Ежегодный оплачиваемый отпуск госслужащего. Особенности начисления отпускных госслужащим

С января 2016 года уже вступили в силу изменения, уточняющие порядок предоставления отпуска гражданским служащим. А со 2 августа действуют другие новшества, которые касаются продолжительности всех видов оплачиваемых отпусков для госслужащих (основного ежегодного, отпуска за выслугу лет, а также отпуска за ненормированный рабочий день). Будет устранен правовой пробел в части установления предельной продолжительности отпуска последнего вида (ранее отсутствие такой нормы приводило к сильной дифференциации условий прохождения гражданской службы в различных государственных органах). В статье расскажем, в каком порядке предоставляются и будут предоставляться с учетом изменений отпуска гражданским служащим.

Виды и продолжительность отпусков в настоящее время

Согласно ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон № 79‑ФЗ) служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. Такой отпуск состоит из основного оплачиваемого и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Сейчас продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска в соответствии с п. 3 и 4 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ составляет:

  • у служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, - 35 календарных дней;
  • у служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, - 30 календарных дней.
Дополнительные отпуска представим в виде схемы.

Исчисление общей продолжительности отпуска

Говоря об исчислении и порядке предоставления ежегодного отпуска, отметим, что согласно ст. 73 Закона № 79‑ФЗ вопросы, не урегулированные этим законом, регламентируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

В связи с этим сразу обратимся к ст. 120 ТК РФ, в соответствии с которой при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском.

Так же исчисляется отпуск для гражданских служащих, однако в действующей пока редакции ст. 46 Закона № 79‑ФЗ установлены некоторые ограничения, в частности при суммировании основного отпуска с отпуском за выслугу лет.

Согласно ч. 6 ст. 46 при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска основной отпуск суммируется с дополнительным за выслугу лет. Но при этом для лиц, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, а для замещающих должности иных групп - 40 календарных дней.

Остальные дополнительные отпуска за ненормированный служебный день, тяжелые, вредные и (или) опасные условия службы предоставляются сверх указанного отпуска, то есть сверх 40 и 45 календарных дней.

К сведению

Полное или частичное соединение ежегодных оплачиваемых отпусков лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, допускается не более чем за 2 года. При этом общая продолжительность предоставляемого отпуска не должна превышать 6 месяцев, включая время отпуска без сохранения заработной платы, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно. Неиспользованная часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 6 месяцев, присоединяется к очередному ежегодному оплачиваемому отпуску на следующий год (ст. 322 ТК РФ).

Продолжительность отпусков по‑новому

Итак, в соответствии с Федеральным законом от 02.06.2016 № 176‑ФЗ «О внесении изменений в статьи 45 и 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон № 176‑ФЗ) с 02.08.2016 всем гражданским служащим (независимо от занимаемой должности) ежегодный основной оплачиваемый отпуск будет предоставляться одной продолжительности - 30 календарных дней.

По-другому будет исчисляться и отпуск за выслугу лет.

Таким образом, сейчас ч. 6 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ содержит ограничение общей продолжительности ежегодного отпуска не более 45 или 40 календарных дней, а согласно новой редакции данной части при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска основной отпуск просто суммируется с дополнительным за выслугу лет. Дополнительные отпуска за ненормированный служебный день, тяжелые, вредные и (или) опасные условия гражданской службы предоставляются, как и прежде, сверх основного отпуска.

Еще одно существенное изменение касается отпуска за ненормированный служебный день. И если сейчас в соответствии с ч. 4 ст. 45 Закона № 79‑ФЗ продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный служебный день определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа и не может быть менее 3 календарных дней (аналогично норме ст. 119 ТК РФ), то в новой редакции ч. 6.1 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день составляет 3 календарных дня.

К сведению

В связи с тем, что ч. 5 ст. 45 Закона № 79‑ФЗ с 02.08.2016 утратит силу, перестанут действовать и Правила предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 № 1090.

Кроме этого, сейчас ч. 4 ст. 45 Закона № 79‑ФЗ установлено, что если такой отпуск не предоставляется, с письменного согласия гражданского служащего исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплачивается как сверхурочная работа. По новым правилам такого права у служащих уже не будет.

Обратите внимание

Исчислять в соответствии с новыми правилами продолжительность оплачиваемых отпусков представителям нанимателя нужно будет после вступления Закона № 176‑ФЗ в законную силу, то есть с 02.08.2016 и начиная с нового служебного года служащих. Не использованные на момент вступления в силу данного закона отпуска, их части или право на их компенсацию за служащими должны быть сохранены.

Порядок предоставления ежегодных отпусков

А теперь рассмотрим, какой порядок предоставления ежегодных отпусков уже действует для служащих с 10.01.2016.

Федеральным законом от 30.12.2015 № 418‑ФЗ в первую очередь была исключена ч. 8 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ, согласно которой по заявлению гражданского служащего ежегодный оплачиваемый отпуск мог предоставляться по частям (с продолжительностью одной части отпуска не менее 14 календарных дней). По согласованию с представителем нанимателя гражданскому служащему могла предоставляться часть отпуска иной продолжительности.

При этом ст. 46 Закона № 79‑ФЗ была дополнена ч. 9.1, 9.2 и 9.3, уточняющими порядок предоставления служащим ежегодных отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска (их части).

Минтруд в Письме от 21.03.2016 № 18‑4/10/В-1771 в связи с внесенными изменениями и на основании вопросов работодателей уточнил информацию о предоставлении служащим ежегодных оплачиваемых отпусков.

Итак, согласно п. 9.1 Закона № 79‑ФЗ минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, используемого гражданским служащим в служебном году, за который предоставляется этот отпуск, не может быть менее 28 календарных дней. Причем хотя бы одна из частей отпуска должна составлять не менее 14 календарных дней.

Обратите внимание

В силу ч. 2 ст. 122 ТК РФ право на использование ежегодного оплачиваемого отпуска за первый служебный год возникает у служащего по истечении 6 месяцев его непрерывной профессиональной служебной деятельности на должности государственной гражданской службы в данном государственном органе. По соглашению между представителем нанимателя и служащим оплачиваемый отпуск может быть предоставлен ему и до истечения 6 месяцев. Категории лиц, которым оплачиваемый отпуск по их заявлению должен быть предоставлен до истечения указанного срока, определены ч. 3 ст. 122.

Отпуск предоставляется служащему на основании графика отпусков. Согласно ч. 2 ст. 123 ТК РФ утвержденный график отпусков на очередной календарный год является обязательным как для представителя нанимателя, так и для гражданского служащего.

Представитель нанимателя не позднее чем за 2 недели до начала отпуска обязан извещать служащего о времени начала отпуска под роспись (ч. 3 ст. 123 ТК РФ).

ТК РФ и Законом № 79‑ФЗ предусмотрены случаи, когда ежегодный оплачиваемый отпуск должен или может быть перенесен на иной срок, чем утверждено графиком отпусков. Отпуск может быть перенесен по инициативе представителя нанимателя, гражданского служащего, а также при возникновении (в случаях, пре­дусмотренных законодательством РФ) обстоятельств, не зависящих от воли сторон.

Исходя из норм ст. 124 и 125 ТК РФ неиспользованные дни ежегодного оплачиваемого отпуска могут быть перенесены по желанию гражданского служащего на иной срок, чем установлено графиком отпусков, в том числе на следующий год.

По инициативе представителя нанимателя допускается переносить только ту часть ежегодного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность такого отпуска (28 календарных дней), установленную ч. 9.1 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ, и только в случаях и в порядке, которые определены ч. 9.2 данной статьи.

В соответствии с ч. 9.2 в исключительных случаях, когда предоставление гражданскому служащему отпуска в текущем служебном году может неблагоприятно отразиться на осуществлении задач и функций государственного органа или полномочий лица, замещающего государственную должность, по решению представителя нанимателя (уполномоченного им лица) и с письменного согласия служащего допускается перенесение части ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающей 28 календарных дней, на следующий служебный год.

Такое решение представителя нанимателя оформляется письменно. Но перенесенная часть отпуска должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания служебного года, за который эта часть отпуска предоставляется. Перенесенная часть должна быть включена в график отпусков на очередной календарный год с учетом того, что она будет использована не позднее указанного срока.

Денежная компенсация

В силу ч. 9.3 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ по письменному заявлению гражданского служащего часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части могут быть заменены денежной компенсацией.

Имейте в виду, что согласно ч. 2 ст. 126 ТК РФ при суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией могут быть заменены часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части.

По норме той же ст. 126 не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам, а также ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска трудящимся во вредных и (или) опасных условиях. Компенсировать можно будет часть, превышающую 7 календарных дней отпуска за работу во вредных условиях, если такая возможность, порядок и размеры компенсации установлены отраслевыми соглашениями, коллективными договорами (ст. 117 ТК РФ).

К сведению

Под служебным годом понимается временной интервал, равный календарному году, исчисленный с даты поступления (назначения) на должность гражданской службы в соответствующий государственный орган. Если какие‑либо периоды времени согласно ч. 2 ст. 121 ТК РФ не включаются в стаж работы для отпуска, то окончание служебного года отодвигается на число дней, исключенных из стажа работы для отпуска.

В соответствии с ч. 13 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ при прекращении служебного контракта, освобождении от занимаемой должности и увольнении с гражданской службы служащему выплачивается денежная компенсация за все дни неиспользованных отпусков, если она не была выплачена в период прохождения службы, включая дни отпуска, в отношении которого установлена обязательная минимальная продолжительность его использования (ч. 9.1 ст. 46).

Таким образом, использование в текущем служебном году отпуска меньшей продолжительности, чем 28 календарных дней, не предполагает потери гражданским служащим неиспользованных дней отпуска - в любом случае эти дни должны быть ему в дальнейшем предоставлены либо компенсированы при увольнении. По письменному заявлению служащего неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее за виновные действия).

В заключение еще раз обратим внимание на то, что же нового появилось в порядке предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков гражданским служащим с начала 2016 года.

Во-первых, служащие уже не смогут накапливать отпуска и должны использовать за текущий служебный год минимум 28 календарных дней.

Во-вторых, отпуск по инициативе работодателя может быть перенесен на следующий год только по уважительным причинам, при этом перенесенная часть отпуска должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания того служебного года, за который предоставляется.

В-третьих, часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, может быть заменена денежной компенсацией.

А с 02.08.2016:

  • всем служащим независимо от занимаемых должностей будет предоставляться отпуск в размере 30 календарных дней;
  • всем служащим, работающим в режиме ненормированного служебного времени устанавливается фиксированный дополнительный отпуск в размере 3 календарных дня;
  • изменится порядок исчисления дополнительного отпуска за выслугу лет.
При этом представителю нанимателя нужно учитывать, что использование служащим в текущем году отпуска меньшей продолжительности, чем 28 дней, не лишает его права на использование их в дальнейшем или на компенсацию при увольнении. А что касается последних изменений, если на момент вступления их в силу у служащих будут иметься неиспользованные отпуска, право на их использование или на компенсацию сохранится.

«О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

«О направлении уточненной информации о предоставлении государственным гражданским служащим ежегодных оплачиваемых отпусков в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2015 № 418‑ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В современной России действует широкий спектр указов и нормативов, регулирующих деятельность государственных служащих любых масштабов. Каждый гражданин, трудоустроенный в правительственном ведомстве должен соблюдать ряд правил и установок во избежание возникновения негативных последствий.

Законодательство ежегодно меняется, что усложняет деятельность данной социальной группы. В 2016 году были внесены коррективы, согласно которым отпуск на госслужбе претерпел изменения. Сегодняшняя статья расскажет о существующих на данный момент разновидностях и предоставляемых денежных компенсациях.

Что такое отпуск?

Они отразились на продолжительности всех , оплачиваемых согласно принятому закону. Данные коррективы позволили устранить пробелы в законодательстве, которые не позволяли сформировать строгую продолжительность перерыва от трудовой деятельности.

В противном случае возникала дифференциация, пагубно влияющая на функционирование государственных служащих.

В соответствии со статьей 46 федерального норматива О государственной и гражданской службе России, каждый служащий обладает законным правом на , в котором закрепляется занимаемое им должностное положение и обеспечивается соответствующее финансовое содержание.

Длительность перерыва варьируется от нескольких факторов.

Они определены в вышеуказанном федеральном законе. Классификация выглядит следующим образом:

  • государственные служащие, периодически замещающие высшие чины и главенствующие должности могут находиться в ежегодном финансируемом отпуске не более тридцати пяти календарных дней;
  • государственные служащие, периодически замещающие служебные должности гражданских ведомств и прочих групп, имеет право ежегодно пребывать в отпуске менее тридцати календарных дней.

Также законодательством регламентированы обособленные разновидности отпусков и граждан, имеющих возможность использовать их. Классификация имеет следующий вид:

  • за ненормированные смены работы. Длительность отпуска составляет более трех календарных дней за расчетный период;
  • за выслуженные годы. При формировании расчетов берется один календарный день за год;
  • за деятельность во вредных для здоровья и опасных для жизни условиях. Длительность формируется исходя из расчета неделя за год;
  • за работу, находящуюся в отдаленных северных районах. За год положено двадцать четыре дня. Если гражданин проходит службу на другой территории с идентичными условиями, то шестнадцать дней.

Расчет общей продолжительности отпуска

Продолжительность отпуска зависит от стажа.

Для более достоверного понимания методики расчета общей длительности отпуска следует отметить, что неизвестные детали, не регламентированные 79 статьей федерального закона, разрешаются при помощи прочих трудовых актов. Как правило, в них содержатся нормативные установки рассматриваемой области.

Согласно 120 статье Трудового Кодекса Российской Федерации исчисление суммарной продолжительности ежегодного финансируемого отпуска производится методом суммирования с ежегодным перерывом, обязательным для предоставления. Дополнительные прибавляются к обязательным и формируется итоговая длительность.

Методы расчета служащим гражданских ведомств не отличается от обычных граждан. Однако, имеются определенные отличия в разделе сложения основного перерыва и отпуска по выслуге лет.

Разница выглядит следующим образом. При сложении обязательного и дополнительного отпуска лица, занимающего руководящие и главенствующие должности гражданской службы, итоговая величина не может быть более сорока пяти календарных дней.

Если гражданин, занимает замещающий чин в ведомстве, то продолжительность отпуска составляет не более чем сорок дней.

Порядок предоставления ежегодных отпусков

Оплачиваемый отпуск предоставляется не всем.

В соответствии с действующим трудовым законодательством выделяется каждому государственному служащему обязательно, но не более одного раза за год. Сотрудник становится обладателем возможности его использования по истечении полугода с момента официального трудоустройства на правительственную службу.

Также предусматриваются случаи, в которых разрешается выходить в отпуск раньше установленной законодательством даты. Они применимы к следующим категориям граждан:

  1. Лица, не достигшие возраста совершеннолетия;
  2. Женщины перед декретным отпуском или при возникновении осложнений после его отбытия;
  3. Граждане, оформившие опекунство на младенцев младше трех месяцев;
  4. Прочие лица, попадающие под категории, закрепленные в федеральном законодательстве.

В государственных и частных учреждениях порядок предоставления отпуска аналогичен.

Дата выхода и продолжительность формируется и утверждается с непосредственным руководителем, составляющим график.

Денежная компенсация

Несколько видов денежных компенсаций.

Согласно действующему законодательству определено несколько способов выплаты финансовых компенсаций для граждан, занимающих должности на государственной службе:

  • денежные средства предоставляются в полном объеме за один раз;
  • денежные средства переводятся на счет и предоставляются не позднее десяти календарных дней до момента начала ежегодного оплачиваемого отпуска.

Финансовые выплаты во время перерыва от рабочей деятельности варьируются в зависимости от следующих параметров:

  1. Оклад по классификации занимаемой служебной должности;
  2. Среднемесячная , изменяемая в зависимости от должностного положения;
  3. Дополнительные надбавки, предусмотренные регламентированными факторами.

Последняя указанная статья финансовых выплат формируется из таких деталей:

  1. Дополнительные финансовые выплаты за особый характер трудовой деятельности;
  2. Финансовые поощрения, назначаемые должностному лицу в месяце предполагаемого ежегодного отпуска;
  3. Материальная помощь для государственных служащих;
  4. Выплата за выслугу лет;
  5. Выплата за обработку документации в рабочей деятельности, принадлежащей к разряду государственных тайн;
  6. Финансовые вознаграждения и премии, предполагаемая выплата которых осуществляет в период отпуска.

Отпуск на госслужбе за свой счет

Необходимо заранее написать заявление.

Неоплачиваемый отпуск государственным служащим утверждается руководителем и должностным лицом, составляющим ежегодный график отпусков.

Согласно действующему законодательству претендующий сотрудник имеет право не оглашать причины выхода на преждевременный перерыв. Рекомендуется поставить руководство в известность за несколько дней до предполагаемого выхода, а не перед непосредственным его наступлением.

На основании заявления отделом кадров формируется приказ, декларирующий длительность отпуска, дату начала и его окончания.

У государственных служащих предусмотрена особенность его оформления. Отпуск без сохранения не должен превышать одного года. Причины его оформления формируются и одобряются в идеальном порядке.

Поводом может выступить необходимость написания работы для получения научной степени.

Детальная информация о предоставляемом отпуске указывается в личной карточке государственного служащего.

Табель учетного времени содержит следующие кодовые значения:

  • ДО — выход в отпуск по предварительному согласованию с руководством;
  • ОЗ — выход в отпуск по причинам, регламентированным в действующем трудовом законодательстве.

Можно ли взять академический отпуск на госслужбе?

Согласно действующему законодательству государственные служащие обладают правом на оформления академического отпуска. Для его оформления необходимо предоставить подтверждающую документацию и утвердить заявление в отделе кадров за долго до предполагаемого выхода в о избежание конфликтных ситуаций с руководящим персоналом.

Длительность такого отпуска может достигать одного года. Порядок его предоставления ничем не отличается от частных организаций.

Из этого видео вы узнаете о порядке предоставления отпусков.

Форма для приема вопроса, напишите свой

Для отдельных категорий муниципальных служащих с 12 мая 2017 года вступили в силу ограничения длительности отпусков. Однако, несмотря на изменения, график отпусков на 2017 год можно оставить прежним.

Обзор изменений

Неприятные для муниципальных служащих изменения внесены Федеральным законом от 01.05.2017 N 90-ФЗ в Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ). Изменения претерпели части 3 и 4 статьи 21 Закона N 25-ФЗ. Кроме того, указанная статья дополнена новой частью 5.1.

Так, в части 3 статьи 21 Закона N 25-ФЗ после внесения изменений в прежнем виде оставлено лишь первое предложение, которое ограничивает ежегодный основной отпуск 30 календарными днями. Превышения указанного срока для отдельных групп должностей муниципальной службы на основании региональных законов стали недопустимы.

Максимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, предоставляемого муниципальному служащему, снижена с 15 до 10 дней. При этом введен новый вид ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска - за ненормированный служебный день. Такой отпуск может составлять только три календарных дня.

Переходный период

Правила переходного периода можно разделить на две группы с одной отправной точкой - 12 мая 2017 года.

В первую группу войдут муниципальные служащие, у которых на указанную дату остались неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска или их части. Эти отпускные дни по-прежнему сохранены. Муниципальный служащий вправе:

Использовать остаток для отдыха;

Получить компенсацию за неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска или их части.

Вторая группа переходных положений затрагивает муниципальных служащих, которые на 12 мая уже замещали должности муниципальной службы. Для таких служащих исчислять продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков по новым правилам необходимо начиная с их нового служебного года.

Как определить служебный год

Между определениями года как "служебный" и "рабочий" большой разницы нет:

Понятие "рабочий год" применимо к работникам, заключившим трудовой договор;

Понятие "служебный год" применяют по отношению к государственным служащим, заключившим служебный контракт.

Таким образом, служебный год нужно считать со дня поступления служащего на службу . Такой вывод следует из статьи 37 Закона N 25-ФЗ, которая регламентирует применение законов и иных нормативных правовых актов о муниципальной службе в связи с вступлением в силу самого Закона N 25-ФЗ.

Так, в соответствии со статьей 122 Трудового кодекса РФ сотруднику должен быть предоставлен отпуск за каждый год работы и, соответственно, службы. Указанное положение трудового законодательства означает, что у каждого сотрудника свой индивидуальный служебный год, за который ему предоставляют отпуск. Этот год отражают в приказе на отпуск (графа "За период").

Служебный год, как правило, не совпадает с календарным, потому что начало первого рабочего года отсчитывают с момента приема сотрудника на работу. Например, если сотрудник принят на службу 1 декабря 2015 года , то его первый служебный год ограничен датами :

Второй рабочий год - с 1 декабря 2016 года по 30 ноября 2017 года. Однако в некоторых случаях служебный год рассчитывают в особом порядке - в отношении периодов, которые не входят в стаж, дающий право на отпуск. К таким периодам относят время, когда сотрудник:

Отсутствовал на службе без уважительных причин, в том числе в случаях, предусмотренных статьей 76 ТК РФ;

Брал отпуск по уходу за ребенком до достижения им трех лет;

Использовал отпуск без сохранения зарплаты, превышающий в совокупности 14 календарных дней в служебном году.

Примечание. У муниципальных служащих на время отпуска сохраняется денежное содержание. Размер такого содержания определяйте исходя из средней зарплаты, рассчитанной по Постановлению Правительства РФ от 24.12.2007 N 922.

Все остальное время согласно статье 121 ТК РФ включается в стаж, дающий право на основной отпуск, входит в служебный год, в том числе время, когда работник :

Фактически осуществлял службу;

Отсутствовал на службе с сохранением за ним в соответствии с законодательством места (болезнь, ежегодный оплачиваемый отпуск, отпуск по беременности и родам, праздничные дни, медосмотр и прочее);

Имел вынужденный прогул при незаконном увольнении или отстранении от службы и последующем восстановлении;

Использовал отпуск без сохранения зарплаты, не превышающий в совокупности 14 календарных дней в служебном году.

К служебному году отнесены и другие периоды времени, предусмотренные локальным актом учреждения, трудовым или коллективным договорами.

Ждите разъяснений

Аналогичные изменения были внесены в 2016 году в законодательство о государственной службе. Каким образом применять изменения, не смогло сразу разъяснить даже профильное министерство. Так, письмо Минтруда России от 18.01.2016 N 18-4/10-/В-179 пришлось заменить письмом ведомства от 21.03.2016 N 18-4/10-/В-1771.

Отметим, что в мартовском письме министерство разъяснило, что включает в себя служебный год, а также пояснило, что изменения продолжительности отпусков соответствуют :

Положениям ратифицированной Российской Федерацией Конвенции Международной организации труда N 132 "Об оплачиваемых отпусках" (принята в Женеве 24.06.1970);

Аналогичным нормам Трудового кодекса РФ.

Такой вывод сделан на основании того, что изменения не затронули права служащих на отпуск, так как стандартный отпуск составляет 28 календарных дней.

Также было еще раз подчеркнуто, что все вопросы, которые не урегулированы федеральным законодательством о госслужбе, регулирует Трудовой кодекс РФ. На основании статьи 123 ТК РФ был рассмотрен вопрос о графике отпусков, который :

Должен быть составлен на очередной год не позднее чем за две недели до окончания текущего года (ст. 123 ТК РФ);

Предоставлен служащему для ознакомления под подпись;

Включает в себя все ежегодные оплачиваемые отпуска;

Может включать в себя неиспользованные дни оплачиваемых отпусков за предыдущие периоды.

Случаи изменения графика отпусков в связи с изменением законодательства ТК РФ не предусматривает. Более того, утвержденный график отпусков обязателен как для представителя нанимателя, так и для самого служащего (ст. 123 ТК РФ).

Ответ на вопрос:

Понятие «служебный год» означает то же самое, что и «рабочий год». Разница лишь в том, что понятие «рабочий год» применяется к работникам, заключившим трудовой договор, а «служебный год» - к государственным служащим, заключившим служебный контракт.

Таким образом, как рабочий, так и служебный год нужно считать со дня приема сотрудника на работу или поступления служащего на службу.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Нормативная база: Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О государственной гражданской службе Российской Федерации"

Статья 73. Применение законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.*

2. Ответ: Как определить рабочий год и рассчитать стаж, дающий сотруднику право на ежегодные основные отпуска

Нина Ковязина , заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Сотруднику предоставляют отпуск за каждый год работы (). При этом у каждого сотрудника свой индивидуальный рабочий год, за который ему предоставляют отпуск. Этот год отражают в в графе «За период».

Рабочий год, как правило, не совпадает с календарным. Потому что начало первого рабочего года отсчитывают с момента приема сотрудника на работу. Например, если сотрудник устроился на работу 1 декабря 2014 года, то его первый рабочий год в общем случае это период с 1 декабря 2014 года по 30 ноября 2015 года. Второй рабочий год - с 1 декабря 2015 года по 30 ноября 2016 года и т. д.

В ряде случаев рабочие годы сотрудника нужно подсчитать в . Такая необходимость возникает, если у сотрудника появляются периоды, которые не входят в стаж, дающий право на отпуск.

Так, в стаж, дающий право на основной отпуск, не входит:

  • время отсутствия сотрудника на работе без уважительных причин, в том числе в случаях, предусмотренных ;
  • время отпусков по уходу за ребенком до достижения им трех лет;
  • время предоставляемых по просьбе сотрудника , превышающее в совокупности 14 календарных дней в рабочем году.

Все остальное время в стаж, дающий право на основной отпуск, входит. В том числе это:

  • время фактической работы;
  • время, когда сотрудник фактически не работал, но за ним в соответствии с законодательством сохранялось место работы (болезнь, ежегодный оплачиваемый отпуск, праздничные дни, медосмотр и т. д.);
  • время вынужденного прогула при незаконном увольнении или отстранении от работы и последующем восстановлении на прежней работе;
  • время отстранения от работы сотрудника, не прошедшего медосмотр не по своей вине;
  • время предоставляемых по просьбе сотрудника , не превышающее 14 календарных дней в рабочем году;
  • другие периоды времени, предусмотренные локальным актом организации, трудовым или коллективным договорами.

С уважением и пожеланием комфортной работы, Юлия Месхия,

эксперт Системы Кадры

Самые важные изменения этой весны!


  • В работе кадровиков произошли важные изменения, которые надо учитывать в 2019 году. Проверьте в формате игры, все ли нововведения вы учли. Решите все задачи и получите полезный подарок от редакции журнала «Кадровое дело».

  • Читайте в статье: Зачем кадровику проверять бухгалтерию, нужно ли сдавать новые отчеты в январе и какой код утвердить для табеля в 2019 году

  • Редакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ.

  • Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.