Гибдд разрешили останавливать машины вне постов. Сотрудникам дпс запретили отстранять от вождения машины пьяных судей

Сотрудники ГИБДД с 20 октября официально смогут останавливать автомобили и мотоциклы вне стационарных постов. Это следует из финальной версии административного регламента, который МВД РФ опубликовал на портале правовой информации . Регламент подробно прописывает в том числе правила поведения сотрудников ГИБДД при остановке машин.

По еще действующей редакции административного регламента, который утвердили еще в 2009 году, инспекторы могут останавливать транспортные средства для проверки документов лишь на стационарных постах ДПС. Исключение – если водитель нарушил правила или требуется оказать медицинскую помощь.

Несмотря на то что с 2009 года существовал закон, запрещающий останавливать водителей вне постов, на практике машины останавливали, рассказал корреспонденту портала Москва 24 руководитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев.

Этой нормой скорее завуалированно принимается мера, разрешающая инспекторам прятаться в кустах с радарами. За восемь лет, пока действовал запрет, мы видим, что случаев, когда водители стояли в кустах и брали взятки, стало гораздо меньше. Это можно отчетливо заметить на примере южных регионов, где раньше такая практика процветала. Теперь есть относительные опасения, что все вернется. Однако сейчас ввели много камер видеофотофиксации. Возможно, такой массовости уже не будет.

Сергей Канаев

Руководитель Федерации автовладельцев России

Эксперт обратил внимание еще на одну норму в новом регламенте, которая вызывает опасения. "В административном регламенте убрали норму, чтобы сотрудники ГИБДД не препятствовали видеосъемке, – пояснил Сергей Канаев. – Раньше сотрудник ГИБДД не имел права запрещать съемку. А сейчас может сказать: "Я запрещаю вам снимать себя: я стесняюсь". И вы обязаны убрать видеокамеру. Если не уберете – вам грозит статья 19.3".

КоАП РФ Статья 19.3 (часть 1) – Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции... влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Остальные нормы с учетом времени, практики и статистики, по мнению главы ФАР, разумны. Инспектора ГИБДД при общении с водителями не смогут допускать "любые виды высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, политических или религиозных предпочтений", хамить и грубить.

Еще один из пунктов регламента касается передачи инспектору документов. Их надо будет передавать без обложки и "удерживающих устройств". Кроме того, cотрудникам ГИБДД разрешили проверять документы у любого пассажира в машине.

Воспрепятствование видеосъёмке водителем инспектора ДПС имеет под собой вполне законные основания, но только в определённых случаях, прописанных прямым текстом в действующем на 2019 год законодательстве. С введением в действие нового регламента ГИБДД наиболее остро встал вопрос о законности такой съёмки, так как в новом регламенте убрали соответствующий пункт, который разрешал снимать инспектора. Можно ли в 2019 году снимать на камеру инспектора ДПС по новому регламенту, давайте выяснять!

Что изменилось относительно видеосъёмки инспектора

Ранее в Приказе №185 был соответствующий пункт 25 о том, что сотрудник при исполнении им своих служебных обязанностей не имеет права препятствовать съёмке водителем на камеру процесса административного дела. В новом приказе этот пункт канул в лету. Это единственное изменение касаемо нашего главного вопроса.

Впоследствии при сравнении двух этих приказов СМИ буквально взорвали новости о том, что теперь якобы нельзя вести видеосъёмку сотрудника полиции. Между тем, новый регламент чётко предписывает, что сам инспектор практически должен снимать административные действия на камеру.

Но так ли это на самом деле?!

Запретили ли снимать сотрудника ГИБДД?

Упразднение пункта 25 регламента не означает обратного действия закона. Проще говоря, то, что убрали пункт о том, что сотрудник не должен препятствовать снимать себя на камеру, ещё не значит, что теперь он может препятствовать. Видеосъёмку вовсе не запретили.

Дело в том, что возможность снимать гаишников на видео прямо разрешает сразу несколько законодательных актов, среди которых есть даже Конституция! Давайте по порядку взглянем на них.

Итак, в соответствии со статьёй 29 Конституции,

Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом

Есть ещё ФЗ "О полиции", который говорит нам следующее:

Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

Фактически, два этих законодательных акта прямо отвечают на наш главный вопрос: можно ли снимать инспектора ГИБДД на видео. И ответ этот: "Да, можно".

Но что за мера открытости, о которой упоминается в законе о полиции? Речь о том, что такой запрет, действительно, может иметь место, но в установленных законодательством случаях.

К таким случаям относятся, например, режимность объекта съёмки (если Вы снимаете территорию, вход на которую происходит в ограниченном или контролируемом режиме), тайность объекта, отношение территории к военным базам и подобным. Но могут быть и другие случаи, когда такой запрет съёмки может быть законным. И в этом случае законодательство прямо обязывает инспектора ГИБДД сообщать водителю не только о факте такого запрета, но и о его причине (основании).

К слову, к таким основаниям не могут быть отнесены "любимые отмазки" сотрудников ГИБДД: разного рода спецмероприятия и прочие указания начальства МВД. Такие мероприятия не могут и не должны противоречить закону. А нарушение конституционных прав граждан в этом случае вполне является тем случаем, когда такие указы или мероприятия можно посчитать ничтожными.


Итак, новый регламент ГИБДД не запрещает снимать сотрудников на видеокамеру. И, если бы он это запрещал, то было бы его прямое противоречие Федеральным законам и Конституции. Ведь, представьте ситуацию: Приказ этот писан не для водителей, а для сотрудников МВД, и водитель лишь обязан знать Конституцию, которая разрешает ему съёмку, а инспектор ему это запрещает на основании какого-то "непонятного" для водителя приказа. Очевидно, это приведёт к спору, в том числе, возможно, судебному, и тогда суд должен будет принять сторону водителя ввиду приоритетности Конституции перед приказами органов.

Что, если сотрудник всё равно запрещает снимать его на камеру?

В этом случае сложно что-то советовать. На самом деле, санкция за неподчинение законному требованию сотрудника полиции подразумевает ответственность в виде вплоть до ареста до 15 суток. Но решить это может только суд (дела по аресту может рассматривать только судья). Поэтому и "сидеть" водителю вряд ли придётся.

Однако, до суда сотрудник ГИБДД ещё задержит водителя и, возможно, последнему придётся посидеть в камере задержания определённое время (иногда до суток-других) в ожидании суда. Поэтому в любом случае есть риск, хотя и быть оправданным, но попасть на неприятные административные процедуры.

Какое наказание инспектору за препятствование съёмке?

Увы, но специальной нормы, которая бы предусматривала ответственность для должностных лиц в случае незаконного запрета снимать инспектора ДПС на камеру, нет. Есть лишь дисциплинарная ответственность в виде возможного выговора от начальства и/или лишения части премии. Но это практически неподконтрольная мера со стороны граждан.

Как мы уже указали выше, возможна лишь отмена административного ареста в случае признания судом незаконности воспрепятствования видеосъёмки водителем сотрудника ГИБДД.

Можно ли снимать инспектора на камеру в отделениях УВД/ОВД/ГИБДД/МРЭО?

Как мы уже описывали выше, инспекторы вправе запрещать видеосъёмку на специальных режимных объектах. Но дело в том, что, согласно статье 13 ФЗ "О Полиции", отделения МВД должны обеспечивать у себя в зданиях пропускной режим. И здесь, казалось бы, налицо правомерность запрета съёмки.

Но нет. Суть заключается в понимании режимности объекта. Не любой режим, установленный где бы то ни было, делает такой объект режимным. И пропускной режим не исключение. Поэтому снимать инспектора ДПС на камеру в его служебном помещении можно.

Из нового регламента работы дорожно-постовой службы пропала норма, обязывающая сотрудников не препятствовать использованию записывающей аппаратуры

МВД собирается запретить участникам дорожного движения вести фото- и видеосъемку своих сотрудников. Это следует из нового административного регламента, подготовленного правовым управлением МВД. Документ проходил общественные обсуждения с января 2017 года. В него были внесены поправки, в частности исчез важный пункт, касающийся обязанности инспектора не препятствовать использованию фото-, видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения. В таком виде документ ушел в Минюст и в ближайшее время может быть подписан. Тревогу забили представители Федерации автовладельцев России: по их словам, в новом регламенте есть и другие изменения, которые существенно увеличивают полномочия инспекторов и уменьшают права водителей. Подробности - в материале «Реального времени».

Общественное обсуждение не в пользу общественности

Новый регламент работы сотрудников ДПС должен был вступить в силу еще в апреле 2017 года, но документ решили притормозить - с 31 января по 1 марта он проходил общественное обсуждение на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов и независимую экспертизу. Результатом явилась доработанная редакция административного регламента, из которой исчез пункт 10.13, в котором говорилось о том, что «сотрудники при исполнении государственной функции обязаны не препятствовать использованию фото-, видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством, при наличии запрета сообщать участнику дорожного движения его основания». В таком виде документ отправился в Министерство юстиции России.

Тревогу забила Федерация автовладельцев России: «Когда я увидел, что исчезла эта норма, я сразу написал в Минюст. Несмотря на то, что общественные слушания прошли, но история 2009 года показывает, что еще есть шанс ее вернуть, потому что тогда требование о видеосъемке Минюст включил. Есть шанс, что в этот раз они обратят на это внимание и попросят МВД эту норму вернуть», - говорит Дмитрий Клевцов, вице-президент Федерации автомобилистов России.

Как следует из общения Дмитрия Клевцова с представителями МВД России, норма, защищающая права водителей, исчезла из документа неслучайно и не по технической ошибке. Фото reporter64.ru

Официальный комментарий ГИБДД к моменту публикации «Реальному времени» получить не удалось. Однако, как следует из общения Дмитрия Клевцова с представителями МВД России, норма, защищающая права водителей, исчезла из документа неслучайно и не по технической ошибке. С ними он связался, когда обнаружил недостающие пункты в новой версии административного регламента.

Разработчик - представитель правового управления МВД - объяснил это тем, что нет необходимости вписывать пункт отдельно, потому что регламент писали в 2009 году, когда не было закона о полиции. В 2011 году закон о полиции появился, но там нет четкого запрета на воспрепятствование видеосъемки. Там говорится, что, ограничивая съемку, сотрудник должен сослаться на нормы закона. Еще, дескать, у нас есть федеральный закон о том, что гражданин вправе получать и распространять информацию любым законным способом, есть ч. 3. ст. 15 Конституции, где говорится, что любой запрет должен быт опубликован в виде нормативно-правового акта. Но доказывать все это сотруднику ДПС - длинная история. Если посмотреть по практике патрульно-постовой службы, которая работает по закону о полиции, то, когда возникают проблемы и гражданин достает свой телефон, сотрудник ему запрещает. Гражданин говорит, что по закону о полиции вы должны сослаться на нормативный документ, который бы запрещал съемку, на что ему отвечают, что «вы можете обжаловать мои действия в высшей инстанции», - рассказывает корреспонденту «Реального времени» Дмитрий Клевцов.

«Думал, что протоколы составлены на оппозиционеров, задержанных на митингах, а оказалось...»

Отсутствие нормы, обязывающей сотрудника ГИБДД не препятствовать видеосъемке, приведет к злоупотреблениям полномочиями, считает Клевцов: «Сотрудники будут запрещать видеосъемку и тем самым лишать водителя альтернативного источника доказательств». При этом у инспекторов ДПС, согласно новому регламенту, остается право «использовать информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан».

Сотрудникам полиции даются широкие полномочия заменять понятых и свидетелей при административных процедурах видеосъемкой с помощью специальных технических средств или иных средств с функцией видеозаписи. Эта формулировка обозначает, что если у сотрудника полиции не будет технического средства в виде видеорегистратора, нагрудной видеокамеры, то он при административных процедурах может воспользоваться личным телефоном. А у личных средств нет функции защиты от стирания, и если эта запись по каким-то причинам удалится, то у гражданина не будет возможности доказать свою невиновность, - считает Дмитрий Клевцов.

«Эта формулировка обозначает, что если у сотрудника полиции не будет технического средства в виде видеорегистратора, нагрудной видеокамеры, то он при административных процедурах может воспользоваться личным телефоном. А у личных средств нет функции защиты от стирания», - считает Дмитрий Клевцов. Фото nashkamensk.ru

Попытки водителя снимать общение с сотрудником ДПС на камеру могут привести к печальным последствиям - инспектор может составить протокол за нарушение ст. 19.3 КоАп РФ «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль».

Мы проводили судебный мониторинг по практике применения этой статьи, я думал, что протоколы составлены на оппозиционеров, задержанных на митингах, но оказалось, что большинство нарушителей - водители. Читаешь судебное решение: везде описывается, что водитель ехал, его остановил сотрудник ГИБДД. Он начал снимать на камеру, сотрудник ему запретил - и вот ст. 19.3. А эта мера предусматривает 15 суток. Как правило, такое наказание не дается - 99 процентов таких статей заканчиваются штрафом в 500 рублей, - говорит Клевцов.

Все лучшее гостю: запись на память оставят только иностранцам

В новом регламенте есть и другие изменения, которые существенно увеличивают полномочия инспекторов и уменьшают права водителей. Так, требование сохранять видеозаписи предусматривается, только если в административном правонарушении подозревается иностранный гражданин, с соответствующим «иммунитетом».

То есть, по букве закона, в отношении граждан Российской Федерации нет требования осуществлять мероприятия по сохранности видеозаписи? - недоумевает Клевцов.

По словам представителя ФАР, нынешний регламент был хорош, в нем была прописана масса административных процедур, начиная с правил оформления ДТП, заканчивая несением службы. «Достаточно было того, что сотрудники ГИБДД его читали и знали, чтобы не нарушать права граждан». Более того, нормы регламента можно было бы распространить и на другие отделы МВД.

Мы на протяжении двух лет пишем письма в МВД с просьбой внести в регламент нормы по проведению гражданами фото- и видеосъемки в подразделениях полиции, куда обеспечен доступ граждан. Понятно, что в оружейной комнате снимать нельзя, но туда и доступа граждан нет, - говорит Дмитрий Клевцов.

Надо признать, что принятие нового регламента скажется не только на правах водителей, много потеряет и интернет. В соцсетях и YouTube сотни тысяч смешных и не очень роликов об общении автовладельцев с сотрудниками ДПС - это самый популярный контент, набирающий миллионы просмотров. Богатую коллекцию останется лишь с ностальгией пересматривать.

Дарья Турцева

Новый административный регламент ГИБДД (приказ МВД № 664) вступил в силу в России с 20 октября. В частности, из документа был исключен пункт о том, что инспектор не должен препятствовать видеосъемке общения с водителем. Имеют ли теперь право водители снимать общение с сотрудником ГИБДД и в каких случаях это запрещено, об этом журналистам рассказали на брифинге в УГИБДД ГУ МВД по Алтайскому краю.

Пункт исчез, значит, снимать сотрудника нельзя?

Пункт исчез, но снимать можно. Этого права у граждан никто не отнимал. Из административного регламента, который, по сути, является инструкцией для сотрудников ГИБДД, лишь исключили избыточную норму.

Отметим, что закон о персональных данных позволяет без разрешения снимать других лиц для личных или семейных нужд. Кроме того, закон о полиции гласит, что деятельность этого ведомства является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-розыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

Если сотрудник ГИБДД будет препятствовать проведению съемки или потребует убрать телефон, знайте, что это незаконно в большинстве случаев.

То есть существуют какие-то исключения?

По словам замначальника отдела организации ДПС регионального ГИБДД Сергея Сыскина, исключения возможны в рамках охранных или оперативно-розыскных мероприятий, а также в целях защиты государственной и другой охраняемой законом тайны. Например, инспектор может запретить съемку вблизи стратегических или военных объектов, охраняемых в соответствии с законом о государственной тайне.

Также ограничение на съемку может быть наложено сотрудником ГИБДД при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также в целях защиты прав граждан, общественных объединений и организаций. Съемку запретят, если вы будете препятствовать оформлению дорожно-транспортного происшествия.

Кстати, сами инспекторы теперь имеют право вести съемку на служебный видеорегистратор, установленный в патрульных машинах и на постах ДПС, на переносные видеорегистраторы, которые работают в безостановочном режиме, и на личный телефон, если при составлении протокола не нашлось понятых.

Что будет, если я не подчинюсь запрету?

Полицейские вправе привлечь нарушителей за неповиновение своему законному распоряжению (19.3 КоАП). Эта статья грозит штрафом от 500 до 1000 рублей или административным арестом до 15 суток. Но если запрет был незаконным, суд должен вас оправдать.

За непредоставление преимущества пешеходам на зебре теперь водителям придется раскошелиться на две с половиной тысячи рублей. Размер прежнего штрафа в полторы тысячи, по мнению инспекторов ГИБДД, не соответствовал тяжести столь грубого правонарушения. Об этом же говорят и цифры статистики. В 2014-м году за непропуск пешеходов были оштрафованы миллион 640 тысяч водителей. А по результатам прошлого года, в России наказали миллион 800 тысяч человек.

Споров о том, должен ли штраф за нарушение правил дорожного движения бить по карману, сегодня нет. А вот нововведения в регламенте по надзору за участниками дорожного движения вызывают много разногласий. Инспекторам ГИБДД теперь разрешено прятать патрульную машину в кусты и даже останавливать транспортв пешем режиме. Но наиболее резонансное изменение касается видеосъемки автолюбителями.

Я имею полное право себя снимать. Вы инспектор, я поворачиваюсь, снимаю себя, и вы попадаете в кадр. Но если инспектор сейчас говорит, что не надо его снимать, то вы обязаны убрать камеру. Иначе это будет трактоваться как сопротивление при исполнении. Имеем мы следующее. Где-то происходит конкретное хамство со стороны инспектора ДПС, и его уже никак не зафиксировать, - говорит руководитель Новосибирского отделения Федерации автовладельцев России Вячеслав Ашурков.

Следующее новшество ожидали давно. Российский премьер Дмитрий Медведев узаконил электронный паспорт транспортного средства. Выдачу привычного бумажного документа окончательно прекратят первого июля следующего года. Значимых минусов у идеи независимые эксперты не находят.

Во-первых, электронный ПТС гораздо сложнее подделать. Во-вторых, будет исключена возможность существования так называемых двойников-тройников, когда в разных регионах выдаются ПТС на разные авто, это приводит к преступлениям и прочим правонарушениям, - говорит адвокат Денис Садовский.

Другой плюс электронного ПТС в том, что количество записей об автовладельцах не будет ограничено, то есть, так называемый дубликат уходит в прошлое. И, наконец, цифровой документ станет содержать информацию о ДТП с участием транспортного средства. Следующую информацию новшеством назвать нельзя, это просто свежая статистика.

По-настоящему шокирующие данные опубликовали эксперты рынка автострахования. Ежедневно в России шесть миллионов автолюбителей садятся за руль, не имея полиса ОСАГО. А еще один миллион человек используют поддельные бланки автогражданки. Это значит, что если в момент ДТП у виновника не окажется страховки, то процесс возмещения ущерба обернется многочисленными судебными тяжбами.

А вот долгожданного решения об отмене так и не случилось. Основной довод противников такого обременения в том, что, по сути, российские автовладельцы и так платят акцизы, заложенные в стоимость топлива. Однако на последнем заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам пришли к выводу, что в случае отказа от транспортного налога регионы не досчитаются 146-ти миллиардов рублей. На восполнение этих выпадающих доходов сегодня средств нет.