§2. Конституция РФ - понятие, сущность, структура, юридические свойства

Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубокой природы, с решением вопроса о том, чью волю она выражает.

В этом плане сущность конституции, как и любого явления, во многом проясняется тем, как, когда и для чего она возникла, какие социальные потребности вызвали ее к жизни. По общепризнанному мнению, появление конституции в современном ее понимании относится к XVIII в. Оно связано с эпохой буржуазно-демократических революций, с распадом феодального общества под натиском нарождающегося капиталистического строя.

Требовалась правовая форма защиты и охраны новых экономических структур. Как отмечалось выше, такую роль мог выполнить только правовой акт, в общей форме определяющий все основы устройства государства и общества, объективно поставленный выше власти короля, феодалов, олицетворяющий волю как бы всего общества, всей нации.

Такие потребности вызвали к жизни теоретические концепции о народе как единственном носителе верховной власти, его суверенитете, о юридическом равенстве всех членов общества, их праве самим определять основы устройства общества. На базе этих теорий и происходило первоначальное возникновение конституции.

Идея создания писаной конституции впервые возникла в Англии. Однако данная идея не была воплощена в жизнь и эта страна до сих пор не имеет писаной конституции как единого акта.

Практически первыми конституциями считаются Конституция США 1787 г., а также принятые в 1791 г. конституции Франции и Польши.

Происхождение самого термина «конституция» (что означает «учреждаю, устанавливаю») точно научно не установлено. Высказывается мнение, что так назывались акты римских императоров.

Наряду с термином «конституция» на первоначальных этапах ее становления и наименование применялось «Основной Закон».

Бывшие советские конституции воспроизводили оба эти термина и имели следующие наименования «Конституция (Основной Закон) РСФСР» 1918 г., «Основной Закон (Конституция) СССР» 1924 г., «Конституция (Основной Закон)» 1936 г. и 1977 г.

Впервые устранила двойственность обозначения действующая Конституция РФ 1993 г., сняв приводимые в скобках слова «Основной Закон», как ставшие излишними с учетом длительного периода наличия конституции в стране.

По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых выводов.

Согласно одному из распространенных представлений сущность конституции трактуется как общественный договор. Предполагается, что все члены общества заключили воплощенный в конституции договор о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. По этим концепциям конституция - выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Некоторые школы естественного права считают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают, по этой концепции, необходимой прочностью, устойчивостью, в отличие от «революционных» конституций, составляющихся в кабинетах согласно чисто умственным представлениям и в результате заимствования чужого опыта.

Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной власти: поскольку возможности государственной власти безбрежны, то, чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции.

Действующая Конституция РФ не восприняла постулата о классовой сущности конституции, которым была вооружена советская государственно-правовая наука. В ее сущности заложены другие начала - не классовые, а общедемократические. По своему источнику она предстает как народная конституция, поскольку принята народом на референдуме, а не установлена государством.

К Конституции РФ 1993 г. неприменима ее трактовка как общественного договора. Суть последнего заключалась в поголовном, едином, всеобщем согласии всех как условии для принятия конституции; несогласным даже предписывалось покинуть государство или считать себя иностранцами. Такое представление о сущности конституции нежизненно.

Сущность конституции, заключающаяся в утверждении общедемократических начал, предполагает возможность жить в государстве в качестве его полноправных граждан всем членам общества, как согласным, так и несогласным с нею. Всем предоставляется право в легальных формах проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое и политическое многообразие.

Общедемократическая сущность конституции предполагает ее принятие большинством избирателей. Однако демократия несовместима и с диктатурой большинства. Демократическим признается тот строй, в котором обеспечиваются права меньшинства.

Таким образом, действующая Конституция РФ по своей сущности - конституция демократического правового государства. Это воплощение воли многонационального народа РФ, выраженной путем всенародного голосования, воли, направленной на учреждение таких основ жизни государства и общества, которые отражают общедемократические принципы, исходят из признания в качестве высшей ценности человека, его прав и свобод.

Конституция - это основной закон в России и во многих других государствах. Данный правовой акт - основополагающий с точки зрения организации системы политического управления, определения принципов развития экономики и общества, создания механизмов защиты прав и свобод человека. Какова специфика такой юридической категории, как конституция? В чем особенности основного закона РФ?

Определение термина

В чем заключается понятие и сущность конституции государства? Термин, о котором идет речь, латинского происхождения. Он представляет собой транскрипцию слова constitutio, которое имеет такие значения, как «устройство, «установление», или, например, «учреждение». В контексте государства и права данный термин стал применяться еще в Древнем Риме. Под конституциями в римской правовой системе понимались акты, в рамках которых императорская власть учреждала некоторые виды норм и порядков. Однако в период после распада Римской империи и в Средневековье данный термин использовался не слишком активно, хотя в теории и практике политического управления наблюдался.

В конце 18 века В США, Франции и Польше состоялось принятие основных законов государства, имеющих высшую юридическую силу. Понятие и сущность конституции в то время были достаточно близки современной интерпретации специфики данного правового акта. Этот документ понимался как ключевой правоустанавливающий источник, на основе которого должна была строиться вся национальная юридическая система. Ни один из актов, принятых на уровне государственной власти, не должен был противоречить Главному закону страны.

Какова современная трактовка конституции? Сущность данного источника права в распространенных источниках раскрывается в рамках подхода, предполагающего прежде всего, что подобные законодательные акты первичны относительно иных законов и источников норм, принимаемых в государстве. Основная цель внедрения конституции в стране - определить ключевые принципы, в рамках которых политическая власть осуществляет управление социумом, экономикой, выстраивает государственные институты.

Конституция и разделение властей

Однако не только социально-политическая сущность конституции предопределила востребованность подобных источников права в отдельных странах, а затем и по всему миру. Дело в том, что данного типа правовой акт оказался удачным инструментом внедрения новых для некоторых государств принципов управления. Так, например, в политической системе США с принятием конституции фактически впервые в мире в масштабах национального государства был реализован принцип разделения властей на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную. До этого он был подробно рассмотрен в научных изысканиях теоретиков, но в практике выстраивания национальных моделей политического управления активно не внедрялся.

Конституция РФ, утвержденная в 1993 году, также провозгласила принцип разделения властей на три ветви как ключевой механизм государственного управления. Этому предшествовали положения в Декларации о суверенитете РСФСР. В СССР до перестройки подобные концепции не получали распространения - страна управлялась посредством вертикально интегрированной модели советов, объединявших в себе как законодательные, так и исполнительные полномочия.

Функции конституций

Конституции современных государств характеризуются не только правоустанавливающей функцией. Соответствующие признаки основных законов могут быть разными. Так, например, важны социальные функции конституций, которые могут выражаться в экономическом, культурном, воспитательном аспектах. Основной закон также может быть инструментом патриотического воспитания. Например, принятие такого документа, как Конституция РФ, стало событием настолько значимым для гражданского общества России, что приобрело статус государственного праздника.

Специфические признаки конституции

Чем отличается Основной закон государства от иных нормативных актов, не считая первичности в аспекте юридической силы? В современной трактовке главный отличительный признак - непосредственное участие народа в его принятии. Так, Конституция РФ утверждалась в рамках общенационального референдума. Другой признак рассматриваемого типа правового акта - многоступенчатая процедура корректировки положений, а также наличие барьеров к какому-либо изменению отдельных ее частей. Таким образом, конституция должна быть самым стабильным из всех законов, что принимаются в государстве.

Первые мировые образцы основного государственного закона, а также теоретические концепции, отражающие понятие, сущность, функции конституции, предполагали, что в соответствующем правовом акте будут регулироваться правоотношения в трех основных аспектах: личных правах и свободах человека, организации политических институтов, а также принципах административного устройства государства.

Но со временем в структуру основных законов стали включаться положения, касающиеся внешнеполитических коммуникаций, развития экономики, общества. Права и свободы человека в различных аспектах начали конкретизироваться, стали затрагиваться вопросы экологии, надзора. По мере развития международных коммуникаций в национальные конституции государств также внедрялись необходимые корректировки. Так, например, в 1992 году в основном законе Франции появился раздел, в который были включены положения, отражающие специфику взаимодействия государства с Европейским Союзом.

В современных странах понятие, сущность, функции конституции связаны главным образом с правовыми нормами, которые закрепляют основы государственности, права и свободы личности, административное устройство государства, принципы формирования органов власти на разных уровнях, ключевые аспекты социально-экономического развития и международного сотрудничества.

Классификация: фактор кодификации

Сущность и содержание конституции мы исследовали. Теперь рассмотрим, каковы самые распространенные разновидности соответствующих правовых актов. Основные законы России, США и большинства современных государств - это документальные источники, они имеют письменную форму и формируют первую категорию актов рассматриваемого типа - писаные конституции.

Неписаные законы

Однако есть соответствующего типа правовые акты, не кодифицированные в рамках отдельного документа. Так, например, Великобритания не имеет самостоятельной конституции, но ее функции фактически выполняет совокупность различных законов, судебных прецедентов, правовых обычаев. Конституция, которая де-юре не принята, но де-факто действует посредством иных источников права, относится к категории неписаных. В политической теории выделяются также и иные виды и критерии классификации конституций. Спектр их разновидностей достаточно широкий. Так, конституция может быть обозначена как дарованная, фактическая, реальная, гибкая, жесткая. Однако большинство из них так или иначе будут относится к писанным или же тем, что не кодифицированы в рамках отдельного документа.

Особенности Конституции РФ

Рассмотрев сущность и виды конституции, исследуем специфику соответствующего источника права, принятого в России. Как мы отметили выше, он был принят при непосредственном участии населения страны на референдуме, который прошел 12 декабря 1993 года.

Принятие Конституции РФ было необходимо с точки зрения юридического закрепления основных принципов управления новым государством и его экономикой, развития социума, выстраивания международных отношений. Выше, где мы рассматривали понятие, сущность и виды конституций, нами были выделены два типа основных законов - кодифицированные и неписаные. Для РФ, как полагают эксперты, приемлем был только первый вариант.

Несмотря на довольно резкий отказ от коммунистических принципов и переход к свободному рынку, понятие и сущность Конституции РФ были связаны с необходимостью выстраивания социального государства, где каждый гражданин, несмотря на капиталистические приоритеты в развитии экономики, имел бы возможность успешно развиваться в справедливых условиях.

Основная часть положений главного закона России связана с принципами выстраивания механизма государственной власти. Как и во многих других странах, сущность и структура Конституции РФ отражают правовые механизмы, необходимые государству для вовлечения в процесс развития человека и общества.

В положениях ключевого закона страны отражены полномочия, характерные для тех или иных государственных должностей и органов власти, закреплен принцип независимости местного самоуправления. В Конституции фактически отражена необходимость комплектования в РФ мощных вооруженных сил: на уровне основного закона страны сказано, что служба в армии - почетный долг россиян.

Система законов в соответствии с Конституцией РФ

Сущность Конституции РФ предопределила следующую модель субординации различных источников права. На верхней ступени - собственно, сам основной закон государства. Далее по значимости - федеральные конституционные законы. Касательно следующей ступени, отражающей юридическую силу правовых актов, в среде российских юристов наблюдаются активные дискуссии. Некоторые эксперты ставят на нее федеральные законы, другие - международные договоры. Дискуссия обусловлена различиями в трактовке одного из положений Конституции, по которому международные законы должны приниматься в первую очередь.

Основной аргумент сторонников той точки зрения, что ФЗ должны располагаться выше - далеко не все договоры, подписанные между РФ и другими государствами, попадают под определение, которое присутствует в основном законе страны.

Следующий уровень правовых актов в РФ - региональный. Он представлен законами и иными нормативными актами, принимаемыми в субъектах: республиках, краях, областях.

Важнейший аспект, который предопределяет сущность Конституции РФ, - отделение муниципальной системы власти от государственной. Однако те законы, которые принимаются в России на местном уровне, формирующим наряду с федеральным и региональным национальную систему права, не должны противоречить Конституции и созданным для реализации ее положений правовым актам.

Как принимался основной закон

Исследовав сущность Конституции РФ, полезно будет также изучить основные моменты, связанные с принятием основного закона России. История конституционного процесса в РФ интересна.

В 1990 году была провозглашена Декларация о суверенитете РСФСР. Фактически это означало, что в новой республике необходимо создавать также обновленную конституцию, отражающую актуальные социально-политические и экономические реалии. В июне 1990 года была сформирована особая Конституционная комиссия, в состав которой вошли Президент РСФСР, а также представители административно-территориальных субъектов, входивших в республику.

Преодолев несколько стадий доработки, проект Конституции в марте 1992 года был опубликован в СМИ. В течение последующих месяцев в соответствии с рекомендациями Съезда народных депутатов, Президента России, экспертов Конституционной комиссии различного профиля в данный документ также вносились поправки. Третий проект основного закона государства был утвержден 16 октября 1992 года. Однако в рамках слушаний Съезда народных депутатов не удалось принять конституцию. По распространенной версии сложности были связаны с противоречиями между органами власти на законодательном и исполнительном уровне. В итоге была высказана инициатива - вынести проект Конституции на всенародное голосование.

В мае 1993 года Конституционная комиссия России вынесла постановление, в котором содержались главные положения проекта Конституции РФ. Основной закон государства в одобренном депутатами Верховного Совета виде был вскоре опубликован, с его содержанием смогли ознакомиться граждане России.

Президентский формат

Сущность Конституции РФ на стадии проекта во многом была связана с реализацией демократических принципов. С точки зрения взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти предполагалось, что полномочия Президента РФ будут сравнительно невелики, страна должна была развиваться как парламентская республика. Однако к октябрю 1993 года был составлен проект Конституции, предполагающий все же главенствующую роль Президента России в системе государственного управления. Предполагалось, что решающее слово относительно принятия основного закона страны скажет народ в процессе референдума.

Всенародное голосование, в рамках которого граждане РФ принимали решение, одобрять ли предложенный властями проект Конституции или отказаться от него, состоялось 12 декабря 1993 года. К тому моменту посредством различных каналов населению России разъяснялись понятие и сущность Конституции РФ, что позволило бы гражданам страны сделать разумный выбор. В голосовании приняли участие более 58 млн россиян, или порядка 54,8% от зарегистрированных избирателей. Проект Конституции одобрили 58,4% проголосовавших. Так впервые в истории России в ходе всенародного голосования была принята национальная Конституция.

Конституция Российской Федерации - это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового стату­са личности, институтов гражданского общества, организации государства и функционирования публичной власти.

Действующая российская Конституция принята 12 декабря 1993 г. на всероссийском референдуме.Сущность Конституции проявляется через ее основные юридические свойства (т. е. характерные признаки, опреде­ляющие качественное своеобразие этого документа), к которым относятся:

1) выступление в качестве основного закона государства; 2) юридическое верховенство; 3) выполнение роли основы всей правовой системы страны;П4) стабильность.

Структурно Конституция РФ состоит из преамбулы (содержащей декларативные, хотя и достаточно значимые положения) и двух разделов. Первый раздел, в содержательном плане основной, в свою очередь включает девять глав. В главе 1 "Основы конституционного строя” изложены принципиальные положения относительно основ государственного и общественного устройства современной России. Глава 2 "Права и свободы человека и гражданина" содержит характерис- тику различных аспектов конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации. В главе 3 " Федеративное устройство" закреплены основные принципы

российского федерализма. Три следующие главы (глава 4 "Президент РФ", глава 5 "Федеральное Собрание", глава 6 "Правительство РФ") закрепляют основы правового статуса соответствующих органов государственной власти федерального уровня. В главе 7 "Судебная власть" изложены

конституционные основы су- дебной системы и судебной власти Российской Федерации, а в главе 8 "Местное самоуправление" - конституционные основы осуществления местного самоуправления в России. Глава 9 " Конституционные поправки и пересмотр Конституции" содержит материальные и процессуальные нормы, определяющие порядок изменения основного закона. Второй раздел "Заключительные и переходные положения" - небольшой по объему; значительная часть норм этого раздела уже утратила силу, поскольку истекли переходные сроки для урегулирования соответствующих срезов общественных отношений только на основании положений Конституции РФ 1993 г.

Конституция Российской Федерации (как и любого другого государства) является основным законом страны ("законом законов"). Несмотря на то что в официальном названии и тексте этот термин отсутствует (в отличие, например, от Конституции РСФСР 1978 г. или конституций ФРГ, Монголии, Гвинеи и других государств), это вытекает из самой правовой природы и сущности конституции.

Юридическое верховенство. Конституция РФ обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам. Ни один правовой акт, принимаемый в стране (федеральный закон, акт Президента РФ, Правительства РФ, акт регионального, муниципального или ведомствен- ного правотворчества, договор, судебное решение и т. д.), не может противоречить основному закону, а в случае противоречия (юридических коллизий) приоритет имеют нормы Конституции. Верховенство Конституции РФ проявляется и по отношению к прошлому российскому законодательству - в соответствии с ч. 2 разд. II Конституции РФ законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции, применяются в части, ей не противоречащей. О верховенстве Конституции говорится непосредственно в конституционном тексте (ч. 2 ст. 4, ч. 1, 2 ст. 15), хотя и без такого упоминания юридическое верховенство - неотъемлемое сущностное свойство основного закона. Обеспечение юридического верховенства Конституции - задача всех без исключения государственных органов и должностных лиц, однако ведущее место в механизме охраны Конституции принадлежит специализированному органу кон­ституционного контроля - Конституционному Суду РФ.

Конституция РФ - ядро правовой системы государства, основа развития текущего (отраслевого) законодательства. Помимо того, что Конституция закрепляет компетенцию различных органов публичной власти по нормотворчеству и определяет главные цели такого нормотворчества, прямо определяет сферы общественных отношений, которые должны быть урегулированы федеральными конституцион- ными законами, федеральными законами, указами Президента РФ, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ и пр., она содержит и многие базовые положения, лежащие в основе развития других отраслей права. Так, гражданское законодательство России построено с учетом конституционных принципов многообразия и равенства форм собственности, единства экономического пространства, свободы экономической деятельности и предпринимательства, поддержки добросовестной конкурен- ции и др. (ст. 8, 34, 35 и др.); трудовое законодательство построено на основе конституционных положений о свободе труда, праве на отдых, на ежегодный оплачиваемый отпуск, на разрешение трудовых споров и пр.

(ст. 37); семейное законодательство не может не учитывать положения ст. 38 Конституции о государственной защите семьи, материнства и детства, основных правах и обязанностях родителей и детей и т. д.

Таким образом, Конституция РФ - основной источник не только конституционного права, но и всех других отраслей российской системы права.

Стабильность Конституции проявляется в установлении особого порядка ее изменения (по сравнению с законами и иными правовыми актами). Как основной закон государства, ядро правовой системы, Конституция РФ должна быть ограждена от частого и произвольного изменения в угоду различным политическим силам, меняющим друг друга у власти в стране.

С точки зрения порядка изменения, российская Конституция является "жесткой" (в отличие от "мягких" или "гибких" конституций некоторых государств - Великобритании, Израиля, Новой Зеландии и др., где изменения в конституцию вносятся в том же порядке, что и в обычные законы).

Жесткость Конституции РФ проявляется в материальном и процессуальном аспектах. Первый заключается в установлении запрета по предмету изменений. Следуя мировой практике, Конституция России содержит "защищенные" ("более жесткие") положения, которые не могут быть изменены путем внесения поправок в конституционный текст. Это гл. 1 "Основы конституционного строя", гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина" и гл. 9 "Конституционные поправки и пересмотр Конституции". Положения данных глав могут быть изменены только принятием новой Конституции страны (т. е. законотворческая функция парламента в этом случае ограничена). Остальные главы Конституции (3-8) могут быть изменены Федеральным Собранием, однако по более сложной процедуре. В связи со сказанным следует различать понятия "пересмотр Конституции" (когда речь идет о внесении изменений в "защищенные" главы) и "внесение поправок к Конституции" (когда имеются в виду изменения глав 3-8).

Процедурный (процессуальный) аспект жесткости заключается в установлении достаточно сложной процедуры изменения основного закона. Правила здесь следующие. Во-первых, сужен круг субъектов права законодательной инициативы. Инициировать внесение измене- ний в Конституцию страны могут только Президент, Совет Федерации и Государственная Дума в целом или же группы численностью не менее 1/5 состава каждой из палат, Правительство РФ и региональные парламенты (ст. 134 Конституции). Во-вторых, существенно различаются процедуры пере­смотра Конституции и внесения в нее поправок. Для пере- смотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции должен быть созван специальный орган - Конституционное Собрание (статус этого органа должен быть определен федеральным конституционным законом, однако такой закон пока не принят, и определенно говорить о порядке формирования и созыва Конституционного Собрания, сроках его полномочий, процедурных моментах и пр. в настоящее время невозможно).

Дальнейший возможный алгоритм действий может быть следующим. Конституционное Собрание должно определиться, соглашается оно в принципе с предложением о пересмотре Конституции или нет. В последнем случае Конституционное Собрание специальным решением подтверждает неизменность действующей Конституции. Если же Конституционное Собра­ние соглашается с предложением о пересмотре Конституции, оно должно разработать проект нового основного закона (даже в случае, когда предлагаемое изменение незначительно по объему и касается, например, лишь одной статьи). Судьба разработанного проекта также может быть решена по-разному. Первый вариант - его принимает само Консти­туционное Собрание квалифицированным большинством голосов (2/3 от общего числа его членов). Второй вариант - вынесение проекта новой Конституции на всенародное голосование (в этом случае, чтобы референдум считать состоявшимся, установлен порог явки - в нем должно принять уча­стие более половины избирателей, а для положительного решения требуется более половины голосов принявших участие в голосовании избирателей). Порядок изменения положений глав 3-8 Конституции определен в ст. 136 основного закона Такие изменения вносятся принятием специальных законов о поправках (обязательные процедурные требования здесь - одобрение большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации, а также органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ). В отношении принятых законов о поправках Президент РФ не обладает правом вето - в течение 14 дней они должны быть подписаны им и обнародованы.

Указанный жесткий порядок изменения Конституции не касается порядка изменения лишь одной статьи - ст. 65, определяющей состав Российской Федерации. Изменения в эту статью вносятся либо на основании федерального конституционного закона об изменении состава Федерации, либо указом Президента на основании решения органа государственной власти субъекта РФ об изменении своего наименования.

Выявим сущность конституции как основного правового акта, устанавливающего наиболее важные правила взаимодействия членов общества.

Сущность конституции проясняется, если проанализировать, как, когда и для чего она была создана, какие социальные запросы обеспечили её возникновение.

Появление конституции относится к 18 веку и связано с эпохой буржуазно-демократических революций, крушением феодальных обществ под напором капиталистического строя. Для этого была необходима правовая форма защиты и охраны новых экономических структур. Подобную роль мог выполнить лишь правовой акт, который обобщенно устанавливал основы устройства государства. Он должен был находиться объективно выше власти короля и представлять волю всего общества.

Первыми конституциями считаются Конституция США 1787 года, а также принятые в 1791 году Основные законы Франции и Польши.

Происхождение термина «конституция» (означает - учреждение, установление ) достоверно не установлено. Существует точка зрения, что он взят из оборота, которым начинались акты римских императоров. Поначалу наряду с термином «конституция» применялось наименование «основной закон» .

В научной литературе имеются различные теории относительно её сущности. Одной из точек зрения является определение сущности конституции как общественного договора. В соответствии с ней все члены общества заключили договор, отраженный в конституции, о том, на каких основах и принципах учреждается данное общество, по каким правилам оно функционирует. Конституция признается выражением суверенитета народа и проявлением его единой воли.

Теологические теории рассматривают сущность конституции как воплощение в ней божественных предписаний о правилах жизни человека и общества, отражение идеи высшей справедливости и разума.

Представители школы естественного права считают, что сущность конституции проявляется в воплощении в ней огромного опыта и традиций данного народа . Подобные Основные законы признаются прочными и устойчивыми.

Существуют теории, которые отрицают народный характер конституции и связывают её сущность с волей государства. Основной закон рассматривается как самоограничение государственной власти : для недопущения произвола, она сама себя ограничивает и устанавливает пределы этого ограничения в конституции.

Марксистско-ленинская теория усматривает сущность конституции в выражении воли не всего народа, а только воли господствующего класса , т.е. признается классовой по своей сущности.

Действующая Конституция РФ не восприняла тезиса о классовой сущности основного закона. В сущность и основание Конституции 1993 года заложены иные начала - не классовые, а общедемократические .

По своему происхождению она является народной , поскольку принята народом на референдуме, а не установлена государством.

означает, что полноправными гражданами являются все члены общества, как согласные, так и не согласные с ней. Всем дано право в легальных формах излагать и распространять свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое и политическое многообразие.

Общедемократическая сущность конституции предполагает, что её принимают большинство избирателей. Однако демократия несовместима и с диктатурой большинства. Демократическим признается то общество, в котором реализуются права меньшинства.

Конституция РФ (от латинского constitutio - устанавливаю, утверждаю) - основной закон Российского государства, регулирующий важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляющий основы конституционного строя, организацию государственной власти.

Конституция РФ - это закон, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и применяемый на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Отличительные черты Конституции:

1. особый субъект, который устанавливает Конституцию (народ) или от имени которого она принимается;

2. учредительный, первичный характер конституционных установлений;

3. всеохватывающий характер конституционной регламентации, то есть тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет (политическая сфера, экономическая, социальная, духовная и другие);

4. особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, особый порядок принятия, внесения поправок и изменения Конституции, специфические формы охраны и так далее.

Сущность Конституции - баланс основных социальных интересов, представленных в обществе; проявление плюрализма, политического компромисса.

Одним из распространенных представлений является трактовка сущности Конституции как общественного договора . Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в Конституции, о том. На каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям Конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологические теории видят сущность Конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в Конституции выражаются идею высшей справедливости, разума.

Некоторые представители школы естественного права полагают, чтосущность Конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие Конституции обладают, по этой концепции, прочностью, устойчивостью, в отличие от «революционных» Конституций, исходя из чужого опыта.

В сущности Конституции 1993 года заложены общедемократические начала. По своему источнику она является народной Конституцией, поскольку была принята народом на референдуме, а не установлена государством.

8. Принятие изменения конституции

Принятие конституции осуществляется либо избирательным корпусом, либо представительным учреждением, либо исполнительной властью.


Будучи основным законом, конституция, в отличие от других законов, принимается и изменяется в особом порядке,.

В ряде случаев проект конституции полностью создается учредительным собранием или действующим парламентом. Учредительными собраниями были приняты конституции Италии 1947 г., Греции 1975 г., Индии 1950 г.

К представительным органам, наделенным учредительной властью, относятся:

учредительное (конституционное) собрание;

парламент;

надпарламентские учреждения.

Таким образом, учредительное собрание - это выборный орган, образуемый специально для разработки и принятия конституции

Начало практике созыва учредительного собрания положили США (Филадельфийский конвент 1787 г.).

В случае с учредительным собранием ведущую роль обычно играет конституционный комитет или комиссия , которые создаются представительным органом и фактически разрабатывают проект.

В некоторых странах конституционные комиссии создаются не представительными органами, а президентами или правительствами.

Довольно часто конституции принимаются путем референдума - общегосударственного голосования избирателей. При этом избиратель может лишь ответить «да» или «нет» на вопрос, одобряет ли он проект конституции.

На практике конституционный референдум, как правило, не отражает волю народа даже в том случае, если за конституцию проголосовало большинство.

Во-первых, конституция представляет собой достаточно сложный правовой документ, понимание которого требует определенной, достаточно высокой правовой культуры. В странах, где много неграмотных или малограмотных, где в целом уровень правовой культуры населения невысок, многие не могут либо познакомиться с текстом, либо понять его.

Во-вторых, на референдуме граждане могут голосовать только либо за, либо против предложенного текста, т.е. они определяют свое отношение ко всему тексту конституции в целом, а не к отдельным ее статьям.

Проведение референдума разумно только тогда, когда ответ однозначен и предмет ясен для понимания, т.е., например, при принятии поправок к конституции.

Конституция может быть принята односторонним актом исполнительной власти - это октроирование, т.е. дарование. Проект конституции составляется правительственным аппаратом без какого бы то ни было участия общественности, а затем утверждается главой государства. Впервые октроирование было применено во Франции в 1814 г. С тех пор этот способ принятия конституций считался чисто монархическим (Конституции Бельгии 1831 г., Ирана 1906 - 1907 гг., Монако 1911 г., Иордании 1952 г., Кувейта 1963 г.). Однако Новейшая история знает случаи (Конституция Пакистана 1962 г.), когда октроирование осуществлялось президентом - главой государства при республиканской форме правления.

По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции подразделяются на жесткие и гибкие.

Жесткие конституции изменяются и дополняются в особом порядке, более сложном, чем тот, который принят для обычной законодательной процедуры. По общему правилу конституция изменяется в том же порядке, в каком она была принята. Поправки могут: 1) ставиться на –

референдум (Ирландия, Франция); 2) одобряться законодательными собраниями субъектов федерации (США, Австралия); 3) одобряться дважды.

Гибкие конституции изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычные законы. Никаких особых процедур для этого случая не предусмотрено, т.к. отсутствует сам писаный текст основного закона. К этому типу относятся Конституции Великобритании и Новой Зеландии.
9. Конституции постсоциалистических государств обладают рядом общих черт и закономерностей.

9. Структура конституции