Способы возникновения прекращения юридического лица. Возникновение и прекращение юридических лиц

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Статья 51 ГК предусматривает обязательную государственную регистрацию юридических лиц. Причем в отличие от ранее действовавшего законодательства, в соответствии с которым регистрация коммерческих организаций осуществлялась органами местной администрации, ГК предусматривает регистрацию в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации. Пока такового нет, можно лишь предположить, о каких органах идет речь. Ими могут стать территориальные отделы или управления юстиции, нотариальные конторы, суды.

Отказ в регистрации возможен лишь в двух случаях:

  • в случае нарушения установленного законом порядка образования юридического лица;
  • в случае несоответствия учредительных документов закону.

Отказ по мотивам нецелесообразности не допускается. В любом случае отказ в государственной регистрации может быть обжалован в суд.

В отношении порядка регистрации необходимо руководствоваться Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 г. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации».

Данные государственной регистрации (в том числе для коммерческих организаций фирменное наименование) включаются в Единый государственный реестр юридических лиц (ст. 51 ГК).

Обращаем внимание на то, что исходя из ГК реестр должен быть единым для всех юридических лиц и открытым для всеобщего ознакомления.

В настоящее время существуют два государственных реестра. Ведение одного из них осуществляет государственная налоговая служба РФ (см. Положение о порядке ведения государственного реестра предприятии. Утверждено ГНС 12 апреля 1993 г. № ЮУ-4-12/65Н), второй (Государственный реестр предприятий с иностранными инвестициями, а также аккредитованных в России представительств иностранных фирм) ведет Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции РФ (созданная Постановлением Правительства РФ от 6 июня 1994 г. №655).

Прекращение деятельности юридического лица может иметь место в двух формах

  • с правопреемством (реорганизация);
  • без правопреемства (ликвидация).

Исходя из статей 57-60 ГК, реорганизация юридического лица может иметь место в форме:

  • слияния (объединение нескольких юридических лиц в одно, к которому в соответствии с передаточным актом переходят права и обязанности каждого из них),
  • присоединения (поглощение одного юридического лица другим, к которому переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом);
  • разделения (создание на основе одного юридического лица новых самостоятельных юридических лиц, к которым на основе разделительного баланса переходят права и обязанности разделенного юридического лица);
  • выделения из существующего с сохранением последнего (к новому юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного в соответствии с разделительным балансом);
  • преобразования, то есть изменения организационно-правовой формы (к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного в соответствии с передаточным актом). Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Единственным исключением из этого общего правила является реорганизация в форме присоединения, которая считается состоявшейся с момента внесения в Государственный реестр записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Названные документы утверждаются тем, кто принял решение о реорганизации юридического лица 21, и представляются для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (непредставление их влечет за собой отказ в государственной регистрации).

Если нет возможности четко определить правопреемника, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность перед кредиторами.

Ликвидация, то есть прекращение деятельности юридического лица без правопреемника, может состояться как по решению участников или уполномоченного ими органа, так и независимо от воли участников при наличии предусмотренных оснований.

Участники вправе в любой момент принять решение о ликвидации юридического лица. Это решение может быть принято, в частности:

  • в связи с истечением срока, на который создавалось юридическое лицо;
  • в связи с достижением цели, ради которой оно было создано;
  • в связи с признанием судом регистрации юридического лица недействительной.

Независимо от воли участников юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда:

  • в случае осуществления лицензируемой деятельности без лицензии;
  • в случае осуществления запрещенной законом деятельности;
  • в связи с неоднократным грубым нарушением действующего законодательства;
  • в связи с систематическим осуществлением неуставной деятельности (для общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов);
  • вследствие несостоятельности (банкротства). Это положение распространяется на коммерческие организации (кроме казенных предприятий), потребительские кооперативы, фонды.

Требование о ликвидации предъявляется в суд государственным органом или органом местного самоуправления, имеющим на это право.

Участники или орган, принявший решение о ликвидации, должны незамедлительно сообщить об этом зарегистрировавшему юридическое лицо органу. Последний вносит в Государственный реестр сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Ликвидация производится ликвидационной комиссией. В случае добровольной ликвидации комиссия образуется участниками предприятия или уполномоченным ими органом совместно с трудовым коллективом; в случае принудительной - органом, по решению которого она производится. В обоих случаях - по согласованию с зарегистрировавшим юридическое лицо органом. В решении о назначении ликвидационной комиссии содержится указание на срок ликвидации и ее порядок.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению юридическим лицом

Последовательность действий ликвидационной комиссии:

  • помещает в официальной печати публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроках (не менее двух месяцев с даты публикации) заявления претензий кредиторами;
  • выявляет кредиторов и письменно уведомляет их о ликвидации;
  • выявляет и получает дебиторскую задолженность;
  • после окончания срока предъявления претензий кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс , содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, а также перечень предъявленных кредиторами требований и результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный ба-ланс утверждается участниками или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующим органом;
  • принимает решение о продаже имущества юридического лица с публичных торгов (если имеющихся денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов);
  • выплачивает денежные суммы кредиторам ликвидируемого юридического лица в следующей последовательности (требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предшествующей очереди):
    • в первую очередь выплачивает суммы по требованиям граждан, перед которыми юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;
    • во вторую - осуществляет выплату выходных пособий и расчеты по оплате труда (а также оплате вознаграждений по авторским договорам);
    • в третью - осуществляет расчеты по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
    • в четвертую - погашает задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;
    • в пятую - производит расчеты с другими кредиторами.

    Выплаты кредиторам с первой по четвертую очередь начинают осуществляться (в порядке очередности) ликвидационной комиссией со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Выплаты кредиторам пятой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса;

  • составляет (после завершения расчета с кредиторами) ликвидационный баланс, который утверждается участниками или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующей инстанцией;
  • передает оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество участникам;
  • вносит запись о ликвидации в Государственный реестр юридических лиц.

Если имущество должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, то ликвидация должна осуществляться в соответствии с Законом о банкротстве. При обнаружении названных обстоятельств ликвидационная комиссия (а если она еще не создана - учредитель (участник) должника, либо собственник имущества унитарного предприятия, либо руководитель должника) должна обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом, об открытии конкурсного производства и назначении конкурсного управляющего. В случае, если дело о банкротстве возбуждается после создания ликвидационной комиссии, обязанности конкурсного управляющего могут быть возложены на председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора).

Нарушение изложенных требований является основанием для отказа во внесении в единый Государственный реестр юридических лиц записи о прекращении юридического лица. Помимо этого вышеназванные лица, допустившие нарушение и не обратившиеся в арбитражный суд, несут субсидиарную ответственность по неудовлетворенным обязательствам по денежным требованиям и обязательным платежам должника.

Юридические лица возникают по воле их учредителей, которыми могут выступать любые субъекты гражданского права. Это физические лица, обладающие необходимым уровнем дееспособности, юридические лица, обладающие соответствующей правоспособностью, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

В настоящее время законодателем установлено несколькоспособов возникновения организаций:

· явочно-нормативный;

· разрешительный;

· распорядительный.

Процесс возникновения юридических лиц разделяется на этапы:

· принятие решения о создании организации;

· подготовка учредительных документов;

· представление учредительных и сопутствующих документов в государственные регистрационные органы;

· государственная регистрация.

Как субъекты гражданского права юридические лица возникают с момента их государственной регистрации.

Наиболее распространенным способом возникновения юридических лицявляется явочно-нормативный, который также называютрегистрационным.

Суть его заключается в том, что любые правомочные субъекты гражданского права своей волей принимают решение о создании юридического лица. Никаких разрешений или согласований исполнительных органов власти или иных властных органов при этом не требуется. Воля учредителей таких организаций выражается в надлежаще оформленных документах, которые представляются в органы государственной регистрации (государственному регистратору). Отказ в государственной регистрации возможен только в случаях, прямо предусмотренных ГК или соответствующим нормативным актом, как правило, Федеральным законом, который регулирует порядок создания и деятельности регистрируемой организационно-правовой формы существования данного вида юридического лица. Как правило, отказ в регистрации возможен только в случаях, когда не представлены необходимые учредительные и сопутствующие документы или содержание этих документов не соответствует требованиям закона. Подавляющее большинство как коммерческих, так и некоммерческих организаций возникают по правилам явочно-нормативного способа.

Разрешительным является способ, когда при создании той или иной коммерческой организации (за исключением унитарных предприятий) требуется согласие (разрешение) государственного (муниципального) органа исполнительный власти. Необходимость получения такого разрешения возникает только тогда, когда наличествует юридический факт, прямо предусмотренный специальной нормой закона. Таким способом, например, возникают хозяйственные общества, уставный капитал которых превышает 500 миллионов рублей на момент их создания. В этом случае требуется согласие соответствующего территориального управления Министерства по антимонопольной политике.

Распорядительный способ применяется при создании унитарных предприятий и государственных учреждений. Правительство РФ, уполномоченный им орган исполнительной власти, орган исполнительный или муниципальной власти, которому такое право предоставлено соответствующим нормативным актом, издают ненормативный акт (постановление, распоряжение), который выступает правовым основанием возникновения соответствующих организаций.

Как уже говорилось выше, любая организация признается субъектом гражданского права с момента ее государственной регистрации. В соответствии с требованием ГК РФ такая регистрация должна осуществляться органами юстиции. Однако с 1 июля 2002 года вступил в действие ФЗ РФ "О государственной регистрации юридических лиц". Статьей 2 указанного нормативного акта право определять исполнительный орган государственной власти, который осуществляет государственную регистрацию организаций, передано Правительству РФ. Постановлением Правительства от 17 мая 2002 года № 319 полномочным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, выступает Министерство по налогам и сборам РФ. Соответственно, в муниципальных образованиях созданы подразделения налоговых органов, которые специально занимаются вопросами государственной регистрации организаций. В то же время в отношении некоторых видов и организационно-правовых форм существования юридических лиц действующее законодательство предусматривает специальный орган государственной регистрации, что допускается в соответствии с положением ст. 10 ФЗ РФ "О государственной регистрации юридических лиц". В таких случаях регистрационным органом выступают органы юстиции, Регистрационная палата при Правительстве РФ, Центральный Банк РФ и некоторые другие органы исполнительной власти. Способы государственной регистрации можно определить как общий порядок, который применяется при регистрации большинства организаций, и особый, который применяется к регистрации организаций некоторых видов. Особый порядок применяется только в случаях, прямо установленных специальным законом. В особом порядке регистрируются, например, кредитные организации, страховщики, органы массовой информации, политические партии, профсоюзы и некоторые другие организации.

Государственная регистрация юридических лиц осуществляется путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц. Для осуществления регистрации в соответствующий регистрационный орган или государственному регистратору (актуариусу) представляются учредительные документы, соответствующие избранному виду и организационно-правовой форме регистрируемого юридического лица, а также сопутствующие документы. К сопутствующим документам в основном относятся сведения об уплате регистрационного сбора за регистрацию и сведения о сформировании к моменту государственной регистрации не менее 50% уставного (складочного, паевого) капитала. В зависимости от вида, организационно-правовой формы существования или цели создания организации соответствующим законодательством может быть предусмотрена необходимость предоставления и иных сопутствующих документов. В установленные законодательством сроки государственный регистратор обязан произвести регистрацию юридического лица или отказать в ней. При отказе в регистрации в течение 30 дней учредители вправе обратиться в суд и потребовать отмены решения регистрационного органа и регистрации соответствующей организации. В течение шести месяцев после государственной регистрации любое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с требованием отмены регистрации. После регистрации выдается специальный документ – "свидетельство о государственной регистрации", который подтверждает состоявшийся юридический факт и является своеобразным "паспортом" организации. Данные государственной регистрации заносятся в соответствующие региональные и федеральные реестры юридических лиц. Сведения о регистрации должны публиковаться в открытой печати.

Прекращение юридических лиц как субъектов гражданского права осуществляется их реорганизацией или ликвидацией.

Реорганизация – это прекращение юридического лица путем передачи его субъективных прав и обязанностей другой организации.

Реорганизация юридических лиц может быть осуществлена в следующих формах:

· слияние – прекращение двух или более юридических лиц путем передачи их субъективных прав и обязанностей вновь созданному юридическому лицу на основании передаточного акта;

· присоединение – прекращение одного или нескольких юридических лиц путем передачи их субъективных прав и обязанностей к уже существующему юридическому лицу на основании передаточного акта;

· разделение – прекращение юридического лица путем передачи его прав и обязанностей двум или более вновь созданным юридическим лицам на основании разделительного баланса;

· выделение – передача существующим юридическим лицом (без его прекращения) части субъективных прав и обязанностей одному или нескольким вновь созданным юридическим лицам на основании разделительного баланса;

· преобразование – прекращение юридического лица путем изменения организационно-правовой формы его существования с передачей его субъективных прав и обязанностей вновь созданному юридическому лицу иной организационно-правовой формы существования на основании передаточного акта.

Ликвидация – это прекращение юридического лица без передачи его субъективных прав и обязанностей кому бы то ни было в порядке правопреемства.

Действующее гражданское законодательство предусматривает различные основания реорганизации юридических лиц.

Добровольная реорганизация осуществляется по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Участники организации в любое время и по любым основаниям могут принять решение и произвести реорганизационные процедуры. Что же касается органов юридического лица (единоличных или коллегиальных), то принимать решение о реорганизации и производить реорганизационные процедуры они вправе только тогда, когда наделены соответствующими полномочиями участниками при условии, что возможность передачи им такого права предусмотрена действующим гражданским законодательством, регулирующим деятельность организации той или иной организационно-правовой формы, а также в случаях, когда учредительными документами этого юридического лица прямо предусмотрена такая возможность.

Законная реорганизация . Законодательством, регулирующим деятельность юридических лиц, могут быть предусмотрены юридические факты, возникновение которых порождает обязанность ее участников принять решение о реорганизации и провести реорганизационные процедуры. Современное российское гражданское законодательство предусматривает достаточно большое количество таких юридических фактов. Так, например, если количество участников общества с ограниченной ответственностью превысит 50, то общество в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или производственный кооператив (п. 3 ст. 7 Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"). Или если по решению участников на объединение (ассоциацию, союз) юридических лиц возлагается ведение предпринимательской деятельности, то оно должно преобразоваться в хозяйственное общество или товарищество (п. 1 ст. 11 Закона РФ "О некоммерческих организациях").

Принудительная реорганизация возможна только в отношении коммерческих организаций и производится она ее участниками на основании решения правомочного органа государственной исполнительной власти. Принудительная реорганизация возможна только в формах разделения или выделения. Так, в случаях, когда коммерческая организация, занимающая доминирующее положение на рынке товаров или услуг, осуществляет монополистическую деятельность, или ее действия приводят к существенному ограничению конкуренции, то решением антимонопольных органов она может быть реорганизована. Получив соответствующее предписание, участники обязаны совершить реорганизационные процедуры.

Разрешительная реорганизация . Такой порядок реорганизации применяется в случаях, когда объединение, слияние или присоединение коммерческих организаций может привести к созданию монополистических структур на товарных рынках, которые, возможно, окажут существенное отрицательное влияние на развитие конкуренции. Решение о реорганизации коммерческих организаций подобных форм принимается участниками этих юридических лиц, в то же время им необходимо получить согласие на проведение реорганизационных мероприятий от соответствующих антимонопольных органов. Например, в случае слияния и присоединении любых объединений коммерческих организаций (союзов, ассоциаций) требуется согласие антимонопольных органов (п. 1 ст. 17 Закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках).

Судебная реорганизация осуществляется по иску уполномоченного органа государственного управления в тех случаях, когда участники юридического лица или уполномоченный ими орган юридического лица, или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию юридического лица учредительными документами организации, в установленные сроки не осуществляет реорганизационные процедуры, не исполняя при этом соответствующих предписаний. Тогда суд назначает внешнего управляющего и поручает ему осуществить реорганизационные процедуры. С этого момента к нему переходят полномочия по управлению делами организации. Осуществление реорганизационных процедур происходит под контролем суда, который утверждает разделительный баланс и учредительные документы вновь возникших юридических лиц - правопреемников реорганизованного. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

В значительной своей части реорганизационные процедуры связаны с процессом передачи субъективных прав и обязанностей от реорганизуемых юридических лиц к другим организациям. Основными документами, определяющими объем передаваемых прав и обязанностей реорганизуемых юридических лиц, являются передаточный акт и разделительный баланс. Передаточный акт составляется при слиянии, присоединении и преобразовании. Разделительный акт - при разделении и выделении. По своему содержанию эти документы совпадают. Они должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемых юридических лиц в отношении всех кредиторов и должников, в том числе и тех обязательств, которые оспариваются полностью или в части. Передаточный акт и разделительный баланс включаются в число необходимых сопутствующих документов, представляемых на государственную регистрацию. Их отсутствие, а также отсутствие в них положений о правопреемстве влекут за собой отказ в государственной регистрации возникших в ее результате новых организаций. Понуждая реорганизуемое юридическое лицо действовать добросовестно, законодатель устанавливает солидарную ответственность для вновь возникших юридических лиц по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами в том случае, когда из разделительного баланса невозможно определить его правопреемника.

Следует иметь в виду, что при осуществлении реорганизационных процедур, как правило, происходит перемена лиц в обязательстве как в виде уступки права требования, так и перевода долга. Поэтому лица, осуществляющие данные процедуры, обязаны письменно уведомлять об этом всех кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредитор, в случае несогласия перевода долга в результате реорганизации другому юридическому лицу, вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательства должником, по которому выступает реорганизуемая организация. Нужно помнить, что действующее гражданское законодательство, в зависимости от вида и организационно-правовой формы существования того или иного юридического лица, устанавливает особенности проведения реорганизационных процедур и их порядок.

За исключением реорганизации в форме присоединения возникшие в результате ее проведения юридические лица считаются возникшими с момента их государственной регистрации в установленном законом порядке. При присоединении к другому юридическому лицу реорганизуемые организации считаются прекратившимися с момента внесения соответствующих записей о прекращении ее деятельности путем присоединения к другой организации в единый государственный реестр юридических лиц.

Действующее российское законодательство предусматривает следующие основания ликвидации юридических лиц .

Добровольная ликвидация (самоликвидация) . Осуществляется на основании добровольного решения участников (учредителей) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, если специальным законом, регулирующим порядок создания и деятельности организации соответствующего вида и организационно-правовой формы, допускается возможность передачи такого права. Следует иметь в виду, что участники (учредители) юридического лица не вправе самостоятельно заявить о добровольной ликвидации юридического лица, если он отвечает признакам несостоятельности (банкротства).

Законная ликвидация. Производится в случаях, когда гражданским законодательством, регулирующим порядок создания и деятельности юридических лиц определенного вида и организационно-правовых форм существования, или учредительными документами такой организации определен юридический факт, при наступлении которого участники (учредители) либо органы юридического лица, когда им такое право может быть передано участниками и закреплено в учредительных документах, обязаны принять решение о ликвидации и произвести ликвидационные процедуры.

К таким юридическим фактам, например, относятся:

· истечение срока, на которое было создано юридическое лицо;

· достижение целей, ради которых оно создано (п. 2 ст. 61 ГК);

· ситуация, когда по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества с ограниченной ответственностью оказалась меньше размера его уставного капитала и общество не объявило о его уменьшении и не зарегистрировало его (п. 4 ст. 90 ГК) и ряд иных.

Судебная ликвидация. Во всех случаях, кроме вышеназванных, когда инициатива исходит от третьих лиц, ликвидация юридического лица и производство ликвидационных процедур возможно только на основании вступившего в законную силу решения суда. Судебная ликвидация может быть произведена по формальным основаниям и по основаниям нарушения организацией действующего законодательства.

Формальные основания судебной ликвидации юридического лица четко предусмотрены ГК и специальными законами, регулирующими порядок создания и деятельности организаций.

Такими основаниями могут быть, например:

· наступление юридического факта, порождающего обязанность участников (учредителей) осуществить ликвидацию организации, но они уклоняются от ее исполнения (истечение срока, на который организация создана);

· признание недействительным факта регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер (единственным участником общества с ограниченной ответственностью является хозяйственное общество, состоящее из одного лица,- п. 2 ст. 88 ГК) и другие.

В этих случаях, в течение шести месяцев с момента государственной регистрации юридического лица, с исковым требованием о ликвидации организации могут обращаться любые заинтересованные лица, а по истечении этого срока - государственные органы или органы местного самоуправления, которым такое право предоставлено законом, а также прокурор.

Факты нарушения юридическим лицом действующего законодательства устанавливаются контрольными органами исполнительной или муниципальной власти при осуществлении ими собственной деятельности. Эти нарушения могут происходить в сфере лицензионной деятельности, когда организация осуществляет ее без соответствующего разрешения либо осуществляет деятельность, запрещенную законом. В иных случаях при нарушениях в сфере налогового, таможенного, экологического, уголовного, административного, земельного и иного законодательства возможность обращения в суд с требованием о ликвидации юридического лица связана с тем, что они должны носить грубый характер либо совершаться неоднократно. Что же касается некоммерческих организаций, таких как общественные или религиозные, благотворительные или иные фонды, то обращение с требованием об их ликвидации возможно при осуществлении ими деятельности, противоречащей целям их создания, если такая деятельность носит характер систематической, а также в иных случаях, прямо предусмотренных ГК, например, если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна (п. 1 ч. 2 ст. 119 ГК). Обращаться с такими требованиями вправе соответствующие контрольные органы (налоговые, таможенные, санитарно-эпидемиологические, пожарной охраны, экологического контроля, антимонопольные и иные), а также прокурор.

Особой формой ликвидации юридического лица является признание его несостоятельным (банкротом). Так, юридические лица считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполняются ими в течение трех месяцев с момента наступления даты исполнения (п. 2 ст. 3 Закона "О несостоятельности (банкротстве"). В этом случае участники несостоятельной организации в лице соответствующих органов юридического лица, ее кредиторы, прокурор и другие уполномоченные лица вправе обратиться в арбитражный суд с требованием признания ее банкротом. Арбитражный суд возбуждает дело о банкротстве, если требования к организации-должнику в совокупности составляют не менее пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Лица, принявшие решение о ликвидации юридического лица, сообщают об этом в письменной форме органам государственной регистрации, которые вносят соответствующие сведения в государственный реестр юридических лиц. Затем лицо, принявшее решение о ликвидации, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора), состав которой согласуется с органами государственной регистрации, а также устанавливает сроки и порядок ликвидации, который должен соответствовать требованиям ГК. Применяются специальные правила признания организаций несостоятельными (банкротами). Процедура банкротства имеет длительный и сложный характер и должна соответствовать требованиям законодательных актов, устанавливающих особенности ликвидации тех или иных организаций соответствующих видов и организационно-правовых форм их существования. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все права по управлению делами организации, а также право ее представления, в том числе и в суде. Ликвидационная комиссия публикует в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации организаций, сведения о ликвидации, порядке и сроках ее проведения, месте и порядке работы ликвидационной комиссии. Срок предъявления требований к ликвидатору кредиторами не может быть менее двух месяцев с момента публикации такого объявления. Ликвидационная комиссия устанавливает дебиторов и принимает меры по взысканию с них долгов. Она также определяет кредиторов, уведомляет их об этом и об объеме обязательств перед ними, включает их в промежуточный ликвидационный баланс. Кроме этого, любое лицо, полагающее себя кредитором организации, вправе требовать включения ее в промежуточный ликвидационный баланс. В случае отказа, а также, если кредитор не согласен с размером долга, определенным ликвидатором, он вправе обратиться в суд с соответствующим требованием о включении его в промежуточный ликвидационный баланс или изменении объема долга. После истечения срока предъявления требований составляется промежуточный ликвидационный баланс, в который включаются кредиторы, признанные таковыми ликвидационной комиссией или решением суда. Также в нем должны содержаться сведения о составе имущества ликвидируемой организации, перечень предъявленных кредиторами требований и результаты рассмотрения этих требований ликвидационной комиссией. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается лицом, принявшим решение о ликвидации, и согласовывается с органом, осуществившим государственную регистрацию ликвидируемого юридического лица. Если денежных средств, находящихся на счетах организации (кроме учреждений), недостаточно для погашения долгов, ликвидатор продает иное имущество с публичных торгов по правилам, установленным для исполнения судебных решений.

После проведения этих процедур ликвидационная комиссия осуществляет выплату долгов ликвидируемой организации. Завершив расчеты с кредиторами, ликвидатором составляется окончательный ликвидационный баланс, который утверждается ее учредителями (участниками) либо органом, принявшим решением о ликвидации, и согласовывается с соответствующим органом государственной регистрации. После этого ликвидационная комиссия снимает организацию с налогового, статистического и иных видов учета, сдает документацию, в том числе бухгалтерскую, учредительные документы, средства индивидуальной идентификации в соответствующий регистрационный орган. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а оно - прекратившим существование с момента внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. В органах печати, где публикуются сведения о государственной регистрации юридических лиц, публикуются сведения об их прекращении путем ликвидации.

Законом установлен порядок удовлетворения требований кредиторов, включенных в промежуточный ликвидационный баланс. Все кредиторы делятся на очереди, и требования последующей очереди удовлетворяются только после удовлетворения требований предыдущей очереди. Немедленно, с момента согласования промежуточного ликвидационного баланса, ликвидатор начинает удовлетворять требования кредиторов. В первую очередь удовлетворяются требования физических лиц, перед которыми организация несет обязательства по причинению вреда жизни и здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей. Также в эту очередь удовлетворяются требования граждан при ликвидации банков или иных кредитных учреждений, которые выступали кредиторами этих юридических лиц и кредитовали их деятельность путем заключения договоров банковского вклада или банковского счета. Во вторую очередь удовлетворяются требования по выплате заработной платы, выходных пособий лицам, с которыми был заключен трудовой договор (контракт), а также производятся выплаты по авторским договорам. В третью очередь удовлетворяются долги кредиторов, чьи обязательства были обеспечены залогом. В четвертую очередь погашаются платежи в бюджет (налоги) и внебюджетные платежи (пенсионный, дорожный и иные внебюджетные фонды). По истечении месяца после утверждения и согласования промежуточного ликвидационного баланса погашаются требования кредиторов пятой очереди. В этой очереди находятся все остальные кредиторы ликвидируемого юридического лица.

Когда имущества организации недостаточно для удовлетворения требования лиц, находящихся в одной очереди, оно распределяется между ними пропорционально размерам их требований, подлежащих удовлетворению, если иной порядок не установлен специальным законом. Если ликвидационная комиссия отказывает в удовлетворении требования кредитора, включенного в промежуточный ликвидационный баланс, нарушает его права или уклоняется от их удовлетворения, то он вправе обратиться в суд с соответствующим иском. По решению суда такие требования могут удовлетворяться за счет оставшегося имущества организации. Когда имущества ликвидируемой организации недостаточно, то неудовлетворенные требования считаются погашенными, так же как и требования лиц, не включенных в промежуточный ликвидационный баланс. Если после расчетов со всеми кредиторами осталось имущество, то оно распределяется между участниками организации пропорционально объему их прав требования или иным образом, установленным законом для организации соответствующего вида и организационно-правовой формы существования, если иной порядок не установлен ее учредительными документами.

Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако государство (публичная власть) в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания. Отсюда - требование обязательной государственной регистрации юридических лиц.

В качестве учредителей юридического лица могут выступать их первоначальные участники (члены) (в хозяйственных обществах и товариществах, кооперативах, ассоциациях, общественных и религиозных организациях) либо собственник их имущества или уполномоченный им орган (при создании унитарных предприятий и учреждений), а также иные лица, вносящие в них имущественные вклады, хотя и не принимающие затем непосредственного участия в их деятельности (учредители фондов).

Законодательству известно несколько способов (порядков) создания юридических лиц. В условиях рыночной организации оборота основным становится явочно-нормативный (или нормативно-явочный, иногда называемый также заявительным либо регистрационным) способ их создания. Он исключает необходимость получения предварительного разрешения органов публичной власти на создание юридического лица. Учредители "являются" в регистрирующий орган, который не вправе отказать им в регистрации создаваемой организации при отсутствии каких-либо нарушений правовых норм с их стороны. В таком порядке создается большинство юридических лиц.

В качестве предусмотренного законом исключения используется также разрешительный порядок создания некоторых юридических лиц, предполагающих заниматься лишь предпринимательской деятельностью. Он связан с необходимостью получения предварительного разрешения (согласия) от органов публичной власти на создание соответствующего юридического лица, что обычно служит общим интересам всех участников оборота. В таком порядке, например, создаются коммерческие банки и страховые компании (в частности, поскольку их деятельность связана с оказанием финансовых услуг неограниченному кругу потребителей и аккумулированием значительных денежных средств последних). Кроме того, данный порядок используется при создании юридических лиц, могущих занять доминирующее или даже монопольное положение на рынке определенных товаров или услуг с тем, чтобы сохранить в интересах потребителей конкуренцию между существующими товаропроизводителями (услугодателями). Очевидна поэтому невозможность полного отказа от разрешительного порядка даже в развитой рыночной экономике (что подтверждает и зарубежный опыт).

В обоих случаях юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК). Данная регистрация должна проводиться органами юстиции в едином государственном реестре юридических лиц в порядке, предусмотренном специальным законом. Однако в отсутствие такого закона она проводится различными государственными и муниципальными органами либо даже созданными ими "регистрационными палатами" и их отделениями (филиалами) по не всегда совпадающим правилам и в отсутствие единого реестра. Данное положение не только осложняет контроль за законностью создания и функционирования юридических лиц и ознакомление с их положением других участников оборота, но и создает почву для злоупотреблений.

Единая процедура государственной регистрации в настоящее время установлена для юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (включая и некоммерческие организации), кроме предприятий с иностранными инвестициями. В соответствии с ней в регистрирующий орган представляются заявление, устав и решение о создании юридического лица либо учредительный договор, а также документы, подтверждающие оплату регистрационного сбора и не менее 50% уставного капитала. Требование иных, не предусмотренных законодательством документов (например, гарантийных писем или справок, подтверждающих место нахождения юридического лица), запрещается. Регистрация должна проводиться в течение трех дней с момента представления всех необходимых документов (либо в 30-дневный срок с момента их отправления по почте).

Отказ в государственной регистрации юридического лица возможен только по мотивам несоответствия представленных документов закону или несоблюдения установленного (разрешительного) порядка, но не по иным основаниям, например из-за "отсутствия целесообразности". При этом отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке (п. 2 ст. 35 Закона о предприятиях). Любым заинтересованным лицам также предоставлено право в 6-месячный срок с момента регистрации заявить в суде требование о признании регистрации и (или) учредительных документов юридического лица недействительными полностью или частично (например, по мотивам нарушения их прав на имущество, внесенное в уставный капитал созданного юридического лица).

Сведения о регистрации юридических лиц подлежат опубликованию. Данные государственного реестра юридических лиц должны быть открыты для всеобщего ознакомления с тем, чтобы любой участник имущественного оборота мог удостовериться в статусе своего реального или потенциального контрагента - юридического лица.

Деятельность юридического лица прекращается посредством его реорганизации или ликвидации. Реорганизация юридического лица осуществляется в таких формах, как:

  • · слияние нескольких юридических лип в одно;
  • · присоединение одного или нескольких юридических лиц к другому;
  • · разделение юридического лица на несколько самостоятельных организаций;
  • · выделение из состава юридического лица (не прекращающего при этом своей деятельности) одного или нескольких новых юридических лиц;
  • · преобразование юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую (п. 1 ст. 57 ГК).

Во всех этих случаях, за исключением выделения, прекращается деятельность по крайней мере одного юридического лица, однако его права и обязанности не прекращаются, а переходят к вновь созданным юридическим лицам в порядке правопреемства. Правопреемство происходит и при выделении, ибо к вновь создаваемому (выделяющемуся) юридическому лицу и в этом случае переходит часть прав и обязанностей остающегося юридического лица.

Следовательно, реорганизация юридического лица всегда влечет возникновение правопреемства (даже не будучи связанной с прекращением его деятельности в случае выделения). В этом ее принципиальное отличие от ликвидации юридического лица, при котором никакого преемства в правах и обязанностях не возникает, ибо они, как и их субъект - юридическое лицо, подлежат прекращению.

Реорганизация юридического лица по общему правилу проводится им добровольно, по решению его учредителей либо уполномоченного на то учредительными документами его органа, например общего собрания его участников. Добровольная реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования в предусмотренных законом случаях может осуществляться с предварительного согласия государственных органов (п. 3 ст. 57 ГК). Такое согласие требуется получить от антимонопольных органов, контролирующих появление хозяйствующих субъектов, которые могли бы занять доминирующее положение на товарном рынке.

В случаях, прямо предусмотренных законом, реорганизация в форме разделения и выделения может осуществляться принудительно, по решению компетентного государственного органа или суда. Так, в соответствии с законом юридические лица, занимающие доминирующее положение на каком-либо товарном рынке, в случае неоднократного нарушения требований антимонопольного законодательства могут быть подвергнуты принудительному разделению или выделению из их состава самостоятельных организаций.

Реорганизация юридических лиц оформляется либо передаточным актом (балансом) (в случаях слияния, присоединения и преобразования), либо разделительным балансом (в случаях разделения и выделения) (ст. 58 ГК). В передаточном акте или в разделительном балансе должны содержаться положения о правопреемстве по всем без исключения правам и обязанностям реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и оспариваемые сторонами обязательства (п. 1 ст. 59 ГК). Соблюдение этого правила призвано обеспечить полную ясность относительно всех правоотношений, участником которых являлось реорганизованное юридическое лицо. Очевидно, что оно установлено, прежде всего, в интересах кредиторов юридического лица с тем, чтобы их требования не "затерялись" в ходе реорганизации.

Данный процесс таит в себе значительные опасности для кредиторов - контрагентов реорганизуемых юридических лиц. Так, они могут столкнуться с ситуацией, когда имеющиеся перед ними у юридического лица обязательства после его разделения или выделения окажутся переданными наиболее слабым в имущественном отношении преемникам. Присоединение или слияние грозит кредиторам увеличением их числа, отнюдь не обязательно сопровождающимся увеличением имущества должника (если, например, имущество присоединяемого юридического лица уже обременено многочисленными долгами). Изменение организационно-правовой формы в результате преобразования может повлечь исключение дополнительной ответственности перед ними участников юридического лица (например, при преобразовании общества с дополнительной ответственностью или производственного кооператива в общество с ограниченной ответственностью). Поэтому закон требует, чтобы лица или органы, принявшие решение о реорганизации, письменно уведомили об этом всех кредиторов, а последние вправе независимо от поступления уведомления требовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств и возмещения возникших убытков (п. 1 и 2 ст. 60 ГК).

Данные правила составляют важнейшие юридические гарантии прав и интересов кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Если же кредитор не воспользовался указанным правом, место реорганизованного юридического лица в обязательстве перед ним занимает правопреемник, определяемый на основании передаточного акта или разделительного баланса. Поэтому после утверждения названных документов лицами или органами, принявшими решение о реорганизации, они должны быть представлены для государственной регистрации вместе с учредительными документами вновь возникших юридических лиц. Непредставление этих документов для регистрации либо отсутствие в них положений о правопреемстве в отношении обязательств реорганизованного юридического лица должны влечь отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (п. 2 ст. 59 ГК), т.е. по сути, непризнание состоявшейся реорганизации. Если же разделительный баланс составлен так, что не дает возможности определить правопреемника по конкретному обязательству, вновь возникшие в результате разделения или выделения юридические лица будут нести по нему солидарную ответственность перед кредиторами реорганизованного юридического лица (п. 3 ст. 60 ГК). Таким образом, в ходе реорганизации юридических лиц осуществляется всесторонняя защита интересов кредиторов.

Реорганизация считается завершенной (состоявшейся) с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, а в случае присоединения - с момента государственной регистрации прекращения деятельности присоединенного юридического лица (п. 4 ст. 57 ГК).

Ликвидация юридического лица представляет собой способ прекращения его деятельности при отсутствии преемства в его правах и обязанностях (п. 1 ст. 61 ГК). Поскольку права и обязанности юридического лица не переходят к правопреемникам, задача обеспечения прав и интересов кредиторов (других участников имущественного оборота) приобретает здесь еще большую важность, чем в случаях его реорганизации. Поэтому закон устанавливает специальный порядок ликвидации юридического лица.

Ликвидация может осуществляться добровольно, по решению учредителей либо уполномоченного на то органа юридического лица, в частности, по истечении срока или с достижением целей, для которых оно создавалось (например, дирекция строящегося предприятия прекращает свою деятельность после сдачи готового объекта в эксплуатацию). Возможна и принудительная ликвидация в соответствии с судебным решением (п. 2 ст. 61 ГК). Основаниями для нее являются осуществление юридическим лицом своей деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо с неоднократным или грубым нарушением закона или иных правовых актов, а также противоречие этой деятельности законодательным запретам (в том числе при систематическом нарушении своей специальной правоспособности некоммерческой организацией). Случаи принудительной ликвидации юридического лица могут предусматриваться только Гражданским кодексом. К ним относится также признание судом недействительной регистрации юридического лица из-за допущенных при его создании неустранимых нарушений законодательства, поскольку в этом случае "добровольная" по форме ликвидация юридического лица, по сути, носит вынужденный (принудительный) характер. Особым случаем ликвидации юридического лица является его банкротство.

Ликвидация юридического лица представляет собой достаточно длительную процедуру, основное содержание которой сводится к выявлению и удовлетворению имеющихся у кредиторов требований. При этом юридическое лицо продолжает свою деятельность (до момента исключения его из государственного реестра). Поэтому как имеющиеся, так и возможные контрагенты должны быть осведомлены, предупреждены о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации и осуществляет расчеты со своими кредиторами, имея решение (или будучи обязанным) прекратить свою деятельность. С этой целью лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, должны незамедлительно письменно сообщить об этом регистрирующему органу для внесения соответствующих сведений в государственный реестр (п. 1 ст. 62 ГК). С момента внесения данных сведений к наименованию (фирменному наименованию) юридического лица обязательно добавляются слова в ликвидации.

Предусмотренная законом обязательная процедура ликвидации также рассчитана прежде всего на защиту интересов кредиторов. Ведь учредители или участники юридического лица при его ликвидации обычно заинтересованы в сохранении максимально возможного остатка имущества после завершения всех расчетов, поскольку он обычно поступает в их собственность. Поэтому ликвидация должна проходить под контролем органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица.

Ликвидация начинается с назначения лицами или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, специальной ликвидационной комиссии (ликвидкома) или единоличного ликвидатора, к которым и переходят все полномочия по управлению делами юридического лица, включая выступление в суде от его имени (п. 2 и 3 ст. 62 ГК). Такая комиссия (или единоличный ликвидатор) назначается по обязательному согласованию с регистрирующим органом (п. 1 ст. 62 ГК). Перечисленные действия составляют первый этап процесса ликвидации.

Главной задачей ликвидкома является выявление всех долгов юридического лица и осуществление расчетов с его кредиторами. Поэтому на втором этапе ликвидком обязан опубликовать извещение о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (причем такой срок не может быть менее двух месяцев с момента данной публикации) и письменно уведомить о ликвидации всех известных ему кредиторов. Помимо этого ликвидком принимает все другие возможные меры по выявлению кредиторов, а также по получению задолженности с должников ликвидируемого юридического лица (дебиторской задолженности).

По истечении срока для предъявления требований кредиторами ликвидком должен составить промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражаются сведения о фактическом составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне заявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения (возможности удовлетворения или отклонения). Данный баланс утверждается лицами или органами, принявшими решение о ликвидации, также по согласованию с регистрирующим органом (п. 2 ст. 63 ГК). Последний должен, следовательно, контролировать правильность и обоснованность данных баланса. Названными действиями завершается вторая стадия ликвидации.

Если по данным промежуточного баланса у ликвидируемого юридического лица недостаточно денежных средств для удовлетворения заявленных кредиторами требований, ликвидком продает его имущество с публичных торгов (с тем чтобы выручить за него максимально возможные суммы). При недостатке и этого имущества в некоторых случаях возможно обращение с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет имущества учредителя (казенного предприятия или учреждения) либо участников юридического лица (полных товарищей, участников обществ с дополнительной ответственностью, производственных кооперативов, ассоциаций и союзов). В таком случае кредитор не связан сроками утверждения ликвидационного баланса и работы ликвидационной комиссии. В этом состоит третий этап ликвидации.

Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса начинаются расчеты с кредиторами юридического лица, составляющие четвертый этап его ликвидации. Они производятся в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК. В соответствии с ней предусмотрены четыре последовательно удовлетворяемых очереди привилегированных кредиторов, требования которых удовлетворяются преимущественно перед другими кредиторами. Имеется также пятая очередь, куда включены требования всех остальных (непривилегированных) кредиторов, выплаты которым начинаются лишь по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. При этом требования каждой последующей очереди удовлетворяются только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди (п. 2 ст. 64 ГК). Следовательно, при недостатке или отсутствии необходимого имущества требования последующих очередей могут остаться неудовлетворенными. Между кредиторами одной очереди имущество ликвидируемого юридического лица при его недостатке распределяется пропорционально суммам их требований. Например, если требования соответствующей очереди составляют 500 млн. руб., а оставшееся после удовлетворения требований предшествующих очередей имущество стоит 100 млн. руб., то это означает, что каждый из кредиторов данной очереди получит за рубль долга только 20 коп.

В первую очередь включены требования граждан к ликвидируемому юридическому лицу по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью, а во вторую очередь - требования по оплате труда и вознаграждений по авторским договорам. В третью очередь удовлетворяются требования залоговых кредиторов (по обязательствам юридического лица, обеспеченным залогом его имущества). В четвертую очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет (налоги) и во внебюджетные фонды (пенсионный и т.п.). Все остальные требования относятся к пятой очереди.

При отказе ликвидкома в удовлетворении конкретного требования кредитора последний вправе обратиться с соответствующим иском в суд (до момента утверждения окончательного ликвидационного баланса). В этот же период еще возможно обращение с требованием к ликвидкому, несмотря на пропуск установленного им для этих целей срока. В обеих ситуациях требования кредиторов могут быть удовлетворены из остатка имущества, если таковой имеется. При отсутствии такого остатка требования кредиторов считаются погашенными. Также погашаются требования кредиторов, отклоненные ликвидкомом и не предъявленные затем в суде, либо требования, в удовлетворении которых кредитору отказано судебным решением (п. 4-6 ст. 64 ГК).

Последний, пятый этап ликвидации начинается после завершения всех расчетов с кредиторами. Ликвидком составляет окончательный ликвидационный баланс, который утверждается лицами или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с регистрирующим органом (п. 5 ст. 63 ГК). Остаток имущества передается учредителям или участникам юридического лица, а при ликвидации некоторых некоммерческих организаций используется на цели, предусмотренные законодательством и их учредительными документами. Ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование с момента внесения записи об этом в государственный реестр (п. 8 ст. 63 ГК).

Несостоятельность (банкротство) наступает в случаях невозможности (неспособности) полного удовлетворения юридическим лицом всех денежных требований своих кредиторов. В такой ситуации речь должна идти о равномерном и справедливом распределении имеющегося имущества должника между его кредиторами, которые при этом как бы "конкурируют" друг с другом, в том числе в рамках определенных групп (очередей). Порядок такого распределения называется конкурсом или конкурсным производством ("конкурсным процессом"). Составляющие его правила являются сутью института несостоятельности (банкротства).

В современных правопорядках правила о несостоятельности применяются как к юридическим, так и к физическим лицам, причем не обязательно осуществляющим предпринимательскую деятельность. Поэтому институт банкротства не связан лишь с ликвидацией коммерческих организаций. Действующее законодательство РФ исходит из того, что банкротами не могут быть объявлены юридические лица, по долгам которых их учредители несут субсидиарную ответственность. Поэтому банкротами в соответствии с п. 1 ст. 65 ГК могут быть признаны только коммерческие организации (за исключением казенных предприятий), а из числа некоммерческих - потребительские кооперативы и фонды.

Несостоятельность может быть признана в судебном порядке либо объявлена самим должником. Судебное признание банкротства возможно как по требованию кредиторов (или прокурора), так и по заявлению самого неплатежеспособного должника. В предусмотренных законом случаях руководитель должника обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 8 Закона о банкротстве). Таким образом, как объявление банкротом, так и последующая ликвидация юридического лица могут быть как принудительными (по судебному решению), так и добровольными (по решению самого банкрота, принятому совместно с его кредиторами в соответствии с п. 2 ст. 65 ГК и ст. 24, 181-183 Закона о банкротстве). Основную особенность такой ликвидации составляет обязательное соблюдение конкурсного порядка распределения имущества между кредиторами.

Вместе с тем институт банкротства не направлен только на прекращение (ликвидацию) юридического лица. Ведь интерес кредиторов неплатежеспособного юридического лица состоит не в его ликвидации, а в возможно более полном удовлетворении своих требований, чему может служить и продолжение его деятельности (если, конечно, ее результатом станут дополнительные доходы, а не убытки). Следует также иметь в виду, что ликвидация юридического лица в результате его банкротства крайне неблагоприятно отражается на его наемных работниках и нередко имеет иные отрицательные социальные последствия (например, при банкротстве градообразующих предприятий). Поэтому она является крайней мерой, использованию которой обычно предшествует применение иных, предупредительных мер.

К их числу относится досудебная санация (оздоровление), под которой понимается оказание должнику финансовой помощи с целью восстановления его платежеспособности и погашения его денежных обязательств (ст. 27 Закона о банкротстве). Она может осуществляться как учредителями (участниками) или собственником имущества юридического лица - должника, так и его кредиторами и иными (третьими) лицами. Ее условием может стать принятие должником обязательства по отчуждению своего имущества или его части в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.

Традиционной мерой предотвращения ликвидации является мировое соглашение должника с кредиторами (ст. 120 Закона о банкротстве). Оно принимается по решению общего собрания кредиторов на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве и утверждается арбитражным судом. Содержание мирового соглашения могут составлять условия об отсрочке или рассрочке исполнения обязательств должника; об уступке прав требования должника; об исполнении его обязательств третьими лицами; об уменьшении (скидке) долга; о прекращении обязательств путем предоставления взамен отступного, изменения (новации) их содержания или прощения долга либо об удовлетворении требований кредиторов иными законными способами. Мировое соглашение может быть признано недействительным при наличии предусмотренных законом оснований (ст. 127 Закона о банкротстве), а при неисполнении должником его условий в отношении не менее трети требований кредиторов - расторгнуто по решению арбитражного суда (п. 3 ст. 129 Закона о банкротстве). В последнем случае кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику не в первоначальном объеме, а в объеме, предусмотренном мировым соглашением.

В ходе разбирательства дела о банкротстве арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов может вводиться внешнее управление организацией-должником (если есть основания полагать, что ее платежеспособность может быть восстановлена) (ст. 68 Закона о банкротстве). На период внешнего управления вводится мораторий - отсрочка удовлетворения требований кредиторов, которая распространяется на долги, возникшие до назначения этого управления, в том числе подтвержденные исполнительными документами (ст. 70 Закона о банкротстве).

Внешнее управление осуществляется назначенным судом внешним управляющим, который приобретает права руководителя организации-должника и самостоятельно распоряжается ее имуществом (за исключением крупных сделок). Деятельность управляющего строится на основе плана проведения внешнего управления, утвержденного общим собранием кредиторов на срок не более года. План может предусматривать перепрофилирование или закрытие нерентабельных производств; продажу части имущества должника, продажу предприятия-должника в целом (как имущественного комплекса), осуществление иных законных способов восстановления платежеспособности должника. При недостижении этой цели арбитражный суд признает должника банкротом и открывает конкурсное производство.

С момента принятия арбитражным судом заявления о банкротстве предусматривается введение периода наблюдения, для осуществления которого судом может назначаться временный управляющий. С этого момента приостанавливается производство и исполнение по всем делам, связанным с обращением взыскания на имущество должника, а любые имущественные требования к нему могут предъявляться лишь в конкурсном порядке (ст. 57, 58 Закона о банкротстве). Цель этих мер очевидна - сохранение имущества должника для соразмерного удовлетворения требований всех кредиторов. Поэтому в период наблюдения органы управления должника не вправе совершать большинство сделок без согласия временного управляющего, а также не могут принимать решения о реорганизации или ликвидации должника, его участии в иных юридических лицах, выплате дивидендов и размещении эмиссионных ценных бумаг, так как это может ущемить интересы кредиторов. Для соблюдения этого порядка в государственный реестр юридических лиц должна вноситься соответствующая запись. Временным управляющим в этот период проводится анализ финансового состояния должника и устанавливается размер требований всех его кредиторов. Последние на своем общем собрании принимают решение либо о применении к должнику предупредительных мер, либо об обращении в суд с ходатайством о признании его банкротом и об открытии конкурсного производства.

Конкурсное производство открывается с момента судебного признания должника банкротом (п. 1 ст. 97 Закона о банкротстве). Оно относится к "ликвидационным процедурам", влекущим прекращение деятельности юридического лица - банкрота и осуществляется назначенным судом конкурсным управляющим в срок, как правило, не более года. С этого же момента считается наступившим срок исполнения всех денежных обязательств должника (что уравнивает требования всех кредиторов независимо от сроков их возникновения) и одновременно прекращается начисление пени (неустоек) и процентов по всем видам его задолженности. Совершение сделок с имуществом должника, предъявление требований отдельными кредиторами и исполнение в их пользу теперь допускаются только в порядке конкурса (конкурсный иммунитет) (п. 1 ст. 98 Закона о банкротстве).

Все полномочия по управлению делами должника и распоряжению его имуществом переходят к конкурсному управляющему (а полномочия органов управления и собственника имущества должника соответственно прекращаются). Конкурсный управляющий вправе требовать признания недействительными совершенных должником сделок и расторжения заключенных им договоров, направленных на уменьшение его имущества; он может предъявлять иски об истребовании имущества должника у третьих лиц, а также принимать иные меры по поиску, выявлению и возврату находящегося у них имущества должника (ст. 101 Закона о банкротстве). В некоторых правопорядках для этого устанавливается специальный срок - "период подозрительности". Затем конкурсный управляющий проводит инвентаризацию и оценку выявленного имущества должника, которое предназначено для удовлетворения требований кредиторов (конкурсной массы). В конкурсную массу не включаются находящийся на балансе должника жилищный фонд и отдельные объекты социально-культурной сферы и коммунальной инфраструктуры, а также некоторые другие виды имущества (например, изъятые из оборота) (ст. 103, 104 Закона о банкротстве).

Имущество, составляющее конкурсную массу, продается управляющим с согласия кредиторов по общему правилу на открытых (публичных) торгах. Из вырученных от продажи сумм производятся расчеты с кредиторами в соответствии с очередностью их требований и в порядке, установленном законом для ликвидации юридических лиц (п. 1-3 ст. 64 ГК; ст. 106-111 Закона о банкротстве). Вне очереди покрываются судебные расходы и вознаграждения управляющим при банкротстве, а также требования, возникшие в периоды наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства (в том числе текущие коммунальные и эксплуатационные платежи). Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества должника, считаются погашенными.

Действия конкурсного управляющего контролируются кредиторами и арбитражным судом. По завершении расчетов с кредиторами конкурсный управляющий представляет суду отчет с приложением реестра требований кредиторов (с указанием размера погашенных требований) и документов, подтверждающих продажу имущества и погашение требований кредиторов. После рассмотрения отчета управляющего арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, которое является основанием для внесения записи в реестр юридических лиц о ликвидации юридического лица - должника. С момента внесения такой записи в указанный реестр (т.е. государственной регистрации) конкурсное производство считается завершенным, а юридическое лицо - ликвидированным.

Банкротство отдельных видов юридических лиц обладает некоторыми особенностями, предусмотренными законодательством. Так, при банкротстве градообразующих организаций допускается введение внешнего управления под поручительство публично-правового образования по обязательствам должника (ст. 134 Закона о банкротстве); при банкротстве сельскохозяйственных организаций другие сельскохозяйственные организации могут получать преимущественное право приобретения объектов недвижимости, используемых для сельскохозяйственного производства (п. 3 ст. 139 Закона о банкротстве) и т.д. До введения в действие нового Закона о банкротстве для всех государственных предприятий предусматривался особый порядок продажи принадлежащего им имущества в целях предотвращения признания их банкротами. Определенные особенности имеются также при банкротстве банков и иных кредитных организаций, страховых и финансовых компаний и некоторых других видов юридических лиц.

Таким образом, процесс образования юридического лица включает действия лиц, инициирующих его создание, и уполномоченных государственных органов, придающих этой инициативе юридическую силу. В зависимости от степени участия первой или второй группы субъектов в процессе создания юридического лица выделяются несколько способов образования юридических лиц.

При явочном порядке для того, чтобы организация считалась созданной, необходимо лишь волеизъявление учредителей. Вмешательства государственных или иных органов в данном случае не требуется. Такой порядок используется за рубежом при создании юридических лиц отдельных видов.

Распорядительный порядок предполагает, что для создания юридического лица достаточно распорядительного акта учредителя, государственной регистрации юридического лица не требуется. Этот порядок преобладал в период господства в СССР плановой экономики, когда юридические лица создавались по распоряжениям уполномоченных государственных органов.

Прекращение юридического лица следует отличать от прекращения им своей деятельности, когда само юридическое лицо как субъект права продолжает существовать в неизменном виде, не осуществляя какую-либо фактическую финансово-хозяйственную деятельность. Прекращение юридического лица есть утрата им своей правосубъектности, которая наступает в результате реорганизации или ликвидации.

Юридическим лицом в соответствии со статьей 48 ГК РФ признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Признаки юридического лица:

организационное единство;

имущественная обособленность (экономический признак);

способность выступать в гражданско-правовом обороте от своего имени (материально-правовой признак);

способность быть истцом и ответчиком в суде (процессуально-правовой признак).

Юридическое лицо приобретает гражданские права и обязанности через свои органы, структура и компетенция которых определены в учредительных документах.

Юридическое лицо вправе создавать вне места своего нахождения представительства и филиалы, не являющиеся самостоятельными юридическими лицами, руководители которых действуют на основании доверенности и в соответствии с учредительными документами юридического лица.

Возникновение юридического лица состоит из двух стадий: принятие решения о его создании и составление учредительных документов; государственная регистрация юридического лица, с момента которой оно считается созданным (ФЗ РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ, в ред. ФЗ РФ от 23.12.2003 N 185-ФЗ). Для некоторых организаций законом предусмотрен иной порядок государственной регистрации. Например, для банков в соответствии с ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1, в ред. от 08.07.1999 № 144-ФЗ.

Основания прекращения деятельности юридических лиц:

добровольное, т.е. прекращение по решению органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (в определенных случаях с разрешения компетентного государственного органа);

распорядительное: -

по решению компетентного государственного органа; -

по решению суда.

Виды прекращения юридического лица: 1.

Реорганизация - прекращение юридического лица с переходом его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другому юридическому лицу (ранее существовавшему или вновь созданному).

Виды реорганизации юридических лиц: 1)

слияние - возникновение вместо нескольких старых юридических лиц одного нового; 2)

присоединение - вливание одного юридического лица в другое; 3)

разделение - возникновение вместо одного старого юридического лица нескольких новых; 4)

выделение - выделение нового юридического лица без прекращения старого; 5)

преобразование - изменение организационно-правовой формы юридического лица. 2.

Ликвидация - полное прекращение юридического лица без перехода к кому-либо его прав и обязанностей. Юридическое лицо считается прекращенным с момента государственной регистрации его ликвидации или реорганизации. Этому предшествует длительный подготовительный переход, который обязательно включает учет имущества юридического лица, уведомление кредиторов и удовлетворение их интересов.

Виды ликвидации юридического лица: 1)

с распределением оставшегося имущества между учредителями (участниками) юридического лица (ликвидация хозяйственных обществ и товариществ, кооперативов); 2)

с передачей оставшегося имущества собственнику (унитарные предприятия и финансируемые собственником учреждения); 3)

с передачей оставшегося имущества на цели, определенные в учредительных документах юридического лица (общественные и религиозные объединения, фонды).

Гарантии прав кредиторов при прекращении юридического лица: 1.

Обязательное уведомление кредиторов. 2.

Право кредиторов требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств с возмещением вызванных этим убытков. 3.

Солидарная ответственность вновь образованных юридических лиц по обязательствам реорганизованного юридического лица, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника.

Если юридическое лицо не в состоянии удовлетворить требования всех кредиторов, то оно может быть объявлено банкротом, что влечет его ликвидацию. Решение о признании банкротом может быть принято судом или самим юридическим лицом совместно с его кредиторами.

Банкротом может быть объявлена любая коммерческая организация (кроме казенного предприятия), а также потребительский кооператив и благотворительный или иной фонд (ст. 65 ГК). Отношения, связанные с банкротством юридического лица, урегулированы ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ.

Еще по теме 4.3. Понятие, признаки, возникновение и прекращение юридических лиц:

  1. § 15. Требования к юридической правоспособности физических лиц. Физическое существование: возникновение и прекращение. Способы доказательства
  2. 6.3. Основания (юридические факты) возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений
  3. 3.1. Понятие, основания возникновения, субъекты, виды, исполнение, ответственность за нарушение и прекращение обязательств
Возникновение юридического лица. Порядок возникновения юридических лиц устанавливается законодательством, регламентирующим деятельность предприятий, организаций или учреждений данного вида. Но если рассматривать данный вопрос в целом, можно выделить несколько способов возникновения юридических лиц.

Распорядительный порядок создания юридического лица действует, когда предприятие, организация или учреждение возникают на основе распоряжения собственника имущества (в большинстве случаев - государственные предприятия и организации). Согласно законодательным актам о предприятиях, предприятие может создаваться по решению собственника (собственников) имущества или органа, уполномоченного собственником.

Разрешительный порядок имеет место, когда для возникновения юридического лица необходимо согласие какого-либо органа, предприятия или организации. Так, при создании малых предприятий посредством выделения из состава действующего предприятия или объединения одного или нескольких структурных подразделений по решению их трудовых коллективов необходимо согласие собственника имущества предприятия (уполномоченного им органа, предприятия, объединения). В этом случае

предприятие или объединение выступает в качестве учредителя малого предприятия*.

Явочно-нормативный порядок возникновения юридических лиц применяется, если для этого не требуется чьего-либо распоряжения или разрешения. Так, в соответствии со ст. 11 Закона о кооперации кооператив организуется по желанию граждан исключительно на добровольных началах. В аналогичном порядке возникают акционерные общества, общественные объединения, религиозные общества, пользующиеся правами юридических лиц.

Договорно-правовой порядок возникновения юридических лиц состоит в том, что юридическое лицо образуется на основании учредительного договора, заключаемого предприятиями, организациями или гражданами. В названном порядке возникают, например, хозяйственные товарищества, ассоциации и концерны, создаваемые юридическими лицами.

В современных условиях все перечисленные способы могут быть сведены к двум: явочно-нормативному (нередко называемому также "регистрационным") , включающему создание юридического лица по решению (распоряжению) собственника или в соответствии с учредительным договором нескольких собственников, и разрешительному. При этом явочно-нормативный становится общим порядком образования юридических лиц, а разрешительный - исключительным (по прямому указанию законодательного акта).

Государственная регистрация юридического лица. Действующим законодательством предусмотрена обязательная государственная регистрация всех без исключения юридических лиц. Предприятие, учреждение, организация или объединение приобретают права юридического лица лишь с момента их регистрации в установленном законом порядке (п. 3 ст. 13 Основ гражданского законодательства). Коммерческие организации по действующему законодательству регистрируются в органах местной администрации районов и городов, что порождает неквалифицированную оценку учредительных документов и злоупотребления. Основы гражданского законодательства, следуя общепринятому в мировой коммерческой практике порядку, предусмотрели их регистрацию в органах юстиции (которыми могут быть территориальные отделы или управления юстиции, нотариальные конторы или даже коммерческие (арбитражные) суды). Представляется, что в будущем гражданское законодательство должно ориентироваться на этот подход. Данные такой регистрации включаются в республиканские реестры юридических лиц, открытые для всеобщего ознакомления.

Необходимость такой регистрации и государственного учета действующих юридических лиц в условиях рыночной экономики имеет важное значение не только для возникновения правоспособности и дееспособности данного юридического лица, но для обеспечения финансового (налогового) контроля за их деятельностью.

Для регистрации юридического лица в соответствующий орган представляются: заявление, устав предприятия или организации, утвержденный в установленном порядке, решение о его создании (распоряжение, в надлежащих случаях - согласие собственника имущества или его органа,

См. п. 4 постановления Совета Министров СССР от 8 августа 1990 г. № 790 "О мерах по созданию и развитию малых предприятий".-В: СП СССР. 1990.Отд. 1.№19.Ст. 101.

учредительный договор и т.п.) и иные документы, перечень которых определяется республиканским законодательством (например, законодательство требует представления протокола учредительного собрания при создании акционерного общества).

Некоторые виды юридических лиц регистрируются в специально уполномоченных на то органах государственного управления. Так, средства массовой информации подлежат регистрации в соответствующих министерствах и ведомствах информации и печати, а общественные организации (объединения) регистрируют лишь свои уставы (обычно - в республиканских министерствах юстиции). Коммерческие банки регистрируются в центральном банке республики (одновременно с выдачей лицензии).

Отказ в регистрации организаций возможен только в случаях, когда нарушен установленный законом порядок их создания либо когда представляемые для регистрации учредительные документы не соответствуют требованиям закона. Отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности создания данного юридического лица не допускается.

Регистрация юридического лица должна быть проведена в течение 30 дней (в отношении малых предприятий - в двухнедельный срок) с момента подачи заявления и других документов для регистрации. Если соответствующий орган отказал в регистрации юридического лица по мотивам, которые учредитель считает необоснованными, либо не провел регистрацию в установленные законом сроки, заявитель вправе обжаловать это решение в суде, арбитражном суде.

За регистрацию юридического лица учредитель обязан внести плату, размер которой устанавливается законодательством республик. Указанные платежи зачисляются в доход местного бюджета.

Прекращение деятельности юридического лица. Деятельность юридического лица прекращается посредством его реорганизации или ликвидации. Реорганизация юридического лица происходит в случаях разделения предприятия или организации и создания на их основе нескольких юридических лип; слияния нескольких юридических лиц в одно; присоединения одного юридического лица к другому. Во всех этих случаях права и обязанности прекратившего деятельность юридического лица или лиц переходят к созданным на их основе юридическим лицам, т.е. возникает преемство прав и обязанностей. Правопреемство наступает также при преобразовании одного юридического лица в другое, например при создании на базе государственного предприятия арендного предприятия путем сдачи его имущества в долгосрочную аренду арендному коллективу (ст. 1 б Основ законодательства об аренде).

При реорганизации юридического лица должны быть соблюдены все правила, установленные для создания нового юридического лица. Реорганизация юридического лица может быть как добровольной (по решению собственника имущества, учредителя данного юридического лица), так и принудительной*.

* Так, ст.ст. 11 и 19 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предусмотрена возможность принудительного разделения хозяйствующих субъектов в случаях осуществления ими монополистической деятельности и существенного ограничения конкуренции вследствие их доминирующего положения на рынке.

- В: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 199). № 16. Ст. 499.

Реорганизация оформляется составлением передаточного.или. разделительного баланса, фиксирующего передачу или раздел соответствующего имущества.

Ликвидация юридического лица также возможна как в добровольном, так и в принудительном порядке. В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется на основании решения собственника имущества или уполномоченного им органа по причинам нецелесообразности дальнейшей деятельности, выполнения данным юридическим лицом возложенных на него задач и т.п.

В принудительном порядке юридическое лицо может быть ликвидировано на основании решения суда или арбитражного суда (а кооперативных организаций также по решению исполкома местного Совета (местной администрации), зарегистрировавшего кооператив).

По решению суда или арбитражного суда юридическое лицо может быть ликвидировано в случаях: признания его банкротом; если принято решение о запрете деятельности предприятия из-за невыполнения установленных законодательством условий в надлежащий срок, например неосуществление природоохранных мероприятий и т.п.; если решением суда будут признаны недействительными учредительные акты о создании предприятия и в иных слулаях, предусмотренных законодательством.

Ликвидация юридического лица означает прекращение его деятельности при отсутствии какого-либо правопреемства. Удовлетворение претензий кредиторов и распределение оставшегося после этого имущества осуществляет ликвидационная комиссия, образуемая собственником имущества или уполномоченным им органом (а в случае банкротства -конкурсным управляющим). По их решению ликвидация может производиться и органом управления предприятия (например, его директором) . Конкретный порядок ликвидации регулируется законодательством и уставом соответствующей организации (см., например, ст. 17 Основ).

Процесс ликвидации регулируется законодательством о соответствующем виде юридических лиц (см., например, ст.ст. 37, 38 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности"), а также специальными законодательными актами о банкротстве*. Ликвидационная комиссия объявляет в официальной печати по месту нахождения юридического лица о его ликвидации и определяет в соответствии с законом срок ее проведения, а также специальный срок для заявления претензий кредиторов (по общему правилу - не менее двух месяцев с момента объявления о ликвидации). Кроме того, она обязана принять меры по выявлению возможных кредиторов. После удовлетворения претензий кредиторов составляется ликвидационный баланс, который вместе с остатком имущества передается собственнику или органу, назначившему ликвидком. Юридическое лицо считается прекратившимся с момента внесения об этом записи в соответствующий государственный реестр.

При объявлении банкротства (несостоятельности) юридического лица обычно предусматривается определенный период его возможной санации (оздоровления), на который управление имуществом передается специ-

* Закон Российской Федерации от 19 ноября 1992 г. "О несостоятельности (банкротстве) предприятий"- Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской федерации. 1993. № 1. Ст. 6.

ально назначенным лицам без согласия собственника. В случае недостижения целей санации наступает следующая стадия - собственно банкротство. В ходе ее осуществления имущество банкрота распределяется между его кредиторами в порядке конкурсного процесса (в ходе которого они "конкурируют" за максимально возможное удовлетворение своих требований) . Условия и последствия признания юридического лица банкротом регулируются специальным законом.