Материалы компрометирующие. Распространенные методы получения информации

Введение

Глава 1. Понятие бизнес-безопасности

Что представляет собой безопасность предприятия?

Задачи системы бизнес-безопасности

Когда следует подумать о безопасности?

Основные правила системы безопасности предприятия

Чего больше всего боятся российские бизнесмены?

Кто может проявить «нездоровый интерес» к вашему бизнесу?

Интерес со стороны государства

Интерес со стороны конкурентов

Интерес со стороны криминальных структур

Отрицательное влияние криминала на бизнес

Государственный бандитизм как часть российской экономики

Есть ли польза бизнесу от криминала?

Интерес к бизнесу со стороны собственных работников

Внутренний аудит и индикаторы злоупотреблений

Глава 2. Что угрожает вашему бизнесу?

Что говорит наука, или Энтропия и ее влияние на состояние бизнеса

Коррупция и ее место в современной российской экономике

Экономическая сущность коррупции

«Курс молодого взяткодателя», или Как правильно давать взятку

Бывает ли «некриминальная» коррупция?

Мошенничество и аферы как спутники бизнеса

Использование поддельных документов, печатей и штампов

Искусственное занижение цен, или Бесплатный сыр - в мышеловке

Использование фирм-однодневок

Недобросовестная конкуренция как вид современного мошенничества

Проблемы с дебиторской задолженностью

Почему не платят должники?

Распространенные уловки безнадежных дебиторов

Форс-мажор и связанные с ним опасности

Как минимизировать потери от форс-мажора

Агрессия - направленная и организованная угроза

Медиация как метод разрешения корпоративных конфликтов

Пример применения медиации для разрешения конфликта

Глава 3. «Офисные оборотни», или Опасайся собственных сотрудников

Особенности внутренней коррупции

Объемы ущерба, причиняемого «офисными оборотнями»

Некоторые распространенные виды злоупотреблений и мошенничества

Внутренний коррупционер: кто он?

«Моральный облик строителя коммунизма», или Портрет честного работника

«Удар в спину», или Бухгалтерские злоупотребления

Как мошенничают кассиры

Воровство складских работников

Бывает и такое: сговор бухгалтера и программиста

Ошибки в подборе кадров и как их избежать

Что такое хед-хантинг?

Глава 4. К вам пришла проверка

Как вести себя при проверке?

Подумай о безопасности заранее

Опасность использования «скользких» схем ухода от налогов

«Липовое» приобретение ТМЦ

Минимизация НДС через штрафы и неустойки

Уменьшение налога на прибыль с помощью мнимых расходов

Оформление нелегально проданного товара

Легализация активов через вклады учредителей

Угрозы со стороны «неналоговых» проверок

Глава 5. Рейдерство, или Что такое недружественное поглощение?

Современный рейдер: кто он?

Какие предприятия наиболее подвержены насильственному захвату?

Основные способы недружественного поглощения предприятий

Кто может выступать в роли захватчика?

Характерные признаки недружественного поглощения предприятия

Превентивная защита от недружественного поглощения

Как защититься, если процесс недружественного поглощения уже начался?

«Особенности национального захвата»

Глава 6. Информационная безопасность предприятия

Экономическая разведка и промышленный шпионаж

Цели экономической разведки

Сведения, интересующие экономических разведчиков и промышленных шпионов

Распространенные методы получения информации

Инструментарий промышленного шпионажа

«Империя наносит ответный удар», или Экономическая контрразведка

Цели и задачи службы экономической контрразведки

Планирование работы службы контрразведки

Дезинформация как эффективный инструмент экономической контрразведки

Планирование и реализация дезинформационных мероприятий

Можно ли перевербовать экономического разведчика?

Компромат как средство контрразведки

Берегись инсайдера!

Хакеры и их мишени

Технические средства защиты и контроля

Методологическое сходство спецслужб и организованных преступных сообществ очевидно.

Спецслужбы – это система государственных органов, созданных и действующих с целью защиты национальных интересов и безопасности как внутри страны, так и на международной арене, а также являющихся наиболее острым инструментом, с помощью которого политическое руководство государства обеспечивается достоверной информацией о реальном состоянии дел в той или иной сфере социально-политической и экономической жизни. Одновременно с этими функциями спецслужбы являются органом государства, осуществляющим негласный контроль за разведывательно-подрывными и иными враждебными инфраструктурами. Кроме этого в функции спецслужб входит проведение против различных источников угроз государственной безопасности специальных операций специфическими оперативными силами и средствами.

Мафия – это тайная разветвленная преступная организация крупных уголовных авторитетов, возникшая в Италии в начале XIX века по образцу неаполитанской каморы, члены которой используют ее как средство круговой поруки, запугивания и принуждения в целях достижения прямого или косвенного контроля, за различными видами экономической деятельности, включая торговую и банковскую сферы, оказания выгодного для себя влияния на работу административных учреждений или же для получения незаконных доходов, в том числе путем изъятия их у других.

Согласно официальному определению, преступная организация – устойчивое объединение трех или более лиц либо двух и более организованных преступных групп, умышленно создаваемое для систематического совершения преступлений с распределением между участниками функций по:

а) созданию преступной организации либо руководству ею;

б) непосредственному совершению уголовных преступлений;

в) иным формам обеспечения функционирования преступной организации.

Преступная организация, как правило, имеет пять признаков. Это:

– существование внутренней структуры;

– сбор и передача информации;

– нейтрализация действий правоохранительных институтов;

– определенная внешняя «законность» действий;

– использование основных социально-экономических институтов общества и государства.

Существуют международные концерны преступности, представляющие собой сложную сетевую систему. При этом в качестве средства достижения поставленных экономических, политических или кадровых результатов своей преступной цели мафия в основном использует незаконное, преступное воздействие на отдельных лиц, государственные и общественные учреждения и организации. Особая опасность такой криминальной организации заключается в том, что она планирует свою деятельность на длительный период времени, имеет обширные вертикальные связи в самых различных сферах и способна вкладывать средства в подкуп должностных лиц, «проталкивая» своих людей в государственные органы.

Взаимоинтерес и взаимопроникновение спецслужб и преступных организаций традиционны. Самая известная в мировой истории разведки совместная операция спецслужб и организованной преступности состоялась в 1944 году между ФБР США и одним из крестных отцов итальянской мафии Лаки Лучано. Отбывающий 25-летнее тюремное заключение Лучано в обмен на освобождение и возможность покинуть США пообещал военно-морской разведке США повлиять на своих сицилийских коллег, чтобы облегчить союзникам вторжение в Сицилию. Сделка состоялась, и Сицилия в кратчайшее время и практически без потерь была захвачена американскими войсками.

В настоящее время ЦРУ проявляет особый интерес к преступлениям, имеющим отношение к окружающей среде. Этот вид преступлений является одним из наиболее доходных и все более привлекающим внимание международных криминальных структур.

По оценкам американского правительства, международные и национальные преступные синдикаты ежегодно получают 22 – 23 млрд. долларов прибыли от демпингового экспорта опасных отходов производства, контрабанды запрещенных опасных материалов и от незаконной эксплуатации и продажи охраняемых природных ресурсов. Организованные преступные группировки извлекают многомиллиардные барыши из легальной торговли материалами, годными к повторному применению, такими как металлолом, или из полулегального экспорта и продажи токсичных отходов. Большое количество этих отходов поставляется в страны Восточной и Центральной Европы, Азии и Африки.

Незаконная разработка и торговля природными ресурсами – еще один источник дохода криминальных организаций.

Спецслужбы и преступные организации объединяют следующие характерные видовые аспекты деятельности.

1. Цели и задачи . Целями обеих структур является достижение прямого или косвенного контроля над различными сферами политической и экономической жизни государства. При этом такое воздействие на отдельных лиц и организации (представляющие противоборствующую сторону) осуществляется, главным образом, с помощью негласных, нелегальных, незаконных, конспиративных специфических средств.

2. Объекты устремлений . Объектами защиты и устремлений при осуществлении негласного контроля и у спецслужб и у криминальных структур является экономическая и политическая сфера деятельности государства. Здесь и сталкиваются их, казалось бы, непримиримые интересы. Обе силовые структуры «играют» практически на одном поле по одним и тем же правилам. При этом если у спецслужб сфера деятельности политическая, в которой превалируют ее экономические составляющие, то устремления мафии построены прежде всего на удовлетворении своих экономических интересов, что сегодня невозможно осуществить, не захватив определенные позиции на политическом игровом поле.

3. Принципы конспирации . И спецслужбы и мафия строят свою деятельность на принципах высочайшей конспирации и строжайшей исполнительской дисциплины, что является залогом успеха деятельности обеих организаций и влияет на уровень раскрываемости (или степень нераскрываемости) преступлений, совершенных профессиональными исполнителями. Другими словами, конспирация – это умение сохранять в тайне лицами, привлекаемыми к такого рода деятельности, цели, содержание, формы, средства и методы решения поставленных задач, или сохранение в тайне сведений, которые могут нанести ущерб конкретной деятельности и ее участникам.

Одной из основных составляющих конспирации в деятельности обеих структур являются легенды и так называемое легендирование, псевдонимы и «крыши».

При этом легенда – это специально подобранные с учетом назначения условий использования факты и вымышленные сведения, присваивая которые или ссылаясь на которые сотрудники спецслужбы и ее агенты скрывают от противника и окружения свою принадлежность к кадрам спецслужбы, создают благоприятные условия для решения отдельных оперативных задач, то есть это вымышленная биография разведчика. Нечто иное представляет собой легендирование, которое заключается в создании криминальной структурой благоприятных условий для решения криминальных и иных задач, зашифровки свои членов и их деятельности путем разработки и реализации соответствующих легенд.

4. Псевдонимы и клички. Одним из составляющих механизма деятельности обеих структур является использование оперработниками, агентурой и преступниками альтернативных имен, или псевдонимов.

5. Использование прикрытий («крыш») . Прикрытие – это официально объявленное место работы, занятие, функции лица или учреждения, используемые с целью скрытия причастности к тайной деятельности спецслужбы или правоохранительного органа. Другими словами, это защитная маскировка, применяемая по отношению к людям, организациям или объектам в целях сокрытия факта их тайной деятельности или назначения, истинных целей, мотивов, источников финансирования и тех, кто за ними стоит. Существуют дипломатические, коммерческие, журналистские или иные «крыши» разведчиков или агентов.

В оперативной деятельности спецслужб «крыша» – это официальное прикрытие сотрудника или агента спецслужбы, используемое для сокрытия своей принадлежности к разведке (контрразведке) и маскировки разведывательной или контрразведывательной деятельности. Другими словами, это организация (учреждение), работой в которой сотрудник спецслужбы прикрывает свою тайную оперативную деятельность.

В преступном мире «крыша» – комплекс навязанных криминальных силовых услуг (неформальная защита от грубых посягательств), предоставляемых вооруженными формированиями преступных группировок, а также частных охранных предприятий, бывших или действующих сотрудников правоохранительных органов или подразделений специального назначения, способных решать возникающие спорные вопросы с криминальным миром, выполняющих физическую охрану, улаживание конфликтов с партнерами по бизнесу, а также юридическое и информационное сопровождение потребностей «клиента» (другими словами, силовое прикрытие, навязанная «охрана», или покровительство достаточно мощной и влиятельной преступной группировки при возникновении разногласий в вопросах взаимоотношений с недобросовестными партнерами по бизнесу).

6. Сбор и реализация компрометирующих материалов . Технологии в этой сфере ничем не отличаются у тех и других структур.

7. Использование специально подготовленных исполнителей . Обе структуры используют в качестве исполнителей своих замыслов привлеченных на конспиративной основе специально подготовленных соучастников (сообщников) которых они вовлекают в свою деятельность, склоняют или принуждают к этому с помощью убеждения, подкупа, шантажа или насилия.

Известно, что использование отечественными спецслужбами в политических целях спецагентов (агенты из числа уголовников, первоклассно владеющих одним из преступных ремесел и всегда являющихся контингентом, входящим исключительно в сферу компетенции МВД) развернулось с приходом в органы безопасности В. Баранникова. Хотя и ранее КГБ прибегал к целевому использованию этого класса агентуры, но при этом перед ними никогда полностью не раскрывалась оперативная информация об истинных целях проводимых с их участием мероприятий. Риск политического скандала и возможность компрометации политического органа советского государства и передового отряда КПСС всегда сдерживали руководящий состав КГБ времен Ю.В. Андропова и В.М. Чебрикова.

8. Личные качества членов мафии и сотрудников спецслужб . Требования, предъявляемые к свойствам личности, способностям и темпераменту как сотрудников спецслужб, так и членов преступных организаций, во многом оказываются схожими.

К сотруднику спецслужбы предъявляются жесткие требования – хорошая память, сильный характер, находчивость, хладнокровие, выносливость, ловкость, наблюдательность, умение читать мысли собеседника, умение скрывать свои чувства и мысли, умение логично и убедительно лгать, уметь кратко, точно и ясно излагать свои мысли.

При этом сотрудник должен быть способным выполнять свои должностные обязанности, решать поставленные задачи, находить в рамках своей компетенции наилучший подход к разрешению возникающих ситуаций и кратчайший путь к достижению цели, быть самостоятельным в мышлении и оперативно принимать обоснованные решения, последовательно и инициативно обеспечивать их выполнение.

В этом отношении личность профессионального преступника с точки зрения юридической психологии представляет собой целостную совокупность взаимосвязанных социальных и социально значимых, духовных, морально-волевых, психофизических, интеллектуальных свойств человека, способного использовать свою подготовку и владение навыками совершения преступления, ориентируясь многообразии криминогенных факторов внешней среды, включая конкретную криминальную ситуацию,

Тенденцией является стремление к тому, что у новой криминальной верхушки интеллект, совокупный профессиональный капитал и квалификация должны быть выше, чем у противоборствующей стороны, то есть у оперработников спецслужб или правоохранительных органов, что для преступной организации является определенной гарантией её собственной безопасности.

9. Агентурные и технические средства воздействия . Обе структуры для достижения своих целей используют в своей практической деятельности специальные конспиративные агентурные и технические формы и методы добывания информации и ее реализации, а также способы и средства иного воздействия на противоборствующую сторону, которые не применяются другими государственными органами власти и управления, общественными организациями.

И спецслужбы и мафия для достижения своих целей используют так называемую «инфильтрацию» собственной агентуры в разрабатываемые объекты заинтересованности.

Инфильтрацией называется процесс проникновения или внедрения (спецслужбами, преступными группировками и недобросовестными конкурентами) на территорию и в структуры разведуемого государства, в организацию или в состав персонала конкретного предприятия специальных лиц (агентов) для политического или экономического шпионажа, а также в целях оказания необходимого влияния на объект устремления.


| |

Рынок компромата в России - это рынок услуг "индивидуального пошива". Ширпотреб на него выбрасывают только под выборы

Андрей Галиев

- Продажа в розницу видеокассет с "человеком, похожим на генерального прокурора", - это уникальный и не характерный для рынка компромата случай

Наиболее распространенный товар на рынке компромата - официальные документы разной степени конфиденциальности

Заказчики компромата будут оставаться в тени до тех пор, пока компрометируемые не начнут обращаться в суд

Если вам нужен компромат или вы боитесь компромата, найдите среди своих знакомых бывших или действующих сотрудников спецслужб - иного пути нет

Стопроцентной гарантии от сбора компромата на вас не существует

Шантаж с использованием компрометирующих сведений, вероятно, столь же древен, как само человеческое общество. Можно легко себе представить троглодита, который "застукал" соплеменника за тайным поеданием куска мамонтятины и под угрозой немедленного разоблачения вытребовал себе долю. С развитием цивилизации примитивный шантаж лишь стал чаще уступать место более изощренному использованию информации: у Уильяма Шекспира тень отца Гамлета "сливает компру" на жену и брата уже исключительно из мести.

Как средство давления на человека компромат вечен. Он будет существовать столько, сколько люди будут совершать не только явно неблаговидные поступки, но и вообще любые действия, подлежащие трактовке. Вновь обратимся к опыту шекспировских героев: именно благодаря собственному изложению истории с платком Яго так сильно "подставил" Дездемону.

Имеющий долгую историю компромат консервативен. Придумать что-то принципиально новое в этой сфере практически невозможно. (Если принять во внимание, что технические средства, используемые для сбора компромата, всегда соответствуют уровню общего технического развития эпохи.) Например, мужчин всегда "ловили" на женщин. На женщинах же недавно погорели такие вроде бы разные люди, как президент США Билл Клинтон и наш "похожий на генерального прокурора".

Впрочем, в последнем случае все-таки присутствовала определенная новизна. В тот момент, когда видеокассеты с эротическими играми "похожего" стали продаваться на московской "Горбушке", складывалось впечатление, что в России сегодня рынок компромата сродни любому вещевому. Что есть торговые ряды, пройдясь по которым, можно прикупить "уцененного Скуратова" или, к примеру, "свежего Березовского, только для вас".

Впечатление оказалось обманчивым.

Товары и услуги

Cпециалистам по работе с конфиденциальной информацией, с которыми автор этого материала обсуждал проблему, чистая бизнес-версия появления упомянутого видео в розничной продаже - мол, кто-то, получив на руки видео с "похожим", просто поспешил "срубить наличных" - казалась не более чем допустимой. Основной же была другая версия - кассеты оказались на "Горбушке" для того, чтобы добиться полной дискредитации генпрокурора путем превращения его в доступное всем посмешище. "Достаточно серьезные аналитики, которые организовывали атаку на Скуратова, понимали, что может случиться в Совете федерации, когда там будет рассматриваться вопрос о его отставке, - заявил один из спецов. - Там сидят сто шестьдесят мужиков, из которых сто пятьдесят если не делают то же самое, то допускают подобное. Поэтому нужно было, чтобы Скуратов стал клоуном, героем анекдота. Ведь анекдотический персонаж уже не может быть генпрокурором. Так и возникла "Горбушка"".

Действительно, рынок компромата в нашей стране - все-таки не базар. Вышеупомянутых торговых рядов нет, есть оборот уникальных товаров и индивидуальных услуг (см. схему ). И наиболее распространенными видами товара на нем являются, как утверждают специалисты, вовсе не фотографии и видеозаписи, которые могли бы пользоваться успехом у розничного потребителя (хотя и они тоже присутствуют). Чаще всего предметом купли-продажи становятся "скучные" копии банковских документов (вспомним факсимиле платежек, подписанных управделами президента РФ Павлом Бородиным, и прочий "Мабетекс"); справки о материально-финансовом состоянии "заказанного" лица или компании; копии имеющих к ним отношение документов ФСНП, ГТК, РУБОП; копии страниц из судебных и личных дел; досье МВД, ФСБ и справки Интерпола; медицинские документы. Нетрудно заметить, что все, перечисленное выше, - официальные документы разной степени конфиденциальности. Не даром же в слове компромат присутствует сокращенная форма от слова "материалы", читай - документы. И занимаются сбором таких материалов специализированные фирмы, выполняя конкретный заказ.

Заказчики

По утверждению специалистов, ни одна такая фирма не взялась бы выполнить заказ, который был бы сформулирован как "добиться отставки генерального прокурора". Таким образом задача могла быть поставлена только на уровне самого заказчика - перед лицом, по штату отвечающим за выполнение щекотливых поручений. Заказ должен был уйти к специалистам в уже в приемлемом для них виде, например, "добыть соответствующую видеозапись". Поэтому историю недоотставки генпрокурора наши источники склонны считать "грубым проколом заказчиков и реализаторов компромата", а вовсе не исполнителей заказа. "В случае со Скуратовым, - утверждают спецы, - заказчики и реализаторы повели себя крайне самонадеянно и непрофессионально, плохо учли его стойкий характер, наличие доброкачественного контр-компромата, знание внутриполитической и международной ситуации, хорошие личные связи с правоохранительными органами других стран".

И кто же такие эти самые заказчики (равно как и заказчики любого другого преданного гласности в нашей стране компромата)? А Бог их знает, на самом деле. В силу отсутствия судебных процессов, инициированных скомпрометированными против компрометаторов, утверждать что-либо наверняка нельзя. Можно лишь рассуждать на тему "кому это выгодно" да подмечать интересное в дальнейшем развитии событий, пытаясь установить причинно-следственную связь. Например: опубликован компромат на Юрия Скуратова - его отставка не принята Советом федерации - глава президентской администрации Николай Бордюжа отправлен послом в Данию.

Что же касается категорий заказчиков, то здесь все достаточно прозрачно. Предприниматели собирают компромат на чиновников, коллег или противников в бизнесе, а также политиков. Чиновники и политики собирают компромат друг на друга и на предпринимателей. Ревнивых супругов среди клиентов опрошенных нами специалистов не бывает.

Исполнители

В абсолютном большинстве случаев и представителями заказчика, и продавцами (поставщиками) компромата у нас выступают бывшие или даже действующие сотрудники спецслужб. Они хорошо знают друг друга, часто поддерживают неформальные отношения, многие из них работают в службах безопасности финансово-промышленных групп, банков, концернов и т. д.

"Из спецслужб сейчас течет все, все можно купить или заказать, - утверждает один очень крупный чин КГБ СССР. - К сожалению, они работают в настоящий момент не на судебную перспективу, а на реализацию полученных материалов за деньги".

Но это крайняя точка зрения. Большая часть спецов утверждает, что, кроме желания заработать, многими сотрудниками спецслужб движет, например, "горчайшая обида" за сломанную профессиональную карьеру. "СССР, - считают такие люди, - развалился в результате предательства "сверху". А новые "хозяева жизни" вне зависимости от их политической окраски - это государственные и уголовные преступники, в борьбе с которыми хороши все средства".

Есть и чисто цеховые мотивы. По словам одного хорошо информированного человека, "ФСБ сейчас сильно напоминает расположенный рядом на Лубянке "Детский мир" - в нем много секций, и они спорят друг с другом". В частности, старожилам-контрразведчикам нравится далеко не все из того, что принес с собой в ФСБ разведчик Владимир Путин.

"Шатуны"-одиночки в этом бизнесе встречаются крайне редко - не технологично. У сложившихся команд, работающих с компроматом, практически всегда есть "зонтик" в виде какой-нибудь ассоциации, клуба бывших работников спецслужб или службы безопасности какой-нибудь фирмы.

Они хорошо оснащены технически. По словам все того же сотрудника КГБ, "самая большая ошибка была допущена в девяносто втором году, когда оперативно-технические мероприятия выпустили из одних рук. Раньше их проводил только КГБ СССР, и можно было жестко контролировать процесс, выявлять утечки и так далее. Первыми автономные средства прослушивания себе пробило МВД. И пошло - наввозили в страну без лицензий и разрешений в массовом порядке всего, что только заблагорассудится". Более того, до последнего времени торговля шпионской техникой проходила беспрепятственно. Только на минувшей неделе в России был вынесен первый приговор за торговлю техникой, предназначенной для негласного получения информации. По сообщению газеты "Сегодня", каждого из двух осужденных торговцев приговорили к одному году лишения свободы - условно.

Некоторые из таких команд, как утверждают наши источники, за 8-10 лет своей деятельности накопили достаточно объемные базы данных на всех на свете: партнеров и конкурентов, заказчиков и продавцов, политиков и бандитов. Зачастую в их распоряжении также оказываются закрытые данные МВД, ФСБ, таможенников, налоговиков и т. д. С этими структурами у "команд" налажены бартер и взаимовыручка.

Активными частниками рынка конфиденциальной информации иногда становятся адвокаты и следователи. И теми, и другими при этом руководит не денежный или не непосредственно денежный интерес. Пользователями поставляемой ими информации являются, как правило, СМИ. Адвокаты, "сливая" журналистам информацию, стараются таким образом надавить на суд или следствие. А для следователей такие утечки, как утверждают наши источники, служат своего рода активной защитой. "В наших условиях следователь, ведущий в прокуратуре важное дело, иногда вдруг словно натыкается на стену, - утверждают специалисты. - Натыкается и не может ее пробить, потому что на него начинается давление. Тогда происходит утечка. После того, как утечка произошла, факт обнародован, давить сложнее. Все, это уже становится достоянием широкой общественности, следователь может идти дальше".

Процесс

Поскольку в подавляющем большинстве случаев дела с обеих сторон - заказчика и исполнителя - ведут профессионалы, разговор между ними при возникновении нужды в компромате происходит откровенный. Для самого заказчика (крупного политика, банкира, "цеховика") заказанный им компромат, как правило, словно вываливается из некоего "черного ящика" - технология его добывания непрозрачна.

Типичный пример: руководитель службы безопасности банка (фирмы) приглашает в ресторан (в баню, "на пиво") своего бывшего сослуживца или хорошего знакомого, состоящего ныне при должности в силовом ведомстве. Безо всяких экивоков он интересуется у приятеля, есть ли в его ведомстве данные на "клиента", заказанного хозяином. Если таковые имеются (а это можно тут же выяснить по телефону) и их готовы предоставить, то сразу же оговариваются все условия, т. е. какие именно документы будут предоставлены, в какие сроки, сколько это будет стоить или какая информация требуется взамен.

При том, что рынок компромата построен на доверии, представитель заказчика использует всякую возможность для того, чтобы перепроверить полученные из своего источника данные. Таково непреложное правило работы с любой ценной информацией.

В конце концов при работе на рынке компромата, равно как и на любом другом рынке, не бывает друзей или врагов, есть лишь интересы, которые ограничиваются рамками заключенного контракта. После выполнения его условий исполнитель ничем не связан в своих дальнейших действиях.

Несколько лет назад автор этого материала был посвящен в детали конфликта между одним средством массовой информации и крупной финансово-промышленной группой. Издание намеревалось опубликовать материал об этой ФПГ, ФПГ старалась воспрепятствовать публикации. Сотрудник издания через свои контакты в среде бывших работников госбезопасности выяснил, что против издания ведутся некие действия. Однако суть этих действий (не угрожающих ничьей жизни или даже здоровью, это принципиально!) ему раскрыли лишь через несколько дней - по истечении срока контракта с ФПГ. Разумеется, личность заказчика не раскрывалась, но в этом и не было нужды. Зато издание смогло спланировать дальнейшие действия исходя из своего представления о действиях ФПГ.

Очень часто заказчика в первую очередь интересует наличие или отсутствие компрометирующих материалов на него самого. Крупные серьезные структуры стараются вести такой мониторинг постоянно. Иногда им удается просто выкупить компромат на себя. Но чаще это сокровенное знание используется, как в вышеописанном случае, для планирования последующих действий.

Обезопасить себя от компромата на 100% невозможно, поскольку невозможно договориться со всеми участниками этого пусть закрытого, но все-таки достаточно обширного рынка. И всегда остается вероятность того, что твой противник договорился лучше.

Реализация

Если компромат собирают, значит, это для чего-нибудь нужно. В принципе, компромат могут собирать и впрок, не используя его против компрометируемого сразу. Но когда он используется, происходит это для решения одной из двух задач. Либо заказчик компромата хочет, чтобы "объект" выполнил в его интересах определенные действия. И в этом случае применяется прямой шантаж. Либо с помощью компромата "объект" хотят просто "вывести из игры". В этом случае компрометирующие материалы передаются руководству "объекта", в правоохранительные органы или в СМИ.

Как показывает практика, для того чтобы получить желаемое - деньги или услуги - от человека или фирмы, на которых собран компромат, вовсе не обязательно устраивать в прессе шумную кампанию. Пример - история с загадочной книгой Антона Сурикова, бывшего пресс-секретаря первого вице-премьера правительства РФ Юрия Маслюкова. Как ранее сообщалось в прессе, Суриков написал книгу о "тайнах Кремлевского двора", в которой, в частности, говорится о пристрастии к наркотикам дочери Бориса Ельцина Татьяны Дьяченко. Так вот, по имеющейся у нас информации, одна из глав этого произведения затрагивала некоторые аспекты деятельности в России одной очень крупной международной компании. Эта глава была в прямом смысле слова выкуплена компанией за несколько десятков тысяч фунтов стерлингов, и книга вышла в свет уже в урезанном виде. Учитывая тираж издания - около тысячи экземпляров, можно предположить, что ради этих денег и была написана вся книга.

Кампания в прессе устраивается в тех случаях, когда необходимо сформировать отрицательное по отношению к "объекту" общественное мнение. Пика своего выбросы компромата в прессу достигают тогда, когда мнение каждого конкретного потребителя печатной, теле- и радиопродукции становится действительно важным - на выборах. (О том, как с компроматом работают сами СМИ, см. интервью шеф-редактора газеты "Версия" Рустама Арифджанова.)

Перед выборами в общем потоке компромата резко возрастает его "шумная" доля. А в этой доле столь же резко возрастает процентное содержание псевдокомпромата (нижняя ветвь на схеме).

Псевдокомпромат

Речь идет о слухах и сказках компрометирующего свойства, не имеющих под собой документальной базы вовсе или вольно трактующих реально существующие материалы. Такую синтетическую продукцию выдают разного рода "аналитические центры", способные, по выражению одного бывшего сотрудника госбезопасности, "слепить компромат из воздуха". Львиная доля их продукции - публикации в СМИ, выдержанные в духе "то ли он украл, то ли у него украли". Например, в газетах недавно появились сообщения о том, что отец руководителя одного из избирательных объединений управлял предприятием, носящим название "Черный орел". Было ли это на самом деле, а если было, то чем именно занималось это предприятие, неизвестно. Но звучит вроде страшновато, и этого уже достаточно для публикации.

В последнее время среди реализаторов компромата и псевдокомпромата крайне популярными стали Интернет-сайты, как анонимные, так и персонифицированные. Сайт "Организованная властная группировка" (http://www.ovg.ru), распорядителем которого считается известный политтехнолог Глеб Павловский, опубликовал длинные списки малосимпатичных деяний высокопоставленных лиц под заголовками "Юрий Лужков подозревается в..." и "Владимир Яковлев подозревается в...". Вроде бы полемизирующий с ovg.ru совсем свежий сайт с "говорящим" названием sovesti.net ответил мутно-подробной биографией Евгения Примакова и некоей "оперативной разработкой" на Александра Мамута...

Бывшие сотрудники спецслужб, привыкшие работать только с реальной информацией, к появлению "псевдокомпромата" относятся спокойно, как к любому сугубо конъюнктурному явлению: "Отработают ребята свои деньги, пройдут выборы, и большая часть этой пены схлынет сама собой". Пожалуй, единственное, что их - и представителей заказчиков, и исполнителей - действительно раздражает, так это необходимость тратить время на общение с дилетантами, которые пытаются подняться на волне предвыборного интереса к компромату. "Придет такой, принесет досье, посмотришь - дайджест "Московского комсомольца" за последний месяц", - посетовал один бывший кагэбэшник.

Тарифы

Расценки на рынке компромата всегда напрямую зависят от степени секретности требуемых сведений, их детализации, полноты документального подтверждения, социального и служебного статуса "объекта", а также от оперативности передачи информации.

Приведенная ниже выборка из "прайс-листа" одной компании, плотно работающей с конфиденциальной информацией, дает лишь общее представление о рыночных ценах, разброс которых очень велик. При этом нужно учитывать, что командировочные и накладные расходы, как правило, оплачиваются отдельно.

Документ с упоминанием о наличии компрометирующих данных на "объект" в ранге замминистра - без раскрытия содержания компромата и какой-либо детализации - стоит от 150 долларов и выше. (Другие источники утверждают, что минимальная стоимость такой проверки - 500 долларов).

Предоставление копий конкретных финансовых документов, изобличающих не вполне законную, но не преследуемую в уголовном порядке финансовую деятельность "объекта" примерно такого же уровня - 2000 долларов.

Документарная информация об участии предприятия в криминальном бизнесе или о связи руководства компании (банка) с криминальными авторитетами либо с правоохранительными и иными "крышами" - от 2000 долларов.

Компрометирующий видеоматериал из региона на депутата Государственной думы, который повторно баллотируется на свой пост, - от 2000 долларов.

Публикация в центральной газете статьи со сведениями, порочащими начинающего, но уже достаточно известного политика, - от 3500 долларов.

Естественно, что политики более высокого ранга "стоят" гораздо дороже, и цены по мере приближения выборов возрастают кратно. Правда, здесь имеются некоторые нюансы: одни вооружаются заблаговременно (компромат, относящийся к парламентским выборам, например, был предметом сделок еще год назад), другие сознательно медлят, просчитывая шансы противоборствующих сторон, третьи пытаются ухватить "счастливый случай" буквально накануне события. Соответственно, каждый платит свою цену.

Ценовая конкуренция среди поставщиков компромата наблюдается только на самом низовом уровне и на общее состояние рынка практически не влияет. В незначительной степени ценовые флуктуации вызывают неконтролируемые выбросы компромата через Интернет - помимо упомянутых сайтов можно назвать популярные "Коготь" и "Слуховое окно".

И никакого "железного занавеса"

Отечественный рынок компромата никак не отгорожен от остального мира и, соответственно, международного рынка конфиденциальной информации. Достаточно яркой иллюстрацией этому служат скандалы в зарубежных СМИ по поводу отмывания "грязных" российских денег через Bank of New York, историй с кредитными карточками семьи российского президента, фирмами "Аэрофлот" и "Андава" и др.

По утверждению наших источников, иностранные спецслужбы, Интерпол, а также собственные структуры безопасности зарубежных банков и фирм накопили значительный объем информации о не вполне законной деятельности как российских предприятий, так и отдельных наших граждан. При наличии большого желания, связей и средств некоторую часть этих материалов также можно купить или, что более реально, выменять. Роль посредника в этом случае могут выполнить действующие или бывшие сотрудники российских разведывательных структур.

Более того, известны случаи, когда ценная конфиденциальная информация поступала в Россию из-за рубежа в инициативном порядке и безвозмездно, то есть - ради общего благородного дела.

По имеющейся у нас информации, первый материал о зарубежных счетах Павла Бородина поступил в Россию из Швейцарии. Логику, которой при этом руководствовались швейцарские правоохранительные органы, один из российских участников этого процесса объяснил так: "Им нужна динамика в расследовании громких "русских" дел, а наш следователь Волков все не ехал и не ехал. Тогда они и попросили нас опубликовать копии некоторых документов. И они, и мы немножко нарушили при этом швейцарские законы. Но почему это должно заботить нас, если не заботит их?.."

Лечение через суд

Компромат вечен, как насморк. Как насморк его нужно держать под контролем, не давая перерасти в тяжелое хроническое заболевание. В большинстве стран мира эта проблема решается успешно, у нас же компромат начинает занимать в общественной жизни россиян несуразно большое место.

В США явлением общественный жизни стал не столько президентский адюльтер, сколько судебный процесс, ему посвященный. Завершились сенатские слушания, закончился процесс - практически без следа исчезло явление. Выражаясь бухгалтерским языком, произошло списание компромата.

В России списания компромата пока не происходит, его использование просто не имеет судебной перспективы: ни компрометирующему оно ничем не грозит, ни скомпрометированных под суд не отдают. Свое нежелание обращаться в суд объекты "сливов" и "утечек" объясняют беззубостью российских судов: мол, штрафы, которые присуждают выплатить клеветникам, ничтожны, а сам процесс будет для них лишь дополнительной рекламой.

Но если никто не будет обращаться в суды, тем не на чем будет и "отрастить зубы".

"Нам надоела коррупция"

Об этом заявляет шеф-редактор газеты "Версия" Рустам Арифджанов и добавляет: "Наша задача - повысить тираж"

Мы редко покупаем информацию. Как советские разведчики в прежние времена, мы чаще добываем информацию из наших источников путем убеждения. Мы находим единомышленников, которым, как и нам, надоела коррупция в России. Но иногда заходишь в тупик и понимаешь, что вот с этим человеком разговоры не помогут. Тогда мы информацию покупаем и платим за нее по-разному: это могут быть три тысячи долларов, а могут быть и десять тысяч долларов. Все определяется в процессе торга. Как правило, цену удается сбить в два раза.

Иногда поступают предложения со стороны - в инициативном порядке, причем чаще всего денег за эту информацию не просят. Это довольно опасная часть нашей работы, поскольку возможна злонамеренная дезинформация. Более того, я знаю, что сейчас в ФСБ создано специальное направление, если не подразделение, по работе с холдингом "Совершенно секретно". Планируется создание некоего пакета несуществующих документов, который мы должны были бы напечатать. За этим последовал бы грандиозный суд и закрытие издания. Поэтому мы сейчас чрезвычайно осторожны.

Как вам удается - если удается - поддерживать нормальные отношения со своими источниками на протяжении сколько-нибудь долгого времени? Ведь ситуация меняется: тот, кто помог информацией на другого, сам может оказаться в сфере ваших интересов...

Мои сотрудники тесно сотрудничают со службами безопасности, которые созданы теми или иными финансово-промышленными группами. В них работают профессионалы, и они прекрасно понимают, что нет постоянной дружбы, есть кратковременные интересы. И на самом деле может возникнуть ситуация, когда, скажем, службе безопасности банка важно что-то нам рассказать про своих конкурентов, а в следующий раз служба безопасности конкурента расскажет нам что-то про этот банк. Приходится действовать очень осторожно. Я установил правило, в соответствии с которым информация перед публикацией должна быть подтверждена другим, не имеющим отношения к фигурантам этой истории, источником. И если факты подтверждаются или стоят очень близко, то, даже если я не могу их подтвердить, мы это все равно печатаем. Только в последнем случае оговариваемся всякими "будто бы".

- Вам доводилось заключать сделки относительно публикации или непубликации материалов?

Наша задача - повысить тираж. Для нас важно, чтобы в газете была интересная информация. Например, весной этого года мы первые написали о том, что Роман Абрамович - казначей. До публикации Валентин Юмашев позвонил Артему Боровику, и разговор зашел о том, что нужно сделать так, чтобы этот материал не вышел. В общем-то ситуация достаточно сложная: Юмашев сильный человек, более того, он как бы и мой, и Артема друг. Но Артем сказал, что нам нужно интервью с Татьяной Дьяченко, в котором мы бы задали интересующие нас вопросы. Тогда материал про Абрамовича не идет, а идет на эту же тему интервью с Татьяной, в котором она говорит, что Абрамович не казначей и т. д.

Юмашев сказал: "Хорошо. В крайнем случае не Татьяна, так я отвечу на эти вопросы". Мы договорились, но встреча не состоялась. Секретарь Юмашева сказала, что он уехал. Мои ребята засекли, он прошел через VIP-зал в "Шереметьеве"... И мы напечатали материал, который в принципе мог бы в таком виде не появиться.

С заграничными счетами Павла Бородина - аналогичная история. Павел Павлович - человек, к которому я испытываю некоторое уважение. Я до сих пор считаю, что он просто посредник, его подставят. Более того, я считаю, что своими публикациями мы спасаем Бородину жизнь. Ведь управляющий делами - это очень опасная должность, вспомните падение Кручины с балкона. Так вот, я написал письмо: "Уважаемый Павел Павлович, вы знаете мое отношение к вам. Но вот Юрий Скуратов, говорит, что..." Я показываю, что я осведомлен в его действиях, и говорю, что хотел бы получить ответы на тринадцать конкретных вопросов. Если бы он ответил, я не знаю, что бы я делал с материалом. То есть материал бы вышел, но он был бы другим. Это не совсем шантаж, это некая попытка дать человеку возможность ответить на вопросы. Если он не отвечает, мы публикуем наши сведения без его комментариев.

- Удается ли вам не доходить до состояния войны с "объектами" вашего интереса?

Мы информированы и осторожны. Мы два раза заранее знали, что к нам придет налоговая инспекция. И оба раза я написал: "Приходите, ребята, мы знаем, что вы придете, у нас все чисто". Мы действительно знали, и у нас все было чисто к этому времени, и сейчас мы постоянно поддерживаем финансовые документы в порядке. Теперь пусть появляются, не страшно.

Другой случай. Приходит милая девочка, говорит, что она из Центра общественных связей ФСБ и просто хочет познакомиться, узнать, как мы работаем. Полтора дня она ходит, знакомится. Через полтора дня мы узнаем, что девочка не из ЦОСа, а из оперативного управления и пришла совсем не для того, чтобы познакомиться с работой, а для того, чтобы выяснить наши источники. После того, как мы ее раскусили, я очень смешное письмо написал Здановичу: мол, приятно обмениваться опытом и методами работы, мы вам поможем, вы нам поможете...

У нас в редакции периодически обнаруживаются жучки, у меня прослушивается телефон. И это тоже понятно.

Что касается методов физического давления... В основном наш противник - это коррупционеры в высших эшелонах власти. И они избрали тактику просто не замечать "желтую прессу".

Это холодная война. Мы знаем, что Михаил Лесин ищет повода нас закрыть. И поэтому от довольно откровенных фотографий девушек мы постепенно переходим к существенно более сдержанным. Хотя мы понимаем, что тираж этим не увеличить. Кроме того, почти все материалы читает наш юрист.

Что мы еще сделали? Я разговаривал с руководством московского издательства "Пресса", которое нас печатает. Они извинялись за то, что задержали номер, в котором были материалы по Бородину. Они честно сказали, что на них надавили со стороны Управления делами президента. Так вот, с сентября мы для страховки часть тиража перетащили в Петербург и уменьшаем количество экземпляров, которые печатаем в "Прессе".

Не знаю, имеет ли это отношение к компромату. Скажем так, это как торговля оружием, это опасный рынок.

В работе над материалом принимала участие группа по управлению кризисами Intelligence Trust.

§1. Сущностные характеристики компромата как элемента политической рекламы

Политическая реклама - непосредственный элемент любой избирательной кампании, а соответственно, и политической борьбы. Ее можно определить как форму политической коммуникации в условиях выбора, адресное воздействие на электоральные группы преимущественно в лаконичной, оригинальной, легко запоминающейся форме. Политическая реклама пользуется как рациональными, так и эмоциональными способами воздействия на аудиторию, ориентирующимися как на осознаваемые, так и на неосознаваемые реакции реципиентов. Сэндидж Ч., Ротцолл В., Фрайбургер К. Реклама: теория и практика. М.: Арфа, 2001. - С.24. И потому содержательное наполнение политической рекламы определяется в первую очередь потребностями электората. Основная ее коммуникативная задача заключается в «увязывании» запроса объекта и предложения субъекта.

Среди подструктур политической рекламы особое место занимают технологии «черного PR». Совокупность указанных технологий составляет полновесный и не всегда однозначный метод ведения информационных войн, который в основе своей направлен на распространение негативной информации, касающейся какого-либо объекта.

Под компроматом, в свою очередь, понимают те средства материального и нематериального характера, при помощи которых рассматриваемый вид политической рекламы осуществляется. Демичев П. Компромат с доставкой на дом // Российская газета. 2 июня 2000. Слово «компромат» образовано путем сокращения словосочетания «компрометирующий материал». Компромат обычно представляет из себя документы (бумаги, фотографии, видео и звукозапись), содержащие информацию, разоблачающие темные стороны деятельности человека или организации. Как правило, чем выше общественный статус человека, тем более губительным для него может оказаться компромат. Он может вскрыться случайно, либо собирается посредством слежки, но принимая во внимание цели, на которые направлены технологии «черного PR» в политике, целесообразно полагать, что поиск компромата на того или иного кандидата должен и будет поставлен на конвейер, но, разумеется, с учетом возможных «подарков» в виде компрометирующих сведений, предоставляемых объектом в связи с неспособностью последнего исключить утечку информации, представляющие собой некорректные и нежелательные к огласке сведения, сопряженные с какими-либо характеристиками кандидата. Демичев П. Компромат с доставкой на дом // Российская газета. 2 июня 2000.

На сборе компромата специализируются частные детективы, специализированные организации, сети посредников и пр. Компромат может использоваться для шантажа и вымогательства, он может полностью погубить карьеру человека, но при этом существует вероятность обратного эффекта, когда компрометируемый объект получает дополнительную рекламу, не затратив при этом не единой копейки. Петровский С. Защита прав компрометируемых лиц // Российская юстиция. 2001. - №1.

К компромату также относятся сведения, никак или частично связанные с реальными событиями и созданные искусственно. Так, в российском законодательстве выделяют следующие понятия: инсинуация и фальсификация.

Инсинуация -- клевета, а так же вид намёка, который косвенно порочит или отрицательно характеризует человека, являющегося объектом инсинуации, то есть является клеветой в виде намёка. Политические намеки, направленные против лиц и институтов, обладающих властью и репрессивными возможностями образуют особую подгруппу инсинуаций, обычно в таких намёках отсутствует отрицательная морально-этическая оценка для избежания судебных и внесудебных репрессий. Цель инсинуации -- подорвать в слушателях или читателях доверие к своему противнику и, следовательно, к его доводам.

Фальсификамция - подделка, изменение (обычно с корыстной целью) вида или свойства предметов, преднамеренное искажение данных, заведомо неверное истолкование чего-либо с целью получения какой-либо выгоды. Петровский С. Защита прав компрометируемых лиц // Российская юстиция. 2001. - №1.

Таким образом, под компроматом также можно понимать данные или сведения, которые выставляют кого-либо в неблаговидном свете, порочат его честь, достоинство, деловую репутацию. Однако такого понятия, как «компромат», нет в российском законодательстве, Гражданский кодекс говорит лишь о чести, достоинстве и деловой репутации. С юридической точки зрения это нематериальные блага, которые защищаются в соответствии с действующим законодательством в случаях и в порядке, им предусмотренных.

Часто действия связанные с компрометацией наносят существенный ущерб охраняемым законом интересам личности, общества и государства. Наиболее общественно опасные из них уже нашли отражение в Уголовном кодексе РФ. Компромат проявляется в криминальной деятельности в различных видах. Крылов В. В. Информация как элемент криминальной деятельности. - М.: Окно, 2006. - С.84. С ним связаны такие опасные явления как коррупция и организованная преступность. При этом постоянно меняются формы получения, использования и распространения компромата. Повышается эффективность использования компромата, связанная с эволюцией информационных технологий. Такая «эффективность» означает, по сути дела, увеличение общественной опасности данных действий

Проведенные российскими учеными исследования явственно указывают на то, что понятие «компромат» в российском обществе имеет черты узнаваемого явления. Так, российские граждане определяют компромат, как сведения о человеке, которые могут привести к его моральному наказанию, уголовному наказанию, ну, или к отставке в верхнем этаже. Это доказательства, документы, которые бросают тень на этого человека; сбор порочащих материалов на высокопоставленных деятелей или политиков, в целях применения их против последних на основе корыстного мотива. Иванов А. Каков избиратель таков и депутат // Новая газета. 2003. - 21 сентября.

Слово «компромат» прочно вошло в наш лексикон и активно употребляется в СМИ. В ходе проводимого опроса выяснилось, что большинство россиян в той или иной степени знакомы с этим понятием (78%), хотя небольшая доля респондентов - чаще всего люди с неполным средним образованием и лица в возрасте старше 50 лет - не знакомо с данным понятием (15%). Наиболее распространенное определение таково: компромат - это некая негативная (порочащая, компрометирующая) информация. При этом, как правило, респонденты не уточняют, правдива она или нет: правдоподобные или неправдоподобные сведения, которые подрывают репутацию человека; информация, с помощью которой можно подорвать репутацию; информация, дискредитирующая кого-либо в глазах общественности; компрометирующие материалы с нехорошими последствиями; материалы, которые имеют своей целью унизить человека; материалы, порочащие кого-то. Лаптенок А. Искусство информации. Выборы: работа с общественностью. - Минск:Радуга,2005. -С.68-70.

Часть респондентов считает, что «компромат» - это негативная информация, полученная нечестным путем, с помощью слежки, подслушивания. Эти респонденты не называют компромат ложью, а лишь акцентируют внимание на специфических методах сбора порочащих сведений: сбор важных сведений о людях, содержание их в тайне; подслушанные, подсмотренные тайно факты; незаконный сбор информации с целью шантажа; подсушивание, тайные съемки; сбор всякой гадости на человека; копание в чужом грязном белье; сбор отрицательной информации о личности; изобличающая информация; собираются какие-то документы против человека и их используют, когда нужно; сведения о незаконных, неблаговидных поступках человека; материал, выявляющий отрицательные качества людей.

Россиян также спрашивали, пользу или вред, на их взгляд, приносит обществу обнародование компромата на отдельных людей или организации. Оказалось, что наибольшая доля респондентов считает, что компромат наносит обществу вред (41%). Почти вдвое реже опрошенные считают, что обнародование «черных досье» приносит пользу (24%). Более трети россиян не смогли ответить на этот вопрос (35%). Чаще других считают огласку компромата позитивным явлением мужчины, люди моложе 35 лет и лица со средним образованием (во всех группах - по29%). В свою очередь, считают обнародование компромата вредным явлением лица среднего возраста (в группе от 35 до 50 лет - 46%) и с высшим образованием (52%). Лаптенок А. Искусство информации. Выборы: работа с общественностью. - Минск: Радуга, 2005. - С.73.

Таким образом, в целом можно констатировать, что компромат чаще всего носит характер оскорбительного, унижающего изобличения. В целях противодействия использованию компромата в предвыборной борьбе существуют административно-правовые методы. В случае установления связи конкретного кандидата с распространением компромат на своих конкурентов целесообразно снимать его кандидатуру с выборов решением избирательной комиссии соответствующего уровня.

Но, резюмируя вышеуказанное, следует отметить, что компромат, как явление, также противоречив, как и общество его породившее. Многие, связанные с ним, проблемы лежат глубже области правового регулирования - в сфере философии и психологии.

С философской точки зрения, компрометирующая информация эффективно действует в условиях опосредованности познания индивидуумом окружающей действительности. В последнее время сведения о мире мы получаем все больше не через собственное непосредственное наблюдение, а через опосредованные суждения о тех или иных фактах и явлениях различных комментаторов, экспертов. И преподносимая информация может необоснованно и целенаправленно компрометировать какое-либо лицо.

Необходимо отдельно сказать о психологической эффективности применения компромата. Безусловно - знание психологии помогает сделать компрометирующую информацию более убедительной и легко воспринимаемой. Во многом благодаря новым технологиям, применение компромата становится более действенным, а значит и более общественно опасным, а это опять же требует соответствующей уголовно-правовой оценки. Компромат часто распространяется с расчетом на неограниченный круг субъектов. Гордеева О.И. Политический имидж в избирательной кампании // Политические технологии. Материалы региональной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2003.

Очевидно, что компромат представляет собой сложноструктурное явление, органически связанное с развитием общества и государства. Сбор, хранение и распространение компрометирующей информации должны быть урегулированы правом. Особое значение имеет уголовная политика, направленная на прекращение и предупреждение использования компромата в противоправных целях. При этом необходимо учитывать специфические черты компрометирующей информации и самого процесса компрометирования.

Следует отметить, что процедура сбора компрометирующей информации весьма дорогостоящая и безусловно не может быть оплачена из средств, определенных под расходы избирательной кампании как индивидуального кандидата, так и партии. В данном случае вступает в действие следующая схема: инвестор, преследующий свои далеко не бескорыстны цели передает определенную сумму казначею структуры, участвующей в выборах. Казначей, ведающий финансами вышеобозначенной структуры, передает часть денег, полученных от политического инвестора, «подрядчику», а часть средств, используя надежную схему обезналичивания, переводит на счет партии или аффилированного фонда. С этих счетов безналичные деньги совершенно легально пополняют избирательный фонд кандидатов, избираемых по партийным спискам. Путем нехитрых и хорошо технологизированных схем в избирательные фонды широким потоком вливаются средства теневой экономики. Барсукова С.Ю Теневая экономика и теневая политика: стратегии сращивания.//Из материалов VII международной научной конференции «Модернизация экономики и государство», 4 - 6 апреля 2006 г. - СПб, 2006. Использование «черных» наличных денег в избирательной кампании широко практикуется как «левыми», так и «правыми», как кандидатами от власти, так и оппозиционерами. Технология избирательных кампаний в общем и целом строится на широком использовании ресурсов теневой экономики.

Таким образом, препятствий как таковых в сборе и применении компромата нет и быть не может, особенно если принимать во внимание, что средства его «добычи» и способы обнародования вполне могут быть представлены, как законные средства политической борьбы.

Итак, в данном параграфе мы рассмотрели сущностные характеристики политического компромата как элемента политической рекламы и общезначимого социального явления. Под компроматом следует понимать какую-либо невыгодную для политических оппонентов информацию, представляющую их в невыигрышном свете, которая может быть добыта как по средством профессионального сыска, так и в результате утечки информации из проинформированных о порочащих характеристиках оппонента источниках, включая как ложные, так и истинные сведения.

Как элемент политической рекламы, компромат может играть двоякую роль: относительно понижения авторитета оппонентов повышать в предвыборной гонке политическую значимость кандидата-заказчика (основополагающая функция компромата), а также в результате не продуманных и не просчитанных на перспективу действий политтехнологов стимулировать рост узнаваемости и популярности оппонента по средством создания непроизвольной дополнительной рекламы (побочная функция). Упоминая последнюю, стоит заметить, что, учитывая обратный эффект «черного PR», некоторые политики целенаправленно «подпорчивают» свой имидж.

Отметим также, что, будучи явлением социальным, компромат и особенности его применения в политике зачастую схожи с аналогичными в других сферах деятельности общества, особенно в сфере экономики, в частности, в силу тесной связи деятельности политических структур и предпринимательских.

Компромат - с этим словом мы все чаще сталкиваемся в сообщениях средств массовой информации, что указывает на широкое распространение данного явления в современной действительности. Особую общественную опасность представляет использование компрометирующей информации в противоправных целях организованной преступностью.

Для начала определимся с терминами. Слово компромат - это соединение двух слов "компрометирующий" и "материал". В свою очередь глагол "компрометировать" заимствован русским языком из французского и означает: выставлять кого-либо в невыгодном свете перед третьими лицами. Исходя из этого, можно дать такое упрощенное определение компромата: это информация, способная нанести при ее распространении вред чести, достоинству, иным охраняемым законом правам и интересам лица.

Учитывая общественно вредный характер использования компрометирующей информации в противоправных целях, возникает необходимость установления юридической ответственности за такие действия. Такая ответственность возможна только в демократическом государстве, основанном на приоритетной защите прав и законных интересов личности. Компромат, конечно, использовался и во времена Макиавелли, но противоправным его применение становится в период становления и развития правового государства и гражданского общества. В условиях тоталитарного и авторитарного режимов квалификация использования компромата как противоправного деяния противоречит основной их цели - достижению контроля над обществом и личностью, компромат превращается в поощряемый государством донос и средство тоталитарного контроля. Кроме того, компромат используется на государственном уровне в пропагандистских целях. В новых же условиях опасной становится ситуация, когда копрометирующую информацию, ранее практически монопольно контролируемую и используемую государством, начинают использовать в незаконных целях преступные группы. Таким образом, мы приходим к выводу, что компромат - это продукт эволюции современного общества, связанный с развитием экономических, политических и социальных отношений.

Современное же общество философы и социологи (начиная с Олвина Тоффлера) называют информационным, при этом акцент делается на возрастающую роль информации в общественном развитии человеческой цивилизации. Принимая во внимание, что компромат по своей сути, прежде всего, информация, можно придти к заключению, что его использование в будущем расширится. Проблема состоит в том, что развитие технологии в настоящее время увеличивает возможности получения и распространения компромата. В качестве примера: разве можно было бы 50 лет назад изготовить кассету-компромат на Ю.И.Скуратова и продемонстрировать ее такой огромной аудитории.

Компромат, как явление, также противоречив, как и общество его породившее. И многие проблемы лежат глубже области правового регулирования в сфере философии и психологии. Рассмотрим некоторые сложности, возникающие при рассмотрении компрометирующей информации в качестве предмета философского изучения:

1) Компрометирующая информация эффективно действует в условиях опосредованности познания индивидуумом окружающей действительности. В последнее время сведения о мире мы получаем все больше не через собственное непосредственное наблюдение, а через опосредованные суждения о фактах и явлениях. Мы смотрим телевизионные передачи и вынуждены принимать на веру получаемую таким путем информацию, т.к. не можем ее проверить. А эта информация может необоснованно и целенапрвленно компрометировать какое-либо лицо. Данная проблема относится к сфере изучения гносеологии, раздела философии изучающего вопросы познания. Если рассматривать с точки зрения гносеологии юрисдикционную деятельность (особенно в рамках уголовного процесса), то она, как правило, опосредована, а значит может быть подвержена искажающему влиянию компрометирующей информации, чем пользуется организованная преступность, уходя от ответственности. Этому препятствуют нормы отдельных статей Уголовного кодекса: ст.303 "Фальсификация доказательств", ст.306 "Заведомо ложный донос" и др. Нормы данных статей направлены на обеспечение достоверности опосредованно представляемой информации.

2) Интересной проблемой является соответствие компрометирующей информации действительности, иными словами, ее объективность. Компрометирующая информация может представлять собой как сведения о реальных фактах, так и специально изготовленный материал, не соответствующий действительности. Эта проблема превращается в этическую: если компромат соответствует действительности, то разве может быть ответственность за его использование? Да, может, ведь при незаконном использовании даже правдивых сведений могут нарушаться нормы права. Например, вымогательство по ст. 163 УК может быть совершено с использованием угрозы распространения позорящих сведений, которые в соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 4 мая 1990 г. N 3 "О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О ВЫМОГАТЕЛЬСТВЕ" (ч.1 п.3) могут соответствовать действительности. Распространяемые публично сведения часто должны не только соответствовать реальному положению вещей, но и быть подтверждены соответствующими документами. Например, официальное заявление о том, что лицо возглавляет преступное сообщество и участвует в его деятельности, необходимо доказывать приговором суда, который и правомочен устанавливать подобные факты. Многие отмечают, что такая позиция осложняет борьбу с преступностью, особенно организованной. Но государство в своей криминологической политике не должно нарушать действующие законы, иначе оно приобретет криминальный или тоталитарный характер.

Особую остроту проблема распространения компрометирующей информации приобретает в период выборов, когда государственные органы пытаются препятствовать проникновению криминалитета во властные структуры. Начинается война компроматов, когда негативная информация обрушивается на электорат со всех сторон. Необходимо, однако, соблюдать установленные законом ограничения на использование сведений, способных скомпрометировать кандидатов. И в строгом соответствии с законом привлекать виновных к соответствующим видам юридической ответственности: гражданско-правовой, административной, уголовной. В результате сложной проблемой становится определение пределов свободы обращения информации в обществе. Свобода информации гарантирована ч.3 ст.29 Конституции РФ. Одновременно, Конституцией охраняются личная и семейная тайны, законодательно определены статусы государственной, коммерческой и служебной тайны. Сведения, составляющие охраняемые законом тайны, часто имеют компрометирующий характер, а значит доступ к подобной информации, а также ее распространение должны быть ограничены.

Проблема использования компромата государством сводится к балансу частного и публичного интересов. Публичный интерес, определяется Тихомировым, как "признанный государством и обеспеченный правом интерес социальной общности, удовлетворение которого служит условием и гарантией ее существования и развития". И руководствуясь только публичным интересом государство для борьбы с преступностью, особенно организованной, должно обладать обо всех своих гражданах как можно большей информацией, в том числе и компрометирующей. В такой ситуации государственные органы, имея неограниченные возможности доступа к компрометирующей информации и ее использования, получают эффективный рычаг управления обществом путем не физического, а психического насилия. Права на честь, достоинство и личную неприкосновенность по своей природе частно-правовые. И значит, в соответствии с латинским выражением "privatum - quod ad singulorum utilittatem", относится к интересам отдельных лиц, которые заинтересованы в сокрытии компрометирующей информации о себе. Никто не обязан свидетельствовать против себя. На основе приоритета того или иного интересов, Х.Пэккер выделяет две модели юрисдикционной деятельности: Due Process Model (приоритет - защита прав личности, частный интерес) и Crime Control Model (приоритет - контроль за преступностью путем ограничения прав личности, публичный интерес). Российское государство, чтобы следовать провозглашенному уже в ст.1 Конституции РФ принципу демократизма, но одновременно эффективно бороться с постоянно растущей организованной преступностью, должно разумно сочетать обе модели. В отношении регулирования использования компрометирующей информации такая позиция должна приводить к законодательному ограничению использования и доступа к компрометирующим сведениям как государственных органов, так и частных лиц. Необходима целостная система нормативно правовых актов различных уровней, которые бы в рамках соответствующих отраслей прав согласованно препятствовали использованию компромата. Особое значение в этой связи имеют нормы, устанавливающие реальную уголовную ответственность за применение компромата организованными преступными группами, как наиболее опасную разновидность компрометирования. Можно дополнить Уголовный кодекс квалифицированными составами к ст. ст.129, 137, 138, 318, а в качестве квалифицирующего признака указать совершение преступления в составе группы. Целесообразно также изменить формулировку диспозиции ст.318 УК так, чтобы объективной стороной охватывалось применение психического насилия, одной из форм которого является угроза распространения компрометирующих сведений.

Еще одной интересной, на мой взгляд, проблемой является психологическая эффективность применения компромата. Психология помогает сделать компрометирующую информацию более убедительной и легко воспринимаемой. Во многом благодаря новым технологиям, применение компромата становится более действенным, а значит и более общественно опасным, а это требует соответствующей уголовно-правовой оценки. Компромат часто распространяется с расчетом на неограниченный круг субъектов. В таком случае используются психологические технологии управления массовым сознанием через различные средства масс-медиа. В настоящее время появился даже специальный термин для обозначения подобных антитехнологий - "черный PR" ("черный пиар"). В основе публичного компромата лежат, как правило, яркие запоминающиеся образы и метафоры, которые благодаря образности и ассоциативности человеческого мышления надолго запоминаются и формируют общественное мнение. (Чего стоит образ - "человек, похожий на генерального прокурора"). Воздействие компрометирующей информации идет не только на уровень сознания, но и на уровень подсознания. Психологи отмечают, например, что заставка авторской программы С.Доренко со звуковым сопровождением подсознательно формирует агрессивное настроение у зрительской аудитории. Подобное "зомбирование" часто эффективнее логического убеждения. В мировой практике подобные методы воздействия законодательно запрещаются, в России также имеются похожие нормативные акты, но отсутствует механизм их реализации. С теоретической точки зрения, подсознательное компрометирование использует механизм ассоциативных связей. Компрометируемое лицо сопоставляется и связывается с каким-либо этически негативным образом. В качестве теоретической основы можно взять даже учение об архетипах Карла Густава Юнга, т.к. некоторые сформировавшиеся в ходе исторического развития архетипы негативны по своему характеру. Используется также известное влияние на человеческий мозг определенных цветов и звуков. При грамотном использовании знания человеческой психологии, негативное отношение сохраняется даже в случае опровержения компрометирующей информации. Можно провести аналогию между распространением компрометирующей информации и загрязнением окружающей среды. В первом случае тоже загрязняется среда, только информационная и также причиняется вред неограниченному кругу лиц получателей информации.

Изготовление психологически эффективного компромата и широкое его распространение требует больших финансовых затрат и слаженной организации. Учитывая незаконный, даже в настоящее время, характер подобных действий, совершаются они зачастую организованными преступными группами. В результате эффективного компрометирования организованная преступность может получить доступ в сферы политического и экономического управления. Необходимо путем анализа криминологических тенденций и заполнением пробелов в законодательстве, в том числе и уголовном, препятствовать доступу криминалитета к компрометирующей информации, ее использованию в целях давления и распространению.

Таким образом, компромат - это сложное и противоречивое явление, органически связанное с развитием общества и государства. Сбор, хранение и распространение компрометирующей информации должны быть урегулированы правом. Особое значение имеет уголовная политика, направленная на прекращение и предупреждение использования компромата в противоправных целях организованной преступностью. При этом необходимо учитывать специфические черты компрометирующей информации и процесса компрометирования.