Характеристика и образ дмитрия разумихина в романе преступление и наказание достоевского сочинение. Образ Разумихина в романе Достоевского «Преступление и наказание

Дворянин по происхождению Разумихин Дмитрий Прокофьевич единственный товарищ главного героя романа . Познакомились друзья в университете, который оба вынуждены были оставить из-за материальных трудностей. Настоящая фамилия героя — Вразумихин, но все вокруг прозвали его Разумихиным. Фамилия-прозвище подчёркивает разумность Дмитрия. Дворянская кровь Разумихину не давала никаких привилегий. Помощи ему ждать не откуда — в живых нет ни матери, ни отца, и родни у него нет, разве что дядя, изредка навещающий племянника.

Существуя, как и Родион, на грани выживания, Разумихин совсем иначе относился к своей бедности. Если Раскольников впадал отчаяние и крайности, то Разумихин искал подработки и не пугался тяжёлого труда. Кроме того, его сильного физически даже называли богатырём. Оптимист по натуре он многим нравился за своё простодушие и доброту.

Разумихин обладал приметной внешностью — приличный рост, костлявые, но большие руки, тёмные волосы и постоянная щетина на щеках. Одет просто и небрежно, но всегда в чистое. В минуты нахлынувшей слабости мог гульнуть пьяно и пошуметь, подебоширить, с кем-нибудь подраться. Своим видом он казался неотёсанным деревенщиной, но это совсем не так. Благородное происхождение читалось в глубине его характера, нравственных поступках, сметливом уме и завидной эрудиции. Кроме того, герой знал три языка и имел мечту — открыть своё издательство, ради достижения которой был готов много и упорно работать. Этот молодой мужчина очень хочет выбраться из бедности, но только честным трудом.

Разумихину свойственно «заглядывать» в души окружающих. Он определяет, что безнадёжный негодяй, а вот Раскольников ещё способен измениться. К другу в поисках родной души и приходит Родион мучаемый совестью после совершения убийства. И даже со временем понимая, что институтский приятель реально виноват в страшном преступлении, Разумихин пытался его выгородить, ссылаясь на его болезнь. Хотя сам приходился дальней роднёй .

Ради помощи другим Дмитрий легко готов отказаться от своих выгод, пожертвовать даже принципами. Он берёт ответственность за родных своего оступившегося друга, когда Раскольников отбывает на каторгу. Разумихин обещает беречь его мать Пульхерию Александровну и сестру Дуню, в которую влюбился с первой встречи. А через некоторое время он женится на сестре друга, чтобы зажить тихой и счастливой семейной жизнью.

Цитаты Разумихина

Вранье есть единственная человеческая привилегия перед всеми организмами. Соврешь — до правды дойдешь! Потому я и человек, что вру. Ни до одной правды не добирались, не соврав наперед раз четырнадцать, а может, и сто четырнадцать, а это почетно в своем роде; ну, а мы и соврать-то своим умом не умеем! Ты мне ври, да ври по-своему, и я тебя тогда поцелую. Соврать по-своему — ведь это почти лучше, чем правда по одному по-чужому; в первом случае ты человек, а во втором ты только что птица!

С одной логикой нельзя через натуру перескочить! Логика предугадает три случая, а их миллион!

Человек он умный, но чтоб умно поступать — одного ума мало.

Исследователи творчества Достоевского полагают, что писатель, работая над образом Разумихина, хотел создать персонажа, похожего на героя романа «Что делать?» . Достоевский даже как-то описался в одном из собственных черновиков, назвав Разумихина - Рахметовым.

Между персонажами этих двух романов много общего. Оба относятся к кругу демократической молодежи, сформировавшемуся в 1860-ые годы. Оба стремятся закалить тело и волю, чтобы противостоять грядущим трудностям. Разумихин способен терпеть адский голод и холод и «квартировать на крыше», а Рахметов приучает собственное тело не реагировать на боль и для этого тянет лямку на Волге вместе с бурлаками.


Иллюстрация к роману "Преступление и наказание"

Еще одна параллель с персонажами Чернышевского в романе «Преступление и наказание» - образ . Это тоже представитель прогрессивной молодежи, сосед Мармеладовых. Однако, в отличие от Разумихина, Лебезятников задумывался автором как очевидная карикатура на персонажей Чернышевского с их нигилистическими взглядами.

«Преступление и наказание»

Полное имя героя - Дмитрий Прокофьевич Разумихин. Это молодой человек, недавний студент, университетский друг Родиона Раскольникова. Возраст героя не указан в романе, но можно предположить, что Разумихину примерно столько же лет, сколько и Раскольникову, то есть около двадцати трех.


По происхождению Разумихин дворянин, однако денег у героя крайне мало, никакой поддержки со стороны нет. Разумихин живет в Петербурге на съемной квартире и сам себя обеспечивает, временами находя некие подработки, связанные с издательским делом. В этой области Разумихин работает уже два года и мечтает открыть собственное издательство. Пока же герой не сидит без дела и находит «бездну источников», где можно раздобыть немного денег. Из родственников у Разумихина остался один дядя, который приезжает в Петербург навестить героя один раз в год.

Разумихин учился с Раскольниковым в университете и знает того уже полтора года. Разумихину, как и Раскольникову, пришлось покинуть университет из-за нехватки денег, но, в отличие от приятеля, герой изо всех сил старается исправить ситуацию и стремится как можно скорее продолжить учебу.


По характеру Разумихин общительный, веселый и добрый человек. Сложные обстоятельства и неудачи не смущают героя, Разумихин остается оптимистом и не унывает. Несмотря на внешнюю простоту нрава Разумихин - человек, у которого есть чувство собственного достоинства, неглупый и рассудительный. В своих действиях герой опирается на разум и вразумляюще действует на других, поэтому фамилию героя можно считать говорящей.

Внешне герой выглядит высоким, худым, но крепким. Разумихин силен «как богатырь», черноволос и всегда плохо выбрит, у него крупные руки, а одежда на нем выглядит потрепанной. Дома герой носит «истрепанный до лохмотьев халат» и туфли на босу ногу. Разумихин неуклюж, как медведь, но производит впечатление славного человека, горячего и честного.


Герои романа "Преступление и наказание"

Манеры у героя грубые, Разумихин разговаривает с набитым ртом, не следит за одеждой и часто выглядит неряхой. Другие персонажи говорят о Разумихине, что у того «трактирное обращение». Временами герой любит хорошенько выпить и затеять какую-нибудь проказу, может побуянить в пьяном виде, но затем испытывает по этому поводу стыд.

При внешней грубости герой хорошо образован и знает три европейских языка. Это деловой и трудолюбивый человек с железной волей, который способен на нежные чувства и привязанность. Герой влюбляется в Дуню Раскольникову, сестру своего университетского друга, и в конце концов женится на той.


Многие персонажи романа имеют теории, которые пытаются подтвердить. К примеру, у адвоката , который хочет жениться на , есть теория о бедных женах, согласно которой в жены лучше брать девушку «из нищеты», испытавшую в жизни массу трудностей. Лужин считает, что такая жена будет почитать мужа за спасителя и беспрекословно тому подчиняться.

Еще один «конкурент» Разумихина, который претендует на руку Дуни, - господин Свидригайлов, представленный в романе двойником Раскольникова. У обоих героев схожие теории. Как и Раскольников, убежден, что цель оправдывает средства, а зло, сотворенное во имя благой цели, - «не такое уж и зло». Следуя этой теории, Свидригайлов травит нелюбимую жену, чтобы жениться на Дуне, и совершает массу других неблаговидных поступков. Разумихин враждебно относится к подобного рода теориям и людям, склонным их придумывать.


Разумихин в сериале "Преступление и наказание"

Герой возмущен бесчеловечной теорией Раскольникова. Однако на суде Разумихин яростно защищает друга, потому что убежден, что виновен не столько сам Раскольников, сколько система, которая ставит людей в невыносимые условия и толкает на подобные поступки.

Разумихин введен в роман как антипод Раскольникова. Характеры героев противопоставлены. Например, Раскольников необщителен и высокомерен, избегает общества. Разумихин общителен, прост нравом и деятелен, не склонен сгибаться под ударами судьбы, так что героя никак нельзя назвать «маленьким человеком».

Экранизации

В 1969 году вышла двухсерийная экранизация романа «Преступление и наказание» режиссера Льва Кулиджанова. Фильм снят на киностудии имени в Москве. В роли Разумихина снялся актер Александр Павлов.


В 2007 году по мотивам «Преступления и наказания» сняли восьмисерийный мини-сериал, где роль Разумихина исполнил актер . Сериал снял режиссер Дмитрий Светозаров, съемки проходили в Петербурге с лета 2006 года до весны 2007 года.

«...честный и чувствительный человек откровенничает, а деловой человек слушает да ест, а потом и съест».
«Головной убор, это, брат, самая первейшая вещь в костюме, своего рода рекомендация...»
«...чтобы сделать в свете карьеру, достаточно, по-моему, всегда сезон наблюдать; если в январе спаржи не потребуешь, то несколько целковых в кошельке сохранишь...»

/ / / Образ Разумихина в романе Достоевского «Преступление и наказание»

«Преступление и наказание» Фёдора Достоевского – это психологический глубоко философский роман о необычных людях со сложной судьбой. Каждая личность, введенная в сюжет, является важной частью картины общества того времени.

Разумихин – это яркий второстепенный персонаж. Он представлен читателям как друг главного героя, Родиона Раскольникова. Дмитрий Прокофьевич Вразумихин – полное имя персонажа. Но все звали его не Вразумихиным, а Разумихиным – уж так повелось.

Он был бедным студентом, как и Родион. Родни у него не было, кроме дяди, который иногда его навещал.

Будучи по крови дворянином, Разумихин, однако, не имел никаких привилегий. Жилось ему не слаще, чем Раскольникову, но относились к своему бедственному положению они по-разному. Через нехватку денег оба были вынуждены оставить обучение в университете. поддался отчаянию, а Разумихин не сдавался. Он искал и находил способы заработка, не боялся сложной работы. К тому же, Разумихин был необычайно силен, прослыл настоящим богатырем.

Дмитрий Разумихин – настоящий оптимист, неунывающий человек. Хотя иногда ему все-таки сложно – и тогда он начинает пьянствовать и проказничать. Но благодаря сильной воле юноша может и вовсе не пить. Многие любят Разумихина за его добрый простой нрав. Несмотря на некоторую простоватость, он довольно умный малый и глубокая личность.

Внешность Разумихина была заметной: высокий, худой с костлявыми ручищами. Но в этом худом теле таилась огромная сила. Он был черноволос, всегда плохо выбрит. К одежде он относился равнодушно, хотя белье всегда было чистым. Но в целом, все же он производил впечатление неряшливого немного неотесанного юноши. Это очень контрастировало с его настоящей сущностью. Ведь, несмотря на простоватые «трактирные» манеры, он был хорошо образован, знал три языка.

Разумихин – честный и порядочный человек, не лишенный при этом скромности. Он о себе говорит, что он немного порядочен, однако имеются за ним и неприглядные делишки. Герой честно сознается, что иногда вынужден лгать, но исключительно из благородных побуждений.

Дмитрий имеет определенную цель в жизни, к которой постепенно идет. Его мечта – это собственное издательское предприятие. Юноша стремится выбраться из нищеты, зарабатывать честным трудом.

Разница между Раскольниковым и Разумихиным в их отношении к жизни и к себе. Раскольников быстро впадает в отчаяние, привык винить общество в своих неудачах, он вынашивает теорию о сверхчеловеке, для которого нет моральных границ. Тогда как Разумихин не имеет склонности к философствованию и пустым теориям, а понемногу совершает рациональные действия, которые должны привести его к цели.

В конце романа Разумихин обретает тихое семейное счастье с любимой .

Дальний родственник . Раскольников вдруг вспомнил о нем накануне преступления, пытаясь найти выход из жизненного тупика: «Разумихин был один из его прежних товарищей по университету. Замечательно, что Раскольников, быв в университете, почти не имел товарищей, всех чуждался, ни к кому не ходил и у себя принимал тяжело. <...> С Разумихиным же он почему-то сошелся, то есть не то что сошелся, а был с ним сообщительнее, откровеннее. Впрочем, с Разумихиным невозможно было и быть в других отношениях. Это был необыкновенно веселый и сообщительный парень, добрый до простоты. Впрочем, под этою простотой таилась и глубина, и достоинство. Лучшие из его товарищей понимали это, все любили его. Был он очень неглуп, хотя и действительно иногда простоват. Наружность его была выразительная — высокий, худой, всегда худо выбрит, черноволосый. Иногда он буянил и слыл за силача. Однажды ночью, в компании, он одним ударом ссадил одного блюстителя вершков двенадцати росту. Пить он мог до бесконечности, но мог и совсем не пить; иногда проказил даже непозволительно, но мог и совсем не проказить. Разумихин был еще тем замечателен, что никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его. Он мог квартировать хоть на крыше, терпеть адский голод и необыкновенный холод. Был он очень беден и решительно сам, один, содержал себя, добывая кой-какими работами деньги. Он знал бездну источников, где мог почерпнуть, разумеется заработком. Однажды он целую зиму совсем не топил своей комнаты и утверждал, что это даже приятнее, потому что в холоде лучше спится. В настоящее время он тоже принужден был выйти из университета, но ненадолго, и из всех сил спешил поправить обстоятельства, чтобы можно было продолжать. Раскольников не был у него уже месяца четыре, а Разумихин и не знал даже его квартиры. Раз как-то, месяца два тому назад, они было встретились на улице, но Раскольников отвернулся и даже перешел на другую сторону, чтобы тот его не заметил. А Разумихин хоть и заметил, но прошел мимо, не желая тревожить приятеля <...> Он поднялся к Разумихину в пятый этаж. <...> Разумихин сидел у себя в истрепанном до лохмотьев халате, в туфлях на босу ногу, всклокоченный, небритый и неумытый...»
Разумихин с этого момента практически будет находится все время возле Раскольникова: предложит ему часть своей работы, потом, уже после странной и внезапной болезни Родиона, товарищ его притащит к нему , близко познакомится-сойдется с его квартирной хозяйкой и ее служанкой , будет ухаживать за ним и даже кормить с ложечки, познакомит затем его по его же просьбе с приставом следственных дел Порфирием Петровичем, станет совершенно незаменимым человеком для матери Раскольникова и его сестры Авдотьи Романовны и, в конце концов, — его родственником. Как раз в любви к Дуне характер Разумихина и раскрылся во всей своей полноте. Интересны по этому поводу пометы-рассуждения самого Достоевского в подготовительных материалах к роману: «Разумихин очень сильная натура и, как часто случается с сильными натурами, весь подчиняется Авд<отье> Ром<ановне> (NB. Еще и та черта, которая часто встречается у людей, хоть и благороднейших и великодушных, но грубых буянов, много грязного видевших бамбошеров — что, например, он сам себя как-то принижает перед женщиной, особенно если эта женщина изящна, горда и красавица).
Разумихин сначала стал рабом Дуни (расторопный молодой человек, как называла его мать); принизился перед нею. Одна мысль, что она может быть его женою, казалась ему сначала чудовищною, а между тем он был влюблен беспредельно с 1‑го вечера, как ее увидал. Когда она допустила возможность того, что она может быть его женой, он чуть с ума не сошел (сцена). Он хоть и любит ее ужасно, хоть по натуре самоволен и смел до нелепости, но перед ней, несмотря даже на то, что он жених, он всегда дрожал, боялся ее <...>. Он не смел с ней говорить...». В окончательном тексте по поводу вспыхнувшей в сердце Разумихина любви к Дуне Раскольниковой сказано еще определеннее: «Понятно, что горячий, откровенный, простоватый, честный, сильный как богатырь и пьяный Разумихин, никогда не видавший ничего подобного, с первого взгляда потерял голову...»
В «Эпилоге» сообщается: «Пять месяцев спустя после явки преступника с повинною последовал его приговор. Разумихин виделся с ним в тюрьме, когда только это было возможно. Соня тоже. Наконец последовала и разлука; Дуня поклялась брату, что эта разлука не навеки; Разумихин тоже. В молодой и горячей голове Разумихина твердо укрепился проект положить в будущие три-четыре года, по возможности, хоть начало будущего состояния, скопить хоть немного денег и переехать в Сибирь, где почва богата во всех отношениях, а работников, людей и капиталов мало; там поселиться в том самом городе, где будет Родя, и... всем вместе начать новую жизнь. <...> Два месяца спустя Дунечка вышла замуж за Разумихина. Свадьба была грустная и тихая. Из приглашенных был, впрочем, Порфирий Петрович и Зосимов. Во все последнее время Разумихин имел вид твердо решившегося человека. Дуня верила слепо, что он выполнит все свои намерения, да и не могла не верить: в этом человеке виднелась железная воля. Между прочим, он стал опять слушать университетские лекции, чтобы кончить курс. У них обоих составлялись поминутные планы будущего; оба твердо рассчитывали чрез пять лет наверное переселиться в Сибирь...».

Фамилия данного персонажа явно «говорящая». В одном месте сам он утверждает, будто настоящая его фамилия — «Вразумихин». , ошибаясь, называет его «Рассудкиным». В черновых материалах Достоевский в одном месте вместо «Разумихин» написал «Рахметов», и эта описка не является случайной: Разумихин и принадлежит к кругу демократической молодежи, и должен был по авторскому замыслу явиться тем спасительным героем, каким в «Что делать?» выступал Рахметов, и, своей огромной физической силой вкупе со способностью терпеть любые лишения, герой Достоевского напоминает героя романа .

Образ Разумихина

Безусловно, одним из главных положительных образов в романе после Сони Мармеладовой является Разумихин, выступающий нередко в качестве рупора «почвеннических» взглядов самого Ф.М. Достоевского.

В черновых записях к роману Достоевский в одном месте написал «Рахметов» вместо «Разумихин». Это - описка, однако описка не случайная. Создавая образ Разумихина, Достоевский помнил о Рахметове из «Что делать?» Чернышевского. По авторскому замыслу Разумихин должен был явиться тем спасительным героем, каким в «Что делать?» выступает Рахметов. Разумихин, как и Рахметов, тип современного русского «богатыря», что-то вроде нереволюционного Никитушки Ломова. Рахметов останавливает понесшую лошадь, ухватившись за заднюю ось шарабана, Разумихин валит с одного удара полицейского-исполина: «Однажды ночью, в компании, он одним ударом ссадил одного блюстителя вершков 12 росту». Чернышевский прибегает к гиперболическим описаниям, Достоевский, художественный почерк которого исключал количественное преувеличение, вводит Разумихина в круг нормальных по внешности персонажей. Но в набросках к его портрету сильно чувствуются приметы, подобранные у Чернышевского. Разумихин, как и Рахметов, - оба студенты. «Разумихин был все тот же: добрый, высокий... иногда буянил и слыл за силача... Разумихин был еще тем замечателен, что мог неизвестно поскольку времени совсем не есть и терпеть необыкновенный холод как ни в чем не бывало. Однажды он целую зиму совсем не топил свою комнату и говорил, что так даже лучше спится».

У Чернышевского Рахметов выходец из родовитой и богатой среды, он приучает себя к терпению, готовясь к нелегким условиям революционного подполья. Разумихин беден, он содержал себя сам, перебиваясь случайными заработками. Рахметов ограничивает свои потребности и даже мучает себя из эксперимента, Разумихин - по нужде. Но вынослив он не менее, чем специально тренировавший себя персонаж Чернышевского. В окончательном тексте это звучит так: «Разумихин был еще тем замечателен, что никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его. Он мог квартировать хоть на крыше, терпеть адский голод и необыкновенный холод».

Достоевский обладал необыкновенным даром трансформировать чужое в свое, большей частью в полемических целях, придавая «чужому» иное значение, чем то, которое находил в нем первоавтор. Достоевский ассимилировал чужое с собственным опытом, со своими собственными наблюдениями и находками. Для обрисовки буянства, пьянства, недисциплинированности, разбросанной вольности и несколько разрушительной распущенности Разумихина Достоевский, быть может, использовал черты и Аполлона Григорьева, его соратника по журналам «Время» и «Эпоха», одного из лидеров основанного Достоевским «почвенничества». Разумихин мог «пить до бесконечности, но мог и совсем не пить», мог проказить «даже непозволительно, но мог и совсем не проказить», «иногда буянил», - повторяет Достоевский.

Черты эти не противоречили психологической природе Рахметова, они были заложены и в натуре последнего, но герой «Что делать?» взял их под контроль и подавил во имя наложенной на себя революционной схимы.

Но вот тут-то и начинается полемическая противоположность Разумихина Рахметову. Разумихин враг всякой теории, и тем более теории исключительной, всепоглощающей и всеподавляющей. Рахметов ходит только в те круги, которые нужны ему для дела, он сходится только с теми людьми, которые разделяют его принципы Разумихин ходит в заведение к Лавизе, легко заводит романы, быстро сближается с самым разношерстным людом, с простонародьем, с полицейскими чиновниками. Человеку он придает значение большее, чем его принципам.

Он против доктринерства, против «теоретиков», в том самом смысле, в каком был против и сам Достоевский, автор статьи «Два лагеря теоретиков».

Может показаться, что Разумихин прагматик. На самом деле это не так. Его отрицание теории в свою очередь опирается на теорию - теорию «почвенничества», проповедовавшегося журналами Достоевского. Обстоятельство это привносит в образ Разумихина элемент схемы, что не может быть сглажено даже исключительным мастерством Достоевского.

Идеологическая позиция и идеологические взгляды Разумихина вполне «почвеннические». Он критически относится к дореформенным порядкам, к дореформенной юриспруденции, Лужин и Лужины внушают ему отвращение. Он за версту чувствует людоедский запах, исходящий от их «убеждений». В общественном подъеме шестидесятых годов Разумихин занимает особое место. Он мнит себя вне направлений, западнических и славянофильских, он хочет стать над всеми существующими лагерями.

Ни одна разновидность революционно-демократических взглядов его не устраивает: «...мне вся эта болтовня-себятешение, - говорит он, - все эти неумолчные, беспрерывные общие места, и все то же да все то же, до того в три года опротивели, что, ей-богу, краснею, когда и другие-то, не то что я, при мне говорят... видите ли, к общему-то делу в последнее время прицепилось столько разных промышленников, и до того исказили они все, к чему ни прикоснулись, в свой интерес, что решительно все дело испакостили».

Однако Разумихин вовсе не отходит в сторону. Он хочет объединить все лучшее и всех лучших в разошедшихся крыльях русской общественности на одной и притом своей платформе. Он любит новую молодежь, он сам к ней ходит и собирает ее у себя, «все здешних и все почти новых» людей. Но революционно-демократические и в особенности социалистические взгляды молодежи он критикует так, как их критиковали во «Времени» и «Эпохе».

Разумихин на все лады повторяет «почвеннический» тезис о «лакействе» мысли революционной демократии и русских утопических социалистов, тезис, усердно формулировавшийся даже в каждом ежегодном объявлении о подписке на журналы Достоевского. «На чужих помочах ходят, - говорит Разумихин, - жеваное едят!» «Дураки! перевод с иностранного».

Разумихин не видит различий в материализме, он, как и подпольный человек, убежден, что для материалистов, всех материалистов, вселенная и общество - это единая, неумолимая, слепая вычислительная машина, в которой все предопределено, в которой нет никаких случайностей, в которой колокольня Ивана Великого и белобрысые ресницы Порфирия связаны фатальной, однозначно направленной и необратимой связью. Если б кому-либо удалось остановить эту машину и запустить ее наново, полагает он, она все равно породила бы вновь Ивана Великого и через посредство Ивана Великого и ресницы Порфирия.

Разумихин проповедует примат жизни над теорией, он считает, что материалисты и утописты убивают жизнь, умерщвляют человеческую душу, но ведь и Чернышевский понимал значение живой жизни, он ввел понятие жизни в эстетику, он определил прекрасное как жизнь, он первый «угадал» Льва Толстого, он умел смотреть истине в лицо, он лучше других своих современников разбирался в противоречиях народной, крестьянской «души».

Разумихин по-своему «широкий человек». Он мог удариться в разрушительный запой, мог превратиться и в своеобразного Обломова. В романе он выступает еще как человек неустановившийся, но привлекательный. Он беспорядочен, пьет, ходит в подозрительные заведения, заводит дружбу с полицейскими чиновниками, устраивает студенческие вечеринки, спорит до хрипоты о высоких материях, находит верный тон с самыми различными людьми - и с кухаркой, и с Порфирием, и с Лужиным. Он наивен и умен, он не поверил в виновность Миколки, объяснил загадку оброненных сережек, он ухватил главное в теории Раскольникова. Разумихин хлопотун, он и практически добр. Он умело ухаживает за больным Раскольниковым, приводит к нему доктора, покупает ему приличную, и по средствам, одежду, заботится о заброшенных в номерах Бакалеева его матери и сестре. Разумихин верный друг. «Кликни меня, и я приду», - говорит он Раскольникову и придет и, собственно говоря, уже и пришел. Раскольников поручает Разумихину Дуню, в Дуню он влюбляется, несколько наивно, со всем пылом и восторгом первой любви или по крайней мере так, как традиционно изображается первая любовь.

Разумихин умеет и за себя постоять и близких себе защитить. В его «богатырстве» есть идея, смысл которой: не надо искать общих решений, надо оказывать помощь отдельным людям, терпящим бедствие в житейском океане.

Философия малых дел Разумихина противопоставлена философии Одного Дела Раскольникова. Мало того, она бьет дальше, в ней чувствуется и полемика с «особенным» делом Рахметова. Разумихин - русский богатырь, «снизошедший до мальчика», тратящий свои исполинские силы для поддержки ближнего своего, погибающего в поле его зрения, протягивающий руку беззаветной помощи Дуне, Пульхерии Александровне, трогательно заботящийся о Раскольникове, даже тогда, когда узнал, что последний - убийца. Разумихин смотрит в душу каждого отдельного человека, он видит, что Лужин безнадежен, но что такого убийцу, как Раскольников, можно «рестаурировать» и ввести снова в круг человеческого братства, разорванный по заблуждению.

Разумихин помогает ближним своим по натуре, без религиозных мотивировок, вне рамок ханжеской морали. Разумихин - восторженный малый, друг и влюбленный, и он делает все, что нужно, чтобы помочь другу и будущей своей жене. Самоотверженность во имя счастья близкого человека легко уживается со стремлением к личному счастью. Личное благополучие не может быть абстрактным, внесоциальным. Человек не может жить вне общества, и свитое им гнездо, выбранная им деятельность неизбежно носят на себе социальное клеймо, свидетельствуют о согласии с общественным укладом или протестом против него.

В Разумихине Достоевский-художник подвел итоги «почвенничеству», на пропаганду которого он потратил столько сил в своих недолговечных журналах. Образ Разумихина и объясняет, быть может, почему Достоевский больше не предпринимал шагов для того, чтобы оживить спою публицистическую программу шестидесятых годов во всей её целостности.