Мид россии создал специальное приложение для помощи туристам за границей. Кому и что должна «Турпомощь Страны, не входящие в Шенгенскую зону

Туристическая деятельность в Российской Федерации регулируется Федеральным законом № 132-ФЗ от 24 ноября 1996 г. с поправками, принятыми в последующие сроки. Этот документ определяет понятия туризма и туристического продукта, устанавливает права и обязанности туристов, туроператоров и турагентов, меры по обеспечению безопасности туристической деятельности и ее страхования.

Во исполнение этого документа был принят ряд постановлений Правительства Российской Федерации, которые определяют, в частности, правила оказания экстренной помощи туристам и возмещения им реального ущерба.

Постановление Правительства Российской Федерации № 162 от 27 февраля 2013 г. определяет порядок оказания туристам экстренной помощи в случаях невозможности исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Постановление Правительства Российской Федерации № 779 от 10 августа 2016 г. (вступило в силу с 1.01.2017 г.) устанавливает порядок и условия возмещения реального ущерба туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта, возникшего в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма, из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма.

Наиболее распространенными поводами для обращения временно пребывающих за рубежом граждан в российские консульские учреждения являются утрата документов, задержание местными правоохранительными органами, в том числе при нарушениях миграционного режима государства пребывания, дорожно- транспортные происшествия, а также необходимость в оказании медицинской эвакуации.

При обращении в российское загранучреждение следует иметь в виду, что его полномочия четко, строго регулируются и регламентируются российским законодательством, законами страны пребывания, а также международными соглашениями. Далеко не все проблемы, которые возникают у российских граждан за границей, представитель консульской службы может решить. Так, российские загранучреждения не могут совершать следующие действия:

– оплачивать расходы за услуги врачей, адвокатов, проживание в гостинице; – оказывать услуги по резервированию мест в гостинице и на транспортных средствах;

– предоставлять в долг денежные средства;

– оформлять российским гражданам вид на жительство или продлевать визу в стране пребывания, получать для них визы в третьи страны.

В этой связи настоятельно рекомендуем перед поездкой за пределы Российской Федерации внимательно ознакомиться с информацией, которую мы регулярно не только размещаем, но и обновляем на официальном сайте Министерства (www.mid.ru) в разделе «Выезжающим за рубеж», а также на консульском информационном портале (www.kdmid.ru).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2010 г. № 370 российские загранучреждения могут в исключительных случаях оказать помощь в возвращении в Россию гражданам Российской Федерации , оказавшимся на территории иностранного государства без средств к существованию. Под исключительными случаями понимаются ситуации, при которых возвращение в Россию граждан будет способствовать устранению непосредственной угрозы их жизни.

В случае утраты за границей паспорта, истечения его срока действия следует обращаться в ближайшее консульское учреждение для оформления временного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации – свидетельства на возвращение.

В последнее время увеличилось количество случаев медицинской эвакуации российских граждан с территории иностранных государств. Консульские сотрудники отвечают за своевременную подготовку всех документов и организацию эвакуации с учетом временных ограничений, объективных сложностей взаимодействия с местными медучреждениями, необходимости согласования всех действий с родственниками пострадавших и т.д. Настоятельно рекомендуем оформлять медицинскую страховку в любом случае, даже если она не требуется для получения визы или въезда в ту или иную страну. Конечно, оформляя страховку, необходимо принимать во внимание индивидуальную особенность человека, возраст, состояние здоровья и т.д. Отсутствие страховки может обернуться крупными расходами на оплату медицинской помощи. Оформляя страховой полис, большая просьба узнавать, какие медицинские услуги вам обязаны предоставить в стране пребывания при наступлении страхового случая, также поинтересоваться процедурой их получения и оплаты (иногда нужно оплатить визит к врачу самостоятельно, и только потом, на основании предоставленных чеков и квитанций, потраченные денежные средства возвращаются через страховую компанию).

Помните, каждому россиянину, находящемуся на отдыхе вне дома, может быть оказана поддержка в правовой и консультативной форме.

Помощь туристам в России и за границей при подготовке и в ходе тура осуществляется на специальных сайтах и учреждениях.

Если вы организуете свой отдых, или оказались в беде за пределами своего региона и страны воспользуйтесь помощью на соответствующих ресурсах.

Не спешите заключать договор с туроператором онлайн, или туристическим агентством в вашем регионе. Проверить туроператора, его сайт и агенство выбранное вами, на наличие лицензии и получить иные правовые данные можно, зайдя на официальный сайт Ассоциации “ТУРПОМОЩЬ” –https://www.tourpom.ru/

Официальный сайт “ТУРПОМОЩЬ” объединяет всех российских туроператоров работающих в сфере выездного туризма и оказывает консультации путешественникам, гражданам Российской Федерации и иностранным туристам.

Здесь организовывается экстренная помощь туристам в России и за границей при подготовке и в ходе тура, тем кто по непредвиденным обстоятельства оказался в беде. Банкротство туристических агентств, природные и политические катаклизмы, финансовая несостоятельность и иные причины могут послужить вашему обращению за помощью. Официальный сайт “ТУРПОМОЩЬ” может организовать вашу срочную эвакуацию, материальную и правовую поддержку.

Онлайн-приемную, где может быть оказана реальная помощь туристам, имеет официальный сайт “РОСТУРИЗМ” с адресом: https://www.russiatourism.ru/. Как организовать свой отдых и сэкономить на туре, получить исчерпывающую информацию выезжающим за рубеж, отдыхающим на территории России, все что касается Защиты прав российских и зарубежных туристов вам обеспечит официальный сайт “РОСТУРИЗМ”.

Кроме того, ресурс публикует все изменения законодательства в сфере туризма и имеет реестр лицензированных туроператоров, оказывает консультации и экстренную поддержку по бесплатному телефону (номер есть на сайте).

Экстренная помощь туристам в учреждениях

Помимо основных мобильных ресурсов, есть учреждения и организации, которые также обязаны оказать всю необходимую помощь туристам, как на местах, так и за пределами Родины. Прежде всего, это местные администрации поселений России. Если вы едите на отдых по стране, возьмите с собой набор необходимых телефонов региональных администраций и служб неотложной помощи.

За границей помощь российским туристам обязаны оказать в консульствах. Обычно, в договорах туроператоров есть все необходимые номера консульств и служб поддержки вашего тура.

Русский клуб путешественников

Информационная поддержка Vetur.ru

Туристу на заметку

Ранние покупки билетов на рейсы действительно окупаются, а купить дешевые авиабилеты, теперь предлагают многие операторы, где можно сравнить цены на самолет. Этот популярный сервис поможет выбрать дешевый авиабилет «туда и обратно» и «сложный маршрут» с пересадкой. Его адрес: Aviasales.ru - один из самых посещаемых в России. Все просто! Введите в форме свой рейс и дату […]

Внезапная остановка деятельности туроператора привела к тому, что сотни его клиентов оказались в Турции на птичьих правах. Некоторым пришлось под давлением отельеров снова оплатить свое проживание, кто-то второпях купил еще и обратные билеты. В связи с этим у многих агентств возникают вопросы – что в этой ситуации должна была сделать ассоциация «Турпомощь» ?

«Турпомощь» – не скорая помощь

Согласно информации на сайте «Турпомощи» основной задачей ассоциации является «оказание экстренной помощи российским туристам за рубежом, оказавшимся в экстренной ситуации по причине финансовой несостоятельности туроператора». Для этого у «Турпомощи» есть мощный финансовый ресурс – резервный фонд, формируемый из ежегодных отчислений туроператоров.

Понятие экстренной помощи от объединения туроператоров по выездному туризму по отраслевому ФЗ № 132 включает в себя: перевозку туриста из страны временного пребывания до места окончания перевозки (оплата услуг по перевозке), оплату услуг по размещению туриста в гостинице на срок до начала осуществления перевозки, доставку туриста от гостиницы до аэропорта (трансфер).

Однако в ходе прямого эфира на TourDom.ru юрист отметил, что «единомоментной» финансовой помощи от организации ждать не стоит – у «Турпомощи» есть регламент оказания поддержки, пренебречь которым нельзя. Прежде чем расходовать средства резервного фонда, ассоциация должна разобраться в основаниях обращения туриста, проверить всю информацию и только после этого вмешиваться в отношения туроператора с клиентом и партнерами. Гражданско-правовой ответственности перед туристами (обязательств перед ними. – Ред .) у организации нет, так как она не является стороной договора по турпродукту.

Как работает «Турпомощь»

Претендовать на экстренную помощь могут только те туристы, которые приобрели у потерпевшего крах туроператора по выездному туризму комплексный тур (перелет, размещение, трансфер). Причем, согласно наглядной схеме «Порядок действий туристов, пострадавших от туроператоров, приостановивших свою деятельность» на сайте «Турпомощи», возможность эвакуации рассматривается только применительно к тем туристам, которые не могут самостоятельно оплатить проживание и обратный билет (все остальные могут восполнить потраченные средства по прилете, обратившись к страховщику туроператора.– Ред .).


Обратиться к «Турпомощи» можно через специальную форму заявления на сайте организации в разделе «Туристам» . Помимо указания ФИО, места нахождения и причин, по которым туроператор не решает проблему, к заявлению необходимо приложить копии паспорта и договора.

Решение об оказании туристу экстренной помощи или об отказе в ее оказании принимается объединением туроператоров в течение 24 часов.

Почему не распечатали кубышку?

На примере Ted Travel можно проследить, что делает «Турпомощь» в течение этих 24 часов. После того как туроператор объявил о приостановке деятельности, ассоциация провела совещание под председательством главы Ростуризма Олега Сафонова при участии представителей авиакомпании «Якутия» , у которой остались обязательства перед туристами Ted Travel. По итогам совещания было принято решение об эвакуации всех туристов, находящихся в Турции, независимо от их обращения или необращения в «Турпомощь» (всего заявлений было не больше 20. – Ред .).

Всю дальнейшую координационную работу взяла на себя ассоциация. Для того чтобы туристов с ваучерами не выселяли – председатель наблюдательного совета «Турпомощи», глава Ростуризма Олег Сафонов связался с Министерством туризма Турции, которое, в свою очередь, обратилось к отельерам – гости страны не виноваты, что туроператор резко приостановил свою деятельность. Частично оплатила проживание туристам принимающая компания Jazz Travel , которая также взяла на себя обязательства по предоставлению трансфера. Как отметили в «Турпомощи», делала она это из своих «репутационных интересов», ведь средства от Ted Travel им перестали поступать еще 2 августа, но они всё равно продолжали принимать туристов. Для перевозки туристов, которые хотели улететь раньше окончания срока своей путевки, задействовали допместа на бортах авиакомпании «Якутия».

При этом резервный фонд «Турпомощи» задействован не был. По словам главы организации Александра Осауленко , такой необходимости не было.

«Юридически авиакомпания должна была обеспечить перелет туристам обратно, так как у них имелись билеты. То, что у «Якутии» не было оплат от Ted Travel, – это уже их личные взаимоотношения. Нам бы нужно было подключаться финансово, только если бы перевозчик обанкротился. Кроме того, еще на первом совещании туроператоры, работающие на этом направлении, подтвердили возможность «подстраховать» основного перевозчика в случае возникновения такой необходимости», – отметил руководитель ассоциации туроператоров.

Что касается оплаты отелей, по словам заместителя главы ассоциации Сергея Голова, в адрес Ростуризма и Ассоциации «Турпомощь» поступили письма от губернатора Анталии о том, что проведена работа с отельерами по вопросу неправомерного выселения российских туристов из отелей. В результате подавляющая часть туристов смогла продолжить отдых без дополнительных финансовых затрат.

В данный момент в резервном фонде почти 400 млн рублей, и в соответствии с решением последнего съезда членов Ассоциации «Турпомощи» туроператоры поддержали необходимость признания фонда самодостаточным. В организации планируют рассмотреть возможность освобождения туроператоров от пополнения фонда со следующего года, но продолжить его наращивать благодаря процентам по вкладам. Александр Осауленко подчеркнул, что Ассоциация «Турпомощь» действует исключительно в соответствии с существующим законодательством РФ, и любые попытки выйти за рамки законодательства недопустимы. На сайте организации в нормативных документах обозначены все принципы действий Ассоциации в подобных ситуациях. Однако в нынешней ситуации, по словам главы «Турпомощи», необходимо дать дополнительные разъяснения. В связи с этим в Ассоциации пообещали в скором времени опубликовать правовые основания использования резервного фонда.

Подводя итог, отметим, что «Турпомощь» – это объединение туроператоров, которое в экстренной ситуации выполняет роль антикризисного центра, координирующего взаимодействие властей, туроператоров и их иностранных партнеров, перевозчиков. Финансовой помощи от нее туристам ждать не стоит, так как механизм выплат слишком сложный. Юристы рекомендуют гражданам осознавать свои риски при путешествии в другую страну и стараться иметь собственный денежный резерв на случай непредвиденных ситуаций.