Государственное (конституционное) право - это отрасль права, устанавливающая основы государственного и общественного строя, порядок организации и функционирования органов государственной власти, правовое положение граждан.Основным источником Государственного права служит конституция. Ныне действующая Конституция РФ была принята референдумом (всенародным голосованием) 12 декабря 1993 г.
Предмет Конституционного права составляют:
1) основы конституционного строя;
2) права, свободы и обязанности личности;
3) вопросы федеративного устройства России;
4) порядок формирования и полномочия органов государственной власти РФ и органов местного самоуправления.
Конституционное право выступает основным среди всех отраслей системы права. На основе Конституции принимаются все остальные законы. Нормы Конституции отличаются от норм других отраслей права направленностью на регулирование общественных отношений различного вида, наличием множества норм-принципов и норм-деклараций, особым субъектным составом (субъекты Конституционного права: народ, государство, государственные органы и др.), особой структурой (имеется гипотеза и диспозиция, но часто отсутствует санкция).
Глава I Конституции РФ посвящена основам конституционного строя.
Конституционный строи - это такая организация государственной и общественной жизни, при которой государство выступает политической организацией гражданского общества, имеет демократический, правовой характер и в нем человек, его права и свободы представляют высшую ценность, а их соблюдение и зашита - обязанностью государства.
Принципы основ конституционного строя можно классифицировать следующим образом.
1. Принципы организации государственной власти. В соответствии со статьей 1 Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Таким образом, четко определена форма государства. Российская Федерация обладает суверенитетом, означающим ее независимость на международной арене и целостность и неприкосновенность ее территории (ст. 4). Провозглашаются принцип федерализма, выражающийся в равноправии субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов России (ст. 5); принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10, 11); принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов (ст. 15).
2. Принципы взаимоотношений государства и гражданина.
К ним
относится принцип народовластия, выражающийся в непосредственных формах (выборы, референдум) и в осуществлении власти народом через органы государственной
власти и органы местного самоуправления (ст. 3). Человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и зашита - обязанностью
государства (ст. 2). Статья 6 провозглашает
принцип единого и равного гражданства независимо от его приобретения. В России гарантируется местное самоуправление, которое не входит в систему органов государственной власти (ст. 12).
3. Принципы организации жизни гражданского общества. Конституция провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). В Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности, признаются различные формы собственности, провозглашается право иметь в частной собственности землю (ст. 8, 9). В России признается политический и идеологический плюрализм (многообразие) и многопартийность (ст. 13). Это означает не только право состоять в той или иной партии, но и право быть беспартийным. Статья 14 признает Россию светским государством, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной.
Глава 2 Конституции РФ устанавливает содержание прав и свобод человека и гражданина, их гарантий и принципов, а также обязанностей граждан.
Глава 3 посвящена рассмотрению вопросов федеративного устройства России. Принципы российского федерализма следующие.
1. Государственная целостность России.
2. Единство системы государственной власти.
3. Равноправие субъектов РФ.
4. Равноправие и самоопределение народов РФ.
5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов.
Признаки российского федерализма следующие.
1. Верховенство на всей территории страны Конституции РФ и
федеральных законов.
2. Верховенство федеральных органов государственной власти.
3. Единая государственная территория.
4. Единое гражданство РФ.
5. Единый государственный язык.
6. Единые вооруженные силы.
7. Государственные символы и столица РФ.
8. Единое экономическое пространство.
9. Единая денежная единица. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ.
10. Единые принципы налогообложения.
В состав Российской Федерации входят 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, два города федерального значения, одна автономная область, 10 автономных округов. Республики и автономии сформированы по национальному принципу, а остальные субъекты федерации - по территориальному.
Статьи 71, 72, 73 Конституции РФ содержат перечень сфер ведения и полномочий федерации и се субъектов. В ведение Российской Федерации входят принятие и изменение Конституции и федеральных законов, установление системы федеральных органов государственной власти, управление федеральной собственностью, финансовая политика, внутренняя и внешняя политика, оборона и безопасность, энергетика, судоустройство, прокуратура и др.
В совместном ведении находятся защита прав и свобод граждан, вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, вопросы воспитания, образования, науки, культуры, спорта, отраслевого законодательства и др.
Вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного веления Российской Федерации и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Например, они могут формировать свои органы государственной власти, утверждать свой бюджет и т.д.
Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ и суды. Рассмотрению вопросов их формирования и деятельности посвящены главы 4, 5, 6, 7 Конституции РФ.
Президент Российской Федерации выступает главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета России, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.
Президент РФ избирается на четыре года на основе всеобщего равного и прямою избирательного права при тайном голосовании. Выборы Президента назначаются Советом Федерации. Президентом РФ может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Выборы Президента Российской Федерации 14"марта 2004 г. проходили на основе избирательного закона, принятого в декабре 2002 г.
Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и складывает их с себя с момента принесения присяги вновь избранным Президентом. Предусматриваются варианты досрочного прекращения полномочий Президента
1) отставка - добровольный уход от должности. Примером может служить отставка Б. Н. Ельцина 31 декабря 1999 г.;
2) стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Механизм такого способа
досрочного прекращения полномочий пока еще остается неясным;
3) отрешение от должности (импичмент).
Во всех этих случаях выборы нового Президента должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий. В течение этих трех месяцев и в иных случаях, когда Президент не может исполнять свои полномочия (например, при проведении хирургической операции), обязанности Президента исполняет Председатель Правительства РФ, однако не все: он не может распустить Государственную Думу, назначить референдум, внести предложение о пересмотре Конституции РФ.
Порядок отрешения Президента РФ от должности предусмотрен статьей 93 Конституции РФ. С инициативой отрешения Президента выступает Государственная Дума, которая на основании заключения специальной комиссии выдвигает против Президента обвинение в государственной измене или в совершении иного тяжкого преступления. За выдвижение обвинения должно проголосовать не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Обвинение подтверждается заключением Верховного Суда РФ о наличии состава преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении порядка выдвижения обвинения. Решение об отрешении Президента от должности принимает Совет Федерации числом не менее двух третей голосов от общего числа его членов и не позднее чем в трехмесячный срок, иначе обвинение будет считаться отклоненным.
Президент РФ имеет широкие полномочия по управлению различными сферами государственной и общественной жизни. В отношении органов исполнительной власти Президент с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства, принимает решение об отставке правительства, представляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей высших судов и т.д.
В области законодательной власти Президент РФ назначает выборы в Государственную Думу, в некоторых случаях может ее распустить, назначает референдум, вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы, обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики.
В области обороны и безопасности Президент РФ выступает Верховным главнокомандующим Вооруженными силами России, может ввести военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе
В области внешней политики Президент РФ ведет переговоры, подписывает международные соглашения, ратификационные грамоты.
В сфере прав конкретной личности Президент РФ решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища, награждает государственными наградами и почетными званиями, осуществляет помилование.
Законодательную власть в Российской Федерации осуществляет Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации. Оно состоит из двух палат - Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата). В Совет Федерации входят по два представителя от каждого Субъекта РФ: один от исполнительного, один от законодательного органа. В большинстве случаев представителем исполнительной власти субъекта РФ выступает его глава (президент республики, губернатор), а представителем законодательной власти - председатель законодательного собрания субъекта РФ (парламента, областной думы).
Государственная Дума избирается сроком на четыре года и состоит из 450 депутатов. 225 из них избираются на основе мажоритарной системы, а другие 225 - на основе пропорциональной (по спискам избирательных объединений). Чтобы пройти в состав Государственной Думы, избирательному объединению надо набрать более 5 % голосов избирателей.
Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Депутаты не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной, творческой. Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью.
Государственная Дума может быть досрочно распущена Президентом в случае трехкратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства и в случае, если Государственная Дума повторно в течение трех месяцев выразит недоверие Правительству. Но в последнем случае Президент может не распускать Государственную Думу, а отправить в отставку Правительство.
В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ должен назначить выборы с тем, чтобы новая Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца после роспуска. Государственная Дума не может быть распущена в течение года после ее избрания, во время процесса отрешения Президента 01 должности, в период действия на всей территории России военного или чрезвычайного положения и в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.
Основная функция Федерального Собрания - принятие законов по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Федеральное Собрание не может пересматривать I, 2 и 9 главы Конституции РФ. К остальным главам могут приниматься поправки с одобрения двух третей субъектов Российской Федерации. Законопроекты, внесенные в Государственную Думу высшими органами власти, рассматриваются и принимаются ею, одобряются Советом Федерации и затем подписываются и обнародуются Президентом. Президент может отклонить принятый закон и отправить его на повторное рассмотрение.
Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Председатель правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы, а заместители Председателя и федеральные министры назначаются Президентом по представлению Председателя Правительства.Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Возможно и досрочное прекращение полномочий Правительства. Оно может само подать в отставку. Решение об отставке Правительства может принять сам Президент. Отставка может быть вызвана выраженным Государственной Думой недоверием Правительству. Возможна и персональная отставка членов Правительства.
Правительство имеет широкие полномочия по управлению всеми сферами жизни страны. В своей деятельности Правительство несет ответственность перед Президентом и Государственной Думой.
Принципы организации судебной власти содержатся в главе 7 Конституции РФ. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом и на основе закона. Создание чрезвычайных судов не допускается. Судьями могут быть граждане России, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Судьи независимы, несменяемы, неприкосновенны. Судебное разбирательство во всех судах открытое, проходит на основе состязательности и равноправия сторон. Финансирование судов производится только из федерального бюджета, что обеспечивает независимость правосудия.
Высшую судебную власть в России осуществляют Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды. Судьи этих судов должны быть не моложе 35 лет и иметь стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. Они назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.
Конституционный Суд состоит из 19 судей. Он разрешает дела о соответствии Конституции РФ других нормативных актов, решает споры о компетенции между органами государственной власти, рассматривает жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан, проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле, дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, по запросам высших органов государственной власти дает толкование Конституции РФ.
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам обшей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации - это высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и даст разъяснения по вопросам судебной практики.
В главу о судебной власти включена статья о Прокуратуре РФ (ст. 129). Органы прокуратуры представляют собой единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов органами власти и должностными липами, выступают в суде в качестве государственного обвинителя, осуществляют расследование преступлений, опротестовывают противоречащие закону юридические акты, выносят представления об устранении нарушений закона.
В состав Конституции входят и положения о местном самоуправлении (ст. 12, глава 8). Местное самоуправление - это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения определенной территории по решению вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется с учетом местных традиций. Органы самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Структура органов самоуправления определяется населением самостоятельно.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют свой бюджет, осуществляют охрану общественного порядка и др. Им могут быть переданы отдельные государственные полномочия с передачей для их осуществления необходимых средств. Конституция запрещаем ограничение прав самоуправления. Права самоуправления защищаются в судебном порядке.
Формами народовластия в местном самоуправлении выступают местный референдум, муниципальные выборы, собрания и сходы граждан. Последние могут существовать как наряду с органами местного самоуправления, так и на уровне более мелких территориальных единиц (квартала, дома, подъезда).
Последняя 9 глава Конституции РФ включает вопросы ее пересмотра и изменения. Предложения о пересмотре Конституции могут вносить представители высших органов государственной власти Российской Федерации. Если предложение о пересмотре глав 1, 2 и 9 будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то созывается Конституционное Собрание (федерального конституционного закона о нем еще нет). Оно либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование.
Вопросы и задания
1. Какие отношения регулирует отрасль Конституционного права? В чем ее отличие от других отраслей права?
2. Раскройте содержание главы I Конституции РФ. Какие принципы конституционного строя существуют?
3. Вспомните содержание прав и свобод человека и гражданина. Ознакомьтесь с содержанием главы 2 Конституции РФ. Выделите принципы и гарантии прав и свобод, обязанности граждан.
4. В чем состоят принципы и признаки российского федерализма?
5. Охарактеризуйте состав субъектов Российской Федерации. Как распределяются полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами?
6. Какое место в системе государственной власти занимает Президент РФ? Как заметается эта должность?
7. Каковы основания досрочного прекращения полномочий Президента РФ?
8. Каковы полномочия Президента РФ?
9. Охарактеризуйте состав Федеральною Собрания и порядок формирования его палат.
10. В каких случаях Государственная Дума может быть распущена досрочно?
11. Ознакомьтесь со статьями 104-108 Конституции РФ. Выделите этапы законодательного процесса.
12. Каков порядок формирования Правительства РФ? Каковы его полномочия?
13. Каков состав органов судебной власти РФ, и каковы принципы их деятельности?
14. Какую роль в системе государственной власти РФ играет прокуратура?
15. В чем состоят особенности местного самоуправления?
16. Ознакомьтесь с содержанием главы 9 Конституции РФ. Выделите этапы процесса пересмотра Конституции.
17. Прочитайте главы 4, 5, 6, 7 Конституции РФ. Определите место каждого органа власти в системе государственной власти Российской Федерации. Определите степень влияния каждого из органов власти на другие органы государственной власти.
Понятие и обоснование ведущей роли КПЗС
КПЗС как отрасль права – система взаимосвязанных юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе установления и реализации основ конституционного строя, основ положения человека в обществе и государстве, основ экономической, социальной, политической системы (общественного строя), основ территориальной организации государств, основ организации и осуществления государственной власти в том или ином государстве.
Место конституционного права в системе права зарубежных стран . Все главные сферы общественной жизни и их основы в комплексе регулируются только конституционным правом. Остальные отрасли права касаются лишь отдельных сторон или хотя и принципиальных, но отдельных вопросов (например, собственность в гражданском праве, охрана природы в экологическом праве). Регулируя в комплексе основы жизни общества, конституционное право тем самым играет центральную, ведущую роль во всей правовой системе. Нормы конституционного права, особенно конституций, являются исходными для других отраслей права, развиваются в этих отраслях. Статья 29 конституции Японии 1946 г., гласящая, что «право собственности не должно нарушаться», служит основой для регулирования различных отношений собственности в гражданском праве (в договорах купли-продажи, залога, наследования и т.д.). Принцип независимости суда и подчинения его только закону, содержащийся во многих конституциях (конституциях Болгарии 1991 г., Литвы 1992 г., Белоруссии 1996 г. и др.), является исходным для многих норм уголовно-процессуального и гражданского процессуального права. Число таких примеров можно увеличить, приведя иллюстрации, относящиеся к трудовому, финансовому, земельному и другим отраслям права.
Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. Действительно, если, как принято прежде всего в европейской литературе (включая нашу отечественную), считать соответствующую систему правовых норм отраслью права, то круг регулируемых ею общественных отношений в странах, где употребляются тот или другой из указанных терминов, примерно одинаков. Выбор же термина обычно диктуется национальной традицией словоупотребления. Так, англо-саксонская и романская правовые системы традиционно пользуются термином «конституционное право», тогда как для германской системы характерно употребление термина «государственное право». В Швейцарии в ее преобладающей немецкоязычной части используется термин «государственное право», тогда как в остальных, романоязычных частях этой страны – «конституционное право».
При более тщательном рассмотрении вопроса можно, однако, заметить, что различие терминологии отражает (не всегда, но достаточно часто) сущностную разницу между соответствующими понятиями. Так, в Великобритании, США, Франции к началу или в начале XIX века утвердился конституционный строй, минимальными признаками которого являются судебная защита прав человека и разделение властей. В Германии это произошло позднее. Примечательно, что ныне и в Германии стал употребляться термин «конституционное право», хотя и в более узком значении.
Что касается так называемых социалистических стран, то по советскому примеру у них первоначально использовался термин «государственное право», за исключением разве что Кубы, где в основном сохранилась традиционная романская правовая терминология, включавшая термин «конституционное право» даже при отсутствии конституционного строя. Позднее в качестве одного из формальных признаков действительной или иллюзорной демократизации в Венгрии, Польше, Румынии, Югославии соответствующую отрасль права стали называть конституционным правом. Сейчас в восточноевропейских бывших социалистических странах развертывается процесс создания конституционного строя и действительного конституционного права. То же можно констатировать и применительно к ряду стран бывшей «социалистической ориентации» (Алжир, Бенин, Мозамбик, Никарагуа и др.), где от бывших метрополий была воспринята терминология, присущая романской либо англо-саксонской системам права.
В литературе, впрочем, можно встретить и иное понимание различия между конституционным и государственным правом, чем изложенное выше. Так, германский конституционалист Конрад Хессе полагает, что поскольку конституция не ограничивается установлением государственного строя, а охватывает также основы устройства негосударственной жизни (брак, собственность и др.), постольку «"конституционное" право более объемлюще, чем право "государственное", которое по смыслу и содержанию означает лишь право государства. С другой стороны, "конституционное" право ограничено по сравнению с "государственным" в том плане, что "государственное" право включает в себя, например, административное и процессуальное право...».
Сегодня лишь сравнительно небольшая группа стран пользуется термином «государственное право», подавляющее же их большинство обозначает основополагающую отрасль своего права термином «конституционное право» независимо от того, существует там в действительности конституционный строй или нет.
Конституционное право является отраслью права Российской Федерации и закрепляет в себе правила поведения и нормы, касающиеся взаимоотношений государства и личности. Также в рамках конституционного права устанавливаются основные государственные конституционные характеристики, принципы организации государственной власти. Контроль выполнения норм принадлежит государству.
Среди методов, используемых им в целях контроля, доминирующее положение занимает императивный. Он имеет запрещающий или обязывающий характер. Другие методы, имеющие дозволительные, принципы, к которым относятся: системный, сравнительно-правовой, статистический, метод формально-юридического анализа, а также диалектический и конкретно-социологический методы.
В основу названия и сути конституционного права лег главнейший законодательный акт нашей страны – Конституция. Тем не менее, это предполагает не только исполнение конституционных законов и норм Конституции, но содержит и другие нормативные акты. Конституционное право является ядром правовой системы Российской Федерации и центром, от которого все иные правовые отрасли берут свое начало.
Областью регулирования конституционного права являются наиважнейшие общественные отношения, среди которых, к примеру, основные положения государственного строя, избирательной системы, судоустройства. Права и обязанности гражданина и государства, определенные в конституционном праве, имеют более конкретные пояснения в других, более узких правовых отраслях.
Субъектами конституционного права являются:
- физические лица;
- само государство, представленное государственными органами;
- административные образования и субъекты федерации;
- общности – этнические и социальные;
- общественные гражданские объединения
Все элементы правовой системы, кроме конституционного, имеют четко очерченную область влияния. Гражданское право регулирует неимущественные и имущественные отношения, трудовое – отношения во время исполнения трудовых обязанностей работником, семейное – отношения, вырастающие из брака. Конституционное же право имеет отношение ко всем отраслям, совокупности его норм затрагивают трудовые, гражданские, административные и иные отношения. При этом противоречить элементы правовой системы конституционному праву не могут.
Кратко о конституционном праве:
Конституционное право представляет собой ведущую отрасль системы права нашей страны. Конституционное право сходно с любой другой отраслью права; это группа правовых норм, то есть обязательных для всех норм поведения, вследствие нарушения которых применяется государственное принуждение в разных формах.
Правовые нормы, являющиеся составными частями данной отрасли, определены общими признаками и связаны между собой; они все посвящены отношениям личности и государства, конституционным характеристикам государства, регламентируют организацию государственной власти.
Система права — это иерархия правовых норм отдельных отраслей, состоящих в свою очередь из систематизированных или несистематизированных элементов. Такими элементами … |
Среди ученых ведутся споры о названии рассматриваемой отрасли. Одни называют ее конституционным правом, другие – государственным. Третьи отождествляют эти понятия либо употребляют двойное название «конституционное (государственное) право».
Отождествление этих терминов приемлемо в странах, где выбор того или иного названия обусловлен национальной традицией словоупотребления без придания дополнительного различного смысла этим понятиям: так, в Германии, Швейцарии исторически сложилась традиция использовать термин «государственное право».
Ю.А. Дмитриев пишет: «Понятие «государственное право» употребляется в Германии наряду с термином «конституционное право». Отмечая сходство этих понятий, немецкие юристы проводят и различие между ними. В энциклопедиях, обобщающих… работы Т. Маунца, К. Деринга, Е. Штейна и других авторов, говорится, что «государственное право в самом узком смысле слова совпадает с конституционным, в самом широком – оно включает все, что относится к государству» (Brockhaus Enzyclopadia. B. 17. Wiesbaden, 1973. S. 810). В то же время подчеркивается, что «государственное право не идентично конституционному, так как последнее относится не только к государству, но и к общественной жизни в целом (собственность, семья, достоинство человека), хотя, с другой стороны, в конституционном праве содержатся основы государственного»; это – «право основных законов».
Интересной представляется трактовка соотношения конституционного и государственного права К. Хессе, западногерманского конституционалиста. Он полагает, что конституционное право регулирует принципы не только государственной, но и общественной жизни, поэтому в строгом смысле слова конституционное право – более широкое и всеобъемлющее понятие, чем государственное. С другой стороны конституционное право уже государственного, так как последнее включает в себя административное, процессуальное право и т.д.
В некоторых государствах выбор термина зависел от роли государства в жизни общества, политического режима, установления конституционного строя и т.д. (например, СССР). Хотя это не является абсолютным правилом, так как существуют недемократические государства, которые используют термин «конституционное право».
Среди российских ученых нет единого подхода к данному вопросу. Однако более распространенным названием рассматриваемой отрасли является «конституционное право». Н.А. Богданова пишет: «Раньше во взаимосвязи власти и права приоритетная роль признавалась за первой, и отрасль, а следовательно, и наука, соответственно закрепляющая и изучающая организацию власти, не могли называться иначе как «государственное право». Теперь, когда конституционное воплощение получила идея правового государства, означающая подчинение власти праву, верховенство конституции и закона, обеспечение свободы личности, наименование «конституционное право» более точно отражает предмет рассматриваемых отрасли и науки».
Ю.А. Тихомиров отмечает, что правовое государство меняет ориентация отрасли и науки, уводя от сугубо государствоведческой проблематики и в большей степени обращаясь к правам и свободам человека и гражданина, институтам гражданского общества. Все это свидетельствует о «повороте к конституционному праву».
Вот как излагает свою позицию по данному вопросу А.С. Автономов : «Начиная с рубежа 80-90-х гг. в России весьма широкое распространение получило критическое отношение к термину «государственное право» и стремление заменить его термином «конституционное право». Сторонники «смены имен» обосновывают свою позицию различными аргументами. В частности, считается, что само словосочетание «государственное право» подчеркивает главенствующую роль государства и более присуще тоталитарным политическим режимам. А «конституционное право», вроде бы, сразу же во главу угла ставит конституцию и конституционность как принцип жизнедеятельности общества и государства. Вряд ли с этим можно однозначно согласиться. Термин «государственное право» весьма распространен в современной Германии, в которой после второй мировой войны существует демократический режим. В России наука государственного права складывалась на рубеже XIX и XX вв. При этом многие русские юристы подчеркивали значение государственного права (как отрасли) для ограничения произвола каких бы то ни было государственных органов. Так, В.М. Гессен отмечал, что «до тех пор пока монарх может сказать о себе «государство – это я» – науке государственного права нет и не может быть места». В то же время на заре становления науки конституционного права в романоязычных странах ученые часто указывали на то, что в центре внимания данной науки находится государство. В частности, труд французского юриста Л. Дюги «Конституционное право» в подзаголовке содержит уточнение названия – «Общая теория государства». В демократической Швейцарии в работах, выходящих на французском языке, используется термин «конституционное право», а в работах, изданных на немецком языке, – «государственное право». В то же время в годы существования фашистских режимов в Испании и Португалии использовалось словосочетание «конституционное право», так же, как и после установления демократии. Поэтому представляется неоправданным говорить о том, что использование терминов «государственное» либо «конституционное» право имеет какое-либо особое значение, выявляя приверженность использующего термин к тоталитаризму или демократии.
Другим аргументом в пользу перехода от применения термина «государственное право» к термину «конституционное право» считается неудачность словосочетания «государственное право», неадекватно отражающего характер регулируемых данной отраслью права общественных отношений. То, что термин «государственное право», возможно, неудачен (с чем можно было бы согласиться), не может служить поводом для замены его иным неудачным термином. «Конституционное право» непосредственно привязано к слову «конституция»… Исторически конституция появилась намного позже государства, причем рассматриваемая отрасль права существовала и существует независимо от наличия конституции. В то же время конституции, имеющиеся в различных странах, весьма разнообразны, и споры по поводу того, что входит или, по крайней мере, должно входить в круг регулируемых конституцией вопросов, не утихает… Но если конституционное право любой страны ориентировать только на конкретную конституцию, то на чем можно строить науку и как сравнивать «конституционное право» разных стран? Разный круг регулируемых конституцией вопросов не позволит говорить об одной и той же отрасли в различных странах. А ведь отрасль права существует.
… Во Франции, в особенности в последнее время, широкое распространение получает точка зрения, согласно которой конституционное право представляет собой часть политического права, регулирующего отношения при осуществлении публичной (в том числе и государственной) власти и основы правового статуса человека.
Словосочетание «государственное право», хотя и не отражает в полной мере специфику регулируемых данной отраслью права отношений, все же подчеркивает довольно существенный элемент этих отношений, поскольку политика так или иначе связана с государством (а, как уже отмечалось, государственное право как отрасль регулирует политические отношения внутри какой-либо страны). Кроме того, традиция применения термина «государственное право» в отечественной юриспруденции насчитывает более ста лет. Стоит ли ломать традицию, чтобы заменить один не очень удачный термин другим неудачным (а может быть, даже более неудачным) термином?
Термин «конституционное право», впрочем, не был совершенно чужд отечественной юридической лексике… Так, в 60-е гг. в Саратове выходила научная литература, посвященная советскому конституционному праву, а в 70-е гг. в Ленинградском университете был издан учебник «Советское конституционное право». Но все же для отечественной юридической теории и практики вплоть до начала 90-х гг. характерным оставался термин «государственное право».