Воспитание и обучение детей-инвалидов. О подходах к обучению детей-инвалидов на дому

Вот прочитала про проблемы обучения и не удержалась, хочу рассказать историю моего первоклассника. По заключению ПМПК нам было необходимо обучение по 7 виду с учетом индивидуальных особенностей. Было это год назад, Грише в конце августа только 7 лет исполнилось. Я начала искать школу с первым классом по 7 виду. И оказалось что в нашем городе таких просто напросто нет... Только в одной школе мне сказали что класс будет малочисленный и детей с такими проблемами берут. Мы срочно к ним прехали, были 12 и директор сказал что на нас прием и закончат. Я добилась встречи с учительницей, все ей честно рассказала про аутизм и особенности поведения. Но у меня сложилось сразу впечатление что она испугалась и как то вообще меня не поняла. Осенью мы пришли в первый класс, детей было уже 18 и класс не получил статус коррекционного, весь год занимались по обычной программе. В классе наряду с проблемными были и обычные дети пришедшие в школу по месту жительства. где-то 50 на 50. Гриша на удивление хорошо адаптировался в школе. Нашел и туалет, и столовую, и спортзал. Вообще весь год ходил в школу охотно. Но увы... начались проблемы с учительницей. Она никак не понимала почему после ОРЗ ему нужно сесть за ту же парту, он быстро освоил письмо и исписывал прописи от и до уже особо не слушая ее заданий. Она стала отбирать у него тетрадь, а он ложился на парту и плакал. Как-то раз уселся на лавочку в коридоре и не стал переодеваться на физру. Учитель не предприняла даже попыток как-то его уговорить. У него сложился стереотип - можно и не ходить если не хочется. Посыпались жалобы, я не понимаю вашего ребенка, он меня не слышит и вообще он не обучаемый... Я подошла и пообщалась с другими учителями, с логопедом и психологом, они меня заверили что ребенок со своими проблемами, но работать с ним можно и нужно. Физрук правда сказал, что на уроке физически все выполняет, но не понимает правил игры, эстафет, при этом это не значит что ему не нужно ходить на занятия. В ноябре месяце учительница вызвала меня с притензией что якобы мой сын единственный в классе не читает. Я была в шоке, это в коррекционном то классе! По опыту со старшим сыном вспомнила что он тоже не читал еще в это время. Но я решила действовать сама. Нашла детский развивающий центр, все рассказала и нам подобрали логопеда для индивидуальных занятий по чтению. Через месяц ребенок стал свободно читать. Попутно я все пыталась выяснить на самом ли деле с ним так сложно заниматься. и мне сказали что уровень его дошкольной подготовки достаточно высок и был необходим лишь небольшой толчок. Хуже было с математикой, абстрактное мышление у нас никак не работало. Максимум чего я добилась это научила его связывать цифру с количеством предметов, примеры мы решаем только по линейке прыжки вперед, назад, без линейки не может.
В течении года учительница намекала что надо бы посадить ребенка на психотропные лекарства, корректоры поведения, несмотря на то что я неоднакратно пыталась объяснить ей что у психиатра мы наблюдается и лекарства стимулирующие принимаем. Она считала что нужно видимо более сильные средства, чтоб вообще был как растение... К весне получилось так что в классе мы просто присутствовали, учительница нас просто не замечала. В конце года от нее прозвучало предложение оставить ребенка на повтороное обучение в 1 классе. Я не стала возражать, пришла узнать как это сделать. Тем более что наша семья поменяла место жительства и ездить в эту школу было уже физически сложно. Я пришла к директору школы по месту жительства, все ей объяснила и попросила взять ребенка снова в первый класс. Мы встретились с учителями будущих первых классов, они пообщались с Гришей и сказали мне что если честно у них есть дети и похуже и мы вполне могли бы пойти и во 2 класс. В общем взять нас не отказали. Директор мне посоветовала сделать справку об индивидуальном обучении, как страховку если что-то у нас не сложится. В сентябре пойдем в новую школу, справку наш врач нам помог сделать. Вот только очень сложно оказалось уйти из прежней школы. По закону в первом классе на второй год не оставляют (безоценочная система) и поэтому нам пришлось идти к психиатору, рекомендованому учительницей за рекомендацией к повторному обучению. Поход был очень не удачный, врач с порога очень строго объявила что заберет у него кепку и будет "проверять" его голову. А у нас по поводу одежды вообще бзик, для него отдать шапку все равно что руку отрезать. Короче общение не получилось... Вывод доктора был такой, что ребенок умственно отсталый и должен обучаться в школе 8 вида. Мы с мужем вышли из кабинета боясь взглянуть друг на друга. Правда документы нам в школе отдали и запись сделали в личное дело о повторном обучении...

Вот такая история... Я девочки до сих пор в сомнениях правильно ли я поступаю, адекватно ли оцениваю ситуацию или нам просто не повезло... Сейчас летом ходим к репетитору по математике, готовимся к новой школе и сама я с ним ежедневно занимаюсь. Присоветуйте что-нибудь, мне это очень надо...

1. Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание детей-инвалидов иобразование детей-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

2. Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа.

3. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.

4. При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

5. Вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования принимаются дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях.

Порядок обучения ребенка-инвалида на дому

1. Основание для организации обучения ребенка-инвалида на дому - это заключение лечебно-профилактического учреждения.

2. Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение ребенка-инвалида на дому: утверждается Министерством здравоохранения и социального развития РФ [См. Письмо Минпроса РСФСР от 08.07.1980 N 281-М, Минздрава РСФСР от 28.07.1980 N 17-13-186 "О перечне заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы "].

3. Обучение на детей-инвалидов дому осуществляет образовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы (как правило, ближайшее к месту жительства ребенка - инвалида)

4. Зачисление ребенка-инвалида в образовательное учреждение осуществляется в общем порядке, установленном для приема граждан в образовательные учреждения.

5. Образовательное учреждение детям-инвалидам , обучающимся на дому:

    предоставляет на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющиеся в библиотеке образовательного учреждения;

    обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;

    осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию;

    выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании

6. Родители (законные представители) могут при обучении ребенка-инвалида на дому дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений

7. Педагогические работники могут по договоренности с образовательным учреждением участвовать совместно с педагогическими работниками этого учреждения в проведении промежуточной и итоговой аттестации ребенка-инвалида

Возмещение затрат родителей на воспитание и обучение детей-инвалидов на дому

Родителям (законным представителям), имеющим детей-инвалидов , которые воспитывают и обучают их на дому самостоятельно, органами управления образованием компенсируются затраты на обучение и воспитание.

Размеры компенсации определяются согласно установленным государственным и местным нормативам финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

Дополнительные расходы по обучению и воспитанию ребенка-инвалида на дому сверх установленного норматива финансирования производятся родителями (законными представителями) и не компенсируются.

Условия обучения и воспитания ребенка-инвалида в негосударственном образовательном учреждении

Обучение и воспитание ребенка-инвалида в негосударственном образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию и реализующем общеобразовательные программы, может осуществляться только при наличии в нем специальных образовательных условий для обучения и воспитания.

Обучение и воспитание должно включать:

    специальные образовательные программы, разработанные с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалидов;

    коррекционные методы;

    технические средства;

    среду жизнедеятельности;

    специально подготовленных педагогов;

    медицинское обслуживание;

    социальные и иные условия, без которых невозможно (затруднено)освоение общеобразовательных программ детьми-инвалидами.

Не все дети могут посещать школу на общих условиях. Особое внимание уделяется детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Это ребята, которые имеют серьезные заболевания, накладывающие определенный отпечаток на жизнь в целом и возможности посещения обычной школы. Однако родители и сами дети должны знать, что для них не закрыта возможность получить образование. Государственные и частные учреждения делают все необходимое для того, чтобы ученики с ОВЗ получили такие же возможности, как и все остальные. В этом случае учебный процесс выглядит немного по-другому, но он также позволяет достичь отличного результата и получить достойное образование. Для таких детей предусматриваются особые условия изучения школьного курса - надомное обучение. Его следует отличать от других форм обучения дома, поэтому рассмотрим вопрос подробнее.

В каких случаях ребенка переводят на надомное обучение?

Для надомного обучения ребенка-инвалида должно быть специальное медицинское заключение. Именно на его основании родители могут рассчитывать на полноценную государственную программу. Список заболеваний, с которыми дети получают право на такую форму обучения, довольно широк. Вся информация содержится в приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.2016 № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому». Обновленный в этом году список содержит 60 пунктов с поясняющей информацией.

Как оформить надомное обучение?

Поскольку основанием для учебы на дому является заключение медицинского учреждения, родителям (или законным представителям ребенка) требуется обратиться в поликлинику по месту проживания с этим вопросом. Одновременно в школе нужно написать заявление на имя директора, в котором будет отражена необходимость перевести ребенка на надомное обучение. Когда получено заключение, представители школы при участии родителей разрабатывают индивидуальную программу. Она отражает перечень изучаемых дисциплин, а также количество часов, которые тратятся на изучение предмета. Перед началом процесса семье выдается журнал успеваемости, который позволяет контролировать все нюансы учебной работы .

Во время надомного обучения учреждением образования, которое курирует процесс, предоставляется необходимая учебная и методическая литература. Также определяется круг преподавателей, которые будут работать с ребенком. Родители могут дополнительно приглашать преподавателей из других учебных заведений, а также полностью взять заботы о проведении уроков на себя (по договоренности с учебным заведением). В последнем случае предусмотрена определенная компенсация со стороны государства.

С 2013 года вопрос о компенсации стоит острее, чем раньше. Новый закон об образовании предполагает, что постановление о выплатах должны принимать непосредственно субъекты федерации. На местах есть свои документы, регулирующие выплаты, когда речь идет про обучение детей-инвалидов на дому. Нередко родителям бывает сложно получить положенные им по закону деньги (от 80 до 150 тысяч рублей в год). Однако не стоит отчаиваться: нужно внимательно ознакомиться с документами, а также обсудить этот вопрос с администрацией школы еще до подписания договора о надомном обучении. Так, в Москве этот момент регулирует местный закон «О развитии образования». Родителям необходимо уточнить, какие нормативные акты действуют в их регионе. При должной настойчивости родителей компенсация будет получена [ , ] .

Образование на дому: не только по необходимости

Все формы обучения без посещения очных уроков, которые существуют в рамках законов Российской Федерации, можно разделить на три группы. Они различаются двумя аспектами: нюансами организации образовательного процесса и предпосылками, вследствие которых было принято решение о переводе ребенка на данный тип обучения.

Важным моментом является то, что законодательство России в сфере образования не требует от всех детей и их семей в обязательном порядке придерживаться традиционной концепции получения образования с посещением уроков в очной школе. Сейчас каждому ребенку и его родителям предоставлено право свободного выбора учебного учреждения и формы получения образования. Законодательство не требует каких-либо исключительных условий (например, наличия проблем со здоровьем) для выбора в пользу семейного обучения в домашних условиях.

Какие виды обучения на дому бывают?

Вот три основные модели, предусмотренные законом РФ:

Поскольку экстернат и семейное обучение - это формы, которые предполагают добровольный выбор, причиной для такого решения может быть что угодно. Это и более комфортные условия дома (по сравнению со школой), и склонность ребенка к определенным дисциплинам вместе с желанием развиваться в конкретной области и уделять соответствующим предметам больше времени. Также такие формы образования выбираются, если у школьника есть дополнительные занятия, которые для него являются определяющими в жизни: спорт, музыка, танцы, изобразительное искусство или что-либо другое. В данном случае учеба вне посещения занятий в обычной школе позволяет сформировать гибкий график уроков. Это обеспечивает возможность совмещать изучение общеобразовательного курса с тренировками, участием в соревнованиях и конкурсах и другими видами деятельности. При выборе любого варианта обучения (если он отличается от стандартного) рекомендуется предварительно проконсультироваться с представителями школы, её администрацией о нюансах перевода на такую форму учебы в конкретном учреждении.

Как сейчас можно организовать надомное обучение ребенка-инвалида?

Первый вариант - это индивидуальное обучение на дому при участии учителей из курирующей школы. Программа, разработанная для ребенка, устанавливает нюансы этого процесса: изучаемые предметы, количество часов по ним, преподаватели. Но существуют и другие варианты организации надомного обучения. Родители могут самостоятельно обучать своих детей, нанять репетиторов или воспользоваться возможностями систем дистанционного обучения.

При самостоятельном обучении родители должны иметь для этого необходимые знания и хорошее образование. Более того, не помешает иметь педагогические навыки. Процесс работы с ребенком по ряду дисциплин отличается сложностью и многогранностью. Нужно уметь выстраивать план учебы, объяснять все темы, выявлять ошибки у ученика, помогать их исправлять. Родителям может быть трудно объяснить ребенку нюансы всех сложных школьных предметов - алгебры, химии, физики и других. Лучше, если этим займутся специалисты. Репетиторы могут быть одним из вариантов решения вопроса, но они также далеко не всегда являются идеальным выбором. Плюсы такого решения в том, что ребенок будет общаться с квалифицированными преподавателями, получая все необходимые знания. Минусы - в высокой стоимости почасовой оплаты услуг, а также в довольно ограниченных по времени занятиях. Нанять репетиторов сразу по нескольким предметам - это слишком дорогая возможность для большинства семей.

Один из самых удобных вариантов для домашнего образования - дистанционная учеба. Однако лучше не выбирать уроки с отдельными преподавателями по скайпу. Есть куда более современное, эффективное и доступное решение - использование комплексной системы удаленного образования. Это дистанционные школы, занятия в которых построены с учетом государственных стандартов, а также с необходимым контролем знаний. Такое решение удобно тем, что ученик может получать все знания в домашних условиях, а родителям не придется искать учителей по нескольким дисциплинам сразу и платить большие суммы денег за каждый урок.

Обучение на дому вместе с сайт: учтены все нюансы

Проблема современного надомного обучения сегодня заключается в том, что при всей законодательной регламентации процесса его реализация не везде является идеальной. Не всегда есть возможность организовать участие преподавателей правильно. Это может быть связано и с нехваткой учителей, и с невозможностью составить удобное расписание, и со многими другими обстоятельствами. Не всегда преподаватели местных школ ответственно относятся к своим обязанностям по надомному образованию прикрепленных к конкретному заведению детей. Кроме того, у ребенка не так много возможностей получить консультацию учителя в нужный момент. Ученик, который очно посещает школу, имеет больше возможностей в этом плане.

В силу этих и многих других причин все больше семей делают выбор в пользу современных систем удаленного обучения. Одной из авторитетных организаций в сфере дистанционного образования в рамках школьного курса является .

С 2008 года проект является лидером в разработке видеоуроков по общеобразовательной программе. Учеба в Домашней школе характеризуется рядом преимуществ. Вот главные из них:

  1. Обучение соответствует государственным образовательным стандартам.
  2. Ребенок может изучать как все предметы дисциплины общеобразовательной программы, так и выбрать только некоторые из них.
  3. Учеба в любое комфортное время - возможность составить гибкое расписание уроков, а все учебные материалы (видеоуроки, конспекты и прочие) доступны в любой день и в любое время суток.
  4. Ребенок не лишен возможности взаимодействия с учителями. В любой момент можно отправить текстовое сообщение преподавателю, регулярно проводятся уроки в формате видеоконференций.
  5. Выбору учителей было уделено много внимания - многие из них имеют значимые профессиональные достижения и ученые степени.
  6. Служба кураторов, которые всегда помогут оперативно решить любой непредвиденно возникший вопрос.
  7. Эффективная система оценки знаний: наличие электронного журнала, благодаря которому родители могут контролировать успеваемость ученика.
  8. Продуманный, поэтапный образовательный процесс и разнообразие учебно-информационных материалов: текстовые конспекты, лекции в видеоформате, интерактивные тесты и программы-тренажеры.
  9. Доступная стоимость обучения.

· Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 861.

· Письмо Министерства Народного образования РСФСР от 14.11.1987 №17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»

· Письмо Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения РСФСР от 08/28.07. 1980 №281-М/17-13-186

· Положение об общеобразовательной школе для больных детей и детей-инвалидов (школе надомного обучения), утверждено Распоряжением Премьера Правительства Москвы от 25 июля 1995 г. N 726-РП;

Вопросы получение инвалидами начального профессионального, среднего профессионального и высшего образования регулируются следующими нормативными актами:

  • Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", с изменениями на 23.12.2003, (п.3 ст.11 и п.3 ст.16);
  • Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", с изменениями на 25 июля 2002 г., (п. 15 ст. 14);
  • Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с изменениями на 25.07.2002 г., (п. 18 ст. 14);
  • Порядок приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения) Российской Федерации (утв. приказом Минобразования РФ от 9 декабря 2002 г. N 4304)
  • Порядок приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 24 февраля 1998 г. N 500, с изменениями на 14.01.2003, (п. 21);
  • Письмо Минобразования РФ от 25 марта 1999 г. N 27/502-6 "Об условиях приема и обучения инвалидов в учреждениях высшего профессионального образования";
  • Типовое положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27.06.2001 г. N 487 (п. 24);
  • Письмо Минтруда РФ от 21 января 2002 г. N 365-ГК "О справке для получения государственной социальной стипендии";
  • Письмо Госкомвуза РФ от 18 августа 1994 г. N 19-36-93ин/19-10 "О взимании со студентов платы за проживание в общежитиях и другие коммунальные услуги" (п. 2)

Положение детей-инвалидов в России: право на образование, социальную интеграцию и реабилитацию .

Специальный доклад российских неправительственных организаций для Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам (CESCR)

(Доклад представлен в связи с рассмотрением Комитетом ООН в ноябре 2003 г. Четвертого периодического доклада Российской Федерации)

Исполнители:

1) Борис Альтшулер,РОО «Право ребенка»,

Москва, 119019, ул. Новый Арбат, оф. 19-18, 19-20, тел.: (7-095) 291-58-72; тел./факс: 291-9176;e-mail: [email protected] & [email protected] Веб-страница: www.pravorebenka.narod.ru

2) Сергей Колосков и Марина Царькова,«Ассоциация Даун синдром»\МООИ «Общество Даун Синдром», Москва, 101000, ул. Мясницкая, 13-3; тел./факс: (7-095) 925-6476;

e-mail: [email protected] Веб-страницы: www.mdrr.org.ru & www.notabene.ru

3) Роман Дименштейн и Ирина Ларикова,Региональная благотворительная общественная организация (РБОО) «Центр лечебной педагогики»,

Москва, 119311, ул. Строителей, 17 «Б»; тел./факс: (7-095) 131-0683, (7-095) 133-8447;

e-mail: [email protected] & [email protected]

1. На конец 2001 г. численность детей-инвалидов (до 18 лет), получающих социальные пенсии, назначаемые службами медико-социальной экспертизы, составляла 658,1 тыс. человек, из них 71% (т.е. 467 тыс.) дети-инвалиды школьного возраста 7-17 (полных) лет. Вместе с тем, как сообщила профессор Лариса Балева: «По расчетам специалистов, показатели детской инвалидности должны быть выше – не меньше 1 миллиона, потому что очень многим детям-инвалидам инвалидность не оформляют, механизм ее установления на практике работает очень плохо». Из общего числа официально зарегистрированных инвалидов 91% живут в семье, 60,9 тыс. (9%) – в интернатных учреждениях Минздрава, Минобразования и Минтруда России. Основными заболеваниями, приводящими к инвалидности (60% всех детей-инвалидов, т.е. около 400 тыс. человек) являются болезни нервной системы, психические расстройства и расстройства поведения и врожденные аномалии. 96,3 тысячи детей-инвалидов (14,6% от общего числа детей-инвалидов) страдают интеллектуальной недостаточностью. 29 тысяч детей-инвалидов с интеллектуальной недостаточностью в возрасте от 4 до 18 лет, проживают в интернатах Минтруда (что составляет 30,1% детей-инвалидов с таким диагнозом).

2. Ни один из государственных докладов не сообщает о том, сколько детей-инвалидов получают образование . (В ежегодных Государственных докладах всегда приводятся данные об обучении «детей с ограниченными возможностями» - понятие очень широкое, включающее и множество детей, не являющихся официально признанными инвалидами). Однако, проведенное Ассоциацией Даун Синдром исследование первичных данных, предоставленных Госкомстату РФ в 2000 г. Минобразованием России (Формы государственной статистической отчетности 76-РИК и Д-9) и данных Минтруда, позволило установить число учащихся детей-инвалидов – 184,6 тыс.. Сопоставление этой цифры с вышеприведенным числом детей-инвалидов школьного возраста показывает, что из них почти 300 тыс. лишены конституционного права на образование. В основной массе это дети с психоневрологическими нарушениями, в отношении которых даже в официальных документах зачастую употребляется, в сущности, варварская формула «не подлежащие обучению» (использовало эту не предусмотренную никакими законами формулу и Правительство РФ в своем Ответе на вопрос № 34 Комитета ООН, указав при этом примерно в 10 раз заниженное число таких детей). Мониторинг, проведенный Ассоциацией Даун Синдром летом 2003 г. по 41 региону России показал, что дети-инвалиды с интеллектуальной недостаточностью получают образование лишьв редких случаях . «Центр лечебной педагогики» обладает множеством документальных свидетельств официальных отказов родителям детей-инвалидов в предоставлении предусмотренных законом услуг по развитию и образованию ребенка-инвалида.

3. Исходя из международного опыта образования детей-инвалидов, сформулированного в Саламанкской декларации ЮНЕСКО, принятой 92 странами членами ООН, реализация права на образование всех детей-инвалидов может быть обеспечена посредством интегративного обучения, т.е. посредством создания условий для их обучения в системе общего образования. Такой подход, составляющий во многих странах основу мер по осуществлению важнейшего права инвалидов на социальную интеграцию и закрепленный в ст.18, 19 ФЗ 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181 (далее Закон №181), на практике не реализуется . По данному вопросу отсутствуют нормативные правовые акты органов исполнительной власти, которые требуются для применения Закона №181 и не определяется финансирование.

4. Практически полностью отсутствует инфраструктура реабилитационной помощи детям с серьезными нарушениями развития. Крайне важно отметить отсутствие важнейшей для реабилитации детей-инвалидов службы по оказанию психолого-медико-педагогической помощи детям раннего возраста (0-3 года).

5. В такой ситуации особое значение приобретает реализация механизмов, предусмотренных Законом №181 (ст. 11, 18) и Законом «Об образовании» (ст. 40, п. 8), согласно которым государство компенсирует семье затраты на реабилитационно-образовательные услуги, полученные вне рамок государственной системы образования и реабилитации (в денежном виде), если не может предоставить такие услуги непосредственно (в «натуральной» форме). И то, и другое представляет собой выполнение обязательств государства обеспечить инвалиду реабилитацию и образование за счет целевых бюджетных средств. Однако сегодня выполнение этих норм законов встречает следующие основные препятствия:

(1) - в массовом порядке, в нарушение ст. 11 Закона №181, не составляются индивидуальные программы реабилитации инвалида (ИПР): «В 2001 г. для 122,5 тыс. детей-инвалидов разработаны ИПР», откуда следует, что 535,6 тыс. (из общего числа 658,1 тыс.) детей-инвалидов России лишены права на реабилитацию. Эти выводы подтверждаются и резко негативным заключением Генерального Прокурора по результатам проверки исполнения Закона № 181 во всех регионах России, осуществленной по поручению Президента РФ (об этом поручении сказано в ст. 20 комментируемого Четвертого госдоклада в Комитет ООН):«законодательство о социальной защите детей-инвалидов выполняется неудовлетворительно»; ИПР «…разрабатываются лишь в единичных случаях». В том же письме Генерального прокурора отмечается: «В соответствии со ст. 11 Закона №181 основанием для реабилитации инвалида и предоставления ему предусмотренных законодательством льгот и гарантий является индивидуальная программа реабилитации», то есть указанные в Письме Генпрокурора факты являются прямым нарушением действующего законодательства. Даже самые крупные города не являются исключением, что подтверждают, например, результаты проверки, проведенной московской прокуратурой (Письмо Прокуратуры г. Москвы от 10.07.2003 № 21-116-03): «…обращение о нарушении государственной службой медико-социальной экспертизы Москвы прав детей-инвалидов в части составления индивидуальных программ реабилитации признано обоснованным…».

(2) - в тех редких случаях, когда индивидуальная программа реабилитации (ИПР) все же составлена, и родители смогли получить услуги в негосударственном секторе, компенсация средств на реабилитационные услуги органами социальной защиты не производится (вопреки требованиям ст. 11 Закона № 181 - о возмещении семье средств, потраченных ею на реализацию ИПР ребенка-инвалида), добиться ее получения можно только по решению суда (родителям удалось выиграть несколько таких судебных процессов – см. об этом в вышеназванных изданиях «Центра лечебной педагогики»). Как свидетельствуют результаты уже упомянутой проверки Генеральной прокуратурой, «одной из причин создавшегося положения является то, что Правительство РФ в нарушение требований ст. 10 Закона № 181-ФЗ, принятого в 1995 г., до настоящего времени не утвердило «Федеральную базовую программу реабилитации инвалидов и порядок ее реализации». Тем самым, в условиях тотальной несостоятельности государства в сфере реабилитации детей с серьезными нарушениями развития, родителям перекрывается и финансовая возможность альтернативного выбора.

6. В отсутствии инфраструктуры помощи детям-инвалидам с интеллектуальной недостаточностью по месту жительства, его семья стоит перед выбором: одному из родителей отказаться от работы и получать пособие по уходу за ребенком 75 руб. (2,5 доллара) в месяц или поместить ребенка в интернат. При этом социальное пособие («пенсия») на ребенка инвалида составляет 681,1 руб. (22,7 доллара) в месяц и не обеспечивает прожиточного минимума даже для здорового ребенка - 1500 руб. (50 долларов) в месяц. «У нас совершенно не развита система временного содержания инвалидов и помощи таким семьям», - Лариса Балева в вышеназванном интервью «Новым Известиям». Это приводит к тому, что, несмотря на рекомендации Комитет ООН по правам ребенка сократить количество детей-инвалидов в интернатах, за последние годы государство так и не сделало значимых практических шагов в этом направлении.

7. Дети-инвалиды с интеллектуальной недостаточностью (см. п.1), проживающие в интернатах Минтруда, более 50% из них - социальные сироты, не получают образования, поскольку подавляющее большинство данных интернатов не имеет статуса образовательных учреждений, условий и ресурсов, которые предусмотрены законодательством об образовании. При этом свыше 40% этих детей признаются не подлежащими никакому обучению. Для этих детей не предусматривается какой-либо педагогический персонал, что приводит к нарушению их права на воспитание, тем самым дети подвергаются «психологическому насилию, отсутствию заботы и небрежному обращению», «бесчеловечному и унижающему достоинство обращению», подпадающему под соответствующее определение Конвенции о Правах Ребенка (ст.19 п.1 и ст. 39), на что многократно указывалось российской и международной общественностью в течение нескольких лет.

В 2000г. умерло 767 детей из списочного количества 28546 детей, находящихся в детских домах-интернатах для детей с глубокой умственной отсталостью (ДДИ) в возрасте от 4 до 18лет . К сожалению, статистические сведенья о смертности детей-инвалидов в РФ не собираются, что не дает нам возможности сравнить эти данные со смертностью детей с таким же диагнозом, проживающим в семьях. Однако смертность в ДДИ представляется нам слишком высокой. Приведем данные о смертности детей в РФ: Всего умерших от всех причин 57,1 на 100000 человек соответствующего возраста. В том числе от несчастных случаев, травм и отравлений 29,1 на 100000. От болезней по России умерло 28 детей на 100000. Младенческая смертность 1530 детей на 100000.

8. В 2002-2003 гг. по инициативе Ассоциации Даун Синдром в Правительство РФ по вопросам защиты социальных прав детей-инвалидов с интеллектуальной недостаточностью обратились Комиссия по правам человека Президента РФ, Уполномоченный по правам человека РФ и профильный комитет Госдумы. Позитивным результатом этих усилий стали письма Минтруда и Минобразования, направленные зимой 2003 г. во все регионы России – с рекомендацией провести лицензирование и аккредитацию в качестве образовательных учреждений ДДИ, провести учет детей-инвалидов и обеспечить их образовательными услугами. Однако, вышеуказанный мониторинг, проведенный Ассоциацией Даун Синдром летом 2003 г. в 41 регионе России, показал, что эти рекомендации выполняются неудовлетворительно (в частности штат воспитателей и учителей ДДИ почти повсеместно в 5-15 раз меньше предусмотренного образовательными стандартами).

Комиссия дает заключение, на основании которого ребенок-инвалид направляется в специальное коррекционное учебное заведение или в специальный класс, группу п.10 ст. 50 Закона об образовании. Федеральных нормативных актов, подробно регулирующих деятельность ПМПК нет. Есть Инструктивное письмо Министерства образования от 14.07.2003 № 27/2967-6 “О психолого-медико-педагогической комиссии”. В основном деятельность ПМПК регулируется местными нормативными актами, которые часто противоречат Закону об образовании.

Например, в Москве существуют окружные и городская комиссии. Положение о городской комиссии по комплектованию специальных (коррекционных) школ VIIIвида утвержденное Приказом Комитета здравоохранения Правительства Москвы и Московского комитета образования от 19,21 декабря 1998 г. №574/579 противоречит Закону об образовании, поскольку исключают детей с определенными диагнозами из системы образования. Данное Положение предусматривает, что комиссия имеет право направлять детей в учреждения системы соц. Защиты, а учреждения соц. Защиты лицензии на образовательную деятельность не имеют, и соответственно получается, что часть детей лишается права на образование. На федеральном уровне не установлены противопоказания для зачисления в специальные (коррекционные) школы, более того, федеральное законодательство предусматривает открытие специальных классов для детей со сложной структурой дефекта, для детей с глубокой умственной отсталостью. Министерство образования не раз обращало внимание органов образования субъектов федерации на недопустимость нарушения прав детей-инвалидов при освидетельствовании психолого-медико-педагогической комиссией, однако до сих пор в большинстве регионов ПМПК выносит заключение о «необучаемости» ребенка, что противоречит пп.1 и 6 ст. 5 Закона Об образовании, в соответствии с которым, государство гарантирует гражданам получение образования “независимо от их состояния здоровья” и “создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов”.

Родители, детей которых признают «необучаемыми», привыкли получать отказы от различных государственных учреждений, часто они не знают, что права их детей грубо нарушаются. Для изменения сложившейся ситуации необходимо изменить либо признать противоречащими закону нормативные акты субъектов, которые регулируют деятельность ПМПК.

Обучение на дому

Ст. 18 Закона о социальной защите инвалидов предусматривает, что при невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели утвержден Постановлением Правительством Российской Федерации от 18.17.1998 г.

Основанием для организации надомного обучения является заключение лечебно-профилактического учреждения (перечень заболеваний дающих право на надомное обучения утвержден совместным письмом Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения РСФСР от 8/28.07.1980 г.).

Обучение на дому детей-инвалидов осуществляет образовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы, как правило, ближайшее к их месту жительства. Также, обучение на дому могут осуществлять и педагоги специальных (коррекционных) школ по программе этих школ. Зачисление ребенка-инвалида в образовательное учреждение осуществляется в общем порядке, установленном законодательством Российской Федерации, для приема граждан в образовательные учреждения.

Детям-инвалидам, обучающимся на дому образовательное учреждение бесплатно предоставляет на время обучения учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющиеся в библиотеке образовательного учреждения; обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ; осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию; выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

Родители (законные представители) могут при обучении ребенка-инвалида на дому дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений. Такие педагогические работники по договоренности с образовательным учреждением могут участвовать совместно с педагогическими работниками данного образовательного учреждения в проведении промежуточной и итоговой аттестации ребенка-инвалида.

Письмо Министерства народного образования РСФСР от 14.11.88 №17-253-6 устанавливает следующее количество часов для занятий с обучающимся на дому:

    I-III(IV) до 8 часов

    IV(V)-VII классах до 10 часов

    VIII(IX) классах до 11 часов

    IX(X)-X(XI) классах до 12 часов

Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому четко не предусматривает возможности обучения по индивидуальному плану, хотя такая возможность установлена Законом о социальной защите инвалидов. Из положений закона о социальной защите следует, что надомное обучение организуется для детей, которые по состоянию здоровья не могут обучаться в общих или специальных учреждениях. Понятие «невозможность обучаться по состоянию здоровья» сейчас не включает в себя невозможность освоить общеобразовательную программу. Получается, что порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому регулирует обучение на дому тех детей, которым в силу заболевания трудно ходить в школу, но их обучение не требует специальных методик. На наш взгляд, Закон, предусмотрев возможность обучения по индивидуальному плану, включил в понятие «невозможность обучаться в общем или специальном учреждении» и невозможность освоить общеобразовательную программу, необходимость применения специальных педагогических методик. Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому должен быть дополнен положением о возможности обучаться по индивидуальному плану.

П.8 Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому предусматривает, что родителям (законным представителям), имеющим детей-инвалидов, осуществляющим воспитание и обучение их на дому самостоятельно, органами управления образованием компенсируются затраты в размерах, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

Дополнительные расходы, связанные с осуществлением обучения и воспитания ребенка-инвалида на дому и в негосударственном образовательном учреждении, сверх установленного норматива финансирования производятся родителями (законными представителями). Данная норма вызывает некоторую путаницу, не совсем понятно, что законодатель имеет в виду, говоря о родителях, осуществляющих обучение своих детей самостоятельно, имеется ли в виду семейное образование или что-то другое. Если в п. 8 Положении говорится о семейном образовании, непонятно, почему вводится дополнительное определение, форма семейного образования достаточно подробно урегулирована законом об образовании. Например, во Владимирской области в Положении о порядке выплаты и размерах компенсации затрат родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание детей-инвалидов на дому» утв. Решением Владимирского городского совета народных депутатов от 17.04.2003 №82 данная норма трактуется именно как семейное образование, и компенсации выплачиваются родителям, осуществляющим обучение своих детей в семье.

Существующая практика организации надомного обучения показывает, что оно не может в полной мере обеспечить качественное образование и интеграцию в общество детей с ограниченными возможностями. Дети, обучающиеся на дому находятся в более невыгодном положении, чем дети, обучающиеся в спец. школах, поскольку спец. школа кроме образования оказывает услуги по социальной и медицинской реабилитации. Дети, обучающиеся на дому могут получить такие услуги с помощью ИПР, но, поскольку механизм ИПР действует неудовлетворительно, дети, обучающиеся на дому фактически не получают таких услуг. Министерство образования для преодоления данных недостатков надомного обучения рекомендует создавать образовательные учреждения надомного обучения (школы надомного обучения) 10 .

В этом смысле интересен опыт Москвы . Закон об общем образовании в городе Москве перечисляет школу надомного обучения среди учебных заведений, реализующих общеобразовательные программы. Положение об общеобразовательной школе для больных детей и детей-инвалидов (школе надомного обучения) утверждено Распоряжением премьера Правительства Москвы от 25.07.1995 г. №726-РП.

Школа надомного обучения, реализуя цели и задачи государственного образовательного учреждения, одновременно решает и специальные задачи коррекционного характера, обеспечивающие обучение, воспитание, социальную адаптацию и интеграцию в обществе больных детей, которые по состоянию здоровья не могут систематически посещать занятия в школе, в возрасте до 16 лет (в соответствии с перечнем заболеваний, по которым дети выводятся на индивидуальное обучение на дому - письмо Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения РСФСР от 8/28 июля 1980 г. N 281-М/17-13-186. Формы обучения могут быть различными: классно-урочная (при наличии 8 человек одного класса), групповая (до 4 человек), индивидуальная. Формы определяются общеобразовательным учреждением в соответствии с медицинскими показаниями. Занятия могут организовываться как в условиях помещений школы, так и на дому у ребенка. На данный момент органы образования Москвы считают школы надомного обучения средством интеграции детей-инвалидов.