Кем утверждается градостроительный план. Градостроительный план земельного участка (гпзу) - что это такое и как его получить

В настоящее время для осуществления застройки запланированного участка необходимо составление такого документа, как ГПЗУ. «Что это такое?» - спросите вы. Подробный ответ на этот вопрос будет изложен в данном тексте.

ГПЗУ - что это такое?

Расшифровывается этот термин как градостроительный план земельного участка. Он является одним из важнейших документов, необходимых для сооружения какого-либо объекта. Его роль немаловажная. ГПЗУ в строительстве принадлежит к исходно-разрешительным материалам. В нем прописывается назначение сооружения, количество этажей и другие необходимые параметры. Оформление ГПЗУ происходит как отдельным документом, так и в виде составной части проекта территориального межевания.

Для чего нужно составление данного плана?

Форма ГПЗУ была установлена правительством РФ. В ней определяются требования, необходимые для застройки и эксплуатации земельной территории. Это является немаловажным. По сути, в ГПЗУ застройщику объясняется, как разрешено использовать земельный участок, какие максимальные параметры его застройки существуют. Последнее касается высоты сооружения и процентного соотношения используемости территории.

Инвесторам-застройщикам этот документ понадобится в следующих случаях:

1. Для сдачи проектной документации на экспертизу.

2. Для и на введение в эксплуатацию объекта.

Получение ГПЗУ предполагает сбор необходимого пакета документов. Их перечень можно найти на сайте Москомархитектуры, а также в данной статье.

Правовая база

В ее основе следующие документы:

  1. 5 Глава о планировке территории РФ.
  2. Статьи 14, 15, 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
  3. Постановление правительства РФ № 840 от 29 декабря 2005 г. «О форме ГПЗУ».
  4. Инструкция № 93 от 11.08.2006 года (утверждена Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации) о порядке заполнения формы данного документа.

Назначение ГПЗУ

Об этом можно прочитать в статьях 41 и 44 ГрК РФ. Изучив их, можно понять, что данный документ нужен для четкого определения участка, где будет происходить строительство. Это является немаловажным. ГПЗУ применяется как к уже застроенным территориям, так и к тем участкам, на которых только планируется сооружение объектов. Это полностью соответствует информации, вынесенной в 10-ю часть статьи 38 закона «О государственном кадастре недвижимости».

В российском законодательстве четко определено, какие сведения указываются в данном документе. Это 8 основных пунктов:


Также в данном материале может быть информация о том, возможно ли разделение указанной в нем земельной территории на несколько участков.

Важность документа

Получение ГПЗУ нужно для следующих действий:


Вышеперечисленное подчеркивает важность данного документа. Выдача ГПЗУ осуществляется только после согласования и получения градостроительного заключения от органов правительства города. Это довольно значимое условие. Все это необходимо для оформления ГПЗУ. Москва исключением не является. В данном случае вам понадобятся те же материалы от органов правительства столицы.

ГПЗУ как отдельный документ

Об этом уже было сказано выше. ГПЗУ можно оформить и отдельно от проекта межевания территории. Для этого нужно подать в заявление.

ГПЗУ должны выдать в течение 30 дней. Именно такой строк отводится органу, чтобы подготовить и утвердить градостроительный план. Потом данный документ предоставляют заявителю. Никакой платы за это не взимается.

Важные критерии

Рассмотрев ГрК РФ, а именно те его части, что касаются указанного документа, можно прийти к таким выводам:


Перечень документов, которые необходимы для получения ГПЗУ

К заявлению о выдаче данного материала прилагаются следующие документы:

  1. Паспорт (копия). Для физических лиц.
  2. При необходимости копия доверенности.
  3. определенной территории.
  4. Копия и объект капитального строительства (при наличии такового).
  5. территории с имеющимися коммуникациями Срок исполнения при этом не больше одного года.
  6. Технические паспорта объектов капитального строительства на земельном участке (при их наличии).
  7. Материалы, указывающие на технические условия возможности подключения к сетям инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства.
  8. Выписка из госреестра объектов культурного наследия, а также заключение соответствующего органа, который уполномочен на их охрану (при необходимости).

На основании чего прекращается срок действия ГПЗУ?

Это происходит в следующих случаях:

  • Отказ от права собственности на земельную территорию.
  • Прекращение разрешения на пользование недрами.
  • Осуществление принудительного прекращения права на собственность и иных полномочий на определенную территорию. В том числе проведение изъятий земельных участков для муниципальных или государственных нужд.
  • Расторжение договоров аренды и других соглашений, на основании которых у юридических и физических лиц появились права на определенные участки земли.

Трудности, связанные с ГПЗУ

Как требует соответствующее законодательство, сведения, которые необходимы для заполнения разделов данного документа, должны быть установлены правилами застройки и землепользования, проектом межевания либо материалами планировки территории. Если же все они отсутствуют, то данные критерии утверждаются временными регламентами. Так вот, для Москвы до сих пор нет особых правил застройки и землепользования. Касательно документов планирования территории и проектов межевания - только 30 % городской территории обеспечено ими. Однако при этом временные регламенты также отсутствуют. А это значит, что подготовка и заполнение ГПЗУ происходит в соответствии с одним лишь проектом правил застройки и землепользования. Таким образом, параметры использования определенного участка, что касаются высоты и плотности, очень легко изменить, уменьшив их. Это происходит на основании решения рабочих групп Градостроительной земельной комиссии Москвы. Таким образом, изменение ГПЗУ является довольно-таки несложным процессом.

На примере Москвы рассмотрим одну трудность. Она заключается в том, что в 2010 году в действие вступил Генеральный план данного города. В соответствии с ним 70 % столичной территории попадает в зоны развития - реорганизации. Это ведет к тому, что получению ГПЗУ на эти участки должна предшествовать разработка документов по их необходимой планировке. Почти вся оставшаяся территория города попала в зону стабилизации, а это в основном сохраняемые жилые сооружения. В соответствии с ГрК РФ, правила землепользования разрабатываются для того, чтобы соблюсти и обеспечить права и интересы правообладателей участков и объектов под капитальное строительство. Это должно обеспечиваться путем предоставления им выбора по использованию определенной территории самым эффективным способом. Но, как показывает практика, когда ГПЗУ рассматривается на заседаниях рабочих групп градостроительной земельной комиссии, мало кто может полностью реализовать свои намерения и законные права касательно сооружения объектов недвижимости.

Но из чего можно судить, что необходимая территория полностью сформирована и все права на нее зарегистрированы? В соответствии с ГрК РФ, для установления границ участка разрабатываются конкретные проекты межевания и планировки. Это является необходимым действием. Но если границы уже есть, что может быть при формировании и кадастровом учете, то документы по планировке территории подготавливать уже не нужно. Ведь очень важное правило при межевании - его незыблемость. Поэтому для таких земельных территорий проект по планировке участков, скорее, выступает формальностью. Ведь данные границы все равно не изменятся. Минусом является то, что большинство этих участков были сформированы при помощи процедуры согласования их места расположения, изъяны которой всем хорошо известны. Это значит, что при этом перспективы развития и использования территории, а также ее ограничения не учитывались. Вообще, почитав специализированную литературу, можно прийти к такому выводу, что ГПЗУ был по ошибке отнесен к материалам, необходимым для планировки территории. Это объективный факт. Ведь подготовка ГПЗУ и разработка документов по планировке не имеют ничего общего.

Итог

Сейчас с трудом можно найти людей, которые досконально разбираются во всех тонкостях градостроительного законодательства. Однако для обеспечения качественного сопровождения согласования необходимого ГПЗУ на заседаниях рабочих групп соответствующей земельной комиссии с целью получения максимально удобного указанного документа необходимо обратиться за помощью к профессионалам в данной сфере. Это будет оптимальным вариантом. В результате чего с легкостью разрешится вопрос: «ГПЗУ - что это и как его оформить?»

Представляющий необходимость для строительства любого объекта недвижимости, а также – для его реконструкции. В нём содержатся сведения о близости расположения других объектов, как планируемых, так и уже возведённых.

А так же отражаются проведённые коммуникации, линейные объекты и иные сведения, позволяющие свести риски строительства к минимуму и максимально эффективно распорядиться имеющимся земельным ресурсом.

Он должен быть получен до первоначального проектировочного процесса строительных работ , начало инвестирования без его наличия, также является грубым нарушением правовых норм. План разрабатывается на ЗУ исключительно в случае, когда участок:

  • состоит на кадастровом учёте;
  • имеет правила землепользования и строительства;
  • имеет в наличии проект планировки;
  • имеет составленный проект межевания.

Ответственность за согласование и утверждение ГПЗУ – в ведении органов местной власти. Как правило, в региональной администрации существуют отделы по градостроительству и архитектуре, которые занимаются разработкой Плана. ГПЗУ не распространяется на .

Этот документ является центральным при решении вопроса о строительных работах в отношении возведения любого из капитальных объектов недвижимости. В него включены все необходимые действующие нормативы, регламентирующие строительство. Они лаконично включают все требования, предъявляемые к любому из возводимых объектов.

Соответственно без наличия ГПЗУ не представляется возможным осуществить подстройку новых объектов к имеющимся в наличии капитальным объектам. Поэтому План необходим:

  • для разработки документации по проекту;
  • при разработке проекта границ участка;
  • для получения разрешения на начало строительства;
  • для осуществления контроля соответствия проводимых работ;
  • при вводе объекта в эксплуатацию.

Узнайте, что такое план межевания территории, перейдя по .

ГПЗУ определяет нормативную основу структуры и содержания в соответствии со стандартами Законодательных положений. Его форма определена Приказом Министерства регионального развития от 10.05.11. за № 207. В Приказе учтены все нюансы, на основании которых должно быть осуществлено планирование строительной деятельности.

В целом, структура ГПЗУ и его функциональные особенности опираются на Градостроительный Кодекс РФ. Он создаёт конкретизацию и адаптацию идеального, планируемого строительного объекта – к реальности. ГПЗУ можно определить способом реализации положений настоящего Кодекса на практике, в конкретных случаях возведения строительных объектов.

В частности, в ГПЗУ отражаются положения 47, 48, 51, 53 – 55 статей ГК РФ.

Важное место занимает опора на законы:

  • «О газоснабжении РФ»;
  • «Об электроэнергетике»;
  • «О техническом урегулировании».

В них определяются требования, которые должны соблюдаться при проведении строительных работ. Они согласовывают многочисленные СНиПы и ГОСТы, посредством которых определяется соответствие строения требованиям строительного регламента.

Полный текст закона из ГК РФ, главы 5, статьи 44 смотрите ниже:

Градостроительный кодекс РФ, Глава 5, Статья 44. Градостроительные планы земельных участков

1. Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

2. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

3. В составе градостроительного плана земельного участка указываются:

  • границы земельного участка;
  • границы зон действия публичных сервитутов;
  • минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
  • информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
  • информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
  • информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
  • информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее — технические условия);
  • границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

4. В состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков.

5. Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Где получить межевой план земельного участка? Читайте .

Состав и структура

Нормативная структура ГПЗУ определяет обязательный, строго регламентированный свод данных, включаемых в его содержание. При этом в отношении оформления включаемых в план сведений определены стандарты их внесения и оформления. В целом ГПЗУ состоит из текстового документа и топографического плана.

После внесения основных данных об участке и заказчике работ, следует чертёж плана, в котором подробно указываются:

  • границы ЗУ;
  • границы зонирования территории;
  • указание наличия зданий и сооружений государственных и муниципальных нужд;
  • определение местоположения инженерных объектов;
  • места обременений публичными сервитутами;
  • красные линии.

Текстовой материал ГПЗУ определяет подробное обоснование и описание следующих сведений:

  1. о градостроительном регламенте ЗУ;
  2. о разрешённом использовании ЗУ;
  3. об объектах капитального строительства и культурного наследия;
  4. об инженерно-техническом обеспечении;
  5. о линейных объектах;
  6. о делимости участка.

Содержание чертежа обязательно включает в себя окружающий контекст , который располагается поблизости от участка, на его базисе и разрабатывается ГПЗУ. На Плане смежные территории гармонизируются, создавая единый контекст, который в готовом виде в реальности должен создать видимость отсутствия границ между ЗУ.

А самое главное – определены зоны особо охраняемых объектов, объектов культурного наследия, в отношении которых план предполагает особое положение охраняемое законом и не допускающее вмешательства.

В принципе, структура ГПЗУ такова, что из его содержания можно получить исчерпывающую информацию, требующуюся для возведения новостройки. Кроме этого он прилагается к составленному проекту межевания ЗУ, в результате чего возникает полная картина о перспективах строительства.

Посмотреть, как выглядит вы можете .

Пошаговая инструкция оформления ГПЗУ

Заполнение ГПЗУ должно осуществляться в соответствии с Приказом № 40 Министерства регионального развития РФ от 26.04.06. Он опирается на законодательные положения ГрК РФ и представляет собой Инструкцию, в полной мере отражающую правила заполнения Плана.

Вначале указываются номера , которые во всех случаях фиксируются арабскими цифрами:

  • А – регистрационный № ГПЗУ;
  • Б – порядковый № ГПЗУ.

Далее заполните строку с указанием , на основании чего заполняется ГПЗУ. Здесь нужна информация о данных акта, которым утверждён План. В соответствии с другими требуемыми данными, заполните оставшиеся строки с общими сведениями о заявителе и ЗУ, где планируются работы:

  • полный адрес местоположения;
  • кадастровый номер;
  • данные исполнителя ГПЗУ;
  • данные о структуре, согласовывающей и утверждающей ГПЗУ;
  • № акта, которым План был утверждён.

Образец заявления доступен .

После заполнения общих сведений, подготавливается чертёж. Он заполняется с соблюдением особых требований. Его нужно выполнить на бумажном носителе и в электронном виде. Масштаб исполнитель может подобрать по усмотрению, но обязательно представить в ГПЗУ.

При составлении чертежа обязательно пользоваться исключительно разработанными условными знаками, с помощью которых составляется, а впоследствии – дешифруется чертёж. К ним относятся:

  • обозначения границ ЗУ;
  • координаты поворотных точек;
  • выноски угловых точек;
  • границы сервитутов;
  • места для допустимого строительства зданий;
  • линии отступа;
  • номера зданий.

Инструкция даёт указания в отношении использования толщины линий для обозначения различных знаков, ширины штриха, градусов наклона углов, размера цифр.

По завершении составления чертежа указываются данные о составителях чертежа и дата его составления.

Вторая часть ГПЗУ является текстовой, в ней во втором разделе даётся информация о градостроительном регламенте. В ней указываются:

  1. Установление градостроительного регламента с указанием номера акта, наименования органа, утвердившего ГПЗУ.
  2. Основные виды разрешённого использования ЗУ.
  3. Условно-разрешённые виды использования ЗУ.
  4. Вспомогательные виды использования ЗУ.

Когда на обозначенные виды градостроительный регламент не распространялся, этот факт должен отразиться в данной части, то есть быть вписанным в соответствующую графу.

В третьем разделе даётся информирование о разрешённом использовании ЗУ в контексте правил назначения и характеристик возводимых новостроек и имеющихся зданий. Для заполнения требуются сведения:

  1. О видах разрешённого использования.
  2. Положения по расположению новостроек с указанием их порядкового номера, определённого данными указанными на чертеже.
  3. Параметры площади ЗУ, их вам нужно самостоятельно внести в специальную графу табличной формы.
  4. Номера участков городских застроек.
  5. Данные о допустимых размерах площадей ЗУ, а также наличествующая площадь, выраженная в гектарах.
  6. Данные о допустимой этажности на рабочей территории.
  7. Максимально допустимая высота строений на местности, выраженная в метрах.
  8. Максимально допустимый объём строений на данной местности, выраженный в отношении суммарного измерения общей площади застроек к площади участка (в процентах).

При наличии дополнительных сведений заполняется графа «иные показатели». Если таковые отсутствуют, вы можете оставить графу незаполненной.

В четвёртом разделе вам нужно будет заполнить графы об объектах капитального строительства и культурного наследия, которые расположены на прилегающей местности и отражаются в рамках контекстуальной архитектуры. В отношении данных объектов необходимо будет заполнить следующие сведения:

  • номера согласно чертежу (2 раздел);
  • инвентаризационные или кадастровые номера;
  • сведения о технических паспортах объектов;
  • характеристики исторического наследия объектов;
  • фактическое использование исторического наследия;
  • источник определения культурной ценности.

Если объекты исторического и культурного наследия не обнаружены, в каждой графе укажите, что их «не имеется».

В пятом разделе ГПЗУ вам нужно будет указать сведения о техническом обеспечении новостройки.

Поэтому после указания номера возводимого здания, совпадающего с данными второго раздела (чертежа), укажите тип подключения здания к инженерно-техническим сооружениям. Затем необходимо указать – кем выдано разрешение на подключение.

Шестой раздел содержит сведения о возможности разделения ЗУ, на котором возводится новостройка. Соответственно, укажите сведения о том, делим ли в принципе или нет – данный земельный участок.

Срок действия

Ни один из нормативных градостроительных документов не определяет срока действия для ГПЗУ. Однако не существует и указания на то, что этот документ является бессрочным. Этот факт даёт возможность интерпретировать данный вопрос в силу складывающихся, в отношении строительства, ситуаций объективного и субъективного плана.

Так как стоимость этого документа достаточно велика – признавать его срочным или нормированным во времени было бы в некоторой степени не совсем корректно по отношению к застройщику. В принципе он и не имеет необходимости в перерегистрации, дополнительном утверждении, согласовании и прочих процедурах.

Считаясь с вышеперечисленными аргументами, правовое основание ГПЗУ принято считать выданным в отношении отдельного участка, а соответственно – закреплённым в отношении этого участка. Нормативный регламент претензий может быть предъявлен в отношении выполняемых работ на иных основаниях.

Однако в некоторых случаях со временем могут произойти изменения или появиться иные причины, которые делают выданные разрешения и требования в отношении строительных работ, недействительными . Выход из таких ситуаций найден путём внесения дополнений в сведения, изложенные в ГПЗУ.

Внесение изменений

Основанием для внесения изменений в сведения ГПЗУ является установление ошибочности или неправомерности некоторых сведений. Дело в том, что юридическая сила сведений, вносимых в план, распространяется лишь на момент:

  • их внесения;
  • подготовки ГПЗУ;
  • утверждения ГПЗУ.

Далее ситуация имеет право меняться так, как это запланировано в отношении других объектов. Именно теснейшая взаимосвязь объектов в рамках общего градостроительного контекста может определить недостоверность информации. Один объект, на граничащем земельном участке может повлечь за собой изменения в отношении возводимой новостройки.

Процедура внесения изменений определяется правилами, которые вносит хозяйствующий субъект (муниципалитет). Эти правила должны существовать в общем виде для всех застройщиков.

Некоторые регионы специальным актом устанавливают соответствующие требования к пересмотру и актуализации данных, внесённых в ГПЗУ, которые должны происходить ежегодно.

В других случаях муниципалитет уведомляет застройщика о приостановлении строительной деятельности до момента согласования изменившейся ситуации и внесения дополнений в уже имеющийся ГПЗУ.

Необходимо отметить, что муниципалитет имеет право на внесение дополнений. Но если внесение дополнений продиктовано необходимостью со стороны органов самоуправления – застройщик не должен нести убытков при их оформлении. И уж тем более неправомерно обременять застройщика выполнением нового ГПЗУ за свой счёт.

В настоящее время арбитражные суды имеют многочисленную практику взаимных претензий , которые возникают на фоне необходимости внести те или иные дополнения в ГПЗУ.

Обычно вопрос в суде решается в сторону истца в том случае, если инициатива о внесении дополнений принадлежит ответчику и он не причастен к тем изменениям, которые повлияли на актуальность сведений в ГПЗУ.

Тем не менее, решение суда всегда рассматривает объективное положение вещей и меру необходимости, вызвавшую внесение изменений.

Заключение

Столь сложный вид деятельности как подготовка ГПЗУ на возведение новостройки требует максимального анализа территории в пределах границ застройки. Любое нарушение градостроительного регламента может повлечь за собой непредсказуемые последствия.

Поэтому ГПЗУ выполняется в соответствии с инструкциями, которые позволяют обеспечить надлежащий контроль, за проводимыми работами и обезопасить уже имеющиеся капитальные строения и объекты культурного наследия от нецелесообразного влияния на их существование.

Градостроительный план земельного участка – это результат деятельности по планированию застройки населённого пункта, оформленный в виде документа. Оформляется на каждый строящийся объект, встраивая его в существующий контекст городской застройки и устанавливая регламент строительства каждого возводимого здания и сооружения. Выполняет функцию разрешения начала строительных работ, основанных на согласовании с местной администрацией и отделом архитектуры.

ГПЗУ относится к виду административных услуг, предоставляемых муниципалитетом:

  • гражданам населённого пункта;
  • предприятиям, организациям, учреждениям.

Его требуется получить собственником земельного участка или арендатором ЗУ предварительно – до начала возведения капитального строения .

ГПЗУ – это резолюция, отражающая правила и нормативы, применяющиеся для конкретно возводимого объекта, с учётом архитектурных и градостроительных требований.

Подробнее выяснить, где и как получить ГПЗУ можно в другой .

Для чего требуется?

Узнаем, для чего нужен градостроительный план земельного участка. Обозначенный план необходим для соблюдения регламента, установленного местным законодательством в отношении расположения объектов капитального строительства . К таким объектам относятся:

  1. Технические и промышленные здания и сооружения. Объекты военного ведомства и иные аналогичные виды недвижимости.
  2. Здания, предназначенные для культурно-развлекательного комплекса, торговые площади и иные объекты, составляющие инфраструктуру населённого пункта.
  3. Жилые многоэтажные и малоэтажные дома, гостиницы, общежития и прочие площади, предназначенные под жилой фонд.
  4. Автотранспортное сообщение и иные линейные объекты.

При планировании возведения здания, ГПЗУ требуется всем правообладателям, независимо от статуса и формы собственности недвижимости.

Его получают:

  • физические лица, правообладатели ЗУ;
  • юридические лица;
  • муниципальные и казённые учреждения.

Ни один из перечисленных правообладателей земель, а также иные собственники, в том числе – нерезиденты РФ, не вправе приступать к строительству без согласования работ и получения утверждённого плана. Это правило действует в пределах расположения массива, относящегося к категории земель населённых пунктов.

Исключение составляют дачники, получившие в пользование, аренду или собственность – . Здесь градостроительный регламент не устанавливается, так как наделы не принадлежат к землям населённых пунктов. Для владельцев дач, допускается проявление и реализация творческих замыслов и применение уникальных дизайнерских архитектурных решений. Единственным требованием для них является соблюдение нормативов .

Источники законодательства, регулирующие нормы ГПЗУ

Главный документ, определяющий нормы действия и правила применения ГПЗУ, это Федеральный закон, на основании которого вступил в силу Градостроительный кодекс РФ, принятый 29.12.04 г., под № 190-ФЗ .

Чтобы получить градостроительный план земельного участка, градостроительный кодекс отражает Нюансы его применения в федеральных документах:

  1. ПП РФ № 87 , утверждённое 16.02.08 г., регулирующее состав и форму проектной документации.
  2. Приказ Минюста РФ № 66 , утверждённый 19.03.08 г., предъявляющий соответствующие требования к представляемой кадастровой документации.
  3. Федеральный закон о государственной регистрации прав № 122-ФЗ , принятый 21.07.97 г.
  4. Приказ Министерства регионального развития № 207 от 10.05.11 г., утверждающий форму и основные стандарты ГПЗУ.

Основания вступления в силу Градостроительного кодекса опираются на Гражданское законодательство , в частности – статьи 47, 48, 51, 53, 54, 55 ГК РФ. Здесь оглашены позиции планирования градостроительных зон при возведении объектов капитального строительства. А в статье 43 ГрК описывает градостроительный кодекс .

Кроме обозначенного, существенную роль играют региональные административные акты и иные положения, а также – локальные акты, утверждающие специфические нормы применения обозначенных законодательных документов.

Важно учитывать так же действие нормативов, отражённых в СниПах и ГОСТах, и ориентироваться на действие законодательства:

Форма градостроительного плана земельного участка

Документ имеет официально установленную форму (ПП № 87), в которой отражены действующие нормы перечисленных ранее законов и актов. Он является важной составной частью и ориентирован на особенности ЗУ, определяемые в результате . Но в данном документе, участок с планирующейся застройкой вписан в территорию застройки без указания межевых границ – так, как будто таковые не существуют. Это даёт панорамное видение целостного контекста.

Вот как выглядит Чертеж Градостроительного плана ЗУ

Он составляется на бумажном носителе и объединяет в себе правоустанавливающие основания, регулирующие:

  1. Зону застройки населённого пункта, в которую территориально включается планируемое строение.
  2. Земельный участок заказчика ГПЗУ, с установленным регламентом строительных работ.

В результате обозначенного объединения, реальный контекст территории включает в себя потенциальный объект. Соответственно, данный документ выглядит как план-чертёж, выполненный с соблюдением норм применения масштабирования территории и условных обозначений , соответствующих специальному перечню. К нему прилагаются пояснительные записки, выполненные по установленной форме. А так же – акты согласования с уполномоченными инстанциями.

В состав сведений, вносимых в документ, входят:

  • границы (при наличии);
  • красные линии, регулирующие границы рабочих зон;
  • минимальные отступы от красных линий;
  • санкции и резолюции по применению норм градостроительства.

Структурное содержание документа делится на 2 части :

  • текстовый документ с разъяснениями.

Топографический план

С учётом межевого плана (см. о видах межевых планов ), к которому прилагается градостроительный план земельного участка ИЖС, из обозначенного источника можно получить исчерпывающий перечень сведений, которые могут потребоваться для возведения новостройки.

Пошаговая инструкция заполнения ГПЗУ

Заполняется административным органом, после проверки правоспособности поданного заявления и прилагаемой документации.

Титульный лист

Вначале заполняется титульный лист, где оформлены:

  • номер документа;
  • сведения о заказчике;
  • сведения об исполнителе работ, с реквизитами юридического лица.

После него составляются топографическая и текстовая части. Удостоверяется подписью и печатью исполнителя работ.

После проверки и согласования в верхней части листа ставится удостоверяющая подпись должностного лица, представляющего административный отдел градостроительства и архитектуры и печать данной инстанции.

Топографический чертёж

В него лаконично встраиваются указанные специальными знаками сведения:

  • о границах ЗУ в контексте зонирования территории;
  • расположенные в зоне застройки, муниципальные здания;
  • расположение инженерной инфраструктуры;
  • границы территории обременений;
  • красные линии.

Для его составления применяется действующая карта-план зоны застройки, в которой выделяется участок правообладателя, планирующего строительство. Главная особенность документа заключается в том, что вынесенные из межевого плана сведения, отмечающие границы ЗУ красной линией, аннулируются. Участок встраивается в территориальный контекст как его часть.

Прописанные на чертеже красные линии касаются не самого участка, а зоны застройки, к которой получатель ГПЗУ может не иметь никакого отношения.

Текстовой документ

Он должен раскрывать указанную информацию, расшифровывая топографические знаки и указания, к которым они отсылают застройщика. Здесь перечисленные выше сведения излагаются в виде текста – по пунктам, которые раскрываются дополнительными подпунктами. В примечаниях даются сведения, показывающие место положения зон культурного наследия и публичных сервитутов, а также – аналогичных территорий, подлежащих охране государства.

К текстовой части прилагаются акты согласования застройки, по подключению и проведению инженерных коммуникаций. Обязательно требуется приложить схему расположения таковых на местности, где планируется начало работ.

Например, необходимо составить или . Если вы не знаете, что такое СПЗУ, тогда ознакомьтесь с общей информацией в .

Срок действия градостроительного плана земельного участка

Удостоверенный документ будет годен 10 лет . В течение данного периода следует начать возведение дома, с обязательной регистрацией начала строительства, с постановкой на .

Если в течение данного срока обстоятельства изменились, и застройщик решил внести коррективы – в первую очередь их требуется отразить в ГПЗУ.

Пошаговая инструкция внесения изменений в ГПЗУ

Внесение изменений так же относится к виду услуг, предоставляемых физическим и юридическим лицам местным отделением администрации.

Основания для внесения изменений

Для внесение изменений в градостроительный план земельного участка, требуется представить заявление от застройщика с приложением документации.

После проверки оформляется приложение о внесении изменений, которое прилагается к действующему плану. Для этого срок получения ГПЗУ не должен превышать 10 лет.

В заявлении указывают целевое назначение вносимых изменений . Как правило, они касаются:

  • реконструкции строящегося дома;
  • изменению контекста в зоне застройки;
  • , с инновациями застройки.

Эти и иные причины допускают получения дополнительного документа, приложением к старому плану.

Процедура внесения изменений

Заявителю требуется подойти в местный отдел (департамент) администрации по землеустройству и градостроительству и написать заявление о внесении изменений в ГПЗУ, на имя начальника отдела (департамента). К заявлению прилагают.

Градостроительный план земельного участка (пример документа будет дан ниже) оформляется в соответствии с установленными в законе требованиями. Он составляется для территорий, которые имеют особое целевое назначение. Рассмотрим далее, как осуществляется получение градостроительного плана.

Общая информация

Градостроительный план земельного участка – это комплекс документов, касающихся планирования определенной территории. Он составляется для наделов, предназначенных для сооружения новых или реконструкции имеющихся капитальных объектов. Градостроительный план земельного участка по функциональному назначению относится к категории информационных документов. В бумагах содержатся строительные характеристики и предусмотренные законодательством ограничения для территории, предназначенной для сооружения зданий.

Нормативная база

Для оптимизации и систематизации документооборота, упорядочения распределения бумаг по информационным функциям в соответствии с ФЗ № 190 были установлены базовые понятия. В частности, градостроительный план земельного участка – это документ, представленный в виде выписки. Источниками для ее составления выступают Правила, регламентирующие застройку и использование территорий, а также межевые и планировочные проекты местности.

В документации присутствует информация, на основании которой характеризуется конкретный участок, указывает на имеющиеся ограничения по застройке и позволяет идентифицировать его в реальности согласно физическим показателям. ГПЗУ не является правоустанавливающей бумагой, не определяет прав и обязанностей. В документе накапливаются необходимые данные и обеспечивается их многократное применение на протяжении продолжительного периода разными заинтересованными лицами.

Назначение

Градостроительный план земельного участка составляется для различных целей. Так, документ выступает в качестве основы для последующей разработки проектов для существующих капитальных объектов, а также зданий, которым необходима реконструкция. Градостроительный план земельного участка также нужен для получения разрешения на возведение и ввод сооружения в эксплуатацию. Исключениями в последнем случае являются жилые здания, не введенные до 31. 12. 2014 года.

Градостроительный план земельного участка: пример

ГПЗУ оформляется на специально установленном бланке. Для составления документа сформирована инструкция, позволяющая сориентироваться в заполнении необходимых строк. В ГПЗУ присутствуют пункты, в которых приводятся данные о:


Важный момент

Выдача градостроительных планов может осуществляться в двух вариантах. Он может быть представлен в виде отдельной бумаги или элемента межевого проекта. Утверждение градостроительного плана осуществляется уполномоченным органом. Для разработки ГПЗУ собственник либо пользователь наделом пишет соответствующее заявление. Разглашение сведений о цели истребования плана либо указание на нее в каких-либо бумагах не предусмотрено законодательством.

Муниципальные службы

Организация или гражданин могут обратиться с заявлением на получение ГПЗУ в органы местной власти. При этом законодательство не предусматривает проведение официальных слушаний по обращению. В соответствии с заявлением, поданным заинтересованным лицом, муниципальная служба подготавливает градостроительный план. Пример, представленный в статье, иллюстрирует схему. Так, собственно, выглядит ГПЗУ. Выдача документации осуществляется в течение месяца. Плата за данную процедуру законодательством не установлена.

Другие уполномоченные органы

Чтобы владелец определенного участка смог получить градостроительный план на него, ему следует обратиться в соответствующий Комитет. При этом также придется написать заявление. К обращению нужно приложить выписку из кадастрового паспорта, а также правоустанавливающие документы на участок. В случае, если на местности располагаются капитальные сооружения, следует предоставить и бумаги на них. В их число входят документы, подтверждающие право собственности, а также кадастровые паспорта. Градостроительный план должен соответствовать законодательному регламенту. На практике именно на этапе согласования возникают сложности. Градостроительный план должен быть рассмотрен и одобрен уполномоченной комиссией либо ее компетентной рабочей группой.

Отказ в выдаче разрешений

В Градостроительном кодексе от 2004 г. предусматриваются случаи, когда заявление собственника о строительстве и вводе в эксплуатацию сооружений не удовлетворяется. Такие ситуации, в частности, имеют место, когда выявляется несоответствие проектной документации. Бумаги могут не пройти обязательную государственную экспертизу. Градостроительному плану может также не соответствовать уже сооруженный капитальный объект либо выполненная его реконструкция. При выявлении нарушений комиссия не допускает введения здания в эксплуатацию и не выдает соответствующие разрешения.