Гарнизонная служба пожарной охраны. Понятие о гарнизоне пожарной охраны, задачи гарнизонной службы

Приказ МЧС РФ от 5 мая 2008 г. N 240
"Об утверждении Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ"

С изменениями и дополнениями от:

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ разработан в целях совершенствования организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории РФ.

Порядок регулирует вопросы планирования действий подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, а также вопросы организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории РФ.

На территории субъектов РФ и муниципальных образований образуются гарнизоны пожарной безопасности, в которых создается гарнизонная служба. Гарнизонная служба занимается планированием применения сил и средств гарнизона пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, учитывает и контролирует их состояние, организует связь при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, обеспечивает работоспособность системы приема и регистрации вызовов, а также систем информационного обеспечения пожарной охраны и др. В гарнизонах пожарной охраны создаются и нештатные службы (управления, газодымозащитная, техническая, связи).

Привлечение сил и средств на рассматриваемые цели осуществляется на основании Плана привлечения. Разрабатывается Расписание выездов, при котором устанавливается порядок (число и последовательность) привлечения сил и средств, исходя из оперативно-тактической характеристики дислоцированных на территории муниципального образования подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны, а также предусматривается резерв сил и средств для тушения одновременных (в том числе крупных) пожаров. Для каждого подразделения пожарной охраны и аварийно-спасательного формирования определяется район выезда и (или) подрайон выезда.

При разработке Плана привлечения, в частности, предварительно планируются действия по тушению пожаров, определяется количество дополнительных средств, разрабатываются мероприятия по обеспечению передислокации сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований для тушения крупных пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территориях других субъектов РФ.

Приказ МЧС РФ от 5 мая 2008 г. N 240 "Об утверждении Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ"

Гарнизон пожарной охраны

совокупность дислоцированных на определенной территории органов управления, подразделений пожарной охраны, пожарно-технических научно-исследовательских и образовательных учреждений, иных предназначенных для тушения пожаров противопожарных формирований независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. Г.п.о. образуются на территории субъектов РФ (территориальные), городов и сельских районов (местные). Местные входят в состав территориальных гарнизонов.

Основными задачами гарнизонной службы являются:

создание необходимых условий для эффективного применениясил и средств пожарной охраны гарнизона длятушения пожаров создание единой системы управления силами и средствами гарнизона;

организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения; организация и проведение общегарнизонных мероприятий.

нештатные службы гарнизона - нештатные организационно-функциональные формирования сил и средств гарнизона пожарной охраны, создаваемые в установленном настоящим Уставом порядке для обеспечения выполнения задач гарнизонной службы;

БИЛЕТ № 13

Сбор и возвращение в подразделение. Действия пожарного при сборе и возвращении в подразделение

Сбор и возвращение в подразделение - действия личного состава по возвращению сил и средств пожарной охраны с места пожара к месту постоянной дислокации.

Сбор сил и средств на месте пожара предусматривает:
- проверку наличия личного состава;
- сбор и проверку комплектности оборудования и пожарно-технического вооружения согласно табелю положенности;
- размещение и крепление оборудования и пожарно-технического вооружения на пожарных автомобилях;
- принятие мер по приведению в безопасное состояние использующихся систем наружного противопожарного водопровода;
- уборку (откачку), при необходимости, использованных при тушении пожара огнетушащих веществ.
О завершении сбора сил и средств на месте пожара и их готовности к возвращению в подразделения начальник караула (командир отделения) докладывает РТП и (или) диспетчеру гарнизона.



Возвращение к месту постоянной дислокации проводится по кратчайшему маршруту при поддержании связи с диспетчером. При этом должна быть проведена заправка автоцистерн водой.

Назначение и состав внутреннего наряда дежурного караула

В соответствии с Приказом №167 МЧС России:

Внутренний наряд назначается из числа лиц караула (дежурной смены) подразделения для поддержания порядка, охраны служебных помещений, техники, оборудования и территории подразделения.

Лица внутреннего наряда караула (дежурной смены) подразделения подчиняются начальнику караула, а в случае его отсутствия - помощнику начальника караула.

В состав внутреннего наряда на период дежурства назначаются:

дежурный по караулу;

дневальный по гаражу;

дневальный по помещениям;

постовой у фасада здания подразделения.

Допускается сокращать или совмещать обязанности внутреннего наряда при недостаточной численности личного состава караула (дежурной смены).

Все лица внутреннего наряда знают, точно и добросовестно исполняют свои обязанности.

Лица внутреннего наряда по тревоге выезжают в составе караула (дежурной смены).

Состав смен внутреннего наряда, порядок охраны служебных помещений подразделения на время выезда караула (дежурной смены) по тревоге устанавливается начальником (руководителем) подразделения.

Порядок смены внутреннего наряда устанавливается начальником (руководителем) подразделения.

Контроль за сменой лиц внутреннего наряда осуществляется начальником (руководителем) караула (дежурной смены) и дежурным по подразделению.

БИЛЕТ № 14

Способы и средства спасания людей. Требования охраны труда

Спасание людей на пожаре - совокупность мер по перемещению людей из зоны воздействия и вторичных проявлений ОФП или защите людей от их воздействия и вторичных проявлений.

Спасание людей при пожаре должно проводиться с использованием способов и технических средств, обеспечивающих наибольшую безопасность и, при необходимости, с осуществлением мероприятий по предотвращению паники.

Основные средства для спасания людей и имущества:

Ø автолестницы и автоподъемники;

Ø стационарные и ручные пожарные лестницы;

Ø спасательные устройства (спасательные рукава, веревки, трапы и индивидуальные спасательные устройства);

Ø аппараты защиты органов дыхания;

Ø аварийно-спасательное оборудование и устройства;

Ø надувные и амортизирующие устройства;

Ø летательные аппараты;

Ø иные доступные, в том числе приспособленные средства спасания (более поздние нормативные документы допускают использовать только штатные средства спасания, прошедшие в установленном порядке испытания).

Органы управления, органы государственного пожарного надзора, подразделения, организации и учреждения независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ (далее - подразделения пожарной охраны), расположенные постоянно или временно на территории с установленными границами либо в одном населенном пункте или в нескольких близлежащих населенных пунктах, объединяются в пожарно-спасательные гарнизоны.

Пожарно-спасательные гарнизоны подразделяются на территориальные и местные. Местные пожарно-спасательные гарнизоны входят в состав территориального пожарно-спасательного гарнизона.

В территориальные пожарно-спасательные гарнизоны объединяются подразделения пожарной охраны, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации.

В местные пожарно-спасательные гарнизоны объединяются подразделения пожарной охраны, расположенные на территориях городского или сельского поселения, одного или нескольких граничащих между собой муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения.

Информационное обеспечение деятельности пожарно-спасательных гарнизонов осуществляют соответствующие центры управления в кризисных ситуациях.

Начальниками пожарно-спасательных гарнизонов по должности являются:

территориального пожарно-спасательного гарнизона - руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - органа, уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации;

местного пожарно-спасательного гарнизона - начальник пожарно-спасательного подразделения федеральной противопожарной службы, дислоцированного на территории муниципального образования, а при отсутствии пожарно-спасательного подразделения федеральной противопожарной службы - сотрудник органа государственного пожарного надзора, допущенный в установленном порядке к руководству тушением пожаров.

Перечень территориальных пожарно-спасательных гарнизонов утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, по представлениям руководителей территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Перечень местных пожарно-спасательных гарнизонов утверждается руководителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - органа, уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации.

В пожарно-спасательном гарнизоне организуются гарнизонная и караульная службы. Порядок организации и осуществления гарнизонной и караульной служб, а также полномочия начальника пожарно-спасательного гарнизона по выполнению задач гарнизонной и караульной служб устанавливаются нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

Гарнизонная служба пожарной ох­раны организуется для централизо­ванного и квалифицированного руко­водства пожарными подразделениями.

Подразделения, а также учебные заведения пожарной охраны, распо­ложенные в населенном пункте незави­симо от их ведомственной принад­лежности, составляют гарнизон по­жарной охраны.

В территорию гарнизона вклю­чаются населенные пункты, в которых


расположены пожарные подразделе­ния, при необходимости могут вклю­чаться и близлежащие населенные пункты.

Границы территории гарнизона и назначение начальника гарнизона, ко­торым является старший оперативный начальник пожарной охраны, оформ­ляются приказами по республике, краю, области.

В районном звене или городах областного подчинения начальниками гарнизонов назначаются: начальники отделов, отделений или инспекций, а также начальники отрядов, частей, дислоцированных в данных населен­ных пунктах.

Начальник гарнизона лично орга­низует тактическую и психологичес­кую подготовку начальствующего сос­тава, изучение наиболее сложных в оперативно-тактическом отношении объектов. Он активно участвует в вос­питании волевых качеств руководи­телей тушения пожаров, способных возглавлять боевые действия на пожа­ре, в этой работе также участвуют должностные лица гарнизона.

Согласно Уставу службы, долж­ностными лицами гарнизона являют­ся: начальник гарнизона, оперативный дежурный, начальник службы связи, старший диспетчер Центрального пун­кта пожарной связи (ЦППС) и начальник газодымозащитной службы гарнизона (ГДЗС), начальник техни­ческой службы гарнизона.

Круглосуточное управление сила­ми и средствами начальник гарнизона осуществляет через старшего диспет­чера ЦППС и дежурную службу пожаротушения (ДСПТ), а также че­рез пункты пожарной связи местных (сельских) гарнизонов пожарной ох­раны.

Дежурная служба пожаротушения находится в прямом подчинении на­чальника УПО (ОПО) (начальника гарнизона) и в непосредственном подчинении начальника отдела (отде­ления) службы и подготовки и обес­печивает контроль за боеготовностью и боеспособностью пожарных под­разделений гарнизона. Организует и


проводит мероприятия по совершен­ствованию тактической и психологи­ческой подготовки личного состава. Разрабатывает и корректирует опера­тивные документы гарнизона по служ­бе, подготовке и тушению пожаров, а также по взаимодействию с дру­гими службами.

ДСПТ осуществляет оперативное руководство центральным пунктом по­жарной связи или дежурной частью автоматизированной системы связи и оперативного управления пожарной охраны (АССО УПО), где таковая имеется в гарнизоне.

Дежурному составу ДСПТ област­ного, краевого, республиканского цен­тров в оперативном отношении под­чиняются все дежурные службы по­жаротушения (оперативные дежурные по отрядам), пожарные части гар­низонов пожарной охраны области, края, республики, а также дежурные смены ЦППС.


Дежурные группы ДСПТ 1-го разряда возглавляет заместитель ру­ководителя тушения пожара, а 2-го и 3-го разрядов - старший помощ­ник руководителя тушения пожара, которые во время несения службы являются оперативными дежурными по гарнизону; старший помощник и помощник руководителя тушения по­жара являются соответственно его заместителем и помощником (табл. 4.1).

Организацию деятельности дежур­ной службы пожаротушения в гарни­зоне осуществляют согласно Положе­нию о ДСПТ ГУПО.

Для приема сообщений о пожарах, обеспечения связи между пожарными


подразделениями в пути следования и с места пожара, а также для связи с отдельными службами гарни­зона организуются центральные пунк­ты пожарной охраны (рис. 4.1).

ЦППС - основной орган связи и управления в гарнизоне, орган по­стоянного контроля оперативной об­становки, обеспечения комплексного использования сил и средств. ЦППС регулирует все выезды дежурных караулов пожарных частей на заня­тия, учения и другие мероприятия, постоянно информирует оперативного дежурного об оперативной обстановке в гарнизоне.

ЦППС организуется при УПО, ОПО или одной из центральных частей гарнизона, оборудуется стан­цией и коммутатором оперативной связи, светопланом области, города, района, табло учета сил и средств гарнизона, аппаратурой звукозаписи и т. д. К станциям оперативной связи подсоединяются линии прямой провод­ной связи с пожарными частями, важными объектами и службами горо­да, привлекаемыми для совместной работы по тушению пожаров; линии городской телефонной станции, обес­печивающие связь с любым пожар­ным подразделением и городским абонентом. Кроме того, станция обес­печивает циркулярную телефонную пе­редачу по прямым проводам в пожар­ные части и службы города. Кроме того, ЦППС оборудуется центральной радиостанцией, которая обеспечивает радиосвязь со всеми стационарными и автомобильными радиостанциями гарнизона. Радиостанция на пожар­ных автомобилях включается в момент выезда подразделения на пожар или занятие.

На светоплане города обозначены границы районов"обслуживания час­тей, условными знаками выделены промышленные объекты, безводные участки города, нанесена дислокация пожарных подразделений и располо­жение пожарного водоснабжения (гидранты, водоемы и др.).

Дополнительным материалом к плану города (населенного пункта)

С целью координации деятельности различных видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований при реагировании на пожары и чрезвычайные ситуации различного характера на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Приказом Министра МЧС России №240 от 05.05.2008 «Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» созданы гарнизоны пожарной охраны (соответственно - территориальные и местные). Местные гарнизоны пожарной охраны входят в состав соответствующих территориальных гарнизонов пожарной охраны.

В соответствии с Федеральным законом № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», «гарнизон пожарной охраны - это совокупность расположенных на определенной территории органов управления, подразделений и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ».

Для обеспечения согласованных и эффективных действий при тушении пожаров и осуществлении аварийно-спасательных работ начальником местного гарнизона пожарной охраны разрабатывает расписание выездов на территории муниципального района, городского округа. Расписание выездов, согласовывается с начальником Главного управления МЧС России, с руководителями организаций, силы и средства которых привлекаются для тушения пожаров на территории муниципального образования и представляется на утверждение главе муниципального образования, в интересах которого оно разработано.

При разработке расписания выездов устанавливается порядок (число и последовательность) привлечения сил и средств, исходя из оперативно-тактической характеристики дислоцированных на территории муниципального образования подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны, а также предусматривается резерв сил и средств для тушения одновременных (в том числе крупных) пожаров.

Также разрабатывается план привлечения сил и средств для тушения пожаров на территории субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения).

Для каждого подразделения пожарной охраны и аварийно-спасательного формирования определяется район выезда и (или) подрайон выезда.

Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ устанавливается в соответствии с планами привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны и расписаниями выездов.

Такое объединение всех сил на территории позволяет при грамотном предварительном планировании обеспечить общие согласованные и четко скоординированные действия из единого центра. Например, дает возможность независимо от формы собственности или принадлежности подразделения обеспечивать максимально сжатые сроки прибытия к месту возгорания или чрезвычайной ситуации. Слаженность действий достигается за счет совместных тренировок и учений, в ходе которых отрабатывается взаимодействие отдельных подразделений, понимание необходимости единого подхода к подготовке личного состава, изучение маршрутов возможного выезда.