Гут мо рф.

Статус юридического лица:
Ликвидировано

Полное наименование:
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВЛИ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНН: 7710156196, ОГРН: 1037710028201

Руководитель:
Председатель ликвидационной комиссии: Касперович Андрей Олегович
- является руководителем в 1 организации (действующих - 0, недействующих - 1).

Компания с полным наименованием "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВЛИ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" зарегистрирована 22.06.1993 в регионе город Москва по юридическому адресу: 109012, город Москва, Красная площадь, д. 5.

Регистратор "" присвоил компании ИНН 7710156196 ОГРН 1037710028201.

Ликвидация Реквизиты
ОГРН 1037710028201
ИНН 7710156196
КПП 771001001
Организационно-правовая форма (ОПФ) ОПФ отсутствует в реестре
Полное наименование юридического лица ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВЛИ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сокращенное наименование юридического лица ГУТ МО РФ
Регион город Москва
Юридический адрес 109012, город Москва, Красная площадь, д. 5
Регистратор
Наименование Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве, №7746
Адрес 125373, г.Москва, Походный проезд, домовладение 3, стр.2
Дата регистрации 22.06.1993
Дата присвоения ОГРН 04.04.2003
Учёт в ФНС
Дата постановки на учёт 04.09.1995
Налоговый орган Инспекция Федеральной налоговой службы № 10 по г. Москве, №7710
Прочая информация История изменений в ЕГРЮЛ
  • Дата: 04.04.2003
    ГРН: 1037710028201
    Налоговый орган: Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №10 по Центральному административному округу г.Москвы, №7710
    Причина внесения изменений: Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года
  • Дата: 19.04.2009
    ГРН: 9097746644261
    Налоговый орган: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве, №7746
    Причина внесения изменений:
  • Дата: 02.10.2009
    ГРН: 9097747922120
    Налоговый орган: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве, №7746
    Причина внесения изменений: Изменение сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц
    Документы:
    - Р14001 Заявление об изм.сведений, не связанных с изм. учред.документов (п.2.1)
    - КОП.ПАСП.
  • Дата: 02.04.2010
    ГРН: 9107746172041
    Налоговый орган: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве, №7746
    Причина внесения изменений: Принятие юридическим лицом решения о ликвидации
    Документы:
    - Р15001 Уведомление о принятии решения о ликвидации ЮЛ
    - Решение о ликвидации, принятое учредителями (участниками) или органом ЮЛ
  • Дата: 02.04.2010
    ГРН: 9107746172052
    Налоговый орган: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве, №7746
    Причина внесения изменений: Формирование ликвидационной комиссии юридического лица, назначение ликвидатора (конкурсного управляющего)
    Документы:
    - Р15002 Уведомление о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора
    - Документ о формировании ликвидационной комиссии
    - РЕЕСТР,УВЕДОМЛЕНИЕ,ПИСЬМО,
  • Дата: 18.08.2010
    ГРН: 2107748342260
    Налоговый орган: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве, №7746
    Причина внесения изменений: Составление промежуточного ликвидационного баланса юридического лица
    Документы:
    - Р15003 Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса
    - Промежуточный ликвидационный баланс
    - ЛИКВИДАЦИОННЫЙ БАЛАНС, ПРИКАЗ, ДИРЕКТИВА, КОПИЯ РЕШЕНИЯ ОБ ОТКАЗЕ
    - ПРИКАЗ 691,ПИСЬМО, СПРАВКА, АКТ СВЕРКИ, КОПИЯ П/П
    - АКТ ПРИЕМА-ПЕРЕДАЧИ, АКТ О СПИСАНИИ, РЕЕСТР, РЕШЕНИЕ
    - ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПЛАТЕЖНАЯ ВЕДОМОСТЬ, ТРЕБОВАНИЕ ОАО РОСТЕЛЕКОМ
    - Доверенность
  • Дата: 16.09.2010
    ГРН: 6107748532567
    Налоговый орган: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве, №7746
    Причина внесения изменений: Ликвидация юридического лица
    Документы:
    - Р16001 Заявление о ликвидации (по решению учредителей (участников) или иного органа ЮЛ)
    - Документ об оплате государственной пошлины
    - Ликвидационный баланс
    - ДИРЕКТИВА Д-142,ПРИКАЗ 130,ПРИКАЗ 691
    - СООБЩЕНИЕ О ЗАКРЫТИИ СЧЕТА
    - Документ, подтверждающий представление сведений в ПФР
  • Дата: 16.09.2010
    ГРН: 6107748532578
    Налоговый орган: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве, №7746
    Причина внесения изменений: Представление сведений об учете юридического лица в налоговом органе
  • Юридический адрес на карте города Другие организации в каталоге
  • , Москва — Ликвидировано
    ИНН: 7720006175, ОГРН: 1137746642241
    111524, город Москва, улица Плющева, д. 22
    Руководитель юридического лица: Климнюк А. В.
  • , Бологое — Ликвидировано
    ИНН: 6907003050, ОГРН: 1076900003290
    171071, Тверская область, Бологовский район, город Бологое, улица Красная Горка, д. 1
    Председатель: Трофимова Альбина Дмитриевна
  • , Архангельск — Ликвидировано
    ИНН: 2901004526, ОГРН: 1122901023321
    163064, Архангельская область, город Архангельск, улица Левачева, д. 17, корп. 2
  • , Красноярск — Ликвидировано
    ИНН: 2464028384, ОГРН: 1062464067654
    660012, Красноярский край, город Красноярск, Судостроительная улица, д. 127, кв. 129
  • Уже не первый год Главное управление торговли Министерства обороны (ГУТ МО) сотрясают громкие скандалы. И вот новый -14 июня 1996 г. арестован генерал- майор Виктор Царьков, который до 12.декабря 1995 г. был начальником этого ведомства, и два его заместителя: полковники Яков Филиппов и Владимир Белый. Главной военной прокуратурой начато уголовное дело N 29/00/0011 - 96 г.

    В ОБЪЯТИЯХ ТОРГОВОГО "СПРУТА"

    КРИМИНАЛЬНЫЙ шлейф за руководством военной торговлей тянется уже давно. И не только за арестованной отнюдь не "святой" троицей, что сидит сейчас в Лефортово. Их предшественники тоже были не ангелами. Об этом, например, свидетельствует знаменитый доклад Юрия Болдырева Борису Ельцину "О грубом нарушении должностными лицами Западной группы войск и Минобороны России государственной и финансовой дисциплины при реализации высвобождаемого военного имущества и коммерческой деятельности".

    Контрольное управление администрации президента совместно со специалистами Минобороны России, Министерства безопасности, Генеральной прокуратуры и Центробанка"накопали" столько, что до сих пор поражаешься, как виновным удалось выйти сухими из воды. Юрий Болдырев предложил президенту лишить воинского звания: генерал- лейтенанта Каракозова Григория Арамовича, бывшего начальника Главного управления торговли Министерства обороны Российской Федерации, генерал-майора Круглова Евгения Михайловича, бывшего заместителя начальника Главного управления торговли, генерал-лейтенанта запаса Садовникова Николая Григорьевича, бывшего начальника Главного управления торговли Министерства обороны СССР.

    Но даже символического наказания не последовало. Видно, многих из окружения президента держал в своих объятиях торговый спрут.

    В этой связи определенный интерес представляет переписка самого близкого Борису Ельцину в те времена человека, его главного телохранителя Александра Коржакова с Павлом Грачевым. Поскольку речь идет не о государственных тайнах, а всего лишь о дополнительном отборе товаров в Германии и реализации их за рубли Главному управлению охраны РФ, приведем цитату из документов: "на основании письменного указания генерал-лейтенанта Каракозова Г. А. от 17 июля 1992 года ПРОДАВЕЦ продал, а ПОКУПАТЕЛЬ купил товары в сумме 1,5 млн. DM, в количестве и ассортименте, указанном в спецификациях..."

    И далее идет длинный список, в котором куртки мужские замшевые, сумки дорожные, полуботинки, блузы женские, телевизоры "Айва", электрические чайники "Филипс", видеокамеры "Шарп" и многое другое. Расчет за товар производился путем конвертации рубля из расчета 1 марка ФРГ-63 рубля 69 коп. Что и говорить, выгодная покупка!

    ТОЛЬКО ДЛЯ ИЗБРАННЫХ

    В конце восьмидесятых в Будапеште моим соседом по дому был заведующий торговой базой. А работал я в одном здании с управлением военной торговли Южной группы войск. Окна моего редакционного кабинета выходили на склады базы.

    Кажется, не было ни одного дня, чтобы к ее воротам не подкатывали начальничьи "Волги".

    По-моему, в маршрут почти всех делегаций, прибывавших из Москвы в Будапешт, включали как главную "достопримечательность" Венгрии и внешне невзрачный склад моего соседа.

    У меня все схвачено, - тряс зав. базой перед моим носом волосатым кулаком, когда я ему грозил фельетоном. - Ты, корреспондент, этих людей только по телевизору да на трибуне видишь. У моей "кормушки" избранный народ отоваривается.

    Во время всевозможных проверок к специфическому "обслуживанию" московского начальства привлекался "батальон смерти", или "гарем". Так звали в русской колонии Будапешта специально подобранных незамужних сотрудниц военной торговли, что жили в отдельных квартирах в городе. Точно такой же нештатный "публичный дом" существовал и в Германии, в Западной группе войск.

    БАРЫШИ НА ГОЛОДАЮЩЕЙ АРМИИ

    ДЕЛО нынешних руководителей военной торговли - громкое. Сам президент этим летом с гневом говорил на заседании Совета безопасности о безобразиях, творящихся в этой системе.

    Например, в 1994 г. специальным постановлением правительства ГУТ МО было выделено 120 миллиардов рублей для закупки продовольствия, которое предназначалось военнослужащим, несущим службу на Крайнем Севере. Генералы Царьков и его первый заместитель Иванченко заключили с несколькими фирмами-посредниками соответствующие договоры на условиях предварительной оплаты. Почему-то в партнеры были взяты коммерческие структуры, общий уставный фонд которых был чуть больше 40 тысяч рублей. Им же генералы военной торговли перечислили по сути дела беспроцентный кредит на сумму 112,8 миллиарда рублей. Если прокрутить эти деньги даже по ставке Центробанка России, то это принесло бы более 52 миллиардов рублей дохода.

    Ну а пока деньги делали деньги, на Крайнем Севере люди голодали или вынуждены были покупать продукты в военторгах по баснословным ценам.

    По той же схеме осуществлялись махинации с бюджетной ссудой в 175 миллиардов рублей, выделенной правительством для обеспечения продуктами питания и товарами первой необходимости войск, выведенных из-за границы, а также осуществляющих миротворческую миссию в "горячих точках". Военторгам флотов и округов от этого лакомого бюджетного пирога снова достались одни крошки. Зато неизвестно, за какие заслуги по 75 миллиардов рублей оказались на счетах двух коммерческих предприятий: ""Фирмы- 22" и "ЛИК". О том, какую продукцию они поставляли в войска, говорит акт экспертизы ВО "Союзэкспертиза" и заключение Главного государственного врача г. Ленинска (космодром Байконур) о признании непригодными к использованию 19 контейнеров с мясными консервами производства ФРГ на сумму 3,8 миллиарда рублей.

    По итогам работы за 1995 г. ГУТ МО получило убытки на сумму в 113,1 миллиарда рублей. Зато на счета почему-то полюбившихся фирм-посредников поступило 350 миллиардов рублей предоплаты за некачественные продукты, которые к тому же и поступали с большим опозданием. Никаких штрафных санкций "добрые" генералы военной торговли. К проштрафившимся коммерсантам не предъявляли. В результате только сумма упущенной выгоды составила более 140 миллиардов рублей.

    КОММЕРСАНТЫ В ПОГОНАХ

    НАВЕРНЯКА все это делалось не за красивые глаза. Сейчас следствие упорно развязывает узелки грандиозных афер. Судя по беспрецедентному давлению на бригаду молодых работников Главной военной прокуратуры, что ведут это уголовное дело, концы веревочки тянутся очень высоко.

    Курирующий дело заместитель начальника следственного управления полковник юстиции Юрий Баграев рассказал мне об установленных фактах прослушивания телефонов сотовой связи его подчиненных.

    На следователей по делу военной торговли оказывается иезуитское психологическое давление.

    Несмотря на все принимаемые меры, идет "утечка" информации. Так, в строжайшей тайне планировавшиеся одномоментные обыски для многих подозреваемых не стали неожиданными.

    Один из подследственных даже во время ареста апеллировал к очень высокопоставленным лицам. Пока еще рано называть их имена. Работники военной прокуратуры, несмотря на выходящее за всякие рамки телефонное и другое давление, строго соблюдая нормы права, ведут это непростое уголовное дело. Опасное для всех, кто с ним соприкасается.

    Когда я после беседы с полковником Баграевым вышел из здания Главной военной прокуратуры, около метро "Фрунзенская" меня догнал человек без особых примет. Он назвал меня по имени-отчеству и вежливо попросил ничего не писать о деле Царькова. Он не угрожал, а только улыбался. Но от этой улыбки, честно признаюсь, мне и сейчас не по себе.

    К сожалению, пока попытки в России докопаться до истины и наказать порок часто бывают безрезультатными. Взять, к примеру, так называемое дело руководства инспекции Гостехнадзора МО. Там тоже люди в погонах с немалыми звездами брали взятки в валюте за разрешение иностранным фирмам на поставку оборудования для военных городков, сооружаемых на дойчмарки.

    Следствие по этому делу обладало "железными" доказательствами. Впервые об этих коммерсантах в погонах написал Дмитрий Холодов. Но его уже нет в живых. А взяточники отделались легким испугом. Военный суд выпустил их на свободу, приговорив к небольшим срокам - условно.

    Не будет ли так же и в этом случае?

    Текущая страница: 55 (всего у книги 96 страниц)

    Глава 11
    Тыл Вооружённых Сил СССР в послевоенный период

    С первых дней мирной жизни 1945 г. на органы Тыла Красной Армии были возложены огромные задачи по демобилизации личного состава Вооружённых Сил, обеспечению сокращения и вывода войск к местам постоянной дислокации, их повседневному обеспечению и обустройству, участию в восстановлении народного хозяйства, а также по ряду других, не менее важных направлений обеспечения жизнедеятельности армии. Выполнение этих задач проходило в условиях перевода их деятельности на мирные военно-хозяйственные экономические связи с государственными и местными органами власти на фоне сокращений своих структурных частей и учреждений.

    После реорганизации в 1946 г. высшего руководства военного органа СССР Постановлением Совета Министров СССР № 629 от 21 марта 1946 г. и приказом заместителя министра Вооружённых Сил СССР генерала армии Н. Булганина № 1 от 22 марта 1946 г. начальником Тыла Вооружённых Сил и заместителем министра Вооружённых Сил СССР по Тылу был назначен генерал армии А.В. Хрулев . Чуть позже, Постановлением Совета Министров СССР № 1012-417сс от 13 мая 1946 г. были назначены три заместителя начальника Тыла, три начальника Главного управления и один начальник Центрального управления. Один из заместителей начальника Тыла, генерал-полковник В.И. Виноградов, был назначен начальником штаба Тыла Министерства Вооружённых Сил СССР .

    В соответствии с «Положением о Министерстве Вооружённых Сил Союза ССР» утвержденным Советом Министров СССР 3 июня 1946 г., в состав центральных органов управления начальника Тыла Вооружённых Сил входили: штаб Тыла, Главное интендантское управление, Главное строительно-квартирное управление, Главное военно-медицинское управление, Центральное управление военных сообщений, Автомобильное управление, Трофейное управление, Управление снабжения горючим, Ветеринарное управление, политический отдел, отдел кадров. При начальнике Тыла Вооружённых Сил был создан Военный совет. Председателем Военного совета являлся начальник Тыла Вооружённых Сил. Члены Военного совета назначались министром Вооружённых Сил СССР. Начальнику Тыла Вооружённых Сил были подчинены: Военная академия тыла и снабжения Вооружённых Сил Союза ССР им. В.М. Молотова, Военно-транспортная академия Вооружённых Сил Союза ССР им. Л.М. Кагановича .

    В 1947 г. был образован тыл воздушно-десантных войск. Он занял подобающее место в одном строю с тылами ВВС и ВМФ, которые образовались ещё в ходе первого периода войны . Впоследствии к ним присоединились тылы Войск ПВО и РВСН .

    При послевоенной реорганизации не обошлось и без ошибок субъективного характера. С целью кардинальных изменений организационной структуры Тыла Вооружённых Сил и системы её руководства Постановлением Совета Министров СССР № 2618-1037сс от 18 июня 1949 г. «О реорганизации органов Тыла Вооружённых Сил СССР» и приказом заместителя министра Вооружённых Сил СССР № 0091 от 04 июля 1949 г. «О мероприятиях по реорганизации органов Тыла Вооружённых Сил» должность начальника Тыла Вооружённых Сил СССР была упразднена, а штаб тыла, политический отдел тыла, технический отдел, административно-хозяйственный отдел тыла и инспекцию начальника тыла расформировали. Заняться тыловыми вопросами было приказано заместителю министра Вооружённых Сил по тылу, которому подчинили:

    – Главное интендантское управление;

    – Главное военно-медицинское управление;

    – Управление службы тыла;

    – Управление снабжения горючим;

    – Ветеринарный отдел (создав его на базе Ветеринарного управления);

    – Отдел кадров.

    Для руководства изъятыми из подчинения бывшего начальника Тыла Вооружённых Сил Главным строительным управлением, Управлением материальных фондов и Квартирно-эксплуатационным управлением была учреждена должность заместителя министра Вооружённых Сил по строительству.

    Центральное управление военных сообщений была передано в состав Генерального штаба с подчинением его начальнику Генерального штаба Вооружённых Сип. На базе Автомобильного управления Тыла Вооружённых Сил и Тракторного управления Главного Артиллерийского управления было создано Главное автотракторное управление Вооружённых Сил с подчинением заместителю министра Вооружённых Сил маршалу артиллерии Н.Д. Яковлеву. Главнокомандующему Военно-воздушными силами было подчинено Центральное управление капитального аэродромного строительства .

    Кроме этих преобразований были:

    – сформировано Управление службы тыла с подчинением его заместителю министра Вооружённых Сил по тылу;

    – созданы самостоятельные тылы ВВС и ВМФ со своими аппаратами;

    – учреждена должность заместителя Главнокомандующего Военно-Морскими Силами по строительству;

    – сформировано Управление медицинской службы ВМС с непосредственным подчинением Главнокомандующему ВМС;

    – проведена реорганизация аппаратов тыла военных округов с изъятием из ведения начальника тыла округа вопросов строительства и автомобильной службы. Тогда же начальники тыла были лишены прав заместителей командующих (командиров) по телу, а ряд служб обеспечения были объединены в «интендантства» .

    Сама жизнь доказала, что богатейший опыт Великой Отечественной войны игнорировать нельзя. С началом 1950 г. появились первые результаты недостаточно продуманных решений. В приказах министра Вооружённых Сил СССР:

    – № 014 от 17 января 1950 г. «О неудовлетворительном состоянии автотракторной службы в войсках Туркестанского военного округа»;

    – № 032 от 30 января 1950 г. «О результатах проверки работы службы снабжения горючим в Киевском и Белорусском военных округах»;

    – № 039 от 9 февраля 1950 г. «О серьезных недостатках в сбережении вещевого имущества в Таврическом военном округе»;

    – № 0034 от 11 февраля 1950 г. «О серьезных недостатках в расходовании, учете и сохранности авиационных горюче-смазочных материалов в ВМС»;

    – № 00127 от 28 июня 1950 г. «О мероприятиях по устранению недостатков в работе тыла воздушных армий ВВС Советской Армии» и многих других – были вскрыты проблемы тылового обеспечения Вооружённых Сил СССР.

    Только в 1953 г. был вновь востребован штаб Тыла и учреждена должность начальника штаба тыла. Однако «институт» заместителей командующих по тылу в то время восстановлен не был.

    Для активизации развития тыла был широко использован опыт войны, позволяющий на должном уровне организовать материально-техническое обеспечение войск. К имевшимся ещё в годы войны специальным войскам тыла (железнодорожным, автомобильным и автодорожным) в начале 1950-х гг. добавились трубопроводные войска. Помимо того, в введении тыла оставались службы – интендантская, горючего, медицинская, санитарно-ветеринарная, военно-оркестровая, финансовая, военной торговли. При этом квартирно-эксплуатационная служба в дальнейшем подчинялась заместителю министра обороны па расквартированию войск, хотя в структуре дивизии и ниже она находилась в ведении соответствующих заместителей командира по тылу. К тыловым относились и авиационно-технические, аварийно-спасательные, инженерно-аэродромные (её то передавали ВВС, то возвращали в тыл), ремонтные части, вспомогательный флот. Кроме того, ремонт техники (бронетанковой, автомобильной, авиационной и т.д.) и её техническое обслуживание обеспечивали ремонтно-восстановительные части – отдельные базы, передвижные заводы, мастерские и батальоны (последние в основном в составе общевойсковых дивизий), которые не относились к тылу, являясь службами боевого обеспечения и подчиняясь соответствующим начальникам – заместителям командиров по вооружению.

    Период с 1953 по 1958 г. для штаба тыла оказался, пожалуй, особенно сложным и важным для повышения оперативной и мобилизационной подготовки тыла во всех его звеньях. Ввиду усиления «холодной войны» в Советской Армии, развернулась масштабная деятельность по механизации и моторизации войск, внедрению современных средств и способов борьбы, создавались новые виды Вооружённых Сил. Началось широкое освоение ядерного и других видов оружия массового поражения Перед штабом Тыла, возглавляемым опытнейшим генералом-фронтовиком Ф. Малыхиным, стояли задачи па созданию более совершенных организационных структур органов тыла и разработке новых уставов и наставлений.

    В 1958 г. была проведена первая Всеармейская конференция тыла. Результатом её стало восстановление в центре, военных округах (на флотах), группах войск «института» заместителей командующих (командиров) по тылу . Начальником Тыла Министерства обороны 2 июня 1958 г. стал видный полководец Маршал Советского Союза И. Баграмян, до этого назначения возглавлявший Военную академию Генерального штаба. В 1962 г. его права были расширены, он стал начальникам Тыла Вооружённых Сил СССР и одновременно заместителем министра обороны . Последующее введение должностей заместителей главнокомандующих видами Вооружённых Сил по тылу и создание штабов Тыла видов Вооружённых Сип СССР, поднятие правового положения заместителей командующих объединениями (командиров соединений, частей) по тылу и начальников штабов тыла всех степеней, повышение их роли в решении вопросов военного строительства, укрепление органов управления тылом (в первую очередь, центрального и оперативного звеньев) командными и инженерно-техническими кадрами сыграли исключительно важную роль в повышении эффективности руководства тылом на всех его уровнях, обучении и воспитании личного состава и в решении всех стоящих перед ним задач .

    В 1964 г. издается наставление по оперативному, а через год – по войсковому тылу. Понятие тыла распространяется на полковое (бригадное) и батальонное звенья. В полках (бригадах) и батальонах вводится должность заместителя командира полка (бригады), батальона по тылу . За период 1958-1969 гг. (начальник штаба тыла в 1969 г. – генерал М. Новиков) был осуществлен ряд крупных мероприятий в военных округах, на флотах и особенно в группах войск по дальнейшему укреплению и развитию материально технической базы и подготовке специалистов тыла, созданию необходимых мобилизационных и оперативных запасов.

    Качественно новый этап в развитии Тыла Вооружённых Сил СССР и органов управления – период с 1970 по 1985 г. Началом этого этапа стало проведенное под руководством министра обороны Маршала Советского Союза А. Гречко и его заместителя – начальника Тыла ВС с 1968 г. генерала армии С.С. Маряхина первое за послевоенные годы оперативно-стратегическое учение «Неман».

    По результатам учения на коллегии Министерства обороны был рассмотрен и утвержден перспективный план реформирования всех звеньев стратегического, оперативного и войскового тыла на 1970–1985 гг. Сущность реформы заключалась в преобразовании всех звеньев тыла на общевойсковой основе, создании в соединениях и частях тыла штабов и органов управления, объединяющих различные подразделения и части для комплексного обеспечения войск в короткие сроки при их выдвижении из глубины и е ходе наступательных боевых действий высокими темпами.

    Решение сложнейших задач по реформированию всех звеньев тыла возлагалось на назначенного в 1972 г. заместителя министра обороны – начальника Тыла Вооружённых Сил Маршала Советского Союза С. Куркоткина и находившегося с 1969 г. в должности начальника штаба Тыла – первого заместителя начальника Тыла генерал-полковника И. Голушко.

    Осуществление намеченных мероприятий потребовало коренной переработки организационных и мобилизационных планов развертывания тыла. При этом особый упор сделали на дальнейшее повышение боевой и мобилизационной подготовки тыла во всех его звеньях, особенно в войсковом звене и первой очереди формируемых частей и подразделений (2–3 суток) армейского и фронтового тыла. Например, были разработаны и внедрены «подвижные пункты» приема, экипировки и боевого слаживания формируемых частей тыла. Все необходимые запасы и имущество постоянно находились в имеющемся автотранспорте или хранились на автоприцепах и в хранилищах, специально переоборудованных для содержания запасов в контейнерах, которые в короткий срок могли быть погружены в прибывший автотранспорт.

    Тыл Советских Вооружённых Сил того времени имел в своём составе: арсеналы, базы и склады с запасами материальных средств; специальные войска – автомобильные, железнодорожные, дорожные и трубопроводные; вспомогательный флот; части, учреждения и подразделения – инженерно-аэродромные, авиационно-технические, аварийно-спасательные, эвакуационные, ремонтные, строительные, медицинские, ветеринарные и др. Для обеспечения деятельности тыла в его состав входили также части и подразделения инженерных войск, войск связи, ПВО и охраны. По масштабу и характеру выполняемых задач тыл делился на тыл стратегический, оперативный и войсковой; по принадлежности – на тыл центра, окружной, флотский, фронтовой, армейский, флотилий, авиации флотов, корпусной, военно-морских баз, дивизионный, бригадный, полковой, корабельный, батальонный .

    Стратегический тыл являлся высшим звеном Тыла Вооружённых Сил СССР. Он включал тыл центра, часть государственных резервов, специальные формирования и предприятия народного хозяйства, выделяемые правительством в распоряжение центральных органов военного управлении для тылового обеспечения войск (сил). В состав тыла центра входили базы и склады с запасами материальных средств, а также части специальных войск ремонтные и эвакуационные, медицинские и др. тыловые части и учреждения, находящиеся в непосредственном подчинении центральных органов военного управления.

    Тыл центра осуществлял прием от народного хозяйства и хранение запасов материальных средств; обеспечение ими войск и сил флота (выдачу и подвоз их фронтам, флотам, военным округам, объединениям, отдельным соединениям и др.); обеспечение оперативных и воинских эвакуационных перевозок; подготовку, техническую эксплуатацию, техническое прикрытие и восстановление важнейших военных коммуникаций, проведение наиболее сложных видов ремонта техники и имущества служб тыла, изготовление отдельных образцов военной продукции; лечение раненых и больных а также решение других задач тылового обеспечения. Часть сил и средств тыла центра использовалась для усиления оперативного тыла.

    Государственные резервы, специальные формирования, учреждения и предприятия народного хозяйства, переданные в распоряжение центральных органов военного управления, использовались по планам этих органов .

    Оперативный тыл включал базы и склады с запасами материальных средств, воинские формирования специальных войск (автомобильные, железнодорожные, дорожные и трубопроводные), ремонтные, медицинские и др. тыловые части (подразделения) и учреждения, находящиеся в непосредственном подчинении заместителей командующих по тылу и соответствующих начальников родов войск, специальных войск и служб объединений. В состав оперативного тыла для обеспечения его работы также входили соединения, части и подразделения войск ПВО, инженерные, химические, связи, охраны тыла и др. Оперативный тыл подразделялся на фронтовой, флотский, окружной, армейский, а также тыл флотилий и ВМБ. При этом дополнительно следует отметить появление плавучего тыла, обеспечивающего корабли флота, находящиеся е море .

    Войсковой тыл являлся низовым звеном Тыла Вооружённых Сил СССР и включал склады с запасами материальных средств, автотранспортные, ремонтные, медицинские и др. части и подразделения, предназначенные для непосредственного тылового обеспечения соединений, частей, кораблей и подразделений . Каждое войсковое соединение, часть (корабль) и подразделение имели свой тыл, состав которого был определен штатами. Например, тыл мотострелкового батальона состоял из взвода снабжения, ремонтной мастерской и батальонного медицинского пункта. Располагая необходимым автомобильным транспортом, он был способен следовать за батальоном при ведении им боевых действий или на марше и выполнять свои задачи в любых условиях обстановки.

    Тыл Вооружённых Сил СССР к 1980-м гг. представлял собой целую систему, предназначенную для всестороннего тылового и технического обеспечения всех видов и родов войск, основными из которых являлись:

    – прием от экономического комплекса государства запаса материальных средств и техники тыла, хранение и обеспечение ими войск (сил);

    – планирование и организация совместно с транспортными министерствами и ведомствами подготовки, эксплуатации, технического прикрытия, восстановления путей сообщения и транспортных средств;

    – подвоз всех видов материальных средств;

    – осуществление оперативных, снабженческих и других видов воинских перевозок, обеспечение базирования ВВС и ВМФ;

    – техническое обеспечение войск (сил) по службам тыла;

    – организация и проведение лечебно-эвакуационных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, медицинской защиты личного состава от оружия массового поражения (ОМП) и неблагоприятных экологических факторов, проведение ветеринарно-санитарных мероприятий и мероприятий служб тыла по химической защите войск (сил);

    – осуществление контроля организации и состояния противопожарной защиты и местной обороны войск (сип), оценка экологической обстановки в местах дислокации войск (сил), прогноз её развития и контроль за проведением мероприятий по защите личного состава от экологически вредных воздействий природного и техногенного характера;

    – торгово-бытовое, квартирно-эксплуатационное и финансовое обеспечение;

    – охрана и оборона коммуникаций и объектов тыла в тыловых полосах, организация лагерей (приемных пунктов) военнопленных (заложников), их учет и обеспечение;

    – обеспечение работ по эксгумации, идентификации, захоронению и перезахоронению военнослужащих.

    Для выполнения этих задач тыл имел в составе специальные войска (автомобильные, железнодорожные, дорожные, трубопроводные); соединения и части материального обеспечения; медицинские соединения, части н учреждения; стационарные базы и склады с соответствующими запасами материальных средств; транспортные комендатуры; ветеринарно-санитарные, ремонтные, сельскохозяйственные, торгово-бытовые, учебные и другие учреждения. Он же располагал частями других родов войск – инженерных, связи, химических, стрелковых охраны. В его состав входили управление Начальника тыла (в/ч 35801), штаб, главные и центральные управления, войска и службы (см. прил. 1.8 ), а также органы управления, войска и организации центрального подчинения, тыловые структуры видов и родов войск Вооружённых Сил, военных округов (групп войск) и флотов, объединений, соединений и воинских частей:

    Главное управление железнодорожных войск Министерства обороны СССР (ГУЖВ МО СССР);

    Главное автомобильное управление Министерства обороны СССР (ГАВТУ МО СССР);

    Главное военно-медицинское управление Министерства обороны СССР (ГВМУ МО СССР);

    Главное военно-строительное управление Министерства обороны СССР (ГВСУ) – в/ч 52690;

    Главное управление торговли Министерства обороны СССР (ГУТ МО СССР);

    Главное квартирно-эксплуатационное управление Министерства обороны СССР (ГКЭУ МО СССР);

    Центральное управление военных сообщений Министерства обороны СССР (ЦУП ВОСО МО СССР);

    Центральное продовольственное управление Министерства обороны СССР (ЦПУ МО СССР);

    Центральное вещевое управление Министерства обороны СССР (ЦВУ МО СССР);

    Центральное управление ракетного топлива и горючего Министерства обороны СССР (ЦУРТГ МО СССР) – в/ч 25968;

    Центральное автодорожное управление Министерства обороны СССР (ЦАДУ МО СССР) – в/ч 92407;

    Центральное дорожно-строительное управление Министерства обороны СССР (ДСУ МО СССР) – в/ч 55054;

    Центральное финансовое управление Министерства обороны СССР (ЦФУ МО СССР) – в/ч 01990;

    Инженерно-аэродромная служба Министерства обороны СССР;

    Военно-оркестровая служба Министерства обороны СССР;

    Служба пожарно-спасательной и местной обороны Министерства обороны СССР;

    Инспекция охраны окружающей среды Министерства обороны СССР;

    Управление сельского хозяйства.

    В 1980-е гг. в связи с возросшим объемом работы штабов и других органов тыла, а также повышением требований к боевой и мобилизационной их готовности велась большая рабата по развитию средств и способов управления тылом. С этой целью в штабе и центральных управлениях Тыла Вооружённых Сил, в видах, округах. группах войск и на флотах были созданы отделы (группы) связи и автоматизации.

    Таким образом, осуществление этих и многих других мероприятий по переводу Тыла Вооружённых Сил на общевойсковую структуру позволило в целом поднять на более качественный уровень боевую и мобилизационную готовность. В некоторых военных округах и группах войск были развернуты по одной–две фронтовые (армейские) бригады материального обеспечения (брмо). При этом особенно большой опыт был приобретён при работе этих бригад в Афганистане и при действиях по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и в других местах.

    Специфические условия боевых действий в Афганистане, жизни и быта личного состава, задачи, решаемые специалистами тыла на различных этапах пребывания войск, обусловили существенные особенности группировки советских войск в составе армейского тыла 40-й армии. Суть их заключалась в том, что тыл органично объединял стационарные и полевые подвижные органы тыла. Он имел в своем составе соединения, части и учреждения армейского, фронтового тыла, тыла ВВС и другие.

    К моменту вывода войск из Афганистана армейский тыл включал бригаду материального обеспечения, два отдельных автомобильных батальона, дорожно-комендантскую и трубопроводную бригады, отдельный трубопроводный батальон, шесть госпиталей, по два санитарно-эпидемических и ветеринарно-эпизоотических отряда, две поликлиники, шесть отдельных батальонов и четыре отдельные роты аэродромно-технического обеспечения, одиннадцать гарнизонных хлебопекарен, десять банно-прачечных комбинатов, отдельный батальон материального обеспечения армейской авиации и четыре комендатуры ВОСО. Однако, к сожалению, накопленный там богатый опыт рабаты оказался в последующем востребованным не полностью .

    Тылом руководили 7 маршалов и генералов – наименование их должностей при этом менялось: например в годы войны Тылом Красной Армии руководил начальник Главного управления тыла, он же с 1943 г. – Начальник Тыла. С 21.03.1946 г. Тылом руководил заместитель министра – начальник Тыла Вооружённых Сил СССР, а с августа 1950 г. – заместитель Военного министра СССР по тылу. С 25.04.1953 г. была введена должность начальника Тыла Министерства обороны СССР, а в последующем – заместителя министра обороны – начальника Тыла Вооружённых Сил СССР (табл. 11.1 ).

    Таблица 11.1

    Начальники Тыла Вооружённых Сил СССР в 1941-1992 гг.


    Хрулёв Андрей Васильевич генерал-лейтенант инт/с, с 17.11.1942 г. генерал-полковник инт/с, с 07.11.1943 г. генерал армии 01.08.1941-18.03.1950
    Виноградов Василий Иванович генерал-полковник 18.03.1950-02.06.1958
    Баграмян Иван Христофорович Маршал Советского Союза 02.06.1958-25.04.1968
    Маряхин Сергей Степанович генерал армии 25.04.1968-15.06.1972
    Куркоткин Семён Константинович генерал-полковник, с 02.11.1972 г. генерал армии, с 25.03.1983 г. Маршал Советского Союза 17.07.1972-04.05.1988
    Архипов Владимир Михайлович генерал армии 04.05.1988-07.12.1991
    Фуженко Иван Васильевич генерал-полковник 07.12.1991-18.07.1992

    Немаловажным аспектом в деятельности Вооружённых Сил являлось строительство новых объектов и размещение войск. Многочисленные военно-строительные части работали как в Минобороны, так и в системе многих гражданских министерств и ведомств. В июне 1949 г. правительством страны было принято решение объединить Военно-строительные структуры в единый Военно-строительный комплекс Вооружённых Сил и ввести должность заместителя министра обороны по строительству и расквартированию войск. Постановлением Совета Министров СССР № 2618-1037сс от 18 июня 1949 г., объявленного приказом министра Вооружённых Сил СССР № 0091 от 4 июля 1949 г., Главное строительные управление, Управление материальных фондов, Квартирно-эксплуатационное управление были переданы от Начальника Тыла Вооружённых Сил в подчинение заместителя министра Вооружённых Сип СССР по строительству и расквартированию войск . На базе Управления оборонительного строительства, Центрального управления аэродромного строительства, Главвоенстроя и Главвоенморстроя был создан единый Военно-строительный комплекс, который охватил все виды деятельности, обеспечивающие капитальное строительство для всех видов Вооружённых Сил и родов войск при едином централизованном управлении.

    Первым в истории военного строительства заместителем Военного министра СССР по строительству стал бывший заместитель начальника Тыла генерал-полковник В.Е. Белокосков . В его подчинение перешли Главное строительное управление, Квартирно-эксплуатационное управление, Инспекция пожарной охраны и Инспекция котлонадзора Военного Министерства СССР, ранее находившиеся в подчинении начальника тыла. С 1953 г. должность заместителя Военного министра СССР по строительству стала именоваться заместитель министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск . В последующем эту должность занимали ещё 5 генералов (табл. 11.2 ).

    Таблица 11.2

    3аместители министра обороны по строительству и расквартированию войск в 1949-1393 гг.


    Белокосков Василий Евлампиевич генерал-полковник 27.08.1949-26.04.1958
    Шебунин Александр Иванович генерал-полковник инт/с 12.06.1958-25.11.1963
    Комаровский Александр Николаевич генерал-лейтенант итс, с 16.06.1965 г. генерал-полковник итс, с 03.11.1972 г. генерал армии 26.11.1963-19.11.1973
    Геловани Арчил Викторович 06.03.1974-19.08.1978
    Шестопалов Николай Фёдорович генерал-полковник-инженер, с 28.10.1977 г. маршал инж/в 28.12.1978-02.09.1988
    Чеков Николай Васильевич генерал-лейтенант-инженер, с 27.10.1988 г. генерал-полковник 03.09.1988-00.12.1993

    В ведении заместителя министра Вооружённых Сил СССР по строительству и расквартированию войск находились четыре Главных управления, в подчинении которых были многочисленные военно-строительные части и учреждения (бригады, полки, батальоны, отряды, роты, заводы, базы, строительные управления и т.д.):

    – Главное военно-строительное управление Министерства обороны СССР (ГВСУ МО СССР);

    – Главное управление специального строительства Министерства обороны СССР (ГУСС МО СССР);

    – Главное квартирно-эксплуатационное управление Министерства обороны СССР (ГКЭУ МО СССР);

    – Главное военно-строительное управление Центр Министерства обороны СССР (ГВСУЦ МО СССР).

    I. Железнодорожные войска

    Железнодорожные войска (ЖДВ) Красной Армии, берущие начало с октября 1918 г. накануне Великой Отечественной войны и первое время после её начала подчинялись Наркомату путей сообщения СССР (НКПС) и Управлению военных сообщений Наркомата обороны СССР.

    Они насчитывали 13 бригад общей численностью около 100 тыс. человек, которые начали формироваться в феврале 1941 г. из имевшихся полков и отдельных батальонов. В составе ЖДВ имелся также сформированный 1 января 1939 г. Особый корпус железнодорожных войск, имевший к весне 1941 г. 5 бригад (1-ю, 3-ю, 4-ю, 5-ю, 7-ю) и выполнявший наиболее ответственные задания по железнодорожному строительству, ремонту и перевозкам на Дальнем Востоке, а затем в западной части страны .

    В последующем, в ходе войны выяснилось, что двойное подчинение военных формирований затрудняло работу железнодорожных войск, Государственный Комитет Обороны 3 января 1942 г. принял Постановление № 1095 «О восстановлении железных дорог», согласно которому все железнодорожные войска были подчинены НКПС, в котором было создано Главное управление военно-восстановительных работ (ГУВВР). В него вошли и специальные формирования НКПС, а для руководства железнодорожными войсками фронтов были созданы Управления военно-восстановительных и заградительных работ (УВВР). Для руководства войсками в составе ГУВВР были созданы Управление и Штаб железнодорожных войск. Специальные формирования были переведены на положение воинских частей.

    В конце Великой Отечественной войны в состав ЖДВ уже входили 37 отдельных железнодорожных бригад и 34 железнодорожных полка, в большинстве своем подчиненные УВВР (управлениям военно-восстановительных работ – их имелось 14 ). В этих формированиях числилось 290922 человек. Основная часть из них восстанавливали железные дороги на территории страны, но ряд бригад (1-я гвардейская и 3-я, 4-я, 5-я, 12-я, 19-я, 23-я, 29-я, 45-я) некоторое время работали на территории стран Восточной Европы, обустраивая железные дороги, в том числе для дислоцированных там групп советских войск.

    После войны ЖДВ значительно сократились, а оставшиеся соединения и части в соответствии с Постановлением Совнаркома СССР от 21 декабря 1945 г. и директивой Генерального штаба от 22 февраля 1946 г. переводились на штаты мирного времени. К 1948 г. были расформированы более половины бригад и почти все полки.

    В начале 1950 г. структура ГУВВР была упразднена, а железнодорожные войска в соответствии с Постановлением Совета министров СССР № 965-346сс от 7 марта 1950 г. «О железнодорожных войсках» и приказом заместителя военного министра СССР № 0055 от 13 марта 1950 г. были приравнены к специальным войскам и содержались вне норм численности Советской Армии .

    Железнодорожные войска подчинялись в вопросах производственной деятельности непосредственно Министерству путей сообщения СССР, в отношении устройства и службы войск боевой, политической, специальной и мобилизационной готовности – Военному министру СССР, а с 1954 г. – Министерству транспортного правительства СССР и Главному управлению железнодорожных войск (ГУЖВ). С 1 февраля 1957 г. оно именовалось Управлением ЖДВ, затем с 13 января 1965 г. – Центральным управлением, а с 23 декабря 1974 г. – вновь Главным управлением (в/ч 25967).

    В послевоенное время железнодорожными войсками руководили 3 генерала (табл. 11.3 ).