткани. Т.е. можно прийти и договориться о персональном уроке создания батика. В итоге должно получиться что-то в этом роде.

Нет, на самом деле, думаю, должно получиться что-то более изящное, ибо эти образцы, все-таки были созданы девочками-дошкольницами)

В общем, в следующий раз, завязывая парео, подумайте о том, сколько терпения и кропотливого труда было потрачено на создание даже такого простого и дешевого кусочка батика. Средняя зарплата рабочего подобной мастерской составляет порядка 90 долларов, причем этот минимум гарантирован даже при отсутствии заказов. При их наличии, соответственно, работники получают дополнительную премию.

Полезное:
- Посещение небольшой мастерской - занятие недолгое; возможно, в общей сложности на час, включая и осмотр магазина. По аутлетам же крупных фабрик (без посещения производства) можно бродить не меньше (особенно, если есть цель что-то приобрести: выбор огромен и чрезвычайно сложен).
- В аутлете фабрики Batik Keris демонстрируется фильм о процессе производства батика - тоже весьма занимательный и наглядный.
- Качественный батик при стирке не линяет.
- Ну и, наконец, самый лучший батик - индонезийский. Даже само слово для обозначения ручной росписи по ткани, «батик», - индонезийского происхождения. Кстати, саронги, которые там очаровали меня на Гаваях, тоже все made in Indonesia…

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану ([email protected] ) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта