Конспект открытого мероприятия по правовому воспитанию «Викторина-конкурс «Я имею право. Развлечение в детском саду на тему: Права ребёнка

Викторина по правам ребенка

обществознание 5 класс

Цели викторины :

Образовательные - проверка знаний учащихся8- 9-х классов по курсу обществознания, в частности знаний основ конституционного строя России, прав и свобод человека и гражданина, прав ребенка, международных документов о защите прав человека и ребенка.

Воспитательные – пропаганда идеи народовластия, развитие чувства патриотизма на примере Конституции России, развитие чувства интернационализма на примере международных документов о защите прав человека и ребенка.

Развивающие – развитие способности работать в команде, оперативно мыслить, четко излагать свои мысли, научить практически применять усвоенные знания.

Ход викторины:

Дорогие ребята! Есть ли у маленьких граждан страны свои права? Знаете ли вы их? Кто в государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.

Мы собрались сегодня для того, чтобы поговорить о правах детей.

Давно и очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и на жизнь.

Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Долгое время в истории человечества царил закон “око за око, зуб за зуб”. Но как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник.

После того, как в 1945 году закончилась вторая мировая война - самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества, когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться. Чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН). В 1948 году государства, входящие в ООН подписали Всеобщую декларацию прав человека - документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое.

Всеобщая декларация прав человека - нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще - и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства.

Именно поэтому в 1989 году 20 ноября ООН приняла особый документ под названием “Конвенция о правах ребенка”..(презентация (Слайд № 1)

Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).(Слайд № 2.)

“Конвенция о правах ребенка” - это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит - пообещала всему миру заботиться о своих маленьких гражданах.(Слайд№3)

О каких же правах идет речь в конвенции, на что каждый ребенок имеет право-знаете ли вы? Мы узнаем из викторины.

Вопросы I тура.

1. В каком году была принята Всеобщая Декларация прав человека? – 1948 году.

2. Каким международным органом была принята Всеобщая Декларация прав человека? – Генеральной Ассамблеей ООН.

3. Почему День прав человека отмечается именно 10 ноября? – Это дата принятия Всеобщая Декларация прав человека.

4. Сколько статей включает Всеобщая Декларация прав человека? – 30 статей.

5. Что такое ЮНИСЕФ? – Детский фонд ООН.

6. В каком году была принята Конвенция о правах ребенка? – 1989 г.

7. В каком году была принята Декларация о правах ребенка? –1959 г.

8. Кто является ребенком по определению Конвенции о правах ребенка? – Каждое человеческое существо, достигшее 18 лет.

9. В каком году была принята Конституция РФ? – 1993 г.

11. Как называется вступительная часть к Конституции? – Преамбула.

12. Сколько субъектов в РФ? – 89.

13. В какой главе Конституции закреплены права и свободы человека и гражданина? – Во II-й главе.

14. Что такое презумпция невиновности? – Этот принцип означает, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке.

15. Когда гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? – С 18 лет.

Вопросы II тура.

Попробуйте рассудить героев сказок и указать, какие их права были нарушены.

Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестёр. Какая статья Конвенции о правах ребенка была нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? (Статья №31, признающая право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих- его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)

Имеет ли право такой мальчик, как том Сойер, дружить с таким мальчиком, как Гекельберри Финн? (Во времена Марка Твена такая дружба была вопиющим нарушением общественной морали, но сейчас Конвенцией признаётся право ребенка на свободу ассоциацию и свободу мирных собраний)(Слайд № 4).

Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста).

Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей, звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетку и обращаться с ним, как с животным? (Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но, согласно Конвенции, каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы).(Слайд № 5)

Опекун всемирно известного Гарри Потерра перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает? (Ст. 16. Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайную корреспонденцию и т.д.)

Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевятьземель в тридесятое царство. (Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы).(Слайд № 6.)

Вопросы III тура.

Попробуйте рассудить ситуацию

(используя Конвенцию о правах ребенка)

Ситуация №1.

Мама – Сколько раз тебе говорить – после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы!!!

Сын – Но, мама!!! Ты же всё равно не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?

О чём нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный её непослушным сыном?

– Статья Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет и пункт второй, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире, и является нарушением порядка.(Слайд № 7.)

Ситуация №2.

Ученик – Марья Ивановна! Я к Вам больше на историю ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами Вы историю не знаете, путаетесь часто, уроки у Вас неинтересные. Пусть нам другого учителя найдут, поумнее...

Учительница - Как ты смеешь, Иванов, так со мною разговаривать?

Ученик – Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А Ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадал – меня за вашу двойку знаете как наказали... Не разрешили в кино сходить. Так что слушайте – преподаватель вы плохой, неумелый...

Закон в этой ситуации на стороне Марьи Ивановны. А чего нельзя допускать, заявляя о своих правах? – Что бы пострадала репутация других людей. (Ст. 13).(Слайд № 8.)

Ситуация №3.

Ученик Сидоров разбил окно в школе. Это видели его одноклассники и сообщили его классной руководительнице.

Учитель – Сидоров, ах ты негодяй!!! Это ты разбил окно! Теперь ты у меня не отвертишься!

Сидоров – А что Сидоров! Чуть что – так сразу Сидоров! Вы сами-то видели?

Учитель – А мне и видеть не надо...Весь класс подтвердит. Пойдём-ка к директору!

Сидоров – А вы сначала докажите, а потом и к директору пойдем... Но вы же ещё и виновной окажитесь, потому что нарушили уважение моей личности и презумпцию невиновности - основные гарантий Международного права!!! (Слайд № 9).

Разъясните ситуацию.

В ст. 28 Конвенции сказано, что школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинство ребенка. Что же касается презумпции невиновности, то о ней говорится лишь в связи с нарушениями уголовного законодательства (ст. 40), что к данному конкретному факту отношения не имеет. Налицо чистая случайность, которую ещё как-то можно связать с нарушением школьной дисциплины, в том случае, если окно было разбито преднамеренно.

Ситуация №4.

Мама – Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.

Сын – Мам, у меня контрольная завтра...

Мама – Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак...

Сын – Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.

(Слайд № 10)

Разъясните ситуацию.

Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В ст.32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приёме на работу и условиях труда детей.

В конце игры подводятся итоги, награждаются победители:

Приложение №1

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

2001 – 2010гг . – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты

Приложение №2

Викторина по правам ребенка

    Ответить на вопросы.

1. В каком году была принята Всеобщая Декларация прав человека?.

2. Каким международным органом была принята Всеобщая Декларация прав человека?

4. Сколько статей включает Всеобщая Декларация прав человека?

5. Что такое ЮНИСЕФ?

6. В каком году была принята Конвенция о правах ребенка?

7. В каком году была принята Декларация о правах ребенка?

8. Кто является ребенком по определению Конвенции о правах ребенка?

9. В каком году была принята Конституция РФ?

10. Какой День является Днем Конституции?

11. Как называется вступительная часть к Конституции?

12. Сколько субъектов в РФ?

13. В какой главе Конституции закреплены права и свободы человека и гражданина?

14. Что такое презумпция невиновности?

15. Когда гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности?

    Попробуйте рассудить героев сказок и указать, какие их права были нарушены.

    Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестёр. Какая статья Конвенции о правах ребенка была нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?

    Имеет ли право такой мальчик, как том Сойер, дружить с таким мальчиком, как Гекельберри Финн?

    Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?

    Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей, звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетку и обращаться с ним, как с животным?

    Опекун всемирно известного Гарри Потерра перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает?

    Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевятьземель в тридесятое царство.

    Попробуйте рассудить ситуацию

(используя Конвенцию о правах ребенка)

Ситуация №1.

Мама – Сколько раз тебе говорить – после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы!!!

Сын – Но, мама!!! Ты же всё равно не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?

О чём нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный её непослушным сыном?

Ситуация №2.

Ученик – Марья Ивановна! Я к Вам больше на историю ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами Вы историю не знаете, путаетесь часто, уроки у Вас неинтересные. Пусть нам другого учителя найдут, поумнее...

Учительница - Как ты смеешь, Иванов, так со мною разговаривать?

Ученик – Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А Ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадал – меня за вашу двойку знаете как наказали... Не разрешили в кино сходить. Так что слушайте – преподаватель вы плохой, неумелый...

Ситуация №3.

Мама – Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.

Сын – Мам, у меня контрольная завтра...

Мама – Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак...

Сын – Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.

Приложение №3

АНКЕТА

    Какие права ты имеешь, как ученик?____________________

    Что обязан делать ученик?_____________________________

    С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или обязанностей?_

4.Что такое права?_____________________________________

5.Что такое обязанности?_______________________________

6.Зачем придумали права людей и обязанности?

МБДОУ «Детский сад №6 «Сказка»» а. Ассоколай

Игра-викторина

«ПРАВА ДЕТЕЙ»

(с привлечением родителей)

Воспитатель ср.гр.

Гучетль Ф.К.

Игра-викторина для старших дошкольников и родителей

по теме «Права детей».

Вид : викторина по теме «Права детей»;

Цель : Содействие развитию основ правового сознания у детей;

Задачи: 1. Обобщить знания детей о правах ребенка.

2. Развивать умение делать выводы, рассуждать, сопоставлять.

3. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим.

Материал: шарики, цветы (ромашки) разного цвета, с правами;

презентация к мероприятию.

Содержание: (Дети с родителями разделены на команды)

(На экране появляется слайд с изображением книги)

Здравствуйте, ребята и взрослые!

Сегодня к нам в гости прилетела магистр мудрая сова и принесла с собой книгу. Это книга не простая, она называется - «Конвенция о правах детей»

Как вы думаете, что это за книга, о чём она? (Это книга о правах детей)

А наши гости знают, о чём эта книга? (Знали, но забыли)

Предлагаю вам, ребята, напомнить родителям о ваших правах! Для этого мы посетим «Школу прав детей», которой управляет магистр мудрая сова!

А я, с вашего разрешения, буду её помощницей.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

(Появляется слайд «Школа прав детей», затем следующий слайд со списком заданий от совы)

Магистр приготовила вам задания и вопросы, на которые вы будете отвечать по очереди. За правильный ответ получаете звездочку. Победителем будет та команда, которая наберет наибольшее количество баллов!

И так – начинаем!

    1-й вопрос: (Слайд с изображением свидетельства о рождении)

Что изображено на экране? (Свидетельство о рождении)

О каком праве говорит этот документ? (О Праве на имя)

Зачем нам нужно имя? (Чтоб нас не перепутали, различали)

Знают, знают все на свете,

Знают взрослые и дети –

Имя каждому дано,

И у каждого одно!

Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом?

(Называть друг друга по имени)

Уважаемые гости, вы знали о существовании права на имя?

(Знали и сейчас снова вспомнили)

Да, действительно, существует право на имя, которое подтверждает документ – свидетельство о рождении, где указано имя каждого человека.

    2-й вопрос: (Слайд с изображением семьи)

(Право на семью)

(Появляется надпись с правильным ответом)

Что вы знаете об этом праве?

(У каждого человека должны быть папа, мама)

(гостям) Как должны относиться члены семьи друг к другу?

(Уважать друг друга, любить)

(гостям) Какое право нам это подтверждает?

(Право на любовь и заботу в семье)

(Появляется слайд с изображением этого права)

(всем) Какие обязанности есть у вас в вашей семье?

(Приготовление пищи, наведение порядка, поход в магазин, помощь взрослым)

Я люблю свою семью;

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю,

И щенка и кошку Мусю…

Все, кого я так люблю

Имеют право на семью!

    3-й вопрос: (Появляется слайд с изображением права на отдых)

О каком праве нам могут сказать следующие иллюстрации?

(Право на отдых)

(Появляется надпись с правильным ответом)

Как можно отдохнуть детям?

(Играть в игры, смотреть телевизор, купаться, гулять, спать)

Да, в «Конвенции о правах детей» отражено право каждого ребенка на отдых.

Мы хорошо поработали, теперь предлагаю использовать право на отдых - поиграть в народную игру «Что мы делаем – не скажем»

(Дети загадывают движения, затем к ним подходит Человек Рассеянный)

Дети - Человек Рассеянный, прими нас на работу!

Ч.Р.- А что вы умеете делать?

Дети - Что умеем, мы не скажем, а что делаем – покажем!

Ч.Р.- Вижу, вы хорошо помогаете родителям дома и знаете свои обязанности.

Да, ребенок имеет не только права, но и обязанности!!!

    4-й вопрос: (Появляется слайд с изображением права на образование)

Вы скоро пойдете в школу, и самой главной вашей обязанностью будет посещение всех уроков и выполнение домашнего задания

В каком праве говорится об этом в «Конвенции о правах детей»?

(Право на образование)

(Появляется надпись с правильным ответом)

Где можно получить образование?

(В школе, в детском саду, в училище, в институте)

(всем + гости) Для чего надо учиться?

(Чтоб получить профессию, диплом)

Да, вы правы, учиться нужно для того, чтоб получить профессию, чтоб быть умным и образованным человеком.

    5-е задание: (На экране появляется следующий слайд с изображением права на жизнь)

Как вы думаете, можно ли узнать о правах детей в сказках, пословицах и поговорках? (Конечно можно)

Предлагаю вам известные сказки, попробуем определить эти права.

(Друг за другом появляются соответствующие иллюстрации сказок)

Колобок (Право на жизнь)

Айболит (Право на медицинское обслуживание)

    6-е задание: (На экране появляется следующий слайд с изображением права на защиту)

О каком праве детей говорит следующее изображение?

(Право на защиту)

(Появляется надпись с правильным ответом)

    7-е задание:

Магистр мудрая сова желает, чтоб вы на каждое ею выбранное право вспомнили пословицы, а взрослые активно помогают ребятам!!!

(Друг за другом появляются названия прав)

Право на семью (Если семья вместе, то и душа на месте)

Право на образование (Ученье – свет, а не ученье - тьма)

Право на отдых (Делу – время, потехе - час)

Подошла к концу наша викторина, все задания Магистра мы выполнили! Какая книга помогла нам узнать о правах и обязанностях детей?

(Конвенция о правах ребенка)

(Появляется слайд с изображением книги)

Какие права вы запомнили?

(Право на имя, право на семью, право на любовь и заботу, право на отдых, право на образование, право на игру, право на защиту)

Мамы, папы всей страны

Это знать давно должны.

Есть права у их детишек

Например, на чтенье книжек

Так же на заботу, ласку

И на жизнь, как будто в сказке,

Ешё право быть счастливым

В этом самом лучшем мире!

Выиграла команда за ….. столом! Поаплодируем победителям!!!

Магистр мудрая сова и я посвящаем вас в «Юные магистры школы прав детей» (Вручение ромашек с правами детей)

Проигравшая команда, не расстраивайтесь, мы вас тоже посвящаем в «Юные магистры» и вручаем вам цветы с правами, но вам нужно еще раз с родителями прочитать «Конвенцию о правах детей».

ИГРЫ ПРАВОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущий для дошкольников вид деятельности - игровую. Это дидактические, ролевые и театрализованные игры; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков и умений.

Я предлагаю присутствующим поиграть.

Игра с мячом «Кому, какой дом».

Цель игры: закрепить названия жилищ зверей и насекомых. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища.

Ход игры: все становятся в круг, воспитатель кидает мяч одному из детей, называя животное, ребёнок кидает мяч воспитателю, называя жилище этого животного.

Медведю – берлога

Белке – дупло

Волку – логово

Птице – гнездо

Пчеле – улей

Человеку – дом

И т. д.

Итоги нашей викторины:

Работа по защите прав детей в ДОУ ведется с целью формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правах.

Для этого необходимо:

    Вести работу по формированию правового сознания дошкольников на всех уровнях, при активном взаимодействии всех сотрудников, поэтапно и постоянно.

    Воспитателям и специалистам, работающим непосредственно с родителями воспитанников, в ести правовое просвещение родителей, содействовать защите прав и достоинств детей.

    Знакомить детей и родителей с Конвенцией ООН о правах ребенка и другими законодательными документами, определяющими права детей, используя разнообразные методы и формы работы.

Сказочная викторина в начальной школе «Ваши права».


Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» Курская область
Описание: викторина посвящена международному Дню защиты детей и предназначена для детей начальных классов и среднего звена. Материал праздника можно использовать для бесед, классных часов и внеклассных мероприятий.
Цель: формирование у детей знаний о правах человека.
Задачи:
1.Учить детей видеть и слышать, пытливо вглядываться в мир, наблюдать этот мир и действовать в соответствии с законами жизни.
2.Обобщить, закрепить и углубить знания учащихся о правах человека, полученные на уроках окружающего мира и в географическом кружке «Жить, чтобы жить».
3.Развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников.
4.Способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, нравственно-патриотическому воспитанию школьников.
Учитель:
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.
Одновременно с ними появились Главные Вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что он имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху.
Люди взялись за решение Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров, и даже в битвах и войнах… В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы. И на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Если в точности соблюдать все, что в ней записано, то кошмар и неразбериха на Земле немедленно прекратятся.


Я предлагаю вам сказочную викторину: рассмотреть иллюстрации к сказкам, определить их название и подумать, о каких правах идет речь в этих сказках, чьи права главных героев, по-вашему, здесь нарушены?

Гадкий утенок Г.Х. Андерсен


-Кто из обитателей двора пользовался самым большим авторитетом? (Индюк)
-Чьи права были нарушены в этой сказке? (Гадкого утенка)


-Почему обитатели двора обижали гадкого утенка?
(Он был не похож на других)
-Должны ли герои сказки иметь равные права независимо от своего происхождения?
(Все равны в своих правах и никто не должен их нарушать.)

Как ты думаешь, поступят ли ребята твоего класса как обитатели двора?
(Ни один ребенок не должен быть обижен и оскорблен.)

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» р.н. с.


Какое право нарушила ведьма в этой сказке?
(Право на жизнь и свободу, право на владение личным имуществом)


Чьи еще права были нарушены в этой сказке?
(Нарушены права братца на защиту и право на семью)

«Лиса и заяц» р.н.с.


О нарушении какого права идет речь на этой иллюстрации?
Кто нарушил это право? (Лисица)
Кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права? (Петух)

«Лягушка-путешественница» В. Гаршин


Каким правом воспользовалась лягушка?
(Правом на свободное передвижение)
Кто помог лягушке воспользоваться этим правом? (Утки)

«По щучьему велению»


Кто из героев нарушал права в этой сказке? (Все)
Прав ли Емеля, велев дубинке поколотить офицера?
(Нет.Все равны в своих правах и никто не должен их нарушать.)

«Сказка о попе и его работнике Балде» А.С. Пушкин


Каким правом воспользовался Балда? (Правом на труд)

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»


На какое право посягнула царица, приказав Чернавке увести царевну в лес?
(Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу, право на семью)
Какое право охранял пес Соколко, когда не пускал старуху в дом?
(Право на неприкосновенность жилища)

«Серая Шейка» Д. Мамин-Сибиряк


Назовите главных героев сказки.
Какие и чьи права нарушены в этой сказке?
(Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу уточки нарушила хитрая лисица)

С. Аксаков «Аленький цветочек»


Каким правом воспользовался купец, отправившись торговать?
(Право на свободное передвижение: уезжать и возвращаться на родину)
Какое право нарушила злая волшебница, когда украла маленького принца?

«Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкин


В чем были виноваты ткачиха с поварихой, со сватьей бабой Бабарихой?
(Посягательство на честь и репутацию)
Какие еще права они нарушили?
(Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу)

«Гуси-лебеди»


Какое право нарушили гуси-лебеди, украв братца?
(Право на личную неприкосновенность, семью, жизнь и свободу)
Кто помог девочке спасти и выручить брата? (Мышка, Речка, Печь)

«Колобок» р.н.с.


Расскажите о нарушении прав Колобка в этой сказке?

В каких сказках Кощей Бессмертный увозил к себе царевен и хотел на них жениться против их воли? Какие права он при этом нарушал?
(Право на личную неприкосновенность, семью, защиту, жизнь и свободу)
Кто в этих сказках помогал царевнам восстанавливать свои права?

Подумай, какими по твоему мнению правами должен обладать ребенок?

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Василий Александрович Сухомлинский

Праздник 1 июня - это призыв ко всем людям на планете не забывать о правах детей на жизнь и счастливое детство. Наши малыши нуждаются в защите и в определенных свободах, без которых просто нельзя сформировать доброе, справедливое, ответственное и гуманное общество.

Описание:

Викторина для школьников с ответами по праву

Интересная и познавательная викторина для учащихся начальных и средних классов.

Страна, где человек родился и вырос. Ответ: Родина, Отечество.

Наша Родина - Российская Федерация. Что означает слово «Федерация»? Ответ: Союз, объединение.

Самый главный город каждой страны. Ответ: Столица.

Общее название всякого населения страны. Ответ: Народ.

Человек, любящий свою родину. Ответ: Патриот.

На каком материке расположена Россия? Ответ: Евразия.

Как называется основной закон страны? Ответ: Конституция.

Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности. Ответ: Гражданин.

Человек, получивший от народа право на власть. Ответ: Президент.

Какие символы государства вы знаете? Ответ: Флаг, герб, гимн.

Как называется изображение-символ, которое показывает исторические традиции города, государства, семьи, отдельного лица? Ответ: Герб.

Что обозначают три цвета российского флага? Ответ: Белый цвет обозначает чистоту стремлений, синий - волю к миру, красный - готовность не жалеть своей крови при защите Родины.

Как называются правила, которые устанавливает государство? Ответ: Законы.

Установившиеся правила общественного поведения. Ответ: Обычаи.

Когда отмечается День России? Ответ: 12 июня, в этот день в 1990 году принято решение о независимости России, а через год состоялись всенародные выборы первого Президента России.

В 2000-м году начался новый век и новая... Ответ: Эра.

Игра «Да! Нет!»
Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».
– Россия – наша страна?
– Да!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?
– Да!
– Можно ли человека обращать в рабство?
– Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко?
– Нет!
– Защищён ли человек законом?
– Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?
– Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?
– Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?
– Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?
– Да!
– Может ли человек владеть имуществом?
– Да!
– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?
– Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда?
– Нет!
– Защищает ли закон материнство и младенчество?
– Да

Отгадай сказку.
В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)
В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси -Лебеди»)
В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».
В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».
В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».
В какой сказке А.Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом? Ответ: «Приключения Буратино».
В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».
Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».
Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.
Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.
Какое право нарушил Буратино, схватив Шушару за хвост? Ответ: право на личную неприкосновенность.
Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.
Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.
Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование.
В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)
Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)
Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)
Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)
Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)

конкурс. «Анаграммы»
Задание: участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.
Карточка №1.
Ребенок - к о р ё н б е
Семья – м я с ь е
Страна – а р а н с т
Документ – к у н т е м о д
Закон – к о н з а
Политика – и п о к а л и т
Жизнь – з и н ь ж и
Родители – д и л и е т о р

Карточка №2.
Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н
Порядок – Я Д П О Р О К
Право – В О Р А П
Союз – Ю З О С
Подросток – С О Д Р О П К Т О
Школа – Л О К А Ш
Достоинство – С Т О Н С И Т О В О Д
Медицина – Д Е М И Н А Ц И

Карточка №3.
Отдых – Д Ы Х О Т
Образование – Р О З А В И Н А Б Е О
Досуг – Д У Г О С
Человек – Л О В Ч Е К Е
Слово – В О С О Л
Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж
Отец – Ц Е Т О
Дружба – Ж Б А Р У Д

Карточка №4.
Школьник – К О Л Ь Ш И К Н
Малыш – Ш Ы Л А М
Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я
Собрание – Е Б Р А Н И С О
Общество – Б О С Т В О Щ Е
Группа – П Р А П У Г
Опекун – К Е У Н О П
Мнение – Н Е М Е Н И

Карточка №5.
Норма – М Р А Н О
Забота – Б О З А Т А
Выживание – А Н И Ж Е В И В Ы
Поступок – С Т У К О П О П
Информация – Ф О Р Н И Ц И М А Я
Радость – Д О Р А С Т Ь
Опека – К Е П О А
Согласие – С И Л А Г О С Е

Конкурс «Знаешь ли ты государственные праздники?»

Соотнесите название государственных праздников с их датами:
1. Новый год А. 23 февраля
2. Праздник Весны и Труда Б. 1 января
3. День защитника ОтечестваВ. 9 мая
4. Рождество Христово Г. 1 мая
5. День Победы Д. 4 ноября 
6. День народного единства Е. 7 января
7. День независимости России Ж. 8 марта
8. Международный женский день З. 12 июня


Презентации к уроку






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.











Назад Вперёд

Каждый ребенок – это маленький человек со своими правами, которые в обязательном порядке должны соблюдаться взрослыми. Помните о том, что ребёнок будет уважать права других людей, если будут уважать права ребёнка.

Цель: способствовать правовому воспитанию дошкольников, донести до сознания детей в доступной форме “Конвенцию о правах ребенка”.

Задачи:

  • способствовать формированию у детей дошкольного возраста представлений о Конвенции ООН “О правах ребенка”, познакомить в соответствующей их возрасту форме с основными правами на примере сказок;
  • способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности;
  • способствовать развитию интеллектуальных и личностных качеств детей - развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека независимо от его социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста;
  • продолжать формировать навыки работы с компьютером.

Предварительная работа: чтение сказок: “Золотой ключик или приключение Буратино”, “Красная шапочка”, “Гуси-лебеди”, “Три поросенка”, “Снегурочка”; инсценировка по сказкам “Заюшкина избушка” и “Маша и медведь”; подготовка необходимого дидактического материала (карточек с пиктограммами, иллюстраций по сказкам).

Материалы и оборудование: костюмы лисы, зайца, медведя, атрибуты к игре “Три поросенка”; карточки с пиктограммами; презентация “Конвенция о правах ребенка”, авторская развивающая игра “Я ребенок - я имею право”; ноутбуки, проектор.

Ход занятия

Воспитатель.

Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

Надеюсь, настроение у вас стало хорошее!

Сегодня, я принесла необычную книгу. Я думаю, вы её узнали? Это книга о правах ребенка. Мы ведь с вами знаем, что права есть не только у взрослых, но и у детей. Взрослые люди понимают: из бесправного, запуганного ребенка может вырасти только бесправный, запуганный взрослый, который не сможет писать стихи, сочинять музыку, запускать космические корабли и многое другое. Это значит, что права взрослого и права ребенка важно знать.

Ребята, а кто из вас запомнил, как называется главный документ, в котором записаны права детей? (Ответы детей) Конвенция прав ребенка Презентация 1

1 слайд - Конвенция прав ребенка

Я очень хочу, ребята, чтобы вы не только сами запомнили эти права, но и смогли своим друзьям рассказать - какими правами может воспользоваться каждый ребенок.

Поэтому я предлагаю вам, прогуляться по страницам детских сказок. Путешествуя по сказкам, мы посмотрим, всегда ли соблюдаются права героев. Где обижают сказочных героев, значит там, нарушают их права. А если герои веселы, счастливы - то их права соблюдаются. Вы согласны путешествовать со мной? (Звучит музыка “В гостях у сказки”)

Тогда отправляемся. Внимание на экран.

2 слайд - На экране фрагмент сказки Ш. Перро “Красная Шапочка”

Вы узнали эту сказку? Это сказка “Красная Шапочка”, которую написал Ш. Перро.

3 слайд - Скажите ребята, какое сейчас настроение у Красной Шапочки?

  • А что произошла с ней потом? (Ответы детей)
  • Права каких героев сказки нарушены и кем? (Ответы детей)
  • Значит, волк нарушил права Красной Шапочки и её бабушки.
  • А какое право нарушил волк? (Ответы детей)

Мы знаем, что никто не вправе лишить жизни ни ребенка, ни взрослого.

4 слайд – Право на жизнь.

Илья выбери, пожалуйста, на столе значок пиктограммы, которым мы обозначали право ребенка на жизнь, и прикрепи его на доску.

А сейчас, снова внимание.

5 слайд - Воспитатель зачитывает отрывок из сказки:

Карло вошел в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, потерев так и эдак полено, начал вырезать из него куклу.

“Как бы мне её назвать? – раздумывал Карло. – Назову-ка я её Буратино. Это имя принесет мне счастье...”

Ребята, что это за сказка? (Ответы детей)

6 слайд - на экране иллюстрация к сказке А. Толстого “Золотой ключик или приключение Буратино”.

  • Какое настроение у героев сказки в этом отрывке?
  • Значит, что мы может сказать о правах героев? Они здесь не нарушены.
  • О каком праве мы можем здесь говорить? (Ответы детей)

7 слайд - Право на имя.

Да, ребята каждый ребенок имеет право на имя.

  • А знаете что, когда дети рождаются, то они очень маленькие и похожи друг на друга. Как вы думаете, может быть, необязательно давать детям имена, а просто называть их числами? (Размышления детей)
  • А вот еще одно наблюдение. Как вы думаете, может быть все должны обращаться друг к другу по прозвищам? (Ответы детей)
  • Вспомните, дразнил ли кто-нибудь вас, и что вы при этом чувствовали? (ответы детей)

Бывает обидно и неприятно. Итак, Саша, выбери, пожалуйста, значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка на имя.

У вас всех очень красивые имена. Я просила вас, поинтересоваться у родителей, что означают ваши имена. Кто из вас узнал о своем имени? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а к нам спешат гости

8 слайд – иллюстрация к сказке “Заюшкина избушка”.

Инсценировка с героями из сказки “Заюшкина избушка”.

Заяц. Помогите! Помогите же кто-нибудь! Ребята со мной приключилась беда, попросилась ко мне Лиса в лубяную избушку, да меня и выгнала.

Лиса . А я что виновата, что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Выгнала? Да, выгнала, ну и что? Подумаешь какой, другой дом себе найдешь.

Заяц . Но ведь это мой дом. Не имеешь право, Лиса, ты меня выгонять (плачет).

Лиса . Я в лесу хозяйка, на все имею право!

Воспитатель : подожди, Лиса, успокойся. Сейчас разберемся. Мы у ребят спросим. Скажите, ребята, кто здесь прав и почему? (Ответы детей)

Каждый имеет право на неприкосновенность жилища.

Воспитатель . Илюша, выбери, пожалуйста, значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка на неприкосновенность жилища.

9 слайд - Теперь Лиса, ты поняла, что не имеешь права выгонять Зайца из его собственного дома.

Лиса . Ну, хорошо, я больше не буду. Пойдем, Заинька вместе поиграем.

Воспитатель. Я вас, ребята, тоже приглашаю поиграть.

Три братца дружно строят дом,
Тепло, уютно будет в нём.
В работе братцы знают толк,
Не сможет в дом пробраться волк.

Вы догадались ребята, о каких братцах идет речь? (Ответы детей)

10 слайд – Это сказка У.Диснея “Три поросёнка”

Я предлагаю поиграть в игру “Три поросенка”.

Нам нужно выбрать волка. Кто помнит считалку?

Например:

Раз, два, три, четыре, пять
Нам друзей не сосчитать,
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга.

Проводится подвижная игра “Три поросенка”.

Звучит музыка из мультфильма “Три поросенка”.

Дети поют:

Мы маленькие поросятки,
На полянке мы гуляем, цветы собираем,
песенки поем, волка в дом не ждем.

Воспитатель: Вдруг выходит волк, он зубами щелк!

Условие игры : когда поросят в домике трое, волк трогать их не может.

Под музыку поросята бегают по полянке. Все поросята должны занять свои домики.

Ребята, а какое право поросят нарушил серый волк? Ответы детей. (Право на неприкосновенность жилища).

Проходите и снова внимание.

11 слайд - Воспитатель зачитывает отрывок из сказки. ...Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала она головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег – и вышла из сугроба живая девочка.

Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню поет – заслушаешься.

Вы узнали, что это за сказка? (Ответы детей)

12 слайд – на экране иллюстрация к русской народной сказке “Снегурочка”.

Какое настроение стало у героев сказки? А почему? (Ответы детей)

У Снегурочки появилась семья.

  • О каком праве девочки можно сказать в этой сказке? (Ответы детей)
  • Каким значком пиктограммы мы отметим право на воспитании в семейном окружении или право иметь семью? (Ответы детей)

Воспитатель: Мы знаем, что родители должны не только любить ребенка, но и заботится о нем. Скажите, а ваши родители заботятся о вас? А как? (Ответы детей)

Хорошо, а вы помогаете своим родителям, заботитесь о них?(Ответы детей)

У меня к вам такой вопрос: как вы думаете, может быть нужно, разлучить ребенка с мамой, если она не разрешает бегать ему на улице до вечера и целый день смотреть телевизор, кормит манной кашей? А почему? (Ответы детей)

А сейчас я предлагаю вам послушать загадку?

Птицы страшные летали,
Братца милого украли.
Ничего с ним не случится -
Выручит его сестрица.

О какой сказке идет речь в загадке? (Гуси-лебеди)

13 слайд - На экране иллюстрация к сказке “Гуси-лебеди”.

Воспитатель. Посмотрите на иллюстрацию, как вы думаете, какое настроение у главных героев сказки? (Ответы детей)

Какое право детей было нарушено в этой сказке? (Ответы детей)

14 слайд - Право не разлучаться со своими родителями . Кирилл, найди нам значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка не разлучаться со своими родителями.

А теперь я предлагаю вам вспомнить небольшое стихотворение о семье.

Пальчиковая гимнастика “Семья”

Это пальчик – дедушка,
Это пальчик – бабушка,
Это пальчик- папочка,
Это пальчик – мамочка,
Это пальчик – это я
Вот и вся моя семья.

На каком языке мы рассказали это стихотворение? На русском.

Кирилл, какой язык для тебя родной, а для тебя Егор. Ляйсан, а какой твой родной язык? А сможешь ли ты рассказать это стихотворение на своем родном языке.

Пальчиковая гимнастика “Семья” на татарском языке.

Значит, мы ребята можем сказать еще об одном праве - праве общаться на своем родном языке.

15 слайд - Посмотрите, пожалуйста, на этот значок пиктограммы. Он говорит нам, что все дети, любой национальности, с любым цветом кожи имеют равные права, и могут общаться на своем родном языке.

Воспитатель. К нам снова спешат сказочные герои.

16 слайд - инсценировка с героями сказки “Маша и медведь”.

Маша. Ребята, я слышала, что вы изучаете права человека? Помогите мне, пожалуйста.

Воспитатель . А что случилось?

Медведь. Что случилось, что случилось? Ничего не случилось. Надоело мне самому кашу варить да в избе прибирать – вот и все.

Маша. Он хочет, чтобы я у него жила в лесу, в избушке убирала, кашу варила, да его кашей кормила. А если убегу, то он поймает меня и съест.

Воспитатель . Давайте ребята поможем героем сказки разобраться, кто прав, а кто нет.

(Ответы детей).

17 слайд Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.

Воспитатель. Миша нарушил права Маши.

Егор найди нам значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка не быть в подневольном состоянии.

Снова прошу вашего внимания.

18 слайд - отрывок из сказки А.Толстого “Золотой ключик”:

Воспитатель:

Покуда Буратино ел, папа Карло смастерил ему из бумаги курточку и штанишки, а из старого носка – колпачок с кисточкой.

Папа Карло сказал: “Я продал свою куртку и купил тебе азбуку. Ты должен ходить в школу и стать умным и благоразумным.

“Я буду умненьким и благоразумненьким”, - сказал Буратино. Он взял азбуку и пошел в школу.

19 – на экране иллюстрация к сказке А.Толстого “Золотой ключик”

В каком настроении здесь наш сказочный герой? (Ответы детей)

“Я буду умненьким, благорозумненьким”, – так сказал Буратино, взял азбуку и куда отправился? Правильно, в школу. Каким правом воспользовался Буратино? (Ответы детей)

20 слайд - Каждый человек имеет Право на образование.

Ребята, а как вы думаете, что такое образование? Для чего оно нужно? (Ответы детей).

Давайте подумаем, где можно получить образование? (Ответы детей).

Воспитатель . А вы, пользуетесь правом на образование? Что вы посещаете? (Ответы детей - детский сад, кружки, музыкальную школу и прочее).

Совсем скоро и вы отправитесь в школу.

Сейчас я предлагаю вам пройти за ноутбуки, чтобы закрепить знания о правах ребенка в компьютерной игре “Я ребенок. Я имею право”. Презентация 2

Перед вами на экране герои сказок. Вам необходимо выбрать значок пиктограммы, который обозначает право сказочного героя, или право героя, которое было нарушено в данной сказке. Если вы правильно выбрали значок пиктограммы, то на экране вы сможете прочесть название права. А если вы выбрали значок пиктограммы неправильно, то он исчезнет с игрового поля.

Приступаем.

Индивидуальная работа с детьми.

Молодцы! Вы справились с заданием. Давайте же, перечислим права ребенка, о которых вы сможете рассказать своим друзьям.

21 слайд - Я ребенок. Я имею право... (Дети перечисляют права детей)

Всем спасибо, до свидания.

Литература.

  1. Шорыгина Т.А., “Беседы о правах ребёнка”, М. ТЦ “Сфера”, 2011.
  2. Доронова Т.Н., Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада , М.: Просвещение, 2006.
  3. Нищева Н.И., Мои права. Дошкольникам о правах и обязанностях. ООО “Издательство “Детство-пресс”,2014.
  4. Зеленова Н.Г, Осипова Л.Е. “Я – ребенок, и я имею право”, М., 2007.