Бизнес план хозрасчетного отделения коек сестринского ухода. Положение о доме сестринского ухода, хосписе и отделении сестринского ухода многопрофильных и специализированных больниц

Документ по состоянию на февраль 2014 г.


В целях эффективного медико-социального обслуживания населения муниципального образования Ленинский район, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РСФСР от 01.02.1991 N 19 "Об организации домов сестринского ухода, хосписов и отделений сестринского ухода многопрофильных и специализированных больниц", Постановления главы муниципального образования "Ленинский район Тульской области" от 24.04.2000 N 313 "Об открытии коек сестринского ухода", Постановления главы муниципального образования "Ленинский район Тульской области" от 19.04.2004 N 230 "О реструктуризации сети здравоохранения муниципального образования "Ленинский район Тульской области", на основании Устава муниципального образования Ленинский район постановляю:

1. Утвердить Положение о койках сестринского ухода в муниципальных учреждениях здравоохранения муниципального образования Ленинский район (приложение 1).

3. Утвердить форму Типового договора об оказании медико-социальных услуг населению муниципального образования Ленинский район (приложение 2).

4. Утвердить форму Типового договора об оказании платных медико-социальных услуг иногородним гражданам (приложение 3).

5. Контроль за исполнением Постановления возложить на заместителя главы администрации муниципального образования Ленинский район по вопросам социального развития Панфилову Н.А.

6. Постановление вступает в силу с момента подписания и распространяется на правоотношения с 1 января 2007 года.


И.о. главы администрации
муниципального образования
Ленинский район
К.Э.БРОЦМАН


Приложение N 1
муниципального образования
Ленинский район
от 06.11.2007 N 1327

1. Общие положения

1.1. Койки сестринского ухода, далее - Койки, открываются на базе муниципальных учреждений здравоохранения - участковых больниц, далее - Учреждение, в соответствии с Постановлением главы администрации муниципального образования Ленинский район.

1.2. Койки предназначаются для оказания квалифицированного медицинского ухода, социальных услуг, курса поддерживающего лечения гражданам пожилого и старческого возраста, инвалидам, одиноким, частично утратившим способность к самообслуживанию, страдающим хроническими заболеваниями (по тексту - далее Пациент), а также в период оформления их в интернатные учреждения общего типа, населению муниципального образования Ленинский район.

1.3. Учреждение имеет право оказывать платные медико-социальные услуги населению других областей, городов и районов, в том числе оказание квалифицированного медицинского ухода, социальных услуг, курса поддерживающего лечения гражданам пожилого и старческого возраста, инвалидам, одиноким, частично утратившим способность к самообслуживанию, страдающим хроническими заболеваниями.

Разрешение на оказание платных медико-социальных услуг выдается департаментом здравоохранения Тульской области.

Цены на платные медико-социальные услуги разрабатываются централизованной бухгалтерией комитета здравоохранения администрации муниципального образования Ленинский район, утверждаются главным врачом больницы и согласовываются с главой администрации муниципального образования Ленинский район.

1.4. Количество Коек определяется исходя из существующих условий и потребности населения в оказании данного вида услуги главным врачом муниципального учреждения здравоохранения по согласованию с комитетом здравоохранения администрации муниципального образования Ленинский район и утверждается главой администрации муниципального образования Ленинский район.

1.5. Учреждение осуществляет свою деятельность по оказанию платных медико-социальных услуг согласно п. 1.3 настоящего Положения в соответствии со сметой доходов и расходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

1.6. Контроль за деятельностью Коек осуществляет главный врач Учреждения.

1.7. Источником финансирования расходов на содержание Коек являются средства бюджета муниципального образования Ленинский район, ежемесячные взносы Пациента, поступления от благотворительных фондов и организаций любой формы собственности, а также средства от оказания платных медико-социальных услуг населению других областей, городов и районов.

1.8. Штатная численность Учреждения определяется исходя из общего количества коечного фонда.

Учреждение имеет право вводить дополнительную штатную численность по обслуживанию коек сестринского ухода за счет доходов от оказания платных медико-социальных услуг. Штатное расписание утверждается главным врачом Учреждения и согласовывается с комитетом здравоохранения администрации муниципального образования Ленинский район.

Для консультации больных могут приглашаться на договорной основе специалисты по реабилитации, психотерапевты, юристы и другие специалисты.

Оплата консультативных услуг осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных в смете доходов и расходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

К организации лечения и ухода за Пациентами могут привлекаться в установленном порядке члены общественных организаций, благотворительных обществ и ассоциаций.

1.11. Направление на госпитализацию Пациентам в Учреждение выдают участковые врачи терапевты, врачи общей практики (семейные врачи) муниципальных учреждений здравоохранения по инициативе Пациента, его родственников и предварительной договоренности с главным врачом Учреждения.

1.12. Деятельность Коек регламентируется действующим федеральным законодательством Российской Федерации, приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ, приказами и распоряжениями департамента здравоохранения Тульской области, муниципальными правовыми актами муниципального образования Ленинский район и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования Ленинский район, настоящим Положением, приказами комитета здравоохранения администрации муниципального образования Ленинский район, приказами главного врача муниципального учреждения здравоохранения.

1.13. Учреждение готовит и представляет отчеты о работе Коек по формам и в порядке, установленным действующим законодательством.

Показатели деятельности Коек не влияют на общие показатели деятельности Учреждения.

2. Порядок госпитализации в Учреждение на койки сестринского ухода

2.1. Направление на госпитализацию в Учреждение осуществляется в соответствии с пунктом 1.11 настоящего Положения.

В направлении на госпитализацию отражается статус больного, полный клинический диагноз, результаты обследования, рекомендации по проведению поддерживающего лечения.

2.2. Для госпитализации в Учреждение представляются следующие документы:

Заявление;

Паспорт;

Пенсионное удостоверение;

Справка из Пенсионного фонда о размере установленных денежных выплат;

Амбулаторная карта со сведениями о флюорографии легких и профилактических прививках.

2.3. Противопоказания для направления в Учреждение:

Активные формы туберкулеза;

Венерические заболевания;

Острые инфекционные заболевания;

Психические заболевания.

3. Порядок оплаты за оказанные пациенту медико-социальные услуги

3.1. Порядок оплаты и длительность пребывания пациента в Учреждении определяются в Договоре (приложение 2) между врачом и Пациентом (родственниками Пациента или его поручителями).

3.2. Пребывание в Учреждении Пациента оплачивается с первого дня в размере 80 процентов от установленной пенсии Пациенту и зачисляются на счета муниципальных учреждений здравоохранения и используются на укрепление их материально-технической базы и улучшение условий проживания в них престарелых и инвалидов.

Остаток денежных средств Пациента (20 процентов) находится на руках Пациента и расходуется им на личные нужды.

3.3. Денежные средства, поступившие на счет Учреждения, расходуются в пределах сметных назначений на текущий финансовый год, которые могут корректироваться. Средства в первую очередь направляются на:

Выплату заработной платы сотрудникам с начислениями на оплату труда, участвующим в оказании медико-социальной помощи Пациентам, на основании штатного расписания Учреждения, а также выплаты стимулирующего характера (надбавки за сложность и напряженность в труде и другие);

Приобретение медикаментов, перевязочных средств, мелкого медицинского инструментария и изделий медицинского назначения;

Приобретение ГСМ и запчастей для автомобилей;

Приобретение предметов ухода (предметов личной гигиены, хозяйственных товаров);

Приобретение технологического, медицинского, реабилитационного оборудования;

Приобретение электробытовых приборов индивидуального пользования, радиоприемников, телевизоров, бытовых холодильников, пылесосов и т.п.;

Другие расходы, связанные с жизнедеятельностью Пациентов, находящихся в Учреждении.

3.4. На дополнительное медико-социальное обслуживание (услуги юристов, парикмахеров, индивидуальное наблюдение за Пациентом, не ориентирующимся во времени и месте, медицинский уход, который требуется тяжелым больным, с полной утратой способности к самообслуживанию и т.д.) заключаются договоры между частными лицами и Пациентом или родственниками.

4. Задачи и функции Учреждения

4.1. Основной задачей Учреждения является повышение доступности медико-социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста, страдающим хроническими заболеваниями.

4.2. В соответствии с поставленными задачами Учреждение на койках сестринского ухода осуществляет:

Прием, размещение больных и престарелых соответственно профилю заболевания и тяжести их состояния;

Выписку больных в установленные сроки, закрепленные в Договоре;

Оформление одиноких престарелых граждан в дома-интернаты;

Ведение утвержденной медицинской документации, представление статистической отчетности и оперативной информации.

4.3. Учреждение на койках сестринского ухода обеспечивает:

Первую экстренную и неотложную помощь;

Своевременный перевод больных при ухудшении состояния в соответствующие лечебные учреждения;

Периодические врачебные осмотры госпитализированных в зависимости от тяжести состояния, но не реже одного раза в неделю;

Питание, в том числе диетическое, в соответствии с врачебными рекомендациями;

Психологическую помощь;

Соблюдение санитарных норм;

Соблюдение правил и норм техники безопасности, охраны труда и противопожарной безопасности.

4.4. Основные функции Учреждения на койках сестринского ухода:

Повышение доступности стационарной медицинской помощи больным в терминальной стадии;

Проведение симптоматического лечения больных в терминальной стадии;

Медицинское обслуживание инкурабельных больных;

Обучение родственников навыкам ухода и помощи тяжелобольным на дому.


Приложение N 2
к Постановлению главы администрации
муниципального образования
Ленинский район
от 06.11.2007 N 1327

ТИПОВОЙ ДОГОВОР N ______ ОБ ОКАЗАНИИ УСЛУГ НА КОЙКАХ СЕСТРИНСКОГО УХОДА


1. Предмет Договора

2.1. Пребывание на койках сестринского ухода оплачивается с первого дня в размере 80 процентов от всех установленных денежных выплат Заказчику, которые зачисляются на счет муниципального учреждения здравоохранения _________________________ и используются на укрепление их материально-технической базы и улучшение условий проживания.

2.2. Остаток денежных средств Заказчика (20 процентов) находится на руках Заказчика и расходуется им на личные нужды.

2.3. Денежные средства, поступившие на счет муниципального учреждения здравоохранения __________________________, расходуются в соответствии со сметой доходов и расходов Учреждения на текущий финансовый год. Смета доходов и расходов может корректироваться главным врачом Учреждения по согласованию с председателем комитета здравоохранения администрации муниципального образования Ленинский район. В первую очередь средства направляются на:

Расходы, связанные с улучшением питания, в том числе лечебного, в размере до 50 процентов от установленной нормы питания;

Приобретение мягкого инвентаря сверх установленных нормативов;

Выполнение текущих и капитальных ремонтов (создание более комфортных условий);

Приобретение оргтехники, учебно-методической литературы и пособий;

Установку дополнительных телефонов и их оплату;

3.1. Срок пребывания в Учреждении с "____" ____________ 200___ года по "____" ___________ 200___ года.

4. Права и обязанности сторон

4.1. Заказчик имеет право:

4.2. Заказчик обязан:

Заявление;

Паспорт;

Страховой медицинский полис;

Пенсионное удостоверение;

4.3. Исполнитель имеет право:

4.3.1. При ухудшении психического состояния Заказчика по заключению врача-психиатра расторгнуть с ним Договор, сообщив об этом родственникам или поручителям. При отсутствии родственников или поручителей способствовать направлению Заказчика в специализированные медицинские учреждения.

4.3.2. Отказать в госпитализации пациента при отсутствии документов, указанных в подпункте 4.2.1 настоящего Договора.

4.4. Исполнитель обязан:

Квалифицированный медицинский уход за больными и престарелыми;

Социальное обслуживание больных и престарелых;

Своевременное выполнение врачебных назначений и процедур;

Медицинскую реабилитацию с элементами трудотерапии;

Динамическое наблюдение за состоянием больных и престарелых;

Своевременную диагностику осложнений или обострений хронических заболеваний;

Соблюдение санитарных норм;

5. Ответственность сторон

6. Порядок разрешения споров

7.1. Любые изменения и дополнения к настоящему Договору имеют силу только в том случае, если они оформлены в письменном виде и подписаны обеими Сторонами.

Заказчик:

паспортные данные:

__________________________________________________________

Исполнитель:

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Подписи сторон:

Заказчик Исполнитель __________________________ Главный врач _____________ "____" __________ 200__ г. М.П.

Приложение N 3
к Постановлению главы администрации
муниципального образования
Ленинский район
от 06.11.2007 N 1327

ТИПОВОЙ ДОГОВОР N _____ ОБ ОКАЗАНИИ УСЛУГ НА КОЙКАХ СЕСТРИНСКОГО УХОДА

______________________ "_____" _______________ 200___ года

Настоящий Договор заключен между _____________________________, паспортные данные ______________________________, далее - "Заказчик", с одной стороны и муниципальным учреждением здравоохранения _________________________, в дальнейшем именуемым "Исполнитель", в лице главного врача __________________________, действующего на основании Устава, с другой стороны заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. Предмет Договора

1.1. В соответствии с настоящим Договором Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя предоставление платных медико-социальных услуг.

2. Порядок оплаты за пребывание в Учреждении

2.1. Пребывание на койках сестринского ухода оплачивается с первого дня в размере _________ рублей ______ копеек согласно утвержденной калькуляции.

2.2. Денежные средства, поступившие на счет муниципального учреждения здравоохранения ___________________, расходуются в соответствии со сметой доходов и расходов Учреждения на текущий финансовый год. Смета доходов и расходов может корректироваться главным врачом Учреждения по согласованию с председателем комитета здравоохранения администрации муниципального образования Ленинский район. В первую очередь средства направляются на:

Выплату заработной платы сотрудникам с начислениями на оплату труда, участвующим в оказании медико-социальной помощи пациентам, а также выплаты стимулирующего характера (надбавка за сложность и напряженность в труде и другие);

Расходы, связанные с улучшением питания, в том числе лечебного, в размере до 50 процентов от установленной нормы питания;

Приобретение мягкого инвентаря сверх установленных нормативов;

Приобретение горюче-смазочных материалов;

Приобретение предметов ухода (предметы личной гигиены и хозяйственные товары);

Выполнение текущих и капитальных ремонтов (создание более комфортных условий);

Приобретение технологического, медицинского и реабилитационного оборудования;

Приобретение оргтехники, учебно-методической литературы и пособий;

Приобретение электробытовых приборов индивидуального пользования (радиоприемник, телевизор, холодильник, пылесос и т.д.);

Установку дополнительных телефонов и их оплату;

Другие расходы, связанные с жизнедеятельностью Заказчика, находящегося в Учреждении.

3. Срок пребывания в Учреждении

3.1. Срок пребывания в Учреждении с "_____" ____________ 200___ года по "_____" ____________ 200__ года.

3.2. Общая продолжительность пребывания составляет __________________.

4. Права и обязанности сторон

4.1. Заказчик имеет право:

4.1.1. На дополнительное медико-социальное обслуживание (услуги юристов, парикмахеров, индивидуальное наблюдение за пациентом, не ориентирующимся во времени и месте, медицинский уход, который требуется тяжелым больным, с полной утратой способности к самообслуживанию и т.д.) заключаются договоры между частными лицами и Заказчиком.

4.2. Заказчик обязан:

4.2.1. При госпитализации в Учреждение представить следующие документы:

Заявление;

Паспорт;

Страховой медицинский полис;

Пенсионное удостоверение;

Справку из Пенсионного фонда о размере установленных денежных выплат;

Амбулаторную карту со сведениями о флюорографии легких и профилактических прививках.

4.2.2. Производить оплату за пребывание в Учреждении согласно пункту 2.1 настоящего Договора.

4.2.3. По окончании срока пребывания в Учреждении выписаться или заключить дополнительное соглашение к Договору на его дальнейшее пребывание на койках сестринского ухода.

4.3. Исполнитель имеет право:

4.3.1. При ухудшении психического состояния Заказчика, по заключению врача-психиатра, расторгнуть с ним Договор, сообщив об этом родственникам или поручителям. При отсутствии родственников или поручителей способствовать направлению Заказчика в специализированные медицинские учреждения.

4.3.2. Отказать в госпитализации Пациента, при отсутствии документов, указанных в подпункте 4.2.1. настоящего Договора.

4.4. Исполнитель обязан:

4.4.1. В соответствии с поставленными задачами Учреждения осуществлять:

Квалифицированный медицинский уход за больными и престарелыми;

Социальное обслуживание больных и престарелых;

Своевременное выполнение врачебных назначений и процедур;

Медицинскую реабилитацию с элементами трудотерапии;

Динамическое наблюдение за состоянием больных и престарелых;

Своевременную диагностику осложнений или обострений хронических заболеваний;

Выписку больных в установленные сроки, закрепленные в настоящем Договоре;

Периодические врачебные осмотры не реже одного раза в неделю;

Соблюдение санитарных норм;

Соблюдение правил и норм техники безопасности, охраны труда и противопожарной безопасности;

Оформление одиноких граждан в дома-интернаты.

5. Ответственность сторон

5.1. Ответственность сторон определяется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Тульской области.

6. Порядок разрешения споров

6.1. Все споры или разногласия, возникающие между сторонами по настоящему Договору или связанные с ним, разрешаются путем переговоров между ними.

6.2. В случае невозможности разрешения разногласий путем переговоров они подлежат рассмотрению в суде согласно установленному законодательством Российской Федерации порядку.

7. Порядок изменения и расторжения Договора

7.1. Любые изменения и дополнения к настоящему Договору имеют силу только в том случае, если они оформлены в письменном виде и подписаны обеими сторонами.

7.2. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу.

8. Местонахождение и реквизиты сторон

Заказчик:

__________________________________________________________

ИНН _________________________,

паспортные данные:

__________________________________________________________

зарегистрированного по адресу:

Исполнитель:

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Подписи сторон:

Заказчик Исполнитель __________________________ Главный врач _____________ "____" __________ 200__ г. М.П.

Т. В. Жигульская,
главная медсестра,

А.Ю. Шихов,
редактор-эксперт Издательского Дома "Советник бухгалтера"

Действующий еще с 1991 года порядок организации домов сестринского ухода, хосписов и отделений сестринского ухода многопрофильных специализированных больниц, который утвержден приказом Минздрава РСФСР от 01.02.1991 № 19, наконец-то будет пересмотрен. Такое решение было принято на совещании, которое прошло в Минздраве России 19 июля 2013 года.

Порядок установлен. Шаг следующий

Паллиативная помощь стала относиться к медицинской после 22 апреля 2013 года - даты вступления в силу Порядка оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению, утвержденного приказом Минздрава России от 21.12.2012 № 1343н (далее - Порядок № 1343н).
Помощь инкурабельным (неизлечимым) больным вошла в программу государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. В частности, средние нормативы оказания паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях составляют:
- 0,077 койко-дня на одного жителя в 2013 году;
- 0,092 койко-дня на одного жителя в 2014 году;
- 0,112 койко-дня на одного жителя в 2015 году.
На один койко-день в медицинских организациях, оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях, заложено:
- 1 537,1 руб. в 2013 году;
- 1 654,3 руб. в 2014 году;
- 2 137 руб. в 2015 году.
Порядок № 1343н определяет такие моменты правил оказания паллиативной помощи, как:
- перечень медицинских организаций и специалистов, которые должны ее оказывать;
- категории пациентов, которые могут рассчитывать на бесплатную паллиативную помощь (неизлечимые больные, имеющие существенно ограниченные физические или психические возможности и нуждающиеся в интенсивной симптоматической терапии, психосоциальной помощи, длительном постороннем уходе);
- условия оказания паллиативной помощи (в частности, направление должны выписывать врачи-терапевты участковые, врачи общей практики (семейные врачи) и врачи по профилю основного заболевания пациента).
И все же главное назначение Порядка № 1343н - стать отправным пунктом для создания службы, которая будет обеспечивать доступность качественной помощи для нуждающихся в ней пациентов:

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

Об утверждении примерного положения об отделении сестринского ухода

В целях реализации Государственной программы Воронежской области "Развитие здравоохранения" , утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 31.12.2013 N 1189 (подпрограмма 6 "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям"),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемое примерное положение об отделении сестринского ухода медицинской организации Воронежской области.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя департамента Образцову Е.Е.

Руководитель департамента В.В. Ведринцев

Примерное положение об отделении сестринского ухода медицинской организации Воронежской области

УТВЕРЖДЕНО
приказом департамента здравоохранения
Воронежской области
от30.01.2014 N 145

1. Общие положения

1.1.Отделение сестринского ухода организуется для оказания медико-социальной помощи в объеме лечения пациентов преимущественно пожилого и старческого возраста, нуждающихся в медицинском и социальном уходе, страдающихнеизлечимыми хроническими заболеваниями.

1.2. Деятельность отделения сестринского ухода регламентируется действующим законодательством, настоящим Положением, уставом медицинской организации, приказами медицинской организации.

1.3. Должностные лица и персонал отделения сестринского ухода руководствуются в своей деятельности действующим законодательством, настоящим Положением и должностными инструкциями.

1.4. Штаты отделения сестринского ухода определяются главным врачом медицинской организации в зависимости от объема оказываемой медико-социальной помощи и в пределах фонда заработной платы. Для консультации больных могут привлекаться на договорной основе медицинские, социальные работники и иные специалисты из других учреждений и организаций.К уходу могут привлекаться, в установленном порядке, члены общественных, религиозных организаций, благотворительных обществ и ассоциаций.

1.5. Отделение сестринского ухода ведет учет и ежеквартально представляет руководству медицинской организации отчеты о своей работе.

2. Цели отделения сестринского ухода

2.1. Повышение доступности медико-социальной помощи и правовой защиты лицам пожилого и старческого возраста, а также пациентам с неизлечимымихроническими заболеваниями.

2.2. Формирование новой формы медицинского и социального обслуживания инкурабельных больных - благотворительной медицины.

3. Основные задачи отделения сестринского ухода

3.1. Проведение симптоматического лечения пациентовс неизлечимыми хроническими заболеваниями,организация им квалифицированного ухода.

3.2. Подбор и проведение адекватной обезболивающей терапии.

3.3. Оказание социально - психологической помощи пациентам и их родственникам, обучение родственников навыкам ухода за тяжелобольными.

4. Основные функции отделения сестринского ухода

4.1. В соответствии с основными задачами отделение сестринского ухода осуществляет:

Прием, размещение пациентов соответственно профилю заболевания и тяжести их состояния;

Квалифицированный медицинский уход за пациентами;

Своевременное выполнение врачебных назначений и процедур;

Медицинскую реабилитацию пациентов с элементами трудотерапии;

Динамическое наблюдение за состоянием пациентов;

Своевременную диагностику осложнений и(или) обострений хронических заболеваний;

Оформление документов одиноких престарелых граждан в целях их помещения в дома-интернаты.

4.2. Отделение сестринского ухода обеспечивает:

Первую экстренную и неотложную медицинскую помощь;

Адекватную симптоматическую терапию;

Своевременный перевод пациентов при обострении хронических заболеваний или ухудшении их состояния в соответствующие лечебно- профилактические учреждения;

Периодические врачебные осмотры госпитализированных лиц в зависимости от тяжести состояния, но не реже одного раза в неделю;

Психологическую помощь;

Питание, в том числе диетическое, в соответствии с врачебными рекомендациями.

4.3. Обеспечение психологического комфорта осуществляется на основе принципа индивидуального подхода к каждому пациенту с учетом его состояния, духовных, религиозных и социальных нужд.

5. Порядок госпитализации больных в отделение сестринского ухода

5.1. Госпитализация амбулаторных пациентовв отделение сестринского ухода осуществляется в плановом порядке, ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, при наличии:

Согласия пациента или его законных представителей на госпитализацию;

Направления, заверенного в установленном порядке (заместителем главного врача по медицинской части поликлиники, заведующим отделением поликлиники), содержащего информацию о социальном статусе пациента (одинокий, инвалид, блокадник, БОМЖ и т. д.), данные о родственниках при их наличии, способности пациента к самообслуживанию и цели госпитализации, сведения о проведенных бактериологических исследованиях давностью не более 10 дней (анализы на энтеропатогенную палочку и дизгруппу) ифлюорограмму давностью исследования до 1 года.

При отсутствии свободных мест пациент вносится в "лист ожидания".

Решение о госпитализации по медико-социальным показаниям, а также пациентов из других регионов принимается врачебной комиссией учреждения, осуществляющего госпитализацию.

5.2. Перевод стационарных пациентовв отделение сестринского ухода из других стационаров осуществляется при наличии:

Показаний к госпитализации (п. 5.3 настоящего Положения);

Оформленного надлежащим образом переводного эпикриза, заверенного в установленном порядке (заместителем главного врача по медицинской части, заведующим отделением), содержащего информацию о социальном статусе пациента, способности пациента к самообслуживанию, цели госпитализации в отделение сестринского ухода, с отметкой о проведенных бактериологических исследованиях давностью не более 10 дней (анализы на энтеропатогенную палочку и дизгруппу) ифлюорограмму давностью исследования до 1 года.

5.3. Основные показания к госпитализации в отделения сестринского ухода:

Хронические прогрессирующие заболевания различных нозологических форм в терминальной стадии (терминальная некорригируемая стадия хронической почечной недостаточности различного генеза, терминальная стадия хронической недостаточности систем кровообращения и дыхания, некорригируемая или плохо поддающаяся коррекции, терминальная стадия цирроза печени с выраженной декомпенсированной портальной гипертензией и печеночноклеточной недостаточностью);

Последствия острого нарушения мозгового кровообращения (более 6 мес.), последствия заболеваний и травм опорно-двигательного аппарата, последствия заболеваний и травм центральной и периферической нервной системы при наличии выраженных двигательных нарушениях и низком реабилитационном потенциале;

Наличие некупируемого в домашних условиях болевого синдрома;

Наличие социально-психологических показаний (депрессия, конфликтные ситуации дома, невозможность ухода за пациентом, одиноко проживающие инвалиды I и II группы с выраженной утратой способности к самообслуживанию и способности к передвижению, частичная или полная потеря способности к самообслуживанию);

Решение вопросов медико-социальной реабилитации;

Оформление документов для перевода в дом-интернат, психоневрологический интернат.

5.4. Противопоказаниями для направления пациентов в отделения сестринского ухода являются:

Активные формы туберкулеза;

Острые психозы;

Онкологические заболевания, требующие проведения специфического лечения;

Острые инфекционные заболевания;

Венерические заболевания;

Ургентныесостояния,вызванные острыми и хроническими заболеваниями;

Инфекционные хирургические заболевания (раны, пролежни и др.), требующие хирургической обработки;

Хронические заболевания, требующие ежедневного врачебного наблюдения.

5.5. Выписка пациентов из отделения сестринского ухода:

Продолжительность лечения устанавливается индивидуально, в зависимости от диагноза и тяжести состояния;

Осуществляется по плану по мере завершения курса лечения, ухода или медико-социальной реабилитации, стабилизации или частичного восстановления способности к самообслуживанию;

Пациенты отделения сестринского ухода выписываются под наблюдение медицинской участковой службы (врача общей практики) и служб социального обеспечения по месту жительства, после их предварительного извещения.

5.6. При наличии приглашения в учреждения социального обеспечения пациенты отделений сестринского ухода, находящиеся в стабильном состоянии, направляются в эти учреждения.

6. Структура отделения сестринского ухода

6.1. Отделение сестринского ухода может быть самостоятельным структурным подразделением или могут быть организованы отдельные койки, предусматривающие сестринский уход в составе структуры отделений терапевтического профиля.

6.2. Отделение сестринского ухода может включать в себя:

Помещения для руководства отделения;

Палаты для круглосуточного пребывания;

Процедурные кабинеты;

Помещения для раздачи и приема пищи;

Хозяйственный блок.

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О КОЙКЕ СЕСТРИНСКОГО УХОДА МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

"Волгоградская правда", N 184 от 05.10.1999 г.

В целях улучшения медико-социальной помощи одиноким престарелым гражданам и инвалидам постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о койке сестринского ухода медицинского учреждения.

определить медицинские учреждения, на базе которых будут организованы койки сестринского ухода, и количество коек, необходимое для временного пребывания одиноких престарелых граждан и инвалидов;

ежегодно предусматривать в местных бюджетах соответствующие средства на финансирование коек сестринского ухода медицинских учреждений.

И.о. Главы Администрации

Волгоградской области В.И.ГАЛУШКИН

ПОЛОЖЕНИЕ О КОЙКЕ СЕСТРИНСКОГО УХОДА МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Утверждено
Постановлением
Главы Администрации
Волгоградской области
от 17 сентября 1999 г. N 637

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Койки сестринского ухода организуются на базе центральных районных или участковых больниц в сельской местности, городских больниц распоряжениями глав муниципальных образований по представлениям местных органов здравоохранения и социальной защиты населения.

1.2. Финансирование коек сестринского ухода осуществляется за счет средств:

местных бюджетов;

фондов социальной поддержки населения районов и городов;

лиц, помещаемых на койки сестринского ухода (не более 75% от ежемесячно получаемой пенсии с учетом надбавок и компенсаций);

Волгоградского областного комитета Российского общества Красного Креста;

предприятий, учреждений, организаций, благотворительных взносов.

1.3. Долевое участие в оплате содержания коек сестринского ухода утверждается правовым актом главы муниципального образования по представлению органа социальной защиты населения, согласованному с органом здравоохранения.

1.4. Медико - социальная помощь в медицинских учреждениях лицам, находящимся на койках сестринского ухода, оказывается по ценам, утвержденным главой муниципального образования по представлению органа здравоохранения (стоимость 1 койко - дня).

1.5. Порядок оплаты, сроки и условия пребывания на койках сестринского ухода определяются договором, заключенным между главным врачом больницы и руководителем органа социальной защиты населения муниципального образования.

1.6. Средства, полученные в счет финансирования коек сестринского ухода, расходуются на содержание учреждения здравоохранения.

1.7. Направление на койки сестринского ухода осуществляют органы социальной защиты населения.

1.8. Функционирование коек сестринского ухода регламентируется настоящим Положением и уставом медицинского учреждения.

1.9. Койки сестринского ухода в медицинских учреждениях входят в общую коечную сеть больницы.

2. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ КОЕК СЕСТРИНСКОГО УХОДА

2.1. Основные задачи:

повышение доступности медико - социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста, страдающим хроническими заболеваниями;

обеспечение временного проживания одиноких престарелых граждан и инвалидов, нуждающихся в медицинском и социальном уходе, на период оформления документов на прием в дома - интернаты, в случае стихийных бедствий (до трех месяцев), в осенне - зимний период (до шести месяцев).

2.2. Лечебно - профилактические учреждения, имеющие койки сестринского ухода, осуществляют:

прием и размещение, питание (в т.ч. диетическое) пациентов, находящихся на койках сестринского ухода;

квалифицированный медико - социальный уход;

перевод в центральную районную больницу или на профильные койки того же учреждения для оказания медицинской помощи при возникновении острых заболеваний, осложнении или обострении хронических заболеваний;

выписку из больницы в сроки, указанные в договоре;

медицинское обследование с целью оформления и перевода в дома - интернаты.

2.3. Лечебное учреждение:

несет ответственность за состояние здоровья пациента, находящегося на койке сестринского ухода;

ведет учет и представляет отчеты о своей работе в соответствии с формами и в порядке, установленными Министерством здравоохранения Российской Федерации.

2.4. Орган социальной защиты населения муниципального образования:

осуществляет выявление, отбор и направление на койки сестринского ухода пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в медико - социальной помощи, согласно настоящему Положению;

информирует пациента об условиях направления на койку сестринского ухода, сроках пребывания, порядке оплаты и заключает договор с ним;

при необходимости доставляет направленного в больницу или из больницы к постоянному месту жительства либо в дом - интернат;

в трехдневный срок после поступления средств на выплату пенсии пациенту перечисляет оговоренную в договоре сумму на расчетный счет больницы;

ведет учет и представляет отчеты о своей работе по форме "Медико - социальная помощь" и в порядке, установленном Управлением социальной защиты населения Администрации Волгоградской области.

2.5. Противопоказаниями при направлении на койку сестринского ухода являются:

острые инфекционные заболевания;

активные формы туберкулеза;

венерические заболевания;

психические заболевания;

обострения хронических заболеваний.

Проблемы рационального использования ресурсов здравоохранения и повышения качества медицинской помощи людям пожилого и старческого возраста особенно актуальны в условиях постарения населения и прогнозируемого увеличения численности граждан этой возрастной категории.

Пребывание престарелых, хронически больных и инвалидов в обычных стационарах не обосновано с медицинской точки зрения и экономически нерационально. Такие пациенты чаще нуждаются в длительном уходе, а не в активном лечении.

Одним из способов решения этих проблем может стать организация отделений сестринского ухода.

Нормативно-правовой базой для реструктуризации стационарной помощи и организации отделения сестринского ухода служат Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, Концепция развития здравоохранения и медицинской науки, Отраслевая программа развития сестринского дела в России и приказы МЗ РФ.

К сожалению, в настоящее время не разработаны документы, регламентирующие механизмы внедрения альтернативных видов медицинской помощи и новых организационных форм (моделей) сестринского обслуживания.

В России организация отделений сестринского ухода на базе многопрофильных больниц только начинается, в связи с этим мы поставили цель - дать медико-экономическое обоснование управленческого решения о создании отделения сестринского ухода на базе ММУ МСЧ №5.

Источниками информации были: отчетные формы N 30, N 17 и годовой отчет заместителя главного врача по клинико-экспертной работе ММУ МСЧ №5 за 2012 г., а также результаты анкетирования и экспертной оценки.

Анализ демографической ситуации показывает, что в структуре населения преобладают лица пенсионного возраста, в 2012 г. удельный вес данной возрастной категории составил 21,1%. Возрастную структуру можно охарактеризовать как регрессивную.

Потребность населения старшего возраста в госпитализации и получении основных видов специализированной помощи выше, чем у других возрастных групп, что обусловлено не только особенностями патологии пожилого возраста, но и социальными показателями.

Была проведена экспертиза медицинских карт стационарных больных с целью установления нуждаемости не в активном лечении, а в длительном уходе и наблюдении.

Экспертным путем было установлено, что каждый десятый пациент - потенциальный потребитель преимущественно сестринских услуг.

Целью деятельности медицинских сестер сегодня является не конкретный пациент с его потребностями и нуждами, а выполнение функциональных обязанностей.

Медицинская сестра не несет ответственности за конечный результат лечения и не имеет стимулов для улучшения качества медицинского обслуживания.

Основными потребителями сестринских услуг являются лица пожилого и старческого возраста (32%), имеющие среднее (43,5%) или среднее специальное (49,5%) образование и проживающие с супругом (супругой) (46,3%) или одни (34,8%) в городской (55,6%) или сельской (44,4%) местности, в большинстве - это неработающие пенсионеры (57,1%), с доходом на уровне прожиточного минимума (69,7%) или ниже (21,7%).

Они ежемесячно посещают поликлинику (41,4%) и ежегодно находятся на стационарном лечении (63,2%).

В основном они удовлетворены качеством сестринского обслуживания (80%), но высказывают замечания по организации лечебно-диагностического процесса (57,5%).

Определим потребность в коечном фонде для отделения сестринского ухода.

Потребность в койках сестринского ухода была рассчитана по формуле (15) и составила 35 среднегодовых коек:

где Q - количество пациентов старше 60 лет, находившихся на стационарном лечении по поводу заболеваний, относящихся к основным нозологическим группам;

b - доля больных, направленных на госпитализацию в сестринское отделение;

А - средняя длительность пребывания больного на койке (количество дней);

U - среднегодовая занятость койки (количество дней);

К - среднегодовое количество коек сестринского ухода на 100 000 населения.

В условиях ограниченного финансирования здравоохранения особую важность приобретает рациональное использование коечного фонда. Потребность населения старшего возраста в госпитализации и получении отдельных видов специализированной помощи (кардиология, неврология, эндокринология, онкология и др.) выше, чем у лиц других возрастных категорий.

Но, порядка 10% больных в возрасте 60 лет и старше, госпитализированных в отделения терапевтического профиля, нуждались не в активном лечении, а в длительном уходе и наблюдении. Результаты экспертной оценки, статистический анализ и показатели деятельности стационара ММУ МСЧ №5 свидетельствуют, что основную часть пациентов отделения сестринского ухода будут составлять люди с болезнями системы кровообращения.

Поэтому, для обоснования создания данного отделения на базе многопрофильной больницы проведен сравнительный анализ экономической эффективности использования коечного фонда кардиологического отделения и отделения сестринского ухода.

Стоимость, выраженная в денежной форме, или "цена койко-дня" складывается из затрат (tc) и планируемой прибыли (r - в условиях платной медицинской деятельности), в расчете на 1 койко-день в среднем по больнице. В будущих расчетах возможно учесть затраты только на содержание сестринского отделения и эти затраты будут ниже за счет того, что сестринский уход за пациентом как правило, требует меньших финансовых и материальных расходов, чем врачебная деятельность. С этой целью рассчитаем плановые показатели деятельности двух отделений и провели их сравнительный анализ (табл.28).

Таблица 28 - Плановые показатели деятельности отделений

Показатель

Кардиологическое отделение

Отделение сестринского ухода

Число коек, Кf

Норматив средней длительности

госпитализации, An

Плановый оборот койки, Оn

20 пациентов на 1 койку в год

11 пациентов на койку в год

Плановое число пациентов в год, Q

700 пациентов в год

385 пациентов в год

Плановая занятость койки в год, U

Плановое число койко-дней, N

Стоимость одного койко - дня, в среднем по стационару во всех отделениях, "р"

Затраты на содержание отделения в год, TC

4 037 837,3 руб.

3 851 116,5 руб.

Таким образом, разница между затратами на содержание кардиологического отделения и отделения сестринского ухода составила 186 720,8 руб. в год.

Под экономической эффективностью использования коечного фонда понимается степень его рационального и целевого использования.

Коэффициент рационального использования коечного фонда (Кr) определяется по формуле (16):

Кr = Of / On (16)

где Of - фактический оборот койки;

On - плановый оборот койки.

Исходя из целей исследования, определено, что коэффициент рационального использования в обоих отделениях равен 1, т.е. коечный фонд используется рационально.

Чтобы найти коэффициент эффективности использования коечного фонда, необходимо определить показатель целевого использования этого фонда (Кс).

Коэффициент целевого использования определяется по следующей формуле (17):

Кс = Uс / Uf (17)

где Uс - целевое использование коечного фонда;

Uf - фактическое.

Экспертным путем было определено, что каждый десятый пациент нуждался не в активном лечении, а в длительном уходе, т.е. специализированная койка кардиологического отделения в каждом десятом случае имела нецелевое использование.

Следовательно, коэффициент целевого использования кардиологического отделения равен 0,9, а отделения сестринского ухода - 1.

Таким образом, коэффициент эффективности использования коечного фонда в кардиологическом отделении составил:

бухгалтерский бюджетный учет муниципальный

Кefкард. = Krкард. x Kcкард. = 1 x 0,9 = 0,9,

Коэффициент эффективности использования коечного фонда в отделении сестринского ухода равен:

Кefсестр. = Krсестр. х Kcсестр. = 1 x 1 = 1.

Для определения экономического ущерба вследствие нецелевого использования коечного фонда воспользуемся формулой (18):

Экономический ущерб, вследствие нецелевого использования коечного фонда в кардиологическом отделении, составил:

4 037 837,3 руб. x (1 - 0,9) = 403 783,73 (руб.).

Экономический ущерб в отделении сестринского ухода отсутствует, т.к.

3 851 116,5 руб. х (1 - 1) = 0 (руб.).

Таким образом, экономические потери стационара ММУ МСЧ №5 только в одном кардиологическом отделении составили 403 783,73 руб. в год. То же можно рассчитать для всех отделений больницы.

Для принятия управленческого решения, позволяющего с наименьшими затратами достичь максимального результата, использовуем метод экономического анализа "затраты-выгода", который определяется по формуле (19):

СВА = затраты / выгода (19)

С помощью этого анализа проведем сравнение двух альтернатив: первая - не создавать отделение на изучаемой базе и вторая - создание отделения сестринского ухода на базе ММУ МСЧ №5.

1. Расчет результатов без внедрения предложения, как есть:

Имеем 4037 837,3 руб. затрат, т.е. экономические потери - 403783,7 руб.

Соотношение затрат и выгоды в виде в данном случае:

Е = --------- х 100 (20)

где Е - показатель экономии затрат;

TCp - затраты плановые;

TCf - затраты фактические.

Е = (4037837,3 руб. - 3634053,57 руб.)/4037837,3 руб. *100 = 10 %

Таким образом, если не вкладывать деньги в развитие отделения и учесть их как «сэкономленные», то получится экономия от «ничего неделания» равная 10%. Т.е. на каждый 1 руб. затрат выйдет 10 коп. выгоды.

2. Расчет результатов от внедрения предложения:

4037 837,3 + 3851 116,5 = 7888 953,8 руб.

Получим результат, как было рассчитано выше, + 403 783,73 руб. - предотвращенный экономический ущерб в будущем периоде в результате создания отделения сестринского ухода.

Соотношение затрат и выгоды в виде: СВА экономии, как показатели эффективности:

7888953,8 руб.

СВА = --------- = 19,53 руб.

403783,73 руб.

Таким образом, анализ "затраты-выгода" показал, что создание отделения сестринского ухода на базе стационара экономически выгодно для ММУ МСЧ №5, т.к. на каждые 19 руб. 53 коп. вложенных средств имеем 1 руб. выгоды (альтернатива 2).

Создание отделения сестринского ухода на базе многопрофильной больницы позволит удовлетворить потребности пациентов, особенно пожилого и старческого возраста, в стационарной помощи и предотвратить экономический ущерб вследствие нецелевого использования коечного фонда кардиологического и других специализированных отделений, что очень важно в условиях ограниченного финансирования.